Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе
Цикл логопедических выступлений на родительских собраниях в старшей логопедической группе.
Родительское собрание № 1.
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи».
Время проведения: I период обучения, октябрь.
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы:
– содержание логопедической работы;
– формы логопедической работы.
3. Ознакомление родителей с результатами обследования речи детей старшей логопедической группы.
4. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
5. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово), «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи»), называется логопедом.
2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в массовых группах детского сада?
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
– формирование правильного звукопроизношения;
– развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
– совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
– совершенствование грамматического строя речи;
– обогащение, активизация словарного запаса речи;
– развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
– развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
– совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования и анкетирования родителей занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Конечно, нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи III уровня. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, несовершенство грамматических процессов. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
4. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
– не ругать ребенка за неправильную речь;
– ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
– не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
– осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
– тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
– задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
– весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
– задания должны быть прочитаны ребенку;
– все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
5. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу? Это:
– коррекция звукопроизношения;
– формирование грамотной, выразительной речи;
– обучение чтению (с III периода старшей группы) и письму в подготовительной группе;
– развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
– усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
– индивидуальный подход к ребенку;
– совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
6. Тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика».
Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Родительское собрание № 2.
Тема: «Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда».
Время проведения: II период обучения, февраль.
1. Структура логопедической работы:
– лексико-грамматические занятия;
– занятия по развитию связной речи;
– занятия по звукопроизношению;
– индивидуальная работа с детьми.
2. Особенности работы с домашним заданием в детских тетрадях.
3. Результаты логопедической работы на данном этапе.
4. Вопросы родителей, индивидуальные беседы с родителями.
1. Логопедическая работа с детьми проводится ежедневно: 4 дня в неделю логопедические фронтальные занятия со всеми детьми; индивидуальные занятия проводятся ежедневно. График индивидуальной работы с детьми находится на информационном стенде в группе.
Что представляют фронтальные занятия, вы могли увидеть на открытом занятии по развитию связной речи в ноябре. Во втором периоде (декабрь–март) проводятся следующие виды фронтальных занятий:
Лексико-грамматические занятия. На неделю берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:
– по расширению и активизации словаря детей;
– по отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существительных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
– по выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
– по обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
По сравнению с первым периодом, добавились занятия по звукопроизношению, на которых дети изучают звуки и буквы. Существует разница между понятиями звука и буквы: «Звук мы слышим и говорим, а букву мы видим и пишем». Звуки бывают гласными и согласными. На занятиях дети учатся отличать гласные и согласные звуки. Кроме того, вводятся понятия слова и слога (слово-часть речи, имеющая смысловое значение; слог-часть слова, в которой есть гласный звук, но не имеющая смыслового значения).
На таких занятиях осуществляется развитие фонематического слуха (т.е. дети учатся различать звук на слух, вычленять его из речи) в форме упражнений. Например. «Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» (глухой – звонкий или твердый – мягкий звуки) и пр.
Игра с родителями.
«Поймай звук» (выделение звука из звукоряда, слогоряда, словоряда).
«Как только услышите звук «К», хлопните в ладоши, поймайте его:
– А, У, К, Т, М, П, К;
– ПА, МА, КА, ИТ, ИШ, ИК;
– ДОМ, ТОМ, КОМ.
Внимание! Согласные звуки и буквы называем не «КЭ, МЭ, СЭ…», а «К, М, С…». Правильное название предотвратить ошибки при обучении чтению («МАМА, а не «МэАМэА»).
Развитие мелкой моторики рук происходит на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе в форме пальчиковых гимнастик, на занятиях по ИЗО-деятельности, на занятиях воспитателей по графике в старшей группе, по письму в подготовительной к школе группе.
Игра с родителями.
Пальчиковая игра «Семья»:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Начиная с мизинца, загибаем пальцы по – одному. Ритмично сжимаем пальцы в кулак. Движения обязательно должны сопровождаться словами. Сначала гимнастику делаем одной рукой, затем другой, затем обеими руками.
Еще одной целью логопедической работы является развитие речедвигательных умений и навыков у детей, которые проводятся в форме логоритмических упражнений и динамических пауз. Например, на занятиях по теме «Дикие животные наших лесов», можно провести такую динамическую паузу:
Мы как зайчики поскачем,
Как лисята побежим,
И как рысь на мягких лапах,
И как лось большой рогатый.
Двигаясь по кругу, дети имитируют движения животных, обязательно сопровождая их речью. Это способствует эффективному развитию речи, закреплению слов в активном словаре детей.
Что касается индивидуальной работы, то она проводится в следующих направлениях:
– проверка, отработка домашних заданий;
– закрепление материалов фронтальных занятий;
– развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания;
– артикуляционные упражнения;
– коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.
Звуки ставятся и автоматизируются в определенном порядке: С – З – Л – Ш – Ж – Р.
2. Работа в домашних тетрадях.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму.
Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
3. В целом, по прошествии промежутка времени с сентября по февраль, уже заметен прогресс в речевом развитии детей. Это исправленные звуки в речи детей; это желание детей работать на занятиях, высказываться, отвечать на вопросы (что называется речевой мотивацией); дети учатся слушать и слышать обращенную к ним речь.
Как вы считаете, изменилось ли речевое развитие детей? В чем это проявляется?
4. Вопросы родителей к логопеду. Индивидуальные беседы с родителями по работе в домашних тетрадях. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
Родительское собрание № 3.
Тема: «Результаты логопедической работы за 2007/2008 учебный год».
Время проведения: III период обучения, май.
1. Итоги работы за год.
2. Задания на лето.
3. Индивидуальные беседы с родителями.
1. На конец учебного года в группе 17 детей, из них 4 ребенка выпускаются в школу с исправленной речью.
Результаты работы по коррекции звукопроизношения следующие.
Ротацизм (нарушение произношения звука «Р»): было 15, исправлено 5, в стадии автоматизации 3;
Ламбдацизм (нарушение произношения звука «Л»): было 14, исправлено 8, в стадии автоматизации 6;
Сигматизм свистящих (нарушение произношения звуков «С, З»): было 8, исправлено 5, в стадии автоматизации 3;
Сигматизм шипящих (нарушение произношения звуков «Ш, Ж»): было 11, исправлено 6, в стадии автоматизации 4.
В течение года плановая работа проводилась на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях по звукопроизношению, по развитию связной речи, по развитию лексико-грамматической стороны речи. Закрепление полученных на занятиях знаний происходило при выполнении домашних заданий.
К концу учебного года дети научились основам звукобуквенного анализа (выделению звука в начале, середине, конце слов), научились чтению слогов и простых слов. Усовершенствовалась связная речь детей: они научились определять последовательность событий в рассказе, составлять рассказ с опорой на план, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос. В следующем году эти умения будут совершенствоваться. На занятиях дети упражнялись в правильном употреблении грамматических форм речи (словесные игры «Чего не стало?», «1, 2, 5», «Один – много», «Назови ласково» и др.). На каждом занятии проводились игры на развитие мелкой моторики рук и речедвигательные упражнения. В процессе логопедической работы проводились упражнения на развитие правильного дыхания и темпо – ритмической стороны речи.
В целом наблюдаются позитивные изменения в речевом развитии детей, в развитии психических процессов. Так, исчез речевой негативизм в поведении детей. Дети не боятся речевых ошибок, охотно идут на речевой контакт, активно участвуют в занятиях.
2. Летом рекомендуется продолжать развитие речи в домашних условиях. Это:
– Чтение сказок, рассказов, стихотворений детских писателей А.С. Пушкина, А.Н. Толстого, С.Я. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, Дж. Родари, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм и др.
– Развитие мелкой моторики рук, т.е. выстригание ножницами, работа с пластилином, рисование в «раскрасках», работа со специальными прописями для детей 5-6 лет.
– Звукопроизношение закрепляется в работе по тетрадям, кроме того, родители осуществляют контроль автоматизированных звуков в обычной речи ребенка.
3. Индивидуальные беседы с родителями. Работа с экраном звукопроизношения, как средством мониторинга работы по звукопроизношению.
Конспект родительского собрания в старшей группе с ОНР
Юлия Таразанова
Конспект родительского собрания в старшей группе с ОНР
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:
«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в коррекции речевых нарушений»
Цель: Познакомить родителей со спецификой обучения и воспитания детей в логопедической группе.
Проинформировать родителей об особенностях и средствах развития речи в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи.
– Установление доброжелательных взаимоотношений с родителями воспитанников;
– Вовлечение родителей в коррекционный процесс;
-Познакомить родителей с основными задачами коррекционного обучения;
– Продемонстрировать доступные приемы коррекционного логопедического воздействия.
– познакомить родителей с методами и способами развития мелкой моторики провести мастер — класс по развитию мелкой моторики.
• анкетирование родителей по теме собрания;
• чаепитие с родителями «Чай с вареньем»;
• заучивание стихов об осени, съемка их прочтения;
• съемка части занятия учителя-логопеда по проведению с детьми артикуляционной гимнастики;
• изготовление учителем-логопедом лэпбука «Формируем правильное звукопроизношение».
Плакаты с высказываниями:
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский
«Рука – это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)
Листы бумаги с контурами; нитки, акварель, клей ПВА с носиком дозатором, салфетки, ножницы, ёмкости с водой, кисти.
-Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук;
-Мультимедийная установка для показа слайдов;
Участники: учитель-логопед, воспитатели, родители.
Форма проведения: собрание-практикум.
План собрания:
I. Релаксация Упражнение «Волшебный цветок добра».
II. Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»
III. Выступление учителя логопеда. Роль артикуляционной гимнастики в коррекции речевых нарушений.
IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.
V Разминка рук и пальцев.
VI. Творческая мастерская.
VIII. Подведение итогов собрания – рефлексия.
Ход родительского собрания.
I.Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.
Все вы пришли с работы и немножечко устали, а чтобы снять усталость настроится на восприятие информации я предлагаю вам сделать упражнение и немножечко расслабиться.
Упражнение «Волшебный цветок»
Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И нам хочется её послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе. Вас обвевает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, сохранили у себя. Тёплое чувства и хорошее настроение будут по – прежнему с вами.
Посмотрите по сторонам.
Пошлите другу другу добрые мысли.
Всего вам доброго.
Речь – основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
– речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками;
– речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
II Совместная работа с родителями составление схемы «Что помогает развивать речь ребёнка?»
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.
Существует ряд факторов, от которых зависит успешное развитие речи. Как вы думаете какие это факторы? Составление схемы.
– эмоциональное общения родителей с ребёнком с младенческого возраста
– общение ребёнка со сверстниками
– строение артикуляционного аппарата
– речь взрослых (как образец для детей)
– развитие мелкой моторики
– чтение детям художественной литературы
– речевые игры ребёнка со взрослыми и сверстниками
Все эти факторы влияют на развитие речи ребёнка. Итак основными целями развития речи детей дошкольного возраста являются следующие:
• Формирование звуковой культуры речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Об этом мы сегодня и будем говорить на нашем собрании.
Ш. Выступление учителя – логопеда:
1. Показ съемки прочтения коротких стихов об осени детьми.
2. Беседа с родителями о нарушениях речи при ОНР Ш уровня у детей.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Мастер-класс по проведению артикуляционной гимнастики вместе с родителями. Показ съемки части логопедического занятия – проведение артикуляционной гимнастики.
Беседа с родителями о значении артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика как средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи
У детей с речевыми нарушениями недостаточно развита моторика артикуляционного аппарата. Без её развития невозможно сформировать навыки правильного звукопроизношения.
Чтобы говорить правильно, ребёнку необходимо уметь управлять органами артикуляции: нижней челюстью, губами, языком, щеками.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
– подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков;
– увеличить амплитуду движений;
– уменьшить спастичность артикуляционных органов.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Специальные игры и упражнения направлены на совершенствование движений, снятие мышечной напряженности органов артикуляционного аппарата, формирование умения чувствовать и контролировать их движения.
IV. Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики.
Развивать мелкую моторику можно также с помощью нетрадиционных техник рисования. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, а так же рождает у детей оригинальные идеи, развивает фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые композиции, даёт полную свободу для самовыражения. Известно, что ребёнок хочет видеть результаты своего труда как можно быстрее, поэтому ему будет интересно, например, поставить кляксы на бумагу и обнаружить забавный рисунок, получить рисунок из собственной ладони и т. д. Существует много нетрадиционных способов рисования. С одним из них – рисованием пластилином в технике «Пуантилизм» – я знакомила вас на одном из родительских собраний.
Сегодня я познакомлю вас с ещё одним нетрадиционным методом рисования – рисование верёвочкой. Рисунки с помощью верёвочки отличаются мягкостью получаемых форм. Ваши дети с удовольствием рисую верёвочкой, так как полученный рисунок можно не только увидеть, но и потрогать руками, потому что наша волшебная верёвочка придаёт ему объём.
Такие занятия успокаивают детей, развивают чувство прекрасного, совершенствуют зрительное восприятие, развивают зрительно-моторную координацию; формируют плавность, ритмичность и точность движений; закрепляют навыки рисования; готовят руки к письму; развивают мелкую моторику и воображение. В дальнейшем ребёнок сможет выкладывать большие картины из нескольких верёвочек разного цвета.
Если вы захотите со своим ребёнком порисовать верёвочкой дома, то контур вы можете нарисовать сами, перенести нужный образец с помощью копировальной бумаги, взять любую раскраску или скачать чёрно- белый рисунок с интернета.
Перед вами лежат рисунки с контурным изображением предметов. У каждого контура есть начало и конец. Поставьте указательный палец правой руки на начало рисунка и проведите пальцем по контуру. А сейчас мы с вами проведём пальчиковую гимнастику.
Пальцы – дружная семья. (Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и
Друг без друга им нельзя. разжимаем их).
Вот большой! А это – средний. (Поочередно поднимаем пальцы обеих рук
Безымяный и последний – кверху)
Наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
Будем их соединять (Каждый палец руки соединяем
и движенья выполнять. поочередно к большому).
Теперь возьмём клей ПВА с носиком-дозатором и нанесём тонкой линией на контур. Затем наложим верёвочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая её лёгким движением пальцев. Лишний кусочек верёвочки отрезать.
Пока сохнет клей на ваших рисунках, я предлагаю вам провести разминку – упражнение на координацию речи с движением. Предлагаю вам выйти из-за столов и встать в круг.
Жарким днём лесной тропой (спокойно идут друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата, (скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (лицом в круг, делают движения языком
Сейчас я приглашаю вас снова занять места за столами и раскрасить получившиеся рисунки красками. Чтобы работа получилась завершённой, вокруг нужно сделать фон.
А теперь давайте порадуем наших деток и устроим для них выставку.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Просим оценить нашу встречу. На ватмане нарисовано дерево пожеланий ки цветные листочки если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите зелёный листочек, если частично – желтый, а если не удовлетворены – красный. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.
Фотоотчёт о проведении родительского собрания в старшей группе «Растим любознательных» Не так давно мы собрали родителей нашей группы на встречу за круглым столом. Темой родительского собрания стала – “Растим любознательных”.
Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Конспект итогового родительского собрания в старшей группе №7 Цель:подвести итоги образовательной работы за учебный год. Задачи:способствовать.
Конспект итогового родительского собрания в старшей группе Задачи: 1. Способствовать формированию коллектива группы; 2. Поддерживать дружеские отношения между воспитанниками группы, между родителями.
Конспект родительского собрания в старшей группе «Старшая группа: что это значит?» Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Старшая группа, что это значит?» «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста».
Конспект родительского собрания в старшей группе «Что я знаю о своем ребенке» Сценарий родительского собрания в ДОУ Родительское собрание на тему «Что я знаю о своём ребёнке?» Время проведения: 30 марта 2016г. Форма.
Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада «Вот и стали мы на год взрослее» Родительское собрание в старшей группе детского сада. Автор: Жаркова Наталья Николаевна, воспитатель I квалификационная категория. Тема:.
Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5–6 лет «Старший дошкольник, какой он?» Конспект родительского собрания в старшей группе о возрастных особенностях детей 5-6 лет. Тема: «Старший дошкольник – какой он?» Задачи:.
Конспект родительского собрания в старшей группе «Знаете ли вы своего ребёнка?» Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя за прошедший год. • определить перспективы на будущее.
Протокол №3 родительского собрания в старшей группе Присутствуют: 12 родителей Отсутствуют: 8 чел. Тема: «Поощрения и наказания ребенка в семье» Повестка дня: 1. Доклад Хакимовой Р. Р. на.
Протокол родительского собрания в старшей группе ДОУ Протокол №1 родительского собрания в старшей группе №10 «Задачи воспитания и обучения на 2016-2017 учебный год» от 30.09.2016 г. Присутствовало:.
Конспект родительского собрания. Что такое ОНР?
Учитель – логопед: Носовская М.Г.
- Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня.
ОНР – у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Для детей с ОНР характерно наличие развернутой фразовой речи, но с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Отмечаются существенные затруднения в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в падежах (взяла с (из) ящика, три ведры (ведра) и т. п.).
Недостаточно умеют образовать слово, особенно, если это выходит за рамки повседневной речевой практики (если хвост – хвостик – просто, то велосипедист – который едет на велосипеде). Для таких детей характерно неточное понимание и употребление обобщающих понятий (фрукты – овощи, обувь – ботинки), незнание слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения: не знают некоторых частей тела, названий профессий и действий, связанных с ними, животных, птиц и др. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам (посуда – миска, окно – стекло, зеркало – стекло). Особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжета, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте, бедность и однообразие. Дети испытывают трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры (самолет, снеговик, автобус, пуговица). Нарушено звукопроизношение. Может быть нарушено произношение нескольких групп звуков (до 13-17 звуков).
- Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми ОНР -3 ур.
Организация логопедической работы. Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня является развитие: понимания речи и лексико-грамматических средств языка; произносительной стороны речи; самостоятельной развернутой фразовой речи; овладения элементарными навыками письма и чтения. Основываясь на «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, предполагается следующая организация логопедической работы.
- С 1 сентября по 15 сентября проводится логопедическое обследование детей по параметрам: состояние неречевых процессов: особенности коммуникативной сферы, исследование слухового восприятия, исследование зрительного восприятия, исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, состояние мелкой моторики, состояние речевого аппарата, голосовой функции. Состояние мимической и артикуляционной мускулатуры. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза. Обследование звукослоговой структуры слова. Обследование лексического строя языка. Состояние грамматического строя языка. Состояние связной речи. Результаты обследования заносятся в индивидуальную речевую карту ребенка, разработанную в соответствии с программой, с целью определения дальнейшего индивидуального маршрута сопровождения (демонстрация карты).
- В программе предусмотрены три типа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. В первую половину дня. Индивидуальные занятия. Проводится работа по овладению комплексом артикуляционной гимнастики, направленным на устранение нарушений звуковой стороны речи, по постановке звуков и их автоматизации, а также проводится работа по развитию психических функций (внимание, память и др.). Подгрупповые занятия проводятся с детьми одного уровня речевого развития, для полноценного овладения учебным материалом. Фронтальные (со всей группой) занятия проводятся по формированию фонетической стороны речи, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (знакомство родителей с темами занятий на год). Во вторую половину дня воспитатель 30 минут занимается с детьми по заданию логопеда.
- Планируется ведение индивидуальных тетрадей дошкольников для домашних заданий. В них кратко отражается характеристика ребенка, фиксируется комплекс упражнений для речевого аппарата на длительный период. Рекомендуются различные упражнения для коррекции речи в целом.
Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР «Будем знакомы» 21.09.2016г
Родительское собрание в старшей группе для детей с ОНР
«Будем знакомы» 21.09.2016г.
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи: познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Форма проведения: встреча.
Участники: воспитатель, родители, учитель-логопед.
Вступительная часть. (Поздравление родителей с началом учебного года). Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе (сообщение воспитателя). Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на 2016 – 2017 учебный год. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР». Разное. Выборы состава родительского комитета.
I. Подготовительный этап
Приглашение учителя-логопеда. Подготовка анкет для родителей. Разработка проекта решения родительского собрания.
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.
III. Вступительная часть
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Ваши детки перешли в старшую логопедическую группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Игровое упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Воспитатель. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся. Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Анна –активная и т. д.)
Воспитатель знакомит с целями, задачами на новый учебный год, запланированными мероприятиями с участием родителей. Далее слово предоставляется учителю-логопеду, который рассказывает о своей деятельности в группе.
Воспитатель. Для того, чтобы нам можно было работать в более тесном контакте, мы сейчас с Вами немного поиграем.
Игра « Хвастовство». Каждый из участников должен похвастаться каким – либо качеством или умение своего ребенка. Каждый родитель говорит о своем ребенке. ( Например: мой Миша лучше всех завязывает шнурки и т. д.)
Воспитатель: Вот мы узнали ваших детей немного ближе.
IV. Особенности образовательного процесса в старшей логопедической группе.
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий).
2. Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса.
Ознакомление родителей с целями и задачами МБДОУ на новый учебный год.
V. Выступление учителя-логопеда «Специфические особенности детей с ОНР».
Игра «Пожелания». (Конверт, листы бумаги А5 каждому участнику).
Воспитатель: Я прошу Вас сложить в этот конверт Ваши пожелания, каким каждый из вас хочет видеть своего ребенка по окончании детского сада.
Каким качеством Вы хотите наградить своего ребенка или воспитать в нем? Чего, по вашему мнению, не хватает вашему ребенку?
VI. Выборы состава родительского комитета
- Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
Родителям предлагается обсудить кандидатуры. Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
Родителям предлагается заполнить анкету (см. приложение №2).
VIII. Заключительная часть
Всего доброго. Спасибо за сотрудничество!
Решение родительского собрания:
Председателем родительского коллектива группы избрать: Утвердить родительский комитет в следующем составе: Принять к исполнению правила для родителей. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
Анкета для родителей
Считаете ли Вы необходимой совместную работу д/с и семьи _____________________________________________________ Какие проблемы воспитания ребенка Вы хотели бы обсудить с педагогами ДОУ? _____________________________________________ Испытываете ли Вы трудности в общения воспитателями? ____________________________________________________________ Каковы причины этих трудностей:
- недостаток знаний неумение вступать в диалог излишняя застенчивость, робость непонимание воспитателя
другие________________________________________________________ Какие мероприятия вы могли бы провести для своих детей совместно с воспитателями? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Готовы ли вы участвовать в мероприятиях, которые предлагает коллектив ДОУ? _______________________________________________ Оправдались ли ваши ожидания от сегодняшней встречи? __________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие дошкольника
как приоритетная задача ФГОС ДО,
создание педагогических условий.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества
В этом возрасте дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
Родительское собрание ‘Дети с ОНР 3 уровня’
Автор: Мухина Ирина Михайловна
Организация: МДОБУ «Медведевский детский сад №3 « Золотой ключик общеразвивающего вида»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Медведево
«Себя другим в угоду не иначь.
Они умней тебя и совершенней,
Но для твоих вопросов и задач
Им не найти ответов и решений».
Родитель наряду с общей эрудицией должен знакомиться с педагогикой, психологией и медициной. Но чтобы стать просвещённым мамой или папой необходимо постоянно применять эти знания и умения. А это очень трудно…
Но кто может лучше знать вашего ребёнка, как не вы сами. Эти мысли необходимо донести до родителей и добиваться, чтобы они их приняли…
Анкетирование родителей. ( Выявить уровень родительских притязаний к образованию детей, заинтересованность их в совместной работе по преодолению ОНР, выявить адекватность родительской оценки детских возможностей).
1. Имя, фамилия ребёнка…………………
2. Как Вы ласково называете ребёнка дома? ………..
3. Какие блюда предпочитает есть Ваш ребёнок.
4. Любимые занятия ребёнка дома…………
6. Чем не любит заниматься? …………………………….
7. Сколько времени ежедневно ребёнок проводит перед телевизором? ……….
8. Как часто Вы ходите на прогулку с ребёнком? ……
9. Сколько времени Вы уделяете играм и развлечениям с ребёнком?
10. Если желаете, укажите сведения о ребёнке, которые должен знать воспитатель……
1. Какие речевые недостатки на Ваш взгляд имеет ваш ребёнок? Пожалуйста, приведите конкретные примеры.
2. Когда появился дефект речи? С самого рождения или после болезни, после испуга или после каких-то других нежелательных явлений.
3. Как вы относитесь к работе логопеда в детском саду? Есть ли у Вас желание вести работу совместно с логопедом?
4. На какие вопросы Вы желаете получить ответы на собрании?
2. Оформление выставки « Книги—помощники в нашей работе.
1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению//Под ред. Т. В.Волосовец. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
2. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия. – С.105-113.
3. Щедрова Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи // Логопедия. – 2004. – № 4. – С.13-24. и другие книги и журналы.
4. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня/ Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 -№4.
5. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР 2000.-320 с. (серия «Учимся играя»)
6.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада.-4-е изд., М.: Издательство «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-320 с.
7. Генинг М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов.- 4-е изд.,Чувашское книжное издательство. Чебоксары, 1980-115 с.
Каждой семье готовится в виде аппликаций, ключика и т.д. приглашение, в который вложен текст следующего содержания:
Вы, конечно, хотите, чтобы в вашем ребёнке всё было прекрасно, чтобы он был здоров, красиво говорил, был умён, вежлив. Приглашаем Вас посетить собрание на тему « Как помочь ребёнку научиться красиво говорить», на котором мы обсудим, что для этого нужно делать.
1. Разговор за круглым столом, о том, что нас всех беспокоит в плане речи детей.
2. О детях и их успехах.
4.ОКНО—очень короткие новости.
5. Конкурс на лучшую скороговорку.
6. Перспективный план работы с детьми по развитию и исправлению речи.
7.Консультация родителям детей с нарушением речи «Задания, упражнения и игры на развитие речи. Доклад « Формирование воздушной струи у детей с нарушениями звукопроизношения».
8. Небольшое детское представление.
1.Ведущий (логопед или воспитатель).
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами, Мы очень рады, что вас интересуют успехи, волнуют проблемы ваших детей. Об этом говорит тот факт, что сегодня присутствуют на собрании почти все родители. Нам приятно, что вы всегда откликаетесь на наши просьбы, и мы вас за это благодарим.
Мы с вами уже работаем в тесном единстве несколько лет. И убедились, что семья была и остаётся жизненно необходимой средой для развития ребёнка, формирования его личности, для передачи социальных и культурных ценностей.
А сегодня мы с вами поговорим, что нам с вами предпринять в плане развития речи детей. Попробуем разрешить наши проблемы по данному вопросу в форме «беседы за круглым столом». Как у нашего стола нет острых углов, так символически мы попытаемся избавиться от острых , нерешённых вопросов в нашей с вами работе.
В.Что вас, уважаемые родители, беспокоит в плане развития речи ваших детей?
К.М. Мне не нравится то, что мой ребёнок говорит скороговоркой. т.е. очень быстро. проглатывает слова. Нет в его речи выразительности.
В.а. А к моего ребёнка не получается пересказывать текст без подсказки или наводящих вопросов.
К.Н. я заметила, что у моего ребёнка дефекты в произношегии букв, некоторые он не выговаривает, а некоторые произносит неверно. Например, вместо»р» говорит до сих пор «В». Гововит, а надо говорит, «ш» и «с», шар, он говорит сар, между ш и с звучит у него звук. Вследствие этого, речь не только не выразительная, но и малопонятная.
(Таким образом, многие родители выговорились о своих недостатках, иногда с претензией к воспитателям о недостаточной работе их с детьми по развитию речи).
К разговору подключилась логопед, психолог, медицинский работник.
Логопед: уважаемые родители, мы собрали вас сегодня как раз с этой целью, чтобы рассказать, что мы делаем в этом направлении и что необходимо делать вам, чтобы помочь в этом плане.
У ваших детей обследовали состояние речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, грамматический строй речи, просодическая организация речи, посмотрели первичное логопедическое заключение при поступлении в детский сад и рекомендации.
Составили индивидуальные карты ребенка, и сегодня вы можете с ними ещё раз ознакомиться. Работа с вашими детьми ведётся постоянно и логопедом и воспитателями, но нам необходимо, чтобы и вы нам помогли. Сейчас это особенно важно, так как ваш ребёнок скоро пойдёт в школу, а речевое развитие – это необходимое условие успешной учёбы ваших детей в школе.
Психолог: Мне хочется отметить, что некоторые дети имеют дефект речи вследствие неуравновешенной нервной системы, вам подготовлены направления на консультацию к специалисту, воспитатель вам их раздаст в конце собрания. Будьте любезны, поинтересоваться, кому они необходимы.
Медицинский работник: Мы вам уже выдавали направления, но некоторые родители проигнорировали. Дорогие родители, время идёт, необходимо, может быть лечение, пожалуйста, сделайте всё возможное, чтобы помочь своему ребёнку.
Логопед: Как вы думаете, в чём может быть причина дефектов речи наших детей?
Родители высказывают свои предположения, их дополняет логопед, психолог, медицинский работник.
Воспитатель: В нашем детском саду дети средних, старших и подготовительных групп не оставлены без логопедической помощи. В нашей группе работает логопед Валентина Ивановна, Она не только сама проводит занятия, но нам даёт задания для работы с детьми, а также может поделиться опытом работы и научить вас дома заниматься с детьми по преодолению речевых недостатков. Родители с удовольствием принимают и просят рассказать о работе по преодолению недостатков.
Логопед Работа по развитию речи и преодолению дефектов речи должна вестись постоянно. В работе по исправлению дефектов речи ребёнка необходимо привлекать всех, живущих рядом с ребёнком: старшие дети, дядя, бабушка, отец, дедушка, племянница и т.д. Например, по дороге из детского сада можно: поиграть в игру, «Кто какие издаёт звуки?». Какие звуки издаёт машина, собачка, кошечка и т.п. Чётко проговаривать звуки, сказать слова по частям, начиная с ударного звука: «И! Ина. Ма-ина. Ма-ши-на.»
Папа может с ребёнком что-либо смастерить, строить из кубиков машинки, домики. При этом вместе с ребёнком называет: внизу, наверху, маленький, больше, большой, кубик, шарик, прямоугольный и т.. При этом можно выполнить упражнения, правильно произносить, повторять. Выполнив это задание можно почитать стихотворение, рассказ, сказку, По мере прочтения попросить ребёнка назвать те или иные слова, звуки, гласные – протяжно, согласные – быстро. Если ребёнок, у которого звуки находятся на стадии автоматизации, начинает произносить их неверно, не стоит ругать за это, лучше дать возможность услышать правильный вариант. Например, «Да, это шапка. Ш-ш-ш -. Ша-ша-ша. Шо-шо-шо. Шап-шап. Шап-ка».
Мама также, даже готовя ужин, может позаниматься с ребенком: «Подай-ка, пожалуйста, морковку. Спасибо. Морковка- это овощ. Какие ещё у нас лежат овощи? Да, правильно. Картошка-это тоже овощ. А яблоко? Да яблоко и апельсин- это фрукты. Где растут овощи? Конечно на грядке. А фрукты высоко, на деревьях. Ну-ка, давай покажем, где что растет. Наверху, на дереве, ручки подняли, а внизу, на грядке – достали ручками до пола.
Можно проделать самые разные упражнения, тренируя звуки, а заодно расширять кругозор детей. Совместно можно делать бутерброды, очень много примеров можно позаимствовать на канале «Теленяня» в передаче «Волшебный чуланчик». Общение, совместное преодоление дефектов речи, сопереживание родителей и лиц, окружающих ребёнка благотворно сказывается на результатах. Внимание, ненавязчивая помощь, одобрение и восхищение даже незначительными успехами вселяет в ребёнка уверенность, желание добиться ещё больших успехов. Для вас в уголке представлен перечень консультаций и бесед по исправлению дефектов речи ваших детей. Ознакомьтесь, пожалуйста, и приходите на консультации, где будет вам предоставлен и роздан большой дидактический материал, показаны методы и формы работы.
Примерные темы консультаций для родителей.
1. Почему ребёнок говорит неправильно?
2. Как воспитать у ребёнка навыки правильного звукопроизношения?
3. Обогащаем словарь детей.
4. Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у детей.
5. Развитие связной речи детей в семье.
6. Играем пальчиками и развиваем речь.
7. Совершенствуем внимание и память ребёнка.
8. Игровая школа мышления.
9. Речевая подготовка детей к школе в семье.
Логопед подводит итог беседы « за круглым столом». Итак, из всего сказанного можно сделать вывод: Наша задача, задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы обеспечить оптимальные, психологически комфортные условия воспитания и обучения, профилактики и коррекции недостатков речевого развития у наших детей. Кроме того нам предстоит подготовить их к школе. Но и ваша роль не менее важна. Задачи родителей заключается в создании условий, благоприятных для общего и речевого развития детей в семье, в обеспечении полноценной речевой среды, в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции недостатков. Методической помощью и дидактическим материалом, а также психологической помощью мы вам постараемся помочь.
2.Успехи наших детей представлены в виде магнитофонной записи, в рисунках на выставке, в представлении, а также вы можете посмотреть их рабочие тетради, альбомы, выставку поделок.
3. А сейчас для вас очень «острое блюдо». Это то, как нельзя поступать с детьми, это то, как нельзя воспитывать. Вы узнаете в этих рассказах себя, своего ребёнка.
Мы не называем детей и родителей, но это поучительно для всех.
Например. 1. У нас в доме кошечка. Её нам подарили. Мы с мамой очень её любим. Я ей подарила мячик для игры, а мама мисочку для еды. А папа подарил ей хороший пинок.
2. Мой папа очень не любит, когда я говорю непонятно. Он требует, чтобы произносил слова чётко и ясно. Но однажды он сам не мог говорить красиво и понятно, потому что был пьян. Когда я ему сказал, что сам не может говорить, он меня побил.
3. Дома мне не с кем заниматься, потому что все заняты на работе, а после работы все усталые. Когда я сказал, чтобы со мной позанимались мама сказала, что пусть занимаются и играют со мной воспитатели, потому что им платят за это деньги. Где бы мне достать побольше денег и дать маме, может тогда у неё найдётся время и для меня. И. т.д.
«Острое блюдо» без комментарий.
4.Очень короткие новости в виде сообщений такого плана:
— Катя знает все буквы.
— Самый лучший по счёту у нас Миша.
— Наташа красиво рисует, её рисунок отправили на конкурс.
— У нас чистые тарелки, когда на полдник оладьи.
— Мы все чистим зубы перед сном, в гостях у нас побывал «Мойдодыр»
— Вчера нам сделали прививки «Манту»
— Лидина мама сшила нам в группу фартучки
— Коля научился говорить букву «Р»
— Светина мама ходила с нами на экскурсию в парк
— Федин папа отремонтировал нам все машинки
— Коля подарил детскому саду игру-конструктор «Лего» и т.д.
5. Конкурс скороговорок.
А теперь дорогие родители потренируемся в произношении скороговорок. Сначала предложите свои скороговорки. Кто знает больше? Родители называют скороговорки, победители награждаются поделками.
Затем тренируются в проговаривании скороговорок, победитель также награждается призом. На медальке нарисован открытый рот с язычком, с надписью «Самый лучший говорун».
6. Предлагается план работы логопеда дальнейшей работы с детьми с переходом их в старшую группу.
ОНР 3 уровня
Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.
МКБ-10
Общие сведения
Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.
Причины
Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.
- Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
- Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.
Патогенез
Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.
Симптомы ОНР 3 уровня
Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.
Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.
Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.
Осложнения
Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.
Диагностика
Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др.) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:
- Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
- Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
- Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
- Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
- Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.
При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.
Коррекция ОНР 3 уровня
Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:
- Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
- Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
- Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
- Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
- Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).
Прогноз и профилактика
Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.