Развитие звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с целью предупреждения нарушений письменной речи

Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Подготовила учитель-дефектолог Шеванюк А.Г.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Стойкие ошибки на письме нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением. Однако в основе лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные причины : несформированность психических и фонематических процессов, лексико- грамматической стороны речи и др.

Поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма, следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дислексий и дисграфий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у мл. шк.

Проблема нарушений чтения и письма- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследований Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины(55,5 %) детей ст. дошк. всаозраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по языку.

Учитель- дефектолог, работая в детском саду, должен уделять особое внимание пропедевтике дисграфий. Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Коррекция дислексии и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

1. Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.

2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.

3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.

4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.

5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.

6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дисграфий

Она заключается в следующем:

1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.

1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.

2. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.

3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.

1. Основные задачи коррекционного обучения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого “кулак — ребро — ладонь”), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву “написали” на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).

9. Расширение “поля зрения” ребенка.

10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия “верх”, “низ”, “право”, “лево”. Для осуществления этой цели проводятся разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей. Игра “Электронная муха”.

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится “электронная муха” — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась “муха”. В данном примере это — правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов:

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 — вниз, 1 — вправо, 4 — вверх, 2 — вправо, 1 — вверх, 3 — влево.

Если нет ошибок, то получается буква “Г”, которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

3. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре “Буква сломалась”.

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные зимой» для средней группы

Цель: Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк, ёж)
  • уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой (заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе);
  • закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные);
  • научить согласовывать слова в предложении;
  • совершенствовать диалоговую речь;
  • учить составлять описательный рассказ.

Развивающие: развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания.

  • воспитывать умение сопереживать и эмоционально-доброжелательно относиться к живым объектам;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.

Методическое обеспечение:

  • слайды (дупло, белка в дупле, нора, лиса в норе, берлога, медведь в берлоге, заяц под кустом, волк в логове);
  • изображение диких животных (белка, заяц, медведь, лиса, волк, ёж);
  • картина зимнего леса;

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей это домик?», «Кто чем питается?»

Словарная работа: лес, дикие животные, детеныши, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок, ежонок, логово, берлога.

Ход ООД

Организационный момент. Ребята к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними: Здравствуйте!

– Садитесь. Спинка прямая, ножки подружились, ручки на коленки и улыбнулись.

Загадка.

С каждым днем все холоднее, греет солнце все слабее.
Всюду снег как бахрома, значит к нам пришла . (зима)

Правильно, зима. Откуда узнали что зима? Дни какие? – холодные. Солнце греет слабо, всюду снег.

Восп-ль: Ребята, а хотите отправиться в зимний лес?

Воспитатель: Давайте наденем лыжи, возьмем лыжные палочки в руки (имитация движения надевания лыж, берем лыжные палочки).

Вставайте за мной. Итак в путь!! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, имитируя движения лыжной ходьбы)

Звучит музыка (шум вьюги), на слайде изображение зимнего леса с анимацией идущего снега.

– Вот и пришли мы с вами в зимний лес. Какой здесь свежий воздух. Возьмите снежинки в руки, дышите носом и дуйте на снежинку.

Воспитатель: Вам нравится зимний лес?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам здесь нравится?

Дети: В лесу красиво, много снега, деревья все в снегу, снег идет…

Воспитатель: -А теперь снимите лыжи и садитесь на стульчики. Посмотрите какой красивый зимний лес. А кто живет в лесу мы узнаем, поиграв в игру «Какой? Какая?». Посмотрим на экран: кто же это?

Дети: – Медведь.

Воспитатель: – Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он?

Дети: – Медведь большой, сильный, коричневый.

Воспитатель: А что делает зимой медведь?

Дети: – Он спит, а летом он ел грибы, ягоды, мед.

Воспитатель: – Правильно, зимой медведь спит.

Воспитатель:

– Серый страшный и зубастый
Произвел переполох,
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех, …..волк.

Расскажите, какой он?

Дети: – Волк сильный, смелый, злой, быстрый.

Воспитатель: А как волк живет зимой?

Дети: у волка густая шерсть, она защищает от морозов.

Воспитатель: что же кушает волк зимой?

Дети: они не делают запасы на зиму, они охотятся на домашних животных, на мышей.

Воспитатель:

Воспитатель: – Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: – Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как лиса живет зимой?

Дети: Зимой шубка у лисы становится пышней и теплей.

Воспитатель: А что кушает лиса?

Дети: Зимой лиса может в деревню сходить. Если дверь курятника не закрыта, заберется рыжая плутовка и утащит курицу.

Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Воспитатель: – Правильно, это ежик. Он колючий. А зимой он спит.

По снегу бежит петляет,
К зиме шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)

Какой он? белый, пушистый, трусливый.

Воспитатель: Ребята, а что любит есть зайчик?

Дети: Морковку, капусту.

Воспитатель: А где же он ее возьмет зимой? Что же зайка ест зимой?

Дети: Зимой зайчик грызет кору у деревьев, а белая шубка помогает ему быть не заметным на белом снегу.

Воспитатель:

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
(Белка)

– Какая она? – Шустрая, быстрая, красивая.

Воспитатель: Ребята, а белочка что любит есть?

Дети: Шишки, орешки, грибочки…

Воспитатель: А зимой можно найти орешки, грибочки, шишки?

Читайте также:  Конспект НОД для детей с ОНР подготовительной к школе группы: Космические помощники

Дети: Нет.

Воспитатель: А что же тогда будет есть белка?

Дети: Белочка делает запасы летом, что бы зимой ей было что есть. Белочка тоже меняет свою рыжую шубку на серую, что бы ее было не заметно на дереве.

Воспитатель: В лесу живут волк, лиса, заяц, белка, медведь, ёж.

Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу, домашние или дикие?

Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему же они дикие?

Дети: Они живут в лесу, сами строят себе домики, добывают пищу сами, человек не ухаживает за ними….

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Физк.минутка.

Воспитатель: – А теперь, предлагаю поиграть! Встаньте.

– Кар ява, ява, ява, бураннарны туздыра,
Йомшак карны алабыз, кар атышлы уйныйбыз,
Бик күңелле яшибез. Булдырдыгыз!

Воспитатель: Ребята, на столе лежат карточки “Мам и детенышей диких зверей”. Нужно помочь детенышам найти своих мам. (Это зайчонок его мама зайчиха. Это бельчонок его мама белка. Медвежонок мама медведица, волчонок мама волчиха, лисенок мама лиса).
Молодцы, ребята! Вы помогли детенышам найти своих мам. С заданием справились. А скажите мне пожалуйста, если один это волчонок, а если много то. волчата, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медвежонок-медвежата, бельчонок-бельчата. Умнички!

Дидактическая игра “Что не так?”. Ребята, найдите ошибку и скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют ошибки и говорят правильно: – У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)

Посмотрим на экран, правильно ли мы с вами сказали.

Итог.

Воспитатель: – Вот наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь вернулись». Открываем глаза. Вам понравилось наше приключение?

Дети: – Да!

Воспитатель: – Где мы сегодня побывали?

Дети: – В лесу.

Воспитатель: – Кого мы увидели в лесу?

Дети: – Диких животных и их детенышей.

Воспитатель: Как вы думаете, животным хорошо в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек, а в мешочке для вас сюрприз. Это раскраски зверей.

Воспитатель: – Вы сегодня молодцы!

Конспект НОД в старшей группе “Дикие животные зимой”
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект НОД в старшей группе “Дикие животные зимой”

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_nod_dikie_zhivotnye_zimoy.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

Тема: «Дикие животные зимой»

расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.

упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности внешнего вида. Уточнять и расширять словарь по теме «Дикие животные».

развивать у детей словообразовательные навыки.Развить координацию речи с движениями.Развивать зрительное внимание.

воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование:

картинки с изображением диких животных с загадками;запись

музыки, массажные шарики.

–Дети,посмотрите какая у меня красивая снежинка.Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово,связанное с зимой.(мороз,снег,метель,вьюга,лёд,санки и т.д.)

–На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах.

Назовите их.(ответы детей).

–Легко ли птицам зимой?(нет)

–Как вы думаете,кому ещё зимой приходится трудно?(дик.жив-ым)

–Хотите узнать как зимуют животные в лесу.(Да)

–Давайте отправимся в путешествие,в лес.Только на чём?(ответы)

–Дети,так,как сейчас зима,предлагаю отправиться на лыжах.

–Ну что ж,одевайте(имитируют)шапки,куртки,сапоги и лыжи.

Берём палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).

(выставляется картина «Зимний лес»).

–Вот мы и в лесу.Посмотрите как красиво здесь.Что вы видите на картине?(ответы детей).

–Здесь очень красиво,но мы пришли сюда для того,чтобы узнать как зимуют животные.

(воспитатель подводит детей к картинке,

Которая стоит оборотной стороной).

–Для того чтобы мы узнали,кто здесь живёт,нужно отгадать загадку :

По снегу бежит-петляет

К лету шубку меняет

На снегу его не видно

Волку и лисе обидно. (заяц)

(воспитатель поворачивает картинку )

–Какая шубка у него? А летом?(ответы)

–Зачем он меняет её?(ответы детей)

–Есть ли дом у зайца?(ответы детей)

–У зайца какой хвост?(короткий)

–Значит заяц какой?(короткохвостый)

–Что вы можете сказать о лапах?(передние-короткие,а задние-длинные)

–Да,это так.Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги,а потом короткие передние .Поэтому заяц легко взбегает на горку,а вот спуститься с горы ему очень трудно.Есть такая пословица»В гору вскачь ,а с горы хоть плач»

–Чем питается заяц?(корой деревьев,замёрзшей ягодой,….

–Значит заяц- это какое животное?(травоядное)

–Ну что ,о зайце мы всё узнали,идём дельше.

(подходим к следующей картинке)

Загадка: Хвост пушистый ,мех золотистый

В лесу живёт,а в деревне кур крадёт.

–У лисы какой хвост?(длинный)

–Значит лиса какая?(длиннохвостая)

–Как вы думаете ,она запасает корм на зиму? Чем она питается?

–Под снегом она чувствует,где пробежала мышь или другой мелкий грызун,ловит зайцев.Ну а если не довелось поймать зайца,лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

–Можем ли мы назвать лису травоядной?

–А как называют таких животных?(хищники)

–Дети, а почему мы в лесу не видим ежа?(зимой спят)

–Где спят ежи?(в норках)

–Сейчас я расскажу о еже сказку,а вы мне поможете.

Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»

(дети стоят в кругу,у каждого в руках массажный мячик)

–Катится колючий ёжик,нет ни головы ,ни ножек.

–По ладошке бежит,и пыхтит,пыхтит,пыхтит.

(шарик между ладошками)

— Мне по пальчикам бежит,бегает туда-сюда

–Мне щекотно,да,да,да, уходи колючий ёж

–В тёмный лес ,где ты живёшь.

(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)

(подходим к следующей картинке)

Загадка: Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

–Как называется дом , в котором живёт белка?(дупло)

–А как зимует белка?(ответы детей)

–К зиме белка утепляет своё гнездо.Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев,делает запасы,может съесть побеги кустарников и почки деревьев.

–Почему так говорят»Белку ловить-ножки отбить»?(ответы детей)

–Белка очень ловкий и проворный зверёк.целый день прыгает с ветки на ветку.Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

–Чем служит хвост для белки?(он согревает её в морозы и помогает при прыжках)

–Чем питается белка зимой?(ответы детей)

–Значит белка какое животное?(травоядное)

Пальчиковая гимнастика»Сидит белка на тележке»

(подходим к следующей картинке)

Загадка : День и ночь по лесу рыщет

День и ночь добычу ищет

Ходит бродит он молчком

Уши серые торчком (Волк)

–Как называется его дом?(логово)

–Значит чьё это логово?(волчье)

—Что вы знаете об этом животном?(ответы детей)

–Чем питается волк?(ответы детей)

–Значит волк кто?(хищник)

Загадка: Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)

–Как называется жилище медведя?(берлога)

–Значит это чья берлога?(медвежья)

–Кто знает в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

–Зимой.Потому,что только зимой у медведя есть дом.

–Пока медведи спят,мы поиграем в игру.

Физ.минутка: «У медведя во бору»

(подходим к следующей картинке)

Этого лесного красавца вы узнаете,если отгадаете

Загадка: Тяжелы рога по весу

Ходит важно он по лесу

Он хозяин ,а не гость-

Хмурый и сердитый. (Лось)

–Как вы думаете,чем питается лось?(ответы детей)

–К числу основных кормов лосей относится ива,сосна,осина,рябина

–В оттепели они гложут кору.За сутки зимой взрослый лось съедает 12-15 кг.

–Дети,подумайте и ответьте,могут ли выжить лесные животные без кормов зимой?(нет)

–Кормят и заботятся о лесных животных-лесники.Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»

–Ну, что ж ,наше путешествие закончилось.Пора возвращаться домой.Поехали. (имитация езды на лыжах под музыку)

–Понравилось ли вам наше путешествие?

–Что нового вы узнали?(ответы детей)

–Будем оберегать птиц и зверей ?(Да)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы с использованием ИКТ.

конспект занятия животные жарких стран.

План-конспект НОД в старшей группе “Животный мир Африки”.

Формировать у дошкольников представления о животном мире.

Задачи:Коррекционно-образовательная:- обучать образованию притяжательных прилагательных.Коррекционно – развивающие:- закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, на.

Закрепление знаний и представлений детей о зиме и зимующих птицах.

Тематическая неделя в старшей группе “Животные зимой&quot.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Звери зимой»

Цель: Систематизировать и обобщать у детей представления о жизни диких животных зимой, об условиях их обитания.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять умение детей различать и называть зверей, различать по возможности употребления потребности в пище.
  • Углубить представления детей о причинах изменений в жизни животных с наступлением зимы.
  • Развивать умение классифицировать зверей на хищников, всеядных и травоядных животных.
  • Развивать речевое внимание, наблюдательность, фонематический слух, умение делать выводы.
  • Развивать активный и пассивный словарь, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.
  • Развивать любознательность, активность, самостоятельность.
  • Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Воспитывать желание помогать животным, заботиться о них.
  • Соблюдать правила поведения в природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Чтение глав из книги Т. Шорыгиной «Звери. Какие они?».
  • Рассматривание иллюстраций «Дикие животные наших лесов».
  • Беседы с детьми о диких животных.
  • Отгадывание загадок о зверях.
  • Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?». Настольно-печатная игра «Наши соседи».
  • Рисование диких животных.
  • Чтение русских народных сказок: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Кот-воевода».

Материалы:

  • ИКТ с подборкой материала.
  • Снимки волка, лисы, медведя, ежа, зайца, лося.
  • Модели описания животных.
  • Мнемотаблица по сказке «Зимовье зверей».
  • Мнемотаблицы: «Волк», «Медведь».
  • Таблица «Найди общее».
  • Открытки-ассоциации на тренировку памяти.
  • Морфотаблица «Дом для волка».

Воспитатель: Дети, посмотрите, мне в руки попало зашифрованное письмо. Тот, кто отправил, предлагает отгадать по условным обозначениям, какое это время года.

Загадка:

Кто поляны белит белым,

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины? (Зима.)

В.: Да это зима. Предлагаю вам вспомнить и назвать приметы зимы:

  • Солнце светит, но не греет.
  • Дни стоят короткие, а ночи длинные
  • Кругом лежит снег.
  • Часто бывают метели.
  • Птиц мало, но зато прилетели снегири, свиристели.
  • Домашние животные все закрыты в скотных дворах, сараях. За ними ухаживают люди.
  • Дикие животные сменили шубки, утеплились, а медведь, еж, барсук легли в спячку до весны.

В.: Вот сегодня о них мы и поговорим. А о ком именно, вы сейчас сами назовете. Они прислали о себе небольшие загадки. (Выставляю мнемотаблицы «Волк», «Медведь, «Заяц».) Правильно угадали. Прежде чем начать работать потренируем память.

Игры с использованием ИКТ:

  1. «Кто где живет» .

Закрепить знания детей о жизни диких животных.

  1. « Назови всех членов семьи диких животных ».

Закрепить знания детей о диких животных, их названия, названия детенышей зверей. Закреплять умение изменять окончание слов во множественном числе.

  1. Дидактическая игра «Чем похожи» (таблица).

Закрепить знания детей о хищном звере-волке, о его внешнем виде, его среде обитания, о повадках.

В.: А сейчас отдохнем.

Физкультминутка «Звериная зарядка»

(дети приседают, потом делают прыжок вверх).

Это заячья зарядка,

А лисята как проснутся (потереть кулачком глаза),

Любят долго потянуться (потягиваются),

Обязательно зевнуть (зевают, прикрыв рот),

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами из стороны в сторону).

А волчата спинку выгнут (прогибают спину)

И легонечко подпрыгнут (прыжок вверх).

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, покачивание с одной ноги на другую),

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало начинает все сначала (хлопки над головой).

В.: Ребята, скажите, жизнь диких животных зимой отличается от той жизни, которую они вели летом? Можете объяснить, почему, с чем это связано? На примере кого можете рассказать?

(У зайца и белки меняются шубки, белка делает запасы еды, у волка и лисы шубки становятся теплее и гуще, и т. д.)

Дети рассказывают. Делаем вывод, что зимой, диким зверям приходится тяжелее выживать.

В.: Игра «расскажи о животном». Составление небольшого рассказа о животном с использование моделей.

1. Назвать животное, сказать какого цвета его мех.

2. Описать голову животного.

3. Описать хвост.

4. Назвать способ защиты от врагов.

5. Назвать одним или двумя словами отличительную черту характера.

6. Классифицировать зверей по способу питания.

1. Кого называют санитаром леса?

2. У какого животного во время листопада родятся еще детеныши?

3. У какого животного следы похожи на человеческие?

4. У какого животного каждый день растут зубы?

5. Какой хищный зверь очень любит малину?

6. Куда зайцу удобнее бежать – с горы или в гору?

В.: Ребята. Мы в самом начале беседы прочитали от волка, медведя и зайца шифрованные письма. Медведь спит в берлоге, у волка есть свой дом. Он называется…. А где спит заяц? Предлагаю построить зайцу дом. Только дом у него будет не простой.

Игра «Дом для зайца». Морфотаблица.

В.: Ребята, вы настоящие друзья природы.

  • Что нового вы узнали о диких животных?
  • Что удивило вас из того, что вы сегодня узнали?
  • Какие вопросы о животных для вас были трудными и вы не знали на них ответа?
  • Что еще о животных вы хотели бы узнать?

Список используемой литературы:

1. Т. А. Шорыгина «Звери. Какие они?»

2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия».

3. Тематический словарь в картинках «Мир животных».

Н. А. Гурьева «Учимся по сказке «Заюшкина избушка».

Конспект НОД для детей подготовительной группы: Дикие животные зимой

(Волк)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело, легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)
Кто колючий, словно елка,
Носит на спине иголки?
(Ёж)
2. Основная часть.
Воспитатель:- Как их всех можно назвать, одним словом?
Дети:- Животные.
Воспитатель:- Почему?
Дети:- Тело покрыто шерстью, 4 лапы, туловище, морда, хвост.
Воспитатель:- Где живут эти животные?
Дети:- В лесу
Воспитатель:- Как они называются?
Дети:- Дикие животные
Воспитатель:- Почему их так называют?
Дети:- Сами себе добывают пищу
Воспитатель:- А как еще по-другому их называют?
Дети:- Звери
Воспитатель:- Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие – это мы сейчас узнаем.
Хотите сейчас отправиться в лес? Крепко зажмурьте глаза, не подглядывайте! Когда колокольчик перестанет звенеть, глаза откроете. (Раскладываю следы зверей)
Вот мы и в лесу. А что это? (Следы). Чьи следы? (Рассматриваем, рассуждаем).
А куда идут эти животные? (Домой, к ключу на водопой, ищут пищу).
А где у них дом?
Игра «Кто, где живет?» (с мячом)
У зайчат дом……. Под кустом
У лисят дом……..Нора под пеньком.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу.
Ребята, а по какой причине мог проснуться зимой медведь? Он ведь обычно спит в берлоге! (Зуб разболелся, сон плохой приснился, очень пить захотел)
А кто еще спит всю зиму? (Еж)
Каких животных вы знаете, но следов их сегодня не встретили? (олень, м.б. скажут – бобры)
3.Рассказывание рассказов, подготовленных детьми дома.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы о диких животных. Послушаем? (садимся на стулья у доски).

Белка зимой меняет цвет шубки для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем, если бы она была рыжей. Цепкие лапки белки помогают легко передвигаться по деревьям, а хвост, как руль, помогает управлять движением.
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем жилище, дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко. Белочка – большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло, но и припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках – в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Заяц, как и белка, меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов – лисы и волка. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев. Заяц питается корой деревьев, ветками, листьями.

Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках. Длинный хвост служит лисе рулем, помогающим круто изменять направление бега во время охоты. От врагов лиса ловко прячется, убегает, кусается. Белый кончик хвоста мамы-лисицы является ориентиром для лисят в ночное время. Видя его, как маячок, они безошибочно следуют за ней. Зимой в трескучие морозы хвост служит лисе теплым пушистым одеялом и мягкой подушкой. Она сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит, уткнувшись мордочкой в нежный мех. Тепло и уютно. Питается лиса мелкими грызунами, птицами.

Волк хоть и не меняет свою шубу как белка и заяц, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. А вот волки зимой сбиваются в стаи и ходят цепочкой, друг за другом, в поисках добычи – так охотиться легче. В волчьей стае есть вожак – это сильный, умный, опытный волк. Всей стаей волки охотятся на оленей, лосей, кабанов, мелких грызунов. А в сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут подходить к жилищам людей. Могут утащить поросенка, овечку, напасть на теленка. А днем прячутся в своем логове.

Лось самый крупный родственник оленя. Длина его тела достигает до 3 метров. Рога лося служат для обороны от хищников на ногах. От врага лось отбивается копытами, лягается, стремительно и быстро убегает, почуяв опасность. Копыта помогают ему передвигаться по заснеженному лесу, как на лыжах, он не проваливается. Лоси спят в рыхлом снегу. Питается лось травой, ветками, корой деревьев, мухоморами.

Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает опавшими листьями, мягкой душистой хвоей, сухим мхом. Как только с неба полетят снежинки, мишка укладывается в свою постель. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны. Своих врагов медведь грызет зубами, давит лапами. Любит полакомиться медом, орехами, желудями, насекомыми, рыбой.

Еж от врагов защищается иголками: сворачивается в клубок, выставляет свои иголки во все стороны, колется. Еж тоже делает на зиму запасы. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку, никто ежа не найдет и не потревожит. Может быть, приснится ежику, как он бродит летом по лесу, ловит червей, жуков, юрких ящериц, ядовитых змей, мышей и лягушек.

– Но есть еще интересные дикие животные, о которых мы с вами еще не говорили. Может вы, мне их назовете?
Вот так звери
Нор не роют
Но зато плотины строят
Все они одеты в шубы
Инструмент не пилы-зубы

– Жилище у бобров называется так интересно – хатка. Это жилище они строят сами из поваленных деревьев на водоемах. Вход в нору находится под водой, а сама нора представляет собой сложное строение с несколькими входами-выходами, множеством отнорков и гнездовыми камерами. Бобры очень чистоплотные. А как называют детенышей бобра?
Дети: – Бобрята.
– Ребята, но в лесу можно встретить еще одного животного, посмотрите! Это барсук, посмотрите какая у него большая семья. Мама-барсучиха, детеныши-барсучата. Живут они в норе, барсуки очень чистолюбивые животные. Питаются они насекомыми, личинками, червяками.

Физминутка «Теремок»
А теперь давайте сядем на полянку и отдохнем.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог
Слева зайка, справа мишка,
Отодвиньте-ка задвижку
Слева ежик, справа волк
Нажимайте на замок
Зайка, мишка, ежик, волк
Открывают теремок.

4. Дети, предлагаю вам ответить на вопросы:
1. Вопрос: «Чем питаются дикие животные?» (травой, грибами, ягодами, ветками, другими животными, насекомыми и т. д.).
2. Вопрос: «Как различаются дикие животные по способу питания?» (травоядные, хищные и всеядные).
3. Вам следующее задание: Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных. Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное? (посередине 2 обручей).

5. Игра «Хвосты»
Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждому ребёнку педагог даёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) Хвосты могут повторяться и изображения животных тоже.
– Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Переверните картинки изображениями вверх и найдите тот хвост, который вам подходит. Затем воспитатель поочерёдно спрашивает:
– Ты кто? (я медведь). У тебя какой хвост? (у меня медвежий хвост). Почему ты решил (а), что это медвежий хвост? (он маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (мысли, аргументы детей).

6. Рефлексия. Беседа о том, что нового узнали, что особенно понравилось, что – нет.

Конспект занятия «Жизнь диких животных в зимнем лесу»

Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа).

Воспитатель: Дурнова Дарья Дмитриевна

Образовательная область: «Познавательное развитие»; формирование целостной картины мира.

Педагогическая цель: формировать представление о том что, дикие животныеприспосабливаются к изменениям погодных условий; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, мелкую моторику; воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно; пробуждать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.

Целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.

Освоение содержания образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации: фотографии и рисунки, показывающие диких животных, картины зимнего леса.

-Ребята, давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Чтобы узнать много интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Кто из вас был в зимнем лесу? Давайте вместе отправимся в зимний лес, чтобы узнать, как живут дикие животные в это время года. Закройте глаза и повторяйте хором за мной волшебные слова:

Раз, два, три повернись,

На лесной опушке окажись.

Открывает картинки с изображением зимнего леса, просит детей открыть глаза.

– В лес пришла зима и жизнь лесных зверей изменилась. У каждого животного свой характер, давайте расскажем об этом.

Дидактическое упражнение «Кто какой?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч, а дети продолжают предложение начатое воспитателем.

Трусливый, как… заяц

Косолапый, как…. медведь

Хитрая, как… лиса

Зубастый, как…. волк

Прыгучая, как…. белка

Неуклюжий, как…. медведь

– Ребята кого же мы сможем встретить в зимнем лесу? Отгадайте загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке- летом. (Белка)

Показ картинки белка.

Нам сейчас Саша расскажет про белочку.

– Почему зимой белочка меняет цвет шубки? Да, для того чтобы легче было прятаться от врагов, например от ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно- серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. Беличья шубка не только меняет цвет она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.

Белочка- большая труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете что еще? Конечно, припасы которыми она питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовках- в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.

Молодец Саша,садись на стульчик.

– А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала белым становится хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода- кора.

Пальчиковая игра «Зайчики».

Жил был зайчик (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (показать ушки)

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы)

Носик на опушке (трем носик)

Отморозил хвостик (трем копчик)

И поехал греться к ребятишкам в гости (крутим изображая руль)

Там тепло и тихо (разводят руки)

Волка нет (грозят пальцем)

И дают морковку на обед (гладят живот)

-У зайца много врагов в лесу. Отгадайте загадки:

Какой зверь опасный

Ходит в шубке красной,

Мышек хватает? (лиса)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

– Лиса тоже к зиме готовится. Зимой на ее лапах отрастает густая шерсть, чтобы не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.

Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.

– Ребята каких животных зимой в лесу не встретишь? Отгадайте загадки:

Между сосен, между елок

Бродит тысяча иголок

Но не сделать ни стежка-

Все иголки без ушка! (еж)

– Ребята посмотрите что у меня есть:

Массаж рук «Колючий шарик»

Мы нашли колючий шарик

Нам его не удержать

Шарик крутится в ладошках,

Шарик хочет убежать (дети крутят массажные шарики)

Шарик наш живой и теплый,

На кого же он похож? (смотрят на шарик держа его в ладошках)

Прыгнул шарик на дорожку-

Оказалось это еж! (дети опускают руки и шарики катятся на пол).

– Ребята кого мы еще не встретим зимой в лесу? Послушайте загадку и узнаете.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

– Ежи и медведи зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом доме для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь- в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Животные и их детеныши».

-Как называются дикие животные наших лесов и их детеныши? Я называю животных, а вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе.

Белка – …. бельчонок, бельчата.

Заяц – …. зайчонок, зайчата (как называют маму зайчат)

Лиса – … лисенок, лисята (кто папа в лисьем семействе)

Волк – …. волчонок, волчата (как называют маму в волчьем семействе)

Медведь – … медвежонок, медвежата (кто мама у медвежат)

Еж – …. Ежонок, ежата (как называют маму у ежат)

Проводит игру «Четвертый лишний» детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядные пособия.

Медведь, волк, лиса, заяц (медведь единственный впадает в спячку)

Кошка, медведь, заяц, белка (кошка домашнее животное, все остальные дикие)

Белка, сова, лиса, волк (сова птица, все остальные звери)

Волчонок, заяц, медведь, белка (волчонок детеныш, а все остальные взрослые животные).

– Ребята в зимний лес мы сходили пора возвращаться в группу, там вас ждет сюрприз: Раз, два, три, повернись

В детском саду окажись.

– Посмотрите что у меня есть, капсулы от киндер сюрприза. В каких животных их можно превратить? Добавим глазки, носик, длинные ушки, четыре лапки и перед вами зайчонок.

Предлагаю каждому ребенку взять капсулу и превратить ее в животное. Своих животных мы поселим в наш зимний лес (макет). В процессе работы воспитатель помогает детям, если они испытывают затруднения.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Дикие животные зимой»

Елена Щербакова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Дикие животные зимой»

Цель: расширение знаний о диких животных и их детёнышах, закрепление представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Активизация словаря по теме «дикие животные».

Образовательные: упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.

Развивающие: развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание, интерес.

Воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, любовь и бережное отношение к живой природе.

Материалы и оборудование: презентация «Дикие животные зимой», аудиозапись музыки, стеклянная «льдинка», игрушки (или картинки) животных и муляжи еды для них.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу,воспитатель говорит:

-Ребята, посмотрите, у меня есть льдинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово, связанное с зимой. (Мороз, снег, метель, вьюга, лёд, снежинка, снеговик, санки, снегопад и т. д.)

-На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах. Назовите их (ответы детей).

-Легко ли птицам зимой? (нет).

-Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно? (диким животным).

-Хотите узнать, как зимуют животные в лесу (да).

-Предлагаю отправиться в зимний лес. А как мы можем попасть в зимний лес? Там столько снега (ответы).

-Правильно, ведь сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах. Нам будет очень удобно и полезно для здоровья.

-Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки, ботинки и лыжи. Берём лыжные палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).

-Вот мы и в лесу! Какой здесь чудесный морозный свежий воздух. Давайте подышим, будем вдыхать носом, а выдыхать через нос (дыхательная гимнастика). Посмотрите как красиво в лесу. Слайд №3.

-Что вы видите на картине? (разные следы).

-Да, вы правы, здесь много различных следов.

-А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы).

-А как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях).

-Как мы называются животные, живущие в лесу? (дикие животные).

-А кто живет в лесу и как они зимуют, мы узнаем, отгадав загадки.

1. Не барашек и не кот,

Носит шубку круглый год.

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета (заяц). Слайд №4.

-Зачем заяц меняет шубку на зиму? (маскируется).

-Есть ли дом у зайца? (нора).

-Что вы можете сказать о лапах? (передние – короткие, а задние – длинные).

-Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица «В гору вскачь, а с горы хоть плач».

-Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшими ягодами).

-Ну что ж, с зайцем мы повстречались, едем дальше.

2. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Пышный хвост – краса.

Это кто?. (лиса). Слайд №5.

-Как вы думаете, чем питается лиса? (ответы детей).

-Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну, а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.

-А у лисы есть дом? Как он называется? (нора).

-Молодцы, едем дальше.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд с зимним пейзажем и говорит:

-Ребята, вы заметили, вроде бы по снегу пробежал еж? (нет, он зимой спит).

-Молодцы, а где спит еж? (в норе).

3. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко

Ну конечно это… (белка). Слайд №6.

-Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло).

-К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев. Белка очень ловкий и проворный зверёк. Целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.

-Здорово, ребята, едем дальше по зимнему лесу.

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (волк). Слайд №7.

-Как называется дом волка? (логово).

-Чем питается волк? (ответы детей).

5. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днём и ночью смотрит сны? (Медведь). Слайд №8.

-Как называется жилище медведя? (берлога).

-Кто знает, в какое время года у медведицы рождаются медвежата?

-Зимой. Потому, что только зимой у медведя есть дом.

-Ребята, предлагаю поиграть.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

6. Тяжелы рога по весу

Ходит важно он по лесу.

Он хозяин, а не гость-

Хмурый и сердитый… (лось). Слайд №9.

-Как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей).

-К числу основных кормов лосей относится ива, сосна, осина, рябина.

-Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без еды зимой? (нет).

-Как вы думаете, кто может позаботиться в лесу о животных? (ответы детей).

-Кормят и заботятся о лесных животных – лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания». Слайд №10.

-Ребята, я вам тоже предлагаю угостить некоторых лесных животных. (На стол выставляются игрушки (или картинки): зайца, белки, лося, лисы;на подносе выкладываются: капуста, шишка, курочка, сено или ветки (для лося).

-Вот и мы с вами угостили лесных жителей. Молодцы!

-Дети, послушайте, какое необычное стихотворение я вам прочитаю.Но вы должны будете мне помочь его закончить:

Как – то днем, простой тропой,звери шли к себе домой:

За мамой зайчихой прыгал… (зайчонок).

За мамой волчицей топал (волчонок).

За мамой лисицей крался… (лисенок).

За мамой лосихой плёлся… (лосёнок).

За мамой бельчихой скакал… (бельчонок).

А в норке с ежихой спал крепко. (ежонок).

-Молодцы, ребята. Хорошее стихотворение у нас получилось. Теперь мы многое знаем о диких животных, потому что сегодня мы с вами побывали у них в гостях. Наша лесная прогулка закончилось. Пора возвращаться. Поехали! (имитация езды на лыжах под музыку). Слайд №11.

-Понравилось ли вам наше путешествие?

-Что интересного вы узнали? (ответы детей)

-Что можете рассказать своим друзьям о диких животных?

-Что еще хотели бы узнать о диких животных?

Прикреплённые файлы:
dikie-zhivotnye-zimoi_a71l7.pptx | 5359,16 Кб

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» Орг. момент Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные» с детьми средней группы Цель: Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, с особенностями внешнего вида и образа жизни. Интеграция образовательных.

Конспект НОД по развитию речи на тему «Дикие животные» (средняя группа) Цель: Создать условия для уточнения и систематизирования знания детей о диких животных. Задачи: Закрепление знаний детей о диких животных,.

Конспект НОД «Дикие животные зимой» Задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой»; закреплять названия их семей, жилищ; совершенствовать грамматический.

Конспект ОД в форме КВН по ознакомлению с миром природы с детьми 5–7 лет на тему «Дикие животные нашего края» Цель: Познакомить детей с повадками, особенностями поведения диких животных нашего края, их пользе для природы. Задачи: – Закрепить и обобщить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей первой младшей группы «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепить с детьми пройденный материал. Вид занятия: Ознакомление с окружающим. Программное содержание: Закрепляющие задачи: Закреплять.

Конспект занятия «Дикие животные зимой» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Вид НОД: занятие по познавательно-речевому развитию Тип НОД: комбинированный.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и социальному развитию на тему «Дикие животные нашего края» Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных. Задачи занятия: 1. Учить детей описывать характерные признаки, образ жизни и повадки.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные нашего края» Цель занятия: обобщить знания детей о диких животных. Задачи занятия: Образовательные • Закрепить названия диких животных и их детенышей.

НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим «Дикие и домашние животные» Цель: Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных. Задачи: 1. Познавательная. Закреплять знания.

Ссылка на основную публикацию