Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Светлана Рябоконова
Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Игровые технологии в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Речь – это не только средство общения, самопознания, саморазвития, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений – основа формирования полноценной личности.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия, чтобы они не наскучили малышу. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

Итак, в какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Большое значение игре придавал А. С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Ряд исследователей (А. В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребенка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов воспитания.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д. Б. Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

Результатом специальных исследований и практических наблюдений явилось то, что играм в системе современного воспитания детей в дошкольных учреждениях отводится одно из первых мест. В режиме дня предусматривается использование игр до завтрака, перед занятием, после занятий, после дневного сна, до и после ужина. Кроме того, игры используются во время занятий и на прогулках.

Как же используются игры в логопедической работе? Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Почему?

Во-первых, дети-дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности.

В последнее время логопеды бьют тревогу по поводу увеличения количества детей с речевой патологией и утяжеления речевой патологии. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи. Часты случаи сочетания речевых нарушений с недостатками развития мелкой пальчиковой моторики. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление. У детей наблюдается снижение тонуса сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а также ведет к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании детей мы отмечаем у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, голосовая. Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующих о проблемах, которые испытывает ребенок.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. Одной из эффективных форм проведения отчетных итоговых логопедических занятий является применение игровых технологий. К традиционным соревнованиям, конкурсам добавились интеллектуально-развлекательные игры по типу популярных телепередач: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Вопрос на засыпку», «Брейн-ринг», «КВН», «Сто к одному», «Счастливый случай» и др. В них сохранилась соревновательно-конкурсная основа, изменилось лишь игровое оформление.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

• обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);

• диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребёнка);

• терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);

• коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);

• развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом – средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

При организации и проведении всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

• выразительность проведения игр;

• необходимость включения педагога в игру;

• оптимальное сочетание занимательности и обучения;

• простота, доступность, ёмкость и наглядность;

• индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

• регулировать психоэмоциональное состояние детей;

• формировать положительную мотивацию к занятиям;

• преодолевать барьер в общении;

• создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

• создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. В качестве примера можно привести выдержавшие многочисленные издания сборники игр для детей с речевыми нарушениями таких авторов, как В. И. Селиверстов, Г. С. Швайко и других. Также в журнале “Логопед” о роли игры в коррекции речи у детей периодически печатают свои разработки практикующие российские логопеды.

В связи с этим остановлюсь на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. КРИ – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком.

КРИ дают возможность:

• обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий;

• повысить речевую мотивацию;

• компенсировать недостаточность фонематического слуха;

• активизировать и восстанавливать высшие психические функции;

• автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.

Так как детский сад посещают дети с самыми разными речевыми диагнозами, фронтальные методы работы в наших условиях неприемлемы, КРИ являются одним из самых эффективных методов исправления звукопроизношения и развития речи.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы:

• Самомассаж кистей и пальцев рук; Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с «Шарами здоровья», грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

• Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

• Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

• Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

• Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование;

• Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.

• Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный;

• Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

• Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью игровых приёмов: «Кнопочки», «Метроном», «Песочные часы», «Колокольчик», «Волшебная верёвочка», «Лабиринт», «Заборчик», «Дорожка», «Узоры», «Пирамидка», «Кубик с цифрами», «Часики», «Бусы», «Счёты», «Улиточка», «Волшебная палочка», «Пианино» и др. Данные задания направлены не только на автоматизацию звука в речи по принципу многократного повторения, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Так же было изготовлено авторское многофункциональное игровое пособие «Логодиск».

У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Я применяю игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт машина?» (Что несём в корзинке, «Строим дом», «Чудесный мешочек» (Волшебная шкатулка, «Волшебный волчок», «Лесенка-чудесенка», «Поле чудес» и др.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

авторские игры Б.Никитина в работе учителя-дефектолога
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике по теме

Авторские игры Б.Никитина позволяют учителю-дефектологу качественно вести коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_avtorskih_igr_b.docx34.31 КБ

Предварительный просмотр:

Использование авторских игр Б.П. Никитина

в работе учителя-дефектолога

учитель-дефектолог Барабанова М.Н .

Бориса Павловича и Лену Андреевну Никитиных многие называют классиками отечественной педагогики. Педагоги-новаторы разработали очень интересную систему развивающих игр. На примере собственной многодетной семьи они продемонстрировали, как помочь ребенку превратиться в самостоятельную, гармонично развитую личность. Они открыли в каждом ребенке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов “в игре». К трем-четырем годам их малыши уже осваивали чтение и азы математики, с увлечением играли в придуманные отцом логические игры, а, едва начав учиться в школе, перескакивали через класс.

Основные принципы своих игр авторы определяют следующим образом:

1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение взрослого и ребёнка. Радуйтесь ему – это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.

2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения.

3. Развивающие игры – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Дать возможность думать, делать и искать ошибки самому.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно необходимо выполнить их сами..

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале – обязательное условие.

6. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей.

7. Наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определять, когда и какую из игр включать в занятие.

Данные принципы находят своё отражение в коррекционной работе учителя-дефектолога, а именно:

– создание успеха для каждого ребёнка,

-подбор заданий от простого к сложному с учётом индивидуальных способностей ребёнка,

-развитие высших психических функций,

-прослеживание динамики развития каждого ребёнка.

Данные игры, при включении их в коррекционный процесс, помогают включить в деятельность за более короткие сроки детей с особыми образовательными потребностями, что очень важно, детей с аутистическим спектром развития, т. к. не требуют вербального общения. Эти игры помогают развить высшие психические функции у детей с особыми образовательными потребностями, а именно: восприятие (цвета, формы, величины, пространства), зрительную память, свойства внимания – устойчивость, переключение, распределение, компоненты логического мышления – анализ, синтез, сравнение.

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т.д.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр – от простого к сложному.

4. Задачи имеют очень большой диапазон трудностей: от доступа иногда 2-3 летнему малышу до непосильных порою среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет до взрослости. Возраст определяется только степенью сложности заданий. У самого Б.П.Никитина игры сопровождаются достаточно сложными заданиями, поэтому для совсем маленьких интеллектуалов задания придется придумывать самим педагогам.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. Поэтому нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
В своей работе я использую ряд игр:

Сложи квадрат

В каждом уровне – 12 вариантов квадратов, на двух планшетах формата А4. Получая части квадрата и задание “Сложи квадрат”, ребёнок выполняет несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Самые младшие начинают понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат. Они понимают, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Складывая квадраты из разноцветных кусочков различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из кусочков одного цвета сложить квадрат. Таким образом, в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Таким образом, происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей, целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположения. Постепенное усложнение заданий позволяет малышу продвигаться самостоятельно, а методы “ледокола” надо применять каждый раз со знакомых и более простых заданий, как в других играх. Это делает излишними подсказку и объяснения.

Сложи узор

Игра “Сложи узор” состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу. Самые простые узоры-задания складываются из 4 кубиков, их можно давать малышам, начиная с 1-1,5 года. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.

В игре “Сложи узор” хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию..

Разноцветные постройки

Игра знакомит детей с основами конструирования и черчения, развивает внимание, пространственное мышление, способность к анализу и самоконтролю.

В комплект входят разноцветные кубики и брусочки, склеенные из кубиков разного количества и блокнот с заданиями. Первые задания просты и предусматривают использование лишь двух элементов. Это позволяет использовать игру даже с трехлетними малышами. Последующие задания расположены по возрастанию сложности, что соответствует основному принципу развития “От простого к сложному”.

Кубики для всех

Игра в “Кубики для всех” учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить “объемными фигурами”. Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Фигурки игры “Кубики для всех” обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими способами.

Занятия по “Кубикам для всех” начинается с того, что, положив перед ребёнком рисунок-задание, предлагается ему построить из фигурок изображенную модель. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной. В игре “Кубики для всех” приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбрать из 7 фигурок только 2-3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели, во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т.е. соединить их и уложить в модель. Первая часть в “Кубики для всех” представляет собой, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Но основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге.

Система развивающих никитинских игр интересна тем, что рассчитана на совместную игру педагога и ребёнка. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под любого ребёнка, под его уровень развития.. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников.

Каждая игра, по словам автора, “предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка”.

Благодаря одному только принципу «совместной игры со взрослым» эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип – от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для ребёнка. Никитинские игры не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают ребенку знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.

Таким образом, игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления, что позволяет учителю-дефектологу вести коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностями достаточно эффективно и качественно.

Развивающие игры Никитиных в работе с детьми с нарушениями речи

Есть одна замечательная японская поговорка, которой следовал Никитин. Звучит она так: ”Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Кто такие Никитины и как они советовали воспитывать детей? О принципах воспитания, о принципах использования развивающих игр, о самих играх по методике Никитиных вы узнаете из статьи “Методика Никитиных и развивающие игры”.

Никитины

Борис Павлович Никитин (1916—1999) и Елена Алексеевна Никитина (1930-) воспитали семерых детей по собственной, нетрадиционной системе воспитания (от которой весь подмосковный поселок Болшево, где жила семья Никитиных, был в шоке). Впервые о них начали говорить в конце 50-х годов 20 века. Борис и Елена считаются русскими педагогами-новаторами, их методики воспитания применяются и сегодня. Именно Никитины в 1960—1970 годы заложили основы родительской педагогики, они первые начали говорить о необходимости раннего развития.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.

Развивающие игры по методике Никитиных

Принципы, которые нужно использовать во время развивающих игр:

  • Нет определенной программы, ребенок сам может выбрать сферу деятельности, которая ему более близка.
  • Игры не должны находиться в свободном доступе, нужно поддерживать интерес ребенка.
  • Объяснять или подсказывать решения задачи нельзя. Ребенок должен самостоятельно прийти к правильному ответу.
  • Требовать решение задания нельзя. Не каждое задание может быть под силу ребенку в данный период его жизни.
  • Решение задания – вещь, которую можно потрогать и увидеть (рисунок, узор, сооружение).
  • Возможность заниматься творческой деятельностью, создавая на основе имеющихся развивающих игр новые.
  • Двигаться от простого к сложному.
  • Участие взрослых в играх с детьми. Вы должны показать заинтересованность, тогда и ваш ребенок будет играть с удовольствием вместе с вами.

Развивающие игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов.

Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков… Задачи даются таким образом, чтобы познакомить ребенка с существованием различных способов передачи информации. Также следует заметить, что задачи расположены от простого к сложному и имеют широкий диапазон использования (от 2-3 лет до взрослой жизни).

Эти игры можно подстраивать под свой уровень заинтересованности и успеваемости. Разные игры развивают разные качества, которые в совокупности помогают стать ребенку сообразительным и изобретательным.

Интеллектуальные игры на развитие логического и образного мышления

Рамки и вкладыши (с 10-12 месяцев)– состоит из 16 рамок с вкладышами в виде различных геометрических фигур. Сначала можно показать и назвать ребенку 3-4 вкладыша (треугольник, квадрат, овал). Можно дать их ребенку для исследования. Далее увеличивает количество фигур. После ознакомления со всеми фигурами, можно усложнить задание. Например, обводить фигуры по контурам рамок, а затем и самих фигур; рисовать фигурки на счет (2 овала, 3 квадрата) и другие.

Сложи узор (от 1 ,5 года) – состоит из 16 деревянных кубиков (размер ребра 3 см), где каждая грань имеет свою окраску. Кубики должны обязательно находиться в коробке. Сначала вместе с ребенком рассмотрите кубики, назовите какого цвета у кубиков стороны, сложите однотонную дорожку, а затем сделайте ее цветной. Важно закончить занятие перед тем как оно надоест малышу. Способствует развитию пространственного воображения, внимания, умению анализировать и комбинировать.

Дроби (от 3-5 лет) – комплект из 3-х фанерок с альбомный лист. На каждой из которых находится по 4 круга одного размера, но разного цвета. Первый круг – целый, второй – разрезан на две части, третий – на три и т.д. Сначала следует играть только с первым листом, самым простым. Можно повторить цвета, посчитать кусочки круга, попробовать сделать разноцветный кружок.

Уникуб (с 1,5-3 лет)– состоит из 27 деревянных кубиков. Вводят ребенка в мир трехмерного пространства. Игра учит быть внимательным и аккуратным. Всего имеется 60 игр для возраста от 1,5-3 лет до взрослого человека (которому некоторые игры не под силу).

Сложи квадрат (0т 2 лет) – состоит из 3 уровней сложности, в каждом по 12 разноцветных квадратов. Квадраты расположены на фанерке и вставлены в окошечки. Для деток двух лет можно взять 4 самых простых квадрата и показать как из нескольких частей получается квадрат. Игра способствует развитию цветоощущения, формированию логического мышления, усвоение понятий части и целого.

Как и у любой методики раннего развития, будь то методика Монтессори, Домана или Дьенеша, есть свои достоинства и недостатки. Плюсы и минусы методики Никитиных рассмотрим в таблице.

Достоинства и недостатки методики Никитиных

Играйте вместе со своими детьми, общайтесь с ними, развивайте и узнавайте их!

Знали ли вы про методику Никитиных? Используете в своих играх с детьми их разработки?

“Игры и игровые технологии, применяемые в работе с детьми с нарушением речи”

При подборе игрового и дидактического материала учитывала структуру речевых нарушений детей, их индивидуальные и возрастные особенности. Мне пришлось проработать большое количество методической литературы, учесть рекомендации учителя – логопеда, педагога – психолога.

Просмотр содержимого документа
«”Игры и игровые технологии, применяемые в работе с детьми с нарушением речи”»

«Игры и игровые технологии, применяемые в работе с детьми с нарушением речи»

В наше время сложилась такая тенденция, что с каждым годом растет количество детей с нарушениями речи. Если раньше дети с нарушениями речи посещали только группы логопедические, то сейчас они посещают и общеразвивающие группы.

А поскольку мы все в работе не раз сталкивались с такими детьми, я думаю, не стоит объяснять, что в работе нужен особый подход и соответствующие условия. Особое внимание уделяю дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Основная цель использования дидактической игры заключается в том, чтобы повысить речевой уровень детей.

При подборе игрового и дидактического материала учитывала структуру речевых нарушений детей, их индивидуальные и возрастные особенности. Мне пришлось проработать большое количество методической литературы, учесть рекомендации учителя – логопеда, педагога – психолога.

Не секрет, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Поэтому я преобразовала развивающую среду.

Коррекционный уголок. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, артикуляционной моторики, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания и на развитие мелкой моторики рук.

Расположен он в хорошо освещенном месте и несколько удален от игровой зоны, это создает более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку удобный, дети сами могут подходить к нему и заниматься.

«Тренажеры для развития речевого дыхания» – в пластиковые бутылочки насыпается серпантин, в крышечку вставляется коктейльная трубочка.

С потолка опущены ниточки, на которых расположены снежинки (в зависимости от лексической темы, атрибутика меняется). Ребенок делает вдох через нос, губы складывает трубочкой, и плавно, длительно на выдохе дует на снежинку либо коктейльную трубочку, при этом щеки не надувает. Такие игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата.

«Дидактический стол» – к столу приклеены горлышки от пластиковых бутылок, объединенные общим сюжетом. Ребенок, прикручивая пробки, не только создает общий сюжет, но и должен соотнести цвет пробки с цветом фона.

«Волшебные ленты» – изготовлены из цветных атласных лент и цветных прищепок. Дети берут прищепку и прикрепляют ее к ленте такого же цвета. Эти же прищепки можно использовать, прикрепляя их к геометрическим фигурам тем самым создавая различные образы. Играя в эти игры, дети закрепляют не только знания о цветах, но и тренируют мелкую моторику рук и ловкость.

«Рисование» – дети рисуют по манке или песку. Такое рисование имеет огромное значение для развития ребенка. У него значительно расширяется словарный запас, развивается мелкая моторика рук, появляются знания о различных тактильных ощущениях. Дети приобретают чувство уверенности в себе, в своих силах, учатся взаимодействовать с окружающими.

«Звуковая дорожка» – для автоматизации звуков я использую звуковые дорожки. Из картона вырезаны прямоугольные полосы, слева прописывается буква, от нее выкладывается дорожка из различного материала. Ребенок пропевает этот звук, пальчиком проводя по дорожке. Таким образом, мы автоматизируем заданный звук.

«Найди пару» – круг разделен на две половины в середине две стрелки. На верхне части выкладываются картинки. Воспитатель стрелкой указывает на определенную картинку, вторая стрелка на пустой кружок снизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка (например: рак-мак). Эта игра упражняет детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Развивает фонематический слух.

«Засели домики» – используется коробка с ячейками (на дне каждой ячейки приклеена буква). Перед детьми набор разных картинок, предлагается расселить картинки по ячейкам – домикам (на первый звук, на последний, в середине слова).

«Паровозик» Цель: упражнять детей определять наличие указанного звука в слове; количества звуков в словах; количество слогов в словах.

Ребенку предлагается заселить вагончики на один заданный звук; на три заданных звука; на односложные слова; на двухсложные слова.

«Кто быстрее соберет» Цель: упражнять детей в дифференциации звуков с-ш, р-л. Играют двое детей. Каждый ребенок должен заселить в дом предметы с заданным звуком

Дидактическая игра «Назови, как зовут» Цель: закрепить умения выделять первый и последний звук

Детям предлагается узнать, как зовут девочку и мальчика по картинкам в верхнем ряду, определяя первый звук изображенной картинки

«Звуковой анализ слова» Цель: научить проводить звуковой анализ слова с опорой на звуковую схему или фишки.

Дидактическое пособие «Посадил дед репку»

Используя пособие воспитатель закрепляет знания детей по содержанию сказки «Репка»; умение воспроизводить последовательность действий героев; развивает память, внимание, речь, мелкую моторику пальцев рук.

Дидактическая игра «Собери гусеницу» используется на индивидуально-подгрупповых занятиях логопеда или воспитателя, для домашних занятий родителей с детьми.

Игра «Разложи по цвету» Цель. Продолжать знакомство детей с шестью цветами спектра и их названиями. Учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Коробка с разноцветными выемками, предметы-вкладыши соответствующего цвета, мешочки по количеству участников.

Все эти игры, сделанные своими руками, занимают достойное место на занятиях и в свободной деятельности. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого, происходит формирование и совершенствование речевой активности детей.

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Никитина Елена Владимировна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 389 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

интеллектуального развития воспитанников» города Новосибирска

Использование интерактивных игр в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ

Еще Максим Горький говорил: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально остаются его слова «В карете никуда не уедешь».

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. В наше время дети уже с самого рождения попадают в очень насыщенную информационную среду, где первыми игрушками становятся пульты от телевизора, мобильные телефоны, а потом уже куклы, машинки и дидактические игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных.

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…

Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными.

Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.

Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.

В связи с изменениями в системе образования (введение Федерального государственного образовательного стандарта) меняется и модель образовательной деятельности, установлены нормы и положения, обязательные при реализации основной и адаптированной образовательных программ дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде, к оснащению средствами обучения и воспитания, в том числе техническими.

Информатизация образовательного пространства включает в себя оснащение его современной техникой: интерактивная доска, интерактивный стол, компьютеры (ноутбуки), планшеты, видеопроектор, фотоаппаратура, компьютерные игры и т.д.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, мы наблюдаем что у детей:

– практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению,

– трудности удержания внимания,

– фонетико-фонематическое недоразвитие речи,

– лексико-грамматическое недоразвитие речи,

– гипо- или гиперактивность.

Сегодня решать эти проблемы помогают именно информационные технологии. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

В моей логопедической работе особое место занимает интерактивный стол.

Но из-за ограниченной площади кабинета логопеда, мы используем стол большую часть времени как интерактивный экран.

Использование интерактивного стола/экрана помогает сделать коррекционно-развивающую работу увлекательной, динамичной, красочной, получить обратную связь с обучающимися. Интерактивный стол/экран (ИС) – полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИС, так и авторские презентации, тренажеры, видеоролики, компьютерные игры и т. д.

Появление у нас в арсенале такого устройства помогает решать мне многие коррекционные-образовательные задачи в обучении детей с особыми потребностями:

задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

– ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при работе с ним;

– знакомство детей с компьютерными программами;

задачи коррекционно-образовательного цикла:

– формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

– формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

– развитие знаковой функции сознания;

– развитие психических функций;

задачи творческого цикла:

– развитие познавательной активности.

Интерактивный стол/экран – еще один инструмент, данный в продолжение коррекционной работы по развитию и мелкой моторики, тактильного восприятия; по преодолению моторной неловкости, неточности движений.

Конечно, следует отметить, что время на предварительную подготовку к занятиям при использовании интерактивного стола на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается создаваемая мною медиа-методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем.

В своей работе я использую готовые программы («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Логоша» «Игры для тигры», «Помоги Мише»). Игры подбираю как по лексическим темам, так и по направлениям коррекционно-развивающей работы.

Но иногда нам недостаточно готовых игровых упражнений из специальных программ по определенной лексической теме. Тогда, используя программу SMART NOTEBOOK, мы можем создать свою игру для решения коррекционно-развивающих задач. Использование ярких картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей и разнообразить коррекционный процесс.

Игровые упражнения в SMART NOTEBOOK

1) Развитие фонематического слуха «Дифференциация звуков (Р-Л)

Предлагаю детям представить, что они садовники и им нужно посадить цветы со звуком (Р) на коричневую клумбу, а со звуком (Л) на зеленую клумбу.

2) В конце года в подготовительной группе детям можно предложить более сложные задания, в которых они сами могут составлять слова по заданным ребусам. Ребенку предлагаются картинки, по первым звукам в названии этих картинок ребенок составляет слово. Если ребенок верно составил слово, педагог предлагает нажать на знак вопроса, и вместо этого знака появится картинка-ответ.

3) Автоматизация звука [Ш]. На экране появляется несколько картинок. Ребенку предлагается среди этих картинок выбрать и нажать на те, в которых слышится звук [Ш]. В случае правильного выбора и в случае ошибки звучат разные виды сигналов.

Я убедилась в высокой результативности занятий с использованием интерактивных игр. Использование интерактивного стола позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, мобильным, эмоционально-привлекательным, доступным, многофункциональным, что в процессе обучения ведет к положительной динамике речевого развития. Мою работу компьютер не заменяет, а дополняет и делает ее более эффективной, качественной и разнообразной.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии:

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

1. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

3. Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М: Просвещение, 1979. – 192с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие.- СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада./ М.: Просвещение, 1988.-64 с.

7. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С.71-78.

Читайте также:  Логопедическое занятие для детей 5-6 лет с ФФНР по подготовке к обучению грамоте
Ссылка на основную публикацию