Ребусы для профилактики ошибок на письме

Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Татьяна Михайловна Белевич
Решение ребусов, кросвордов, изографов как один из методов профилактики дисграфии у детей

Как известно, в области образования происходят колоссальные изменения. Речь идет об ориентирах на гуманистическую, личностно-ориентированную модель, о более раннем включении ребенка в систематическое обучение. Решить эту задачу можно только в условиях непрерывности образования. Поэтому мы, дошкольные педагоги, в частности, учителя-логопеды детских садов должны учитывать двусторонность процесса обучения.

С одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны-создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача-в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса. Во многом решение будет зависеть от того, правильно ли педагог понимает готовность ребенка к школьному обучению. Ведь здесь следует учитывать “созревание” всех структур организма, становление качественных новообразований во всех сферах личности: физической, эмоционально-волевой,интеллектуальной и коммуникативной. Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, сериация и классификация, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия. Все это играет главную роль в овладении системой понятий и обобщенных способов решения практических задач в школе. Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития.

Его развивающий вектор сориентирован на то, чтобы создавать каждому ребенку условия, в которых личность могла бы максимально реализовать себя.

Принцип развития определяет исходящую позицию педагога по отношению к ребенку: опираться на имеющийся природный потенциал, искать и раскрывать его дарования, стимулировать внутренние духовные силы.

Поэтому-главная цель образования на этапе дошкольного детства создавать условия и подготавливать детей к непрерывному самообразованию.

Поработав некоторое время в школе, я поняла, что нарушения чтения и письма являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В конце первого, в начале второго года обучения в логопедической группе дети-логопаты уже могут решать простейшие ребусы и разгадывать несложные кроссворды.

Но сначала дети должны овладеть процессом звуко-слогового анализа и синтеза слов.

Работая с детьми над развитием фонематического восприятия и овладения звуко-слоговой структурой слова, мы часто сталкиваемся с таким положением: пройден первый этап обучения – поставлены звуки, ребенок правильно употребляет их в словах и фразах, справляется с начальными видами работ по звуковому анализу, правильно определяет количество звуков и слогов в отдельном слове.

Но вот наступает период практического применения полученных знаний в ежедневной учебной деятельности и употребления приобретенных навыков в самостоятельной речи. В своей повседневной речевой практике дети должны в доли секунды справиться с трудной для них задачей-правильно воспринять и воспроизвести множество звуков, слов и их сочетаний. А именно этих практических навыков, свободного неосознаваемого владения речевыми средствами и не хватает нашим детям.

Необходимость развивать, усовершенствовать речевые навыки ребенка, выработать быстроту действий, мышления, накопить количество, улучшить качество его умений, заставляет нас, логопедов, постоянно искать и расширять практический материал, тренирующий речевой слух, четкость восприятия, слуховое и зрительное внимание.

Свою работу по формированию у детей навыков звукового анализа и синтеза строила поэтапно:

-Выделение в словах первого гласного звука.

-Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков.

-Определение наличия либо отсутствия в словах определенного звука.

-Определение последнего гласного звука в словах.

-Выделение ударного гласного в словах.

-Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (-АМ-,АХ-,-ОХ- и т. д.)

-Определение первого согласного звука в словах.

-Определение последнего согласного звука в словах.

-Определение гласного звука в середине односложных слов (-мак-, -лук-, кот-, -кит-)

-Синтез односложных слов, состоящих из трех звуков.

-Анализ таких слов.

-Определение позиции гласного звука в словах (начало,конец).

-Определение количества слогов в словах.

-Определение нескольких гласных звуков в словах.

-Синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов (-мама-, лапа-,-липа.).

Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать.

Подготавливая детей к школьному обучению, использовала в своей работе звуковые символы. (Звук нельзя увидеть. Его можно только услышать, А увидеть можно букву.)

Вместе с детьми устанавливаем связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, пытаюсь вызвать у них зрительные ассоциации (на что похожа буква).

Для закрепления зрительного образа буквы предлагаю детям игры-упражнения:

-составь букву из: палочек, ниточек, веточек.

-выложи букву из: семечек, крупы, косточек, ракушек, плодов каштана, бобов, горошин и т. д.

-вылепи букву из пластилина,теста,глины.

-составь букву из готовых элементов.

-добавь недостающий элемент.

-обведи букву по трафарету, заштрихуй ее, и т. д.

-нарисуй букву пальчиком на ладони, на спинке друг друга, в воздухе, на листе наждачной бумаги.

-напечатай букву в тетради.

Все эти упражнения способствуют профилактике оптической дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза обусловлена недоразвитием фонематического анализа:

-пропуски согласных при стечении.

-пропуски, добавления, перестановки слогов.

Дети старшего дошкольного возраста должны владеть теми видами звукового анализа, которые им доступны:

1. Узнавание звука на фоне слова.

2. Определение места звука в слове (начало,середина,конец).

3. Выделение звука из начала и конца слова.

Для закрепления материала важно подключать сохранные анализаторы, поэтому используются звуковые схемы, и различные

дидактические игры: («кто в домике живет», «кто поедет в вагончике», «помоги гномику дойти до домика», «зоопарк», «цирк»… и т. д.) Постепенно дети начинают «чувствовать» звуковой состав слова.

Затем вводятся понятия «слова-предметы», «слова-действия», вводятся понятия «предложения», добавляются понятия «слова-признаки», «предлоги», составляются схемы предложения.

А оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций, зрительного анализа и синтеза,пространственных представлений. При этой форме дисграфии наблюдаются следующие нарушения:

А).Искаженное воспроизведение букв на письме.

Б).Замены и смешения графически сходных букв (п-т,л-м,и-ш,в-д, э-с,

В).Зеркальное написание букв, письмо слева-направо.

Если ребенок не умеет сравнивать предметы по величине, по форме, не умеет ориентироваться в пространственном расположении предметов, ему будет сложно усвоить различия в начертании оптически сходных букв.

Важно в дошкольном возрасте научить ребенка:

1).Понимать значение предлогов,обозначающих расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

(покажи, где попугай в клетке, за клеткой, на клетке и т. д.)

2).Знать левую и правую стороны пространства.

Речевая проба Хеда: (инструкция: возьмись левой рукой за правое ухо, покажи правой рукой левый глаз и т. д.)

Для устранения этих нарушений используются различные упражнения: графические диктанты, графическое воспроизведение направлений стрелками.

3).Развивать зрительный анализ и синтез –

Для этого использую след. дидактическе игры:

«что перепутал художник?»,

«составь целое из частей» ,

«собери букву из элементов»,

«узнай зачеркнутые буквы»,

«узнай буквы, наложенные друг на друга»,

«найди правильную букву») и т. д.

Все эти упражнения помогут создать ребенку в своем воображении устойчивые образцы букв. Когда ребенок хорошо научился узнавать буквы в разных положениях, он без труда может разгадывать и читать различные изографы.

Сначала предлагаю детям увидеть в изографе силуэт, очертание самого предмета. Потом находим буквы, которые расположены необычно, по-разному в этом изографе. И, наконец, из этих букв составляем и выкладываем слово.

Не менее сложный вид работы- это разгадывание ребусов.

Навык формируется постепенно, а работа по формированию навыка идет поэтапно-от простых заданий к более сложным.

1.«Какая буква потерялась?» (от однослоговых слов до сложных)

2.«Найди в слове ошибку» (Кит-кот,лужи-лыжи,дочка-бочка)

3.«Какое слово спряталось?»

4.«Чем отличаются слова?»

5.«Какой буквы не стало?»(краска-каска,слон-сон,слова-сова и т. д.)

6.«Поменяй слоги местами и составь слово» (сос-на___на-сос и т. д.)

7.«Поменяй буквы местами» (сон-нос,старик-стирка, сила-лиса)

8.«Кто больше слов найдет?» (читать слова по часовой стрелке, против часовой стрелки, по диагонали и т. д.)

9.«Найди: «Каркающие слова»(КАРман,КАРтошка,КАРта)

«Мурлыкающие слова»(леМУР, МУРзилка,МУРка)

«Квакающие слова»– (аКВАриум,тыКВА,КВАртира,

«Пищащие»(ПИанино,ПИонеры,каПИтан, ПИрамида)

«Рычащие»(гоРЫ, коРЫто,ноРЫ, Рыба) и т. д.

Овладев этими навыками, дети постепенно овладевают и навыками разгадывания ребусов и кроссвордов.

Следует напомнить детям лишь некоторые правила для разгадывания ребусов и кроссвордов.

Например, дети узнают, что:

-запятая в ребусе означает отсутствие буквы в слове.

-запятая в начале означает отсутствие первой буквы слова, а в конце_- последней.

-предлог, зашифрованный в ребусе, может стоять,как в начале слова, так в и середине (НАташа, соВа, дУб, ПОле, ПОДвиг и т. д.)

– в кроссворде: в клеточку можно вписывать только одну букву.

К концу года дети подготовительной группы сами пытаются “зашифровать” слова, свои имена и фамилии в ребусы.

Хотелось бы отметить, что для полноценной профилактики дисграфии необходим тесный контакт логопеда с родителями и воспитателями.

Необходимо совместно обсуждать проблемы и программу коррекции.

Важно предъявлять к ребенку единые требования.

Прикреплённые файлы:

rasshifrui-slova_6frng.pptx | 1326,77 Кб

«Дорожки здоровья». Один из современных здоровьесберегающих методов сохранения и укрепления здоровья — стопотерапия Волшебные «Дорожки здоровья» Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть современного дошкольного образования и сегодня широко.

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание – закаляет организм, совершенствует.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование схем — один из методов для развития двигательной активности детей Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы.

Конспект занятия по подготовке грамоте по Е. В. Колесниковой в подготовительной группе «Разгадывание ребусов» Представляю конспект занятия по обучению элементам грамоты у детей 6-7 лет, используя авторскую программу Е. В. Колесниковой. Тема: Разгадывание.

Коучинг-консалтинг для воспитателей «Подвижные игры как средство профилактики нарушения осанки» Инструктор по физической культуре: Брюшинкина Светлана Викторовна Игры – это не только наиболее адекватная деятельность детей, соответствующая.

Игра, как средство профилактики агрессивности у детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги! Сегодня у меня дебют – я предлагаю вам поучаствовать в моем мастер – классе. Прошу строго.

Пластическое интонирование как один из методов активного слушания музыки Основа формирования музыкальной культуры детей — это сама музыка как вид искусства. С высказываниями великих людей, нельзя не согласиться.

Творческая мастерская «Сказка как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» Творческая мастерская «Сказка – как эффективный метод профилактики девиантного поведения детей и подростков» (воспитатель отделения диагностики.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: – Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. – Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Читайте также:  Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Использование ребусов в работе со словами с непроверяемыми и трудными написаниями

В программе начальной школы по грамматике и правописанию есть слова, данные в специальных списках для каждого класса. В основном это слова, написание которых традиционное и не охватывается орфографическими правилами, не проверяется (стакан, пальто, директор и др.) или же является трудным для младших школьников (растение, тепловоз и др.). Без усвоения их правописания невозможно научить детей грамотному письму.

По мнению психологов, для полноценного усвоения учащиеся должны встретиться с изучаемым в различных ситуациях несколько раз. А словарные слова – самые трудные для написания, поэтому требуют особо кропотливой работы. Школьная практика показывает, что традиционные методы не обеспечивают выработку грамотного написания этих труднейших слов.

При работе с непроверяемыми написаниями учителя часто предлагают детям: “Внимательно посмотрите на это слово и запомните, как оно пишется” (т.е. опираются только на зрительную память, которая не у всех одинакова), или: “Напиши слово пять раз и запомни как оно пишется” (опираются на рукодвигательную память).

Но правописание трудных слов лучше усваивается при одновременном участии нескольких видов памяти: зрительной, речедвигательной, слуховой, эмоциональной и др. виды памяти – чем больше, тем лучше (см. С.М.Бондаренко. Беседы о грамотности).

В своей многолетней практике пришлось использовать разные приемы и средства работы со словарными словами. Хотелось бы рассказать об одной интересной находке, которая позволяет разнообразить эту работу, запоминать слова непроизвольно уже в процессе их отгадывания, привлекая к участию зрительную, слуховую и прежде всего эмоциональную и логическую виды памяти.

Было составлено пособие “Ребусы к словам с непроверяемыми и трудными написаниями”, которое может быть использовано и на уроке, и во внеклассной работе по русскому языку и в русской, и в национальной школе. Ко всем словарным словам составлены ребусы. На обратной стороне каждого ребуса написана отгадка с выделением непроверяемой орфограммы. Большинство ребусов составлено таким образом, что непроверяемые написания выделены цветом, жирным шрифтом или находятся в сильной позиции благодаря специальному приему, использованному в каждом ребусе. Этот принцип не позволяет допустить ошибку в написании слова-отгадки. Обратимся к некоторым из них:

Оригинальность, необычность первичного восприятия помогают лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание всех учащихся, не остается ни одного равнодушного ученика. Именно особый интерес, оригинальность подачи слова повышает эффективность этой работы.

– Ах?! Это осина! – и тому подобные рассуждения идут непроизвольно и запоминание непроизвольное, а не по команде “Запомните правописание этого слова!”.

Далее работа идет обычно: выясняется значение слова с использованием предметной картинки, орфографически проговаривается слово по словарной карточке. Можно представить написанный образ слова с закрытыми глазами – все это усиливает отгаданный и написанный образ слова.

Затем – запись слова в тетради, подбор родственных слов, составление словосочетаний, предложений и т.д. Таким образом новое слово дети отгадывают, видят, слышат, произносят, употребляют в предложении, в тексте, неоднократно пишут.

Работа по ребусам на уроках русского языка развивает логическое мышление, стимулирует творческую активность учащихся. Постепенно дети усваивают приемы, необходимые для их решения и сами начинают активно составлять ребусы к изучаемым темам – причем, к урокам и внеклассным занятиям и по другим предметам.

Включение ребуса в урок – праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап урока проходит как отдых. В глазах детей зажигается огонек радости. А радость познания, эмоциональный настрой – главные помощники учителя на уроке и во внеклассной работе.

Дисграфия: когда ребенок пишет с ошибками

Нарушение письменной речи у ребенка — как бороться?

Яна Полей логопед высшей категории

Когда страдает устная речь — тут всё ясно, требуется логопед. Когда страдает письменная речь — требуется. что? Суровое наказание за отсутствие прилежания? Или “надо просто учить лучше”, как говорят либерально настроенные родители?

Иногда — “лучше учить”. А иногда — и учить, и чуть-чуть лечить. И вообще придётся обратиться к логопеду (да-да, и с письменной речью тоже), чтобы он разобрался, не нужна ли скорая логопедическая помощь. Некоторые родители очень удивляются, когда в школе им советуют провериться у логопеда. И ещё больше удивляются, когда логопед советует позаниматься. И ни в коем случае не использовать ремень и другие средневековые способы воздействия на личность. Ещё логопед говорит слово — дисграфия, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии

По каким признакам можно догадаться, что у ребёнка дисграфия? Прежде всего — если он допускает при письме ошибки. скажем так, странные. Они не связаны с нарушением грамматических правил. Под эти ошибки невозможно подобрать правила. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности.

Вместо “дом” пишет “дон” или “том”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их.

Один мальчик 11 лет написал во время обследования: “Девочка спряталсь вдубло”. Ему продиктовали фразу: “Белочка спряталась в дупло”. На вопрос, как, мол, мы пишем предлоги, страдалец ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а на практике его применить не может.

А ведь этот ребёнок не плохой, не глупый, он очень славный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе.

Часто у дисграфиков очень плохой почерк — мелкий или очень крупный, неразборчивый. Ребёнку тяжело соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки или вдруг взлетают над ней, слово вольные птицы. Также юные дисграфики не дописывают окончания. Могут писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние.

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются.

Лечение дисграфии

Лучше не пытаться сразу справиться со всеми проблемами. Надо выбрать одну — и сосредоточиться на ней. Например, ребёнок путает б-п, д-т, а ещё и предлоги путает с приставками. Если сразу взяться за всё — объём работы может испугать. А вот если попробовать справиться только с б-п, а потом обратить внимание школяра, что вот, дескать, ошибок-то стало меньше, то можно разбудить энтузиазм. И дальше борьба за всеобщую грамотность пойдёт гораздо веселее.

Логопед в поликлинике сможет при свое¬временном посещении (в три года, в пять лет и перед самой школой) определить, нет ли логопедических проблем, которые потом аукнутся дисграфией, при необходимости посоветует специальные занятия. К логопеду могут присоединиться нейропсихолог и невропатолог.

Часто на приёме мне приходится видеть очень унылых детей. Они морщатся, когда им предлагают написать диктант, сразу признаются, что “плохо учатся”. Тогда, чтобы подбодрить их, я начинаю вспоминать разных известных людей, которые тоже не дружили с письмом и чтением. Может быть, современному ребёнку не интересно будет узнать, что Сергей Рахманинов, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, скорее всего, тоже были дисграфиками, но уж, я думаю, почти любого мальчишку тронет информация, что великий Нео, победитель страшных агентов Смитов из “Матрицы”, тоже с трудом справлялся в детстве с буквами и словами. Ну, вернее, актёр Киану Ривз. Девочкам я обычно рассказываю про Агату Кристи. Несмотря на то, что создательница Пуаро и мисс Марпл училась плохо и писала с ошибками, она стала знаменитой писательницей. Главное — верить в себя.

Коротко о главном

Дисграфия — это специфическое и стойкое нарушение процесса письма, обусловленное отклонениями от нормы в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

Нарушение встречается как у детей, так и у взрослых. У детей поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери, травмами.

Симптомы: специфические и повторяющиеся ошибки на письме, не связанные с незнанием грамматических правил. Особенность этих ошибок заключается в следующем: они допускаются там, где написание слов не вызывает, казалось бы, никаких затруднений.

Пять видов дисграфии

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к школьному периоду не поставлены все звуки — могут возникнуть проблемы с письмом.

Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”. И пишет вместо “рома” — “лома”, вместо “порох” — “полох”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и вовсе пропускать. Например, написать “кошун” вместо “коршун”.

2. Акустическая форма дисграфии

Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Чаще всего встречается у детей, страдающих нарушениями письменной речи. При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как контаминация: когда в слове встречаются слоги из разных слов. Например, “крабочки” — крабовые палочки.

4. Аграмматическая дисграфия

Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Страдают согласования существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Маша бежал”, “синяя пальто”).

5. Оптическая дисграфия

Элементы, образующие буквы, немногочисленны: в основном это палочки, кружочки, крючочки. Но они по-разному комбинируются в пространстве, образуя различные буквы. А вот ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, тяжело уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у ш не допишет крючок.

Если ребёнок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Предупреждён — почти вооружён

Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы, а у ребёнка появится отвращение к учёбе. Следует смотреть в оба за ребёнком, пристально наблюдать за процессом овладения письменной речью:

  1. если ребёнок посещал логопедический детский сад;
  2. если в года была задержка речевого развития;
  3. если у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  4. если ребёнок левша или переученный левша;
  5. если у ребёнка были травмы головы;
  6. если к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Наш дом

Перед вами ребусы для профилактики ошибок на письме, предназначенные для старших дошкольников и младших школьников.
Задания: прочитай только черные буквы, прочитай слово, расставляя буквы от самой большой к самой маленькой или наоборот.
Задания представлены от простого к сложному.

Читайте также:  Пособие 'Домик буквы'







Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

5 диетических рецептов с гречневой кашей: идеи на обед или ужин

1. Гречка по особому рецепту
на 100грамм – 128.25 ккал, Б/Ж/У – 5.56/6.11/13.6

Ингредиенты:
1 стакан гречки
2 стакана воды
100 г любого маложирного сыра
1-2 помидора
2-4 зубчика чеснока
Соль, специи, пряные травы по вкусу

Приготовление:
Гречку залить двумя стаканами воды. Посолить, довести до кипения и варить на среднем огне.
Когда гречка впитает почти всю воду, добавить помидоры, чеснок, специи. Не мешая, накрыть кашу крышкой и томить на маленьком огне.
Когда каша будет готова, добавить масло, тертый сыр и быстро перемешать.

Перед подачей настоять под крышкой 10-15 минут.

2. Творожно-гречневая запеканка
на 100грамм – 188.37 ккал, Б/Ж/У – 11.24/5.77/23.77

Ингредиенты:
Гречневая крупа 1 стакан
Творог 200 г
Йогурт натуральный для теста 0,5 стакана
Йогурт для смазывания 1-2 ст. ложки
Яйцо 2 шт.
Сахарозаменитель (стевия) по вкусу
Соль 0,5 ч. л.

Приготовление:
Крупеник готовится на основе гречневой каши, поэтому сперва нужно ее отварить. В немного остывшую гречневую кашу добавьте творог, йогурт, яйца, сахарозаменитель и соль и хорошо перемешайте. Выложите эту массу в форму для запекания, смажьте сверху йогуртом и поставьте в разогретую до 180С духовуку на 30-40 минут — до легкого зарумянивания запеканки.
Есть творожно-гречневую запеканку можно как в горячем, так и в холодном виде.

3. Гречневые котлеты с грибами
на 100грамм – 85.16 ккал, Б/Ж/У – 5.15/2.13/12.71

Ингредиенты:
гречневая крупа 1 стакан
вешенки или шампиньоны 700-800 г
лук репчатый 2-3 шт.
перец, зелень петрушки или укропа
мука овсяная (молотые хлопья) для панировки
оливковое масло, соль

Приготовление:
Сварить гречневую кашу. Гречневую крупу хорошо промыть, залить холодной водой, накрыть крышкой и довести до кипения на сильном огне. Убавить огонь до среднего и варить, не перемешивая, пока гречка не впитает в себя воду. Ближе к концу варки, огонь уменьшить до минимального и варить кашу, пока не испарится вся влага. Кастрюлю с кашей обернуть махровым полотенцем и поставить упревать на

10-15 минут. Упревшую кашу посолить и перемешать.
Грибы вымыть и нарезать ломтиками.
Лук очистить и мелко порезать.
Зелень вымыть, обсушить и порубить.
На разогретой сковороде обжарить лук

4-6 минут.
Добавить грибы, и жарить, помешивая,

10-15 минут. Посолить, поперчить и охладить грибы.
Грибы с луком измельчить в блендере или прокрутить через мясорубку.
В грибную массу понемногу добавлять гречневую кашу так, чтобы получилась довольно густая масса.
Добавить в массу зелень и перемешать.
Руками, смоченными в воде, сформировать котлеты и обвалять их в муке.
Котлеты выложить на хорошо разогретую сковороду.
Обжарить котлеты с двух сторон до румяной корочки, уменьшить огонь, накрыть крышкой и довести до готовности

4. Перцы, фаршированные гречневой кашей
на 100грамм – 48.07 ккал, Б/Ж/У – 1.87/0.42/9.81

Гречка это супер-крупа, и если вы придерживаетесь правильного питания, то 100% частенько ее готовите. Попробуйте для разнообразия перцы с гречкой по этому рецепту – получается сытно и в тоже время низкокалорийно!

Ингредиенты:
перцы сладкие 1 кг
гречневая каша 500 г
морковь 1 кг
репчатый лук 500 г
зелень 100 г
соль, перец, лавровый лист по вкусу

Приготовление:
Перцы очистить от сердцевины. Морковь спассеровать с репчатым луком и добавить в готовую кашу, перемешать. Заправить овощи этой массой, уложить в широкую посуду, залить горячей водой, так чтобы покрыть овощи, добавить соль, перец, лавровый лист по вкусу. Тушить до готовности.
Подавать, посыпав зеленью.

5. Гречка “Особенная” – для тех, кто ищет новое в привычном
на 100грамм – 112.05 ккал, Б/Ж/У – 6.23/3.93/13.76

Ингредиенты:
1 стакан гречки
2 стакана воды
100 г любого маложирного сыра
1-2 помидора
2-4 зубчика чеснока
1 ст. ложка оливкового масла
Соль, специи, пряные травы по вкусу

Приготовление:
Гречку залить двумя стаканами воды. Посолить, довести до кипения и варить на среднем огне.
Когда гречка впитает почти всю воду, добавить помидоры, чеснок, специи. Не мешая, накрыть кашу крышкой и томить на маленьком огне.
Когда каша будет готова, добавить масло, тертый сыр и быстро перемешать.
Перед подачей настоять под крышкой 10-15 минут.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ошибки в письме — последствия дизорфографии?

Детство-это время интенсивного развития, изучения всего нового и неизведанного. Это период, когда приобретаются основные навыки и умения.

Однако не все дети обучаются размеренно в одном темпе. Некоторые имеют различные трудности. Им требуется усилие и время, чтобы с ними справляться.

Эти сложности могут возникать по причине как наследственных заболеваний, так и в связи с условиями окружающей среды.

Серьезным препятствием в обучении может оказаться дизорфография у детей.

Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за нее у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается.

Поэтому необходимо знать причины дизорфографии, ее виды, симптомы, уметь правильно диагностировать, знать способы профилактики и корректировки.

Что такое дизорфография?

Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребенок в устной форме проговаривает правило.

Дизорфографию может распознать педагог или логопед, проводя анализ работ в тетради учащегося, устные ответы на вопросы, понимая насколько сформированы его формы речи (письменная и устная).

Дизорфография проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.

Это возникает их-за того, что предыдущий материал плохо усвоен и в программу обучения добавляются грамматические правила, принципы правописания (морфологический и традиционный).

Дизорфография — это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта.

Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками.

Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов.

Дизорфография полностью усложняет письменную работу. Очень часто возникает совместно с дислексией, т. е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.

Ребенок, несмотря на знания правил правописания делает ошибки в записи. Кроме того, допущенные ошибки не возникают из-за отсутствия желания учиться, хотя бывает, что идут рука об руку, так как дизорфография у детей может сопровождаться другими нарушениями.

Причины дизорфографии

Факторы, влияющие на развитие дизорфографии можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике.

В основном, нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин. Самые распространенные из них:

  1. Стертая дизартрия, дислалия.
  2. Общее нарушение речи разной степени.
  3. Поражение ЦНС.
  4. Педагогическая запущенность.
  5. Психосоматическая ослабленность.
  6. Недостаток внимания.
  7. Задержка в психическом развитии.
  8. Общая заторможенность.
  9. Умственная перегруженность.
  10. Низкий иммунитет, от чего частые болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте.
  11. Перевод из одного учебного заведения в другое.
  12. Смена педагога.

Также возможно развитие дизорфорграфии у тех детей, которых родители отдали в школу в раннем возрасте (6-6,5 лет). Они неготовы к обучению, наблюдается незрелость психики и физиологии.

В группе риска находятся дети, у которых есть в анамнезе:

  • дисфагия и дислексия(диагностируется в начальной школе);
  • пренатальная и постродовая патология;
  • минимальная мозговая дисфункция, энцефалопатия, которые сопровождаются неврологическими симптомами.
  • фонетическое нарушение речи и ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие).

К другим факторам, которые могут вызвать дизорфографию у ребенка относятся:

  • болезни матери во время беременности, антисанитария,
  • режим жизни женщины в период беременности,
  • травмы женщины в период беременности,
  • сложные роды, приводящее к ишемии или гипоксии ребенка,
  • генетическая предрасположенность (скорее всего, отвечают за изменения генов шестой хромосомы).

Виды дизорфографии

Ученые-логопеды классифицируют по нескольким признакам.

  1. Морфологический. Учащийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.
  2. Синтаксический. Ребенок неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить какой частью предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также учащийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.
  3. Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.

Также дизартрию классифицируют по общему количеству ошибок в одной работе, так:

  • если учащийся допустил до 15 ошибок в работе, в целом задания выполняет на средний и высокий уровень, то это легкая степень.
  • если школьник выполняет задания на средний уровень и допускает менее 30 ошибок, то это средняя степень;
  • если ученик имеет низкий упрвень знаний, и на письме учитель находит в одной работе 50-80 ошибок орфографии и пунктуации, то это тяжелая степень.

Согласно этим классификациям разрабатывается и реализуется коррекционная работа со школьником для эффективного устранения дизорфографии.

Симптомы дизорфографии

Симптомы проявляются в том, что ученик:

  • делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;
  • смешивает буквы;
  • не различает слова по семантике;
  • неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
  • имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
  • испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
  • не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
  • делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными;
  • путает употребление твердого и мягкого знаков;
  • не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
  • не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
  • формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
  • не может перейти из одного вида деятельности в другой;
  • не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.

Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.

Диагностика

Диагностика учащихся, у которых есть серьезные нарушения в письменной речи делится на 2 этапа:

  • определение симптомов;
  • выбор индивидуального способа корректировки заболевания.

На первом этапе анализируются все виды работ учащегося (диктант, сочинение, изложение, списывание). Учитель высчитывает средний показатель ошибок в одной работе, что устанавливает степень дизорфографии.

Второй этап диагностики заключается в исследовании еще и устных работ проблемного школьника, проводятся подобранные тесты и письменные упражнения. Логопед выясняет есть ли отклонения в знании орфографии, проверяет его знания, умения и навыки, фонематический слух, неречевые процессы.

Во время того, как учащийся выполняет эти тесты, преподаватель за ним внимательно наблюдает и фиксирует насколько ребенок мотивирован к учебе, понимает ли он ошибку, находит ли он алгоритм действия для ее устранения.

Если есть причина дизорфографии лежит в психологическом отклонении (недостаточно сформированы высшие психические функции), то проводятся индивидуальные консультации практическим психологом. Он работает не только с ребенком, но и с родителями, дает им рекомендации того, что можно делать систематически в домашних условиях.

Читайте также:  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

После проведения ряда тестов совместно школьный психолог, учитель и логопед составляют карту на учащегося, в котором расписывается его индивидуальный маршрут, обозначаются цели, даются советы для родителей, расписываются планируемые занятия.

Способы коррекции нарушения

Условно коррекция делится на овладение морфологическими и традиционными принципами правописания. Первый, его еще называют морфемным, подразумевает одинаковое написание частей слова как в сильной, так и в слабой позиции (ударное или безударное положение), правильное написание объясняется путем подбора проверочного слова.

В основе традиционного принципа в орфографии лежит запоминание словарных (непроверяемых) слов. Также в основе него стоит опора на проговаривание, внимание и память.

Коррекция дизорфографии проходит ряд этапов:

  1. Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Учитель-логопед использует повторяющиеся слоги в определенном ритме, необходимо составить слова из слогов, которые предложены. Во время выполнения упражнения формируется также правильное произношение, поэтому нужно использовать те звуки, с которыми у ученика возникли трудности.
  2. Расширяется лексический запас ученика. Это происходит благодаря самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине, о чем говорится в мультфильме,
  3. Различаются части речи. Дается ребенку ряд слов, в котором есть слова одной части речи, а есть лишнее, нужно найти и объяснить почему оно лишнее. Также даются упражнения на составление предложений по определенной схеме (постепенно усложняется).
  4. Формируются морфологические признаки. Учащийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола и согласование его с подлежащим.
  5. Создание моделей слов, словообразование. Учащийся находит корень в словах и составляет из них одно: пыль сосет – пылесос, пар ходит – пароход и т.д.
  6. Выделение и различение родственных слов – однокоренных.
  7. Развивается орфографический навык. Логопед называет ряд слов, ученик должен определить на слух в каком из них есть возможная проблема написания буквы и почему. Или ребенок записывает несколько слов и вместо проблемного звука ставит многоточие. После количество слов увеличивается до предложений.
  8. Развивается внимание и память. Учащийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки.
  9. Доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс. При тяжелой форме заболевания может длиться и несколько лет. Проводится работа как учителем-логопедом, так и в домашних условиях родителем в разной форме: диктант, сочинение, списывание.
  10. Развитие умения самоконтроля и самопроверки. Ребенок учится находить ошибки в своей работе, исправлет их, приводит аргументы.

Проводя коррекционные работы необходимо наблюдать и диагностировать уровень самооценки учащегося. Если ребенок отстает в успеваемости, не имеет авторитет в коллективе, у него нет товарищей в классе, то необходимо избавиться от проблем в устной и письменной речи. После этого учащийся быстро адаптируется и повышается его самооценка.

Лечение

Наличие дизорфографии у ребенка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме.

Это расстройство обучения можно исправить путем тренировки правильного письма и чтения. Ребенку под силу усвоить нормы правописания слов.

Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребенка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг. Таким образом, ребенок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание.

Работа на дому с ребенком требует терпения и понимания его ситуации. Часто или иногда его ошибки вызывают смех, что вызывает в нем чувство разочарования и отказа.

Упражнения должны стимулировать как интеллект, так и эмоции. Хорошие упражнения для ребенка с дизорфографией — ребусы, кроссворды и забавные рисунки, которые позволяют отличить правильное написание слов от неправильного.

Применяются дидактические игры, которые были созданы на основе многолетней работы специально для предотвращения дизорфографии. Также стихи и песни, содержание которых сосредоточено вокруг грамматических правил, приносят пользу. Мелодии легко укрепляются в памяти, благодаря чему ребенок вспомнит их фрагмент в случае дилеммы орфографии, что поможет облегчить ему принятие решения.

Для каждого типа дизорфографии значительную пользу приносит чтение книг. Специалисты сходятся во мнении, что постоянное чтение снижает степень всех нарушений письма.

Эффективность лечения дизорфографии зависит, прежде всего, от систематической коррекционной работы, индивидуального подхода и формирования у ребенка способности к концентрации внимания и запоминанию новых правил.

Профилактика

Работа по профилактике развития заболевания делится на несколько этапов:

  • сформировать у ребенка морфологические признаки, научить его делать морфологический анализ слов;
  • отрабатывания правил орфографии, постепенно усложняя задания (вставить пропущенную букву, выделить орфограмму, написание словарного диктанта, выбрать правильное написание из нескольких);
  • для формирования орфографических навыков использовать не только стандартную форму изложения правила, но и альтернативные (стихотворная форма, чтение вслух слова, как оно написано);
  • пополнение словарного запаса путем чтения книг, описания того, что изображено на картинке и понимание семантического значения слова;
  • вырабатывание навыка словообразования;
  • формирование правильной устной речи. Если она не будет должным образом сформирована, то письменная форма будет неполноценной и безграмотной.
  • развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, игры с мелкими предметами, штриховка разного вида, работа с ножницами, пластелином);
  • формирование правильной артикуляции, четкости дикции;
  • развитие внимание (нахождение мест в слове, где есть орфограмма);
  • развитие памяти, мышления;
  • развитие способности концентрировать внимание, распределять и переключать внимание.

Дизорфография – заболевание, которое диагностируют у школьников начальной школы. Но его развитие можно избежать, если у дошкольника сформирован достаточный словарный запас и он правильно произносит слова без знания правил (в школе он узнает их, усваивает название того, чем он практически уже владеет).

Родителям необходимо обеспечить комфортную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребенка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Если все же возникла дизорфорграфия, то необходимо ее правильно и вовремя диагностировать, найти пути коррекции.

Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, логопедом, психологом и родителями. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.

Ребусы для детей: картинки с буквами, цифрами и знаками

Рассказываем по порядку правила составления и решения ребусов. Перед вами 15+ заданий с пояснениями и подсказками, чтобы отработать алгоритм поиска ответа. С ЛогикЛайк вы научитесь решать любые ребусы и другие задания на логику.

На платформе LogicLike.com 3500 логических заданий с ответами: ребусы, задачи, вопросы и головоломки.

Что такое ребус?

Ребус – это занимательная головоломка, шифровка одного или нескольких слов с помощью иллюстраций, букв, цифр и символов. Разгадать ребус – значит расшифровать слово, словосочетание или целую фразу, задуманную автором.

Польза ребусов для детей и взрослых

  • развивается логика: чтобы правильно «считать» картинку, нужно порассуждать над взаимным расположением элементов головоломки, подобрать верные правила;
  • развивается память: если в ребусе зашифровано длинное слово, нужно запоминать разгаданные части слова или фразы, а также ошибочные предположения;
  • развивается нестандартное мышление: картинку-шифровку можно интерпретировать по-разному, а решение ребусов на скорость может превратиться в увлекательную игру;
  • регулярные тренировки развивают сообразительность и скорость мышления;
  • увеличивается словарный запас.

Как научиться разгадывать ребусы?

Шаг за шагом мы познакомим вас с примерами занимательных головоломок разного уровня сложности. Часть заданий мы приводим с ответами и описанием решения.

Базовые правила чтения ребусов

  • Ребусы читаются слева направо, в отдельных случаях – сверху вниз. Могут быть исключения, о которых составители задания могут сообщить текстом или стрелками.
  • Знаки препинания и пробелы не учитываются. Это правило актуально для больших и сложных ребусов, в которых зашифровано длинное слово или целая фраза.
  • Любая картинка или символ в шифровке имеют значение. Ни одна запятая или изображение не даётся в ребусе просто так. Картинка и символ могут обозначать слово целиком либо часть слова в зависимости от других условий ребуса.
  • Все слова в ребусе читаются в именительном падеже, а вот с единственным и множественным числом нужно быть внимательным. Если на картинке изображена пара ног, глаз или несколько фруктов, автор ребуса наверняка хочет, чтобы вы прочитали слово во множественном числе.

  • Одна из самых сложных задач в ребусе – понять, «что хотел сказать автор?». Иными словами, правильно интерпретировать картинку. На рисунке вы можете «видеть» собаку, но автор мог загадать слово «пёс» или вообще «Хатико». Мальчик со светлыми волосами может быть словом «мальчик» или словом «блондин».
  • Решение у ребуса всегда одно! А если несколько, об этом вас должен предупредить автор.
  • Взялись за решение большого сложного ребуса? Будьте готовы, что в нём зашифровано предложение, в котором будут не только существительные, но и другие части речи.

Запятые в ребусах

Среди самых простых ребусов, которые можно предложить дошкольникам или младшим школьникам – ребусы, в которых рядом с картинкой стоит одна или несколько запятых. Запятые показывают, что у слова, которое изображает картинка, нужно убрать букву. Иногда запятые рисуют перевернутыми, но это значения не имеет.

Рассмотрим суть правила на примере двух ребусов ниже. Количество запятых равно количеству букв, которые нужно убрать.

Запятые слева – убираем 3 буквы в начале слова.

2 запятые до картинки – убираем 2 буквы в начале слова, 1 запятая после картинки – убираем последнюю букву в слове.

Учимся решать ребусы с буквами

Буквы в ребусах дополняют картинки и помогают создавать более сложные головоломки. Если одна или несколько букв стоят слева или справа от картинки, значит их нужно добавить к слову в начале или в конце.

Видим на рисунке РОТ, прибавляем к началу слова букву К и получаем слово КРОТ.

Буквы в ребусах могут сочетаться с другими символами и знаками.

В этом ребусе сочетается рисунок, запятые и буквы. Читать его нужно так: от слова ЗОНТ отнимаем две буквы в конце (две запятые справа) и получаем слог ЗО.

Знак «=» между двумя буквами означает, что букву из слова на картинке нужно заменить на ту, которая стоит после «=».

В слове «ЦАПЛЯ» букву «Ц» меняем на «К».

Вместо буквы первой в равенстве может стоять цифра. Тогда необходимо посчитать, какая по счёту буква соответствует цифре, и заменить её на ту, которая стоит после «=».

Третья по счёту буква в слове УХО – О.

Если буква рядом с картинкой зачеркнута, её нужно убрать из слова.

У слова «СЛОН» забираем букву «Л» и получаем слово «СОН».

Буквенные ребусы (без картинок)

Зашифровать слово для ребуса можно без рисунков и символов, а только с помощью букв. В этом случае обращаем внимание на то, как буквы или слоги расположены относительно друг друга, и выбираем подходящий предлог.

  • Если одна буква, слог или слово стоит над другим, читать их надо с предлогами «над» или «под» .
  • Когда одна буква расположилась за другой, выбираем между предлогами «за» или «перед» .
  • В одну букву может быть вписана другая или несколько. В этом случае используем предлог «в» .

Ссылка на основную публикацию