Речевой материал для формирования слоговой структуры слов у детей с речевыми нарушениями

Нарушения слоговой структуры слова у детей

В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с системными нарушениями речи.

А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

2) количеством слогов,

3) линейной последовательностью слогов,

4) моделью самого слога.

Логопед должен знать, как усложняется структура слов, и обследовать тринадцать классов слоговых структур, которые являются наиболее частотными. Цель этого обследования – не только определить те слоговые классы, которые сформированы у ребенка, но и выявить те, которые необходимо сформировать. Логопеду также необходимо определить тип нарушения слоговой структуры слова. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры до грубых нарушений.

Нарушения слоговой структуры по-разному видоизменяют слоговой состав слова. Четко выделяются искажения, состоящие в выраженном нарушении слогового состава слова.

Слова могут быть деформированы за счет:

1. Нарушения количества слогов :

а) Элизия – сокращение (пропуск) слогов: «моток» (молоток).

Ребенок не полностью воспроизводит число слогов слова. При сокращении числа слогов могут опускаться слоги в начале слова («на» – луна), в его середине («гуница» – гусеница), слово может недоговариваться до конца («капу» – капуста).

В зависимости от степени недоразвития речи, одни дети сокращают даже двусложное слово до односложного («ка» – каша, «пи» – писал), другие затрудняются лишь на уровне четырехсложных структур, заменяя их трехсложными («пувица» – пуговица).

– опускание словообразующей гласной.

Слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующих гласных, в то время как другой элемент слова – согласный сохраняется («просоник» – поросенок; «сахрница» – сахарница). Данный вид нарушений слоговой структуры встречается реже.

б) Итерации

– увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных («тарава» – трава). Такое удлинение структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы «раскладывание» слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки («дирижабил» – дирижабль).

2. Нарушения последовательности слогов в слове :

– перестановка слогов в слове («деворе» – дерево);

– перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот). Данные искажения занимают особое место, при них число слогов не нарушается, в то время как слоговой состав претерпевает грубые нарушения.

3. Искажения структуры отдельного слога :

– сокращение стечения согласных, превращающее закрытый слог в открытый («капута» – капуста); слог со стечением согласных – в слог без стечения («тул» – стул).

Данный дефект Филичева и Чиркина выделяют как самый распространенный при произнесении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

– вставка согласных в слог («лимонт» – лимон).

4. Антиципации , т.е. уподобления одного слога другому («пипитан» – капитан; «вевесипед» – велосипед).

5. Персеверации (от греческого слова «упорствую»). Это инертное застревание на одном слоге в слове («пананама» – панама; «вввалабей» – воробей).

Наиболее опасна персеверация первого слога, т.к. этот вид нарушения слоговой структуры может перерасти в заикание.

6. Контаминации – соединения частей двух слов («холодильница» – холодильник, хлебница).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с системными нарушениями речи. Данные нарушения встречаются у детей с недоразвитием речи на разных (в зависимости от уровня развития речи) ступенях слоговой трудности. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью усугубляется еще и тем, что они отличаются большой стойкостью. Все эти особенности формирования слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также несомненно препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По типу нарушений слоговой структуры слова можно диагностировать уровень речевого развития. Характеризуя уровни речевого развития, Р.Е. Левина выделяет такие особенности воспроизведения слоговой структуры слова:

Первый уровень – ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова. В самостоятельной речи детей преобладают одно- и двусложные образования, а в отраженной речи явно заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов (кубики – «ку»).

Второй уровень – дети могут воспроизводить контур слов любой слоговой структуры, но звуковой состав является диффузным. Наибольшие затруднения вызывает произношение односложных и двусложных слов со стечением согласных в слове. Здесь часто наблюдается выпадение одного из рядом стоящих согласных, а иногда и нескольких звуков (звезда – «визьга»). В ряде случаев происходит укорачивание многосложных структур (милиционер – «аней»).

Третий уровень – полная слоговая структура слов. Лишь в качестве остаточного явления отмечается перестановка звуков, слогов (колбаса – «кобалса»). Нарушение слоговой структуры встречается значительно реже, главным образом при воспроизведении незнакомых слов.

Т.Б. Филичева, характеризуя типы нарушения слоговой структуры у детей четвертого уровня речевого развития, отмечает, что такие дети производят на первый взгляд вполне благополучное впечатление. Понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонетический образ.

Следствие – искажение звуконаполняемости в разных вариантах :

1) персеверации (библиотекарь – «блиблиотекарь»),

2) перестановки звуков в слове и слогов (пиджак – «пиждак»),

3) элизии (бегемот – «бимот»),

4) парафазии (мотоциклист – «мотокилист»),

5) в редких случаях – опускание слогов (велосипедист – «велопедист»),

6) добавление звуков и слогов (овощи – «вовощи»).

Филичева отмечает, что данные нарушения касаются слов сложной слоговой структуры. У детей четвертого уровня отсутствуют антиципации и контаминации. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с речевой патологией на протяжении многих лет, обнаруживается всякий раз, когда ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой структурой.

Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).

В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.

Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.

А.К. Маркова констатирует, что овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков Автор утверждает, что изолированное произнесение звука и произнесение его в составе слова представляют для ребенка с недоразвитием речи задачи разной трудности. Даже при наличии правильного произнесения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, воспроизводится ребенком искаженно. Причем чем сложнее слоговые структуры, тем многочисленнее искажения звуков, т.е. умение произнести имеющиеся звуки в составе слов, тесно связано с уровнем сложности слоговой структуры. Воспроизведение заданной ребенку слоговой структуры (в отношении числа слогов и ударности) не зависит от дефектности звуков, входящих в нее: если ребенок воспроизводит слоговую структуру из правильно произносимых звуков, то он правильно произносит ее и из дефектных.

У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка. Учитывая моторные трудности, связанные с недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата, а также наличие диспраксических расстройств, проявляющиеся в хаотических поисках нужной артикуляции или в трудностях переключения, можно понять причины нарушений слоговой структуры у детей со стертой дизартрией.

В учебном пособии Е.Н. Винарской и Г.М. Богомазова «Возрастная фонетика» (2005 г.) отмечается, что у одних детей раньше формируется ритмическая структура слова, а у других сначала появляются слоги (слова-корни). Причину этого авторы видят в разной степени созревания кинестетической или слуховой чувствительности. Так, при преимуществе кинестетической чувствительности раньше усваивается ритмическая структура слова. У детей с ведущей слуховой чувствительностью раньше формируются слоговые контрасты. Фонетические слоговые представления и представления фонетических ритмических структур обеспечиваются афферентацией различной физиологической модальности: кинестетической, акустической, вестибулярной, тактильной и зрительной, что должно учитываться при коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства речи.

При исследовании слоговой структуры слов детей со стертой дизартрией анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К. Марковой. Изучаются возможности воспроизведения слов 13 классов.

Типы слов (по А.К. Марковой)

1 класс – двусложные слова из двух открытых слогов

лыжи – ваза – бусы –

пила – рама – коза –

2 класс – трехсложные слова из открытых слогов

3 класс – односложные слова

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Содержание

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. 9

ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. 10

Пропедевтический этап. 11

Особенности работы с неговорящими детьми. 11

Развитие понимания речи у неговорящих детей. 12

Активизация речевого подражания. 13

Формирование первых форм слов. 15

Особенности формирования слоговой структуры слов

со стечением согласных. 17

Особенности формирования слоговой структуры слова

на материале фразовой речи. 17

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ. 19

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ. 21

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ. 24

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ. 27

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ. 29

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ. 33

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ. 36

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ. 39

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ. 42

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ. 44

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ. 47

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ. 49

ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ

В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА. 50

ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ. 52

ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ. 53

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ. 54

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ. 57

ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ

И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ. 58

ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ. 61

СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ

(ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ). 62

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ

СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ. 65

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ. 71

ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.

♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).

♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.

♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).

♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).

♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).

♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:

— двухсложные слова из открытых слогов;

— трехсложные слова из открытых слогов;

— односложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова из закрытых слогов;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;

— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;

— трехсложные слова с закрытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;

— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;

— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;

— двухсложные слова с двумя стечениями;

— трехсложные слова с двумя стечениями;

— четырехсложные слова из открытых слогов;

— пятисложные слова из открытых слогов;

— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;

— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).

Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.

Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».

В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [л], [л’], [р], [р’]. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с’], [з], [з’], [р], [р’], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.

Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.

Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.

Читайте также:  Творческий рассказ по четверостишию - конспект логопедического занятия

Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Пропедевтический этап

Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.

Книги и статьи по логопедии

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова.

Житникова Н.Н., учитель-логопед, г.Тосно Ленинградской области.

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ”перекрестные” движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ”Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ”Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.”

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

«Найди лишнюю фигуру.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ”Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.”

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ”Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?”

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам ” Времена года”, ” Части суток”. В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме ” Вчера – сегодня – завтра”.

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; ” кулак на столе” поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ”включению в работу” помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ”Окошко” (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ”Трубочка” (напоминает артикуляцию звука [у]) – пальцы сближены ”в щепотку”, но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

«Ручные позы звуков [а] и [у].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Поза ”Хоботок” (губы как при звуке [о]) – аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ”Заборчик” (звук [и]) – ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

«Ручные позы звуков [о] и [и].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] – аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] – округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

«Ручные позы звуков [ы] и [э].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Двойные звуки букв ”е”, ”ё”, ”ю”, ”я”, также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

”е” = [j]+[э] – сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

«Ручная поза звука [j].»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

”ё” = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

”ю” = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

”я” = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (”окошко”), подчеркивает контрастность (”заборчик – трубочка”, ”трубочка – хоботок”).

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

в сопровождении ручных символов;

без зрительной опоры.

Э – У – А – И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

– на одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

– громко (тише, совсем тихо);

– чередуя громкость в пределах одного ряда;

– со сменой высоты голоса;

– быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;

придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;

пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

те же задания с выделением ударного звука: А УА; А У А, АУ А ;

угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;

загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;

повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А – АА, АА –А, А АА, А А А

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

– Составление всех возможных слогов из предложенных букв (”Кто больше?”);

Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо – один слог);

Упражнение с пальцами ”Пальчики здороваются” (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);

Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Наращивание слогов (”Скажи на один слог больше, чем я”): са-со….;

Уменьшение количества слогов (”Скажи на один слог меньше, чем я”): са-со-су-сы;

Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;

Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;

Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;

”Скажи наоборот” (игра с мячом): са-ас, тса – аст;

”Кто быстрее?”: в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;

Запись слогов различных типов под диктовку;

Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ”Работа логопеда с дошкольниками”’. Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе – длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.

Выбор подходящей схемы слова.

Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем – слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого – слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);

стечение в конце слова (кость, мост);

стечение в начале слова (слон, стол);

односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);

многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ”Идем по лесенке”. Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке – остановка.

Упражнение6. Вариант игры ”’Идем по лесенке”. Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП – ДЫМ, ГУСЬ – КОТ , ДУШ – ЛОСЬ – МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

отличающихся гласными звуками: СУК – СОК

отличающихся согласными звуками: СУК – СУП

отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА – СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня – воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок – заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ –ЛЫ – ЛЫЖИ, КИ-РА – РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ – КУБИКИ, СА-ГИ-ПО – САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА – КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- – ВЕДРО, КУХ- – КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. – ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16 . Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО – ! – БОК – ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА – БИНЕТ, КА – ЛИНА, КА – РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.

Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).

Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ”потом” (”дальше”, ”затем”). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК – ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Обследование состояния слоговой структуры слова.

Предлагаю часть методики обследова­ния состояния процессов восприятия и проговаривания слов различной слоговой структуры и предпосылок их формиро­вания у дошкольников.

Если ребенок затрудняется при выполнении заданий, следует обратиться к специалисту для определения плана работы с этим нарушением.

Называние предъявляемых пред­метных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ — муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС — петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале сло­ва — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

Задание 5… Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ — панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС — котенок, помидор, колобок, те­лефон, бегемот, барабан.

Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, авто­мат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, ска­калка.

Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, ве­лосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков — полотенце, светофоры, сковородка, космонавты, учительница, вос­питательница.

Задания на отраженное (при необходимости — за­медленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера ис­кажений в данном варианте употребления слов, вы­яснения влияния эталона произнесения лексиче­ской единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием — повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

Задание 1 — Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ — ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС — венок, гамак, газон, дымок, ка­бан, салат.

Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке сло­гов — овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и сере­дине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ — дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС — воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков — комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков — Незнай­ка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, че­моданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пиа­нино;

б) слова со стечениями согласных звуков — выключа­тель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсо­вод, велосипедист.

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)

«Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте»

Составила: воспитатель с/п 11 1 квалификационной категории Клепикова О.Н

Непосредственно образовательная деятельность. 2 . Реализация образовательных областей : «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»:

1. Цель: « Дифференциация звуков П’, П, Б, Б’ в слогах, словах» 2.Задачи: 1. Обучение акустико-артикуляционной характеристике звуков П,П’, Б,Б’ 2. Сравнение, различение и произношение звуков в слогах, словах. 3. Определение позиции звука в слове. 4. Звуковой анализ слова, различение звуков по твердости, мягкости. 5. Упражнять в составлении предложения с заданными словами. 6. Закрепление понятия «согласный мягкий – твердый звук» 7. Развитие мелкой моторики

3. Предварительная работа : Дидактические игры: «Запомни, повтори» ( развитие слухового внимания), «Дед буквоед», «Доскажи словечко», составление предложений из заданных слов, составление схем предложений, звуковой анализ слов. 4. Оборудование и материалы : Ноутбук. Раздаточный материал для составления звукового анализа слова, схемы предложения. Пластилин.

5. Методы и приёмы: Игровые приемы, поощрение, оценка детских ответов.

6. Литература: 1. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Гном и Д, 2000. 2. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Гном и Д, 2000. 3. Варенцова Н.С. «Обучение дошкольников грамоте». Для занятий с детьми 3-7 лет. 2012. 4. Интернет ресурсы.

Структура проведения: 1 часть: (вводная) Восп: Ребята, настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны, приветливы и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и красоту, а выдохните плохое настроение. 2 часть (основная) Восп: Я вам буду называть слова, а вы мне скажите какой звук повторяется чаще всего. ( бочка, бублик, батон, бинокль, барабан) отв детей: звук «Б». ( паровоз, почка, пилот, пила, пилюля) отв детей: Звук «П». Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем. Губки мы смыкаем звук Б с голосом называем. Как выходит звук плавно или отрывисто? (отрывисто) . Какую преграду встречает воздух, когда мы произносим эти звуки (губы) . Если воздух встречает преграду, значит это какие звуки ? (согласные) . Какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П и Б . ( Звук П произносится без голоса, а звук Б с голосом ). Звуки П и Б мы можем произносим твердо, в можем произнести их мягко Пь, Бь. Давайте дадим хар-ку звуку П (дети дают хар-ку звука: звук П согласный, глухой, твердый) Каким цветовым символом будем обозначать этот звук? (синим) (Далее тоже со звуками Б, Бь, Пь) Давайте поиграем я буду называть слова если вы услышите звук «Б» покажите колокольчик, если «П» закроете ушки руками.( пух, перо, библиотека, булочка, Буратино, пульт, кепка, кабан, тряпка, каблук) Мы с вами знаем что звуки «Б», «П» бывают твердыми и мягкими. Давайте с вами поиграем: Замените твердый звук П на твердый звук на Б (Па-па-па, По-по-по, Пу-пу-пу) А теперь звук мягкий звук Бь на мягкий звук Пь (Бя-бя-бя, Бе-бе-бе,Би-би-би). Д.игра «Преобразование слов. Измени звук П на звук Б» Пар – бар, пыль – быль, пух – бух, порт – борт, пашня – башня, пока – бока, плеск – блеск. Физ. минутка. Все движения разминки, повторяем без запинки! . Раз! Подпрыгнули на месте . Два! Руками машем вместе . Три! Прогнули ловко спинки . Посмотрели на ботинки. А теперь нагнулись ниже, Наклонились к полу ближе. На 4 разогнулись Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись Вот и стали мы сильнее, здоровее и веселее!

Работа с раздаточным материалом. Сейчас мы с помощь звуковых символов (квадратиков синего, зеленого и красного цвета) выложите схему слова. (пух, пир, бык, Бим) Попутно спрашивается, сколько слогов в слове, определение места звука в слове. Послушайте и отгадайте загадку. С ветки на ветку, быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка) Сколько слогов в слове( два). Где слышится звук «Б» (в начале слова). Как звучит звук ( мягко). Составьте предложение с словом «белка».

Очень ловкая хозяйка!

Не грязнуля, не лентяйка,

Чистит, моет от души.

С ней дружите, малыши.

Вот сторонница порядка

Королева мойки . ( Тряпка) Сколько слогов в слове? (два) Где вы слышите звук? ( в середине слова) Как звучит звук? (твердо) Составьте предложение с словом «тряпка»

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела, дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб….. ( Пила) Сколько слогов в слове? (два) Где вы слышите звук? ( в начале слова) Как звучит звук? (мягко.) Составьте предложение с словом «пила»

Давайте вспомним, какой буквой на письме обозначаем звук П? звук Б? Давайте возьмем пластилин и на дощечках вылепим буквы «Б», «П».

3 часть (заключительная) О каких звуках мы сегодня говорили? («Б», «Бь», «П», «Пь»). Какие это звуки? (согласные, бывают -твердыми мягкими, глухими – звонкими. ) Какие буквы мы сегодня лепили из пластилина? («Б», «Бь», «П», «Пь»).

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий, элементов ТРИЗ, элементарного музицирования Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»

Содержимое публикации

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых,

ИКТ-технологий, элементов ТРИЗ, элементарного музицирования

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»

Цель: развитие музыкальности у детей старшего дошкольного возраста средствами инновационных технологий

Приобщать детей к музыкальному искусству и побуждать к творческому самовыражению;

Развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, темп, динамику, тембр с помощью алгоритма «Волшебная дорожка» и использование Колец Луллия;

Развивать и способствовать проявлению музыкально-творческих способностей детей;

Развивать умение выразительно и эмоционально петь, способствовать развитию чувства ритма, чистоты интонирования;

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, ответственности.

Совершенствовать способность решать интеллектуальные задачи путем построения ассоциативного ряда;

Стимулировать самостоятельную деятельность детей в процессе импровизации танцев, оркестровок, поэтического музицирования;

Развивать умение творчески интерпретировать музыку разными средствами художественной выразительности;

Совершенствовать содержательность и связность речи (диалога и монолога), словарь детей.

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Закреплять знания о времени года, расширять представления о приходе весны;

Обогащение словарного запаса детей;

Расширение кругозора средствами музыкальных и художественных произведений.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Материал и оборудование: музыкальные инструменты – бубны, тарелочки, маракасы, треугольники, ксилофоны, глокеншпили, деревянные коробочки, тон – блок, колокольчики, бубнецы; Кольца Луллия пособие «Определи настроение музыкального произведения и узнай кто написал»; таблица «Волшебная дорожка»; карточки на каждого ребенка к музыкально – дидактической игре «Печка»; мнемодорожка к песне «Весенняя» Фроловой; Лепбук «Музицирование».

Предварительная работа:Разучивание песен: «Ама – лама» Т. Тютюнниковой, « Весенняя» Фроловой, «Моя семья» Е. Курячий.Знакомство с музыкально – дидактической игрой «Печка». Знакомство с пособием Кольца Луллия. Знакомство с картотекой музыкальных признаков.

Организационный момент.

(Дети входят в зал под бодрую музыку, останавливаются и поют музыкальное приветствие «Доброе утро!»)

Музыкальный руководитель:

Как хорошо, весна пришла!

Легко дыханье ветерка,

И нежность в солнечных лучах,

Плывут по небу облака.

Я вас приглашаю сегодня в необычное путешествие, хочу предложить полетать высоко над землей и посмотреть сверху на все то, что нас окружает нас: реки, поля, леса, горы, скалы, моря, океаны. А на чем можно полететь?

(Предполагаемые ответы детей: – На ракете, самолете, на ковре – самолете,

на воздушном шаре)

Музыкальный руководитель: – Полетим на воздушном шаре. Занимайте поскорее места.

Ребята, а вы не знаете, почему наш шар не летит?

(Предполагаемые ответы детей: – Нет ветра)

Музыкальный руководитель: – Какие бывают ветры?

(Предполагаемые ответы детей: – встречный, попутный)

Музыкальный руководитель: – А нам какой нужен? Давайте поможем нашему воздушному шару подняться высоко, подуем сильно.

(Дети начинают дуть. Звучит музыка)

Музыкальный руководитель: – Ура! Полетели!

(Музыка затихает)

Музыкальный руководитель: – Вот мы и прилетели, где же мы очутились? На лесной поляне. Вот лучи солнца осветили пригорок, разлетелись солнечные зайчики по лесу, запрыгали с ветки на ветку. Как хорошо в лесу, как свежо! Запахло весной. Чувствуете запах весеннего леса? Подышим глубоко, через нос вдохнем чистый воздух, а затем медленно выдохнем

(Упражнение на дыхание)

– Всё очнулось ото сна!

Предлагаю поиграть в игру «Весна», вспомним хорошие и плохие признаки весны.

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Музыкальный руководитель показывает белый домик

(дети называют хорошие признаки весны)

(Предполагаемые ответы детей: – Весной прилетают птицы с юга, набухают почки, просыпаются насекомые, просыпается природа)

Затем муз.руководитель показывает черный домик.

Дети называют плохие признаки весны:

(Предполагаемые ответы детей: – Весной грязь и слякоть, сильные ветра, часто бывают пасмурные дни, бывает идет снег)

Музыкальный руководитель : – Весной все просыпается и оживает. Я предлагаю вам, ребята, песенкой разбудить природу, будем фантазировать, музицировать.

Упражнение «Ама – лама» Т. Тютюнниковой

Музыкальный руководитель : – Молодцы! А теперь, сядем на пенечки. Посмотрите, ребята, у меня на столе лежит «Круг Луллия» на первом круге картинки к музыкальным произведениям, на втором круге картинки с изображением композиторов, а на третьем круге картинки эмоций.

Послушайте музыкальное произведение, а затем поставьте стрелочку на те картинки, которые, по вашему мнению, больше подходят к этому музыкальному произведению.

Слушание «Подснежник» П. Чайковского

(После прослушивания музыкального произведения дети выполняют задание)

Ребенок ставит стрелочку на картинку с изображением подснежника, на портрет П.И. Чайковского, и эмоцию – веселье.

Музыкальный руководитель : – А чтобы рассказать об этом произведении мы отправимся на станцию «Расказкино», как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы и рассуждения детей)

Музыкальный руководитель: – Правильно, догадались, на этой станции мы будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске.

Пройдем по ступенькам и многое узнаем.

Работа со схемой: каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать.

композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;

маски солнышка напоминают о настроении ;

4 картинки помогает определить жанр музыки;

шарики – подсказывают назвать регистр (звуковысотность) ;

дети с инструментами – напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;

поезд-динамика – определяет громкость звучания и динамические оттенки;

человечек на велосипеде – подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения.

Дети составляют рассказ о музыкальном произведении «Подснежник» П. Чайковского.

Музыкальный руководитель: Дети, я предлагаю вам, изобразить образ подснежника. И рассказать, что вы почувствовали, изображая образ подснежника.

Дети изображают образ подснежника и рассказывают, что они почувствовали:

(Предполагаемые ответы детей: – Я проснулся, потянулся, солнышку улыбнулся, я почувствовал тепло, ветерок мне дул на листочки. Я пробивался из – под снега,

чтобы увидеть мир)

Музыкальный руководитель: – А кто изобразит настроение музыкального произведения графически? Какие линии, будут характерны для этого произведения?

(Педагог раздает планшеты)

А остальные дети будут дирижерами, будем передавать характер музыки движениями рук.

(Слушание фрагмента «Подснежник» П. Чайковского одновременно с показом мультимедийной презентации «Подснежник»)

(Дети выполняют задание)

Музыкальный руководитель: – Сейчас у нас Весна – замечательное время года. Давайте радоваться ему. Будем петь и хороводы водить. Но прежде, разомнем пальчики и разогреем свое горлышко.

Пальчиковая гимнастика «Гроза»

Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали – (пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей – ( скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – ( средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – ( стучим кулачками )
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.

Музыкальный руководитель: Все оживает, стрекоза тоже радуются весеннему солнышку, но ей стало скучно, и она полетела к пруду.

Попевка «Стрекоза и рыбка» А. Евтодьева

Музыкальный руководитель: Я предлагаю украсить эту попевку «звучащими» жестами.

А сейчас устроим театр песни. Девочки стрекозы поют тоненьким высоким голоском, а мальчики рыбки поют средним голосом. Мимикой и выражением глаз изобразим героев песни.

Музыкальный руководитель: – Посмотрите, какое разнообразие музыкальных инструментов (инструменты на столе). Музыкальными инструментами можно не только украшать музыку, но и выразить какой – либо характер, явление природы и даже чей – то образ Я предложу вам несколько образов и явлений природы, попробуйте выбрать нужный инструмент и изобразить их: весну, ручей, воробушек, ворону, дятла, капель, сороку, гром. Я знаю стихотворение про весну, помогите мне его озвучить на музыкальных инструментах.

Весна идет, весне все рады.

Бегут ручьи через преграды.

С весной и птицы оживились

Воробушки преобразились.

Чириканье то здесь, то там.

Их громкий глас везде услышишь

Сей мастер класс весне припишешь.

В лесу и дятел застучал

Да долго, видно он скучал.

И стук его «тук – тук» пробил

Конечно, он весну будил.

Звенит капель Весны начало

Сорока весело кричала

Ура весне, ура природе

Хоть грянет гром на небосводе

Все оживилось, все поет

Весна уверено идет!

(Дети к каждому образу и явлению природы подбирают музыкальный инструмент)

Музыкальный руководитель: – По моим губам узнайте, какую я песню спою.

(Предположительно дети узнают песню «Весенняя» Фроловой)

Музыкальный руководитель: Повторим слова песни с помощью мнемодорожки. А на что похоже вступление песни?

(Предполагаемые ответы детей: – На капель)

Музыкальный руководитель: – Украсим весеннюю капель на музыкальных инструментах. А инструмент, на котором вы будете играть попробуйте узнать по описанию.

(Вызываются три ребенка, которые будут озвучивать капель и отгадывать музыкальный инструмент по описанию.

Музыкальный руководитель показывает картинку с изображением треугольника, дети его характеризуют: это ударный музыкальный инструмент, на нем играют металлической палочкой, он имеет форму треугольника)

Показывается картинка с изображением глокенешпиля –

(Предполагаемые ответы детей: – Этот инструмент имеет деревянный корпус, у него есть металлические пластинки. По металлическим пластинкам играют молоточком)

Игра «Узнай по описанию»

Исполнение песни «Весенняя» Фроловой. Озвучивание проигрыша песни на музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель: – А что же дальше на нашем пути? Будто дом, но без крылечка. Что же это, дети? (показ картинки печка)

Музыкальный руководитель: – Видно – печка не простая – вся в узорах, расписная, может, мы у печки спросим, что она здесь делает? Она говорит, что она не простая печка, а волшебная музыкальная. Она любит петь песенки и записывать их. Но ноты она не знает, поэтому она выкладывает ритмический рисунок песенки с помощью поленьев. Длинные поленья это долгие звуки, короткие поленья – короткие звуки.

Муз/дидактическая игра «Дрова»

(Ребенок при помощи музыкального молоточка отстукивает ритм, а дети выкладывают ритмический рисунок при помощи длинных и коротких палочек (дрова-поленья))

Музыкальный руководитель: – Мне кажется, печка выложила из поленьев какую-то песню, узнаем ее?

(Дети прохлопывают ритмический рисунок и узнают песню)

Песня «Моя семья» Е Курячий

(Исполнение песни, передавая метрическую пульсацию ладошкой по коленям соседа и у себя)

Музыкальный руководитель: – Ребята, а какого настроения эта песня? Я вам хочу предложить усовершенствовать песню, придумайте несколько слов, объектов. Эти предметы охарактеризуем, а затем сформулированные свойства перенесем на выбранный нами фокальный объект.

(Дети предлагают слова: солнце и шар и характеризуют их –

Солнце – лучистое, горящее, ласковое, теплое, улыбчивое.

Шар – воздушный, красочный, легкий.

Песня лучистая, теплая, улыбчивая, легкая)

Музыкальный руководитель: – А второй куплет этой песни споем с движениями.

Песня «Моя семья» исполняется с движениями

– А на поле распускаются ромашки, будем весело плясать и ромашки собирать.

Танец «Ромашковое поле».

Музыкальный руководитель: – Вот и закончилось наше путешествие. А что вам больше всего понравилось?

(Ответ и рассуждения детей)

Музыкальный руководитель: – Молодцы, ребята! Но очень жалко расставаться, но пришла пора прощаться. За воздушный шарик вы беритесь, в группу быстро все вернитесь.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель:

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Дети: Пингвин.

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

П – П – П – пыхтим мы глухо

Нет голоса у звука.

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь, когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед. ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед.Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед. Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

Пплатье, лопата, сапоги, поезд, посуда, репа

Пь – апельсин, пиджак, петух, кирпичи, пила, пижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОПАТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь) и получи новое:

точка – почка речка — печка

карта – парта лесок — песок

тачка- пачка леченье — печенье

волк – полк зеленка — пеленка

щелка – полка лесенка — песенка

галка – палка лекарь – пекарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед. Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: подушка, поезд, пальто, пони

палка, пион, пилот, пушка

почта пекарь, пианино, парашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»
Автор: Дорофеева Ирина Александровна
Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

Основные разделы:

  1. Детский сад
  2. Конспекты занятий, НОД
  3. занятия логопеда
  4. старшая группа
Ссылка на основную публикацию