Развиваем пальчики – улучшаем речь

Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие

Уже не для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.

Мелкая моторика – это утонченные движения руки. У взрослых она достигает разной степени развития: в зависимости от профессии, натренированности и т.п. Для ребенка это очень важно, поскольку влияет на темпы его психического развития и даже – формирование речи.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно. На примере простых упражнений на развитие общей моторики— движений рук, ног, туловища— можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память, речь.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус и положительно сказываются на развитие речи ребенка.

В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.

Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия. Работы В.М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координированно и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в то же время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка в письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движении руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток можно выявить, предложив малышу нарисовать одним движением окружность, диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вам вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

· Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

· Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

· Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

· Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

· Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

· Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

· Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

· Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

· Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

· Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

· Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

· Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

· Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

· Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Вышел дождик на прогулку. Шагаем пальчиками обеих рук по столу.

Он бежит по переулку, На каждую строку загибаем на обеих

Барабанит по окошку, руках пальцы, начиная с больших.

Напугал большую кошку,

Вымыл зонтики прохожих,

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу город мокрым стал. Встряхиваем ладонями, как будто отряхиваем их от воды.

Дождик кончился. Устал. Кладем ладони на стол

Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна

© МКДОУ д/с № 164 “Золотой петушок”, 2008 – 2020

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Аннотация: Статья посвящена проблематике того, что родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Советы родителям «Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи
М. Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстаёт (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь.

Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Загляните вы сюда –
Другом станет вам игра,
Так занятна и умна.
Увлечет игрой веселой
И поможет перед школой
Руки, пальчики развить,
Чтоб отличниками быть.

Разнообразные по форме и содержанию задания развивают память и воображение ребенка, помогут ему при подготовке к школе.

Выкладывание букв из различных материалов – серьезное заня-тие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действия по заданному образцу.

Занятие можно разбить на несколько этапов. Сначала взрослый выкладывает или рисует на бумаге букву-образец и знакомит с ней ребенка. Затем малыш копирует букву из предложенного материала. Следующий этап, когда дошкольник с помощью взрослого выклады-вает простые слова, учится их читать.

Используйте для занятия мозаику, семена, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, счетные палочки, толстые нитки.

Буквы из мозаики
Нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке –
Вот они, детишки.

ИГРЫ С ПЛАСТИЛИНОМ

Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.

Читайте также:  Использование оригами в речевом развитии детей дошкольного возраста

На столе появится один пластилиновый домик, а затем и целый город. Во время игры с пластилином вы можете читать сказку, а юный скульптор – творить наиболее понравившихся ему персонажей.

Не сдерживайте фантазию ребенка – среди вылепленных им образцов могут оказаться существа из его собственного волшебного мира. По рассказам о них вы сможете лучше понять характер своего малыша.

Сказки оживают
Кусочки пластилина
Катает наша Зина:
Шарики, колбаски,

И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.

Этот комплекс игр поможет вашему малышу узнать, как обычная бумага превращается в забавные объёмные игрушки. Пусть ребёнок сам скомкает листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы мячики для игры: попробуйте вместе кидать их в коробку или нарисованную мишень. Сшив, склеив или просто связав мячики между собой, можно получить причудливые объёмные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолётиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спе-ша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет и сам мастерить игрушки.
Бумага (особенно цветная) может стать основой многих интересных и полезных игр. Например, вырезание различных фигур научит ребенка уверенно пользоваться ножницами.

Строим дом многоэтажный
Из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный.
Но отлично он стоит.

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

Предложите ребенку регулярно заниматься с крупой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Научите ребёнка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.
Все это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.

Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребёнок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте любую возможность: рисуйте с ребёнком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребёнку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный узор, дорисовывать вторю половинку изображения – развивайте творческое воображение, зрительную память и цветоощущение у малыша.

Рисунки на песке
На песке рисую горы,
Лес дремучий, а потом
Нарисую выше тучи
Дом, в котором
Мы живём.

ЛЕТОМ В ДЕРЕВНЕ

Какой полезной для общего развития детского организма может стать игра и посильная работа в деревне, на дачном участке.

Расскажите малышу, какими ловкими станут его ручки, если он будет помогать родителям в прополке грядок, сборе ягод, уборке территории (мелких камешков, палочек и т.п.).

Зайка мало отдыхает,
Грядки полет, поливает.
Огород его хорош,
Сорняков в нем не найдешь.
А морковка – просто чудо.
– Есть один её не буду, –
Так решил зайчонок, –
Пусть поест слоненок.

И на кухне найдется дело для ловких пальчиков. Вспомните, как часто вы замечали, что ваша дочка или сын внимательно наблюдали за тем, как вы готовите обед или ужин. Попросите ребенка помочь вам приготовить блюдо из теста, и ваш пирог украсится необычными узорами, созданными детскими руками и фантазией.

Пироги и плюшки
Мама пироги печет.
Машенька не отстаёт,
Пальчики стараются,
Плюшки получаются.

ИГРЫ СО СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

В этих играх вашими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии.
Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и сделает свою картинку.

Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

Светлана Пономарева
Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь»

«Развиваем пальчики — улучшаем речь»

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом,и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков «говорит» о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Известный исследователь детской речи М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Как же сделать пальчики ловкими и проворными?

Прежде всего, надо активизировать те точки на руках малыша, которые непосредственно влияют на развитие высших корковых функций (головной мозг) и соответственно дают толчок их дальнейшему развитию. Находятся они на кончиках пальцев. Затем развивать гибкость кисти. И еще малыш должен научиться делать какую-то работу одной рукой независимо от другой.

Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженный мышечный тонус, с ним надо заниматься обязательно. Ведь вам не хочется, чтобы он, через несколько лет пойдя в школу, начал отставать в учебе.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая её, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ЛАДОНЬ-КУЛАК – РЕБРО». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте всё как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развитиямелкой моторики полезны:

Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Массировать нужно обе ручки – ведь каждая «отвечает» за «своё» мозговое полушарие!

различные виды мозаик

Детали, чем мельче, тем лучше. Конечно, складывать буквы или фигурки малыш будет под вашим присмотром, чтобы мозаичная деталька не оказалась ненароком у него во рту.

разнообразные конструкторы

Пластиковые, металлические, картонные. Для повышения интереса ребенка к конструированию, не забывайте обыграть постройку.

рисование и раскрашивание

готовые альбомы для раскрашивания и рисования, книжки-раскраски.

А также используйте в играх:

разнообразные шнуровки (готовые и сделанные своими руками,

пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,

цветные клубочки ниток для перематывания, набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения «косичек»;

палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров, картинок (предметных и сюжетных);

семена, мелкие орешки, крупа, камушки, разноцветные пуговицы для сортировки (по кучкам, баночкам и пр., для выкладывания узоров;

набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия «Узнай на ощупь» (можно собрать мешочек вместе с ребенком, наполнив любимыми игрушками киндер-сюрпризов);

прищепки (бельевые разных цветов);

игры с бумагой (плетение, cкладывание);

разнообразный природный материал;

ручки, фломастеры, карандаши.

Играйте с ребенком, и результаты вас обязательно порадуют. Успехов вам!

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» Консультация для родителей «Развиваем пальчики — улучшаем речь» «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова.

Консультация для родителей «Сказки читаем-речь развиваем!» Воспитатель Казьмина Алена Александровна МАДОУ детский сад № 1 “Ласточка г. Бор, Нижегородская область Уважаемые родители! Народная сказка.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека) Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «С крупой играем — речь развиваем» Одно из направлений развития ребёнка и гарант успешности в обучении его письму-это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев.

Мастер-класс для родителей «Проворные пальчики, бойкая речь» Мастер-класс для родителей “Проворные пальчики, бойкая речь” Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития мелкой моторики.

Практикум «Развиваем пальчики — формируем речь» Задачи. Заинтересовать родителей в необходимости и результативности коррекционно-развивающей работы. Познакомить с нетрадиционными техниками,.

Презентация для родителей «Играем пальчиками — развиваем речь» В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована.

Советы для родителей «Развиваем пальчики» Физическое развитие ребенка включает в себя две широкие области- умственное развитие и мелкую моторику. Чаще всего родители приобретают.

Тренируем пальчики — развиваем речь. Фотоотчёт. Развитие речи является одной из важнейших задач развития детей дошкольного возраста У детей младшего дошкольного возраста развитие речи.

Мастер класс «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
консультация по логопедии на тему

Мастер класс

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
ermoshina_master-klass.docx144.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Учитель-логопед Ермошина Галина Николаевна

“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

“Рука-это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).

Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.

Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития речи.

А сейчас я вам покажу некоторые приёмы и способы развития мелкой моторики рук.

Мастер-класс «Гостинцы для лесного жителя»

Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Оборудование и раздаточный материал: Ёлка, ёжик, грибок на палочке. Материалы для изготовления аппликации из крупы (белый картон с рисунком ёжика, клей, гречневая крупа, рис, осенние листья). Для рисования пальчиками нам потребуется : желтая и голубая гуашь, пластиковые тарелочки для гуаши, салфетки. «Сказочный грибок» ( из пластилина) : доска для работы, пластилин (коричневый, белый), корзинка, салфетки. «Яблочко» в технике «рванная аппликация»: заготовка яблока из картона, цветная бумага или салфетки (красного, желтого, зелёного цветов), клей.

  1. Организационный момент.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно …(Ёжик)

– Правильно, ёжик. ( Логопед демонстрирует на слайде ежа)

Ежи – это забавные существа с колючками, который нужны чтобы защититься от врагов. Ежи едят мясо, а также различные растения и фрукты. Они ведут ночной образ жизни, а зимой находятся в спячке.

– Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что у меня и у вас на столе? (ответы детей) Как вы думаете, что можно из всего этого сделать? (ответы детей) А кто из вас хотел бы вместе со мной изготовить ежа?

  1. Изготовление аппликации из крупы «Ёжик».

– Наш ежик будет добрый, мягкий и не будет колоться, потому что вместо иголок мы используем гречку.

Приступайте к работе, следуя моей инструкции.

– Возьмите картон, с нарисованным на нем ёжиком. Возьмите клей и смажьте туловище, где у ежа должны быть иголки, посыпьте это место гречкой. Теперь смажьте клеем мордочку и посыпьте рисом.

(дети выполняют задание согласно инструкции)

  1. Произнесение чистоговорок.

– Вот и готовы ваши ежи. Какие они замечательные. Послушайте, что я скажу о ежах.

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.

– Кто сможет повторить? (дети повторяют чистоговорки)

  1. Пальчиковая гимнастика.(малая драматизация содержания пальчиковой гимнастики «Ежик» в сольном исполнении логопеда)

– А теперь давайте покажем эту миниатюру с помощью рук.

  1. Короткая беседа.

– Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? ( ответы детей ) – Осенью лесные животные готовятся к зиме. Давайте поможем ёжику приготовить на зиму запасы – грибы.

– Для этого возьмём пластилин коричневого цвета, ладонями раскатываем его. Это будет ножка гриба. Из белого куска пластилина, скатываем шарик. Шарику придаем форму шляпки гриба. Теперь крепко соединяем ножку и шляпку, чтобы она ни слетела, когда ёжик возьмет его с собой.

– Давайте соберем грибочки в корзинку.

  1. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик».

– А теперь мы с вами отдохнём:

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы – опятки.
(водят глазки вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза,)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

  1. – Ребята, наших грибочков на всю зиму не хватит. Давайте приготовим ежику еще и яблок. Ведь вы знаете, что ежи любят не только грибы, но и фрукты. Для этого нам понадобится бумага, которую мы будем рвать на мелкие кусочки и заготовка, на которую эти кусочки будем наклеивать. Смотрите внимательно и выполняйте за мной. (Бумагу красного, желтого и зеленого цвета рвем на мелкие кусочки. Берем заготовку в виде яблока, наносим на нее клей, клеим кусочки бумаги на заготовку)

– Вот и готовы яблоки для нашего ежа! Теперь точно, голодать он не будет.

Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов – величиной, формой, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его развитие, а являются лишь необходимым условием, способствующим развитию. Продуктивность занятия возрастет, если вы – родители вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Даже у взрослого человека не всегда получается верно выполнить задание. Не верите? Давайте проверим! Делайте вместе со мной упражнения («Жонглеры») :

  1. Подбросьте грецкие орехи в одной руке;
  2. Теперь из одной руки в другую руку,
  3. Перебросьте орешки друг другу,
  4. Переложите по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

А теперь попробуем выполнить упражнение со спичками ( удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; “квадрат” – удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; “крестик” – одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую – указательный и мизинец ).

Вы убедились, что не всегда все получается быстро и легко. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.

Развиваем пальчики – улучшаем речь

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Мастер-класс «Развиваем пальчики — развиваем речь»
Моторика
Автор: Коптева Наталья Александровна
26.01.2018 17:47

Мастер-класс «Развиваем пальчики — развиваем речь»

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежки лепили.
Раз – подбросим,
Два – поймаем,

«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять,
Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.

Перед нами елочка:
Шишечки, иголочки,
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Сухомлинский

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

  • Массаж большого пальца повышает активность головного мозга.
  • Массаж указательный пальца связан с желудком.
  • Массаж среднего пальца — стимулирует работу печени, почек.
  • Массаж безымянного пальца стимулирует работу нервной системы и половой сферы.
  • Массаж мизинца — стимулирует работу сердца.

Основные виды занятия с ребенком

  1. Массаж — ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
  2. Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
  3. Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
  4. Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
  5. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры — этим весёлым занятиям посвящены многие книги.
  6. Шнуровки – сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок.
  7. Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин.
  8. Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.
  9. Рисуйте. Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру.
  10. Вырезайте из бумаги разные фигурки. Начните с простых – круг, квадрат или треугольник, потом можете вырезать сложные картинки.
  11. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  12. На прогулке стройте из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки.
  13. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.

Девиз мастер-класса:

Используйте творческий подход, занимаясь со своим ребенком все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Развиваем пальчики – улучшаем речь

–> МБДОУ “Детский сад №235” –>

Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №235» общеразвивающего вида

Мастер класс

«Развиваем пальчики – улучшаем речь»

Введение

“Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский

“Рука-это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант). Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.

Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.

По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых – мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной.

В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, попевок и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками, катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек, рисование букв и геометрических рисунков на столе или в воздухе, можно на спине пальчиком.

Очень хорошо данные методики вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними, так как простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, всего речевого аппарата, снимают умственную усталость и заторможенность после активной умственной работы. Они способны улучшить произнесение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка.

Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Как же рука изучает, обследует предметы?

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности и т.д.

2. Постукивание дает возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаружить многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т.д.

4. Надавливание дает возможность определить, мягкий предмет или твердый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание (обхват, потирание, поглаживание, круговые и мнущие движения) мелких и сыпучих предметов учит ребенка ощущать прикосновение ладони или пальцев.

Большим, указательным, средним пальцами дети ощупывают детали мозаики, пуговицы, гайки, монетки; крупные предметы захватывают всеми пятью пальцами. Если предмет не умещается в руке, переходят к двуручному ощупыванию – осязанию: одной рукой его держат, фиксируют, а другой (ведущей) – исследуют.

Ощупывание поглаживанием дает возможность определить свойства поверхности.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры, в них вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории.

Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра, которая сопровождается короткими диалогами, сценками.

Полезны занятия с пластилином, глиной. Изготовление поделок с использованием пуговиц, разных видов круп, семян (панно).

Так же эффективны занятия с бумагой. Дошкольники овладевают навыками моделирования, знакомятся с пространственными отношениями, учатся преобразовывать объекты.

Используя в работе технику оригами, искусство складывания бумаги, позволяет развивать мелкую моторику, синхронность движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию, что особенно важно для детей с проблемами развития речи.

А сейчас я вам покажу некоторые приёмы и способы развития мелкой моторики рук.

Мастер-класс «Гостинцы для лесного жителя»

Цель. Повышение компетентности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста.

Задачи. Показать вариативность методов развития мелкой моторики рук у детей. Прививать навыки игрового взаимодействия родителей с детьми.

Ожидаемые результаты. Родители понимают важность развития мелкой моторики рук и ее непосредственного влияния на речь детей, применяют методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.

Оборудование и раздаточный материал:Ёлка, ёжик, грибок на палочке.Материалы для изготовления аппликации из крупы (белый картон с рисунком ёжика, клей, гречневая крупа, рис, осенние листья). Для рисования пальчиками нам потребуется : желтая и голубая гуашь, пластиковые тарелочки для гуаши, салфетки. «Сказочный грибок» ( из пластилина) : доска для работы, пластилин (коричневый, белый), корзинка,салфетки. «Яблочко» в технике «рванная аппликация»: заготовка яблока из картона, цветная бумага или салфетки (красного, желтого, зелёного цветов), клей.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

  1. Организационный момент.

Вместо шубки лишь иголки.

Не страшны ему и волки.

Колкий шар, не видно ножек,

Звать его конечно …(Ёжик)

-Правильно, ёжик. (Логопед демонстрирует на слайде ежа)

Ежи –это забавные существа с колючками, который нужны чтобы защититься от врагов. Ежи едят мясо, а также различные растения и фрукты. Они ведут ночной образ жизни, а зимой находятся в спячке.

– Посмотрите, что я сегодня приготовила для вас. Что у меня и у вас на столе? (ответы детей) Как вы думаете, что можно из всего этого сделать? (ответы детей) А кто из вас хотел бы вместе со мной изготовить ежа?

  1. Изготовление аппликации из крупы «Ёжик».

– Наш ежик будет добрый, мягкий и не будет колоться, потому что вместо иголок мы используем гречку.

Приступайте к работе,следуя моей инструкции.

– Возьмите картон, с нарисованным на нем ёжиком. Возьмите клей и смажьте туловище, где у ежа должны быть иголки, посыпьте это место гречкой. Теперь смажьте клеем мордочку и посыпьте рисом.

(дети выполняют задание согласно инструкции)

  1. Произнесение чистоговорок.

– Вот и готовы ваши ежи. Какие они замечательные. Послушайте, что я скажу о ежах.

  • Есть иголки у ежа.
    Жи-жи-жи-жи,
    Но не шьют, увы, ежи.

– Кто сможет повторить? (дети повторяют чистоговорки)

  1. Пальчиковая гимнастика.(малая драматизация содержания пальчиковой гимнастики «Ежик» в сольном исполнении логопеда)

– А теперь давайте покажем эту миниатюру с помощью рук.

  1. Короткая беседа.

– Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (ответы детей) – Осенью лесные животные готовятся к зиме. Давайте поможем ёжику приготовить на зиму запасы – грибы.

– Для этого возьмём пластилин коричневого цвета, ладонями раскатываем его. Это будет ножка гриба.Из белого куска пластилина, скатываем шарик. Шарику придаем форму шляпки гриба. Теперь крепко соединяем ножку и шляпку, чтобы она ни слетела, когда ёжик возьмет его с собой.

– Давайте соберем грибочки в корзинку.

  1. Динамическая пауза с элементами зрительной гимнастики «Ёжик».

– А теперь мы с вами отдохнём:

Ходит ёжик по полянке, ищёт он грибы – опятки.
(водят глазки вправо и влево)
Глазки щурил, открывал, но грибов не увидал.
(прищуриться и открыть глаза,)
Вверх смотрел он, вниз глядел,
(посмотреть вверх- вниз)
Вдруг увидел гриб на славу!
(закрыть и широко открыть глаза)
Ёж затопал по тропинке и грибок унёс на спинке.

  1. –Ребята, наших грибочков на всю зиму не хватит. Давайте приготовим ежику еще и яблок. Ведь вы знаете, что ежи любят не только грибы, но и фрукты. Для этого нам понадобится бумага, которую мы будем рвать на мелкие кусочки и заготовка, на которую эти кусочки будем наклеивать. Смотрите внимательно и выполняйте за мной.(Бумагу красного, желтого и зеленого цвета рвем на мелкие кусочки.Берем заготовку в виде яблока, наносим на нееклей, клеим кусочки бумаги на заготовку)

– Вот и готовы яблоки для нашего ежа! Теперь точно, голодать он не будет.

Заключение

Восприятие будет более полным, если в нём участвуют одновременно несколько анализаторов, т.е. ребёнок не только видит и слышит, но ощущает и действует этими предметами.

Необходимо приобретать ребенку пособия, игрушки, действуя которыми, он будет знакомиться со свойствами предметов – величиной, формой, цветом и т.д. Однако как бы разнообразны ни были пособия, представленные ребёнку, сами по себе они не обеспечивают его развитие, а являются лишь необходимым условием, способствующим развитию. Продуктивность занятия возрастет, если вы – родители вместе с ребенком возьметесь за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Даже у взрослого человека не всегда получается верно выполнить задание. Не верите? Давайте проверим! Делайте вместе со мной упражнения («Жонглеры»):

  1. Подбросьте грецкие орехи в одной руке;
  2. Теперь из одной руки в другую руку,
  3. Перебросьте орешки друг другу,
  4. Переложите по верху с перекладыванием ловящей рукой в подкидывающую 2-х, 3-х предметов (как в цирке).

А теперь попробуем выполнить упражнение со спичками(удерживать спички подушечками большого, среднего и мизинца, так, чтобы получился треугольник; “квадрат” – удерживать спички большим, указательным, безымянным и мизинцем; “крестик” – одну спичку держат большой и безымянный пальцы, другую – указательный и мизинец).

Вы убедились, что не всегда все получается быстро и легко. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя что-то новое и интересное.

Развиваем пальчики – улучшаем речь

Советы родителям

Минерализация

Синтез органического вещества остеобластами

Минерализация

4. Остеогенез.

5. Образование пульпы

Фибробласты зубного сосочка синтезируют молекулы тропоколлагена и полисахариды, из которых образуются коллагеновые волокна и основное вещество РВСТ. В соединительной ткани зубного сосочка разрастаются сеть кровеносных сосудов и нервных волокон.

6. Образование периодонта

клетки мешочка пролиферируют и дифференцируются в фибробласты, которые образуют коллагеновые волокна и основное вещество

Развитие постоянных зубов.

Постоянные зубы проходят в своем развитии те же 3 стадии развития. Отличия:

  1. Постоянные зубы образуются из задне-нижних отделов зубной пластинки, молочные – из вестибулярных отделов зубной пластинки.
  2. Значительный разброс сроков закладки, минерализации и прорезывания постоянных зубов по сравнению с временными.
  3. Все процессы развития в постоянных зубах идут медленнее, с длительными периодами покоя.
  4. В постоянных зубах более выражены структуры, связанные с периодичностью роста и развития (линии Ретциуса в эмали, линии Эбнера в дентине).
  5. Постоянные зубы (резцы, клыки, премоляры) имеют временных предшественников, постоянные моляры – не имеют.
  6. Если постоянных зуб имеет предшественника, его зачаток сначала лежит в общей костной альвеоле, затем между ними образуется костная перегородка, которая сохраняется до времени смены зубов.

Сроки для молочных зубов

№ зубаминерализацияпрорезываниеокончание формирования корнярассасывание корня
I4,5 мес в/у6-8 мес2 г5 лет
II4,5 мес в/у8-12 мес2 г6 лет
III7,5 мес в/у16-20 мес5 лет8 лет
IV7,5 мес в/у12-16 мес4 г7 лет
V7,5 мес в/у20-30 мес4 г7 лет

Сроки для постоянных зубов

№ зубазакладка зачаткаминерализацияокончание формирования эмалипрорезываниеокончание формирования корня
8 мес в/у6 мес4-5 лет6-8 лет10 лет
8 мес в/у9 мес4-5 лет8-9 лет10 лет
8 мес в/у6 мес6-7 лет10-11 лет13 лет
2 г2,5 г5-6 лет9-10 лет12 лет
3 г3,5 г6-7 лет11-12 лет14 лет
5 мес в/у9 мес в/у, при рождении2-3 года5-6 лет10 лет
3 г3,5 г7-8 лет12-13 лет15 лет
5 лет8 лет18 – 20 лет, сроки различны16 – 25 лет, сроки различныне ограничены

Литература:

Гистология и эмбриология органов полости рта человека

С.-П., «Специальная литература», 1996 г., стр. 166-205

  1. Терапевтическая стоматология

Под редакцией Боровского Е.В.

М., Медицинское информационное агентство, 2003 г., стр. 76-78

Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной.

Дома самостоятельно можно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После5 лет дети могут изобразить движения «Кулак—ребро—ладонь».

Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ему необходима ваша помощь. Займитесь пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Для развития мелкой моторики полезны:

· различные виды мозаики;

· разнообразные конструкторы (железные и пластмассовые);

· пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры;

· цветные клубочки ниток для перематывания;

· набор веревочек различной толщины для завязывания узлов и плетения «косичек»;

· набок мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»);

· палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров;

· спички с обрезанными головками;

· семена, мелкие орешки, крупа, бисер, разноцветные пуговицы для выкладывания узоров;

· игры с бумагой (плетение, складывание);

· разнообразный природный материал;

· ручки, фломастеры, карандаши.

Внимание! С мелкими предметами дети должны играть только в присутствии взрослых.

|следующая лекция ==>
РАДИО РОССИИ». НОВЫЙ ОБЛИК|Развитие силы голоса и темпа речи

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 182 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию