Речевое дыхание и связная речь

Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.

Если вам интересно, в чем особенности речевого дыхания, чем оно отличается от физиологического и как ему научиться, читайте нашу статью.

Особенности речевого дыхания

Для речевого (или фонационного) дыхания характерны быстрый энергичный вдох, небольшая пауза и продолжительный ровный выдох. Это и есть основное его отличие от физиологического.

Ведь как обычно мы дышим? Короткие и равные по продолжительности вдох и выдох, затем пауза. Делаем это, не задумываясь. Речевым же дыханием мы управляем.

Вдох должен быть бесшумным, а выдох — плавным, без толчков. Умение контролировать выдох — это рациональное использование запаса воздуха в процессе говорения, выдержанные паузы, ровный темп и благозвучность нашей речи.

Формирование речевого дыхания в логопедии

При речевых дефектах одним из важных этапов коррекции является развитие речевого дыхания. Особенно это актуально для дошкольников, потому что большинство нарушений речи проявляется в детском возрасте.

Чтобы выработать сильную воздушную струю, уметь ею управлять, не захлебываться при разговоре, соблюдать паузы, поддерживать плавность речи, освоить произношение звуков, над речевым дыханием придется поработать.

Постановка речевого дыхания состоит из трех этапов:

  1. Формирование диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха.
  2. Различение носового и ротового выдохов.
  3. Развитие речевого дыхания.

На первом этапе осваивается навык дышать глубоко, задействуя все отделы легких. Это возможно при участии диафрагмы в процессе дыхания. Напряжение межреберных мышц, плавное движение диафрагмы обеспечивают ровный и продолжительный выдох, незаметный со стороны.

На втором этапе происходит подготовка дыхательного аппарата к голосообразованию, приходит умение различать направление воздушной струи, чувствовать работу дыхательных мышц.

Третий этап учит равномерно распределять воздух на выдохе и осуществлять его добор в процессе речи. Это важно для того, чтобы разделить фразу на интонационно-смысловые отрезки.

А сейчас рассмотрим, какие упражнения на каждой стадии помогут в постановке речевого дыхания.

Но сначала напомним о простых правилах:

  • помещение, где проходит занятие, необходимо проветрить;
  • дыхательные упражнения выполнять до еды;
  • одежда должна быть свободная, не стесняющая движений;
  • во время выполнения упражнений на вдохе следить, чтобы не поднимались плечи, а на выдохе — не надувались щеки.

Этап формирования диафрагмального дыхания и продолжительного ротового выдоха

Все занятия по надуванию чего бы то ни было, например, шаров, мыльных пузырей; по созданию бури в стакане воды, настольному футболу с мячом из ваты.

Также хорошо помогает развитию фонационного дыхания игра на духовых музыкальных инструментах, это помогает разрабатывать дыхательные мышцы и легкие, учит дышать животом.

Автоматизировать этот процесс помогает произношение на удлиненном выдохе гласных звуков и слогов, шепотом и с участием голоса.

Если организовать занятия с детьми в форме игры, это позволит создать непринужденную атмосферу, обеспечит их активность, разбудит интерес и поможет быстрее получить желаемый результат.

Различение носового и ротового выдохов

Чтобы дифференцировать выдох через нос и рот, полезно выполнять следующие упражнения:

  • сделать вдох и выдох через нос;
  • вдохнуть носом, выдохнуть ртом;
  • вобрать воздух ртом, а выдохнуть через нос;
  • вдыхать и выдыхать через рот.

А это — динамические дыхательные упражнения, сочетающие дыхание с движениями тела:

Развитие речевого дыхания

Умение рационально распределять выдох нарабатывается при произношении слогов. Слоги произносятся на выдохе громко, ровно, раздельно. Их количество постепенно увеличивается.

НУ-НО ВИ-ВО ЛУ-ЛЭ ПА-ПО

После освоения этого навыка можно переходить к произношению слов и словосочетаний, также увеличивая их число на одном выдохе.

Добор воздуха в процессе произношения хорошо тренировать на стихотворном материале во время пауз между строками. Делать его надо энергично и бесшумно. Для контроля дыхания можно держать ладонь на животе, чтобы чувствовать движение диафрагмы.

Закрепляется приобретенный навык речевого дыхания во время общения в повседневной жизни. Должно пройти некоторое время, чтобы умение правильно дышать во время речи вошло в привычку.

Если использовать это время, развивая познавательные способности ребенка, его кругозор, словарный запас, совершенствуя его дикцию и технику речи, то новые умения значительно быстрее войдут в его жизнь.

А с ними сойдут на нет психоэмоциональное напряжение, неуверенность, страх общения.

Как работать над постановкой речевого дыхания взрослым

Если вам приходится выступать на сцене, проблем с произношением у вас нет, но речевое дыхание доставляет вам массу неудобств, дополнительно к используемым в логопедии приемам можно добавить следующие:

  • произнесите предложение, медленно выговаривая каждое слово;
  • говорите в обычном для вас темпе максимально долго на одном дыхании;
  • тяните на выдохе согласный “М” так, чтобы он звучал протяжно и отзывался в груди;
  • плавно произнесите на одном выдохе “Ааааа ооооо уууууу ааааа”;
  • задуйте воображаемую свечу, наблюдая, как при этом естественно и ровно выходит из легких воздух, как постепенно опадает грудная клетка; запомните эти ощущения и сверяйтесь с ними, когда находитесь на сцене;
  • читайте скороговорки на одном выдохе;
  • произнесите текст, обращая внимание на то, где происходит добор воздуха;
  • освойте полное дыхание, объединяющее ключичное, грудное и диафрагмальное, которое позволяет использовать весь объем легких для силы воздушной струи;
  • во время выступлений держите спину прямой, плечи развернутыми, шею свободной от напряжения, а позу удобной и естественной, чтобы не препятствовать глубокому вдоху.

Правильное речевое дыхание и качество жизни

Работая над речевым дыханием, вы не сможете не заметить, как меняется ваше эмоциональное состояние. Оно становится стабильным, появляются непринужденность, открытость, оптимизм, дружелюбие.

Страхи, связанные с трудностями в общении и профессиональной деятельности, уступают место уверенному речевому поведению. Жизнь начинает играть красками.

Речевое дыхание

Публикации из раздела “Работа с голосом”

  • Статьи
    • Все
    • Ораторское искусство
    • Популярная психология
    • Работа с голосом
    • Актерское мастерство
    • Переговоры.Продажи.
    • Эффективная коммуникация
    • Аргументация и убеждение
    • Речи известных людей
    • Статьи из энциклопедий
    • Материалы для тренеров
  • Видео
  • Фото
  • Архив рассылки

Бесплатные уроки.
Как подготовить и провести
успешную презентацию

Речевое дыхание

В этой статье речь пойдет о том, что такое речевое дыхание, чем оно отличается от физиологического и почему необходимо уделять внимание выработке правильного речевого дыхания. Общеизвестно, что дыхание – это та сила, которая приводит в действие голосовой аппарат. Каким бы совершенным не был наш голосовой аппарат, без дыхания он будет мертв.

Если физиологическое дыхание – это автоматизированный процесс, и мы не задумываемся над тем, как дышим, то, как только перед голосовым аппаратом ставится задача говорить, работа дыхания сразу же усложняется и процесс дыхания становится управляемым.

ОТЛИЧИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО

Физиологическое дыхание непроизвольно. Основная его функция – это обеспечение газообмена в организме человека. Вдох и выдох мы осуществляем при помощи носа, они короткие и равные по времени. Фаза физиологического дыхания – вдох-выдох-пауза.

Когда мы говорим, физиологического дыхания, с его коротким вдохом и выдохом, недостаточно. Особенно, если наша речь монологична. Для этого требуется больший объем дыхания, умение его экономно расходовать и своевременно возобновлять, необходим и постоянный дыхательный запас.

При говорении вдох носом мы делаем только в самом начале речи или на значительных паузах. В основном же добор воздуха происходит через рот. Выдох так же осуществляется преимущественно через рот. Не случайно говорю о преимуществе ротового вдоха и выдоха, поскольку чисто ротовое дыхание просто не осуществимо. Ведь носовые отверстия остаются открытыми и неизбежно пропускают через себя определенное количество воздуха.

При речевом дыхании выдох намного длиннее вдоха. Последовательность дыхания такова – короткий вдох — пауза – длинный звуковой выдох. В этом и состоит основное отличие речевого дыхания от физиологического.

А сейчас отключитесь на мгновение от чтения и попробуйте что-нибудь сказать на вдохе. Комфортно ли было вам? Неудобства ощущаются по одной простой причине – не умеем мы членораздельно говорить на вдохе.

Все звуки нашей речи образуются на выдохе. И именно организация выдоха имеет важное и первостепенное значение для постановки правильного речевого дыхания. Обратите внимание, не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а наоборот – тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время говорения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Кстати, о вдохе. При речевом дыхании вдох должен быть быстрым, энергичным и обязательно бесшумным. Объем вдыхаемого воздуха мгновенно раздвигает нижние ребра, диафрагма, сокращаясь, опускается и передняя стенка живота слегка выдвигается вперед. Помните – «шарик – животик»?

Далее идет небольшая пауза – задержка дыхания, которая перед моментом выдоха — произнесения звука приводит дыхательный и голосовой аппарат в активное состояние.

А вот сейчас самое главное. Мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, не должны расслабляться сразу же после вдоха. В противном случае мы не получим хороший, качественный и продолжительный выдох. А ведь именно от него зависит ровность и красота нашей речи.

Воздух из легких должен выходить без толчков, плавно. Расширенные во время вдоха нижние ребра постепенно должны принимать свое первоначальное положение. Так же плавно должен проходить и подъем диафрагмы. Все мышцы должны быть активными, но не напряженными.

Другими словами, расслабление мышц, участвующих в дыхательном процессе, должно происходить по нашей воле. И в этом еще одно отличие речевого дыхания от физиологического.

У людей, чья профессиональная деятельность связана с повышенной речевой активностью, дикторов, педагогов, журналистов и др., изначально произвольное и управляемое речевое дыхание, становится организованным и непроизвольным. Как правило, эти люди не задумываются о том, как они дышат в процессе публичных выступлений, а делают это автоматически правильно. При этом дыхания тратится совсем не много и его хватает на длинные фразы. Достигается это только путем тренировки и выполнения определенных упражнений на развитие и укрепление диафрагмы, межреберных и брюшных мышц.

Если вы хотите, чтобы ваша речь была плавной и красивой, чтобы в самые ответственные минуты публичного выступления ваше дыхание служило вам надеждой и опорой, то стоит заранее позаботиться о своем речевом дыхании.

Упражнения, которые вы найдете на нашем сайте, будут способствовать не только укреплению дыхательной мускулатуры, но и усиливать вентиляцию легких, что в конечном итоге благоприятно скажется на вашем здоровье.

Но для того, чтобы усилить эффект от выполнения упражнений для развития речевого дыхания необходимо соблюдать правила. Их немного и думаю, что следование им не составит для вас особого труда.

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

  • Выполняйте упражнения для развития дыхания только в хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе.
  • Выполняйте упражнения на голодный желудок или спустя 1,5 часа после еды.
  • Выполняйте упражнения только в свободной и удобной одежде.
  • Время выполнения упражнений не должно превышать 10 – 15 мин. Без фанатизма!
  • При выполнении упражнений делайте вдох обязательно через нос.
  • Выполняйте упражнения всегда в хорошем эмоциональном состоянии.
Читайте также:  Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых

Начинаем работать над развитием правильного речевого дыхания с элементарного упражнения. За его простотою скрывается выработка очень нужного и важного умения – дышать правильно, активизируя работу диафрагмы. Особенно полезно это упражнение будет для женщин, ведь именно им изначально присущ верхний тип дыхания. При выполнении этого упражнения невозможно дышать верхним отделом груди, грудная клетка будет практически неподвижна, а в основном будут задействованы органы брюшной полости.

  • Лягте на спину. Желательно лечь на твердую поверхность, а под голову положить небольшое полотенце.
  • Ладонь правой руки положите на область между животом и грудной клеткой, ориентировочно – это область пупка. Ладонь левой руки спокойно лежит на груди.
  • Спокойный вдох и выдох через нос. Сосредочьте свое внимание на дыхании.
  • Понаблюдайте за движением правой руки. В идеале вы должны почувствовать характерные подъемы живота на вдохе и опускания на выдохе. Это признак дыхания диафрагмой. Ладонь же левой руки остается практически неподвижной. Это признак отсутствия верхнего дыхания.
  • Продолжайте спокойно дышать. По мере выполнения упражнения дыхание становится более свободным: поднятие живота на вдохе и опускание на выдохе для вас теперь более естественно.
  • Если вдруг вы почувствовали, что во время вдохов и выдохов начинает двигаться ладонь левой руки, лежащая на груди, целенаправленно вернитесь к дыханию животом, расширяя его с каждым вдохом и опуская с каждым выдохом.
  • Время выполнения упражнения 3-5 минут.
  • Продолжайте лежать в том же положении, только руки спокойно положите вдоль туловища.
  • Спокойный вдох и выдох через нос. Сосредоточьтесь на своем дыхании.
  • Обратите внимание на движения вашего живота при вдохе и при выдохе.
  • Подышите так и понаблюдайте за своим дыханием еще минуты 3-5. Регулируйте поток дыхания осознанно.
  • В завершение упражнения, потянитесь и перейдите в позицию сидя.

Выполняйте эти упражнения хотя бы раз в день в течение недели и почувствуете, как со временем необходимость целенаправленной регуляции потока дыхания пройдет, а дыхание животом с активной работой диафрагмы станет для вас привычным.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Развиваем речевое дыхание у дошкольника

Что знают мамы и папы о речевом дыхании? Практически, очень немного, между тем, речевое дыхание оказывает прямое воздействие на быстрое освоение дошколятами навыков связной речи. Если оно развито хорошо, дети могут правильно произносить звуки, говорить не торопясь, отчетливо, выразительно, выдерживать необходимые паузы при произнесении длинных предложений, договаривать фразу до конца.

Родителям важно понимать, смогут ли они, не будучи специалистами, осуществлять развитие речевого дыхания правильно. Для этого надо знать, что собой представляет речевое дыхание, то есть образование связи звуков при участии дыхания, и как его можно формировать. Главное в этом процессе то, что ребенок должен уметь делать плавный вдох определенной силы, экономично расходовать его при произнесении фраз и выдыхать с окончанием предложения.

От чего возникает слабое дыхание у дошколят?

Специалисты отмечают наиболее часто встречающиеся проблемы, когда идет формирование речевого дыхания:

  1. Малыши не могут до конца договорить предложение, так как не хватает воздуха. Повторный вдох мешает плавному разговору, меняет тон голоса. Ребенок заканчивает фразу шепотом.
  2. У дошкольников зачастую наблюдается слабое развитие дыхательного аппарата, что приводит к слабому вдоху и выдоху, что отражается в разговоре: ребенок говорит невнятно, не доводит фразу до конца. Страдает выразительность речи, расстановка пауз. Такое явление нервирует дошкольника, он неохотно вступает в общение.
  3. Хронические заболевания (гаймориты) могут также приводить к слабому дыханию.

Основные правила обучения речевому дыханию

Развитие речевого дыхания будет проходить правильно, если соблюдать определенные правила:

  • Обучая детей, взрослые сами должны уметь правильно использовать речевое дыхание, говорить четко, выразительно, соблюдая логические паузы.
  • Упражнять детей необходимо постоянно, не пропуская занятий. Единичные пропуски допускаются во время болезни ребенка.
  • Занятия проводить в хорошо проветренной комнате, до еды, по 5 минут несколько раз в день.
  • Соблюдая принцип постепенности, начинать нужно с простых, доступных упражнений, постепенно переходя к более сложным.
  • Сначала отрабатывается одно упражнение, затем к освоенному добавляется новое упражнение.
  • Важно не допускать переутомления ребенка, иначе у него пропадет желание заниматься дыхательной гимнастикой.
  • Учить дошкольника делать правильный, средней величины вдох, не напрягая мышцы шеи и плеч.
  • Правильный выдох можно проконтролировать кусочком ваты, положенным на ладонь или тонким бумажным листом, приблизив его ко рту.

Выполнение таких несложных правил даст ощутимые результаты уже через короткое время.

Как правильно организовать развитие речевого дыхания?

Обращаясь к рекомендациям специалистов, можно отметить, что, как и любой процесс, развитие дыхания проходит несколько этапов, каждый из которых достаточно важен. Ни один из них не следует игнорировать, чтобы не нарушать целостность формирования.

К первому этапу относится овладение умением правильно дуть для развития силы и длительности выдоха. Игра, как ведущая деятельность дошкольника может сыграть положительную роль. Чтобы заинтересовать ребятишек, специалисты рекомендуют проводить обучение в игровой форме.

Упражнения для развития речевого дыхания

  • «Зайчики прыгают», когда малыш сдувает легкие кусочки ваты со стола.
  • «Листопад, листопад, листья желтые летят». Из цветной бумаги вырезаются разнообразные листья, упражнение выполняется аналогично.
  • «Воздушный шарик», который подвешивается на уровне лица крохи. Он старается подуть так, чтобы шарик взлетел.
  • «Бабочки летают», «Дождик цветной», подготавливаются и выполняются примерно одинаково. Из тонкой цветной бумаги или ткани вырезаются легкие фигурки и подвешиваются на карандаш. Ребенок держит игрушку у губ и старается, чтобы при помощи выдоха «бабочки» разлетелись.

Фантазия взрослого поможет разнообразить тематику таких упражнений, например, (одуванчики, снежинки, метелочки, свечки, перышки). Можно использовать детские игрушки: ветряные вертушки, лодочки на воде, свистульки, мыльные пузыри.

А еще хорошо подойдет игра на духовых музыкальных инструментах. Детям раннего возраста игрушки подготавливаются взрослым, более старшие ребята могут принять активное участие в их изготовлении и сделать их своими руками. Это придаст положительный эмоциональный настрой детям. Главное во всех этих занятиях ‒ показать пример правильного выдоха. Если малышу почему-то не понравилось упражнение, лучше его временно прекратить, предложить ему позже другую игру.

Специальная дыхательная гимнастика

После того, как дошкольник овладеет навыком правильного вдоха и, главное, выдоха, идет переход к следующему этапу ‒ дыхательной гимнастике. Здесь можно ничего не изобретать, так как специалисты уже постарались это сделать. Эффективнее воспользоваться комплексными упражнениями, разработанных специалистами. Упражнения предназначены для отработки объема вдоха, выполняя одновременно движениями тела. Следует заострить внимание детей на том, что во всех упражнениях воздух набирается (вдох) энергично, а выдох пассивно, незаметно.

  • «Кулачки». Упражнение выполняется на коротком шумном вдохе через нос, на чем фиксируется внимание ребенка. Одновременно сильно сжимаются кулаки, на выдохе идет расслабление.
  • «Поясок». Аналогично предыдущему упражнению осуществляется энергичный шумный вдох, одновременно малыш толкает кулачки вниз, имитируя бросок.
  • «Кошка». Подражая движениям животного, детки, шумно дыша носом, делают повороты с энергичным движением рук, как бы отбрасывая что-то в сторону.
  • «Маятник» или «Повороты» ‒ упражнения направлены на действия рук и головы. Обхватив себя руками за плечи, и не забывая сделать активный шумный вдох, малыш поворачивается вправо, влево, успевая между поворотами сделать пассивный выдох.
  • «Перекаты» или «Танцы», при выполнении упражнений движения переносятся на ноги. Приседая поочередно то на левую, то на правую ноги, ребенок продолжает правильно дышать: активный вдох ‒ пассивный выдох.

Игровые упражнения для отработки речевого дыхания

На этом, самом главном, этапе дошколята овладевают умением распределять длину выдоха в процессе речи и добирать воздух. Здесь используются достаточно трудные упражнения, поэтому специалисты советуют начать занятия с отработки произнесения и наращивания простейших слогов на выдохе. Например, сделав глубокий вдох, на выдохе произнести простые слоги с постепенным прибавлением, например, да, дада, дадада, дададада.

  • Как вариант, после усвоения упражнения, задание усложняется при перемещении ударения: сначала усилить первый слог, затем переместить ударение на второй, третий и т. д.
  • Выполняя упражнение «Счет прямой и обратный», дети делают длинный вдох, считают на выдохе. Сначала счет идет в прямом направлении, а при усложнении задания ‒ в обратном (1, 2, 3, 4 или 4,3,2,1).
  • Аналогично можно заменить числа перечислением дней недели, месяцев, времен года.
  • Главное, на что обращается внимание, добор воздуха выполняется незаметно.
  • Когда будут получены первые навыки, специалисты рекомендуют для детей старшего дошкольного возраста использовать детские считалки, небольшие четверостишия, скороговорки, наращивание слов во фразе. Необходимая порция воздуха должна добираться после каждой строки. Можно для контроля предложить дошкольнику положить ладонь на грудную клетку, которая будет подниматься при каждом вдохе.

Вот, например, как будут выглядеть в работе считалка, стихотворение и наращивание предложений, которые могут использоваться для отработки добора воздуха и произнесения фразы до конца:

Раз, два, три, четыре, пять (вдох).
Солнышку пора вставать (вдох).
Шесть, семь, восемь, девять, десять (вдох).
Солнца нет, на небе месяц (вдох).
Разбегайтесь веселей, (вдох)
Будем прятаться скорей.

Дождик, дождик (вдох),
Кап-кап-кап (вдох).
Кап-кап-кап (вдох).
Не мочи дорожки (вдох),
Все равно пойдем гулять (вдох),
Наденем сапожки!

Идет дождь. –> Идет сильный дождь. –> Долго идет сильный дождь.

Дыхательная гимнастика, игры, упражнения помогут детям овладеть навыками речевого дыхания. Главное, чтобы родители уделяли достаточно времени и внимания своим малышам, у которых начинает формироваться связная речь. Действенный подход к воспитанию позволит избежать серьезных нарушений в речи.

Резюмируя основные рекомендации специалистов, необходимо еще раз подчеркнуть, какие навыки должен приобрести дошкольник:

  • производить активный вдох носом;
  • осуществлять плавный выдох, без резких толчков;
  • научиться складывать губы «трубочкой» для пропевания гласных;
  • выдыхать через рот.
  • научиться делить фразу при произнесении примерно на три слова, чтобы осуществить выдох до конца.

После того как малыш научился правильному речевому дыханию можно переходить к упражнениям на развитие артикуляционного аппарата.

Упражнения на развитие речевого дыхания :

“Речевое дыхание и связная речь”
консультация

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
rechevoe_dyhanie_i_svyaznaya_rech.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое дыхание и связная речь.

Одним из важнейших факторов, оказывающих непосредственное влияние на то, как быстро у детей будут развиваться навыки связной речи, является речевое дыхание.

Что такое речевое дыхание:

Это наша речь , поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания – воздушной струи, возникающей в лёгких. Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности словарного ряда.

Развитие связной речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания, именно поэтому специалист-логопед в первую очередь проанализирует, то, как ребёнок дышит во время разговора, какой силы он осуществляет вдохи и выдохи, как координирует соотношение пауз в речевом потоке.

Проблемы в развитии речевого дыхания

  1. Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

Часто родители могут быть свидетелями такой картины: малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но не может закончить предложение до конца, так как ему не хватает набранного в лёгкие объёма воздуха.

Он останавливается, чтобы набрать воздух, возникает пауза, во время которой ребёнок может забыть, о чём он говорил в начале разговора. Ему приходится вспоминать – и длина паузы увеличивается.

Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха. Это же может послужить причиной того, что говорящий ребёнок конец фразы произносит на пониженных тонах, иногда практически шёпотом.

  1. Слабое развитие дыхательного аппарата

Ещё один пример нарушения в развитии речевого дыхания: дыхательный аппарат дошкольника развит плохо, у него слабый вдох и такой же выдох. Из-за этого он говорит тихо, нечётко и редко договаривает фразу до конца. Либо, пытаясь успеть сказать нужные слова на вдохе, малыш говорит торопясь, от чего страдает интонация, не соблюдается расстановка логических пауз.

Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников тесно связано с их физическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей (синуситы, гаймориты) и малоподвижным образом жизни.

Как развить речевое дыхание.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Формируем правильный выдох.

Основные моменты правильного речевого дыхания:

Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.

Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О».

Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент!

Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки, а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил:

Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут . Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха

Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи

Развиваем силу и длительность выдоха

упражнения и игры:

Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. Предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки»), устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние, комочки мятой бумаги.

Положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.

Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша.

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Дождь закапал за окном – кап, кап, кап;

Кукла Маша просит кушать – А-ааа, у-ууу;

Мишка топает за шишкой – Топ, топ, топ;

Учим короткие стихи.

Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики

дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

выдох со звуком х-х-хо.

выдох со звуком ф-ф-ф.

сдувать бумажную бабочку с цветка.

пускать через соломинку воздух в стакане воды.

Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.

дуть на бумажные самолетики.

Раздуть шарики из пенопласта.

Дуть на лодочки, которые плавают в воде.

Приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно сдуть их в воду и украсить ими морское дно.

Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.

Дуть на перышки.

Задания даются ребенку только в игровой форме, не забывая о том, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте. При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Эти упражнения необходимо делать по 4-8 раз, лучше включить их в комплекс ежедневной физической зарядки.

Говорящий человек считает свою способность разговаривать совершенно естественной, не задумываясь о том, что в этом процессе участвует сразу несколько важных систем человеческого организма. Дыхательная система обеспечивает образование и развитие звуков речи, которые впоследствии преобразуются в произносимые человеком слова. Именно поэтому родители должны уделить большое внимание постановке правильного речевого дыхания у детей, которые только начинают разговаривать. Это поможет развить речь ребенка без патологий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной статье говорится о роли дыхания в развитии речи детей. Приводятся параметры правильного ротового выдоха, рекомндации к проведению дыхательной гимнастики.

Изложены упражнения на развитие речевого дыхания.

Приступая к развитию у ребенка речегого дыхания необходимо развить бесшумный, спокойный вдох , не поднимая плеч , а также сформировать плавный ротовой выдох. При проведении игр.

Мастер-класс на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи» .

Умеете ли Вы правильно дышать? Умеют ли Ваши дети правильно дышать! Давайте учиться вместе! Для Вас мастер-класс по постановке речевого дыхания! Попробуйте, это увлекательно и очень полезно! Кстати, э.

Консультация для родителей на тему: «Речевое дыхание-основа правильной речи&raquo.

Консультация для родителей Речевое дыхание – основа правильной речи.

Речевое дыхание-основа правильной речи!

Речевое дыхание-основа правильной речи

«Речевое дыхание — основа правильной речи»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов , принимающих участие в речевом акте . Важной частью речи является дыхание . Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи . Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи . При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание является произвольным в отличие, от неречевого , которое осуществляется автоматически. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие моменты :

• Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка.

• Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О» .

• Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос.

• Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды

Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для организации плавной речи . Известно, что плавность речи – это целостное непрерывное артикулирование интонационно – логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Наиболее эффективными мерами по тренировке правильного выдоха у дошкольников являются упражнения и игры, включающие в себя элементы дыхательной зарядки , а также артикуляционная гимнастика.

Приступая к занятиям, необходимо понимать, что эти занятия могут быстро утомить ребёнка и даже вызвать у него головокружение, поэтому желательно придерживаться нескольких простых правил :

• Выполнение упражнений должно происходить в течение 3-6 минут. Количество минут зависит от возраста детей. Малышам двух-трёх лет упражнения нужно делать в течение 3 минут, не более.

• Игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха.

• Занятия по дыхательной гимнастике нужно проводить до приёма пищи.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

«Задуй упрямую свечу» – в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать , «гасить» свечу.

«Паровоз» – ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» – подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Сбор урожая» – встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, – вдох (пауза 3 с) . Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.

«Комарик» – сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з» ; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» – встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с) . Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок . Исходное положение – вдох (пауза 3 с) . Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.

«Трубач» – поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с)

«Жук» – сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, – вдох. Выдыхая , показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж» , одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» – сделать легкий вдох, выдыхая , показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш» .

Логопедическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Покорми меня»

Методическая разработка: Логопедическая игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Покорми меня».

  • Развития практического применения в речи окончаний имен существительных в косвенных падежах в единственном и множественном числах, с предлогами и без предлогов.
  • Большие карты с изображением домашних животных (приложение 1), карточки с изображением различных предметов и продуктов питания (приложение 2).

Перед началом игры карты необходимо наклеить на картон и разрезать маленькие карточки по линиям.

Ход игры:

В игру могут играть один или несколько человек (число игроков — не более количества больших карт). Проводит игру ведущий (кто-нибудь из взрослых — логопед или воспитатель).

1-ый вариант игры:

Ведущий раздает участникам игры по одной большой карте. Маленькие карточки к ним он перемешивает и кладет на стол лицевой стороной вверх. Затем задает для всех участников игры по очереди вопрос в определенном падеже. Дети выбирают, каждый для своего животного на карте, «продукты» и отвечают на вопросы ведущего одним словом или развернутой фразой. Затем, при правильном ответе, закрывают карточкой пустые поля на фигурках животных.

Примерное содержание вопросов для различных падежей:

Родительный падеж: Без чего (кого) не может обойтись корова, кошка?

М.родЖ.родСр.родМн.число
коровабез одуванчикабез травыбез сенабез цветов
кошкабез творогабез рыбыбез молокабез мышек

Дательный падеж: Чему (кому) обрадуется корова, кошка?

М.родЖ.родСр.родМн.число
короваодуванчикутравесенуцветам
кошкатворогурыбемолокумышкам

Винительный падеж: Что (кого) ест корова, кошка?

М.родЖ.родСр.родМн.число
короваодуванчиктравусеноцветы
кошкатворогрыбумолокомышек

Творительный падеж: Чем (кем) накормим корову, кошку?

М.родЖ.родСр.родМн.число
коровуодуванчикомтравойсеномцветами
кошкутворогомрыбоймолокоммышками

Предложный падеж: О чем (о ком) мечтает корова, кошка?

М.родЖ.родСр.родМн.число
короваоб одуванчикео травео сенео цветах
кошкао творогео рыбео молокео мышках

В игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте, при этом правильно проговаривая окончания имен существительных в заданном падеже.

2-ой вариант игры:

Ведущий раздает участникам игры по одной большой карте. Маленькие карточки к ним он перемешивает и кладет на стол лицевой стороной вниз. Затем игроки берут по очереди по одной маленькой карточке, показывают ее всем участникам игры, а ведущий задает вопрос в определенном падеже. Если предмет на карточке подходит животному на карте какого-либо игрока, то этот игрок отвечает на вопрос ведущего одним словом или развернутой фразой. При правильном ответе игрок забирает картинку и закрывает пустые поля на фигурке животного. Если же предложенный предмет не употребляется в пищу животными, то игроки должны дать правильный отрицательный ответ.

Примерное содержание вопросов для различных падежей:

Родительный падеж: Для кого эти «продукты»?

для котадля коровыдля свиньи

Дательный падеж: Кому дадим этот «продукт»?

котукоровесвинье

Винительный падеж: Кого накормим этим «продуктом»?

котакоровусвинью

Творительный падеж: Кем будет съеден этот «продукт»?

котомкоровойсвиньёй

Предложный падеж: В ком окажется этот «продукт»?

в котев коровев свинье

В игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте и правильно назовет окончания имен существительных.

3-ий вариант игры:

Эту игру проводят так же, как и первую. Отличается она от первой тем, что ведущий предлагает выбрать те предметы, которые не употребляются в пищу животными. Игрок, который правильно отвечает на вопрос ведущего, закрывает перевернутой изображением вниз карточкой пустые поля на фигурке животного.

Примерное содержание вопросов для различных падежей:

  • Р.п. Без чего (кого) обходится корова, кошка?
  • Д.п. Чему (кому) не обрадуется корова, кошка?
  • В.п. Что (кого) не ест корова, кошка?
  • Т.п. Чем (кем) не накормим корову, кошку?
  • П.п. О чем (о ком) не мечтает корова, кошка?

В этой игре побеждает тот, кто первым закроет все пустые поля на своей большой карте.

Примеры изображений больших карт с изображением домашних животных.

Примеры карточек с изображением различных предметов и продуктов питания.

Веселые игры логопедические – это игры гастрономические!

  • МИР ВОКРУГ НАС И МЫ В ЭТОМ МИРЕ (4)
  • ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ! (20)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ (9)

Веселые игры логопедические – это игры гастрономические!

Е сли ваш ребёнок уже достаточно подрос, и ему исполнилось два года, пора устраивать веселые игры на кухне. Логопедические гастрономические развлечения не только доставят малышу огромное удовольствие, но и будут способствовать его развитию. В основе игр с продуктами питания лежат упражнения, которые помогут нормализовать тонус детского язычка и натренировать мышцы, работа которых необходима для развития правильного звукопроизношения, а значит для красивой и чистой речи. Ещё есть один положительный момент таких развлечений – это занятость ребёнка, которая позволит маме спокойно приготовить обед. И, кроме того, забавные игры с продуктами можно использовать на различных детских праздниках для детей разного возраста. В ажно учесть, что разрешая малышу играть с едой, нужно быть готовыми к тому, что она имеет свойство крошиться, разливаться и оставлять пятна на одежде, поэтому заранее примите меры.

Усачи

Д ля игры используем хлебобулочное изделие«Соломка».

И грающие делают себе «усы», положив между носом и вытянутыми в трубочку губами соломинку. По очереди «усачи» произносят отрывок из знаменитого стихотворения К. Чуковского:

Не кричи, не рычи,

Мы и сами усачи.

Можем мы и сами

Тот, у кого «усы отвалились», выбывает.

О ставшиеся игроки перекладывают соломинку к верхней губе, удерживая её с помощью кончика языка. Они ритмично поворачивают голову из стороны в сторону, в то время как выбывшие читают стихотворные строчки. На последних словах усачи должны начать водить языком вдоль соломинки, чтобы она закачалась. Уронившие соломинку опять же выбывают, а победителем признаётся тот, кто дольше и лучше всех «шевелит усами».

Коромысло

Е ще одна игра с использованием «Соломки». Это игра-эстафета. Участникам команд раздаётся сладкая или солёная соломка. Каждый из них, взяв соломинку-коромысло определённым образом, должен дойти до обозначенного места и вернуться. Побеждают те, кто выполнил задание правильнее и быстрее.

Заход первый: открыть рот и постараться удержать «коромысло» в равновесии на языке. Можно прижимать его к верхним зубам / к верхней губе, но рот закрывать нельзя.

Заход второй: поместить съедобную палочку под язык, а язык «упереть» в нижние зубы / нижнюю губу.

Заход третий: соломинку кладём на язык перпендикулярно к губам и прижимаем к верхней губе.

Заход четвёртый: «коромысло» необходимо удерживать почти в вертикальном положении, зажав один конец между нижними зубами и языком.

Несу яичко

Т оже эстафета, только теперь необходимо удержать шарик из сухих завтраков в языке, как в чашке. В качестве «яичка» могут быть круглая конфетка, ягода, зелёный горошек и тому подобное.

Ужин в зоопарке

Р олевая игра для самых маленьких. Сначала играющие договариваются, кто кем будет (слоном, львом, медведем и так далее). Еда кладётся кусочками на тарелки и раздаётся «животным». Прежде чем начать обедать, им нужно издать характерный звук (протрубить, зарычать, залаять). И, закончив, нужно так же, по-звериному, сказать «Спасибо!». Логопедическая фишка в том, что есть, приходится только губами, без помощи рук.

Д ля того чтобы в будущем ребёнок не нарушал элементарных правил этикета, он чётко должен понимать: когда играет, а когда употребляет пищу. Кроме того, нужно рассказать малышу о сложности и пользе труда тех людей, которые готовят для нас продукты питания. Не поленитесь провести разъяснительную беседу.

В точку!

В едущий рисует пятнышки вкусного соуса (сметаны, томатной пасты, сгущёнки, другого) на губах участников. Игроки по команде должны суметь дотянуться и слизать поставленную «цель». Выигрывает тот, кто умудрился достать до всех точек, даже вокруг губ и на кончике носа.

Дотянись-ка!

И гра по своей функциональности схожа с предыдущей. Ведущий подносит ко рту игрока леденец на палочке сбоку, сверху, снизу, тот должен облизать конфету. Внимание: не просто лизнуть, а облизать!

Тянучки

Д ети садятся друг против друга, берут в рот противоположные концы жевательной мармеладной полоски, зажимают их губами и перетягивают этот мини-канат. Побеждает тот, кто первый вытянет сладкую верёвку, или большую её часть, из губ противника. Зубами держать мармеладку нельзя!

Яблоко раздора

В се участники игры делятся на пары. Каждой паре предлагается подвешенное яблоко. Выигрывает та команда, которая быстрее всех съест свой фрукт, не используя руки.

Пожарные шланги

З адача пожарных – скрутить шланги. Для этого нужно поочередно втянуть все длинные макароны (спагетти или капеллини), лежащие на тарелке, в рот через вытянутые в трубочку губы. Следите, чтобы дети не торопились и тщательно прожёвывали скрученный «шланг», прежде, чем взяться за следующий.

Насосы

С уть игры проста: каждому нужно быстрее всех выпить стакан киселя через трубочку. Благодаря вязкой консистенции напитка гимнастика для артикуляционного аппарата получается очень эффективной: напрягаются щёки, сжимаются губы, работает язычок.

Весёлые пузыри

Э то ещё одна игра с киселём. Дуем в густую массу, наслаждаясь количеством и размерами чудесных пузырей. Маме придётся подстелить клеёнку.

Аквариум

П онадобятся аквариум (прозрачная миска или контейнер) и рыбки (маленькие крекеры). С помощью удочки (трубочки для питья) нужно пересадить всех рыбок в приготовленную для них посудину. Берём удочку в рот и подносим её к печенью вплотную, всасываем воздух – рыбка повисает на конце трубочки. Несём её к аквариуму, выдыхаем и вуаля – рыбёшка дома!

Зыбкие буквы

Н а плоскую тарелку наливается негустая манная каша. С помощью, удерживаемой во рту палочки для китайской еды или для мороженого, ведущий «пишет» (прямо в тарелке) первую букву задуманного слова, при этом даётся подсказка: «имя», «город», «фрукт» и тому подобное. Игрокам нужно быть внимательными, потому что слой каши тут же плавно выравнивается. По очереди они пытаются угадать, что имеется в виду. Тому, кто справился, передаётся право дальше загадывать слова и писать «зыбкие буквы».

Вкусный счёт

О чень полезное развлечение для тех, кто учится решать примеры. Когда играющим даётся задание сложить числа, они нанизывают кукурузные колечки на длинную макаронину или хрустящую соломку, считают их. Вычитая, дети съедают заданное число колечек. Или же просто считать овощи, фрукты и т.д. Побеждает, конечно, лучший счетовод.

Ссылка на основную публикацию