Рекомендации родителям по закреплению поставленных звуков

Вестник Педагога

Автор: Недбайло Наталья Максимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №24 “Космос”
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Рекомендации для родителей по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях”
Дата публикации: 20.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

Рекомендации учителя-логопеда для родителей

по закреплению навыков правильной речи в домашних условиях.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором у ребён- ка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом нарушаются все компо- ненты речевой деятельности. Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающих- ся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчи- вость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отстава- ние в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности не позволяют детям усвоить в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду. Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу улучшения качества детской речи без активного участия родителей. Многолетний опыт работы с детьми, имеющими нарушения речи, показал, что современные родители не всегда имеют представление о том, как общаться с ребенком, о чём с ними можно говорить, в какие игры играть, что вообще дошкольник должен знать и уметь. Предлагаемые рекомендации позволяют повысить педагогическую культуру ро- дителей, закрепить изученный материал, способствуют овладению детьми различными речевыми умениями и навыками, позволяют подготовить ребёнка к школе. Каждую неделю дети получают задание по лексической теме и подготовке к обу- чению грамоте. Выполняя задания по лексической теме, дети накапливают и обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, развивают навыки связ- ной речи. В ходе выполнения заданий по подготовке детей к обучению грамоте у детей раз- вивается фонематическое восприятие, формируются навыки фонематического анализа и синтеза, закрепляются знания о звуках, происходит знакомство с их графическим обозначением на письме (буквами). Рекомендации логопеда помогут развить мелкую моторику руки (разукрашивание, печатанье букв, обводка по контуру, штриховка, вырезание букв), психические процес- сы (внимание, память, мышление). Родители выпускников отмечают, что систематическое выполнение заданий выра- батывает у детей усидчивость, организованность, терпеливость, т.е. учебную мотива- цию. Дети, уходя на летние каникулы, настолько привыкают к учебной деятельности, что требуют от родителей новых заданий. Таким образом, систематическое выполнение логопедических заданий, соблюде- ние рекомендаций помогут преодолеть речевые нарушения у ребёнка и успешно подго- товить его к обучению в школе. Вот примерные рекомендации логопеда для родителей.

Рекомендации по выполнению домашних логопедических заданий:
 Выполнять задания ребёнок должен вместе с родителями. Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.  Задания выполнять нужно регулярно!  Выполнять артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию звуков нужно ежедневно!  Задания по лексическим темам и обучению грамоте не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня разберите 2-3 задания, 2-3 задания на следу – ющий день.  Все ответы детей записывает взрослый шариковой ручкой. Записываем так, как ребёнок говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.  Разукрашивают, штрихуют рисунки, вырезают и приклеивают буквы дети, а не взрослые. Развиваем руку ребёнка!  В тетради (в папке) ребёнок работает только карандашами. Карандаш должен быть шестигранный. Штриховка, прописывание букв, повторение рисунка по клеточкам выполняется простым карандашом. Цветными карандашами ребёнок раскрашивает рисунки, звуковые схемы слов.  Вырезать буквы следует крупные, чтобы ребёнок почувствовал контр буквы (вы- резать из заголовок газет, статей в журналах).  Папка выдаётся в пятницу, сдаётся в среду (утром). Вечером (в среду, четверг) не за- будьте проверить папку (возможно, ваш логопед уже её посмотрел и положил вам но- вое задание) – тогда у вас будет больше времени для занятий с ребёнком.  Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в «черновике». Поверьте, со временем работы будут выполняться аккуратнее! Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал промежутки между полосками, раскрашивал аккуратно, и т. д. Не забы- вайте хвалить! – «Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!»  Не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – «ещё лучше», «так же хорошо», «завтра ты постараешься, и у тебя полу- чится лучше»).  Если какое-то задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, проговорите его ещё раз; повторите на следующий день.  Ребёнка следует заранее подготовить к занятиям. Нельзя резко отрывать его от ин – тересной игры либо какого-то дела. Лучше сказать: «Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы будем заниматься», по истечении времени предупредить: «Время заканчи- вается, пора собирать игрушки». Или заранее познакомить с планом на вечер «Сей- час мы погуляем, потом придём домой выполним два задания, после ты немножко поиграешь».  Лучше если занятия с ребёнком будут проходить в одно и то же время в специально отведённом месте.  Показывайте ребёнку, что вы цените его успехи, отмечаете его достижения!

Тема: «Фрукты».
1) Рассмотреть фрукты, во время экскурсии в магазин, на рынок, дома. Знать, что фрукты растут в саду на деревьях. Уметь называть и показывать фрукты: яблоко, грушу, виноград, апельсин, лимон, персик, сливу. Из фруктов варят компот, делают сок. Развиваем осязание (предложите ребёнку закрыть глаза и на ощупь угадывать фрукты); обоняние (разрежьте фрукты, понюхайте как они пахнут, предложите ребёнку закрыть глаза и по запаху узнать фрукт); вкусовые качества (разрежьте фрукты на ма- ленькие кусочки и предложите ребёнку с закрытыми глазами узнать фрукт по вкусу). Приготовьте вместе с ребёнком фруктовый салат, сварите компот. Закрепить обобщаю- щее слово «фрукты» (Яблоко, груша, лимон – назови одним словом что это). 2) Какого цвета бывают фрукты. Раскрась картинки цветными карандашами. Сравни фрукты по размеру. Крупные фрукты соедини линией с большим кружочком, средние со средним, мелкие с маленьким.
3)
«Какой, какая?»
– согласование существительных с прилагательными (цвет , раз- мер, форма, вкус). Яблоко – красное, жёлтое, зелёное, крупное, среднее, круглое, сладкое, кислое. Груша – __________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Виноград – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Лимон – _________________________________________________________________ 4)
Игра «Какой сок?»
– образование относительных прилагательных. Из яблок – яблочный. Из апельсинов – ____________________________ Из персиков – ______________________________ Из винограда – _____________________________ Из слив – __________________________________ Из груш – _________________________________ 5)
Игра «Жадина» –
согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моё, моя. Яблоко – яблоко моё. Слива – _____________________________________ Персик – ____________________________________ Груша – _____________________________________ Лимон – _____________________________________ Апельсин – __________________________________ Виноград – __________________________________ Банан – _____________________________________ 6)
Заштрихуй по образцу

фрукты
– простым или цветным карандашом (красным, жёлтым или зелёным). 7)
Игра «Один – несколько – много».
Образование множественного числа существительных. Для выполнения этого задания лучше нарисо- вать или подобрать картинки. Задавайте ребёнку вопросы: Что это? Что это? Много чего? Груша – груши – много груш. Лимон – _________________________________________________________________ Яблоко – _________________________________________________________________ Слива – __________________________________________________________________ Апельсин – _______________________________________________________________ Персик – _________________________________________________________________

Тема: «Защитники Отечества».

Беседа:
Расскажите ребёнку о празднике – Дне защитника Отечества. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды и прадеды. День защитника Отечества – это праздник всех военных. Военные – это люди, которые защищают нас, наш народ, нашу страну, наше Отечество, нашу Родину. Мы называем Родиной то место, где мы родились и живём.
2. Отгадай загадку:
Он знаком ребятам всем, Со звездою носит шлем, За спиной его винтовка. Бьёт врагов он очень ловко. _______________________
3. «Каким должен быть солдат?» – образование

имён прилагательных от существительных.
Сила – сильный. Храбрость – _____________________________ Смелость – ______________________________ Быстрота – ______________________________ Ловкость – ______________________________ Находчивость – __________________________ Ум – ___________________________________ Отвага – ________________________________ Выносливость – __________________________ Обведи пунктир.
4. «Один – много» – образование множественного числа существительных в имени-

тельном и родительном падежах.
Пушка – пушки – много пушек. Самолёт – __________________________________________________________________ Ракета – ____________________________________________________________________ Танк – ______________________________________________________________________ Пилотка – __________________________________________________________________ Лодка – ____________________________________________________________________ Воин – _____________________________________________________________________ Солдат – ____________________________________________________________________
5. «Один – три – пять» – согласование существительных с числительными.
Один солдат – три солдата – пять солдат. Один матрос – _______________________________________________________________ Один лётчик – _______________________________________________________________ Одна пушка – _______________________________________________________________ Один танкист – ______________________________________________________________ Один пистолет – _____________________________________________________________

6. «Кто что делает?» – поиск соответствующего понятия.
Пограничник – охраняет границу. Танкист управляет танком. Военные моряки ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Ракетчики – _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Артиллеристы – _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Десантники _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Сапёры – ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Военные лётчики – __________________________________________________________ ___________________________________________________________________________
7. «Четвёртый лишний» .
Рассмотри внимательно головные уборы. Лишний предмет обведи в кружок. Объясни, почему он лишний. ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Расскажите ребёнку, что у разных во- енных разная форма. На картинках нарисованы головные уборы военных разных спе- циальностей: бескозырка, каска, фуражка. Предложите ребёнку показать, где бескозыр- ка, где каска, где фуражка.
8. «Кто чем управляет?»
Защищать наше Отечество военным помогает современная техника, которой оснащена наша армия. Военные следят за этой техникой, держат её в порядке и постоянно прово- дят учения. Кто управляет военной техникой? Танком – танкист. Самолётом – ________________________________ Пулёмётом – ________________________________ Вертолётом – ________________________________ Военным кораблём – __________________________ Ракетами – ___________________________________ Артиллериёй – ________________________________

Тема: Звук и буква «А».
1
.
Артикуляция звука [А]: – губы в спокойном состоянии; – рот широко открыт; – язык спокойно лежит во рту; – горлышко «работает» 2. Характеристика звука [А]: Звук «А» – гласный. Его можно петь, так как воздух на своём пути не встречает пре- граду (язык, губы, зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Гласные звуки обозначаются красным цветом. Это домик звука «а». Раскрась окошко домика красным цветом.

3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [А]; слог со звуком [А].  А, И, П, А, У, А, Н, О, А, Ы, …  СА, СУ, МО, МА, НУ, НО, НА … 4. Обведи красным кружком картинки, названия которых начинаются со звука [А]. 5. Обведи, заштрихуй, раскрась.
6. Обведи буквы по контуру, пропиши строчку до конца. 7. Прочитайте ребёнку стишки. Ребёнок должен подчеркнуть в тексте все буквы А. А – начало алфавита, Тем она и знаменита. А узнать её легко: Ноги ставит широко. А – шагает гордо: А – алфавита голова. Знает Вова, знает Света, Что похожа буква А На летящую ракету И на крышу теремка. 8. Вклей в контур буквы А, буквы А, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, что- бы буквы были достаточно крупны- ми).
Тема: Звуки [ П ], [ ПЬ]. Буква П.

1. Артикуляция звука [П]:
– вначале губы сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха; – горлышко «молчит».
2. Характеристика звуков [П], [ПЬ]:
Звуки [П] – согласный. Его нельзя петь, так как губки создают преграду воздуху. Он твёрдый (твёрдые звуки обозначаются синим цветом). Он глухой (приложите тыльную сторону ладони к горлышку, вибрации нет). Звук [ПЬ] – согласный, мягкий (мягкие звуки обозначаем зелёным цветом), глухой. В этом домике живут два брата звуки [П] и [ПЬ]. В домике две комнаты. В одной ком- нате живёт звук [П] – раскрась одно окошко синим цветом, а в другой звук [ПЬ] – рас- крась второе окошко зелёным цветом. Посмотри на крышу домика два разных звука [П] и [ПЬ] обозначаются одной буквой.
3. «Скажи наоборот
»
– взрослый произносит слог с мягким звуком [ПЬ], а ребёнок

с твёрдым [П]. И наоборот.
ПЯ – _______ ПЁ – _______ ПЮ – _______ ПИ – _______ ПЕ – ________ ПА – _______ ПО – _______ ПУ – _______ ПЫ – _______ ПЭ – ________
4. Послушай внимательно серию слогов и назови лишний слог:
ПА-ПА-
ПУ
-ПА, ПО-
ПУ
-ПО-ПО,
ПЮ
-ПУ-ПУ-ПУ, ПИ-ПИ-ПИ-
БИ
,
ПЭ
-ПЫ-ПЫ-ПЫ, ПО-ПО-ПО-
БО
, ПЯ-ПЯ-
ПА
-ПЯ, ПО-
ПЁ
-ПО-ПО.
5. Замени первый звук в слове на звук [П]. Какое новое слово получилось?
УШКИ – …УШКИ У ЛЯ – …УЛЯ О ЛЯ – …ОЛЯ
6. «Преврати звуки в слово». Взрослый произносит отдельно звуки (рот закрывает-

ся экраном), а ребёнок называет слово целиком.
П – У – Х, С – У – П, П – О – Т, ПЬ – Э – НЬ, С – Н – О – П, К – А – Р – П, П – А – Р – К, ПЬ – И – Л – А, Л – А – П – А, П – А – У – К.
7. Звуковой анализ слова.
Что нарисовано на картинке? Назови первый звук, второй, третий, четвёртый. Раскрась клеточки в соответствующие цвета. Сколько звуков в слове «паук»? Сколько в слове гласных звуков? _________ Сколько согласных? __________ Сколько в слове слогов? __________ 8. Обведи, заштрихуй, раскрась.
9. Обведи буквы по контору, пропиши строчку до конца. 10. Прочитайте ребёнку стихотворение. Путь он найдёт и подчеркнёт в тексте все буквы П.
Буква П на мост похожа,

Читайте также:  Постановка звуков в логопедии

По мосту идёт прохожий,

А внизу, через проход,

Букву П в спортивном зале

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди и подтянись.
11. Вклей в контур буквы П, буквы П, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, чтобы буквы были достаточно крупными).

Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка. Рекомендации для внимательных родителей.
консультация по теме

Как и зачем контролировать произнесение поставленных логопедом звуков в речи ребёнка. Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrol_za_postavlennymi_zvukami_-_konsultatsiya_dlya_roditeley.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль над поставленными звуками в речи ребёнка.

( рекомендации для родителей ).

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков . Вот на этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима .

Для того, чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно.

Задача родителей заключается в том, чтобы, выполнять задания логопеда в рабочих тетрадях, содержание которых наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль над поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Когда ребёнок учить стихотворение для утренника , то необходимо также произносить данный звук правильно!

Ведь одна из важнейших задач всего процесса работы над звуком состоит в том, чтобы у ребёнка не сформировалась так называемая «кабинетная речь», когда звук произносится правильно только в присутствии логопеда, только когда ребёнок заходит в логопедический кабинет или открывает логопедическую тетрадь с заданиями.

Контролировать произношение звука надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССОБАКА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. От того как он пройдет, зависит сможет ребёнок пользоваться звуком в жизни или нет. Ребенку необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Навык самоконтроля у детей формируется только к началу обучения в школе, поэтому сами контролировать себя они не могут, им постоянно необходима помощь взрослого. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перед тем как начать работать данными мнемотаблицами, закрепляем навыки четкого произношения и различения звуков с, сь в слогах, словах. Четко произносим слова и фразы. Выделяем звук.

Наконец-то ребёнок сказал трудный для него звук! Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в.

Чтобы работа по автоматизации и дифференциации (различению) поставленных звуков была эффективной, проходила в более короткие сроки, необходимо осуществлять контроль над поставленными звуками постоянно.

Родители должны знать примерные сроки появления звуков речи.

Советы родителям по автоматизации звуков.

Консультация для родителей “Систематический контроль над поставленными звуками&quot.

Пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения звуков.

Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Ирина Захарова
Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи»

Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо говорит и «шипит»«рычит» на занятии с педагогом, а дома так и пропускает поставленные звуки.

Нередко ребенок сам изолированно произносит верно звук или с радостью показывает его окружающим, но в речи не использует его. Наступает самый важный момент – закрепление поставленного звука в речи. Для успешного данного этапа коррекции можно выделить три составляющих:

понимание важности закрепления звука ребенком (развитие самоконтроля).

контроль за правильным произношением родителями (и теми людьми, кто часто общается с ребенком).

контроль за правильным произношением в детском саду.

Насколько постановка звука кропотливый труд учителя-логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения.

Введение звука в свободную речь – это сложный процесс, требующий постоянных тренировок. Важно, чтобы ребенок слышал правильную речь, исправлял свои ошибки и постепенно станет сам говорить правильно. Здесь перед Вами – родителями, стоит важная задача – помочь ребенку правильно говорить звук, но при этом – не давить, а тактично исправлять ошибки.

Дети зачастую очень ревностно относятся к ошибкам, могут начинаться «зажиматься» и бывает, что пропадает желание заниматься как дома с родителями, так и в детском саду с логопедом (никто не любит когда нас критикуют). Для спокойного прохождения этапа закрепления звука в речи можно предложить несколько видов взаимодействия родителей и ребенка:

1. Если ребенок что-то сказал неправильно, спросите «А ты правильно сказал? А как будет правильно?» Тем самым Вы учите ребенка анализировать свою речь и искать ошибки.

2. Предложите ребенку такую игру «Я знаю 5 слов со звуком «Р». Если ребенок говорит слово неправильно, предложите ему каждый раз называть пять новых слов с «проблемным» звуком. Очень часто детям надоедает каждый раз придумывать новые слова и они тщательнее следят за своей речью.

3. Возможно применение такой тактики «Я не знаю такого слова «сапка». Когда ребенок делает ошибку, обратите внимание и спросите – что за слово такое непонятное. Ребенок постарается себя исправить.

Важно: если у ребенка не получается сказать слово правильно, он не понимает где у него ошибка – предложите правильный вариант, очень четко произнеся нужный звук, повторите вместе с ребенком и предложите ему самому сказать. Главное – чтобы не возникало негативных реакций.

Скорость введения звуков в речи у всех детей индивидуальна, некоторым детям достаточно всего нескольких занятий и звук закреплен в самостоятельной речи, а у других этот процесс затягивается на долгое время – зависит это, прежде всего от индивидуальных особенностей ребёнка:

1)От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков. Дизартрия – говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работу органов артикуляции, т. е. нервные клетки, которые обеспечивают движения данной мышцы, еще не достаточно созрели, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. 2)От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.

Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения должны быть ежедневными. Данную работу можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок. Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.

Таким образом: исправление речи – длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи – это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.

Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.

Рекомендации родителям по автоматизации поставленных звуков Рекомендации родителям по автоматизации (закреплению правильного произношения) поставленных звуков. Основная цель – включить ребёнка в.

Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников» Консультация для родителей «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников». У маленького ребенка с несформированным.

Консультация для родителей «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков» “Роль семьи в автоматизации поставленных звуков” Уважаемые родители! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или.

Консультация для родителей «В мире звуков» В окружении звуков Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка.

Консультация-практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях» Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение.

Мастер-класс «Рисунки для развития мелкой моторики рук дошкольников и автоматизации поставленных звуков». Основная цель, данного мастер-класса, это донести до родителей, что можно использовать множество предметов, чтобы разнообразить этап автоматизации,.

Модель занятия по обучению грамоте «Закрепление звуков» в старшей группе Программное содержание: выявление уровня знаний детей, готовность к школе; закрепить знание букв русского алфавита; развивать фонетическое.

Папка-передвижка для педагогов дошкольного образования «Автоматизация поставленных звуков» Папка – передвижка для педагогов дошкольного образования. Цель: автоматизация поставленных звуков. Задачи: 1. формирование звукового анализа.

Родительское собрание «Автоматизация поставленных звуков» Как вы думаете, уважаемые родители, что же такое автоматизация звуков? (ответы родителей). Автоматизировать звук – значит довести приобретенный.

Консультация для родителей

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произноси его речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так же способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Параллельно вы сможете развить внимание , память, мышление, воображение – психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке. Игровые упражнения – незаменимое средство воспитания у детей творческих начал, особенно таких качеств, как инициатива, настойчивость, самоанализ, самоконтроль, самооценка, которые в дополнение к интеллекту, приобретённым умениям и навыкам, в том числе навыкам правильной речи, составляют творческую направленность личности.

Планируя занятия, помните, что:

  • они должны быть систематическим, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;
  • правильно выбирайте время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;
  • старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;
  • ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты – «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;
  • главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».
  • Обязательно начинайте с простых, посильных даже для ребёнка заданий, усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко, фрукт или овощ?»

• Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребёнок научился правильно произносить, а так же будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

• «Звук потерялся». Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребёнка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба, _олики, _оща; кома_, кефи_, севе_, бисе_, мухомо_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, кала_, скрипа_, пе_ь, бере_ь, полно_ ь и др.

• «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка – … , угол – … , лошадь – … , лужа – … (для звука «Л»); шар – … , кошка – … , шкаф – … , шарф – … , ухо – … , карандаш – … , шуба – … , мешок – … и др. (для звука «Ш»).

• «Назови ласково». Для звука «Р»: рука – … , сестра – … , брат – … , игрушка – … , курица – … , рябина – … . берёза – … ; для звука «Щ» – щенок – … , щётка – … , вещь – … , плащ – … , угощенье – … и др.

• Аналогично предыдущим проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребёнок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука : роза – розы, друг – … , сестра – … , ковёр – … , муравей – … , рот – … , метро – … , кенгуру – … (звук «Р»). Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать много предметов, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много … , карандаш – много … , грузовик – много …(звук «Р»). В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки пусть ребёнок попробует выбрать правильный вариант, например: «Как правильно – много братов или много братьев?». Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …».

• «Доскажи словечко». «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребёнок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребёнком ролями. Когда он задумывает слово, попросите его записать так, чтобы вы не видели. Проверив правильность вашей отгадки, вы сможете оценить не только графические навыки ребёнка, но и уровень сформированности звуко-буквенного анализа. Если слово не понятно из-за пропусков и перестановок букв, значит необходима тщательная работа в этом направлении.

• Предложите ребёнку назвать как можно больше предметов со звуком. Который он научился правильно произносить. Это может быть игра «Магазин»: «Представь. Что ты пришёл в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше. Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад. Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов ( крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, красить, сверлить, вытирать и др. Выигрывает назвавший слово последним. Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета. Кроме того, рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребёнку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

• При закреплении звука в речи важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например:

Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

Тогда ребёнок, выучив загадку, сам сможет загадать её кому-то, правильно проговаривая звук.

Часто родители бывают огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, малыш возвращается к неправильному произношению, когда его речь не отработана заранее. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребёнку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись, сто сейчас вы будете беседовать с ребёнком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибётся (неправильно произнесёт звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Ве р а р исует. Р екс р ычит. Ба р сук р оет но р у.) Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребёнок знаком с понятием «предложение». Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чисто говорку. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно чистоговорку, а не скороговорку. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность.

Предлагаемые чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребёнка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определённым звуком, какая чистоговорка самая длинная, предложите вспомнить всё предложение по подсказке, например: «Расскажи чистоговорку про жука, мышат и т.д.

Звуки «Р», «Р`»

• На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

• Раз дрова, два дрова, три дрова.

• У Кондрата куртка коротковата.

• Повтори без запинки: на осинке росинки

Засверкали утром перламутром.

• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

• Шёл Егорка по пригорку и учил скороговорку.

Звук «Л»

• У ёлки иголки колки.

• Дятел дуб долбил да не додолбил.

• Мила искала булавку, а булавка упала под лавку.

• Кот молоко лакал, а Слава булку в молоко макал.

Звуки «С», «С`»

• Я несу суп-суп. А кому? Псу-псу.

• У Сени и Сани в сетях сом с усами.

• Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

• Ест киска суп из миски, сыта киска – пуста миска.

• Снег засыпал стайку сосен, это вовсе вам не осень.

Звуки «З», «З`»

• У зайки Бубы заболели зубы

• Зимним утром от мороза

На заре звенят березы

• На березе стрекоза – изумрудные глаза

Звуки «Ш», «Ж»

• Жужжит над жимолостью жук,

Тяжелый на жуке кожух.

• У ежа – ежата, а у ужа – ужата.

• Ежата с ежами на ужин бежали.

• Шапка, да шубка – вот и весь Мишутка.

• Шесть мышат в шалаше шуршат.

Звуки «Щ»

• Щипцы и клещи – вот наши вещи.

• Усищи, глазищи, когтищи, хвостище,

А моется всех чище. Это кот – котище.

• Три щенка щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

• В березовой роще, в чернеющей чаще

и спрятаться проще и ягоды слаще.

Звуки «Ч»

• Кузнечик стрекочет – молчать не хочет.

• Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

• Речка течет, а печка печет.

• Шубка овечки теплей любой печки.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически щенка, кошку, жука, булавку и т.д. и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки. Поменяйтесь ролями.

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)». Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Игра «Закончи предложение» поможет развить творческие начала и у ребенка, и у взрослого. Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком:

На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).

Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научится употреблять в речи новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим.

Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.

1. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. – Ярославль. – Академия развития, 1996

2. И.С. Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. – М. – Аквариум, 1996

3. Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. Учитесь правильно говорить. – М.- Просвещение, 1993.

4. В. Волина. Учимся, играя. – М.- Новая школа, 1994.

5. Т.А. Ткаченко. В 1-ый класс без дефектов речи. – С.-П. – Детство – Пресс,1996.

6. О.И. Крупенчук. Стихи для развития речи. – С.-П. – Литера, 2003.

Советы для родителей. Домашний логопед. Звук С

А если ребенок не поймет, как нужно приблизить кончик языка к зубам?

Тогда можно предложить ему выполнить следующее упражнение «сдуй ватку»: на середину высунутого кончика языка положить маленький кусочек ватки и предложить сдуть её. При этом звук получается явно искаженный, нечистый, но зато и взрослый и сам ребенок может следить за тем, чтобы кончик языка принимал участие в произнесении звука. Для этого обычно бывает достаточно предложить ребенку произнести звук [С] с сомкнутыми зубами.

Если у ребенка получается звук похожий на [Т] /колеТо – колеСо/, на [Ш] /Шуп – Суп/ или звук произносится со слегка высунутым между зубами кончиком языка, подобном английскому, можно рекомендовать нехитрый прием.
Возьмите чистую спичку, отломите головку и положите спичку поперек на передние зубы ребенка. После этого предложите ему, прикусив спичку, сказать: ССС.
Спичка помогает кончику языка принять правильное положение за нижними зубами, и получается чистый звук. После некоторой тренировки ребенок научится произносить его и без механической помощи.

Иногда у ребенка струя воздуха вместо того, чтобы идти по спинке языка, проходит сбоку от него, в таком случае вместо [С] получается своеобразно хлюпающий звук.

В этом случае можно также прибегнуть к механической помощи. Инструментом для вас послужит пластмассовая вязальная спица. Тщательно вымойте ее и положите на спинку языка ребенка так, чтобы острый конец был у вас в руках. Не старайтесь продвигать спицу глубоко (достаточно 2-2,5 см), это может вызвать у ребенка неприятные ощущения. Теперь, сжав спицу зубами, пусть ребенок произнесет звук ССС. Спица, положенная вдоль спинки языка позволит образовать необходимый желобок по которому и пойдет выдыхаемая струя воздуха.
Такой же результат от этого приема получится и тогда, когда ребенок произносит [С] мягко /Сь/ – самалёт – сЯмалёт. Мягкость звука возникает оттого, что приподнимается спинка языка. Спинка придерживает ее и помогает вызвать твердый звук.
Механическую помощь с использованием спички и спицы желательно использовать только по достижении ребенком 5-ти лет.

Когда ребенок научится произносить звук [С], необходимо закрепить его в речи. Закрепление вызванного у ребенка правильного звука происходит в такой последовательности: от звука изолированного к слогам, словам, фразам, от них к картинкам, стихотворениям, рассказам, беседам, к общению с окружающими.
Вот несколько упражнений для закрепления звука [С]:
ССА, АССА, АСС – сани, сапоги, касса, квас.
ССО, ОССО, ОСС – сом, носок, песок, нос.
ССУ, УССУ, УСС – суп, суббота, посуда, фокус.
ССЫ, ИССЫ, ИСС – сын, весы, кис – кис.

Соня стоит у стола и смотрит на книгу. Из теста пекут сайки.

Спит спокойно
старый слон.
Стоя спать
умеет он.

“Соня”. В саду стояла скамейка. Соня села на скамейку. Она стала рисовать. Соня нарисовала сад, над садом солнце. Рисунок Соне понравился.

Пользуясь художественной литературой, подберите стихи и короткие тексты для заучивания, насыщенные звуком [С].

ПОМНИТЕ, что очень важно не просто повторять с ребенком подобные слоги, слова и фразы, а ОБЯЗАТЕЛЬНО добиваться в них правильного звучания [С].

Не огорчайтесь и тем более не вините ребенка, если он не сразу выполнит ваши указания. Воспитание правильного произношения процесс тонкий и довольно длительный. Постарайтесь подойти к нему вдумчиво и терпеливо.
Желаю Вам успехов!

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

автор: Сафронова Наталья Викторовна

учитель-логопед МКОУ СОШ с УИОП №7 г.Кирово-Чепецка Кировской области

Консультация-практикум для родителей по теме «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях».

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №7

г. Кирово-Чепецка Кировской области

Тема консультации-практикума:

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Подготовила

Сафронова Н.В.,

учитель-логопед

г.Кирово-Чепецк

2014 год

Сафронова Наталья Викторовна, учитель-логопед.

Категория участников консультации-практикума:

родители учащихся первых классов, чьи дети посещают школьный логопункт.

Тема консультации-практикума: «Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях»

Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  • Активизировать знания родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  • Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  • Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  • Формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.
  • Содействовать активному взаимодействию участников консультации практикума.

Формы проведения: групповая, индивидуальная.

Методы работы с аудиторией: беседа, практические задания.

Раздаточный материал для творческой деятельности: карточки с играми и упражнениями, карточки со скороговорками, прищепки, клубки ниток, памятки, бумажные ранцы для рефлексии.

Технологическая карта семинара-практикума

Структура мастер-класса (этапы)Деятельность руководителя Деятельность участников
1. Организационный этапПриветствует участников, сообщает тему семинара-практикума, определяет готовность к занятиюПриветствуют руководителя, проверяют готовность к занятию
I. Вступительная часть.
2. Этап целеполагания и мотивацииСтавит цели и задачиОсмысливают цели, задачи
3. Этап актуализацииБеседа о необходимости включения родителей в процесс автоматизации звуков в речи ребенка.

Задаёт вопросы, слушает ответы участников

Слушают. Отвечают на вопросы
II. Основная часть. Содержание консультации-практикума, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.
4. Этап обоснования проблемыМетодические рекомендации педагога для воспроизведения темы консультации-практикумаОсмысливают обоснование проблемы, отвечают на вопросы, знакомятся с правилами занятия с детьми в домашних условиях при автоматизации звуков.
5. Этап практической деятельностиИнформирует о разнообразии игр с детьми, не требующих подготовки; показывает игры, привлекает участников к включению в игру.

Предлагает в процессе выполнения игровых упражнений одновременно собирать «портфель», знакомит с правилами сбора «портфеля»

Принимают к сведению информацию о разнообразии игр в домашних условиях, выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей.

В процессе выполнения игровых упражнений одновременно собирают «портфель»

III. Заключительная часть
6. Этап рефлексии.Подводит итоги, рекомендует список литературы.Дают оценку и формулируют свое отношение к проведенной работе

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях.

Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными приёмами автоматизации поставленных звуков.

  1. Активизация знаний родителей о необходимости автоматизировать поставленные звуки;
  2. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи;
  3. Расширить степень включённости родителей в реализацию коррекционной программы;
  4. Продолжать формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня я пригласила вас для того, чтобы помочь вам организовать дома занятия с ребенком по закреплению произношения поставленных звуков в речи легко и интересно.

Итак, ваш ребенок научился произносить трудный для него звук.

Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи, которая остается практически без изменений.

Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного и сложного этапа логопедической работы – автоматизации правильного произношения.

— Знаете ли вы, что такое автоматизация звука?

— Это поэтапное введение (закрепление) поставленного звука в речи ребенка: в слогах, в словах, в предложениях, во фразовой речи.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей.

И от того, насколько тесным будет сотрудничество, насколько ответственно вы подойдете к этому, зависит продолжительность этапа автоматизации.

Часто родители ссылаются на занятость, говорят, что не хватает времени. Я сегодня постараюсь вас убедить в обратном.

На самом деле, для занятий с ребенком не обязательно специально выделять время. Это можно делать на кухне во время приготовления ужина , по пути в школу , в магазине

Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребёнка навыка контроля за своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Но вначале давайте познакомимся с правилами, которые необходимо соблюдать при занятиях с ребенком.

(Родители по очереди зачитывают пункты памятки)

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Но сразу хочу отметить, что сначала придется вам научиться контролировать себя, т.е. научиться слышать, как говорит ребенок и постоянно его поправлять.

А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Для отработки изолированного звука: «Намотаем нитку на клубок»

В домашних условиях автоматизировать звук в слогах и словах можно в таких играх:

«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прицепи прищепку» , «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».

Развивают переключаемость артикуляционного аппарата, мелкую моторику

Автоматизация звука в словах.

На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

  • Игра «Волшебный мячик» В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый (последний) звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Р:
МАК –

КОЗЫ –

БОК –

СЫН —

  • « Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка — … , угол — … , лошадь — … , лужа — … (для звука «Л»); шар — … , кошка — … , шкаф — … , шарф — … , ухо — … , карандаш — … , шуба — … , мешок — … и др. (для звука «Ш»).
  • «Назови ласково». Для звука «Р»: рука — … , сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ; для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.
  • «Доскажи словечко» . «Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.) В начале загадывайте хорошо знакомые ребёнку слова, после чего подумайте вместе, какие ещё слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.).
  • «Я заметил» «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим (в которых есть автоматизируемый звук); а ещё обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая»

Ребёнок и взрослый может называть увиденные предметы по очереди.

  • «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то всё становится красным (зелёным, синим, розовым, голубым, жёлтым, в зависимости от автоматизируемого звука). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета всё стало, скажи: красные сапоги, красный забор и др.
  • Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.
  • Полезна игра-соревнование «Что вокруг» , в которой вы с ребёнком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг.
  • Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к обобщающим понятиям: овощи, фрукты, цветы, деревья, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, мебель, геометрические фигуры, цвета.

При закреплении звука важно, чтобы ребёнок не столько повторял за вами слова (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово.

Автоматизация звука в СТИХАХ И СКОРОГОВОРКАХ.

Прочитать скороговорку (стих) по-разному:

— шепотом, весело, грустно, сердито

— как школьник, не выучивший урок

Вот так, весело и интересно можно организовать занятия с ребенком дома.

Желаю вам успехов в занятиях и радости в общении с детьми!

Читайте также:  Конспект НОД по формированию правильного звукопроизношения для детей с ТНР
Ссылка на основную публикацию