Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста

Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

Людмила Утянова
Речевая карта для обследования ребёнка старшего дошкольного возраста

РЕЧЕВАЯ КАРТА

обследование ребёнка старшего дошкольного возраста

Домашний телефон ___

Сведения о родителях:

Мать (фамилия, имя, отчество, возраст на момент родов) ___

Отец (фамилия, имя, отчество, возраст на момент рождения ребенка) ___

Национальный язык ___ Двуязычие___

Решением от___ протокол №___ принят в логопедическую группу на срок___

Дата заполнения речевой карты___

Неблагоприятные факторы развития ___

До года___ После года___

Ушибы, травмы головы___

Судороги при высокой температуре___

Голову держит с (в норме: с 1,5 мес.)___ __Сидит с норме: с 6 мес.) ___

Ползает с (в норме: с 6 -7 мес.)___Стоит с норме: с 10 – 11 мес.)___

Ходит с (в норме: с 11 – 12 мес.) ___Узнает близких с норме: с 2,5 – 3 мес.)___

Первые зубы появились в норме: 6 – 8 мес.)___

Количество зубов к году норме: 8 зубов)___

Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии (на основании медицинской карты)

Речевой анамнез

Гуление в (в норме: с 2-х мес.)___ Лепет в норме: с 4-6 мес.)___ ___

Первые слова (в норме: около года)___

Первые фразы (в норме: от 1,5 до 2-х лет)___

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине___

Использование жестов (замена речи, дополнение речи)___

Отношение членов семьи к речевому дефекту___

Занимались ли с логопедом ___

Исследование поведения и эмоциональной сферы

1. Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)___

2. Адекватность эмоциональных реакций___

Исследование неречевых психических функций

1. Исследование слухового восприятия.

• Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов) ___

• Определение направления звука___

• Восприятие и воспроизведение ритма___

2. Исследование зрительного восприятия

• Различение цвета, умение соотносить цвета (показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующие по цвету блюдца, к шапочкам соответствующие по цвету шарфики: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,белый,розовый,черный)___

• Восприятие формы (показать по просьбе логопеда заданные геометрические фигуры и формы: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб) ___

Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

• Ориентировка в пространстве (показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа) ___

• Ориентировка в схеме собственного тела (показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо)___ ___

• Складывание картинок из частей (4 – 6 частей, вертикальный, горизонтальный и диагональный разрезы)___

• Складывание фигур из палочек по образцу («домик» и «елочка» из шести палочек, «лесенка» из семи палочек)___

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)___

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)___

Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)

Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)___

Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)___

Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений — заполняется после проведения тестовых упражнений).

Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди, из-за головы; поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку ___

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии — заполняется после тестовых упражнений).

Кинестетическая основа движений:

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук___

Кинетическая основа движений:

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ___

• Навыки работы с карандашом:

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека___

• Манипуляции с предметами:

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок — заполняется после проведения тестовых упражнений)

Закрыть правый глаз, левый глаз; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос___

• Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок___

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка — заполняется после проведения тестовых упражнений) ___

• Движения нижней челюсти:

Открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков

Растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой», чередовать выполнение указанных упражнений___

• Движения мягкого нёба (широко открыть рот и зевнуть)___

Исследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь.

• Понимание существительных (показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов) ___

• Умение обобщать (показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы)___

• Понимание действий (показать по предложенным картинкам: птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет)

• Понимание признаков (показать по предложенным картинкам: круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье)

2. Понимание различных форм словоизменения.

• Дифференциация единственного и множественного числа существительных (показать по картинкам: глаз – глаза, стул – стулья, лист – листья, окно – окна)

• Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами в, на, у, под, за, по

• Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных:

носок – носочек, чашка – чашечка, окно – окошечко

• Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов (показать по предложенным картинкам: птица летит – птицы летят, машина едет – машины едут)

• Дифференциация глаголов с различными приставками

(показать по предложенным картинкам: птица вылетает из клетки, птица влетает в клетку) ___

3. Понимание отдельных предложений и связной речи.

• Понимание предложений (по предложенным картинкам)

• Понимание текста, сказка «Колобок»___

4. Состояние фонематического восприятия.

• Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

мышка – мишка ___ почка – бочка ___

катушка – кадушка ___ корка – горка___

• Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам):

речка – редька ___ коза – коса ___ лук – люк___ ___ рейка – лейка ___

Исследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи:

1. Активный словарь.

• Назвать по 4—5 имен существительных по предложенным логопедом темам.

• Назвать части тела и части предметов (по картинкам)

Нос ___ рукав___

живот___ кабина машины___

• Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке.

Стул, стол, шкаф___

Огурец, помидор, морковь ___ Яблоко, банан, апельсин ___ Воробей, голубь, сова ___

Ответить на вопросы:

Как передвигаются птицы? (летают) ___

Как передвигаются рыбы? (плавают)___

Как передвигается змея? (ползает) ___

Как передвигается лягушка? (прыгает) ___

Как передвигается человек? (ходит) ___

Кошка мяукает. А собака что делает (лает)___

А как подает голос корова? (мычит)___

А как подает голос петух? (кукарекает)___

• Назвать предъявленные цвета.

Красный ___ ___ Голубой

Оранжевый ___ ___ Синий ___

Желтый ___ ___ Белый ___ ___

Зеленый ___ Чёрный ___

• Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки).

Солнце какое? (круглое) ___

Печенье какое (квадратное) ___ ___ Косынка какая? (треугольная) ___

Огурец какой? (овальный) ___

2. Состояние грамматического строя речи.

• Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии).

Рот – рты___ Лев – львы ___

Река – реки___ Ухо – уши ___

• Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам)

Шаров ___ Берёз ___

Ключей ___ Окон ___

• Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам).

Оранжевый апельсин ___ Голубая бабочка ___ Белое блюдце ___ ___

• Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам).

Где сидит снегирь? (на дереве) ___

Где стоит машина? (в гараже)___

У кого кукла? (у девочки) ___

Где едет машина? (по дороге) ___

• Употребление числительных 2 и 5 с существительными.

Два мяча ___ Пять мячей ___ Две розы ___ Пять роз ___ Два окна ___ Пять окон ___

• Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (по картинкам).

Забор – заборчик ___ Носок – носочек ___ Лента – ленточка ___ Окно – окошечко ___

• Образование названий детенышей животных.

У зайчихи ___ У белки ___ У волчицы ___ У козы ___

Читайте также:  Логопедические комментарии к оформлению речевых карт

3. Состояние связной речи.

Пересказ текста из нескольких предложений.

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

4. Исследование фонетической стороны речи.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность).

Самолет ___Микстура ___

Скворец Парашютист ___

Фотограф Погремушка ___

Сестренка развешивает простыни. ___

В универсаме продают продукты. _

Парашютисты готовятся к прыжку. ___

Гласные [а], [у], [о], [и], [э] ___

произношение и различение звуков: произносит (П, замена (З,искажение (И, пропуск (Пр, смешение (С).

с с’ з з’ ц ш ж ч щ л л’ р р’ н н’ м м’ j

т т’ д д’ к к’ г г’ х х’ в в’ ф ф’ п п’

5. Состояние дыхательной и голосовой функций.

• Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное) ___

• Объем дыхания (достаточный, недостаточный) ___

• Продолжительность речевого выдоха ___

• Сила голоса ___

• Модуляция голоса ___

6. Особенности динамической стороны речи.

• Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) ___

• Ритм (нормальный, дисритмия) ___

• Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке) ___

• Употребление основных видов интонации ___

7. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

• Повторение слогов с оппозиционными звуками.

ба-па-ба па-ба-па ___

да-та-да ___ та-да-та ___

га-ка-га ка-га-ка ___

за-са-за са-за-са ___ _

та-тя-та ___ тя-та-тя ___

• Выделение начального ударного звука из слов.

Необходимость речевой карты для обследования ребенка дошкольного возраста. Что входит в обследование?

Логопед – это специалист по исправлению нарушений речи. Помимо планов работы, журналов обследования и иных документов логопед должен вести речевую карту на каждого ребенка, состоящего у него на учете.

Дошкольник, который является воспитанником логопедического сада, посещающий логопункт или наблюдающийся у специалиста по логопедии обязательно имеет такую карту.

Речевая карта для обследования ребенка – это специальные бланки, которые заполняются логопедом.

При этом не существует единой системы этих документов. Каждый специалист ведет свою речевую карту, которая составлена индивидуально, исходя из требований логопеда и особенностей его работы. Речевая карта является отчетным документом по обследованию детей с различными речевыми нарушениями.

Для чего нужна речевая карта

Такой документ является очень важным для работы педагога и для отслеживания динамики речевого развития ребенка.

Это позволяет увидеть причины речевых нарушений, определить механизм дефектов, выявить способности дошкольника и обозначить пути коррекционной работы.

Есть две разновидности речевых карт: общая и развернутая.

Общая карта (иногда такую карту называют логопедической характеристикой)- это один или два бланка с общими сведениями. Туда входят кратко сведения о ребенке и краткая характеристика речи.

Некоторые логопеды предпочитают вести обширные карты, до достижения ребенком школьного возраста. Такие документы очень удобны тем, что педагогу не требуется каждый раз заводить новую карту, а необходимо лишь вписывать сведения в уже существующую графу, соответствующую возрасту ребенка.

Что входит в обследование?

1.Общие сведения.

Это сведения о ребенке, родителях, краткая характеристика дошкольника.

2.Анамнез.

Сюда записываются сведения со слов матери о рождении, состоянии и первых днях жизни ребенка. Также сюда вписываются перенесенные ребенком тяжелые заболевания и раннее речевое развитие ребенка. Эти данные важны для общей картины здоровья дошкольника, выявления отклонений.

3. Исследование неречевых функций.

Эти данные складываются из результатов зрительного наблюдения за ребенком. Сюда записываются данные об общей и ручной моторике, слуховом внимании, зрительном восприятии, восприятии ритма. Дошкольнику предлагаются несколько заданий, по результатам которых делаются и записываются выводы.

Почитайте, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев, его рост, вес, общее развитие.

В этой статье читайте о режиме дня, питании, купании 8-месячного ребенка.

Как провести дома квесты на день рождения ребенка, описываются в этой публикации.

Малышу может быть предложено: собрать разрезную картинку, слепить из пластилина определенную фигурку, нарисовать предложенную геометрическую фигуру, показать право и лево, игры со шнуровкой или мозаикой. Все задания ориентированы на определенный возраст ребенка, они несколько усложняются с увеличением возраста.

4. Исследование нарушений.

При этих заданиях ребенку предлагается повторить за логопедом некоторые звуки (в игровой форме) или самостоятельно произнести их.

В процессе этих обследований выявляют состояние звукопроизношения, состояние артикуляционного аппарата, воспроизведение звуков, речевая моторика.

После достижения ребенком 3-х лет оценивается также дыхательная и голосовая функции (тип, частота и продолжительность дыхания, характеристика голоса).

Дошкольнику предлагают повторить за логопедом слова, выполнить упражнения на подражание (вытянуть губы, зевнуть, подвигать языком). Педагог на этом этапе обследований записывает аномалии анатомического строения (неправильный прикус, кривые редкие зубы, мягкое или твердое небо и прочее).

5. Исследование фонематической стороны речи (начиная с трехлетнего возраста).

Ребенку предлагается показать на картинке предметы, которые называет логопед.

6.Состояние фонематического восприятия речи.

Сюда входит повторение слогов, а с 5-6 лет: выделение первых и последних букв в предложенных словах.

7. Исследование понимания речи.

На этом этапе обследования логопедом оценивается пассивный словарь ребенка, понимание слов и действий, понимание словосочетаний и вопросительных предложений.

С 3-х лет: понимание предлогов.

С 5-ти лет: образование уменьшительно-ласкательных форм.

Логопед предложит дошкольнику показать определенные предметы на картинках, ответить на вопросы, образовать слова.

Мнение священников о том, можно ли быть крестным у нескольких детей. В каких случаях это возможно?

8.Исследование лексики и грамматического строя речи.

Логопед оценивает: активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы), правильное употребление падежей, согласование прилагательных с существительными, обобщающие понятия, подбор антонимов, названия профессий, частей тела, групп предметов.

Задания проводятся по картинкам с просьбой назвать предлагаемое слово.

9.Состояние связной речи (при ее наличии).

Эти задания даются детям старше 4-х лет. Связная речь проверяется путем пересказа предложенного отрывка. Четырехлетним детям предлагается отрывок из 4-х предложений, связанных между собой. Для пятилетних детей — повтор рассказа из 5 предложений.

Шестилетним детям уже будет предложено составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Иногда может быть предложен пересказ знакомой сказки («Репка», «Курочка Ряба» и т.д.)

Здесь приведены примерные обследования, каждый специалист может что-то добавить или, наоборот, убрать, ориентируясь на возраст ребенка и его возможности. Такие логопедические обследования с заполнением речевой карты обычно делают в первые две недели сентября. Речевая карта хранится непосредственно у логопеда в течение всего периода наблюдения за дошкольником.

Речевая карта для обследования речи ребенка дошкольного возраста

Фамилия, имя, отчество ребенка ___________________________________________________________

Дата рождения ________________________________________________

Домашний адрес ____________________________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу ____________________________________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать(Ф.И,О. возраст, образование) _______________________________________________________

Жалобы родителей _________________________________________________________

Речь родителей и других членов семьи _____________________________________________________________

Наличие других членов семьи _____________________________________________________________

Анамнез

Наследственные и хронические заболевания родителей _____________________________________________________

От какой беременности и родов ребенок ___________________________________________________________

Протекание беременности ______________________________________________________

Крик ____________________________ Наличие асфиксии _________________
Вес и рост ребенка при рождении __________________________________________________________

Как взял грудь __________________________ Вскармливание до ___________

Отклонения в поведении и заболевания до года ______________________________________________________________

Удержание головы _________________ Ползание _______________________ Сидит ______________
Ходит _____________________

Характер моторики раннего возраста ___________________________________________________________

Гуление ___________ Лепет ______________Первые слова __________ Первые фразы ____________________________

Использование жестов _________________ Двуязычие _________________________________

Речевая среда _____________________________

Адаптация в детском саду

Аппетит ____________________________________ Сон ___________________

Взаимоотношения со взрослыми _________________________________________________________

Взаимоотношения с детьми ____________________________________________________________

Игровая активность _________________________________________________________

Преобладающее настроение ________________________________________________________

Первичная беседа

Как тебя зовут? ________________ Сколько тебе лет? ____________________

С кем ты пришел в д/с? ______________________________________________

Где ты живешь? ____________________________________________________

С кем ты живешь? __________________________________________________________

Как зовут твоих родителей? ________________________________________________________

Сколько пальцев у тебя на руке? _________ Покажи один _______ Покажи много __________________________________________________________

Общая характеристика речи (отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, отдельные слова, фразовая речь) ______________________________________________________________

Рисунок ребенка

Умение держать карандаш ________________
Уровень развитие предметного рисунка: чирканье, каракули, предметное изображение ___________________

Нарисуй дом, дерево, человека.

Исследование неречевых психических функций

Узнавание и соотнесение цвета _______________________________________

Различение и соотнесение плоскостных фигур ___________________________

Оптико-пространственный гнозис и праксис

Складывание картинки из частей ______________________________________

Выкладывание фигур из палочек по образцу ____________________________

Ориентировка в пространстве _________________________________________

Слуховое внимание

Дифференциация неречевых звуков ___________________________________

Определение направления звука ______________________________________

Динамический праксис

! !_______ ! !!_______! ! !!_________ !! !_________!! !!________ ! . ________

. ! __________ ! !! !! ____________ . !! ________ ! ! !! ___________!! . ___

Исследование моторики

Общая моторика

Обёъм ___________________ Переключаемость _________________________

Темп ______________________ Координация ____________________________

Ручная моторика

Объем движений _______________ Переключаемость _____________________

Ведущая рука ______________________________________________________

Навык работы с карандашом _________________________________________

Способность к манипуляции с предметами _____________________________

Мимическая мускулатура

Закрыть, правый, левый глаз _________________________________________

Поднять, нахмурить брови ___________________________________________

Наморщить нос ____________________________________________________

Надуть щеки _______________________________________________________

Втянуть щеки _______________________________________________________

Артикуляционная моторика

Открыть, закрыть рот ________________________________________________

Подвигать нижней челюстью вправо-влево _____________________________

Подвигать языком влево-вправо(«Маятник»)____________________________

«Качели» (Язык на верхнюю –нижнюю губу)____________________________

Читайте также:  Рабочая программа по развитию речи у неговорящих детей 2-4 лет

«Качели» (Язык вверх и низ за зубы)___________________________________

Особенности анатомического строения артикуляционного аппарата _______

Дыхательная и голосовая функция

Тип дыхания___________________Объем дыхания_______________________

Продолжительность речевого выдоха__________________________________

Сила голоса___________________ Модуляция голоса_____________________

Просодические компоненты речи

Темп _______________ Ритм_______________ Паузация__________________

Употребление основных видов интонации______________________________

Состояние звукопроизношения

звукизолированноВ словахВо фразахВ предложениях
А
О
У
Ы
И
Э
Б
БЬ
П
ПЬ
В
ВЬ
Ф
ФЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
ХЬ
М
МЬ
Н
НЬ
Й
Л
ЛЬ
Р
РЬ
С
СЬ
З
ЗЬ
Ш
Щ
Ж
Ч
Ц

Фонематические процессы

Фонематическое восприятие

Различение оппозиционных звуков

Повтори АИ_____ ОА_______ЫИ__________ УО_________ АОИ____________

ПА-БА_________ ДА-ТА ___________ КА-ГА _________ ВА-ФА-ВА___________

КА-ТА____________ АК-АТ____________АТ-АК______ ТУ-КУ-ТУ_____________

ТА-ТЯ__________ НЯ-НА________МЫ-МИ-МЫ___________ БУ-БЮ-БУ_______

Покажи на картинках

СУП-ЗУБ__________ БОЧКА-ПОЧКА____________ БАК-МАК________________

Фонематический анализ

Выделение заданного звука на фоне слова_____________________________

Выделение первого гласного в слове (в 5 лет) __________________________

Выделение последнего согласного в слове (в 6 лет)______________________

Определение первого согласного в слове(6 лет)_________________________

Определение количества звуков АУ____ АМ____ МУ____ДОМ____ ВАТА____

Звуковая структура слова

Слоговая структура слова

4 года: кот____ вода______мост_____ банка____фантик_______окно______

5лет: самолет____________ микстура________ помидоры_______________

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словарь имён существительных

дверь______ цветок______ книга_______ самолет_______________________

Играет______ прыгает______ поёт______ поливает_______ едет___________

смотрит_______ продает______ готовит________ катит______ тянет________

Словарь имён прилагательных

Короткий – длинный _______________________________________________

Апельсиновый сок из чего? __________________________________________

Волчья лапа у кого? _________________________________________________

Понимание сложных грамматических конструкций

Собака бежит за мальчиком. Кто бежит первый?________________________

Положи карандаш между книгами.____________________________________

Положи тетрадь под книгу.___________________________________________

Положи мячик перед коробкой._______________________________________

Положи мячик в коробку.____________________________________________

Послушай и покажи соответствующую картинку.

Три грибочка на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Лист и груши на иголках тянут ёжики под ёлку.__________________________

Послушай и ответь на вопросы.

Мая и Тая моют окна.

Про кого здесь говорится — про девочек или мальчиков?__________________

Как зовут первую девочку?_________________ вторую?___________________

Девочки моют одно окно или несколько?_______________________________

Вика и Ваня пошли в лес собирать грибы и ягоды. Вика грибы не собирала.

Что собирал Ваня?________________________________________________

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

Словообразование

У кошки котята. У козы______________ У утки__________ У лисы_________

У льва___________ У медведя____________ У кролика__________________

Варенье из яблок________________ компот из вишни___________________

Кисель из клюквы_________________ Суп из гороха______________________

Пюре из картофеля____________________ Суп из фасоли_________________

Горка изо льда_____________________ Стул из дерева___________________

Лист дуба______________________ Лист березы_________________________

У собаки лапа – собачья. У медведя лапа _______________________________

У льва хвост ______________ У зайца уши ______________________________

Словоизменение

Преобразование единственного числа во множественное

Стол — _________. Шапка ____________ Жук ____________Дом ____________

Окно ____________ Полотенце __________________

Согласование с числительными

Один дом. Две _________________ Пять_____________________________

Одна утка. Две ___________ Пять __________________________________

Один конь. Два __________________ Пять коней________________________

Одна коза. Две _________________ Пять _____________________________

Одна змея. Две змея ________________ Пять змей______________________

Один воробей. Два ________________________ Пять_____________________

Составление предложений по картинкам

Повторение предложений

Попугай пьет воду.__________________________________________________

Таня причесывает куклу Барби.________________________________________

Ване купили новые ботинки.__________________________________________

В саду было много красных яблок._____________________________________

Бабушка связала внучке теплые рукавицы.______________________________

Лена сказала, что не пойдет сегодня гулять, потому что холодно.___________________________________________________________

Повторение рифмовок

Би-би-би- гудит машина: Жук и Мишуткою играют

Не поеду без бензина. Мячик по полу катают.

Перессказ

Петушок поет. Курицу с цыплятами зовет. Петушок зернышки нашел, сам не съел – цыплятам отдал.

Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Нашли ежа»

Речевая карта дошкольника (6 лет)

Речевая карта (6 лет)

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, номер телефона)________________________________

Дата зачисления на логопункт__________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата:

Губы(норма, толстые, тонкие, вывернутые)___________________________________

Язык(норма, толстый, тонкий, маленький, массивный, географический, раздвоенный)

Прикус(норма, прогения, прогнатия, открытый)____________________________________

Подъязычная связка(норма, укороченная, короткая)_________________________________

Движения органов артик.аппарата: подвижность языка, точность, темп, объём и переключаемость позы_________________________________________________________

Общее звучание речи:

Разборчивость (норма, произн.смазанное)__________________________________________

Голос(норма, хриплый, назализованный)_________________________________________

Темп (норма, брадилалия, тахилалия)_____________________________________________

Сила голоса(норма, сильный, слабый, затухающий)_________________________________

Общее развитие ребёнка: геометрич.формы:

ориентация во времени и пространстве(части суток___ вр.года___дни недели___месяцы__

вправо-влево___ вверх-вниз___ впереди-сзади___),«4 лишний»____________________

– Послушай слова, скажи, в каких из них есть звук [С] (шапка, светофор, цыпленок, роза, цапля, кактус, шорты)__________________________________________

– Какие слова начинаются со звука [ч]________________________________________

-Сколько звуков в слове «дом»________ «кран»_____________________

Вывод: Фонематический слух в норме, незначительно нарушен, грубо нарушен

Анализ звукового состава слова:

выделение первого звука в слове: Аня ____утка____ осень ___Ира ___банка _____танк_____

Выделение последнего звука: пух _____мак ____луна _____шары _____молоко_____

Выделение гласного после согласного:сок_____лак_____суп_____дом_____

Вывод: Фонематическое восприятие в норме, незначительно нарушено, грубо нарушено

1-изолир., 2-в словах, 3-в спонтан. речи.

Слоговая структура: Повтори слова и словосочетания:

Регулировщик стоит на перекрестке_________________________________________

Водопроводчик чинит водопровод._.______________________________________

Всеволод едет на велосипеде.___________________________________

Чернослив и курага – сухофрукты._____________________________________________

Вывод: слоговая структура не нарушена, нарушена незначительно, грубо нарушена

Сапоги, туфли, кеды- это __________ назвать посуду_________________________________

Молоко, хлеб, колбаса – это______________ назвать мебель_________________________________

Груша, яблоко, лимон -_________________ назови лесных животных_________________________

Слова-антонимы: веселый___________ широкий __________________доброта_________

здороваться ______________________ чисто______________ терять_____________

Названия детёнышей животных: свиньи __________овцы __________коровы__________

Подбор прилагательных к существительным:

лимон какой?____________________________ платье какое?__________________________

Глагольный словарь: Кто что делает?

Кто как голос подает?

Вывод: словарь соответствует возрасту, ограничен, резко ограничен

Грамматический строй речи:

Сущ.ед.ч сущ.мн.ч ОНИ р.п ед.ч НЕТ р.п мн.ч МНОГО

Лампа ____________ _____________ ________________

Олень ____________ ____________ _______________

Пень ____________ ____________ ________________

Воробей ____________ _____________ _______________

Колесо ____________ _____________ _______________

– Скажи что нарисовано и сколько? 2 5

Змея ______________ ________________

Воробей ______________ ________________

Конь ____________ ________________

– Изменение существительных по падежам:

У тебя есть (кто?) __________________ Любишь (кого?)__________________________

У них нет (кого?)____________________Доволен (кем?)___________________________

Корм даю (кому?)___________________Рассказ (о ком?)___________________________

– сущ-е с уменьш.-ласкательным значением:

кружка _____________ гнездо_______________платье__________дерево______________

Нос лисы.чей?______________ уши зайца_____________ хвост белки_____________

лапа медведя_________________ пальто мамы ___________ботинки папы______________

Стул из дерева________________ стакан из стекла__________________________

Сумка из кожи__________________ дом из кирпича__________________________

– префиксальное словообразование слова ШЁЛ:

– понимание предлогов: К____ В____ НА___ ПЕРЕД___ ИЗ-ЗА____ ЗА_____ИЗ-ПОД__

Вывод: соответствует возрасту, редкие аграмматизмы, ошибки многочисленные, но типичные, ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовывать формы слов.

Где заяц идет за кошкой, а где кошка за зайцем?______________________________

Покажи мамину дочку, дочкину маму?_______________________________________

Женя потеряла мишку, которого взяла у Вали. Чей был мишка?_________________

Лошадь обогнала осла. Кто впереди, кто отстал?______________________________

Вывод: на уровне целостного текста, рассказа, для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого, понимание грамматических форм на уровне фразы, ситуативное, на уровне знакомых слов, обращенная речь малопонятна для ребенка, не может выполнить и половины заданий.

Составление предложений по сюжетной картине (предметное перечисление, простое предложение, распростр.)_______________________________________________

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (самостоятельно, по вопросам, не справился)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод: без затруднений, рассказ бедный, требуется помощь взрослого, наводящие вопросы, нарушена последовательность в передаче сюжета, простая аграмматическая фраза, связной речи нет

Результаты логопедического обследования

РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Любовь Галецкая 3 лет назад Просмотров:

1 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Ф.И. РЕБЕНКА ГРУППЫ ДАТА ЗАЧИСЛЕНИЯ ДАТА ВЫПУСКА

2 РЕЧЕВАЯ КАРТА ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Фамилия, имя: _ Возраст: Домашний адрес: Откуда поступил ребенок: СВЕДЕНИЯ О СЕМЬЕ Ф.И.О. родителей, место работы, должность: Мать Отец ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ И ПРОСОДИКИ Общее звучание речи: голос нормальный ( тихий, звонкий, хриплый, монотонный, назализованный); четкая (невнятная, смазанная); темп нормальный (быстрый, замедленный); чрезмерно быстрая; малоразговорчив; паузы и ударения употребляет правильно. Тип дыхания: диафрагмальный; речевое дыхание плавное (недостаточно плавное); речевой выдох продолжительный (не продолжительный). Строение артикуляционного аппарата: строение языка не нарушено; нарушения толстый, маленький, массивный, узкий, раздвоенный, укороченная связка. подвижность языка не нарушена; нарушения гиперкинезы, тремор, девиация; объем артикуляционных движений ограничен; малоподвижный; испытывает трудности в удержании и переключении позы; нарушены движения кончика языка; саливация; спастичность, гипотония, дистония.

3 строение неба не нарушено. прикус правильный; нарушения передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прогнатия, прогения. подъязычная связка укорочена. строение зубов нормальное; нарушения крупные, мелкие, редкие, кривые, диастема, отсутствие резцов (верхних/нижних), кариес. строение губ нормальное; нарушения массивные, наличие расщелины, послеоперационных рубцов. подвижность губ не нарушена/нарушена Состояние общей моторики (координация движений, состояние мелкой моторики, доминантность): Состояние артикуляционной моторики: развита достаточно/в пределах нормы/недостаточно. Выполняет основные артикуляционные движения губами, языком. Движения замедленные. Трудность в удержании артикуляционной позы. Нарушена координация движений языка и губ. Объем движений языка полный/неполный. Тонус нормальный/вялый. Длительность выполнения движений и темп движений в норме. Синкенезии, замены движений не отмечаются/отмечаются. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА Разговорно-описательная беседа. Как тебя зовут? Сколько тебе лет (сейчас, было в прошлом году, будет в следующем)? Где ты живешь? Как зовут маму? Как зовут папу? Есть ли у тебя друзья? Кто они? Конструктивная деятельность: Счѐт прямой ; обратный (с 6 лет) Счѐтные операции: Геометрические формы: Величина: большой – маленький, низкий высокий; широкий узкий, толстый тонкий. Основные цвета (4-5 лет): Оттеночные цвета (5-7 лет): Выделение четвертого лишнего: Ориентировка во времени (времена года, времена суток, дни недели): Ориентировка в пространстве: верх низ, лево право, спереди сзади

Читайте также:  Овощи - конспект НОД

4 Понимание речи нарушено (ограничено в пределах ситуации; на бытовом уровне; выполняет речевые инструкции в полном объеме) Понимание сложноподчиненных предложений и сложных логико-грамматических конструкций (5-6 лет): – Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? – Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ начало середина конец С С З З Ц Ш

5 Ж Щ Ч Л Л Р Р Й Т

6 Т Д Дь К Кь Г Гь В

7 Вь Ф Фь М Мь Н Нь Х Хь

8 Б Бь П Пь СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА 4 года Ребята слепили снеговика. Мотоциклист едет на мотоцикле.

9 5 лет Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. 6 лет Экскурсовод проводит экскурсию. Регулировщик стоит на перекрестке.

10 ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Дифференциация звуков: С-З С-Ш Ш-Ж Ж-З Ш-Щ Ш-СЬ Ц-С Ц-ТЬ Ч-С Ч-ТЬ Ч-Ш Щ-Ж Л-Р П-Б Т-Д К-Х Ы-И Повторение: та-да-та _ са-ша ба-па да-та-та _за-жа _да-та ка-га-га _ ла-ра _ га-ка кот – год кот бочка почка том дом ком усы уши лак рак гора кора Выделение определенного звука из ряда других звуков: _ Выделение звука из ряда слов: Отобрать картинки на заданный звук: _ Выделение первого звука в слове: Алик утка Оля эхо Выделение последнего звука в слове: Пух мука нос луна шары кот Назови все звуки в слове (6 лет) МАК _ Составь слово из звуков (6 лет) Д О М ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Образование множественного числа имен существительных:

11 4 года 5 лет

13 Образование уменьшительно-ласкательных форм: 4 года 5 лет 6 лет

14 Согласование существительных с числительными: 4 года 5 лет

15 6 лет Префиксальное словообразование: шѐл едет летел Предложно-падежные конструкции: Где лежит карандаш? (в ) Откуда я достала карандаш? (из ) Где лежит книга? (под, над ) Откуда я достала книгу? (из-за ) Где находится книга (между ) СЛОВАРЬ Объяснить значение слов: Холодильник – Листопад – Пылесос – Винегрет – Спица –

16 Назвать части предметов и показать их: Чайник: донышко, носик, ручка, крышка Стул: сиденье, спинка, ножки Машина: кабина, кузов, колѐса, стекло, сиденье, руль Уровень обобщений: Яблоко, персик, груша, слива, апельсин – Помидор, огурец, репа, свѐкла, лук – Кукла, кубики, машинка, юла, солдатики – Свитер, платье, шорты, юбка, шуба, рубашка – Блюдце, кастрюля, сковорода, ложка, чашка – Шкаф, стол, диван, кресло, тумбочка – Корова, коза, свинья, лошадь, овца – Волк, медведь, лиса, ѐж, заяц, белка – _ Петух, курица, утка, индюк, гусь – Воробей, ворона, сорока, голубь – Автобус, троллейбус, поезд, самолѐт – Детѐныши / птенцы у: коровы – свиньи – утки – лошади – собаки – гуся – козы – _ кошки – индюшки – овцы – _ курицы – _ лисы – _ зайца – ежа – медведя – _ волка – белки – Подбор прилагательных к им. существительному: Лимон какой? _ Платье какое? Лиса какая? Ёж какой? Чай какой? Цветы какие?

17 Подбор антонимов: широкий – сухой – длинный – высокий – прямой – большой – весѐлый – молодой – светлый – больной – Образование притяжательных прилагательных: чей хвост? чья морда?_ чей дом? Образование прилагательных от имен существительных: Матрешка из дерева – Сумка из кожи – Ручка из пластмассы – Стакан из стекла – Сок из клюквы – Варенье из вишни – Сапоги из резины – Дом из кирпича – Что делает? Повар Врач Почтальон Учительница Строитель Водитель _ Кто как голос подает? утка собака кошка гусь корова _ свинья

18 петух _ мышь _ лягушка Согласование прилагательных с существительными: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ 4 года Составление простых предложений по картинке. 5 лет Составление рассказа по сюжетной картинке. 6 лет Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Текст книги “Логопедические карты для диагностики речевых расстройств”

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Автор книги: Елена Дмитрова

Жанр: Справочная литература: прочее, Справочники

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Е.Д.Дмитрова
Логопедические карты для диагностики речевых расстройств

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый ряд факторов, к числу которых можно отнести ухудшение экологической и социальной обстановки, улучшение методов выхаживания детей после родовых осложнений.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

Основные принципы диагностики отклоняющегося развития были заложены в трудах Л.С.Выготского.

• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

• Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

• Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

• Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Отметим, что специфичность детского нейропсихологического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения. Широкое применение методов комплексной диагностики в коррекционной педагогике и дефектологии явилось результатом социального запроса, исходящего из различных детских учреждений – яслей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных школ, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

Комплексные методы диагностики и коррекции в настоящее время широко и успешно применяются в детской логопедии в работе с детьми, имеющими различные виды речевых расстройств, в том числе – испытывающими различные трудности при обучении в школе (дислексия, дисграфия, дискалькулия). Эти методы продуктивны и в работе с детьми с системной речевой патологией, в первую очередь с общим недоразвитием речи (ОНР) и с задержкой психического развития (ЗПР). У большинства из них отмечается не только несформированность различных сторон речи, но и нарушение других высших психических функций.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Впервые в речевые карты включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражена динамика психомоторного и речевого развития ребенка от рождения до 4 лет.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе описаны симптомы нарушения и методы диагностики нарушений высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представлены симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

Пособие включает в себя план проведения обследования при разных речевых расстройствах – дизартрии, алалии, заикании, ринолалии, нарушения голоса, при системном недоразвитии речи – как в сокращенном, так и в развернутом вариантах.

Адресовано логопедам, психологам, педагогам, специалистам, работающим в области дефектологии, студентам дефектологических и психологических факультетов.

Ссылка на основную публикацию