Рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков

Рекомендации для родителей по закреплению и введению поставленных звуков в самостоятельную речь детей

Семенникова Татьяна Александровна

Постановка звуков достаточно длительный по времени процесс, требующий приложения усилий нескольких сторон: логопеда, ребенка и родителя. Закрепление поставленных звуков, может оказаться делом не менее затратным по временным показателям. Давайте более подробно остановимся на закреплении звука на материале слов.

1. Утрированно произносим прорабатываемый звук. Повторяем слова по одному.

2. Повторяем слова из речевого материала парами, а затем тройками. Это задание также направлено на расширение объема слухоречевой памяти и внимания.

3. С заданными словами играем в игру-шутку “Ответь одним словом”. Кроме закрепления звука мы прорабатываем грамматику.

Мы просим ребенка отвечать одним выбранным словом на все вопросы взрослого.

1 Без чего ты не можешь прожить и дня?

2 На чем ты любишь кататься?

3 Что ты ел на завтрак?

4 Чем ты обычно рисуешь?

5 О чем ты видел сегодня сон?

4. Можно посчитать слово от 1 до 10. Например, одна рыбка, две рыбки, три рыбки и т.д.

5. Составляем предложение с двумя заданными словами на отрабатываемый звук.

6. Уточняем значение всех встречающихся слов, объясняем новые слова.

Конечно, можно воспользоваться и готовыми печатными изданиями. Но приведенные выше задания также достаточно глубоки по своей сути.

Рекомендую книгу О.А. Новиковской ” Логопедическая грамматика для детей 4 -6 лет”

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар.Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица. » Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6. «Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д.
Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

9 «Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.
Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1 — 2 мин. В это время он должен обозначать:
· события (действия) — карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
· каждое предложение — чертой и затем указывать количество предложений в рассказе;
· каждое слово — одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.

11. «Цепочка ассоциаций»

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.

Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка. Рекомендации для внимательных родителей.
консультация по теме

Как и зачем контролировать произнесение поставленных логопедом звуков в речи ребёнка. Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrol_za_postavlennymi_zvukami_-_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка.

( рекомендации для родителей ).

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков . Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима .

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учить стихотворение для утренника , то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь», когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает логопедическую тетрадь с заданиями.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перед тем как начать работать данными мнемотаблицами, закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков с, сь в слогах, словах. Четко произносим слова и фразы. Выделяем звук.

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в.

Чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки, необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно.

Консультация для родителей “Систематический контроль над поставленными звуками&quot.

Пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимод.

Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Ирина Захарова
Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо говорит и «шипит»«рычит» на занятии с педагогом, а дома так и пропускает поставленные звуки.

Нередко ребенок сам изолированно произносит верно звук или с радостью показывает его окружающим, но в речи не использует его. Наступает самый важный момент – закрепление поставленного звука в речи.Для успешного данного этапа коррекции можно выделить три составляющих:

понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля).

контроль за правильным произношением родителями (и теми людьми, кто часто общается с ребенком).

контроль за правильным произношением в детском саду.

Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Введение звука в свободную речь – это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь перед Вами – родителями, стоит важная задача – помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом – не давить, а тактично исправлять ошибки.

Дети зачастую очень ревностно относятся к ошибкам, могут начинаться «зажиматься» и бывает, что пропадает желание заниматься как дома с родителями, так и в детском саду с логопедом (никто не любит когда нас критикуют). Для спокойного прохождения этапа закрепления звука в речи можно предложить несколько видов взаимодействия родителей и ребенка:

1. Если ребенок что-то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.

2. Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

3. Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.

Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка – предложите правильный вариант, очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное – чтобы не возникало негативных реакций.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время – зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1)От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия – говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. 2)От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными.Данную работу можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

Таким образом: исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.

Рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) поставленных звуков. Основная цель – включить ребёнка в.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация для родителей «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» “Роль семьи в автоматизации поставленных звуков” Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или.

Консультация для родителей «В мире звуков» В окружении звуков Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка.

Консультация-практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях» Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение.

Мастер-класс «Рисунки для развития мелкой моторики рук дошкольников и автоматизации поставленных звуков». Основная цель, данного мастер-класса, это донести до родителей, что можно использовать множество предметов, чтобы разнообразить этап автоматизации,.

Модель занятия по обучению грамоте «Закрепление звуков» в старшей группе Программное содержание: выявление уровня знаний детей, готовность к школе; закрепить знание букв русского алфавита; развивать фонетическое.

Папка-передвижка для педагогов дошкольного образования «Автоматизация поставленных звуков» Папка – передвижка для педагогов дошкольного образования. Цель: автоматизация поставленных звуков. Задачи: 1. формирование звукового анализа.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Рекомендации родителям: «Занимаемся дома в период самоизоляции: закрепляем правильное звукопроизношение у детей»

Подготовил учитель-логопед Тарасенкова Ю.В.

Мы сейчас все переживаем не совсем привычное для нас время. Период вынужденной домашней самоизоляции в целях сохранения здоровья и жизни детей и взрослых – это возможность провести время всей семьей, пообщаться, научиться и научить друг друга чему-то новому. В этом учебном году мы приложили много сил и труда для преодоления нарушений речевого развития наших воспитанников. Весь учебный год с детьми, посещающими логопедический пункт детского сада, велась работа над коррекцией звукопроизношения, обогащением словарного запаса, развитием грамматического строя и связной речи, фонематического слуха, а также работа по развитию памяти, мышления, внимания и мелкой моторики. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных звуков, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме. За учебный год были разучены стихотворения, чистоговорки, прочитаны и пересказаны множество текстов.

Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Мы предлагаем Вам использовать этот период «затянувшихся каникул» для закрепления пройденного материала. Особенно это касается детей, которые в этом году идут в школу.

Итак, Ваш ребенок уже научился произносить трудный для него звук. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков – это прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей.

Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно Вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

И не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Отдыхая вместе, у вас образуется больше время для общения. Предлагаемые Вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля за своей речью и могут легко выполняться в домашних условиях.

Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:

  • Игровые занятия должны быть систематическими, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.
  • Необходимо правильно выбирать время для игровых занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого вида деятельности (например, просмотра передачи), иначе у него, еще до начала игр с Вами, сложится негативное отношение к ним.
  • Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность игрового занятия может составлять от 10 до 20 минут.
  • Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучше использовать такие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай еще раз».
  • Инструкция должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; желательно показать, как это делаете Вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.
  • Обязательно начинайте с простых, посильных для ребенка заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который Ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Назови ласково предмет».

Предлагая ребенку слова, где есть нужный (автоматизируемый) звук, попросите изменить их, «назвать ласково»: лодка – лодочка, кошкакошечка, рука– рученька, щенок — щеночек и т.п.

Аналогично предыдущему проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребенок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, платье – платья, машина – машины. Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать предмет, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много игрушек.

В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки, ребенка необходимо исправить. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …»

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребенку слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). В случае затруднений, используйте наглядность. Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребенком ролями.

«Подбери нужное слово».

  • Предложите ребенку назвать, как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.
    Это может быть игра «Магазин»: «Представь, что ты пришел в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.
  • Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придется вернуться на шаг назад.
  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой Вы с ребенком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, и др. Выигрывает назвавший слово последним.
  • Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к заданному обобщающему понятию: овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, геометрические фигуры.
  • Рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребенку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за Вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как Вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например: «Я землю копала, ничуть не устала, а кто мной копал, тот и устал» (Лопата). Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба; кома_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, и др.

Для облегчения выполнения этого задания можно использовать предметные картинки.

Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи. Но делать это, конечно же, интереснее в виде игры.

Правила просты: договорившись, что сейчас Вы будете беседовать с ребенком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом Вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибется (неправильно произнесет звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, Вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был закрепляемый звук (Вера рисует. Рекс рычит). Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребенок знаком с понятием «предложение».

Заучивание стихотворений, чистоговорок.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно стихи, потешки или чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребенка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок Вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребенка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определенным звуком, какая чистоговорка самая длинная.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически ее главных героев и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.

В литературе Вы найдете множество потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в Ваших занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать.

  • Речевые игры на развитие творческих способностей очень интересны и полезны для Вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)».
    Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.
  • Игра «Закончи предложение». Предложите закончить Ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).
  • Игра «Узнай по описанию» активизирует словарный запас ребенка, учит его употреблять новые слова. Скажите, что Вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим. Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить Вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего.

Конечно же, родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и Вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.

Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением, выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!

Просматривайте и повторяйте материал из домашних тетрадей.

«Как закрепить поставленные звуки в домашних условиях» консультация для родителей

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и дальнейшего его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие педагогов и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком и пр. – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению с близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Планируя занятия дома, помните, что:

¨ они должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

¨ правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;

¨ старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20 минут;

¨ ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты: «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

¨ главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность;

Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

¨ Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например, «яблоко, фрукт или овощ?»

ВАЖНО:

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх:«Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Автоматизация звука в словах

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец).

· «Назови маленький предмет» Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: слон-слоник, лодка – лодочка, полка – … , угол – … , лошадь – … , лужа – … (для звука «Л»); шар – … , кошка – … , шкаф – … , шарф – … , ухо – … , карандаш – … , шуба – … , мешок – … и др. (для звука «Ш»).

· «Назови ласково» Для звука «Р»: рука – … , сестра – … , брат – … , игрушка – … , курица – … , рябина – … . берёза – … ; для звука «Щ» – щенок – … , щётка – … , вещь – … , плащ – … , угощенье – … и др.

· «Доскажи словечко» «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).

· «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим (в которых есть автоматизируемый звук); а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая» Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди.

«Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.

· Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше..

· Полезная игра-соревнование «Что вокруг» , в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а также признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др.

· Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

Автоматизация звука в предложениях

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.

Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

Такие упражнения трудны для детей, т.к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.

ПОМНИТЕ!

Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса и у вас всё получится!

Вестник Педагога

Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 “Космос”
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Рекомендации для родителей по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях”
Дата публикации: 20.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

Рекомендации учителя-логопеда для родителей

по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у ребён- ка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушаются все компо- ненты речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающих- ся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчи- вость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отстава- ние в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности не позволяют детям усвоить в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, показал, что современные родители не всегда имеют представление о том, как общаться с ребенком, о чём с ними можно говорить, в какие игры играть, что вообще дошкольник должен знать и уметь. Предлагаемые рекомендации позволяют повысить педагогическую культуру ро- дителей, закрепить изученный материал, способствуют овладению детьми различными речевыми умениями и навыками, позволяют подготовить ребёнка к школе. Каждую неделю дети получают задание по лексической теме и подготовке к обу- чению грамоте. Выполняя задания по лексической теме, дети накапливают и обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, развивают навыки связ- ной речи. В ходе выполнения заданий по подготовке детей к обучению грамоте у детей раз- вивается фонематическое восприятие, формируются навыки фонематического анализа и синтеза, закрепляются знания о звуках, происходит знакомство с их графическим обозначением на письме (буквами). Рекомендации логопеда помогут развить мелкую моторику руки (разукрашивание, печатанье букв, обводка по контуру, штриховка, вырезание букв), психические процес- сы (внимание, память, мышление). Родители выпускников отмечают, что систематическое выполнение заданий выра- батывает у детей усидчивость, организованность, терпеливость, т.е. учебную мотива- цию. Дети, уходя на летние каникулы, настолько привыкают к учебной деятельности, что требуют от родителей новых заданий. Таким образом, систематическое выполнение логопедических заданий, соблюде- ние рекомендаций помогут преодолеть речевые нарушения у ребёнка и успешно подго- товить его к обучению в школе. Вот примерные рекомендации логопеда для родителей.

Рекомендации по выполнению домашних логопедических заданий:
 Выполнять задания ребёнок должен вместе с родителями. Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.  Задания выполнять нужно регулярно!  Выполнять артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию звуков нужно ежедневно!  Задания по лексическим темам и обучению грамоте не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня разберите 2-3 задания, 2-3 задания на следу – ющий день.  Все ответы детей записывает взрослый шариковой ручкой. Записываем так, как ребёнок говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.  Разукрашивают, штрихуют рисунки, вырезают и приклеивают буквы дети, а не взрослые. Развиваем руку ребёнка!  В тетради (в папке) ребёнок работает только карандашами. Карандаш должен быть шестигранный. Штриховка, прописывание букв, повторение рисунка по клеточкам выполняется простым карандашом. Цветными карандашами ребёнок раскрашивает рисунки, звуковые схемы слов.  Вырезать буквы следует крупные, чтобы ребёнок почувствовал контр буквы (вы- резать из заголовок газет, статей в журналах).  Папка выдаётся в пятницу, сдаётся в среду (утром). Вечером (в среду, четверг) не за- будьте проверить папку (возможно, ваш логопед уже её посмотрел и положил вам но- вое задание) – тогда у вас будет больше времени для занятий с ребёнком.  Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в «черновике». Поверьте, со временем работы будут выполняться аккуратнее! Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал промежутки между полосками, раскрашивал аккуратно, и т. д. Не забы- вайте хвалить! – «Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!»  Не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – «ещё лучше», «так же хорошо», «завтра ты постараешься, и у тебя полу- чится лучше»).  Если какое-то задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, проговорите его ещё раз; повторите на следующий день.  Ребёнка следует заранее подготовить к занятиям. Нельзя резко отрывать его от ин – тересной игры либо какого-то дела. Лучше сказать: «Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы будем заниматься», по истечении времени предупредить: «Время заканчи- вается, пора собирать игрушки». Или заранее познакомить с планом на вечер «Сей- час мы погуляем, потом придём домой выполним два задания, после ты немножко поиграешь».  Лучше если занятия с ребёнком будут проходить в одно и то же время в специально отведённом месте.  Показывайте ребёнку, что вы цените его успехи, отмечаете его достижения!

Тема: «Фрукты».
1) Рассмотреть фрукты, во время экскурсии в магазин, на рынок, дома. Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Уметь называть и показывать фрукты: яблоко, грушу, виноград, апельсин, лимон, персик, сливу. Из фруктов варят компот, делают сок. Развиваем осязание (предложите ребёнку закрыть глаза и на ощупь угадывать фрукты); обоняние (разрежьте фрукты, понюхайте как они пахнут, предложите ребёнку закрыть глаза и по запаху узнать фрукт); вкусовые качества (разрежьте фрукты на ма- ленькие кусочки и предложите ребёнку с закрытыми глазами узнать фрукт по вкусу). Приготовьте вместе с ребёнком фруктовый салат, сварите компот. Закрепить обобщаю- щее слово «фрукты» (Яблоко, груша, лимон – назови одним словом что это). 2) Какого цвета бывают фрукты. Раскрась картинки цветными карандашами. Сравни фрукты по размеру. Крупные фрукты соедини линией с большим кружочком, средние со средним, мелкие с маленьким.
3)
«Какой, какая?»
– согласование существительных с прилагательными (цвет , раз- мер, форма, вкус). Яблоко – красное, жёлтое, зелёное, крупное, среднее, круглое, сладкое, кислое. Груша – __________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Виноград – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Лимон – _________________________________________________________________ 4)
Игра «Какой сок?»
– образование относительных прилагательных. Из яблок – яблочный. Из апельсинов – ____________________________ Из персиков – ______________________________ Из винограда – _____________________________ Из слив – __________________________________ Из груш – _________________________________ 5)
Игра «Жадина» –
согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моё, моя. Яблоко – яблоко моё. Слива – _____________________________________ Персик – ____________________________________ Груша – _____________________________________ Лимон – _____________________________________ Апельсин – __________________________________ Виноград – __________________________________ Банан – _____________________________________ 6)
Заштрихуй по образцу

фрукты
– простым или цветным карандашом (красным, жёлтым или зелёным). 7)
Игра «Один – несколько – много».
Образование множественного числа существительных. Для выполнения этого задания лучше нарисо- вать или подобрать картинки. Задавайте ребёнку вопросы: Что это? Что это? Много чего? Груша – груши – много груш. Лимон – _________________________________________________________________ Яблоко – _________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________

Тема: «Защитники Отечества».

Беседа:
Расскажите ребёнку о празднике – Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества – это праздник всех военных. Военные – это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живём.
2. Отгадай загадку:
Он знаком ребятам всем, Со звездою носит шлем, За спиной его винтовка. Бьёт врагов он очень ловко. _______________________
3. «Каким должен быть солдат?» – образование

имён прилагательных от существительных.
Сила – сильный. Храбрость – _____________________________ Смелость – ______________________________ Быстрота – ______________________________ Ловкость – ______________________________ Находчивость – __________________________ Ум – ___________________________________ Отвага – ________________________________ Выносливость – __________________________ Обведи пунктир.
4. «Один – много» – образование множественного числа существительных в имени-

тельном и родительном падежах.
Пушка – пушки – много пушек. Самолёт – __________________________________________________________________ Ракета – ____________________________________________________________________ Танк – ______________________________________________________________________ Пилотка – __________________________________________________________________ Лодка – ____________________________________________________________________ Воин – _____________________________________________________________________ Солдат – ____________________________________________________________________
5. «Один – три – пять» – согласование существительных с числительными.
Один солдат – три солдата – пять солдат. Один матрос – _______________________________________________________________ Один лётчик – _______________________________________________________________ Одна пушка – _______________________________________________________________ Один танкист – ______________________________________________________________ Один пистолет – _____________________________________________________________

6. «Кто что делает?» – поиск соответствующего понятия.
Пограничник – охраняет границу. Танкист управляет танком. Военные моряки ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Ракетчики – _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Артиллеристы – _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Десантники _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сапёры – ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Военные лётчики – __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
7. «Четвёртый лишний» .
Рассмотри внимательно головные уборы. Лишний предмет обведи в кружок. Объясни, почему он лишний. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Расскажите ребёнку, что у разных во- енных разная форма. На картинках нарисованы головные уборы военных разных спе- циальностей: бескозырка, каска, фуражка. Предложите ребёнку показать, где бескозыр- ка, где каска, где фуражка.
8. «Кто чем управляет?»
Защищать наше Отечество военным помогает современная техника, которой оснащена наша армия. Военные следят за этой техникой, держат её в порядке и постоянно прово- дят учения. Кто управляет военной техникой? Танком – танкист. Самолётом – ________________________________ Пулёмётом – ________________________________ Вертолётом – ________________________________ Военным кораблём – __________________________ Ракетами – ___________________________________ Артиллериёй – ________________________________

Тема: Звук и буква «А».
1
.
Артикуляция звука [А]: – губы в спокойном состоянии; – рот широко открыт; – язык спокойно лежит во рту; – горлышко «работает» 2. Характеристика звука [А]: Звук «А» – гласный. Его можно петь, так как воздух на своём пути не встречает пре- граду (язык, губы, зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Гласные звуки обозначаются красным цветом. Это домик звука «а». Раскрась окошко домика красным цветом.

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [А]; слог со звуком [А].  А, И, П, А, У, А, Н, О, А, Ы, …  СА, СУ, МО, МА, НУ, НО, НА … 4. Обведи красным кружком картинки, названия которых начинаются со звука [А]. 5. Обведи, заштрихуй, раскрась.
6. Обведи буквы по контуру, пропиши строчку до конца. 7. Прочитайте ребёнку стишки. Ребёнок должен подчеркнуть в тексте все буквы А. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. А – шагает гордо: А – алфавита голова. Знает Вова, знает Света, Что похожа буква А На летящую ракету И на крышу теремка. 8. Вклей в контур буквы А, буквы А, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, что- бы буквы были достаточно крупны- ми).
Тема: Звуки [ П ], [ ПЬ]. Буква П.

1. Артикуляция звука [П]:
– вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; – горлышко «молчит».
2. Характеристика звуков [П], [ПЬ]:
Звуки [П] – согласный. Его нельзя петь, так как губки создают преграду воздуху. Он твёрдый (твёрдые звуки обозначаются синим цветом). Он глухой (приложите тыльную сторону ладони к горлышку, вибрации нет). Звук [ПЬ] – согласный, мягкий (мягкие звуки обозначаем зелёным цветом), глухой. В этом домике живут два брата звуки [П] и [ПЬ]. В домике две комнаты. В одной ком- нате живёт звук [П] – раскрась одно окошко синим цветом, а в другой звук [ПЬ] – рас- крась второе окошко зелёным цветом. Посмотри на крышу домика два разных звука [П] и [ПЬ] обозначаются одной буквой.
3. «Скажи наоборот
»
– взрослый произносит слог с мягким звуком [ПЬ], а ребёнок

с твёрдым [П]. И наоборот.
ПЯ – _______ ПЁ – _______ ПЮ – _______ ПИ – _______ ПЕ – ________ ПА – _______ ПО – _______ ПУ – _______ ПЫ – _______ ПЭ – ________
4. Послушай внимательно серию слогов и назови лишний слог:
ПА-ПА-
ПУ
-ПА, ПО-
ПУ
-ПО-ПО,
ПЮ
-ПУ-ПУ-ПУ, ПИ-ПИ-ПИ-
БИ
,
ПЭ
-ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПО-ПО-ПО-
БО
, ПЯ-ПЯ-
ПА
-ПЯ, ПО-
ПЁ
-ПО-ПО.
5. Замени первый звук в слове на звук [П]. Какое новое слово получилось?
УШКИ – …УШКИ У ЛЯ – …УЛЯ О ЛЯ – …ОЛЯ
6. «Преврати звуки в слово». Взрослый произносит отдельно звуки (рот закрывает-

ся экраном), а ребёнок называет слово целиком.
П – У – Х, С – У – П, П – О – Т, ПЬ – Э – НЬ, С – Н – О – П, К – А – Р – П, П – А – Р – К, ПЬ – И – Л – А, Л – А – П – А, П – А – У – К.
7. Звуковой анализ слова.
Что нарисовано на картинке? Назови первый звук, второй, третий, четвёртый. Раскрась клеточки в соответствующие цвета. Сколько звуков в слове «паук»? Сколько в слове гласных звуков? _________ Сколько согласных? __________ Сколько в слове слогов? __________ 8. Обведи, заштрихуй, раскрась.
9. Обведи буквы по контору, пропиши строчку до конца. 10. Прочитайте ребёнку стихотворение. Путь он найдёт и подчеркнёт в тексте все буквы П.
Буква П на мост похожа,

По мосту идёт прохожий,

А внизу, через проход,

Проплывает пароход.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди и подтянись.
11. Вклей в контур буквы П, буквы П, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, чтобы буквы были достаточно крупными).

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста на основе зрительных и жестовых символов

Я надеюсь, что предложенный материал поможет комплексно подойти к проблеме устранения речевых и неречевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное.

Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда по моему мнению весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа.

Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре.

Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении:

1. Зрительные и жестовые символы в работе учителя-логопеда.

2. Приёмы с использованием зрительных и жестовых символов в работе логопеда.

Формирование фонетически правильной устной речи и восприятие звука в словах у 5-7 летних детей с общим недоразвитием речи – одно из наиболее сложных направлений работы, требующих поиска новых методических путей, способствующих более успешному овладению детьми фонетически правильной речью.

А динамическое восприятие материала – один из принципов в организации коррекционно-развивающего обучения. Поэтому в совместную деятельность включаются задания и упражнения, предусматривающие обработку информации различными анализаторами и комплексами анализаторов.

Словесный язык, или вербальная система коммуникации — основное средство общения в человеческом обществе. Но, однако, столь же древне и общение людей с помощью невербальных средств – жестов.

В толковом словаре русского языка слово жест определяется как движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.)

Поэтапное формирование умственных действий говорит о том, что мышление детей дошкольного возраста преимущественно наглядно-образное. Поэтому в коррекционной работе учителя — логопеда весьма актуально применение наглядных зрительных опор при формировании фонетической стороны речи, развитии фонематического восприятия и обучении навыкам звукового анализа. Тем более что дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно и в слуховой и зрительной опоре. Такой опорой и являются зрительные символы звуков. Символы, которые легко усваиваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются малышами с соответствующими звуками родного языка. Наглядные средства позволяют сделать процесс обучения разнообразным и интересным.

Условные обозначения звуков можно связать с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков, синие и зелёные – для согласных). Известно, что формирование навыков звукового анализа начинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выделить, в слогах, в словах, чем согласные. Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее. Поэтому на помощь приходят одноцветные картинки – символы, вызывающие у ребят запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. У всех символов согласных звуков цвет должен быть синим или зеленым. А дополнительный к зрительному образу, жестовый символ подкрепляет и обогащает язык.

При выборе условных обозначений для гласных звуков можно опираться на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие и подбирать аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также проконтролировать в случаях затруднений.

Для этого достаточно обратить внимание ребенка на положении губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Звук (у) губы трубочкой, звук (а) — рот широко открыт …

Таким образом, слуховой и зрительный образы каждого гласного звука создают дополнительную опору восприятию и расширяют звуковую рецепцию.

А для восприятия согласного звука особое место уделяется работе двигательного анализатора (руки). Развивать мелкую моторику руки и пальцев рук можно, не только, работая с раздаточным материалом или в тетради, но и используя разнообразные жесты.

Известно, что двигательные и речевые центры в коре головного мозга находятся рядом, поэтому подвижность артикуляционного аппарата обусловлена состоянием двигательной сферы. Работа руки стимулирует, подталкивает развитие речи. За жестом легко идёт слово. Часто ребёнку достаточно вспомнить и выполнить жест и на этом фоне всплывает нужное слово (ответ). (Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактиология. М., 2000.)

С точки зрения физиологии двигательный импульс поступает в двигательный центр коры головного мозга, что вызывает работу и соседнего речевого центра. Дети с тяжёлыми нарушениями речи вербальный ответ опережают предложенным и усвоенным жестом руки.

Конечно, жесты в логопедической работе не способны самостоятельно развивать речь ребёнка, однако как вспомогательное средство имеют большое значение. Развитие двигательных навыков идёт параллельно с развитием ориентации ребёнка в пространстве. Это можно назвать пространственно-двигательным общением, используемым наряду с другими кинетическими средствами коммуникации.

Одной из причин, способствующих созданию жестов, стало то, что часть детей не может научиться различать гласные, согласные звуки, путает понятие звук, слог, слово, предложение, затрудняется в позиции определения звука …

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических) по моему мнению, многократно усиливают фонематические представления старших дошкольников, и развивает психические процессы: внимание, память, мышление, восприятие.

Жесты создавались и накапливались постепенно, многие из них были придуманы вместе с детьми. Использование жестов, символов не даёт детям возможности отсидеться и не ответить, что бывает возможным при вербальном ответе. А у учителя — логопеда, оценив жестовые ответы детей, есть возможность спросить именно того, кто допустил ошибку и разобрать её.

Бывают моменты, когда необходимо проанализировать точные знания большого количества детей, поэтому мы часто не уверены в самостоятельности их ответов. Ребята порой не торопятся отвечать, стараются угадать или повторяют ответы предыдущего ребёнка. Поэтому кроме устных и практических ответов желательно использовать «жестовые ответы», что помогает оценить знания каждого ребёнка с большим процентом достоверности.

Представленный опыт – это не система приёмов, заменяющих речь, это лишь ряд предложенных детям жестов и зрительных символов, стимулирующих речевую активность и помогающих сформировать основные умения и навыки в коррекционно-развивающем обучении. С символами гласных и согласных звуков дети знакомятся постепенно по мере их изучения.

Эффективные занятия с логопедом на букву С

Квалифицированный специалист в логопедии не станет использовать методы, заставляющие ребенка делать то, чего он не хочет.

Как проходит занятие по постановке звука [С]

Прием опытного логопеда состоит из веселых игр, близких к баловству, когда ребенку совместно со взрослым позволяется покривляться перед зеркалом, и издавать различные смешные слоги.

Индивидуальные занятия по автоматизации звука [С]

Такие занятия должны быть регулярными, до тех пор, пока не будет достигнут результат. Обязательные упражнения для образования корректного звучания включают в себя игру по подражанию шуму насоса, вьюги, сдувающегося шарика.

В семье, где взрослые дают себе труд раз в день общаться с ребенком не впопыхах, а вдумчиво, поправляя услышанное произношение, малыш в естественной среде постепенно сам станет четко разговаривать. Забота в семье, здоровая моральная обстановка и адекватная оценка способностей — залог успешного и психологически здорового ребенка.



Как грамотно писать тексты без ошибок?

Для грамотного написания текстов необходимо умение чётко излагать свои мысли и знать основные правила написания. Здесь незаменима помощь орфографического учебника или старого школьного словаря. Можно отдельно выписывать сложные слова и анализировать их.

Отличное упражнение – переписывание текстов. Даже зная все правила русского языка, нужно уметь применять их на практике. Выученный стих можно записать и проверить себя в правописании. Хорошо работать в паре и увеличивать свою грамотность, работая с диктантами. Обсуждение ошибок, здоровая критика и взаимоконтроль помогут вам лучше освоить грамотное правописание.

Даже зная все правила грамматики, нужно уметь применять их на практике. Достаточно начать с листа, постепенно увеличивая объем. Мелкая моторика рук развивает мыслительные процессы. Чтобы повысить свой уровень в правописании нужно несколько дней в неделю сделать учебными и 1-2 часа уделить своей грамотности.

Необходимо также регулярно читать, чтобы подтягивать свой уровень знаний. Классические произведения или современные рассказы формируют восприятие слов, их правописание и пунктуацию, улучшают зрительную память. Записывайте на полях сложные слова с допущенными ошибками. Проанализировав их, займитесь изучением нужных правил. Важно запомнить то, что вы прочитали. Чтобы писать без ошибок, необходимо развивать и тренировать зрительную и слуховую память. Если регулярно заниматься не только правописанием, а еще музыкой и спортом, на подсознательном уровне вырабатывается точность выполнения заданий.

Несколько важных моментов грамотного написания статей

Начальный этап работы сводится к ознакомлению с темой из различных источников.

Затем составляется план статьи и выбирается стиль написания.

Избегайте сплошного текста, в виде «простыни» он будет трудночитаем. Небольшие абзацы намного легче воспринимаются читателями. Важные моменты лучше выделять жирным шрифтом.

С кратким и ёмким заголовком легче привлечь внимание.

После работы вычитать сочинение на предмет ошибок и несоответствий. Лучше это сделать спустя несколько часов, чтобы видеть все свои недочёты.

Помимо знания правил необходимо обеспечить себе тишину во время работы, правильно настроиться на тему статьи. Если вы работаете без перерыва и выходных дней, внимательность сменяется переутомлением, а это сказывается на качестве текста.

Фонетические процессы, связанные с согласными

По этим процессам я позже напишу отдельные статьи, пока что перечислю их списком и охарактеризую кратко:

  1. Оглушение – когда звонкий находится на конце слова и произносится как глухой: дуб – [дуп], нож – [нош]. Из-за оглушения часто появляются омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Например, плод и плот произносятся как [плот], луг и лук – [лук]. Значение этих слов при восприятии речи на слух определяется только в контексте.
  2. Озвончение – когда после глухого стоит звонкий, происходит обратный процесс – озвончение. В слове “пересдача” на месте буквы “с” произносится звук “з” из-за звонкого “д”. Транскрибировать надо так: [п’ир’изда’ч’а]. В вузе этот процесс называется ассимиляцией по звонкости.
  3. Смягчение или ассимиляция по мягкости – когда твердый произносится мягко из-за мягкости следующего за ним звука. Слово “трость” звучит как [трос’т’]. Смягчение не всегда происходит последовательно. Одни люди произносят “дверь” с мягким “д”, другие – с твердым.

Обязательно подпишитесь на обновления сайта, чтобы ничего не пропустить.

В каждой статье я рекомендую подборку книг для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Пособия ниже вы также можете использовать для повторения или систематизации знаний в любом классе обучения.

  1. Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
  2. Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
  3. Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
  4. Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).

Напишите свой e-mail здесь – я перешлю вам книги в одном архиве.

Недавно я опубликовал подборки курсов по русскому – посмотрите, цены вполне приемлемые, а преподают лучшие педагоги России:

  1. Подготовка к ЕГЭ.
  2. Подготовка к ОГЭ.
  3. Подготовка к ВПР.
  4. Курсы по русскому языку (общая статья, для детей и взрослых).

Читайте также:  Творческий проект в средней группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказок Сутеева
Ссылка на основную публикацию