Родительское собрание и презентация на тему: Связная речь

Родительское собрание на тему: «Развитие связной речи дошкольников»

Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей дошкольного возраста.

Форма: семинар-практикум.

Ход собрания:

– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка дошкольного возраста? (Ответы родителей).

Формирование правильно грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Немаловажную роль в этом вопросе играет семья. Ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками в детском саду и школе.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками)и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Вспомните то время, когда ваш ребѐнок был совсем маленький (около 1 года). Как вы переживали за речь? Ждали, когда произнесѐт первое слово? Когда начнѐт активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да? И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребѐнка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Если «да»: Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей.

Развитие речи ребенка ведётся по следующим направлениям:

• Воспитание звуковой культуры речи.

• Обогащение активного и пассивного словаря.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: – составлению творческих рассказов – составлению рассказов по картине, по серии картин – пересказам.

2. Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках.

3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.

4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребѐнка «как догадался?», «почему».

5. И ещѐ учѐными доказано, что через игру ребѐнок усваивает знания быстрее.

Как именно развивают связную речь и помогают дошкольникам в процессе усвоения полезных навыков в стенах детского сада вы узнаете благодаря просмотру презентации.

Просмотр презентации «Развитие связной речи дошкольников».

Обсуждение отдельных моментов в презентации. Ответы на вопросы родителей.

Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.

-Уважаемые родители, представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи, а вы выполнять их. Итак, начнём!

Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон – … (большой, серый, толстый, добрый) ; мяч – … (круглый, футбольный, кожаный) ; торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный) и т. д. (Ответы родителей) .

Упражнение 2. Узнай по описанию. Например: косолапый, любит мед и малину, спит в берлоге. Кто это? Медведь; ветвистая, высокая, зеленая, колючая. Что это? Ель; старый, кирпичный, двухэтажный. Что это? Дом; грозный, большой, с лохматой гривой. Кто это? Лев.

Упражнение 3. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка – невидимка…».

Упражнение 4. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.) .

Упражнение 5. Придумай продолжение сказки. Например, как ты думаешь, что было после того, как лиса съела Колобка?

Обсуждение и анализ ответов родителей.

– Давайте представим образование как треугольник.Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача -познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых -помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, а выйдет из него не дело, только мука». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось в его втором доме -в дошкольном учреждении, чтобы он всесторонне развивался. Поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Спасибо всем за то, что пришли, за активное участие в процессе собрания. В знак благодарности дарим всем памятки «Маленькие хитрости» по развитию связной речи дошкольников».

Развитие фонематических процессов у дошкольников

Аннотация: В статье рассмотрено развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста. Особое внимание авторы уделяют этапам развития фонематических процессов, задачам развития фонематических процессов, основываясь на опыте Н. В. Нищевой. Коррекционная работа с детьми начинается с неречевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся, также развиваются слуховое внимание и слуховая память.

При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечается затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих (та-да, па-ба..), мягких и твердых (ла-ля, ма-мя..), свистящих и шипящих (са-ша…), соноров (ла-ра). В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения, а недостатки в произношении звуков могут затруднять формирование фонематических процессов и в дальнейшем стать причиной нарушения процессов письма и чтения.

Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематических процессов, которое проводятся в игровой форме. В фонематические процессы включаются фонематический слух (способность опознавать и дифференцировать звуки речи по акустическим признакам) и фонематическое восприятие (умственное действие по звукослоговому анализу и синтезу).

Начинается эта работа на материале не речевых звуков, затем вводятся звуки речи, правильно произносимые, затем те, которые ставятся. Также развиваются слуховое внимание и слуховая память. Постепенно наблюдаются положительные результаты в развитии фонематических процессов.

Коррекционную работу по дифференциации фонем можно разделить на шесть этапов:

1. Узнавание неречевых звуков.

На данном этапе мы учим детей узнавать и различать неречевые звуки. Параллельно развивается слуховое внимание и слуховая память.

Вначале предлагается задание «услышать» звуки природы с опорой на картинку (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев); далее называем звуки, которые слышим в доме с опорой на картинку (тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса); затем вспоминаем звуки с улицы и двора (визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники).
Можно продемонстрировать детям, какие звуки издают различные предметы: стук по столу карандашом, хлопок в ладоши, звон колокольчика, шуршание бумагой. Затем эти движения можно повторить за экраном, а дети должны определить, что слышат.

2. Различение одинаковых слов, звуков, ориентируясь на высоту, силу, тембр голоса.

Использовать можно такие игры: водящий, стоя спиной к детям, определяет, кто назвал его имя. Задание усложняется – дети произносят слово «ау!», а водящий отгадывает, кто это сказал. Водящий то громко, то тихо произносит «ау!», а дети должны угадать, издалека или вблизи он их зовет.

По различению тембра голоса, силы и высоты звука можно проводить такие игры. Например, мычание коровы – «му-му-му», гудение самолета – «далеко» или «близко», тихий и громкий звук «у-у-у»; какой барабан играет – большой или маленький, низкий и высокий звук «бум-бум-бум»; плачет младенец и ребенок, высокий и низкий звук «а-а-а».
Выдаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Логопед произносит звукоподражание животных и детенышей то низким, то высоким голосом. Дети должны показать соответствующую картинку.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

Можно провести такую игру: логопед показывает картинку и четко произносит: «Книга». Затем говорит: «Я называю слова, а вы должны определить правильно ли оно произнесено. Если не правильно — хлопните в ладоши». Произносит: «Книга – кмига – пнига – книга – кмика – гмика». Дети, услышав неверное произнесенное слово, хлопают в ладошки.

Затем игры усложняются: логопед предлагает картинки, названия которых близки по звучанию. Например:

бочка-почка,
зуб-суп,
жар-шар,
коза-коса,
лук–люк,
мышка–мишка.

Затем логопед произносит три-четыре слова, а дети должны отобрать соответствующие картинки в порядке называния.

Логопед выставляет следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток. Ребенок подходит к полотну, ему дается картинка, которую он должен поместить под той картинкой, название которой близко по звучанию.

К картинке подбираются слова:

«СОМ» дом, ком, лом;
«МАК» — рак, бак, лак;
«ЖУК» — лук, сук, тук;
«СЕТКА» — клетка, ветка, пятка;
«МОТОК» — платок, листок, каток.

4. Различение слогов.

Логопед называет слоговой ряд, например, «ма-ма-ма-ба»; дети выделяют лишний слог. Задание усложняется: «ма-мо-ма, та-та-да-та, фа-ва-фа».

5. Различение фонем родного языка.

Начинаем работу с дифференциации гласных звуков. Предлагается игра: детям раздаются картинки с изображением самолета, малыш, ослик, и объясняется: «Самолет гудит: у-у-у», «Малыш плачет: а-а-а», «Ослик кричит: и-и-и». Далее логопед произносит звукоподражания, а дети выбирают нужные картинки. Далее проводится такая же работа по дифференциации согласных звуков. Например, «ф — воздушный шарик, с – водичка из крана, ш – шипит змея».

6. Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Определение количества слогов в слове, отхлопывая двух и трех сложные слова. Взрослый должен показать детям, как отхлопывать слова и выделять ударный слог. Затем дети практикуются самостоятельно.

  • Анализ гласных звуков. У детей на столах фишки, например красного цвета. Взрослый произносит разное количество гласных звуков, дети выкладывают соответствующее количество фишек.
  • Выделение ударного гласного звука из начала слова. Эта наиболее легкая форма анализа, в норме доступна с 4-5 лет. Для выделения звуков предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.
  • Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. Детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношение фонем) это в большинстве случаев недоступно. Они или называют слог, или не понимают вопроса. Для выделения первого звука предлагаются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша.
  • Выделение последнего согласного из легких слов, типа: мак, кот, лук, нос, душ. Это упражнение можно усложнять, например:

А) дети раскладывают картинки на наборном полотне на две колонки – предметы, названия которых оканчиваются на звук «т» и «к»;

Б) взрослый показывает картинки и называет их, опуская последний звук. Например, «тан…, пау…, вени…, ко…». Ребенок называет слово целиком и пропущенный звук.

  • Выделение последнего гласного (ударного) из слов типа «мука, луна, шары».
  • Далее ребенку предлагается игра «Найди место звука в слове». Подбираются картинки, в названии которых есть нужный звук в начале, в середине и в конце слова. Ребенку следует отметить в схеме слова под картинкой место нужного звука определенным цветом.
  • Следующая игра «Подбери картинку к схеме». Предлагаются схемы, показывающие место звука в слове и картинки. Ребенку нужно разложить картинки так, чтобы место звука в слове совпадало с местом звука в схеме.
  • Игровое упражнение «Раскрась схему». Под каждой картинкой ребенку нужно составить схему слова, то есть провести звуковой анализ (гласный звук обозначаем красным цветом, согласный твердый – синим, а мягкий – зеленым).

Логопед, старший преподаватель кафедры логопедии Института специальной педагогики и психологии, Н. В. Нищева ставит следующие задачи по развитию фонематических процессов:

1. В старшей группе:

  • Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
  • Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам: в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, в свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.
  • Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
  • Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

2. В подготовительной группе:

  • Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза.
  • Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
  • Закрепить представления о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования.
  • Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков.

Таким образом, развитие фонематических процессов является длительной и трудоемкой работой всех субъектов образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

1) Пиджакова Екатерина Игоревна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург
2) Самофеева Надежда Павловна,
учитель-логопед,
МБДОУ №177,
г. Екатеринбург

Список использованной литературы:

1. Логопедия: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология»/ Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. – М: Просвещение, 1989.
2. Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду-М . Просвещение, 1987.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. М.: МГОПИ, 1998.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 17074 раза

Библиографическое описание:

Касьянова, А. В. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста / А. В. Касьянова, Н. Н. Васильева, Е. Б. Головина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 07.01.2021).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

– фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

– фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

Читайте также:  Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки

– фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

– фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

– фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

– Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

– Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

– Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших.

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Картотека игр и упражнений для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

  • Коррекционно-развивающие технологии в работе с дошкольниками (М.Ф. Фомичёва, Е.А. Дьякова) (13)
  • Технология формирования лексико-грамматической стороны речи ( О.С. Гомзяк, Н.Э.Теремкова) (14)
  • Игровые технологии в коррекционной работе логопеда ( Е.А.Екжанова, О.А.Фроликова), (8)
  • Информационно-коммуникативные технологии в коррекционной работе с дошкольниками (Белая К.Ю.) (3)
  • Технология готовности ребенка к началу школьного обучения (Н.Н.Павлова, Л.Г. Руденко; Е.А.Екжанова) (3)
  • Технология эмоциональной поддержки детей в период адаптации к условиям детского сада. (14)
  • Технология организации взаимодействия родителей и педагогов в условиях образовательной организации. (6)

Картотека игр и упражнений для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Картотека игр и упражнений для развития фонематических процессов

у дошкольников с речевыми нарушениями

Одной из важнейших задач обучения ребёнка родному языку в системе дошкольного образования является формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи. Для формирования правильного звукопроизношения, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, для овладения навыками письма и чтения, для успешного обучения ребёнка в школе необходим определенный уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ, фонематический синтез.

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношением звуков; развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Работа по преодолению нарушений фонематических процессов проводится поэтапно.

Первый этап – узнавание и различение неречевых звуков.

Второй этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звукоподражаний, слов, фраз.

Третий этап – различение слов, близких по своему звуковому составу.

Четвертый этап – дифференциация слогов.

Пятый этап – дифференциация фонем.

Шестой этап – развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

На первом этапе ребёнку предлагаются игры и упражнения, в процессе которых развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Например: шум дождя, шелест листвы, звук проезжающих машин, гул самолёта и т.д. Выполнение таких упражнений способствует также развитию слухового внимания и слуховой памяти, что является крайне важным для дальнейшего развития фонематических процессов.

На втором этапе ребёнка учат различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова, фразы.

Третий этап включает игры, которые научат ребёнка различать слова, близкие по звуковому составу.

На четвёртом этапе дети учатся различать слоги, включающие близкие по звучанию звуки: па-ба, ку-гу, ма-на и др.

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Следует начинать с дифференциации гласных звуков.

Шестой этап предполагает игры и упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза. На этом этапе важно соблюдать определенную последовательность. Сначала необходимо сформировать навык определения наличия заданного звука в слове. Затем следует учить ребёнка определять первый и последний звук в слове, а также определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). И только после этого можно переходить к формированию более сложных форм фонематического анализа и синтеза таких, как: определение последовательности и количества звуков в слове, а также определение места заданного звука по отношению к другим звукам в слове.

Игры и упражнения для формирования фонематических процессов.

Игры и упражнения первого и второго этапов.

  1. Игра «Угадай, что звучит». Ребёнку предлагается послушать звук (шум дождя, шелест листьев, звук мнущейся бумаги, звук переливающейся воды и т.д.) и отгадать, что звучит. На первых этапах ребёнку можно давать картинки-подсказки. Сначала ребёнок рассматривает несколько картинок (дождь, машина, поющие птицы), затем слушает звук и выбирает соответствующую картинку.
  2. Игра «Отгадай музыкальный инструмент». Ребёнку предлагается прослушать отрывок записи игры на каком-либо музыкальном инструменте. Ребёнок должен отгадать, какой музыкальный инструмент звучал. Так же, как и в предыдущей игре, можно использовать картинки-подсказки.
  3. Игра «Транспорт». Ребёнку предлагается прослушать звуки, которые издают разные виды транспорта (гудок паровоза, сигнал машины, стук колёс поезда, работа мотора мотоцикла и т.д.), и отгадать, какой вид транспорта издаёт такой звук.
  4. Игра «Погремушки». Для игры понадобится несколько погремушек, издающих разные звуки и отличающихся по цвету. Взрослый, после знакомства ребёнка со звучанием каждой погремушки, прячет их за ширму (либо ребёнок закрывает глаза), издаёт звук одной из них, а ребёнок должен отгадать, какая погремушка издала этот звук (например, синяя, красная или зелёная).
  5. Игра «Отгадай звучащую игрушку». Для игры понадобится несколько звучащих игрушек, издающих разные звуки (свисток, дудочка, погремушка, музыкальная шкатулка и т.д.). Игра проводится аналогично предыдущей.
  6. Игра «Баночки». В маленькие разноцветные баночки (или маленькие пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов») необходимо насыпать разные наполнители (макароны, рис, чечевицу и т.д.). Взрослый издаёт звук одной из баночек, ребёнок отгадывает, какая баночка издаёт такой звук.
  7. Игра «Что это за зверь?». Ребёнку предлагается прослушать запись голосов животных (лай собаки, мычание коровы и т.д.), пение и голоса птиц, а затем отгадать, кто из животных (птиц) так подает голос.
  8. Игра «Кто тебя позвал?». Для игры понадобится две-три игрушки, например, медвежонок и мышка. Взрослый изображает их «голоса»: у медвежонка низкий голос, а у мышонка – высокий. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый зовёт ребёнка по имени, изображая голос одного из животных, ребёнок должен отгадать, кто его позвал.
  9. Игра «Лесенка». Для игры понадобится картинка с изображением лесенки и маленькая игрушка (любой персонаж, например, зайчик). Зайчик «шагает» по лесенке – взрослый передвигает зайчика снизу-вверх и потом обратно (затем это может делать и сам ребёнок) – и поёт песенку «а-а-а-а» (или «ля-ля-ля») то тихо, то громко. Если зайчик внизу лесенки, то петь нужно тихо, постепенно зайчик поднимается по лесенке вверх, песенка становится всё громче и громче.

1 вариант: после показа взрослым ребёнок сам поёт песенку с разной силой голоса (тихо-громче-громко и наоборот) в соответствии с передвижением зайчика по лесенке.

2 вариант: ребёнок закрывает глаза, взрослый поет песенку то тихо, то громко, ребёнок должен отгадать, где находится зайчик – вверху или внизу лесенки.

1 вариант: взрослый говорит какое-либо слово или короткую фразу с разной силой голоса. Ребёнок должен сказать «тихо» или «громко» было сказано это слово (фраза).

2 вариант: для игры понадобится две игрушки, например, собачка и котик. Взрослый определяет, кто из них говорит громко, а кто – тихо, и демонстрирует на примере фразы или одного слова. Затем ребёнок должен отгадать, кто – собачка или котик – сказал фразу (слово).

Игры и упражнения третьего и четвертого этапов.

    1. Игра «Покажи». Ребёнку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов со схожими по звучанию названиями: коса – коза. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен показать этот предмет на картинке. Например: покажи, где коса, а где коза; где трава, а где дрова; где почка, а где бочка.
    2. Игра «Закончи предложение». На столе несколько картинок с изображением предметов, названия которых схожи по звучанию. Взрослый говорит предложение, но недоговаривает последнее слово в нём. Ребёнок должен подобрать нужное слово, выбрав из предложенных картинок. Например: «У Сони длинная … (коса)», «На лугу пасётся … (коза)».
    3. Игра «Назови». Ребёнку предлагается назвать предметы, изображенные на картинках: кашка – каска, бочка – почка, точка – дочка и т.д.
  • Игра «Найди ошибку».

1 вариант: взрослый называет предметы, изображенные на картинках, сознательно делая ошибки в некоторых словах. Например, показывая на каску, взрослый говорит: «Это кашка». Ребенок должен хлопнуть в ладоши (поднять флажок, либо подать другой условный сигнал, заданный в начале игры), услышав ошибку в слове, при возможности (если ребёнок выговаривает все звуки, входящие в состав этого слова) ребёнок называет правильный вариант.

2 вариант: аналогичным образом можно поиграть в эту игры с предложениями. Взрослый делает ошибку в предложении, например: «У Сони длинная коза» (вместо «коса»); «Мама сварила вкусную каску» (вместо «кашку»).

  1. Игра «Шаг вперед». Взрослый называет слова, близкие по звуковому составу, ребёнок должен сделать шаг вперед, услышав заданное слово. Например, нужно сделать шаг вперед, услышав слово «коза», взрослый называет слова: коса, каша, коза.
  2. Игра «Правильнонеправильно». Взрослый демонстрирует картинку, называет, что на ней изображено, при этом дает несколько неправильных вариантов и один правильный, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (поднять руку или помахать флажком), услышав правильный вариант. Например: «масына», «масина», «мафына», «махына», «машина».
  3. Игра «Гномы». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только взрослый дает ребёнку две карточки: одну с изображением весёлого гнома, другую – с изображением грустного гнома. Если ребёнок слышит неправильный ответ, он поднимает карточку с изображением грустного гнома, если ребёнок услышал правильный ответ, то он поднимает карточку с изображением весёлого гнома.
  4. Игра «Хлопай, не зевай». Взрослый называет слоги, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный слог.
  5. Игра «Попугайчики». Взрослый предлагает ребёнку повторить слоги, а затем слоговые ряды из двух, а потом из трёх слогов, в состав которых входят оппозиционные звуки. Например: па-ба, сы-ши, ка-га-ка, са-за-са, мо-мё-мо.
  6. Игра «Будь внимательным». Взрослый даёт ребёнку две карточки: на одной изображена машинка, на второй – мышка. Взрослый объясняет, что сигнал машинки звучит так: «би-би» (или «би»), а мышка пищит так: «пи-пи» (или «пи»). Затем взрослый называет слоги, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку – с изображением мышки или машинки.

Игры и упражнения пятого и шестого этапов.

  1. Игра «Поймай звук». Следует помнить, что на первых этапах игра проводится на материале гласных звуков, а уже позже – на материале согласных звуков. Взрослый называет звуки, а ребёнок должен «ладошками поймать» звук, т.е. хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.
  2. Игра «Флажок». Эта игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается поднять флажок, услышав заданный звук. Если игра проводится на материале гласных звуков, то целесообразно использовать флажок красного цвета. Если ребёнку предлагается выделить из звукового ряда твёрдый согласный звук – флажок синего цвета. Соответственно, выделяя мягкий согласный звук из звукового ряда, можно поиграть с флажком зелёного цвета.
  3. Игра «В каком слове (слоге) спрятался звук?».Взрослый называет слова (слоги), ребёнок должен хлопнуть в ладоши (или поднять руку, помахать флажком), услышав заданный звук в слове.
  4. Игра «Какой гласный звук спрятался в слове?».Взрослый называет слово с одним гласным звуком (мак, лук, мост, лист) и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет только гласный звук, который есть в этом слове, и бросает мяч обратно: мак – [а], лук – [у], дом – [о] и т.д. На первых этапах взрослый должен произносить гласный звук в слове утрированно, чтобы ребёнок «научился слышать» этот звук.
  5. Игра «Назови слова с заданным звуком». Взрослый называет три-четыре слова (затем можно увеличивать количество слов), ребёнок, прослушав эти слова, должен назвать только те из них, в которых есть заданный звук.
  6. Игра «Выбери подходящие картинки». Взрослый кладет на стол несколько картинок. Ребёнку предлагается выбрать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.
  7. Игра «Разложи картинки». Игра проводится на материале слов, в состав которых входят аппозиционные звуки (с – ш, с – з, к – г, л – л’, п’ – б’ и т.д.). Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки на две стопки: в одну стопку нужно положить картинки с изображением предметов, в названиях которых есть, например, звук [с], в другую – картинки с изображением предметов, в названиях которых есть звук [з].
  8. Игра «Назови первый (последний) звук в слове». Взрослый называет слово и бросает мяч ребёнку. Ребёнок называет первый (последний) звук в слове и бросает мяч обратно. На первых этапах следует учить ребёнка определять гласный звук в начале (конце) слова.
  9. Игра «Паровозик».Ребёнку предлагается определить место заданного звука в слове: начало, середина, конец слова. В качестве зрительной опоры на первых этапах обучения используется картинка с изображением паровозика с тремя вагонами: первый вагон – звук находится в начале слова, второй – в середине слова, третий вагон – в конце слова. Сначала следует учить ребёнка определять место гласного звука в слове, затем – согласного, который можно протянуть (например, [м], [с]), позже – других согласных.
  10. Игра «Где спрятался звук?».Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово с заданным звуком. Ребёнок должен определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце слова) и бросает мяч обратно. Этот вариант игры стоит предлагать ребёнку на этапе закрепления навыка определения места звука в слове, когда зрительная опора не требуется.
  11. Игра «Найди слово». На столе лежат несколько картинок. Ребёнку нужно определить слово, соответствующее заданным условиям. Например, найти слова, в которых звук [с] находится в начале (середине или конце) слова.
  12. Упражнение «Составь схему слога (слова)» (звуковой анализ слога (слова)). Ребёнку предлагается составить звуковую схему слога (слова), дать характеристику каждому звуку, определить общее количество звуков, количество согласных (твёрдых, мягких) и гласных звуков, назвать все звуки в слове по порядку. Начинать обучать ребёнка звуковому анализу следует с обратных слогов (ап), затем проводится анализ прямых слогов (па), затем слов из трёх звуков (мак, сок), из четырех звуков с двумя прямыми слогами (мама), и только позже переходить к анализу более сложных слов (со стечением согласных – стол, трёхсложных – канава и др.).
  13. Игра «Назови звуки». Взрослый бросает мяч ребёнку, называет слово. Ребёнок называет по порядку все звуки в слове и бросает мяч обратно.
  14. Игра «Подбери слово».Ребёнку предлагается подобрать (придумать, либо выбрать из числа предложенных) слово в соответствии с инструкцией. Например: придумать слово из трёх звуков; придумать слово соответствующее заданной звуковой схеме; найти из числа предложенных слов те, которые начинаются с мягкого согласного звука.
  15. Игра «Хлопаем».Ребёнку предлагается разделить слова на слоги, отхлопывая каждый слог, затем назвать количество слогов в слове.
  16. Игра «Посмотри вокруг».Ребёнку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
  17. Игра «Я знаю три слова». Дети встают в круг, взрослый по очереди бросает каждому ребёнку мяч, называя разные задания (например: слова со звуком [л] в начале; слова с двумя гласными звуками и т.д), ребёнок называет три слова, соответствующих заданию, и бросает мяч обратно.
  18. Игра «Бусинки». Ребёнку предлагается собрать рассыпавшиеся бусы, расставив по порядку «слова-бусинки» (для игры используются заранее подобранные картинки): каждое последующее слово начинается со звука, на который заканчивается предыдущее (радуга – аист – туфли – иголка и т.д.).
  19. Игра «Цепочка». Ребёнку предлагается назвать слово, которое получится, если в нём что-то изменить: заменить один звук на другой, убрать или добавить заданный звук, поменять заданные звуки местами. Например, цепочка слов может быть такой: мак – маки – раки – рак – бак – бык – бок – ток – кот – ком – дом. В эту игру можно поиграть с картинками (раскладывать их по порядку, образовав новое слово), либо устно с группой детей (ребёнок, у которого в руках мяч, называет получившееся слово и передает мяч следующему игроку).
  20. Упражнение «Собери слово из слогов». Игра может проводится устно, либо с карточками, на которых написаны слоги, если ребёнок умеет читать. Ребёнку предлагается собрать слово из данных слогов: ка, ру – рука, бу, га, ма – бумага.
Читайте также:  Мнемотехника для формирования связной речи

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Глеб Баркалов 4 лет назад Просмотров:

1 Развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста Одним из важнейших условий легкого вхождения детей в школьное обучение и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный (достаточно высокий) уровень развития фонематических процессов. К фонематическим процессам относят: – фонематический слух – способность различать и узнавать звуки (фонемы); – фонематическое восприятие – умение отделять звук от рядом стоящих звуков; – фонематический анализ и синтез – умение разложить слово на последовательный ряд звуков и, наоборот, соединить отдельные звуки в слова; – фонематические представления. Более 50% детей, поступающих в 1 класс, имея полноценный слух и интеллект, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического слуха. Нарушение фонематического восприятия мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи (подчеркнём, что все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены). Как проявляются нарушения фонематического восприятия? ребенок затрудняется в дифференциации акустически близких звуков (например: твердых – мягких, звонких – глухих, свистящих – шипящих и т.д.); не может определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; затрудняется в подборе слов с определённым количеством слогов или с определённым звуком. При чтении наиболее типичны следующие ошибки: трудности слияния звуков в слоги и слова; взаимные замены фонетически или артикуляционно близких согласных звуков (свистящих шипящих, твёрдых мягких, звонких глухих) побуквенное чтение (Р, Ы, Б, А) искажение слоговой структуры слов; слишком медленный темп чтения; нарушения понимания прочитанного. К числу типичных недостатков письма относятся: замены букв, указывающие на незаконченность процесса дифференцировок соответствующих звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам; пропуски гласных; пропуски согласных в их стечении; слияние слов на письме; раздельное написание частей одного слова; пропуски, перестановки слогов; орфографические ошибки. Всю систему работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

2 I этап – узнавание неречевых звуков; II этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; III этап – различение слов, близких по звуковому составу; IY этап – дифференциация слогов; Y этап – дифференциация фонем; YI этап – развитие навыков элементарного звукового анализа. I этап На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. Данный этап является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Упражнения включают задания на распознание: звуков природы (стук дождя по крыше, свист ветра, шум деревьев, шум воды, шелест листьев); звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шуршание бумаги, звон ложек); действий предметов (хлопки в ладоши, свист, стук карандашом по столу, визг тормозов, сигналы машин, шум и грохот строительной техники, тиканье часов, мяуканье кошки, шум пылесоса, скрип двери, звон колокольчика); Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий. Игра “Угадай, что звучало” Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газет, скрип двери и другие бытовые звуки. Игра “Шумящие мешочки” Вместе с ребенком насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри. Игра “Волшебная палочка” Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску Потом усложните задание – ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал. Игра “Похлопаем” Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами. Игра “Чудо-звуки” Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных звуков шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весенняя капель, шум леса в ветреный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите услышанные звуки какие звуки похожи, чем звуки различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. Начинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке зимой скрип снега под ногами, звон сосулек, тишину морозного утра. Весной капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно слушать шуршание листьев, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. В городе постоянный шумовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще запахи. Про них тоже не забывайте это опоры вашего малыша в жизни.

3 Игра “Слушай, пробуй, как звучит” Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, переливать, рвать, хлопать. Игра “Угадай, что звучало” Проанализируйте с ребенком бытовые шумы скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и пр. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и с закрытыми глазами, постепенно надо приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с 1-2 до Игра “Шумящие коробочки” Нужно взять два комплекта небольших коробочек для себя и ребенка, наполнить их различными материалами, которые, если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Вы берете коробочку из своего набора, трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность разных звучаний. Не забывайте меняться ролями и обязательно иногда ошибайтесь. Игра “Что как звучит” Сделайте с ребенком волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в доме. Пусть все предметы в Вашем доме зазвучат. Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит что как звучит и находит предметы, которые звучали, по Вашей просьбе: «скажи, покажи, проверь, что звучало», «что звучало сначала, а что потом». Дайте палочку ребенку, пусть он «озвучит» все, что попадется ему под руку, теперь Ваша очередь отгадывать и ошибаться. Не забудьте взять с собой волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я постучала? А сейчас? Что звучит похоже? Где мы слышали похожие звуки?» Игра “Где позвонили?” (определяем направление звука) Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант «жмурки». Ребенок в роли водящего. Игра “Подбери картинку или игрушку” Вы стучите (шелестите, гремите, трубите, звените, играете на пианино), а ребенок угадывает, что Вы делали, что звучало и подбирает соответствующую картинку, игрушку. Игра “Создаем мелодию” Вступите в диалог с ребенком на инструментах чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что-то достаточно структурированное, повторите его «реплику». Продолжайте игру, пока ребенок не отработает свою внезапную находку. Игра “Отрабатываем ритмические структуры”

4 Вы задаете ритм, отстукивая его рукой, например такой 2удара-пауза-3удара. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит Ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры: – ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно, поочередно (хлопки или удары по столу); – ребенок воспроизводит тот же ритмический рисунок ногами; – ребенок придумывает свои ритмические рисунки и контролирует их выполнение. Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, воспроизведение звуков разной громкости внутри ритмического рисунка. Ритмические структуры можно записывать: слабый удар короткая вертикальная черта, сильный длинная вертикальная черта. Игра «Ритмы» Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же. После этого однократно производится серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами: 1) простые ритмы. если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают; 2) сложные ритмы. Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах. Игра “Камертон” Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам: отстукиваются слоги (каждый слог один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется. Игра “Узнай свой голос” Вам нужно записать на магнитофон голоса знакомых, родных, обязательно свой голос и голос ребенка. Прослушайте кассету вместе, важно, чтобы ребенок узнавал свой голос и голоса близких людей. Может быть, ребенок не сразу узнает свой голос на кассете, к его звучанию надо привыкнуть. Игра “Жмурки” Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка. II этап На протяжении данного этапа детей учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры. Игра “Узнай свой голос” Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит. Игра “Громко-тихо” Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры “Далеко-близко”. Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко. Игра “Три медведя” Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

5 Игра “Изменись!” При изменении звукового сигнала, темпа или громкости его звучания ребенок меняет характер своих движений. О правилах игры надо предварительно договориться. Игра “Громко-тихо” Попросите ребенка произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом низким. Вариант игры: придумайте или вспомните каких-то сказочных персонажей, договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями. III этап На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Игра “Слушай и выбирай” Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку. Игра “Верно-неверно” Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. IY этап На данном этапе детей учат различать слоги. Игра “Похлопаем” Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, бале-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. Игра “Что лишнее?” Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-па”, “фа-фа-ва-фа-фа” Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

6 Y этап На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков, например: Игра “Поймай гласный” Взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: “Поезд гудит у-у-у, девочка плачет а-а-а, птичка поет и-и-и”. далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и), а дети поднимают соответствующие картинки. Затем игра усложняется. Варианты игры: взрослый произносит звуки кратко; детям раздают вместо картинок кружки разного цвета, каждый из которых соответствует определенному звуку; в ряд гласных а, у, и включают другие звуки, например, о, ы, э, на которые дети не должны реагировать. Аналогичная образом проводиться работа по дифференциации согласных фонем. Игра “Поймай звук” Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Например, комарик звенит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает. Игра “Похлопаем” Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему. YI этап Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Этот этап имеет определённую последовательность:

7 Введение понятия звук; Введение понятия «гласный звук»; Определение количества звуков в ряду гласных; Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова кит, дом, мак); Дифференциация понятий «гласный согласный звук»; Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи); Выделение первого согласного звука из стечения согласных; Анализ и синтез обратного слога АП; Анализ и синтез прямого слога МА; Определение первого согласного из слогослияния. Игра “Определи первый гласный в отгадке” Может и разбиться, может и свариться, Если хочешь, в птицу может превратиться (яйцо) Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят (Ёж) Игра «Найди звук» Цель: Найти слова, которые начинаются с одинакового звука и назвать эти звуки. Шапка шуба замок, забор замок жаба, цыплёнок цапля сова, жук жаба шкаф. Игра «Цепочка слов» Цель: учить выделять первый и последний звук в словах. Инструкция: Я буду называть слово, а ты должен услышать последний звук в слове и придумать слово, которое будет начинаться с этого звука. Панама ангел лампа абрикос сани игла. Игра «Назови слово» Вариант 1. Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «Рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «Ль» (малина, лимон, апельсин, слива). Вариант 2. Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т С (троллейбус), А С (автобус), С Т (самолёт), В Т (вертолёт), М О (метро), Т И (такси). Игра «Посчитай звуки»

8 Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине? Какой первый звук?» Игра “Выдели слово” Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх. ) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Игра “Какой звук есть во всех словах?” Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Заданий на сообразительность Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (воробей, грач ) Подбери слово, чтобы первый звук был [К], а последний [А]. Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на [А]; что начитается на [С], в середине слова звук [Т] и.т.д. Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Игра “Шутки-минутки” Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её. Например: Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук с длинными усами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, принеси мне хлеба. Хвост с узорами, сапоги со шторами. Игра “Звук потерялся” В зоопарке живет с-он (слон), словно дом огромен он. нам темно, мы просим папу нам включить поярче ла-пу (лампу). Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие к-ошки (крошки). Игра “Пишущая машинка” Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одно слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая “буква” слова встает и

Читайте также:  Конспект логопедического совместного занятия логопеда и психолога

9 хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. Игра “Посчитай буквы и составь предложение” Дети выходят к доске, рассчитываются по порядку, громко повторяя свой порядковый номер. Ведущий называет какой-либо звук, затем слово, в котором есть этот звук. Дети должны определить место звука в этом слове, а из ряда выходит на один шаг вперед играющий, порядковый номер которого совпадает с порядковым номером звука в слове. Он должен запомнить свое слово. Оставшиеся в ряду дети еще раз рассчитываются по порядку, и все повторяется заново до тех пор, пока не останется один играющий. Все дети громко повторяют свои слова, а последний должен составить из этих слов предложение и соответственно расставить играющих. Игра “Слушай хлопки и подбирай слоги” Ведущий знакомит детей с правилами игры: “Если я хлопну в ладоши один раз ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на [3], например: ЗА, ЗУ, ЗИ и т.п. Если я хлопну один раз ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на [3], например A3, УЗ, ИЗ и т.п. Если же я хлопну в ладоши два раза ГРОМКО (вот так), надо быстро составить и сказать слог, начинающийся на [Ж], например: ЖА, ЖУ, ЖИ и т.п. А уж если я хлопну два раза ТИХО (вот так), надо составить и сказать слог, заканчивающийся на [Ж], например АЖ, УЖ, ИЖ и т.п. Побеждает играющий или команда, допустившая меньше всего ошибок и подобравшая больше слогов. Игра “Повтори за мной” Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре. Игра “Слушай и повторяй!” Логопед пишет на доске 2 слога с дифференцируемыми звуками, например: ЗА-, ЖА-. Один играющий должен предложить другому повторить произвольную последовательность из 3-6 повторяющихся слогов, например: ЗА-ЗА-ЖА-ЗА. Его “противник” должен эту последовательность в точности повторить, а задающий оценить правильность. Судьей выступает взрослый. При усложнении игры и слоги с дифференцируемыми согласными, и их последовательность задают сами играющие. Игра “Услышишь стой!”

«Гласные звуки и буквы» — конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе

Конспект подгруппового логопедического занятия для 1 класса детей с ОВЗ. Данное занятие будет интересно учителям-логопедам, дефектологам, воспитателям. Так же данный конспект подойдет для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: Гласные звуки и буквы

  • Закрепить знания о гласных звуках и буквах.
  • закрепить умение четко и правильно произносить гласные звуки [а], [у], [и], [э], [ы] [о];
  • развивать фонематический анализ и синтез;
  • уметь находить гласные звуки в слове;
  • уметь дифференцировать звуки [а], [у], [и]; [э], [ы], [о];
  • закрепить графические образы букв А, У, И, Ы, О.
  • развитие памяти и внимания;
  • уметь ориентироваться в пространстве;
  • развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику, развивать дыхание;
  • воcпитывать умение работать в течение вcего занятия;
  • воcпитывать умение взаимодействовать друг c другом;
  • индивидуальные зеркала, поднос, листья из цветной бумаги, дощечки с печатными буквами, разрезная азбука, интерактивная доска, интерактивный стол.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей.

Логопед: Сядет тот, у кого имя начинается на гласный звук. Далее сядет тот, у кого имя начинается на согласный звук.

2. Повторение пройденного материала.

Логопед: Какие звуки и буквы есть в русском языке?

Дети: Гласные и согласные.

Логопед: Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Дети: При произношении согласных, звуки встречают во рту преграды, а при произношении гласных преград нет.

Логопед: С какими звуками мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: С гласными звуками.

Логопед: Почему они называются гласными?

Дети: Потому что они тянутся, поются голосом и не встречают во рту преграды. Голосом – гласом, поэтому их так и называют – гласные.

Этот звук всегда поётся,
Этот звук как песня льётся.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

– Сколько гласных звуков в русском языке?

Дети: 6 – А, О, У, И, Э, Ы

Логопед: Каким цветом они обозначаются на схеме?

Логопед: Молодцы, все правильно!

3. Развитие фонематического слуха.

Логопед: А теперь, приготовили свои ладошки. Хлопните тогда, когда услышите гласный звук и произнесите его.

4. Артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Логопед: Для того, чтобы правильно произносить все звуки: четко и красиво, мы выполним с вами упражнения.

Итак: « Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Маляр», «Грибок», «Вкусное варенье», «Качели».

Логопед: Скажите, какое время года у нас сейчас?

Логопед: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Льют дожди, листья и трава меняют цвет и т.д.

Логопед: А как называется явление, когда падают листья?

Логопед: А какие цветом бывают листья?

Дети: Желтые, красные, зеленые, оранжевые.

Логопед: Правильно. Сегодня, когда я к Вам шла, подул сильный ветер и разбросал листочки. Я их подняла и принесла к нам на занятие. Давайте мы с Вами побудем маленькими ветерками и подуем сильно на наши листочки. Но не забываем – вдыхаем мы через носик и плавно выдыхаем через рот.

Дети дуют на листья, расположенные на подносе. Далее дети садятся на свои места. А логопед собирает листья.

5. Развитие активного и пассивного словаря.

Логопед раздает всем по одному листочку, на обороте которого нарисована гласная буква.

Логопед: Посмотрите, листья у нас не простые, а с секретом. У каждого из вас на обороте листочка написана гласная буква, ваша задача придумать слово – животное на данный звук.

6. Развитие мелкой моторики.

Логопед: А теперь давайте поиграем.

Детям завязывают шарфиком глаза. Ребенок должен с закрытыми глазами определить букву. Логопед дает ребенку дощечку, на которой изображена печатная буква: А, О, У, И, Ы, Э.

Далее ребенок угадывает букву, называет слово-животное на данный звук и составляет графическую схему данного слова.

7. Физкультминутка.

8. Работа на уровне слова.

Логопед: Пока мы с вами играли, кто-то пришел и перемешал буквы в наших словах. Давайте расставим их по местам. Слова: мдевеьд, ласи, вокл, носроог.

Логопед: Назовите это все одним словом?

Логопед: А теперь, поставьте рядом со словом соответствующую картинку.

Логопед: А какое животное у нас лишнее?

Дети: Носорог.
Логопед: Правильно, молодцы!

9. Работа с интерактивным столом.

10. Итог занятия.

Логопед: На этом наше занятие подошло к концу.

– Давайте с Вами вспомним, что мы сегодня делали?

– А что больше всего Вам понравилось?

– Молодцы, сегодня вы хорошо позанимались и порадовали меня!

Конспект занятия «Гласные буквы и звуки»

Ольга Лазарева
Конспект занятия «Гласные буквы и звуки»

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

2. Артикуляционная гимнастика.

А сейчас мы с вами проведем артикуляционную гимнастику.

Утром мальчики проснулся,

Потянулся (язык тянуть вверх, улыбнулся (улыбка)

Про зарядку не забыл, «качели»

Окна широко открыл. Открыть рот

Посмотрел он за окно

На земле белым-бело

Вьюга воет и метёт языком по губам водить

Ёлкам песенки поёт. На выдохе У-У-У

Чашечку достал «Чашечка»

Чай с вареньем выпивал. «вкусное варенье»

И во двор собрались быстро

Всё лопаткой чистили чисто. «Лопаточка»

А потом пошли гулять,

Всех животных навещать.

Там в берлоге много храпу,

Мишка спит, сосёт он лапу. Втягивать и отпускать щёки

Дятел по стволу стучит, «Дятел»

А в дупле бельчонок спит. «лопаточка»

Навестил своих друзей

И мы в класс бежит скорей.

3. Рапорт дежурного.

Логопед. Молодцы! Ребята, а вы любите сказки?

Отрывок из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Остров на море лежит

Град на острове стоит

Каждый день идет там диво

Море вздуется бурливо

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой

Расплеснется в скором беге

И окажутся на бреге

Тридцать три богатыря

Мальчики слово богатыри для вас новое слово.

Богатыри —герой русских сказок, люди сильные, смелые, отважные, совершающий воинские подвиги.

Логопед. Есть и другие богатыри. Они не носят тяжелых доспехов и не скачут на могучих конях. Они обладают другой силой. Силой – знаний. Мальчики отгадайте загадку.

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Знает каждый грамотей.

(Буквы).

4. Объявление темы занятия. И сегодня на заняти мы повторим гласные буквы и закрепим их произношение.

Логопд. Скажите, чем буква отличается от звука?

Дети. Звуки мы слышим и произносим, а буквы – читаем и пишем.

Логопед. Сегодня утром гонцы из славного Буквограда доставили послание. Беда приключилась. Напал на их град Кощей Бессмертный, схватил и унес с собой гласных дЕвиц.

Логопед. Жители Буквограда просят вас помочь освободать гласных девиц из плена Кощея Бесмертного.

Логопед. В послании есть карта, как добраться до замка Кощея волшебные мешочки которые помогут вам в пути, и картинки на которых изображены гласные девицы.

Логопед. РЕБЯТА! Посмотрите НА НАШИХ ПЛЕННИЦ И РАССКАЖИТЕ О НИХ. (А, О, У, Ы)

1- й ребенок Широко откроет рот,

Песню первую споет – АААА

А. Когда мы праизносим звук А наш рот широко открывается, воздух выходит свободно, поем голосом, значит, звук [А] – гласный звук.

О. Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Когда мы произносим звук О. Наши губки как кружок, воздух выходит

У. Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой – УУУУ

Когда мы произносим звук У. Наши губки как трубочка, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [У] – гласный звук.

Ы. Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Когда мы произносим звук Ы наш ротик открыт, воздух выходит легко, свободно, поем голосом, значит, звук [Ы] – гласный звук.

Логопед. Какие звуки мы сейчас произнесли?

Дети. Гласные. Логопед. Почему мы их называем гласными?

Дети. Потому что когда мы их произносим, во рту нет ни какой преграды, воздух выходит легко, свободно.

Ребята, по губам определим, какие звуки я сейчас произнесу.

Логопед. Давайте вместе обсудим маршрут по которому нам предстоит отправиться.

Дети. Сначала мы пройти через зимний лес. Затем мы окажемся у Озера Зеркального во владениях Кикиморы. Пойдем прямо, на пути, дом Змея Горыныча. Дальше на пути – избушка Бабы Яги. Затем перед нами ров глубокий. Тяжело будет через него перебраться! А за рвов стоит замок Кощея.

Дети. Вы готовы помочь жителям Буквограда и спасти гласных дЕвиц?

Логопед. От лица жителей великого Буквограда нарекаю вас отныне богатырями!

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Повернемся в лево в право

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри-

И так мы отправляемся в путь.

Логопед. Чтобы войти в зимний лес нам нужно усмирить морозы, для этого вы должны сделает комплимент Зиме. Скажите, зима какая?

Дети. Холодная, снежная, белая, сказочная, суровая, морозная, ветренная.

Логопед. Отлично! Вот мы и в лесу. Идем дальше,

По смотрите на карту и скажите, где же мы теперь оказались? Правильно, мы на берегу Зеркального озера. Здесь начинаются владения Кикиморы. Но чтобы пройти нам нужно выполнить все задания Кикиморы.

И так, первое задание – надо повторить звуковую цепочку. Я произнесу гласные звуки, а вы должны их повторить.

2 задание Кикиморы, Нужно соберить буквы из разрезных карточек и назовать их.

3 задание. Вы должны узнать буквы, наложенные друг на друга.

Логопед. Назовите свои букву. (Дети называют)

Логопед. Молодцы! Отлично справились с заданием!

Идем дальше и вас встречают Змей горыныч. Он нас не пропустит пока вы не поможите построим ему новый дам. Возьмите волшебные мешочки, высопите содержимое на тарелки и с помощью круп выложите дом для Змея Горыныча.

Устали? Давайте устроим привал на полянке у избушки Бабы Яги.

Физминутка. Игра «В темном лесу есть избушка».

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх, дети убегают на стульчики).

Ребята! Мы добрались до владений Бабы Яги. Она тоже приготовила для вас задания.

И так первое задание Бабы Яги. “Найдите каждой букве пару и соедините их линией”. Возьмите в руки простые карандаши и приступайте к работе.

Второе задание Бабы Яги Вам нужно вписать нужные буквы в свои геометрические формы и прочитайте цепочку из букв.

Третье задание “Жук-буквоед(жук съел часть букв, допишите их).

Молодцы! Все задания Бабы Яги выполнили. И нам надо идти дальше. До замка Кощеева! Осталось перебраться на другую сторону рва. Как же нам перебраться? (создание проблемной ситуации, поиск ее решения)

Дети. Нужно построить мост. Правильно. Мы будем строить мост с помощью прищепок. Возьмите прищепки и мы построим мост.

Молодцы! Мост готов. Мы добрались до замка Кощея Бесмертного.

Логопед. Посмотрите, кажется, Кощей испугался отважных богатырей и улетел. Вы спасли гласных дЕвиц из плена Кощея. И вернули их в славный Буквоград.

Логопед. Жители Буквограда благодарят вас за помощь.

Посмотрите Кащей Бессмертный оставил сундук. А на сундуке – замок. Чтобы его открыть и узнать, чта там лежит нужно отгадать загадку.

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится.

Что же это за предмет?

Дай, дружок, скорей ответ.

Мальчики! А чтобы Кащей Бессмертный опять не похител Гласных девиц, давайте мы вместе свами превратим Кощея из злого в доброго, а в этом нам поможе «Игла Кощея». Ведь когда игла целая, Кощей злой, а стоит ее сломать он превратится в доброго.

Логопед. Молодцы! Наше занятие подошло к концу.

Итог занятия. Оценка работы детей.

Скажите, где мы с вами побывали? Кого встретили?

Логопед. Что мы делали? (Мы спасали гласных дЕвиц)

Логопед. Ребята, а что же там в сундуке?

Логопед. На этом, наше сказочное путешествие окончено, до свидания!

Конспект занятия «Согласные звуки [р], [ р’], буквы Р, р» «Согласные звуки [р, р’],буквы Р, р» Цель: Знакомство с новой буквой Р, новыми звуками [р, р’]. Задачи: Познакомить детей с новой буквой.

Гласные звуки и буквы. Работа с текстом в подготовительной к школе группе по теме «Лес» Задачи: 1. Закрепить знание гласных звуков и букв. 2. Развивать умение отвечать на вопросы связными предложениями. 3. Учить пересказывать.

Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.

Конспект логопедического занятия «Звуки [c], [c’]-[ш]. Буквы Ш, С» Тема: Звуки [c], [c,]- [ш]. Буквы Ш, С Цель: совершенствовать навык дифференцировки [c], [c,]- [ш] на слух, в собственной речи и на письме.

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуки гласные и согласные» Цель: закрепление знаний по теме звуки, умение выделять нужный звук, выделять количество звуков в слове, делить звуки на гласные и согласные,.

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Звуки [А], [И] и буквы А, И» Конспект занятия в логопедической подготовительной группе на тему: «Звук и Буква [А] [И]» Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте и письму «Звуки [ш]-[ж]. Буквы Ш Ж» Технологиялы картасы/ Технологическая карта/ Дата: Блім /Раздел/: Основы грамоты и письма Таырып /Тема/:.

НОД по обучению грамоте «Гласные звуки «А, У, О, И, Э» и буквы «А, У, О, И, Э» НОД по обучению грамоте. Гласные звуки “А, У, О, Э” и буквы “А, У, О, И, Э”. Цели: коррекционно- образовательные: – формировать у детей.

Конспект занятия «Звуки и буквы» Задачи: • познакомить детей с гласными и согласными звуками; учить распознавать их на слух, правильно произносить; • дать представление.

Ссылка на основную публикацию