Рекомендации по проведению родительского собрания

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

Марина Митина
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.

Методические рекомендации по подготовке и проведению

родительского собрания

Родительское собрание – это основная форма работы с родителями. На нем

обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского коллектива и воспитания детей в учреждении и дома. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий педагога и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Другая цель родительских собраний – повысить педагогическую культуру родителей, их роль, ответственность и активность в жизнедеятельности коллектива.

Результативность собрания во многом зависит от целенаправленности,

продуманности и тщательной подготовительной работы педагога и членов

родительского комитета.

Основные этапы подготовки родительского собрания

1. Выбор темы собрания. Избираемая для обсуждения тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности коллектива, закономерностями развития личности ребенка, особенностями протекания процессов обучения и воспитания.

2. Определение целей родительского собрания. Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения. Уже при выборе темы воспитатель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить.

3. Определение вида, формы проведения родительского собрания, способов и приёмов совместной работы его участников.

Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

• возрастные особенности детей;

• преобладание тиов семей;

• уровень образованности и заинтересованнности родителей;

• цели и задачи учебно-воспитательного процесса.

Как правило, родительское собраниесостоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

Можно выделить и кратко охарактеризовать

следующие виды родительских собраний:

• организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;

собрания по плану всеобуча родителей, являющиеся формой педагогиче-ского просвещения родителей;

• тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития обучающихся данного коллектива;

собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точекзрения в сообществе родителей и педагогов;

собрания-практикумы, направленные на освоение родителями приемов и методов семейного воспитания, оказание помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию;

• итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления в жизнедеятельности коллектива.

Формы проведения родительских собранийтоже могут быть разными: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум. В соответствии с избранной формой определяются этапы,

способы и приемы работы участников родительского собрания.

Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

4. Разработка сценария собрания. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы проведения родительского собрания

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.

• Анализ результатов микроисследования;

• Педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);

• Обсуждение проблемы родителями;

• Анализ воспитателем результатов работы с детьми по теме собрания;

• Выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;

• Совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр);

4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

5. Подготовка конкурсов по теме собрания.

6. Подготовка выставок по теме собрания.

7. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно- методической литературы по рассматриваемой проблеме. Глубокое и детальное рассмотрение вопросов, включенных в повестку родительского собрания, невозможно без опоры на теоретические источники и накопленный опыт работы по решению схожей проблемы в других сообществах родителей и педагогов. Поэтому и необходимо обратиться к научно-методическим публикациям, изучение которых поможет выделить ключевые аспекты рассматриваемой проблемы и предварительно наметить пути и способы ее решения. За помощью можно обратиться в читальный зал, кабинет методических фондов.

8. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей. Оно необходимо для получения дополнительной информации о характере и причинах возникновения той или иной проблемы, возможных путях и способах ее решения. Очень важно привлечь родителей к организации и анализу результатов исследования.

9. Приглашение родителей и других участников собрания. Собра-ние организуется и проводится не реже одного раза в квартал. Родителей целесообразнопригласить на собрание дважды: первый раз – за 2-3 недели до его проведения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании, и второй раз – за 3-4 дня с целью подтверждения информации о дате и времени его проведения. Приметное объявление о собрании должно быть вывешено в раздевалке группы, также с помощью детей стоит изготовить приглашения, которые будут переданы в каждую семью. Форма приглашения может быть различной – в виде цветного пригласительного билета, открытки с аппликацией, конверта с секретом и т. д.

Собрание должно начинаться в строго установленное вре-мя. Родители привыкают к такому требованию и стараются не задерживаться.

Максимальная продолжительность – 1-1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей). Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.

В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

Заботясь об обеспечении явки родителей, нельзя забывать о своевременном приглашении других участников собрания. Ими могут быть представители администрации, психолог, логопед, работники правоохранительных органов, медицины и т. п.

10. Разработка решения собрания, его рекомендаций, оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания. Решение – обязательный элемент родительского собрания. Важно, чтобы каждое собрание имело последействие, направленное на совершенствование совместной воспитательной работы семьи и педагога. В противном случае трудно получить желаемый результат даже от собрания, прошедшего с высокой явкой и заинтересованным участием родителей. Решение может иметь не только «классическую» форму – в виде перечняпланируемых действий и ответственных за их осуществление, но и в форме рекомендаций, памяток для родителей.

11. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости). Здесь обсуждаются вопросы необходимой помощи в обустройстве группы и ее уличной территории, в приобретении отдельных материалов и пособий, участие родителей в спортивных мероприятиях, экскурсиях на природу, в посещении театра. При этом важно заручиться поддержкой и участием всех родителей, чтобы общественная нагрузка распределялась между ними равномерно, не вызывая раздражения у тех, кто несет ее слишком часто.

12. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания. Собрание должно проходить в чистом, уютном и красиво оформленном кабинете. Могут быть представлены выставки творческих работ детей (поделок, рисунков, фотографий, сочинений, литературы по обсуждаемой проблеме, тема и эпиграф собрания, таблицы и диаграммы с результатами проведенного в коллективе микроисследования. В соответствии с выбранной формой проведения собрания расставляются стулья и столы.

«Сказка Белого рояля»». Методические рекомендации к проведению досуга Методическое приложение к проекту «Театр и музыка» В продолжение темы проекта “Театр и музыка” сегодня предлагаю вам один из возможных.

Информационный фотоотчет, посвященный подготовке и проведению Дню космонавтики 12 апреля весь мир отмечает особенный день – день, посвященный первому полету человека в космос. Как праздник – День космонавтики – был.

Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по ФЭМП Методические рекомендации к проведению образовательной деятельности дошкольника по формированию элементарных математических представлений.

Методические рекомендации по подготовке руки ребёнка-дошкольника к письму МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Методические рекомендации по проведению краеведческого исследования «Как избежать ошибок в исследовательских работах» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детский оздоровительно образовательный центр туризма, краеведения и экскурсии.

Методические рекомендации по проведению мероприятий Недели пожарной безопасности в ДОУ Методические рекомендации по проведению мероприятий Неделя пожарной безопасности в ]ДОУ Беседа «Есть такая профессия.» Проведение недели.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя “Игра и игрушки”. Неделя “Игра и игрушки” проводится Департаментом.

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. Выполнил: учитель-дефектолог МБДОУ № 9 «Детский сад компенсирующего.

План-конспект родительского собрания №3 Во второй младшей группе Тема собрания: «Семейный досуг в летний период»; ПЛАН-КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ №3 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема собрания: «Семейный досуг в летний период»; Форма проведения: игра.

Протокол родительского собрания «Роль семьи в подготовке ребенка к школе» Протокол родительского собрания № 3 от 03.04.2017г. Присутствовали: 12 человек. Отсутствовали: 0 человек. Тема собрания: «Роль.

Рекомендации для проведения родительского собрания
консультация на тему

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
rekomendatsii_k_rs.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.

2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Этапы подготовки к родительскому собранию:

1.Выбор темы собрания.

2.Определение целей родительского собрания.

3.Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

4.Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).

5.Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.

6.Приглашение родителей и других участников собрания.

7.Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

8.Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Определение целей родительского собрания:

-повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;

-содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;

-выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;

-пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;

-подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени

Виды родительских собраний:

-составление и утверждение планов работы;

-избрание родительского комитета;

-распределение общественных поручений;

-разработка мероприятий с участием родителей

2.Собрания по плану классного всеобуча родителей.

4.Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).

Нетрадиционные формы работы с родителями

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их, возможно, решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

1.Ребёнок не хочет учиться.

2.Как развить плохую память ребёнка.

3.Единственный ребёнок в семье.

4.К чему может привести тревожность детей.

5.Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

•учитель собирает и анализирует информацию;

•определяется список литературы по данному вопросу;

•изучение литературы родителями;

•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

1.Первый год ребёнка, каким он был.

2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.

3.Друзья моего ребёнка.

4.Праздники нашей семьи.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Традиционные формы работы с родителями

•общеклассные и общешкольные конференции

•индивидуальные консультации педагога

•посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в семье;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.

Анкета «Мой ребёнок»

1.Когда он родился, то __________________________________________________

2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________

3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________

4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________

5.Его отношение к школе было ___________________________________________

6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________

7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Данная статья была опубликована в N 45/2002 еженедельника
“Школьный психолог” издательского дома “Первое сентября”.

Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу. И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!).

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЕТ СОПРОТИВЛЕНИЕ?

Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора.

ПЕДАГОГ В РОЛИ ФАСИЛИТАТОРА

То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора.

В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники.

Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети.

Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания.

ЧТОБЫ ВАС УСЛЫШАЛИ

Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов.

Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте.

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами. », «Затем мы рассмотрим. », «В конце разговора нам с вами предстоит. ». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации.

Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске.

Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах.

Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом. », «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как. » Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история.

Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися. О педагоге как фасилитаторе в общении с родительской группой мы поговорим в следующий раз.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании

1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.

3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.

4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников – и благополучных, и детей группы риска – ушли с собрания с верой в своего ребенка.

5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут

Рекомендации по проведению родительского собрания в детском саду

Десять золотых правил проведения родительских собраний

1. Собрание должно запомниться.

2. Собрание должно заставить задуматься.

3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.

4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.

5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.

6. На каждого родителя должно хватить времени.

7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу,

8. Уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться более 1 ч 20 мин (20 мин-донести новую информацию, 15-20 мин выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.

9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10. Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по- новому.

Чего не стоит делать на собрании?

• Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

• Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

• Давать негативную оценку всей группе.

• Использовать для общения с родителями назидательный тон.

Информационный блок формируется из информации:

• применимой к данной группе детей.

Базовая информация – то, что известно о проблеме (теме собрания), как она обычно трактуется.

Актуальная – последние сведения, результаты исследований, новые подходы к проблеме (теме) собрания.

Информация, применимая к данной группе – сведения о детях, ситуациях, проблемах, путях решения, рекомендации воспитателя родителям.

Ответы на вопросы родителей опытному воспитателю давать несложно, день за днем он сталкивается с различными проблемами, разрешает конфликтные ситуации. Если вопрос родителя поставил воспитателя в тупик, следует обозначить готовность помочь и отсрочить решение вопроса: «К сожалению, сейчас я не могу ответить на ваш вопрос. Я проконсультируюсь со специалистом (получу или уточню информацию) и смогу в полном объеме ответить вам через несколько дней».

Как сделать собрание запоминающимся?

Для этого надо:

• приводить интересные факты. Например: «Леонардо да Винчи, Мирей Матье, Билл Гейтс – это далеко не полный перечень знаменитых левшей, возможно, ваш ребенок пополнит их ряды»;

• спрашивать мнение родителей по тому или иному вопросу;

• рекомендовать упражнения, фильмы, книги;

• менять формы собраний.

Как настроить родителей на позитивный, конструктивный лад?

Это значит:

• сообщать положительную информацию о группе в целом, хвалить детей за достижения, поведение, поступки;

• приглашать на ближайшие мероприятия и просить помощи и участия;

• всегда поощрять наиболее активных родителей.

Чаще смотреть на аудиторию, обращаться к родителям жестом, взглядом.

Готовясь к собранию, необходимо постараться предугадать, кто из родителей захочет пообщаться индивидуально, учесть это и уделить каждому желающему немного времени и внимания.

На первые ряды садятся родители благополучных детей и активно слушают все, что говорится, на последние — опоздавшие и родители проблемных детей. Они со страхом ждут, что скажут об их ребенке или ведут себя вызывающе демонстративно, готовя публичное разоблачение недостатков работы учреждения. Их можно понять: лучшее средство защиты – нападение. Такая ситуация складывается от того, что организаторы не принимают во внимание личные запросы родителей, руководствуются желанием скорее вовлечь родителей в свои задумки и плановые мероприятия. При этом не учитывается, что родитель – полноправный субъект образовательного процесса своего ребенка, имеет свои представления о том, как это должно проходить и что для этого следует делать. Воспитатель или специалист, организующий собрание, должен быть компетентным в разных вопросах семейной педагогики и психологии, образования взрослых.

Признаки успешного проведения собраний-встреч:

• направленность встреч на поддержку и помощь родителям в воспитании детей;

• искреннее выражение педагогами своих чувств, умение управлять ими; внимательность и чуткость к эмоциональному состоянию родителей и других членов семьи, участвующих в собрании;

• способность педагогов ставить перед участниками собрания открытые и закрытые вопросы, фиксировать внимание на главных мыслях, чувствах, предъявляемых участниками; умение перефразировать (проясняя смысл) и обобщать важнейшие высказывания родителей; держать паузу; способность выдвигать гипотезы, формулируя понятно их для присутствующих на встрече;

• умение педагогов подвести собрание к принятию совместного решения.

Ведущему собрание-встречу педагогу важно научиться:

• уважать права родителей, соблюдать меру, дистанцию и границы диалога;

• верить в уникальность родителей и их способность найти (при незначительной поддержке со стороны) способы решения проблемы;

• эмоционально, словами и жестами, мимикой поддерживать родителей;

• активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях в воспитании ребенка;

• определяя проблему, находиться в контексте рассказа родителей о ребенке; не торопиться с выводами и рекомендациями, а созда вать условия для инсайда (показывать ситуацию в зеркале своего восприятия, прояснять смысл высказываний, говорить о своих чувствах);

• стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Рекомендации по успешному проведению родительского собрания в ДОУ

1. Активизировать обсуждение с помощью вопросов.

2. Проводить собрание в спокойной форме и дружеской обстановке.

3. Обеспечить присмотр за детьми.

4. Использовать наглядные средства: магнитофонные записи, выставки, фотографии детей, видео и т. д.

5. Разослать красивые персональные приглашения.

6. Всегда оставлять время для общения родителей между собой.

7. Сообщения должны быть короткими.

8. Оживить собрание шуткой – посмеяться всегда хорошо.

9. Провести собрание как встречу с друзьями.

10. Если кто-то не смог посетить собрание, послать ему записку и выразить надежду, что следующая встреча состоится обязательно.

11. Оценить родительское собрание можно с помощью опросного листа или анкеты.

Памятка для воспитателей «Общение с родителями»

• Диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, это совместное приобретение опыта.

• Диалогическое общение – наиболее оптимальный стиль общения с родителями. Условия такого общения:

а) безоценочное позитивное принятие другого человека;

б) активное эмпатическое (сопереживающее) слушание другого, выражение своего понимания другого человека в речи или действии;

в) искреннее выражение своих подлинных чувств в общении;

г) ориентация в содержании общения на потребности семьи, запросы родителей.

• Педагог должен не бояться своих чувств и уметь выразить без унижения и оскорбления другого, говоря о себе, о своих переживаниях, т. е. в форме «я-высказывания».

• Каждая сторона общения воспитателя с семьей ответственна за собственный выбор поступков, способов поведения, за культуру самовыражения своих мыслей, чувств, за собственные ожидания от противоположной стороны.

• Педагог должен занять в общении с родителями адекватную позицию в противовес позиции «обиженного (рассерженного) ребенка»;

• Необходимо стать более открытыми и откровенными в принятии чужого мнения (толерантными), свободными от рамок «норм и запретов», не бояться быть не услышанными родителями («Зачем им это, это наши проблемы», «Они не поймут» и т. п.).

• Больше верить в силу слова, в силу контакта, все более оказываясь обаятельными в общении.

Памятка для педагога по работе с родителями

1. Помните, что вы только помощник родителей, а не лицо, их заменяющее.

2. Родители несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка. Ваша задача – помочь им в этом, но не взваливать весь груз ответственности на себя.

3. Вы не обязаны любить всех детей вашей группы. Любовь – это прерогатива родителей. Вы обязаны понять детей, принять их такими, какие они есть, и помочь им в преодолении проблем психофизического развития.

4. Каждый ценит только то, что ему удалось сделать самому. Следовательно, чем больше вы будете предоставлять родителям возможностей для самореализации, тем выше они будут оценивать эффективность работы детского сада в целом и вашу в частности.

5. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т. п.

6. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся воспитанников вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.

7. Особое внимание обратите на размещение родителей в группе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.

8. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.

9. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т. д.

10. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.

11. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.

12. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.

13. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета дошкольного учреждения.

14. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.

15. Используйте все преимущества конкурсов и соревнований при формулировке домашних заданий. Это позволит создать атмосферу заинтересованности и сопричастности родителей к образованию ребенка.

16. Беседуя с родителями о достоинствах или недостатках их ребенка, о результатах выполнения им тех или иных заданий, прибегайте к примерам, описанным в литературе. Не сравнивайте конкретного ребенка с другими детьми вашей группы. Помните о том, что мера здоровья и развития у каждого ребенка строг о индивидуальна: что хорошо и нормально для одного, не всегда целесообразно и полезно для другого. Ведь педагог, как и врач, должен руководствоваться девизом «Не навреди!»

Как воспитателю организовать беседу с родителями

1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на педагоге.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

3. Взаимопонимание быстрее наладится, если воспитатель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово воспитателя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Воспитатель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.

7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение воспитателя

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.

9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь прочувствовать «больные струнки» родителей и не задевайте их.

11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

Рекомендации по проведению родительского собрания

Подготовка родительских собраний

План подготовки родительского собрания

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе г:. проведения.

2. Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации).

Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети. Родители получают приглашение за неделю до собрания.

3. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка конкурсов, выставок:

· в конкурсе участвуют дети и родители;

· все работы выставляются до начала собрания;

· лучшие работы выбирают родители. Победителям вручается приз.

1. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

2. Приглашение на собрание сказочного героя.

3. Подготовка плакатов по теме собрания.

4. Проведение заседания родительского комитета.

Распределение обязанностей по подготовке собрания

· за музыкальное оформление;

При оформлении группы необходимо заранее расставить на столах карточки с полными именами родителей; положить конверты с цветограммами, памяткам; фишки красного, желтого, синего цветов, а также карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. Время проведения собрания – 1час (40 минут с родителям и 20 минут с участием детей).

План проведения собрания

1. Вступление.Короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора. Желательно использовать музыкальный фон (звуки гитары, фортепиано магнитофонная запись).

2. Беседа.Важно, чтобы ведущий не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просил всех присутствующих высказать свое мнение (достаточно 3-4 выступлений).

Основные требования к беседе:

· не следует упрекать и поучать родителей;

· нужно чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни группы;

· рассказывая о нежелательных поступках детей, не следует называть их фамилии;

· беседу лучше вести при мягком освещении;

· переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной
паузой;

· разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.

1. Музыкальное оформление.Используется на разных этапах собрания.

1. Самоанализ.Педагог зачитывает основные правила воспитания. Если в семье данное правило выполняется всегда, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда – желтого, если не выполняется – синего (количество фишек не подсчитывается). Подытоживается этот этап. Педагогу следует подчеркнуть значимость правил воспитания и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.

2. Практическая часть.Выполнение заданий всеми родителями (изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание методики точечного массажа, гимнастики для глаз и др.) в соответствии с темой собрания.

3. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни
группы, за успехи в воспитании детей.

4. «Острое блюдо».Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа: 1-3 минуты. Родители отвечают только по желанию.

5. Мудрые мысли.На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверо стишиями, высказываниями великих людей на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

6. Работа с памятками.Родителям предлагается прочитать тексты памяток и вы делить из них те пункты и советы, которые, используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение предложенных советов, родители делятся своим опытом.

1. Инсценирование ситуацийиз практики воспитания детей, как положительных, так и отрицательных, старшими дошкольниками или школьниками.

2. Конкурс на лучшее название.Родителям предлагается придумать название детского рисунка. Ведущий зачитывает ответы. За самый остроумный вручается приз.

3. ОКНО – очень короткие новости.Педагог знакомит родителей с открытиями науки в области детской педагогики и психологии.

4. Слово – эстафета.Родители должны по очереди продолжить начатое ведущим предложение. Например: «Мой ребенок будет успешно учиться, если я. ». Желательно, чтобы при этом они передавали друг другу какой-нибудь предмет.

5. Подведение итогов.На этом этапе следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.

Рекомендации по проведению родительского собрания

1. Воспитатели заранее извещают родителей о предстоящем родительском собрании через объявление с указанием его темы, повестки, даты и времени проведения.

2. Тематику родительских собраний определяют на первом родительском собрании в соответствии с потребностями и интересами семей.

3. На первом родительском собрании утверждается план работы группы на учебный год.

4. Следует вести тетрадь учета посещаемости родительских собраний (родители расписываются в журнале посещаемости родительских собраний).

5. Решение родительского собрания вывешивается в родительском центре группа

6. В протоколе обязательно нужно указывать фамилии присутствующих родителей и их вопросы, предложения, мнения, возникающие в ходе обсужден вопроса.

7. Воспитатель не имеет права навязывать свое мнение родителям. Идет совместное обсуждение вопросов повестки.

8. На собрании необходимо обсуждать и решать в первую очередь педагогически;
вопросы, касающиеся воспитания, обучения и развития детей.

9. Запрещается на родительском собрании выставлять на общее обсуждение результаты педагогической диагностики. Данные о детях даются родителям в индивидуальном порядке.

1. Решения принимаются по каждому вопросу отдельно, путем голосования. Секретарь записывает количество голосов: за (сколько человек) и против (сколько человек) и Ф.И.О. родителя, кто высказался против).

2. Формулировка решения должна быть четкая, конкретная, с указанием срока исполнения и ответственных.

3. Протокол родительского собрания оформляется своевременно (в течение трех дней) грамотно и является документом, входящим в номенклатуру дел МДОУ.

4. Ответственность за своевременное заполнение и правильное оформление протоколов родительских собраний несут:

· за групповые родительские собрания – воспитатели.

Как эффективно проводить родительские собрания?

Подпишитесь, чтобы получать новые статьи на почту

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Родительское собрание – наиболее эффективная форма взаимодействия родителей и педагога. Подобные мероприятия не проводятся спонтанно, а нуждаются в четкой организации.

Что нужно делать, чтобы правильно организовать собрание? В статье будут рассмотрены рекомендации, направленные на максимальную полезность проведения собраний.

Зачастую подобные мероприятия базируются на информационном аспекте, где педагог информирует родителей о нововведениях, предстоящих событиях. Собрания бывают отчетные, тематические, совместные внеплановые, совместные с родителями и учащимися.

Подготовка к родительскому собранию перед началом учебного года

Собрание в преддверии первого сентября – одно из важнейших мероприятий, посредством которого учитель разъясняет планы учебных занятий, о нововведениях. На этом мероприятии важно в общих чертах продемонстрировать учебный план, оповестить о необходимости приобретения тех или иных учебных изданий.

После родительского собрания у родителей не должно остаться никаких вопросов, а также они не должны ощущать чувство бесполезно потраченного времени.

Основные нюансы

При организации родительского собрания важно учесть некоторые моменты, влияющие на качество подобных мероприятий:

  • Изначально нужно позаботиться о максимальном уровне посещаемости. Информация о мероприятии не должна свалиться, «как снег на голову». Поэтому о дате проведения мероприятия нужно оповещать минимум за неделю.
  • Важно продумать наиболее оптимальное время. Проведение мероприятия, к примеру, утром в будний день – нецелесообразно, так как большинство родителей в это время находятся на работе. Наиболее подходящее время – ближе к вечеру.
  • Классный руководитель должен сделать запись в дневнике ученика о предстоящем событии. Родители обязаны поставить подпись под объявлением, чтобы учитель был уверен в том, что родители проинформированы.
  • Собрание должно иметь цель, то есть, тему, которой нужно следовать.
  • Сам процесс должен начинаться с позитивных новостей, постепенно переходя к неудовлетворительным аспектам. А завершить встречу желательно оглашением плана на будущее.
  • Важно отметить, что классный руководитель рад встретиться с родителями не только в формате общеорганизационной встречи, но и индивидуальной. Если кто-то из родителей проявит желание, требуется сразу обозначить дату и место встречи.
  • Рекомендуется тактично намекнуть присутствующим, что нежелательно, звонить своим детям во время проведения занятий или другими способами прерывать процесс обучения.
  • Не нужно «награждать» родителей высокопарными речами, иносказаниями. Тезисная, внятная, прямая речь – то, что требуется от педагога в первую очередь. Тон разговора должен быть уважительным и доброжелательным.
  • Когда собрание подойдет к концу, важно высказать родителям слова благодарности.

Если следовать вышеперечисленным рекомендациям, мероприятие пройдет максимально эффективно для обеих сторон.

Родительское собрание в воскресной школе. Фото ПСГП

Правильная организация родительского собрания

Организационные моменты играют определяющую роль, так как они напрямую влияют на качество мероприятия.

  • Структура собрания должна быть преимущественно в форме диалога. Именно активное взаимодействие, а не «обязанность» присутствия окажет эффективное воздействие на поставленные задачи. Очень полезно обменяться с родителями идеями, искать общие пути решения возникнувших проблем.
  • В ходе беседы необходимо поговорить об организационных вопросах. Родительский комитет обязан предоставить список осуществленных покупок к утренникам, учебникам и тому подобное. Также они должны составить список наименований с предстоящими затратами и обнародовать его.
  • Одна из важнейших тем встречи – домашнее задание учеников. Пришедшие должны осознавать серьезность его выполнения и сделать все возможное, чтобы донести эту важность своим детям. Также стоит объяснить, чего педагог ждет от учащихся.

Если классный руководитель грамотно организовал собрание, то каждый родитель сможет уяснить для себя, что ему нужно делать дальше и в чем заключались его предыдущие ошибки.

Правила проведения собраний

Мероприятие должно проводиться по четким правилам:

  • Время проведения должно быть четко установленным, а потому, не стоит начинать его раньше или позже установленного.
  • Перед началом проведения собрания важно поприветствовать присутствующих, начать речь с некого вступления.
  • В случае, когда классный руководитель желает предоставить слово кому-либо из родителей, нужно заранее того предупредить, чтобы не застать человека врасплох.
  • Подобные мероприятия нацелены на дачу определенной информации. А потому, прилюдно высказывать пороки определенного ученика некорректно. Если требуется обсудить неудачи ребенка, нужно делать это наедине с его родителями.

Благодаря следованию данным правилам, педагог проведет родительское собрание наиболее корректно.

Завершение встречи

Нужно знать, как правильно завершить собрание:

  1. Не нужно проводить мероприятие слишком долго.
  2. Стоит оставить достаточное количество времени, дабы дать ответы на вопросы родителей.
  3. По окончании встречи следует сделать общий вывод и решения насущных проблем.
  4. Нужно дать понять родителям, что некоторую информацию, которую дал классный руководитель, детям знать не рекомендуется.
  5. Желательно сделать анонс последующей встречи: указать примерную дату, тему и время.

Полезно задействовать одного или нескольких родителей во встречах в подобном формате, которые смогут помочь педагогу в некоторых организационных вопросах.

В конце собрания важно сделать акцент на положительных результатах, а также на решаемости временных трудностей. Родители не должны покидать класс в угнетенном состоянии – напротив, должны почувствовать определенность, знание, что делать дальше, и как помочь своему ребенку в дальнейшем.

Любая встреча на общешкольном собрании с родителем должна заканчиваться на положительной ноте. Будет здорово перечислить маленькие и большие достижения каждого.

Методические рекомендации по проведению родительских собраний

Во время проведения методического объединения классных руководителей мы выявили следующие плюсы и минусы организации родительских собраний.

Плюсы:1. Дает возможность учителю получать информацию о воспитании в семье, об отношении семьи к школе.
2. Способствует созданию родительского коллектива.
3. Обеспечивает (при соответствующей организации) общение родителей между собой.
4. Позволяет осуществлять совместное (родителей и педагогов) положительное воспитательное воздействие на ребенка.
5. Предоставляет возможность осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей.

Минусы:1. Недостаточная посещаемость собраний.
2. Трудности в установлении контакта с родителями.
3. Однообразие форм проведения собраний.
4. Недостаточный уровень психолого-педагогического просвещения.
6. Преобладание негативной информации.
7. Необходимость решения финансовых вопросов.

На вопрос «Что сохранить в работе с родителями?» классные руководители ответили: «Доверие; индивидуальные консультации; активные формы проведения собраний; привлечение родителей к участию в жизни школы; психолого-педагогическое просвещение родителей; разнообразные формы информирования родителей; работу по обеспечению единых требований к воспитанию».

На вопрос «От чего следует отказаться в работе с родителями?» были получены следующие ответы: «От обвинительной и поучающей позиции; от формализма; от доминирования финансовых вопросов; от нарушения регламента проведения собраний, затягивания времени их проведения».

Отвечая на вопрос «В какой методической помощи нуждаются классные руководители при подготовке собраний?», классные руководители отметили, что им нужны: тематика родительских собраний; планы их проведения; разработки психолого-педагогических семинаров; списки литературы для классного руководителя и родителей; памятки для родителей; рекомендации по проведению индивидуальных консультаций с начинающими классными руководителями.

Предлагаем нашу тематику родительских собраний:

V класс. 1. Первый раз в пятый класс. Как помочь ребенку успешно учиться. Психофизиологические особенности пятиклассников.
2.
Семейный климат. Семейные традиции (задачи, формы и методы семейного воспитания).
3.
Роль игры и общения в жизни пятиклассников.
4.
Поощрение и наказание. Умение прощать. Милосердие.
5.
Честь и честность (родительское собрание с учащимися).
6.
Зачем человеку Родина? (Родительское собрание вместе с учащимися.)

VI класс. 1. Эстетическое воспитание в семье и школе.
2.
Дисциплина и трудолюбие как составляющие успеха (собрание вместе с учащимися).
3.
Здоровый образ жизни. Проблемы укрепления здоровья.
4.
Развитие творческих способностей учащихся.
5.
Гармоничность мышления (как учить ребенка мыслить).
6.
Кто я: оптимист или пессимист? (Собрание вместе с учащимися.)

VII класс. 1. Особенности подросткового возраста. Предотвращение отчужденности между родителями и детьми.
2.
Убеждения, права и обязанности (собрание вместе с учащимися).
3.
Трудовое воспитание в семье и школе.
4.
Формирование установок толерантного сознания.
5.
День откровенных вопросов и ответов (собрание вместе с учащимися).

VIII класс. 1. Как научиться понимать и принимать подростка?
2.
«Только влюбленный имеет право на звание человека» (воспитание чувств).
3.
Как вести себя в конфликтных ситуациях (собрание вместе с учащимися).
4.
Досуг подростков. Разговор о привычках.
5.
Половое воспитание.
6.
День благодарения (собрание вместе с учащимися).

IX класс. 1. Психофизиологические особенности девятиклассников.
2.
Вечер размышлений (собрание вместе с учащимися).
3.
Подготовка к выпускным экзаменам и всероссийскому тестированию.
4.
Человек, которому я верю.
5.
Как научить детей распоряжаться деньгами?
6.
Многоступенчатость образования. Как помочь выбрать профессию.

X класс. 1. Психофизиологические особенности десятиклассников.
2.
Личное ли это дело — личное счастье? (Собрание вместе с учащимися.)
3.
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания.
4.
Воспитание сознательного отношения к семейной жизни.
5.
Принцип 7 «У»: уважительность, уравновешенность, улыбчивость, удивление (способность удивляться), уверенность, убедительность и успешность.

XI класс. 1. Интеллигентность и гуманность. Уважение и терпимость.
2.
Дороги, которые выбирают наши дети (навыки поведения на рынке труда, построение профессиональной карьеры).
3.
Подготовка к выпускным экзаменам (собрание вместе с учащимися).
4.
Гражданственность. Правовое воспитание.
5.
Самореализация личности.

|следующая лекция ==>
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ|Рекомендации по проведению родительских собраний вместе с учащимися.

Дата добавления: 2019-08-02 ; просмотров: 680 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Чернякова Татьяна
Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от компетенции педагога. Умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно- развивающего процесса, создавая психо-физиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности нетрадиционной медицины содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, кристаллотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на тех, которые, на мой взгляд,являются наиболее целесообразными и эффективными: арома, музыка, хромотерапия, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей.

Ароматерапия- лечение с помощью эфирных масел.

нормализовать мышечный тонус,

Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.

Исследования ученых доказали, что запахи способны управлять настроением и работоспособностью, они могут не только влиять на нашу жизнь в целом, но и руководить нашим поведением.

В этих целях рекомендуется применять масло лимона, обладающим высоким эффективным воздействием. Уже через несколько минут резко улучшается настроение, пропадает ощущение усталости, дети жаждут деятельности.

(Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды на 20%, жасмина на 25%, лимона на 50%.)

Для повышения интеллектуальной работоспособности детей можно использовать розмарин, шалфей, лаванду и масло чайного дерева.

Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из – под киндер сюрпризов.

Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии.

В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.

Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.

Вероятное положительное влияние на психику эфирных масел.

Гераниевое и лавандовое снимает стресс и состояние тревоги.

Мятное повышает настроение.

Ромашковое – способствует запоминанию, успокаивает.

Розмариновое – улучшает память.

Эквалиптовое – устраняет утомляемость, сонливость.

Масло чайного дерева – эмоциональный антисептик, устраняет истерию и паникерство.

Пихтовое – устраняет депрессию, чувство неуверенности.

Кедровое – Устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли.

Музыкотерапия.

Создавать положительный эмоциональный фон.

Стимулировать двигательные функции.

Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

Прослушивание музыкальных произведений,

Ритмические движения под музыку,

Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса. ,

Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям,

На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.

Хромотерапия. (цветотерапия, светотерапия)

Нормализовать мышечный тонус,

Нейтрализовать негативное состояние.

Хромотерапия – это наука, изучающая свойства света и цвета.

Ученые давно заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят, другие раздражают и угнетают. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

Воздействие света на организм ребенка:

Синий, голубой – успокаивающее действие, расслабляющий эффект, снижение спазмов, тормозящее действие.

Красный, розовый – повышение работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.

Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.

Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.

Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения (на светильник накинуть шифоновый шарф определенного цвета, который не затемняет, а создает мягкий свет, определенной цветовой гаммы.)

Су – джок терапия.

Нормализовать мышечный тонус,

Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

Су – Джок терапия, последнее достижение восточной медицины. Этим может овладеть каждый человек, и не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе и своим близким. Системы соответствия всех органов тела на стопах и кистях, это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддерживать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки.

Су – джок терапия это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому су- джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

Пескотерапия.

Развить тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Снять мышечную напряженность.

Помочь ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной для него среде.

Развить активность, расширить жизненный опыт.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Уметь находить способы решения проблемных ситуаций.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно- пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширить словарный запас

Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

С песком и водой ребенок знакомиться очень рано. Сколько радости доставляют малышам побродить по лужам, потрогать воду руками. Или построить из песка замок, сварить кашу- малашу, и просто погрузить руки в песок. При этом обязательно работают обе руки, а не одна ведущая, как при письме в теради или на доске, то есть работают сразу два полушария. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, углубления, нарисовать целые картины, налить в песочные ямы воду. Использование игр и игровых упражнений с песком и водой в индивидуальной логопедической работе с детьми имеющими нарушения речи очень эффективно.

Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук.

Обычно из рядя предложенных для деятельности предметов и материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски, пластилин, пазлы, конструктор и др, большая часть детей постоянно выбирает игры с теплой водой и песком.

Для дошкольников, это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие, а не дидактизированное обучение. В играх дети сразу же заселяют воду и песок жителями и начинают с ними разговаривать. Движение рук ребенка в песке и воде снимают судороги, тормозят фиксацию на своей речи, так как он увлечен действием и игрой, а песок и теплая вода обладают релаксационным действием. Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в воде или песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в воде или песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов. Если звуко – произносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке или воде. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы стала установка: «Играй и твори одновременно».

Общие условия организации песочной терапии.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 – 70-8см. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы.

Материл. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта окрашиваются в голубой цвет, дно символизирует воду, а борта небо. Песочница на половину заполняется чистым, промытым и прокаленным в духовом шкафу песком. Использованный песок время от времени необходимо менять и очищать.

Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во – первых усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во – вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа ручного интеллекта.

В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а главное для нас – речь и моторика.

В – четвертых, совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитание и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал,и нетрадиционные методы, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка, все остальное зависит только от нас.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Презентация «Нетрадиционные методы рисования» Одним из основных видов деятельности детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (детский сад) во всех возрастных группах является.

Нетрадиционные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе Тема самообразование и внедрение новых теоретических знаний в свою логопедическую практику. Подготовила учитель-логопед :Елисеева Т. С ТЕМА:.

Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии Каким образом искусство и творчество могут исцелять? Методы арт-терапии: 1. Самовыражение (экспрессия). Искусство является просто незаменимым,.

Консультация «Нетрадиционные методы рисования» Уважаемые родители! Вам известно,что можно рисовать кисточкой,красками,карандашами. Я вам предлагаю новые способы. Я уверена,что вашему ребенку.

Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ Методическая разработка «Методы арт-терапии в работе с детьми по гармонизации эмоционально-личностной сферы ребенка с ОВЗ» Педагог-психолог.

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного.

Нетрадиционные методы закаливания в условиях ДОУ по Ю. Ф. Змановскому Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной.

Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии Приемы и методы ритмического моделирования в арттерапиии. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам несколько приемов.

Традиционные и нетрадиционные методы закаливания Традиционные и нетрадиционные методы закаливания В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья. При этом заболеваемость детей остается.

Читайте также:  О необходимости развития эмоционально-волевой сферы у детей раннего возраста
Ссылка на основную публикацию