Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ

Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ

Дата публикации: 19.09.2016

Библиографическая ссылка:
Стратилат К.Н. Рекомендации педагога-психолога учителям по работе с детьми с ОВЗ // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://pedagog-portal.ru/2016/09/2201 (дата обращения: 28.02.2020)

Общие рекомендации учителям по работе с детьми с ОВЗ

  1. Индивидуальный план обучения детей с ОВЗ. А именно разработать адаптированные образовательные программы, учитывающие индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в основу которых будет положена основная общеобразовательная программа школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с конкретным нарушением;
  2. Консультирование с педагогом-психологом, учителем-дефектологом и учителем-логопедом по вопросу особенностей развития каждого конкретного ребенка;
  3. Плотно взаимодействуйте с семьей учеников с ОВЗ. В ходе спокойного располагающего разговора можно выяснить у родителей (опекунов) особенности восприятия и поведения их ребенка: какие обстоятельства могут оказаться для него дискомфортными, а что, наоборот, помогает сконцентрировать внимание, лучше понять и усвоить новую информацию. И, что очень важно, понять, чем увлекается ребенок, в чем он силен, а значит, может быть интересен своим одноклассникам. Постарайтесь оказывать родителям (опекунам) моральную поддержку;
  4. Постараться не акцентировать внимание обычных детей на ребенке с ОВЗ. Учитель должен срастаться показать ровное отношение к особому ребенку. Не стоит показывать жалость к ребенку с ОВЗ. Нельзя демонстративно выделять детей с ОВЗ среди других детей, давать им очевидные и неоправданные поблажки. Это неминуемо восстановит класс против «любимчика»/«любимчиков». Самое естественное (но не самое простое) решение этой проблемы – относиться к каждому ребенку в классе как к особенному, достойному индивидуального подхода;
  5. Включать ребенка с ОВЗ в групповую деятельность;
  6. Наблюдайте за ребенком с ОВЗ. Постарайтесь почувствовать его. При этом в работе с особым ребенком нужно также учитывать возрастные нормы и характерные особенности его нарушения;
  7. Создайте благоприятный эмоционально-положительный фон. Для этой цели можно использовать различные упражнения. Например, «Скажите добрые слова друг другу»: Ребята мы с Вами составляем «Азбуку хороших слов». Для этого вспомните добрые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетитный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.) и т. д.;
  8. Создайте необходимые условия для лиц с ОВЗ. Например, для таких детей в школе необходимо создать безбарьерную среду, позволяющую им пользоваться всеми инфраструктурами и помещениями;
  9. Проводите классные часы, направленные на снижение стереотипов и предубеждений в адрес учеников с ОВЗ и в целом на повышение культуры общения учащихся. По возможности проводите элективные и факультативные занятия с детьми по социальной психологии и психологии общения;
  10. Ввести в штат тьютеров. Проблему сопровождения можно попытаться частично решить при помощи завлечение учеников в волонтерскую работу с детьми с ОВЗ. В случае если мы прибегаем к волонтерской работе, но необходимо специальное обучение потенциальных волонтеров;
  11. Для класса, работающего в режиме инклюзии, можно организовывать перемены особым образом. В частности, нужно предусматривать этап перехода от активного движения к спокойной сосредоточенной атмосфере урока. С этой целью за несколько минут до звонка на урок может звучать будильник или колокольчик, предупреждающий о скором конце перемены. А в начале урока можно использовать упражнение, позволяющее собрать внимание учеников и пригасить эмоциональную волну.
  12. Научиться не отчаиваться от неминуемых неудач и разочарований и радоваться малейшим, самым незначительным на первый взгляд успехам.

13. Верить, что Вы занимаетесь далеко не безнадежным делом. Понимать, что учителю не добиться снятия диагноза, но он можем сделать многое: понять ребенка, принять его таким, какой он есть и, учитывая его особенности, помочь социализироваться.

Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с СДВГ

– Помогайте ребенку организовать свою работу, но не делаете это вместо него. Делайте вместе, а не вместо ребенка;

– Для выше названной цели задавайте ребенку организующие вопросы. Пример: «Как ты будешь решать эту задачу?», «Что ты будешь делать вначале, а что в конце?», «Как ты распределишь время на выполнение задания?» и т. д.;

– Для помощи ребенку в составлении плана действий используете наглядность (цветные стикеры, часы, песочные часы, схемы и т.д.);

– Если ребенок сделал ошибку, не говорите сразу, какую именно ошибку он совершил. Можно сказать так: «в этой строчке ошибка, постарайся найти ее»;

– Оценивая текучую работу, выставляете оценки по разным критериям: за красоту написания, за скорость, за точность и т.д.

– Давайте четкие инструкции. Не используете сложных предложений;

– Не берите с таких детей обещаний. Они все равно их не выполнят;

– Хвалите за терпение и сдержанность на уроке. Важно больше хвалите за хорошее поведение, чем ругайте за плохое;

– Если ребенок плохо себя ведет на уроке, то постарайтесь не делать ему вербальных замечаний;

– По возможности постарайтесь посадить ребенка с СДВГ ближе к учителю;

– Четко обозначьте правила поведения в школе. В случае если ребенок их нарушил, не ругайте его за это. Просто напомните ему о правилах. Пример: «Какие у нас правила? В нашей школе правило ходить в сменной обуви»;

– Проговариваете детям план урока. Предупреждайте детей о тех или иных действиях заранее;

– Давайте только одно задание на определенный период времени;

– Во время урока можно использовать таблички: «Время работать», «Время отдыхать»;

– По возможности чередуйте на уроке различные типы деятельности;

– Не забывайте о физминутках;

– просите ребенка с СДВГ помогать Вам во время урока. Например, раздать тетради, смочить тряпку и т. д.

-Во время физминуток и перемен найдите время поиграть с детьми в различные игры, направленные на развитие произвольности поведения («Найди отличия», «Нос, пол, потолок»), на преодоление расторможенности («Скалолаз», «Совы и мыши», «Море волнуется», «Дождь» и т.д.), на контроль импульсивности («Кричалки, шепталки, молчанки», «Найди и промолчи» и т.д.).

Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с УО и ЗПР

Для включения ребенка с УО или ЗПР в групповую деятельность опирайтесь на его сильные стороны, наблюдайте за тем, что он делает и постарайтесь создать групповую деятельность вокруг того, что он делает. Ребенка при этом можете сделать ведущим;

– Сообщив инструкцию для всего класса, еще раз повторите ее вместе с ребенком с ОВЗ. Если понадобится, разбейте каждое задание на мелкие операции и проговорите их. Убедить, что все дети поняли, что именно им нужно сделать. Для этой цели используйте уточняющие вопросы;

– После того как задание выполнено попросите ребенка с ОВЗ вспомнить и проговорить задание;

– Если ребенку пока тяжело выполнять общее задание, то давайте ему индивидуальное задание, которое будет немного легче, но похожее на групповое;

– На начальных этапах работы уделяйте больше внимания ребенку с ЗПР или УО при объяснении и выполнении заданий;

– Давайте четкие и короткие инструкции;

– Используйте в работе как можно больше наглядности;

– Используйте детей с ЗПР или УО в качестве своих помощников и помощников другим детям;

– На уроках ИЗО и технологии большое внимания уделяйте следующим видам деятельности: срисовывание с образца; работа с трафаретами; обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контору; раскрашивание и штриховка; аппликации методом отрыва и вырезания; работа с крупами;

– на физминутках делаем со всеми детьми пальчиковую гимнастику и упражнения на активизацию работы обоих полушарий. Например, упражнение «Перекрёстные движения». Описание: под музыку дети выполняют перекрестные координированные движения: одновременно с правой рукой двигается левая нога. Передвигаться можно вперед, вбок, назад. Одновременно они совершают движения глазами во все стороны. Это позволяет «пересечь» среднюю линию, то есть активизировать оба полушария одновременно и таким образом подготовиться к усвоению новых знаний;

– Также на физминутках и переменах можете использовать групповые игры с мячом («Назови, что бывает красным?», «Что мы делаем на каникулах?», «Что мы делаем в школе?», «Что летает?» и. т. д.)

– По возможности старайтесь развивать у детей с УО и ЗПР когнитивные процессы. Для этой цели могут быть использованы различные групповые игры. Например, «Волшебный мешочек», «Лото», «Геометрическое лото», «Кто лишний?», «У кого ряд длиннее?», «Что изменилось?», «Собираем из треугольников различные фигуры».

Помните, что ребенку с УО или ЗПР очень сложно выполнять большой объем заданий в быстром темпе. Таким детям необходим щадящий режим обучения. Если ребенок что-то недоделал не вещайте на него ярлык лодыря;

– Задача специалистов ПМПК и школы довести до родителей детей с УО, что обучение по адаптированной образовательной программе, так же как и по адаптированной основной программе для детей с умственной отсталостью, не предусматривает получения цензового образования и аттестата об образовании, а заканчивается выдачей свидетельства об обучении.

Памятка для учителей по эффективной работе с детьми с РАС

1. Строго придерживаться определенного режима обучения ребенка;

2. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка);

3. Повсеместно использовать тактильный и зрительный контакт, но не настаивайте на нем в случае отказа. Не оставляйте свои попытки;

4. Необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с аутичным ребенком — тонкое, даже деликатное дело, требующее ощутимых временных затрат;

5. Помнить, что одна из главных задача учителя — вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную учебную деятельность.

6. Помнить, что аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована. Так, дети должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить;

7. Для помощи детям в осмыслении их деятельности, используйте в обучении ребенка схемы. Так, в помещении, где находится аутичный ребенок, можно разместить пооперационные карты, на которых в виде символов обозначена четкая последовательность действий. Или же делать такого рода схемы на каждое занятие с ребенком. В начале каждого урока необходимо четко проговаривать план урока для всех учащихся;

8. Поскольку аутичные дети, как правило, любят заниматься коллекционированием, то можно привлекать таких детей к созданию и сортировке гербариев, коллекций камней, учебных карточек, ракушек, фотографий и т. д.;

9. Хорошо бы разместить в классе несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Это нужно для того, чтобы помочь ребенку осознать свое тело.

10. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется;

11. Если ребенок работает в прописях или в тетрадях, можно указывать в них стрелками направление движения руки;

12. Чтобы повысить мотивацию ребенка к обучению и вызвать потребность в диалоге, взрослый может на время проведения занятий с его согласия поменяться с ним ролями. Пусть ребенок попытается объяснить “непонятливому” учителю и другим детям, как выполнять то или иное задание;

13. Учитель в случае, если аутичному ребенку понадобится физическая помощь в организации действия, должен в буквальном смысле “работать” руками ребенка, писать или рисовать вместе с ним, держа один карандаш;

14. Поскольку аутичным детям трудно осваивать любой новый вид деятельности, а они всегда стремятся выполнить все хорошо, то на первых этапах работы надо подбирать такие задания, с которыми они обязательно справятся;

15. Следует помнить, что аутичные дети быстро истощаются. Поэтому учителю необходимо чаще менять виды деятельности и заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны;

16. Чтобы отвлечь аутичных детей от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения во время физминуток на уроке. Вообще постарайтесь делать с такими детьми как можно больше упражнений на развитие мелкой и общей моторики;

17. Также хорошо бы сделать в классе уголок «уединения» (небольшое замкнутое пространство) для аутичного ребенка, которой он может посетить в любое время;

18. Хорошо бы сделать в классе «мокрую среду» для ребенка;

19. Важно заранее решить проблему с питанием ребенка;

20. Постарайтесь не повышать голос и не стучать по парте для привлечения внимания учеников. Громкие звуки могут сильно пугать аутичных детей;

21. Помнить, что аутичные дети могут достигнуть успеха. Посмотрите, например, фильм «Тэмпл Грандин» – автобиографический фильм про женщину, которая, несмотря на аутизм, стала известным ученым.

Рекомендации для педагогов по работе с обучающимися с ОВЗ
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

В материале даны рекомендаци по организации работы учителя на уроке с обучающимися сОВЗ. Рекомендации даны по работе с детьми с ЗПР, НОДА, ТНР, нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

обучающиеся имеют право:

– на предоставление условий для обучения с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья (ст.34, п.1.2)

В свою очередь педагог обязан:

– осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне (ст.48, п.1.1.)

– учитывать особенности психофизического развития и состояния здоровья обучающихся, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ст.48, п.1.6)

В связи с этим службой сопровождения разработаны рекомендации для учителей по работе с обучающимися с ОВЗ. Надеемся, они помогут Вам в вашей работе.

Одной из наиболее острых проблем современной школы является проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР). За последние несколько лет отмечается увеличение количества детей с ЗПР. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

У детей с ЗПР часто бывает нарушено внимание : долго не формируется произвольное внимание;

– внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздничные утренники, просмотр телепередач и т.д.) снижают внимание;

– малый объём внимания;

– дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);

– наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;

– часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.

– темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания;

– сужен объём восприятия;

– наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);

– наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в « прохождении лабиринтов»;

– нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов), величины, формы, времени, пространства;

– затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;

– физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;

– затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).

– недостаточная прочность запоминания. Кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;

– хуже развита вербальная память, лучше зрительная;

– страдает способность к логическому запоминанию. Лучше развита механическая память.

– недостаточная сформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т.д.;

– особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже. Дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;

– не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи;

– не понимают скрытый смысл загадки, пословицы …

-практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения, страдает звукопроизношение, фонематический слух, нарушен грамматический строй. Особенно страдает связная речь, построение связного высказывания, нарушена смысловая сторона речи.

Полезные советы педагогам в работе с детьми с ЗПР

1.Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми. Говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса, когда требуется остановить слишком расходившегося ребенка, предотвратить возникающее столкновение.

2.Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.

3.Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание во все моменты жизни, например: резкое столкновение между детьми, нервный срыв ребенка, аффективное поведение родителей ребенка, вспышки ярости.

4.Помните, что у аномальных детей часто встречается очень значительная подражательность и что своим общим поведением педагог лечит их, как и всем режимом учреждения.

5.Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение, они внушают неустойчивой или болезненно направленной воле определенное поведение.

6.Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
7.Всегда и во всем умейте до конца доводить начатую с детьми работу, проявляйте настойчивость.

8.Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей. Не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.

9.Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей. Говорить коротко, ясно, простым языком.

10.Соблюдайте полное беспристрастное отношение к детям.

11.Не говорите при детях об отрицательных или положительных чертах их самих или других детей, о ваших наблюдениях, характеристиках, семейных условиях, наследственности детей и других данных, могущих быть по-своему использованных детьми.

12.Не верьте детским россказням, помня о неточности показаний даже нормальных детей, о преувеличениях, повышенной внушаемости детей.

Меры педагогического воздействия

I Минимизация внимания:
• делайте письменные замечания;
• знак;
• формулируйте «Я- высказывание», содержащее объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: называет чувства учителя в этот момент, описывает эффект от плохого поведения, содержит просьбу.

II Делайте неожиданности:
• включите свет;
• издайте музыкальный звук любым музыкальным инструментом;
• начните говорить тихим голосом;
• измените ваш голос;
• временно прекратите урок.

III Отвлекайте ученика:
• задавайте прямые вопросы;
• попросите об одолжении;
• измените деятельность.

IV Обращайте внимание всего класса на примеры хорошего поведения:
• благодарите учеников;
• пишите имена примерных учеников на доске;

V Пересаживайте учеников:
• меняйте места.

Использование выше перечисленных советов в учебно-воспитательном процессе, несомненно, принесет положительный результат.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ученику субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом уроке обязательно вводить организационный момент, т.к. школьники с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор на уроке (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Учитель не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в урок динамических пауз ( через 10 минут).
  12. Не нужно давать на уроке более двух новых понятий. В работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.
  13. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  14. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в детском саду. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  15. Создавать максимально спокойную обстановку на уроке или занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  16. Темп подачи учебного материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  17. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  18. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий.
  19. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.
  20. Создание доверительных отношений со взрослыми.
  21. Формирование ученического коллектива на основе привлечения каждого ученика к активной общественно полезной деятельности и посильному производительному труду.

Специальные образовательные условия для детей с тяжелым нарушением речи в образовательной организации.

Дети с тяжёлым нарушением речи менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. В речи детей чаще преобладает общеупотребительная лексика, трудности вызывает эмоциональная лексика, отражающая индивидуальные особенности человека.

Исходя из этого, особую важность необходимо придать созданию условий для формирования эмоциональной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи, как в школе, так и дома.

Важно создать такие условия, чтобы каждый ребёнок мог выразить себя в кругу сверстников:

  • раннее выявление детей с речевой патологией и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;
  • взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;
  • доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта;
  • создание в классе, группе атмосферы, добра, покоя, любви;
  • создание специальной среды, организация “уголка уединения”;
  • расположение игр, игрушек, книг и пр. (для проявления у ребёнка положительных эмоций, становления его социального опыта);
  • оформление класса (демонстрационный и раздаточный материал, дидактические игры, “уголок – эмоций”);
  • эмоционально окрашенная речь педагога;
  • проведение динамических пауз/физкультминуток;
  • использование метода стретчинг (игровые ситуации, задания, упражнения имитационного характера);
  • проведение релаксации (снятие мышечных спазмов, восстановление энергетического баланса в организме, восстановление психо – эмоционального равновесия, обеспечение общего оздоровления);
  • проведение коммуникативных игр (комплексное воздействие на развитие речевых, психических и физических навыков детей);
  • организация сюжетно – ролевых игр, включающие разноплановые жизненные ситуации;
  • использование элементов сказкотерапии с импровизацией;
  • возможность модификации и адаптации учебной программы при изучении филологического и лингвистического курса, вариативность: взаимозаменяемость/сокращение/увеличение академического и социально значимых компонентов обучения, отдельных тематических разделов, учебных часов;
  • применение индивидуально – ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии;
  • выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве;
  • особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более подробными инструкциями;
  • объективная оценка результатов освоения ООП обучающимися;
  • щадящий, здоровьесберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;
  • гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных тематических разделов, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • реализация индивидуального дифференцированного подхода к обучению ребенка с ТНР (учет структуры речевого нарушения, речевых и коммуникативных возможностей ребенка, его индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве и т.п.);
  • необходимость концентрического подхода к изучению учебного материала, при неоднократном повторении изученного материала;
  • создание безбарьерной среды, включая физическую и психологическую составляющие.
  • организация воспитательной работы с использованием ресурсов системы дополнительного образования;

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляют собой многочисленную группу детей, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии . Особенности развития этих детей варьируются по степени тяжести двигательных нарушений, возможностям передвижения, самообслуживания, обучения.

  • индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребѐнка;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
  • Спокойная, доверительная обстановка на уроке.
  • Работа как индивидуально, так и в мини группах (до 5 человек).
  • Временные рамки занятии в соответствии с возрастом и течением заболевания.
  • При построении занятия опираться на сохранные анализаторы.
  • Больше использовать наглядных и технических методов обучения.
  • Излагать материал четко, медленно. Короткими предложениями.
  • Не стоит проявлять излишнюю жалость. Это ведет к инфантилизму. Особые образовательные потребности
  • Давайте возможность проявлять самостоятельность.
  • Меняйте виды деятельности. Стимулируйте работу ребенка.
  • При письме используйте ручку с отягощением.
  • Используйте трафареты.
  • Стимулируете вербализацию ребенка.
  • Обращайте внимание на позу ребенка.
  • Привлекайте к работе родителей, других специалистов.
  • Следите за физическим состоянием ребенка.

по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении

Технология сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-логопедом

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.

  • I этап – диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • II этап – составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
  • III этап – обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
  • IV этап – организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
  • V этап – мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
  • VI этап – индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Основная цель учителя-логопеда – исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с ГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:

  • Комплектование групп.
  • Комплектование групп учащихся для фронтальных занятий:
  1. ОНР (III, IV уровень) – 1 класс;
  2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс;
  3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс;
  4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс;
  5. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Содержание логопедической работы.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда; формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов; формирование грамматически правильной связной речи.
  • Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи; развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи; словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий; фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся; слоговой анализ и синтез слов.
  • Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение. согласование различных частей речи в числе, в роде.
  • Управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи; работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей недостаточности или нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьей ребенка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребенка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приемы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Автор:
учитель-логопед
МОУ «СОШ№1» с. Новоселицкого
Замковая Ольга Макаровна

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Подготовка учителей к работе с детьми с ОВЗ

Важность подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии

В условиях инклюзии учитель оказывается в новом психологическом и педагогическом пространстве. Это пространство требует целенаправленно и последовательно развивать навыки гибкого реагирования на особые потребности детей с ОВЗ и использовать альтернативные формы коммуникации с ними. Эти навыки приобретаются с помощью специальной подготовки.

Специальную подготовку для обучения детей с ОВЗ дают курсы постдипломного образования и повышения квалификации, ресурсные центры и стажировочные площадки, реализующие инклюзию, научно-практические конференции и семинары.

Подготовка обеспечивает наличие новых профессиональных компетенций, в том числе умение диагностировать уровень развития ребенка с ОВЗ, его потенциальные возможности и образовательные пределы, определять систему оценки знаний, планировать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей, вести психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Профессионально подготовленные педагоги способны адекватно воспринимать нестандартные ситуации, связанные с поведенческими и психологическими особенностями учеников с ОВЗ и эффективно на них реагировать, избегать как отстранения от таких детей, и так и гипервнимания к ним.

Подготовка педагогов в условиях инклюзивного образования требует постоянного самообучения и саморазвития. Цель — выявлять и решать практические проблемы, анализировать педагогические явления, проводить опытно-эксперементальную работу в системе инклюзии.

Профессиональные качества, необходимые в условиях инклюзии

Отечественные специалисты С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова, В. И. Лопатина, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, О.С Кузьмина выделили три основных блока профессиональных качеств иклюзивной компетенции.

1. Мотивационно-ценностные качества

  • Знать сущность инклюзивного образования, его цели и задачи, основные условия, барьеры и ресурсы.
  • Принять философию инклюзии, ее целевые и ценностные установки. Это признание ценности личности человека независимо от степени тяжести его нарушения; направленность на развитие личности ребенка с ОВЗ в целом, а не только на его результаты в учебе; осознание своей личной ответственности как носителя культуры для ребенка с ОВЗ; понимание творческих принципов обучения детей с ОВЗ; готовность к большим духовным, эмоциональным и энергетическим затратам.
  • Иметь способность к эмпатии, корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ.
  • Уметь вести психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ на принципах гуманизма.
  • Обладать деликатностью и тактичностью, соблюдать конфиденциальность информации о здоровье и личных тайнах «особого» ученика и его семьи.
  • Обладать педагогическим оптимизмом по отношению к детям с ОВЗ, веря в их продвижение в учебе, но не ожидая результатов, превышающих их возможности.
  • Уметь формировать у здоровых детей толерантное отношение к ровесникам с ОВЗ.

2. Операционно-деятельностные качества.

  • Знать психолого-педагогические закономерности и особенности возрастного и личностного развития детей с ОВЗ.
  • Выявлять образовательные потребности детей с ОВЗ, делать предварительные прогнозы их развития с помощью психолого-педагогической диагностики и определять основные направления коррекционной работы.
  • Правильно отбирать и эффективно применять в процессе организации совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ современные методы и технологии.
  • Адекватно применять методы организации коррекционно-развивающей работы. В том числе проектные. Микропроекты в виде небольшого исследования для адаптации «особого» ребенка к новому материалу. Длительные исследовательские и творческие макропроекты. Например, исследования «Различие поэтических приемов» и «Физика в ежедневной жизни» с итоговой презентацией.
  • Использовать различные формы совместной деятельности здоровых детей и детей с ОВЗ. Игры и упражнения на развитие сенсорики, моторики, психических процессов и произвольной психической деятельности. Метод «воспитывающих ситуаций». Работа над общими учебными проектами.
  • Выстраивать процесс включения «особых» учеников с учетом их уровня интеллекта и зоны ближайшего развития в процесс обучения всего класса. Например, по такой схеме: индивидуализированные задания — перевод их в разряд дифференцированных — выполнение заданий совместно со всеми детьми.
  • Проектировать коррекционно-развивающую предметно-пространственную среду, одновременно отвечающую потребностям здоровых детей и детей с ОВЗ. Если в классе дети с нарушением зрения — дозировать зрительную нагрузку и использование информационных технологий. Слабослышащего ребенка посадить так, чтобы он четко видел лицо учителя. Детям с ЗПР давать алгоритм и пошаговую инструкцию выполнения заданий. Модифицировать задания с опорой на здоровые системы восприятия детей с ОВЗ.
  • Готовить документы для заседания психолого-медико-педагогического консилиума (при отсутствии тьютора), участвовать в его работе.

3. Рефлексивно-оценочные способности

  • Владеть специальной терминологией.
  • Знать и использовать технологии организации инклюзивного образования.
  • Разрабатывать, создавать и применять индивидуальные адаптрированные образовательные программы для детей с ОВЗ. В том числе разноуровневые задания с включением сначала ведущих, а затем всех работающих анализаторских систем.
  • Разрабатывать и реализовывать индивидуальные коррекционно-образовательные маршруты, основанные на принципах гуманизма и теоретических знаниях в сфере коррекционной педагогики и специальной психологии.
  • Уметь работать в междисциплинарной команде, обеспечивающей комплексный характер психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Саморегуляция педагогов

Готовность педагогов работать с «особыми» детьми предполагает умение создавать для них здоровьесберегающую среду. Это невозможно без самообладания, уравновешенности, эмоциональной устойчивости учителей. Эти качества развивают релаксация, музыкальная и цветотерапия, дыхательная гимнастика, телесно ориентированные упражнения.

Рассмотрим прием «Расслабленная челюсть» для освобождения от подавленной агрессивной энергии. Цель упражнения — освободиться от подавленной агрессии, сконцентрированной в нижней челюсти, обрести целостность.

1. Сядьте, ступни хорошо прижмите к полу.

2. Сконцентрируйтесь на области рта и нижней челюсти.

3. Положите на нижнюю точку подбородка указательный палец правой или левой руки.

4. Приоткройте и закройте рот 5 раз.

5. Плавно подвигайте нижней челюстью вправо и влево 5 раз.

6. Подвигайте нижней челюстью вперед 5 раз.

7. Приоткройте рот и сделайте 5 круговых движений нижней челюстью против часовой стрелки и 5 круговых движений по часовой стрелке.

8. Соблюдайте условия: не морщите нос, не двигайте головой, не задерживайте дыхание.

9. Уберите палец от подбородка.

10. Прочувствуйте свое новое состояние.

В результате энергия агрессии, изначальная энергия жизни этого мира, распределится по всему телу в качестве творческого начала.

Профессиональная подготовка педагогических коллективов в инклюзии обеспечивает создание благоприятной среды для обучения детей с ОВЗ. Коллектив педагогов, работающий как единая команда, дает возможность «особым» детям полностью реализовать свой потенциал и стать успешным членом общества.

Материал для учителей-логопедов “Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ”

Описание разработки

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас – это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни.

Речь – своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий “для получения без дискриминации качественного образования.

Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе.

Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).

Основными задачами учителя-логопеда является:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа:

I) Диагностический – выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

Содержание и формы работы:

– Диагностика общего и речевого развития обучающихся

– Исследование результатов обученности логопедов

– Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов

– Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами

– Составление рекомендаций для родителей и учителей.

II) Коррекционно-развивающий – коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.

Содержание и формы работы:

– Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т. д.

– Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ.

III) Профилактический – обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.

Содержание и формы работы:

– Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т. д. ) по результатам диагностики.

– Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.

– Работа над речевой системой в целом.

– Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

– Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

– Длительное закрепление направленных речевых навыков.

– Частый повтор упражнений с элементами новизны.

– Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).

– Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).

– Конкретность и доступность заданий.

– Умеренный темп работы.

– Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.

Нас трое: ты, я и болезнь

Если ты объединишься с болезнью,

То я ничего не смогу сделать для тебя.

Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.

Содержимое разработки

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Значение речи столь велико для человека, что это трудно переоценить. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас – это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь – своего рода визитная карточка индивида. В настоящее время количество детей с нарушениями развития очень велико. Закон об образовании гарантирует реализацию права на образование ребенку с ОВЗ через создание необходимых условий “для получения без дискриминации качественного образования. ” Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе играет важную роль в коррекционной работе. Логопедическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по русскому языку и чтению).

Основными задачами учителя-логопеда является:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся

– своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимся с ОВЗ общеобразовательных программ

– разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей, обучающихся.

Логопедическое сопровождение осуществляется на основе обследования обучающихся, которое проводится с 1 сентября по 15 сентября и с 15 мая до 25 мая. Коррекционную работу можно разделить на три этапа:

I) Диагностический – выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.

Содержание и формы работы:

– Диагностика общего и речевого развития обучающихся

– Исследование результатов обученности логопедов

– Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов

– Планирование коррекционно-развивающей работы с детьми логопатами

– Составление рекомендаций для родителей и учителей.

II) Коррекционно-развивающий – коррекция общего и речевого развития обучающихся-логопатов.

Содержание и формы работы:

– Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвитие речи, фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма и т.д.

– Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ.

III) Профилактический – обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.

Содержание и формы работы:

– Направление детей на обследование и лечение к медицинским специалистам (неврологу, психиатру, сурдологу и т.д.) по результатам диагностики.

– Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития у детей с ОВЗ.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ.

– Работа над речевой системой в целом.

– Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

– Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

– Длительное закрепление направленных речевых навыков.

– Частый повтор упражнений с элементами новизны.

– Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость).

– Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение).

– Конкретность и доступность заданий.

– Умеренный темп работы.

– Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, педагога-психолога и медицинских работников.

Нас трое: ты, я и болезнь
Если ты объединишься с болезнью,
То я ничего не смогу сделать для тебя.
Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь.
Гиппократ.

Читайте также:  Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Ссылка на основную публикацию