Ребенок с умственной отсталостью в общеобразовательной школе

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие ребята, в силу особенностей своего развития, не могут усваивать стандартную школьную программу наравне со здоровыми учениками. Для них созданы специальные образовательные учреждения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных учебных заведениях — детских садах, школах, школах-интернатах и в коррекционных классах, которые работают при обычных общеобразовательных школах, — созданы специальные условия, которые учитывают, какие дети учатся в коррекционной школе, — с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата или умственного развития:

  1. Количество человек в классе небольшое (8-12 детей), что помогает учителям уделить больше внимания каждому ученику.
  2. Учителя получили специальное образование или прошли профессиональную переподготовку для работы с особенными детьми.
  3. Школьная программа адаптирована под особенности развития ребят с ограниченными возможностями. Так, например, в школах для глухих обучают языку жестов. Нет «лишних» предметов или тем, непосильных для особенных детей. Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают мастерству шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
  4. Поскольку требования к детям не завышены, а ориентированы на их возможности, ребята чувствуют себя комфортно: нет косых взглядов, насмешек, ощущения отсталости от остального класса.

Типы коррекционных школ

Существует 8 видов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для слабослышащих.
  3. Для слепых и детей с остаточным зрением.
  4. Для слабовидящих.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с задержкой психического развития.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

Для каждого типа предусмотрена собственная программа и длительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет шанса получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях страх оправдан: не все особенные дети успешно вливаются в обычное общество. Важно объективно оценивать способности и возможности своего сына или дочери. В каких-то случаях следует бороться за возможность обучения по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы собственного ребенка, взвесьте все «за» и «против»: возможно, ему понравится в коррекционной школе, где учитывается темп его развития и способности, где обучение дается легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Рассмотрим все: с 1 по 8 виды обучения в школе — что это, каким образом дети обучаются, какие документы получают при окончании.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначена для неслышащих детей. Группы для обучения совсем маленькие — по 5-6 человек. Классы оснащаются необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Факультативно преподается язык жестов для облегчения общения. Обучение делится на три ступени: начальное, общее и полное. Длится обучение 12-13 лет. Оканчивая заведение, выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Ребят распределяют на два отделения. В первом учатся дети с легкими нарушениями, а во втором — с существенным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Численность ребят в классе — не более 10 человек. Классы оснащаются оборудованием для усиления звука. Для развития речи предусмотрены индивидуальные занятия. По окончании учебного заведения ребенок получает аттестат и при желании сдает ЕГЭ.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и для слабовидящих детей, обучающихся по системе Брайля. В школах 3 вида учатся незрячие и дети с остаточным зрением, а 4 вид предназначен для слабовидящих и ребят с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальной аппаратурой. В классе обучаются не более 12 человек. Длится школьный курс 12 лет, по его окончанию выдается свидетельство государственного образца.

5 вид

В таких заведениях обучаются дети с патологиями речи. Часто ребят делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — ребята с тяжелой формой заикания. Общими словами, школа 5 вида — что это такое — это речевая школа. При устранении дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в речевых заведениях общеобразовательная, но с соблюдением особого речевого режима. В группе не больше 12 человек, с каждым работает логопед. Старших классов не предусмотрено, дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса и получают об этом свидетельство — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначена для ребят с нарушением опорно-двигательного аппарата. Классы вмещают до 10 человек. Обучаются дети по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно занимаясь проблемами со здоровьем. У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата бывают задержки психического или умственного развития. В этом случае они обучаются по программам учебных заведений 7 или 8 типа, получая либо аттестат об окончании 9 классов, либо свидетельство государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это заведения для детей с задержкой психического развития (ЗПР). Часто это и дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности ребят, классы — по 12 человек. Ребята учатся с 1 по 9 класс, сдают ГИА и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенка из спецшколы 7 вида переводят в обычную общеобразовательную.

Коррекционная школа 8 вида

В заведении оборудованы специальные классы для труда. Число человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по трудовому обучению. Некоторые школы 8 типа предусматривают 10 и 11 классы и предлагают ребятам пройти производственную практику. Аттестат об окончании школы дети не получают, а только свидетельство, с которым есть возможность поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, либо поступить в ПТУ и сразу освоить конкретную трудовую профессию. Если резюмировать, что это такое — школа 8 вида — это спецшкола для детей с умственной отсталостью, в которой большая часть занятий посвящена трудовой подготовке учеников.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Никакого обязательного разделения на обычных и особенных детей российский закон об образовании не предусматривает. Ребенок с особенностями развития совершенно не обязательно учится в спецшколе. Специальные школы созданы не затем, чтобы изолировать особенных детей от обычного общества, а чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети вправе учиться в обычных общеобразовательных учебных заведениях, но насколько это целесообразно и полезно — в каждом случае решают только родители. Попадают в коррекционную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии о переводе в спецшколу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычной или коррекционной, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Лица с интеллектуальными нарушениями вправе получить общее образование

Минпросвещения России в письме от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» разъясняет, что лицо с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста.

Разъяснено следующее.
1. Свидетельство об обучении , полученное лицом с интеллектуальными нарушениями, не является документом об уровне образования , поскольку обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не усваивают в процессе получения образования уровни общего образования, установленные ФГОС начального, основного и среднего общего образования, и не проходят государственной итоговой аттестации.
В то же время Свидетельство об обучении дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта (приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292), или обучение в 10 — 12 классах (группах) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей в части трудового обучения (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015).
2.Поскольку в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования без ограничения предельного возраста, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые, лицо, в том числе с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональное обучение, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от предельного возраста.
Класс, в который будет зачислен обучающийся, определяется на основании результатов его аттестации по предметам.
3.Получение образования может быть организовано в очной, очно-заочной и заочной формах с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
4.Прохождение промежуточной и государственной итоговой аттестации также возможно экстерном в образовательной организации бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
5.Для обеспечения права лиц с интеллектуальными нарушениями, в том числе в возрасте старше 18 лет, изъявивших желание реализовать свое право на получение общего образования, в субъекте может быть определена конкретная образовательная организация, либо необходимые специальные условия могут быть созданы в любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам основного общего и среднего общего образования.
6.Минпросвещения России рекомендовало органам управления образованием субъектов РФ , регламентировать порядок организации получения лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе достигшими возраста 18 лет, общего образования.

Источник:
Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
(http://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-02.11.2018-N-TS-459_07/)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

10 thoughts on “ Лица с интеллектуальными нарушениями вправе получить общее образование ”

Здравствуйте,у меня такой вопрос.Моя дочь пошла в первый класс,в течении первого месяца обучения,учитель поставила ребёнка в угол не известно по какой пречине,после этого ребёнок замкнулся в себе,об этом инциденте мы узнали от детей.В дальнейшем уже 5 октября учитель подготовила документы,в которых она указывает что у ребенка есть интеллектуальные проблемы по разным котегориям,о чем нас родителей не предупредила.Мы предоставили медицинские документы которые глосят,что у ребенка есть проблемы с сердцем и что ему противопоказано занятие физкультурой,нам было разрешено что бы ребёнок занимался с учителем на дому.Только этот же учитель изначально не был расположен к обучению ребенка и не давал ему ни каких новых знаний.Психиатр школы и социальный педагог,предложили нам взять справку на добровольной основе,что наш ребёнок умственно отсталый и обратиться с этим в комитет образования,что бы они выявили проблему у ребёнка или же нашли самостоятельно другую школу.Но без конкретной прописки в другую школу нас ни кто не примет,когда мы обратились за помощью к директору школы,первым её вопросом было,где вы работаете,узнав что мы обычные граждане,а не работники каких либо органов,сразу встала на защиту своего учителя,хотя этот учитель только первый год работает в этой школе.Сообщив о том что у учителя с ребёнком произошёл конфликт и ребенок стоял в углу все уроки,это явное нарушение прав ребенка,директор школы даже не отреагировал на это.Указывая на то,что если мы не хотим брать добровольно справку,то будет назначено школьное МПК на котором они будут решать.А так как ребёнок попросту не готов по вине учителя,хотя контрольную работу он не выполнял и диктант не писал.На нашу прозьбу перевести ребенка к другому учителю,директор отказал и то что ребенок если и перейдёт во второй класс,от дискриминации в дальнейшем он не избавится,а соглашаться с тем что ребёнок умственно отсталый не согласны.Что нам делать.

Добрый день, Сергей! 1.Напишите заявление на имя директора школы с просьбой провести служебное расследование на предмет унижения чести и достоинства ребенка — постановка в угол и др. Сообщите, что вы будете обращаться в прокуратуру и суд для защиты чести и достоинства ребенка ( но для этого надо иметь доказательства, которые могут появиться в ответе на ваше заявление).
2. В 1 классе отметки не ставят и детей на второй год не оставляют, т.к. промежуточная аттестация в 1 кассе не проводится.
3. Согласно ст. 58 ФЗ об образовании, без согласия родителей оставить на второй ребенка нельзя.
4.Рекомендовать представить ребенка на ПМПК школа может только во втором классе и только с согласия родителей.
5.Для обучения детей на дому должна быть рекомендация ПМПК и медицинского учреждения. Это делается на основании нормативного документа субъекта РФ (можно посмотреть на его сайте).
6.Без согласия родителей школьный психолог не может работать с ребенком.
7.Советуем побеседовать с директором в спокойном тоне. Обратите внимание, что работники школы грубо нарушили закон об образовании и у вас есть все основания обратиться в прокуратуру, суд для защиты чести и достоинства ребенка. Выскажите свою просьбу.

Добрый день! Я работаю в доме-интернате для умственно отсталых детей, по решению областного ПМПК нашим воспитанникам старше 18 лет рекомендовано очное обучение по программе 1 и 2 вида. общеобразовательная школа отказывается их обучать. Подскажите, на основании каких документов таких людей, ранее не получивших образования могут обучать.

Добрый день, Елена! Советуем ознакомиться с Письмом Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Здравствуйте, ребенок с синдромом Барде-Бидля (не разговаривает), обучался на дому, закончил 9 кл, предметы были коррекционные СБО, развитие речи и тд. В свидетельстве об окончании школы нужно выставлять оценки по предметам? Какой образец свидетельства есть для таких детей?

Добрый день, Оксана Александровна! Для официального ответа советуем обратиться на горячую линию Рособрнадзора
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 984 89 19

Ребенок с УО хочет продолжить обучение в школе после 9 класса .Может ли школа продолжить обучение?

Добрый день, Ольга! Советуем ознакомиться с письмом Минпросвещения от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Как сказано в Письме, лицо с интеллектуальными нарушениями, получившее свидетельство об обучении и (или) профессиональном обучении, вправе продолжить обучение по программам основного общего и среднего общего образования независимо от возраста Подробности читайте в письме).

Ребенок с УО вправе обучаться по программам ООО и СОО всю жизнь? Что может дать такое обучение, ведь все равно он не может получить аттестат об образовании?

Добрый день, Мария Кузьмина! Речь идёт о конституционном праве каждого гражданина России на образование. Со счетов нельзя сбрасывать и морально-психологический фактор.

Рекомендации педагогам по осуществлению интеграционного обучения детей с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Массовое образовательное учреждение, принимая умственно отста­лого ребенка, должно быть готово разделить ответственность за его судьбу, обучение и воспитание с его родителями, учителями-дефекто-логами. Умственно отсталые дети сегодня достаточно часто поступа­ют в массовые детские сады и общеобразовательные школы. Родители хотят, чтобы их ребенок, несмотря на характер диагноза, воспитывал­ся с нормально развивающимися детьми. Следует в любом случае ува­жать выбор родителей. Воспитатель и учитель должны быть профес­сионально готовы к встрече с таким ребенком и взаимодействию с ним.

Читайте также:  Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи: Гласные звуки и буквы

Умственно отсталый ребенок в группе или в классе нормально раз­вивающихся детей требует особого к себе отношения. Однако воспита­тель или учитель массового учреждения не должен этого подчеркивать перед остальными детьми. Педагогу следует помочь ребенку освоить­ся в коллективе сверстников, постараться подружить его с детьми. Важнее выбрать для него такое место в классе, чтобы в случае затруд­нений ему легко было оказывать помощь. Ребенок должен посильно участвовать в работе класса (группы), не задерживая темп ведения урока, занятия. Нельзя допускать, чтобы что-либо важное осталось не понятым, так как это может привести к недопониманию учебного ма­териала в дальнейшем.

Педагог общеобразовательного учреждения должен учитывать при обучении умственно отсталого ребенка особенности его познава­тельной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие порции и представлять для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях, закреп­ление проводить на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.

Обучение умственно отсталого дошкольника и школьника в массо­вом учреждении требует повседневного участия родителей, так как основную часть коррекционной работы проводят именно они. Ребен­ку необходима регулярная специализированная помощь олигофрено-педагога и психолога, а родителям и учителю — его консультации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение умственной отсталости.

2. Чем отличаются понятия «олигофрения» и «деменция»?

Основы специальной педагогики и психологии

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта ЮЗ

3. Каковы различия в клинической картине между олигофренией
идеменцией?

4. Дайте психолого-педагогическую характеристику детям с дебиль-
‘ ностью, имбецильностью и идиотией.

5. Как соотносятся классификация степеней умственной отстало­
сти Э. Крепелина и Всемирной организации здравоохранения
10 пересмотра?

6. Охарактеризуйте отношение общества к умственно отсталым
лицам в разные периоды его развития.

7. Какова современная социальная политика в отношении умствен­
но отсталых лиц?

8. Перечислите актуальные проблемы обучения, воспитания и раз­
вития умственно отсталых детей.

9. Каким образом в России оказывается психолого-педагогическая
помощь детям с тяжелыми формами умственной отсталости?

10. В каком состоянии находится зарубежная практика воспитания,
обучения и развития детей с выраженными интеллектуальными
нарушениями?

11. Каковы рекомендации педагогам по осуществлению интеграци­
онного обучения детей с умственной отсталостью в условиях об­
щеобразовательной школы?

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 443 ;

Особым детям особенно нужна семья

Новости

Вебинар «Профилактика профессионального выгорания помогающего специалиста: способы поддержки»
Вебинар «Травмы развития»
В разделе “Вебинары” выложены 3 новых видеоматериала

В разделе “Вебинары” выложены 3 новых видеоматериала:

    • Все новости
  • Умственная отсталость (МКБ-10) (УО)

    Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

    Умственная отсталость является не психическим заболеванием, а специфическим состоянием, когда интеллектуальное развитие ребенка ограничено определенным уровнем функционирования центральной нервной системы.

    Это заболевание, главным условием которого является либо врожденное, либо приобретенное (ребенком в возрасте до 3-х лет) снижение интеллекта. При этом в основном снижается способность к абстрактному мышлению (именно оно является основой математических способностей, логики и даже творчества). Эмоциональная сфера при этом практически не страдает – т.е. пациенты с умственной отсталостью чувствуют симпатию и неприязнь, радость и горе, печаль и веселье, возможно, эмоции умственно отсталых людей не так многогранны и сложны, как у людей с нормальным интеллектом. Важно отметить, что умственная отсталость не имеет тенденции к прогрессированию – т.е. уровень недоразвития интеллекта стабилен, а иногда интеллект даже повышается со временем под влиянием обучения, воспитания.

    Умственная отсталость легкой степени ( F70) – Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. Обычно они испытывают сложности в обучении из-за сниженной способности к концентрации внимания. При этом память у них достаточно хорошая. Часто люди с легкой степенью умственной отсталости зависимы от родителей или воспитателей, их пугает смена обстановки. Иногда такие люди становятся замкнутыми (т.к. плохо распознают эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении). А иногда наоборот, стараются привлечь к себе внимание различными яркими поступками, обычно нелепыми. Практически все осознают свое отличие от здоровых людей и стремятся скрыть свое заболевание. Подавляющее большинство из них достигают также полной независимости в сфере ухода за собой и в практических и домашних навыках, даже если развитие происходит значительно медленнее, чем в норме. Основные затруднения обычно наблюдаются в сфере школьной успеваемости и у многих особыми проблемами являются чтение и письмо. Тем не менее, при легкой умственной отсталости значительную помощь может принести образование, предназначенное для развития их навыков и проявления компенсаторных возможностей. В большинстве благоприятных случаев легкой умственной отсталости возможно трудоустройство, требующее способностей не столько к абстрактному мышлению, сколько к практической деятельности. В социокультуральных условиях, не требующих продуктивности в отвлеченно-теоретической сфере, некоторая степень легкой умственной отсталости сама по себе может и не представлять проблемы.

    Дети с легкой степенью умственной отсталости в России обучаются в коррекционных школах VIII вида по специальной коррекционной программе. Дети-сироты, как правило, проживают в коррекционных интернатах VIII вида. После выпуска они получают профессиональное образование, трудоустраиваются, дееспособны, имеют право на получение жилья.

    Опыт показывает, что у детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, зачастую трудно различить симптомы УО и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные (в том числе при размещении в принимающие семьи) эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии и их диагноз может быть снят или пересмотрен.

    Умственная отсталость умеренная ( F71) – Люди с таким диагнозом способны испытывать привязанности, различать похвалу и наказание, их можно обучить элементарным навыкам самообслуживания, а иногда и чтению, письму, простейшему счету. Ограничены школьные успехи, но часть пациентов осваивает основные навыки, необходимые для чтения, письма и счета. Образовательные программы могут дать им возможности для развития своего ограниченного потенциала и приобретения некоторых базисных навыков; такие программы соответствуют замедленному характеру обучения с небольшим объемом усваиваемого материала. В зрелом возрасте лица с умеренной умственной отсталостью обычно способны к простой практической работе при тщательном построении заданий и обеспечении квалифицированного сопровождения. Совершенно независимое проживание достигается редко. Тем не менее, такие люди в общем полностью мобильны и физически активны и большинство из них обнаруживают признаки социального развития, что заключается в способности к установлению контактов, общению с другими людьми и участию в элементарных социальных занятиях.

    Дети-сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах-интернатах для умственно отсталых детей), в некоторых случаях могут обучаться в коррекционных школах VIII вида (как правило, в классах для детей со сложной структурой дефекта). После выпуска из ДДИ большинство из них переходят в ПНИ (психоневрологические интернаты для взрослых), так как пока в России нет масштабного опыта организации сопровождаемого проживания. Но при необходимой поддержке у таких людей есть потенциал частично самостоятельной жизни.

    Умственная отсталость тяжелая ( F72) – Люди с таким диагнозом могут частично овладеть речью и усвоить элементарные навыки для обслуживания себя самого. Словарный запас очень скудный, порой он не превышает десяти-двадцати слов. Почти все они нужны для сообщения о собственных желаниях и потребностях, их мышление очень конкретное, хаотическое и бессистемное. Явления и предметы, которые не знакомы детям, могут не вызывать никакой ответной реакции. Удовлетворительно различаются те предметы, что хорошо и длительно знакомы, находящиеся постоянно перед глазами. В редких случаях некоторые могут овладеть счётом видимых предметов или объединить реальные вещи в группу, например мебель или одежда. Но, это возможно только в случаях длительного процесса специального обучения. Почти у всех детей этой категории заметны большие двигательные нарушения – их походка замедленна и неуклюжа, движения рук и ног запаздывают и не имеют амплитуды.

    Дети-сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах-интернатах для умственно отсталых детей), после выпуска из ДДИ, как правило, признаются недееспособными и проживают в ПНИ (психоневрологических интернатах для взрослых). Нуждаются в сопровождении и заботе в течение всей жизни.

    Умственная отсталость глубокая ( F73) – У людей с глубоким поражением мозга, очень часто нарушены строения внутренних органов. Их речь не развивается, она полностью нарушена. Они издают либо отдельные слоги, либо нечленораздельные звуки, повторяя их бесконечно. Они не понимают того, о чем говорят вокруг, не могут отличить членов своей семьи от посторонних. С самого раннего детства заметно их отставание в развитии, малыши поздно начинают сидеть и держать головку. Начав ходить, они передвигаются неуклюже, с отсутствием сбалансированных движений рук и ног. При тяжелой форме умственной отсталости, дети малоподвижны.

    Дети-сироты с таким диагнозом обычно проживают в ДДИ (детских домах-интернатах для умственно отсталых детей), после выпуска из ДДИ, как правило, признаются недееспособными и проживают в ПНИ (психоневрологических интернатах для взрослых). Нуждаются в уходе в течение всей жизни.

    Причины возникновения умственной отсталости.

    Развитие интеллекта определяют наследственность и окружающая среда. В большинстве случаев причину умственной отсталости установить не удается. Однако известно, что ряд неблагоприятных факторов может способствовать нарушениям умственного развития ребенка. Самые распространенные из них:

    -употребление некоторых лекарств, злоупотребление алкоголем матерью,

    -недостаточное питание матери во время беременности,

    – некоторые вирусные инфекции, которыми мать переболела во время беременности,

    – наследственные заболевания (в настоящее время считаются не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше),

    – травмы центральной нервной системы ребенка во время родов,

    – кислородное голодание ребенка во время родов,

    – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных.

    Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы.

    Диагностика умственной отсталости

    Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Но нужно иметь в виду, что IQ является важным, но не единственным критерием умственной отсталости. Кроме того, известны случаи, когда у людей с низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ, врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.

    Следует также иметь в виду тот факт, что ребенок, имеющий психотравму, например, потерю родителей (в т.ч. и отказ при рождении), может показывать на обследовании уровень интеллектуального развития значительно ниже, чем есть на самом деле. Это происходит из-за того, что нестабильное эмоциональное состояние такого ребенка подавляет все остальные высшие психические функции. Плюс к этому, сама ситуация обследования является стрессовой для ребенка и усугубляет этот процесс. Таким образом, до проведения подобной диагностики необходимо организовать психотерапевтическую работу с ребенком для того, чтобы стабилизировать его психологическое состояние.

    Существует еще один важный фактор, который необходимо не упустить из вида, работая с ребенком, имеющим диагноз умственной отсталости. Это гипердиагностика (ошибочное медицинское заключение). В основном это касается детей, лишенных опеки родителей и имеющих опыт проживания в учреждениях. Специалисты, работающие с такими детьми, часто в своей практике сталкиваются со случаями, когда при грамотно выстроенной коррекционно-развивающей работе ребенок показывает уровень развития, не соответствующий поставленному диагнозу, а значительно выше.

    Как может проявляться.

    Симптомы умственной отсталости усугубляются в зависимости от степени заболевания.

    • Сниженный уровень интеллекта.
    • Недоразвитие сложных функций мышления (образования понятий, обобщения, установления причинно-следственных связей).
    • Общие системное недоразвитие речи (дети поздно начинают говорить, задерживается формирование фразовой речи, значительные трудности в овладении чтением и письмом).
    • Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость).
    • Нарушением восприятия (замедленность, фрагментарность, значительно снижен объем восприятия).
    • Конкретность, некритичность мышления. Недостаточное развитие или отсутствие абстрактного мышления.
    • Малая продуктивность памяти.
    • Низкая познавательная активность.
    • Нарушение эмоционально-волевой сферы (с трудом дифференцируют эмоции (только простые), неустойчивость эмоционального состояния, резкая его смена).

    Как помочь

    Главная роль в реабилитации детей с умственной отсталостью принадлежит педагогическому процессу. Лучше обратиться за помощью и поддержкой к квалифицированным специалистам. Необходим контакт родителей с врачами, педагогами, психологами. Родители должны понять, что наилучшая адаптация возможна лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать возможностям ребенка.

    Залогом успешного лечения умственной отсталости является комплексное воздействие, т.е. применение не только медикаментов, но и индивидуальный подход к обучению, занятия со специалистами – все это необходимо для более успешной адаптации ребенка в окружающем мире.

    Вначале необходимо провести качественную диагностику, по результатам которой специалисты разработают психолого-педагогический маршрут для ребенка. Здесь важно задействовать специалистов разного профиля – дефектолога, коррекционного психолога, нейропсихолога, логопеда и др. Важно выделить сферы, которые у ребенка достаточно сохранны, чтобы опираться на них, компенсируя остальные. Например, использовать зрительный материал и постоянное эмоциональное подкрепление в обучении, формируя слуховой канал восприятия.

    Многие родители затрачивают львиную долю усилий на развитие интеллекта, образование. В первую очередь, ребенка с УО необходимо обучать навыкам самообслуживания, общения, самоорганизации.

    В развитии и воспитании таких детей нужно применять различные коррекционные методы, которые разработаны отечественными и зарубежными дефектологами и широко освещены в специализированной литературе. Не нужно пытаться обучать ребенка с УО по обычной программе. Лучше начать с коррекционной, а потом уже, оценивая степень динамики, при необходимости, переходить на какие-то другие.

    Так же в работе с детьми с УО широко используются арт-терапевтические методы, музыкальные средства, танец. Таким образом, не замыкаясь на вербальной подаче информации, мы находим больше путей и способов развития такого ребенка.

    И еще один очень важный пласт в работе с ребенком с УО – это формирование «социального опыта». Необходимо много вкладываться в обучение ребенка общению с разными людьми во внешнем мире и тому, как проявлять себя разными способами. А для этого, на первом этапе, развивать эмоциональную сферу – изучать эмоции, узнавать, называть их, распознавать свое состояние и настроение окружающих людей.

    Рекомендации приемным родителям детей с нарушениями интеллектуального развития читайте здесь.

    Об образовательном маршруте ребенка с нарушениями интеллекта, профориентации и последующем трудоустройстве читайте здесь.

    Рекомендации по обустройству быта в семье для приемного ребенка с интеллектуальными нарушениями – здесь.

    Об особенностях развития детей в учреждениях читайте здесь.

    Об особенностях содержания детей в учреждении для детей-инвалидов и их влияние на развитие и поведение детей читайте здесь.

    Заполните таблицу «Педагогическая дифференциация умственно отсталых детей»

    9. Заполните таблицу «Группы умственно отсталых со специфическими нарушениями».

    Дети с фонетико­фонематическими нарушениямиДети с двигательными нарушениямиДети с нарушениями зрительного восприятия и пространственной ориентировкиДети с нарушениями работоспособности
    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными расстройствами вследствие дефектов восприятия фонем и произношения звуков. Основные проявления, характирезующие ФФН: – Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков “с”, “ч”, “ш” ребенок произносит звук “ть”: “тюмка” вместо “сумка”, “тяска” вместо “чашка”, “тяпка” вместо “шапка”; – Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. “Табака” вместо “собака”, “лыба” вместо “рыба”, “фуба” вместо “шуба”; – Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки “р”, “л” и “с” изолированно, но в речевых высказываниях вместо “столяр строгает доску” говорит “старял стлагает дошку”;При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций). Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности. Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП)– это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения мозга на ранних этапах развития (во внутриутробный период, в момент родов и на первом году жизни). Двигательные расстройства у детей с ДЦП часто сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, с нарушениями функций других анализаторов (зрения, слуха). Поэтому эти дети нуждаются в лечебной, психолого-педагогической и социальной помощи.Дети, страдающие нарушениями зрения, характеризуются различными особенностями. Так при нарушении зрения происходит сокращение и ослабление зрительного восприятия у слабовидящих и частично видящих детей. Дети с нарушением зрения испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются данными детьми непосредственно. Так, если у слабовидящего ребенка нарушено цветоощущение, то цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. Эго резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, нарушает гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У детей с нарушением зрения накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, не наполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм – недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение.Специфическим для умственно отсталых детей является снижение точности выполнения задания при усложнении его условий, что во многом обусловлено своеобразием их умственной работоспособности, которая представляет собой наиболее сложный вид человеческой деятельности. Умственная работоспособность измеряется количеством и качеством работы, выполненной за определенный отрезок времени. Ее основными показателями являются темп (длительность латентных периодов ответов или скорость реагирования) и качество работы (количество допущенных ошибок) за единицу времени. К тому же психические процессы характеризуются «функциональной ригидностью», что затрудняет возможность перестройки способов умственного действия, актуализации уже имеющихся знаний и что проявляется в стереотипности ответов. Говоря о причинах низкой работоспособности детей со сниженным интеллектом, исследователи обычно указывают на понижение у них скорости простой реакции при наличии отвлекающих факторов. Информативной является реакция выбора, например, по одному какому-то признаку — величине или цвету объектов. Она отражает особенности протекающих процессов, их замедленность.
    Читайте также:  Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе (Предлог ИЗ-ЗА)

    10.Заполните таблицу «Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта»

    Медицинские показания к приему обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллектаМедицинские противопоказания к приему и обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта
    – легкая умственная отсталость; – интеллектуальная недостаточность, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга, которая может быть приравнена к легкой умственной отсталости или выраженной задержке психического развития церебрально-органического генеза (состояние пограничного с легкой умственной отсталостью); – эпилептическая, шизофреническая деменция, ранний детский аутизм при отсутствии психопатоподобных расстройств, интеллектуальная недостаточность, при которой соответствует легкой умственной отсталости; – умеренная умственная отсталостьа) умственная отсталость; б) органическое слабоумие; в) эпилептическоеслабоумие; г) шизофреническое слабоумие; д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; е) шизофрения со слабоумием и психопатоподобными расстройствами; ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы; з) судорожные приступы как дневные, так и ночные; и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез (для интернатных учреждений); к) дети с педагогической запущенностью, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.

    11.Заполните таблицу «Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта»:

    Медицинские показания к приёму и обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушениями интеллектаМедицинские противопоказания к приёму и обучению в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушениями интеллекта
    – легкая умственная отсталость; – интеллектуальная недостаточность, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга, которая может быть приравнена к легкой умственной отсталости или выраженной задержке психического развития церебрально-органического генеза (состояние пограничного с легкой умственной отсталостью); – эпилептическая, шизофреническая деменция, ранний детский аутизм при отсутствии психопатоподобных расстройств, интеллектуальная недостаточность, при которой соответствует легкой умственной отсталости; – умеренная умственная отсталостьа) умственная отсталость; б) органическое слабоумие; в) эпилептическоеслабоумие; г) шизофреническое слабоумие; д) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата; е) шизофрения со слабоумием и психопатоподобными расстройствами; ж) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы; з) судорожные приступы как дневные, так и ночные; и) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез (для интернатных учреждений); к) дети с педагогической запущенностью, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.

    Составьте терминологический словарь, используя «Большую медицинскую энциклопедию», «Педагогический словарь», «Дефектологический словарь» и др. по теме «Олигофренопсихология и олигофренопедагогика» и «Психология ЗПР».

    Амавротическая идиотия — группа наследственных заболе­ваний, характеризующихся прогрессирующим снижением зрения и ин­теллекта в сочетании с другими неврологич. симптомами. Наиболее рас­пространенная форма — Тея- Сакса идиотия

    Вильямса синдром — редкая наследственная аномалия, для которой характерно специфическое сочетание умственной отсталости, врожденно­го порока сердца и своеобразного строения лица (последним определяет­ся еще одно название синдрома — «лицо эльфа»). Интеллектуальные на­рушения начинают заметно проявляться примерно на третьем году жиз­ни и часто сочетаются с двигательной недостаточностью.

    Вспомогательная школа — специальное образовательное учрежде­ние для умственно отсталых детей

    Гаргоилизм — тяжелое наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением обмена веществ, входящих в состав соединительных тканей; проявляется в поражениях костно-суставной системы, внутрен­них органов, ЦНС. Впервые две формы Г. описаны К. Гунтером (1917) и Г. Гурлером (1919) — соответственно синдром Гунтера и синдром Гурле-ра. Термин «Г.» предложен Р. Эллисом в 1936 г. в связи с характерным внешним видом больных (гаргоилы — украшения готич. соборов в виде фантастич. уродцев). Отличительные признаки больных Г.: запавшая пе­реносица, нависший лоб, увеличенные губы и язык, деформированные череп и грудная клетка и др. Для больных Г. характерна умственная отсталость в тяжелой степени в сочетании с нарушениями речи и слуха, повышенная истощаемость не­рвной системы, предрасположенность к эпилептиформным припадкам.

    Дауна болезнь, синдром Дауна — хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного.

    Дебильность— наиболее легкая (по сравнению с идиотией и имбецильностью) степень умственной отсталости. Сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволя­ют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. Ус­воение учебного материала по любому предмету школьной программы для дебилов чрезвычайно сложно. Напр., овладевая письменной и устной речью, понятием числа и навыками счета, они испытывают большие затруднения в понимании связей между звуком и буквой, множеством и его числовым выражением и т. п. Все это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико-синтетической функции высшей нервной де­ятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико-фонематического анализа. Отсутствие умения устанавливать адекватные причин­но-следственные зависимости приводит к серьезным затруднениям даже в понимании и решении относительно простых математических задач.

    Деменция(от лат. dementia — безумие) — стойкое и, как правило, необратимое ослабление интеллектуальной деятельности в сочетании с расстройствами памяти и эмоционально-волевой сферы.

    Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психическо­го развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: де­фектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), сомати­ческими заболеваниями, органическими поражениями ЦНС (минималь­ная мозговая дисфункция.). У детей с ЗПР отмечается сниженная работо­способность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная де­ятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Вместе с тем у них не нарушены абсолютные пороги чувствительности, различительные возможности слу­ха и зрения. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении вос­принимаемых объектов или в условиях, затрудняющих восприятие (не­обычное положение объектов и т. п.). Внимание характеризуется не­устойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно-дей­ственное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения ре­чевых функций.

    Идиотия — самая глубокая степень умственной отсталости. Де­тям-идиотам недоступно осмысление окружающего, их речевая функция развивается крайне медленно и ограниченно, в ряде случаев речевые зву­ки не развиваются вообще. Дети-идиоты имеют нарушения (иногда очень тяжелые, вынуждающие их к лежачему образу жизни) моторики, координации движений и праксиса, ориентировки в пространстве. У них крайне трудно и медленно формируются элементарные навыки самооб­служивания, в том числе гигиенические

    Имбецильность — более легкая по сравнению с идиотией сте­пень умственной отсталости. Дети-имбецилы обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памя­ти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоци­онально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.

    Клайнфельтера синдром— заболевание, обусловленное нару­шением числа половых хромосом. У больных имеется 47 хромосом за счет включения дополнительной Х-хромосомы. Внешне больных отличает диспропорци­ональное евнухоидное телосложение. Характерны нарушения в половой сфере. В зависимости от степени хромосомных нарушений у больных проявляется умственная отсталость (преимущественно — дебильность) в сочетании с характерными личностными особенностями; инфантильность, повышенная внушаемость, склонность к невротическим ре­акциям.

    Корнелии де Ланге синдром — редкое наследственное забо­левание, характеризующееся сочетанием своеобразного строения лица, умственной отсталости и избыточным оволосением (гипертрихозом). Характерный признак — умственная отсталость (разной степени выражен­ности) — иногда осложняется нарушениями эмоционально-волевой сфе­ры и поведения. В некоторых случаях отмечается склонность к однообраз­ным стереотипным движениям и аутоагрессии. Обучение детей с данным синдромом осуществляется с учетом специфики и выраженности интел­лектуальной недостаточности.

    Кретинизм — заболевание, характеризующееся тяжелыми откло­нениями в физическом и психическом развитии в сочетании с нарушением функции щитовидной железы

    Монголизм — название, под которым английским врачом Л. Да­уном впервые была описана хромосомная болезнь, впоследствии назван­ная его именем (см. Дауна болезнь). Термин был предложен в связи с ха­рактерным внешним видом больных, несколько напоминающим монго­лоидный антропологический тип. В современной литературе данное название болезни практически не употребляется, а некоторые авторы даже указыва­ют на его некорректность.

    Нунан синдром — заболевание, характеризующееся нарушени­ями физического развития, своеобразным строением лица, нарушениями интеллекта, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения.

    Олигофрения — недоразвитие сложных форм психической де­ятельности, обусловленное патологической наследственностью, органи­ческим поражением ЦНС во внутриутробном периоде или на самых ран­них этапах постнатального развития (возникновение интеллектуальной недостаточности на более поздних этапах жизни, когда ‘психика ребенка уже достигла определенного уровня развития, дает отличную от Олигофрении струк­туру дефекта)

    Олигофренопсихология — раздел специальной и патопсихологии, изучающий структуру интеллектуального дефекта, особенности психического развития и возможности его коррекции у людей с тяжелыми формами недоразвитости мозга.

    Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, разрабаты­вающая проблемы воспитания и обучения, пути коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых детей.

    Пограничная умственная отсталость – термин, принятый в международной классификации психических заболеваний для обозначе­ния состояния между нормальным психическим развитием и легкой дебильностью.

    Рубинштейна-Тейби синдром — редкое наследственное за­болевание, характеризующееся сочетанием интеллектуальной недостаточ­ности с речевыми нарушениями, дефектами зрения, черепно-лицевыми и пальцевыми аномалиями, у мальчиков — с половым недоразвитием.

    Слабоумие— стойкое или малообратимое ослабление психичес­кой деятельности. В современной дефектологической литературе понятие «Слабоумие» примени­тельно к детям практически уступило место понятию «умственная отста­лость», более адекватно отражающему качественную специфику дефекта.

    Тея-Сакса идиотия — наследственное заболевание, обусловлен­ное нарушением жирового обмена, при котором происходит накопление продуктов обмена жиров в клетках нервной системы и гибель этих кле­ток; наиболее распространенный вид амавротической идиотии.

    Умственная отсталость — стойкое нарушение познаватель­ной деятельности, возникающее вследствие органического поражения го­ловного мозга. Поражение может быть результатом воспалительного за­болевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндо­кринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (родовых и бытовых травм), а также унаследованных генетических аномалий.

    Шерешевского-Тернера синдром — аномалия половых хромосом.

    Умственная отсталость у детей

    Умственная отсталость у детей (олигофрения) – нарушение врожденного или приобретенного характера, главной особенностью которого является патологическое недоразвитие интеллектуально сферы. Преимущественно случаи заболевания наблюдаются у детей из неблагополучных семей, в особенности, если один или оба родителя страдают алкоголизмом. Однако существуют также иные причины патологии, не связанные социальными факторами. При олигофрении страдают мышление, внимание, восприятие, речь, поведение, общение с окружающими.

    Особенности

    Заболевание в некоторой степени затрагивает все функции психики ребенка, в особенности познавательную сферу. Ребенок с диагнозом олигофрения испытывает трудности с запоминанием слов, не может сконцентрироваться, внимание неустойчивое. Отмечается скудность речи, слова используются некорректно, реплики неразвернутые, фразы и предложения произносятся с ошибками. Недоразвитие высших эмоций мешает ребенку строить социальные контакты.

    Восприятие

    Особенности формирования восприятия у детей с данным заболеванием характеризуются замедленным темпом и множеством дефектов. Сужается и замедляется зрительное восприятие. Ребенок не может установить связи между объектами, не различает выражений лица и похожие предметы, не воспринимает вещи, если они частично скрыты другими – кошку путает с белкой, компас с часами и др.

    В особенности нарушено развитие осязательного восприятия – при попытке распознать объемный предмет путем ощупывания, результат получается значительно ниже нормы. Мышечные ощущения недифференцированные, поэтому определить руками, какой предмет тяжелее или легче дети с олигофренией не способны. Имеются нарушения кинестетического восприятия.

    Ребенок плохо ориентируется в пространстве, нарушена координация движений, что в дальнейшем затрудняет трудовое обучение ребенка. Тяжелые виды олигофрении полностью исключают трудовую деятельность.

    Недоразвита психомоторика, развитие локомоторных функций замедленно, движения непродуктивные нецелесообразные. Деятельность сопровождается двигательным беспокойством суетливостью. Ребенок двигается угловато, движения характеризуются бедностью, недостаточной плавностью, в особенности жестикуляция и мимика, моторика пальцев.

    Память

    Особенности нарушения памяти при олигофрении заключается в неспособности ребенка быстро запомнить новое. Запоминание происходит только при множественных повторениях, но навык или информация забываются так быстро, что ребенок даже не успевает воспользоваться новыми знаниями. Заученную информацию воспроизводит неточно, усвоение материала происходит с трудом, в основном ребенок запоминает случайно сгруппированные внешние признаки явления или предмета. Отсутствует мотивационный компонент запоминания.

    Больше всего нарушается развитие логического опосредованного запоминания, в то время как механическая память формируется и хорошо сохраняется. Сложнее всего ребенку вспомнить внутренние логические связи и обобщенные словесные объяснения.

    Внимание

    При олигофрении наблюдается снижение устойчивости внимания, что мешает ребенку осуществлять целенаправленную деятельность, затрудняет познавательный процесс. Сниженное внимание – важная причина нарушений мыслительного процесса. Дети с трудом воспринимают словесные инструкции, деятельность становится непродуктивной.

    Читайте также:  Автоматизация звука (Ш) в открытом слоге

    Сложно вырабатывается непроизвольное внимание. Неустойчивое внимание связано с дисбалансом функций возбуждения-торможения. Один из процессов всегда преобладает над другим. Произвольное внимание теряет целенаправленность, стойкость. Ребенок быстро теряет интерес, отвлекается, чтобы зафиксировать внимание ему приходится прилагать большие усилия.

    Мышление

    Мышление детей отличается сильным недоразвитием. Неполноценное чувственное познание, недоразвитие речи, ограниченная практическая деятельность – все оказывает влияние на развитие мышления. Мышление характеризуется конкретизацией, чаще все умозаключения не являются плодом размышления, скорее воспоминанием. Группируя предметы, ребенок обращает внимание на второстепенные признаки, отсутствует способность обобщать. Смысл метафор и пословиц ребенку не понятен, он не способен перенести этот смысл на реальную ситуацию. Сравнивая предметы, дети с легкостью называют различия, но не могут уловить сходство.

    Обучение ребенка с олигофренией – нелегкая задача. Он плохо усваивает материал, правила и понятия, заучивает все наизусть, не улавливая смысла, полученные знания на практике применить не может.

    Дети с данной патологией не способны размышлять, оценивать свою мыслительную деятельность, взвешивать аргументы за и против, поэтому коррекция ошибок вызывает трудности, а результатов работы они предвидеть неспособны. Мышление отличается не критичностью – дети всегда уверены, что предполагают и поступают правильно, даже если это не так.

    Конкретное мышление олигофренов ограничено узким кругом функций, необходимых для обеспечения элементарных потребностей. Отличается не критичностью, непоследовательностью, стереотипностью.

    У 80% больных олигофренией детей отмечается ограниченная речь. Речь характеризуется косноязычием, которое формируется из-за дефектов речевого аппарата, обилием аграмматизмов, гнусавостью, заиканием. Речь лишена выразительности, вследствие недоразвития высших психических функций.

    У таких детей всегда возникают коммуникативные проблемы, нормальное общение недоступно. Также общение может затрудняться нарушениями фонематического слуха.

    Ребенок плохо различает звуки, слова воспринимает нечетко. Интенсивное обучение дает возможность таким детям наладить более менее нормальное общение с окружающими, но речь продолжает развиваться слишком медленно, оказывая влияние на развитие психики ребенка.

    Поведение

    Поведение детей отличается неадекватными реакциями, динамика которых часто непропорциональна внешним воздействиям. Поведение одних детей характеризуется чрезмерно легкими и поверхностными переживаниями довольно серьезного события, отмечаются частые смены настроения. Поведение других отличается слишком сильными переживаниями по каждому малозначительному поводу.

    Умственно-отсталые дети воспринимают только тех людей, которые им приятны, предпочитают деятельность, приносящую удовольствие.

    Поведение детей насыщено болезненными проявлениями чувств. Одни проявляют малодушие и чрезмерную раздражительность, другие страдают дисфорией. Иногда наблюдаются без причины повышенное настроение, или наоборот – апатия.

    Важный фактор, влияющий на поведение умственно-отсталых детей – формирование самооценки. Если дома ребенок получает положительную оценку, а в школе – отрицательную, поведение характеризуется упрямством, обидчивостью, драчливостью. Если ситуация не меняется длительное время, такое поведение укорениться в личности ребенка навсегда. Завышенная самооценка формируется на фоне сниженного интеллекта, у незрелой личности в ответ на заниженную оценку окружающих.

    Даже если ребенок с олигофренией вырабатывает нормальное поведение, удовлетворительно усваивает школьную программу, его роль в обществе остается ограниченной. Им удается закончить ПТУ, устроиться на простейшую работу строителем, швеей, кондуктором.

    Причины

    Причины олигофрении полностью не изучены. Факторы, которые приводят к нарушениям развития ребенка, действуют в период внутриутробного развития, либо в первые месяцы жизни новорожденного.

    Наиболее распространенные причины формирования заболевания:

    • интоксикации во время беременности, например, употребление алкоголя или сильнодействующих лекарств;
    • заболевания краснухой, скарлатиной, гриппом во время беременности;
    • тяжелое форма дистрофии во время вынашивания ребенка, нарушения обменных процессов в органах и тканях;
    • травмы при родах: сдавливание головы, быстрые, затяжные роды, наложение щипцов;
    • внутриутробное заражение токсоплазмозом;
    • наследственный фактор;
    • воспалительные процессы в мозге и оболочках у новорожденных;
    • нарушение белкового обмена, например, фенилкетонурия;
    • неблагополучная окружающая среда.

    Наиболее частые причины того, что рождаются умственно-отсталые дети – алкоголизм и наркомания у родителей, в особенности у матери. Также особую роль играют материальные условия в таких семьях. Даже если ребенок родился нормальным, недостаток питания в первые дни, а потом и на протяжении всего детства, ведет к формированию олигофрении.

    Симптомы

    Ведущие признаки олигофрении – нарушения интеллекта. Обычно признаки нарушений интеллектуальных способностей возникают на фоне различных патологий ЦНС и мозга. Помимо снижения интеллекта, последствиями заболевания становится социальная дезадаптация детей.

    Симптомы и признаки заболевания проявляются не только в отношении интеллектуальной, но также в эмоционально-волевой сфере, наблюдаются нарушения психомоторной функции и расстройства речи.

    Признаки заболевания, с точки зрения психиатров, характеризуют олигофренов, как специфических индивидуумов, которые неспособны адаптироваться в социальном пространстве. Интеллект олигофренов никогда не сможет развиться до нормального уровня, даже во взрослом возрасте. Тем более олигофрения – процесс непрогредиентый.

    Общие признаки заболевания:

    • снижен уровень интеллекта;
    • мотивация в поведении отсутствует;
    • мнение полностью зависит от окружающих и внешнего воздействия;
    • отсутствует способность предусматривать последствия действий;
    • неразвито умение держать под контролем инстинктивные порывы;
    • неспособность усваивать знания и применять их на практике;
    • дезадаптация в коллективах;
    • трудности с соблюдением режима дня;
    • плохая успеваемость, неадекватное поведение, неусидчивость, невнимательность, повышенная утомляемость;
    • сопутствующие заболевания: паралич, тик, головная боль, судороги.

    Диагностика

    Для диагностики олигофрении и её степени для каждого пациента составляется специальный протокол – характеристика. Обследование выявляет показатели физического и психического развития ребенка. Диагностика уровня интеллекта проходит с использованием специальных тестов. В России используется адаптированная версия теста Векслера.

    Также проводят обследование методом генетического консультирования, чтобы понять причины заболевания у ребенка, проследить наследственный фактор и выяснить, возможны ли случаи рождения детей с аналогичными патологиями в этой семье.

    Специальная диагностика осуществляется путем исследований амниоцентеза и анализа ворсин хориона. Такая диагностика обнаруживает отклонения и генетические аномалии, патологии в спинном и головном мозге у плода. Обследование могут пройти все желающие женщины возрастом от 35 лет. Именно в таком возрасте рис рождения умственно-отсталых детей наиболее велик.

    Патологии головного мозга можно выявить, проведя обследование методом УЗИ. Также проводится диагностика путем измерения уровня альфа-фетопротеина в составе крови беременной. Если обследование покажет риск заболевания до родов, мать может сделать аборт и запланировать последующую беременность под контролем медиков. Умственную отсталость можно диагностировать внутриутробно, для таких целей существует скрининговое обследование, которое проводится на раннем сроке.

    Диагноз «олигофрения» закрепляется у ребенка на всю жизнь, поэтому обследование должно проводиться очень тщательно.

    Степени

    В зависимости от снижения уровня интеллектуальных функций у детей различают три степени олигофрении: легкая, умеренная и глубокая.

    Дебильность (легкая)

    Заболевание легкой степени – дебильность. При легкой степени IQ ребенка равняется 50-60. Внешне поведение таких детей не отличается от сверстников. Обучение проходит с некоторыми трудностями, так как внимание снижено, как и способность к концентрации. Память на удовлетворительном уровне. Дети с легкой степенью олигофрении зависимы от родителей, общение с окружающими затруднено.

    Такие дети не умеют распознавать эмоции окружающих, ведут себя замкнуто. В дошкольном возрасте им свойственны примитивные игры, неразвитая речь с бедным лексиконом. Школьников можно обучить письму, чтению и манипуляциям с числами. При легкой степени личность незрелая, ребенок не может принимать решения, не анализирует свои поступки. Познавательная деятельность не вызывает интереса, трудоспособность снижена.

    Имбецильность (умеренная)

    Умеренная форма заболевания – имбецильность. При умеренной степени IQ равняется 35-49. Дети с умственной отсталостью умеренной степени могут обучиться простейшим навыкам, самостоятельно обслуживать себя, писать, читать, считать. Но проживать отдельно и получить образование они не смогут, так как за ними нужен постоянный уход и контроль.

    Умеренная степень характеризуется замедленным развитием психических функций. Неразвито мышление, восприятие, внимание снижено, речь неполноценная, моторика заторможена. Обучение детей при умеренной степени отсталости в обычной школе невозможно. Трудовая деятельность сводится к паре простейших действий, заученных на механическом уровне.

    Идиотия (глубокая)

    Глубокая умственной отсталость – идиотия. Дети с тяжелой степенью заболевания имеют уровень IQ ниже 34. Обучение таких детей чему-то новому не представляет возможности. Эмоциональная сфера примитивная, проявление эмоций сводится к двум состояниям – неудовлетворенность и удовлетворение. Логическое мышление отсутствует. Речь отсутствует практически полностью, двигательная моторика угловатая, нецеленаправленная. Ребенок практически не может передвигаться самостоятельно, предпочитают сидеть в стандартной позе, раскачиваясь, как маятник.

    Умственная отсталость глубокой степени сопровождается патологиями ЦНС, деформациями черепа, парезами, параличом. Глубокая степень заболевания нуждается в постоянном контроле, детей рекомендуется поместить в специальное лечебное учреждение, где им обеспечат надзор.

    Лечение

    Если олигофрения сопровождается соматическими заболеваниями, как в случае с тяжелыми формами, то лечение будет проводиться в условиях стационара. Коррекция проблем интеллектуальной сферы проходят с использованием медикаментозной терапии, также будет проводиться специальное обучение, в ходе которого осуществляется адаптация ребенка и реабилитация.

    Препараты

    Конкретные препараты для лечения олигофрении назначаются индивидуально. Применяют ноотропы, стимуляторы нервной системы, витамины, противосудорожные препараты. Определив причины заболевания, доктор может прописать дополнительно йодсодержащие и гормональные препараты. Если поведение ребенка неадекватное, назначают нейролептики и транквилизаторы.

    Успешное лечение требует комплексного воздействия, поэтому прием препаратов дополняет коррекция речи, индивидуальное воспитание и обучение. Проводятся занятия с психологом и логопедом. Адаптация ребенка в обществе напрямую зависит от интенсивного комплексного лечения.

    Реабилитация умственно-отсталых детей проводится путем педагогической работы с ребенком и его родителями. Если диагностирована тяжелая форма заболевания, рекомендуется коррекция патологии и реабилитация в специализированном дефектологическом учреждении.

    Адаптация

    Психологи считают, что адаптация умственно-отсталых детей к социальной сфере вполне возможна, нужно лишь наладить необходимое воспитание и ежедневно проводить работу с ребенком, которая поэтапно введет его в нормальную жизнь. Коррекция интеллектуальных проблем и адекватное воспитание, подкрепленное медикаментозной терапией и физическими упражнениями, дают заметный положительный эффект.

    Психологи настаивают, что воспитание нужно не только детям, родители также должны пройти педагогическую работу со специалистами. Родителям тяжело принять факт, что их ребенок не такой, как остальные. Поэтому иногда воспитание в таких семьях построено не совсем правильно. Родители боятся сделать неправильный шаг, в семье царит атмосфера самобичевания и обиды.

    Родители быстро теряют веру, что адаптация ребенка к жизненным условиям вообще возможна. Не нужно опускать руки. Грамотно разработанное обучение, воспитание, поэтапная реабилитация со временем покажут, что социализация детей с умственной отсталостью возможна.

    Профилактика

    Профилактика рождения детей с олигофренией начинается с серьезного отношения к своему здоровью будущих родителей. Планируя беременность, родителям рекомендуется обследоваться у специалистов на предмет хронических заболеваний, проконсультироваться у генетиков.

    Беременная женщина должна вести здоровый образ жизни. Употребление психотропных веществ и алкоголя категорически запрещены не только во время беременности, но и до неё!

    После рождения ребенку нужен постоянный контроль у педиатра. Только в таком случае, при обнаружении отклонений на ранних стадиях, возможно успешное лечение и коррекция проблем. В нашей стране родители не привыкли обращаться к психиатрам и психоневрологам, не понимая, что таким образом могут пропустить момент формирования множества серьезных заболеваний.

    Родителям важно помнить, что олигофрения поддается лечению. Правильный подход и грамотно разработанная коррекция обеспечит высокий шанс социализации ребенка. Он может научиться самостоятельности, получить образование, устроиться на работу, соответствующую его способностям.

    Конспект фронтального занятия с детьми старшей группы детского сада на тему: «Домашние животные и их детеныши»

    Перед Вами динамичное логопедическое фронтальное занятие с детьми старшей группы детского сада. Материал дополнен авторскими наработками, в общий текст упражнений включены письменные задания для детей.

    Конспект фронтального занятия с детьми старшей группы детского сада на тему: «Домашние животные и их детеныши».

    • Закрепить названия домашних животных и их детенышей в лексико-грамматических конструкциях.
    • словообразование путем сложения двух слов
    • отработка приставочных глаголов
    • научить выделять части тела животного
    • отработка предлогов
    • развитие мелкой моторики и зрительной координации
    • учить подбирать однокоренные слова
    • отработка названий домашних животных и их детенышей
    • отработка понятий «слово-признак», «слово-действие».
    • Научить ребенка бережно относиться к животным.
    • макеты дома и игрушка кота, картинки с домашними животными и их жилищами: коровник, конюшня, свинарник, конура, овчарня, козлятник ( я использовала игру от изд-ва «Ребус:, «Не только кошкин дом»), приложенные иллюстрации для выполнения заданий.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент:

    – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много разных интересных заданий, мы отправляемся в гости к хозяину фермы, значит кого мы увидим на ферме? Правильно! Домашних животных! Итак, начинам!

    II. Основная часть занятия.

    1. Посмотри на картинку и отгадай загадки.

    – Для начала надо нам угадать, какие животные там живут. Когда угадаете, соединяйте маму и ее детеныша.

    – Иго-го, — заржал ребёнок.
    Значит, это… (жеребёнок).

    – Му-у, — мычит в хлеву ребёнок.
    Это маленький… (телёнок).

    Чей-то маленький сынок
    Вдруг залаял:
    – Я … (щенок). Гав, гав!

    – Хрю, — захрюкали ребята.
    Значит, это… (поросята).

    – Ме-е, — заблеял вдруг ребёнок.
    Это маленький… (козлёнок).

    – Мяу, -замяукали ребятки –
    Узнаете? Мы — … (котятки).

    – Бе — е, — заблеял вдруг ребёнок.
    Это маленький… (ягнёнок).

    2. Игра «Соедини в одно слово»

    – Посмотри, у жеребенка ноги какие?

    – Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово-признак»? Жеребенок какой тогда будет?

    Лошадь: длиннохвостая, бело-/ черногривая, белогрудая и т.д.

    Логопед: Теперь мы очутились на сказочной поляне и посмотрим, как домашние животные передвигаемся. Подвигаемся вместе с ними!

    • За мамой коровой плёлся телёнок.
    • За мамой козой прыгал козлёнок.
    • За мамой овечкой бегал ягнёнок.
    • За мамой кошкой крался котёнок.
    • За мамой лошадкой скакал жеребёнок.

    – Какие слова-действия ты запомнил? Что делал теленок?

    3. Игра “Покажи наоборот”.

    Задача ребенка не только подобрать слово-антоним, но и показать жестами, мимикой, выделить интонацией.

    • Корова большая, а телёнок маленький.
    • Баран грустный, а ягнёнок весёлый.
    • Пёс храбрый, а щенок трусливый.
    • У козы длинные рога, а у козлёнка короткие.
    • Козёл сильный, а козлёнок слабый.
    • Кот ленивый, а котенок игривый/ шустрый/ подвижный.
    4. Вспомни и назови домики, которые люди строят для своих питомцев:

    – Ребята, давайте вспомним, какие жилища строит человек домашним животным?

    • Для коров…
    • Для свиней…
    • Для лошадей…
    • Для овец…
    • Для собак…
    • Для коз…
    5. «Что сделал кот?»

    Игра на отработку приставочных глаголов, предлогов.

    Макет дома и кота.

    – Ребята, а кот где живет?

    – Сейчас мы понаблюдаем за жизнью Кота, а ваша задача называть «слова-действия», которые будут родственниками слову «бежать». «Маленькие словечки» нам будут помогать, слушай внимательно!

    – Жил-был в доме Кот.

    – Кот очень любил по дому …(бегать).

    – Однажды дверь открылась, и кот из дома…(убежал).

    – Рядом с домом была тропинка, и Кот через дорогу …(перебежал).

    – Хозяин вышел из дому и позвал Кота. Кот к хозяину …(прибежал/подбежал).

    – А так как дверь дома была открыта, Кот обратно с улицы в дом …( вбежал/забежал).

    – Вот какая история про Кота, который очень любил бегать. Поэтому хозяин и назвал его — Бегун.

    6. Игра «обведи свинью».

    Отработка приставочных глаголов, частей тела животного.

    – А сейчас все возьмите карандаши и внимательно выполняйте инструкцию, слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!

    – Ставим карандаши на пятачок!

    – Проводим линию по голове по ушей.

    – Проводим по туловищу до хвоста.

    – Проводим карандашом до ног.

    – Проводим по ноге до копыта.

    – Обводим по конца копыто и вторую ногу( с копытом).

    – Доводим карандаш до следующей пары ног. Обводим их.

    – Доводим линию до первой точки на пятачке.

    – Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз.

    III. Итог занятия:

    – Вы сегодня замечательно занимались! Старались и выполнили все задания! В следующий раз отправимся в новое путешествие!

    Ссылка на основную публикацию