Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям, имеющих детей с нарушениями речи

Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела).

И это закономерно. Ещё в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции.

Игры и пособия для логопедической группы и кабинета

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, — это предметно-развивающая среда.

В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними.

Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить:

  • Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы – вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые – для звукового анализа. Всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине – для нанизывания бус;
  • Веревки капроновые плетеные – для завязывания узлов и уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами;
  • Кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти;
  • Прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;
  • Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» — для массажа и самомассажа ладоней;
  • Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • Кастаньеты – для отстукивания ритмов;
  • Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами;
  • Игрушки из «киндер — сюрпризов» — для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «Сухие бассейны» — емкости, наполненные горохом или фасолью, — для самомассажа кистей;
  • Грецкие орехи – для самомассажа кистей;
  • Игры типа «китайских шаров».

Часть этого материала может находиться в кабинете логопеда, но логопед использует его для организации движений, сочетаемых с речью.

Движения, сочетаемые с речью

Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи.

Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

1.​ Массаж ладоней щеткой для волос, аппликатором Кузнецова.

2.​ Самомассаж подушечек пальцев.

3.​ Самомассаж фаланг пальцев. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

4.​ Массаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.

5.​ «Щелчки». Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.

6.​ «Китайские шары». Каждому ребенку даем по паре каучуковых мячиков или грецких орехов. Дети кладут их в одну руку и стараются обвести один мяч вокруг другого.

7.​ Эспандеры. Даем каждому ребенку кистевой эспандер в виде резинового кольца.

8.​ Соединение одноименных пальцев.

9.​ «Колечки». Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинца. Затем смена рук.

10.​ Прищепки. Бельевой прищепкой поочередно кусаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно.

11.​ «Тесто». Дети запускают руки в «сухой бассейн» и имитируют замешивание теста.

Игры с мячами

Игры с мячом необоснованно мало используются в работе логопеда, между тем это прекрасный инструмент в коррекционной практике. Эти игры развивают не только мелкую моторику, но и общую, а также глазомер, ловкость и быстроту реакции.

Кинезиологические упражнения

В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Можно предложить детям следующие упражнения:

  1. Кулак – ладонь.
  2. «Оладушки».
  3. Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем.
  4. Кулак – ребро – ладонь.

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова.

Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук.

Описание игры. Учитель – логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки.

«Расскажи сказку пальчиками».

Цель: совершенствование кинестетического навыка.

Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит (фото).

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение.

Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верёвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя её подъехать к себе.

Игра «Волшебный шнурочек».

Цель: закрепление лексических тем.

Описание игры. Ребенок называет слова – предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.

Герасимова Ирина Ганижановна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №1 «Ромашка»
посёлка Прохоровка Белгородской области

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.
консультация

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями. Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, в первую очередь на его развитие влияние оказывает семья. Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе. Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть. Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме. Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания. Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении. Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений. Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий. Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его. Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка. Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК). Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить. Помните, что: сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Исправление звуков проводится поэтапно: 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.); 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов); 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях); 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим). Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома! Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
dokument_1.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями.

Несмотря на то, что большую часть дня ребёнок находится в детском саду, в первую очередь на его развитие влияние оказывает семья.

Нарушения звукопроизношения требуют оказания ребёнку специальной помощи, и от её своевременности и совместной деятельности логопеда, воспитателей и родителей будет зависеть успешная подготовка ребёнка к обучению в школе.

Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут его преодолеть.

Согласовывайте с учителем-логопедом и педагогами группы всю работу по воспитанию правильной речи.

Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно.

Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось.

Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство : нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

Не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания.

Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 – 4 раза в день по 3 – 5 минут, 2 – 3 упражнения за раз. Каждое упражнение выполняется по 5 – 7 раз, статические упражнения выполняются по 10 – 15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении). Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом, спина должна быть прямой, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении.

Используйте упражнения для развития мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика). Доказано, что, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

Совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий.

Не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям.

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его.

Работу с логопедом (и по рекомендации логопеда) не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.

Если необходимо, покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК).

Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в то, что он будет правильно и красиво говорить.

сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Исправление звуков проводится поэтапно :

1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);

2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);

3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);

4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого, свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за несколько занятий. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и родителей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В представленной работе приводятся примеры использования ИКТ в работе логопеда с родителями, для повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей дошкол.

В этом материале рассматривается актуальность проблемы, формы и методы работы с родителями.

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с р.

Согласно Федеральным Государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ одной из задач является вовлечение родителей в образовательный процесс. В с.

Успешность корреционно-воспитательной работы по преодолению речевого дефекта предполагает участие в нём родителей. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость.

Цель статьи – логопедизация знаний родителей (законных представителей) по вопросам речевого развития детей.

Опыт работы показывает, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Для логопеда важно приобщить р.

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей и родителей, имеющих детей с ОНР

    Людмила Вепрева 3 лет назад Просмотров:

1 Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей и родителей, имеющих детей с ОНР Дети, приходящие в логопедические группы, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии (содружественные движения других частей тела). И это закономерно. Ещѐ в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. М.М. Кольцова доказала, что движение пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы, ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе логопедического воздействия. Причем не отдельно стоящим элементом, а своего рода структурой в системе коррекции. Игры и пособия для логопедической группы и кабинета Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, это предметно-развивающая среда. В речевой группе на свободном доступе должно находиться много игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик можно предложить: Мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы вязаные и набитые пластмассовыми пульками); Пробки от пластмассовых бутылок красные, синие, зеленые для звукового анализа. Всех цветов радуги для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине для нанизывания бус; Веревки капроновые плетеные для завязывания узлов и уже завязанными узлами для перебирания узлов пальцами; Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти; Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук; Щетки для волос, аппликатор Кузнецова, коврики типа «травка» для массажа и самомассажа ладоней; Клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук; Кастаньеты для отстукивания ритмов; Шаблоны по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штрихования; Игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами; Игрушки из «киндер сюрпризов» для вытаскивания из «сухих бассейнов»; «Сухие бассейны» емкости, наполненные горохом или фасолью, для самомассажа кистей; Грецкие орехи для самомассажа кистей; Игры типа «китайских шаров». Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений тоже происходит при участии речи. Весь материал, в котором предполагаются движения лучше давать в стихах, т.к. стихи дают

2 возможность войти в ритм движения. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект. Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память. Кинезиологические упражнения в последние годы увеличилось количество детей с трудностями в обучении и адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция. Кинезиология наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Можно предложить детям следующие упражнения: Кулак ладонь. «Оладушки». Поочередное соединение всех пальцев с большим пальцем. Кулак ребро ладонь. «Пальчики играют». Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Описание игры. Учитель логопед рассказывает детям сказку, а они показывают ее персонажей руками, не произнося ни слова. «Игры шнуровки». Цель: развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики пальцев рук. Описание игры. Учитель логопед предлагает ребенку придумать и создать узор, продевая шнурок в дырочки. «Расскажи сказку пальчиками». Цель: совершенствование кинестетического навыка. Описание игры. Ребенок рассказывает сказку и одновременно выполняет манипуляции пальцами, изображая того персонажа, о котором говорит «Собери картинку». Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Описание игры. Ребенок из отдельно взятых частей составляет целое изображение. «Весѐлые автомобилисты». Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Описание игры. Ребенок наматывает на карандаш верѐвочку, привязанную к машинке, таким образом заставляя еѐ подъехать к себе. Игра «Волшебный шнурочек». Цель: закрепление лексических тем. Описание игры. Ребенок называет слова предметы по определенным лексическим темам, одновременно нанизывая на шнурок, вырезанные из кожи круги.

3 Рекомендации учителя логопеда для родителей детей с ОНР Игры на развитие лексико – грамматических категорий у детей с ОНР 1. Игра «Один много». Цель: образование множественного числа существительного (трудные формы). Это рот а это рты. Это ухо а это Это лев а это Это пень а это и др. 2. Игра «Почитаем вместе». Цель: употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Образец: Я сейчас буду читать то, что здесь написано, а ты помоги мне пожалуйста. Когда я покажу картинку назови то, что ты на ней увидишь. На птичьем дворе много гусей, уток и кур. И др. 3. Игра «Откуда и куда». Цель: употребление существительных с предлогами в и из, на и с. Посмотри на картинки и скажи кто куда идѐт и откуда возвращается. Куда идѐт мальчик? Мальчик идѐт в магазин. И др. 4. Игра «Посмотри-ка, что внизу». Цель: употребление предлогов под и из-под. Посмотри на картинки и ответь на вопросы. Куда залезла собака? Собака залезла под стол. И др. 5. Игра «Что в чѐм». Цель: образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -ик-, – онк-, -енк-. Дай название посуде, в которой хранятся разные продукты. Сахар в сахарнице. Хлеб И др. 6. Игра «Много и один». Цель: образование существительных с помощью суффиксов -ин-, -инк-.

4 Это бусы, а это бусинка. И др. 7. Игра «У кого кто». Цель: употребление существительных название детѐнышей животных в единственном и множественном числе. У гуся гусѐнок. А это гусята. И др. 8. Игра «Какой? Какая? Какое?» Цель: образование качественных прилагательных. На улице мороз. Значит день какой? Морозный. 9. Игра «Из чего сделано?» Цель: образование относительных прилагательных. Эта чашка сделана из пластмассы. Значит она пластмассовая. 10. Игра «Странный зверь». Цель: образование притяжательных прилагательных на ий, ья, ье. Помоги зверям найти их головы, хвосты и уши. Чья это голова? Лисья. И др. 11. Игра «Скажи какой?» Цель: образование сравнительной степени прилагательных. Груша вкусная, а ананас ещѐ вкуснее. И др. 12. Игра «Послушный ребѐнок». Цель: образование глаголов повелительного наклонения и глаголов 1го лица единственного числа настоящего времени. Сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребѐнком говори, что ты делаешь, и показывай картинку. Иди. Я иду. И др. 13. Игра «Что спросила мама». Цель: сопоставление глаголов единственного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени. Теперь я буду задавать вопросы, а ты отвечай. Ты бежишь? Я бегу. И др. 14. Игра «Дружные ребята».

5 Цель: сопоставление глаголов множественного числа 1-го и 2-го лица настоящего времени. Мы идѐм и вы идѐте. Мы поѐм и вы поѐте. И др. 15. Игра «Он, она, они». Цель: изменение глагола прошедшего времени в роде и числе. Посмотри на картинки и ответь на вопросы. Что делал мишка? Он спал. Что делала кукла? Она спала. Что они делали? Они спали. И др. 16. Игра «Хочу и могу». Цель: спряжение глаголов хочу и могу. Измени слово хочу так, чтобы оно было связано с другими словами в предложении. Я хочу гулять в саду. Мы хотим пойти гулять И др. 17. Игра «Мамин помощник». Цель: умение находить нужное слово по смыслу высказывания, употребление глаголов в неопределѐнной форме. Дети всегда помогают старшим. Давай подумаем вместе, чем ты можешь помочь маме. Что ты умеешь делать? Я начну фразу, а ты продолжи добавь нужное слово. Я умею постель застилать. И др. 18. Игра «Сегодня и завтра». Цель: употребление глаголов в настоящем и будущем времени. Что сегодня делает мама? Сегодня мама стирает. Что завтра будет делать мама? Завтра мама будет гладить. И др. 19. Игра «Что делал? Что сделал?» Цель: употребление глаголов совершенного и несовершенного вида. Посмотри на картинки и ответь на вопросы. Что делала девочка? Девочка мыла руки. Что сделала девочка? Девочка вымыла руки. И др. 20. Игра «Придумай слово». Цель: образование глаголов от существительных.

6 Я скажу как называется предмет, а ты скажи, что он делает. Пила пилит. Утюг утюжит. И др.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи

Дорогие друзья, мы рады познакомить вас с Петровой Натальей Владимировной, учителем-логопедом МАДОУ «Детский сад № 85 «Колокольчик» комбинированного вида» г. Великий Новгород. Сегодня Наталья Владимировна делится с нами своим профессиональным опытом по взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. Статья будет интересна и педагогам, и родителям.

Краткий комментарий к статье от Натальи Владимировны:

«Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи. Рассматриваются традиционные формы работы с родителями».

Познавательного чтения…

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым (специалистам и родителям), но и к детям. Чтобы помочь детям справиться с возникающими сложными задачами, необходимо позаботиться об их гармоничном развитии, в котором речь играет немаловажную роль. Что же следует делать, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, полноценно? Ответом на этот вопрос занимаются специалисты разных областей науки – психологи, физиологи, логопеды…

Семья играет важную роль в жизни ребенка, потому что она является одновременно и средой обитания и воспитательной средой. Влияние семьи очень значимо в начальный период жизни ребенка и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие всех других факторов. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, через слово выражает свои потребности, эмоции. Речь родителей и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.

Вопросы взаимодействия и сотрудничества учителя-логопеда и родителей сейчас особенно остры.

Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа учителя-логопеда, заинтересованное и осознанное включение в этот процесс родителей – важнейший аспект повышения результата логопедической работы.

Основанием для организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей послужило увеличение в последние годы количества детей с нарушениями речи в группах детского сада. Результаты обследования речи детей дошкольного возраста при зачислении на логопункт показывают, что до 80% их имеют речевые нарушения различной степени тяжести. В связи с этим возникает необходимость привлечения родителей к активному взаимодействию в процессе логопедической работы по преодолению нарушений речи детей дошкольного возраста.

Первое, родители должны знать своих детей, и не просто знать, а видеть их положительные и отрицательные стороны, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Чаще всего родители не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с состоянием их здоровья (аденоиды, хронический ринит и т.д.) и считают, что с возрастом все пройдет и речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.

Второе, родители должны помнить, что на эффективность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, личный пример.

Для того, чтобы создать благотворную почву для развития речи ребенка, родителям необходимо следить за своей речью, хвалить ребенка за красивые высказывания, поощрять интерес к речевым играм, чтению, рассматриванию иллюстраций, рассказыванию, общению во время совместного труда, каких-либо занятий.

Необходимое условие закрепления достигнутого результата (автоматизации поставленного звука) – активное участие родителей в коррекционном процессе, вооружение адекватными способами коммуникации и доступными способами коррекции. Взаимодействие с родителями в нашей образовательной организации осуществляется в традиционных формах работы.

В систему работы учителя-логопеда с родителями в условиях логопедического пункта входят: посещение родительских собраний; индивидуальные консультации для родителей воспитанников; открытые занятия; ведение тетрадей взаимодействия с родителями; оформление стендов, папок-передвижек.

На родительских собраниях в сентябре после проведения обследования речи детей учитель-логопед знакомит родителей с организацией работы логопедического пункта, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости закрепления полученных навыков дома. Во время собрания необходимо нацелить родителей на помощь специалистам детского сада, активно включиться в процесс логопедической работы. Кроме того, на собрании родители знакомятся с особенностями речевого развития детей в соответствии с возрастной нормой. С речевым развитием каждого ребенка в группе. Рассказывается о том, как можно развивать речь ребенка, в какие речевые игры можно играть по дороге в детский сад, как развивать тонкую моторику и т.д.

Кроме собраний проводятся консультации по просьбе родителей или приглашению учителя-логопеда. Консультации необходимо строить так, чтобы они не были формальными и по возможности обеспечивали привлечение родителей к решению проблем ребенка. К некоторым консультациям подбираются игры и упражнения для развития речи. Кроме того, во время консультаций для родителей проводятся практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности коррекционной направленности (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения, обучение навыков звукового анализа и синтеза). Проводятся индивидуальные беседы, в ходе которых можно выявить особенности семейного воспитания, положительный или отрицательный опыт родителей, их трудности. Во время индивидуальной беседы учитель-логопед знакомит родителя с результатами обследования речи ребенка, обычно это происходит в начале учебного года. Родители узнают о развитии речи ребенка, получают советы, рекомендации.

Занятия на логопедическом пункте могут посещать не только мамы и папы, но и бабушки и другие взрослые, заинтересованные в занятиях с ребенком дома. Эти занятия помогут родителям правильно и содержательно взаимодействовать со своим ребенком, ведь во время занятия родители получают не только теоретические знания, но и практические. Родители просто смотрят, записывают игры, упражнения. Во время занятий они видят пробелы в знаниях своих детей, учатся методам и приемам работы. Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Родитель может задать в ней любой интересующий его вопрос. В тетради для автоматизации звуков предлагается специально отобранный и расположенный в определенной последовательности материал. Накопленный речевой материал ежедневно проговаривается родителями с ребенком, заучиваются стишки и потешки до тех пор, пока ребенок не начнет пользоваться правильным звуком в самостоятельной речи. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только на звукопроизношение, но и на формирование словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти. При этом необходимо комбинировать речевые упражнения и задания на развитие психических процессов.

Индивидуальный экран звукопроизношения, находящийся в индивидуальной тетради, показывает, какие звуки нарушены у ребенка и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят продвижение процесса коррекции звуков, какой звук автоматизируется, какой введен в речь.

Очень важны в достижении результатов в коррекционном процессе практические приемы работ. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений. Родители должны быть заинтересованы в этой работе, они должны понимать важность и нужность их знаний и умений в практической помощи своему ребенку.

Опыт работы в детском саду показывает, что только заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда в полноценном формировании речи детей дошкольного возраста, что и предполагает продуктивное взаимодействие.

Портал педагога

Автор: Федосеева Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №15 “Алёнка”
Населённый пункт: г. Николаевск-на-Амуре
Наименование материала: Рекомендация родителям
Тема: Рекомендация учителя-логопеда родителям детей с речевыми нарушениями
Дата публикации: 16.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей

с речевыми недостатками
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях, направленных на закрепление умений и навыков, приобретенных на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи, обучению грамоте и звукопроизношению. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно родители детей относятся к выполнению домашних заданий учителя-логопеда. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошколь- ном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению. Неправильное произношение, неразвитый фонематический слух могут привести к ошибкам на письме (как ребёнок слышит и произносит, так и будет писать, пропуская гласные буквы в словах, будет писать [С] вместо [Ш], [Л] вместо [Р], если он заменяет данные звуки в речи). Поэтому наша с вами первостепенная задача довести звукопроизношение наших детей до нормы как можно скорее, до начала обучения в школе.
От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей?
Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственное, что они могут предложить — подражание: «Послушай и повтори за мной. », Стараясь угодить маме, ребенок пробует сказать, как она. Но не зная, как правильно это сделать, он может добиться искаженного звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое [р] и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее. Работа над звукопроизношением сложна и требует определенной последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребенка и может длиться по-разному: от года до 2-х лет, а в некоторых случаях и более.
В

результатов

обязательно

произношения у ребенка до конца.
Научить правильному произношению легче всего в дошкольном возрасте. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции
.
Приступать к работе над очередным звуком можно лишь после прохождения следующих этапов: — логопед ставит звук; — закрепляет звук изолированно, в слогах, словах и предложениях; — а потом родители дома по заданию логопеда автоматизируют произношение данного звука в словах и предложениях, заучивают стихи,
следят за правильным звукопроизношением в повседневной жизни (на прогулке, в игре, при выполнении трудовых поручений); — дальше формируем самоконтроль детей за звуком, — в случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико- грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершенствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим взрослый (мама) должен: — нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»; — постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.). — не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; — стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нарушать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Папа тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что ты должен следить за звуком»); — отметить качество произношения во время общей оценки ответа; — н е фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
Советы логопеда родителям ребенка с недостатками речи
1. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание; Время занятий (15 — 20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. не давайте на одном занятии более 2—3 упражнений; 2.Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда: необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку. 3.При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
4.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
5.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но до ст аточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.

6.
Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
7.
Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушения речи.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!

Советы логопеда для родителей в детском саду

Рекомендации логопеда для родителей в детском саду — это несложные, но работающие подсказки для развития правильной речи малыша. Если каждый день выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, не лениться, заниматься с учетом всех советов специалиста, результаты не заставят себя долго ждать.

Когда обращаться к логопеду

Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его развитием. На нее влияет речь взрослых и речевая практика. Важно вовремя заметить нарушения речи. Чем раньше начать занятия по коррекции, тем проще и успешнее они проходят.

Когда стоит обратиться к логопеду:

  • ребенок не говорит;
  • первые слова и фраза появились намного позже, чем у большинства сверстников;
  • малыш плохо понимает обращенную к нему речь;
  • ребенка с трудом понимают другие люди;
  • ребенок не стремится общаться с окружающими.

Советы от логопедов

В успешной работе логопеда с ребенком большую роль играют родители. Логопеды дают мамам и папам советы, которые помогают работать с малышом эффективнее.

Небольшое обращение логопеда к родителям деток с проблемами речи:

  1. Разговаривайте с ребенком, делая любую работу, во время всех видов деятельности: приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  2. Не додумывайте и не договаривайте за ребенка. Задавайте ему открытые вопросы, на которые не получится ответить однозначно «да», «нет». Это стимулирует использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: «Что он делает?» вместо: «Он играет?»
  3. Не торопите ребенка, выдерживайте паузу, чтобы он успевал отвечать на ваши вопросы.
  4. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение — на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка.
  5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» на лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т. д.
  6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю вам или кому-нибудь еще.
  7. Если ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Занимайтесь каждый день.
  8. Старайтесь проводить занятия в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  9. Несколько раз в день выполняйте артикуляционную гимнастику, она заставляет работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, делает их послушнее.
Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика заставляет работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, делает их послушнее. Язык — главная мышца органов речи, и гимнастика для него необходима.

Поначалу артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, чтобы ребенок видел, что делает его язык. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Упражнение «Окошко». Широко и спокойно открываем и закрываем рот. Упражнение повторяем 3-5 раз. Даем время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Опять повторяем 3-4 раза.

Улыбнуться, обнажая оба ряда зубов, челюсти сжаты. Подержать губы в улыбке несколько секунд, затем спокойно сомкнуть их. Повторить несколько раз.

Вытянуть губы вперед, как для поцелуя, подержать в таком положении 3-5 секунд. Возвратить губы в спокойное положение, отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

Надуть щеки при закрытом рте, подержать 3-5 секунд, затем сдуть щеки. Повторить 3-4 раза. Надувать попеременно то левую, то правую щеки.

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, подержать 3-5 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.

Открыть рот, вытянуть вперед тонкий язычок, зафиксировать положение языка на 3-5 секунд. затем убрать язык и закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.

Открыть рот, губы растянуть в улыбку, вытянуть и напрячь язык. Касаться острым кончиком языка то правого, то левого уголков губ. Следить, чтобы язык двигался по воздуху, а не скользил по нижней губе. Выполнить 6-8 движений языком, затем закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.

Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Упражнение «Чистим зубки».

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Упражнение «Вкусный мед».

Широко открыть рот, острым языком проводить по верхней губе слева направо и обратно. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Выполнить движение языком 6-8 раз и закрыть рот. Повторить упражнение 3-4 раза.

Открыть рот. Выгнуть спинку языка упереть его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживать в таком положении 3-5 секунд. Медленно сблизить и сжать зубы, закрыть рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем расслабить язык. Повторить упражнение 3-4 раза.

При закрытом рте упирать кончик языка то в левую. то в правую щеку. Выполнить 6-8 движений языком, затем отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

Упражнение «Котенок лакает молоко».

Открыть рот, сделать 4-5 движений языком, как бы лакая молоко. Закрыть рот, отдохнуть. Повторить упражнение 3-4 раза.

Советы при дислалии

Дислалия хорошо поддается коррекции. При дислалии логопед дает на дом задания по развитию фонематического слуха, рекомендует ежедневно делать артикуляционную гимнастику, уделять время развитию мелкой моторики. Родителям при дислалии у ребенка важно следить за собственной речью.

  1. При дислалии не нагружают ребенка разнообразными артикуляторными упражнениями, выбираются лишь те, которые необходимы для постановки дефектных звуков.
  2. Система упражнений должна включать как динамические (на развитие подвижности, ребенок учится осознавать, что губы и язык двигаются и способны принимать различные уклады), так и статические (умение удерживать позу длительное время и не терять ее при автоматизации) упражнения.
  3. Необходимы упражнения на сочетание движений языка и губ, т. к. при произнесении эти органы взаимодействуют.
  4. Упражнения выполняются в умеренном темпе с обязательным зрительным контролем. Желательно, чтобы и ребенок, и взрослый могли находиться перед зеркалом: взрослый показывает образец выполнения упражнения, ребенок повторяет за ним.
  5. Упражнения проводятся кратковременно, перерыв на другой вид работы (пальчиковая моторика, психические функции).
  6. Упражнениям дают игровые названия: «Качели», «Лошадка». Движения кончика языка и губ в представлении малыша свяжите с уже знакомыми образами, развивая его воображение и эмоциональную сферу, и превратите непростую работу в увлекательный познавательный момент.
Советы при дизартрии

При дизартрии с ребенком, кроме логопеда, занимаются невролог и дефектолог. Прописанные неврологом препараты помогают нормализовать работу речевых центров головного мозга. При дизартрии родителям важно ежедневно выполнять с ребенком артикуляционную и пальчиковую гимнастику, играть в дидактические игры, чтобы отрабатывать звуки.

На прогулке обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает: описывайте животных, дома, машины. Отрабатывайте навыки счета, согласования слов. Логопед составляет индивидуальные рекомендации для ребенка с учетом дефекта речи. При дизартрии хорошие результаты дают курсы логопедического и общего массажа.

Ребенка за сложности произношения и слабый прогресс не ругают. За любые успехи хвалят, поддерживают.

Логопеды при дизартрии рекомендуют работать над речевым дыханием, делать дыхательную гимнастику.

Советы при алалии

Ребенок при алалии посещает и логопеда, и дефектолога. Обязательна консультация невролога. Таким деткам рекомендуют плавание, физиотерапию.

Важная задача для родителей — стимулировать детей к общению. Разговаривать, задавать вопросы, на которые нельзя односложно ответить или кивнуть головой.

Работа с такими ребятишками долгая, трудная, запаситесь терпением. При алалии логопеды создают специальные условия для обучения, дают рекомендации родителям, чтобы максимально скорректировать дефект речи.

Советы при заикании

При заикании на первом плане нормализация состояния нервной системы. Детям полезно ходить на плавание, конные прогулки. Чтобы побороть проблемы с неправильным речевым дыханием, ребятишкам рекомендуют занятия пением.

При коррекционной работе с ребенком отрабатывают речевые шаблоны: как разговаривать в гостях, в магазине, чтобы он не боялся общаться и не замыкался в себе.

Речевые упражнения

Речевые упражнения направлены на формирование словарного запаса, они помогают успешно овладевать родным языком.

Упражнения и рекомендации родителям от логопеда для развития связной речи ребенка

Упражнение 1. «Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия).

Овца, собака, жеребенок, свинья — это …(домашние животные).

Трактор, комбайн, экскаватор, подъемный кран — …(рабочие машины).

Вертолет, лодка, трамвай, велосипед — …(транспорт) и т. д.

Упражнение 2. «Подбери нужные слова» (словарный запас).

Предлагаем ребенку подобрать как можно больше слов, подходящих по смыслу к данному.

Головные уборы — это платок, шляпа, фуражка, кепка, панамка.

Профессии — маляр, врач, архитектор, бухгалтер, учитель.

В полный комплекс входят упражнения, расширяющие словарь и словообразование, упражнения на грамматический строй речи, языковой анализ и синтез.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика помогает преодолеть нарушения голоса, развить четкую дикцию. Чтобы правильно говорить, научитесь правильно дышать.

Чтобы развить навыки носового дыхания, родители вместе с ребенком ежедневно выполняют дыхательную гимнастику и массаж:

Логопедические рекомендации учителям начальных классов

Классификация стойких, специфических ошибок, которые встречаются у младших школьников при усвоении учебного материала по русскому языку.

Педагогическая симптоматика трудностей, специфические ошибки на письме.

Объективные причины стойких нарушений.

Общие рекомендации их профилактики и коррекции.

Смешение, замена согласных букв, близкие по акустическим и артикуляционным признакам (зуки – жуки).

Смешение букв по звонкости и глухости (панка- банка, бабушка – папушка).

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостатки в развитии процессов произвольного внимания, несформированность звуко – буквенных ассоциаций, недостатки в произношении.

Трудности в различии фонем родного языка, несформированность фонетического слуха.

– осуществлять тонкую дифферинциацию сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

– запоминание формы буквы и соотношение с её частями и пропорциями;

– игра: «Мягкие буквы»;

– устранить недостатки звукопроизношения.

Пропуск гласных букв, слогов, недописывание слов и предложений (трава- трава, сидит – сдт).

Несформированность фонематического восприятия. Недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость внимания, сниженная работоспособность, индивидуально – психологические особенности.

– определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

– выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

– определять количество гл. и согл. Звуков в слове;

– последовательно выделять звуки в слове;

– придумать слова на определенный звук «с».

Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

Несформированность фонетико – фонематического анализа, недостаточность развития анализа пространственных отношений.

– осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих – свистящих, твердых – мягких, звуков сходных по артикуляции;

– игра «Мягкие буквы»;

– устранить недостатки звукопроизношения;

– учить правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов (высокий – низкий дом)

Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных.

Недоразвитие фонетико – фонематического анализа, недостаточность звукового анализа.

– осуществлять тонкую дифферинцировку сходных звуков (мак, рука);

– выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

– определять количество гласных согласных звуков в слове;

– последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

– игра «Цепочки слов»;

Добавление гласных букв (трава- тарава, кувшин – кувашин).

Несформированность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания. Несформированность фонематического восприятия.

– определять количество звуков в словах (мак, рука, карандаш);

– – выделять звуки из слова в разбивку (назвать 2,3,5 и др. звуки в слове);

– определять количество гласных согласных звуков в слове;

– последовательно выделять звуки в слове (дом, сумка);

– придумать слова на определенный звук «с».

Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б-в,н-п,м-л,ш-т), по пространственному сходству (муха- миха, летят быстро санки – лепят быстро санки). Недописывание отдельных элементов букв или приписывание лишних.

Недостаточность зрительного анализа. Несформированность анализа пространственных отношений пространственного восприятия.

– зрительные диктанты на вербальном материале (развивает орфографическую зоркость);

– отработка понятий левый – правый;

– запоминание формы и соотношение её частей и пропорций;

Перестановка букв и слогов внутри слова (взял – звял, иногда – игонда).

Недостаточность зрительного анализа, недостаточность звуко – буквенного анализа, неустойчивость произвольного внимания.

– зрительный диктант на вербальном материале;

– смотри рекомендации выше.

Сложности при переводе звука в букву и наоборот.

Несформированность звуко – буквенного анализа, не выработаны прочные связи между звуковой и графической формами букв, не усвоены понятия звук и слово. Дислексия. Несформированность слухового восприятия.

Смешение печатных и письменных букв.

Недостаточность развития процессов зрительного анализа, недостаточная отдифференцированность зрительных образов печатных и письменных букв.

Смотри рекомендации выше.

Тремор при письме.

Трудности в произвольном управлении микромоторикой, неумение дифференцировать мышечные усилия, недостатки в сформированности зрительно – двигательных координаций.

– упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

– работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок.

Затруднение в употребление заглавной буквы. Неумение выделять предложение из текста, слитное написание предложений.

Недостаточное развитие вербального анализа, недостаточная гибкость мыслительной операции – анализа.

– выделение слов в предложения и «склеенных» предложений (Былазимаморозщипал).

Неумение применять правило в конкретной ситуации на письме (жи – ши).

Несформированность слухового восприятия

-отдифференцировать условия, при которых пишется и или е.

Не слышат ударную безударную гласную, трудности в подборе проверочных слов (протянул – тянули).

Конкретность мышления, т.е. недостаточность мыслительных операций – обобщения. Бедность словарного запаса.

Смотри рекомендации выше

Затруднение при подборе родственных слов на основе установления общего смысла корня, путают с близкими по звучанию словами (весло – весело, шиповник – шипучка).

Отставание в развитии лексико – грамматической стороны речи.

Бедность и не точность лексического запаса, ограниченность словаря обиходно – бытовыми рамками. Конкретность мышления.

– выделение существенных признаков;

– игра «Четвертый лишний»;

– называть слова близкие по существу.

Трудности в структурном построении предложения (Мальчик выливает из кувшин молока).

Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложение согласованием, управлением.

Неумение изменить слова, образовывать новые слова (стулья – стулы, ухо – ухи).

Трудности в преобразовании прилагательных от существительных. Ошибки при опоре на образец (кожаный – кожный, сливовый – сливочный).

– уточнение и расширение словарного запаса, накопление новых слов (различных частей речи);

– активизация различных способов словообразования;

– уточнение значений различных синтаксических конструкций;

– совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая – голобокая).

Произвольное деление слов (вскочил на ветку – вско чилна ветку).

Раздельное написание приставок (прилетели – при летели, взяла – в зела).

Несформированность фонематического восприятия, вербального анализа, недостатки в развитии зрительного анализа и синтеза, недостаточное развитие пространственных отношений.

– выделение отдельных слов из «склеенных», из предложений (шаркорзинаботинки..);

– смотри рекомендации выше.

Зеркальное написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде.

Недостаточность зрительного анализа, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

– конструирование букв из её элементов;

Высота букв не соответствует высоте рабочей строки. Буквы располагаются выше или ниже рабочей строки.

Слаборазвита тонкая моторика пальцев рук, не сформированы зрительно –двигательные координации, недостаточное развитие анализа пространственных отношений.

– упражнения для развития мелких дифференцированных моторных двигательных умений;

– работа с ножницами, складывание узоров, нанизывание бусинок;

– отработать понятия начало, середина, конец рабочей строки;

Читайте также:  "Нормативно-правовая база деятельности
Ссылка на основную публикацию