Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе»

Наталья Иванова
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка детей к школе»

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

– Вот и начинается последний год пребывания ваших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

Есть общие подходы к подготовке детей к школе (параметры готовности):

Физическая готовность подразумевает

– Хорошее состояние здоровья,

– уровень развития двигательных и физических качеств (ловкость, увертливость, быстрота, сила, выносливость и др.).

– уровень развития культурно – гигиенических навыков и привычек

-закаливание организма, выносливость, хорошая сопротивляемость к заболеваниям

– Хорошо развитая мелкая моторика руки (для письма).

Ведущей деятельностью становится – учебная. Для этого необходимо сформировать навыки учебной деятельности:

-Умение слушать и слышать и воспринимать информацию.

(Какие требования предъявит учитель к вашему ребёнку?

Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребёнок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель даёт задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребёнок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребёнка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения!

И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего ребенка работать в коллективе, слушать, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае не привлекать к себе внимание плохим поведением.

– Умение планировать свою деятельность, готовить и убирать свое рабочее место.

– Знания, широкий кругозор, эрудиция, умение ориентироваться в окружающем мире

– Высокий уровень развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).

– Уровень мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнения, обобщения, смекалка).

– Уровень специальных навыков (грамота, математика, развитие речи и тд.)

Мотивационная, волевая, эмоциональная

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные, и желание учиться (мотивационная готовность). Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать», без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет. Подготавливая ребёнка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Так что же необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу? -Вы узнаете из этих памяток (раздать родителям и дать время прочитать).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ.

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свое село, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая -левая сторона, верх- низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.

17. Различать гласные и согласные звуки.

18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги,

прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).

23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны (желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

1. Конкурс “Разминка” взрослым предлагается игра “Да-нет”, в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо “да”, либо “нет”.

*** 1. Ноль меньше трех (Да.)

2. Год начинается в марте (Нет.)

3. Земля квадратная (Нет.)

5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

6. “А”- последняя буква в алфавите? (Нет.)

7. Звук [М]- гласный (Нет.)

8. Буква “Е” состоит из двух звуков? (Да.)

9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

*** 1. Неделя начинается со вторника (Нет.)

3. Градусником измеряют длину (Нет.)

4. Может ли быть пятница после четверга (Да.)

5. У пятиугольника шесть сторон (Нет.)

6. “Я”- первая буква в алфавита (Нет.)

7. Предложение начинается с большой буквы (Да.)

9. Ударный звук всегда гласный (Да.)

3. Конкурс “Познавательный”

Ведущий: «В этом конкурсе каждой команде необходимо ответить на 15 вопросов»

*** 1 команда 1. Сколько месяцев в году? Перечислите. (12

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .

3. Дом автомобиля? (Гараж) .

5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .

6. Номер телефона скорой помощи? (03) .

7. Жгучая трава? (Крапива) .

8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .

9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .

10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .

11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .

13. Закончите пословицу «Сделал дело…»? (Гуляй смело).

*** 2 команда 1. Сколько дней в неделе? Перечислите. (7

2. Мама телёнка? (Корова) .

3. Дом совы? (Дупло) .

5. Прибор для стирки белья? (Стиральная машина) .

6. Номер телефона пожарных? (01) .

7. Какой травой лечат раны? (Подорожник.)

8. Что значит «бить баклуши»? (Бездельничать) .

9. Когда листья опадают? (Осенью) .

10. Когда появляются подснежники? (Весной) .

11. Назовите части суток? (Утро, день, вечер, ночь) .

12. У какого дерева бывают сережки? (Берёза) .

13. Закончите пословицу «Любишь кататься – …»? (Люби и саночки возить) .

Вот видите, даже вы, зная казалось бы все, справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите “добыть” недостающие знания.

Упражнение «Согни листок»

Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения.

Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?

Почему? Идёт обсуждение.

Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Упражнение «Потребность в любви»

Присутствующие делятся на две группы. Одни- «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается.

Вопросы для обсуждения.

Что вы чувствовали? Чему научило вас это упражнение? Высказывания участников.

Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.

• Помогите своему ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

• Приучайте ребенка содержать свои вещи в порядке.

• Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

• Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

• Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

• Приучайте ребенка к самостоятельности.

• Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Родительское собрание «Подготовка детей к школе» Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе. Повестка.

Родительское собрание «Психологическая готовность к школе детей подготовительной группы ДОУ» Родительское собрание «Психологическая готовность ребенка к школе». Актуальность: Данная разработка будет полезна как воспитателям детских.

Родительское собрание совместно с учителями начальных классов и детьми «Подготовка детей к школе» Родительское собрание совместно с учителями начальных классов и детьми подготовительной к школе группе. Тема собрания: «Подготовка детей.

Родительское собрание в подготовительной группе «О подготовке детей к школе» О ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Цель: установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки к школе. Задачи:.

Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Подготовка руки дошкольника к письму» Форма проведения: семинар-практикум. Участники:.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовимся к школе вместе» Родительское собрание подготовительной группе Тема: «Готовимся к школе вместе». Цель: Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребенка к школе» Цель: создание условий для включения родителей будущих.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовим детей к школе. Что это значит?» Задачи: • Ознакомление родителей с критериями готовности ребёнка к школе. • Оценка родителями степени готовности своего ребёнка к школе.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Развитие коммуникативных навыков у детей 6–7 лет» Здравствуйте, уважаемые родители! Начинается новый учебный год, посвященный в большей степени подготовке детей к школе. Ребятишки за время.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе “Готовность ребенка к школе”
материал (подготовительная группа) на тему

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
rod_sobr_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx31.54 КБ
skoro_v_shkolu.ppt250 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрания в подготовительной к школе группе «Земляничка» МБДОУ «Хвощевский детский сад»

«Готовность ребенка к школе»

Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению; построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке к школе.

  1. Вступительное слово (актуальность проблемы).
  2. Презентация «Скоро в школу». (Интеллектуальная, нравственно – волевая, личностная психологическая и физическая готовность ребенка к школе; рекомендации родителям)
  3. Выступление психолога Хвощевской школы Лакеевой В.Г..
  4. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
  5. Разное.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем собрании.

Вот и наступил последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Как подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник?

Презентация «Скоро в школу»

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей будущих первоклассников: «Что значит «ребёнок готов к школе?»

К сожалению, некоторые родители считают, что основное при подготовке к школе – научить читать, считать, писать. Правильнее развивать познавательную активность будущего ученика. С 6 до 7 лет с ребенком происходят значительные перемены – он стремительно растет, меняется его поведение. Дети готовы расширить круг общения, у них складывается определенный уровень притязаний и даже амбиций.

Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признаётся всеми взрослыми.

Интеллектуальная готовность к школе.

Попробуйте сами оценить механическую память ребенка. Четко проговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяло, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребенка повторить те слова, которые он запомнил. По средним показаниям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвертого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше двух слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты пониже среднестатистических, тренируйтесь с ребенком в каждую свободную минутку.

Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединенных логической связью. Речка – море – океан; груша – яблоко – апельсин и т.д. предложите ребенку запомнить 5-6 таких цепочек, произнеся их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите вспомнить ребенка остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.

Чтобы ребенок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чем был просмотренный мультфильм

Способность обобщать хорошо тренировать в игре с картинками (которые можете нарисовать сами). Предложите ребенку четыре картинки: кресло, диван, стол, тарелка. На одних из них предметы, которые можно определить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребенок прокомментирует выбор «лишней картинки».

Память, как и внимание можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребенка внимательно посмотреть, во что он одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» тоже подходят для развития памяти.

Нравственно – волевая готовность.

Не всегда уроки вызывают искренний интерес ребенка. Для успешной учебы ребенок должен «включать» волю…

Родителям первоклассников был задан вопрос: Какие трудности были у детей в начале учебного года?

Ответ. Еще до школы мой ребенок умел читать и считать до ста. В начале учебного года у него была хорошая успеваемость, но прошло полгода, и он стал отставать от одноклассников. Из беседы с учителем выяснилось, что Сережа не старается на уроках, не хочет тратить время на заучивание нового материала. Что делать?

Причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, явилось отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно – волевой подготовке ребенка к школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять!

Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные по возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не хотели выполнить. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую-то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью.

Волю тренировать можно в игре – пусть ребенок срисовывает изображения с картинок ( это развивает усидчивость) , хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила. По мере развития в игре восприятия, памяти, мышления у вашего дошкольника будут удаваться все новые и новые задания, он начнет выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение, т.е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребенок начнет радоваться самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса . Поэтому, если он и совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в ее причине.

Личностная психологическая готовность.

Психологическая готовность к школе – это, собственно и есть желание ребенка учиться.

Как определить навскидку, готов ли ваш ребенок к школе?

Купите или попросите на время несколько новых игрушек. Позовите ребенка посмотреть на них не дольше минуты. Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребенок с сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать,

что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который еще не готов учиться, предпочтет продолжить игру.

Вы можете также предложить ребенку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учебой, писать и читать.

Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учителя, играть будут в поход в столовую, перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.

Конечно, переход из детского сада в школу – важный этап в жизни детей. Меняется их социальная позиция: они становятся школьниками, основная деятельность которых – учение.

Дошкольникам нужно объяснять, что учеба в школе – это серьезный труд, занимаясь которым они будут каждый день узнавать что-то новое, нужное и интересное.

Хорошо, если родители готовят детей к тому, что учеба – это большой труд, учеба – это интересное, но ответственное занятие. Но нельзя запугивать их предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требованиями учителя: « Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет».

Для ребенка учеба – это праздник, он считает себя взрослым. Пусть он почувствует, что дома его понимают, верят в его силы. Мотивировать учение можно так: « В школе у тебя появится новая интересная работа, такая же, как у папы и мамы».

Итак, основное: не исказите веру ребенка в себя, как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегченных ожиданий. Пусть он войдет в школу, как в новое, интересное дело – с верой в свои возможности и готовностью испытать себя.

И еще один важный момент. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно – двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе.

Подведение итогов родительского собрания

А сейчас попробуйте оценить готовность своего ребенка к школе. На столах лежат цветные жетоны ( желтый-ребенок полностью готов к школе; зеленый- средний уровень готовности; черный-ребенок совсем не готов к обучению в школе). Почему вы так решили?

Давайте узнаем, а готовы ли вы, родители, к школе?

1. Конкурс “Разминка” Родителям предлагается игра “Да-нет”, в которой на каждый вопрос ведущего надо ответить либо “да”, либо “нет”.

*** 1. Ноль меньше трех (Да.)

2. Год начинается в марте (Нет.)

3. Земля квадратная (Нет.)

5. Есть ли числа больше, чем тысяча (Да.)

6. “А”- последняя буква в алфавите? (Нет.)

7. Звук [М]- гласный (Нет.)

8. Буква “Е” состоит из двух звуков? (Да.)

9. Название городов пишутся с маленькой буквы? (Нет.)

3. Конкурс “Познавательный”

Ведущий: «В этом конкурсе необходимо ответить на 15 вопросов»

*** 1. Сколько месяцев в году? (12

2. Лошадь в детстве? (Жеребенок) .

3. Дом автомобиля? (Гараж) .

5. Прибор для глажки белья? (Утюг) .

6. Номер телефона скорой помощи? (03) .

7. Жгучая трава? (Крапива) .

8. Что значит «прикусить язык»? (Замолчать) .

9. В какое время года птицы вьют гнёзда? (Весной) .

10. Когда дети идут в школу? (Осенью) .

11. Назовите цвета радуги? (к о ж з г с ф)

12. На каком дереве растут жёлуди? (Дуб) .

13. Закончите пословицу «Сделал дело… »? (Гуляй смело).

Вот видите, даже вы, зная казалось бы все, справились не со всеми заданиями, вот так и наши дети не всегда справляются с заданиями. Поэтому не судите их за это строго, а разъясните и помогите “добыть” недостающие знания.

Упражнение «Согни листок»

Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя упражнение, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Вопросы для обсуждения. Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно?

Почему? Идёт обсуждение.

Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются.

Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы.

Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения упражнений развивают запоминание, внимание и мышление.

Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.

  • Совместными усилиями детского сада и семьи осуществлять подготовку детей к школе.
  • Проводить дома с детьми развивающие игры, направленные на развитие психологических процессов.
  • На семейном совете определить для ребенка посильные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение.
  • Родителям внимательнее относиться к своим детям (стараться больше уделять общению с ними, пребыванию на свежем воздухе, выполнять рекомендации воспитателей по подготовке ребенка к школе).
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Готовность к ШКОЛе Родительское собрание

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе Физическое здоровье ребенка. Развитый интеллект ребенка. Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. Выносливость и работоспособность. Умение ребенка считать и писать. Аккуратность и дисциплинированность. Хорошая память и внимание. Инициативность, воля, умение прилагать усилия и способность действовать самостоятельно.

Критерии школьной готовности Интеллектуальная готовность Нравственно-волевая готовность Личностная психологическая готовность Физическая готовность

Интеллектуальная готовность Подразумевает определенный уровень развития мыслительных процессов: Умение обобщать. Сравнивать. Классифицировать разные объекты. Выделять существенные признаки вещей и явлений. Делать выводы. Это развитие образного и словесно-логического мышления. Овладение родным языком и основными формами речи. Наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе. Хорошая память и внимание.

Рекомендации Игры с детьми Повтори набор из 10 слов. Продолжи цепочки слов. Расскажи что за окном, о чем был мультфильм. Какой предмет лишний и почему? Запомни и опиши предмет (прохожего).

Нравственно-волевая готовность Для успешной учебы ребенок должен уметь «включать» волю – ему понадобится: Умение проявлять инициативность, активность и самостоятельность. Умение подчиняться правилам. Умение внимательно слушать и выполнять задания. Действовать по устным инструкциям учителя. Самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.

Рекомендации На семейном совете определите для ребенка посильные трудовые обязанности и ответственность за их выполнение. Развивайте усидчивость детей в играх по рисованию, в играх с правилами. Сначала – выигрыш и родительская похвала, затем – зарождение детского самостоятельного познавательного интереса, умение проявлять волевые усилия для достижения цели.

Личностная психологическая готовность Желание идти учиться в школе – присутствие учебной мотивации. Достаточная организованность и ответственность ребенка. Владение навыками общения. Познавательная активность. Умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия, руководствоваться установленными правилами, работать в группе.

Рекомендации Тест на готовность ребенка к школе Игрушки или книга? Предложите поиграть в школу. Рассказывайте ребенку о том, что учеба в школе – это интересное, но ответственное занятие.

Физическая готовность Это состояние здоровья ребенка. Определенный уровень зрелости детского организма. Необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств. Развитие моторных координаций. Физическая и умственная работоспособность.

Рекомендации Установите режим дня – часы отдыха, еды, занятий, прогулок. Проводите закаливающие процедуры. Делайте зарядку по утрам. В выходной день – лыжи, коньки, прогулки вместе с родителями.

На этапе подготовки ребенка к школе Избегайте чрезмерных требований. Предоставляйте ребенку право на ошибку и на возможность ее исправить. Не думайте за ребёнка и не делайте за за него. Давайте ребенку больше возможности проявлять самостоятельность. Не перегружайте его. Устраивайте ребенку маленькие праздники.

Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Приложение 1.

1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц (например: береза, осина, липа, тополь, клен, ель – это деревья).

7. Знать месяцы, времена года, дни недели.

1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6. Рассказывать рассказы по картинкам.

7. Заучивать наизусть стихи.

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 1 до 10 , знаки + , – , = , монеты достоинством 1 , 5 , 10 копеек.

4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

5. Соотносить цифру и число предметов.

6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

% строить сложные предложения разных видов; % составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

% определять место звука в слове; % находить слова с определенным звуком;

% составлять предложение из 3-4 слов; % расчленять простые предложения на слова;

% расчленять слова на слоги (части);

% различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

% самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

% уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

% иметь представление о сезонных явлениях природы;

% знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Нужно знать и уметь:

% числа первого десятка, прибавлять единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним;

% цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 ; % знаки + , – , , > , = ;

% называть числа в прямом и обратном порядке; % соотносить цифру и число предметов;

% составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание; % пользоваться арифметическими знаками;

% измерять длину предметов с помощью условной меры; % делить круг, квадрат на две и четыре части.

% составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Критерии психологической готовности ребенка к школе

1. Социально-психологическая готовность к школе:

% учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

% умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

2. Школьно-значимые психофизические функции:

% развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

% пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

% координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

% логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

% произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

Приложение 2.

Памятка «Рекомендации родителям».

1. Чтобы ребенок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, займитесь мозаикой, маленькими фишечками.

2. Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка или смешного. Малыш научиться видеть не только плоскость, но и линию. Это разовьет и его воображение.

3. Раскрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно. Карандаши только менять: то толстый, то тонкий.

4. Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребенка обводить рисунки. Сначала крупные (фигурки, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).

5. Затем раскрашивайте рисунки акварелью, чтобы кисточка оставляла тоненькую полоску. Так рука и глаз приучатся работать вместе.

6. Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.

7. Не заучивайте букварь наизусть. Учите буквы все сразу и читайте книги с короткими текстами.

8. Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы. Кроссворды, находите различия и сходство в картинках. Это поможет развить логическое мышление.

9. Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счет и задачи.

Родительское собрание в подготовительной группе на тему Готовность к школе

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Рябинка» на тему: «Подготовка к школе».

Подготовили и провели: старший воспитатель Акеньшина И. С., педагог-психолог Акуленко С.Н.

Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе, оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.

Форма проведения: устный журнал.

Повестка родительского собрания.

1. Вступительное слово старшего воспитателя. Выбор председателя, секретаря.

2.«Психологическая готовность ребенка к школе» – выступление педагога-психолога.

3. Развитие речи – основа подготовки к школе» – выступление учителя-логопеда.

4. Программа подготовки детей к школе в ДОУ – выступление воспитателя группы.

5. Знакомство с планом работы на год

6. Разное ( выборы родительского комитета,подготовка к выпускному)

Добрый вечер, уважаемые родители!

1 страница. Мотивационная.

Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?

Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Вот и дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Деловая игра: «Скоро в школу».

Вы получили листочки с определенным цветом, сядьте за столы, где лежит лист таково же цвета.

· Желтый – у нас будут в роли «детей». Чего вы ожидаете от школы и от учителя?

  • Зеленый – в роли «учителей». Каких ожидаете учеников и родителей?
  • Голубой — в роли «родителей». Чего вы ожидаете от учителей и школы?

– Давайте посмотрим совпадения, что почти все определили одно ожидание. (Чтобы ребенок был успешным.)

– Что значит успешный ребенок? Ответы родителей.

А теперь давайте послушаем, что же ваши дети думают об этом. (видео презентация)

Итак, успешность ребенка– это:

  • способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой;
  • способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
  • высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
  • способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
  • положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
  • позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
  • позитивные отношения с одноклассниками;
  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
  • чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

2 страница. Психологическая.

Выступление психолога «Критерии готовности к школьному обучению».

Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются об образованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как они хотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно, только если хорошо учиться; о том, какую гордость они будут испытывать в этом случае, то это будет способствовать формированию у ребёнка мотивационной готовности к школе. Он будет понимать, зачем он пришёл в школу и зачем ему нужны знания. Учебная деятельность станет для ребёнка более значимой и важной. И конечно, родителям не стоит запугивать малыша школой или наоборот, настраивать на лёгкость учения. Следует формировать адекватное представление о школе и о её основных занятиях. Например, полезнее сказать: “В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового!”, чем высказывать что-то неопределённо-пугающее: “Вот придёшь в школу – тогда и узнаешь…”. Некоторые приёмы создания положительной мотивации мы изложили для вас в “Памятках для родителей первоклассников”.

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько малыш будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность. Всем нам известна истина: “Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов трудолюбия”. Надо с детства приучать ребёнка к труду и, разумеется, не на словах, а на личном примере! Пусть ваш ребёнок будет уверен, что только упорство и труд приведут к желаемому результату. Доводите начатое до конца, не отчаивайтесь при временных трудностях, получайте удовольствие от работы, – и ваш ребёнок усвоит с лёгкостью эти полезные навыки.

Скажите, “желание пойти в школу” и “желание учиться” – это одно и то же? Ответы родителей.

В ходе рассуждений психолог подводит к выводу, что если ребёнок идёт в школу ради нового ранца или модного школьного костюма, или говорит “в школе не надо спать”, “там будут мои друзья из детского сада” и т.п., то его привлекают лишь внешние стороны обучения. Тогда как основной деятельностью ребёнка в школе является учение, узнавание нового. Поэтому главное, что должно быть сформировано – желание учиться!

Таким образом, мы рассмотрели все компоненты школьной готовности. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.

3 страница.Речевая.

Выступление учителя-логопеда «Развитие речи как один из аспектов готовности к школе».

Коммуникативная готовность включает в себя умение ребёнка общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это тоже, весьма важное умение! Ведь, по сути, весь процесс обучения представляет собой общение между учителем и учеником. От того, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя, достаточно ли развита его речь – зависит успешность усвоения школьных знаний. Задача родителей – научить ребёнка простым правилам общения. Некоторые советы мы также представили в “Памятках родителям первоклассников”.

4 страница. Педагогическая.

Как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С.Я. Маршак писал:

Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом “почему?”.

Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.

5 страница. Подведение итогов собрания.

Для воспитателя родительское собрание, готовность ребенка к школе

8-800-775-09-71 Бесплатно по России!

    29.12.2019
  • Опубликовано: expert123.ru
  • Категория: Педагогическая деятельность

Форма проведения: традиционное собрание.

Цель: способствовать расширению представлений родителей о готовности их детей к школьному обучению.

Задачи:

  • познакомить родителей с содержанием понятия «физическая готовность ребенка к школе»;
  • информировать их о составляющих психологической готовности к школе;
  • познакомить с рекомендациями для родителей будущих первоклассников.

Контингент участников: родители, психолог, старший воспитатель, воспитатели группы.

Место проведения: музыкальный зал.

Оборудование и материалы: колокольчик, аудиозаписи с фоновой музыкой.

Предварительная работа: подготовить рекомендации для родителей будущих первоклассников (из книги В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки – два разных мира»).

  1. Вступительное слово старшего воспитателя детского сада.
  2. Выступление психолога.
  3. Обсуждение и выводы.
  4. Выступление председателя родительского комитета о проделанной работе за летний период, отчет о реализации запланированных, на прошлом собрании, мероприятиях.
  5. Разное (режимные моменты подготовительной группы, организационные вопросы)
  6. Рефлексия «Вопрос-ответ»

Ход собрания

Родители приглашаются в музыкальный зал, рассаживаются на места. «Добрый вечер, дорогие родители! Мы рады видеть вас сегодня в полном составе, поскольку тема нашего собрания очень важна для вас и ваших детей. А именно «Подготовка детей к школе». Вот и наступил последний год пребывания ваших детей в детском саду, а значит, скоро в школу. Мы, в свою очередь, хотим помочь вам разобраться в очень важных, на наш взгляд, аспектах подготовки ребенка к школе, чтобы их обучение в дальнейшем, было успешным и продуктивным!»

Вступительное слово старшего воспитателя

Упражнение «К школе готов». Цель: определить что значит для родителей понятие «готовность ребенка к школе». Впереди последний год дошкольного детства ваших детей. Первого сентября будущего года они переступят школьный порог. Их экзамены еще впереди! А наши родительские мы сдаем на протяжении всей жизни! Сегодня, в преддверии школьной жизни детей, я предлагаю вам уважаемые родители, узнать, готовы ли вы, родители, к школьной жизни ваших детей. Все знают, что начало обучения ребенка в школе – один из самых серьезных моментов в его жизни и ребенок должен быть готов к нему. А что Вы вкладываете в понятие «готовность ребенка к школе»?

Родители отвечают на вопрос, передавая друг другу колокольчик.

Процесс перехода ребенка из детского сада в школу является достаточно трудным этапом в его жизни, требующим напряжения всех физиологических систем организма, эмоционально-волевой сферы. Чтобы этот период был для него менее болезненным, его нужно заблаговременно готовить к школе. Важно, чтобы к этому моменту ребенок обладал не только определенной суммой знаний и умений, но и имел хорошее физическое и психическое здоровье.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка может быть отмечено в том случае, если за время пребывания его в детском саду будет осуществляться целенаправленная работа по формированию физической культуры и культуры здоровья.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Выступление психолога

Психологическая готовность включает

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность

Предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Мотивационная готовность

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность

Предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине. Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту. Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий. Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Обсуждение и выводы.

«Итак, давайте обсудим, что же по вашему мнению включает в себя понятие «готовность ребенка к школе»(ответы родителей)

  • физическая готовность;
  • психологическая;
  • специальная готовность.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации для родителей будущих первоклассников:

  1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
  2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
  3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по- разному воспринимают пространство и ориентируются в нём, а главное – по-разному осмысливают всё, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
  4. Не переучивайте левшу насильно – дело не в руке, а в устройстве мозга.
  5. Не сравнивайте ребёнка с другими, хвалите его за успехи и достижения.

ПОМНИТЕ, что при поступлении ребёнка в школу его цели и мотивы отличаются от целей взрослого: ребёнок ещё не в состоянии ставить познавательные цели. Для ребёнка чего-то не уметь, что-то не знать – это нормальное положение вещей. На то он и ребёнок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребёнком своё превосходство в знаниях.

Никогда не забывайте, что самое главное для ребенка в любом возрасте – это уверенность в собственных силах и в Вашей поддержке. Удачи Вам и Вашему юному гению

Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 21.03.2019 2019-03-21

Статья просмотрена: 119 раз

Библиографическое описание:

Алямшина, Н. Х. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС / Н. Х. Алямшина, Т. С. Кобелькова, М. А. Миналиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 250-252. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57379/ (дата обращения: 07.01.2021).

В наше время наблюдается тенденция снижения уровня здоровья детей. Увеличивается число детей с отклонениями в развитии. Это можно объяснить жизненными проблемами общества: социально-экономическими, экологическими, что негативно влияет на большинство семей. С каждым годом растёт процент детей с ОВЗ — детей с ограниченными возможностями здоровья. Это «особые» дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательной программы без специальных условий обучения. В связи с этим, в обществе назрела острая необходимость в разработке и создании таких условий обучения, которые бы способствовали реализации социальных программ, направленных на воспитание и социализацию личности ребенка с ОВЗ. В нашем обществе ребёнок с ограниченными возможностями здоровья (с ограничением психических или физических возможностей) имеет полное право на получение образования.

Есть понятие «инклюзивное образование». «Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [1].

Трудная задача стоит как перед педагогами, так и перед родителями. Перед педагогами стоит вопрос — как организовать коррекционно-педагогическую работу так, чтобы получить положительные результаты в работе с детьми с ОВЗ. Перед родителями стоит проблема недостаточной информированности в вопросах социальной и психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ. Необходимо, чтобы ребёнок нашёл друзей и, чтобы ему было комфортно в обществе.

В процессе обучения стараемся, чтобы ребёнок с ОВЗ проявлял инициативу и самостоятельность. Поэтому применяем дифференцированный подход в обучении. Ребёнку даются на выбор задания, дифференцированные по сложности.

С целью научить ребёнка с ОВЗ принимать решения и не бояться совершать ошибок, мы применяем проблемное обучение. При изучении нового материала ставятся вопросы, которые требуют анализа, сравнения и рассуждения. Это вызывает интерес к изучению темы. Неправильные ответы обсуждаются совместно учеников с учителем.

Большое внимание в нашей педагогической работе с детьми с ОВЗ мы уделяем внеурочной деятельности. В условиях ФГОС внеурочная деятельность обучающихся — это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. Занятия по направлениям внеурочной деятельности обучающихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [2,3,4].

Стараемся привлечь детей к творческой работе с целью раскрыть в них творческие способности, повысить уровень духовного и интеллектуального развития, укрепить здоровье ребёнка с ОВЗ для того, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями, навыками по самообслуживанию, выработать у ребенка психологическую уверенность в собственной полноценности и социальной значимости.

Одним из направлений внеурочной работы являются классные часы. Классные часы подобраны по направлениям: духовно-нравственные, спортивно-оздоровительные, военно-патриотические. Такие классные часы позволяют сплотить детский коллектив, наладить в нём взаимоотношение и понимание. А также совместная творческая деятельность способствует успешной социализации детей. Совместная творческая деятельность детей проявляется в их подготовке и участии в школьных спектаклях. Так были поставлены и показаны для учеников нашей школы: экологические сказки «В некотором царстве — в Астраханском государстве», «Давайте сохраним природу» (6–7 классы); спектакль по произведению М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (10 классы). Такой род деятельности сплачивает детей и помогает понять свою значимость в коллективе.

В нашей школе действуют кружки. «Рукоделие», «В мире профессий», «Живая планета», «В мире прекрасного». Несколько лет действует кружок пресс — центра «Переменка», где с периодичностью один раз в месяц ребятами выпускается газета с одноименным названием «Переменка». В этой газете ребята освещают жизнь, события, факты школьной жизни. Дети с большим удовольствием и интересом занимаются в этом кружке. Помимо воспитательных целей (воспитывать трудолюбие, эстетический вкус, умение общаться), основная цель работы кружков — профориентация, помочь выбрать будущую профессию.

Организуются различные школьные мероприятия: праздники, концерты, спортивные игры и соревнования, спектакли, литературные вечера. Организуются экскурсии в музеи, театры, картинную галерею. Такая внеурочная работа помогает духовному развитию и приобщению детей к прекрасному.

На высоком уровне в нашей школе поставлена проектная деятельность, которая так же способствует социализации детей с ОВЗ. Здесь проявляется совместная деятельность учителя и ребёнка, а также развивает самостоятельность и творчество последнего. Каждый год наши дети участвуют с научно-исследовательскими проектами по биологии и географии в областных конкурсах «Радуга открытий», «Молодые исследователи природы», «Первые шаги в науку», где являлись победителями и были награждены дипломами первой степени. Дети, участвующие в проекте, работают совместно в группах, что помогает им приобретать качества, необходимые в любой сфере жизни: умение общаться, работать в команде, доводить начатое дело до конца, умение оценивать результат, радоваться успеху и переживать неудачи, правильно оценивать свои возможности.

Следовательно, учащиеся с особыми образовательными потребностями не выпадают из общего образовательного процесса. Эту проблему в современной школе призвано решить инклюзивное образование. Для детей с ОВЗ это означает, что они будут находиться в такой образовательной среде, в которой им будет комфортно, где появится возможность добиться успеха, где они будут нужны.

Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Наталия потапова
Ознакомление с окружающим миром как основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития для детей с ОВЗ в ДОУ

Ознакомление с окружающим миром – основа познавательного развития

Основная задача познавательного развития детей с неярко выраженными интеллектуальными отклонениями – формирование у них восприятия целостного представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности.

Занятия по ознакомлению с окружающим миром

Занятия по ознакомлению с окружающим миром обогащают чувственный опыт ребенка, учат его быть внимательнее к тому, что его окружает, – смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания: ощущений, восприятия, представлений.

Ознакомление с предметным миром

Ознакомление с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, их свойствах и качествах, и способах действия с ними.

Ознакомление с природой

Дети получают представления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

Основные предметные области коррекционно – педагогической работы по ознакомлению с окружающим миром детейи неярко выраженными отклонениями:

В раннем возрасте: у детей формируются представление о себе и о близких людях.

На четвертом году жизни: ребенок узнает и называет по имени сверстников, имеет представления о половом различии детей.

В этом возрасте дети знакомятся с основными частями тела и лица, с различными эмоциональными состояниями людей, празднованию своего дня рождения, учат наблюдать за действиями и поведением людей.

У детей пятого года жизни формируются представления о цикличности жизни дома и в детском саду, о необходимости соблюдения режимных моментов.

Закрепляется представление детей о своем возрасте, формируется обобщенное представление о человеке (тело, органы, чувства, мысли).

Знакомят с профессиями врача и продавца.

На шестом – седьмом году жизни закрепляется представления о возрасте и о его связи с трудом и деятельностью человека.

Учат называть свой город, домашний адрес, с кем они живут. Должны знать название своей страны, уметь назвать столицу.

Знакомят с профессиями парикмахера, учителя, а к концу года – с профессией почтальона

Важно сформировать у детей представление о школе и деятельности ребенка в ней.

В играх следует стимулировать самостоятельность действия детей с опорой на их знания о профессиях, закрепить представления об окружающем предметном мире, созданном руками человека.

Предметы, которые окружают детей в повседневной жизни, – наиболее доступная их пониманию, необходимая для их социальной адаптации область окружающей действительности.

Родители должны познакомить детей с игрушками и их свойствами, с предметами бытового назначения, с простейшими предметами-орудиями.

В раннем возрасте у детей формируют интерес к игрушкам и активное отношение к ним, способы их обыгрывания. Играют с дидактическими и сюжетными игрушками самостоятельно или по подражанию.

Важно научить детей наблюдать за действиями их сверстников с игрушками и предметами, а затем подражать этим действиям и обобщать свой опыт в речевых высказываниях.

Ребенок, посещающий д/с, должен иметь представление о его помещениях и об обстановке в них.

Детей нужно научить пользоваться посудой и называть её. Должны знать названия основных блюд и продуктов.

На четвертом году жизни расширяется круг игрушек и предметов. Научить детей систематизировать предметы по их функциональному назначению.

В этот период детей знакомят с одеждой и обувью. Должны узнавать и называть предметы на улице.

На пятом году жизни особое внимание обращается на формирование у детей умений осуществлять группировку, систематизацию предметов по двум заданным признакам (форма, цвет, величина и функциональное назначение)

Расширяются представления о материалах, из которых изготовлены предметы.

Могут группировать предметы на 2-3 группы по назначению (мебель-посуда-продукты).

Расширяются знания о посуде. Закрепляются представления о игрушках, действиях с ними и с результатами этих действий (Домик из песка)

Дети узнают, что одежда может быть летней, зимней кукольной и настоящей, детской, взрослой. Вводятся понятия «обувь», «головные уборы», «одежда для труда и отдыха»,

На 6 году жизни продолжается работа о предметах окружающей действительности.

Знакомятся с понятием «транспорт» и его обобщающим значением.

Закрепляя представления о профессиях, их обучают соотносить предметы орудия с определенной профессиональной деятельностью.

Начинается активная подготовка детей к школе.

Живая и неживая природа

Ознакомление детей с природой – это средство формирования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, взрослые должны руководить процессом восприятия, развивать их внимание, наблюдательность, мышление, познавательные способности, речь.

Живая природа: растения и животные.

Важнейшей задачей педагогов является воспитание у детей интереса к природе, и бережного отношения к нему.

В основе ознакомления детей с явлениями неживой природы должно лежат действие с реальными предметами и явлениями. Ребенок, изучая материальные объекты, их свойства и отношения, должен постоянно взаимодействовать с ними.

Приучая ребенка наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиться на объектах и явлениях природы, взрослые развивают его внимание.

Формировать у них представления о закономерных изменениях, происходящих в природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от постоянно меняющейся природной среды. Детей учат видеть и понимать реальные причинные зависимости, расширяя и уточняя их экологические знания.

В раннем возрасте важную роль в воспитании интереса детей к явлениям и объектам живой и неживой природы играет непосредственно их наблюдение. (Дождь).

В зимнее время года можно провести экскурсию, понаблюдать за тем, как снежинки падают на землю, на ветви деревьев, ложатся на варежки. В конце прогулки можно набрать снег в ведёрко и принести его в группу, чтобы понаблюдать за таянием снега. В течении года детей знакомят с основными объектами неживой природы (водой, землей, песком).

Знакомятся с домашними животными (кошка, собака, корова, лошадь, растения (овощи – яблоко, груша, апельсин, лимон, банан).

На четвертом году жизни расширяются представления детей о сезонных изменениях в природе и о связанных с ними изменениях жизни людей и животных.

Дети должны определять состояние природы (солнечный день, характерные признаками 3 времен года-лета, зимы, осени.

наблюдать за повадками животных и поведениям птиц.

Дети должны дифференцировать объекты живой природы (деревья, трава, цветы, знать некоторые названия (ромашка, роза, елка, береза).

Расширяется круг представлений детей о домашних и диких животных (коза, свинья, заяц, лиса, медведь).

Дети пятого года жизни в активной речи должны использовать словесные характеристики и определения, обозначающие качественное своеобразие изученных групп предметов.

Детей учат воспринимать и различать бытовые и природные шумы.

Продолжается целенаправленная работа по формированию временных представлений детей: время года, время суток.

Расширяются представления об овощах, фруктах, ягодах.

Знакомятся с некоторыми деревьями (клен, рябина, дуб) и их основными признаками (ствол, ветки, листья).

Формируется представления о значении воды в жизни и деятельности человека (свойствах, и состояниях – жидком, твердом, газообразном).

Проводятся опыты с водой, под наблюдением взрослого выращивают лук и петрушку в горшках, ухаживают за ними.

На шестом и седьмом годах жизни развивается обобщенное представления об овощах, фруктах, о плодово-ягодных культурах, об условиях, необходимых для жизни растений (свет тепло, влага, почва).

Живая и неживая природа: получают сведение о цветах и ягодах, травах и кустарниках, предметах неживой природы. Детей учат классифицировать объекты по категориям «живое» и «неживое».

Знакомятся с некоторыми представителями насекомых (пчела, бабочка, муха, муравей)

В этом возрасте систематизируются и совершенствуются представления детей о сезонных изменениях в природе. Должны знать все 4 времена года, и определять их последовательность; узнавать на картинке. Учить определять состояние погоды (холодная, теплая).

В этот возрастной период уточняются и расширяются знания детей о домашних животных и их детенышах, о жизни в природных условиях диких животных.

В течении года уголок природы пополнятся новыми растениями и животными.

При ознакомлении детей с дикими животными используются картины из серии «Дикие животные» (авторы С. Н. Николаева, Н. Н. Мешкова).

Заканчивается год закреплением представлений детей о времени и о его роли в жизнедеятельности человека.

Стребелева Е. А., Екжанова Е. А.Коррекционно- педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно- методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2008. – 156-172 с.

Читайте также:  Конспект НОД 'Путешествие в город игрушек'
Ссылка на основную публикацию