Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ. Общие методические рекомендации:

    Геннадий Козловский 3 лет назад Просмотров:

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ Общие методические рекомендации: – систематически и аккуратно выполняйте с ребѐнком домашнее задание; – занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме; – соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий; – не предлагайте на первом этапе для выполнения трудные задания, постепенно переходите от простого к сложному; – вводите поставленные и закреплѐнные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребѐнка навык самоконтроля; – постепенно усложняйте требования к речи ребѐнка; – учите наблюдать, слушать, рассуждать, чѐтко и ясно выражать свои мысли; – совместно с педагогами работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий; – помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребѐнка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе, – верьте в силы своего ребѐнка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправлении нарушений речи; – не следует всѐ время поправлять ребѐнка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям; – не фиксируйте внимание ребѐнка на том, что не получается, лучше подбодрите его; – родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с детьми. Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? 1. Различает ли ваш ребенок понятия «слева» и «право»? Ребенок должен уметь правильно задания: покажи свое правое ухо, левую ногу, и т.д; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «права».

2 2. Чтобы помочь ребенку легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5-6 см),ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять раскрашивает ) предметы, в названии которых первая буква для него трудная. Лепка ребенком буквы из пластилина. Вырезание ребенком буквы по контору, нарисованным взрослым. «Написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе (если пользоваться данным приемом постоянно, то в случае затруднений взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе и ребенок мгновенно вспомнит ее ) Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается им лучше, чем какие -то сравнение взрослых, да еще в стихотворной форме. Конструирование (складывание) букв из элементов, вырезанных из картона. Реконструирование букв, то есть как бы «переделка» одной буквы в другую. Достраивание» букв путем добавления к ним недостающих элементов. Нахождение «спрятавшихся» букв в так называемых «совмещенных буквах». Ребенку предлагается определить, сколько и каких букв «спряталось» в каждой фигуре

3 Письмо буквы по контору, нарисованным взрослым. Письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым. Обводка буквы, изготовленной из наждачной бумаги. На заключительном этапе работы можно перейти, наконец, к письменным упражнениям. Полезно письмо смешиваемых (или искаженных букв) под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки. Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими же буквами. Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из «сомнительных» он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные «отчеты» очень важны для предупреждения ошибочного написания букв. Зеркальное написание букв Зеркальное написание букв чаще всего свойственно детям, у которых ведущей является левая рука, но которых «переучили» на правую. Эти дети часто пишут отдельные буквы, а нередко даже и строчку в целом в направлении справа налево. Характерна для них и тенденция писать буквы и цифры в направлении снизу вверх. 1. Начинать надо с воспитания четкой дифференциации правой и левой руки.

4 2. Учим ребенка ориентироваться в собственном теле, то есть воспитывают у него умение безошибочно находить свое правое ухо, правый глаз, левую ногу и т.д. Для закрепления этих понятий можно попросить ребенка показать, например, правой рукой левый глаз, левой рукой правое ухо и пр. 3. Развитие ориентировки в окружающем пространстве с точки зрения учета его правой и левой стороны. Ребенку задаются многочисленные вопросы о местонахождении различных предметов. 4. Работа с рисунком, на котором изображены правильно и зеркально написанные буквы. Задание. В каждой паре букв показать правильно написанную букву. * Рассказать как можно «переделать» зеркальную букву в правильную. * Тонким карандашным штрихом (который можно легко стереть) зачеркнуть все зеркально написанные буквы. * Перевести оставшиеся не зачеркнутыми (то есть правильно написанные) буквы из печатного шрифта в рукописный. После этого можно переходить к письменным заданиям: письмо под диктовку отдельных букв, затем слогов и слов с этими буквами. Основной принцип работы всех письменных упражнений, состоит в том, чтобы в процессе их выполнения вообще не допускать ошибок, а не исправлять уже сделанные.

5 Как помочь ребенку, если он допускает большое количество ошибок на уроках русского языка в начальной школе (1-4 классы) Как отличить логопедические ошибки от «физиологических» ошибок «роста»? Логопедические ошибки являются стойкими и специфическими, что позволяет отграничить эти ошибки от ошибок «роста», «физиологических» ошибок, закономерно встречающихся у детей при овладении письмом. При этом следует отметить, что логопедические ошибки по внешнему проявлению сходны с так называемыми физиологическими ошибками. Однако логопедические ошибки являются более многочисленными, повторяющимися и сохраняющимися длительное время. Трудности овладением письма у детей могут быть связаны с педагогической запущенностью, с нарушением внимания, контроля, которые дезорганизуют весь процесс письма как сложную речевую деятельность. Как помочь ребенку? Что делать? Необходима срочная консультация логопеда или дефектолога. Только специалист разберется в том, что именно не ладится у Вашего ребенка, какие конкретные он делает ошибки только так можно найти надежное и безотказное средство их преодоления. Строгая целенаправленность занятий со специалистом. Правильный подбор речевого материала. Последовательность в преодолении ошибок. Необходимо учитывать силы и возможности ребенка. Не делайте так! Интересна реакция на эти ошибки родителей, не знакомых с логопедическими и дефектологическими проблемами. Они просто дают ребенку образцы правильного написания этих слов для неоднократного воспроизведения, что ребенок аккуратно выполняет. Польза от этого мероприятия минимальная, поскольку здесь вообще не затрагивается сама суть проблемы. Ребенок просто-напросто срисовывает написанные родителями слова, но так и не овладевает навыком слуховой дифференциации звуков.

6 Речевые игры: что это такое и как в них играть Дети любят играть в разные игры, с разными игрушками, в разное время и разном месте. Играют они, оставаясь одни дома, с пришедшим в гости приятелем, со знакомыми ребятами на детской площадке или в классе. Любят они играть и со взрослыми. Видимо потому, что это бывает не так часто или совсем нечасто, как это хотелось бы нашим детям. Я предлагаю вам – мамы, папы, бабушки, няни, педагоги и все те, кто с удовольствием общается с детьми и кто хочет сделать это общение приятным, интересным и, главное, полезным, поиграть вместе с ними в речевые игры. Поверьте, что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а игра вместе со взрослым делает ее полезной и желанной. Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Любые ли стихи могут стать речевой игрой? Нет, не любые. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. Если говорить проще, то в стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга за-брала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Атыбаты»), это обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин») и т.д. Особенно нравятся ребятам стихи, в которых есть хороший юмор. Они быстро и легко запоминают их в ходе игры. Где же взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов детских современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чем же польза этих игр? Как уже говорилось, в важности совместной игры взрослого и ребенка. Кроме этого, придумывая вместе с ребенком движения, мы помогаем ему развивать его фантазию, воображение, пластику движений, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, развиваем желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной. Выступая в самых разных ролях, – бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, – ребенок избавляется от таких проблем, как

7 детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя и примеряя на себя самые разные роли, он тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать, одним словом – играть. Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения детям выбранного стихотворения поговорите о его содержании, попросите их самим рассказать, что они поняли; прослушав стихи, уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем желательно, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки». Еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится постарушечьи, шепеляво; о мяснике – грубоватым голосом; о мышонке – тоненько, высоким голоском; о бычке – низким, протяжным. Элементы звукоподражания, как дополнительный элемент, вносят в игру оживление и веселье. Согласитесь, это так приятно обучаться, веселясь, играя вместе со взрослыми! А теперь пришло время познакомить вас с предложенными речевыми играми. Поэтому скорей зовите ребят, усаживайтесь поудобнее и читайте, придумывайте и играйте вместе с нами! «Аты-баты, шли солдаты» (модель И. Бодраченко по народной потешке) Аты-баты, Дети маршируют. Шли солдаты. Прикладывают правую руку к голове – «отдают честь». На базар. Указывают левой рукой в сторону базара – «вон там базар». Что купили? Разводят руки в стороны – вопросительная интонация – «спросить ручками». Самовар. Расставляют ноги, слегка приседают, руки упирают в бедра, локти в стороны – «я самовар». Сколько стоит? Правую руку ставят на пояс, левую выставляют вперед – вопросительная интонация. Сто рублей! Поднимают руки, пальцы растопыривают – «много денег». Заходите, Слегка повернувшись назад, выставляют руки перед собой –

8 пригласительный жест, ласковая интонация. Выпьем чаю Раскрытую ладонь левой руки держат перед собой – «блюдце». Поскорей! Соединяют большой и указательный пальцы правой руки – над «блюдцем» держат «чашечку». Считалка «Мы сидели на печи» (слова и модель И. Бодраченко) Мы сидели на печи, Слегка расставляют ноги и сгибают их в коленях, опираются руками в бедра – «сидят на печке». Ели булки, Выставляют правую руку в сторону – «держат на ладони булку». Калачи. Выставляют левую руку в сторону – «держат на ладони калач». Бабка Ежка прилетела, Расставляют слегка ноги, пружинят – «сидят на помеле», слегка сжимают правую руку в кулак перед собой – «держат помело», левой кистью руки выполняют круговые движения в воздухе – «ветерок от полета». Все бараночки поела, Соединяют большие и указательные пальцы рук в колечки – «бараночки», говорят с обидой в голосе – «забрали наши бараночки». Нам остался лишь батон, Вытягивают руки перед собой – «держат длинный батон», говорят с сожалением в голосе. Кто не съел, Кладут обе руки на живот. Тот вышел вон! Выставляют в сторону левую руку, указательным пальцем указывают на «выход». Речевая игра «Как у бабушки Наташи» (слова народные) Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи. Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева. Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев, «глиссандируя». Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок». С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба». С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху – «слой масла». С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук – «кружка». Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны – две «ложки».

9 Съели все до самой крошки! Попеременно то правой, то левой «ложкой» едят «кашу», поднося «ложки» ко рту. Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева. У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи. Речевая игра «Барабек» («Как дразнить обжору», из английского фольклора, пер. К. Чуковского) Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с удивленной интонацией. И корову, Приставляют указательные пальцы к голове – «рога», говорят низким голосом. И быка, Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, – «упрямый бык». И кривого мясника, Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо – «кривой мясник». И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – «сидят на телеге». И дугу, Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, – «дуга». И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла». И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – «кочерга в печи». Скушал церковь, Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на «свечу», произнеся текст серьезно и негромко – «мы в церкви». Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – «крыша дома». Скушал кузню с кузнецом, Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично, в ритме движений. А потом и говорит: Разводят руки в стороны. – У меня живот болит. Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Читайте также:  Сказка про язычок

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык – главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей – вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст – решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух – является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести – семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» – это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года – логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет – логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года – логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года – логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Рекомендации логопеда родителям детей с речевыми недостатками

    Речь — сложная психичес­кая функция. Не являясь врож­денной способностью человека, речевая деятельность формиру­ется постепенно и зависит от состояния путей и центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом.

    Какие же условия необхо­димы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребенок был соматически здоров, пси­хически активен, имел полно­ценное речевое окружение, испытывал потребность в ре­чевом общении, обладал нор­мальным слухом и интеллек­том. Считается, после 3 лет речь ребенка практически сформирована и становится для него основным средством общения, орудием мышления. Различные отклонения в ста­новлении речи приводят не только к ограниченному рече­вому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.

    Полноценно развитая речь возможна только при таких хо­рошо развитых познавательных процессах, как внимание, па­мять, мышление. Поэтому взрослые, общаясь с детьми, имеющими любой уровень ре­чевого и интеллектуального раз­вития, должны совершенство­вать мыслительные операции ребенка, улучшать и расши­рять возможности запомина­ния, активизировать внимание, развивать способности к твор­честву, поощрять воображение.

    Речь форми­руется по подражанию. Роди­телям ребенка, имеющего ре­чевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. Указывая ребен­ку на какие-либо конкретные ошибки, нужно следить за от­сутствием их в собственной речи.

    Учитывая тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень раз­вития его речи, следует обра­щаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамма­тическими категориями, роди­тели, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с правильным грамматическим офор­млением.

    Ребенка необходимо побуж­дать к речи. Он должен чув­ствовать вашу поддержку, его успехи и достижения необхо­димо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ним но­вые задачи. Создавайте ситуа­ции, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуй­те его эмоциональный фон. Для этого в домашних услови­ях существует масса возмож­ностей, например настольный кукольный театр или пальчи­ковые персонажи. Эмоционально окрашенная си­туация побуждает стремление к общению, но диапазон эмо­ций может быть как положи­тельным, так и отрицатель­ным. Не избегайте детских слез: они тоже могут быть фак­тором в стремлении ребенка к высказыванию или выраже­нию своих мыслей. Если ребе­нок плачет и хочет поделить­ся своей «бедой» с близкими, следует не только пожалеть его, но и дать ему возможность рассказать, что случилось. Поощряйте любопытство, стремление зада­вать вопросы, отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с други­ми детьми. Это обижает, обес­ценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, индивидуален.

    Обязательно следует учиты­вать психологические особен­ности и состояние ребенка. Если вы не видите у вашего малыша желания говорить, если он протестует в тот мо­мент, когда вы его поправля­ете и просите повторить пра­вильный вариант, не упор­ствуйте, возможно, чуть позже вам это удастся. Надо способ­ствовать не только собственной речевой активности ребенка, но и научить его слушать взрослого, активизируя и раз­вивая произвольное внимание. Наиболее часто родителей вол­нует нарушение звукопроизношения ребенка. Безусловно, основная роль в его исправле­нии принадлежит логопеду. Родители могут участвовать в процессе автоматизации, т.е. закрепления поставленного или исправленного звука (или нескольких звуков), осуществ­ляя контроль.

    Важную роль играет эмоци­ональный контакт со взрос­лым: деловое сотрудничество с ним, речевое взаимодей­ствие, организация совместной предметной и игровой дея­тельности. Включайте речь во все виды деятельности: еже­дневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, та­ким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы мо­жете просить его комменти­ровать ваши и свои действия, развивая планирующую и ре­гулирующую функции речи, играющие незаменимую роль в становлении речи и мышле­ния, умении планировать и организовывать собственную деятельность на основе словес­ной инструкции взрослого, а позднее и самостоятельно, в умении строить рассказы, из­лагать свои мысли логично и последовательно, осмысливать причинно-следственные зави­симости.

    При обучении на начальном этапе становления речи боль­шая роль отводится речевым играм с подражанием голосам животных, совместному проговариванию потешек, прибау­ток, рифмовок, пропеванию песен, колыбельных. Все это помогает усвоить ритмико-мелодическую сторону родного языка. Многократное повторе­ние различных звукокомплексов упражняет язык, отта­чивает фонематический слух, помогает работе над слоговой структурой. Без речевого вза­имодействия с малышом раз­витие его речи может задер­жаться, особенно это касает­ся детей с индивидуальными особенностями.

    Разумная семья всегда ста­рается воздействовать на фор­мирование детской речи, начиная с самых ранних лет жиз­ни. Закреплять полученные на логопедических занятиях зна­ния и совершенствовать достиг­нутые речевые возможности, а также приобретать новые зна­ния родителям необходимо вве­сти в ежедневную привычку. Мама, обладая уникальной природной интуицией, даже не овладев специальными методи­ками, несомненно может быть для своего ребенка проводником в бесценный мир понимания и общения

    Советы логопеда. Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже. – презентация

    Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемМихаил Фонвизин

    Похожие презентации

    Презентация на тему: ” Советы логопеда. Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже.” — Транскрипт:

    2 Уважаемые родители! Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно: 1-й этап подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие фонематического восприятия с помощью игр; формирование и развитие артикуляционной моторики – это выполнение артикуляционной гимнастики для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки). 2-й этап постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов). 3-й этап автоматизация – закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки). 4-й этап дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим). 5-й этап автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи – в монологах, диалогах, играх, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности. Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук уже поставлен закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи. Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

    Читайте также:  Педагогический проект: Информационно-развлекательный журнал для детей и родителей 'Радужный мир'

    3 Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами. Общие рекомендации: Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

    4 Речевая азбука для родителей Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребёнком. Говорите ясно, чётко, называя предметы правильно, используя «взрослые» слова. Не позволяйте ребёнку говорить быстро. Всегда рассказывайте ребёнку о том, что видите. Помните, что если для вас всё окружающее знакомо и привычно, то ребёнка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растёт, цветок цветёт. От вас зависит, будет ли развиваться ваш ребёнок. Главные составляющие красивой речи: правильность, чёткость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

    5 Если ребёнку исполнилось 7-8 лет, он обязательно должен уметь говорить фразами. Жесты дополняют нашу речь. Но если ребёнок вместо речи часто пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Побуждайте ребенка говорить. «Золота серединка» – вот к чему надо стремиться в развитии ребёнка, т. е. к норме. Не перегружайте его информацией не ускоряйте его развитие. Пока ребёнок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи!). Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребёнка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том что (кто?) изображён на них; пусть ребёнок отвечает на вопросы: где? кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? почему?

    6 Критерии, по которым можно оценить речь ребёнка, родители должны знать. Например, нормы звукопроизношения таковы: года – [с], [з], [ц] уже должны правильно произноситься; лет – [ш], [щ], [ч], [ж]; лет – – [л], [й]; до лет допускается замена самого сложного звука [р] более простым звуком или его отсутствие в речи. Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки ребёнка. Это игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, застёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.

    7 Подражание свойственно всем детям, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребёнка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!). Режим дня очень важен для ребёнка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводят к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Только комплексное воздействие различных специалистов (логопед, врач, родители) поможет качественно улучшить или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию. Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребёнком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

    8 ДЕСЯТЬ «ПОЧЕМУ» ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ. 1. Благодаря чтению развивается РЕЧЬ ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. 2. Чтение развивает МЫШЛЕНИЕ. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим. 3. Работа с книгой стимулирует ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. 4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет КРУГОЗОР. Из книг ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. 5. Книги помогают ребенку ПОЗНАТЬ САМОГО СЕБЯ. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.

    9 6. Книги помогают детям ПОНЯТЬ ДРУГИХ. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков. 7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ДУХОВНОМУ ОБЩЕНИЮ родителей и детей. 8. Книги – ПОМОЩНИКИ РОДИТЕЛЕЙ в решении воспитательных задач. Они заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию. 9. Книги придают СИЛЫ И ВДОХНОВЕНИЕ. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения. 10. Чтение – самое ДОСТУПНОЕ И ПОЛЕЗНОЕ для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой, куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.

    Консультация логопеда

    На страничке «Консультация логопеда»

    учитель-логопед высшей квалификационной категории

    Кулагина Нина Степановна

    Материал для скачивания

    Консультация логопеда о речевом развитии детей

    «РЕЧЕВАЯ АЗБУКА»

    Здравствуйте, уважаемые родители, ваш малыш уже пошел в детский сад, здесь он каждый день учится чему-то новому, развивается, становится более самостоятельным. Однако, вы, родители, всегда будете для своего ребенка самыми главными людьми в его жизни. Именно в дошкольном детстве ребенку с каждым годом нужно еще больше родительского внимания, любви и участия в его воспитании.

    Каждому родителю важно знать и понимать особенности развития своего малыша в соответствии с общепринятыми нормами. Об этом мы сейчас и поговорим.

    Речь не является врожденной способностью, она формируется под влиянием речи взрослых, и в огромной степени зависит от нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

    Сегодня мы поговорим о том, какие этапы речевого развития существуют, а также узнаем нормативные сроки, соответствующие каждому возрастному периоду. Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

    • у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
    • развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, а может быть наоборот – ребенок может проявлять агрессию и гиперактивность), у ребенка может формироваться низкая самооценка;
    • в старшем дошкольном возрасте появляются сложности с усвоением первичных учебных умений и навыков.

    Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

    В 3 года малыши:

    • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы и существительные, начинают применять множественное число существительных;
    • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
    • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
    • называют свой пол, имя и возраст;
    • понимают рассказанные им небольшие сказки и стихи;
    • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

    В 4 года дети:

    • используют в речи до 2000 слов;
    • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
    • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
    • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
    • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
    • в речи активно используют сложносочиненные и сложноподчиненные предложениями – «Я стукнул Колю, потому что он забрал машинку».

    В 5 лет ребенок:

    • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
    • может составить рассказ по картинке;
    • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
    • использует в предложениях все части речи;
    • разговаривает в пределах нормы родного языка, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
    • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

    В 6-7 лет дошкольники:

    • используют в речи от 3500 слов;
    • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
    • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
    • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

    Если вы отметили, что речевое развитие вашего ребенка значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

    Также вас должно насторожить, если ребенок:

    • в трехмесячном возрасте не поворачивается, когда к нему обращается мама или папа;
    • в полгода не реагирует на интонационно окрашенную речь, не оборачивается к источнику звука, в лепете отсутствуют звуки «м, б, п»;
    • в годик не понимает слова, которые взрослые часто употребляют в речи, не реагирует на собственное имя, для привлечения маминого внимания использует лишь плач;
    • в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;
    • в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;
    • в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.

    «Золотая серединка»

    Вот к чему нужно стремиться в развитии ребенка, мы с вами стремимся к норме.

    Присмотритесь к малышу. Отличается ли он от сверстников?

    Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие.

    Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный язык.

    Общайтесь и играйте со своим ребенком, старайтесь быть ему другом, не давите своим авторитетом.

    Ваша забота, родительская любовь, а главное ответственность за малыша проявляются в том, чтобы помочь ребенку быть уверенным и успешным. Если необходимо, то родителям нужно как можно раньше обратиться к специалистам и поддержать своего малыша.

    Консультация логопеда для родителей

    «Причины и виды речевых нарушений»

    Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Причиной речевого нарушения могут быть:

    • увеличение числа патологий беременности;
    • наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
    • неблагоприятные роды и их последствия (родовые травмы);
    • заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
    • ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
    • малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
    • ребенок перенес стресс или испуг.
    • особенности региона по йодо- и фторо-дефицитности;
    • ухудшение экологической обстановки.

    В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспитателей детских садов и родителей, по предупреждению речевых нарушений.

    Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появления речевых нарушений. Прежде всего, следует отметить, снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети, зачастую слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет желать лучшего содержание и речевое оформление программ телевидения и интернета.

    Неправильное речевое окружение и воспитание так же может являться причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков слышимой речи, у него формируется неправильное или неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приводит к появлению дефектов звукопроизношения.

    Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой ряд вторичных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

    Логопедическая работа в детском саду включает в себя несколько направлений. Это и преодоление имеющихся нарушений речи у детей, и предупреждение возможных вторичных нарушений речи, и профилактика (пропедевтика) речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, прямо направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей.

    По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукопроизношения уже с трехлетнего возраста помогает предотвратить появление многих нарушений речи, а зачастую выявить у детей данного возраста другие, более сложные речевые патологии, что способствует их ранней коррекции.

    На логопедический пункт зачисляются дети

    с несложными речевыми нарушениями:

    • фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
    • нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
    • НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом.

    У детей, имеющих ФФНР:

    • один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
    • сложные звуки заменяются простыми;
    • наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

    При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

    • Формирование произносительных навыков;
    • Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
    • Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
    • Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
    • Развитие связной речи путем работы с рассказом, пересказом;
    • Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

    Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

    НВОНР это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

    Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

    • Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
    • Выполнять назначения невролога;
    • Способствовать развитию двигательной сферы ребенка;
    • Способствовать развитию мелкой моторики рук;
    • Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.

    Дизартрия это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
    Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

    У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

    Консультация логопеда для родителей

    «Логопедические занятия с ребёнком»

    Цель: познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми, в условиях домашних занятий; дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания, которое пишет логопед после каждого занятия с ребенком, в условиях логопедического пункта.

    Основные задачи в домашних занятиях по развитию речи:

    • формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
    • коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
    • своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
    • привитие детям навыков коммуникативного общения;
    • решение задач социального и речевого развития.

    Обучение ребенка проводится по разным направлениям:

    • развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной),
    • исправление звукопроизношения,
    • формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции.

    Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, в некоторых случаях необходимы также консультации врача-невролога и специалиста по лечебной физкультуре.

    Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций (внимание, память, мышление). Важным моментом является направленное развитие произвольности всех психических процессов ребенка.
    Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

    Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

    – формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
    – формирование направленной воздушной струи;
    – развитие мелкой моторики рук;
    – развитие фонематического слуха;
    – отработка опорных звуков.

    Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

    Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

    Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

    Родителям детей со сложными нарушениями речи учитель-логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПк ДОУ, который решает вопрос о переводе ребёнка в логопедическую группу, или встает вопрос о дополнительных коррекционно-развивающих занятиях, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.

    Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

    Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

    • выполнять все рекомендации логопеда;
    • выполнять лечение, назначенное неврологом;
    • обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
    • выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 2 раза в неделю);
    • осуществлять контроль за речью ребенка.

    А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

    • ошибки на письме и при чтении;
    • снижение самооценки;
    • конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

    Симптоматика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

    Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

    Исследователи отмечают, что среди всех видов нарушений письма дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза является наиболее распространенной. Как пишет М.С. Грушевская (1981, с.35), «при характерной для последних лет очень малой продолжительности добукварного периода, продолжительность которого ограничивается чуть ли не неделями, очень многие дети просто не успевают овладеть сложнейшим навыком анализа речевого потока. Поэтому не случайно этот вид дисграфии является самым распространенным среди учащихся». Н.И. Буковцова (1996) также указывает, что эта форма отличается стойкостью и с трудом поддается коррекции.

    Как отмечает А.Н. Корнев (2003), нарушения языкового анализа и синтеза могут наблюдаться: вследствие языкового недоразвития ребенка; языковой анализ и синтез могут быть несформированы как умственное действие. Автор указывает, что предпосылками анализа и синтеза являются сформированные сукцессивные процессы, слухоречевая память, произвольное внимание.

    В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: делении предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

    Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее сложной формой языкового анализа является фонематический анализ. Вследствие этого особенно распространённым при этом виде дисграфии будут искажения звукобуквенной структуры слова. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении (школа – «кола»), пропуски гласных (дома – «дма»), перестановки букв (окно – «коно»), добавление букв (таскали – «тасакали»), пропуски, добавления, перестановки слогов (стакан – «ката»). Для правильного письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и прежде всего во внутреннем плане, по представлению.

    Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь – “идедошь”; в доме – “ вдоме”); раздельное написание слова (белая береза растет у окна – “белабе заратет ока”); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – “на ступила”) (Р.И. Лалаева, 1997).

    По мнению Л.Г. Парамоновой (2001), ошибки при этой форме дисграфии будут выглядеть следующим образом:
    – Пропуск гласных букв в слове (упала – упла).
    – Пропуск согласных букв, особенно при стечении согласных (стол – сол, встают – стают).
    – Перестановка букв в слове (есть – етсь, клюква – клювка).
    – Пропуск слогов и букв в слове (бабочка – бачка, по сторонам – по страм).
    – Слитная запись слов в предложении (кошка лежит на стуле – кшкалежитнастле).

    Эти ошибки, по определению автора, отражают неумение ребенка ориентироваться в речевом потоке (в последнем случае ребенок не умеет выделять даже отдельные слова в потоке речи). Во всех остальных случаях ребенок не смог правильно определить звуко-слоговой состав слова.

    Р.И. Лалаева и Л.В. Венедиктова (2003) выделяют следующие группы ошибок при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

    1. Искажения звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверации, контаминации букв, слогов (например, весена – вместо весна, стана – вместо страна, кулбок – вместо клубок).

    2. Искажения структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации слов (например, истеплых стран летя грачи – вместо из теплых стран летят грачи).

    А.Н. Корнев (2003) дает такую симптоматику данного вида дисграфии:

    – при нарушении анализа предложений – слитное написание слов, предлогов со словами, разрывы слов;

    – при нарушении слогового анализа и синтеза искажается слоговая структура слов – пропуски, перестановки слогов, добавление слогов;

    – при нарушении фонематического анализа нарушается звуко-буквенная структура (ошибки проявляются в виде пропусков гласных, пропусков согласных букв при стечениях, перестановок и добавлений букв).

    Автор отмечает также, что дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характерна для детей с ОНР (резко или нерезко выраженным), алалией, ЗПР, умственной отсталостью и часто сочетается с акустической и артикуляторно-акустической дисграфией.

    И.Н. Садовниковой (1995) также указывает, что несформированность действия звукового анализа проявляется в письме в виде следующих типов специфических ошибок: пропуск, перестановка, вставка букв, либо слогов.

    Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов, например «снки» – санки, «кичат» – кричат. Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова: здоровье – «дорве», брат – «бт», девочка – «девча», колокольчики – «калкочи».

    По наблюдениям пропуску буквы и слога до некоторой степени способствуют следующие позиционные условия: а) встреча двух одноименных букв на стыке слов: «ста(л)лакать, прилетае(т) только зимой, живу(т) дружно – в этом случае по норме орфоэпии произносится «живуд дружно» т.е. имеет место регрессивная ассимиляция; б) соседство слогов, включающих одинаковые буквы, обычно гласные, реже согласные: наста(ла), кузнечи(ки), ка(ра)ндаши, си(ди)т, ходи(ли), хруст(ит) и т.д.

    Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений, например: чулан – «чунал», плюшевого «плюшегово», ковром – «корвом», на лугах – «нагалух», взъерошился – «зверошился» и др. Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слова, заменяются прямым словом: он – «но», от школы – «то школы», из берегов – «зи берегов». В двухсложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным: зима – «зиам», дети – «дейт». Наиболее часты перестановки в словах имеющих стечение согласных, например: двор- «довр», стер – «серт», брат – «барт» и т.д.

    Вставки гласных букв, по мнению И.Н. Садовниковой, наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно когда один из них взрывной): «шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено», «Александар». Эти вставки можно объяснить призвуком, который неизбежно проявляется при медленном проговаривании слова в ходе письма и который напоминает редуцированный гласный.

    Внешне с этими вставками сходны нижеследующие примеры, однако в них отмечается одна особенность: «вставленной» оказывается гласная, уже имеющая в составе слова, например: «дуружно», «в лесоко», «на речуку», «в укуклы». В отдельных случаях подобное повторение происходит с согласной: «гулямем», «сахахрный» и др. Подобная «вставка» есть, по мнению И.Н. Садовниковой, отражение колебаний школьника при передаче последовательности звуков в слове, когда в письме отразилась одновременно и не замеченная ребенком ошибка и правильное написание.

    В целом, подытоживая, можно отметить, что ошибки при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза носят непредсказуемый характер. Ребенок, не имея отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые показались ему наиболее отчетливыми. Единственный путь преодоления данного вида дисграфии – обучение ребенка приемам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом. Только в том случае, если ребенок будет совершенно точно представлять себе звуковой состав каждого слова, он «не забудет» обозначить буквой ни один из составляющих это слово звуков и сумеет воспроизвести правильно их последовательность.

    Список литературы:
    1. Буковцова Н.И. Исследование роли лингвистических факторов в механизмах дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа, синтеза и представлений у умственно отсталых детей. // Материалы межвузовской конференции «Проблемы детской речи», 1996. – С.65-69.
    2. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников. // Дефектология. – 1981. – № 3. – С.32-37.
    3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003 – 336с.
    4. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. // Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: Владос, 1997. – С.502-512.
    5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Союз, 2003. – 224с.
    6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей – СПб.: Союз, Лениздат, 2001. – 240с.
    7. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Владос, 1995. – 256 с.

    Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

    Пособие «Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

    Пояснительная записка:

    Современные образовательные стандарты подразумевают высокий уровень владения школьниками программным материалом по обучению грамоте и родному языку. Одним из актуальных вопросов обучения в начальной школе по-прежнему остаётся решение проблемы профилактики и коррекции нарушений письменной речи. Практика показывает, что в письменных работах учащихся начальных классов преобладают ошибки, обусловленные нарушением языкового анализа и синтеза. В пособии собран и систематизирован практический материал для работы по предупреждению и коррекции ошибок данного характера. Виды заданий составлены с постепенным усложнением работы по развитию как письменной, так и устной речи учащихся начальных классов. Известно, что нестандартная подача учебного материала повышает интерес детей к изучаемому предмету, тем самым способствует активному развитию психический процессов – неотъемлемой части успешного обучения. Также важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, что позволяет наиболее эффективно и качественно осуществлять процесс обучения в современной начальной школе.

    Пособие ‘Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза’ включает два раздела: первый раздел определяет работу на уровне предложения, второй – на уровне слова.

    Рассмотрим структуру пособия подробнее.

    I раздел. Упражнения по профилактике ошибок в предложении.

    1) Простые варианты упражнений:

    • завершение предложения в коротких стихах и с опорой на графическую схему;
    • составление предложения путём замены предметной картинки словом;
    • составление предложения с подбором подходящего по смыслу предмета;
    • составления предложения из двух частей;
    • обозначения количества слов в предложении фишками и цифрой.

    2) Варианты упражнений с усложнением:

    • составление предложения с заданным количеством слов;
    • составление предложения с заданным предлогом;
    • составление предложения по началу, по концу;
    • составление предложений по сюжетной картине;
    • составление предложений на заданную тему;
    • работа с деформированным предложением;
    • распространение предложения;
    • сокращение предложения до грамматической основы;
    • разделение в предложении слов, написанных слитно;
    • составление предложения из набора слогов;
    • составление предложений по типу шифровки.

    II раздел. Упражнения по профилактике ошибок в слове.

    • обозначение артикуляции гласных звуков при помощи геометрических фигур ( с вариантами усложнений);
    • графические диктанты с использованием условных обозначений гласных звуков (с вариантами усложнений);
    • соотнесение предмета со слоговой схемой, слоговым домиком, с соответствующей цифрой ( с вариантами усложнений);
    • перфокарты с пропуском букв, обозначающих гласные и согласные звуки ( с вариантами усложнений);
    • графические диктанты (с вариантами усложнений);
    • анаграммы;
    • вычёркивание лишних букв;
    • поиск слов на заданную тему;
    • составление слов по типу шифровки;
    • синтез слов по начальным буквам;
    • образование новых слов;
    • поиск и разделение слов, написанных слитно;
    • составление из букв многосложного слова новых слов;
    • образование новых слов (словесные лесенки);
    • работа с разными видами ребусов (с запятой, с зачеркнутой буквой, с перевёрнутым вниз рисунком, с цифрами (числами), с рисунком или буквами, которые находятся одна в другой, с использованием нот, комбинированные).

    Представленные в пособии упражнения рекомендуется использовать на протяжении всего курса начального обучения. Речевой материал из пособия отбирается педагогом в соответствии с поставленными задачами занятия (урока) и индивидуально-возрастными особенностями детей. Здесь приведены несколько примеров наиболее эффективных заданий для коррекции и профилактики ошибок языкового анализа и синтеза, которые необходимо использовать в системе. Они помещены в таблицы:

    • «Наиболее эффективные виды заданий».
    • «Индивидуальные дифференцированные задания».

    Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям.

    Пособие
    «Профилактика ошибок языкового анализа и синтеза»

    1) Игнатьева Л.В.,
    учитель-логопед
    2) Коровина Н.С.,
    учитель начальных классов
    3) Новицкая Г.М.,
    учитель-логопед

    Ссылка на основную публикацию