Речевая карта при отсутствии речи

Пример речевых карт обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Содержимое публикации

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, лепетная речь

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, лепетная речь

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, предлогов нет; грубые ошибки формообразования; лепетная речь

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; словообразовательных операций не сформированы; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; лепетная речь

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстане доступно

Репродуцирование текстане доступно

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, полиморфные замены всех фонем раннего генеза

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствуют все труднопроизносимые звуки, а также отмечаются полиморфные замены всех звуков раннего генеза

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии, гиперсаливация

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушения ритма речевого дыхания нет; голосообразование нарушено (голос тихий и слабый, грубо нарушена модулированность)

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; грубые ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объединения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипотонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития к 3-м годам появились аморфные и усечённые слова

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья, двое детей

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность ограничена грубым нарушением экспрессивной речи

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – задержка речевого развития

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРЗ, ОРВИ, травм и ушибов головы не было

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (I уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед _____________________________________________________ /________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» __________________ 20_____г.

Фамилия, имя, отчество Иванов Иван Иванович Дата рождения00.00.0000г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (ц – с, р – в, рь – й, рь – ль, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь, й – ль)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: отсутствует твёрдый свистящий Ц; отсутствуют твёрдые шипящие и мягкий шипящий Щ; ротацизм; ламбдацизм (Л)

1. – изолированно ; 2 – в слогах ; 3 – в спонтанной речи

3. Состояние артикуляционного аппарата

3.1. Строение артикуляционного аппарата без особенностей

3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата стёртая форма дизартрии

3.3. Речевое дыхание и голосо образование нарушений ритма речевого дыхания и голосообразования нет

4. Просодическое оформление речи темп речи замедленный; допускает ошибки ударения; речь интонационно невыразительна; допускает ошибки интонационного членения/объеденения речи; нарушено понимание логического ударения, нарушена способность репродукции интонационных конструкций различного типа; нет нарушений ритма речи

5. Двигательное развитие

5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы моторно неловок, неуклюж, дефекты тонкой ручной моторики

5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) слабая координация движений, гипертонус кистей рук

6. Психологическая база речи

6.1. Вербальная память объём памяти не соответствует возрастной норме: трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

6.2. Речевое внимание не сформировано, значительные трудности концентрации/распределения внимания при работе с вербальным материалом

6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) не соответствует возрастной норме: значительные трудности установления логических связей между языковыми единицами; трудности понимания/продуцирования логико-грамматических конструкций

7. Дополнительная информация

7.1. Особенности раннего речевого развития гуление – 2,5 месяца, лепет – 5,5, первые слова к 1 году, первые фразы – 2.5 года, фразовая речь – 3 года 3 месяца (со слов мамы)

7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок полная благополучная семья

7.3. Особенности речевого поведения адекватен, речевая активность

7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) окулист – здоров; ЛОР – здоров, слух норма; невролог – отставание в речевом развитии

7.5. Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях ОРВи, отит, ринофарингит, обструктивный бронхит, конъюнктивит

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ребёнок с тяжёлым нарушением речи (II уровень речевого недоразвития)

РЕКОМЕНДАЦИИ занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом

Учитель-логопед ____________________________________________________ /_________________/

Образовательное учреждениеГБОУ Школа №0000

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Дата заполнения «00» _____________ 20_____ г.

Фамилия, имя ребёнка Иванов Иван Иванович ……Дата рождения 00.00.0000 г.

Родители (законные представители) ____________________________________________________

1. Общие представления ребенка об окружающем мире значительно ниже возрастной нормы, обеднённые представления об окружающем мире

2. Речеязыковая компетенция

2.1. Уровень сформированности лексикона

Объём словарязначительно ниже возрастной нормы, недостаточное количество слов, обозначающих различные части речи

Системная организация словаря (ассоциативные связи) уровень сформированности семантического поля не соответствует возрастной норме; преобладание тематических, ситуативно или визуально обусловленных ассоциаций, недостаточное количество обобщающих слов

2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции

Словоизменительные навыки и умения формообразовательные модели языка не усвоены, пропуск/неадекватное употребление предлогов; грубые ошибки формообразования при согласовании в роде, числе, падеже

Словообразовательная деятельность неправильное декодирование слов, образованных по нерегулярным словообразовательным моделям; значительные трудности осуществления словообразовательных операций; стойкий морфемный аграмматизм

Синтаксические навыки и умения значительно затруднено понимание смысла синтаксических конструкций, соответствующих возрастной норме; грубые нарушения грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)

Понимание текста не соответствует возрастным нормам, т. к. затруднено понимание логико-грамматических и синтаксических конструкций различного типа

Продуцирование текстагрубо нарушено, значительные трудности грамматического структурирования и репродукции синтаксических конструкций различного типа

Репродуцирование текстазначительно ниже нормы; трудности воспроизведения информации, представленной в вербальной форме

2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенциине соответствует возрастной норме

Состояние фонематического слуха не сформирован, трудности различения фонем (р – в, рь – й, л – в, ш – с, ж – з, щ – сь)

Сформированность навыков звукового анализа и синтеза не сформированы навыки определения количества и последовательности звуков в слове

Слоговая структура слова грубо нарушена

Звукопроизношение нарушено: свистящие звуки отсутствуют (среднее положение языка) (кроме звука Ц), твёрдые шипящие отсутствуют (среднее положение языка); необходима автоматизация звуков Р и РЬ

Речевая карта при отсутствии речи

РЕЧЕВАЯ КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления в группу ______________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________

Какие по счету роды__________________________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические заболевания, инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________________________________________________________
Роды (в срок, нормальные, досрочные, быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________
_________________________________________________________________________________
Прочее__________________________________________________________________________

Читайте также:  Звук (И) - конспект занятия

III. Раннее физическое и психическое развитие.

­­­­­­­­­Начал сидеть _________ (N к 6 мес.), ходить _______ (N к 1 году).

Гуление _____(N в 2-3 мес.), лепет _____ (N в 5-6 мес.), первые слова _____(N к1 году), первые фразы ________(N к 1.5- 2 годам ), фразовая речь _________ (N к 3 годам).

Перенесенные заболевания ___________________________________________________________

IV. Объективные данные (заполняется при наличии заключений специалистов).

Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________
Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________
Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно) ___________________________________________
Попрыгать на двух ногах _______________________________________________________
Попрыгать на одной ноге (попеременно) _________________________________________

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________
(правая, левая рука, синхронно)

«Кулак – ребро – ладонь» ______________________________________________________
Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» __________________________________
Ведущая рука ________________________________________________________________
(левша, амбидекстр – хорошо владеет обеими руками)

Нахмурить брови ______________________________________________________________

Наморщить лоб _______________________________________________________________

Прищурить глаз _______________________________________________________________

Надуть щеку (щеки) ___________________________________________________________

(моторно неловок при ходьбе, беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции и т.д.)

VI. Анатомическое строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.

(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)

Твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет … )

Подъязычная связка _____________________________________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

Тонус языка ____________________________________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

Состояние дыхательной и голосовой функции:

тип физиологического и речевого дыхания _________________________________________________

( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)

характер голоса _________________________________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

Речевые карты

Волкова речевая карта для ОНР

Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Заключение Визель Т.Г.

Карта комплексной диагностики от 0 до 3лет

Карта комплексной диагностики от 3,5 лет

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций

Образец обследования речи

РК неговорящего ребенка

Речевая карта для логопункта

Речевая карта. Комплексная диагностика

Речевая карта для ДОУ

Речевая карта (адаптированная) по Филичевой Т.Б.

Речевая карта. Школьники

Речевая карта. Заикание

Речевая карта для детей с ФФН и ОНР

Итоги результатов обследования в баллах

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Комлексная диагностика детей и взрослых

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

Речевая карта по Смирновой

Речевая карта ребенка с ОНР

РК неговорящего ребенка

Чистая речевая карта

Логопед. карта, школьники (Кукушина)

Логопедическая карта, школьники (Смирнова)

Речевая карта, школьники (Аманатова)

Речевая карта, школьники (Баль)

Речевая карта, школьники (Волосовец)

Речевая карта, школьники (Елецкая)

Речевая карта, школьники (Мазанова)

Речевая карта, школьники (Поваляева)

Речевая карта, школьники (Ястребова)

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Карта комплексной диагностики больных с афазией

Логопедическая карта для детей с нарушениями голоса

Логопедическая карта для диагностики дизартрии

Логопедическая карта для диагностики заикания

Логопедическая карта для диагностики ринолалии

Речевая карта при отсутствии речи

ФИ_________________________________________ВОЗРАСТ ___________ ГРУППА__________

ДАТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ______________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Губы (толстые, тонкие, вялые, укороченные, норма)

  1. Зубы (редкие, мелкие, кривые, лишние, крупные, нарушение зубного ряда, кариозные, недоразвитые, отсутствие, норма)
  2. Язык (толстый, узкий, напряженный, маленький, длинный, раздвоенный, распластанный, норма)
  3. Подъязычная уздечка (укороченная, приращенная, натянутая, норма)
  4. Маленький язычок (отсутствует, укороченный, раздвоен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняются в сторону)
  5. Твердое небо (готическое, низкое, наличие расщелины, норма)
  6. Мягкое небо (длинное, короткое, подвижное, малоподвижное, отклонение увули, норма)
  7. Прикус (передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, норма)
  8. Саливация (наличие, отсутствие).
  9. Гиперкинезы (наличие, отсутствие)
  10. Синкинезии (наличие, отсутствие)

ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

1. Удержание рта закрытым вне еды и речи____________________________________________________________

  1. Подвижность губ

· вытягивание губ вперёд_____________________________________________

  1. Подвижность языка

· высовывание распластанного языка____________________________________________________________

· подъём кончика языка на верхнюю губу______________________________________________________________

· опускание кончика языка на нижнюю губу______________________________________________________________

· движения кончика языка вправо-влево ________________________________

· высовывание узкого языка___________________________________________

  1. Подвижность мягкого неба

· произнесение «А» с открытым ртом_____________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
  1. Голос (сильный, слабый, глухой, звонкий, затухающий, крикливый, сиплый, назализованный, дрожащий, немодулированный, норма)
  2. Темп речи (замедленный, быстрый, плавный, заикание, запинки, норма)
  3. Мелодико-интонационная сторона речи (выразительная речь, маловыразительная, монотонная)
  4. Дыхание (свободное, шумное, затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное, ротовой выдох укороченный, вдох неглубокий, дифференциация носового и ротового выдоха нарушена (не нарушена), норма)

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Выполнение движений обеими руками ____________________________________

4. Темп выполнения движений _____________________________________________

5. Качество выполнения движений _________________________________________

6.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

1. Удержание позы _______________________________________________________

2. Переключение при выполнении движений _________________________________

3. Темп выполнения движений _____________________________________________

4.. Качество выполнения движений _________________________________________

5.Напряжённость, скованность движений ____________________________________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

(ПОНИМАНИЕ РЕЧИ)

1.Понимание ситуативной речи (выполнение инструкций):

открой (закрой) _________________ сними (надень) ___________________

принеси (отнеси) ________________ завяжи (развяжи) __________________

2. Лексика

1)Предметный словарь

а) «Покажи предметы»:
девочка ________стол _______ книга ________ хлеб _______

телевизор _______ машина _________часы _______

б) «Покажи части тела»:
нос ______ голова _____ глаз ______ губы ______ уши _______ лоб ______

шея ________ рука ______ пальцы _____ колено _______

2) Предикативный словарь

«Покажи, где девочка»:

спит __________ ест (кушает) ____________ пьёт ____________

поёт _______________ танцует ________________ играет ______________

3) Словарь прилагательных

* большой (мяч) __________ маленький (мячик) __________

* высокий (дом) __________ низкий (домик) _____________

*длинная (лента) ____________ короткая (лента) ____________

* красный ______ * синий _______ * желтый ______ * зелёный _______

4) Исследование уровня обобщения

*Мама ____ папа ____ дочь _____ сын ____ бабушка ______ дедушка ____

*Помидор ___ огурец ____ морковь ____ лук ___ свёкла _____ репа _____

*Яблоко ____ груша _____лимон ____ апельсин _____ банан _____

*Тапочки ____ ботинки _____ туфли _____ сапоги _____ валенки _____

*Стол ____ стул ____ кровать _____ шкаф _____ кресло _____

*Платье _____ юбка ____ рубашка ____ брюки ____ куртка _______

*Тарелка ____ кастрюля ______ вилка _____ ложка ______ чайник _______

*Корабль _____ поезд ____ самолёт _______ автобус _______ машина ______

*Кошка ____ корова ____ собака____ коза_____ свинья_____ лошадь ______
*Лиса _____ заяц_____ медведь_____ белка______ ёж_____

2. Грамматический строй речи

* Мальчик играет _________________________________

* Мальчик бросает мяч _____________________________

* Мальчик гладит утюгом бельё _____________________

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У МАЛЫШЕЙ

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 6

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ У МАЛЫШЕЙ

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как ‘Ладушки’, ‘Сорока-белобока’ и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: ‘Для развития мелкой моторики рук’. Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

• развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4—4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

• восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

• формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

Читайте также:  Что такое методическая разработка и требования к методической разработке

Рекомендации для родителей

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от О до 2 лет

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: ‘Сорока варит кашу’. Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе ‘этому дала’ взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: ‘А этому не дала’. Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: ‘Ты воды не носил. ‘ и т. д.

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: ‘Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил, Тебе нет ничего’.

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Л адуш ки-л аду ш ки, Звонкие хлопушки. Хлопали в ладошки, Хлопали немножко.

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

(Покажите малышу ладони.)

Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели! Шу —полетели! На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их ‘домиком’

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх,

не расцепляя их.)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 6

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Книга на развитие мелкой моторики у детей

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Моторика
Автор: Говердовская Наталья Владимировна
19.10.2017 21:33

Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать детали конструктора, паззлы, работать со счетными палочками, мозаикой, в следствие они не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира такими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Одним из актуальным способов работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности речь пойдет о книгах.

Мягкие развивающие и обучающие книги — отличный материал для развития детей дошкольного возраста. Они с успехом могут быть использованы и в детских дошкольных учреждениях, поскольку соответствуют принципам ФГОС ДОО, они содержательно – насыщены, полифункциональны, доступны, безопасны, трансформируемы.

Книга охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования. Социально – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и др.), об особенностях природы, временах года и т.д.

Речевое развитие направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой.

Художественно-эстетическое развитие предполагает понимание мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие предполагает развитие крупной и мелкой моторики обеих рук.

При изготовлении подобных книг необходимо придерживаться основных принципов:

  1. Последовательность. Зачастую, страницы не связаны между собой единой логической нитью. Получается просто набор заданий для ребенка, который не подозревает, что ждет его на следующей странице. А там новое задание, не требующее знаний с предыдущих страниц. Безусловно, и такие книжки расширяют кругозор, развивают тактильную чувствительность, память, логическое мышление, но не приучают к последовательному изложению материала, формированию причинно-следственных связей.
  2. Тематичность. Можно задуматься о тематических книгах, рассказывающих о конкретных областях жизни, например, «Погода и времена года», «Овощи-фрукты», «Транспорт», «Одежда». Очень хорошо подходят книжки по известным сказкам. Персонажи сказок лучше запоминаются, когда каждого из них можно потрогать (важно подбирать соответствующий материал). Такие сказки ребенок охотнее пересказывает.
  3. Концентрирование. Не нужно размещать на одной странице множество мелких объектов. Ребенку проще сконцентрироваться, если в поле зрения попадает небольшое количество деталей. Для большей эффективности лучше сделать на каждый значимый рисунок отдельную страницу.

Для создания развивающей книжки своими руками подойдут яркие натуральные ткани (шёлк, фетр, ситец), пряжа или меховые обрезки и поролон, который придаст объёма изделию. Фетр не зря пользуется особой популярностью среди рукодельниц: его легко подшивать и приклеивать, а обрезанные края материала не обсыпаются даже со временем.

На следующем этапе можно приступить к оформлению страниц. Заготовленные аппликации пришиваются или крепятся на липучки в зависимости от их предназначения. Затем все декорируется отделочными материалами – ленточками, колокольчиками, мягкими игрушками и др.

Мягкие книжки имеют ряд преимуществ над остальными развивающими вещами и простыми книгами:

  • на страницах отсутствует типографская краска
  • для ее создания используются натуральные ткани и материалы
  • мягкая книжка поддается стирке
  • мягкая игрушка и развивающая книжка в одном предмете
  • одна книга может содержать множество развивающих предметов (например, пуговицы, застежки, молнии, шнуровки, крючки).

Мягкая развивающая книга может быть использована как организационный момент для образовательной деятельности. Ее цель – собрать детей, настроить и подвести их к теме и цели занятия. Сюда включаются упражнения на внимание, развитие памяти, речи, закрепляется материал прошлого занятия, применение материла по лексическим темам, готовит детей к восприятию нового и интересного.

Задачи мягкой развивающей книги как дидактического пособия:

  1. Обогатить сенсорный опыт детей в ходе предметно — игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  2. Сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Благодаря этой книге ребёнок сможет в игровой форме:

  • развивать общую и мелкую моторику, формировать различные умения (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
  • развивать восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
  • воздействовать на тактильные ощущения;
  • развивать логику;
  • изучать цвета;
  • формировать представления о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
  • расширять кругозор и обогащать словарный запас [13].

Благодаря своим интересным и увлекательным заданиям, ярким, красочным аппликациям и симпатичным персонажам – эта книга заинтересовывает детей, делает игры эффективными, увлекательными, разнообразными и продуктивными. Познакомит с цветом, формами и величиной, животными, морскими обитателями и насекомыми, научит считать, различать времена года, погоду и т.д. Можно выбрать игры и упражнения под силу каждому ребенку (например: для самых маленьких – «Застегни – расстегни», «Спрячь – найди», а детям постарше – задания, подразумевающие умение рассказывать, описывать, считать).

Мягкая развивающая книга не только помогает поддержать интерес к выполнению упражнений, но также способствует развитию тактильных ощущений, мелкой моторики, речи, пространственного воображения, внимания, памяти, усидчивости и аккуратности детей дошкольного возраста.

На каждой станице книги есть несколько вариантов игр и упражнений. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, щупать, манипулировать персонажами, сочинять новые истории, сказки и игры, помещая своих героев на других страничках. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой книге, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно. В любое удобное время ребенок просто открывает и с радостью повторяет пройденное, играет, рассматривая книжку.

Но все же необходимо отметить, что как и с любой другой игрушкой, ребенку необходимо показать, как использовать в своей познавательной деятельности мягкую развивающую книгу.

Изначально необходимо совместно с ребенком посмотреть книгу целиком от начала до конца. Дать ребенку самостоятельно потрогать страницы книги, чтобы он осознал свои ощущения и впечатления от визуального и тактильного знакомства с таким развивающим пособием.

Далее продемонстрировать ребенку возможности книги, то есть показать, что со всеми объемными деталями можно играть, при этом обсуждая каждое задание с ребенком. Даже если ребенок пока не говорит или говорит плохо, нужно рассказывать ему о персонажах книги, называть цвета, количество, названия животных и предметов.

«Чудо – книжка» имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Её можно использовать на любых видах занятий, развлечений, в игровой и самостоятельной деятельности детей, в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов, для коррекционных игр. Это пособие является одним из вариантов организации предметно-развивающей среды в детском саду. Эту многофункциональную игрушку рекомендовано использовать в своей работе не только воспитателям, но и логопедам, психологам и дефектологам.

Александра Артемьева – Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет

  • 60
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Описание книги “Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет”

Описание и краткое содержание “Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет” читать бесплатно онлайн.

В пособии представлены организационно-методические, практические основы и диагностика уровня развития мелкой моторики, а также занятия по развитию мелкой моторики у детей 3–5 лет с элементами изодеятельности, пальчикового театра, рукоделия и использованием дидактических игр.

Пособие адресовано воспитателям, логопедам и родителям детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики у детей 3–5 лет. Методическое пособие

© Артемьева А. В., текст, 2016

Мелкая моторика – тонкие движения кистей и пальцев рук – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития общества.

Теоретические основы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук особенно активно протекает в раннем возрасте. Обследование различных предметов руками – условие познания ребенком предметного мира.

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко к речевой зоне. Проведенные М. М. Кольцовой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

А. В. Запорожец говорил: «Чтобы рука ребенка стала в функциональном отношении подлинно человеческой рукой, превратилась бы в “орудие орудий”, ребенок должен научиться использовать ее безграничные возможности, в соответствии с бесконечным многообразием окружающих условий. На этом пути одним из важнейших этапов является возникновение хватания видимого предмета».

Характерный признак произвольности движений, формирующихся в системе орудийных операций, – возможность постепенного отделения подобных движений от тех предметных условий, на почве которых они сложились.

П. Я. Гальперин впервые ввел четкое различие между двумя видами действий с предметами. В одном случае предметом действуют так, как и рукой; предмет становится как бы простым ее удлинением. Такие действия можно условно назвать ручными. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов. Ее движения перестраиваются в той мере, в какой они противоречат логике орудия. П. Я. Гальперин наметил стадии овладения орудийными операциями:

– 1-я – повторение однотипных движений, «целенаправленные пробы». Дети настойчиво «охотятся» за одной какой-либо игрушкой;

– 2-я – подстерегание. Ребенок как бы «стережет» появление определенных положений орудия, хотя еще не владеет приемами;

– 3-я – навязчивое вмешательство. Ребенок делает активные попытки создать удачные положения предмета, активно и настойчиво вмешивается в процесс поисков;

– 4-я – объективная регуляция. Ребенок в своем поведении как бы руководствуется правилом: свойства орудия должны соответствовать материальным условиям задачи.

Полученные в исследованиях П. Я. Гальперина факты показывают, как при переходе от «ручных» операций к «орудийным» в практической деятельности ребенка зарождаются интеллектуальные реакции, наглядно-действенное мышление в его наиболее простых и первичных формах.

Основной путь в овладении предметной деятельностью – совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой последний постепенно передает ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

Взрослый организует действия ребенка, а затем поощряет их и контролирует ход формирования этих действий. Смысловой центр ситуации, в которой усваиваются предметные действия, – взрослый и совместная деятельность с ним; действие должно производиться так, как показал взрослый. Именно на этой основе своеобразно ритуализируется порядок выполнения действий, в процессе которых их образец реализуется и производит постоянное подравнивание под образец. Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета, лишь затем начинает осваивать операционально-технический состав действия внутри образца. Таким образом, отдельные движения не просто приспосабливаются к орудию, а включаются в заданную схему действия.

Иными словами, процесс овладения предметным действием неразрывно связан с построением самим ребенком образца этого действия, носителем которого выступает взрослый.

Существуют разные способы освоения движения: метод пассивных движений, подражание, прямое обучение, обучение по словесной инструкции, метод самостоятельных проб.

Наиболее эффективные способы освоения движений в дошкольном возрасте – методы подражания и пассивных движений.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу, воспроизведение движений, действий другого человека. Дошкольники посредством подражания усваивают предметные действия. К началу второго года жизни наблюдается подражание, которое зависит от характера самого действия.

В развитии подражания существенную роль играет речь, вторая сигнальная система, однако специфическая особенность рассматриваемого процесса – наличие наглядного имитационного образа действий другого лица, которыми подражающий руководствуется в своих действиях. Подражание занимает как бы промежуточное место между более простыми способами усвоения чужого опыта, осуществляемыми без посредства имитационного образа. Оно отсутствует у новорожденного и появляется лишь у младших дошкольников. На протяжении детства подражание постепенно отступает на задний план и приобретает второстепенное, вспомогательное значение.

На ранних ступенях развития детей основное значение приобретает метод пассивных движений, поскольку у младенцев 3–4 мес. образовать временны́е связи с помощью подражания невозможно, а данный метод дает положительные результаты. В 4–6 лет подражание более эффективно, чем у малышей, но еще используется дополнительно метод пассивных движений.

В зависимости от сложности стоящих перед ребенком задач некоторые элементарные навыки вырабатываются быстрее путем подражания, чем методом пассивных движений.

Развитие навыков мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти руки и пальцев: чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять разнообразные бытовые действия. Важно развитие мелкой моторики и для личностного развития ребенка. Владея рукой, дети становятся более самостоятельными, автономными и независимыми от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Движение рук в дошкольном возрасте развивается постепенно: на начальном этапе появляются ощупывающие движения, далее возникает акт хватания, и уже после начинают складываться повторные и цепные движения.

Характер ориентировочно-исследовательской деятельности изменяется в процессе онтогенеза и на разных генетических ступенях в образовании двигательных навыков.

При выполнении различных упражнений кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–5 лет

Для диагностики развития мелкой моторики у детей была разработана схема обследования на основе книги Н. В. Нижегородцевой и В. Д. Шадрикова «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» (М., 2001).

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 3–4 лет

Диагностика исследования мелкой моторики проводится в три этапа.

Этап 1. Выявление кинетического праксиса

На этом этапе выполняется ряд упражнений (после показа взрослого). При выполнении сложных упражнений взрослый сначала помогает ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее воспитанник действует самостоятельно.

Упражнения для диагностики кинетического праксиса

Ладонь вверх, указательный палец упирается в большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони.

Четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – соединить, а большой палец опустить, тыльная сторона ладони повернута к себе.

Вытянуть вверх три расставленных врозь пальца (указательный, средний и безымянный), большой палец удерживает мизинец на ладони.

Упражнения выполняются по очереди каждой рукой.

Результаты оцениваются по трехбалльной системе (для каждой руки отдельно). Затем результаты по каждой руке складываются и делятся на два (средний балл за выполнение движения).

Ссылка на основную публикацию