Развитие звуко-слогового анализа слов у старших дошкольников с ОНР

Особенности логоритмических занятий при коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности логоритмических занятий при коррекции нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Согласно современным научным исследованиям, логопедическая ритмика является сильнейшим коррекционно-развивающим зарядом для развития психофизиологических функций, в том числе и речевой функции человека. Разнообразные средства логоритмики уже долгое время используются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Логоритмика занимает важное место в системе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи. Она направлена на:

– развитие слухового внимания и двигательной памяти;

– совершенствование фонематического, музыкального слуха;

– развитие дыхания, голоса, артикуляции;

– развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

– знакомство с многообразными движениями, пространственной ориентацией тела;

– формирование и развитие слуховой, зрительной и двигательной координации;

– развитие чувства ритма;

– воспитание оценивать свои движения и речь.

Занятия по логопедической ритмике проводятся регулярно и на протяжении всего года, два раза в неделю в утренние часы. Новая тема прорабатывается на протяжении трёх занятий с постепенной подачей изучаемого материала. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной и других систем, а также воспитание эмоционально-волевых качеств личности.

Необходимым условием выработки двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания здоровых динамических стереотипов.

Необходимым условием работы на логоритмических занятиях является создание доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребёнка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр, упражнений, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой деятельности.

Наглядность изучаемого материала обеспечивается использованием на занятиях масок, костюмов зверей и птиц, детских игрушек, а так же таблицами со складами и текстом коротеньких стихов и песен, созданием художественных образов по средствам музыки.

Важным требованием при изучении новых движений (в целях той или иной коррекции нарушенных функций) является практический показ движений взрослым с тем, чтобы ребёнок конкретно представил движения, пережил правильные двигательные ощущения и почувствовал желание воспроизвести эти движения.

Необходимо учитывать быструю психическую и физическую истощаемость этих детей, объединяя детей на логоритмических занятиях надо дифференцировать не сами приёмы, а скорее требования к выполнению задания каждым ребёнком из группы.

Игры и упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы они были по сложности доступны для выполнения. Усложнение двигательных, речевых и музыкальных заданий должно происходить постепенно. Практически это достигается оптимальным распределением материала на занятиях в течение коррекционного курса.

Сам коррекционный курс рассчитан на два года и поделён на четыре этапа. На каждом этапе, в соответствие с решаемыми коррекционными задачами, дети постепенно совершенствуют свои умения и навыки по мере усложнения выполняемых ими заданий.

Коррекционная работа с речевыми нарушениями требует дифференцированного подхода и осуществляется через совокупность требований, предъявляемых к созданию дифференцированной методики и проведению логоритмических занятий для детей дошкольного возраста страдающих алалией и дизартрией.

Коррекционное обучение осуществляется в следующих направлениях:

– развитие и систематическая тренировка таких двигательных характеристик, как произвольное регулирование, состояние мышечного тонуса, силы, ловкости и выносливости, быстроты и точности движений, динамической координации и согласованности движений, ритмичности и пластичности движений;

– развитие двигательных кинестезий и кинетической схемы (образа) движения; развитие соматопространственной ориентации и зрительномоторных координаций; тренировку высоты и силы звучания голоса;

– развитие тембровых характеристик голоса и просодического компонента речи (слого-ритмическая структура);

– овладение сложными логико-грамматическими связями языка через двигательную деятельность детей на логоритмических занятиях.

Что касается логоритмического коррекционного обучения детей страдающих алалией и посещающие речевые группы специальных образовательных учреждений, осуществляется в следующих направлениях:

– развитие восприятия (оптического, слухового, тактильного гнозиса);

– активизация стимулирования подражательной деятельности на начальном этапе и самостоятельное выполнение упражнений на заключительном этапе работы;

– тренировка всех видов памяти при постепенном увеличении объёма предъявляемого материала;

– развитие двигательного и артикуляционного праксиса;

– обучение планированию и организации любого действия, которое опирается на смысловую сторону действия с предметом и реализации схемы любого действия;

– автоматизация предметных действий при многократном повторении заученных схем;

– перенесение заученных речедвигательных навыков в самостоятельную речевую и языковую деятельность;

– тренировка двигательных и артикуляционных кинестезий;

– развитие понимания чужой и собственной речи;

– формирование фонематического восприятия через многократную тренировку в различении речевых кинестезий;

– развитие реципрокной координации движений для улучшения межполушарного взаимодействия;

– развитие абстрактного, образного мышления у детей через задачи, загадки, игры-драматизации, элементы хореографического танца, обучение импровизации движений на заданную тему.

При коррекции звуко-слоговой структуры слова для детей страдающих алалией и дизартрией часто проводятся совместные логоритмические занятия, для которых общими являются:

1. комплексное воздействие на сохранные анализаторные системы ребёнка в процессе логоритмической деятельности;

2. систематичность занятий и строгая дозировка нагрузки на каждого ребёнка;

3. многократность повторения тренировочного материала;

4. продолжительность занятия 20-30 минут;

5. количество человек в подгруппе 5-6 человек;

6. занятия проводятся два раза в неделю в утренние часы.

Основная часть занятия длится 15 минут и включает в себя 3-4 вида упражнений, на усмотрение специалиста по логоритмике. Сюда могут входить упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой или слухо-речевой памяти и внимания; музыкально-двигательные и музыкально-ритмические упражнения развивающие координацию речи и движений с музыкальном сопровождении и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен и распевок. На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В неё входят: игры на развитие мимических и пантомимических движений и детей, подвижные игры, игры-драматизации с речевых сопровождением, музыкальные игры-драматизации, ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, упражнения активизирующие внимание и память, и регулирующие мышечный тонус.

Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная связь движения с музыкой; и включение речевого материала на отработку слоговой структуры слова. При выборе методических приёмов, связанных с включением речевого материала в упражнения, необходимо учитывать то, что дети I-II речевого развития не имеют системы навыков речевой деятельности, «их умения в разных областях речевого развития стоят на неодинаковых уровнях, … отсюда необходимость сочетания приёмов активизации речи в целом, разных её сторон (словаря, грамматического строя, диалога, монолога) и совершенствования звуковой стороны речи».

Структура и содержание логоритмических занятий зависит от речевого нарушения, двигательной активности ребёнка и самого дефекта.

Компенсация речевого нарушения осуществляется через активное включение тех видов деятельности, которые обеспечиваются работой правого полушария мозга, а так же формирования межполушарного взаимодействия, которое обеспечивает компенсацию нарушенных двигательных внеречевых и речевых функций у ребёнка.

Для различения и усвоения слогового состава слов ребенок должен овладеть слухоречевым ритмом. Этому предшествуют специальные ритмические упражнения, направленные на соз­дание основы правильного членения слова на слоги, форми­рование предпосылок усвоения словесного ударения, развитие слогового контура слова.

Работа над ритмом проводится в двух направлениях: над восприятием и воспроизведением различных ритмических структур.

Детям можно предложить разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом о пол, ритмичные удары в барабан, бубен, по металлофону и др.

Материалом для упражнений служат различные ритмические структуры.

Логопедическая работа ведется в соответствии с «Програм­мой». Например, на первой ступени обучения ребенок вос­производит ритмические структуры только по подражанию. При этом в логопедической работе используются простые не­акцентированные ритмы, развитие слухового внимания и па­мяти осуществляется на материале трех ритмических сигналов.

На второй ступени обучения ребенка учат воспринимать и вос­производить ритмические структуры не только по подражанию, но и по словесной инструкции. В логопедической работе ис­пользуется более сложный материал: количество ритмических сигналов возрастает до пяти, детям предлагаются неакцентиро­ванные ритмические структуры, разделенные длинными и ко­роткими паузами.

На третьей ступени обучение детей разли­чению и воспроизведению ритмов организуется без опоры на зрительное восприятие. Ребенку предлагается до шести рит­мических сигналов, используются серии неакцентированных и акцентированных ритмических структур с громким и тихим, длинным и коротким звучанием, вводится графическое обо­значение различных по длительности и громкости звучаний.

Содержание логопедической работы по развитию восприя­тия и воспроизведения ритмических структур тесно взаимосвязано с музыкальным воспитанием детей. Используя игры на развитие чувства ритма, различение звуков по длительности и силе звучания музыкальный руководитель решает те же задачи, что и логопед. Воспитатель также формирует у детей чувство ритма в процессе художественно-эстетического воспитания в работе с кистью, карандашом, фломастером (практические упражнения на передачу ритма повторности и чередования), при формировании элементарных математических представ­лений (упражнения на соотнесение количества ударов с опре­деленной цифрой). Данные направления работы воспитателя и музыкального руководителя определены программным со­держанием в соответствии со ступенями обучения. Логопед может также рекомендовать воспитателю использовать специ­альные упражнения, формирующие чувство ритма.

Целенаправленная, планомерная работа по формированию слухоречевого ритма развивает слуховое восприятие, способ­ствует привлечению слухового внимания к ошибкам в произ­ношении. Работа в данном направлении проводится в опреде­ленной последовательности (узнавание ритмических структур, понимание и сознательный анализ воспринимаемого образца, сознательная имитация) и способствует усвоению детьми на­выков ритмики слова и формированию ритмической органи­зации высказывания, то есть звуко-слоговой структуры слова.

Предварительная логопедическая работа заключается в обу­чении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ла­доши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и т.д.

Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста (третья ступень обучения). Это обусловлено тем, что на данной ступени в соответствии с программными требованиями дети знакомятся с понятием «слог», у них формируются знания о слоговом строении слова, умение слышать гласные в слове, определять количество слогов. Эти знания и умения являются базовыми для развития слухоречевого ритма на материале слов и пред­ложений.

Список использованной литературы

Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001.

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2010. 175 с.

Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2002.

Кузнецова Е.В. Ритмическая ритмика в детском саду (методические рекомендации). М., 2001. 60 с.

Коррекционная работа, направленная на развитие звукового анализа и синтеза у детей с ОНР

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР необходимо отводить формированию фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)). Формирование фонематического восприятия благоприятно воздействует на развитие всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слов. Дошкольникам с ОНР труднее овладеть навыком звукового анализа, так как у них недоразвито фонематическое восприятие. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма. Формирование фонематических процессов должна являться пропедевтическим процессом для овладения звуковым анализом.

Без некоторой сформированности основ фонематического восприятия немыслимо развитие его главного этапа – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов и слов.

Фонематическое восприятие, прежде чем стать звеном речевого звукоразличения, на первых этапах онтогенеза возникает и автоматизируется как тональное звукоразличение, звуковая дифференцировка: бытовые шумы – голос человека, голос своего – голос чужого, просодика речи матери в разных ситуациях.

Коррекционная работа по совершенствованию фонематического восприятия дошкольников будет эффективной при условии решения следующих задач:

• развитие слухового внимания и слуховой памяти (Игра «Послушай, о чем говорит улица», «О чем говорит дом?»: определить на слух направление звука источник которого расположен справа- слева – сзади – спереди.) (см. Приложение 6);

• формирования навыков узнавания шумовых или музыкальных звуков («Где позвонили?» Для этой игры необходимы колокольчик, дудочка или свисток. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь неслышно, звонит в различных местах. Ребенку необходимо указать рукой источник звука. Потом желательно поменяться ролями);

• дифференциация высоты, силы, тембра голоса на материале схожих звуков, слов, фраз, дифференциации слов, близких по своему звуковому составу («В лесу» – ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко)

• дифференциации фонем, слогов, слов (упражнения на различение и отхлопывание ритмического рисунка слова);

• развитие навыков элементарного звукового анализа. («Выдели звук» – первый ударный гласный звук в слове.);

Таким образом, можно выделить следующие этапы работы по технологии развития фонематического слуха у детей:

1. Развитие распознавания неречевых звуков.

2. Развитие узнавания и дифференциации фонем на слух.

3. Формирование фонематического восприятия.

Для развития звукового анализа и синтеза у детей, для подготовки руки к письму и овладению чтению, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Г.А. Каше, Т.А. Ткаченко, Н.А. Нищева я дополнительно использовала нетрадиционный метод коррекции, а именно применила су-джок терапию.

Применение су-джок массажеров, во-первых, развивает мелкую моторику, во-вторых, позволяет повысить интерес к занятию, что способствует более успешному развитию речи.

Очень полезно и эффективно осуществлять массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей с помощью су-джок шарика и эластичного кольца. Эти участки соответствуют головному мозгу.

Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Су-джок терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Для развития фонематического слуха и восприятия я использовала игру «Телеграфисты». Ребенку необходимо простучать шариком заданный ритмический рисунок.

В своей работе по развитию звукового анализа и синтеза мы использовали такую последовательность работы, которая заключается в том, что вначале с детьми с ОНР планировали работу по формированию навыков звукового анализа со знакомства со звуком и буквой А (см. Приложение 7). Здесь же дети учатся определять позицию звука А в слове (начало и конец). На третьем и четвертом занятиях проводится знакомство со звуком и буквой У. Параллельно ведется работа по определению позиции звука А в слове (начало и конец). На пятом занятии дети обучаются анализу и синтезу сочетаний типа АУА, УАУ. Шестое занятие – знакомство со звуком и буквой И. На этом занятии дети учатся определять позицию звука И в словах (начало, конец), анализировать сочетания типа АУИ. Тема следующего занятия – «Звук и буква К». С этого момента дети начинают учиться определять позицию звука не только вначале и конце, но и в середине. Осуществляется анализ обратного слога (АК, ОК, УК, ИК). Девятое и десятое занятие посвящено знакомству со звуком и буквой Т. Дети продолжают учиться определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), анализировать обратный слог типа АТ. Следующее знакомство со звуком и буквой О. Дети развивают навыки звукового анализа, продолжая определять позицию звука в слове и анализировать обратные слоги ОК, ОП, ОТ. На пятнадцатом и шестнадцатом занятиях закрепляются полученные навыки. Логопед знакомит дошкольников с понятием «гласный звук». Тема семнадцатого занятия – «Звуки и буквы И, Ы». Дети продолжают определять позицию звуков И, Ы в словах (середина и конец). С восемнадцатого по двадцать восьмое занятие уделяется внимание звуку и букву С. На этих занятиях дошкольники знакомятся с понятием «слог», «согласный звук», определяют позицию звука С в словах (начало, середина, конец), осуществляют полный анализ слов, синтез слов типа СУП, САМ, СОМ. Следующие два занятия посвящается знакомству со звуком Сь. Затем логопед знакомит детей со схемой односложных слов типа СОК, СУП.

Дальнейшее обучение начинается со знакомства звуком и буквой З. Дети с ОНР учатся делить слова на слоги, знакомятся с понятием «звонкий согласный звук», схема слов типа ЗУБЫ, СОВЫ. Третье занятие – «Звуки З, ЗЬ». Дети строят схемы слов типа О-СЫ, У-СЫ и впервые выкладывают односложные слова из букв разрезной азбуки. Следующие два занятия посвящаются звукам и буквам С, З. Дети учатся подбирать слова с заданным количеством слогов. Знакомство со звуком Ц происходит на шестом и седьмом занятиях, где дети учатся подбирать слова с заданным количеством слогов и позицией звука. После чего отдельные занятия посвящены звукам С, Ц. Здесь дети выкладывают схемы слов типа РЫ-БАК, ДЫ-МОК, ВА-ГОН. Со звуком Б логопед знакомит детей на десятом и одиннадцатом занятии, Выкладываются схемы слов типа БУЛ-КА, МЫШ-КА. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков П, Б. Выкладываются слова типа КРЫ-ША, ГРО-ЗЫ. Знакомство со звуком В происходит в пятнадцатом и шестнадцатом занятиях, выкладываются слова типа ФАР-ТУК, БАШ-МАК. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков В, Ф, осуществляется выкладывание схем слов типа СТОЛ, СТУЛ, КРАН. Затем дети на девятнадцатых и двадцатых занятиях проходят знакомство со звуком Д. Выкладывают схемы слов типа МОСТ, ШАРФ. Следующие 2 занятия отводятся для закрепления знаний звуков Д, Т. Дети подбирают слова к схемам (всех типов). Знакомство со звуком Г происходит в двадцать третьем и двадцать четвертом занятиях. Последующие занятия отводятся для закрепления знаний звуков Г, К. Звук Ш изучается на двадцать седьмом и двадцать восьмом занятиях. После этого проходят темы «Звуки С, Ш», «Звук Л», «Звуки Л, Р», «Звук Ж», «Звуки З, Ж», «Звуки С, Ш, З», «Звук Ч», «Звук Щ», «Звуки Ч, Щ», «Звуки Ч, Щ, ТЬ, СЬ». В конце пятидесятых-шестидесятых занятий проводятся письмо диктантов.

Читайте также:  Использование камушков Марблс в преодолении речевых нарушений

Детей необходимо учить определять положение заданного звука в слове (начало, середина, конец). Для этого используются схемы слова. Примером карточки-схемы является птичка, где головка птички –начало слова, туловище – середина, хвостик – конец слова.

Следующая ступень в обучении – это знакомство с согласными звуками, усвоение термина «согласный». Одновременно переходим к следующему этапу формирования навыков звукового анализа и синтеза – это выделение последнего согласного звука в слове и анализ и синтез обратного слога. К началу обучения в подготовительной группе дети должны овладеть навыком анализа и синтеза односложных слов. Постепенно дети учатся выделять первый согласный звук из слова(мак), слогообразующий гласный в односложных словах(мак), анализировать прямой слог(са),выделять гласный звук из конца слова, определять наличие или отсутствие заданного звука в слове.

Во втором году обучения дети учатся выкладывать из букв сначала слоги, а потом и слова с предварительным анализом, затем с последующим и наконец без анализа.

Дети в данной последовательности учатся выделять звуки из слов:

– выделение первого ударного и безударного гласного звука, нахождение общего звука в словах;

– выделение последнего согласного звука в словах;

– выделение первого согласного звука в словах со стечением согласных;

– выделение последнего гласного звука в словах (ударный и безударный гласный);

– определение местонахождения звука в слове (в начале, середине, конце);

– определение 2, 3, 4-го…звука в словах;

– определение количества звуков в словах;

– отстукивание ритмического рисунка слов (по слогам).

Также дети знакомятся с твердыми и мягкими, звонкими и глухими согласными. Для составления схем вводится дифференцированное цветовое обозначение звуков: гласные – красный цвет, твердые согласные – синий цвет, мягкие согласные – зеленый цвет. Для большей эффективности и повышения интереса к занятию, я использовала массажные шарики трех цветов: красный шарик обозначает гласные звуки, синий шарик – твердые согласные, зеленый шарик – мягкие согласные. Для данной задачи я использовала игру «Какой звук». Ребенку предлагается показать соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, услышав слог или словосним. Придумай слог чтобы первый звук был твердый, мягкий или гласный. Звонкость согласных обозначается колокольчиком. Дети начинают активно пользоваться терминами «гласный», «согласный», «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой». Постепенно появляется возможность дать полную характеристику звука.

Следующий этап обучения – формирование умения последовательно выделять звуки из слова. Для выполнения данной задачи я применила игру под названием «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук». Ребенок стучит ладошкой по шарику, когда слышит заданный звук. Спрятать шарик в ладошке, если звука там нет.

Возрастающая степень слоговой трудности в словах:

– односложные слова, состоящие из обратных слогов, или двухсложные, состоящие из двух гласных (ус, ау);

– односложные слова с закрытым слогом без стечения согласных (мак);

– двусложные слова, первый слог которых состоит из одного гласного (осы);

– двусложные слова без стечения согласных из открытых слогов (луна);

– двухсложные слова, первый слог которых открытый, а второй закрытый (замок);

– двусложные слова, первый слог которых закрытый, а второй открытый (пушка);

– двусложные слова из закрытых слогов (ландыш);

– односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол);

– односложные слова со стечением согласных в конце слова (мост);

– двусложные слова из открытых слогов со стечением согласных в первом слоге (крыша);

– двусложные слова разной звуковой структуры (утка, звезда, свисток);

– трехсложные слова, произношение которых не расходятся с написанием (канава).

При этом дети работают со схемами и с разрезной азбукой.

Знакомя детей с двусложными словами, вводится понятие «слог». Дети учатся делить слова на слоги (прохлопыванием в ладоши, а потом с опорой на слух – определение гласных в слове). Для обучения детей делить на слоги я применила игру «По слогам словечко называй и на шарик нажимай». Ребенок проговаривает слово по слогам и нажимает ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог.

На этом этапе обучения анализ и синтез становятся звуко-слоговыми. Для обозначения слов используются длинные полоски, а для обозначения слогов – короткие. Кроме того, используются такие приемы работы, как работа над ритмом и ударением, повторение слогов в определенной последовательности; выделение слов с заданным количеством слогов, графическое изображение, звуко-слоговые схемы слова.

В результате нашей работы дети научились проводить анализ слова по следующему плану:

1. Дети выговаривает слово и слушают его.

Данная ступень чрезвычайно необходима для совершенствования фонетических умений: данным способом представляется объект будущего анализа. Вместе с тем звучащее слово существует лишь во время его выговаривания, являясь невидимым. До того, как приступить к выделению звуков из слова, логопеду необходимо удостовериться в том, что ребёнок произносит слово безошибочно. В результате, первый этап звукового анализа будет являться методом развития у дошкольников устной речи.

2. Ребенку предлагается найти ударный слог и произнести слово по слогам: осуществляя вторую ступень плана, ребёнок проговаривает слово два раза: в первый раз полностью (со звательной интонацией, которая акцентирует ударный слог), а во второй по слогам.

3. Ребенку необходимо протянуть (выделить) первый звук в слове, назвать его и охарактеризовать.

Переключение к данному процессу означает начало практически звукового разбора.

4. Обозначается выделенный звук каким-нибудь символом (фишкой).

5. Ребенком выделяется (протягивается) второй звук в полном слове, называет его и охарактеризовывает.

6. Третий звук и т.д.

7. Ребенка просим “прочитать” слово полностью по фишкам и проверить себя: посчитать количество звуков, гласных, слогов в слове.

В подготовительной группе дети упражняются в печатном изображении букв карандашом в тетради.

Занятия проводятся как во фронтальной, так и в индивидуальной форме (см. Приложение 8).

В первом квартале (сентябрь, октябрь, ноябрь) я работала над развитием слухового внимания и фонематического восприятия, проводила занятие на тему «Звук и буква А», учила определять позиции звука [а] в начале, в конце слова, ознакомила с понятием гласный звук, применила су-джок терапию для обозначения гласного звука красным шариком. Следующие занятия были направлены на знакомство со звуками и буквами: У, И, М. Ознакомила с понятием согласный звук, применила су-джок терапию для обозначения твердого согласного звука синим шариком. В первом квартале знакомила со звуком и буквой Н, учила определять позицию звука Н в словах. Такую же работу проводила со звуками и буквами К, Т, П, О, И, Ы. На этом этапе дети осуществляли анализ простых сочетаний гласных и слогов.

Во втором квартале (декабрь, январь, февраль) я работала над знакомством детей со звуком и буквой С. На занятии по теме «Мягкий согласный звук СЬ» ознакомила с понятием мягкий согласный звук, для обозначения мягкого согласного звука применила зеленый шарик. На занятии «Звук и буква З» дети научились делить слова на слоги, для этого также применила су-джок терапию. Ознакомила с понятием «звонкий согласный звук». Были освещены такие темы как «звуки З и ЗЬ», «Звук и буква Ц», «Звук и буква Б», «Звуки и буквы В и Ф». Во втором квартале дети научились осуществлять полный анализ слов.

В третьем квартале (март, апрель, май) дети ознакомились со звуками и буквами Д, Г, Ш, Л, Р, Ж, И, Щ. На этом этапе дети осуществляли звуковой анализ всех типов слов.

Вывод. В то время, когда дошкольник начинает обучаться грамоте, его изначальное отношение к речи изменяется: вместо непринужденного восприятия значения слова становится анализ его звуко-слогового состава. Дети:

1. Понимают, что речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи,

2. Учатся выделению звуков из речи, из состава слова.

3. Осознают, что звуки находятся в слове в четком порядке.

4. Осваивают процесс слияния звуков в слоги, слогов в слова, слов – в предложения, а также такими понятиями как “предложение”, “слово”, “слог”, ” звук”, “буква”.

Бесспорно, что у дошкольников с расстройствами речи овладение таким материалом вызывает большие сложности. Материал для упражнений по развитию звуко-слогового анализа выбирается таким образом, чтобы не было неверно произносимых звуков, а осваиваемый звук применялся желательно чаще.

В методике обучения рассчитана четкая согласованность между осваиваемыми звуками и теми или иными видами анализа. В четком порядке выполняются упражнения, готовящие дошкольников к обучению чтению и письму: сперва это выделение из слов конкретных звуков, затем анализ и синтез простых односложных слов. И только потом дети осваивают навык звуко-слогового анализа и синтеза двух-трехсложных слов. Умения осуществлять рече-звуковой анализ и синтез возрастают и улучшаются в процессе последующего изучения звуков и обучения грамоте.

Как показывает практическая работа логопедов в ДОУ, что данная методика работы дает свои положительные результаты. К концу срока обучения в речевой группе практически у всех детей фонематический слух находится в пределах возрастной нормы, дети успешно справляются с любыми формами анализа и синтеза. Проводимая работа способствует развитию у детей слухового внимания, восприятия, памяти, внимания к речи окружающих, помогает в выработке тонких акустических дифференцировок, в формировании слоговой структуры слова.

Помимо этого у детей развивается связанная речь, память, мышление, обогащается словарный запас.

Вся работа проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 777 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

«Формирование звуко-слогового анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи».

    Раиса Денисьева 4 лет назад Просмотров:

1 Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 1927 ЦАО г. Москвы «Формирование звуко-слогового анализа у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи». подготовила учитель-логопед Максимова Елена Геннадьевна. Москва 2009

2 Основной задачей, которую ставят перед собой педагоги, является формирование личности развивающегося ребенка, его подготовка к обучению в школе. Занятия по обучению грамоте помогают подготовить детей к обучению в школе, делают их переход из детского сада в школу более естественным, повышают интерес детей к процессу познания окружающего мира, помогают выработать более устойчивое внимание, усидчивость, умение точно выполнять задание. Дети с общим недоразвитием речи имеют нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьезным препятствием в усвоении программой детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звуко-слогового анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Как указывает Л.Ф. Спирова, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитикосинтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребенка производить анализ звукового состава слова. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звукослогового состава. За период предбукварного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: “предложение”, “слово”, “слог”, “звук”, “буква”. Естественно, что у детей с общим недоразвитием речи усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому семантическая коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав имеет особо важное значение. Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, пространственной ориентации.

3 Различная степень нарушения двигательной и речевой функции, особенности формирования психических процессов делают необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении звуко-слоговому анализу детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Основными пособиями на всех этапах обучения грамоте является разрезная азбука и специальные таблицы для чтения с записанными на них слогами, словами, предложениями. Коррекция звукопроизношения ведется общепринятыми в логопедии приемами. Работа по развитию фонематического восприятия включает основные шесть этапов: активизация слухового внимания; развитие внимания к отдельным звукам речи в речевом потоке и в составе отдельных слов; узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация слогов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа. Содержание работы по формированию слоговой структуры слов определяется анализом имеющихся у детей нарушений. В упражнениях использовались только сохранные звуки. Данная работа предусматривает коррекцию нарушений количества и последовательности слогов в слове. Особое внимание уделяется работе над структурой отдельного слога со стечением согласных и над усвоением слов со стечениями. Важность этой работы обусловлена тем, что такого рода ошибки носят стойкий характер. Коррекционная работа делится на два этапа: подготовительный: проговаривание слоговых рядов, слов, предложений заданной структуры; различение слов по слоговому составу, различение слоговых рядов основной: преодоление нарушений в произношении стечений согласных звуков, введение их в слова различной слоговой структуры, предложения. Так как логопедическую группу посещают дети с наличием двигательных нарушений, то хотелось бы отметить особую необходимость развития и уточнения пространственных представлений при формировании звуко-

4 слогового анализа. Дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, к чему мы их готовим, формируя фонематическое восприятие, но и осознать, что слово – линейный ряд фонем. Важно провести сравнительную, сопоставительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова. На этом этапе обычно и возникают трудности у детей с общим недоразвитием речи, преодолеть которые можно только лишь в том случае, если ребенок осознает вариативность позиций звуков в слове, поймет, что слово – ряд звуков. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слова, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Поэтому, как отмечают специалисты, исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве. Упражнения в различении правой и левой руки, в соотнесении частей тела с правой и левой рукой можно проводить как организационный момент на фронтальных занятиях, использовать в физкультурных минутках. Это способствует установлению латерализации у тех детей, при обследовании которых была обнаружена несформированность ведущего из парных сенсомоторных органов. После того, как дети стали четко различать правую и левую руку и ногу, необходимо развивать пространственные представления (“слева”, “справа”, “сверху”, “снизу”, “впереди”, “сзади”). В организационный момент включаются задания типа: “Сядет тот, кто назовет предмет справа от себя (слева от себя)” и т.п. Затем дети овладевают представлениями о ряде как совокупности ровно расположенных однородных предметов. Они узнают, что ряд имеет начало, конец, середину. Сначала дети строятся в колонну и их расположение указывало на начало и конец ряда. Детям задаются вопросы типа: “Где ты стоишь? Кто стоит впереди тебя? Кто стоит сзади тебя?” и т.л. В играх “Найди место”, “Кто быстрее?”, “Угадай-ка” и др. дети определяют местоположение предмета в ряду. Потом дошкольникам предлагается построиться в шеренгу и для формирования представлений о начале,

Читайте также:  Обследование дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития

5 середине, конце такого ряда используются аналогичные упражнения. Свои действия дети оречевляют, что способствует введению в их активный словарный запас слов: начало (в начале), середина (в середине), конец (в конце). Эти упражнения предполагают тренировку детей в перемещении взора слева направо. Далее проводится работа с картинками, которые выставляются в ряд и перевернуты обратной изображению стороной. Ребенок по собственному выбору переворачивает любую картинку изображением вверх и говорит, что он сделал (“Я перевернул картинку в начале /середине, конце/ ряда”). Подобные игры “Добавь картинку в ряд”, “Где была картинка?” и т.д. После освоения детьми вышеперечисленных упражнений, можно формировать у детей представления о том, что слово – это ряд звуков, как и любой ряд, имеет начало, середину и конец, правило отсчета элементов слева направо. Проведение коррекционной работы по развитию фонетического восприятия, формированию слоговой структуры слова, развитию пространственных представлений у детей позволяет сформировать основу для их обучения звуко-слоговому анализу, в том числе профилактика дисграфии. Материал для фронтальных занятий по формированию звуко-слогового анализа подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изучаемый звук (или пара звуков) встречался возможно чаще. В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме. Этапы формирования звуко-слогового анализа. В данной работе можно условно выделить три этапа: 1. Первый этап посвящается изучению гласных звуков. При этом хорошо использовать систему символов, разработанную Т.А. Ткаченко. Внешний вид символов совпадает с очертанием губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре: выделению звука в слове помогает утрированное произнесение изучаемого звука в ходе занятия; в отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми. Символы – это геометрические формы красного цвета: А – большой круг, У – маленький кружок, И – горизонтальная полоска, О – вытянутый по вертикали овал, Ы – нижняя половина круга. На данном этапе

6 дети учатся анализу и синтезу звукосочетаний из двух, а затем из трех гласных типа АУ, АОУ, выделению начального гласного в словах.. 2. В ходе второго этапа наряду с уточнением произношения наиболее артикуляционно простых звуков дети учатся выделять звук в ряду других звуков, слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие или отсутствие звука в слове, выделять начальный согласный. На занятиях дети учатся анализировать обратные слоги типа гласн.+согл., прямые слоги типа согл.+гласн., а затем слов СГС (например: мак). На данном этапе вводятся упражнения с фишками (красные квадраты обозначают гласные звуки, синие – твердые согласные, зеленые квадраты – мягкие согласные). Эти упражнения воспитывают навык чтения прямых и обратных слогов и слов. Затем фишки заменяются буквами и дети читают слоги и односложные слова. В это время дети постепенно учатся понимать и правильно употреблять термины: звук, буква, слог, слово, гласный и согласный звук, твердый и мягкий звук, звонкий и глухой звук. 3. На последнем этапе дети обучаются производить полный звуковой анализ слов. Здесь особенно широко используется прием “живые звуки”. Постепенно дети начинают анализировать слова без опоры на утрированное произнесение. У детей формируют умения: о различать изученные звуки; о знать гласные звуки первого ряда и звук И; о знать изученные согласные звуки и их акустико-артикуляционные признаки (твердость – мягкость, звонкость – глухость); о выделять любой из изученных звуков в составе односложных слов (рак), двусложных (лапа), трехсложных (малина)] о определять местоположение звука (в начале, в середине, в конце слова); о определять линейную последовательность звуков в слове; о определять количество звуков в слове. Игры игровые упражнения по развитию звуко-слогового анализа. С этой целью используются следующие игры: “Сосчитай и назови звуки” – звуковой анализ (ау, уаи); “Живые звуки” – преобразование слогов (ак- ка); “Эхо” – выделение и называние первого звука в звукосочетаниях, в слогах, в словах; “Поезд” – отбор картинок на заданный звук (напр: 1-й вагон со словами на звук А, 2-й – на звук У); “Кто больше?”, “Бегите ко мне” – подбор слов с заданным звуком; “Поймай звук” – выделение заданного звука в ряду других звуков, в ряду слогов, слов; “Вата – камень” – различение твердых и мягких согласных; “Запомни, повтори” – на развитие слухового внимания и памяти; “Закончи слово”; “В каком доме

7 живет слово?”, “Предмет, схема” – определение места звука в слове; “В каком доме живет слово?” – определение количества слогов в слове; “Телеграф” – определение количества слогов в слове; “4-й лишний” – по месту звука в слове (напр.: слон, сын, капитан, нос; рот, радуга, карандаш, ручка), ПО количеству СЛОГОВ в слове (напр.: машина, лук, голуби, вагоны) И др. Знания детей о звуковом составе слов, полученные на первых двух этапах, объединяются с умением членить слова на слоги. В схеме теперь обозначаются не только звуки, но и слоги. Дети узнают, что в каждом слоге есть один гласный звук; учатся делить на слоги слова различной слоговой структуры (односложные – мак, дом; двусложные с открытым слогом – вата, каша; трехсложные с открытым слогом – радуга, бумага; двусложные со стечением согласных – тыква) определять последовательность слогов в слове и их количество. Упражнения в составлении схемы слов полезны и при закреплении правильного произношения, и при обучении чтению. Большое количество упражнений в этот период направляется на анализ и чтение слов. Все слова, намеченные для чтения, предварительно анализируются и выкладываются их схемы. Во всех случаях после завершения работы со схемой фишки полностью заменяются буквами и слова читаются. Упражнения на развитие звукового анализа слов большую роль играют на начальных этапах букварного периода обучения, когда первоочередными задачами являются: воспитание у детей навыка различения согласных и гласных звуков; усвоение слогообразующей роли гласных звуков, а также постепенное овладение детьми особенностями обозначения буквами мягких звуков. Заключение Итак, овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. С др. стороны, обучение грамоте будет способствовать дальнейшему осознанию звуковой структуры слова. Собственно ручное написание слогов и слов дает детям

8 дополнительные возможности увидеть и кинестетически ощутить графические изображения выделяемых звуков. В результате дети быстрее овладевают умением производить звуко-слоговой анализ в умственном плане. Такой комплексный подход повышает эффективность логопедического воздействия, служит совершенствованием речевых возможностей детей с общим недоразвитием речи с нарушениями движений.

9 Список использованной литературы 1. Ткаченко Т.А. «Формирование навыков звукового анализа и синтеза», – «Гном», Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез», – М., 2008.

Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

  • Особенности речевого развития детей с ОНР
  • Научно-методические принципы методов обучения грамоте детей с ОНР
  • Составляют предложения по предметной картинке
  • Упражнения по предупреждению нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР
  • Предупреждение дисграфии
  • Первое ознакомление с фонетикой и графикой языка
  • Развитие фонематического слуха
  • Система работы по дифференциации звуков
  • Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР
  • Использование дидактических игр в процессе обучения речевым навыкам

Основным методом обучения грамоте дошкольников с речевыми нарушениями является звуковой аналитико-синтетический. Это означает, что в процессе распознавания звука малыш учится анализировать его звучание и применять в практической деятельности.

Особенности речевого развития детей с ОНР

  • Группа детей с ОНР объединяет различные речевые расстройства (наиболее популярные — дизартрия и алалия). Выделяется 4 формы ОНР:
  • 1-й уровень — отсутствие общеупотребительной речи. Широко используются звукоподражания и звукокомплексы.
  • 2-й уровень — «начатки» речи. Малыш может произносить простые фразы и поддерживать диалог. Речь малопонятна.
  • 3-й уровень — различные дефекты произношения (в основном сложных звуков), ошибки в словообразовании и словоизменении.
  • 4-й уровень — остаточные нарушения. Хорошо развиты навыки анализа и синтеза, встречаются ошибки в согласовании и образовании малознакомых слов.

Обучение грамоте ребенка с нарушениями речи

Особенностью зрительной памяти у детей с ОНР является ее пониженный уровень. Улучшается в ходе постоянных тренировок в игровой форме. Пример игры: некоторое количество предметов разложить в ряд перед малышом, попросить его внимательно на них посмотреть и запомнить. Ребенок закрывает глаза, и убирается один предмет. Дошкольник должен назвать, какого предмета не хватает.

Игра детей с 4-м уровнем ОНР

Научно-методические принципы методов обучения грамоте детей с ОНР

На вопрос: «Каким методом ведется обучение грамоте дошкольников с речевыми нарушениями?» в начале статьи был дан ответ — звуковым, аналитико-синтетическим. Следовательно, для овладения малышом грамотой необходимо развивать:

  • анализ и синтез;
  • наглядно-образное мышление;
  • общую и мелкую моторику;
  • внимание и память.

Составляют предложения по предметной картинке

Упражнения с предметными картинками позволяют увеличить объем зрительной памяти детей с нарушением речи и подтолкнуть развитие собственного монолога малыша.

Дополнительная информация! В процессе составления предложений по предметным картинкам формируются умения анализа и синтеза.

Например: ребенок называет, что изображено на карточке перед ним, а затем логопед просит его назвать первый звук в слове (только что произнесенном малышом).

Упражнения по предупреждению нарушения письменной речи у старших дошкольников с ОНР

В программе предупреждения нарушений письма у старших дошкольников прописываются следующие упражнения:

  • на развитие фонематического слуха, анализа и синтеза: различение речевых и неречевых звуков, повторение за педагогом, способность выбрать необходимый звук из названного, составление слов с заданным звуком.
  • одновременное ознакомление с буквами, при изучении звуков.
  • развитие моторных навыков.
  • улучшение способностей ориентирования на бумаге. Выдается лист бумаги и карандаш (при необходимости — детский тренажер, для правильного удержания инструмента в руке). Задания могут быть самыми различными: нарисовать круг в левом нижнем углу листа, квадрат в правом верхнем и т.д.

Предупреждение дисграфии

Дисграфией называют расстройство процессов письма, проявляющееся в нелогичных, систематически повторяющихся ошибках в тех словах, где их, казалось бы, невозможно допускать.

Дополнительная информация! Между устной и письменной детской речью существует тесная взаимосвязь.

Для того, чтобы предупредить возникновение дисграфии, необходимо сформировать:

  • навыки различения звуков речи (в том числе и близких по звучанию, например свистящие — шипящие).
  • правильное произношение.
  • широкий пассивный и активный словарь дошкольника и его зрительно-пространственные представления.

Первое ознакомление с фонетикой и графикой языка

Первое знакомство с фонетикой и формирование основных графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи происходит в несколько этапов.

  1. Способ называния слов с необходимым звуком. «Назови мне пять слов со звуком [c]».
  2. Анализ слова и развитие навыков определения места звука в слове. «Какой первый звук в слове лампа?».
  3. Первоначальное знакомство с буквой в процессе чтения художественного произведения.
  4. Пройденный образ закрепляется многочисленным выкладыванием буквы из подручных материалов (счетных палочек, веревочек).
  5. Методика многократного написания буквы в прописях.
  6. Использование звукобуквенных схем, где требуется выложить уже знакомые буквы, а остальные назвать по смыслу.
  7. Те же методы используются для развития слогового и полноценного чтения. На данный момент существует огромное количество пошаговых уроков — от звука к слову — где в одном пособии собран весь комплекс занятий для обучения грамоте ребенка.

Детские занятия чтением

Развитие фонематического слуха

Подготовка к школе детей с недостатками речи невозможна без развития фонематического слуха. Умения слухового анализа пригодятся малышу в дальнейшем школьном обучении, а их развитость предупредит возможное возникновение дисграфии.

Система работы по дифференциации звуков

Ведущий навык фонематического слуха — умение дифференцировать звуки на слух и в произношении. Система работы поделена на несколько этапов:

  1. Различение отдельного звука: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [с]: к, т, д, с, в, а, о».
  2. Дифференциация звука в слогах: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [к]: ма, да, ка, ло, ко, со».
  3. Различение звука в словах: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [л]: сажа, лак, мак, дом, лом».
  4. Произносительная дифференциация звуков: «Повтори за мной са-са-за, дом-лом-сом и т.д.».

Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР

Различная степень развитости звуко-слоговой структуры слова у детей с ОНР обуславливается уровнем речевого нарушения:

  • 1-й уровень ОНР — структуры как таковой не имеется.
  • 2-й уровень — грубо нарушена.
  • 3-й уровень — нарушены свистящие, шипящие, сонорные звуки. Страдает как произношение, так и звуко-слоговой анализ и синтез.
  • 4-й уровень — остаточные нарушения, возможны в потоке неконтролируемой связной речи (малыш активно рассказывает о событиях прошедшего дня, не следя при этом за своей речью).

Использование дидактических игр в процессе обучения речевым навыкам

Дидактические обучающие игры — отличный способ занятий со старшими дошкольниками. В данной деятельности присутствуют игровые действия и задачи, а также сюжет и ролевые распределения. Основные виды дидактических игр:

  • предметные (мозаика, матрешки, кольца);
  • настольные (домино и лото, разрезные картинки, картинки «найди пару», различные лабиринты);
  • словесные (народные игры «черное и белое», «краски»;
  • сюжетно-ролевые игры (аптека, школа, магазин).

Помимо речевого развития в дидактических играх преследуется цель и познавательного воспитания малышей, улучшения внимания и памяти, пробуждения творческого поведения ребенка.

Дополнительная информация! В книге Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи» подробно описан процесс знакомства старших дошкольников с грамотой, формирование словаря и правильного произношения. Логопедическое пособие включает подробное годовое планирование работы. Книга Каше по подготовке детей с недостатками речи к школе может быть полезна как практикующим логопедам, так и обеспокоенным развитием речи своего малыша родителям.

Эффективная подготовка к школе малыша с речевыми нарушениями

Обучение грамоте происходит в старшем дошкольном возрасте, именуемым «периодом языковой одаренности». В это время ребенок максимально восприимчив к получению новых знаний, он уже способен удерживать свое внимание длительное время, и впитывает информацию «как губка». Методики обучения грамоте ребенка с речевыми нарушениями направлены не только на развитие навыков письма и чтения, но и на коррекцию звуко-произносительных умений, объема внимания и памяти, наглядно-пространственных представлений.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Не подходит работа?

  • Содержание
  • Введение
  • Заключение
  • Литература
  • КУПИТЬ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ.ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие слоговой структуры и её формирование в онтогенезе 6
1.2. Особенности слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.3. Методические аспекты коррекции слоговой структуры
слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
2.1. Организация обследования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 27
2.2. Анализ результатов обследования 29
2.3. Методические рекомендации по коррекции слоговой
структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!

Теоретический анализ специальной литературы позволил нам выяснить понятие слоговой структуры и её формирование в онтогенезе, особенности слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи.
С каждым годом отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, причем нарушение речи системный характер. При общем недоразвитии речи, речь страдает как целостная система, нарушаются все ее компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. При осложненных формах ОНР, помимо перечисленных компонентов речи, дополнительно нарушается слоговая структура слова.
Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым логопеды сталкиваются все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения.
Нарушение слоговой структуры являются стойкими и преодолеваются с трудом. В силу того, что слоговая структура формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Анализ методик по коррекции слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи показал многообразие существующих подходов в данном направлении. Так, авторы предлагают определенную систему работы, где выделяют этапы, упражнения и задания, особенности проведения коррекционной работы.
Далее нами было проведено исследование особенностей слоговой структуры у дошкольников с общим недоразвитием речи. В исследовании приняли участие две группы детей: экспериментальная группа – 8 дошкольников с общим недоразвитие речи и контрольная группа – 8 дошкольников без речевых нарушений.
В качестве тестовых заданий на выявление особенностей слоговой структуры были использованы задания, предложенные в работе О.Б. Иншаковой: исследование воспроизведения односложных слов, исследование воспроизведения двусложных слов, исследование воспроизведения трехсложных слов, исследование воспроизведения многосложных слов.
Анализируя данные исследования, мы пришли к выводу, что у дошкольников с общим недоразвитием речи ярко выражены нарушения слоговой структуры. Были выявлены многочисленные ошибки, так дети сокращали количество слогов в словах, разных по слоговой структуре (как односложных, так и многосложных), заменяли труднопроизносимые звуки другими, более простыми по артикуляции. При произношении большинства слов детьми допускалось большое количество ошибок разного характера (замены, пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов).
Дети с общим недоразвитием речи часто переставляли местами слоги, сокращали или добавляли количество слогов. Но наряду с нарушениями слоговой структуры, у детей с общим недоразвитием речи, наблюдалось нарушение звукового состава слова, то есть замены, пропуски и перестановки звуков (как в начале, конце, так и в середине слова), сокращение групп согласных, а также неправильное произнесение слова из- за искаженного произнесения ребенком звуков.
Отмечено, чем длиннее слово, чем сложнее его структура, тем больше ошибок возникает у детей с ОНР, причем воспроизведение многосложных слов оказалось для дошкольников с ОНР практически невыполнимым.
Средние баллы варьируются у детей с ОНР от 1,4 до 3,6; у детей без нарушений речи – от 2,4 до 4 баллов.
В целом, выявленные особенности, стойкость, выраженность имеющихся дефектов позволяют выделить всех детей с общим недоразвитием речи в группу риска по возможностям их подготовки к школьному обучению, что говорит о необходимости проведения с ними специальной целенаправленной логопедической работы по устранению выявленных недостатков.
В методические рекомендациях по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи представлены принципы коррекционно-педагогической работы в данном направлении, этапы и направления коррекционно-педагогической работа по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, и подробное описание содержания данной работы. Также определены задачи, формы работы, направления работы при взаимодействии учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем и семьей.
Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.

Читайте также:  Совместная деятельность логопеда с детьми (ОНР-III, второй год обучения)

Фронтальная НОД по развитию речи в старшей логопедической группе

Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: обобщить и расширить представления о зимующих птицах, расширять предметный (названия птиц), глагольный словарь, учить составлению предложений по схемам.

Развивающие задачи: развивать слуховое внимание на неречевых звуках, память, фонематический слух, просодическую сторону речи, координацию речи с движением, развивать высшие психические функции – внимание, наглядно-логическое мышление.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: зимующие птицы, синица, снегирь, воробей, ворона, сорока, дятел, чирикает, воркует, трещит, свистит, шипит, стучит.

Индивидуальная работа: речевой материал подобран с учетом степени усвоения детьми и тяжести речевого дефекта.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи с голосами зимующих птиц, картины с изображением птиц, схемы для составления предложений.

Предварительная работа: наблюдение в природе за птицами, слушание музыкальных композиций с голосами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение художественной литературы «Кто к кормушке прилетел?» Бианки, «О птицах» Зотова.

План-конспект:

Организационный момент. Введение в тему.

– Дети, я вас приглашаю в зимний парк. Кругом бело, много снега намело. Как красиво вокруг. Сядем на лавочку и послушаем звуки природы. Будьте внимательны!

Дети садятся на лавочку и слушают аудиозапись «Голоса зимующих птиц».

– Что вы услышали? (Пение птиц, голоса птиц, свист, шипение, чириканье) Назовите птиц, чьи голоса вы услышали. (Я услышал голос вороны. Я услышал голос дятла (синицы, воробья, сороки, совы, снегиря).)

– Молодцы, ребята, вы были внимательны. Как одним словом можно назвать этих птиц? (Зимующие птицы) Почему их называют зимующими? (Потому что эти птицы остаются зимовать)

2. Основная часть.

1) Игра с мячом «Лови, бросай, кто как голос подает – отвечай»

– Чтобы нам не замерзнуть, поиграем в игру «Лови, бросай, кто как голос подает – отвечай».

Словарь: Сова ухает, синица свистит, снегирь шипит, дятел стучит, воробей чирикает, сорока трещит.

2) Игра «Подскажи словечко»

– А сейчас игра «Подскажи словечко». Мы будем с вами сочинять стихи-загадки про птиц. Я начну, а вы мне будете подсказывать.

1) Чик-чирик! Не робей! Я веселый… (воробей)

2) Верещунья-белобока, а зовут ее… (сорока)

3) В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист.
Здорово, дрозд-приятель, и ставит подпись… (дятел).

4) Птица черная кружится кар-кар-кар!

5) Кричит и злится всем известная персона, а зовут ее… (ворона)

3. Динамическая пауза (координация речи с движением)

– Дети, я знаю одну воронью игру. Давайте поиграем:

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар! (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали.
Кар-кар-кар! (громко)
Только к ночи умолкали
И тихонько засыпали:
Кар-кар-кар! (шепотом)

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

4. Продолжение основной части.

1) Игра «Песня синички» (развитие чувства ритма).

– Ребята, к нам прилетела синичка, она спрашивает: могут ли дети спеть ее веселую песенку? Она пропоет, а вы повторите:

СВИ-сви-сви, сви-СВИ-сви, сви-сви-СВИ. (Каждый ребенок повторяет за воспитателем это задание)

– Синичке очень понравилось ваше пение, но что-то она не улетает. Ребята, давайте составим о ней предложения, а помогут нам схемы!

– Педагог раздает детям карточки-схемы:

1) Это птица — синица.

2) У нее есть туловище, голова, крылья, хвост, лапки.

3) Она живет в городе рядом с человеком.

4) Синица питается: крошками хлеба, семечками, салом.

5) Синица свистит, а когда холодно и голодно она шипит.

Каждый ребенок составляет предложение по своей карточке-схеме.

– Молодцы, ребята, хорошие предложения вы составили. Расскажите о синичке своим родителям. Дети, а какое угощение вы принесли для птиц. (Пшено, семечки, крошки хлеба)

– Я положила ваши угощения в сюрпризные баночки. Угадайте, что в этих баночках.

Дети угадывают на слух, что находится в каждой баночке. (В этой баночке находится пшено)

5. Итог и оценка деятельности детей

– Голодно и холодно птицам зимой!
Снегирь и сорока,
И клёст и синица,
Зимуют у нас
Эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами,
Мы будем кормить их, конечно же, сами.

– Ребята вам понравилось в парке? Что интересного произошло? (Мы слушали пение птиц, играли с мячом, сочиняли стихи, играли в воронью игру, пели песенки синички, составляли предложения о ней)

– А сейчас мы с вами отправляемся на прогулку, и не забудьте угощения для птиц!

Дистергофт Наталья Анатольевна,
воспитатель 1 кв. категории
МБДОУ д/с комбинированного вида №11 «Машенька»,
г. Сургут

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи «Путешествие в лес с Ёлочкой»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

конспект фронтального логопедического занятия о деревьях

Скачать:

ВложениеРазмер
фронтальное занятие деревья809 КБ

Предварительный просмотр:

Фронтальное логопедическое занятие по развитию связной речи

«Путешествие в лес с Ёлочкой»

По теме: Деревья и кустарники. Лес.

Цель: уточнить и закрепить знания детей о лесе, деревьях и кустарниках.

Образовательные : познакомить с названиями деревьев: береза, дуб, клен, рябина, ива, липа, ель, сосна; кустарников – шиповник, можжевельник, орешник. Обогащение словаря по теме: «Лес. Деревья и кустарники»; образование прилагательных от существительных.

Коррекционные : развитие общей и мелкой моторики, слухового восприятия, выработка устойчивой воздушной струи.

Воспитательные : воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование : предметные картинки по теме: «Деревья и кустарники. Лес», интерактивная доска, ноутбук, цветные карандаши, листы бумаги с заданиями, шарики Су – Джок, игрушки для развития речевого дыхания – листики с ленточками.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Посчитаем листочки?

В руках у детей листья с ленточками, вырезанные из цветного картона. Упражнение «Считаем листочки» (счёт до 10). «Один листочек, два листочка, три листочка и так далее. Досчитываем до10 и начинаем снова.

Дети садятся на стульчики.

2. На экране появляется первый слайд презентации с видом леса.

В группу к нам пришло письмо. Давайте прочитаем, что в нем написано. «Дорогие ребята, здравствуйте! Я Ёлочка, лесной житель. Охраняю лес от людей, которые не ценят и не берегут его. Оставляют мусор, жгут костры, вырубают и ломают деревья и кустарники. Я очень надеюсь, что вы этого делать не будете. Ведь без леса, без деревьев нам не прожить. Помните это! Прошу вас относится к лесу бережно!»

На экране появляется изображение эколёнка Ёлочки .
Елочка весёлая и общительная. Она носит бордовую шапочку и такие же башмачки, желтые перчатки и маленькую брошку-шишечку на платье. Она часто заходит к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сём .

II. Основная часть

3. Введение в тему.

Правильно ребята, лес и деревья – друзья всего живого на земле. Скажите, а что же такое лес? Лес — это место, где растет много деревьев. Деревья на нашей планете бывают самых разных видов. Лес, ребята, — это богатство нашей Родины- России. Лес, такой красивый и нарядный во все времена года, дарит всем окружающим свежий и чистый воздух, богатый кислородом, который так необходим людям и животным. Лес является домом для зверей и птиц. Плоды разных деревьев кормят животных и птиц.

Сегодня мы с вами поговорим о лесе. И тема нашего занятия «Лес. Деревья и кустарники».

4. Отгадай загадки.

Ребята, мы знаем, что в лесу растет много деревьев. А вот какие деревья растут в лесу, мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза )

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок. (дуб)

Сучки рогатые, плоды крылатые,

А лист- ладошкой, с длинной ножкой. (клен)

Весною зеленела, летом загорела,

Осенью кораллы красные надела. (рябина)

Белый низ, зеленый верх в летней роще краше всех!

На стволах полоски. Хороши. (березки)

Он в лесу, как витязь, встанет, желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб. С ним знакомы – это. (дуб)

Ветви в воду опустила, и о чем-то загрустила.

Посмотрите, как красиво, над рекой склонилась. (ива)

Над ее густой листвой, в зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа, вкусным медом лечит. (липа)

Кто и летом, и зимой, в колкой шубке смоляной?

В дождь осенний и в капель, не снимает шубку. (ель)

Деревца в лесу стоят, даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки, шелестят листвой. (осинки)

На ветвях в весенний вечер, белые раскрылись свечи.

Держит свечи великан. Как зовут его? (каштан)

На экране изображения деревьев – ответы на загадки.

В лесу, кроме деревьев, растут и кустарники. Кустарники – это лесные растения. (определение кустарников).

А сейчас разделите их на две группы и назовите, на какие группы вы их поделили (деревья и кусты). Ребята на что похожи кустарники? А чем они отличаются? Что общего у всех деревьев и кустов?

Части дерева, части кустарника.

Посмотрите сколько деревьев в нашем лесу.

Береза- гладкий белый тонкий ствол с черными пятнами, тонкие ветки, опущенные вниз, треугольные листья.

Дуб- толстый ствол и ветки, листья овальные, есть желуди.

Клен- ствол темно-серый, листочки похожи на растопыренную ладошку.

Рябина- ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, лист овальной формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные ягоды.

Дети должны уметь описывать деревья и кустарники по вопросам: Как называется это дерево? Какое оно по величине? Из каких частей состоит? Какой формы листья? (круглые, овальные, резные, вытянутые, иголки. ).
Дерево или кустарник?
Какую пользу может принести людям?
Как изменяется в разные времена года?

На экране слайд с опорной схемой.

Ребята, вам нравится гулять в лесу? (ответы детей)

А теперь давайте представим, что мы прогуляемся с вами по лесным дорожкам. (Дети под музыку выполняют движения, проговаривая стихотворение)

Друг за другом мы идем

И ничуть не устаем.

На лесной дорожке.

Левой раз, правой раз,

Посмотрите вы на нас.

Всем в лесу на удивленье

Разные растут деревья:

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

Шелестят листвой деревья,

Словно разговор ведут,

Птичек в гости пригласили.

7. Упражнения для развития слухового внимания

Давайте закроем глаза и послушаем звуки леса .

Дети закрывают глаза и слушают звуки леса.

Ребята, какие звуки вы слышали в лесу? (пение птиц, шум листьев, дуновение ветра)

8. Дыхательная гимнастика .

Давайте по очереди подуем на листочки (дети берут в руки листочки с ленточками и дуют на них)

9. Артикуляционная гимнастика

– для челюсти: медленно открывать – закрывать рот;

– для губ: улыбка – трубочка;

– для языка: показать язык (пя-пя-пя), «вкусное варенье» (облизать губы), покусать язычок зубами;

– язык выгнуть слегка вверх (к-к-к);

-чередовать звук «К» и слог «ка» (при последнем упражнении язык упирается в нёбо).

10. Игра «С какой ветки детки».

Давайте поиграем в игру. Найдите, с какого дерева упал листочек, и назовите его (слайд с изображением разных листьев)

Лист с березы (какой?)… березовый

Лист с дуба (какой?) …дубовый

Лист с рябины (какой?)…рябиновый

Лист с клена (какой?)…кленовый

Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

11.Пальчиковая гимнастика «В лесу»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик – по дорожке. сжимают и разжимают кулаки

Этот пальчик – по тропинке,

Этот пальчик – за грибами.

Этот пальчик – за малинкой.

Этот пальчик птиц увидел.

Птицы с шумом улетели, встряхивают кистями

С ним играть не захотели. сжимают и разжимают кулаки

12. Работа на листочках с заданиями.

– обведи дубовые листочки зелёным

– обведи лист берёзы желтым, кленовый – красным, осиновый и рябиновый -оранжевым карандашом.

13. Пальчиковый массаж с шариками Су-Джок.

Ребята катают колючий мяч между ладонями, приговаривая, на последнее слово каждой строки зажимают мяч в ладонях.

У сосны, у пихты, ёлки. Очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник!

14. Правила поведения в лесу . Наша гостья Ёлочка хочет рассказать вам, как нужно вести себя в лесу?

1.Не разоряйте птичьи гнезда.

2.Не шумите в лесу.

3.Не разжигайте костры в лесу.

4.Не оставляйте мусор в лесу.

III. Итоги занятия

Давайте с вами вспомним, какие деревья мы с вами встретили, гуляя по лесу. Повторяйте за мной движения. (дети изображают деревья)

Могучий дуб – руки к плечам, пальцы сжать в кулаки.

Стройная береза – руки подняты вверх, кисти рук слегка наклонены в стороны.

Клен – кисти рук скрещены вверху над головой, наклонены вперед

Молодцы, ребята, замечательно изобразили деревья.

Сегодня мы побывали в лесу. Вспомнили, какие деревья растут в лесу. Вспомнили правила поведения в лесу. Я уверена, Ёлочка может быть спокойна, вы будете к лесу относиться бережно.

Если у вас сегодня на занятии всё получилось, и вы справились со всеми заданиями, поднимите листочек с ленточкой над головой.

Если не получилось сегодня выполнить все задания, опустите, пожалуйста, листочки вниз.

Благодарю вас, ребята, за хорошую работу.

Приложение. Лист для распечатывания заданий.

Ссылка на основную публикацию