Родительское собрание о пользе сказок

Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой»

Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой»

  1. Польза сказок.
  2. Правила работы со сказками.
  3. Раздача памяток.

1. Польза сказок.

В наше время книги отошли на второй план, их заменили компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Родители тоже предпочитают дать ребёнку своему планшет: как хорошо – тишина, никто не мешает им заниматься своими делами. А потом встаёт неожиданно вопрос: ребёнок не умеет общаться, писать правильно – по русскому языку сплошные «2».

Почему это происходит?

Может быть, родителям нужно вспомнить своё детство и научить ребёнка любить книгу?

Если мы, взрослые, хотим приобрести какие-то знания, у нас для этого существует много путей и каналов. Интернет, книги… В конце концов, можно проконсультироваться у специалиста в данной области, получить сведения из газетных и журнальных статей, послушать лекции, принять участие в семинарах. Наконец, поговорить с друзьями и обменяться информацией и мыслями.

Дети же, особенно маленькие, не могут получить знания этими же путями, а между тем проблемы, занимающие их, не менее важны.

Как помочь им в приобретении знаний? Конечно, почитать сказку.

А какова же польза сказок?

1) Сказки развивают внимание.

Слушая описание событий, происходящих чудес и приключений персонажей, ребенок задействует все свое внимание и удерживает его на протяжении всей истории. Это, в свою очередь, на уровне эмоций, поощряет ребенка к размышлению, порождает в его голове множество разных вопросов, на которые он будет искать ответы.

2) Прививают понятия о добре и зле. В сказках все персонажи делятся на хороших и плохих, добрых и злых.

Слушая сказки, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно.

Кроме того, дети склонны подражать своим любимым героям.

Нет необходимости убеждать, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно сказки: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло.

3) Знакомят с окружающим миром и взаимоотношениями людей.

В сказках описаны взаимоотношения и взаимодействия людей. В раннем возрасте ребенок еще не умеет анализировать, сопоставлять и логически мыслить. Поэтому польза сказок очевидна. В них все описывается простым языком и простыми словами., Таким образом, ребенку становится понятен окружающий его мир.

4) Учат справляться с трудными ситуациями.

Ребенок, который сталкивается с какой-либо трудность, может найти для себя решения или идею, опираясь на сказочный сюжет.

Дети и сами подсознательно используют сказку для решения своих проблем. Почему дети придумывают и рассказывают леденящие душу «ужастики» и почему они пользуются такой популярностью в детской среде? Потому что это защитная реакция, помогающая преодолеть страх и растерянность, возникающие в детской душе при столкновении с большим и непонятным миром, полным опасностей и неожиданностей. Вот дети и избавляются от своих страхов и беспокойств с помощью страшилок.

5) Сказки утешают.

Благодаря сказочным историям ребенок понимает, что другие тоже испытывают трудности. Не только он один может огорчаться, плакать, боятся, это же делают и другие. Осознание того, что он не одинок в своих трудностях, может поддерживать ребенка в раннем возрасте.

6) Сказки развивают речь и фантазию детей.

Чтение сказок расширяет словарный запас ребенка и помогает развитию речи. Слушая сказку, ребенок знакомится с народным фольклором, запоминает пословицы и поговорки («Не садись не в свои сани», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»).

Не случайно педагоги и логопеды применяют сказкотерапию для занятий с детьми, имеющими задержки речевого развития.

Сказочные образы помогают развивать детскую фантазию. Ставя себя на место положительного героя, ребенок может вступить в бой с врагом (заросли крапивы) при помощи волшебного меча (палки) или отправиться на Марс в ракете из сдвинутых стульев. Психологи говорят, что фантазия помогает ребенку в развитии интеллекта, поэтому фантазировать ребенку очень полезно.

7) Польза сказок перед сном.

Сказка испокон веков использовалась, как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка на ночь. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов, слышит родной голос – все хорошо, мама рядом, сказочная история уводит его все дальше от дневных печалей и радостей и наконец он засыпает. Кстати, если вашего ребенка беспокоят плохие сны, то сказка легко поможет вам справиться с этой проблемой.

2. Правила работы со сказками

Какие сказки читать?

Самыми традиционными являются народные сказки, переходящие из поколения в поколение в поколение.

Правильно выбираем ребенку сказки.

Сказку необходимо подбирать в зависимости от возраста ребенка, возможных особенностей развития. Начинайте с классиков детской литературы: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Д. Хармс, Ю. Мориц, В. Сутеев, И. Токмакова, В. Левин, К. Ушинский, Б. Поттер, Г. Бойко.

Любят дети этого возраста народные сказки о животных («Репка», «Теремок», «Коза-дереза», «Волк и семеро козлят» и другие), а также народные потешки, считалочки и прибаутки.

Если ваш ребёнок не проявляет интереса к слушанию, а в дальнейшем и к чтению сказок? Не огорчайтесь, ведь ему можно предложить поиграть со сказкой и сделать всё дома, своими руками. Домашний мини-театр своими руками, вместе с ребёнком, у которого будет постепенно проявляться интерес к тому, что вы делаете вместе.

Как читать?

1. Книги не должны быть разбросаны по всему дому. Покажите малышу домик для книг — книжную полку. Хорошо, если она будет расположена в комнате малыша (на уровне глаз) и будет доступной для него в любой момент. Желание почитать (так же, как и порисовать) у ребенка чаще всего спонтанно.

2. Чтобы привить любовь к чтению, сделайте этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом… а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом.

3. Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение.

4. Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности.

5. После прочтения, необходимо побеседовать с ребенком, кто главный герой, что он делал, кого встретил и т.д.

Почему дети просят читать одну и ту же сказку?

Возможно, вы столкнетесь с тем, что малыш будет просить вас почитать одну и ту же сказку. Он будет знать ее наизусть, и станет исправлять все ваши ошибки.

Дети по своей природе очень консервативны. И у них на это есть серьезные причины. Детям важно ощущать себя в безопасности. Стабильность, повторяющиеся действия, знакомые лица, игрушки и предметы дают им ощущение незыблемости их мира. Все, что выходит за рамки привычного, становится потенциально опасным.

Не стоит уговаривать малыша читать новые книги, навязывать ему «интересные» сказки. Придет время, и он сам захочет услышать что-то другое.

Вы можете выкладывать перед ним другие книги. Возможно, его заинтересует новая обложка или яркий персонаж. Предоставьте малышу право выбора. Ещё вы можете заинтриговать кроху, если в нескольких словах опишите увлекательный сюжет незнакомой книги.

Подготовила:
учитель-логопед
Позднякова О.И.

Родительское собрание на тему:

«Сказка как средство воспитания нравственных качеств у ребенка».

(старший дошкольный возраст)

Цель: познакомить родителей с организацией работы по нравственному воспитанию детей в старшей группе по средствам сказки.

Форма проведения: мастер-класс

Задачи: раскрыть роль сказки в нравственном воспитании детей. Повысить педагогическую грамотность родителей в процессе чтения художественной литературы. Познакомить с некоторыми методами и приёмами используемыми для работы с художественной литературой.

Подготовка к собранию:

  1. Разработка сценария
  2. Подготовка памятки для родителей
  1. Представление собственной системы работы и отдельных её элементов (теоретическая часть)
  2. Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта (презентационная часть)
  3. «Роль сказки в нравственном воспитании ребёнка» сообщение воспитателя.

Ход проведения

Вступительная часть Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада вас видеть на нашей встрече. Сегодня мы поговорим о роли сказки в нравственном воспитании ребёнка.

Сообщение «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

  • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

3 Контактное практическое обучение использованного педагогического опыта «Раздаются памятки».

Викторина «Знаете ли вы сказки»?

Предложить родителям отгадать сказку (Например:

Раз зимою баба с дедом

внучку сделали из снега

Жаль, друзья, что сказка эта

Продолжалась лишь до лета

Памятка для родителей

  1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.
  2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
  6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
  7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
  8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  9. Какие слова или выражения запомнились ему?
  10. Чему учит эта книга?
  11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.

Консультация для родителей: «Значение сказок в жизни человека»

У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?

В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.

Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд – они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.

Как пример – предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента – скорее, сангвиник.

На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым – даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность – и его, с помощью обмана, съедает Лиса.

Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.

Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:

1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, – так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.

Читайте также:  Использование инновационных методов в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.

3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души – люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии – человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.

– Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, – все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка .

– Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок – не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!

– Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»

– Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день – это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.

– Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «. и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.

Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.

– Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.

Сценарий родительского собрания на тему: «Роль сказки в развитии речи детей 4-5 лет»

    Марина Тарханова 3 лет назад Просмотров:

1 Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка детский сад «Теремок» Сценарий родительского собрания на тему: «Роль сказки в развитии речи детей 4-5 лет» Выполнила: Левченко Валентина Владимировна Воспитатель

2 Пояснительная записка «Сказка это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление, детскую речь, как определенную ступень человеческого мышления и речи». В.А. Сухомлинский Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. В сказках часто встречаются пословицы и поговорки, которые должны помочь детям уяснить идею сказки. Разбирая их вместе с малышом и обсуждая смысл каждой из них, мы помогаем ребенку запоминать их, учим применять к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. В процессе разбора содержания и выяснения происхождения той или иной поговорки, у малыша расширяется кругозор, его представление о народных традициях и обрядах. Богат язык сказок. Читая сказки детям, мы обогащаем и их язык. Также обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках. Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами. Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи, способствуют формированию эмоциональной, образной, красивой речи. Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень важно для развития речи и логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в

3 которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку – способствует активизации разных сторон речи детей: Словаря; Грамматического строя; Диалогической и монологической речи; Совершенствованию звуковой стороны речи. Одним из направлений работы воспитателя является работа с родителями. И я глубоко убеждена, что для формирования полноценного, гармоничного речевого развития, необходимо взаимопонимание и взаимодействие педагогов, работающих с ребёнком и семьи, воспитывающей его. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно добиться положительного результата. После беседы с родителями я выяснила что родители не знают о роли сказки в развитии речи, как сказка помогает развивать связную речь, расширить словарный запас ребенка, что благодаря сказкам речь дошкольника становится более эмоциональной, образной, выразительной. Поэтому я решила провести собрание, познакомить родителей с методами и приемами в работе по данному вопросу, чтобы они могли дома способствовать развитию речи ребенка. Основная часть Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детям сказок играет огромную роль в развитии речи детей. Задачи: -рассказать родителям о значении сказок на речевое развитие ребенка; -привлечение детей и родителей к чтению; -оказание семье информационной помощи; -показать приемы работы и воспитания детей по данному вопросу в условиях детского сада. Ожидаемые результаты. -укрепление традиций семейного чтения. -раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей. -обобщение представления родителей о значении сказок на развитие речи ребенка. Участники: воспитатели, родители.

4 План проведения: 1. Вводное слово 2. Вступительное слово «Как развивать речь с помощью сказки?» 3. Игры: «Ответь на вопрос», «Волшебное средство»,. «Путаница», «Угадай сказку» 4. Физминутка «В темном лесу есть избушка» 5. Подведение итогов. 1. Вводное слово Ход собрания: – Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Сегодня мы поговорим о сказке, ее ценности для развития речи ребенка. Мы читаем книги вместе С папой каждый выходной. У меня картинок двести, А у папы ни одной. У меня слоны, жирафы- Звери все до одного. И бизоны, и удавы, А у папы- никого! У меня в пустыне дикой Нарисован львиный след Папу жаль. Ну что за книга, Если в ней картинок нет? Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать. Коль плохой, то его осудить,

5 Ну а слабый- его защитить! Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. А. Лесных. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Сказки легко воспринимается детьми, на ее основе у детей развивается мышление и воображение. В процессе чтения сказки перед ребенком раскрывается все великолепие и богатство русского языка. Дети приучаются замечать красоту родного языка, постепенно осваивая его, обогащают свою речь образными выражениями и литературными оборотами. 2.Вступительное слово Какие же методы и приемы использовать при работе со сказками для развития красивой речи у ребенка? Умение задавать вопросы. По мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов, умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития речи дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок вам задает массу различных вопросов. Но ему на первых

6 порах гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки о Курочке Рябе (деду, бабе, курочке или мышке). Этому вам ребенка надо учить. Сначала вы вместе с малышом «задавайте» вопросы сказочным героям, постепенно передавая инициативу в руки ребенка: кому и о чем задать вопрос. Новое название. Для развития речи детей советуем чаще прибегать к испытанному методу придумыванию новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Теремок». Можно придумать следующие новые названия «Дружный домик», «Домик для зверей», «Новый домик для зверей», «Как медведь разрушил теремок» и т. д. Конструирование слов, словосочетаний и предложений Формирование основ устной речи требует специального обучения. Для этого вам вместе с ребенком нужно: придумывать несколько однокоренных слов (лес лесок, лесник, лесовик); учить рифмовать два слова (кузнец удалец), а затем постепенно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; составлять достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например, «Красная Шапочка» «Красная Шапочка идет» «Красная Шапочка идет по дорожке» «Красная Шапочка идет по зеленой дорожке» и т. д. Новый персонаж. При работе со сказками в нетрадиционном ключе важное место занимает упражнение по введению в фабулу сказки нового героя или персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, наконец, для того, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «Введение частицы “не”» (НЕ репка выросла на грядке, а. ; Не Золушка, а. ; Не Иван- царевич, а. ; НЕ рукавичку потерял дед, а. ; НЕ Колобка испекла баба, а. ) Словотворчество. Для развития «словотворчества» можно использовать следующие приемы при работе со сказками: найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

7 сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе «длиннохвостая», «пушистохвостая»); произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его, например слово «принцесса»; определить «лишнее» слово. Ребенок должен обобщить и отобрать нужное слово (только домашних животных или только диких). Например: лиса, заяц, избушка, собака, петух (лишнее слово «избушка»). Интервью. Сказка у ребенка должна и может способствовать умению общаться. Для этого предлагается использовать игру-задание «Интервью». Для большей достоверности ребенок может взять в руки «микрофон» (заменитель широкий маркер, ручка от скакалки). А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу зависит от сюжета сказки. 3. Я предлагаю познакомиться и поиграть в игры, которые способствуют активизации речевого развития ребенка. 1.Игра «Ответь на вопрос» – Что купила разбогатевшая муха на базаре? – Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? – Сколько персонажей вытаскивали репку? – Что болело у бегемотиков из сказки «Айболит»? – Кем был «Мойдодыр»? -Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? -Чей дом бежала заливать курица с ведром? -Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? 2. «Волшебное средство» Родителям раздаются карточки с заданием написать, какими волшебным средством владел герой сказки. – Буратино (Золотой ключик)

8 Девочка Женя (Цветик семицветик). Оле-Лукойе ( Зонтик со снами) Фея (волшебная палочка) 4. Физминутка В темном лесу есть избушка. ( Шагают.) Стоит задом наперед. ( Поворачиваются.) В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.) Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.) Нос крючком, (Показывают пальчиком.) Глаза большие, (Показывают.) Словно угольки горят. (Покачивают головой.) Ух, сердитая какая! (Бег на месте.) Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.) 3. «Путаница» -исправить ошибки – Наша Маша громко плачет: Уронила в речку мячик. – Жил старик со своею женою У самого синего моря -Идет медведь, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду». -Плутовка к дереву На цыпочках подходит. Вертит хвостом, С лягушки глаз не сводит

9 4. «Угадай сказку» В презентации представлены изображения предметов, героев по которым надо указать сказку и назвать ее.( Сказки: «Приключения Алисы в стране чудес», «Заюшкина избушка», «Лягушка-Путешественница», «Винни-Пух и все-все-все», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Три поросенка», «Репка», «Красная шапочка» и другие. В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей: 1. Слушание и запоминание сказок. 2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей. 3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки. 4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное). 5. Рисование сказок. 6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли). 7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. 5. Подведение итога На этом наше собрание заканчивается Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече. Список использованных источников. Н. Е. Арбекова «Развиваем связную речь» Аникина В.И. Русская народная сказка. М,

Читайте также:  Нарушение голоса при заболевании щитовидной железы

10 Венгер Л. А. «О чем рассказывает сказка» Дошкольное воспитание, г. О.М.Дьяченко «Придумываем истории и сказки» В.В.Коноваленко «Развитие связной речи». Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова.А.И. Максаков.М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение Тихеевой Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) М Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф. А. Сохина. М Народные русские сказки.- М., «Правда», Сказки советских писателей. М.: «Правда», О.С.Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи О.С.Ушакова Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. М., 2001.

Родительское собрание «Сказкотерапия»

Сказкотерапия для детей – эффективный способ, который можно и нужно использовать для воспитания малышей.

Еще наши предки знали, что сказка – невероятно мощный инструмент в формировании детей. С помощью короткой истории с выдуманными героями можно добиться большего, чем системой наказаний и поощрений, криками, подарками и многим другим.

Но почему-то далеко не все родители понимают, что такое сказкотерапия для детейи насколько она важна для гармоничного воспитания маленького сокровища.

Пробелы в познаниях об этом чудесном методе психологической работы с детьми мы и будем сегодня устранять.

Сказкотерапия для детей – выдумка или реальность?
Все мы родом из детства.

А еще оттуда родом все наши комплексы, страхи, дефекты воспитания, поведенческие патологии и многое другое. Дети, которые чего-то не дополучили от родителей, страдают во взрослой жизни.

Именно поэтому основное задание родителей – не только воспитывать и обучать детей, но и корректировать их поведение, исправлять скверные черты характера, мотивировать на успех.

И делать это нужно не криком, наказаниями и даже – не долгими и нудными разговорами, а способом наиболее понятным и приятным самому малышу: рассказом сказки.

Современное развитие детей мне иногда напоминает соревнование родителей: чье чадо быстрее научиться сидеть, ползать, ходить, говорить, читать.

Иногда родители, стремясь вырастить вундеркинда, начинают мучить крошечного карапуза занятиями, которые он не способен осилить и, если, не дай Бог, соседская Машенька уже умеет складывать пирамидку из кубиков, а Ванечка – еще нет, то занятия возобновляются с удвоенной силой.

Если малыш совершил проступок (взял без спроса чужую игрушку, соврал, стукнул друга в песочнице), то родители пытаются его вразумить различными способами: криком, объяснениями, наказанием, игнорированием, но почти никогда – при помощи сказки.

Сказка многими родителями воспринимается, как способ развлечь детей, но им даже в голову не приходит, что это мощный метод психотерапии, который успешно используют и родители, и воспитатели в садах, и учителя, и психологи по всему миру.

Что такое сказкотерапия для детей: научная трактовка

Чтобы вы не думали, что сказкотерапия – выдумка заграничных психотерапевтов, которая не подходит для наших детей, я расскажу вам немного о научных исследованиях данного вопроса.

Если говорить о научной трактовке термина, то наиболее распространенное определение звучит так: «Сказкотерапия для детей – метод психотерапии, цель которого – воздействие на человека с целью лечения его фобий, коррекции его поведения, развития его творческого потенциала, расширения его сознания».

Исследованием сказкотерапии для детей занимались известнейшие ученые, например, Э. Фромм, Э Гарднер. Если говорить об отечественных исследования, то много этой теме в своих трудах уделили И. Вачков, Т. Зинкевич-Евстегнеева, Е. Лисисна и прочие.

Чего можно добиться с помощью сказкотерапии для детей?

Основное преимущество сказкотерапии перед другими методами в том, что ее легко использовать в домашних условиях.

Не нужно специального образования или длительного теоретического изучения, чтобы воспитывать своих детей при помощи сказки.

И все же, используя любой из методов психотерапии, вы должны понимать, для чего вы это делаете и чего с его помощью хотите добиться.

При помощи сказкотерапии можно:

Избавить кроху от различных фобий: страха высоты, темноты, воды, врачей и прочего. Развить творческие навыки и даже – открыть таланты.

Наиболее верный способ – написание сказок совместно с родителями.

Объяснить малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Выявить причины тех или иных его поступков. Растолковать, что обижать других детей / брать без просу чужие вещи / лгать родителям (подчеркните или допишите нужное вам) нельзя. Избавить дитя от расстройства поведения с физическими проявлениями, например, отсутствия аппетита, писанья в постель и т. д. Пережить потерю родственников, друзей или домашних животных. Справиться с агрессией и гиперактивностью детей. Объяснить многие вещи, которые кажутся маленькому человеку несправедливыми, например, почему папа не живет с вами или почему Васе родители могут купить новый велосипед, а ему – нет. Научить малыша принимать самостоятельно правильные решения, подготовить его к взрослой жизни и многое другое.

Как правильно использовать сказкотерапию для детей?

Существует два наиболее распространенных способа использовать сказкотерапию:

Рассказывая известную сказку, тематика и герои которой вам подходят.

Например, сюжет известной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» можно использовать, чтобы объяснить сыну или дочери, что нужно слушаться старших, ведь с теми, кто не прислушивается к советам родителей или старших братиков/сестричек, могут случаться неприятности.

Придумать свою сказку с главным героем, который бы походил на вашего карапуза и совершал бы те же поступки или имел бы те же недостатки.

Например, чтобы научить детей убирать за собой игрушки, можно рассказать сказку о ленивой девочке, которая ничего не хотела делать, поэтому на Новый год Дед Мороз решил не приносить ей подарка.

И лишь в следующем году, когда девочка начала складывать свои игрушки, чистить утром и вечером зубы, заправлять свою постель (формируйте ситуацию в зависимости от того, чего хотите от детей добиться), то нашла подарок под елочкой от Деда Мороза.

Важно не только рассказать сказку, но и обсудить ее с детьми, чтобы убедиться: они поняли, в чем ее мораль.

Cказкотерапия: воспитание детей сказкой

С давних времен существует традиция рассказывать детям сказки. Через истории, мифы и легенды передается из поколения в поколение накопленная веками мудрость. Они помогают детям формировать жизненные принципы и правильные ценности. Современному родителю сказки дают дополнительные возможности. Используя сказки и сочинение историй, можно помочь ребенку в решении разного рода проблем и преодолении трудностей взросления. В этой статье Я – Родитель расскажет о том, как родители могут использовать некоторые психологические приемы в воспитании детей.

Чем сказки могут быть полезны родителям

Сказки для детей – это не только увлекательное путешествие в мир вымышленных персонажей. Через сказки дети получают свои первые знания об устройстве жизни. На первый взгляд, мир сказок может показаться черно-белым, с четким разделением на добро и зло. Однако если взглянуть глубже, сказки могут также и научить детей более широкому взгляду на события и людей. Например, неприятности и испытания, которые выпадают герою, в конечном итоге помогают ему стать более сильным и находчивым, приводят к каким-то желанным изменениям. А иногда в сказках встречаются и неоднозначные персонажи, которые на первый взгляд ведут себя как злодеи, а затем раскрываются – обнаруживается, что за их поведением стоят какие-то причины, или же оно вовсе не было злодейским, а в конечном итоге помогло герою.

Мало кто из родителей знает, что сказкотерапия может запускать механизмы саморегуляции организма. Блогер Я – Родителя, клинический психолог и сертифицированный сказкотерапевт Екатерина Блюхтерова предлагает вашему вниманию терапевтическую сказку «Добрый лес»: она поможет малышу найти в себе внутренние силы для быстрейшего выздоровления.

Как использовать сказку в воспитании ребенка

Есть несколько способов работы со сказкой, среди них выделяются основные три:

    разбирать с ребенком уже существующую сказку; придумывать новые концовки для уже существующих сказок; сочинить новую сказку – самому или вместе с ребенком.

Как разобрать сказку с ребенком

Основная цель обсуждения сказок – построить связь между поведением героев, происходящими в сказке событиями и ситуациями в реальной жизни, с которыми сталкивается ребенок. В таком случае сюжет сказки трансформируется для ребенка в личный багаж знаний и представлений, к которому он сможет обращаться при необходимости, например, попав в какую-то сложную для себя ситуацию. Известный сказкотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстигнеева предлагает использовать для обсуждения сказок следующую схему:

1. Сказка – ложь, да в ней намек…

Обсудите с ребенком, о чем повествуется в сказке и чему она учит. Спросите, в каких ситуациях в реальной жизни может пригодиться то, что ребенок узнал из сказки?

2. Баба-яга и красна девица

Обсудите героев сказки. Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле?

3. Огонь, вода и медные трубы

Поговорите о том, как герои сказки преодолевали трудности. Обращались ли они к кому-то за помощью? Возможно, когда-нибудь эти способы ваш ребенок сможет использовать в реальной жизни.

4. …добрым молодцам урок!

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды особенно запомнились? Какие эпизоды вызывали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызвали страх?

По этой же схеме можно обсуждать с ребенком и просмотренные вместе художественные и мультипликационные фильмы.

Как сочинить сказку вместе с ребенком

Сочиняя вместе с ребенком сказки, вы можете прикоснуться к его внутреннему миру, узнать о том, что его беспокоит, пугает, или напротив – вдохновляет и поддерживает. Сюжет сказки строится по определенным канонам: по сути она представляет из себя последовательность событий, объединенных неким сюжетом.

Начните с того, что создайте главного героя. Придумайте ему имя и образ. Можно подключить здесь и арт-терапию – нарисовать героя или вылепить его из пластилина. Узнайте у ребенка, какими качествами обладает герой, какой у него характер. Обсудите, о чем будет ваша сказка. Как правило, у главного героя есть цель и есть препятствия на пути к ее осуществлению. Также в сказке есть герои-союзники и герои-противники. В процессе создания сюжета пробуйте проводить параллели с реальной жизнью ребенка: спрашивайте, как это связано для него с его опытом и переживаниями, в связи с чем он выбрал для героя именно такую цель и такие испытания?

Как придумать новые концовки к уже существующим сказкам

Иногда для того, чтобы помочь ребенку найти решение проблемы через сказку, не нужно сочинять новую. Достаточно придумать новую концовку к одной из тех, что уже существуют. Здесь важно подобрать сказку, ключевая проблема которой будет совпадать с той, которая сейчас актуальна для ребенка. Например, если ребенок переживает из-за строгого учителя, который дает много заданий или ставит низкие оценки, можно обсудить с ним сказку о Золушке.

В сказках часто на помощь главному герою приходит волшебство. Золушку, например, от мачехи защищает фея-крестная. А как могла бы справиться Золушка сама, без волшебной помощи? Была ли мачеха так уж несправедлива к ней, ведь Золушка сама сбежала, не выполнив оставленное ей «домашнее задание»? Были ли у Золушки варианты договориться с мачехой?

Так, с помощью сказкотерапии вы можете помочь ребенку изменить свое отношение к ситуации, которую он переживает как безвыходную или несправедливую. С вашей помощью он научиться смотреть на проблему с разных сторон, искать варианты выхода и не чувствовать себя маленьким и беспомощным.

Родительское собрание – викторина «Мы любим сказки»

Содержимое публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения. «Детский сад № 412» г. Перми

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ВИКТОРИНА

«Мы любим сказки»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 412»

Колчанова Ольга Александровна

1. Обратить внимание родителей на роль книги в воспитании детей.

2. Представить спектр возможностей использования книги в развитии познавательных способностей ребенка.

УЧАСТНИКИ:Дети иродители второй младшей группы, воспитатели группы.

Ведущий (в костюме сказочницы):

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте девочки-прелестницы, мастерицы, да кудесницы! Здравствуйте мальчики-молодцы, славные удальцы! Я – Сказочница, знаю много сказок, очень их люблю. А вы любите сказки? А за что вы их любите? (ответы детей и взрослых: в сказках много волшебства, необычные герои, в сказках всегда хороший конец).

А много Вы знаете русских, народных сказок?

Сейчас мы проведем сказочную викторину, вспомним сказочных героев, с которыми познакомились когда читали сказки и увидим, как вы знаете эти сказки.

Для этого нам нужно разделиться на 3 команды. Проходите, рассаживайтесь, получилось у нас три команды.

Сказочная викторина – это соревнование, в любом соревновании кто – то побеждает, кто – то проигрывает. Поэтому мы будем соревноваться без обид и выполнять правила:

а) отвечает на вопрос та команда, которой он адресован;

б) ответы не выкрикиваются, сначала нужно поднять руку;

в) прежде чем сказать ответ, нужно подумать.

За правильно выполненное задание на нашем табло будут выставляться цветные кружочки. 1 команде – красные кружочки, 2– синие, 3 – зеленые.

Поприветствуем друг друга (аплодисменты)

Провести викторину мне поможет мой волшебный сундучок. Вот он нас ждет. Сундучок открываем – соревнования начинаем.

1. КОНКУРС «Подумаем над сказкой»

Даны 3 сказки: «Колобок», «Репка», «Петушок – золотой гребешок». Надо подумать и сказать: сколько героев в сказке, какие слова в ней чаще всего повторяются, какова мораль или вывод из сказки.

«Колобок» – 7 героев (дедушка, бабушка, колобок, заяц, волк, лиса).

Слова: «Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен».

Мораль: не надо забывать об осторожности с хитрецами, тем более, если ты на сметане (простота хуже воровства).

Читайте также:  Этапы логопедической работы по коррекции нарушения голоса у детей

«Репка» – 7 героев (репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).

Слова: «Бабка за дедку, дедка за репку, тянут – потянут – вытянуть не могут»

Мораль: «Дружно не грузно, а врозь – хоть брось» и др.

«Петушок – золотой гребешок» – 4 героя (петушок, дрозд, кот, лиса).

Слова: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка. Выгляни в окошко, дам тебе горошка».

Мораль: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

2. КОНКУРС «Сказочный кроссворд»

Участникам выдаются таблички кроссворда. Сверху вниз зашифрованы слова, заглавные буквы уже написаны.

С – имя девочки, вылепленной из снега (Снегурочка)

К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому (Колобок).

А – сестра Иванушки (Аленушка).

З – пресмыкающееся с тремя и более головами (Змей).

К – сказочный герой, смерть которого в яйце (Кощей).

И – мужское имя в сказках (Иван).

С – предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену (Стрела).

К – в чем нес медведь девочку вместе с пирожками? (Короб).

А – имя доктора, лечившего зверей (Айболит).

З – этим подавился петушок (Зернышко)

К – посуда, из которой журавль кормил лису (Кувшин)

И – на ее кончике смерть одного из героев сказки (Игла).

Р – имя девушки с хвостом рыбки (Русалка)

У – эта птица превращалась иногда в кривенькую девочку (Уточка).

С – на какой реке бился Иван с Чудом – Юдом? (Смородина)

С – кличка сказочного коня (Сивка).

К – домашнее животное большинства сказок (Кот).

И – жилище Бабы Яги (Избушка)

Е – имя героя (Емеля).

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

3. КОНКУРС «Угадай героя сказки» (для детей)

Задание для первой команды:

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Три медведя

Задание для второй команды:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Задание для третьей команды:

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Задание для первой команды:

Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Задание для второй команды:

На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Задание для третьей команды:

Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

4. КОНКУРС «Дополни имя»

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. На листе бумаги написано первое название, а вам надо написать второе.

Кощей – бессмертный

Елена – прекрасная

Василиса – премудрая

Сестрица – Аленушка

Мальчик – с пальчик

Финист – ясный сокол

Иван – царевич

Братец – Иванушка

Змей – горыныч

Никита – кожемяка

Крошечка – Хаврошечка

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

5. КОНКУРС «Закончи сказочное выражение»

В русских народных сказках много сказочных выражений. Хочется мне узнать помните ли вы их?

Сундучок приготовил интересное задание:

Вот в этом чудесном мешочке лежат сказочные выражения, кто подойдет ко мне, достанет снежинку тот и отвечает. Я читаю начало, а вы проговариваете конец фразы.

В некотором царстве (в некотором государстве)

По щучьему веленью (по моему хотенью)

Сивка – бурка вещий каурка (встань передо мной, как лист перед травой)

Скоро сказка сказывается (да не скоро дело делается)

И я там был, мёд, пиво пил (по усам текло, а в рот не попало)

Стали они жить – поживать (да добра наживать)

Не садись на пенёк (не ешь пирожок)

Избушка, избушка, встань к лесу задом (ко мне передом)

Тут и сказке конец (а кто слушал молодец)

Сразу видно, что наши дети сказки любят и знают! Молодцы!

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

6 КОНКУРС «Игра на внимание»

Я рассказываю вам сказку; если в сказке что – то не так, вы топайте ножками, а если сказка рассказывается правильно – хлопайте в ладоши

а) катиться колобок, а навстречу ему волк. Волк и говорит колобку: сядь ко мне на язычок, да пропой еще разок.

б) Посадил дед репку. Выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку и вытянул. Один, Вот какой он сильный.

в) На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.

г) Эй, старуха! Глядь, какой я тебе воротник на шубу привез. Подошла старуха к саням, а там не только лиса лежит, а целый воз рыбы. Обрадовалась старуха, стала деда обнимать, целовать умницей называть.

Подведение итогов конкурса, выставление фишек

7. КОНКУРС «Расскажи сказку»

Участникам раздаются мнемотаблицы со сказками. Нужно вспомнить сказку и рассказать ее.

Сказочница: Опустел мой волшебный сундучок. Все задания Вы выполнили, а значит, закончилась наша сказочная викторина

Сейчас посмотрим: какая команда победила в нашей викторине. Считаем, сколько очков набрала 1 команда, 2 команда, 3 команда?

Сказочница: победила смекалка, находчивость и дружба! Теперь я точно знаю, что сказки вы любите и знаете.

Награждение

Пришла пора прощаться. А перед расставанием наказы мои послушайте, которым сказки учат: дружно живите, да родителей любите; будьте сильными и ловкими, умными и скромными; умейте хорошо трудиться. Но с пустыми руками я вас не отпущу. Вот вам угощенье. Помните пословицу: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи! » А вы их честно заработали, вот и угощайтесь на здоровьице!

Тут игре нашей конец, а кто играл – тот молодец!

Родительское собрание в средней группе «Мы – читающая семья»

Родительское собрание в средней группе детского сада

Родительское собрание «Мы – читающая семья»

Цель:

содействовать воспитанию интереса и любви к чтению, книге, помочь родителям понять значимость литературного воспитания детей.

Задачи:

1.Расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;
2.Повышать культуру чтения.

3.Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

4.Воспитывать бережное отношение к книге

5.Развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества;

Участники: Родители, дети, воспитатели средней группы.

Предварительная работа:

1.Анкетирование родителей.
2.Оформление стенда о роли домашнего чтения..
3.Изговление поделок на выставку по произведениям К.Д. Ушинского

4.Оформление выставки книг и поделок..
5.Изготовление грамот на каждого участника.

Музыкальный зал оформлен книжками, кукольными героями из сказок, портретами писателей.

Ход собрания:

В зале звучит фонограмма любого художественного произведения.

Воспитатель:

– Добрый вечер, уважаемые дети и родители! Мы рады встрече с вами.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о художественной литературе и о домашнем чтении детям.

Книга учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что – нибудь узнают,
Окружающий мир познают.

Детская литература это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям… эстетического воспитания».

Я хочу пригласить семью Лизы Матросовой, они прочитают нам замечательное стихотворение, которое называется «Читающие дети».

Читающие дети.

Взлетает шарик синий –

Сегодня вместе с папой

Читаем книжку вслух.

И ярче солнце светит,

И мама здесь моя.

Забыли про компьютер,

Мы не уснем сегодня

Зовет далекий космос

Уютный вечер с кникой,

На лампе абажур.

Не подведут ребята

И командир Тимур –

Нужна кому –то помощь,

И опоздать нельзя.

Долой все огорченья,

Нам с книгой по пути

Мы любим приключенья,

Страница за страницей

– А сейчас, я хочу рассказать вам о роли домашнего чтения.

РОЛЬ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

Не только в детском саду, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Эпиграф нашего собрания, слова, принадлежащие Антону Павловичу Чехову: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном. Однако, в нашем современном, компьютеризированном ритме жизни, мы просто забываем о художественных ценностях, о традициях. Наши дети всё реже интересуются классикой, забывают, а порой и просто не знают русских народных сказок, знаменитых сказок зарубежных писателей, на которых выросло не одно поколение, в том числе и мы с вами. Их сегодняшними любимыми героями становятся Барби, бетманы, роботы, Винкс и вообще непонятно кто. И это очень печально: ведь в наших сказках герои не только помогают в чём – то, они учат нас жить, дружить, быть добрыми, отзывчивыми, не боятся трудностей и всегда идти вперёд к поставленной цели. Проживая жизнь героев – ребёнок вбирает, присваивает их духовный опыт, и этот опыт становится для него собственным, личным, начинает влиять на его действия и поступки. Главной задачей ознакомления дошкольников с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремление к общению с ней, умении слушать и понимать художественный текст, т.е. всё то, что составляет основание, фундамент для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. По программе новых ФГТ ознакомление с художеств. литературой в ДОУ проводится ежедневно, в эту область входят – чтение, обсуждение и разучивание. По мнению многих психологов (О.Никифоровой, Л. Выготского) именно дошкольный период рассматривается как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Но надо помнить, что эту работу нужно проводить и дома – это семейное чтение книг, беседы по содержанию, зарисовки понравившихся сюжетов, заучивание стихов. Сегодня, когда наши дети только постигают азы художественной литературы, необходимо помочь им полюбить книгу. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке! Об этом не следует забывать, Нам взрослым. Читайте книги с ребенком, рассматривайте картинки, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Надеемся, что подготовленные нами памятки помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой. И помните, книги – это наши друзья и верные помощники. Мы – дети и взрослые – любим книгу. Она помогает нам лучше узнать и понять друг друга, способствуя тому, чтобы у взрослых память о детстве, откуда все мы родом, просветляла, возвышала, а у детей путь к взрослой жизни был не таким тернистым. Детство неизбежно уходит от нас, а книги остаются с нами навсегда…

Основными методами литературного развития детей 4—5 лет явля­ются следующие:

Чтение (рассказывание) взрослого. Своим искренним интересом, выразительностью речи, умелым владением голосом и мимическими средствами взрослый может увлечь детей, помочь им сосредоточенно выслушать произведение, вызвать на дальнейшее его обсуждение.

Последующая беседа способствует углублению восприятия лите­ратурного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному. Для этого в беседу включаются разные группы во­просов.

Рассматривание иллюстраций. Рассматривание книжных иллю­страций с детьми имеет несколько целей: они сориентируют детей в последовательной связи событий, напомнят содержание текста в про­цессе его пересказывания, помогут представить героев и некоторые обстоятельства, важные для понимания произведения.

Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров обеспе­чивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений.

– А сейчас я предложу вашему вниманию несколько игр, в которые можно поиграть с детьми перед чтением, вовремя или после чтения произведения.

«Игры с книжками.»

1.‘’Угадай, о чем книга‘’

Дайте ребятам рассмотреть иллюстрацию в книге, которую они еще не знают, предложите угадать, о чем это произведение.

2.‘’Из какой я сказки?’’

Перед детьми появляется игрушка, например лиса, и ‘’обращается’’ к детям: ‘’Ребята, я выпала из какой-то книжки и теперь не знаю, откуда я. Вы не помните, из какой я сказки?’’ Дети называют сказки, в которых ‘’живет’’ лиса.

3.Викторина ‘’ В мире книг’’

1. «Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки Кто герои этой сказки? <Три медведя.)

2. Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, простившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка.)

3. А дорога – не далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть пирожок… (маша и медведь)

4. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. II однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит Это. (доктор Айболит).

5. С букварем шагает в школу Деревянный мальчуган. Попадает вместо школы В полотняный балаган. Как зовется эта книжка? Как зовется сам мальчишка? (Буратино.)

6. На сметане” мешен, На окошке стужен, Круглый бок, румяный бок, Покатился. (Колобок).

7. Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла свое. А ну, подскажите, как звали ее? (Красная Шапочка.)

8. Кто говорил такие волшебные слова: «По щучьему веленью, по моему хотенью” (Емеля.)

9. Отворили дверь козлята и пропали все куда-то! (Волк и семеро козлят)

10. Он весел и незлобен, Этот милый чудачек. С ним хозяин, мальчик Робин, и приятель Пятачок. Для него прогулка праздник. И на мёд особый нюх. Это плюшевый проказник, медвежонок… (Вини – Пух)

Воспитатель:

– С 24 по 30 марта в нашем детском саду проводилась Неделя Книги, посвященная К.Д. Ушинскому. За это время было прочитано много произведений этого писателя. А также были оформлены выставки книг и поделок, приготовленными нашими детьми вместе с родителями.
Ну а сейчас детки покажут, вам уважаемые родители, свои знания, мы проведем викторину по произведениям К.Д. Ушинского.

Викторина по произведениям К.Д. Ушинского.

Вопросы:

  1. Найти из трех предложенных портретов К.Д. Ушинского
  2. Узнай и назови произведение по картинке:
Ссылка на основную публикацию