Речевое развитие детей второго года жизни в условиях дома ребенка

Развитие речи детей второго года жизни
консультация (младшая группа) на тему

Развитие речи детей второго года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_razvitie_rechi_detey_vtorogo_goda_zhizni.docx270.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка второго года жизни

Консультация для родителей

Время идет, ваш малыш растет не по дням, а по часам. Ему уже пошел второй год. Вы не перестаете удивляться: все, ну буквально все понимает. А вот говорить.

Активный ребенок активно говорит. Ребенок будет подражать именно вашим звукам, жестам и словам. Этот процесс ему очень нравится. Ваша задача состоит в том, чтобы сопровождать словами по возможности все свои действия, производимые в поле зрения ребенка, а также стимулировать детскую речь.

Когда малыш произносит слово самостоятельно? Прежде всего, тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Услышав слово, произнесенное малышом, задайте ему вопрос: “Что ты увидел?” или “Кого ты узнал?” Пусть вас не смущает, что звучит слово не очень четко, не хватает какого-либо звука или слога.

Как нужно относиться к таким словесным новообразованиям? Естественно. Не стараться закреплять, но и не препятствовать появлению.

Замечательно, если вы создаете для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать что-либо и словом подтверждать свой выбор. Разложите перед ним несколько игрушек и предложите взять одну, называя ее. Не надо демонстрировать при этом изобилие, игрушек должно быть не более 4-5. Иначе малышу будет трудно сосредоточиться и тем более связать предмет со словом, его обозначающим.

Оценивая темпы развития речи ребенка, не следует опираться на чужие достижения.

Разговаривайте со своим ребенком не “сверху вниз”, а на одном уровне.

Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения.

Дети очень любят, когда озвучиваешь для них предметы и игрушки. На втором году малышам уже в некоторой степени доступна интонация и они прекрасно понимают, что волк говорит грубым голосом, а заяц тоненьким голоском. Более того, малыши пытаются это повторить.

На втором году жизни малышам очень нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку. Только прячьте игрушки не особенно хитроумно, ведь действия малыша должны непременно закончиться победой, то есть положительным результатом.

Объекты, за которыми наблюдает малыш, очень хорошо запоминаются. Попробуйте перед прогулкой проверить это: “Сейчас пойдем гулять и снова увидим машину (погладим кота, покормим птиц)”. Будьте внимательны к ответной реакции ребенка, к его впечатлениям. Обязательно демонстрируйте ребенку голоса зверей и птиц, старайтесь, чтобы он повторял за вами и пытался отвечать вам.

Обязательно комментируйте передвижения по дому, не забывая по нескольку раз повторять названия предметов: “Где мы живем? Дома. Вот дверь. Сейчас мы ее откроем и пойдем на кухню. Что ты видишь на кухне? Это плита. На ней мама готовит еду и т.д.”. Не забывайте “вбрасывать” ребенку вопросы, они стимулируют мыслительную деятельность.

Если совсем маленькому ребенку вы задавали вопросы, чтобы привлечь его внимание, то теперь пора добиваться активного ответа. Поэтому отныне у вас для широкого использования имеется не только “Где?”, но и “Кто это?”, “Что это?”. Задали вопрос – не забудьте вытащить и образчик, словечко, обозначающее предмет или действие.

Больше всего в речи у ребенка, конечно же, существительных. Это и понятно, ведь вы с малышом активнее всего осваивали названия всего того, что непосредственно окружает ребенка, то есть игрушек, посуды, частей тела. Для пополнения речи ребенка новыми словами можно использовать картинки. Лучше, если вы приготовите естественные, красочно оформленные, узнаваемые картинки.

Никаких особенных приемов работы с картинкой нет. Вы показываете картинку (на первых порах только одну) и просите ребенка: “Ну-ка, Аля, посмотри, вот лягушка. Лягушка квакает: ква-ква. Покажи мне лягушку”. Если дело поначалу не ладится, возьмите ручку ребенка и покажите ею на лягушку. Просто отвечать и выполнять неинтересно, поэтому спрячьте картинку. Иногда даже придется побыть лягушкой. Когда малыш справится, вы можете дать ему вторую картинку, ну, а потом обе вместе. Но не переусердствуйте. Увеличивайте их количество постепенно. Более 7-8 картинок показывать одновременно не нужно, ведь возможности малыша пока ограничены, и нельзя перегружать его внимание. Картинки, на которых нарисованы предметы, называются предметными, с них-то и начинайте. Потом уже можно будет приготовить картинки, где знакомые предметы (или живые объекты) действуют.

Вот так вы будете способствовать усвоению ребенком не только названий предметов, но и действий, ведь малыш уже начинает пользоваться и глаголами.

С полутора лет на радость родителям ребенок начинает пользоваться предложениями. Они, правда, еще небольшие, всего из двух слов: “Мама, бум-бум”. Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырех.

Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребенок порадует родителей года через три, о предлогах и союзах вообще думать рано, но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно активнее читать книжки.

Сразу же хочется предупредить родителей: будьте внимательны при покупке литературы для детей. Есть много замечательных книг, на которых выросло не одно поколение. Их содержание не устареет никогда, потому что, во-первых, они написаны талантливыми людьми, знающими психологию малышей, а, во-вторых, они написаны с любовью. Старайтесь, чтобы книжка соответствовала возрасту ребенка, то есть, чтобы малыш понимал содержание. Иллюстрации – это тоже очень важно. Полуторагодовалый ребенок уже пытается переворачивать страницы, и это здорово, особенно, если при этом он еще и рассматривает картинки.

Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении, читайте выразительно и не торопитесь. Попробуйте предложить ребенку самому выбрать книжку. В первое время для чтения вполне достаточно и пяти минут, ну, а дальше действуйте по обстоятельствам. Не нужно силой усаживать ребенка возле себя. Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займется игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребенок будет договаривать последний звук, слог, слово.

Дети с удовольствием озвучивают “Путаницу” К. Чуковского. Попробуйте попросить ребенка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или продемонстрировать действия персонажа, а затем назвать, кто это был, что делал.

Ни в коем случае не препятствуйте использованию жестов, с их помощью малышу легче выразить свои мысли, переживания.

Лучше всего речь развивается в деятельности, поэтому не забывайте и о практических умениях малыша. Показывая, как и что нужно делать, вы рассказываете о порядке действий.

При этом ребенок не только учится понимать вашу речь, но и пытается проговорить услышанное слово. Ловите такие моменты и помогайте вопросами.

Для развития речи, нужно использовать каждый удобный случай. Не является исключением и время еды. Вы называете ребенку, что он ест, объясняете, как нужно есть, держать ложку, вилку.

Процесс одевания и раздевания тоже предоставляет широкое поле деятельности. Вы вводите новые слова, обозначающие не только предметы одежды, но и процедуру расстегивания, снимания, натягивания и т. д.

Всех родителей интересует, сколько слов должно быть в словаре малыша, какое количество считается нормальным. К двум годам вы можете насчитать 100 слов, которыми активно пользуется ваш наследник. Но их может быть и 300. Это зависит от того, в каких условиях растет маленький человек , окружен ли он вниманием взрослых, стараются ли развивать малыша.

Развитие речи ребенка на втором году жизни

Развитие речи ребенка на втором году жизни

Ирочка, спи, уже десятый час пошел!

А куда он пошел?

К началу второго года та подготовительная работа по развитию речи, которая происходила в первые месяцы жизни ребенка, уже дает зримые плоды. Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых; быстро растет количество слов, которые он понимает. Ребенок уже знает названия многих предметов, движений и действий (сядь, встань, возьми, отнеси). Но пока еще он пользуется односложными предложениями. Так, произнесенное им слово дай в зависимости от ситуации может обозна­чать, чтобы ему дали игрушку, книгу, печенье. Произнося слово Ляля, он тем самым как бы хочет сказать: «Дай мне Лялю» или «Посмотрите, какие у Ляли глазки (платье)», при этом нередко показывает на глаза, платье куклы.

К полутора годам ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и некоторые согласные звуки — [м], [п], [б], [к], [г], [т], [д], [н], [в], [ф], [х], [и]. Многие из согласных звуков часто произносятся им смягченно <дяй вместо дай). Нередко вместо общепринятых слов упо­требляются звукоподражания: корову ребенок называет му, собаку — ав-ав, кошку — мяу, машину — би-би, часы — тик-так. Звукоподражатель­ные слова произносить малышу легче, чем полные. Вместо целого слова он может произносить также ударный или первый слог: кукла — ку, соба­ка — ба, коробка — ко.

С полутора лет у ребенка наблюдается резкий скачок в развитии ак­тивной речи: он начинает изменять слова, пользоваться некоторыми грамматическими формами, связывать слова в фразу: Дай ку (Дай куклу); Вова би-би (Вова хочет машину). Одни и те же слова они могут произно­сить неоднократно.

Постепенно речь становится основным средством общения, вытес­няя мимику и жесты. Наступает период самостоятельного произнесения осмысленных слов. Быстро растет активный словарь малыша — к двум годам он включает уже примерно 300-400 слов (в основном это имена существительные и глаголы, причем глаголы встречаются примерно в 2-3 раза реже, чем имена существительные, появляются в речи наречия: тут, там, здесь). В этот период он учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые еще, как правило, не согласованы между собой: Вето, бай-бай (Света хочет спать.). Предлоги в большин­стве случаев еще отсутствуют: Вова мика (У Вовы мишка.).

К двум годам ребенок четко произносит почти все гласные звуки, пра­вильно выговаривает многие, наиболее легкие согласные, усваивает про­стейшую интонацию (в его речи появляются вопросительные и восклица­тельные предложения). Отчетливость произнесения звуков в этот период жизни во многом зависит от их места в слове. Так, в простых двусложных словах с открытыми слогами (мама, Вова, Катя) малыш правильно про­износит все звуки; а в словах, состоящих из трех и более слогов, часто за­меняет одни звуки другими, пропускает звуки и слоги (вместо машина – паина, вместо велосипед — апипед). Пропуск звуков наблюдается и в сло­вах со стечением согласных (два согласных находятся рядом): дверь как вей и т. д. Произношение многих звуков неустойчиво, в одних случаях ре­бенок может произнести их правильно, в других — неправильно.

Надо заметить, что темп развития речи у детей различный. Он зависит не только от того, как часто взрослые общаются с ребенком, но также и от индивидуальных его особенностей.

На втором году жизни ребенка необходимо решать следующие задачи речевого развития: развивать у него понимание речи взрослых, умение точ­но подражать словам; поддерживать стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомить его с названиями предметов и явлений, выра­жать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.

Если на первом году жизни малыша часто называли по имени, то на втором году он уже откликается на него. Ребенок знает и правильно назы­вает близких ему людей (мама, папа, баба), некоторые знакомые ему предметы, игрушки; может выполнить по просьбе взрослых несложные действия, простые поручения.

Ребенок этого возраста повторяет вслед за взрослым звуки, отдельные звукосочетания, слова, даже сложные, непонятные для него. Правда, у не­го это не всегда удачно получается, и возникает множество забавных дет­ских слов, которые так смешат и умиляют взрослых. Но уже к концу вто­рого года ребенок легко и правильно повторяет целые слова и фразы, состоящие из 2-3 и более слов. Он спрашивает взрослых, как называется тот или иной предмет (игрушка): «Что это?». Если к полутора годам ма­лыш составлял в основном предложения из 2 слов, то к концу второго го­да он строит предложения уже из 3-4 и даже более слов.

Характерной особенностью ребенка этого возраста является потреб­ность в речевом общении, а также накоплении впечатлений, происходя­щих в предметной деятельности.

Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действи­ям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратить­ся и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением. Это и является главным стимулом к усвоению речи.

В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы (в основном это предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, иг­рушки), понимать и выполнять несложные задания; составлять из нескольких слов несложные фразы. Покажите ребенку куклу и спросите: «Это Ляля. Это у Ляли глазки. Это носик. Это ушки. Это ручки, ножки. » Затем пред­ложите ему показать (сначала у куклы, потом и у себя): «Где у Ляли носик (глаза и т. д.)? А у Тани где носик (глаза и т. д.)?».

Понимание речи взрослых к концу второго года жизни качественно меняется — речевые указания окружающих начинают регулировать пове­дение малыша. Так, ребенок уже понимает и может выполнить некоторые простые поручения. Для развития понимания речи, расширения словар­ного запаса малыша предлагайте выбирать среди нескольких игрушек ка­кую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, по­гремушку и попросите найти среди них, например, пирамидку и дать ее, переложить игрушку или предмет с одного места на другое и т. д. Посте­пенно такие задания усложняются.

Для развития активной речи ребенка нужно создавать такие ситуации, при которых он вынужден обращаться с речью к взрослым. Например, попросите малыша принести какой-то предмет, но для этого он должен сначала попросить его у папы или спросить у бабушки, где он лежит (эти задания следует давать не ранее чем с полутора лет).

Некоторые родители стараются предупредить желания ребенка, не да­ют ему возможности словами выразить свою просьбу.

Например, Андрей подошел к столу и тянется к вазе с фруктами. Мать вместо того, чтобы спросить ребенка: «Что тебе дать?», молча дает ему яб­локо. Он также молча берет его и отходит. В данном случае мать не толь­ко не стимулирует речь малыша, а, наоборот, создает такие условия, ког­да у ребенка отпадает всякая необходимость обращаться к взрослому. Для развития речи необходимо использовать моменты, когда ребенок вынуж­ден по собственной инициативе обращаться к вам. Если он не может на­звать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч (пирамидку)?». Предложите ребенку по мере его воз­можности повторить, назвать данный предмет.

Знакомить малыша с новыми предметами и игрушками можно и в игровой форме. Покажите ребенку игрушку: «Это петушок», а потом быстро спрячьте и спросите ребенка: «Где петушок?». Затем опять по­кажите: «Вот петушок». Потом вновь спрячьте и скажите: «Где пету­шок? Давай его вместе позовем». Продолжая игру, попросите ребенка самостоятельно позвать петушка. После этого дайте игрушку ребенку. Спросите ребенка, как кричит петушок, как лает собака, как мяукает кошка и т. д. Добивайтесь, чтобы ребенок правильно и четко произносил эти звукоподражания.

Дайте малышу рассмотреть, потрогать новую игрушку. После этого посадите ее на стул (положите на кровать, поставьте на ноги), одновре­менно говоря: «Ляля, стой (мишка, спи; зайка, сиди)». Предложите ре­бенку самому накормить ее, уложить спать, поставить. Постепенно он начнет самостоятельно в игровых ситуациях пользоваться глаголами при назывании тех или иных действий.

Играя, ребенок часто разговаривает с игрушками. В таких случаях не следует ему мешать, так как в этот момент совершенствуется его произношение, улучшается подвижность артикуляционного аппарата, развивает­ся голос, дыхание,

Ребенок быстро запоминает слова, которые слышит ежедневно. Ис­пользуйте любую возможность для развития его речи. Так, при подго­товке к завтраку, обеду или ужину, при кормлении называйте свои дей­ствия, предметы, которые ставите на стол: «Это чашка для папы, это чашка для мамы. Это маленькая чашечка для Танечки». Через некото­рое время малыш, подражая вам, ставя посуду на стол, будет сам гово­рить эти слова.

Для стимуляции речи ребенка нужно задавать ему вопросы, на кото­рые первое время вам придется отвечать самим. Мать, разбирая Андрею кровать, спрашивает его: «Куда сейчас Андрюша пойдет? В кроватку. Спать». Постепенно ребенок будет отвечать на такие вопросы сам (в 1 год 8 месяцев Андрюша на этот вопрос отвечал уже не бай-бай, а говорил пать (слать)). Таким образом, у малыша будут постепенно вытесняться упрощенные слова.

Вызвать речевую активность ребенка можно и таким образом: пока­жите игрушечного щенка и спросите малыша: «Это котенок?». Такие про­воцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат его вслушиваться в речь окружающих.

Разговаривать с ребенком надо о тех предметах, которые привлекают его в данный момент, или о тех действиях, которые он совершает. Напри­мер, собираясь с малышом на прогулку, бесполезно говорить с ним об иг­рушках. Лучше обратить его внимание на то, что надо надеть шапочку, ва­ленки и т. д.

На прогулке ребенок видит вокруг себя много новых, незнакомых, привлекательных для него предметов. Он хорошо запомнит слова, обо­значающие то, что его особенно заинтересовало. Вот увидел малыш авто­мобиль. В этот момент и нужно сказать ему, что это машина, что она едет, гудит, что она синего цвета. А дома, после прогулки, спросить, что он ви­дел на улице.

К концу второго года с ребенком можно говорить о тех предметах, ко­торые он сейчас не видит, но уже хорошо знает. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.

Обогащение словарного запаса должно происходить не только за счет существительных или глаголов, но и других частей речи. Двухлетние де­ти могут запомнить, кроме названий, некоторые качества и свойства пред­мета — круглый, мягкий, твердый. Взрослые должны упражнять малыша в их усвоении. Поводом для этого может быть любая ситуация. Так, укла­дывая дочку спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у Ляли (кукла) кроватка маленькая. У папы чашка большая, а у Тани – маленькая». Указывая на величину предметов, необходимо помнить, что предметы, предлагаемые для сопоставления, должны находиться рядом, чтобы ребенок видел их. Предложите ему показать, где большая чашка, а где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов. Например, Свете купили новое платье. Мать подходит к девочке и говорит: «Какое красивое платье у Светы! Красное»,

Когда вы знакомите малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчетливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно упо­треблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твер­дость произнесения согласных звуков (говорить дай, а не дяи). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игру­шечного гуся, скажите ребенку: «Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко гя-гя-гя, надо поправить его.

Чем чаще ребенок будет произносить звуки, слова, употреблять фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в сво­ей речи вновь усвоенные слова. Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими его людьми осуществлялось только с по­мощью речи. Желание ребенка говорить следует всячески поощрять.

Дети второго года жизни очень любят рассматривать цветные картин­ки. Используйте этот интерес малыша для развития его речи: предложи­те ребенку показать какой-либо предмет, найти мишку, зайчика. (Изобра­жение на картинках должно быть красочным и несложным по сюжету.)

Со второго полугодия второго года жизни следует от показа предмет­ных картинок перейти к показу картинок, на которых изображены дейст­вия, совершаемые животными, людьми: собака бежит, кошка ест, малыши играют. Нужно обращать внимание ребенка на эти действия, предлагать называть их. Можно задать такие вопросы: «Кто это?». (Зайка.) «Что он делает?». (Сидит.)

Чтение небольших рассказов, сказок, потешек и стихотворений спо­собствует развитию речи малышей. Чтение стихов вырабатывает у ребен­ка чувство ритма, которое выражается в том, что, слушая их, он нередко в такт начинает покачивать головой, хлопать в ладоши, постукивать ножка­ми. Стихи, прибаутки, потешки должны быть небольшими по объему, ритмичными, несложными по содержанию. Следует поощрять ребенка, если он вслед за вами повторяет отдельные слова, договаривает стихо­творную фразу.

У ребенка второго года жизни проверьте

    Может ли он ответить на простые вопросы, выполнить несложное пору­чение (например, взять со стола ложку, отнести ее на кухню и т. д.)? Легко ли он повторяет за взрослыми слова, небольшие фразы? Какие звуки ребенок к концу второго года произносит отчетливо, доста­точно ясно, какие не всегда четко? Из какого количества слов ребенок строит предложения? Как часто ребенок вступает в общение со взрослыми (с другими детьми) по собственной инициативе?

Эти наблюдения помогут вам установить, на какие стороны речи ре­бенка надо обратить особое внимание.

«Развитие речи ребенка второго года жизни»

В первой половине второго года жизни у ребенка наиболее интенсивно
развивается понимание речи: он начинает связывать представления об
окружающих его людях с их именами, понимать названия предметов и
некоторых действий. Развитие способности подражания речи проявляется
в том, что дети легко повторяют часто слышимые звукосочетания и
отдельные простые слова. В этот период у ребенка развивается и его
собственная активная речь. К 1 г. 6 мес. дети много лепечут, сопровождая
лепетом свою деятельность. Постепенно лепет усложняется по своему
звуковому составу, появляется и увеличивается запас произносимых
ребенком слов. Для детей этого возраста характерно употребление
простых, односложных слов (на, дай) и слов с повторяющимися
одинаковыми слогами (мама, папа и др.). Словарный запас достигает к 1 г. 6 мес. 30—40 слов, но может быть значительно шире.
В семье необходимо учить детей первого полугодия второго года жизни понимать имена родителей и детей; слова, обозначающие названия знакомых
предметов — игрушек, одежды, обуви, частей тела, некоторых продуктов
питания, блюд, посуды, мебели, животных; слова, обозначающие действия
(например: дай, покажи, принеси, положи, упал, есть, пить, сядь, встань,
спать, гулять), а также слова: да, нет, нельзя, можно и т. д.
Приведенный перечень, безусловно, не следует считать застывшей
нормой для всех. В одинаковых условиях у одних детей понимание речиразвивается несколько раньше, а у других – несколько позже.
Результатом развития понимания многих из указанных слов является то, что ребенок начинает правильно выполнять простые поручения
родителей (дай мяч: покажи, где у собачки нос, глаза, хвост; принеси
башенку; положи кубик на стол), указывать и показывать тот или иной
предмет в натуре и на картинках (собаку, кошку, петуха, различные
игрушки), понимать несложные сюжеты инсценировок, показываемых
воспитателем. Он проявляет активное отношение к демонстрируемым
воспитателем последовательным действиям с предметами (например, в
процессе показа того, как кукла идет, потом падает, ушибается и плачет,
ребенок внимательно слушает, смотрит, издает возгласы, иногда
произносит слова и вслед за воспитателем производит отдельные
действия).

В таких условиях к 1 г. 6 мес. он начинает произносить
облегченные слова («ав-ав». «мяу», «ку-ку», «му-му», «га-га», «топ-топ»,
«бай-бай», «ля-ля», «бах», «аи-аи», «куп-куп», «би-би», «ду-ду», «тук-
тук» и др., обозначающие знакомые предметы, и постепенно заменять их общепринятыми: собака, кошка, петушок, корова, гусь, уточка, машина и
т. п.
Своевременная замена облегченных слов общеупотребительными
происходит быстрее, если взрослые специально учат этому ребенка. При
систематической работе по развитию речи с детьми первой половины
второго года жизни словарный запас у них после 1 г. 6 мес. значительно
возрастает, хотя произношение остается еще несовершенным. Тем не
менее уже на этом этапе необходимо не только давать ребенку
соответствующие образцы слов, но и стараться обращать его внимание
на то, как надо произносить то или иное слово правильно. Ни в коем
случае не следует в разговоре с детьми пользоваться словами с
искаженным звучанием или несовершенными «детскими», так как это
отрицательно сказывается на развитии не только фонетической, но и
смысловой стороны речи детей.
Учитывая, что малышу в возрасте 1 г.— 1 г. 4 мес. еще очень трудно овладеть словами, обозначающими названия предметов, родители
могут при назывании предмета обычным словом употреблять
одновременно и облегченные слова, обозначающие действия этого
предмета (часы тикают «тик-так», собачка лает «ав-ав», кукла топает
сапожками «топ-топ»). Дети легко и быстро усваивают подобные слова.
Вместе с тем не следует закреплять в речи детей облегченные слова,
необходимо своевременно учить их овладевать общеупотребительными
названиями предметов и действий.
Если родители будут систематически обращать внимание ребенка
на правильное произношение звуков, то к двум годам малыш может
овладеть большинством звуков русского языка. Трудны для детей такие
звуки, как ж, з, ч, ш, щ, р. Эти звуки они обычно заменяют другими.
Овладение правильным произношением указанных звуков будет
происходить в течение третьего-четвертого года жизни ребенка.
Во второй половине второго года жизни у ребенка происходит
дальнейшее развитие понимания речи окружающих. Малыш начинает
легко повторять слова, более сложные как по звуковому составу, так и по
значению (машина, игрушка и др.), малознакомые ему слова, а также
отдельные фразы, которые он слышит в речи окружающих. Дети все чаще
по собственной инициативе начинают обращаться к окружающим их
взрослым. Особенно быстро растет запас употребляемых слов,
увеличиваясь к двум годам до 300 и более. Дети начинают использовать в
своей речи различные грамматические формы слов. Усложняется и
синтаксис. Двух- и трехсловные предложения к концу второго года жизни
ребенка сменяются четырех- и пятисловными. К этому времени речь
становится для детей основным средством общения со взрослыми.

На основе развития подражания и памяти
малыши научаются повторять короткие стихи. Легкое усвоение
незнакомых слов и целых фраз ведет к быстрому росту словарного запаса.
Ребенок начинает употреблять не только простые, но и сложные
предложения. В его речи появляются предлоги, союзы, вопросы (где? когда? почему?). Происходит интенсивное овладение грамматическим
строем языка. Речь ребенка становится ведущим средством общения не
только со взрослыми, но и с детьми.

Для формирования активной речи во втором полугодии второго года
жизни необходимо дальнейшее развитие у ребенка способности
подражательно произносить не только знакомые, но и незнакомые
слова. При систематическом проведении занятий по развитию речи и
побуждении детей употреблять то или иное слово в быту, в игре
способность подражания у детей во второй половине второго года
развивается настолько, что на повторных занятиях они начинают
произносить почти все слова, которые употребляет в ходе занятий воспитатель. Больше того, в отдельных случаях малыши дополняют сказанное родителями словами, усвоенными ранее (например, мама обращается к кукле со словами: «Катя, ешь суп», а ребенок добавляет: «С хлебом»).
Все вышесказанное свидетельствует о том, что в результате
систематической работы по развитию речи у ребенка формируется
речевой слух и совершенствуется деятельность рече-двигательного
аппарата. Это дает ему возможность произносить услышанные слова.
Повторяя за близкими то или иное незнакомое слово, дети могут еще
и не знать его смыслового содержания. Поэтому родителям необходимо
в той или иной степени раскрывать содержание слов, с тем чтобы они
могли в дальнейшем правильно их употреблять. Для своевременного развития активной речи детей нужно побуждать ребенка как можно чаще обращаться к
окружающим его взрослым, стараясь при этом, чтобы он пользовался
усвоенными ранее словами и овладевал произношением новых.

Игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и до года, и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик — «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;

На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

Надувать мыльные пузыри;

Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.

«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке « Стихи-болтушки » ( Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
  • 7. Чтение книг

    Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

    Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

    8. Сюжетно-ролевые игры

    Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

    Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте здесь.

    9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

    Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

    Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

    Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

    10. Постоянно разговаривайте с ребенком!

    Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

    Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

    Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

    Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие – «Альбом по развитию речи для самых маленьких» ( Ozon , My-shop ). О нем я уже немного писала раньше здесь.

    На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

    На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

    Развитие речи детей на втором году жизни

    Развитие речи – одна из важнейших задач психического и личностного развития ребенка. Многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года. Не забывайте об этом, мамы и папы!

    Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Судите сами. К концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов! Поистине гигантские скачки. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждый ребенок обладает своим темпом развития, он неповторим.

    Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком и главное – появляется самостоятельная речь. Как много надо сделать родителям, чтобы помочь малышу научиться хорошо говорить! Для этого необходимо знать основные особенности, задачи и средства развития речи детей. Каковы же основные особенности и направления в развитии речи на втором году жизни?

    На первом этапе (примерно до полутора лет) главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Он быстро усваивает названия предметов. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, как малыш уже запоминает новое слово и по просьбе взрослого указывает на этот предмет пальчиком. Это и есть понимание речи. Заметим: если дети своевременно не овладеют пониманием речи, то может наблюдаться отставание не только в развитии их самостоятельной речи, но и психическом развитии в целом.

    Говоря о понимании речи ребенком, следует подчеркнуть, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста быстро, однако она может оказаться непрочной. Например, малыш хорошо знает предмет (куклу, мишку), но, если этот предмет находится среди многих других, он может ошибиться, когда мы просим принести его. Это родителям надо учесть и как можно чаще показывать данный предмет среди других и давать точное его название. О понимании ребенком вашей речи говорит его так называемая двигательная реакция.

    Не пугайтесь – к концу второго года жизни комплексные ответы (слово в сочетании с жестом или действием) у малыша приобретают большую четкость. Для того чтобы ребенок верно понимал название предметов, действий, он должен больше общаться с предметом – не просто рассматривать, а, если можно, держать в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета: «Какой круглый мячик, большой мячик, красный, красивый. Давай покатаем мячик, вот так, вот так (действия с мячиком). Ой, укатился мячик, принеси мне красный мячик». В этом возрасте важно учить ребенка выполнять поручения.

    Подчеркиваем, что в разговоре с ребенком этого возраста надо называть предметы и живые объекты правильным, необлегченным словом: машина, собака, автобус и т. д.

    Разговаривать с малышом рекомендуем в любой удобный момент. На кухне мама готовит обед, ребенок рядом. Это прекрасный момент поговорить: «Мама будет готовить суп, вкусный суп. Наш мальчик (девочка) любит суп? Скажи: «Да, да». Смотри, что делает мама: картошку режет – «чик-чик». Покажи ручкой, как мама режет картошку. Молодец, помощник мой хороший». Можно использовать моменты уборки квартиры, стирки. Сколько новых слов малыш услышит, «увидит» их значение, а это основа для будущей активной речи.

    Очень многое для развития речи и обогащения знаний дают прогулки, наблюдения за живыми объектами, транспортом. Гуляя с малышом на улице, поговорите с ним, покажите, назовите то, что видит ребенок. «Посмотри, собачка бежит (или сидит). Какая собачка? Маленькая (большая), черная, лохматая. Покажи собачку». Любой момент неожиданности вызывает у ребенка повышенный интерес. Пробежала кошка, проехала машина. Обратите внимание ребенка: «Смотри, машина поехала». Подобные наблюдения следует проводить как можно чаще, но важно не переусердствовать при этом. Постоянные вопросы, разговор могут утомить ребенка, все будет зависеть от его самочувствия, желания в данный момент общаться.

    Что еще следует знать родителям? На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения – мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов, то есть ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме (например, на вопрос: «Где стол? А еще где стол?» – малыш может показать и свой маленький, и большой обеденный, и письменный стол).

    Дети могут узнавать увиденные ранее предметы на картинках, в книжках. Конечно, овладевая обобщением, на первых порах (особенно до 1 года 6 месяцев) они делают немало ошибок: не могут выделить существенные признаки предметов, ориентируются в основном на несущественные, случайные – цвет, детали, форму и т. п. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь.

    Показывая малышу игрушки или какие-нибудь другие предметы, точно называйте их, характеризуйте их признаки (форму, цвет, величину, материал), действия, и не один раз. («Эта собачка беленькая, пушистая, маленькая, а эта собака большая, черная. Собачки бегают или спят. Это большой, пушистый белый мишка, он рычит, а этот мишка маленький, желтый, он пищит: «пи-пи». )

    Очень хорошо, когда у ребенка есть игрушки одного и того же вида, но разные по цвету, величине. Пусть малыш чаще с ними играет, действует (поднимает, переворачивает, ощупывает, качает), а вы в это время назовите правильно его действия, признаки предметов. Это поможет ребенку лучше узнать предметы, научиться различать их и со временем точно и правильно называть. Итак, одно из направлений формирования речи у детей данного возраста – развитие понимания речи взрослых. При этом совершенствуется важнейшая функция – функция обозначения, зачатки которой мы отмечали еще на первом году жизни.

    К 1 году 6 месяцам ребенок может:

    • выделять и обозначать себя, других людей, различные предметы, то есть знает свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, средств передвижения, животных;

    • выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, глаза, уши, рот), а также животных (игрушек). Если и не называет, то все показывает;

    • понимать слова, обозначающие действия, совершаемые в быту (ложись спать, садись, будем одеваться, пойдем гулять и т. д.), а также действия с игрушками и другими предметами (сними, надень, открой, закрой и т. д.);

    • понимать элементарный сюжет (когда ему рассказывают и показывают сказку, используя игрушечных животных).

    Во втором полугодии ребенок:

    • совершенствуется в понимании речи. От 1 года 6 месяцев до 2 лет он уже может различать возраст и пол окружающих людей (девочка, мальчик, тетя, бабушка и т. д.);

    • знает и показывает не только предметы, но и их части, различает размеры (большой – маленький), цвета (красный, синий, желтый, зеленый), знает назначение предметов («Из чашки пьют чай»);

    • начинает понимать слова «можно», «нельзя», «не мешай», «помоги». Это очень важно для регуляции поведения ребенка;

    • понимает и может выполнять несложные поручения из двух-трех действий («Сядь на стульчик и посмотри книжечку»);

    • может понимать вопросы взрослых и элементарно на них отвечать.

    В этот период быстро начинает формироваться самостоятельная речь ребенка. Малыш в общении со взрослыми в основном употребляет слова, подкрепляя их жестами и мимикой. Он усиленно подражает старшим: легкие слова произносит полностью, в трудных словах – отдельные слоги (чебурашка – бубашка, стул – тул и т. п.). Как же быть родителям в таких случаях?

    Что делать? Прежде всего, помнить: как ни забавна речь маленького ребенка, ей не следует подражать в общении с ним, иначе велика вероятность, что речевое развитие малыша задержится. Хотя бытуют разные мнения. Некоторые родители считают, что подстраивание под детскую речь («Ты хочешь бибику?», «Я тебе дам ко-ко») упрощает понимание речи взрослого. Но вот другой жизненный пример. Гуляя с ребенком, мама говорит: «Вот ав-ав побежала». И ребенок спокойно отвечает: «Не ав-ав, а собачка» (а ему еще и двух лет нет). Как говорится, комментарии излишни. Итак, надо не подстраиваться под детскую речь, а, напротив, чаще повторять правильное произношение слова, побуждать ребенка к такому повторению: «скажи», «повтори». Конечно, при этом необходим педагогический и родительский такт.

    Речевое развитие детей, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и обогащению словаря. С течением времени речь ребенка становится все более связной, то есть начинается овладение грамматическим строем предложения. В его речи появляются двусловные предложения, а к концу второго года – предложения из 3-4 слов, вопросительные и восклицательные.

    Более высокий уровень понимания речи взрослых и овладения самостоятельной речью дает детям возможность делать элементарные обобщения. Они могут обозначать одним словом предметы с одинаковыми признаками или назначением (игрушки, посуда).

    К двум годам ребенок много говорит и может обращаться по собственной инициативе к взрослым по самым разнообразным поводам:

    • о своей деятельности (при определенном затруднении просит помочь поднять игрушку, покачать куклу);

    • при желании отдать или передать предмет;

    • с просьбой дать что-либо;

    • для того, чтобы привлечь внимание взрослых к окружающему (пробежала кошка, едет машина);

    • для того, чтобы сообщить о своем состоянии, о случившемся с ним (отнял игрушку другой ребенок, испачкал руки).

    Такие инициативные словесные обращения ребенка к взрослому крайне важны в становлении его активной речи, и их надо поощрять. При этом следите, чтобы облегченные слова в речи ребенка сменялись обычными, приучайте его выражать желания и просьбы словами и короткими фразами. Нужно развивать у малыша потребность в речевом общении, чаще побуждать его к высказываниям: «Скажи то-то», «Что это?», «Кто это?» Часто можно услышать от расстроенных родителей: «Мой (моя) все понимает, но не говорит». Не огорчайтесь, это бывает у многих нормально развивающихся в физическом и нервно-психическом отношении детей, особенно на втором году жизни.

    Однако последите за собой – не вдаетесь ли вы в крайность: ловите каждое желание малыша и по его малейшему требованию, жесту тут же исполняете? В такой ситуации ребенок может долго не заговорить – ведь его и без слов понимают. Разумнее побуждать малыша выразить свое желание словами и только после этого выполнять его. Можно даже сделать вид, что вы не понимаете, чего он хочет. Такое поведение обострит потребность в речевом общении. Но затем желание ребенка обязательно надо выполнить, иначе он может замкнуться, тем более, если такое невнимание взрослого повторится не один раз.

    Очень хорошо, если вы в общении с ребенком будете использовать образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. Это замечательное средство развития речи детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К. Д. Ушинский.

    Все ваши усилия обязательно увенчаются успехом: к двум годам малыш будет общаться с вами с помощью слова, пусть еще и плохо произносимого. На всех взрослых в семье теперь ложится большая ответственность: не допускать в общении с малышом вольностей, которые нередко встречаются в разговоре взрослых между собой. Ведь ребенок копирует речь взрослых, и часто вы можете услышать от него ваши излюбленные обороты речи и выражения, повторяемые с теми же интонациями. Бывает, это умиляет родителей. К сожалению, такое умиление может позднее для ребенка обернуться неприятностями. Не забывайте об этом!

    Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

    Раннее детство и развитие речи

    Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

    Какие факторы влияют на развитие речи

    • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
    • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

    Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

    Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

    • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
    • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
    • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
    • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
    • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
    • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
    • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
    • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
    • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

    Кто быстрее: мальчики или девочки

    • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
    • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
    • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
    • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
    • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
    • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
    • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
    • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

    Как правильно формировать речь

    • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
    • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
    • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
    • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
    • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
    • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
    • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
    • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
    • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
    • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
    • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
    • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
    • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
    • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
    • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
    • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
    • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
    • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
    • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
    • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
    • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
    • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
    • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
    • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
    • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
    • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
    • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
    • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
    • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
    • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

    На что обратить внимание

    • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
    • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
    • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
    • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
    • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
    • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
    • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
    • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
    • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
    • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
    • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

    Логопедические занятия по развитию речи у детей

    Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

    Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

    Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

    Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

    • Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

    • Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

    • Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

    • Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

    • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

    Когда нужно обратиться к логопеду

    Следует обратиться к логопеду, если:

    • до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

    • ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

    • ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

    • ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

    • ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

    • ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

    Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

    Как создать правильную среду для развития речи?

    С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

    Примеры проговаривания ситуаций

    1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

    2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

    3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

    Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

    Анна Андреевна Притворова, логопед

    Читайте также:  Комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки
    Ссылка на основную публикацию