Родственные слова – конспект

Родственные слова
план-конспект урока на тему

урок русского языка в 4 классе с детьми коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
tema.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат

Учитель начальных классов : :

2009-2010 учебный год

Тема. Родственные слова.

  • Ознакомить с признаками родственных слов;
  • Развивать умение сравнивать слова. Подбирать однокоренные слова;
  • Способствовать развитию речи учащихся;
  • Формировать орфографическую зоркость;
  • Развивать письменную и устную речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку.

использование ИКТ, рисунки гуся с гусятами, гусеницы.

В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

На дворе висит замок.

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)

Покружили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, стучат ладошками друг об дружку)

И открыли! (пальцы расцеплены)

– Давайте начнём урок с минутки чистописания. (на доске слова: Л..сной, л..сник, просека, л..совик.)

– Какая буква пропущена?

– От какого слова образованы все остальные слова? (лес)

– Чем похожи слова?

– Сегодня тема нашего урока «Родственные слова» (слайд 1)

– Запишите число, классная работа.

Лесной, лесник, лесовик.

– Докажите. Какие признаки родственных слов.

1. Слова близки по смыслу.

2. У слов общая часть – корень.

– Прочитайте правило (слайд 2)

– Выделите корень в словах, записанных в тетрадях.

IV. Продолжение изучения темы.

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появились новые слова – веточки. Эти слова назвали однокоренными. (слайд 3) А так как они все были дети одного корня – папы, то их еще назвали родственными. Общую главную часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем.

Из глубокого уважения к родителю родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный. (слайд 4)

И вот однажды появились на свете слово «ход». Нашли его люди и думают: «Что же с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня и я превращусь в большое красивое дерево»

Посадили люди слово «ход» и стало оно расти (Слайд 5: появилось дерево с веточками и корнем «ход»)

– Вот вам и задание: придумайте слова с корнем «ход» (проверка: слайд 6)

– Почему эти слова родственные?

V. Работа по учебнику .

– Откройте страницу 136, упр.21

– Прочитайте. О чем текст?

– Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

– Почему так считаете?

– Какая буква пропущена?

– Какое слово является для них проверочным.

– Запишите последнее предложение и разберите по членам предложения.

Дали Мурочке тетрадь

Стала Мура рисовать

«Это – ёлочка мохнатая

Это – козочка рогатая

Это – дядя с бородой

Это – дом с трубой».

«Ну, а это что такое

С десятью ногами

С десятью рогами?»

– Я прочитаю вам слова, а вы запишите их в два столбика к словам «гора», «горит»: горка, горение, горный, горелка, горняк, загорелся, гористый)

– А слово «горе» к какой группе подходит? (ни к какой)

VIII. Выполнение упражнения на компьютере (индивидуально)

– Выделите лишнее слово

1) Борьба, борец, бороться, воевать.

2) Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

3) Вражда, враг, противник, вражеский.

4) Дорога, путь, подорожник, дорожный.

IX. Зарядка для глаз.

– Встали, выпрямили спину, расправили плечи, улыбнулись и делаем упражнения по таблице.

Конспект занятия “Родственные и однокоренные слова”
план-конспект на тему

занятие для детей 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
rodstvennye_odnokorennye_slova_-_kopiya.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»

ТЕМА: « РОДСТВЕННЫЕ И

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЕРЫШЕВА ОЛЬГА

г. Дзержинск, 2016год

– закреплять понятия о родственных и однокоренных словах и корне как значимой части слова;

– продолжать учить нахождению родственных слов (на основе двух основных признаков) и выделению общей части слов (корня);

– учить выделять «лишнее слово в ряду предложенных и аргументировать свой ответ.

– расширять активный и пассивный словарь(за счёт родственных и однокоренных слов), связную речь;

– смысловую и образную память;

– стимулировать творческое воображение, формировать гибкость мыслительных процессов (при анализе языкового материала).

– воспитывать интерес к родному языку, любознательность;

– формировать творческую активность, навыки культуры общения.

Ответьте на вопрос одним словом. Найдите в вопросе слово, родственное ответу.

– Кто летает на самолете и управляет им?

– Кто плавает на морских кораблях?

– Кто работает на заводе?

– Кто охраняет границы нашей Родины?

– Кто работает на тракторе?

– Кто продает игрушки в магазине?

Друзья! Наша задача такова –

Открыть всем, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют!

– Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака из множества водяных капель. А слова сделаны из своего «строительного материала». «СТРОИТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ» ДЛЯ СЛОВА называются МОРФЕМАМИ. Их четыре. Назовите известные вам морфемы.

Отгадать кроссворд: 1 . изменяемая часть слова. 2.часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. 3. часть слова, которая находитсяпосле корня и служит для образования новых слов. 4. главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов

Откройте конверт и прочитайте о каких словах мы будем говорить.

(СЛОВА, КОТОРЫЕ БЛИЗКИ ПО СМЫСЛУ И ИМЕЮТ ОБЩУЮ ЧАСТЬ, НАЗЫВАЮТСЯ РОДСТВЕННЫМИ)

Сегодня мы будем говорить о самой главной морфеме – это корень слова.

Корень слова – главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова .

Сегодня мы с вами отправимся в «Путешествие по родственным словам»

Вы готовы к путешествию? тогда в путь!

Первая станция «НАБЛЮДАЙКА»

Слова, как родные, похожи чуть-чуть.

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

На доске стихотворение: Прочитать каждому по строчке

Л-ска, л-сонька, л-са!

Ты в каких живешь л-сах?

Л – сий хвост замёл следы.

Где л-сичка? Видел ты?

– Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?

– Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах?

– Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?

2. Работа над основной целью урока.

– Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, он не хочет без родственников жить.

(на доске плакат с текстом):

Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу летом! Цветут цветы, птицы поют замечательные песни. Перешел он через ручеек,

Дошел до озера и увидел лесника. Лесник обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к лесничему, поздоровался с ним и спросил, где ему родственников искать?

– Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС родственные слова? Выпишите их в тетрадь. ЛЕСНУЮ, ЛЕСУ, ЛЕСНИКА, ЛЕСНИЧЕМУ

– Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов.

Вы его в словах найдите, Аккуратно выделите.

.Отгадывание ребуса: Смор1а. Логопед. Какое слово зашифровано на доске? (Смородина, картинка) Ознакомление со словарным словом и его написанием на эмоционально-образной основе

Что произойдет со словом смородина, если убрать его первый слог? (Получится слово РОДИНА) Послушайте стихотворение и назовите какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

Если скажут слово РОДИНА,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, РОДНАЯ улица,

Толстый тополь у ворот.

Вся РОДНЯ моя любимая,

РОДСТВЕННИКИ здесь и там !

РОДИНА бывает разная, но у всех она одна!

Какие слова в тексте стихотворения звучат похоже на слово РОДИНА?(РОДИНА – РОДНАЯ, РОДНЯ, РОДСТВЕННИКИ).

Давайте расположим эти слова на нашем «ЧУДО – ДЕРЕВЕ»

На доске вы видите «чудо-дерево» из необычного словесного сада, а мы с вами, работая дружно, сможем «посадить» и «вырастить» ещё много разных «чудо-деревьев» с листьями – однокоренными словами.

Прослушайте стихотворение . Запомните и назовите близкие по смыслу слова. Расположите их на дереве. Как растут слова?

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот ещё посадк и рядом,

С ним садовник идет.

Гулять в саду словесном. Запишите однокоренные слова на вашем «ЧУДО- ДЕРЕВЕ»

. Молодцы! Отправляемся дальше.

– Здесь нам приготовили вот такое задание

Найди и подчеркни общую часть в каждой группе слов.

Задание по карточкам с рисунком. Записать слова и подчеркнуть корень

Продолжим путешествие. Следующая станция «УЗНАВАЙКА»

Рассказ «РОДСТВЕННИКИ» ЛОГОПЕД показывает детям рисунок и читает рассказ ЛОГОПЕД. Показываент детям рисунок и читает рассказ «РОДСТВЕННИКИ»

– Я – ГУСЬ, ЭТО – ГУСЫНЯ, ЭТО – НАШИ ГУСЯТА. А ТЫ КТО?

_- А Я ВАША ТЕТЯ ГУСЕНИЦА.

Права ли Гусеница? Почему её нельзя принять в эту семью родственных слов?

Упражнение детей в умении выделять из ряда родственных слов лишнее слово.

Логопед: Закройте глаза и прослушайте несколько слов. Затем назовите одно слово, которое не подходит ко всем остальным:

БУЛКА, БУЛОЧКА, БУЛОЧНИК, ХЛЕБ, БУЛОЧНАЯ;

КОТ, КОТИК, КАТОК, КОТИЩЕ, КОТ

Выполним задание по карточкам. НАЙДИ НЕРОДСТВЕННОЕ СЛОВО.

Похожи ли эти слова по значению.(Да, похожи). Придумайте предложение с «заблудившимися» словами. Какой вывод можно сделать об исключенных вами словах?

( Эти слова, хотя и являются близкими по значению, не являются родственными, имеют другой корень, не похожий на корень родственных слов.)

ЛОГОПЕД: На какие принципы нужно полагаться при нахождении родственных слов? Что следует учитывать при объединении слов в группу «родственников»? (И общий корень, и сходное значение).

Следующая станция « ПОИГРАЙКА»

ЛОГОПЕД : Мама сыплет соль в солонку.

Масло я кладу в . (маслёнку)

Много хлеба в хлебнице,

А конфет в . ( конфетнице).

Вот салат в салатнице,

А сухарь в . (сухарнице).

Всё разложим по местам, а теперь закончи сам!

ИГРА С МЯЧОМ . Раз, два, три, четыре, пять! Идём родственников звать.»

« Назови слово – родственник»

Придумала я три словечка:

РЕКА, РЕЧЕНЬКА И РЕЧКА.

Ну, а хитренький мальчонка подсказал слово . (РЕЧОНКА)

Бородатый старичище вдруг назвал слово . (РЕЧИЩЕ).

А с косичками девчушка слово вспомнила . (РЕЧУШКА)

У реки песок какой? Все ответили .. (РЕЧНОЙ)

На реке цветы какие? Ну, конечно, же . (РЕЧНЫЕ)

А вода в реке какая? Ясно всем она . (РЕЧНАЯ)

Тот, кто очень добрый, – . (добряк).

Тот, кто очень сильный, – . (силач)

Тот, кто очень храбрый, – . (храбрец)

Тот, кто очень мудрый, – . (мудрец)

Тот, кто варит, – . (повар)

Тот, кто помогает, – . (помощник)

Физкультминутка( игра на развитие слухового внимания)

ИГРА «Дружать – не дружат»

(Дети встают парами. Логопед называет пару слов, если они являются родственными – дети берутся за руки, а если нет, то отворачиваются.

СЛОВА: САД – САДОВНИК

Следующая станция «ДУМАЙКА»(упражнение детей в употреблении родственных слов в составе предложений )

ЛОГОПЕД: У вас на партах лежит конверт с яблоками разных цветов.

Посмотрите, что чудесного в яблоках?

ДЕТИ: На них написаны родственные слова.

ЛИСА, ЛИСЯТА, ЛИСЬЯ НОРА. БЕРЁЗА, ПОДБЕРЁЗОВИК, БЕРЁЗОВАЯ РОЩА.

ГОСТЬ, ГОСТИЛ, ГОСТИНИЦА. КОРМИТЬ, КОРМ, КОРМУШКА

ЛОГОПЕД: Вам нужно из слов, написанных на яблоках,, составить предложения. Кто будет готов, поднимите руку.

Примерные: ( Лиса с лисятами жили в лисьей норе. Под берёзой вырос подберёзовик. Гость гостил в гостинице. Я кормлю птиц из кормушки.

ЗАДАНИЕ по карточкам. Из данных вразбивку слов составьте предложения. Устно и прочитать.

УПРАЖНЕНИЕ, направленное на использование родственных слов детьми в собственной речи. Учить детей пересказывать тексты с установкой на то, что слова- «родственники», которые дети должны найти сами не должны «потеряться».

Осенью дедушка посадил в нашем саду кустики малины.

Он сказал: «Скоро у нас у нас будет малинник. Малинка – полезная ягодка».

Весной мы заметили, что какая-то птичка свила в малиннике гнездо.

Это была малиновка. Всё лето мы лакомились малиной, а бабушка сварила

душистое малиновое варенье.

Пересказ текста по «цепочке»

РЕБЯТА, как бы вы дополнили фразы, относящиеся к теме занятия(на доске записаны)

«СМОТРИ В КОРЕНЬ. в этом выражении заключена современная форма слова

«ЗРИ В КОРЕНЬ. В этом выражении заключена устаревшая

Продолжите предложение: «Смотри в корень и определяй значение слов».

Запишите вы вод в тетрадях.

Вот мы и добрались до конечного пункта нашего маршрута. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и вам присваивается почётное звание «ЗНАЙКИ»

ИТОГ. 1. Чему вы научились сегодня на занятии?

Что вам осталось непонятным на занятии?

Какие задания вам особенно понравились, запомнились?

Поднимите желтый смайлик, кто считает, что работал на «отлично».

Смайлик красного цвета, кто считает, что на «хорошо»,

Слово педагога

Автор: Ильющенкова Светлана Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Развилковская СОШ
Населённый пункт: Ленинский район Московской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект урока по теме:Что такое родственные слова?
Дата публикации: 01.01.2020
Раздел: начальное образование

Ильющенковой Светланы Алексеевны

Учебный предмет Русский язык

Тема. Что такое родственные слова?

: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов;

развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Задачи:1) образовательная: научить определять родственные слова, выделять общую

2) Развивающая: развивать умение находить и выделять общую часть в словах,

развивать мышление, речь;

3) воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность .

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать

родственные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое

мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

– Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных

Регулятивные: Организовать своё рабочее место, оценивать правильность выполнения

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, выслушивать друг друга,

договариваться , работая в паре, в группе

Познавательные: Формирование логических умений: анализа и синтеза,

доказательства, сравнение с образцом, понимать информацию, представленную в виде

I Организационный момент

С улыбкой встретим мы гостей

И скажем хором: «Добрый день!»

Друг другу улыбнемся

И делом мы займемся.

II. Актуализация знаний

ЛлЛлЛлЛллели ло ля ел ил ол ял

Лиса, лисица, лисонька, лисий, лист

2. Орфографическая минутка

– Написание какого словарного слова из стихотворения вы знаете? <Яблоко.)

– Составьте предложение со словом яблоко. Подчеркни в нем основу.

– Какие еще словарные слова вам встретились в этом тексте (Воробей,

Самоопределение к деятельности

(Учитель читает текст.)

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница.

О! Здравствуйте! Вы кто?

Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А вы кто?

А я ваша родственница — гусеница.

-Ребята, кого называют родственниками?

(Тех, кто живет вместе, одна семья, имеет одну фамилию.)

Родственники — это родные люди, у них есть много общего: общие родители,

бабушки, дедушки. Они часто похожи внешне.

-Ребята, как вы думаете, права ли гусеница, считающая себя родственницей

-Почему? Кого можно здесь назвать родственниками?

(Гуся, гусыню, гусят.)

Среди слов тоже есть «родственники».

Работа по теме урока

-Откройте учебники на с. 58. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Что такое

– Прочитайте текст. (Читает ученик с хорошим навыком чтения.)

– Чем похожи выделенные слова? (Предположения детей.)

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы

высказали предположения? Назовите два признака родственных слов. (Общая

часть и близкое значение.)

– Прочитайте слова первой группы. Можно ли эти слова назвать родственными?

(Да. Есть общая часть, и эти слова близки по значению.)

(Аналогично разбирают остальные слова.)

– Выполните письменное задание.

Мы колени поднимаем

— Шаг на месте выполняем.

Выше ноги! Стой, раз, два!

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

Десять раз подпрыгнуть нужно,

выше, скачем дружно!

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Закрепление изученного материала

– Послушайте текст и запомните однокоренные слова.

Лошадь — это обычное название хорошо знакомого всем домашнего

животного. Если же хотят сказать о лошади ласково, с любовью говорят:

лошадушка. Невзрачная, низкорослая, слабая — это всего-навсего

лошадёнка. А игрушка у маленького мальчика — лошадка.

– Какие однокоренные слова вы услышали в тексте? (Лошадь, лошадушка,

– Какие еще однокоренные слова вы можете назвать? (Лошадиные.)

Выделите корень в словах.

Работа в парах. Взаимопроверка

(На доске записаны слова.)

Жарко, жарится, печется.

Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

Чайка, чайник, чайный.

Лес, лестница, лесничий.

– В каждой группе зачеркните лишние слова, оставьте только однокоренные

слова. (Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестны.

– (Самопроверка. Самооценка с помощью «светофора».)

Подведение итогов урока

– Что нового узнали на уроке?

-Какие два условия должны выполняться, чтобы слова mожно было назвать

родственными? Что общее у синонимов и родственных слов? (Общее значение.)

Выполнить упр. 79 (с. 59).

Записать еще 2 группы родственных cлов.

Анализ приведенного урока

Урок усвоения новых знаний.

Конспект урока составлен грамотно с учетом

полностью соответствует теме и целям урока. Все задания направлены на отработку

постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает

задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.

задания на повторение и закрепление знаний. Все этапы урока логически выстроены и

взаимосвязаны друг с другом. Учитель организует работу индивидуальную, в парах,

консультирует учеников. Ученики сами оценивают результаты своей деятельности и

Конспект логопедического занятия “Корень слова.Родственные слова”.

Тема: Корень слова. Родственные слова. Цель: Закрепить у детей представления о родственных связях слов.

учить детей навыку подбора родственных слов;

учить правильно находить общую часть родственных слов;

учить умению дифференцировать слова, имеющие омонимичные корни.

развивать слуховое восприятие и память;

развивать мелкую моторику;

уточнять и активизировать словарный запас.

развивать навык самостоятельности и самоконтроля;

развивать чувство взаимопомощи;

прививать заботу о птицах

Знать о роли корня, как главной части слова; знать о единообразном написании корня в однокоренных словах; знать, что не всегда однокоренные слова являются родственными.

Уметь ; выделять корень в родственных словах; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; уметь понимать смысл слова, заключённый в корне.

Личностные: осуществляется развити е слухового и зрительного восприятия и внимания, развитие мыслительных операций ; синхронизации работы полушарий, что способствует улучшению запоминания, повышению устойчивости внимания, а, следовательно, увеличению эффективности работы головного мозга.

Метапредметные: развитие умения планировать своё поведение (речевое и неречевое), развитие коммуникативных умений, осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки в процессе коммуникативной деятельности.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации к обучению, осознание цели работы на занятии формирование активной учебной позиции; развитие умения работать в группе, умения оценить работу других учащихся на занятии, воспитание чувства взаимопомощи.

Регулятивные УУД: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу в ходе выполнения задания, формирование умения определять последовательность действий с учётом конечного результата, развитие навыков само- и взаимо контроля при сравнении своей деятельности с данным образцом с целью нахождения неточностей и ошибок и их исправления, формирование умения оценить результаты работы, формирование умения к саморегуляции.

Коммуникативные УУД: формирование умения продуктивно сотрудничать с педагогом и сверстниками в ходе выполнения заданий, формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в групповом обсуждении задания с учётом мнения других детей.

Познавательные УУД: формирование способности принимать и сохранять учебную цель и задачи в ходе занятия, формирование умения использовать знаково-символические средства для выполнения практических заданий; формирование универсальных учебных действий.

1. Организационный момент.

Игра « Четвёртый лишний»

Прослушайте ряд слов. Назовите лишнее и объясните, почему оно не подходит к остальным словам:

желток, железный, жёлтый, желтеть;

носильщик, нос, носатый, носовой;

часовщик, часть, час, часики;

циркуль, циркач, цирк, цирковой;

лошадь, жеребенок, лошадиный, лошадка;

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?

Сегодня на занятии мы будем говорить о родственных словах.

3. Игра « Правильно сосчитай»

У каждого ученика фишки. Логопед выразительно читает стихотворение. Затем читает снова уже медленно, а учащиеся откладывают фишку каждый раз, когда услышат родственное слово, стараясь запомнить его. Далее подсчитывается количество фишек у каждого игрока и определяется предположительное число родственных слов.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том.

Мать, отец и скворушка-

Кормит матушка скворчат

Целый день птенцы кричат:

«Мы хотим добавку,

Проверка: – Сколько фишек отложили? (отвечает каждый ученик)

– Какие родственные слова встретились вам в стихотворении?

– Выделите корень в данных словах.

Ребята, что такое скворечник?

Зачем люди вешают скворечники на деревья?

Совсем скоро наступит весна, перелетные птицы будут возвращаться в родные места и люди должны подготовиться к прилету птиц: построить скворечники, чтобы им было где поселиться и завести птенцов.

Конспект интегрированного занятия «Родственные слова»

«Родственные слова».

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

(Показано на городском методическом объединении логопедов.

Цель:

1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.

2. Развивать образное и логическое мышление.

3. Закреплять полученные графические навыки.

4. Развивать монологическую и диалогическую речь.

5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».

6. Познакомить с понятием « родственные слова ».

7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.

8. Показать, как образуются новые слова.

9. Закреплять навык слогового чтения слов.

Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка… Смотреть фото “Дидактический материал к занятию “Родственные слова”.

Ход занятия

I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.

Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.

Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.

Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)

Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных). Докажите это.

Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)

Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.

В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:

Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.

Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)

Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.

Логопед предлагает детям помочь. ( А тот все приговаривает)

Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».

Дети отправляются на поиски.

II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.

Дети интересуются, разве бывает такое?

Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку ( см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.

Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».

Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).

Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:

море, моряк, мороз, морской

Рыба, рыбка, рыбак, рычать

Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка

Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).

Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).

Дети находят слова- родственники

Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.

Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:

Город – городок – городской – города, гора – горный – горочка – гористый – горка

Рис – рисовый – рисинка – рисовод, рисовать – рисование-рисунок-рисуночек

Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.

Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове – корень. ( Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».

Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.

Приложение

Стихи:

Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатими к врачу, Дети называют членов “семьи” грач – грачиха – грачата

Прививки делать им пора

Для укрепления пера ».

«Га – га – га», – гогочет гусь:

«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня – гусята

На гусят и на гусыню

Я гляжу, не нагляжусь».

Сказка садовника:

Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).

Рассказ тетушки – воды.

Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?

Конспект урока на тему “Родственные слова”

Урок – путешестие по русскому языку обобщения знаний по теме родственные слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему “Родственные слова”»

ТЕМА РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Цель: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.

Задачи: Формировать УУД:

Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания – незнания); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи.

Оборудование для учителя: презентация по теме «Слово и формы этого слова. Родственные слова», иллюстрации медведей, три контурных изображения корзин, карточки с рисунками для дидактической игры.

Оборудование для учеников: рабочая тетрадь, раздаточный материал (шаблон для стула, слова: стул, стульчик, на стуле, на стульчике, под стулом, под стульчиком, у стула, у стульчика); клей-карандаш, карточки с рисунками для дидактической игры, жетоны жёлтого и красного цветов.

(на экране 1 слайд)

После заседания клуба «Ключ и Заря» Мише приснился страшный сон:

– Я ничего не различаю: не могу сказать, где ЭТО слово, а где ДРУГОЕ… Кошмар! Что же мне делать?!

Вдруг в сон Миши проникла волшебница:

– Я помогу тебе избавиться от кошмаров, если ты, Миша, примешь мои условия.

(Как вы думаете, ребята, примет ли Миша условия волшебницы?)

– Вот мои условия. Ты должен быстро читать, много думать, красиво писать, чётко отвечать на вопросы. За каждое выполненное задание ты будешь получать жетон. Самое верное лекарство от ночных кошмаров – это упражнения и тренировка. Начнём тренировку, а ребята нам помогут. Прочтите тему урока: «Слово и формы этого слова. Родственные слова». Поставьте цель. (Должны научиться различать формы одного слова и родственные слова). Начнём!

(на экране 2 слайд)

– Перед вами слова: избушка, дом, изба, избёнка. Какое слово «лишнее» в данном ряду? Почему? -Запишите в тетрадь слова: «изба, избушка, избёнка». Можно ли данные слова назвать родственными или это формы слова «изба»?

– Миша рассудил так: изба, избушка и избёнка внешне не очень похожи друг на друга, но имеют одинаковую форму, значит, это формы слова «изба». Согласитесь ли вы с Мишей? Чтобы доказать свою точку зрения обозначьте у слов окончание и основу.

– Сделаем вывод: слова «изба, избёнка, избушка» – не являются формами одного слова, так как у слов разная основа.

– Как вы, ребята, думаете, кто может обитать в этих домах?

(В избе живёт красна – девица, в избёнке – гном, Мышка-Норушка, в избушке – заяц, медведь).

Попробуем заглянуть в избушку.

(на экране 3 слайд)

– Кто же здесь всё-таки живёт? Из какой сказки эти медведи?

Назовите обитателей избушки по имени отчеству.

(Медведь – Михайло Потапович, медведица – Настасья Петровна, медвежонок – Мишутка).

– Слова «медведи, медведь, медведица, медвежонок» – это формы одного слова или родственные слова?

– Миша, поразмыслив, решил: Медведи – медведь, медведица, медвежонок – это одна семья, значит и слова из одной семьи, они родственные, у них общая значимая часть – медведь.

– Запишите слова в тетрадь, выделите окончание, основу. Попытайтесь подтвердить слова Миши или опровергнуть их.

– Делаем вывод: слова «медведь, медведица, медвежонок» – родственные, так как имеют разные основы, общую значимую часть «медведь». А слова «медведи, медведь» – являются формами одного слова, так как имеют одинаковую основу и разные окончания.

– Чтобы больше не делать ошибок попросим помощи у Мишиной сестры – Маши.

(на экране 4 слайд).

– В избушке медведей Маша увидела много разных вещей. Чтобы помочь своему младшему брату разобраться в трудностях русского языка, Маша предложила игру «Кому, кому, только одному!». У вас на столе карточка с иллюстрацией. По классу развешены картинки с героями сказки «Три медведя». Нужно раздать медведям подходящий для них предмет и назвать его так, как бы назвал

герой: медвежонок – «ложечка», медведица – «ложка», медведь – «ложища» и так далее. Маша показывает карточку с иллюстрацией, произносит слова «Кому, только одному!», тот, у кого на столе карточка с таким же предметом подходит к тому медведю, которому этот предмет принадлежит, называет его, имитируя голос героя.

– По ходу игры учитель от имени Маши, задаёт вопросы по теме урока:

«чайник, чайничек, чайнище» – это слова родственники или формы слова «чайник»?

Образуйте формы слова «платье»

Образуйте разные родственные слова для слова «огурец» и т.п.

(на экране 4 слайд)

– Миша, спросила брата Маша, – «стол» и «стул» – это разные слова или формы одного слова? Миша задумался, а вы, ребята, как считаете?

(Это разные слова, так как обозначают совершенно разные предметы.)

– Со столом всё понятно, а вот как быть со стульями, их вот сколько – растерянно сказал Миша. (На экране 5 слайд)

– Помогите мне, пожалуйста, разобраться, где разные родственные слова, а где их формы. С чего начать, я и не знаю!

(Найдём начальную форму слов. Слова – названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы Кто? Что? и стоят в форме единственного числа. «Стул», «Стульчик» – это разные родственные слова, потому что имеют разные основы.)

– У каждого из вас на парте контур стула, «сколотите» из слов – дощечек мальчики – «Стул», девочки – «Стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Выделите в словах окончание, основу, проговорите про себя вывод. На всю работу вам даётся 2 минуты.

– Проверим, что у вас получилось. (На экране 6 слайд).

Делаем вывод: формы одного слова имеют одинаковую основу и разное окончание.

(на экране 7слайд)

– Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. – Сказала Маша. Да только я тоже не зевала, пока вы работали. Посмотрите, какой чудесный рассказ я составила. Что такое, куда исчезли все предложения? Почему-то остались только разные слова. Ребята, отыщите разные родственные слова, формы этих слов. Используя иллюстрацию, составьте текст с данными словами, можно работать в паре. Договоритесь, кто из пары расскажет текст.

– Почему в речи используют не только формы слов, но и разные родственные слова?

(Чтобы наша речь была красивой, разнообразной…)

– Миша, ты понял, как отличить формы слова от родственных слов? (На экране 8 слайд)

– Я-то понял! А вы, ребята, можете дополнить моё высказывание: Формы слова отличаются ____________________ (окончанием), а вот ________________ (основа) у них всегда

одинаковая. Родственные слова имеют общую значимую часть ___________ (корень), а вот основа у них всегда ___________(разная).

– Миша, ты выполнил все мои условия, пришла пора просыпаться. – Проговорила волшебница. Но мне кажется, нужно поблагодарить героев сказки за помощь, которую они тебе

оказали. Предлагаю подарить каждому из них по корзине ягод.

– А где же мне взять сейчас ягоды? – удивился Миша.

– Ребята, может быть, вы подскажете?

(Наши жетоны красного и жёлтого цвета, они похожи на ягоды.)

– Возьмите жетоны, которые вы сегодня заработали во время урока, наклейте их в корзинку: 1ряд – для Медведя, 2 ряд – для Медведицы, 3 ряд – для Медвежонка.

– Хорошо ли мы с вами усвоили тему урока?

(В корзинках есть неспелые ягодки)

– На следующем уроке мы продолжим разговор на тему «Слово и формы этого слова. Родственные слова».

Урок «Слово и формы этого слова. Родственные слова» первый по теме. Всего на эту тему отводится 3 часа. Перед изучением данной темы учащиеся 2 класса знакомятся с начальной формой слова, учатся различать формы одного слова, знакомятся с разными родственными словами. На данном уроке впервые дети видят родственные слова и формы одного слова одновременно. Различение этих слов составляет большую трудность для второклассников, поэтому свой урок я попыталась выстроить в соответствии с игровой технологией, которая позволяет ненавязчиво, используя различные игровые приёмы добиться хороших результатов. Так же используется технология проблемного диалога. Содержание всего урока тесно связано с использованием ИКТ. Презентация являет собой и структуру урока, и контролирующий компонент, и наглядность, и дидактическую игру, и интригу, которая удерживает внимание детей в течение всего занятия.

Каждый слайд содержит и развивающее, и обучающее задание:

Цель урока: Создать условия для сравнения разных форм одного слова и родственных слов.

Слайд 1: Начало интриги, проблема, которую Миша не может решить самостоятельно: не могу отличить, где ЭТО слово, а где ФОРМЫ этого слова. Миша вместе с ребятами принимает условия волшебницы.

Слайд 2: На слайде слова «Изба, избушка, дом, избёнка». Дети вычленяют «лишнее» слово. Ведётся лексическая работа со словом «дом». После объяснения «лишнее» слово исчезает с экрана. Появляются изображения избы, избушки, избёнки. Продолжается лексическая работа на понимание значения данных слов. Затем дети записывают слова в тетрадь, самостоятельно выделяют окончание, основу, корень. После чего, следует проверка, на экране по ходу детского объяснения появляются части слов: окончание, основа и корень. Формулируется вывод: эти слова родственные, у них разная основа и общая значимая часть – корень. Каждый из учащихся берёт жетон: если справился, сделал всё без ошибок – красного цвета, есть ошибки – жёлтого.

Слайд 3: После обсуждения вариантов «Кто может жить в данных домах?» детям предлагается заглянуть в избушку. На стене в избушке висит портрет медведей, после того, как дети вспомнят название сказки и назовут обитателей дома, появляются надписи: «медведи, медведь, медведица, медвежонок». Миша, выслушав вопрос, делает вывод: Медведи: медведь, медведица и медвежонок – одна семья, значит и слова – родственные. Дети записывают слова в тетрадь, самостоятельно выделяют окончание, основу, корень, рассуждая, доказывают свою точку зрения, по ходу обсуждения идёт проверка на экране. После фронтальной проверки – самооценка (жетон). Чаще всего, ученики 2 класса допускают ошибки в заданиях такого рода, плохо различают родственные слова и формы оного слова. В данном упражнении есть «ловушка», поэтому целесообразно сделать ученикам подсказку в виде схем-моделей: если у слов разные основы, то эти слова родственные, если у слов основы одинаковые, но разные окончания, то это формы слова.

Слайд 4: Дидактическая игра «Кому, только одному!»

Цель игры сменить вид деятельности, подвигаться и закрепить понятие «родственные слова».

На столах учеников различные карточки с изображением предметов разных по размеру: кружки, ложки, чайники, морковь… По классу развешены картинки с героями сказки «Три медведя»: Медведь-папа,медведица – мама, медвежонок. Нужно «раздать» медведям подходящий для них предмет и назвать его так, как бы назвал герой: например, медвежонок – «ложечка», медведица – «ложка», медведь – «ложища»… У учителя свой набор тех же карточек, он показывает карточку с предметом, произносит слова «Кому, только одному!», тот, у кого на столе карточка с таким же предметом подходит к тому медведю, которому этот предмет принадлежит, называет его, имитируя голос героя. По ходу игры учитель от имени Маши, задаёт вопросы по теме урока:

«чайник, чайничек, чайнище» – это слова родственники или формы слова «чайник»?

Образуйте формы слова «платье».

Образуйте разные родственные слова для слова «огурец» и т.п.

После игры ученики оценивают себя жетонами.

Слайд 5: После обсуждения провокационного вопроса «Стол и стул – разные слова или формы одного слова?» снова идёт работа на различение слов родственников и форм одного слова. Миша просит помочь ему разобраться, где разные родственные слова, а где их формы.

На экране в беспорядке записаны слова: стул, стульчик, на стуле, на стульчике, у стула, у стульчика, под стулом, под стульчиком. У учеников на столах так же имеются эти слова, записанные на маленьких листочках-«дощечках». А так же есть контурное изображение стула. Задание: «сколотить» из слов – дощечек мальчикам – «стул», девочкам – «стульчик», подобрав к слову в начальной форме другие формы этого слова. Слова приклеить на контурное изображение, выделить в словах окончание, основу. На всю работу даётся 2 минуты. Затем следует проверка, на экране по щелчку «мыши» слова формы расставляются в два столбика: стул, на стуле, под стулом, у стула и т.д. после проверки каждый ученик берёт себе соответствующий жетон.

Слайд 6: Задание творческого характера предполагает составление текста по имеющимся словам. На экране иллюстрация, предположительное количество предложений, предлоги и формы родственных слов. Учащиеся в паре обсуждают вариант текста, затем озвучивают наиболее удавшийся вариант. Здесь же ведётся отработка понятий родственные слова, формы слова, их различие. Жетон соответствующего цвета берёт тот, кто рассказывал текст.

Слайд 7: Заключительный слайд, своеобразный тест, дети дополняют высказывания Миши, пишут в тетради пропущенные слова-понятия, на экране после обсуждения заполняются пропуски, самооценка – жетон. После всех выводов, учитель предлагает детям отблагодарить трёх медведей – собрать ягоды в корзину для каждого героя. Ягоды – жетоны жёлтого и красного цвета. Каждый ряд собирает «ягоды» для своего медведя. Корзины с «ягодами» это своеобразная рефлексия, формальный показатель усвоения материала. Наличие жёлтых «ягод» – предпосылка к дальнейшей работе над этой темой.

Читайте также:  Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка
Ссылка на основную публикацию