Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Речевые карты

Волкова речевая карта для ОНР

Диагностика речевых нарушений у детей с билингвизмом

Заключение Визель Т.Г.

Карта комплексной диагностики от 0 до 3лет

Карта комплексной диагностики от 3,5 лет

Карта комплексной диагностики речевых и неречевых функций

Образец обследования речи

РК неговорящего ребенка

Речевая карта для логопункта

Речевая карта. Комплексная диагностика

Речевая карта для ДОУ

Речевая карта (адаптированная) по Филичевой Т.Б.

Речевая карта. Школьники

Речевая карта. Заикание

Речевая карта для детей с ФФН и ОНР

Итоги результатов обследования в баллах

Памятка для логопеда по заполнению речевой карты

Комлексная диагностика детей и взрослых

Речевая карта обследования ребенка с ОНР

Речевая карта по Смирновой

Речевая карта ребенка с ОНР

РК неговорящего ребенка

Чистая речевая карта

Логопед. карта, школьники (Кукушина)

Логопедическая карта, школьники (Смирнова)

Речевая карта, школьники (Аманатова)

Речевая карта, школьники (Баль)

Речевая карта, школьники (Волосовец)

Речевая карта, школьники (Елецкая)

Речевая карта, школьники (Мазанова)

Речевая карта, школьники (Поваляева)

Речевая карта, школьники (Ястребова)

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь своё специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все её компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учётом данных его развития – как общего, так и речевого – начиная с раннего возраста.

Карта комплексной диагностики больных с афазией

Логопедическая карта для детей с нарушениями голоса

Логопедическая карта для диагностики дизартрии

Логопедическая карта для диагностики заикания

Логопедическая карта для диагностики ринолалии

Речевая карта ребенка (от 5 до 6 лет)

Ф.И.О. ________________________________________ дата рождения ___________________

Домашний адрес _______________________________ номер телефона ___________________

Дата обследования _________________ дата поступления ребенка в группу _____________

Откуда поступил ребенок _________________________________________________________

Заключение ПМПК ________________________________________________________________

Данные обследования ребенка специалистами:

Обращались ли ранее к учителю-логопеду _________ результативность занятий __________

1. Сведения о патологии перинатального и раннего постнатального периодов жизни: как протекала беременность ________________ роды ________________ когда закричал ______________________________

2. Сведения о раннем психомоторном развитии: стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) ____ вставать (в норме с 10 – 11 м.) ___ сидеть(в норме с 6 мес.) __ ходить (в норме с 11-12 мес.) _____________________________

3. Сведения о раннем речевом развитии: речь фразой (от 1,5 до 2 лет) ______ первые слова (в норме около года) ________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если да, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями): _____________________________

4. Сведения о микросоциальном окружении ребенка _______________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________

зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюсти, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный) _____

язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ____________

уздечка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной
области) _______________________________________________________________________
небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ______________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет
негативизм; общение доброжелательное, активное, пассивное, безразличное, негативное,
навязчивое, отказ от общения) ____________________________________________________

Отношение к занятиям (положительная мотивация, отрицательная, неустойчивая) _________________________

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ________________________

Исследование неречевых психических функций

Исследование зрительного восприятия:

Различение цвета, умение соотносить цвета
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, розовый, белый, чёрный

Восприятие формы
круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

Исследование слухового восприятия:

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек Дудочка, колокольчик, бубен, ложки, барабан

Определение направления звука

Восприятие и воспроизведения ритма
(5 – 7 лет) – -..-, -..–, –…, …–

• Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (выполняет самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок):

Ориентировка в пространстве
показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа

Ориентировка в схеме собственного тела
показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо

Складывание картинок из частей
5 – 8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный, разрезы

Складывание фигур из палочек по памяти
«домик» и «ёлочка» из 6 палочек, «лесенка» из 7 палочек

Складывание пирамидки
из 8 частей

Исследование состояния моторной сферы.

• Состояние общей моторики (объём выполнения движений, точность выполнения,
темп, активность, координация движений, переключаемость):
Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать
ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди из-за головы; подбросить и
поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую игрушку ____________________________

• Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к
переключению, наличие леворукости или амбидекстрии, наличие сопутствующих движении): _________________________________________________

Кинестетическая основа движений
ушки, рожки правой руки, потом левой руки, обеих рук

Кинетическая основа движений
упражнение «игра на рояле», ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой; попеременно соединить 1 со 2,3,4,5 пальцами и обратно

Навыки работы с карандашом
умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, линии и человека

Манипуляции с предметами
умение застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

• Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок): ___________________________________________________

Выполнение упражнений
закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови; надуть щёки; наморщить нос

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

• Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, точность
выполнения, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка):________________________________

Движения нижней челюстью
открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаком

Движения губ
«улыбочка» – «трубочка» (до пяти), «заборчик»

Движения языка
«лопатка», «жало», «лопатка – жало» (5 раз), «качели», «маятник», «грибок»

Движения мягкого неба
широко открыть рот и зевнуть

Исследование состояния импрессивной речи.

Понимание существительных
показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов

Умение обобщать
игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы

Понимание действий
птица летит, рыба плывёт, слон идёт, лягушка прыгает, змея ползёт

Понимание признаков
круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Заключение ТОПМПК__________________________________________________

Рекомендации специалистов:

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

Фонематический слух:

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

Звукопроизношение:

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Словоизменение:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

Словообразование:

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Понимание речи

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Связная речь:

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Читайте также:  Презентация: Домашние животные

Результаты логопедического обследования

Текст книги «Логопедические карты для диагностики речевых расстройств»

Юртова Елена Вячеславовна

Логопед-дефектолог.

Окончила педагогический факультет РУДН отделение дефектологии, по специальности учитель-логопед. Оказывает помощь детям с задержкой психоречевого развития, общего нарушения речи, фонетико-фонематического недоразвития речи, а так же детям с трудностями в школе (дисграфия, дислексия).

Стоимость консультации логопеда и речевого обследования

Код услугиНаименование услугиЦена, руб
11101Консультация логопеда1 600
11102Занятие с логопедом 30 минут800
11103Выезд логопеда на дом в пределах МКАД2 900
11103Занятие с логопедом на дому в пределах МКАД1 900

Это может быть интересно

  • Заключение от логопеда
  • Бесплатная консультация логопеда
  • Лечение заикания
  • Справка от логопеда
  • Задержка речевого развития

Необходимость речевой карты

Неотъемлемой частью во время диагностики речи ребенка является речевая карта. Такая карта заводится на каждого ребенка, который стоит на учете у логопеда.

Что такое речевая карта? Это бланки, которые заполняет логопед. Но как таковой единой структуры карты не существует. У каждого логопеда она может быть составлена по своему, индивидуально.

Карта является отчетом диагностирования различных нарушений и для отслеживания динамики развития речи.

Речевая карта позволяет определить:

  • Причины образования проблем с речью.
  • Отследить механизм нарушения.
  • Узнать, какие навыки и способности есть у малыша.
  • Сформировать коррекционную программу.

Существует два вида речевых карт:

  • Общая карта.

В такой карте фиксируются необходимая информация о ребенке и кратко сформулированная характеристика речи.

  • Развернутая карта.

Наиболее удобный формат карты. В ней фиксируются данные анамнеза (сведения, полученные путем расспроса), информация по обследованию произношения звуков, навыки связной речи, объем словарного запаса и другие важные аспекты.

Также для заполнения речевой карты порой необходимы результаты исследований других врачей: отоларинголог, хирург, психолог, невропатолог.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ В ОН КЛИНИК БЕЙБИ

После первичного обследования может быть назначен курс лечебно-коррекционных мероприятий. Особо это актуально перед поступлением в школу.

Специалисты Он Клиник бейби занимаются с маленькими пациентами в игровой форме, в теплой и дружеской атмосфере. Такая обстановка способствует достижению положительных результатов терапии за минимальное время.

Как мы уже говорили, дефект речи – проблема, которая может быть вызвана более глубокими причинами. Для того чтобы выяснить эти причины иногда требуется помощь специалистов различных специализаций.

Он Клиник бейби – многопрофильный медицинский центр, поэтому, при необходимости, решением проблем Вашего чада займутся все необходимые специалисты – детские неврологи, психологи. У нас есть современная лабораторно-диагностическая база, позволяющая в короткие сроки получить результаты анализов по нескольким сотням позиций. Все это помогает использовать комплексный подход в решении проблемы и обеспечивает эффективность лечения.

Если Вы ищете логопеда для ребенка в Москве, обратитесь в Он Клиник бейби! Наши специалисты помогут скорректировать его речь и при необходимости – избавиться от сопутствующих проблем со здоровьем.

Обратитесь к платному детскому логопеду Он Клиник бейби, чтобы речь Вашего ребенка была правильной!

Изменения в образовании в 2020-2021 году: что будет, новое. Новый ФГОС 2020-2021 г.

Что
такое ФГОС
Перечень сведений, обязательных для составления учебной программы каждой конкретной школы включен в единый документ – ФГОС, соблюдать требования которого обязаны все образовательные учреждения России. Его цель – обеспечить комфортные условия для обучения детей в любом регионе страны и предоставление им равных знаний вне зависимости от места жительства.

На основании рекомендаций ФГОС составляются учебники, иные учебно-методические пособия, программы подготовки учителей, задания для итоговой аттестации учащихся.

ФГОС разъясняет, что получит ребенок, освоив ту или иную ступень образования:

уровень знаний, умений и навыков учащегося;

формирование принципов духовно-нравственного развития личности;

социальная самоидентификация ребенка;

понимание своего места в мире.

Для образовательной организации ФГОС дает представление о необходимом оснащении материально-технической базы, требованиях к учителям-предметникам, особенностях ведения занятий с учетом регионального и этнического признаков.

Какие бывают ФГОС

начальная школа (1-4 классы);

основная школа (5-9 классы);

среднее общее образование (10-11 классы).

Также предусмотрен отдельный ФГОС для учащихся с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья.

Все эти документы обеспечивают преемственность знаний и организуют плавный безболезненный переход между образовательными ступенями.

Новый ФГОС 2020-2021

Обновленные ФГОС необходимы, поскольку отражают изменения в структуре знаний и системные преобразования в обществе. Поэтому Министерство Просвещения РФ регулярно ведет образовательный мониторинг и стремится своевременно вносить поправки в существующие документы.

Структура новых ФГОС будет несколько изменена. Это объясняется их особенностью – они рассчитаны на третье поколение обучающихся.

первое поколение устанавливало конкретные требования к освоению каждой школьной дисциплины;

второе поколение, которое завершается выпуском детей 2020 учебного года, делало акцент на совокупности как знаний, так и межпредметных умений. Благодаря этим ФГОС в школу вошли информационные технологии, разработка проектов, обучение детей анализировать, повышенное внимание к здоровью и правильному образу жизни ребенка;

третье (новейшее) поколение стандартов отличается от предыдущих особым внимание к личности обучающегося и конкретизацией требований к тому, что он получит после окончания школы.

Проект ФГОС нового образца включает в себя критерии, по которым можно проверить уровень школы как главного звена в цепочке получения образования. Родители смогут оценить, достаточно ли компетентны учителя и хорошо ли развита база технического оснащения классов.

Важным отличием становятся и конкретные требования к школьникам, по которым легко оцениваются их учебные достижения при переходе из класса в класс. В дополнение к отметкам выделяется перечень результатов, которые обязаны показать дети – так называемые контрольные срезы знаний.

Если раньше образовательная организация могла менять тематику содержания материала внутри дисциплин, придерживаясь лишь общих правил, то теперь наполнение дисциплин строго определено. Авторы проекта убеждены, что это упростит подготовку к выпускным экзаменам и сделает их требования прозрачнее.

Первое полугодие 2020 года станет для школ особым периодом, когда пройдет повсеместная проверка готовности к переходу на новый ФГОС. В настоящий момент подготовлены все необходимые методические рекомендации для этого. Перемены не скажутся на текущем учебном распорядке школьников, поскольку изменения внедряются в образовательную программу мягко и незаметно.

Преимущества новых стандартов

Одним из положительных моментов внедрения стандарта эксперты называют открытость в работе учителей, что исключает субъективную оценку знаний школьников и дает родителям возможность отслеживать малейшие изменения, происходящие в учебной жизни их ребенка.

Кроме того, компетентные специалисты в области образования называют следующие преимущества стандарта:

Доступность подготовки к выпускным экзаменам без репетиторов. Ранее дети и родители жаловались, что многие вопросы из ГИА не проходят в основной школьной программе. Теперь каждый экзаменационный вопрос будет разобран в школьном курсе.

Разделение образовательного процесса на этапы: талантливые школьники могут беспрепятственно переходить на следующий уровень обучения при условии сдачи соответствующих тестов. Это же касается и одаренных классов – возможно варьирование учебной программой, если дети успевают ее пройти быстрее своих сверстников.

Введение обязательного для изучения второго иностранного языка позволит увеличить кругозор ребенка и расширить область его познания. В настоящий момент программа рассчитана на 6 лет изучения, то есть с 5 по 11 класс и будет доступна по желанию детей и возможности самой школы.

Изменения, касающиеся учителей

Какие изменения ожидают учителей? Для преподавательского состава тоже есть некоторые нововведения. Первое – повышение профессиональной квалификации. Теперь педагоги должны будут доказывать компетенцию, причем Министерством просвещения готовится единая стандартная модель, включающая пять отдельных блоков: методический, стажировочный, предметный, воспитательный и психолого-педагогический.

На полноценное подтверждение классификации будет отводиться не менее 144-х часов.

Второе нововведение – программа под названием «Земский учитель». Этот проект реализуется в целях обеспечения педагогами школ в сельских или отдаленных местностях Российской Федерации. Все желающие учителя, соответствующие определенным требованиям, смогут подавать заявки на официальном сайте программы (он должен в скором времени заработать). Помимо предоставления вакансий в образовательных учреждениях полагаются денежные выплаты в размере 1 миллиона рублей, а для территорий Дальнего Востока – до двух миллионов.

На некоторые особо востребованные и престижные должности могут объявляться конкурсы, по итогам которых до 15-го мая определятся победители. В срок до двадцатого июля 2020-го года школы должны заключать с выбранными педагогами трудовые договоры. А до начала декабря все переехавшие в сельские местности учителя получат гарантированные государством выплаты.

Новости дошкольного образования в 2021 году

Нововведения в дошкольном образовании в 2021 году должны упростить порядок записи детей в детский сад. Родителям не нужно будет предоставлять свидетельство о рождении ребенка для записи в дошкольное учреждение. Изменения вступят в силу с начала 2021 года. Соответствующий документ уже опубликован на сайте проектов нормативно-правовых актов. Авторы идеи поясняют, что со следующего года документ будут требовать в случаях, если он выдан иностранным государством.

Кроме этого должны утвердить новый порядок приема в рамках программ дошкольного образования. Как и в школах, закрепляется территориальный принцип набора: дети, чьи братья и сестры посещают конкретный детсад, имеют преимущество при зачислении. Прием в муниципальный детский сад осуществляется по направлению территориального органа управления образования, с задействованием местных информационных систем.

Третий документ – порядок перевода ребенка из одного учреждения в другое. Это инструкция, в которой будет подробно расписано, что делать родителям. Мамы и папы должны обратиться в территориальный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением. При наличии свободного места в новом саду, должностные лица уведомляют родителей, после чего последние должны написать в «старом» детсаду заявление о переводе в новый.

Последние изменения касаются порядка создания федеральной информационной системы и правил формирования региональных электронных очередей в детские сады. Новый регулирующий документ сделает принципы работы системы общими для всех.

Справка «По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов»

По результатам первичного логопедического обследования учащихся 1-х классов.

Речевая карта для логопедического обследования ребенка 3-4-х лет

Р е ч е в а як а р т а д лял о г опе д и ч е ск о г о о б сл е д о в ан ия

2. А д р ес ,т е л е ф о н

3. Р о д и т е ли

4. Д е т с к ое у ч р е ж д е н и е , к о т о р ое п о с ещ а лр е б е н о к ,с к а к о г о в о з р а с т а

5. З а к л ю ч е ни я с п е ци а л и с т о в : л о г о п ед а п о л и к л и ни к и п с и х о н е в р о л о г а о т о л а р ин г о л о г а

6. Ж а л о б ыр о д и т е л е й ( и х о т н о ш е н и ек с о с т о я ни юр е чи р е б е н к а ) ___________________________

7. З а к л ю ч е ни е П М П К № о т г.

А н а м н е з

I . Р а з в и т и ер е б е н к а с о с л о вр о д и т е л е й :

а ) б е р е м е нн о с ть ( к а к а я п о с ч е т у , п р о т е к а ни е )

б)ро д ы ( с р о ч н о с ть, о с л о ж н е ни я , с т и м у л я ц и я , к о г д а з а к р и ч а лр е б е н о к )

г ) м о т о р н оер а з в и т и е :

к о г д а н а ч а л __________________________________________________________________________

с и д е ть, п о л з а ть, х о д и ть_________________________________________________________________

д)р а н н е е р е ч е в оер а з в и т и е : _____________________________________________________________

к о г д а п о я в и л и с ь ________________________________________________________________________

г у л е ни е, л е п е т _________________________________________________________________________

п е р в ы е с л о в а

п е р в ы е ф р а з ы

( в н о рмес 6м е с . )

( в н о рмес 11 – 12м е с . )

( в н о рмес 1 г о д а )

( в н о рме2 – 3м ес . )

( в н о рме о т4 д о8 м е с . )

( в н о рмео к о ло г о д а )

( в н о рме о т1 , 5 д о2л е т)

ж ) з а н и м а л и с ьли с л о г о п е д о мр а н е е ( р е з у льт а ты з а н я т и й )

2. У с л о в и я в о с пи т а н и я ( г д е , к е м в о с пи ты в а л с я д о 3 – хл е т; р е ч е в ое о к р у ж е ни е р е б е н к а- н а л и ч и еу чл е н о в с е мьи д е ф е к т о в р е ч и , д в у яз ыч и я )

3. И г рыи и н т е р е с ы р е б е н к а : з а ни м а л и с ьли п р е д м е т н о – п р а к т и ч е ск о й д е я т е ль н о с тью ( р а сск а з ы в а ни е м, чт е н и е м, п е ни е м п о т е ш е к , д е т с к и х п е с е н о к )

Читайте также:  Звук (3), буква З - конспект НОД

С о с т о я н и е к о гн и т и вны х п р о ц ес с о в

( о ц е нк а вы п о л н ен и я з а д а ни й ф и к с и р у е т с я з н а к а м и« + » и л и « »)

2. П и р а м и дк а и з4 к о л е ц ( с о б и р а е т с а м о с т о я т е ль н о)

3. М а тр е шк а3 -с о с т а в н а я ( с о б и р а е т с а м о с т о я т е ль н о)

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно называние), (по образцу)

Р а з р е з н ые к а рт ин к и и з2 ч а с т е й ( с о б и р а е т по образцу, с а м о с т о я т е ль н о

К о л и ч ес т в е нн ые п р е д с т а в л е ни я « о д ин »- « м н о г о» ( п о к а з а ть о д и н п а льч и к , м н о г о п а льч и к о в )

К о н с тр у и р о в а ни е п о о б р а з ц у д о м и к а и з ш е с ти п а л о ч е к

С о с т о я н и е р ече в ой д е я т е л ь н о с т и

( о ц е нк а в ы п о л н ен и я з а д а ни й ф и к с и р у е т с я з н а к а м и« + » и л и « »)

1. П о н и м а ни е р е ч и :

« М я ч д а й м н е ,а з а й к у в о з ьми се б е »;

2) « П о к а ж и к ар т и н к у »

( п е р е др е б е н к о м в ы к л а д ы в а ю т с я к а р т ин к и : ша п ка , в а р е ж к и , о ч к и , и г о л к а с н и т к о й , з о н т, н о ж н и ц ы ) :

« П о к а ж и ,чтоты н а д е н е ш ь н а г о л о в у , к о г д а п о й де ш ь г у л я ть»

« Е с лир у ч к и з а м е р з л и ,что н а д е н е ш ь н ар у ч к и ? »

« Ч т о н у ж н о б а б у шк е ,чт о б ыл у ч ш е в и д е ть ? »

« Ч т о н у ж н ом а м е ,чт о б ы п р и ш и ть п у г о в иц у ? »

3) « С пр я ч ь и г р у ш к у » ( в ы п о л н е ни е ин с тр у к ци й н а п о ни м а н и е п р е д л о г о в ) :

« Сп р я чьм а ш и н к ув к о р о б к у п о д к о р о б к у з а к о р о б к у п о с т а в ь н а к о р о б к у»;

4) « П о к а ж и к ар т и н к у »

ш а р г р и б к у к ла я б л о к о с т у л ш а ры г р и б ы к у к лы я б л о к и с т у лья

2. С о с т оя ни е ф о н е м а т и ч ес к ого с л у х а:

1) « П о к а ж и , к т о т а к к ри ч и т » :

« м у» ( к о р о в а )

« м е » ( о в е ч к а )

2) « П о к а ж и к ар т и н к у » :

с т о л п а п а мы шк а д о ч к а

с т у л б а б а м и шк а т о ч к а

3. С о с т о я н и е а к т и в н о й ре ч и :

1) З ву к о п о д ра ж а н и я :

« К а к л а ет с о б а ч к а ? »

« К а к м я у к а ет к о ш к а ? »

« К а к т и к аю т ч а с ы ? »

« К а к п и щ ит м ы ш к а ?

2 )«На з о в и , ч т о п о к а ж у»*( п р е д м е т н ы й с л о в а р ь )

П Р И М Е Ч А Н И Е .В з а д а н ия х , о т ме ч е н н ы х з н а ко м*, о т в е т ы р е б е н к ал о г о п е д за п и с ы ва е т д о с л ов н о , с о хра н я я вс е о соб е нн о с т и п ро и з н е с е н и я с л о в .

3 )« Ск а ж и , ч т о д е ла е т ? »*( г л а г о л ьн ы й с л о в а р ь ):

п о л и в а ет – ___________________________

5 )«Ра с с к а ж и ,ч т о т ы в и д и ш ь н а к ар т и н к е »*( н а л и чие ф р а з о в ойреч и , с о с т о ян ие г р а м м ат иче с к о г о с т роя р ечи ) :

Д е в оч к ари с у е т . М а л ь чик к ор м ит г о л у б ей. М а л ь чики г р а ет н а д у д о ч к е .

М а м а к у п а ет м а л ы ш а . Д е в оч к а п о л и в а ет ц в е т ы .

С о с т о я н и е р е ч е в о йм о т о р ик и

1. С т рое н ие а р т и к у л я цио нн о г о а пп а р ата : ( н у жн о е п о д ч е р к н у т ь )

г у б ы( т о л с т ы е , т о нк и е ,р а с щ е л и н а , ш р а мы ) ;

з у б ы( н ор м а ,р е д к ие, к ри в ы е ,о т с у т с т в ие в е р х н и х/ н и ж н их з у б о в , м е л к и е , в н ече л ю с т н ой д у г и); п ри к у с( н о р м а , п ро г е н и я , п ро гн ат и я ,о т к р ы т ы й п е ред н ий,о т к р ы т ы й б о к о в о й, п ере к р е с т н ы й ) ; я з ы к( н о р м а , м а сс и в н ы й , п о д в и ж н ы й, м а л о п о д в и ж н ы й ) ;

уз д еч к а ( н о р м а , т о л с та я , у к о р оче нн а я , п одр е з а л а с ьр а н ее);

т в ердое н ё б о( н о р м а , в ы с о к ое у з к о е , п л о с к ое, у к о ро че нн ое,р а с щ е л и н а ) ;

м ягк ое н ё б о( н ор м а , у к ороче нн о е ,р а з д в ое нн ое,о т с у т с т в и е м а л е ньк о г о я з ы ч к а ).

2. И нн ер в а ция м и м и че с к о й м у с к у л ат у р ы :

( о ц е н к а в ы п о л н е н и я з а д а н и й ф и кс и ру е т с я з н ак а м и«+» и ли«»)

«То л с т я ч о к »( н а д у в а н ие щ е к ) ;

« Х у д ы ш к а » ( в т яг и в а н ие) .

П о д в и ж н о с т ь а р т ик у л я ц и о нн о го а п п а р а т а :

« З а б о рч и к » ( г у б ыр а с т я н у тыв у лы бк у );

« Д у д о ч к а » ( г у б ытр у б о ч к о й );

« Б а р а н к а » ( о к р у г л и ть г у б ы, к а к н а з в у к«о»)

« Л о п а т к а » ( у д е р ж и в а ть ш и р о к и й яз ык н а н и ж н е й г у б е );

« И г о лоч к а » ( т я н у ть в п е р е д у з к и й яз ы к )

4. П р о и з н о ш е н и е з в у к о вр а нн е г о о н т о г е н е з а ( р е б е н о к п о в т о р я е т з ал о г о п е д о м ) :

С о с т о я н и еэ м о ци о н а л ь н о о л е в ой с ф е р ы

1. Ф о р м аоб щ ен и я ( к о н т а к т е н , и н и ц и а т и в е н и л и п а сс и в е нв о бщ е нии , и з б и р а т е ль н ое о бщ е ни е ) .

Читайте также:  Сказки в развитии связной монологической речи

2. В н и м а ни е ( у с т о й ч и в о е , н е у с т о й ч и в о е ) .

3.Р а бо т о с п о с об н о с т ь ( н о рм а , н и ж е в о з р а с т н о й н о рмы, н а б л юд а е т с я б ы с тр а я у т о мл я е м о с ть, н е у с и д ч и в , н е п р о я в л я е т ин т е р ес ак з а д а ни я м ) .

С о с т о я ние м о т ор и к и

1. О б щ а я м о т о р ик а ( н о рм а ль н а ям о т о р и к а ; н а р у ш е ни ям о т о р и к и-м о т о р н а я н а п р я ж е н н о с ть, н е с к о о р д ини р о в а нн о с ть д в и ж е ни й , н е л о в к о с ть, д ру г и е н а р у ш е ни я

2. Ме л к а я м о т о р ик а ( в е д у щ а яр у к а- п р а в а я / л е в а я ; н о рм а ль н а ям о т о р и к а н е с ф о рм и р о в ан н а ям о т о р и к а ) .

Д а та з а п о л н е ни я : ____________ Учитель-л о г о п е д : _____________

Логопедический массаж: эффективность в сочетании техник

Массажные логопедические процедуры являются одним из методов коррекционного воздействия при различных формах нарушения речевого развития. Логопедический массаж благоприятно действует на организм человека и стимулирует мышечную и нервную системы, что важно для речедвигательного процесса. Он может быть частью комплекса медико-педагогической восстановления взрослых после инсультов, детей, подростков, у которых ставят диагнозы речевых расстройств и нарушений (в том числе заикания).

Для чего логопедами назначается массаж

Логопедический массаж – это механическое раздражение (поглаживание, разминание) в зонах мышц верхнего плечевого пояса, шеи, головы, особенно области языка, мягкого неба, щек и губ. Практически физиопроцедура сокращает период формирования и нормализации произносительной стороны речи при воздействии логопедического характера, способствует улучшению состояния голоса, речевого дыхания, стабилизирует эмоциональный фон человека. Указанная процедура рассматривается одним из инструментов развития речи – вот как можно охарактеризовать, что такое логопедический массаж (ЛМ).

Но причинами непонятной для окружающих речи может быть не только нарушения тонуса органов артикуляции (подвижности мышечных тканей губ, языка), но и проблемы грамматического построения речи и слоговых структур слов, недоразвитость фонематического слуха. Следовательно, для коррекции общего и речевого развития необходим подход системный.

К основным задачам логопедического массажа относят активизацию и нормализацию периферического речевого и артикуляционного аппаратов, укрепления глоточного рефлекса, стимуляцию речевого развития, уменьшение слюнотечения

О показаниях и противопоказаниях к массажу

Существуют определенные показания к логопедическому массажу, связанные с нарушениями артикуляционной моторики. К ним относят:

– состояние дизартрии – когда имеются нарушения иннервации (снабжения нервами) мышц речевого аппарата;

– механическую дислалию (укороченность подъязычной связки);

– ринолалию (нарушения речепроизношения вследствие дефектов строения аппарата речи).

Для этого врач-логопед обследует пациента, исключая противопоказания:

– состояния с острыми воспалительными процессами и повышенной температурой тела;

– наличие эпилепсии, судорог;

– инфекционные заболевания полости рта;

– высыпания герпеса на губах, болезни кожи на голове;

– склонность к кровотечениям из носа;

Бывают случаи назначения ЛМ ребенку при аутизме, моторной алалии, задержке речевого развития (ЗРР). Логопедический массаж при ЗРР – сомнительное назначение, так как он помогает корректировать звукопроизношение, а ребенок в данном случае не говорит. Следовательно, использоваться может не как основной метод коррекции, а только в комплексе с другими методиками.

Разновидности массажа

Необходимо понимать, с какой целью назначается массажный курс, будет ли он активирующим или расслабляющим, с каким сопровождением будет проводиться (постановка звуков, артикуляционная гимнастика).

Виды логопедического массажа классифицируются на:

– классический – со стандартным набором ручных приемов;

– точечный – воздействие на биоактивные точки;

– аппаратный – методика с применением вакуумных и вибрационных приборов;

– зондовый – массаж с применением специального инструмента по методу Новиковой Е.В.;

– массаж, разработанный Дьяковой Е.А. – систематизированная и обобщенная методика для различного рода речевых нарушений;

– сегментарно-рефлекторный – выполняется в технике классического с сегментарным делением на зоны (лицо-голова – шейный отдел – воротниковая зона).

Далее рассмотрим это подробнее.

О лечебном классическом массаже

Традиционный вид массажа проводится на поврежденном участке тела непосредственно или рядом с ним, при этом не учитывается рефлекторное воздействие. Процедурой предполагается проведение ЛМ лица и языка, а также гимнастика для дыхательного и артикуляционного аппарата. Применяются классические массажные приемы.

Логопедический массаж в картинках можно рассмотреть ниже.

  1. Проработка лобной части лица: от середины лба к виску поглаживающие движения, к волосам от бровей и легкое разминание лобной зоны.
  2. Зона щек: разминание, растягивание по щекам от уголков рта к височной части лица, к нижней части подбородка от скул.
  3. Участок носа: поглаживающие и растягивающие движения крыльев носа, далее – поглаживание к уголкам рта.
  4. Зона рта: нижнюю и верхнюю губы поглаживают поочередно с растяжкой к уголкам.
  5. Участок подбородка: проработка приемами поглаживаний и разминаний от центра к периферии.

Такой логопедический массаж лица ребенку можно делать в домашних условиях. После этого проводят массаж язычной мускулатуры и при необходимости гимнастику.

Кратко о выполнении точечного массажа

Эффективность точечного массажа во многом зависит от правильности определения при пальпации локализации точек воздействия, на лице часто отмечают в таких местах пульсацию. Следует начинать массажный курс с проработки не более четырех точек, с постепенным увеличением их количества.

Точечный логопедический массаж проводится по комплексам биоактивных точек (БАТ) в зависимости от целей, преследуемых процедурой (например, для нормализации артикуляционных мышц или напряжения мышечных тканей голосового аппарата). Массирование точек симметричных выполняется одновременно и попарно, прорабатываются точки локального и общего действия. Сеансы проводятся через день лечебным курсом, определяемым врачом.

Метод зондового массажа

Методика зондового массажа языка разработана Новиковой Е.В. Автор создала особые приемы и специальные инструменты – набор зондов из восьми штук. Каждый из применяемых зондов предназначается для определенной зоны мягкого неба, щек, губ, языка и способствует постепенной реанимации прорабатываемого участка. При осмотре врач определяет степень поражения мускулатуры лица ребенка и количество необходимых сеансов.

Такой детский логопедический массаж в домашних условиях может выполняться при условии специального обучения родителей. Проведение зондового ЛМ требует подготовки и опыта, поэтому должен проводиться опытным массажистом-логопедом. Важно, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта при этом. Указанная процедура противопоказана грудным детям до шести месяцев.

О массаже по методике Дьяковой Е.А.

Логопедами используется метод, разработанный Е.А. Дьяковой. Она смогла систематизировать и представить описание методик и техники ЛМ, а также обосновать целесообразность его применения при различных формах речевых нарушений.

В книге «Логопедический массаж» Дьякова Е.А. подробно изложила физиологические аспекты комплекса массажных процедур, порядок диагностического обследования пациентов, подробные методики дифференцированного и точечного ЛМ и основные приемы логопедического массажа.

При медленном, легком воздействии понижается возбудимость тканей, что оказывает действие расслабляющее. А при быстрых движениях повышается раздражимость тканей, следовательно, мышцы сокращаются. Использование дифференцированных массажных приемов способствует повышению тонуса мышц при гипотонии и понижению их при спастичности артикуляционной мускулатуры.

Пониженный мышечный тонус: методика выполнения и приемы массажа

Пониженный мышечный тонус может быть вызван синдромом Дауна, рахитом, другими болезнями, при которых требуется активизация групп мускулатуры. Логопедический массаж при пониженном тонусе языка проводится в классической технике, начиная с лица. Каждый из приемов повторяется до десяти раз.

Выполняются приемы поглаживания, растираний, под конец используют постукивания и пощипывания. Особенностью процедуры будет увеличивающаяся сила надавливания, при этом ребенок должен испытывать комфортные ощущения. Особое внимание уделяется мускулатуре губ: массируется каждая губа отдельно, прорабатываются тщательно носогубные складки.

Массаж при повышенном тонусе мышц: основные приемы и методика

Увеличенное мускульное возбуждение, обусловленное гипоксией, родовыми травмами, купируется расслабляющей техникой массажа. Из классических приемов предпочтение отдается поглаживаниям и вибрациям.

Логопедический массаж при повышенном тонусе языка начинается в воротниковой зоне, переходит на плечи, затем – лицо, язык и губы. Для расслабления языка проводится легкое массирование шеи с поворотами головы вправо-влево, против часовой и по часовой стрелке.

Массаж выполняется слегка давящими, плавными, легкими движениями. Проводится серия разглаживающих приемов в зонах лба, щек, глаз, подбородка, с переходом на участок шея-ключица и возвратом к лицу (мочки ушей).

Расслабляющий логопедический массаж предусматривает проработку мускулатуры языка с использованием покачиваний вверх-вниз и вправо-влево, плавных поглаживаний краев и центра. Направление перемещений по языку осуществляется к корню от кончика. Под окончание сеанса язык вытягивается вперед и выполняются движения в стороны.

Порядок выполнения массажа мускулатуры языка

Массаж мускулатуры языка следует делать в положении лежа за два часа до еды или после нее. Начинают процедуру проработкой десен горизонтальными движениями, затем перемещения по деснам изменяются на вертикальные.

Со средней линии с помощью пальца массируется небо, при этом приеме ребенком могут произноситься звуки Э и А. Упражнение дублируется до 15 раз.

Логопедический массаж языка проводится пальцами одной руки, а фалангами второй руки удерживается сам массируемый орган. Для этого применяют приемы поглаживаний, похлопываний, а также перетирания, вибрации, покалываний специальным зондом, распластывание языка с помощью клизмы-спринцовки.

Чтобы расслабить мышечные ткани языка, делают под нижней челюстью вибрирующие движения указательным пальцем в зоне подчелюстной ямки и под углами челюсти – по 15 секунд. Движения по языковой мускулатуре могут быть прямыми, кругообразными, спиралевидными, направления их движения указаны на рисунке.Логопедический массаж рта – обязательный этап подготовки перед началом массажа языка.

О логопедическом массаже с помощью ложек

Результативной для процесса формирования речи у ребенка является методика, использующей в качестве инструмента для ЛМ обычные ложки. Процедурой предусматривается проработка поверхностей лица и шеи выпуклой стороной ложек приемами поглаживаний и растираний.

Логопедический массаж ложками может проводиться с детьми в игровой форме. При этом массирование, которое выполняется самим ребенком, оказывает приятное воздействие, так как малыш не сделает себе больно. Разная температура ложек может применяться для стимулирующего или расслабляющего эффектов массажа.

Указанный метод может служить подготовительным этапом для зондового и классического массажей, к артикуляционной гимнастике. Также во время процедуры ребенком усваиваются названия частей лица, происходит развитие мелкой моторики.

При ознакомлении с техникой проведения и правилами массажа с помощью ложек родители смогут сами выполнять его дома, в частности если назначен логопедический массаж для детей двух лет.

Кратко о массажной технике при дизартрии

При устранении дизартрии, вызванной поражением нервной системы, требуется массажные процедуры на язычной мускулатуре и корректировка звукопроизношения с использованием артикуляционной и дыхательной гимнастики. ЛМ поспособствует нормализации тонуса мышц и произношения слов, поможет устранить голосовые нарушения. Рекомендуется использовать дифференцированный логопедический массаж.

При дизартрии массажные сеансы активизируют и укрепляют губные мышцы техникой точечного воздействия. Перед массированием языка проводится пассивная гимнастика, расслабляющая и растягивающая мышечные прикорневые ткани языка. Длительность процедуры зависит от степени заболевания и возраста пациента.

Особенности массажа при алалии и ринолалии

К группе речевых нарушений, называемых алалиями, относят состояния, при которых у ребенка речь возникает с сильной задержкой (не формируется). Стимуляции речевых зон эффективно помогут приемы ЛМ. Для этого массируются лицо и руки пациента для развития мелкой моторики, связанной с речевой функцией и активностью мозга.

Логопедический массаж при алалии начинается проработкой лица с применением классических приемов: лобная часть – глазные впадины – щеки – межбровное пространство. Затем массируются зоны носа, рта и язык. После этого разминаются кисти рук, начиная с тыльной стороны ладони снизу вверх по фалангам с переходом на внутреннюю сторону.

При изменениях тембра голоса с искажением звукопроизношения, вызванное нарушениями резонаторной функции полости носа, также назначаются массажные процедуры. Логопедический массаж при ринолалии направлен на активизацию мягкого неба. Для этого с помощью указательного пальца на границе мягкого и твердого неба выполняют поглаживания и растирания для рефлекторного сокращения мышц неба и глотки. Далее проделывают зигзагообразные и точечные движения по небу справа налево и обратно.

Специфика логопедического массажа при ДЦП

С первых месяцев жизни у детей с ДЦП отмечаются патологические особенности. Больше всего нарушено развитие двигательное, но в зависимости от неврологического состояния страдает и моторика артикуляционного аппарата.Уже в раннем периоде необходимо делать логопедический массаж для грудничков и дыхательную гимнастику, направленные на нормализацию мышечного тонуса артикуляционных и дыхательных органов. Важно подобрать оптимальную программу занятий для ребенка и позу для манипуляций.

Обычно проводится дифференцированный расслабляющий ЛМ для лица и аппарата артикуляции. Методом легких разглаживаний прорабатываются лицевая мускулатура и губы, в том числе с использованием точечного и аппаратного (вибрационного) массажей. Чтобы расслабить шею прибегают к пассивным движениям головы, а это частично снимает напряжение с корня языка.

Логопедический массаж для детей с ДЦП направлен на укрепление и активизацию мышц языка. Для этого используют деревянный шпатель, которым производят поглаживающие и вибрирующие движения.

Основные приемы массажа показаны на рисунках.

Несколько полезных рекомендаций

При расслабляющем массаже для усиления указанного эффекта можно на лицо пациента за пять минут до процедуры положить теплый компресс, например, полотенце, смоченное в воде 45℃ и тщательно отжатое.

Нужно правильно использовать инструменты и приспособления. Для этого необходима консультация у логопедов там, где делают логопедический массаж. Инструментальный метод часто применяется для массирования языка, дополняя массажные ручные приемы. Но заменять их полностью не стоит, поскольку определить состояние мышечного тонуса может только логопед, опираясь на свои ощущения во время проведения процедуры.

Логопед.Дефектолог.Логопедический массаж лица и органов артикуляции: Видео

Ссылка на основную публикацию