Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей по лексической теме ‘Посуда’

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

учителя-логопеда и воспитателей

Рекомендации воспитателям по выполнению заданий логопеда:

В соответствии с перспективным планом логопедической работы логопед определяет лексическую тему на неделю для закрепления с детьми материала воспитателями.

Описываются игры и упражнения для занятий с детьми (с примерами выполнения)

Еженедельно логопед указывает игры и упражнения, которые рекомендуется провести с детьми по данной лексической теме. Воспитатель на свое усмотрение распределяет предложенные игры на неделю и проводит их с детьми (желательно одну и ту же игру проводить несколько раз в неделю для получения лучшего результата).

Кроме того, ежедневно логопед рекомендует проводить с некоторыми детьми артикуляционные, дыхательные и другие упражнения по индивидуальным планам работы (по индивидуальным тетрадям, закрепляя выполненные на логопедическом занятии упражнения). Имена (и Фамилии) этих детей указываются ежедневно. В случае, если воспитатель сомневается в методике проведения того или иного упражнения, логопед консультирует воспитателей.

Графа «Отметка о выполнении». В данной графе воспитатель оценивает уровень выполнения упражнений ребенком (качество выполнения) и записывает результат, например: «выполнено», «не справился», «отлично», «хорошо», «выполнил в полном объеме», «справился», «значительные трудности» и др.

Лексическая тема «Фрукты»

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Лопаточка»

2. Д. игра с мячом «Один – много» Например: апельсин – апельсины – много апельсинов

3. Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: яблоко – яблочко, груша – грушка

4. Д. и. «Про что можно так сказать?». Дети подбирают слова-предметы к словам-признакам: вкусный (что?)…, ароматный (что?), румяное…, сочная…, полезный, витаминная, круглое, овальный, гладкая…

5. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: мандарин – мой мандарин, груша – моя груша…

6. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: яблоко, груша, апельсин, банан, ананас, персик, абрикос, мандарин. Например: один банан, два банана… пять бананов

7. Игра «Поварята»

Сок из яблок – яблочный, варенье из абрикосов – …, компот из груши – …, сок из винограда – …, мармелад из апельсина – …, чипсы из банана – …, пирог с ананасом – …, компот из персика – …

8. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – апельсин,… моё (что?) – ….

Моя (что?) – … мои (что?) – …

9. Повторять чистоговорки:

Ва-ва-ва – слива Ко-ко-ко – яблоко Мон-мон-мон – лимон Син-син-син – апельсин.

10. Составление рассказов-описаний о фруктах с опорой на картинно-графический план:

2. Где растет (сад, огород, лес)?

3. Какой фрукт на вкус? Какой на ощупь?

6. Что из него можно приготовить?

Например: Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно желтое и круглое. Яблоко сочное, вкусное, сладкое, твердое и гладкое. Яблоко растет в саду на дереве. Из яблок можно приготовить яблочный сок, яблочный компот, яблочное варенье, яблочную начинку для пирогов… Еще яблоки можно есть сырыми.

11. Д. игра «Отгадай предмет по звуку»

12. Д. игра «Чей голос?»

13. Пальчиковая гимнастика «Фруктовый сад»

Дети в сад фруктовый вышли.

Персик, слива, груша, вишня,

Апельсин и мандарин

Их встречают как один.

Загибают пальцы левой руки по одному (5-2).

Загибают пальцы правой руки по одному (5-2).

Загибают по очереди большие пальцы.

Руки пожимают друг друга.

Пн _________ Отметка о выполнении

Вт _________ Отметка о выполнении

Ср _________ Отметка о выполнении

Чт _________ Отметка о выполнении

Пт _________ Отметка о выполнении

Лексическая тема «Овощи. Огород»

1. Артикуляционная гимнастика: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Качели», «Часики», «Лопаточка»

2. Д. игра с мячом «Один – много». Например: помидор – помидоры, огурец – огурцы.

3. Д. игра с мячом «Назови ласково» Например: картошка – картошечка

4. Д. игра «Узнай по описанию» (круглый, красный, сочный, полезный, мягкий – помидор)

5. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: капуста – моя капуста, чеснок – мой чеснок…

6. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, морковка, картошка, тыква, перец, луковица, свёкла, огурец, кабачок.

Например: одна редиска, две редиски… пять редисок

7. Игра «Поварята»

Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом – …, оладьи из картошки – …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью – …, икра из кабачков – …

8. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – кабачок,… мои (что?) – …

9. Повторять чистоговорки:

Ец-ец-ец – огурец Та-та-та – капуста Ка-ка-ка – редиска (морковка)

Овь-овь-овь – морковь Ошка-ошка – картошка Чок-чок-чок – кабачок

10. Д. игра «Живое – неживое».

11. Составление рассказов-описаний о фруктах с опорой на картинно-графический план:

2. Где растет (сад, огород, лес)?

3. Какой овощ на вкус? Какой на ощупь?

6. Что из него можно приготовить?

12. Пальчиковая гимнастика «Огород»

В огород пойдем – урожай соберем.

Лук, картошка, кабачок,

Репа, тыква, чесночок,

Редис, перец и горох

Урожай у нас не плох.

Пн _________ Отметка о выполнении

Вт _________ Отметка о выполнении

Ср _________ Отметка о выполнении

Чт _________ Отметка о выполнении

Пт _________ Отметка о выполнении

Лексическая тема «Осень. Уборка урожая»

1. Артикуляционные и дыхательно-звуковые упражнения:

«Трубочка» – «Заборчик» – упражнение для губ на переключение

«Греем язычок на солнышке» (лопаточка) – упражнение для языка (под счет до 5-7)

«Вот так урожай!»: а) вдох – улыбнувшись, развести руки в стороны;

б) выдох – хлопок перед грудью: «Ах!».

2. Д. игра «Узнай по описанию» (круглый, красный, сочный, полезный, мягкий – помидор)

3. Д. игра с мячом «Жадина»: Например: капуста – моя капуста, чеснок – мой чеснок…

4. Дидактическая игра «Про что можно сказать?».

Логопед предлагает детям послушать и сказать, про какие фрукты или овощи так говорят?

– вкусный (что?), ароматный (что?), румяное (что?), сочная (что?), полезный (что?), витаминная (что?), круглый, овальный, хрустящая, хрустящий, горький, полезный, острый, съедобная… и т. д.

5. Упражнение «Сосчитай до пяти слова»: редиска, яблоко, картошка, персик, перец, луковица, банан, груша, огурец, кабачок.

Например: одна редиска, две редиски… пять редисок

6. Игра «Поварята»

Каша с тыквой – тыквенная, суп с горохом – …, оладьи из картошки – …, салат из огурца – огуречный, печенье с морковью – …, икра из кабачков – …, сок из апельсинов, варенье из яблок, компот из слив…

7. Д. игра «Мой, моя, моё, мои»: мой (что?) – кабачок,… мои (что?) – …

8. «Расскажи, как собирают урожай» Что выкапывают? Что выдергивают? Что срывают? Что срезают?

9. Игра «Слушай и считай». Воспитатель произносит предложение, дети считают количество слов в нем. Например: Наступила золотая осень. Часто идет мелкий дождь. Земля покрыта листьями. Трава пожелтела. Солнце светит реже. Дни стали короче. Вдали видна стая перелетных птиц».

10. Игра «Измени предложение» Воспитатель произносит предложение из трех слов, дети дополняют его словом-определением. Например: Папа копает картошку. – Папа копает молодую картошку.

– Петя срывает помидоры. – Петя срывает красные помидоры и т. д.

Пн _________ Отметка о выполнении

Вт _________ Отметка о выполнении

Ср _________ Отметка о выполнении

Чт _________ Отметка о выполнении

Пт _________ Отметка о выполнении

Лексическая тема «Признаки осени. Деревья. Лес»

1. Артикуляционные и дыхательно-звуковые упражнения:

«Улыбка» – «Трубочка» – упражнение для губ на переключение

«Лопаточка» – «Иголочка» – упражнение для языка на переключение (под счет до 5-7)

«Понюхаем листочки!»: а) вдох – втянуть воздух через нос, не поднимая плечи;

б) выдох – через рот: «Ах!».

2. Упражнение «Осень какая?» Дети должны ответить на вопрос «Осень какая?» (Золотая, нарядная, разноцветная, ранняя, поздняя, дождливая, пасмурная, богатая, плодородная и т. д.)

3. Упражнение «Подбери слова-действия». Лист (что делает?) – … (желтеет, опадает, растет, летит, кружится и т. д.) Дерево (что делает?) – … (стоит, качается, растет, падает)

Ветки (что делают?) – …

4. Д. игра с мячом «Скажи наоборот» Зима – лето, весна – …, тепло – …, мокро – …, улетают – …, пасмурно – …

5. Д. игры с мячом «Жадина» (например: осина – моя осина); «Один-много» (например: дерево – деревья – много деревьев, клён – клёны– много клёнов)

6. Упражнение «Сосчитай-ка»: высокое дерево, сосновая ветка, желтый лист, березовая ветка, красный листочек, молодая осина, рябиновая ветка.

Например: одно высокое дерево, два высоких дерева… пять высоких деревьев.

7. Д. игра с мячом «Чей лист (ветка?)»: ветка ели – еловая, ветка сосны – …, ветка липы – …, лист березы – березовый лист, лист ивы – …, лист рябины – …, лист клена – …, лист дуба – …, лист каштана – …

8. Игра «Поймай звук» Воспитатель произносит различные звуки, слоги, слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А. Например: к, о, А, и, м, ы, А, А, по, ам, ит, ка, обувь, айва, ура, ананас, умный, артист, Англия, осень, индюк, адвокат и т. д.

9. Игра «Выдели звук» Воспитатель произносит слова, дети выделяют в них первый звук: утка, Аня, облако, иглы, Оля, Ира, Инна, Уля.

10. Пальчиковая гимнастика «Листочки»

Пн _________ Отметка о выполнении

Вт _________ Отметка о выполнении

Ср _________ Отметка о выполнении

Чт _________ Отметка о выполнении

Пт _________ Отметка о выполнении

Лексическая тема «Осень. Грибы»

1. Артикуляционные упражнения:

«Лопаточка» – «Иголочка» – упражнение для языка на переключение (под счет до 5-7)

«Чашечка», «Горка», «Маляр», «Чистим зубки» (справа налево и сверху вниз и наоборот)

2. Упражнение «Отгадай гриб» Дети должны ответить на вопрос: Гриб, который растет под березой – подберезовик, под осиной -…, название гриба похоже на название дикого животного – …, на пнях растут – … и т. д.

3. Д. игра с мячом «Скажи наоборот». Старый гриб большой, а молодой гриб – …, у подосиновика толстая ножка, а у опёнка – …, сыроежка – съедобный гриб, а мухомор – … и т. д.

4. Упражнение «Сосчитай-ка»: боровик, маленькая сыроежка, ядовитый мухомор, бледная поганка, съедобный гриб, грибная ножка, большой подберезовик и т. д.

Например: одна маленькая сыроежка, две маленькие сыроежки, пять маленьких сыроежек

5. Упражнение «Объясни слово». Побеседуйте с детьми о многозначных словах: ШЛЯПКА, НОЖКА на материале картинок. Например: Ножка – у ребенка, у гриба, у стула…, Шляпка – у гриба, головной убор.

6. Д. игра с мячом «Назови ласково»: гриб – …, подберезовик – …, боровик…, опята – …, опенок – …, сыроежка… и т. д.

7. Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай».

Для переработки грибов нужны разные предметы. Как человек использует эти предметы (подбери и назови как можно больше слов-действий)? (Ножом грибы срезают, чистят, разрезают … и т. д.). Обговариваются следующие предметы: сковорода, кастрюля, бочка, банка, нож. Для игры можно использовать картинки посуды.

8. Чтение и пересказ произведения В. Сутеева «Под грибом».

9. Игра «Поймай звук» Воспитатель произносит различные звуки, слоги, слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат звук А. Например: к, о, А, и, м, ы, А, А, по, ам, ит, ка, обувь, айва, ура, ананас, умный, артист, Англия, осень, индюк, адвокат и т. д.

10. Игра «Найди звук А». Воспитатель произносит слова, дети определяют в них наличие/отсутствие звука А и место звука в слове: начало, середина, конец. Слова: арбуз, утка, Аня, облако, ослик, осы, оса, игла, Оля, Ира, антенна, книга, мозаика, самокат.

11. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Рекомендации воспитателю логопедической группы.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Преемственность работы учителя-логопеда и воспитателя. Рекомендации воспитателю логопедической группы по лексико-грамматическим темам: “Зима”, “Игрушки”, ” Посуда”, “Мебель”.

Скачать:

ВложениеРазмер
zadaniya_dlya_vospitateley.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

2. Познавательные задания: расширение и конкретизация представлений о зиме, закрепление представлений о смене времён года, явлениях живой и неживой природы.

3.Уточнение и расширение словарного запаса : зима, декабрь, январь, февраль, снег, снегопад, сугроб, лёд, мороз, вьюга, метель, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно, зимующие животные и птицы.

4. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, («Крошат хлебушек» всеми

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой.

А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной ,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли, (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой,

5.Упражнение «Сосчитай и называй» по теме «Зима» от одного до десяти (снежинки, снеговики.)

6. Игра «Назови ласково» по теме «Зима»(снег, лёд, солнце, зима.)

7. Игра с мячом «Один – много» по теме «Зима».

Например: снег – снега.

8. Игра «Телеграф»

Дети становятся в круг. Воспитатель поворачивается к первому ребёнку и, хлопая в ладоши на каждый слог, произносит слово. Дети повторяют слово соседу, хлопая в ладоши в такт произносимому по слогам слову. Последний ребёнок «передаёт телеграмму» воспитателю.

Слова: зима, морозы.

9. Рисование, аппликация, лепка по теме «Зима»(снеговик, кормушка для птиц и т.д.)

10. Чтение художественной литературы.

С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Познавательные задания: расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит.

3.Уточнение и расширение словарного запаса : закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, масленка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка, крышка, носик, кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда, есть, пить, варить.

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, (Загибают пальчики по одному, начиная с

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с

Ковшик тоже развалился, большого.)

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в

5. Упражнение «Большой – маленький» по теме «Посуда ». (Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

6. Игра с мячом «Жадина» по теме «Посуда» .(Согласование притяжательных местоимений с сущ.) (Блюдце, кувшин)

Дети: Это моя чашка.

7. Игра с мячом «У меня нет». (Употребление существительных в форме род. падежа).

Дети: У меня нет чашки.

8 .Упражнение «Сосчитай и называй» по теме «Посуда» от одного до десяти.

9. Рисование, аппликация, лепка по теме «Посуда».

10. Иллюстративный материал и художественная литература.

Предметные картинки по теме.

К.Чуковский «Федорино горе».

Бр. Гримм «Горшок каши».

1.Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Окошко», «Лягушка» – «Трубочка», «Лопаточка»– «Иголочка», «Часики», «Качели», «Лошадка», «Грибок», «Болтушка».

2. Познавательные задания: Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят .

3.Уточнение и расширение словарного запаса : : закрепление в речи существительного с обобщающим значением игрушки. Мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, пирамидка, конструктор, лапа, голова, ухо, нос, глаз, колесо, кузов, кабина, играть, катать, строить, купать, кормить, одевать, новый, большой, маленький, резиновый, пластмассовый, меховой.

4. Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Работа над темпом и ритмом речи

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (Загибают поочерёдно все пальцы.)

И весёлый Чиполлино,

И котёнок, и слонёнок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочерёдно пальчики.)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Мы игрушки сосчитать. кулачками.)

5. Речь с движением «Мячик».

Раз, два, прыгай, мячик. (Взмахи правой рукой – как бы удары по

Раз, два, и мы поскачем. (Ритмичные прыжки на носочках, руки на

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

6. Составление рассказа – описания об игрушке по плану:

– Из каких частей состоит?

– Из какого материала сделана?

– Как с ней можно играть?

7. Упражнение «Большой – маленький» по теме . (Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Например: Кукла – куколка.

8. Игра с мячом «У меня нет». (Употребление существительных в форме род. падежа).

Дети: У меня нет куклы.

9. Игра с мячом «Эхо».(Употребление глаголов наст. вр. 3-го лица ед. и мн. ч.)

Например: Воспитатель: Машина едет.

Дети: Машины едут.

10 .Упражнение «Сосчитай и называй» по теме «Игрушки» от одного до десяти.

11. Рисование, аппликация, лепка по теме «Игрушки».

12. Иллюстративный материал и художественная литература.

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей по лексической теме ‘Посуда’

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей

группы компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Овеснова Светлана Петровна,

учитель-логопед ГБДОУ № 125 компенсирующего вида

Центрального района Санкт-Петербурга,

Решение задач коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) будет эффективным только при условии комплексного подхода и тесной взаимосвязи в работе всех специалистов дошкольного учреждения.

В группах компенсирующей направленности деятельность воспитателя имеет свою специфику, которая определяется имеющимися у детей речевыми недостатками и недостаточной сформированностью психических процессов. В первую очередь, страдают внимание, память, словесно-логическое мышление. Нарушена или недостаточно сформирована общая, мелкая, артикуляционная моторика.

Одним из принципов воспитания и обучения детей с нарушением речи является принцип концентризма, согласно которому речевой материал располагается в пределах одной лексической темы независимо от вида деятельности.

В данной разработке представлен алгоритм коррекционно-воспитательной и образовательной работы, предлагаемый воспитателям старшей группы в рамках изучения лексической темы. Система игровых упражнений включает актуализацию, активизацию словаря; практическое усвоение лексико-грамматических категорий; формирование и развитие связной речи; развитие у детей внимания и памяти; формирование и совершенствование словесно-логического мышления; координацию речи с движением посредством подвижных игр; развитие мелкой моторики.

Цель: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством логопедизации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР.

– помочь воспитателям групп для детей с ТНР в отборе дидактического материала при изучении лексической темы;

– уточнить лексический материал с целью обогащения и активизации словаря детей в рамках изучаемой лексической темы;

– способствовать коррекции и дальнейшему развитию лексико-грамматических компонентов в речи детей посредством игровых технологий;

– формировать связную речь детей, соблюдая преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей при отборе приёмов и технологий;

– развивать общую, мелкую моторику детей;

– продолжать работу по развитию и совершенствованию у детей внимания, памяти, словесно-логического мышления, зрительно-пространственных функций.

По мере решения данных задач, наряду с другими, предполагается объединение процессов обучения и воспитания в единый коррекционно-образовательный процесс.

В результате проведённой работы дети могут общаться в пределах данной лексической темы:

– актуализируется и обогащается словарь детей:

ребята используют в речи обобщающие слова;

усваивают значение новых слов, в том числе многозначных;

умеют подбирать антонимы, синонимы к данным словам;

– правильно употребляют грамматические формы слов, усваивают словообразовательные модели;

– умеют составлять простые распространённые предложения, простые виды сложносочинённых предложений;

– развивается связная речь детей:

составляют различные виды описательных рассказов, опираясь на мнемотаблицы;

пересказывают небольшие по объёму литературные произведения с опорой на иллюстративный материал (фотографии, картины, картинки).

Комплексно решаются задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Лексическая тема: «Осень. Деревья»

Расширение словарного запаса детей:

время года, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, ветер, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, газон, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, пень, шишка, хвоя, плод, семена.

наступать, моросить, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.

осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, дождливый, ненастный, короткий (день), мокрый, проливной, моросящий, красный, жёлтый, бордовый, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, ранняя, поздняя, хвойный, лиственный, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.

мокро, сыро, ненастно, пасмурно, ясно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, часто, редко.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

· «Цепочки» (ассоциативные цепочки слов к заданному слову. Образец: осень – лист, лужа, дождь, туча, листопад; ствол – дерево, ветка…).

· «Один – много» (упражнение в употреблении существительных единственного и множественного числа именительного падежа).

· «Назови ласково» (упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

· «Один, два» (упражнять в согласовании количественных числительных с существительными).

· «С какого дерева, чей листочек?» (образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).

Развитие связной речи:

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

Упражнять в составлении и практическом употреблении простых предложений из 3-5 слов (развитие диалогической речи в процессе беседы по картине).

Пересказ рассказа «Осень» (с опорой на картину)

Наступила осень. Стало холодно. Небо хмурое, сердитое. Часто идут дожди. Птицы улетают в тёплые края. На деревьях желтеют листья, их сдувает ветер, и они падают на землю. Завяли цветы, высохла трава.

Развитие общей моторики. Координация речи с движением.

Подвижная игра «Листья»

Листья осенние тихо кружатся.

Кружатся, руки в стороны.

Листья нам под ноги

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Движения руками влево-вправо;

кружатся на носочках.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая игра «Вышел дождик»

Удары по столу пальчиками обеих рук: левая – с мизинца,

правая – с большого.

Вышел дождик погулять.

Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке –

А куда ему спешить?

«шагают» средними и указательными пальчиками

обеих рук по столу.

Вдруг читает по табличке:

«По газону не ходить!»

Ритмичные удары то ладонями,

то кулаками по столу.

Дождь вздохнул тихонько:

Частые ритмичные хлопки.

И ушёл. Газон засох.

Ритмичные хлопки по столу.

Лексическая тема: «Лес. Грибы и ягоды»

Расширение словарного запаса детей

лес, поляна, опушка, пень, мох, корзина, лукошко, грибник, куст, гриб, боровик, подосиновик, подберёзовик, моховик, мухомор, маслёнок, сыроежка, лисичка, опёнок, рыжик, груздь, волнушка, поганка, ножка, шляпка, грибница, чаща, болото, ягода, клубника, смородина, крыжовник, малина, земляника, черника, брусника, клюква, ежевика, рябина, морошка, шиповник, компот, варенье, сироп, маринад, соленье, джем, желе, салат.

расти, собирать, готовить, варить, жарить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, вырастать, заблудиться, аукать.

грибной (дождь, лето, поляна, год),), дружные (опята), варёный, сушёный, жареный, солёный, маринованный, белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, ядовитый, червивый., сладкий, кислый, ароматный, душистый, садовая, лесная, малиновый, крыжовенное, брусничный, земляничный, клюквенный.

рядом, далеко, близко, вкусно, сладко, солёно.

Лексико-грамматические игры и упражнения:

· «Разноцветные корзинки» (активизация словаря, дифференциация съедобных – ядовитых грибов; лесных – садовых ягод).

· «Один – много» (упражнение в употреблении существительных – названий грибов единственного и множественного числа именительного падежа).

· «В гостях у Гнома» (упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

· «Один, два» (упражнять в согласовании количественных числительных с существительными).

· «Мой-моя-моё-мои» (упражнение в согласовании притяжательных местоимений с существительными).

· «Какое варенье? (какой сок?» (упражнять в употреблении относительных прилагательных: сок из черники – черничный и т.д.)

Развитие связной речи:

Заучивание стихотворения по теме (по выбору).

Упражнять в составлении и практическом употреблении простых предложений из 3-5 слов (развитие диалогической речи в процессе беседы по картине).

Пересказ рассказа «За грибами»

Наступила осень. Петя и Таня пошли в лес за грибами. Бро­дили они долго, очень устали. Только Таня набрала полную корзинку, а Петя на­шёл всего два гриба. Увидел Петя, что сестра собрала больше грибов, и расстро­ился. «Не пойду домой! — кричит.— Плохие эти грибы! Плохой лес!» Корзинку бросил, упал на землю и плачет. «Ну что ты, Петенька! — говорит ему Таня.

— Грибы не виноваты, и лес тоже не виноват. Ты подумай: грибы-то всё равно на одной сковородке будем жарить. Забирай мою корзинку, а то я устала, мне тяжело. А я понесу твою». Послушал Петя сестру, успокоился и говорит: «Корзинку-то я понесу. Только она не тяжёлая, она очень ценная. Спасибо тебе, сестра!»

Развитие общей моторики

Подвижная игра (координация речи с движением) «По ягоды»

Маршируют, руки на поясе

Наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём искать опять.

Наклонились, левой рукой достали носок правой ноги.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика «Лесные подарки»:

Лес гостям сердечно рад!

Руки вверх, пальцы

Угощает он ребят

Обе руки протянуты

вперёд ладонями кверху

Прижимают кончики пальцев

к подушечке большого поочерёдно, несколько раз.

Лексическая тема: «Овощи. Огород»

Расширение словарного запаса детей

огород, овощи, урожай, грядки, сорняк, капуста, картофель, свёкла, редиска, репа, лук, чеснок, фасоль, перец, тыква, горох, баклажан, кабачок, морковь, огурец, томат, укроп, петрушка, салат, борщ, щи, салат, пюре, сок, начинка, пирог, витамины, лопата, грабли, нож, корзина, магазин, продавец

вырастить, срывать, выдёргивать, выкапывать, срезать, сажать, поливать, рыхлить, полоть, ухаживать, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, варить, солить, продавать

овощной, свекольный, томатный и т.д., красный, зелёный, жёлтый, фиолетовый, бордовый, крупный, мелкий, круглый, овальный, треугольный, вытянутый, гладкий, шершавый, горький, сладкий, солёный, кислый, спелый, толстый, крепкий, зрелый, свежий

Вкусно, полезно, мелко, крупно

Лексико-грамматический строй речи

· Дидактическая игра «Крупный-мелкий» (употребление существительных с уменьшительно-ласкательным значением).

· Дидактическое упражнение «Подбери слово» (подбор однородных прилагательных к существительным: огурец какой? (овальный, зелёный, мелкий, твёрдый, шершавый, крупный, вкусный…).

· Дидактическая игра «Соберём урожай» (усвоение глаголов с различным значением: Я срезаю капусту. – Я дёргаю морковь. – Я снимаю огурцы. – Я копаю картошку и др.)

· Дидактическая игра «Поварята» (употребление в речи относительных прилагательных: Я приготовлю овощной суп. – Я испеку капустный пирог и др.)

Развитие связной речи

Заучивание стихотворения (по выбору).

Составление описательных рассказов об овощах по схематичному плану (мнемотаблица).

Развитие общей моторики

Подвижная игра «Урожай” (координация речи с движением)

Конспекты логопедических занятий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей логопедической группы (5 – 6 лет) с ОНР по лексической теме: “Посуда”.

Шмыгун М.А., учитель-логопед, г. Кемерово.

Цель: развитие лексико-грамматических категорий речи по теме “Посуда”.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить с детьми названия посуды, закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже, закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением, научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные, продолжать активизировать словарь по данной теме,

Коррекционно-развивающие задачи: развивать слуховое внимание и слуховую память, продолжать развивать квазипространственные представления у детей.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к предметам посуды.

Оборудование: демонстрационные материал – картинки с изображением посуды, предметы посуды разного вида – кастрюля, сковорода, сахарница, чайник, тарелка, чашка, блюдце, ложка, вилка, нож и т.д..

1. Организационный момент:

Педагог выставляет картинки с изображением посуды и просит каждого ребенка по очереди назвать каждый предмет (картинки по количеству детей).

После того как ребята назвали все предметы, педагог задает вопрос:

– “А как, одним словом можно назвать эти предметы?” (Посуда)

2. Ребята, скажите, а посуда сделана из одного материала? (нет)

Вот сейчас мы поиграем в игру “Из чего сделана посуда”?

(закрепить у детей умение образовывать от существительных качественные прилагательные)

Например: Посуда из металла – металлическая,

…………. из фарфора – фарфоровая;

…………… из дерева – деревянная;

…………… из стекла – стеклянная;

…………… из глины – глиняная;

…………… из пластмассы – пластмассовая.

3. Ребята, посуда бывает разная.

– Назовите столовые приборы, которыми мы пользуемся для еды? ( Ложка, вилка, нож).

– В какой посуде готовят пищу? (Кастрюля, сковорода, противень и т.п.).

– Как называется эта посуда? (Кухонная).

– Какой посудой мы пользуемся, когда пьем чай? (Чашка, блюдце, заварной чайник, сахарница).

– Как называется эта посуда? (Чайная).

– А как называется посуда, из которой мы едим (принимаем пищу)? (Столовая).

– Назовите столовую посуду. (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница, салатница, селедочница и т.д.).

4. Физминутка – игра “Слушай, делай”.

А сейчас, мы отдохнем. Встаньте, пожалуйста, каждый за свой стульчик.

Руки в стороны, вперед.

Посмотрели все в окно.

Небо, птичек увидели,

А потом присели, встали

И на месте побежали.

Дети выполняют движения соответственно тексту стихотворения.

5. Беседа с детьми о произведении К. Чуковского “Федорино горе”.

– Ребята, а вы знаете произведение К. Чуковского “Федорино горе”, а про что оно?

– А, что случилось у Федоры?

– А сейчас, мы с вами скажем какая, же посуда убежала от Федоры. Поиграем в игру “Один – много” Игра проводится с мячом.

(закрепить умение детей образовывать множественное число существительных в именительном падеже)

Например: Я говорю – От Федоры убежал один чайник?

– А вы отвечаете: – “Все чайники” и т.д.

Слова: ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чашка, стакан, тарелка, блюдце, супница, кувшин, кофейник и т.д..

6. – А сейчас, мы с вами поиграем в игру “Жадина” , каждый из вас подойдет и возьмёт любой предмет посуды и скажет: – Это моя тарелка и т.д..

(закрепить умение согласовывать существительное с личным местоимением).

7. – Заплакала Федора, попросила посуду вернуться и пообещала хорошо за ней ухаживать. Давайте поможем Федоре расставить все предметы посуды по своим местам.

8. – Каждый из вас выбрал по предмету, а теперь скажите, какого цвета ваш предмет, из какого материала он сделан, и к какому виду посуды этот предмет относится.

Например: – У меня розовая тарелка. Она сделана из пластмассы, значит она пластмассовая. Тарелка относится к столовой посуде.

(закрепить у детей умение согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе, образовывать от существительных качественные прилагательные).

9. – Вот мы с вами помогли Федоре расставить посуду по своим местам. Мы сейчас посчитаем и скажем, сколько предметов посуды вернулось к Федоре (пять тарелок, два ножа, пять вилок и т.д.)

(научить детей согласовывать числительное с существительным)

10. – И стала называть Федора посуду ласково. Игра “Назови ласково”. Игра проводится с мячом.

(научить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных)

Например: чайник – чайничек;

11. Итог занятия. Ребята, о чем мы сегодня свами разговаривали? (О посуде). Что на занятии вам понравилось?

Педагог отмечает самых активных, внимательных ребят.

Посуда Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга. – презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемТамара Шульгина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” Посуда Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга.” — Транскрипт:

2 Презентация подготовлена Макаровой Натальей Александровной, учителем-логопедом ЦРР ГБДОУ 37 Приморского района Санкт-Петербурга

3 Как работать с презентацией Презентация состоит из игр, которые помогут ребенку с вашей помощью закрепить свои знания по лексической теме «Посуда». Помните, что игры на компьютере никогда не заменят живого непосредственного общения. Пусть эти игры послужат вам идеей, на основе которой вы сможете придумать много аналогичных и очень нужных ребенку игр. Поэтому читайте, запоминайте и играйте со своими детьми не только за компьютером, но и во время прогулок, по дороге в детский сад и в другое удобное для вас время. такой значок вы найдете на каждой странице с играми и обозначает он «методические рекомендации для родителей». Вам будет легче разобраться в правилах, если вы сначала нажмете на этот значок и прочитаете то, что адресовано вам. Нажатие этого же значка вернет вас обратно к игре. перейти к другой игре в этом разделе. перейти в главное меню для выбора другого раздела.

4 Главное меню ПОМОЖЕМ МАМЕ ЗАГАДКИ ПОМОГИ КУКЛАМ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ В ГОСТЯХ У БАБУШКИ ФЕДОРЫ РАССМОТРИ И НАЗОВИ ЧЕГО НЕ СТАЛО РЕБУСЫ ИГРЫ МЕЖДУ ДЕЛОМ

5 «Поможем маме» Помоги разложить продукты в соответствующую посуду. Скажи, как называется посуда, в которую надо положить: конфеты, сахар, соль, хлеб, масло, сухари?

6 Уважаемые родители! Задача этой игры – формировать грамматический строй речи, учить ребенка образовывать новые слова – название посуды при помощи суффиксов. Обогащать словарный запас по лексической теме «Посуда». Как играть. При щелчке мыши на экране появляется картинка с едой. Ребенку необходимо ее назвать. Например «Конфеты». Второй щелчок мышки показывает нам посуду, в которой традиционно хранятся эти продукты («конфетница»). Задача ребенка – дать название посуды. Для этого ему надо либо вспомнить уже знакомое слово, либо образовать его при помощи суффиксов. Важно, чтобы ребенок не просто называл подходящее слово (например, «вазочка»), а образовывал слова от имеющихся. Если необходимо, дайте ему речевой пример. Не спешите давать названия быстрее ребенка или вместо него. Дайте возможность малышу поработать самому, так он получит гораздо большее удовлетворение от игры. Подсказка для родителей : конфеты – конфетница, сахар – сахарница, соль – солонка, хлеб – хлебница, масло – масленка, сухари – сухарница.

7 «Поставим на стол посуду» Покажи все картинки с изображением чайной посуды. Проверь себя, нажав на кнопку мышки. Как можно назвать одним словом ту посуду, которая не обведена кружком?

8 Уважаемые родители! Задача этой игры – развитие грамматического строя речи (образование относительных прилагательных); активизация, расширение и уточнение словарного запаса ребенка по теме «Посуда». Как играть. Предложите ребенка показать и назвать все предметы, относящиеся к чайной посуде. Спросите у него, что такое чайная посуда, почему она так называется. Если малыш затрудняется, объясните ему, приведите примеры. После этого дайте ребенку возможность проверить себя, щелкнув мышкой. Чайная посуда при этом будет обведена кружками. А теперь спросите, как называется посуда, которая не обведена кружком. Как можно назвать ее одним словом ( столовая )? Подсказка для родителей : чайная посуда: конфетница, заварочный чайник, чашка, сахарница, стакан в подстаканнике; столовая посуда: столовый нож, кувшин, вилка, салатница, селедочница, супница, солонка, тарелка.

9 «Помоги куклам» Кукол зовут Ира и Алла. Помоги им выбрать посуду. Для Иры выбери посуду, в названии которой есть звук «р», для Аллы – звук «л». Начинай сверху. Проверяй себя щелчком мыши. У кого посуды больше: у Аллы или у Иры? Ира Алла

10 Уважаемые родители! Задача этой игры – тренировать ребенка в дифференцировании звуков «р» и «л», совершенствовать фонематические процессы, упражнять в умении определять позицию звуков «р» и «л» в словах, развивать фонематический слух, слуховую и зрительную память, внимание. Как играть. На картинке две куклы: Алла и Ира. Проговорите с ребенком, какие звуки слышатся в середине этих имен. У Аллы – «л». Все предмет, в которых есть звук «л», это ее предметы. У Иры – «р», значит ее предметы те, у которых есть звук «р». Теперь посмотрите на предметы посуды. Попросите ребенка назвать первый предмет (молочник). А теперь его задача отгадать, какой кукле принадлежит этот предмет. В начале работы просите ребенка объяснять, почему он так решил. Подсказка для родителей: молочник, терка, противень, вилка, кружка, ложка, сковорода.

11 «Четвертый лишний» Что здесь лишнее?

13 Уважаемые родители! Задача этой игры – развитие мышления дошкольников, формирование словаря. Как играть? На экране появляются четыре картинки. Вы говорите: «Посмотри, здесь 4 картинки. Три из них имеют что-то общее, чем-то похожи. А одна к ним не подходит, она лишняя. Как ты думаешь, какая?» Сначала ребенку необходимо произнести ответ. Уточните, почему он считает, что именно эта картинка лишняя. После этого он может проверить себя нажатием клавиши мыши. Если ребенок ошибся, попросите его подумать и объяснить, почему лишняя та картинка, которая исчезла. Только при необходимости помогите ему.

14 «Рассмотри и назови» Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались на картинке? Назови их. А как можно назвать их одним словом?

16 Уважаемые родители! Эта игра поможет потренировать внимание вашего ребенка, его усидчивость, целенаправленность деятельности. Вариант 1 : необходимо найти все предметы, которые «спрятались» на картинке и указать на них курсором мыши. Вариант 2 : если вашему сыну или дочке трудно найти все предметы на экране (или вы просто не хотите, чтобы ребенок долго сидел у монитора), то можно распечатать этот лист на принтере и предложить ребенку раскрасить (или обвести) разными цветами все предметы, которые он нашел. Проверяйте, правильно ли ребенок называет посуду. Обратите внимание, что мы очень рекомендуем прибегнуть ко второму варианту, если ребенку сложно найти все предметы на экране.

17 «В гостях у бабушки Федоры» На кухне у бабушки Федоры хранится много разной посуды. Найди одинаковую посуду. Посчитай и назови, сколько и каких предметов посуды у Федоры?

18 Уважаемые родители! Задача – закрепление правильного употребления грамматических категорий, практическое усвоение согласования числительных с существительными. Ребенку необходимо сосчитать все одинаковые предметы, нарисованные на картинке. Не спешите с подсказками! Дайте ребенку возможность сделать это самому. Важно: – обязательно называть числительное вместе с существительным (правильный ответ: «одна чашка»; неправильный ответ: «раз»). – следить, чтобы ребенок правильно согласовывал числительные с существительными.

19 «Чего не стало?» Назови и запомни предметы посуды. Потом закрой глаза, а мама, щелкнув мышью, «убирает» один предмет. Открой глаза, скажи, чего не стало? Важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие предметы в родительном падеже. Например: «Не стало чайника…»

25 «Чего не стало?» Назови и запомни предметы посуды. Потом закрой глаза, а мама, щелкнув мышью, «убирает» один предмет. Открой глаза, скажи, чего не стало? Важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие предметы во множественном числе в родительном падеже. Например: «Не стало тарелок…»

29 Уважаемые родители! В этой игре потребуется внимание и хорошая память. Как играть? Рассмотрите и назовите с ребенком все предметы посуды, изображенные на картинке. Затем, малыш в течение 30 секунд запоминает изображенные на картинке предметы (попросите его об этом). Потом закрывает глаза. В этот момент вы, щелкнув мышью, «убираете» один из представленных в ряду предметов посуды. Открыв глаза, ребенок должен сказать чего не стало. Важно, чтобы ребенок называл исчезнувший предмет в родительном падеже. Например: «Не стало кувшина». Во втором варианте игры важно, чтобы ребенок называл исчезнувшие картинки во множественном числе в родительном падеже: «не стало тарелок», «не стало ножей», «не стало ложек», «не стало сковород».

30 «Ребусы» Что нарисовано на картинке? (Вата). Назови каждый звук отдельно в этом слове (В А Т А). Какой первый звук, …второй, …третий, …четвертый? Сколько всего звуков в слове? Какой звук находится перед звуком – т -?, …после звука -т-?, … между звуками -в- и -т-? Поменяй в слове «вата» третий звук на звук -з-, какое слово получилось? Проверь себя нажатием клавиши «мышки».

31 «Ребусы» Кто нарисован на картинке? (Чайка). Какой первый звук в слове? Какой – последний? Какой звук находится перед звуком -к-? Поменяй этот звук в слове «чайка» на звук -ш-. Какое слово у тебя получилось? Проверь свой ответ нажатием клавиши «мышки».

32 Загадки Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко.

33 Загадки Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»

34 Загадки С поварёшкой она дружит, Кашу сварит нам на ужин, Её любит мама Юля. Как зовут её?

35 Уважаемые родители! Теперь мы предлагаем вам загадать ребенку загадки, связанные с предметами посуды. Читайте их четко и выразительно. При первом щелчке мыши на экране появится загадка. Следующее нажатие кнопки мыши необходимо в двух случаях: 1)ребенок никак не может отгадать загадку (даже при повторном прочтении) 2)отгадка есть и необходимо себя проверить. Второй щелчок даст подсказку-картинку. Загадки очень полезны для развития мышления детей, поэтому играйте с ними чаще. Помните: можно не только отгадывать уже имеющиеся загадки, но и придумывать свои, причем не только взрослому, но и ребенку.

36 Игры между делом Название Содержание «Сосчитай от одного до пяти» Предложите ребенку сосчитать предметы посуды от одного до пяти. Например: Одна фарфоровая тарелка, две…, пять… Одна чайная ложка, две…, пять… Один хрустальный бокал, два…, пять… Одно фаянсовое блюдце, два…, пять…. «Скажи наоборот» Предложите ребенку закончить предложение, сказав наоборот. Эта ложка чистая, а эта – грязная. Вот тарелка глубокая, а вот – …(мелкая). Эта чашка большая, а эта – …(маленькая). Вот сковорода тяжелая, а вот – …(легкая). Этот нож старый, а этот – …(новый). «Почему так называют?» Спросите у ребенка, почему так называют предметы посуды: Солонка, терка, масленка, хлебница, соусник, кофейник, салатник, селедочница, конфетница, молочник, скороварка?

37 Уважаемые родители! В этом разделе мы предложим вам несколько игр, в которые можно играть с ребенком в любом месте: по дороге в детский сад, на прогулке, на кухне и даже в очереди в магазине. Пусть наши игры послужат идеей придумывания ваших собственных игр! Никогда не скучайте с ребенком!

38 Для подготовки презентации использованы книги: О.И. Крупенчук. Пособие по логопедии для детей и родителей. «Научите меня говорить правильно!» – СПб: «Литера», 2003 г. Н.Э. Теремкова. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» – М: «ГНОМ и Д», 2005 г. И.А. Михеева, С.В. Чешева. «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя-логопеда» – СПб: «КАРО», 2009 г. Н.В. Нищева. «Картотека методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР» – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007 г.

Система работы учителя-логопеда и воспитателей по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности

Разделы: Логопедия

Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и достигнув определенных положительных результатов в коррекции звукопроизношения, я, к сожалению, отмечаю, что речь части воспитанников по прежнему проигрывает в сравнении с речью их сверстников. Она остается недостаточно выразительной, многословной, не привлекательной, далека от идеала, о котором А.С. Пушкин сказал: “А уж речь-то говорит, словно реченька журчит”. Видно, что дети, стараясь выразить свои мысли, с трудом подбирают нужные слова или используют одни и те же, многократно повторяясь. Это говорит об ограниченности активного словаря детей. Преобладают слова обиходно-бытового плана, а так же разговорно-сниженные, которые не являются литературными. Дети редко используют слова-определения, слова-обобщения.

Проанализировав речь детей по итогам обследования, были выявлены следующие лексические проблемы:

  • дети не знают и не называют части предметов (спинка у стула, столешница у стола, ствол у дерева, стена и подъезд у дома, локоть, ступня и кисть у человека, грива и копыта у животных) и т.п.;
  • дети не называют глаголы, выражающие уточненность действий: откусывает, грызет, жует, лижет – все выражается словом “ест”;
  • не используются слова-антонимы (высоко – низко), слова-синонимы: храбрый, отважный, смелый, боевой, ограничиваются словом “смелый”;
  • дети редко используют относительные прилагательные: малиновое, яблочное – обычно говорят “из малины”, “из яблок”;
  • еще реже используются притяжательные прилагательные: заячий, лисий – обычно говорят уши зайца, след лисы.

Для того, чтобы расширить пассивный и активный словарь, мы, совместно с воспитателями, приняли решение более четко организовывать работу над лексическими темами. (см. приложение 1)

О том, что мы работаем в правильном направлении, говорит следующий факт: в последнее время наши российские издатели выпускают толковые словари, где слова располагаются не в алфавитном порядке, а по смысловым тематическим группам. Такие тематические словари называются “Тезаурас”. Например, словарь “Животный мир”. В разделе “Птицы” перечисляются птицы с описанием внешнего вида, мест обитания, поведением.

Таким образом, четкая организация, систематизация и согласованность в работе над лексическими темами стала нашей задачей, решая которую, мы осуществляем одну из главных коррекционных целей в работе с детьми с общим недоразвитием речи – обогащаем и активизируем словарь. (см. приложение 2)

Запас слов, соответствующий возрасту дошкольника, помогает детям успешно овладевать связной речью и прекрасно доносить свои мысли до собеседника во время общения или показать свои знания во время учебы.

В процессе овладения знаниями по разным лексическим темам у детей развиваются такие психические процессы, как память, восприятие, внимание, мышление. Они являются базовыми в овладении речью, наряду с этим значительной улучшаются учебные навыки такие как умение слушать, усидчивость, кругозор, любознательность.

Приступая к работе над лексическими темами, мы с педагогами логопедической группы проводим группой минипедсовет, где подводим итоги обследования речи и знаний детей, планируем на весь учебный год и на ближайший период перечень лексических тем. Особенно подробно мы обсуждаем их значимость и последовательность. Здесь мы руководствуемся “Программой от рождения до школы ” под редакцией Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., ВасильевойМ.А., “Программой логопедической работы по преодолению” под редакцией Филичевой Т.Б, Чиркиной Г.В., Тумановой Г.В., временами года, праздничными и общественными датами. Обычно тема изучается в течение недели.

Для удобства работы над лексическими темами мы изменили расписание образовательных областей, поставив область “Познание” первой в понедельник. Здесь дети получают основной объем знаний, который уточняется и расширяется на протяжении всей недели в реализации образовательных областей и в свободной деятельности.

Надо отметить, что в работе с лексическими темами, мы с педагогами четко распределяем функции, чтобы не дублировать друг друга и не упускать важные моменты.

Непосредственная образовательная деятельность области “Коммуникация” проводится фронтально и по подгруппам, где на основе знаний детей по данной лексической теме, углубленно знакомлю ребят с каждой новой лексической категорией. В процессе работы выявляются те дети, с которыми необходимо закреплять материал на индивидуально. Если воспитатели расширяют словарь на бытовом уровне, то я пополняю его словами, редко встречающимися в обиходе. Например: туман, почтальон, шоссе и т.д. (см. приложение 3)

Я руковожу работой воспитателей по обогащению, уточнению и активизации словарного запаса детей в бинаре, в свободном общении, а так же во время логопедического часа. Для этого я делаю соответствующие записи в тетради для вечерних занятий.

Для индивидуальной работы воспитателей с детьми в вечернее время мы разработали новую форму записей в тетради для логопедического часа: на каждую неделю выделяется двойной разворот тетради, где в начале страницы я пишу название лексической темы, словарь существительных, глаголов, определений по данной теме, пальчиковую гимнастику и речевые игры. Воспитатели же в свою очередь подробно изучают с детьми данную тему на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой, проводят развлечения и экскурсии по данной теме в которых я принимаю активное участие иногда как организатор и вдохновитель, а иногда как помощник или артист, взяв на себя роль персонажа. (см. приложение 4)

Педагоги группы, включая младшего воспитателя, помогают, уточняют и активизируют словарь детей в процессе всех режимных моментов (сбор на прогулку и прогулка, умывание, игры, дежурство и др.), систематически контролируют грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.

Подключены к работе над лексическими темами и родители детей. В начале недели родителям говорится о теме, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается или вывешиваются в речевом уголке вопросы, игры, задания, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга. В конце недели мы просим родителей помочь детям записать в тетрадь рассказ своего ребенка по данной теме. Из этого рассказа мы видим, какой объем знаний и словаря ребенок усвоил за неделю.

В начале обучения рассказы у детей небольшие по объему и передаваемых знаний. К концу второго года обучения рассказы становятся интересными, яркими, родители вместе с детьми оформляют их как красочные буклеты. Также проводятся выставки и конкурсы рассказов.

Учителя школ, где учатся наши дети, отмечают хорошую подготовку выпускников логопедической группы. Дети радуют нас своими достижениями. Среди выпускников есть поэты, журналисты, педагоги школьных и дошкольных учреждений, победители конкурсов и олимпиад.

Гордость нашего детского сада, выпускник логопедической группы – ученик школы № 91 Артем Старастенко – победитель и стипендиат многочисленных конкурсов по русскому языку и литературе.

Еще один выпускник логопедической группы, ученик школы №4 им. Гагарина, круглый отличник в течение 7 лет – Денис Ладарев. Еще в детском саду отличался рассудительностью и в начальных классах начал писать стихи.

С древних времен известно выражение Сократа: “Заговори, чтоб я тебя увидел”. И мы тоже хотим, чтобы наши дети через свою речь могли показать лучшие стороны своей души.

Свое выступление я хочу закончить стихотворением Дениса Ладарева про маму.

Цель: Расширение и уточнение словарного запаса детей с ОНР с последующей активизацией словаря в связной речи и в процессе речевого общения.

Задачи:

  1. Организация и систематизация совместной работы логопеда и воспитателей над лексическими темами в логопедической группе для детей с ОНР.
  2. Распределение функций логопеда и воспитателя в работе над лексическими темами.
  3. Участие родителей в закреплении знаний и словаря по предложенным педагогами темам.

Функции логопеда в работе над лексическими темами:

  1. Знакомить детей с лексико-грамматическими категориями по данной теме (предлоги, падежные формы существительных, согласование различных частей речи, конструкция фразы).
  2. Использовать новый словарь детей по лексическим темам как “строительный материал”, “кирпичики” для формирования связной речи дошкольников.
  3. Выявлять детей, с которыми необходимо закрепить материал на индивидуальных занятиях.
  4. Руководить работой воспитателей по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободной деятельности.
  5. привлечь родителей к организации домашнего досуга совместно с детьми с учетом текущей лексической темы.

Функции воспитателя:

  1. С учетом лексических тем проводит фронтальные занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и художественной литературой.
  2. Закрепляет у детей речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  3. Помогает уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных моментов.
  4. Систематически контролирует грамматическую часть речи детей в течение всего времени общения с ним.
  5. Развивает у детей внимание и память – процессы, тесно связаннее с речью.
  6. Совершенствует словестно-логическое мышление ребенка как одной из функций речи.
  7. Развивает у детей артикуляционную и пальчиковую моторику как одну из функций речи.
  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1993 г.
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Фронтальные занятия для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
  3. Коноваленко С.В. “Работа воспитателя в группе для детей с общим недоразвитием речи”, Москва, 1998 г.
  4. Филичева Т.Б. “Общее недоразвитие речи”, Москва 2000 г.

Презентация из-за большого объема в статье не размещена

Читайте также:  Конспект НОД и презентация Автоматизация звука (Л)
Ссылка на основную публикацию