Ребусы для профилактики ошибок на письме

20 игр для профилактики дисграфии у дошкольников

Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственное представление;
  • дифференциация звуков речи;
  • фонематический и слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • внимание;
  • память;
  • эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Профилактика разных видов дисграфии

Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.

В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • акустическая;
  • аграмматическая;
  • на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
  • оптическая.

Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.

Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.

Профилактика дисграфии и дислексии

Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:

  • чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
  • чтение книг;
  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихов и песен;
  • ритмичные танцы.

Игры и задания

Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:

  • Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
  • Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат).
  • Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
  • Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
  • Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его.
  • Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза.
  • Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.
  • Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).
  • Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.
  • Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.
  • Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
  • Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.
  • Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:

  • рисование;
  • лепка объемных фигур из пластилина и теста;
  • аппликации;
  • складывание пазлов;
  • игры с конструктором;
  • игры с мозаикой;
  • подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Игры и задания

Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант.

Игровые задания для профилактики оптической дисграфии:

    • Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.



    • Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
    • Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.
    • Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.

    • Выложи из спичек. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.

    • Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.


  • Запомни и нарисуй. Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.

Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

Как отгадывать ребусы в картинках

Ребусы – это вид загадок, в которых слово или несколько слов (предложений) шифруется с помощью картинок, букв, цифр и других знаков. Решение таких головоломок способствует развитию логического мышления как у взрослых, так и у ребенка. Большинство детей знает, как разгадывать ребусы еще со школьного возраста, но научиться этому никогда не поздно. Отгадывать ребус несложно, достаточно знать несколько правил о том, как они решаются и немного практики: чем больше опыта, тем проще дается решение.

Виды ребусов

Существует большое количество разных ребусов:

  1. Литературные – в них зашифровываются слова или предложения, для этого могут использоваться различные методы, например, ребусы-картинки, ребусы с цифрами, запятыми и т.д.
  2. Музыкальные – такие загадки часто используются в музыкальных школах для более легкого освоения нотной грамоты. Они выглядят таким образом: в тексте песни слоги с названиями нот заменяются их изображениями, при прочтении строк ребенок интуитивно улавливает, что изображенная нота – это до, ре и т.д.
  3. Математические – их еще называют арифметическими или числовыми. В такой головоломке спрятан арифметический пример, цифры заменены другими знаками, а целью является восстановление первоначального вида примера.
  4. Звуковые загадки – с помощью таких упражнений у детей развивают навык слияния слогов в слово. Они имеют вид карточки, на которой изображено 2 предмета. Оба предмета должны быть простыми, ребенок должен с легкостью определить, что изображено на рисунке. Под рисунками написаны цифры, которые обозначают слог. Если цифра не зачеркнута, то слог произносится, зачеркнутая цифра показывает слог, который читать не нужно.

Общие правила решения головоломок

У ребусов, как и у других задач на логику, есть правила составления, которыми стоит руководствоваться при их решении.

  1. Ребус всегда читается слева направо. При отгадывании более сложных головоломок, состоящих более чем из одной строчки, двигаться нужно сверху вниз.
  2. В ребусе может быть спрятано как слово, так и предложение (например, пословица или загадка). Если в ребусе зашифровано одно слово, то это будет существительное, причем в именительном падеже и в единственном числе. Если спрятано предложение, то могут встречаться глаголы и другие части речи. При составлении ребуса пробелы и знаки препинания опускаются, они никаким образом не обозначаются в ребусе.
  3. Если в ребусе присутствуют картинки, то названия изображенных на них предметов читаются в именительном падеже. Обратить внимание стоит и на то, как предмет нарисован: если изображение перевернуто, то слово, загаданное с его помощью, должно произноситься наоборот.
  4. В большинстве случаев ребус имеет один ответ, наличие нескольких правильных вариантов ответа должно оговариваться в условиях (например, напишите один из двух верных ответов).

Как читать ребусы

Читаются ребусы слева направо, названия изображенных предметов произносятся в именительном падеже в единственном числе. Но если на одной картинке изображено 2 одинаковых предмета, то это говорит о том, что используется множественное число.

Существует всего два случая, когда фраза в ребусе читается наоборот, т.е. справа налево:

    когда картинка с изображением предмета перевернута;

Запятые

Не всегда можно подобрать предмет, который будет состоять только из нужных букв, поэтому иногда название предмета нужно использовать не полностью. Когда возникает необходимость откинуть несколько лишних букв в начале или в конце слова – используют запятые. Положение и количество запятых показывает, откуда нужно убрать буквы и от какого количества необходимо избавиться:

  • запятая, стоящая перед словом или картинкой, указывает на удаление начальной буквы;
  • запятая, стоящая после слова или картинки, указывает на удаление последней буквы;
  • количество запятых показывает, сколько букв нужно убрать.

Цифры

В ребусах используются разные варианты комбинаций с цифрами.

Цифры могут дополнять рисунок или букву так, что при прочтении получается загаданное слово. Например, слово СТОЛ можно записать таким образом: 100Л, а слово СЕМЬЯ – 7Я.

Цифры, перечисленные через запятую над или под рисунком, указывают на то, какие буквы из скрытого в изображении слова нужно взять.

Если цифры перечислены не по порядку, значит, буквы в слове нужно переставить местами. Например, рядом с картинкой сосны написаны цифры 45123. Это значит, что последние 2 буквы в слове СОСНА – “Н” и “А” нужно переставить в начало слова. Ответ: НАСОС.

Чаще цифры указывают на нужные буквы в слове или на те, что нужно убрать или заменить.

Перечеркнутая цифра показывает, что букву под этим номером нужно убрать из слова. Например, изображена палатка и перечеркнуты цифры 4 и 5. Это значит, что из слова ПАЛАТКА, зашифрованного в картинке, нужно убрать 4-ю и 5-ю буквы. Ответ: ПАЛКА.

Зачеркнутыми могут быть не только цифры, но и буквы.

Если между двумя цифрами нарисованы стрелки, это означает, что буквы под этими порядковыми номерами нужно поменять местами. Например, возле изображения замка написано 1⇔3. Это значит, что “З” и “М” в слове ЗАМОК нужно поменять местами. Ответом будет слово МАЗОК.

Читайте также:  Организация НОД в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических средств языка

Запись “цифра=буква” говорит, что букву под этим порядковым номером нужно поменять на указанную. Например, на картинке изображена папка, а рядом написано 3=Л. Значит нужно третью букву в слове заменить на букву Л, получится ПАЛКА.

Запись “буква=буква” означает то же, что и запись “цифра=буква.” Например, Б=П возле изображения папки говорит, что в слове ПАПКА “П” нужно заменить на “Б”. Ответ: БАБКА.

Стрелки и знаки

Нередко в ребусах встречаются стрелки. Стрелка справа налево указывает на то, что загаданная фраза читается наоборот. В ребусах с буквами стрелки заменяют предлоги “от” и “к”, какой из предлогов нужно использовать, зависит от направления, которое показывают стрелки. Изредка стрелка может указывать на нужный объект на картинке.

Помимо этого используют знаки:

  • Знак “+” чаще всего заменяет “и”. Например, Р+С будет читаться как РИС.
  • Знак “-” заменяет “от” или “не”.
  • Перечеркнутый знак “=” читается как “не”, поэтому запись И≠Й означает ИНЕЙ.

Только буквы

Буквенные ребусы – это головоломки, состоящие только из букв. Шифром в этом случае выступает их расположение относительно друг друга. Оно также показывает, какой предлог должен использоваться.

Сложность отгадывания такой задачи состоит в том, что прочитать слоги можно в разном порядке. К тому же не всегда ясно, какой предлог стоит использовать. Выбирать нужно ту комбинацию, которая имеет смысл.

При отгадывании предложений может случиться так, что оба варианта прочтения имеют смысл, тогда при выборе варианта отталкиваться нужно от смысла предложения.

  • Если буква или слог сложены из другой буквы или слога, используется предлог “из”. Например, “А” составлена из “Б”. Ответом будет ИЗБА.
  • Когда по одной букве или слогу разбросаны другие, тогда используется предлог “по”. Например, если в слоге “ЛЬ” написать “ША” ответом будет ПОЛЬША.
  • Если одна буква или слог расположены над другой (они также могут быть разделены знаком дроби), используются предлоги “на”, “над” и “под”.
  • Если буква или слог находятся внутри другой буквы или слога, используется предлог “в”. Например, если в “О” вписать слог “ДА” получится ВОДА.
  • Возле большей буквы может стоять меньшая, тогда прибавляется “при” или “у”. Например, если возле большой буквы “Ц” стоит маленькая “ш”, тогда ответ ШПРИЦ.
  • Две стоящие рядом одинаковые буквы читаются с добавлением “пара”. Например, стоящие рядом “ДД” будут читаться как ПАРАД.
  • Буквы могут приближаться или отдаляться друг от друга, в таком случае используются предлоги “к” и “от”, направление действия при этом указывается стрелками.
  • Когда буква или слог расположены за другой буквой или слогом, используется предлог “за” или “перед”. Например, за “Я” написана “Ц”. Ответ: ЗАЯЦ.

Ноты в ребусах

В качестве изображений в ребусах могут встречаться ноты. Такой рисунок может означать само слово нота. Также название изображенной ноты может замещать слог в загаданной фразе.

Второй вариант встречается чаще, поэтому, чтобы решать ребусы с нотами, необходимо знать их расположение на нотном стане.

Математические ребусы

Математические ребусы – это простые задачи по математике на сложение, вычитание, умножение и т.д., в которых несколько или все цифры заменены картинками или другими символами. Задача перед решающим состоит в том, чтобы восстановить изначальный вид примера.

Начинать решение математических загадок нужно, отталкиваясь от основных законов математики. Например, если при сложении двух трехзначных чисел получается четырехзначное, значит, первая цифра полученного числа 1. Или крайней левой цифрой в числе не может быть 0.

В таких примерах один отдельный символ заменяет только одну цифру и наоборот, одна цифра заменяется только одним символом. Это говорит о том, что в ребусе не может быть больше 10 различных символов, если их больше, пример не имеет решения.

Встречаются загадки, в которых проверяют не только логические способности человека, но еще и внимательность. Например, в последней строчке в связке оказывается не 3, а 2 банана. Поэтому стоит внимательно вглядываться в рисунки, чтобы подмечать различия.

Решение сложных ребусов из нескольких составляющих

Количество используемых приемов в одном ребусе не ограничено, его сложность зависит только от фантазии автора. Усложняют ребусы, комбинируя способы их составления, например, используют несколько картинок или к картинкам добавляют цифры, запятые и другие знаки. Если постараться, можно даже простейшее слово превратить в сложную головоломку, поэтому расшифровать некоторые из них бывает трудно. Но даже самые сложные загадки подчиняются правилам разгадывания.

Перед началом решения сложных ребусов стоит вооружиться листком бумаги и ручкой. После этого приступить к решению загадки:

  • сначала расшифровать значение рисунков;
  • смотреть на наличие запятых, цифр, стрелок и других знаков.

Не забывайте, что двигаться нужно слева направо и сверху вниз.

Когда в ребусе загадано предложение, лучше разбить его на части и отгадывать их по отдельности, а потом совместить полученные результаты.

Ребусы подходят как для детей, так и для взрослых. Мало того, что это отличный способ провести время, так еще и разминка для ума. В процессе разгадывания ребусов развивается воображение и внимание.

Как разгадывать ребус, который состоит из букв, цифр, картинок и нот

Знакомая всем с детства разновидность головоломки – это ребус, но далеко не все могут с уверенностью ответить на вопрос, как же правильно его разгадывать. К тому же ребусы бывают четырех разновидностей: с буквами, цифрами, картинками и нотами, плюс те подвиды, которые включают в себя комбинацию из этих четырех типов. Казалось бы, запутаться – легче легкого. Вовсе нет. Зная правила и понимая как разгадывать ребусы, вы получите от процесса массу удовольствия.

Если задаться вопросом, откуда пошло такое название – ребус, то выяснится, что с латинского, слово “rebus” означает “при помощи вещей”. То есть фактически передает суть головоломки, в которой нужное слово или фраза зашифровывается при помощи предметов, изображенных на картинке. Решать и составлять такие задачки рекомендуют с помощью определенных правил.

Как разгадывать основные виды ребусов

Принято считать, что самыми простыми являются загадки, состоящие из картинок. Тут можно поспорить, поскольку и такие головоломки бывают весьма непростыми, но для восприятия и развития правильного ассоциативного ряда они, безусловно, проще. Вся соль таких заданий состоит в том, что практически любое изображение можно толковать по-разному, и именно в подборе вариантов состоит смысл любой головоломки. Итак, главные правила, руководствуясь которыми, следует решать такой ребус, это:

  1. Последовательно перечислить предметы на картинке, слева направо, в единственном числе и именительном падеже.
  2. Если на картинке предмет изображен в перевернутом виде, значит, его название читается задом наперед.
  3. Если, кроме картинки в задании присутствуют запятые, они означают, что у изображенного на картинке слова нужно отнять столько знаков, сколько нарисовано запятых. Если запятые изображены в начале слова, значит, и буквы нужно отнять в начале слова. Если запятые присутствуют в конце слова – соответственно, отнимать нужно последние символы.
  4. Также задачка может содержать в себе и стрелки. Они означают, что после того, как была правильно разгадана картинка, ее название нужно прочитать задом наперед. Кроме того, направлениями стрелок может быть указано прямое и обратное прочтение слогов, а не целого слова.

Как разгадать ребус, в котором масса букв?

Несколько сложнее бывает раскусить, что же зашифровано в ребусе с буквами. На первый взгляд, такая задачка может показаться лишенной смысла. Зная основные правила, найти правильный ответ будет не так уж сложно, как кажется сначала. Итак, как решать ребусы, которые состоят из сплошных буквосочетаний или комбинаций их с картинками.

  1. Если в ребусе изображены буквы, при этом одна из них или несколько находятся внутри другой литеры, то их нужно проговорить с добавлением предлога «В».
  2. При изображении букв или буквосочетаний, расположенных одно над другим, их название нужно читать с добавлением предлогов «на», «над» или «под».
  3. Иногда в головоломке изображен символ, состоящий из множества повторений другой буквы или слога. В этом случае, к разгадыванию ребуса непременно нужно добавить слог «из».
  4. Если изображение литеры или слога включает в себя другую букву или слог, повторяющийся несколько раз – то используется предлог «по». Этот же предлог используют, если у какого-то символа вдруг отросли ноги, и он шагает по другой букве или слогу.
  5. Если изображение шарады включает в себя буквы, расположенные на разном плане – одни ближе, другие дальше, значит, к разгадке добавится предлог «за». За буквой на переднем плане – буква на заднем плане.
  6. Если же буквы «приваливаются» одна к другой – в ход идет предлог «к», или «у». Как правило, начинают произношение с «привалившейся», меньшей буквы.
  7. Еще один вариант ребуса с буквами – это один или несколько зачеркнутых слогов. Тогда отгадка содержит в себе слог «не». Например, зачеркнутый слог «уч», таит в себе слово «неуч».
  8. Если в ребусе изображено две одинаковых буквы, в решении будет присутствовать слово «пара».
  9. Когда речь идет о комбинированных криптограммах, содержащих в себе и литеры, и картинки, некоторые литеры могут быть зачеркнуты. В таком случае слово, изображенное на картинке должно читаться без зачеркнутого элемента. В другом случае, какая-либо составляющая слова может быть заменена на другую, тогда между буквами ставят знак «равно».

Цифры и ноты

Криптограммы с цифрами практически никогда не состоят из одних лишь цифр, как правило, они встречаются в комбинации с картинками, буквами, нотами и прочим. По сути, наличие цифр – это вспомогательный фактор, диктующий условия для разгадывания ребуса. Как разгадывать ребусы с цифрами:

  • Если над изображением какого-либо предмета стоят цифры в разном порядке, это значит, что буквы изображенного слова читаются в указанном порядке.
  • Если цифры в ребусе зачеркнуты, значит, из него нужно выкинуть те буквы, которые соответствуют зачеркнутым цифрам.

Ребусы с нотами могут показаться людям, не имеющим музыкального образования, сложными и требующими особых знаний для того, чтобы их решать. Отчасти они правы – в таких головоломках в большинстве случаев используют изображение нот, для обозначения соответствующих им слогов – «до», «ре», «ми» и т.д. И тогда придется вспомнить школьные уроки музыки, и определить, что за нота изображена в ребусе.

В некоторых, упрощенных случаях, изображение скрипичного ключа дает понять, что задействовано лишь слово «нота».

Видео

Это полезное видео научит вас разгадывать и решать ребусы.

Как составлять и разгадывать ребусы? Правила и примеры

Среди различных видов головоломок большой популярностью пользуются ребусы. Разгадыванием, расшифровкой их любят заниматься как взрослые, так и дети. Имеются и любители придумывать, составлять ребусы.

История происхождения

По внешнему виду ребус напоминает древнее письмо. Когда люди ещё не умели ни читать, ни писать, они изображали отдельные слова с помощью рисунков или знаков. Так, например, если нужно было написать слово «человек», то просто рисовали фигуру человека, а если надо было изобразить какое-либо отвлечённое понятие, например «силу», то рисовали то, что это понятие символизирует, скажем — льва. Рисунок трубки говорил о мире, копьё — о войне, натянутый лук — о нападении. С течением времени рисунки, с помощью которых изображались слова, упрощались, заменялись знаками.

Особенно близки к современным ребусам древние египетские письмена, в которых одни знаки обозначали слова, другие — отдельные слоги, третьи — только буквы. По этим рисункам и знакам надо было уметь прочитать содержание письма.

Что означает слово «ребус»?

Ребус в современной его форме— это занимательная задача, в которой отдельные слова, фразы специально зашифровываются с помощью рисунков или условных знаков. Зашифровка производится в соответствии с установленными правилами и приёмами. Их надо знать для решения ребусов, а также для их составления. Кратко изложим некоторые правила и приёмы составления, разгадывания, решения ребусов.

Правила ребусов: как составлять и разгадывать

1. Названия всех предметов, изображённых в ребусе, читаются только в именительном падеже.

2. Предмет, изображённый в ребусе, может иметь два или больше названий, например: «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п.; или же он может иметь общее и частное названия, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре». В процессе расшифровки ребуса нужно выбирать название, подходящее по смыслу. Умение определить и правильно назвать изображённый на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов.

Читайте также:  Новогодний праздник - конспект логопедического занятия

3. Что значит запятая в ребусе, кавычки? Иногда название предмета не может быть использовано целиком, необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В этих случаях употребляется условный знак — запятая. Если запятая стоит слева от рисунка — значит, от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка,— то последнюю. Если стоят две запятые, то, соответственно, отбрасываются две буквы и т. д. «Хвостик» запятой должен быть обращен к рисунку, к которому запятая относится. Кавычки — это те же запятые, только две. Две запятые значат вычеркивание двух букв, в зависимости от того, где они стоят. Перевернутая вверх запятая — знак вычеркивания крайней буквы.

Например, нарисован «хомут», надо прочесть «омут», нарисован «парус», надо прочесть «пар». Вот как это выглядит в ребусе:

4. Как разгадывать ребусы с буквами? Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в». Например: «В-о-да» или «В-о-семь»:

5. Если какая-либо буква состоит из начертаний другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например, «Из-б-а» или «Вн-из-у»:

6. Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «Ка-за-нь» или «За-я-ц»:

7. Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под». Например, «Фо-на-ри» или «Под-у-шка»:

Фразу «Нашёл Тит подкову и подарил её Насте» можно изобразить так:

8. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например, «По-р-т» или «По-я-с»:

9. Если одна буква лежит у другой или прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к» или «Д-у-б»:

10. Если у ребуса встречается изображение предмета в перевёрнутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», а читать нужно «ток», нарисован «нос», а читать нужно «сон»:

11. Что означает стрелка в ребусе? Если в ребусе стрелка указывает налево — слово нужно прочитать задом наперед. Если стрелка нарисована от одной буквы к другой, она указывает на замену букв.

Также стрелка может расшифровываться как предлог «к». Например: буква «у», далее — стрелка вправо и слово «сок». Все вместе «кусок».

11. Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачёркнута буква, значит букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачёркнутой буквой стоит другая, значит ею нужно заменить зачёркнутую. Например, «глаз» читаем «газ» или «кость» читаем «гость» :

12. Что означают цифры в ребусах? Если над рисунком стоят цифры: 4, 2, 3, 1, это значит, вначале читается четвёртая буква названия рисунка, потом вторая, за ней — третья и т. д. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг». Буквы читаются в том порядке, который указан цифрами:

13. Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры чадо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.).

14. Такие слоги, как «до», «ре», «ми», «фа» и др., изображаются нотами. Вот, например, слова, записанные нотами: «до-ля», «фа-соль»:

Так как не все знают ноты, приводим их названия:

Теперь, когда вы усвоили правила ребусов, как составлять и разгадывать их, попробуйте решить:

Примеры ребусов с ответами:

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Дисграфия. Памятка для учителей начальной школы

по специфическим логопедическим ошибкам

• пропуски букв и слогов – «трва»(трава), «кродил» (кроко¬дил), «пинес» (принес);

• перестановки букв и слогов – «оако» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натушила» (наступила);

• недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);

• наращивание слов лишними буквами или слогами – «тара-ва» (трава), «катораые» (которые), «бабабушка» (бабушка), «клюкиква» (клюква);

• искажение слова – «Наотух» (наохоту), «хабаб» (храбрый), «чуки» (щеки), «с пеки» (с пенка);

• слитное написание слов и их произвольное деление – «нас ту¬пила» (наступила), «Виситнастне» (висит на стене), «у стала» (устала).

• неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений — «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

• замена одной буквы на другую – туки» (жуки), «панка» (бан¬ка), «тельпан» (тюльпан)? «шапоги» (сапоги);

• нарушение смягчение согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли), «кон» (конь).

2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороной речи:

• аграмматизм — «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки» (пять желтеньких цыплят);

• слитное написание предлогов и раздельное написание приста¬вок — «вкармане», «при летели»>, «в зела» (взяла), «подороге».

Правила написания диктантов для дисграфиков.

1. Чрезвычайно медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов.

2. Текст прочитывается целиком.

Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это “не для него”, так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия “безударные гласные” и “причастный/деепричастный оборот”.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения).

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом.

Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и “красивый”; другой – огромный, корявый, неуклюжий, “уродливый”. Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям. При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям “из-под палки”, результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель:

Не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!

Не торопите неуспешного ребёнка.

Если он не успевает со всеми, дайте задание на карточке.

Постарайтесь сделать так, чтобы он не демонстрировал свою несостоятельность при детях.

Такие дети обязательно должны побывать в «ситуации успеха».

Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу: положительные эмоции – важный стимул для «питания» функций.

Попробуйте оценивать ребёнка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке

Учитель – логопед и учитель начальных классов должны предъявлять единые требования к ученику с речевыми отклонениями. При этом необходимы:

• учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);

• учет возрастных особенностей детей;

• предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;

• осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;

• закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках;

• всестороннее развитие личности учащегося.

Конспект комплексной НОД в средней группе «В гости к сказке»

Наталья Никишина
Конспект комплексной НОД в средней группе «В гости к сказке»

МБДОУ д/с общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 10 «Мишутка»

Конспект НОД в средней группе

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Тема: «В гости к сказке»

Дударенковой Н. А.

Цель: формирование общей культуры личности, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности. Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

• Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей: учить участвовать в беседе, интонационную сторону речи.

• Учить проводить инсценировку знакомой сказки.

• Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур.

Развивать основные движения: подлезание под дугу, ходьба по ребристой доске.

• Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.

• Развивать у детей творческую фантазию, изображать характерные особенности поведения персонажей.

Материалы и оборудование: музыка «В гостях у сказки» на ноутбуке, муляж пустой книги, письмо, «скатерть-самобранка», геометрические фигуры, дуга, ребристая доска, маски зверей, угощения.

Предварительная работа: чтение сказки «Зимовье».

-Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся.

-Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите отправиться в тридевятое царство?

(Звучит музыка. Дети с воспитателем идут по группе. На полу лежит книга, воспитатель открывает ее – она пустая)

-Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем и поставим на место. Ребята посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, они наверное обиделись, что с ними плохо обращались и исчезли.

-Здесь есть какое-то письмо:

«Сказки-это чудеса и волшебная страна,

В сказках много приключений,

Много сказочных свершений.

Но чтоб сказки вам найти,

Нужно многое пройти.

Эй, ребята, торопитесь,

В сказках вы не заблудитесь!

И подпись: Ваши сказки

-Ребята, а вы любите сказки? А какие вы знаете?

-Молодцы! А теперь давайте еще раз вместе повторим любимые сказки.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку — хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Колобок — румяный бок.

Есть Снегурочка — краса,

Три медведя, Волк — Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

– В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее и с ним рифмуется.

Дидактическая игра «Рифмы»

Вспомните известные рифмованные сказочные выражения (прочитать 4-5).

Лиса -. (всему лесу краса)

Волк -. (зубами щелк)

Ежик -. (не головы, не ножек)

Мышка -. (норушка)

Волчок -. (серый бочок)

Сивка – Бурка. (вещая каурка)

Волчище. (серый хвостище)

Баба – Яга -. (костяная нога)

Коток -. (серый лобок)

Зайчишка -. (трусишка)

Конек -. (Горбунок)

Сорока. (белобока).

Зайка – … (побегай-ка).

Лягушка – … (квакушка).

-Молодцы! Посмотрите, сказки вернулись в книгу. Давайте поставим ее на полку.

Идут дальше под музыку со словами:

-Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот,

И за мной и за тобою сказки бегают гурьбою,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит.

-Ой, что это лежит? Как вы думаете? Да это же скатерть-самобранка. Ой, беда, ее мыши прогрызли. Помогоите починить скатерть.

(На подносе лежат геометрические фигуры. Дети накладывают и определяют те заплатки, которые подходят для ремонта скатерти.)

-Молодцы, мои дорогие! Быстро справились! А назовите мне фигуры, которые понадобились. Хорошо, правильно!

-Ну, а теперь дальше в путь. Нас ждут еще приключения.

(Звучит музыка)

-На нашем пути еще встретилось препятствие «пещера». Как вы думаете сможем мы ее преодолеть? (Подлезание под дугу)

Читайте также:  Творческое рассказывание по картине В дельфинарии

-И это еще не все! Вот узкий мостик через быструю реку. Аккуратно по нему пройдите. (Ходьба по ребристой дорожке)

-Мы к лесной полянке вышли,

Поднимаем ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнем,

Прямо в сказку попадем.

-Молодцы! Все мы преодолели и оказались в тридевятом царстве. Здесь все по-другому. Здесь оживают сказки. Хотите увидеть волшебство, как оживает сказка? Тогда усаживайтесь и смотрите.

Инсценировка сказки «Зимовье зверей»

Сказочник.

Сказочник. Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков, свинья под деревом корешки да желуди роет.

Так прошло лето, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык первым спохватился зимовье строить. Говорит он барану.

Бык. Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса столбы носить да бревна тесать, а ты будешь щепу драть.

Баран. Ладно, согласен.

К ним бежит свинья.

Свинья. Хрю-хрю! О чем беседуем?

Бык. Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить.

Баран. Бык будет столбы тесать, я буду щепу драть.

Бык. А ты будешь кирпичи делать, глину месить, печку класть.

Свинья. Хорошо, я согласна.

С дерева раздается мяуканье кота.

Кот. Здорово, друзья! О чем совещаетесь? Что-то я сегодня продрог. Бр-р-р!

Бык, баран, свинья (хором). Здравствуй, Котофеич!

Бык. Пойдем вместе зимовье строить. Я буду бревна носить, столбы тесать.

Баран. А я – щепу драть.

Свинья. А я буду глину месить, кирпичи делать, печку класть. А ты, Котофеич, мох таскать, стены конопатить.

Кот. Конечно, я согласен.

Вдали слышится крик петуха.

Петух. Кукареку! Зима на носу.

Кот. Это Петя-петух за тем деревом сидит, голос из кустов подает.

Все (хором). Петя-петушок, лети к нам, будем с тобой совещаться.

Петух. Лечу-лечу! Я в кусты от холода забрался. Чуть лиса меня не сцапала.

Бык (сочувственно). Ох и подлая же эта лиса. Хорошо, что это не волк был.

Кот. Вот что, Петенька-петушок, мы решили зимовье строить. Идем с нами.

Бык. Я буду бревна носить, столбы тесать.

Кот. А я – щепу драть.

Свинья. Я буду глину месить, кирпичи делать, чтобы печку сложить.

Кот. Я буду мох носить, стены конопатить.

Все (хором). А ты, Петя, будешь крышу крыть.

Петух. Я даже очень согласен.

Сказочник. Выбрали друзья в лесу сухое место, наносили бревен, напилили столбов, щепы надрали, печку сложили, натаскали моху. Построили избу, на зиму запасов наложили, заготовили дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. В лесу холодно, а в зимовье друзьям тепло. Живут друзья – не горюют.

Однажды за окном послышалось завывание волков.

В записи звучит вой волков.

Волк (к собратьям). Пойду посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, бегите на выручку.

Волк вваливается в дверь.

Баран (забившись в угол). Бэ-э-э! Бэ-э-э! Бэ-э-э!

Петух (соскакивает с жердочки). Кукареку-у!

Кот (спрыгивает с печи). Мя-у-у! Мя-у-у! Мя-у-у!

Бык (движется рогами вперед на волка). Му-у-у! Му-у-у! Му-у-у!

Свинья (из-под лавки). Хрю-хрю-хрю! Кого тут съесть?

Волк (со страхом). Что это? Кто это? (Выбегает за дверь.) Братцы, бежим отсюда. В зимовье страшные чудовища живут.

Сказочник. Поднялись волки, хвосты трубой – только снег столбом.

-Молодцы, наши артисты! Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего?

-Чему учит эта сказка?

-Почему победили жители зимовья?

-Вот какие молодцы звери, победили волков!

Это дружба победила!

Сказка всех вас наградила!

И за вашу к ней любовь

Ждет вас в гости вновь и вновь.

Так примите же дети угощения вы эти!

«В гости к сказке». НОД по художественному конструированию в средней группе Цели и задачи: Продолжать учить составлять предметы и животных из нескольких частей различных по форме и цвету плотно прикладывая отдельные.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «В гости к сказке» Тема: «В гости к сказке» Программные задачи: Образовательная Закрепить знания детей уже знакомой сказки. Вызвать желание с помощью воспитателя.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе по развитию речи «В гости к сказке» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе. Образовательная область речевое развитие. Воспитатель МБДОУ «Радуга».

Конспект театрализованной НОД во 2 младшей группе «В гости к сказке «Колобок» Конспект НОД во 2 мл. группе развитие творческих способностей через театрализованную деятельность «В гости к сказке» (Колобок) Автор: Литвин.

Конспект ООД в подготовительной группе с использованием метода дидактического синквейна «В гости к сказке» Цель ООД: совершенствование навыков связной речи старших дошкольников. Задачи: Познавательные: – уточнение знаний детей о сказках, сказочных.

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «В гости к сказке» Программное содержание: – закрепить навыки количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10; – совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости в сказке» Цель: Развивать разговорную речь, закреплять навык в составлении развёрнутых предложений. Задачи: Упражнять детей в чётком произношении.

Конспект занятия театрализованной деятельностью во 2-й младшей группе «Мы идём в гости к сказке «Теремок» Конспект занятия театрализованной деятельностью во 2-й младшей группе “Мы идём в гости к сказке” Цель: Учить запоминать и говорить слова.

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Цель: Побуждать детей к выражению своих впечатлений. Формировать.

«В гости к сказке». Конспект занятия по математике во 2 младшей группе Программное содержание: Образовательные: Закрепить представление детей о геометрических фигурах; умение распознавать на ощупь геометрические.

Конспект комплексного НОД в старшей группе ДОУ

1. Организационный момент.
Воспитатель просит назвать знакомые казачьи песни.
-Ребята, мы с вами много слушали казачьих песен, некоторые из них даже сами пели. Сегодня я хочу вам предложить послушать еще одну песню. Мне она очень нравится, думаю и вам тоже понравится. (Дети слушают песню «При лужке», слайды №1,2,3)
– Понравилась вам песня? А вы ее внимательно слушали? Тогда скажите мне, про кого в ней поется.
– Правильно, в песне поется про казака, который поймал коня и поскакал на нем к своей любимой.
2. Основная часть.
1. Чтение рассказа «Есаул и его конь».
– У казаков особое отношение к коню, потому что он его верный спутник, друг и помощник, часто так случалось, что конь спасал своего хозяина в бою. В народе говорят:
Казак без коня – что солдат без ружья.
Казак сам голодает, а коня накормит. (Слайд № 4)
Конь и казак – неразлучные друзья.
– Ребята, а вы знаете как у казаков называют офицеров?
– Офицера у казаков – называют есаул. Послушайте, я сейчас прочитаю вам очень интересную историю про есаула и его коня:

ЕСАУЛ И ЕГО КОНЬ
Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от турецких набегов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть. И вот на той войне воевал один казак – есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди турок. (Слайд № 5)

Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ – его конь. (Слайд № 6) Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили. И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.
А у казаков был такой закон – раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился. (Слайд № 7) Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на телегу и привезли на заставу.
Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой. (Слайд № 8) Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь-уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул уже запрягал своего друга-коня для боевой атаки.
Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула. А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили турков далеко от своего рубежа. (Слайд № 9) Вот вернулись казаки на заставу, глядят, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.
А есаульский конь все время возле своего хозяина находился. (Слайд № 10) А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. (Слайд № 11) После этого конь встал и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы. А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат-кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: “Да это же конь нашего есаула “. Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.
Вот так и спас конь своего хозяина от смерти. А история эта разнеслась по всему свету. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища – коня. (Слайд № 12)

2.Беседа по содержанию рассказа по вопросам.
– О ком рассказывает эта история? С кем воевал есаул? Кто был у него самым верным и надёжным товарищем? Что случилось с конём в бою? Как его спас есаул? Что в бою случилось с есаулом? Как спас его верный и преданный друг?
3.Двигательная разминка. (Слайд № 13)
-Ребята, сейчас я предлагаю вам прокатиться на лошади. Хотите? Тогда давайте выйдем на коврик и встанем в кружок.
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро я в седло вскочу,
Не поеду – полечу!
(подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там, за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.
(подскоки на месте)
– Понравилось кататься на лошадке?

3. Рисование коней для казаков с помощью трафарета.
– Ребята, посмотрите какие красивые кони гуляют по лугу. Вам нравятся? (Слайд № 14)
– Тогда, давайте с вами нарисуем коней для казаков, и пусть они будут им верными друзьями.
– Посмотрите, у вас на столах стоят карандаши и лежат листочки. Еще для каждого на столе лежит шаблон коня. Вам надо будет по шаблону обвести коня и раскрасить его.
– Берите свой шаблон, кладите его на листок и крепко прижимайте, теперь обводите. Не забывайте следить за тем, что бы шаблон не сдвигался.
– Обвели? Молодцы! Теперь вам надо раскрасить лошадок, дорисовать им глазки, гриву, хвостик. Выберите цвет которым будите раскрашивать и приступайте к работе. Помните, за контур изображения вылезать нельзя.
– Вот и готовы наши лошадки. Только мне кажется что они какие то грустные. Как вы думаете, почему?
– Да, наверно им не хватает луга по которому они любят гулять и голубого неба. Давайте дорисуем их, я думаю наши лошадки будут очень рады. (Дети по своему усмотрению раскрашивают фон рисунка)
– Очень красиво получилось, и лошадки сразу повеселели.

Ссылка на основную публикацию