Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Портал педагога

Автор: Федосеева Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №15 “Алёнка”
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Рекомендация родителям
Тема: Рекомендация учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Дата публикации: 16.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей

с речевыми недостатками
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях, направленных на закрепление умений и навыков, приобретенных на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи, обучению грамоте и звукопроизношению. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошколь- ном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. Неправильное произношение, неразвитый фонематический слух могут привести к ошибкам на письме (как ребёнок слышит и произносит, так и будет писать, пропуская гласные буквы в словах, будет писать [С] вместо [Ш], [Л] вместо [Р], если он заменяет данные звуки в речи). Поэтому наша с вами первостепенная задача довести звукопроизношение наших детей до нормы как можно скорее, до начала обучения в школе.
От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?
Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной. », Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от года до 2-х лет, а в некоторых случаях и более.
В

произношения у ребенка до конца.
Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции
.
Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов: — логопед ставит звук; — закрепляет звук изолированно, в слогах, словах и предложениях; — а потом родители дома по заданию логопеда автоматизируют произношение данного звука в словах и предложениях, заучивают стихи,
следят за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений); — дальше формируем самоконтроль детей за звуком, — в случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико- грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый (мама) должен: — нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»; — постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.). — не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; — стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Папа тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен следить за звуком»); — отметить качество произношения во время общей оценки ответа; — н е фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
Советы логопеда родителям ребенка с недостатками речи
1. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание; Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений; 2.Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда: необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. 3.При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
4.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
5.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но до ст аточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

6.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
7.
Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушения речи.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

Содержимое разработки

Взаимодействие родителей и учителя-логопеда в системе коррекционной помощи детям с нарушениями речи

Количество детей, с раннего возраста испытывающих сложности в формировании речи, непрерывно увеличивается, что обусловливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции развития детей данной категории. При этом, как отмечают Т.Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. в программе «Из детства – в отрочество», наблюдается пассивность и неосведомлённость родителей в вопросах данной области. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Речь детей формируется под влиянием речи взрослых. Оно благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, живет в здоровой, культурной обстановке. Нарушение такого влияние искажает его речевое развитие [3]. Речь играет исключительную роль в жизни человека, поскольку именно она является одним из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Исследования Л.С Выготского и А. Р. Лурия показали, что в самом начале развития ребенка все сложные психические процессы формируются на базе более простых, элементарных функций. Так, например, развитие речи базируется на четырех процессах: внимании, восприятии различной модальности, памяти и мышлении. Именно сформированность этих процессов является первичной базой для развития речи[7]. Становление речи – процесс очень сложный, а потому требующий внимательного наблюдения за своевременностью формирования всех элементов языковой системы в соответствии с онтогенетическими закономерностями. К сожалению, приходится констатировать, что в логопедической практике нередки случаи, когда закономерности нарушаются, и речевая система ребенка формируется непоследовательно. В результате, у детей появляются речевые патологии, исправить которые можно только с помощью специалиста и при поддержке родителей.

«Семья,- как отмечает в своей статье E.Ю. Разумовская, – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества» [4]. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй. Поэтому очень важно, чтобы семья принимала активное и сознательное участие в развитии ребенка, особенно, если есть какие-либо сложности или проблемы. Родители должны обладать не только стремлением помочь ребенку, но и желанием повысить собственную педагогическую компетентность и осведомленность в вопросах воспитания, развития и коррекции. В современной педагогике, практике, образование взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Несмотря на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Малая осведомлённость родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Построить «диалог» между семьей и учителем-логопедом – одна из актуальных задач полноценного развития ребенка. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными метода и приемами коррекции речевых нарушений у детей [5]. В данной статье будут раскрыты основные формы взаимодействия родителей и специалистов при организации коррекционной работы в условиях семьи и ОУ. Совместная работа логопеда и родителей начинается со знакомства и внимательного изучения особенностей каждой семьи. Следует уточнить, что обследование проводится комплексно, что дает целостное представление о каждой семье и позволяет спланировать работу с учётом опыта, образования, интересов и желания родителей учиться искусству воспитания. В работе с разными семьями используются различные методы, они варьируются в зависимости от состава семьи, культурного и образовательного уровня родителей, стиля семейного воспитания, типа взаимоотношений в семье, наличия заинтересованности и понимания проблем своего ребёнка и т.д. Другими словами, в каждом отдельном случае определяются адекватные пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом, с различными её процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах, поэтому при анализе речевой патологии необходимо изучать не только структуру речевого дефекта, но и психические особенности ребенка [7]. Контингент школьников с общим и фонетико-фонетическим недоразвитием речи представлен, прежде всего, детьми с остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии). Это обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого дефекта с различными нарушениями психической деятельности. Эффект логопедического воздействия в этих случаях часто становится возможным только при наличии медикаментозного лечения. Однако необходимо заметить, что применение медикаментозного лечения требует тщательной клинической дифференциации, а значит, логопед должен действовать в тесном сотрудничестве с невропатологом. Назначенные невропатологом лекарственные препараты оказывают в одних случаях стимулирующее действие на мозговые структуры, повышают психическую и физическую работоспособность организма, в других – непосредственно воздействуют на обменные процессы нервных клеток головного мозга, являясь по существу синтетическими аналогами биологически активных соединений, вырабатываемых в центральной нервной системе человека. Эти вещества активизируют энергетический обмен в клетках головного мозга, стимулируя этим самым их деятельность. Не все родители положительно и правильно воспринимают такую информацию от логопеда, а потому уместной будет индивидуальная консультация у невропатолога. В индивидуальной беседе с родителями логопед имеет возможность объяснить родителям структуру дефекта и показать пути наиболее быстрого его устранения. Следует уточнить, что эффективность коррекционного процесса во многом обеспечивается именно комплексным логопедическим и медицинским воздействием. Логопед не просто сообщает родителям диагноз и решение специалистов, а доступным языком рассказывает об особенностях их ребёнка, объясняет, как нужно с ним заниматься и на что следует обратить внимание. При этом следует учитывать условия жизни каждой семьи, её состав и культурный уровень, количество детей, для того, чтобы советы не оказались для семьи трудновыполнимыми, и у родителей не возникало чувства вины перед ребёнком и собственной беспомощности. Таким образом, преодоление недоразвития речи является комплексной медико-педагогической проблемой. Знание родителями основ медикаментозного лечения общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, несомненно, способствует повышению эффективности логопедической работы. Не секрет, что в вопросе взаимодействия и сотрудничества с родителями немало сложностей и противоречий. Одни родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, другие не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, третьи испытывают трудности от того, что не имеют достаточно свободного времени для занятий с ребенком. Логопеды, считая работу с семьей необходимой, в то же время, сами не всегда бывают к ней не готовы. Иногда чрезвычайно трудно найти общий язык с родителями, имеющими собственные представления о воспитании и коррекции. Да и современная семья не воспринимает педагогические нотации и лекции в виде монологов. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и логопеда, а именно – сотрудничество, взаимодействие, доверительность. А это, в свою очередь, требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. И в этой работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и главными помощниками. Так что же нужно сделать, чтобы активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье более последовательным и эффективным?

Читайте также:  Конспект занятия для детей старшей логопедической группы по развитию лексико-грамматических категорий

Как построить свою работу?

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями должна строится по следующим направлениям.

Взаимодействие логопеда, воспитателя, родителей в совместной работе по преодолению у детей общего недоразвития речи

Проблема содружества детского сада и семьи не нова, сегодня она носит творческий характер благодаря дифференцированному подходу.

Наилучшие результаты полноценного речевого развития дошкольников отмечаются там, где педагог и родители действуют согласованно.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни (на прогулках, экскурсиях, во время посещения театра, ухода за растениями и животными, помощи взрослым дома и на даче).

Проблемы семьи, имеющей ребёнка с нарушениями в речевом развитии, освещены в работах Т.Г. Богдановой, В.А. Вишневского, Б.А. Воскресенского, Т.А. Добровольской, А.И. Захарова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, А.Р. Шарипова, А.Г. Московской. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно– педагогическом процессе важно для развития их собственных детей. Проблемы специальной помощи семьи, воспитывающей ребёнка с речевыми нарушениями, не нашли пока широкого освящения в научной литературе. Среди отечественных авторов ведущее место в разработке этой проблемы принадлежит Н.И. Белопольской и В.В. Ткачёвой, определивших принципиальные подходы к организации и содержанию совместной работе педагогов и родителей.

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с речевыми нарушениями, заключается на наш взгляд, в различии в позиции педагогов и родителей. Последние нередко отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, не владея необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Часто они считают, что всё сделается в детском саду, а им трудно найти свободное время для занятий с детьми дома.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести:

– формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи;
– разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса;
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;
– объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
– повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка;
– оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях;
– обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы.

Таким образом модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.

Понятие о развивающихся взаимодействиях детского сада и семьи, где каждый не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легко в основу работы с родителями.

Взаимодействие с родителями в нашем дошкольном учреждении строится по определённой системе, которая включает в себя:

групповые родительские собрания– помогают объединить родителей, нацелить их на помощь детскому саду, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей;
консультации, семинары– мы стараемся проводить так, чтобы они по возможности привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителям всей предложенной информации им предлагаются различные памятки, в которых отражены ключевые моменты консультаций.

К некоторым консультациям специально по теме подбираются игры и упражнения, организуются выставки пособий. Например, из материалов выставки “Как пальчики язычку помогали” с демонстрацией экспонатов, которые были сделаны детьми с родителями, можно изучать, как родители распорядились информацией по теме “Развитие мелкой моторики”.

– Открытые занятия родители посещают с большой заинтересованностью. Мы стараемся проводить интегрированные занятия, на которых родители могут увидеть разные виды коррекционной работы, порадоваться достижениями своего ребёнка, обратить внимание на проблемы в знаниях своих детей. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышаются.
– Информационные выставки в группе и в уголке для родителей в кабинете учителя-логопеда. Наглядная информация для родителей представляется в виде различных папок-раскладушек, тематических папок, вкладышей с рекомендациями по ознакомлению дома и закреплению полученных данных, например, игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста; вывешиваются списки рекомендуемой для чтения дошкольникам литературы.

Периодически мы подготавливаем для информации прайс-листы, которые помогают сориентировать родителей в большом разнообразии развивающих игр, игрушек, литературы, наполняющих рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономить родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Индивидуальная работа позволяет установить более тесный контакт с родителями. Немалую роль в совместной работе педагогов и семьи играет анкетирование: “Выявление представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада”, “Готов ли Ваш ребёнок к обучению в школе”, “Формирование речевой культуры в семье”, опросник “Сведения о ребёнке”. Памятки: “Профилактика гриппа и ОРВИ”, “Покормите птиц зимой!” (Всероссийская эколого-культурная акция), “Каждый родитель – пример для подражания” (памятка для родителей по воспитанию грамотного пешехода), “Берегите нашу елочку!”.

Большое внимание мы уделяем индивидуальным беседам с родителями, на которых стараемся установить эмоциональный контроль, доверительные отношения, донести понимание важности и нужности оказания помощи воспитателю, учителю-логопеду в достижении результатов коррекционной работы.

Весьма эффективной формой взаимодействия является совместная деятельность родителей и детей, стимулирующая речевую и познавательную активность воспитанников. Так, при проведении “Книжкиной недели” родители помогали детям оформить и сочинить книгу-самоделку. Затем в группе была организованна выставка этих творческих работ. На выставку были приглашены воспитатели и дети из других групп, вечером приглашались родители. Дети с удовольствием демонстрировали свои работы и рассказывали – “читали” книжки. Очень нравятся ребятам “буквы-самоделки”, которые выполняются совместно с педагогами и родителями. Воспитатели подготавливают трафареты первых букв имени ребёнка, родители оформляют их в виде аппликации с использованием пластилина, пуговиц, крупы, бисера.

Вовлечение родителей в коррекционный процесс помогает повысить их уровень самосознания и заинтересованности, который они приобретают благодаря работе педагогического коллектива логопедической группы. Партнерство педагогов и родителей в создании единого коррекционно-развивающего пространства обеспечивает ребёнку успешную социализацию в детском саду среди сверстников, а впоследствии предполагает легкую адаптацию к школьной среде и окружающей жизни взрослых.

  • Бачина, О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  • Перчаткина, Е. В.Сотрудничество логопеда и родителей.//Дошкольное воспитание, 1998, №11.
  • Степанова, О. Л. Организация логопедической работы в ДОУ/ О. Л. Степанова, – М., 2007.
  • Щедрова, Е.А. Взаимодействие логопеда и семьи по развитию речи.// Дошкольное воспитание 2000. №6.
  • Карпова, С.И., Мамаева В.В., Никитина А.В. Взаимодействие в работе специалистов речевой группы. Логопед в детском саду, 2007, № 9.
  • Для родителей

    Консультации для родителей

    Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
    Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

    Читайте также:  Пример написания логопедической характеристики

    Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
    Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

    Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
    Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
    Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

    Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
    Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
    Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

    Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

    Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
    Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

    Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
    Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
    Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

    Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
    Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

    Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
    Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
    Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

    Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
    Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
    Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

    Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
    Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

    Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
    Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
    Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

    Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
    При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

    Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
    Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

    Характеристика речевого развития

    Памятки для родителей

    Вопросы-ответы

    • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

    Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

    Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    Читайте также:  Психологические аспекты налаживания контакта учителя-логопеда с родителями в системе коррекционной работы в ДОУ

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    План консультативной работы учителя-логопеда с родителями и педагогами

    ПЛАН КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

    УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

    НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

    Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей».

    Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».

    Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики».

    Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

    Консультация: «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения».

    Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».

    Семинар-практикум: «Показ пальчиковой гимнастики».

    Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи».

    Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ»

    Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка».

    Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

    Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

    Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков».

    Консультация: «Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

    Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра».

    Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении».

    Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

    Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи»

    Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

    Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе».

    Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

    Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка».

    Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

    Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

    Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

    Рекомендации: «Создание речевой среды в группе, ДОУ, семье».

    Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

    Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

    Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

    Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса».

    Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками».

    Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей».

    Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения».

    Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников».

    Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре».

    Консультация: «Если ваш ребенок левша».

    Консультация: «Некоторые источники волнения у детей».

    Беседа: «Польза чтения».

    Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

    Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя».

    Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

    Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».

    Консультация: «Заучивание стихов».

    Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

    Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе»

    Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

    Учитель-логопед ДОУ.

    Учитель-логопед высшей квалификационной категории Онуфриенко Наталья Васильевна.

    Образование высшее. Диплом с отличием НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт по специализации „Логопедия. Специальная психология“. Стаж педагогической работы 28 лет. Курсы повышения квалификации пройдены в 2015 г.: «Актуальные проблемы организации учебно – воспитательного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы», в 2017г. «Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в дошкольном образовательном учреждении».

    График работы ( циклограмма ):

    Понедельник, среда с 13:00 до 17:00 час.

    Вторник, четверг с 09:00 – 13:00 час.

    Пятница с 13:00 до 17:00 час /пятница (через неделю) с 09:00 до 13.00 час.

    Запись на консультацию по телефону 89218507527.

    В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др. у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок — подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

    В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт ), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям с фонетическими, фонетико-фонематическими и общими недоразвитием речи.

    Основной формой работы с дошкольниками на логопункте МАДОУ являются индивидуальные коррекционные занятия.

    На индивидуальных занятиях с детьми проводится:

    1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);

    2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);

    3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);

    4. Коррекция звукопроизношения разными способами;

    5. Автоматизация звуков в речи;

    6. Дифференциация звуков в речи;

    7. Обогащение словарного запаса;

    Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-25 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

    Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

    Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течении учебного года подгруппы детей меняются.

    Занятия проводятся в дневное время. По желании родители могут на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации учителя-логопеда.

    Продолжительность логопедической работы (от двух трех месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

    Работа учителя-логопеда (логопедический пункт).

    — своевременное выявление нарушения развития речи воспитанников; определение их уровня и характера;

    — определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или ) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально-личностных особенностей обучающихся;

    — оказание своевременной коррекционной-педагогической помощи обучающимся с различными формами речевой поталогии;;

    — оказании консультатвной помощи педагогическим работникам ДОУ и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей;

    — совершенствовоание методов коррекционной логопедической работы, в соответствии с возможностями, потребносями и интересами воспитанников.

    Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами

    Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомлённости родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы. Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и воспитателей со сменным материалом.

    Консультативная работа учителя — логопеда МАДОУ – это консультирование родителей, воспитателей, смежных специалистов, по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров. Основными направлениями консультативно–просветительской работы учителя -логопеда с родителями являются:

    • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи, подготовке детей к обучению грамоте, коррекции нарушений письменной речи.
    • Выработка адекватного отношения к особенностям речевой деятельности детей.
    • Обучение основным приёмам коррекционно–развивающей работы (артикуляторная гимнастика, некоторые виды логопедических игр, основные правила (алгоритмы ) выполнения письменных заданий и т.д.).
    • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

    С родителями:

    С педагогами:

    Информационный буклет для воспитателей «Голос – зеркало души».

    Информационный буклет для воспитателей «Общение воспитателя с родителями воспитанников».

    Методическая деятельность учителя – логопеда МАДОУ включает в себя:

    • разработку методических рекомендаций для логопедов, воспитателей и родителей по оказанию логопедической помощи детям;
    • перспективное планирование;
    • участие в работе методических объединений учителей-логопедов;
    • обмен опытом (конференции , семинары, открытые показы и др.);
    • поиск наилучших средств коррекции речи детей;
    • изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи;
    • самообразование;
    • изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала по развитию и коррекции речи.

    Фото кабинета учителья логопеда в ДОУ

    Аналитическая работа позволит учителю -логопеду отследить эффективность проводимой коррекционно-развивающей деятельности, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, также отследить динамику развития каждого ребёнка. Она включает:

    • Диагностика речевого развития воспитанников.
    • Заключение ПМПК по вопросам выпуска детей.
    • Выпускные собеседования (итоговые мероприятия).
    • Подведение итогов работы за учебный год. Отчет – анализ о проделанной работе учителя-логопеда.

    • Учитель-логопед первой квалификационной категории Бескоровальная Нататья Васильевна.

      Образование высшее. Диплом НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт по специализации „Логопедия. Специальная психология“. Стаж педагогической работы 22 года. Курсы повышения квалификации пройдены в 2015 г.: «Актуальные проблемы организации учебно – воспитательного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы».

      График работы:

      Понедельник, среда с 09:00 до 13:00 час.

      Вторник, четверг с 13:00 – 17:00 час.

      Пятница с 09:00 до 13:00 час/пятница (через неделю) с 13:00 до 17.00 час.


          Учитель-логопед первой квалификационной категории Анисова Елена Анатольевна.

          Образование высшее. Диплом НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт по специализации „Логопедия. Специальная психология“. Стаж педагогической работы 24 года. Курсы повышения квалификации пройдены в 2015 г.: «Актуальные проблемы организации учебно – воспитательного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы».

    Ссылка на основную публикацию