Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 15.01.2020 2020-01-15

Статья просмотрена: 759 раз

Библиографическое описание:

Мясникова, Е. К. Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е. К. Мясникова, А. В. Вавилова, О. К. Бушуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 444-446. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66294/ (дата обращения: 07.01.2021).

Коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, требует использования игровых приемов в еще большей степени, чем в работе педагога с детьми, у которых речь сформирована в норме. Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников является наиболее актуальной для современной педагогики. Число детей с нарушениями речи ежегодно растет. Такие дети нуждаются в особом подходе со стороны педагога. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и поэтому использование дидактических игр на занятиях, считается необходимой составляющей в работе дошкольного педагога.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом — это специфическое проявление речевых нарушений, при которых нарушены или отстают от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Отмечаются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.

Особенности детей с ОНР проявляются на занятиях, в игровой и бытовой деятельности. Такие дети быстро утомляются, с трудом воспринимают инструкцию педагога. В общении между собой, у некоторых детей отмечается повышенная возбудимость, они становятся излишне подвижными. Другие, наоборот, вялы, апатичны, не проявляют интереса к занятиям.

У дидактической игры две цели: одна их них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, побуждающая к развитию интереса к обучению. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Цветик-разноцветик», которое можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе, а также в самостоятельной деятельности детей.

Пособие предназначено для детей с трёх до восьми лет. Дети мыслят конкретно, поэтому зрительные образы хорошо запоминаются и надолго сохраняются в памяти. Одним из принципов дидактики является принцип наглядности.

К. Д. Ушинский писал: «Детская природа требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их на лету». Поэтому в пособии наглядный материал имеет реалистичность изображения, яркость цветов.

Задания, игры, упражнения, представленные в пособии, обеспечивают разностороннее развитие ребенка и предполагают совокупность задач образовательных областей:

  1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности и целенаправленности;
  2. Образовательная область «Познавательное развитие»- формирование познавательных действий, развитие мыслительных способностей, внимания, пространственного восприятия, памяти, логического мышления, наблюдательности, предпосылок к учебной деятельности.
  3. Образовательная область «Речевое развитие»- развитие связной речи, а также навыков словообразования и словоизменения, накопление словарного запаса, умение отгадывать загадки, развивать интонационную выразительность при рассказывании стихов.
  4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»- развитие умения выкладывать схематичное изображение фигур животных, предметы из спичек, пуговиц, пробок; развитие навыков штриховки при использовании раскрасок, трафаретов.
  5. Образовательная область «Физическое воспитание»- развитие общей и мелкой моторики на физкультминутках, во время пальчиковой гимнастики.

Многофункциональность данного дидактического пособия предполагает возможность использовать его практически в любой деятельности.

Пособие может быть использовано педагогами, специалистами, родителями в работе с детьми.

Цель- создать условия для развития мыслительных и речевых процессов, с целью улучшения готовности детей к последующему школьному обучению.

  1. развивать интерес к окружающему миру и познавательную активность детей;
  2. поддерживать речевую активность детей, расширять словарный запас, развивать связную речь;
  3. развивать восприятие, внимание, память, воображение, мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение и обобщение, классификация);
  4. учить и закреплять обобщающие понятия у детей;
  5. овладевать предпосылками учебной деятельности.

Описание дидактического пособия «Цветик-разноцветик».

Дидактическое пособие представляет собой поле в форме цветка с восьмью лепестками разного цвета и набором:

– схематических изображений, раскрасок;

– наборы пуговиц, пробок, спичек для выкладывания фигур;

– подбор дидактических игр и упражнений, которые можно проводить с помощью предметных картинок;

– картотека физкультминуток и пальчиковых игр;

В центре цветка и на каждом лепестке есть прозрачные карманы, в которые располагаются картинки, также на лепестках есть цифры для счёта.

Для проведения игры, педагог читает загадки, дети их угадывают, обобщают и находят изображение-схему. В центральный карман вставляется картинка с обобщающим понятием. Далее детям предлагается расположить в карманах-лепестках картинки, подходящие к данной теме («Животные Севера», «Дикие животные», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты» и другие лексические темы). Затем педагог выбирает из каталога любую игру или упражнение.

Составляя схематичное изображение предмета, дети могут самостоятельно выбрать из чего выкладывать: из спичек, пуговиц или пробок.

Также педагогом предлагаются мини-раскраски по лексической теме.

Данные игры можно проводить, как часть занятия или в свободной деятельности детей.

С детьми проводятся пальчиковые игры, физминутки, логоритмические упражнения.

Использование данного дидактического пособия способствует развитию интереса к окружающему миру, повышает познавательную и речевую активность детей, расширяет словарный запас, связную речь, внимание, память, мышление и воображение, а также умение работать по определенным правилам, образцу, понимать учебную задачу

Таким образом, мы видим, что данная дидактическая игра помогает вызвать интерес к познавательной деятельности детей, сделать занятия более интересными и незабываемыми. Ребенок с радостью будет ждать следующего занятия!

Приложение.

  1. Картотека дидактических игр и упражнений:

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Аннотация: В данной статье предлагаются педагогам, специалистам, родителям методы и приёмы развития познавательной активности у детей с нарушением речи с помощью развивающих игр.

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии ребенка, благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, время наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Все игры и упражнения распланированы по лексическим темам, что даёт большую возможность обобщить, пополнить новыми знаниями детей в то или иной области.

Так, например, настольная игра «Из чего сделаны?» знакомит детей с материалами, из которых сделаны окружающие нас предметы, «Времена года» — с явлениями природы в разные времена года, «Профессии» — с предметами, которые необходимы людям разных профессий, «Когда это бывает?» — с частями суток, «Логокуб» — учит классифицировать предметы по категориям, «Мой дом» — с предметами домашнего обихода, «Помоги дежурному» — с предметами посуды и как накрыть стол к обеду и др.

В процессе игр на развитие дыхания дети также приобретают знания, например в игре «Подводный мир» узнают о предметах находящие на морском дне, в игре «Птичья столовая» — о зимующих птицах и как о них заботиться зимой, в игре «Собери ежику яблочки, а белочке орешки» — о том, чем питаются животные, в играх «Летний луг», «Сделай бурю» — о свойствах предметов: «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет», «плавает – летает». По теме «Фрукты» в играх на дыхание: «Понюхай фрукт», «Вкусные коробочки», «Прожорливые фрукты» дети угадывают фрукты по запаху, по форме и цвету.

Следующие игры позволяют уделить внимание каждому ребёнку – это словесные игры, игры с мячом: «Мяч бросай, деревья называй», «Съедобное — несъедобное», «Раз, два, три мячик прокати, части суток назови» и др.

То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр дети знакомятся с понятиями, обязательно усваивают их словесное обозначение, закрепляют правильное произношение звуков.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлоф и пр.) и звучащие предметы (погремушки, морские раковины, шуршащая бумага и т. д.), звуковые книги, диски «Звуки природы». С ними можно проводить такие музыкальные игры: «Отгадай, что звучало?», «На чём играла?», «Повтори ритм», «Пропой слоги» и др. Игры со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата и дыхания.

Закрепляю знания детей по лексическим темам и в процессе развития мелкой и общей моторики. На пальчиковой гимнастике и физминутках дети заучивают небольшие стихотворения и показывают движениями, изображая действия людей, животных, явления природы. Например, осенью по темам: «Лес» (деревья, грибы, ягоды), «Овощи и фрукты» проводились такие игры: «В огород пойдём, хоровод завёдём», «Дождик», «Мы капусту солим», «Компот» и др. Работая с детьми в тетрадях или с бросовым материалом, беседую на разные темы. Они обводят предметы по трафаретам, выкладывают по готовым образцам, создают картинку, затем рассказывают, что есть у предмета, какие, для чего нужны.

Для развития своих логопедических задач и ознакомления с разными временами года использую многофункциональное панно «Времена года». С помощью его провожу игры на дыхания, на артикуляцию, составление описательных загадок, сказок и рассказов.

Эффективным способом стимуляции познавательной активности ребёнка, является предъявление ему «загадочных» предметов. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий детей. Этот способ часто использую в качестве сюрпризного момента, когда дети достают предметы из чудесного мешочка, шкатулки, ищут в сухом бассейне и др. При этом даются разные задания: «Дед Мазай, загадку загадай!», «Найди на ощупь», «Послушай, чей голос» и др.

Широко использую на занятиях демонстрационный материал, на котором ребята учатся пересказывать, выражать свои мысли, получают новые знания. Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева «Наглядный и раздаточный материал», О.С. Ушакова серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», С. Вохринцева «Окружающий мир», Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» и др. Каждый материал содержит не только картинки, но и предлагаются задания: стихи, загадки, игры, планы пересказа рассказов по схемам.

Использование мнемотаблиц и схем помогает более детально рассмотреть предметы или явление природы, заучить стихотворение, составить рассказ. Например, такие как: на рассказы «Посуда», «Птицы», «В огороде», на стихотворение «Ромашка» и др.

Большой интерес и эмоции у детей вызывают интерактивные игрушки, книги, плакаты, компьютерные игры. Книги: «Весёлый календарь», «Лесные животные», «Зайкина ферма», игра «Обучающий горшочек Винни», «Мой маленький чтец — собачка Шонни», плакаты «Подводный мир», «Говорящая азбука», компьютерные игры: «У бабушки в деревне», «Чей домик?», «В зоопарке», «Что из чего?» и др. Эти пособия, вызывая положительные эмоции, имея объёмное изображение, анимации объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают занятия наглядными, привлекательными для детей, концентрируют внимание, облегчают усвоение и запоминание материала.

И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера. Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Хрищатая Г.П.
учитель-логопед высшей категории

Опыт работы “Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений”
методическая разработка по теме

В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
opyt_raboty_pussep_v.p.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка»

Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений

Пуссеп Валентиной Прокопьевной,

«Детский сад №65-ЦРР»

  1. Условие возникновения и становления опыта.

Опыт формировался в условиях МДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка», на базе группы для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, горд Бийск, ул. Ленинградская 75/1.

Детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

У детей с нарушением речи недостаточно развита познавательная активность. Педагог должен воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию.

  1. Актуальность опыта.

В познавательной деятельности человек изучает не только его окружающий мир, но и самого себя. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса. Чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методы обучения.

Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека с окружающим миром происходит благодаря его активности и деятельности, а ещё потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности.

Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Таким образом, актуальность темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

Следовательно, полноценное развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений.

  1. Теоретическая база опыта.

Автор основывается на теории активизации учебной деятельности (Т.И. Шамова). Сущность нового концептуального подхода в рассмотрении познавательной активности, как качественной деятельности ребёнка, которая проявляется в его отношении к содержанию процесса обучения, стремлению овладеть знаниями.

Эффект обучения зависит от уровня развития дошкольника.

Обучение строится следующим образом:

• организует деятельность ребёнка по восприятию и осмыслению учебного материала;

• организует закрепление полученной информации;

• формирует положительные мотивации;

• формирует познавательную самостоятельность, овладение системой знаний;

• формирует волевые усилия.

1. Проблемное обучение.

2.Самостоятельная работа на всех этапах занятий.

Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические, концептуальные методические исследования, связанные с рассматриваемой проблемой, в частности:

• деятельностный и личностно-ориентированный подход к обучению (Х.Ж. Ганеев, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.С. Якиманская);

• концепция использования дидактических игр (В.Г.Коваленко, У.М.Сидорова, О.Б.Епишева).

В основе своей автор использует технологию «Воспитание и обучение детей с проблемами» В. Мясищев, её целевые ориентации.

• коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении;

• создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника;

• формировать адекватную самооценку;

• развивать интеллектуальные способности;

• укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка;

• адаптироваться в коллективе сверстников;

• привлекать ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.

• охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья;

• педагогизировать окружающую среду, создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.

Общие подходы к реализации технологии:

• партнёрство и преемственность;

• комплексность и целостность;

• индивидуальный и дифференцированный подход;

• принцип охраны и защиты прав, интересов и здоровья ребёнка;

• педагогическая окружающая среда.

Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой, Москва Мозаика-синтез 2007.

• Программа Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичивой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Москва 1993 год, издательство «Альфа».

В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребёнка, создание условий для его психолого-педагогического сопровождения через разработку индивидуальных образовательных траекторий на основе положений «Концепции и программы развития дошкольного учреждения».

  1. Новизна опыта.

Автором предпринята попытка осуществлять системный подход в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам с использованием лексических тем, изучаемых в речевой группе.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Процесс познавательной активности строится с учётом «внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях» – М. Лисина.

В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал,

а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается на достигнутом.

  1. Технология опыта.

Создать условия для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления темы исследования и сопоставление своего опыта с отражённым в литературе по данной проблеме.

2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию познавательной активности посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

3. Подобрать методики для диагностики познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

4. Организовать обследование развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

5. Определить структуру занятий с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию познавательной активности.

6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.

7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.

8. Составить рекомендации для родителей по развитию познавательной активности детей.

Работа по развитию познавательной активности у детей с общим

недоразвитием речи ведётся поэтапно:

Первый этап – диагностический.

Задача: определить имеющийся уровень познавательной активности детей.

Средства: использование диагностических методик для изучения

Второй этап – развитие познавательной активности.

Задача: организовать комплексную работу по развитию познавательной

Средства: дидактические игры и упражнения.

Третий этап – заключительный (итоговый).

Задачи: 1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования

2. Выявить динамику.

3. Составить рекомендации для родителей.

Средства: • диагностические методики

• советы, рекомендации родителям.

Формы работы с детьми с общим недоразвитием речи.

3.Занятия по ознакомлению с окружающим, по математике.

Основные принципы, используемые для развития познавательной

активности у детей с общим недоразвитием речи.

• Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть развивающим.

• Принцип доступности обучения. Обучение только тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям.

• Принцип систематичности и последовательности предлагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее доступные.

• Принцип наглядности. «Детская природа явно требует наглядности». – К.Д.Ушинский

• Принцип поисковой деятельности. Перед ребёнком выдвигаются познавательные задачи, которые решаются в процессе деятельности.

• Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разными уровнями гибкости мыслительной деятельности.

Основные методы, используемые автором для развития

познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

Игровые методы способствуют поднятию интереса к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

Посредством словесных методов активизируется познавательная деятельность детей.

Через практические методы дети усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками.

Наглядные методы побуждают детей знакомиться с предметом или явлением, замечать изменения в окружающей обстановке.

Предметный мир детства представляет собой среду развития всех специфических детских видов деятельности. Поэтому в группе создана предметно-игровая среда.

Принципы создания игровой среды:

• Принцип активности. Среда стимулирует активность детей (игрушки находятся в доступном для детей месте).

• Принцип стабильности-динамичности. Среда динамична, предусматривается возможность её зонирования.

• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Создана развивающая стена, третье пространство.

• Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Дидактические игры подобраны с учётом индивидуального уровня развития.

Дидактическая игра – это игра обучающая и развивающая. Она не только является формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребёнка, служит формированию его способностей.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам организации и взаимоотношениям детей, по роли педагога.

Автор использует в работе следующие виды игр:

• игры-предположения («Что было бы…?»)

• игры с дидактическими игрушками

Дидактическая игра-явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Структурные компоненты дидактической игры:

• дидактическая задача- один из основных элементов игры. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Она определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

• структурным элементом игры является игровая задача , осуществляемая детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре

Две задачи – дидактическая и игровая отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки задачи в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.

• игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Они являются рисунком сюжета игры. Чем

разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра, тем успешнее развиваются познавательные и игровые задачи.

• одним из элементов дидактической игры являются правила . Они определяются задачей обучения и содержанием игры и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения между ними и воспитателем. В результате этого развивается способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

Принципы использования дидактических игр:

• игры повторяются с усложнением задач;

• интегрированы со всеми режимными моментами;

• включаются во все части занятия в зависимости от задач;

• выступают как мотивация для выполнения какой-либо поставленной задачи;

• развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, познавательную активность детей.

• формируют такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывают культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

  1. Результативность и доступность опыта.

Определение сформированности познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи проводилось два раза в год. Это позволило проследить динамику происходящих изменений. Полученные результаты заносились в диагностическую карту.

Результаты обследования показали, что на начало 2012-2013 учебного года детей с высоким уровнем развития не выявлено, со средним 45,1 %, с низким уровнем 54,9 %. Это позволило сделать вывод: уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – низкий.

Проведённая работа помогла решить намеченные цели, поставленные задачи. Работа велась с учётом компенсаторных возможностей детей, с соблюдением здоровьесберегающих технологий на занятиях и в организации дидактических игр.

В результате познавательная активность поднялась на высокую ступень. К концу года высокий уровень развития имели 27,3 %, средний 49,95 %, низкий 22,75%.

В ходе дидактических игр, работы в игровой среде дети:

• не заметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось проявлять любознательность, оценивать себя.

• стремиться быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

• научились оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развилось чувство ответственности, коллективизм, дисциплина, воля, характер.

Включение в занятие дидактических игр и упражнений позволило автору:

• сделать процесс обучения интересным и занимательным;

• создать рабочее настроение у детей;

• облегчить преодоление трудностей в освоении учебного материала;

• повысить уровень развития познавательной активности.

  1. Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован в дошкольных образовательных

учреждениях массовых и коррекционных детских садах.

  1. Трудоёмкость опыта.

Работа по данной теме предполагает высокий уровень теоретической

подготовки педагога, создание наглядного материала.

“Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушениями речи”

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности – потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов – практиков.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем – логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – логопедом, так и воспитателем.

В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Учитель-логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль логопеда в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:

привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)

краткость и ясность речи воспитателя

активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)

Организация дидактической игры:

Подготовка к проведению дидактической игры

Проведение дидактической игры

В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

1. Социально – психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.

3. Здоровье – сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, “необыденной” действительности, как специфическая “культура”, к которой им еще только предстоит приобщиться.

Работа учителя-логопеда построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

с игрушками и предметами;

Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

Правила работы с дидактическими играми:

Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры – 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

Познакомиться со структурой описания игр:

подробное описание цели;

перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;

описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;

советы по организации игрового пространства;

изложение правил и хода игры;

задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;

примеры учебных заданий;

примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.

Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.

Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).

Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности у дошкольников с нарушением речи

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, – задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Этот процесс эффективен, если строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка (образности мышления, подражательности, внушаемости, эмоциональности, непосредственности, открытости для воздействий взрослого).

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, осуществления себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, обнаруживать и развивать свои индивидуальные способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому в обучении на первое место выдвинута задача развития ребенка.

Но психическое развитие ребенка с нарушением речи без коррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Прежде всего, отмечается замедленный темп развития: все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием.

Дидактическая игра способствует развитию познавательных процессов у дошкольников с речевыми нарушениями. Данное утверждение действенно, если соблюдены условия: творческое руководство педагога, как основа вовлеченности детей в игру; в игре присутствуют яркие проблемные ситуации и нетрадиционные формы работы; родители вовлечены в игровую деятельность в группе и дома.

Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений. Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации (ограничение двигательной активности) далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.

Как помочь ребенку развивать познавательные и творческие способности и коммуникативную функцию речи, не лишая его главной биологической потребности – потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов – практиков.

Ведущую роль в познавательной деятельности человека играют психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида является специально организованная деятельность, в которой ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия в логопедической группе проводятся учителем – логопедом и воспитателями. Содержание занятий определяется программой воспитания и обучения ребенка в соответствии со сроками коррекции.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.

Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях как учителем – логопедом, так и воспитателем.

В дидактических играх используются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.

Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что она должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Благодаря дидактической игре можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и не сложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно-образном и даже в словесном плане.

При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются речевые особенности детей дошкольного возраста.

Важным моментом в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно-действенное и наглядно-образное, но и закладываются основы логического мышления – способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения), причинное мышление, способность к анализу, синтезу и др.

Правильная и своевременная организация работы по формированию всех видов мышления для детей с речевой патологией приобретает особое значение.

В играх, способствующих формированию мышления, выделяются два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому мышлению.

Несомненно, успешному проведению дидактических игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка речевой недостаточностью эмоциональная сторона организации игры – важное условие. Учитель-логопед своим поведением, эмоциональным настроем должен вызывать у него положительное отношение к игре. Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Роль логопеда в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным и коррекционным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении является соблюдение последовательности в их подборе. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Приемы и методы руководства дидактическими играми:

  • привлечения внимания к игре (загадки, считалки, сюрпризы, т.д.)
  • краткость и ясность речи воспитателя
  • активное участие воспитателя в игре (отмечает удачные решения, поддерживает, подбадривает, уточняет, напоминает)
  • коммуникативная направленность

Организация дидактической игры:

  • Подготовка к проведению дидактической игры
  • Проведение дидактической игры
  • Анализ
  • В настоящее время утверждаются новые подходы к формированию познавательной деятельности отдельной личности на основе трех основных направлений:

    1. Социально – психологического, направленного на формирование потребности к познавательной деятельности, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий. Для этого логопед использует игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование, привлекающее глаз ребенка.

    2. Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Дети получают знания в доступной форме. В своей работе педагог должен использовать пальчиковый массаж. Дети, массируя пальцы, воздействуют на находящиеся на них биологически активные точки, которые улучшают работу головного мозга, помогают кишечнику и т.д.

    3. Здоровье – сберегающего, которое заключает в себе развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть.

    Педагогический процесс идет так, чтобы мир, в том числе мир телесных движений, открылся детям в качестве особой, “необыденной” действительности, как специфическая “культура”, к которой им еще только предстоит приобщиться.

    Работа учителя-логопеда построена с учетом диагностических данных, которые позволяют определить первоочередные задачи и перспективы на будущее, разработать методические рекомендации развития дошкольников с нарушением речи учетом их возможностей и состояния здоровья.

    Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

    В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

    • с игрушками и предметами;
    • настольно-печатные;
    • словесные.

    Исследования педагогов и психологов показали, что организованное обучение на занятиях является наиболее продуктивным. Такое обучение способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них речи, мышления, внимания, памяти. Естественно, что с введением обучения в детском саду изменились роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Она стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают на занятиях.

    Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

    Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.

    Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятия.

    Содержанием дидактической игры является окружающая действительность.

    Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели.

    Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.

    Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.

    Дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу.

    Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями и навыками.

    В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны.

    Правила работы с дидактическими играми:

    Педагогу следует стать человеком, с которым интересно играть.

    Дать детям почувствовать преимущества коллективной жизни.

    Игры следует вводить в образовательный процесс постепенно (сроки освоения одной игры – 2-4 недели) и разумно (систематическое приучение детей к исполнению правил и инструкций вообще).

    Познакомиться со структурой описания игр:

    • подробное описание цели;
    • перечень задач, ориентированных на социальное развитие дошкольников;
    • описание материалов и оборудования, необходимых для проведения игры;
    • советы по организации игрового пространства;
    • изложение правил и хода игры;
    • задачи, которые должен держать в зоне своего внимания педагог;
    • примеры учебных заданий;
    • примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

    Использовать игры для решения задач социального развития и коррекции.

    Использовать игры для разрешения конкретной педагогической ситуации.

    Сделать занятие разнообразным и радостным для детей.

    Научиться подбирать формы предъявления учебных заданий (видеть, как дети реагируют на то или иное задание и быстро перестраиваться в зависимости от их реакции).

    Дидактические игры могут быть использованы на любых занятиях в детском саду при ознакомлении детей с содержанием любых программ, рекомендуемых сегодня практикам дошкольного образования Министерством образования Российской Федерации.

    Таким образом, в работе с детьми с речевой патологией игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое влияет на развитие и активизацию психических процессов, независимо от того, в каких условиях организуется коррекционно-развивающее обучение (в детском саду или дома).

    Дидактические игры как средства развития познавательной активности младших школьников

    Общепризнано, что усвоение школьного курса родного языка зависит прежде от уровня практического владения учащимся устной речью. Только речь, построенная в соответствии с грамматическими нормами, служит надёжным средством общения и познания окружающей среды. Язык и речь в школе – это инструмент познания, мышления, развития.

    Но в последнее время контингент общеобразовательных школ претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными нарушениями в речевом развитии, что препятствует формированию полноценной учебной деятельности и затрудняет общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняет усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.

    Помимо всего, сложный комплекс речевых нарушений в большинстве случаев откладывает отпечаток и на другие стороны психического развития ребенка:

    • внимание у таких детей может быть неустойчивым нестабильным и иссякающим;
    • объем памяти может быть снижен по сравнению с нормой, а это приводит к тому, что ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
    • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций.

    Сотрудничество семьи и школы – важнейшая задача в процессе воспитания и обучения. В этом союзе необходимо правильно определить роли каждого участника образовательного процесса и с наибольшей эффективностью использовать их возможности.

    Поэтому в работе с родителями всю коррекционно–развивающую работу для получения эффективных результатов, целесообразно проводить по следующим направлениям:

    Первое направление – ознакомление родителей с результатами диагностики речевого развития ребенка – это начальная стадия включения родителей в коррекционно – педагогический процесс. Родители не владеют информацией о возрастных особенностях, о речевых особенностях своих детей, потребностях их развития и не могут адекватно оценивать свои воспитательские способности и возможности. (приложение 1)

    Второе направление – изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и на формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка. Сюда же входит выявление образовательных потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития через анкетирование. Т.е идет установка контакта с членами семьи учащихся, согласование воспитательных воздействий на ребенка.

    Такая форма общения поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности, а также наметить тактику общения с каждым родителем.

    Третье направление – предполагает ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в школе. Четвертое направление – предусматривает обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей. (приложение 2)

    Пятое направление предполагает активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком. Участие родителей в организации коррекционно–развивающего пространства: изготовление поделок из различных материалов, рисунков, дидактических игр, участие родителей в подготовке праздников и пр.

    Как правило, ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому я не стремлюсь к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычным урокам русского языка или чтению, а стараюсь максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся перемещаться по кабинету. Огромное значение на своих занятиях я уделяю дидактическим играм.

    Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Их применение направлено на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

    1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С.Выготский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
    2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
    3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Т.е дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
    4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу.

    Однако я считаю, что игра должна быть не самоцелью, а средством развития интереса к учебе. Чтобы она выполняла эту цель, при ее организации необходимо придерживаться следующих принципов:

    • правила игры должны быть простыми и точно сформулированными, а материал игры посилен для всех детей;
    • дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию;
    • в игре должен принимать активное участие каждый ребенок, т.к. длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре;
    • подведение результатов игры должно быть четким и справедливым и должно проводиться сразу по окончании игры;
    • выделение достижений каждого ребенка во время игры, подчеркнув успехи отстающих детей.

    Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

    Для большей эффективности в достижении результатов своей работы при помощи дидактических игр, я решила привлечь к сотрудничеству родителей первоклассников, проведя анкетирование (приложение 3) и консультацию на тему «Дидактические игры – как средства развития познавательной активности младших школьников». (приложение 4).

    Посмотрев презентацию о роли дидактических игр на процесс коррекционного обучения (приложение 5 – презентация), родители стали спрашивать, где можно приобрести такие игры? А так как я ожидала такого вопроса, то показала им заранее приготовленную литературу, в которой были представлены рекомендуемые игры, с указанием цели и ее кратким описанием, и предложила самим изготовить подобные игры совместно с детьми.

    После ознакомления с методической литературой, родители между собой договорились: кто и какую игру будет делать, приходили консультироваться по вопросам оформления игры, по значимости для процесса обучения, для определения целей и задач. И через недолгое время коллекция дидактических игр логопедического кабинета начала пополняться. Игры были разного размера и оформления (приложение 6).

    Но именно это и было самым интересным! Но самое главное, что родители стали осознавать, что у них есть способности и таланты, а их дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство, со стороны взрослых. И если в начале года некоторых родителей приходится убеждать в том, что их помощь необходима, то теперь картина меняется: они сами идут в кабинет ко мне с вопросами, с наблюдениями, с сомнениями, проявляют активность и заинтересованность.

    Теперь на занятиях я стараюсь использовать только эти игры, в ходе работы с которыми, решается ряд дополнительных задач:
    – развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление)
    – формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
    – формирование предпосылок обучения грамоте;
    – профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

    Дети гордятся тем, что могут поделиться своими играми не только между собой, но и научить играть своих одноклассников. А родители берут игры домой на выходные дни, используют их в работе с детьми, тем самым имея возможность посмотреть оформление других игр, и обдумать создание новой игры (усовершенствовать свою или чужую).

    Взаимодействие учителя – логопеда с семьей ученика – необходимое условие полноценного речевого развития, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Проанализировав проведенную работу, я поняла, что взаимодействие с семьёй подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и обратную связь – контроль, который должен быть ненавязчивым, опосредованным. А результатом такого содружества становится повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имевших на начало учебного года видимые речевые нарушения.

    1. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
    2. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: Астрель, 2005. – 127 с.
    3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 – 240 с.
    4. Елецкая О. В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
    5. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
    6. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
    7. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи: Методическое пособие— СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999.— 112 с: ил
    8. Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007.- 17.

    Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

    Автор: Пахомова Юлия Викторовна

    Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №12 Белоглинского района»

    Населенный пункт: Краснодарский край, село Белая Глина

    Большинство детей с тяжёлыми нарушениями речи кроме основного речевого дефекта имеют особенности эмоционально-волевой сферы: чрезмерная утомляемость, сочетающаяся с повышенной возбудимостью; непоседливость; вспыльчивость и склонность к неврозам; обидчивость. Это ведёт к ограничению круга общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает такие специфические черты речевого поведения как неумение устанавливать контакт с собеседником, нежелание отвечать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение и как результат, отсутствие или очень низкий уровень речевой активности.

    В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, доказывающий то, что игра – это основной вид деятельности ребенка-дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных».

    В какой же форме преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

    Можно с уверенностью сказать, что, используя игровые технологии, учитель – логопед может почти на 50 % улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

    Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – в них четко поставлена цель и есть ожидаемый результат.

    Использования игровой технологии в логопедической практике повышает мотивацию ребенка к ОД, увеличивает результативность коррекционно-развивающей работы.

    Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

    • Обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
    • Терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
    • Коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребёнка);
    • Развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребёнка, делают процесс познания увлекательным).

    При проведении и организации всех видов игр необходимо соблюдать следующие условия:

    • Выразительность проведения игр.
    • Оптимальное сочетание занимательности и обучения.
    • Простота, доступность, ёмкость и наглядность.
    • Индивидуальный подход к каждому ребёнку, предоставление возможности показать свои знания.

    Для игр подбирается доступный речевой материал, который активизирует механизмы речевой деятельности.

    Дидактические ,подвижные, театрализованные , элементы сюжетно – ролевой игры, игры и упражнения на развитие произносительных навыков активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.

    Дидактические игры формируют правильное звукопроизношение, активизируют словарь, развивают связную речь.

    Существуют следующие виды дидактических игр :

    • игры с предметами (игрушками);
    • настольно-­печатные игры;
    • словесные игры.

    Игры и упражнения на развитие произносительных навыков автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки в самостоятельной речи детей.

    Театрализованные и сюжетно-ролевые игры – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на речевое развитие ребенка с тяжелым нарушением речи. Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта.

    Подбираются такие тексты, чтобы дать возможность ребёнку с тяжелым нарушением речи усвоить разнообразные выразительные вербальные и невербальные средства речи.

    В сюжетно-ролевой игре у детей формируются способности к партнерскому диалогу, коммуникативные способности. Дети раскрепощаются, учатся говорить громко, четко.

    Подвижные игры у детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся с речевым сопровождением. Они способствуют развитию правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа речи с движением.

    Пальчиковые игры – прекрасное средство переключить детей на другой вид деятельности. А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

    Применение ИКТ в работе с детьми с ТНР делает довольно сложный процесс коррекции речи более интересным, доступным, обладает рядом неоспоримых преимуществ перед другими игровыми технологиями, помогает быстрее перейти от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, что является важной ступенью развития логики.

    Результатом использования данной технологии является: повышение мотивации к обучению, увеличение концентрации внимания, высокая познавательная и речевая активность детей.

    Таким образом, используя в коррекционной работе с детьми с ТНР игровые технологии, учитель-логопед может улучшить результаты своей коррекционно – образовательной деятельности.

    Читайте также:  Практический материал (методические разработки) для проведения занятий с детьми первого года жизни
    Ссылка на основную публикацию