Развитие зрительного восприятия образа буквы А

Развитие зрительного восприятия у дошкольников

Большая часть людей относится к визуалам – той категории человечества, которая воспринимает мир, прежде всего, глазами. Чем вызвано данное преобладание? Как протекает развитие зрительного восприятия у дошкольников, если в дальнейшей жизни у большинства из нас этот канал восприятия доминирует по отношению к другим?

Особенности развития зрительного восприятия в детстве

Развитие зрительного и тактильного восприятия опережает другие познавательные процессы. Они начинают функционировать с первых дней жизни и уже в дошкольном возрасте приобретают характеристики управляемости и целенаправленности.

В раннем детстве ребенок воспринимает предмет по его отдельному наиболее яркому признаку. Переход на дошкольный этап развития совпадает с расширением зрительного восприятия. Взгляд ребенка охватывает все больше деталей и признаков объекта, попавшего в поле его внимания.

Это самый быстрый способ получения комплексного представления об окружающем, поэтому зрительное является ведущим видом восприятия в дошкольном возрасте.

Восприятие становится более точным и полным благодаря предметным действиям. Ребенок прикладывает друг к другу и примеряет детали, из чего получает первичные знания о размерах и формах.

Особенности зрительного восприятия у дошкольников основаны на том, что в этом возрасте еще только формируются эталоны, на которые ребенок ориентируется, познавая новый предмет.

Информация поступает из внешнего мира и разрастается как снежный ком. Дети оперируют тем, что уже знают, и непроизвольно структурируют то, что они наблюдают. Новые объекты и их свойства они соотносят с ранее знакомыми. Коробки и кубики напоминают им домик, все округлые предметы – мячик, а колечки – колесо.

То есть, происходит зрительное соотнесение с неким образцом, который ребенок непроизвольно выбрал в качестве мерки.

Также важнейшей особенностью данного вида восприятия является то, что зрительные перцептивные функции в детстве объединяют в себе действие других ориентировочных сигналов. Если взрослый определенно пожелает прислушаться к звукам природы, принюхаться к аромату фрукта, то дошкольник, без специального побуждения, только смотрит на все широко открытыми глазами.

Особенности восприятия изображения

На 3-ем году жизни формируются зрительно-двигательные координации более высокого уровня, чем те, которые проявляют малыши в раннем возрасте. Зрительные анализаторы обеспечивают сосредоточение и последовательное движение взора при рассматривании всего вокруг.

Глаза начинают управлять мелкими движениями руки, в результате чего ребенок способен не случайно, а целенаправленно нарисовать карандашом какие-то линии или завитки.

Первые изображения, с которыми имеют дело дети, являются свободной проекцией реальных предметов на плоскость. Они отражают зрительно воспринимаемый облик окружающих объектов.

Еще несколько месяцев – и зрительное восприятие порадует новым достижением. Младший дошкольник уже не только изобразит каракули, но и увидит в них знакомые ему образы. Это очень важный этап, потому что ребенок учится устанавливать связь изображения с настоящим предметом.

Прежде всего, дошкольник пытается передать в своем рисунке форму предметов. А вот цвет еще не завоевал столь важного значения, чтобы его реалистично передавать. Или наоборот: он находится вне конкуренции, и ребенок выбирает исключительно по своему усмотрению. Поэтому в детских рисунках сплошь и рядом наблюдаются красные деревья, синие дома и разноцветные человечки.

Цвет и размер изображений до старшего дошкольного возраста передает не реальные признаки, а отношение юного художника к тому, что он рисует. Любимая мамочка появится на листе наряженной в красные одежды, а изображение строгой воспитательницы – в черно-коричневых тонах. Это не означает каких-либо нарушений зрительного восприятия, так как дошкольник изображает свое комплексное представление и отношение к объекту.

Цветовосприятие у детей дошкольного возраста

Вряд ли у кого-то есть сомнения, что цвет – первый признак, бросающийся в глаза. Однако дети от рождения не наделены способностью цветоразличения. Восприятие цвета детьми происходит постепенно.

На первом году жизни малыши осознают только отличительность расцветки одной игрушки от другой. О конкретных цветах они еще не знают.

Первые цвета, которые малыш различает и запоминает, – красный и желтый. К младшему дошкольному возрасту он уже знает оранжевый, зеленый и синий, но два последних может спутать, если ему показывать абстрактный предмет, а не известный образ. Елочку ребенок точно назовет зеленой, а с кружочком какого же цвета может ошибиться.

Пятилетние дети не только воспринимают всю палитру спектра, но и заинтересовываются различением цветовых оттенков. Такой интерес связан с развитием как цветовосприятия, так и речи. Ведь каждый оттенок имеет свое название, да еще так занятно образующееся: светло-коричневый, темно-синий…

Некоторые сложные оттенки дети начинают воспринимать не ранее старшего дошкольного возраста. К ним относятся бордовый, бирюзовый, горчичный, лиловый и др. Сложность вызывает как различение подобного цвета, так и вспоминание названия.

Средства развития восприятия цвета

Чтобы быстрее освоить с детьми дошкольного возраста цветовую палитру, проводите познавательные игры и упражнения. Вот несколько примеров:

  1. Превращение воды в разноцветную. Налейте воду в прозрачные стаканчики и вместе с ребенком придайте ей различные цвета, растворив немного краски. Получите разные оттенки одного цвета – от светлого к интенсивно насыщенному. Этот эксперимент станет для дошкольника незабываемым открытием и поможет понять закономерность получения оттенков.
  2. Создание модного гардероба для куклы. Озадачьте малыша желанием куклы иметь одежду или аксессуары одного цвета. Вместе подберите подходящий шарфик, заколку, ремешок и пр.
  3. Рисование с использованием выбранного цвета. Предложите нарисовать семью так, чтобы у каждого в наряде была деталь одного и того же оттенка.

Полезно практиковать соревнование, кто найдет больше предметов своего цвета. Например, ребенок выберет красный цвет, а вы – синий. Достаточно просто указывать на предмет соответствующего цвета, обнаруженного в непосредственном окружении. Не забудьте первый раз проиграть, чтобы не отбить охоту у ребенка упражняться в поиске соответствующих объектов.

Игры на развитие зрительного восприятия у дошкольников

Игра «Фотограф». Назначение: Развитие восприятия, наблюдательности и памяти.

Ход игры (желательно, чтобы принимали участие не менее трех человек). Два участника становятся друг против друга. Один из них выступает в роли фотографа, а другой – позирует для «снимка». «Фотографу» необходимо внимательно осматривать своего «клиента» в течение 1-1,5 минут. Отвернувшись, он описывает внешность и одежду своего партнера по игре. Третий участник отмечает, сколько деталей названо верно, и сколько допущено ошибок.

Игра «Цветное фигурное лото». Назначение: развитие зрительного восприятия, закрепление формы и цвета.

Ход игры. 1) Подготовьте набор из 35 геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты, прямоугольники и овалы (для ведущего). Используйте для каждой фигуры все цвета радуги. 2) Сделайте несколько карточек, на которых изображены 5 перечисленных фигур, но окрашены в различные цвета. Дайте ребенку одну такую карточку, если он младший дошкольник, 2 – пятилетнему ребенку и 3 карточки, если играете со старшим дошкольником.

Игра состоит в том, что ведущий показывает одну фигуру, ребенок смотрит, есть ли у него изображение такой фигуры. Участник сообщает о найденном изображении (или его отсутствии), получает фигуру и кладет на соответствующее место. Дети постарше проговаривают: «Это овал синего цвета» и пр. В случае участия нескольких детей в игре обязательно определяйте победителя. Им станет тот, кто первым закроет все свои карточки.

План – конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для подготовительной логопедической группы «Цветы»

Цели занятия:

  1. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания.
  2. Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые, луговые, лесные, полевые, комнатные).
  3. Развитие грамматического строя речи через умение правильно согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными.
  4. Активизация и обогащение лексической стороны речи .

Существительные: названия цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; части цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, сердцевинка, семена.

Признаки: садовые, луговые, полевые, лесные, комнатные.

Действия: ухаживать, садить, вскапывать, поливать.

  1. Развитие зрительного восприятия через игру «Волшебная труба».
  2. Развитие координации слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
  3. Автоматизация поставленных звуков через рассказывание стихотворений.
  4. Развитие умения у детей самостоятельно задавать вопросы по образцу логопеда.
  5. Развитие фонематического анализа и синтеза через полный звуковой анализ слова РОЗА. (Работа с цветными магнитами)

Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; листы с контурным изображением цветов наложенные друг на друга по количеству детей; волшебный сундучок; искусственный цветок-роза; цветные магниты для звукового анализа слова; картинки с изображением цветов по количеству детей, иллюстрации с изображением леса, луга, сада, теплицы.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

2. Вступительная беседа: (Чтение логопедом стихотворения С.А Васильевой «Ваза с букетом»)

Букету цветов будут рады родители,

С улыбкой в подарок получат друзья.

Как весело мама смеялась, вы видели,

-Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.)

(Вывешиваю иллюстрацию на доску)

-Какие цветы вы знаете? Назовите. (Ответы детей)

-К какой природе мы относим цветы? К живой или неживой?

-Почему? Объясните. (Ответы детей)

-Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д)

-Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

-Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

3. Сообщение темы и целей занятия:

-Кто-нибудь из вас догадался, о чём мы с вами будем сейчас говорить? (Мы будем говорить о цветах)

— Сегодня на нашем занятии мы будем рассказывать о цветах, и узнаем о них очень много интересного.

4. Игра «Я смотрю в волшебную трубу».

— Ребята, вчера вечером в мою дверь кто-то постучался. Когда я открыла дверь, то увидела волшебника. В руках он держал вот эту волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о цветах много нового и интересного.

— Вы знаете как устроен цветок?

— Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу.

— Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка.

— А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми.

5. Физ. минутка.

Цель: координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.

«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ»

На лужайке по утру

Мы затеяли игру

Я – подснежник, ты вьюнок.

Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки)

Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг)

Раздвигайте круг по шире.

А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу)

Побежим в перегонки.

Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг)

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять, (Смыкают круг)

Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу)

Мы — весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх)

Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)

6. Рассказывание стихотворений детьми:

ГВОЗДИКА

Длинный зелёный стебель,

Гвоздики махровый цветок,

Вот почему у мамы

Тёплый в глазах огонёк.

Жёлтых и белых — разных

Много таких цветов.

Мы с папой выбрали красный —

Он означает «любовь».

ЛАНДЫШ

Белые жемчужины прилепились в ряд

К стебелёчку тонкому — дарят аромат.

В мае распускаются и цветут в лесу.

Даже книга Красная бережёт красу.

И лисичка рыжая рядышком пройдёт,

Белый и душистый цветик не сомнёт.

ТЮЛЬПАН

Тюльпан стремится к небу горделивый,

Жёлтый или красный — он любой красивый.

На маленький овал похож его бутон,

В луковке зимою сохранился он.

На утренней заре раскроется чуть-чуть —

Хочется ему на солнышко взглянуть,

А на закате снова ляжет спать —

И не нужна ему для этого кровать.

КОЛОКОЛЬЧИК

Он расцвёл в тиши лесной,

А звенит он или нет —

Только лес нам даст ответ.

РОМАШКА

В виде жёлтеньких кружков,

У ромашек серединки

Много белых лепестков.

Выросли ромашки в поле,

Всех цветов не унести.

Красота вокруг, раздолье,

Сяду я венок плести.

Я желанье загадаю,

Повезёт ли мне, узнаю —

Даст ответ мне мой цветок.

РОЗА

В саду благоухаю,

Я красотой сияю,

Но остры коготки.

Дала я имя цвету.

За тёплый солнца свет

Я благодарна лету.

Цветка нарядней нет!

ОДУВАНЧИК

Подержу в ладошке.

На него любуюсь,

Жаль, недолго солнышко

И расстанусь с ним.

ПОДСНЕЖНИК

Там, где сосны не проснулись,

Где в сугробах спит валежник,

Нынче утром народился

Голубой цветок – подснежник.

…Он разгрёб песок холодный

Корешком своим, как лапой.

Он меня считает папой,

А тебя считает мамой.

(Картинки с цветами выставляются на доску)

— Назовите цветы, про которые можно сказать МОЯ.

Назовите цветы, про которые можно сказать МОЙ.

7. Игра «Найди и назови цветок».

Ребята, внимательно посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах.

Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы.)

8. Игра «Волшебный сундучок».

-Ребята, ещё добрый волшебник подарил вам вот такой волшебный сундучок.

-А знаете, что в нём? Волшебник сказал, что в сундуке красивый цветок.

-Ребята, цветок что-то мне шепчет. Он хочет узнать, а знаете ли вы, что должны делать люди, чтобы цветы выросли? (Вскапать землю, сделать клумбу, посадить семена, ухаживать: поливать и полоть клумбу).

-А теперь, давайте отгадаем, какой цветок отправил нам волшебник?

-Я сейчас задам вопрос, а вы внимательно послушайте.

-Цветок, цветок, ты растёшь в лесу? Ты лесной цветок? (Имитация отрицания).

-А теперь вы спросите.

-Как вы спросите? Где ещё растут цветы? (-Цветок, ты растёшь на лугу? Ты луговой цветок?) (Отрицание)

-Если цветок растёт на поляне? Как мы спросим? (-Цветок, ты растёшь на поляне, ты полевой цветок?)

-Если цветок растёт в комнате, то как спросите? (-Цветок, ты растёшь в комнате? Ты комнатный цветок?) (Отрицание).

-Если цветок растёт в саду? Как спросите? —(Цветок, ты растёшь в саду? Ты садовый цветок?) (Имитация соглашения).

Читайте также:  Зарплата учителя-логопеда — снова повышение?

-Ребята, а какой цветок растёт в саду? (Обращаю внимание на картинки). (РОЗА)

-А теперь, посмотрите на картинку и скажите, РОЗА, какая она?

(красная, с шипами, гордая, грациозная, ароматная, красивая и т.д.)

9. Звуковой анализ слова РОЗА:

-А сейчас, ребята, мы с вами запишем слово РОЗА.

-Только писать я будем не буквами, а чем? (Обращаю внимание детей на цветовые магниты).

-Назовите первый звук в слове РОЗА? (Р)

-Какой магнит я должна взять? (Синий). -Почему? Докажи.

(Потому что звук Р- согласный, твёрдый).

Аналогичная работа с другими звуками. На доске под картинкой получается следующая схема:

— Скажите, а сколько в слове РОЗА слогов? (Два)

-Почему так решили? (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

У каждого ребёнка картинка с изображением какого-то цветка.

— Ребята, сейчас каждый будет называть цветок, и определять место, где растёт этот цветок и помещать его на картинку.

Образец логопеда: — У меня гвоздика. Гвоздика растёт в лесу, значит это лесной цветок. Помещаю картинку на иллюстрацию с изображением леса. Аналогичную работу проводят дети.

Автор: Дементьева Юлия Геннадьевна,

учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.

Статья размещена в авторской редакции

Больше интересной и познавательной информации

вы можете почитать и обсудить на нашем форуме

http://planetadetstva.net/forum/forums/30/

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме “Одежда и обувь”

Задачи:

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование:

  1. игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  2. предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  3. конверты с письмами от сказочных героев;
  4. мнемодорожки для составления предложений;
  5. сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  6. мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  7. сундучок;
  8. игра «Магазин»
  9. мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  10. шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  11. серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»

Ход занятия:

I. Оргмомент
Игра «Чего нет?» – образование Р.п.мн.ч.
Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

  • У меня нет платьев.
  • У меня нет брюк. И т.д.

Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1)

II. Сообщение темы и задач занятия

  • О чем мы будем сегодня говорить?
  • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
  • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
1. Игра «Письмо от Незнайки»
а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
Логопед достает первое письмо от Незнайки.

  • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2)

(картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

  • Портфель стоит под столом.
  • Свитер лежит на диване.

б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

  • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
  • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке: Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

  • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7)

(картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

2. Игра «Письмо от портного Ежика» – упражнение в образовании относительных прилагательных

  • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11)
(В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

  • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице – Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

  • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15)

Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
( Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

V. Игра «Магазин» – упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
Логопед достает из сундук.

  • Кто же его прислал? (Али-Баба)
  • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
  • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16)

  • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

  • Дайте мне много платьев.
  • Дайте мне синюю юбку.
  • Дайте мне джинсовый сарафан.

VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

  • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
  • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

VII. Игра «Письмо от Тани»
1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17)

  • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
  • Давайте вместе его прочитаем.
  • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.

2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18)

  • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
    • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
    • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
    • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
    • Выкроить штанишки из ткани.

Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

  • Что сделала Таня.
  • Таня выкроила штанишки из ткани.
  • Что нужно сделать потом?

Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

  • Что делала Таня после?
  • Таня строчила на швейной машинке.
  • А что делал мишка в это время?
  • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
  • Как вы думаете, что произошло дальше?

Дети высказывают свои предположения.
Логопед выставляет следующие картинки.

  • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

3. Послушайте, как Таня сшила обновку
Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

4. Рассказы детей

VIII. Подведение итогов занятия
Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.

Конспекты логопедических занятий.

  • от 0 до 3 лет
  • от 3 до 7 лет
  • Готовимся к школе
  • Логопед для школьников

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе.

Баранова Н.В., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад № 4” г. Великие Луки.

Тема: Дикие животные

Цель: обобщение представлений о диких животных и их детенышах.

· закрепление и обобщение представлений о диких животных и их детенышах; их внешнем виде, образе жизни, повадках.

· уточнение, расширение и активизация словаря по теме “ Дикие животные”;

· обогащение словаря детей синонимами: на материале русской народной сказки “Заюшкина избушка” (трусливый, робкий, пугливый, доверчивый, наивный, легковерный; Выгнала, выпроводила, выставила, вытолкала, иди, уйди, шагай, отправляйся, ступай, не печалься, не огорчайся, не расстраивайся, не горюй, не плач);

· совершенствование грамматического строя речи: усвоение категорий падежей (творительный и предложный падеж имен сущ.ед.ч);упражнение в согласовании существительных с прилагательными.

· развитие мелкой моторики;

· развитие зрительного восприятия и внимания;

· развитие слуховой и зрительной памяти;

· Воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки по теме “Дикие животные”, иллюстрации к сказке “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки “ Заюшкина избушка”, игры-драматизации.

I Организационный момент.

Логопед: Сядет тот, кто назовет лишнее слово и объяснит почему?:

Ландыш, василёк, одуванчик, заяц

Утка, гусь, курица, лось

Собака, кошка, лошадь, лиса

Лопата, топор, молоток, ёж

Платье, рубашка, сарафан, волк

Скворец, ласточка, цапля, медведь

Капуста, морковка, лук, белка.

Корова, свинья, овца, рысь

Апельсин, лимон, абрикос, барсук

Подосиновик, подберезовик, рыжик, кабан

II Основная часть

Логопед называет ещё раз лишние слова: заяц, лось, лиса, ёж, волк, медведь, белка, рысь, барсук, кабан.

Л: Как их назвать ? (дикие животные)

Л: Почему их так называют?

(они живут в лесу, сами строят себе жильё, ищут добычу)

Логопед: Я вам предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”

Логопед: Вам много читали о диких животных, вспомните и расскажите, кто из них какой?

Игра с мячом “Скажи, какой?”

(Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать три наиболее точных определения к животному, которое называет логопед)

Медведь – сильный, большой, мохнатый.

Волк – злой, голодный, хищный

Лиса – хитрая, умная, проворная

Белка – быстрая, запасливая, трудолюбивая

Заяц- трусливый, пугливый, белый.

Логопед: Дети, сейчас наши животные все большие, но когда-то они были маленькими. Постарайтесь назвать, кто кем был?

Игра “ Кто кем был?”

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки прыгнув влево,

На сучок она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Игра “Я начну, вы продолжите…”

( Логопед начинает предложение, дети заканчивают)

Барсук и лиса живут в…

Медведь зимует в….

Белка прячется в….

Упражнения с синонимами

Логопед (выставляет картинку к сказке “Заюшкина избушка”)

– Сегодня у вас в гостях старая добрая сказка.

-Как она называется?

-Какие дикие животные встретились в сказке?

– Кто из них главные герои? (заяц и лиса)

-Какая лиса в сказке? (хитрая и злая)

-А сейчас давайте подберем “Слова-приятели” к словам “хитрая” и “злая”.

Игра “Скажи иначе”

“Хитрая” (умная, пронырливая, изворотливая, лукавая)

“Злая” (сердитая, грозная)

– А какой заяц в сказке?

(трусливый и доверчивый)

-Давайте и для этих слов поищем “приятелей”?

(Трусливый – робкий, пугливый;

Доверчивый – наивный, легковерный.)

Игра “ Кто знает другое слово?”

Логопед называет группу синонимов (выпроводила, выставила, вытолкала).

-А сейчас послушайте отрывок из сказки, найдите в нем слово, которое подходит к этим.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки и выгнала.

Л: уйди, иди, шагай, отправляйся;

“Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!”

-Ребята, сегодня я получила загадочный конверт от героев сказки. А в нем интересные картинки. Вам нужно дорисовать их, и вы узнаете, кто вам прислала свой портрет.

(Дети по контуру обводят рисунки диких животных и закрашивают их)

III Итог занятия

Логопед: Дети, о ком мы сегодня говорили? ( о диких животных)

-Какая сказка была сегодня у вас в гостях?

-Сейчас мальчики ещё раз вспомнят и скажут, какой заяц в сказке, а девочки расскажут о лисе.

(Дети вспоминают главные черты характера героев и подбирают синонимы).

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи Тема «Грибы»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

  • расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;
  • развитие речи детей с ОНР …

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.docx20.18 КБ
griby-prezentacija_phq4g.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи

учитель-логопед: Бром В.С.

Образовательная область: Речевое развития

  • расширение представления детей с ОНР о грибах, их строении, видах;
  • развитие речи детей с ОНР …
  • закреплять, активизировать и расширять словарь детей по лексической теме : «Грибы», узнавать и называть по картинкам съедобные и несъедобные грибы;
  • закреплять умение детей использовать в речи обобщающее понятие «грибы»;
  • упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами;
  • развивать зрительное и слуховое внимание, память,воображение, мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы;
  • развитие связной речи;
  • координация речи и движения, развитие общей моторики.
  • Коррекционно-воспитательные:
  • воспитывать умение вежливо общаться с окружающими;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Существительные: боровик, подосиновик, подберезовик, мухомор, лисичка, опята, поганка, грибница, грибник, масленок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина.

Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать.

Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, поляна, год, лес, дружные (опята).

Соблюдать правильную осанку, подвижные упражнение, релаксация – звуки природы

Оборудование: ноутбук, монитор, мольберт, атрибуты: материал: демонстрационные грибы, муляжи грибов, схемы с изображением цикла жизни растений и грибов, манка, глубокие тарелки, ложки.

Чтение стихотворений о грибах, просмотр фильма компании ВВС «Грибы», рассматривание картин и иллюстраций.

Использование ТСО: Мультимедийная презентация «Грибы», «Звуки природы –таинственный лес»

Мотивация : личностная, познавательная, социальная.

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите на экран, что вы видите? Слайд-2 Да, это грибы. В какое время года обычно собирают грибы? Осенью. А где растут грибы? Конечно в лесу. Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся? (в лес за грибами). 2. Сообщение темы. Проблемная ситуация.

Учитель-логопед: Давным давно люди потеряли слово лес. Потеряли и забыли о нем, а слово попало в землю, появились ростки-слова: лесной, лесок, лесоруб, лесовик, лесополоса, перелесок, пролесок. Прислушались люди к звучанию этих слов и поняли, что они похожи, как родственники. На какое слово похожи эти слова? На слово лес. Но, чтобы войти в него нужно произнести пароль-слово родное слову Лес. (дети произносят слова) Вот мы и в лесу. Слайд 3

Как нужно вести себя в лесу? В лесу нужно вести себя спокойно. Не шуметь, чтобы услышать звуки леса.

II Основная часть

Учитель-логопед: Ребята, что вы знаете о грибах? (съедобные и несъедобные) А какие грибы вам известны? Как вы думаете, какой гриб самый главный в лесу?

Дети загадывают загадки.

Плотный, крепкий, статный.

В шляпе бурой и нарядной

Это гордость всех лесов

Настоящий царь грибов. (белый гриб) слайд 4

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных

Собирай не мешай – это (сыроежки) слайд 5

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту

Зовусь я (подосиновик) слайд 6

Под березою растут

Как их зовут? (подберезовик) слайд 7

Ходим в рыженьких беретах

Осень в лес приносим летом

Очень дружные сестрички

Называемся (лисички) слайд 8

Учитель-логопед: К живой или неживой природе относятся грибы? Почему? К какому миру живой природы можно отнести грибы: к миру растений или к миру животных? Какие части растений вам известны? (Схема растений) слайд 9 Есть ли такие части у грибов (схема сравнения растения и грибы) слайд 10 Можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? А к миру животных? Так, что же такое грибы? Да, ребята, грибы это особый, чудесный мир природы. Ученые утверждают, что грибы – особые живые существа и неживотные и не растения. Вот и получается, что грибы – особое лесное чудо. Кто может сказать какую полезную для леса работу делают грибы?

Подвижное упражнение: (Выполняют с муз. рук.) Игра «Грибники»

Учитель – логопед: игра «Что приготовим?». (по картинкам)

Как много грибов вы собрали, молодцы, а, что можно приготовить из грибов? Давайте поиграем. Берите картинки и называйте блюдо, которое можно приготовить из грибов.

Дети: Я приготовлю грибной суп. Я приготовлю грибной пирог. Я приготовлю грибной салат. Я приготовлю пиццу с грибами. Я приготовлю рис с грибами Я приготовлю грибную запеканку Я приготовлю рулет с грибами Я приготовлю грибные котлеты

Учитель-логопед: Если вы собирали грибы, как вы это делали: срезали, выкручивали из земли или просто вырывали? Настоящие грибники, те, кто часто собирает грибы и всегда соблюдают правила. Они собирают грибы так, чтобы не навредить лесу, природе. Знаете ли вы такие правила, почему их нужно соблюдать. Правила сбора грибов

• Никогда не собирай грибы без взрослых;

• Собирать следует только знакомые грибы;

• Не собирай грибы в черте города и вблизи дорог;

• Не бери старые, перезревшие грибы;

• Срезай грибы ножом, не повреждая нижнюю часть плодового тела;

Не раскапывай землю вокруг грибов, иначе можно повредить грибницу слайд 11

Учитель-логопед: Из каких частей состоит гриб? (шляпка, ножка) Шляпка на ножке это не весь гриб. Это только та его часть, которая находится над землёй, которую мы видим. Вам знакомо слово мицелий? Это корень гриба. Он еще называется грибницей. Тоненькие белые нити грибницы на которых вырастают грибы находятся в земле. Эти нити похожи на тонкое кружево. Вот по этим нитям из земли к грибам поступают вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю. Тонкие белые нити рвутся грибница разрушается. И на следующий год в этом месте грибы уже не вырастают. Запомните и это правило обязательно! Кроме того без «одеяла», что подразумевается по словом «одеяло»? Без листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь она может прожить сто лет. Посмотрите на экран, как называются эти грибы (сыроежка, подосиновик) слайд 12 Посмотрите у подосиновика на шляпку снизу, у одних грибов снизу трубочки словно губка, а у других пластинки словно гармошка. На этих трубочках находятся споры-семена грибов похожие на крупиночки (для показа использовать манку) Они разносятся дождем и ветром на новые места и прорастают тоненькой ниточкой. (дуем на манку) Грибница растет потом на ней появляются грибы под шляпками которых снова образуются споры и все повторяется. (схема жизненного цикла гриба) слайд 13 Следующее правило опасные ядовитые грибы не нужно собирать или сбивать ногой. Почему? Ядовитые грибы не годятся в пищу людям, но их с удовольствием съедят лоси. Если попадется червивый гриб, вялый не спешите пинать его ногой это же кладовая будущих грибов. Что случится если исчезнут все грибы? Нужны ли грибы еще кому ни будь кроме людей? Давайте вспомним, какие звери запасают на зиму грибы. (белка, барсук, еж) Едят грибы, в том числе и несъедобные сороки, лоси, олени и некоторые мыши. Для человека мухомор очень опасный гриб (ситуация) А еще, ребята в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Нельзя трогать ядовитые грибы, потому, что они дружат с деревьями.

Игра «Дружба деревьев с грибами»

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему грибы селятся возле разных деревьев? (грибы помогаю расти деревьям, а деревья помогают грибам получать питательные вещества)

Игра «Скажи ласково»

Учитель-логопед: Поиграем в игру «Скажи ласково» Как назвать ласково…

1. Крепкий боровик – крепенький боровичок 2. Липкий масленок – липкинький масленочек 3. Красный мухомор – красненький мухоморчик 4. Белый гриб – беленький грибочек 5. Рыжие лисички – рыженькие лисички 6. Тонкий опенок – тоненький опеночек 7. Разноцветная сыроежка – разноцветненькая сыроежечка 8. Бледная поганка – бледненькая поганочка

Учитель-логопед: Давайте повторим правила сбора грибов:

Грибы бывают очень разные: ядовитые опасные для человека и неядовитые

Нельзя трогать, собирать не знакомые грибы.

В природе нужны все грибы: их едят животные, с ними дружат деревья.

Ко всем грибам нужно относится бережно.

В поисках грибов нельзя разгребать палкой мох, чтобы не повредить грибницу

Учитель-логопед: На земле встречаются разные грибы и не все они имеют привычную для нас шляпку и ножку. Есть такие маленькие что без микроскопа или лупы их трудно увидеть. Плесень на варенье или хлебе это тоже грибы. Из некоторых видов плесневелых грибов получают лекарства спасающие людей от смерти. (рассматриваем плесень) Без грибов невозможно было бы получить кефир или испечь пирог. Дрожжи, которые мы кладем в тесто, чтобы они поднялись это тоже грибы, только микроскопические. Попадают дрожжи во влажную среду и оживают. (исследуем сухие дрожжи)

Дети насыпают дрожжи в емкости с теплой водой размешивают и ставят на время в теплое место.

Учитель-логопед: Пока наши дрожжи подходят, мы с вами сделаем графический диктант. (2 клетки вправо,2 клетки по диагонали вправо вниз, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вниз, 2 клетки влево, 3 клетки вверх, 2 клетки влево,1 клетка вверх, 2 клетки по диагонали в право вверх.) Ребята, что у нас получилось? (гриб) Давайте посмотрим, как наши дрожжи?

III. Заключительная часть.

– Где вы были? (мы были в лесу). О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали о грибах.

Выберите смайлики: веселый – если у вас хорошее настроение, грустный – если вам немного грустно. Ребята, вы молодцы. Хорошо работали.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит ….(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает ….(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить….(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест ….(траву и сено)

Д:-Коза любит ….(капусту, траву)

Д:-Овца любит ….(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы.

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Какие части тела у него есть?

Домашнее или дикое животное?

Как называется его дом?

Как животное подает голос?

Какую пользу приносит?

5. Подведение итогов.

-Какую тему изучали на уроке?

-Почему их назвали «домашними животными»?

-Каких домашних животных вы знаете?

-какую пользу они приносят человеку?

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР Тема: « Домашние животные»»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико – грамматической стороны речи в подготовительной группе для детей с ТНР
Тема: « Домашние животные»

логопед МБДОУ № 148 Бахтина Е.Г. Г. Ульяновск

• Закреплять представления детей о домашних животных;

• Дать детям представление о том, где живут домашние животные, какую пользу они приносят человеку, чем питаются, кто какие звуки издает и как за ними ухаживать.

• Формировать навык словообразования;

• Корригировать и развивать связную речь детей;

• Пополнять активный и пассивный словарный запас детей.

• Формировать любовь к домашним животным и желание ухаживать за ними.

Домашние животные (картинки, муляжи, разрезные картинки)

1. Организационный момент

2. Актуализация и проверка знаний, имеющихся у детей по теме «Домашние животные».

-К нам пришли гости, отгадайте, кто они?

Молока кому (корова)

На лапках царапки. (кошка)

4. У кого хвост и грива (лошадь)

5. Дает молоко нам, хотя не корова,

Шерстью своей поделиться готова.

Она непоседа и егоза…

Как называем ее мы? (коза)

6. Толстовата, неуклюжа,

Любит грязь и любит лужи,

Любит спать и любит хрюкать,

Пятачком в грязи похлюпать?

7. С людьми животное живёт.

Его стригут два раза в год.

Даёт нам шерсть, чтоб мы оделись,

В одежде шерстяной согрелись.

В отаре на лугу пасётся.

Как то животное зовётся?

(Отгадки выставляются на магнитную доску)

3. Изучение нового материала.

а) Работа над речевым материалом.

В:-Догадались, кто у нас в гостях?

В:-Как их можно назвать одним словом?

Дети: Домашние животные.

В:Домашние животные живут рядом с человеком и приносят большую пользу. Корова нам дает молоко, кефир, масло, сметану, творог, ряженку. Коза нам дает молоко, шерсть. Овечка нам дает шерсть, из которой прядут нитки. Из ниток вяжут носки, варежки, свитера и делают шерстяные ткани. Лошади помогают человеку перевозить грузы. Собака охраняет дом, кошка ловит мышей. Человек кормит и ухаживает за животными, строит жилище для них.

б) Игра «Кто где живет? »

На магнитной доске изображения домов различных животных, картинки с изображениями животных. Подбираем домик для каждого животного. Дети выходят по очереди к доске, подбирают домик для животного, ставят напротив животного и проговаривают:

-Корова живет в коровнике.

-Собака живет в будке.

-Кошка живет в доме.

-Овцы и козы живут в хлеву.

-Лошадь живет в конюшне.

«Цок-цок-цок! »-лошадка скачет,

На тележке нас везет. Дети скачут, как лошадки на месте.

Останавливаются и ударяют носком ноги по полу.

Снова скачут на месте.

Приседают на корточки и встают.

4. Закрепление изученного материала

а) Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.

В:-Собака охраняет дом.

Д:-Кошка ловит … .(мышей)

Д:-Коза дает …. (молоко и шерсть)

Д:-Овца дает … .(шерсть и мясо)

Д:-Лошадь помогает перевозить… .(грузы)

Д:-Корова дает …. (молоко)

Д:-Свинья дает… .(мясо)

б) Игра «Кто как голос подает»

Д:-Свинья…. (хрюкает –«хрю-хрю»)

в) Игра «Кто что ест»

В:-Хищные домашние животные едят мясо, рыбу, кости, сметану, молоко, кашу и т. д. Кошка и собака относятся к хищным животным.

Д:-Собака ест …. (кашу, мясо, кости)

Д:-Кошка ест …. (рыбу, молоко, мясо, мышей, сметану)

В:-Травоядные животные едят траву, сено.

Д:-Корова ест…. (траву, сено)

Д:-Лошадь ест … .(траву и сено)

Д:-Коза любит … .(капусту, траву)

Д:-Овца любит … .(траву, сено)

г) Развитие мелкой моторики (работа в тетради на стр. 5)

В:-Что вы видите на картинке?

Д:-Молоко, блюдце и косточку.

В:-Как вы думаете, для кого из домашних животных приготовлено это угощение?

Д:-Молоко-для кошки, а косточка –для собаки.

В:Обведите простым карандашом косточку, коробку с молоком и блюдце, а потом раскрасьте кружку и кружочки на коробке так, как вам хочется,

Вот какой коташка, (идут «кошачьим шагом»)

Круглая мордашка, (гладят лицо)

А на каждой лапке (изображают когти)

Все ему игрушки- (прыжки на месте)

Кубик и катушка.

Котик, словно мячик, (прыгают на месте)

По квартире скачет. (О. Высотская)

д) Развитие навыка связной устной речи.

Воспитатель читает рассказ «Спор животных».

Вопросы к тексту:

-Кто стал спорить?

-О чем спорили домашние животные?

-Что сказал конь?

-Что сказала корова?

-Что сказала собачка?

-Что сказала овца?

-А что сказал человек? Ответы детей подкрепляются зачитыванием соответствующей фразы .

е) Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладоши»

Дети выхлопывают слоговые структуры слов: ко-ро-ва, ло-шадь, ко-за, со-ба-ка, кош-ка, ов-ца и т. д.

ж) Составление домашних животных из разрезных картинок.

Собрать домашнее животное, назвать его, составить предложения по плану.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Юлия Роднова
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Семья»

Цель: уточнить, расширить, закрепить знания детей о семье

Задачи:

• Обогащение и активизация словаря по теме «семья»

• Продолжать работу по обучению образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

• Учить образовывать сравнительные степени прилагательных

• Развивать умение подбора прилагательных

• Развивать умение образования притяжательных прилагательных

• Развивать слуховое внимание, связную речь, логическое мышление

• воспитывать любовь, уважительное отношение к близким, стремление заботится о них;

• создание позитивного микроклимата в группе;

• привитие любви и уважения к мамам;

Интеграция образовательных областей:

• «Социально – коммуникативное развитие»;

Ход работы

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мои друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Чтобы у нас весь день было хорошее настроение, давайте пожелаем все вместе друг другу доброго утра. 3,4

Теперь садитесь, пожалуйста, за свои места.

2. Объявление темы

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Верно. О семье. Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.

С кем ты живешь?

Сколько человек в твоей семье?

Кто старше всех? Кто младше всех (полным предложением)

3. Кто кем приходится?

Кто девочка для мамы? (дочка)

Кто мальчик для мамы? (сын)

Кто мальчик для девочки? (брат)

Кто мама для папы? (жена)

Кто девочка для дедушки? (внучка)

Кто мальчик для бабушки? (внук)

Кто мама для бабушки? (дочь)

Кто папа для мамы? (муж)

Кто папа для бабушки? (сын)

4. Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Я буду называть членов семьи. Тот, кому я брошу мяч, должен назвать ласково.

В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

5. Подбор прилагательных

Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник мы скоро будем отмечать?

Международный женский день – это светлый праздник – праздник наших бабушек, мам, праздник всех женщин и девочек. Традиционно каждый год 8-го марта в нашей стране все мужчины поздравляют женщин с праздником. Дарят им подарки и цветы, помогают по хозяйству.

Скажите, какими качествами обладает мама? Какая она? (красивая, терпеливая, нарядная, нежная, ласковая, скромная, заботливая, веселая, умная, щедрая)

6. Динамическая пауза

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

(Под счет учителя дети выполняют наклоны, потягивания.)

Три – в ладоши три хлопка,

(Хлопаем в ладоши.)

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

7. Игра на развитие слухового внимания

Дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат, что педагог назвал родственника. Педагог перечисляет различных персонажей: маму, одноклассницу, папу, соседа, дворника, сестру…

8. Выберите предмет. Подумайте, кто и что может делать этим предметом?

Детям предлагаются предметные картинки.

9. Образование притяжательных прилагательных

Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)

Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)

У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)

У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)

Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)

Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)

Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)

Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)

Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)

Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

10. Образование сравнительной степени прилагательных

11. Заключительная часть

Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили?

Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? /не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…/

Картотека игр и игровых упражнений по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи Главная цель в речевом развитии дошкольного возраста – научить ребёнка пользоваться родным языком до поступления в школу. Этой целью определены.

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей 6–7 лет с ТНР по лексической теме «Почта» Лексическая тема «Почта». «Сказка про письмо». Цель занятия: продолжать учить употреблять названия предметов, названия действий, названия.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Летние цветы» Летние цветы Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Летние цветы». Задачи: 1. Образовательные: -учить детей подбирать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи «Профессии. Библиотека» Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, в подготовительной группе ОНР. Тема: Профессии. Библиотека. Цель:.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР Тема: День защитников Отечества Цель: Развитие лексико-грамматического строя речи. Задачи: 1. Расширение словарного запаса по данной теме.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматического строя речи по теме «Весна» в подготовительной группе. Конспект НОД по развитию речи «Лексико-грамматические игры по теме Весна» в подготовительной группе. воспитатель первой квалификационной.

Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи Конспект НОД с логопедом в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию лексико-грамматического строя речи. Тема: «Все профессии.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции 1 слайд Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему.

Синквейн в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР и как метод коррекции Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Ссылка на основную публикацию