Реабилитация пациентов с очаговыми поражениями мозга

Постуральная коррекция в процессе проведения реабилитационных мероприятий пациентов с очаговым поражением головного мозга

Версия: Клинические рекомендации РФ (Россия)

27-я международная выставка “Здравоохранение”

13-15 мая, Алматы, Атакент

Получить бесплатный билет

Выставка “Здравоохранение”

13-15 мая, Алматы, Атакент

Получить бесплатный билет

Общая информация

Краткое описание

Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов

ПОСТУРАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОЧАГОВЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА (2016)

Постуральная коррекция (позиционирование) – это лечебное и профилактическое воздействие, при котором пациенту помогают принять (придают) оптимальные позы, способствующие предупреждению осложнений периода гипомобильности и стимуляции активизации.

Реабилитационные мероприятия следует начинать как можно раньше до образования устойчивого патологического состояния, развития выраженной мышечной спастичности, формирования патологических двигательных стереотипов, поз и контрактур. При очаговых поражениях головного мозга нарушения, сопровождающие центральные парезы (спастичность, контрактуры, болевой синдром), формируются, как правило, к 3-4-й неделе заболевания, что и определяет необходимость раннего применения методов, препятствующих их развитию.
Развивающиеся при очаговых поражениях головного мозга нарушения сознания, двигательные нарушения, включающие слабость, атаксию и апраксию, а также зрительно-пространственные нарушения и др. приводят к значительному ограничению мобильности пациента. Ограничение мобильности приводит к снижению вентиляции легких, перистальтики кишечника, нарушениям выделительных функций, усиливается риск тромбоза глубоких вен, легочной эмболии, развития пневмонии, различных инфекционных осложнений, трофических нарушений (пролежней), дистрофических процессов в мышечной и соединительной тканях. Обездвиженные люди зависимы от ухаживающего персонала при самообслуживании (перемене положения тела, питье, приеме пищи, пользовании туалетом).
Отличительной особенностью постуральной коррекции при поражениях головного мозга является воздействие на мышечно-тонические реакции пациента. Спастичность и тенденция к развитию контрактур могут быть уменьшены правильным положением пациента, способствующим нормализации тонуса [1]. Правильное позиционирование предупреждает развитие контрактур, болевого синдрома, патологических установок в конечностях и туловище. Таким образом, лечение положением проводится как с целью профилактики формирования абнормальных позных установок, так и с целью терапевтического воздействия. Позиционирование является компонентом рекомендованной стратегии реабилитации [2, 3]
Одним из осложнений очаговых поражений головного мозга является нарушение трофики кожных покровов. Отмечается прямая зависимость выраженности объема и степени тяжести нарушений трофических изменений от тяжести состояния пациента. Противопролежневые мероприятия включают гигиену тела пациента с применением протективных наружных средств, использование противопролежневых систем (противопролежневых матрасов), контроль выделительной функции и регулярную смену положения тела. Частота смены положения тела может зависеть от степени риска возникновения пролежней, определяемой по шкале Ватерлоу (или шкале Нортон). Подробно о применении шкалы Ватерлоу изложено в Приказе Минздрава РФ № 123 о введении стандарта «Протокол ведения больных. Пролежни» (ОСТ 91500.11.0001-2002). Позиционирование пациентов с уже развившимися пролежнями предполагает использование поз, не оказывающих давление (оказывающих минимальное давление) на имеющуюся рану.

13. выполнение гигиенических мероприятий.

С этими целями пациентам помогают последовательно принимать позы лежа (на правом и/или левом боку или на спине), на приподнятом изголовье или сидя. Позиционирование на боку способствует лучшей дренажной функции, предупреждает застой мокроты. Позиционирование на возвышенном изголовье и в положении сидя с полной поддержкой увеличивает дыхательный объем и способствует эффективному откашливанию. Однако следует сознавать, что ни один из вариантов позиционирования не идеален – у любого положения имеются показания и противопоказания [2]. Задача специалистов, оказывающих помощь пациентам с повреждением головного мозга, заключается в подборе оптимальных в данном случае поз и обеспечении их чередования. Это позволяет избежать осложнений и безопасно провести раннюю мобилизацию и вертикализацию пациента.

Психологическая помощь в неврологии. Глава 6

Наряду с когнитивной реабилитацией, в клинике очаговых поражений головного мозга находит применение и психотерапия. Когнитивная реабилитация существенно отличается от психотерапии тем, что больному помогают восстановить те способы реагирования, которые ранее уже были присущи ему, но нарушились после повреждения головного мозга, а также тем, что выработка новых, компенсаторных психических и поведенческих навыков осуществляется на фоне снижения познавательных возможностей пациента. Однако существует и сходство некоторых принципов когнитивно-поведенческой психотерапии и когнитивной реабилитации, определяемое тем, что они базируются на знании одних и тех же закономерностей организации психической деятельности человека. В частности, и в когнитивно-поведенческой психотерапии, и в когнитивной реабилитации широко используется принцип исходного определения целей терапевтического курса.

6.2.1. Техника постановки целей в нейрореабилитации

Реабилитация больных с очаговыми повреждениями головного мозга направлена на восстановление или компенсацию их нарушенных неврологических функций, улучшение возможности выполнять необходимые для нормальной жизни действия даже в условиях сохраняющихся физиологических ограничений, а также на повышение уровня психологического благополучия. Для этого уже на самых ранних этапах восстановления после острого заболевания или травмы больных активизируют, вовлекают их в постепенно усложняющиеся виды деятельности, а при невозможности восстановления нарушенных функций обучают компенсаторным стратегиям поведения и использованию устройств, позволяющих им вернуться к привычной повседневной активности.

Важными особенностями нейрореабилитации, отличающими ее от других сфер медицины, являются: целостная оценка больного; осуществление комплекса воздействий медицинской, психологической и социальной направленности; совместное обсуждение и ведение больного командой специалистов; оценка состояния пациента до и после реабилитационного курса и определение эффективности реабилитационных мероприятий. Командная форма организации процесса нейрореабилитации признана в настоящее время наиболее разумной. Оптимальной для реабилитации больных с очаговыми повреждениями головного мозга считается такая команда, в которую входят врач-невролог, медицинская сестра, врач или методист лечебной физкультуры, логопед, эрготерапевт (в России — специалист по трудотерапии), нейропсихолог и социальный работник.

Вопросы нейрореабилитации больных с очаговыми поражениями головного мозга детально рассматриваются во множестве специальных руководств. Здесь мы кратко останавливаемся лишь на одном принципе нейрореабилитации, пришедшем в эту область знаний из психологии, — принципе постановки целей. Его использование существенно повышает эффективность реабилитации и предотвращает разочарование специалистов и самого больного, неминуемо возникающее при оценке результатов лечения в тех случаях, когда исходно терапевтические или реабилитационные цели не ставились.

Постановка целей повышает эффективность нейрореабилитации, поскольку (Wilson B.A. и соавт., 2002):

  • побуждает специалистов, больного и его родственников объединить усилия для достижения общих целей реабилитации пациента, влияя на направленность, интенсивность и настойчивость этих усилий;
  • улучшает общение между участниками реабилитационного процесса, так как все они знают, к чему стремятся, и вовлекаются в процесс анализа проблем и принятия решений;
  • создает основу для оценки эффективности реабилитации больного по критерию степени достижения целей.

Установленная в психологии закономерность, согласно которой люди эффективнее работают над трудными и точно сформулированными задачами, чем над легкими и неконкретными, прослеживается и в отношении больных с патологией головного мозга. Хотя у пациентов с повреждением головного мозга часто страдают навыки самоорганизации, все же многие больные с явными нарушениями когнитивных функций способны эффективно продвигаться к решению поставленной перед ними однокомпонентной конкретной, хотя и достаточно трудной задачи. Особенностью является то, что многим таким больным из-за когнитивных проблем трудно формулировать и уточнять цели, и в этих случаях цели реабилитации устанавливаются врачами. Более того, показано, что в тех случаях, когда больные сами определяют для себя цели, приверженность им и успешность действий не выше, а часто и ниже, чем при определении таких целей значимыми для пациента специалистами (Gaugge S., Hoop M., 2003).

Постановка целей может структурировать реабилитационный процесс, если цели отвечают перечисленным выше (см. главу 4) критериям:

  • важны для больного;
  • конкретны и определены во времени (определяют, что должно быть сделано к определенному моменту времени);
  • сформулированы позитивным образом (уточняют, что должно быть сделано, а не что не должно быть);
  • выражены в терминах поведения и измеряемы;
  • достижимы;
  • легко могут быть поняты всеми членами реабилитационной команды.

Самыми общими целями реабилитации являются улучшение возможностей пациента в повседневной жизни, повышение качества его жизни, а также уменьшение страданий его семьи. Однако эти глобальные цели в каждом случае требуют конкретизации в соответствии с упомянутыми выше критериями. Формулировка реабилитационной цели должна включать ответы на следующие вопросы: «Кто и что сделает?»; «При каких условиях?»; «За какое время?».

Выделяют краткосрочные (планируемые к достижению в ближайшие 1—2 недели) и долгосрочные (устанавливаемые на более длительный период) реабилитационные цели. Например, кратко­срочная цель может быть сформулирована следующим образом: «Пациент А. через неделю будет способен самостоятельно, без посторонней поддержки, проходить без остановок расстояние в 10 метров по коридору стационара, используя многоопорную трость». Примером формулировки долгосрочной цели может служить следующая: «Пациент Б. через месяц будет способен ходить без посторонней помощи по дому, используя многоопорную трость».

Реабилитационные цели обсуждаются членами реабилитационной команды между собой и с больным, после чего определяются задачи каждого из специалистов и ответственность самого пациента (Wilson B.A. и соавт., 2002). В любом случае важная роль принадлежит лечащему врачу. Невролог помогает пациенту сформировать представления о сущности его болезни и осознать имеющийся у него нейропсихологический дефицит, после чего вместе с другими членами реабилитационной бригады согласовывает с ним цели предстоящей терапии. Все предоставляемые пациенту разъяснения должны отвечать его потребностям, быть понятными, приемлемыми (в определенной степени отвечать ожиданиям пациента и не вызывать у него сильных потрясений), осуществляться постепенно, в течение нескольких последовательных врачебных бесед. Наиболее сложно обсуждать терапевтические цели с больными, не осознающими в полной мере имеющихся у них расстройств и строящими нереально высокие планы на будущее. Таким больным иногда приходится не столько разъяснять, сколько внушать необходимость того или иного вида лечения (Tyerman A., King N.S., 2004).

В целом техника постановки целей в нейрореабилитации неэффективна в ситуациях, когда:

  • достижение целей требует решения многокомпонентной задачи;
  • больной не способен к действиям, требуемым для достижения поставленной цели;
  • больной не настроен на достижение цели и не связывает себя обязательствами.

Вопросы реабилитации детей с последствием очагового поражения мозга в условиях стационара

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 218 раз

Библиографическое описание:

Волкова С. В., Лыкова О. Н., Семечева Л. Н., Темирханова У. С. Вопросы реабилитации детей с последствием очагового поражения мозга в условиях стационара [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 142-144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8116/ (дата обращения: 28.02.2020).

В Центре патологии речи и нейрореабилитации в 2010 году было открыто стационарное отделение для детей с последствиями очаговых поражений головного мозга, которое является структурным подразделением амбулаторно- стационарного детского отделения. В стационарном отделении осуществляется нейрореабилитация детей с различными когнитивными, психосоматическими и двигательными нарушениями, возникшими в результате перенесенного инсульта, черепно-мозговой травмы (ЧМТ) и нейроинфекции, а также с перинатальной энцефалопатией, имеющих тяжелые речевые нарушения.

Читайте также:  Подгрупповая непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с задержкой психического развития

Госпитализация в отделение осуществляется в плановом порядке после осмотра в консультативно-диагностическом отделении по направлению отборочной комиссии. Правом первоочередности пользуются лица, перенесшие инсульт и ЧМТ, при прочих равных показаниях (инвалиды детства, дети из многодетных семей, дети-сироты). Дети, поступающие на повторную госпитализацию, проходят осмотр специалистами стационарного отделения за 1 мес., до предполагаемой госпитализации. Учитывается динамика и устойчивость предыдущих результатов; врачи, психологи, логопеды собирают информацию о перенесенных заболеваниях и психотических нарушениях. При необходимости назначают дополнительные исследования и консультации. В день поступления заводят историю болезни на каждого ребенка, куда вносят результаты осмотров врачей, психологов, нейропсихологов, нейродефектологов (логопедов). На руки выдают лечебную книжку больного, расписание назначенных нейрореабилитационных мероприятий с указанием времени и места их проведения («маршрутный лист»), где специалисты отмечают проведенные процедуры, занятия с указанием затраченного времени и подписью специалиста.

– Комплекс нейрореабилитационных мероприятий включает:

– ежедневный осмотр врача-невролога, психиатра, педиатра;

– обследование и занятия с психологом, нейропсихологом;

– обследование и коррекционная работа с нейродефектологом;

– индивидуальные занятия (2–3 в день);

– 1–2 групповых нейродефектологических занятий в день;

– музыкотерапия (логоритмика — ежедневно);

– занятия по анимации (1–2 занятия в неделю);

– гностико-праксическая коррекция (эрготерапия);

– массаж; бассейн; ЛФК (после консультации врача ЛФК);

– физиотерапия (после консультации врача ФТО).

Диагностическое обследование (лабораторные, функциональные методы), проходят все дети, находящиеся на курсовом лечении, и по назначению терапевта и их родители. Продолжительность курса нейрореабилитации в стационарном отделении составляет 45 дней. После осмотра специалистами отделения для каждого ребенка коллегиально определяются направления коррекционно-восстановительного обучения. Программа нейрореабилитации осуществляется с опорой на сохранные звенья и с учетом закономерностей онтогенеза. У детей младшего возраста ведущей деятельностью является игра, в более старшем возрасте нейрореабилитационные программы включают методы и приемы, соответствующие интеллектуальным возможностям пациента. На занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и степень истощаемости центральной нервной системы. Анализ динамики восстановительного обучения логопед проводит 1 раз в неделю (каждые 10 занятий). Дети и родители занимают отдельную палату со всеми удобствами, где созданы условия для выполнения домашнего задания специалистов.

Самое главное с первых дней установить доверительные отношения с ребенком и с родителями, вовлечь его в интересные игры, подбодрить, успокоить, внушить уверенность в обретении нормальной речи и пр. Под руководством логопеда и психолога родители должны овладеть навыками проведения занятий с ребенком в условиях стационара и на дому. Родители должны еще раз внимательно присмотреться к своему малышу, подсказать специалисту его любимые игры, занятия, игрушки ребенка, помочь почувствовать его настроение в той или иной ситуации. В отделении сохраняется дружелюбная атмосфера, специалисты организуют праздники, вечерний досуг, отмечают дни рождения детей. Для этих целей есть педагог-воспитатель, которому помогают и логопеды. Одним из важных направлений является психолого-психотерапевтическая работа с родителями, проводят семинары и мастер-классы.

Эффективность работы отделения можно проследить на примере анализа восстановления и формирования речи у неговорящих детей. За 5 лет работы нашего отделения реабилитацию прошли 482 человека, из них 127 детей безречевых (33 %). Речь восстановлена у 108 чел. (85 %). Положительный результат стал итогом повторных госпитализаций. При единичных госпитализациях автоматизация сформированных навыков не была завершена.

Особенности детского мозга, его нейропластичность, способность к компенсации таковы, что наилучших и устойчивых результатов удается добиться в возрастной период от 1 года до 3-х лет.

Нарушения доречевого и раннего речевого развития приводят к вторичной задержке, искажению, диссоциации при формировании речевой системы. Проведенный анализ анамнестических данных и учет сочетанного влияния неблагоприятных факторов на разных этапах онтогенеза позволил определить не только прогностически благоприятные факторы, но и выявить индивидуальный реабилитационный потенциал участников исследования. В структуре индивидуальных реабилитационных потребностей детей с последствиями очаговых поражений головного мозга ведущее место занимает восстановление утраченных (нарушенных) социально-коммуникативных навыков. По результатам проводимой комплексной логопедической диагностики специалисты определяют, какие компоненты речевой функциональной системы нарушены в большей степени, какие функции остаются сохранными (компенсаторный потенциал). Выявленные нарушения высших психических функций, в том числе речи, предпосылки формирования этих процессов, определяют уникальную структуру реабилитационных потребностей, оказывают определяющее влияние на приоритетный выбор содержания и технологий коррекционного воздействия.

Анализ времени появления речи с учетом нозологического диагноза и количества проведенных курсов в стационарном отделении показал, что детям с последствиями перенесенного инсульта, для того чтобы приблизиться к I-II уровню речевого развития надо было пройти 2–3 курса нейрореабилитации. Детям с последствиями черепно-мозговой травмы, получившим поражение в возрасте от 3 до 15 лет из 20 чел. неговорящих заговорили 17 детей из них: 6 чел. после 1–2 курсов, 2 чел. после 2–3 курсов. Из 14 безречевых детей 4 ребенка заговорили после 3 курсов. Дети с ПЭП из 60 безречевых детей заговорили 34 человека (в основном после 1–2 курса; 4 чел. после 3 курсов). Анализ вышеуказанных данных показал, что детям с последствиями инсульта, нейроинфекции, ЧМТ требуется не только интенсивное, но и длительное лечение в условиях стационара.

Последствия очаговых поражений головного мозга в результате инсульта и черепно-мозговой травмы практически одинаковы: у больных в той или иной степени нарушаются речевая и другие высшие когнитивные функции, возникают двигательные и психические расстройства, расторможенность, импульсивность, неспособность придерживаться инструкций и справляться с теми или иными заданиями, отказ от их выполнения, отмечается нарушение самообслуживания, нарушается система коммуникации. Эмоциональные и поведенческие расстройства отмечаются практически у всех детей. Часто присутствует двигательная расторможенность. При попадании ребенка или подростка в сложные жизненные обстоятельства, последствия психотравмы и невротические расстройства, являются благоприятной основой для патологического формирования личности. Эмоциональные и поведенческие нарушения затрудняют социальную адаптацию, приводят к формированию девиантных форм поведения.

Таким образом, нейрореабилитационный процесс должен быть комплексным, интенсивным, длительным. При соблюдении указанных условий можно ожидать положительную динамику речевого развития и формирования когнитивных у детей с последствием органического поражения центральной нервной системы. Лечение неврологических расстройств, особенно в течение первого года жизни у детей с перинатальной патологией, и в ранние сроки после очагового поражения мозга, определяет дальнейшую судьбу ребенка по таким важным составляющим, как интеллект, поведение, язык и общение.

1. А. Р. Лурия и современная нейропсихология/под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник — М.: МГУ — 1982

2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 4. -С.12–23.

3. Визель Т. Г. Патология речи и ее преодоление у детей и взрослых с точки зрения эволюции речевой функции/ в кн. Детская речь: норма и патология. — Самара, 1996

4. Обуховская Анна Юрьевна Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков: Дис. канд.педаг.наук- СПб.,2009

5. Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. -М.: МГУ. — 1981

Что делать при поражении головного мозга?

Поражения головного мозга влекут за собой неврологические нарушения, требующие дальнейшей реабилитации с целью восстановления утраченных функций.

После поражения головного мозга вероятен риск утраты или ухудшения повседневных способностей.

Стоимость курса реабилитации во многом зависит от видов, объема и форм восстановительных мероприятий.

Пройти реабилитацию после черепно-мозговых травм возможно в кредит.

Для полного восстановления после черепно-мозговых травм крайне важно обеспечить профессиональный медицинский уход и поддержку.

Вне зависимости от того, чем были вызваны поражения головного мозга, все они влекут за собой проявление неврологических дисфункций в отношении слуха, речи, зрения или движений. Устранение этих нарушений требует комплекса восстановительных мероприятий, который, увы, в домашних условиях или в неспециализированной клинической больнице пройти практически невозможно, либо он не даст положительного эффекта. Почему это так, мы попробуем объяснить в данной статье.

Различные поражения головного мозга, вследствие инсульта, черепно-мозговой травмы или других заболеваний приводят чаще всего к неврологическим нарушениям: двигательным, речевым, когнитивным и другим.

В зависимости от тяжести заболевания и локализации повреждений в головном мозге интенсивность и обратимость этих неврологических расстройств может быть различной. В любом случае, после получения экстренной медицинской помощи и проведения лечения основного заболевания наступает период реабилитации, призванный восстановить утраченные функции или, если это оказывается невозможным по медицинским показаниям, научить человека полноценно жить после перенесенных заболеваний.

В научной медицинской среде большинство врачей-неврологов и других специалистов сходятся во мнении, что период активной реабилитации пострадавших от поражений головного мозга необходимо начинать в первые две-три недели после прохождения острой фазы заболевания. А наибольшая эффективность восстановительного лечения приходится на первые три-шесть месяцев, в последующие полгода происходит закрепление полученных успехов. На самом деле, в зависимости от характера и тяжести последствий, реабилитация может длиться до двух лет – часто именно столько времени требуется для восстановления речи.

Восстановление двигательных нарушений

Здесь мы остановимся на предостережениях от типичных ошибок, которые допускают люди, решившие пройти реабилитацию на дому после травм и других заболеваний головного мозга, повлекших нарушения двигательных функций.

  • Как уже было сказано, ранняя реабилитация после повреждений головного мозга показана, однако многие пациенты и их родственники понимают это слишком буквально. Действительно, обычно, к примеру, после ишемических инсультов двигательную реабилитацию начинают через неделю (если нет противопоказаний), после геморрагических – через две-три недели. Поэтому нельзя ее начинать, пока нет уверенности в ее своевременности у лечащего врача, с которым согласуете объем и время начала реабилитационных мероприятий.
  • Внимательно выбирайте лечащего врача, поскольку в России очень многие из них склонны назначать лечение по стандартной прописанной схеме, выполняя некий «ритуал», без всякого учета индивидуальных особенностей организма. Так, многие начинали лечение после слов: «Массаж еще никому не навредил», а потом обнаруживали у себя спастику и дальнейшее ухудшение двигательных функций.
  • Продолжая тему лечения «по схеме», скажем о профилактике контрактур, предписывающей один-два раза в день заниматься лечением положением продолжительностью до полутора-двух часов. Однако если остальные двадцать два часа руки и ноги будут располагаться в неправильных положениях, то прок от этой двухчасовой процедуры будет нулевой.
  • Насыщенная и длительная пассивная разработка конечностей может оказаться не только бесполезной, но и опасной процедурой. Помимо того, что при ней тренируется не столько пострадавший, сколько человек, делающий ему массаж, усиленные активные массирующие движения создают риск вывихов и разболтанности суставов – при парезе, и риск микротравм и параартикулярной оссификации – при спастических параличах. Крайне опасен ротационный массаж суставов ног, который осуществляется неспециалистом.
  • Идеомоторная гимнастика, или представление своего движения без самого движения, может оказаться не только бесполезным занятием, но и нанести вред: ведь если пациент лишь «мечтает» о движении, не прилагая для этого никаких внутренних усилий, волевая мышечная реконструкция воображаемого движения не происходит, формируя так называемый центральный спрутинг.
  • В виду того, что в случаях со спастическими параличами наличие мышечных атрофий не наблюдается, активная или силовая нагрузка на неповрежденные руки или ноги приведет к «обкрадыванию» больной стороны, а в спастических мышцах – к усилению спастики. Так, после инсультов тренировка четырехглавых мышц бедра и бицепсов строго противопоказана.
  • При назначении массажа недостаточно указывать область массирования, но также необходимо рекомендовать и его характер, тип воздействия и, конечно, поставить задачу. Так, к типам массажа относятся: точечный, структурирующий, рассасывающий, успокаивающий, гидродинамический и другие. А задачи могут стоять, например, такие: мобилизация мышц и сухожилий, устранение триггерных зон, либо мягкого отека и прочие.
  • Тренировки на тренажерах предполагают не просто проведение определенных упражнений, но и правильное их выполнение. Реабилитируемый человек может приспособиться выполнять те или иные упражнения, используя здоровую сторону или крепкие мышцы. Например, при занятиях на велотренажерах упражнения могут выполняться пациентом только одной ногой, или, задействовав только мышцы-разгибатели, или мышцы-сгибатели, при этом со стороны может казаться, что упражнение выполняется правильно, в то время как оно оказывает вред.
  • Недооценка психического и психологического состояния, в котором пребывает пациент, – еще одна типичная ошибка людей, стремящихся восстановить двигательные функции. А ведь подавляющее большинство пациентов после травм головного мозга и тяжелых заболеваний погружено в депрессию, в которой и находится по нескольку лет, если им не оказывается должная психологическая помощь. Депрессия отнимает у пострадавших людей моральные силы для занятий лечебной гимнастикой, для мотивированного и волевого участия пациентов в их восстановительном лечении.
  • Незнание или недооценка значения комплексного подхода в двигательной реабилитации, которая предполагает рациональное комбинирование различных методик восстановительной медицины: где медикаментозное лечение является лишь фоном для физиопроцедур, после которых следует профилактика котрактур, массаж, психотренинг и так далее.
  • И наконец, головной мозг находится в тесном «контакте» со всеми частями и органами человека, и любые действия в головном мозге посылают им определенные «команды», и наоборот, любые процессы в организме отражаются на активности соответствующих зон головного мозга. Вот почему двигательные упражнения тренируют не только мышцы и сухожилия, и являются профилактикой сопутствующих заболеваний, но и способствуют скорейшей регенерации нервных связей.
Читайте также:  Речевые игры и упражнения в логопункте ДОУ и дома для детей с ОНР III- IV уровня

Вышеуказанная информация предоставлена в этом разделе с целью осознания важности профессионализма в оказании помощи при восстановлении людей, перенесших травмы головного мозга, инсульты или другие тяжелые заболевания, повлекшие за собой двигательные дисфункции. Во главе угла любого врачебного назначения должна стоять задача или комплекс взаимоувязанных задач, на решение которых и направляются различные методики восстановительного лечения, а бесцельное или «хаотическое» лечение на дому не только не приведет к желаемым результатам, но и сместит вектор восстановления в другую сторону.

Восстановление речевых дисфункций

Органические поражения речевых зон коры головного мозга могут являться результатом опухоли, инсульта, травмы или воспалительного процесса. Они приводят к системному нарушению речи, называемому афазией.

Всего бывает порядка восьми видов афазии, которые условно можно разбить на две группы: сенсорную афазию и моторную афазию. Первая группа характеризуется тем, что человек перестает понимать речь, но способен произносить слова и фразы. Моторная афазия проявляется в том, что человек слышит и понимает речь, но не может выговаривать слова и фразы. Проблемы с речью встречаются у четверти людей, перенесших инсульт.

Речевые дисфункции влекут за собой целый комплекс отрицательных психических состояний у людей, перенесших органические поражения коры головного мозга, таких как плаксивость, раздражительность, агрессия, неадекватная оценка действительности и депрессия.

Поэтому при восстановлении речевых функций задействуются несколько специалистов, это могут быть логопеды, нейропсихологи, педагоги, психиатры и психологи. Восстановление речи занимает много времени, гораздо больше, чем его требуется на двигательную реабилитацию, – два года, а в некоторых случаях пять-шесть лет.

Важно помнить, что часто люди с органическими поражениями головного мозга не понимают, что счет, письмо или речь у них нарушены, а если понимают, то полагают, что со временем все наладится само собой. В таких случаях важно им объяснить ситуацию, поставить перед ними задачу и убедить в достижимости поставленной цели. Так же следует показать связь между приложенными усилиями и успешным результатом, рассказать, что желание добиться цели и оптимизм сделают на пути восстановления больше, чем любая лекарственная терапия.

Типичная ошибка реабилитации речи с неспециалистами – это неправильный подбор упражнений и режима занятий. Это не нанесет прямого вреда пострадавшему, но лишит его веры в успех после многих безуспешных занятий. Вот почему так важно обращаться к помощи профессионалов.

Для работы по восстановлению речи больного требуется фантастическое терпение, очень важно ни в коем случае не раздражаться при занятиях с ним и постоянно поддерживать у реабилитируемого интерес к ним. Как правило, рекомендованы ежедневные неспешные спокойные беседы, а так же пение мелодичных песен, декламация незамысловатых детских стихотворений, чтение букваря.

Если же вы все же решили самостоятельно заниматься с пострадавшим, обязательно купите литературу, разузнайте у логопеда и других специалистов о существующих методиках, применяйте их комплексно и согласно существующим инструкциям специалистов.

Коррекция когнитивных расстройств

Чаще всего когнитивные расстройства вызываются ишемическими инсультами, возникшими на фоне диабета, артериальной гипертензии и фибрилляции предсердий.

В последнее десятилетие появились результаты множества исследований, которые убедительно доказывают, что когнитивные расстройства отрицательно влияют на весь процесс реабилитации, на восстановление всех нарушенных функций: двигательных, зрительных, речевых и других. Несомненно, на процесс реабилитации влияют и другие факторы:

  • Возраст,
  • Размер очага органического поражения мозга,
  • Локализация повреждений,
  • Тяжесть заболевания
  • Время начала лечения и реабилитации,
  • Наличие сопутствующих заболеваний.

Но ранее когнитивные расстройства не относились к факторам, отягчающим реабилитацию.

На темпы восстановительного лечения оказывают значительное влияние такие аффективные состояния, как эмоциональная лабильность, апатия, мания, тревога и депрессия. Причем раньше считалось, что депрессия является лишь реакцией на перенесенное заболевание, хотя теперь известно, что, во-первых, по частоте она превышает все другие психические расстройства, во-вторых, она формируется так же благодаря личностным, социальным и другим факторам.

По этой причине в восстановительном лечении больных, получивших органические поражения головного мозга, важно задействовать различных специалистов из области медицины, педагогики, психологии и других сфер знаний. Очевидным становится комплексный подход к реабилитации, рациональное сочетание и ротация в применении множества различных методик. Поскольку сегодня факт взаимосвязи всех возможных неврологических нарушений после полученных поражений головного мозга можно считать доказанным, мы неизбежно приходим к выводу, насколько малоуспешной может оказаться реабилитация на дому и даже в обычной клинической больнице. Ведь комплексная реабилитация – это не просто набор различных восстановительных методик – это индивидуальных подход, согласование и утверждение сообществом врачей целого комплекса реабилитационных мероприятий и дальнейшее многоэтапное целенаправленное восстановительное лечение.

Реабилитационный центр «Три сестры» занимается стационарным восстановительным лечением больных с поражениями головного мозга различной тяжести. Центр руководствуется исключительно соображениями комплексного подхода в реабилитации, и для этого располагает всеми необходимыми ресурсами:

  • Слаженной командой высококвалифицированных врачей, реанимационных медсестер, психологов, педагогов, диетологов, поваров и обслуживающего персонала – про это гордость реабилитационного центра под руководством с главного врача, имеющего 20-летний опыт работы в центрах восстановительной медицины США.
  • Сбалансированным комплексом традиционных, новейших и авторских методик от наших ученых-медиков, подбираемых индивидуально согласно показаниям гостей центра.
  • Новейшим диагностическим, ортопедическим, тренажерным и лечебным оборудованием.
  • Персонализированным подходом и круглосуточным уходом за гостями центра.
  • Исключительным сервисом – реабилитационный центр «Три сестры» соответствует уровню 4* отеля, имеет 35 одноместных номеров с индивидуальным дизайном, ресторан с аппетитным меню от собственного шеф-повара и диетолога, сосновый лес за окном.

Опыт, высокая компетентность всего персонала, комплексный подход к реабилитации, разнообразие высокоэффективных восстановительных методик, правильное питание и режимы сна, бодрствования, занятий и досуга, а так же чистейший хвойный воздух помогут восстановить утраченные функции в кратчайшие сроки.

Лицензия Министерства здравоохранения Московской области № ЛО-50-01-009095 от 12 октября 2017 г.

Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация (144ч)

Проведение диагностики и реабилитационных мероприятий при сосудистых поражениях головного мозга требует особой квалификации и подготовки. Курс поможет медицинским и социальным работникам, психологам и всем тем, кто сталкивается в работе и повседневной жизни с людьми, перенёсшими инсульт, получить необходимые навыки.

Эта программа для вас, если вам нужно:

  • Изучить физиологию мозговой деятельности и взаимодействия полушарий, организацию высших психических функций (ВПФ).
  • Рассмотреть симптомы нарушений и методы диагностики сосудистых поражений головного мозга.
  • Освоить методики нейропсихологической и иных видов реабилитации больных с нарушениями сосудистых функций головного мозга.

Курс реализуется заочно с применением дистанционных образовательных технологий и продолжается 8 недель (144 часа).

Вы узнаете и научитесь

Лицам, которые заинтересованы научиться профессиональной диагностике и реабилитации лиц с локальными поражениями головного мозга, предстоит изучить вопросы:

  • Неравнозначность полушарий мозга: причины и значение асимметрии головного мозга в осуществлении ВПФ. Взаимодействие полушарий мозга.
  • Виды ВПФ. Нарушения ВПФ и их причины.
  • Синдромный метод анализа ВПФ. Первичные и вторичные симптомы нарушений функций головного мозга.
  • Порядок организации и этапы проведения нейропсихологической диагностики.
  • Нейропсихологические методики обследования больного с нарушениями ВПФ.
  • Диагностический комплекс оценки ВПФ: исследования речи, зрения, памяти, внимания, письма, мышления, чтения и пр.
  • Цели, задачи, принципы и системы реабилитации пациентов с сосудистыми поражениями головного мозга.
  • Методики и программы восстановительного обучения.
  • Критерии оценки эффективности реабилитационно-восстановительных мероприятий.
Читайте также:  Новые подходы к обучению чтению детей с нарушением речи

Результаты и перспективы

  • Вы понимаете, какие процессы происходят в головном мозге при осуществлении ВПФ, и как поражения мозга влияют на нарушения ВПФ.
  • Вы способны организовать проведение диагностики поражений головного мозга, и определить характер нарушений ВПФ.
  • Вы можете разработать программу реабилитации пациентов с сосудистыми поражениями и реализовывать методики восстановительного обучения.

Методы обучения

Обучение проходит в специальном разделе сайта. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) Слушатели получают после зачисления. Раздел содержит учебные материалы, тесты, задания, электронную зачётную книжку, расписание вебинаров. Теоретическая подготовка включает изучение текстов лекций, учебников, просмотр записей видеолекций. Практическая часть представлена заданиями, основанными на профессиональных ситуациях. Заочное участие в вебинаре Слушателю выдаётся дополнительный сертификат. Общаться с экспертами-практиками можно на форуме, вебинарах.

Узнать больше о процессе дистанционного обучения можно по ссылке.

Применение результатов обучения

Компетенции, которые вы приобретёте в ходе обучения, позволят вам успешно работать с больными, перенёсшими инсульт, в специализированных кабинетах поликлиник и больниц, восстановительных центрах. Получив практический опыт работы реабилитологом, вы сможете выработать собственный комплекс восстановительных мероприятий и успешно его применять.

Требования к Слушателям:

Поступление возможно только для совершеннолетних лиц.

Граждане Российской Федерации предоставляют заявление о приёме на обучение и копии следующих документов:

  • Паспорта.
  • Диплома о высшем или среднем профессиональном образовании * .
  • При поступлении на основе неоконченного образования – справки об обучении из организации высшего или среднего профессионального образования, в которой обучается студент.
  • Документа, подтверждающего факт изменения фамилии, имени или отчества (если необходимо).

Гражданам иностранных государств и лицам без гражданства следует уточнить список документов в Приёмной комиссии по телефону или через форму заявки на консультацию.

Подробнее о процессе поступления можно узнать здесь.

* программой дополнительного профессионального образования могут быть установлены дополнительные требования к категории обучающихся.

© 2016-2020, АНО «НИИДПО»
Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана и описания программы) без согласия правообладателя преследуется по закону

Обзор программы повышения квалификации «Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация»

Срок обучения: 8 недель.


п/п
Наименование модулей и темОбщая трудоемкость, в акад. час.
Модуль 1. «Клиническая нейропсихология. Симптоматика нарушений»
1Мозговая организация высших психических функций. Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия10
  • Понятие функциональной системы.
  • Структурно функциональные блоки мозга.
  • Понятие нейропсихологического фактора.
  • Принцип латеральной специализации.

2Нарушения высших психических функций при поражениях головного мозга10
  • Понятие анализатора, видов нарушений в анализаторных системах.
  • Понятия и виды гностических расстройств.
  • Понятие произвольности, виды регуляторных нарушений.
  • Нарушения речевой функции при локальных поражениях головного мозга, виды афазий.

3Нарушения эмоционально-личностной сферы и сознания при поражениях головного мозга12
  • Эмоционально-личностные нарушения, обусловленные социально-психологическими факторами и локальными поражениями головного мозга.
  • Межполушарные различия в эмоционально-личностных нарушениях.
  • Основные локализации поражения мозга, приводящие к эмоционально-личностным нарушениям.
  • Нарушение сознания.

Практикум: Проведение анализа особенностей мозговой организации высших психических функций, специфики нарушений высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания при очаговых поражениях головного мозга.

Модуль 2. «Клиническая нейропсихология. Синдромы нарушений»
4Синдромный анализ. Характер симптомов, факторный и топический анализ нарушений12
  • Понятие нейропсихологического синдрома.
  • Специфика синдромного анализа в нейропсихологии.
  • Понятие нейропсихологического фактора.

5Нейропсихологические синдромы при локальных и сосудистых поражениях головного мозга12
  • Виды поражений головного мозга.
  • Нейропсихологические нарушения при ЧМТ.
  • Нейропсихологические нарушения при опухолях мозга.
  • Нейропсихологические нарушения при инсультах, артериальных и артериовенозных аневризмах, преходящих нарушениях мозгового кровообращения, сосудистых спазмах.

Практикум: Составление описания мозговой организации речи и ее основных нарушений при локальных поражениях головного мозга. Проведение анализа локализации нейропсихологических нарушений и нейропсихологических факторов.

Модуль 3. «Нейропсихологическая диагностика при локальных и сосудистых поражениях головного мозга»
6Методы нейропсихологической диагностики. Основные этапы проведения обследования12
  • Понятие и принципы нейропсихологической диагностики.
  • Классификация нейропсихологических методов.
  • Особенности выбора нейропсихологических методов и приемов.
  • Этапы нейропсихологического обследования.

7Организация и проведение нейропсихологической диагностики. Особенности диагностики взрослых при травмах головного мозга и инсультах12
  • Особенности организации нейропсихологического обследования.
  • Особенности нейропсихологической диагностики в зависимости от этапа течения заболевания.
  • Ведение протокола.
  • Основное содержание нейропсихологического обследования.

Практикум: Проведение анализа содержания основных этапов нейропсихологического обследования с указанием возможностей использования существующих методов и приемов нейропсихологического обследования. Проведение анализа структуры нейропсихологических синдромов, подбор нейропсихологического инструментария.

Модуль 4. «Восстановление ВПФ и реабилитация больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга»
8Основы нейропсихологической реабилитации. Принципы восстановительного обучения. Пути восстановления высших психических функций12
  • История становления и основные подходы к нейропсихологической реабилитации за рубежом.
  • Отечественный подход к нейропсихологической реабилитации.
  • Пути восстановления высших психических функций.
  • Общие принципы восстановительного обучения.

9Организация восстановительного обучения12
  • Понятия нейрореабилитации, реабилитационного диагноза, реабилитационного потенциала, реабилитационной цели.
  • Этапы нейропсихологической реабилитации, понятие восстановительного обучения.
  • Мультидисциплинарный подход к осуществлению нейрореабилитации.
  • Взаимодействие логопеда и нейропсихолога в процессе нейрореабилитации.

10Общие методы восстановительного обучения и реабилитации больных с локальными поражениями мозга12
  • Направления восстановительного обучения.
  • Группы методов восстановительного обучения.
  • Виды методов нейропсихологической реабилитации.

11Основные направления нейропсихологической работы в реабилитации больных с различными локальными нарушениями ВПФ12
  • Нейропсихологическая реабилитация при агнозиях, апраксиях, пространственных нарушениях.
  • Нейропсихологическая реабилитация при нарушениях мышления, речи, сознания.
  • Нейропсихологическая реабилитация при грубых нарушениях памяти.

12Психологическое консультирование и психологическая помощь родственникам пациентов с поражениями головного мозга12
  • Роль семьи в реабилитации больных с последствиями очаговых поражений головного мозга.
  • Обучение родственников больных, имеющих нарушения высших психических функций различного характера.
  • Оказание психологической помощи родственникам больных.

Практикум: Проведение анализа специфики применения нейропсихологических коррекционно-восстановительных приемов при различных нейропсихологических синдромах. Проведение анализа существующих методов и приемов нейропсихологической коррекционно-восстановительной работы. Проведение анализа и составление рекомендаций для родственников пациентов с различными вариантами нарушений высших психических функций.

Итоговая аттестация2
ИТОГО144

Учебный план программы повышения квалификации «Нейропсихология больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга (при травмах головного мозга и инсультах у взрослых): диагностика и реабилитация»

Срок обучения: 8 недель.

Наименование модулей и тем

Общая трудоемкость, в акад. час.

Работа обучающегося в СДО, в акад. час.

Формы промежу-точной и итоговой аттестации (ДЗ, З)

Практи-ческие занятия и тести-рование

Модуль I. Клиническая нейропсихология. Симптоматика нарушений

Мозговая организация высших психических функций. Проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия

Нарушения высших психических функций при поражениях головного мозга

Нарушений эмоционально-личностной сферы и сознания при поражениях головного мозга

Модуль II. Клиническая нейропсихология. Синдромы нарушений

Синдромный анализ. Характер симптомов, факторный и топический анализ нарушений

Нейропсихологические синдромы при локальных и сосудистых поражениях головного мозга

Модуль III. Нейропсихологическая диагностика при локальных и сосудистых поражениях головного мозга

Методы нейропсихологической диагностики. Основные этапы проведения обследования

Организация и проведение нейропсихологической диагностики. Особенности диагностики взрослых при травмах головного мозга и инсультах

Модуль IV. Восстановление ВПФ и реабилитация больных с локальными и сосудистыми поражениями головного мозга

Основы нейропсихологической реабилитации. Принципы восстановительного обучения. Пути восстановления высших психических функций

Реабилитация постинсультного пациента: роль врача общей практики (врача-терапевта)

*Импакт фактор за 2018 г. по данным РИНЦ

Журнал входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК.

Читайте в новом номере

В данной статье уделяется внимание проблемам, с которыми может столкнуться врач общей практики, наблюдая пациента после нарушения мозгового кровообращения (НМК) на амбулаторном этапе. Проблема реабилитации после инсульта не менее актуальна и важна, чем вопрос о сохранении жизни пациента в остром периоде НМК. Эффективность реабилитации после инсульта зависит от соблюдения ряда условий: индивидуальной направленности воздействия, строгой дозированности, постепенного увеличения интенсивности воздействия, непрерывности и этапности. В остром периоде реабилитационные мероприятия начинаются в первичных сосудистых центрах, что имеет очень большое значение для достижения наилучших результатов в плане восстановления утраченных функций. В дальнейшем пациент переводится на второй этап – в реабилитационное отделение стационара, затем на третий этап – в санаторий или реабилитационное отделение поликлиники, предусмотрены также выездные бригады для медпомощи на дому. Подробно в статье рассматриваются проблемы реабилитации постинсультной депрессии, спастичности, болей в плече, нарушения мочеиспускания, сосудистых когнитивных нарушений и постинсультной деменции. Отдельно обсуждаются вопросы питания пациентов, нутритивной поддержки и сипинга.

Ключевые слова: медицинская реабилитация, спастичность, постинсультная боль в плече, сипинг, когнитивные нарушения, депрессия, расстройства мочеиспускания.

Для цитирования: Чуприна С.Е., Небогина О.В. Реабилитация постинсультного пациента: роль врача общей практики (врача-терапевта) // РМЖ. 2017. №9. С. 579-584

Rehabilitation of the post-stroke patient: the role of general practitioner (physician)
Chuprina S.E., Nebogina O.V.

Voronezh Regional Clinical Hospital No. 1

In this article we would like to pay attention to the problems that a general practitioner may face when observing a patient after cerebrovascular accident at an outpatient stage. The problem of rehabilitation after a stroke is as urgent and important as the issue of saving a patient’s life in the acute period of cerebrovascular accident (CVA). The effectiveness of rehabilitation after a stroke depends on the observance of a number of conditions: an individual orientation of the impact, a strict dosage, a gradual increase in the intensity of the impact, continuity and phase. In an acute period rehabilitation activities begin in the primary vascular centers, which is very important for achieving the best results of restoring the lost functions. The article considers in detail the problems of rehabilitation of post-stroke depression, spasticity, shoulder pain, urination disorders, vascular cognitive impairment and post-stroke dementia. The issues of patient nutrition, nutritional support and sipping are discussed separately.

Key words: medical rehabilitation, spasticity, post-stroke pain in the shoulder, sinking, cognitive impairment, depression, urinary disorders.
For citation: Chuprina S.E., Nebogina O.V. Rehabilitation of the post-stroke patient: the role of general practitioner (physician) // RMJ. 2017. № 9. P. 579–584.

Освещена роль врача общей практики в реабилитации постинсультного пациента

Основные задачи медицинской реабилитации:

Цели амбулаторной реабилитации:

Профилактика спастичности

Постинсультная боль в плече

Сипинг

Постинсультная депрессия

Сосудистые когнитивные нарушения и постинсультная деменция

Нарушение мочеиспускания

Медико-социальная экспертиза

Заключение

Только для зарегистрированных пользователей

Ссылка на основную публикацию