Речевая карта и Презентация для обследования ребенка 6-7 лет

Карта обследования речи детей 6–7 лет

Марина Резанова
Карта обследования речи детей 6–7 лет

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Фамилия, имя ребенка ___

Дата рождения ___ Дата обследования ___ Возраст ___

Анатомическое строение органов периферического отдела артикуляционного аппарата:

Отметить: наличие и характер аномалий в строении:

а) губ: толстые, тонкие, расщелина верхней губы, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ ___

б) челюстей: прогения, прогнатия ___

в) прикуса: открытый передний, открытый боковой ___

г) зубов: мелкие, излишне крупные, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и т. д. ___

д) языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне тонкий, укороченная подъязычная уздечка ___

е) неба (твёрдого, мягкого): излишне низкое твердое небо, куполообразное, готическое, расщелина, укороченное мягкое небо, отсутствие его, раздвоение маленького язычка и т. д. ___

Речевая моторика. Выполнить следующие движения:

вытянуть вперед – раздвинуть в улыбке___,

губами, сложенными хоботком, подвигать из стороны в сторону___;

показать широкий язык – узкий,___поднять широкий язык на верхнюю губу – опустить на нижнюю,___ узким языком попеременно коснуться углов рта___, лакательные движения языком,___ пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка___;

в) для нижней челюсти:

рот широко открыть – закрыть___,

осторожно подвигать нижней челюстью вправо-влево___;

Отметить в карте: наличие или отсутствие движения, тонус, активность, объем движений, точность выполнения, длительность удержания органов в заданном положении, темп движения, замену одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкинезия

Состояние слуховой функции:

1. Данные о состоянии биологического слуха взять из медицинской карты___

2. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа: «Возьми куклу, положи», «Подойди к шкафу, возьми мозаику», «Собери пирамидку»___

Состояние общей моторики:___

Отметить: некоординированность движений, темп выполнения, общую заторможенность или двигательное беспокойство.

Синкенезии (мимика)___, наличие навязчивых движений (тело)___

Состояние дыхательной и голосовой функций:

Отметить: тип дыхания___ (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное, объем, продолжительность речевого выдоха:___ для детей 5 лет – 2-3 слова, для детей 6-7 лет – 3-5 слов.

Дать характеристику голоса: громкость___ (чрезмерно тихий, громкий, нормальный,

наличие или отсутствие носового оттенка,___монотонности___

Особенности динамической стороны речи:

Темп: нормальный, ускоренный, замедленный, запинки.

Ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи

Интонация: употребление основных видов интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

(достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности)

исключение «4-го лишнего»___

запоминание предметов (слов) ___

добавление предмета в линейный ряд ___

уменьшение предметов в линейном ряду___

Знание основных цветов (знает, не знает, соотносит или нет)

Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат)

Определить: характер нарушения звуков гласных и согласных: отсутствие, замена на другие звуки, дефектная артикуляция в различных условиях:

а) изолированное произношение;

б) в открытых слогах, закрытых и со стечением согласных;

с сь з зь ц ш ж ч щ р рь л ль й м н б д в к кь г гь х хь

1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):

да-та-та ___ ка-га-га ___

ба-па-ба ___ ко-го-го ___

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений:

1. выделение начального гласного в словах (для детей 6 лет): Аня, Оля, утро, Инна___

2. дифференциация звуков по противопоставлениям. Покажи на картинках, где рожки – ложки, где коса-коза, трава-дрова, крыса-крыша, бочка-почка.

3. определение места звука в слове по отношению к другим звукам___ Например:

«Где находится звук [Р] в слове «рак», в слове «пар»?

4. cоставление слов из данных логопедом звуков в ненарушенной последовательности. Например:

М, А, К; Д, О, М; Р, У, К, А ___Фонематические представления:

5. придумывание слов на данный звук. Например: [С] – сумка___, [3] – зубы___,

6. вычленение данного звука. Например: из предложенных логопедом разных картинок отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Слоговая структура слова___

(слоговая структура слов нарушена незначительно; имеют место грубые нарушения слоговой структуры слов: парафазии — замена звуков и слогов, элизии — пропуски звуков и слогов, итерации и т. д.)

Особенности словарного запаса:

1. Название действия по предъявленному предмету.

щука – плавает, ласточка. ,

2. Подбор определений к слову.: Море какое? (лист –. , цветок –. , дом –. , лимон –. , конфета –.

3. Употребление слов с противоположным значением (подготовительная группа): большой – маленький___; впереди – позади___; длинный – короткий;___ входит – выходит___; высокий – низкий___; вбегает – выбегает___;

далеко – близко___; смеется – плачет___…

Состояние грамматического строя речи:

а) изменение по падежа: У меня есть кукла. У меня нет. (куклы).

Я люблю играть с. (куклой). Я купаю. (куклу).

Я пою песенку. (кукле);

б) образование форм имен существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Например: дом – дома – домов, окно – окна – окон (дерево –___, шар – ___, марка – ___, яблоко – ___, книга – ___…

в) согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде. тарелка. (красная)___ – мяч. (красный)___ – платье. (красное)___

г) согласование числительных «два» и «пять» с существительным: мяч___, мак,___сумка___, яблоко___, ведро___, окно.

а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Например: стул – стульчик, кровать – кроватка (картина –___, ложка –___, кукла___, дом – ___

б) образование прилагательных от существительных (подготовительная группа): дерево – деревянный, резина ___ стекло ___

в) образование глаголов движения с помощью приставок (подготовительная группа). Например: ходить – выходить, входить, заходить, переходить, обходить, отходить, проходить___ (бежать –___летать – ___

Проводилось ли устранение дефектов произношения, где, сколько, результаты ___

Уточненное логопедическое заключение (или диагноз) ___

Примерные задания для обследования познавательного развития детей раннего возраста Многие дети раннего возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии недостаточно владеют речью, поэтому предлагаемые задания преимущественно.

Речевая карта для детей с моторной алалией Схема обследования детей с алалией Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения.

Речевая карта для обследования детей на логопункте Работаю на логопедическом пункте при МБДОУ шестой год. Пробовала использовать разные варианты речевых карт, но все показались мне, не очень.

Речевая карта используемая для обследования речи детей средних групп Речевая карта используемая для обследования речи детей средних групп. Речевая карта дошкольника 1. Ф. И ребенка.

Технологическая карта образовательной области «Развитие речи» Восприятие художественной литературы. Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной.

Влияние практического обследования предмета на игровую деятельность детей с ЗПР 1слайд Здравствуйте уважаемые коллеги! Я хочу вам рассказать о том, как влияет практическе обследование предмета на игровую деятельность.

Речевая карта 6-7 лет
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Речевая карта на возраст 6-7 лет с полным содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Речевая карта (6-7 лет)111 КБ

Предварительный просмотр:

  • Фамилия, имя ребёнка _________________________________________________________________
  • Дата рождения, возраст ________________________________________________________________
  • Домашний адрес, телефон ______________________________________________________________
  • Кем направлен _______________________________________________________________________
  • Жалобы родителей ____________________________________________________________________
  • Дата поступления в речевую группу ______________________________________________________
  • Решение МПК , номер протокола_________________________________________________________
  • Заключение психоневролога, невропатолога _______________________________________________
  • Заключение врача ЛОР _________________________________________________________________
  • Заключение окулиста _________________________________________________________________
  1. АНАМНЕЗ
  1. Возраст родителей при рождении ребёнка: мать __________________ отец __________________
  2. Наследственные заболевания _________________________________________________________
  3. Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка ___________________________________________________________________________
  4. От какой по счёту беременности ребёнок _______________________________________________
  5. Протекание беременности ___________________________________________________________
  6. Протекание родов, стимуляция _______________________________________________________
  7. Когда закричал, наблюдалась ли асфиксия _____________________________________________
  8. Вес и рост при рождении ____________________________________________________________
  9. Вскармливание
  • Когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал) ___________________________________ _______________________________________________________________________________
  • Наблюдались ли срыгивания, попёрхивания _________________________________________
  • Грудное вскармливание до ________________________________________________________
  1. Раннее физическое развитие:

Когда стал держать голову ______________ Когда стал сидеть __________________

Когда стал вставать ___________________ Когда стал ходить _________________

  1. Перенесённые заболевания (тяжёлые соматические, инфекции, ушибы, травмы, судороги)

До трёх лет _______________________________________________________________________

После 3 лет ________________________________________________________________________

  1. Раннее речевое развитие :
  • Гуление ____________________________________________________________________
  • Лепет, характер лепета _______________________________________________________
  • Первые слова _______________________________________________________________
  • Первые фразы ______________________________________________________________
  • Как быстро наращивался словарный запас _________________________________________________
  • Не прерывалось ли речевое развитие (причина) _____________________________________________
  • Отмечались ли:

Грубые искажения звуко-слоговой структуры ___________________________________________

Грубые аграмматизмы после 3 лет ______________________________________________________

  1. Речевая среда ______________________________________________________________________
  2. Стимулировалось ли развитие речи ____________________________________________________
  3. Фиксирует ли внимание на дефекте ____________________________________________________
  4. Занимался ли ранее с логопедом, с какого возраста, результаты логопедической работы _____________________________________________________________________________________
  1. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.
  1. Слуховое внимание:
  • Дифференциация звучащих игрушек (из 4х) ______________________________________
  • Определение направления источника звука _______________________________________
  1. Восприятие и воспроизведение ритма из 5ти элементов

ддккд дккдд ддккк кккдд

  • Подбор картинок к данному цветовому фону:

белый– чёрный- красный– жёлтый– зелёный-

синий– розовый- сиреневый- оранжевый- коричневый

  • Показ основных цветов _________________________________________________________________
  1. Зрительно – пространственный гнозис и праксис:

правую и левую руку правую и левую ногу правой рукой левый глаз

правый и левый глаз правое и левое ухо

  • Показать предметы, которые находятся

слева – справа – вверху –

внизу – впереди – сзади –

  • Ориентировка на листе бумаги:

середина ___________ левый нижний угол ____________ правый нижний угол ________________

левый верхний угол ____________ правый верхний угол ________________

  • Разрезная картинка из 5-8 частей _________________________________________________________
  • Конструирование из 6ти элементов _______________________________________________________
  1. Счёт: прямой __________________ обратный __________________ со _________________________
  2. Сравнить и расположить предметы в возрастающем или убывающем порядке ___________________
  3. Геометрические формы _________________________________________________________________
  4. Почтовый ящик _______________________________________________________________________
  5. 4й лишний

яблоко, груша, огурец, лимон __________________ собака, слон, кот, корова ___________________

  1. Состояние общей моторики ______________________________________________________________
  1. Состояние ручной моторики (точность движений, темп движений, синхронность движений правой и левой руки, переключение от одного движения к другому _____________________________________________________________________________________
  • Здороваются пальчики правой и левой руки _______________________________________________
  • Здороваются пальчики только правой руки ________________________________________________
  • Кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой) ___________________________________________
  • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак _____________________________
  1. СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
  • Губы ________________________________________________________________________________
  • Зубы ________________________________________________________________________________
  • Челюсти _____________________________________________________________________________
  • Прикус ______________________________________________________________________________
  • Твёрдое нёбо _________________________________________________________________________
  • Мягкое нёбо __________________________________________________________________________
  • Язык ________________________________________________________________________________
  1. Состояние мимической мускулатуры _____________________________________________________
  1. Состояние артикуляционной моторики: ____________________________________________________
  1. СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
  1. Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, синкенезии, продолжительность речевого выдоха ____________________________________________________________________________
  2. Характеристика голоса _______________________________________________________________
  1. ОСОБЕННОСТИ ДИНАМИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
  • Темп _________________________________________________________________________________
  • Ритм _________________________________________________________________________________
  • Правильность употребления пауз _________________________________________________________
  • Употребление основных видов интонации _________________________________________________
  1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

гласные _____________________ к, г, х _________________________ т, д, н _______________________

свистящие ___________________ шипящие ______________________ р _____________ л ____________

IX. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

  • Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па-ба-па та-да-та га-ка-га ба-бя-ба

са-ша-са за-жа-за ча-ша-ча ца-ча-ца ра-ла-ра

  • Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать картинки):

мишка – мышка бочка – почка уточка – удочка трава – дрова

  • Дифференциация по слуху звуков, смешиаемых в произношении:

миска – мишка вечер – ветер цветик – Светик

крыса – крыша речка – редька косы – козы чёлка – щёлка

X. СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

  • Выделение заданного звука [м] (мычание телёнка) или [р] (моторчик) в словах:

мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар

  • Выделение ударного гласного в начале слова (Аня, утка, Ира, окна) ___________________________
  • Определение первого согласного звука (мак, дым, трава, кошка, булка, щука) __________________
  • Определение последнего звука в словах (дом, мак, муха, барабан) _____________________________
  • Определение последовательности звуков в слове (мак, суп, лук, каша, рама) ____________________
  • Определение количества звуков в словах (дом, рак, луна, совы, банан, лампа) ___________________
  • Определение количества слогов в слове (маки, котёнок, дом) _________________________________
  • Местоположение заданного звука в слове _________________________________________________

XI. ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ СЛОЖНОГО СЛОГОВОГО СОСТАВА.

дождь велосипед холодильник гематоген

чемодан электричка строительство температура

лекарство апельсин подосиновик простокваша

аквариум продукты милиционер скворечник

Регулировщик стоит на перекрёстке _______________________________________________________

В аквариуме плавают разноцветные рыбки __________________________________________________

XII. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.

  • Предметный словарь
  1. Конкретные существительные по темам: __________________________________________________
  1. Обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов) :

игрушки посуда одежда обувь птицы транспорт

животные семья мебель овощи фрукты

  1. Назвать и показать части

стула чайника одежды автомобиля тела

спинка крышка воротник дверца локоть

сиденье носик манжета колёса колено

ножки ручка петля руль подбородок

донышко кабина ноготь

  1. Название профессий ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
  2. Подбор антонимов

добро горе друг правда жизнь

  • Глагольный словарь
  1. Кто какие звуки издаёт?

кошка лошадь коза утка петух

собака корова свинья гусь лягушка

  1. Кто что делает? (по профессиям)

повар врач почтальон

учитель строитель художник

поднимать покупать давать говорить закрыть

плакать молодеть помнить зажечь разрушать

  • Словарь признаков
  1. Названия цветов _______________________________________________________________________
  2. Название формы _______________________________________________________________________
  3. Подбор антонимов

широкий длинный хороший старый

высокий толстый весёлый светлый

большой холодный грязный глупый

1. Употребление существительных в И.П. ед.ч.

стол – столы лист – рукав – рот – слон –

кукла – дерево – глаз – пень – воробей –

ухо – стул окно – лев – сон –

2. Образование падежных конструкций

Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж

кукла девочка мама щётка самолёт

книга воробушек мальчик ложка конфета

шары зайчик утёнок уши лето

окно лимоны бабочка ноги санки

ведро одеяла мяч карандаши машинки

3. Употребление формы родительного падежа множественного числа (много чего)

шар дом чашка дерево уши

стол берёза книга лист карандаши

4. Согласование прилагательных с существительным в единственном числе

(Назвать цвет предметов)

шар ведро платье машина ботинок

5. Согласование числительных с существительными

один – помидор ухо кукла карандаш лев ведро дверь ручка

  • Состояние словообразования.
  1. Образование существительных с уменьщительно-ласкательными суффиксами

гриб- лиса- лист- воробей- одеяло-

  1. Образование названий детёнышей животных

у кошки – котёнок у зайца- у коровы- у лисы –

у гуся- у белки- у лошади- у волка

у утки – у медведя- у собаки

  1. Образование относительных прилагательных

дерево-деревянный бумага- солома- мех-

пух- кирпич- резина- металл-

снег- брусника- черника- шерсть-

  1. Образование притяжательных прилагательных

сумка мамы – мамина газета папы – хвост зайца –

кофта бабушки – лапа медведя – шерсть волка –

  1. Образование приставочных глаголов (Назвать действия: что делает мальчик)

ходит уходит входит выходит переходит

бежит убегает вбегает выбегает перебегает

  1. Образование глаголов совершенного вида

рисовал – нарисовал писал – делал –

XIII. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ.

  • Составление рассказа по серии картин («Мальчик и лыжи»)

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

Логопедическое обследование речи младших школьников

Материал для обследования речи младших школьников включающий речевую карту и презентацию к ней.

Просмотр содержимого документа
«РЕЧЕВАЯ КАРТА 2016»

Общий анамнез (заполняется родителями)

Сведения о родителях (ФИО, место работы, должность, телефон)

1. От какой по счёту беременности родился ребенок?______2. Какие по счету роды?_____

3.Течение беременности (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, угроза прерывания, без патологий и др.)__________________________________________________________________________

4. Как протекали роды (досрочные, срочные, стремительные и т.д.)____________________

5. Баллы по шкале Апгар__________________6. Когда закричал?______________________

7. Была ли асфиксия?(белая, синяя) _______8. Рост и вес ребенка при рождении_________

9. Вскармливание (грудное, искусственное, смешанное)______________________________

10. Когда появились первые зубы?_________11. В год было зубов_____________________

12. Перенесенные заболевания (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре). До года:__________________________________________________________

Когда появилось гуление?_______________________лепет?__________________________

Когда появились первые слова?__________________фразы?__________________________

Не прерывалось ли речевое развитие? (если прерывалось, указать возраст, причину, длительность, последствия)______________________________________________________

Условия речевого воспитания в семье

Есть ли двуязычие в семье?______________________________________________________

Отношение ребенка к речевому дефекту___________________________________________

Обращались ли к логопеду? _____________________________________________________

Как долго длились занятия, их результативность____________________________________

Спасибо за оказанную помощь! Учитель-логопед 1 квалификационной категории Алия Финатовна Хамитова, тел: 89374849655, эл.почта: a l _ i _ ya 85@ mail . ru

Общая характеристика речи (запись беседы с ребенком)

Как тебя зовут?__________________________________Сколько тебе лет?_______________

С кем ты живешь?______________________________________________________________

Как зовут маму?_______________________________________________________________

Есть ли у тебя друзья?__________________________________________________________

В какие игры ты с ними играешь?________________________________________________

Общее звучание речи

Темп речи (быстрый, медленный, умеренный)______________________________________

Голос (тихий, громкий)_____________Выразительность_____________________________

Периоды обострений___________________________________________________________ Ситуации, усугубляющие его проявление_________________________________________

Строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, наличие расщелины)_______________________________________

Язык (толстый, массивный, маленький и др.)_______________________________________

Зубы (редкие, мелкие, вне челюстной дуги, крупные)________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый, боковой открытый)_________________________

Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная)__________________________

Подвижность, точность, объем движений_________________________________________

Способность к переключению и удержанию позы___________________________________

Тремор кончика языка при повторных движениях___________________________________

Гиперкинезы при замедленном темпе движения_____________________________________

Какой рукой ест: правой / левой пишет: правой / левой

Обследование понимания речи

1. Выполнение инструкций в 2-3 действия_________________________________________

2. Понимание названий действий (по картинкам)___________________________________

3. Понимание названий признаков (цвет, форма, величина и др.)______________________

4. Понимание грамматических форм слова:

а) единственное и множественное число: существительных (шар-шары, гриб-грибы)_____

глаголов (где сидит, а где сидят)__________________________________________________

прилагательных (где красная, а где красные)_______________________________________

б) понимание значения предлогов _______________________________________________

в) понимание значений падежных окончаний (Покажи карандашом тетрадь)____________

5. Понимание значений сложных предложений:

а) Покажи девочку, которая ловит бабочку________________________________________

б) Лена потеряла карандаш, который был у Вовы. Чей это карандаш?__________________

в) Дети пошли в лес после того, как прошёл дождь. Когда дети пошли в лес: до или после дождя?_______________________________________________________________________

1. Предметный словарь:

а) объяснение значений слов:

б) называние предметов по картинкам____________________________________________

в) показ и название частей предметов:

чайник: донышко___________________ стул: сиденье_________________________

г) детеныши животных:

у козы___________________________ у коровы___________________________

у свиньи__________________________ у лошади___________________________

у овцы___________________________ у курицы____________________________

2. Уровень обобщения:

Мишка, мяч, пирамидка, юла____________________________________________________

Платье, брюки, юбка, носки_____________________________________________________

Сапоги, туфли, валенки, тапочки_________________________________________________

Шкаф, кровать, диван___________________________________________________________

Автобус, самолет, поезд, мотоцикл_______________________________________________

3. Словарь признаков:

а) подбор прилагательных к существительным:

б) подбор антонимов: синонимов:

большая – ________________ врач – ________________________

высокий -_________________ друг – ________________________

сухой – __________________ печальный – ___________________

грязный – _________________ школьник – ___________________

в) образование относительных прилагательных:

кубик из дерева – ______________________стакан из стекла -_________________________

мяч из резины – _______________________ сумка из кожи – __________________________

г) образование притяжательных прилагательных:

а) называние действий по картинкам______________________________________________

б) Кто что делает?

в) Кто как передвигается?

г) кто как голос подает?

Кошка____________________ ______________ лошадь______________________________

5. Времена года и их признаки___________________________________________________

Обследование грамматического строя

1. Образование мн.ч. существительных от ед.ч. существительных:

2. Образование уменьшительно – ласкательной формы:

3. Согласование прилагательных с существительными:

Шар_________________ _____(красный) машина______________________(красная)

4. Употребление падежа существительных в зависимости от числительных:

У меня один дом, а у тебя ______________________________________________(два дома)

1 шар ___________________________________1 стул_______________________________

1 помидор________________________________1 ухо_______________________________

Обследование связной речи

1. Составление предложения по картинке__________________________________________

2. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке_______________________

3. Составление описательного рассказа по последовательной серии картин

4. Пересказ рассказа (сказки)____________________________________________________

[С] – ___________[С’] – ____________[З] – __________[З’] – ___________[Ц]_____________

[Ш] – ______________[Ж] – _____________[Ч] – _______________[Щ] – ________________

[Л] – ______________ [Л’] – _____________[Р] – _______________[Р’] – _________________

[К,К’] – ____________[Г,Г’] – ____________[Б,Б’] – _____________[П,П’] – _______________ [Д,Д’] – ____________[Т,Т’] – ____________[В,В’] – _____________[Ф,Ф’] – ______________

[М,М’] – ___________[Н,Н’] – ____________[Х,Х’] – _____________[Й] – ________________

Обследование фонематического восприятия

и элементов звукового анализа

1. Повторение звуковых рядов:

2. Повторение рядов слов:

3. Выделение первого звука в слове:

4. Выделение последнего звука в слове:

5. Сколько звуков в слове?

Произношение слов сложного слогового состава

Дети слепили снеговика_________________________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод________________________________________________

Учительница ведет детей фотографироваться_______________________________________

Уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, целыми словами)_______

Ошибки при чтении___________________________________________________________

Письмо (письменные работы прилагаются)

Наличие и характер ошибок_____________________________________________________

Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям

После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После второго года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ После первого года обучения:___________________________________________________

Результаты коррекционной работы

После первого года обучения:___________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________После второго года обучения:____________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________После первого года обучения:____________________________________________________

__________ /Хамитова А.Ф./

Просмотр содержимого презентации
«2017 ОБСЛЕДОВАНИЕ»

Логопедическое обследование речи младших школьников

Презентация на тему: Логопедическое обследование

Общая схема логопедического обследования 900igr.net

Анкетные данные Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; – Дата рождения, возраст, ребёнок может еще во втором классе, а по возрасту он большой. – Домашний адрес; – Домашний телефон; – Класс; – Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается; – Дублировал программу или нет, какого класса; – Сведения о родителях: – мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов), – отец (Ф.И.О., возраст, наследственность), – национальный язык; – двуязычие.

Общий анамнез – неблагоприятные факторы развития- как протекала беременность, роды; – наследственность (есть ли какие наследственные заболевания); – перенесённые заболевания: – до года, – после года, – ушибы, травмы головы, – судороги, есть ли судороги при высокой температуре, – Раннее развитие: – голову держит с…. (норма с 1,5 мес), – сидит с….. (в норме с 6 мес.) – ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.), – стоит с …..( в норме с 10-11 мес.), – ходит с …..(в норме с 11-12мес.), – узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.), – первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.), – количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).

Речевой анамнез гуление в…(в норме с 2-х мес.), – лепет в ….(в норме с 4-6 мес.), – первые слова…( в норме около года), – первые фразы в….(в норме от 1.5 до 2-х лет), – прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, – использование жестов (замена речи, дополнение речи), – отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка, – занимались ли с логопедом- на протяжении какого времени, – результаты занятий с логопедом.

Обследование артикуляционного аппарата. Губы Зубы Прикус Челюсти Небо Язык Уздечка Увулюс

Обследование подвижности Губы Язык

Обследование мелкой моторики На переключаемость На удержание

Проверка состояния слуха При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.

Обследование произношения звуков Гласные звуки Согласные звуки Свистящие, шипящие, африкаты Сонорные Звонкие и глухие Фрикативные

Обследование слоговой структуры слова Слова многосложные Со стечением согласных Содержать сходные звуки

Обследование фонематического восприятия Цепочка слогов Цепочка слов Дифференциация оппозиционных фонем

Обследование словарного запаса Предметный словарь Глагольный словарь Подбор синонимов Подбор антонимов Подбор родственных однокоренных слов

Обследование грамматического строя речи Состояние предложений или небольших рассказов Использование предлогов Употребление существительных в разных падежах Употребление падежей в зависимости от числительных Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот Образование формы родительного падежа множественного числа Употребление числа при согласовании с существительным Образование уменьшительной формы существительного Использование суффиксов Образование прилагательных от существительных Употребление приставок в глаголах

Исследование звукового состава слова Выделение гласного в начале слова и под ударением Выделение гласных в односложных словах Выделение гласного в конце слова Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук Определение места звука в слове. Определение в слове слогов . Определение количества и последовательности звуков, букв. Определение гласных букв и согласных. Обозначение согласных букв звуком: Звонкий или глухой, мягкий или твердый

Обследование письма Списать слова и предложения с рукописного текста Списать слова и предложения с печатного текста Записать под диктовку строчные и прописные буквы Диктант слогов Диктант слов разной структуры Предложения после однократного прослушивания Слуховой диктант

Обследование чтения Подобрать гласные, согласные буквы Чтение слогов Чтение слов Чтение фраз Чтение специально подобранных текстов

Заключение логопеда Краткое Точное Раскрывающее все компоненты речи Образец логопедического заключения

Образцы логопедических заключений. 1 класс: трудности формирования чтения и письма 2 класс: нарушение чтения и письма, в конце 2 полугодие указываем вид дисграфии и степень выраженности. 3 класс: несформированность языковых и речевых средств языка, вид дисграфии, вид дислексии. 4 класс: несформированность языковых и речевых средств языка, вид дисграфии, вид дислексии. Со второго полугодия выставляется дисорфография (указать степень выраженности) с элементами дисграфии.

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Читайте также:  Правила речи для детей
Ссылка на основную публикацию