Реализация комплексного подхода к преодолению речевых нарушений в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения

Реализация комплексного подхода в логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феофилатова К.Д.

В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитие речи. Описан вариант организации логопедической работы с использованием художественной литературы как одного из средств по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта и подтверждена его эффективность.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Феофилатова К.Д.

Текст научной работы на тему «Реализация комплексного подхода в логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Феофилатова К. Д., 2016 Московский педагогический государственный университет, магистр психологических наук, Москва

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения активного словарного запаса дошкольников с общим недоразвитие речи. Описан вариант организации логопедической работы с использованием художественной литературы как одного из средств по преодолению общего недоразвития речи в условиях логопункта и подтверждена его эффективность.

Ключевые слова: дошкольник, речевое нарушение, инклюзивное образование, логопункт, словарный запас, лексика, художественная литература.

В настоящее время в российском образовании происходят кардинальные преобразования, касающиеся как общей, так и специальной образовательных систем. Приоритетным становится инклюзивный подход, где главным является включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в систему общего образования с учетом создания специальных условий.

Нарушения речевого развития представляют собой один из вариантов сложного когнитивного дефекта. Р. Е. Левина из всех вариантов речевой патологии выделила общее недоразвитие речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [3].

Нами было проведено исследование словарного запаса с применением методик Н. В. Нищевой [2] и Е. В. Архиповой [1], в котором приняли участие 12 дошкольников с ОНР в возрасте 5-6 лет. Проведенное исследование по изучению активного словарного запаса показало, что 50% детей из экспериментальной группы имеют низкий уровень развития лексики, 10% очень низкий, и лишь 40% средний уровень. Детей с высоким и очень высоким уровнем словарного запаса выявлено не было. У детей были выявлены следующие особенности активного словарного запаса. Атрибутивный и предикативный словарь дошкольников с ОНР менее сформирован, чем номинативный. У дошкольников с ОНР наблюдаются многочисленные ошибки при подборе синонимов, антонимов, обобщающих слов, а также при выделении составных частей предметов. Лексическая бедность проявляется в стереотипности высказываний, недифференцированности качественных прилагательных, в частом использовании одних и тех же групп слов при обозначении разных предметов и явлений, смысловых замещениях, расширенном использовании слова, что объясняется тем, что дети вкладывают в него общее значение. Соответственно, полученные данные позволяют констатировать о необходимости проведения логопедической работы.

На сегодняшний день в условиях группы компенсирующей направленности определены основные направления, содержание, формы, методы и средства логопедической работы с детьми с ОНР (Т. Б. Филичева, Н. С. Жукова, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.). Однако инклюзивное образование требуют разработки инновационных подходов к преодолению речевой патологии, в частности, когда коррекционно-развивающая помощь детям оказывается в условиях дошкольного логопункта.

Для осуществления коррекционной работы нами был разработан комплекс индивидуальных и подгрупповых занятий, в основе проведения которого лежала художественная литература. При разработке занятий мы руководствовались специальными и дидактическими принципами, применяли следующие методы: наглядный, словесный, практический, проблемный, оценочный, создание воспитывающих ситуаций. Использовали такие приемы как: анализ и установление причинно -следственных связей, проблемные вопросы и ситуации, художественное слово (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки и др.), беседа по прочитанному, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, изобразительная деятельность, коллективная работа детей, тематические динамические паузы, «сюрпризный момент», проблемная ситуация, анализ работы и др.

Основной целью подгрупповых занятий являлось развитие словарного запаса средствами художественной литературы. На индивидуальных занятиях осуществлялась также работа по автоматизации поставленных звуков, при этом использовались загадки, скороговорки, стихотворения и др., подобранные таким образом, чтобы в них встречалось как можно больше слов со звуком, который требует введения в самостоятельную речь. Занятия с обеими подгруппами проводились в один день, по одной теме, но содержания их несколько отличались: разбор и обсуждения некоторых слов, фраз, фразеологизмов с детьми данной подгруппы был более подробный и занимал больше времени. Это связано с тем, что по результатам констатирующего эксперимента у этих детей уровень развития словарного запаса был несколько ниже, чем у дошкольников, которые были отнесены к первой подгруппе. В комплексе индивидуальных и подгрупповых занятий использовались игры и упражнения, разработанные И. В. Баскакиной, М. И Лынской, Е. М. Касиновой, Л. А. Комаровой, Н. В. Нищевой и др., художественная литература, рекомендованная для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Н. В. Нищевой [2] и М. А. Васильевой [4].

В работе над формированием словарного запаса средствами художественной литературы дошкольников с ОНР большая роль отводилась наглядности. На занятиях использовалось сочетание разных средств: картинки, сюжетные картинки, книги, иллюстрации, игрушки, художественная литература, а также дидактические игры и упражнения, конспекты занятий. Занятия строились в доступной и интересной для детей форме с использование художественных произведений разных литературных жанров (стихотворения, сказки, рассказы и др.) и малых жанров фольклора (загадки, пословицы, скороговорки, фразеологизмы и др.), которые подбирались с учетом лексической темы и поставленных задач.

Следует отметить, что на подгрупповых и индивидуальных занятиях помимо формирования активного словарного запаса, проводилась работа по развитию и коррекции артикуляционной, мелкой и общей моторики, дыхания, голоса, фонематических процессов, просодической и темпо-ритмической сторон речи, а так же развивались неречевые процессы (память, внимание, мышление), личностные качества, формировалось умение определять жанр литературного произведения. Для более глубокого знакомства детей с литературными произведениями проводилась предварительная работа, на которой читались тексты, организовывались беседы по произведениям, показывались мультфильмы по этим произведениям, на логопедических занятиях осуществлялось закрепление, повторение материала.

Таким образом, в основе реализации данного комплекса занятий лежит комплексный подход, позволяющий одновременно решать многие коррекционно-развивающих задачи, что необходимо для проведения логопедической работы в условиях дошкольного логопункта.

Представим конспект одного из индивидуальных занятий по развитию словарного запаса при автоматизации звука [Р] в предложениях с использованием сказки «Три поросенка».

Цель: автоматизация звука [Р] в предложениях

-способствовать обогащению словарного запаса;

-закрепить правильное произношение поставленного звука [Р] в словах, словосочетаниях и предложениях;

-развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

-упражнять в образовании относительных прилагательных и в согласовании прилагательных с существительными;

-упражнять в использовании родительного, винительного падежей и в употреблении антонимов;

-закреплять определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р]

-развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

-развивать внимание, память, мышление, воображение

-формировать навык самоконтроля за собственной речью

-воспитывать коммуникативные качества, взаимовыручку, взаимопомощь; -интерес достижения результата от выполненной работы

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Три поросенка», предметные картинки (инструменты, поросята, дом, части дома), мяч.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Сегодня к нам на занятие пришли гости, а кто это ты сейчас сам догадаешься. Послушай загадку:

Носик круглый, пятачок, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи, Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (три поросёнка)

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1) Повторение артикуляции звука [Р]

-Какой звук часто слышится в названии этой сказки?

-Давай вспомним, где должен находится язычок, чтобы получился звук [Р]

2) Рассказ сказки по сюжетном картинкам

-Тебе знакома сказка «Три поросенка»? Давай вспомним про что она. (Рассказ сказки по сюжетным картинкам).

3) Беседа по содержанию сказки

-Что сказочного в этой истории, почему мы говорим, что это сказка? -Кто из героев сказки был самым трусливым? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф)

-Как можно сказать наоборот, если поросята были трусливыми, то волк какой был? (смелый) -Как трудился Наф-Наф? Как еще об этом можно сказать? -Еще можно сказать: в поте лица, не покладая рук и др.

4) Повторение лексической темы «Инструменты»

-Когда-то поросята построили новый крепкий дом, а сейчас он стал старый, ветхий, ненадёжный. А вдруг опять придёт волк, им очень страшно! -Поможем поросятам построить новый, крепкий дом? -А как называется профессия, когда строят дома? (строитель)

-Посмотри, сколько разных предметов нам принесли поросята. Что это? Как назовем одним словом? (инструменты)

-Все ли тебе инструменты знакомы? Давай посмотрим на картинки и назовем их (рубанок, молоток, гвозди, пила и др.)

-Но понадобятся нам не все инструменты, а только те, в названии которых есть звук [Р]. Выбери эти инструменты и красиво назови их. (Рубанок, шуруп и т. д.)

5) Образование относительных прилагательных

-Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, и бросать тебе мяч, а ты как поймаешь мяч, назовешь, каким будет дом из этого материала: Из соломы – соломенный Из камня – . Из дерева – . Из кирпича – . Из стекла – . Из пластмассы – . Из железа – . Из резины – .

– Как ты думаешь, из чего будет лучше построить крепкий дом?

6) Физкультминутка «Строим дом»

Раз, два, три, четыре, пять. (повороты влево-вправо) Будем строить и играть. (Ритмичные приседания)

Дом большой, высокий строим. (Встать на носочки и тянутся руками вверх) Окна ставим, крышу кроем. (Жестом показываем окно и крышу) Вот какой красивый дом! (Приседания) Жить поросята будут в нём. (Похлопать в лодоши)

7) Артикуляционная гимнастика

– Давайте мы с тобой побудем еще немного строителями, и попробуем построить

дом по-своему, своим артикуляционным аппаратом: губами, зубами, язычком.

Сначала установим стены дома. Упражнение «Заборчик»

В стене сделаем большие, светлые Упражнение «Окошко»

На крыше дома выложим вот такую трубу. Упражнение «Трубочка»

На окошки поставим ставни. Упражнение «Парус»

Вот наш дом и готов. –

Теперь покрасим потолок Упражнение «Маляр» (язычком водить по нёбу)

и стены Языком водить внутри щёк

И окошки давайте покрасим. Упражнение «Вкусное варенье»

Вымоем пол. Упражнение «Почистим нижние зубки»

В доме стало чисто. –

А теперь давайте повесим на стену фотографию трёх поросят. Для этого возьмём молоточки и забьём

гвоздик в стену.

Откройте свои ротики и постучи: «Д- Упражнение «Молоточек»

Молодец! Вот мы и построили с вами –

8) Развитие фонематического слуха

-А сейчас я тебе буду называть части дома, а ты внимательно слушайте. Когда услышите слово со звуком [Р], хлопните в ладоши и повторите это слово.

Труба, крыша, окно, рама, форточка, карниз, стена, крыльцо, порог, ступеньки, чердак, дверной проём.

-Все ли тебе части дома знакомы? Что такое форточка/карниз/крыльцо/чердак?

-Ты очень хорошо справился с этим заданием.

9) Образование антонимов

– Давай сравним дом, который был у поросят и какой стлал

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

-Молодец, ты сегодня очень старался, поэтому четко и ясно произносил звук [Р] словах и предложениях. Ты построил очень красивый и хороший дом для поросят, поэтому они обещали к нам еще прийти на занятие.

Поле проведения занятий по формированию словарного запаса средствами художественной литературы была повторно проведена диагностика с целью проверки эффективности разработанного комплекса занятий. Были получены следующие результаты. Детей с низким уровнем словарного запаса выявлено не было, тогда, как констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития у 55% дошкольников. По результатам контрольного эксперимента 50% имеют средний уровень и 50% испытуемых – высокий.

Читайте также:  Портфолио старшего воспитателя

В результате проведения логопедической работы по разработанному комплексу индивидуальных и подгрупповых занятий у дошкольников с ОНР произошло формирование номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, развитие навыка и умения словообразования, обобщения предметов, выделения у них составных частей, подбора синонимов и антонимов к словам.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что результаты эксперимента доказали верность гипотезы: логопедическая работа по формированию словарного запаса будет эффективной при условии реализации комплекса индивидуальных и подгрупповых занятий по формированию словаря дошкольников средствами художественной литературы.

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.: Астрель, 2007. – 331 с.

2. Нищева, Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7). – СПб.:ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 560 с.

3. Основы теории и практики логопедии. Под редакцией Р.Е.Левиной / Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

ВЛИЯНИЕ АРТ-МЕТОДОВ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Московский педагогический государственный университет, студент-магистр, Москва

Аннотация:При работе с дошкольниками часто используют арт-терапевтические методы. Основная цель методов — это развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматический состояний. В статье предлагается рассмотреть применение арт-методов с другой стороны, а именно для развития когнитивных функций и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: психология, арт-терапия, дошкольный возраст, когнитивные функции, мелкая моторика.

Дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Ребенок сталкивается с новыми социальными ролями, познает себя как личность, развивает когнитивные функции. По словам А. Н. Леонтьева: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения». [1]

В работе с дошкольниками часто используют творческую деятельность и обращаются к приемам арт-терапии. Во многих научных работах, методических материалах арт-терапия описывается как метод для развития творческих способностей, гармонизации психических и психосоматических состояний. В статье мы ссылаемся на научное исследование, которое было проведено в рамках дипломной работы 2015-2016 годах. В качестве гипотезы было принято, что

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Читайте также:  Нарушение голоса при ЧМТ

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

лариса калмыкова
Комплексный подход к преодолению речевых нарушений у дошкольников

Успех коррекционно-воспитательной работы определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации – это тесное взаимодействие логопеда и других специалистов ДОУ (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

При работе с детьми с нарушениями речи, необходимо добиться их устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Как показывает практика, достигается это реализацией комплексного метода с применением наглядных и игровых приемов. Цель комплексного метода – добиться высокой результативности фронтальных занятий. Такая цель определяет основные задачи: повышение умственной и речевой активности детей, создание творческой атмосферы, психологического комфорта и эмоционального подъема. Их решение облегчается использованием таких типов фронтальных занятий. Например, на фронтальном занятии, направленном на развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи, помимо речевых заданий предусматриваются задания на восстановление психофизических функций. Это упражнения по релаксации, психогимнастика, игры на развитие мелкой, артикуляционной и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, задания на развитие познавательных процессов, пространственного и зрительного восприятия.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми с речевыми нарушениями в детском саду общего типа строго лимитировано, то актуальным становится взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и педагога по физкультуре.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда и музыкального руководителя. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. В мониторинге, который проводят музыкальные руководители, также имеются эти разделы. И наибольшая эффективность работы достигается, если материалы исследований, а также динамика развития этих функций будут постоянно взаимодополняться. Часто музыкальные руководители в своей работе используют фонетическую ритмику, ритмодекламации и другие формы работы, необходимые и логопеду.

Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Занятия по физическому вопитанию учитывают и состояние общей моторики детей. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук. Элементы разминки могут включать в игровой форме отдельные упражнения по развитию артикуляционной моторики, упражнения, направленные на совершенствование мимической мускулатуры, также широко используются элементы логоритмики, различные речевые игры с движениями.

В большинстве ДОУ работает психолог. Некоторые специфические особенности памяти, внимания, мышления у ребенка данной категории тесно связаны, а иногда и обусловлены речевым дефектом. Психологи обладают большей, чем логопеды базой знаний для исследований и коррекции неречевых психических функций ребенка. Большое значение это имеет в условиях детского сада общего типа, когда логопед не имеет возможности их исследовать и, соответственно, коррегировать, как это происходит в речевых группах детских садов. Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в четкой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции.

Таким образом, использование комплексного метода для коррекции речевых и психофизических нарушений позволяет эффективно развивать произношение, лексику, грамматику, связную речь; способствует восстановлению психофизических функций, активизирует познавательные процессы.

Мастер-класс по проведению логочаса на тему «Зима» МДОУ “Детский сад № 195” компенсирующего вида Мастер-класс по проведению логочаса на тему: “Зима” подготовительная группа Составила:.

Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания, которая изучает: причины, механизмы, симптоматику нарушений речевой деятельности, течение, структуру. Термин «Логопедия» состоит из двух греческих слов: «Логос» – слово, «Пайдео» – воспитываю.

На основе речи и ее смысловой единицы – слова формируются и развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, память. Л. С. Выготский неоднократно указывал, что развитие устной речи, вероятно, самое удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения и сопоставить типичный для учения об условных рефлексах подход к мышлению и формированию личности с психологическим подходом к ним. Развитие речи представляет прежде всего историю того, как формируется одна из важнейших функций культурного поведения ребенка, лежащая в основе накопления его культурного опыта.

Логопедическая помощь – вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального или органического происхождения (дислалии, логоневрозы, афазии, дизартрии и др.). Своевременные лечебно-коррекционные мероприятия позволяют ускорить развитие речи у детей или устранить ее приобретенные нарушения у взрослых, предупредить вторичные изменения интеллекта, обусловленные расстройствами речи.

Первыми специальными дошкольными учреждениями в нашей стране стали ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась под методическим руководством Е.Ф. Pay (1932 г.), и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского (1930 г.). В нем применялся разработанный профессором Н.А. Власовой комплексный метод преодоления заикания у детей.

Длительное время (60-е гг.) логопедическая помощь детям с другими дефектами речи (дислалией, дизартрией, алалией и др.) оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало полностью потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

Последующий период характеризуется глубоким всесторонним изучением различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Он завершился созданием педагогической классификации речевых нарушений. На основе научно разработанной типологии детей с речевыми дефектами стало возможным обосновать развитие дифференцированной сети дошкольных учреждений для лиц с различными формами нарушений речи.

В 70-е гг. началось интенсивное развитие специализированной сети

В настоящее время в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

На современном этапе сокращаются логопедические пункты, в которых производится логопедическая работа специалистом по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста, при массовых общеобразовательных детских садах, что не позволяет охватить логопедическим обследованием значительно больший контингент детей. Для эффективности расходования бюджетных средств, планируется объединить логопедические детские сады с общеразвивающими, соответственно, происходит штатное сокращение учителей-логопедов. Однако, не смотря на данные трудности, в нашем городе еще сохранились логопедические пункты и группы, где реализуется логопедическая работа с детьми, имеющими речевые нарушения. Предлагаем рассмотреть понятие «Логопедическая работа» – это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определенными категориями детей.

Целью логопедической работы является раннее выявление и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста.

Задачи, которые реализует логопед в ходе своей работы в общеобразовательном детском саду:

  • осуществление диагностики речевого развития детей;
  • социальная адаптация детей в коллективе;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • формирование умения сотрудничать;
  • осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;
  • создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;
  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, обусловленности, а также индивидуально личностных особенностей детей;
  • организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

Под принципами логопедической работы подразумеваются исходные положения, определяющие совместную работу логопеда и ребенка при коррекции речи.

В настоящее время выделяются основные принципы логопедической работы, к ним относятся:

  1. Принцип систематичности учитывает структуры различных дефектов, определяет ведущее нарушение и соотносит первичные и вторичные дефекты. Речь это сложный психический процесс, поэтому даже при нарушении отдельных ее звеньев, как правило, нарушается вся речевая деятельность в целом. Это и определяет системный подход при устранении речевых расстройств.
  2. Принцип дифференцированного подхода осуществляется с учетом этиологии нарушения, симптоматики, структуры речевых дефектов, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В процесс логопедической работы важно учитывать уровень развития речи, особенности психических процессов, уровень познавательной деятельности.
  3. Принцип поэтапности представляет собой сложный процесс логопедического воздействия, т. е. исправление недостатков происходит в несколько этапов. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. Происходит постепенный переход от одного этапа к следующему – от более простого к более сложному.
  4. Онтогенетический принцип, т. е. логопед должен учитывать развитие речи в онтогенезе, от простого к сложному. Исправлять звуки в речи ребенка нужно в той же последовательности, в какой они появились в процессе его развития.
  5. Принцип естественного речевого общения предполагает различные ситуации, в которых оказывается ребенок. Окружение ребенка должно быть информировано о виде дефекта, о задачах, методах работы и тесно взаимодействовать с логопедом.

Рассмотрев понятие логопедической помощи, и изучив основные цели, задачи и принципы работы логопеда в ДОУ общего типа, перейдем к следующему разделу, посвященному методам работы логопеда с детьми в дошкольном учреждении.

Метод — систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи или достижение определённой цели.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, основными формами которого являются воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. Логопедическое воздействие осуществляется в следующих формах обучения: фронтальное, подгрупповое, урок, индивидуальное занятие.

Воздействие — активное влияние субъекта на объект, не обязательно явное или с обратной связью. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными.

Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов; при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

При устранении заикания в дошкольном возрасте эффективность логопедической работы достигается практическими и наглядными методами.

Читайте также:  Речевые трудности у учащихся средней и старшей школы

1. К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.

  • Упражнение- это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
  • Игра, как метод, предполагает сочетание различных компонентов игровой деятельности с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
  • Моделирование, как метод логопедического воздействия – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.

2. Наглядные методыпредставляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения логопедических воздействий на индивидуальное нарушение речи.

К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

3. Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

  • Рассказ – это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер.
  • Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.
  • Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

При оценке деятельности ребенка необходимо учитывать его возрастные и индивидуально-психологические особенности. Неуверенных, застенчивых, остро переживающих свой дефект следует чаще поощрять проявлять педагогический такт при оценке их работы.

Таким образом, нами были рассмотрены основные разделы данной темы. Вышеизложенная информация изучена и проанализирована в сравнении теории и практики. Дошкольное образовательное учреждение и логопункты для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Коррекционной логопедической работе в дошкольных учреждениях принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации.

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие/ Издательство: Сфера, 2011.

2. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / Сост. И.Ю. Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005.

3. Докутович, В.В., Кыласова, Л.Е. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.В Докутович, Л. Е. Кыласова. — Волгоград: Учитель, 2013.

4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Организационные вопросы программно-методического обеспечения / Под ред. Л.С. Сековец. – М.: Аркти, 2005.

5. «Логопед» для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. — (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

6. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета пед.вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

Реализация комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

Реализация комплексного подхода в работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения

МДОУ «Детский сад №36» г. Соликамск Пермский край

Устранение речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так психологического и социального характера.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом[2]. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, музыкального работника, инструктор по физической культуре и спорту. Эта работа должна носить согласованный комплексный характер. Как отмечают специалисты, необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детского контингента, поступающего в ДОУ[4]. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги МДОУ «Детский сад № 36» строят свою работу на основе общих педагогических принципов.

Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с патологией речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребенку преодолеть нарушения развития.

Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны логопед, воспитатели группы детского сада, взрослые, окружающие его в повседневной жизни. Это и медицинский персонал, инструктор по физической культуре и спорту, музыкальный руководитель, семья.

В рамках деятельности данного образовательного учреждения логопед осуществляет консультационную работу с педагогами, для того чтобы они овладевали приемами коррекционного воздействия при нарушении речи. Со стороны воспитателей и учителя-логопеда ведется постоянная работа с детьми, имеющими нарушения речи. Используются подгрупповые и индивидуальные формы работы. В ДОУ накоплен богатый логопедический материал, который применяется в соответствии с поставленными целями и возрастом детей.

Очень важно, чтобы медицинский и педагогический персонал, родители были вооружены необходимым инструментарием для предстоящей работы, основную часть которого составляют специальные знания. Со стороны медицинского персонала осуществляется контроль, им указывается четкий анамнез ребенка, что оказывает существенную помощь в определении причин нарушения речи и выявления последствий их проявления и предупреждения. В каждом случаи определяется индивидуальный маршрут ребенка, где прописываются все пункты коррекционной работы.

Не менее важно, чтобы влияние каждого из секторов коррекционно-развивающего пространства на развитие ребенка строилось последовательно и постепенно – от простого к сложному, от исправления недостатка к достаточно длительной автоматизации, являющейся залогом успеха всей коррекционной работы[1].

Формирование единого развивающего пространства в условиях нашего ДОУ происходит поэтапно. Сначала осуществляются два параллельных процесса: становление психолого-медико-педагогического консилиума как формы взаимодействия воспитателей групп, узких специалистов детского сада и логопеда – с одной стороны – и установление взаимодействия логопеда и родителей – с другой.

Важно и формирование многостороннего взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Одним из условий эффективности взаимодействия выступает и достижение результата. Результатом взаимодействия являются:

– достижения качества дошкольной подготовки,

– прогнозирование школьных успехов ребенка и выработка рекомендаций для родителей по его дальнейшему сопровождению,

– планирование работы по отслеживанию успехов ребенка в начальной школе, – помощь педагогам школы в сопровождении детей с особенностями речевого развития на начальном этапе обучения.

Важная роль в работе с детьми, имеющими речевые нарушения принадлежит и инструктору по физической культуры и спорту. Он работает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координацией движения.

Что касается деятельности музыкального руководителя в этом направлении, укажем, что его работа направлена на развитие музыкально и речевого слуха. Он создает условия для развития способности принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формировать правильное фразовое дыхание, развивать силу и тембр голоса.

Коррекционно-развивающие занятия психолога направлены на формирование психологической базы речи детей. Мы отмечаем, что осуществление коррекционно-развивающей работы по данным направлениям способствует комплексному преодолению нарушений речевого развития и предупреждению возможных вторичных задержек в развитии познавательных психических процессов.

Как показывает результаты проводимой нами работы, качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т. е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ, как важного условия создания единого образовательного пространства.

1. Иванова, оптимизации совместной работы учителя-логопеда и воспитателя [Текст]///Логопед.-2009.-№3.

2.Колесникова, фонематического слуха у дошкольников[Текст]/.- М., 2002.

3. Лизунова, единого речевого режима в ДОУ [Текст]/ //Логопед.-2009.-№3.

4. Степанова, логопедическая служба: из опыта работы[Текст]/.- М., 2008.

Ссылка на основную публикацию