Развитие зрительного восприятия образа буквы А

Зрительное восприятие и формирование навыков чтения и письма у детей

До тех пор, пока какой-либо навык у нас не стал автоматическим, его правильное осуществление требует постоянного контроля на основе обратной связи от наших органов чувств. Когда речь идет о письме, основным «контролирующим органом» и источником обратной связи является зрительное восприятие. Чтение вообще невозможно себе представить без зрительного восприятия, если мы, конечно, не учимся читать по азбуке Брайля. В последнем случае такую же важную роль играет тактильная чувствительность.

В нашем языке написанные слова состоят из букв, а каждая буква является весьма своеобразным зрительным объектом. В то же время, мы с вами прибегаем к чтению букв очень редко, либо когда имеем дело с незнакомыми аббревиатурами, либо когда сталкиваемся с новым сложным словом (например, иностранным) и пытаемся уточнить, правильно ли его прочитали. Обычно мы читаем слогами или даже целыми словами (если эти слова не очень длинные). Однако если мы не будем знакомы с буквами, это сильно осложнит нам жизнь, потому что вариантов слогов огромное количество и все их выучить примерно так же сложно, как трудно запомнить все множество китайских иероглифов.

Что нужно ребенку, чтобы познакомиться с буквами? Для начала хотя бы их увидеть и рассмотреть. Острота зрения развивается у ребенка постепенно, и даже к 6 годам она еще не достигает взрослого уровня. Это означает, что размер различаемых ребенком деталей изображения не может быть слишком маленьким. Поэтому бессмысленно ожидать, что закорючки в книжке, которые видим мы, так же хорошо видны маленькому ребенку. Именно поэтому знакомство с буквами дети начинают с более крупных форм, например, с больших букв, изображенных на кубиках. До определенного момента буквы остаются для малыша бессмысленными козявками и, даже выучив их названия, что само по себе не просто, он понятия не имеет, что с ними делать дальше. Совершенно не факт, что ребенок, рано выучивший все буквы, научится хорошо читать.

Годовалому младенцу интересны все объекты, он находится на той стадии развития, когда его мозг активно соединяет разные качества предмета в полноценный внутренний образ. В одну корзинку «складываются» внешний вид, запах, вкус, фактура, звук, который издает предмет, и его название, которое произносит взрослый. Буква с этой точки зрения ничем не хуже всего остального, особенно если ее можно пощупать, бросить на пол или засунуть в рот. Полуторагодовалый малыш вполне в состоянии запомнить все буквы. Можно даже предположить, что ему они будут с определенной точки зрения весьма интересны.

Проходит совсем немного времени и двухлетка начинает осваивать предназначение объектов. Оказывается, ложкой можно что-то зачерпывать, расческой издавать забавные звуки, молоточком громко стучать. А что делать с буквами? Они ни для чего не нужны и уступают в своих «стучательных» и «зачерпывательных» качествах другим объектам. Складывать буквы в слоги и слова ни двухлетку, ни даже четырехлетку научить практически не возможно, если у него нет какого-то особого интереса к подобным манипуляциям, сродни интересу к химическим опытам. Его мозг пока не готов учиться читать в том смысле, в котором это делают дошкольники и школьники. Зато он вполне способен связать друг с другом объект, написанное слово и его звучание. В этом случае слово уже не является набором букв, а представляет собой уникальный зрительный образ и ребенок совсем не понимает, что у него есть какие-то элементы-буквы. Ребенка 2-3 лет можно обучить узнавать некоторые написанные слова, но это все еще будет не чтением, а просто узнаванием.

В дошкольном возрасте постепенно формируется способность к целостному опознанию объектов. В раннем возрасте ребенок обладает еще «паззловым» восприятием – из отдельных фрагментов складывает целую картинку, которая пока еще не вполне совершенна. Только к 5-6 годам дети начинают внимательно рассматривать контуры предметов, фиксируя свой взор на важных для дальнейшего опознания деталях. Это резко повышает их возможности точного зрительного восприятия и правильного узнавания того, что они видят.

Примерно тогда же дети начинают усваивать понятия «право» и «лево», и понимать, что у букв есть определенная пространственная ориентация. У некоторых детей эти понятия долго не закрепляются, и они путают направление букв, пишут их «зеркально». Такие ошибки встречаются даже у некоторых семилеток, и в этом возрасте не являются признаком каких-то отклонений в развитии.

Старший дошкольник уже вполне в состоянии понять хитрые взаимосвязи между символическими объектами, когда соединение двух элементов приводит к появлению третьего, обладающего новыми качествами. Тогда появляется возможность соединять буквы в слоги. Но это уже совсем другая история.

Порой случается так, что в силу обстоятельств ранние стадии развития зрительного восприятия проходят не по плану, и у ребенка не формируется способность вычленять мелкие детали, и тогда похожие буквы начинают путаться. Такой же эффект получается, если ребенок не обладает хорошим зрительным вниманием. В этом случае его взор быстро схватывает некий общий образ буквы, а подробности теряются, и, в результате, стойкий образ буквы никак в голове не укладывается. Проблема может возникнуть и от того, что отдельные фрагменты изображения не складываются у ребенка в целостный образ. Тогда могут путаться буквы, состоящие из похожих деталей, но по-разному скомпонованных. И, наконец, может возникнуть проблема, связанная с недостаточным взаимодействием между зрительным образом и его словесным обозначением. При этом ребенок может отличать буквы одну от другой, но не соотносит зрительный образ с определенным наименованием, путает названия букв и никак не может усвоить, что же та или иная буква значат.

Во всех этих случаях при чтении и при письме возникают одни и те же проблемы: ребенок путает буквы, как правило, близкие по внешнему виду. Кроме того, он тратит больше времени на прочтение (опознание) каждой буквы, из-за чего читает медленно и неритмично.

Если это происходит, в первую очередь важно исключить патологию органа зрения, обратившись к офтальмологу. Важно убедиться, что у ребенка отсутствуют близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, что нет нарушений бинокулярного зрения. Все эти факторы могут способствовать возникновению проблем с чтением.

Следующим этапом важно исключить неврологические проблемы, поскольку, если со зрением все нормально, а ребенок никак не может освоить буквы, то мы имеем дело с неоптимальным состоянием нервной системы.

Однако обнаружение причины и ее устранение не приведет к полноценному улучшению, если не заниматься развитием зрительного восприятия, зрительного внимания и зрительной памяти. Здесь мы приведем лишь некоторые рекомендации и упражнения, которые могут способствовать преодолению зрительных ошибок при чтении и письме.

Учим ребенка следить за движущимся объектом. Предложите ребенку вытянуть вперед руку, выставить указательный палец и писать выпрямленной рукой в воздухе лежащую на боку восьмерку. При этом надо следить глазами за кончиком пальца. Упражнение выполняется по очереди то правой, то левой рукой. Чем «восьмерка» будет больше, тем лучше.

Учим ребенка произвольно перемещать свой взор. Типичная для этого игра – лабиринты. Начинать нужно с простых лабиринтов, постепенно усложняя задание. Просим ребенка глазами найти путь от входа к выходу из лабиринта и за одну попытку правильно пройти этот путь карандашом.

При чтении переходим на крупный шрифт. Это помогает ребенку начать различать детали букв, которые до этого он видел не достаточно отчетливо. Лучше избегать шрифтов, содержащих большое количество дополнительных элементов (типа Times New Roman). Если проблема только в том, что ребенок плоховато видит буквы, ошибок станет меньше, а скорость чтения повысится.

Уточняем и закрепляем образ буквы. Работаем с буквами, используя разные виды чувствительности. Взрослый вырезает крупные (сантиметров по 7-8 в высоту) буквы из картона, а ребенок, с помощью взрослого, наклеивает на поверхность разные материалы (гречку, рис, бархатную бумагу и т.д., на что хватит фантазии). С закрытыми глазами водит пальчиками по букве и пытается запомнить ее на ощупь. Потом, не открывая глаз, пытается узнать, какая буква перед ним (из двух на выбор). Потом взрослый увеличивает количество вариантов. Сначала буквы должны быть совсем разными, а потом можно подбирать похожие по внешнему виду, отличающиеся друг от друга небольшим количеством деталей, такие, например, как Н и П. Ребенок лепит буквы из пластилина, выкладывает из спичек, скрепок и других подручных материалов. Пытается, засунув руку в мешок, определить букву, которая там лежит на ощупь. Пытается догадаться, какую букву взрослый нарисовал на его спине. Складывает букву из имеющихся элементов (палочек, полукругов и т.д.). Подбирает буквы, в которых есть определенный элемент. Рисует букву в воздухе. Дорисовывает недорисованную букву, превращает одну букву в другую (например, Р в В). «Едет» игрушечной машинкой по маршруту в виде буквы. Описывает букву словами («У нее есть длинная вертикальная палочка и, вверху справа, полукруг»), а взрослый помогает. Диктует взрослому букву, не называя ее, так, чтобы взрослый все правильно нарисовал.

Учим с ребенком стихи, в которых описывается, как буквы выглядят («Если О перечеркнуть, буква Ф продолжит путь», Татьяна Бокова, «Веселая азбука»). Это важно для того, чтобы зрительное восприятие буквы сделать более осознанным, не упустить важных деталей. С этой же целью сравниваем буквы друг с другом (чем похожи, чем отличаются). Вспоминаем вместе с ребенком, какие предметы похожи на ту или иную букву.

Развиваем зрительное внимание. Просим ребенка найти в небольшом тексте все буквы П, все буквы Т. Предлагаем ребенку определить, какие буквы нарисованы друг на друге.

Учим имена букв . Каждой букве вместе с ребенком придумываем имя, которое бы с нее и начиналось. А дальше придумываем персонаж с этим именем, с особым характером и внешне похожий на изучаемую букву, дорисовываем букву до этого персонажа, пририсовывая голову, ручки, ножки. Например, «С» – Соня, она всегда хочет спать, поэтому чаще всего она сидит в кресле со склоненной головой. «Т» – Толян. Толян – качок, поэтому у него широченные плечи. И так далее. Подобным образом можно работать как с печатными, так и с письменными буквами.

Чтобы ребенок лучше запомнил пространственную ориентацию буквы и не допускал ошибки «зеркальности», можно продолжить игру в персонажей, расселив их в три разных дома (три семейки). Одна семейка всегда смотрит направо, другая налево, а третья – только вперед. Лучше всего нарисовать их все на большом листе бумаги и придумать интересную историю.

Развиваем зрительную память. Напишите на карточках буквы алфавита. Перемешайте и разложите на столе «рубашкой» вверх. Играйте вдвоем с ребенком. Поднимите одну карточку, назовите букву, которая на ней нарисована и отложите в сторону, «рубашкой» вверх. Ребенок берет следующую карточку, но, прежде чем назовет букву, должен вспомнить, какая буква была написана на вашей карточке, назвать сначала ее, а потом свою букву, и положить свою букву рядом с вашей «рубашкой» вверх. Вы – следующий. Берете свою карточку, называете буквы, написанные на предыдущих двух, и так далее.

Коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии

ГБОУ СОШ № 000 ЮЗАО

Коррекционная работа по развитие зрительного восприятия при оптической дисграфии

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма.

Классификации дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.

выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв:

В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.

Выделенные виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о нарушениях письма: дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха, дисграфия на почве расстройств устной речи, дисграфия на почве нарушения произносительного ритма, оптическая дисграфия, дисграфия при моторной и сенсорной афазии.

Оптическая дисграфия – вызывается нарушением или недоразвитие оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушается зрительный образ, наблюдаются искажения и замены изолированных букв. При вербальной дисграфии написание изолированных букв является сохранным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребенок пишет слова с грубыми ошибками. При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически рукописные буквы: п-к, и-и, с-о-, и-ш-, л-м.

Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛНПИ им. ). Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

Оптическая дисграфии связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, но различно расположенных в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы: состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: в-д, т-ш, э-е.

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относиться и зеркально письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координаций, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работы должны быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта.

Нарушение письма достаточно распространенное явление среди школьников. Оно может стать препятствием в усвоении грамматики родного языка и программ гуманитарных предметов. При правильной организации и проведении коррекционной работы учитель-логопед помогает детям справиться с имеющимися у них нарушениями. И одним из определяющих этапов этой работы является выявление специфических ошибок.

Оптическая дисграфия одна из форм специфических ошибок. Она обусловлена, неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному.

Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешивания следующих рукописных букв: б-д, п-т, а-о, и-у.

В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево (оптическая дисграфия).

Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зрительного образа буквы, слова.

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

– состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д, т-ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся одинаковыми элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);

Читайте также:  Методическая разработка логопедического занятия по исправлению дисграфии

– зеркальное написание букв (с, э, з, у);

– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; лишние и неправильно расположенные элементы.

В наши дни этой проблемой занимаются такие исследователи, как , , и мн. др. об ошибках оптического характера на письме в своих работах пишет: «Учащиеся нередко делают ошибки на смешение элементов букв б-д. Это можно объяснить тем, что в строчных буквах русского алфавита (б д з ц щ), элемент, опускающийся ниже строчки д, встречается чаще, чем верхний элемент буквы б, а изначально написание букв б и д одинаково, а поэтому рука автоматически опускается вниз и завершается элементом буквы д.»

В работах можно найти более подробную, четкую и доступную информацию об этом дефекте. Ее работа удобна для систематизации как в целях их детального исследования, так и в целях лучшей организации коррекционного воздействия. Автор предлагает такие задания:

· Чтение слогов хором по таблице, выполненной в рукописном шрифте.

· Поэлементная запись слов с проговариванием.

· Соотнести звуки с буквами рукописного шрифта.

· Чтение слоговых таблиц.

· От данных слов образовать новые слова с помощью приставок.

· Прочитать, проанализировать и записать предложения.

· Выборочный диктант слогов.

· Расставить картинки в два ряда — по наличию звука.

· Графически записать предложения.

Пример упражнений, направленных на формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса):

1. Назвать контурные изображения предметов.

2. Назвать недорисованные контурные изображения предметов.

3. Назвать перечеркнутые контурные изображения.

4. Определить, что неправильно нарисовал художник.

5. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

6. Распределить изображенные предметы по величине (при реальных соотношениях величин предметов).

7. Распределить изображения предметов по их реальной величине (предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине).

8. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Детям предлагаются фоны разного цвета, а также картинки с изображениями предметов разного цвета. Дается задание положить картинку на соответствующий фон.

9. Игра «геометрическое лото». Детям раздаются большие карты на которых изображены геометрические фигуры и предметные картинки, которые дети кладут на большую карту, соотнося форму предмета с геометрической фигурой.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются полоски, состоящие из двух разноцветных частей: красной и синей, красной и желтой, желтой и синей, синей и красной и т. д. Детям нужно подобрать такую же полоску, как у учителя.

11. Определение правой и левой части разноцветных полосок. Предлагаются следующие виды заданий: – покажи полоску, на которой справа синий цвет; на которой слева синий цвет; – назови цвет правой части полоски; – найди полоску, где слева красный цвет, а справа – желтый и т. д.

12. Нахождение адекватных изображений, состоящих из треугольников и линий.

13. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий.

14. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, а второе представляет собой зеркально расположенное изображение.

15. Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников.

16. Составление «разрезных картинок».

17. Конструирование фигур из спичек или палочек (сначала по образцу, затем по памяти).

Упражнения, направленные на формирование буквенного гнозиса, дифференциации зрительных образов букв:

1. Найти букву Г среди сходных Н Т Г П

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом: а б в г д е ж з а б в г д е ж з А Б В Г Д Е Ж З

3. Определить буквы, находящиеся в неправильном положении.

4. Назвать или записать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести букву, раскрасить, срисовать по предложенному образцу.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7. Дописать букву.

8. Назвать буквы, наложенные друг на друга.

9. Определить правильно и неправильно написанные буквы.

10. Узнать буквы по зеркальному изображению.

11. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

12 Игра «Мягкие буквы». Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква.

13. Конструирование букв из элементов.

14. Реконструкция букв: · добавляя элементы (например, сделать из буквы Р – В, из буквы Ь – Б) · убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж – К) · изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р – Ь, из буквы Т –Г).

15. Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р-Ь, П-Н, П-И, И-Н, Г-Т. ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН ПН ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР

16. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом: Р-В, З-В, Ь-В, О-Ю, Ь-Ы, Ь-Б, Л-Д.

17. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т. д.

Для дифференциации образов букв предлагается заучивание стихотворений (С. Маршака, С. Михалкова, В. Берестова, К. Чуковского, Е. Серовой, О. Высотской, А. Потаповой, Е. Тихеевой, А. Шибаева и др.). Развитие зрительного мнезиса (памяти).

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобрать их среди других 8-10.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди других 8-10. При этом предлагаются только согласные буквы во избежание запоминания путем прочтения.

3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленной последовательности.

5. Игра «чего не стало?» 5-6 игрушек выставляются, дети запоминают их. Затем логопед убирает одну, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.

6. Игра «что изменилось?» Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность, затем расположение картинок меняется, а дети определяют, что изменилось.

1. Ефименкова устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

2. Иншакова письма и чтения учащихся правшей и неправшей. Дисс. канд. пед. наук. – М., 19с.

3. Корнев письма и чтения у детей. – СПб.: “Дом МиМ”, 1997.

4. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. . – 2-е изд. – М.: Просвещение: Владос, 1995.

5. Лурия психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 19с.

6. Садовникова письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: Владос, 1995.

7. Мазанова оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2007

8. Коваленко нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы. – М.: Астрель, 2005

Познание мира

Познавай себя и мир каждый день

Развитие зрительного восприятия

Под зрительным восприятием, принято понимать не классический процесс, при котором глаза анализируют многочисленные раздражители. Этому феномену стоит придавать гораздо большее значение. Ведь чем более хорошее развитие имеет зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения, получаемые индивидуумом, по своей силе и качеству. За счет этой функции человеку в мозг попадает наибольшее количество информации.

В зрительном процессе принимает участие множество элементов:

  • константность;
  • целенаправленность информационного потока;
  • произвольность восприятия сведений;
  • объем;
  • аналитическая деятельность анализатора;
  • зрительно-моторная координация;
  • обследование.

Восприятие посредством зрительных органов выступает в качестве основной функции у маленьких детей, ведь за счет нее происходит узнавания ребенком самого себя и мира, который его окружает. Владея развитым зрительным восприятием, человек чувствует себя уверенно.

Особого внимания заслуживает процесс узнавания формы и цвета окружающих объектов и действительности. Ведь эти признаки являются определяющими в ситуации, когда более сильные явления не получили сигнального значения.

Внимание! В процессе выбора лидирующего признака восприятия стоит обратить внимание на задачу, стоящую перед малышом.

Игры на развитие зрительных восприятий

Чтобы ребенок мог развиваться полноценно и обладать качественным зрительным восприятием, необходимо играть с ним в специальные игры.

Игра №1 «Помоги оказаться в домике»

Целью этого игрового процесса является развитие у ребенка зрительного ориентирования в ходе восприятия формы и величины предмета.

Ход игры заключается в поиске «домика» для каждого из вкладышей, т. е. игрокам необходимо соотносить выемку и вкладыш в соответствии с цветовыми и размерными характеристиками.

Важно! При возникновении сложностей в процессе выполнения этого задания педагогу необходимо дать детям мотивацию к самостоятельному мыслительному процессу и оказать помощь.

Игра №2 «Подбор необходимых цветов»

Цель мероприятия состоит в развитии цветового восприятия, навыков узнавания цветов и визуальной памяти, а также слуховых функций.

Основная суть процесса заключается в необходимости определения ребенком цвета ленточек, а впоследствии – выемок. Т. е. ребенку нужно отыскать цвет ленточки, соответствующий цвету выемки. В процессе выполнения заданий есть риск появления затруднений, воспитатель должен помочь в их преодолении.

Игра №3 «От большого круга к малому»

Цель заключается в формировании зрительного ориентирования, развитии визуальной памяти и слухового восприятия.

В ходе игры педагог просит детей собрать панно с вкладышами, начиная с большого круга, заканчивая малым кругом. Воспитателю необходимо добиться такого результата, чтобы «домик» был найден каждым из детей. Если возникнут сложности, учитель должен оказать помощь на всех этапах игры, пока не будет достигнут желаемый результат, и усвоен соответствующий навык.

Дидактические развивающие игры

Перед их организаторами стоят другие цели, заключающиеся в ознакомлении учащихся с пространственным восприятием.

Игра №1 «Возьми игрушку»

Целевая задача, стоящая перед педагогом – ознакомление учащихся с отношениями в пространстве и выраженными словами («рядом», «близко», «далеко»). Помимо этого, цель заключается в развитии глазомера, определении направления, в котором располагается тот или иной предмет.

Материалы, с которыми придется иметь дело в процессе игры – всевозможные игрушки.

Ход игрового процесса заключается в следующем: организатор должен усадить двух участников за стол и вручить им по одному предмету, попросив с ними поиграть какое-то время. Затем следует сказать детям, чтобы те закрыли глаза и положили игрушки. После этого останется только открыть глаза и взять игрушки без необходимости вставания со стульев.

На следующем этапе игры необходимо сначала положить одну игрушку в зоне видимости, а другую – немного дальше. Затем обе игрушки складываются таким образом, чтобы их взятие вызывало некоторые затруднения.

Важно! По завершении игры следует подвести итог: «игрушки трудно достать потому, что они располагаются далеко, а после того как мы их подвинули, они стали ближе, и до них можно легко дотянуться».

Игра №2 «Спрячься в домик»

Целью этого мероприятия является ознакомление всех участников с пространственными отношениями, которые выражаются посредством слов «снаружи», «внутри».

Для игры потребуется игрушечный домик. Можно соорудить его из покрывал и стульев самостоятельно.

Суть игры состоит в том, что по команде педагога «внутрь» или «наружу» дети соответственно залезают в домик и выходят из него.

Упражнения на развитие зрительного восприятия

В этой группе развивающих практик также существует несколько эффективных игр.

Игра №1 «Верни фигуру»

Всем участникам процесса предоставляется набор, состоящий из геометрических фигур. Перед ребенком дошкольником также должны быть изображены определенные предметы. Например, это может быть ручка, линейка, фломастер, карандаш, тетрадка. Учащимся нужно рассказать, какие именно изображения присутствуют на доске, а затем подобрать подходящее обобщающее слово. После этого педагог просит игроков закрыть глаза, пощупать геометрическую фигуру, врученную специалистом, и дать ответы на некоторые вопросы:

  • какой из предметов имеет сходство с треугольником, прямоугольником, квадратом, кругом;
  • из какого материала сделан предмет.

Игра №2 «Воспроизведи фигуру»

Основное условие заключается в том, что ребенок должен посмотреть на рисунок и запомнить его детали. После этого воспитатель забирает изображение и просит участника предоставить о фигуре больше информации и изобразить ее по памяти.

Игра №3 «Покажи дорожку»

Условия заключаются в том, что ребенок должен внимательно ознакомиться с таблицей, в которой представлены геометрические фигуры, а затем оказать помощь главному сказочному герою в пути к необходимому месту, показав дорогу, или закрыв определенные клетки с фигурами фишками по направлению слева направо.

Особенности развития зрительно пространственного восприятия

Практика показывает, что многие дети, начав посещать общеобразовательную школу, нередко путаются в пространстве. Например, на тетрадном листе. Им проблематично понять, что находится слева или справа, сверху или снизу.

В процессе чтения среднестатистический ребенок часто допускает ошибки в виде смешения букв, схожих по принципу написания, их перестановки в слоге, неверного изображения отдельных элементов букв и зеркального отражения.

Важно! В процессе прохождения по программе цифрового счета выясняется, что у многих детей имеются проблемы в математике.

В этом случае немаловажную роль играет развитие пространственного восприятия, которое у школьников должно быть нацелено на профилактику подобных сложностей. Лучше всего заняться проведением занятий до того, как ребенок начнет посещать школу. Такая практика позволит решить одновременно несколько задач.

  1. Укрепить пространственные представления. А также пополнить словарный запас пространственными терминами.
  2. Обеспечить навык ориентирования в рамках плоскости листа или школьной доски.
  3. Улучшить процесс слухового сосредоточения и координации схемы «ухо — рука».
  4. Сформировать соответствующее зрительное сосредоточение на принципе «глаз – рука».
  5. Выявить и развить способность ребенка к ориентированию в трехмерном пространстве.

Программа развития зрительного восприятия

Программа включает в себя 4 года обучения и предполагает освоение учащимися определенных навыков по годам.

  1. Первый год обучения (для детей дошкольников 3-4 лет). На этом этапе осуществляется развитие зрительной реакции на всевозможные предметы, относящиеся к окружающему миру, их цветовые характеристики, формы. Педагоги обучают ребят взаимодействию с различными предметами и способам проведения их обследования. Немаловажную роль играет обучение соотнесению форм геометрических фигур с формами изображений на плоскости и объемных тел.
  2. Второй год (для детей 4-5 лет). У дошкольников на этом этапе закрепляется навык анализа базовых признаков того или иного предмета. Также они обучаются использованию различных способов визуального восприятия.
  3. Третий год (для учащихся 5-6 лет). На этом этапе обычно происходит закрепление умения проводить визуальное обследование и последующий анализ предметов. Еще одно умение, которым наделяется дошкольник, заключается в классификации объектов по ключевым признакам. В 5-6 лет дети применяют оптику и зрительно различают группы предметов, а также в состоянии их назвать и идентифицировать по признакам.
  4. Четвертый год (ученики 6-7 лет). Это последний этап программы, который приводит к видимым результатам в плане создания узоров из геометрических фигур, оформления изображений предметов, различения отдельных тонов, оттенков, понимания зашумленности и засоленности изображения.

Важно! Так, за 4 года программы дети могут освоить базовые навыки визуального восприятия и улучшить собственное ориентирование в пространстве.

Особенности развития зрительного и тактильного восприятия

Под тактильным восприятием принято понимать одну из форм, в которой происходит познание окружающей действительности. Тактильное ощущение – это одно из пяти чувств, способствующее изучению индивидуумом мира, лежащее в основе его чувственного познания. Пальцы и ладони – основные органы, которые обеспечивают запуск механизма мыслительной работы и дают всестороннее представление об окружающем мире. Чем более утонченным является это чувство, тем более детально ребенок может провести сравнительную параллель между окружающими предметами, явлениями. А это, в свою очередь, приводит к упорядочиванию мыслительного процесса.

Методики развития зрительного восприятия

В качестве основополагающего средства для управления визуальным восприятием выступает обучение всевозможным вариантам видения. В ходе прохождения специализированных занятий ребенок обучается общим дидактическим методам – словесному, наглядному, практическому. Каждый из них помогает воспитателю добиваться решения тех или иных задач.

Читайте также:  Конспект НОД по теме Предлоги

Соответственно, на начальном этапе, в ходе приобретения ребенком первостепенных знаний и умений, в качестве ведущего выступает наглядный метод. Когда наступает стадия обобщения, в игру вступает словесный способ. Но эффективным обучение может стать только в том случае, если использовать эти методики комплексно.

Процедура проведения обучающих мероприятий многогранна. Даже возникновение у ребенка первостепенных навыков требуется профессионального практического подхода, чтобы новые умения закрепились, усвоились и стали выученными на долгие годы.

Важно! Выбор ведущей обучающей методики преимущественно пребывает в зависимости от этапа обучения. Что касается характера использования дополнительных мер, он зависит от поставленных целей и задач, а также от способов, посредством которых детям легче дается усваивание материала программы.

Особенности развития зрительного восприятия

Зрительные образы, являясь отчасти психическими, обладают многомерностью. Помимо этого, они крайне сложны и состоят из трех базовых уровней отражения:

  • сенсорно-перцептивный;
  • представления;
  • вербально-логический.

Все эти положения отражены в издании Б. Ф. Ломова 1985 г. и версии В. А. Пономаренко 1986 г. Абсолютно каждому уровню достается важнейшая роль в процессе развития познания и эмоционального фона, а также в ходе освоения навыков. У детей, у которых наблюдается нарушение зрения, нередко формируются образы, которые не устойчивы и деформированы. Для таких учащихся характерна пассивность, стереотипность и шаблонность мышления, малая подвижность, ригидность. Факт нарушения зрительной функции негативно сказывается на всем процессе возникновения образов.

Для визуального восприятия у таких детей характерна избирательность, т. е. намеренное выделение объектов, пребывающих в сфере интересов индивидуума. Если зрение, в свою очередь, носит остаточный характер, и ребенок слабо видит, в его зрительной системе происходит неполное и неточное отражение стимулов, что приводит к ослаблению интереса к окружающей действительности, снижению активности в целом.

Коррекция и развитие зрительных восприятий

Орган зрения человека наделен множеством познавательных функций и возможностей относительно следующих параметров:

  • величина;
  • цветовая характеристика;
  • фактура;
  • материал;
  • степень привлекательности;
  • общая конструкция.

В рамках этого восприятия имеются определенные сенсорные эталоны. В отношении цвета они представлены 7-ю красками спектра и их всевозможными оттенками по степени светлоты и насыщенности. В отношении формы имеются различные геометрические фигуры – прямоугольник, треугольник, круг, овал, квадрат. В отношении величин можно выделить целую метрическую систему мер и т. д. Процесс коррекции зрительного восприятия включает в себя несколько базовых задач:

  • распознание цветовых характеристик;
  • определение формы;
  • развитие навыка всматриваться в предметы;
  • проведение детального сравнительного анализа и группировки в соответствии с внешними признаками объектов;
  • формирование выборочного визуального восприятия (интерпретация видимых объектов и понимания их отдельных элементов).

Основа учебной базы – использование образцов различных материалов. К ним относится цветная бумага, пластмасса, ткани, дощечки, мозаика, конструктор. В целях проведения рациональной коррекции визуального восприятия используются специальные картинки, которые содержат ошибки в размерах предметов, где изображения перевернуты. Учащиеся должны их выявить и назвать.

Кроме того, детям предлагается узнать целое по его фрагменту, сложить сборно-разборные игрушки, использовать основополагающие методики зрительного моделирования.

Важно! В последнее время популярность обрела практика разглядывания магических стерео картинок для проведения коррекции, ведь считается, что использование цветовых палитр полезно для освоения новых навыков.

Основные рекомендации для развития зрительного восприятия

Чтобы ребенку не составило труда развить в себе эту область, родителям необходимо позаботиться о некоторых моментах заблаговременно:

  • обучить их различению предметов на ощупь;
  • сформирование навык по выделению отличительных признаков;
  • научить соотнесению по величинам;
  • оказать помощь в освоении способов распознающего наблюдения;
  • развить уровень наблюдательности;
  • обучить внимательному и последовательному рассмотрению конкретного явления и предмета;
  • помочь в осмыслении связи между несколькими объектами;
  • сформировать навык по составлению одного целого из нескольких частей;
  • научиться выбирать предметы и осуществлять их соотнесение по ряду критериев;
  • помочь в различении базовых признаков времен года;
  • научить ориентированию в пространстве посредством использования плана-схемы;
  • способствовать закреплению пространственных представлений, в частности, по следующим словам: «справа», «слева», «сверху», «снизу», «перед», «за», «внутри», «снаружи», «рядом», «между»;
  • сформировать ключевые эталоны формы;
  • развить умения по анализу определенного предмета и выделению его мельчайших деталей.

Видео для развития зрительного восприятия

Развитие зрительного восприятия — один из путей развития орфографической зоркости.

Главная > Консультации > Дефектолог > Развитие зрительного восприятия — один из путей развития орфографической зоркости.

Ребенок с трудом запоминал буквы, долго их путал. Читает медленно. Допускает много глупых ошибок. Прочитает слово правильно, а при записи то букву пропустит, то перепутает. Словарные слова учит, а за диктанты сплошные двойки! Научно доказано, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует его неверный графический образ, который отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Иногда ошибки наблюдаются уже в букварный период, когда ребенок начинает правильно писать буквы, но вот при написании слов теряет их элементы, не может правильно соединить их. Постепенно уровень сложности изучаемого материала повышается, увеличивается объем письменных работ, растет количество ошибок. Очевидно, что самостоятельно преодолеть трудности получается не у всех. Необходима помощь взрослого. Причины затруднений различны. Используя специальные упражнения, можно добиться успеха.

Одной из причин возникающих трудностей является недостаточность зрительного анализа

1. «Найди одинаковые изображения» (развиваем зрительный анализ и сравнение).

Можно использовать любые игры и дидактические пособия, например «Палитру» с соответствующим комплектом карточек, развивающие игры «Найди различие», «Что не подходит?» и др.

2. «Найди слог, слово» (формируем зрительный анализ букв, умение выделять их в слове).

СЕСЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС ЕС
ОББО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ
СЛОННОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН СЛОМ

Ребенку предлагается выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны в левом столбике:

3. Найди в правом столбике каждой строки таблицы элемент, указанный в левом столбике. Выдели его.

ОНАОНА ОНА ОНН
ИНОИИН ИНА ИНО
УНАУНА УНИ УНО
АНООНА АНА АНО
ЫНАЫНИ ЫНН ЫНА

4. Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННААНАН АНАН НАНА АННА
НИНАИННА НАНИ НИНА АННИ
САНИСИНА САНИ НАСИ САИН
СОУССУОС СОСУ СОУС СУСО
АНАНАСАНАНАС АНСАНА НАСАНА САНАНАС
НАСОСНОСАС НСОСА НАСОС НАСАС

5. «Обведи и напиши сам». Первоклассники любят работать на доске. Дома тоже можно использовать небольшую доску и мел. Вначале букву пишет взрослый, ребенку предлагается вначале пальчиком, а потом мелом обвести эту букву. Затем — написать самостоятельно. Можно сравнить маршрут написания буквы с маршрутом машины и предложить использовать не мел, а маленькую машинку.

Недостаточное развитие процессов внимания

1. Ребенку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
ГРУММОПД
ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
ЛАЙОНОСАНДЕРА
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯ
ОСТИМАРЕ

2. «Корректурная проба».

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ребенку предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Можно использовать и любой текст с крупно напечатанными буквами. Подсчитывая количество допущенных ошибок, можно сделать вывод об эффективности работы.

3. Поиск заданной буквы во всех словах предложения.

Ребенку предлагается подчеркнуть (или выделить маркером), например, букву а в каждом слове.

4. Чтение с пробелами.

Вначале ребенок черным маркером закрывает каждую букву, например, а. Затем ему предлагается прочитать предложение (текст) с пробелами.

Таким образом, можно перебирать все буквы, кроме Ъ и Ь. Постепенно задание усложняется. Ребенок закрывает не одну, а две или три разные буквы. Можно закрывать окончания или приставки. Чтение с пробелами позволяет не только сформировать технику чтения, но и улучшает орфографическую зоркость.

5. Поиск заданного слова в предложении.

Ребенок читает предложение, содержащее не менее 2 слов. Предлагается найти заданное слово.

Например: На зеленом лугу паслись коровы. Задание: Найди слово «коровы».

6. Поиск в тексте заданных слов.

Вначале читается весь текст. Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Отыскав слово, ребенок его подчеркивает или обводит в кружок.

7. Поиск в тексте предложения, которое начинается с заданного слова.

Вначале читается весь текст.

Примерный текст для предъявления.

Наступило лето. Звонко щебечут птицы. Ласково греет солнышко. Ярко зеленеет молодая трава. Луга покрылись пестрым цветочным ковром. Началась долгожданная пора и у детворы — летние каникулы.

Задание: Найди предложение, которое начинается со слова ярко.

8. Поиск в тексте предложений заданного содержания.

На примере текста предыдущего упражнения задание может быть таким:

Прочитай текст. Найдите предложение, в котором говорится о птицах.

9. «Найди эталон» (развиваем произвольное внимание и побуквенный анализ).

В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово «фломенидия». (Не столь важно в данной ситуации, знает ли ребенок значение этого слова. Однако если ребенок познакомится с ним, интерес к выполнению задания укрепится, а при успешном его выполнении он запомнит, что же означает это слово).

На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т. п. Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед ребенком в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске, на стене, на двери, на холодильнике и т. д.). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15-20 сек., а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания можно попросить ребенка раскладывать карточки на подгруппы: не совпадает только одна буква, две буквы и т. д.

Использование таких нестандартных упражнений помогает разнообразить занятия, повышает интерес к учебной деятельности, позволяет достигать успеха.

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

1. Зрительный диктант на вербальном материале (развиваем зрительный анализ слов, орфографическую зоркость).

Предлагается текст. Те орфограммы, которые должны быть запечатлены зрительной памятью, выделяются графически (подчеркиванием, цветом, шрифтом). Материал подробно разбирается. Ребенок анализирует графический образ слова или предложения. Списывание по буквам не допускается. Взрослый предупреждает, что слова сейчас будут скрыты (стерты, прикрыты листом бумаги).

Примерные варианты зрительного диктанта.

А. Самые популярные зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ими пользуются многие учителя. Эффективны они и в коррекционной работе. Вот только подход немного другой. Ребенку предлагается для запоминания одно предложение. Вначале время не ограничивается. Если при записи предложения ребенок не допустил ошибок, ограничиваем время для запоминания следующего. Сколько предлагается предложений за один раз? Не больше 5 предложений. Если ошибок нет, то в следующий раз двигаемся дальше. Если ребенок ошибается, останавливаемся, и в следующий раз начинаем именно с этого предложения.

Время для запоминания в секундах

1. Тает снег.2. Идет дождь.3. Небо хмурое.4. Коля заболел.5. Запели птицы.

Постепенно уровень сложности повышается.

1. Мальчишек радостный народ коньками звонко режет лед.2. Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки.3. Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе.4. Красная душистая земляника созрела на лесной опушке.

Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом!

В. Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель.

Деревья: береза, осина, клен, дуб.

Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел.

Г. Что такое пальто? (Одежда) Ольха? (Дерево) Астра? (Цветок) Редька? (Овощ) Окунь? (Рыба) Шинель (Одежда) Кукла? (Игрушка) Пила? (Инструмент) Кровать? (Мебель)

2. «Запомни написание».

В течение 6-8 секунд ребенок читает текст. Затем текст закрывается, и ребенок записывает его по памяти. Выделенные жирным цветом буквы записываются зеленым цветом.

В лесу сосна. Ежи живут в лесу.
У сосны лиса. Ерши живут в реке.
В лесу осины. Щука — речная рыба.
У осины заяц. Наша дача у речки.
Ребята пришли в школу. К нам пришла морозная зима.
В классе идет работа. Всю ночь шел пушистый снег.
Учитель учит учеников. Утром ребята пошли на горку.
У учеников идет ученье. Быстро катились лыжи и санки.

3. «Найди слова» (развиваем побуквенный анализ слов).

Ребенку дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина — малина», «автобус — абрикос», «Маша — Миша», «Тоня — Толя» и др.

4. «Раздели на группы» (развиваем побуквенный анализ).

Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ребенка — как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова.

Несформированность зрительной памяти

1. «Запомни картинку» (развиваем непосредственную произвольную зрительную память).

Ребенку предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через одну минуту картинки убирают, и просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры (английские буквы, латинские, римские цифры и др.). Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличивать.

Недостатки в развитии самоконтроля

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Для младшего школьника дорога знаний только началась. На своем пути многие встретят различные препятствия. Наша задача вовремя помогать нашим детям эти препятствия преодолевать.

Развитие зрительного восприятия.

Задания «Сколько здесь букв А?», «Вылечи больные бу­квы».

Заселение» буквы А в «домик букв».

— В каком домике живет буква А? Почему?

Читайте также:  Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития

Итог занятия.

— С какой буквой вы сегодня познакомились?

Всем известно, буква А

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: Звуки, [а], [у]; буквы а, у.

Цель: закрепить звуки [а], [у]; учить детей выделять эти звуки из состава слова; обучать звуко-буквенному анали­зу слов ау, уа; интонационному чтению и письму.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, кассы букв, тетради, ручки, игрушки, альбом 1.

1. Организационный момент. Упражнение
«Один — много».

дом — дома ведро — .

2. Артикуляционная гимнастика для губ (см. занятия «Звук [а]», «Звук [у]»).

Введение в тему занятия.

— Послушайте слова. Назовите гласный звук в каждом слове:

— Какие гласные звуки были в словах?

— Эти гласные звуки мы будем сегодня повторять.

4. Закрепление звуков [а], [у]. Работа по пособию (с. 21).

а) — Что вы знаете о гласных звуках? Сейчас мы познако­мимся с мальчиком и девочкой. Их имена начинаются со звуков [а] и [у]. Посмотрите на мальчика. Он произно­сит звук, с которого начинается его имя. Какой это звук? Как вы узнали? Отгадайте имя мальчика. (Алик.) Какой звук произносит девочка? Как вы догадались? Назовите имя девочки. (Уля.)

б) — В августе Алик и Уля жили на даче. Однажды они по­шли в лес за грибами. По дороге они пели песенку, со­ставленную из звуков [а] и [у]. Эта песенка изображена на схеме. Пропойте ее шепотом.

Дети самостоятельно читают схему.

— Споем ее громко, точно соблюдая рисунок губ.

в) — Алик и Уля пришли на луг. Кого они увидели на лугу?

— Что они увидели на лугу?

Дети по лугу гуляли

И картинки собирали.

Раз-два-три — и ты картинки собери.

Мальчику — со звуком . [а],

Девочке — со звуком . [у].

— Какие картинки собрал Алик? Почему? Какие Уля? Почему?

Закрепление образа букв а и у.

— Вышли дети на дорогу и увидели две машины. Рас­смотрите их. На кузове нарисована схема названия груза, который везет машина. Сколько звуков в названии груза?

Какая буква написана в середине слова? Что может везти машина? (Мак, лак. )

Аналогично рассматривается вторая машина.

Физминутка.

Вы сейчас гулять пойдете

И игрушки соберете.

Мальчики — для Алика,

А девочки — для Ули.

Шаг на месте: раз, два, три!

Плечи шире разверни.

Мы присядем, скажем: У-у-у.

Дружно встанем, скажем: А-а-а.

Нам пора и за дела.

Раз-два-три — игрушки собери.

Дети расходятся по игровой комнате, выбирают игрушки.

7. Звуко-буквенный анализ слов Ау!, Уа!

— Алик и Уля зашли в лес. В лесу было много грибов. Со­бирая грибы, дети зашли далеко в лес и не заметили, как по­теряли дорогу. Страшно стало Алику и Уле. Вспомнили они слово короткое, но очень нужное. Крикнешь его, тебя услы­шат и придут на помощь. Какое это слово? (Ау!)

Дети протяжно произносят слово Ау хором и по рядам.

— Какой первый звук в слове? Обозначим его фишкой с рисунком губ. Какой второй звук в слове? Обозначьте его. Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно пропевайте каждый звук в слове. Обозначьте звуки буквами. Прочи­тайте слово.

Дети составляют слово в настенной и индивидуальных кассах. Логопед обращает внимание на интонацию и восклицательный знак в конце слова. Логопед в звуковой схеме слова меняет местами зву­ки [а], [у].

—Прочитайте, какое слово получилось?

—Какой первый звук? Второй?

—Кто произносит это слово?

—Обозначим звуки этого слова буквами.

Логопед составляет слово Уа!, заменяя и объясняя величину букв. В индивидуальных кассах дети самостоятельно составляют слова Ау! и Уа!

8. Письмо в тетради слов Ау! Уа!

9. Чтение по пособию (с. 21).

Итог занятия.

— Услышал лесник слово Ау! Нашел детей. И показал им дорогу к дому.

Мы учили букву . (А.)

Мы учили букву . (У.)

Малыши кричат: «Уа!».

Мы в лесу кричим: «Ау!».

С буквы А арбуз и аист.

(Мы запомнить постарались.)

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята.

— Назрейте слова со звуком [а]. Назовите слова со зву­ком [у].

ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: Звук [о].

Цель: уточнить произношение звука [о]; научить четкому интонированию звука [о]; учить выделять звук [о] из со­става слова в ударной позиции; обучать звуковому анали­зу ряда гласных звуков; упражнять в употреблении не­склоняемого существительного пальто; развивать инто­национную выразительность речи, мелкую моторику.

Оборудование: индивидуальные схемы, символы звуков, зеркала, схема для анализа артикуляции звука, «ли­стья» с картинками.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Узнайте по губам, что я произнесла: а, у, ау, уа,.

2. Артикуляционная гимнастика.

«Опустить и поднять нижнюю губу».

«Поднять и опустить верхнюю губу».

3. Знакомство со звуком [о].

а) — Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года описывает поэт.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит.

Ветер в поле воет,

— Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты впе­ред.) Произнесите звук [о].

Дети, наблюдая в зеркале за артикуляцией, хором и индивиду­ально произносят звук [о].

б) Анализ артикуляции звука [о].

Дети по схеме анализируют артикуляцию звука [о]. Де­лают вывод: звук [о] гласный. Обозначают его фишкой.

4. Закрепление произношения звука [о] по пособию (с. 22).

а) — Посмотрите на картинку в верхнем левом углу. Как вы думаете, что случилось с девочкой? (У нее болит ухо.)

— Как плачет девочка?

—Посмотрите в правый верхний угол. Какой звук пока­зывают губы?

—Почему Юпик держит красную фишку?

— На фишке изображено положение губ при произноше­нии звука [о].

б) — Звук [о] может показать настроение человека: радост­ное, печальное, показать удивление и страх. Посмотрите на первого гномика. Какое у него настроение? Произнесите звук [о], изображая радость.

Аналогично проводится работа по остальным картинкам с изо­бражением гномиков.

5. Развитие фонематического слуха.

а) Игра «Будь внимательным».

Дети стоят около столов в пол-оборота. Руки опущены вниз, округло соединены. Услышав звук [о], дети разводят руки в стороны, поднимают вверх и округло соединяют над головой, произнося: «О-о-о».

—Выделение звука [о] из ряда гласных: о, а, у, о, и, о, э.

—Выделение звука [о] из ряда слогов: ох, ам, ук, по, на, фо.

—Выделение звука [о] из состава слова: осень, листья, ве­тер, дождь, пальто, тучи, зонт, овощи.

б) — Звук [о] очень любит осень. Рассмотрите картину осени, (с. 22). Назовите предметы, в которых есть звук [о]. Выде­ляйте голосом звук [о] в слове. (Облако, дождь, дом, окно, забор, дорога, дупло, зонт, пальто, боты, кот, осень.)

— Все лето листики грелись на солнышке, загорели, по­желтели, покраснели и полетели осенью «золотым дождем».

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Мы — листики осенние.

На ветках мы сидели.

Ветер дунул — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

И на землю снова сели.

7. Выделение звука [о] из состава слова (с. 23)

— Ослик пошел в огород за овощами.

Ослик очень огорчен.

Со звуком [о] он не знаком.

Кто же ослику поможет —

Овощи в ведро положит?

Помнить надо вам одно —

Овощи со звуком [о].

Дети называют овощи: кабачок, помидор, картофель, чеснок, па­тиссон.

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

— Оставил ослик в огороде капусту. А мы ее засолим на зиму.

Мы капусту рубим, рубим.

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту жмем, жмем.

9. Интонирование звука [о] в стихотворении.

— По дороге из огорода домой напали на ослика осы.

Ослик в озеро забрался

Он от ос в воде скрывался.

— Назовите слова со звуком [о]. Произнесите стихотво­рение, выделяя голосом звук [о] в словах.

Звуковой анализ.

а) «Послушай, запомни, повтори по три звука» :аоу. Мож­но предложить обозначить ряд гласных фишками с изо­бражением положения губ.

б) Обозначение места звука [о] в словах: овощи, пальто, зонт.

Упражнение в употреблении несклоняемого существительного «пальто» (с. 26).

Ослик — упрямое животное. Упрется и с места не сой­дет. Есть и слова «упрямые». Вот слово пальто. Не хочет из­меняться. Всегда звучит одинаково: на конце с гласным [о].

Дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы.

— Что купили Толе? (Пальто.)
Чему рад Толя? (Пальто.)

О чем о рассказывает? (О пальто.)

Чтоделает Толя? (Пришивает пуговицу к пальто.)

Итог занятия.

На ковре лежат листья трех цветов. На обороте листочка —картинка. На красных листьяхзвук [о] в начале слова, на жел­тых — в середине слова, на зеленыхв конце.

— Осенний ветер сорвал эти листья с деревьев. А мы собе­рем из них букеты. В первый букет соберем листья со звуком [о] в начале слова, во второй — в середине слова, в третий — в конце слова. Получаются букеты из листьев одного цвета.

ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: Буквы О, о.

Цель: закрепить произношение звука [о]; познакомить детей с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; упражнять в употреблении предлога о, в составлении предложения по схеме и составлении схем; развивать силу голоса; формировать графические навыки; обучать звуко — буквенному анализу, чтению ряда гласных букв.

Оборудование: кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

— Назвать слово со звуком [о], выделяя звук [о] голосом.

2. Знакомство с буквами О, о.
Логопед произносит звук [о].

— Догадайтесь, какой формы будет буква О? Почему?

Эта буква так кругла —

Покатиться бы могла.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

Готов ли Ваш малыш к школе? (часть 1) Диагностика зрительного восприятия

Достаточно ли развито у ребенка зрительное восприятие, и, соответственно, готов ли он к письму и чтению, вы легко сможете проверить самостоятельно, прочитав эту статью!

Ваш ребенок стоит на пороге новой школьной жизни, а вы с тревогой понимаете, как существенно изменился образ школы. Требования общества к образованности и компетентности человека лежат в основе этих преобразований, интенсификации процесса обучения.

Как ни парадоксально, но в наиболее сложном положении ока­зались самые маленькие ученики.

Во-первых, поступление в школу — сложный момент жизни ребен­ка: у многих детей, возникают та­кие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе» и «адаптационной бо­лезни». Длительные и систематические учебные занятия, снижение двигательной ак­тивности, высокая статическая нагрузка, новые обязан­ности и требования дисциплины — все это представляет для учащихся первых классов большие трудности.

Во-вторых, во многих школах перечень обычных учеб­ных предметов значительно пополнился всевозможными дисциплинами, что увеличи­вает и без того большую учебную нагрузку детей.

Поговорим о способах помощи ребенку

Увеличение объема информации, предлагае­мой первоклассникам, приводит к тому, что в большинстве школ, производящих набор детей по результатам собеседования, в качестве одного из требований выступает сформированность навыка чтения.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности человека. Информация, которой человек пользуется в этой деятельности, закодирована. Механизм чтения состоит в перекодировании печатных (или письменных) знаков в звуки. Процесс перекодировки осложняется необходимостью промежуточного этапа — звуко-буквенного анализа слов.

Это невозможно без должного развития у ребенка восприятия, памяти, мышления и речи.

Остановлюсь на одном из направлений — развитии зрительного восприятия у старших дошкольников, как основы навыков письма и чтения.

Зри­тельно-пространственное различение предметов обеспечивается полем зрения, остротой зрения, глазомером. Целостность поля зрения, его относительная широта и разносторонность состав­ляют необходимые условия освоения чтения и письма.

Все функции, обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно формируются именно в дошкольном возрасте. Поле зрения, начиная с 6-летнего возраста, делает громадный скачок в своем развитии, приближаясь к величине поля зрения взрос­лого человека. Формирование остроты зре­ния также происходит у ребенка до 7 лет.

Однако, тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем первоклассникам. Нередко учитель сталкивается с фрагментарностью, поверхностностью этого процесса.

При недостатках зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей возможны такие школьные трудности, как:

  • Трудности формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента: нарушено соотношение элементов, путает сходные по конфигурации буквы, цифры; пишет лишние элементы или не дописывает элементы буквы, цифры; заменяет буквы другими по графическому сходству.
  • Плохое запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный темп; угадывание букв; возвратные движения глаз; пропуск, добавление, перестановка букв; затруднение понимания прочитанного.
  • Возможно зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • Плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб — прямоугольник).
  • Трудности копирования букв, цифр, геометрических фигур.

Вышеизложенное позволяет говорить о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5 лет.

Профилактика проблем чтения и письма обязательна для детей с речевыми нарушениями.

Каково состояние зрительного восприятия у Вашего малыша?

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому так важно оценить различные его стороны.

Одним из тестов для детей 5–7 лет, наиболее широко применяемых во всем мире, является комплексный тест М.Фростик. Его может провести со своим ребенком любая мама.

Тест представляет собой комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как:

  • Фигуро – фоновое различение.
  • Зрительно-пространственное восприятие
  • Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.
  • Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки.

Субтест 1: Фигуро – фоновое различение

Оборудование: тестовый материал, цветные каран­даши (фломастеры), демонстра­ционная карточка (далее ДК).

Задание 1. Сейчас мы будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ты знаешь, что значит обвести фигуру? (Если ребенок не знает, необходимо объяс­нить и показать.) Посмотри внимательно на карточ­ку. Здесь нарисован треугольник (ДК). А теперь на рисунке найди и обведи цветным карандашом спрятанный там треугольник.

Задание 2. Посмотри: на карточке нарисован пря­моугольник (ДК). А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 3. А на этой карточке ты видишь крест (ДК). Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 4. А на этой карточке ты видишь полу­круг (ДК). Найди его на рисунке и обведи.

Задание 5. Здесь нарисована шести­угольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания.

Здесь тоже нарисованы две шестиугольные звезды, но они перепутаны между собой. Возьми два любых цветных карандаша и обведи одну звезду од­ним цветом, а другую — вторым. Обводи вниматель­но, не торопись.

Задание 6. Посмотри на карточку, на ней нарисо­вана пятиугольная звезда (ДК). А теперь посмотри на рисунок задания. Здесь тоже нарисованы такие звез­ды. Сколько их? Четыре, но они все перепутаны. Возьми четыре цветных карандаша и попробуй «рас­путать» звезды: обведи каждую из них своим цветом. Будь внимателен и старайся обводить каждую звезду непрерывной линией.

Задание 7. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спря­тано несколько ромбов (ДК). Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Задание 8. В этом круге спрятаны овалы (ДК). Постарайся их найти на своем рисунке и обвести.

Оценка результатов: за каждую найденную фигуру начисляется 1 балл. Максимальная оценка – 20 баллов.

Нормативы (уровни развития в баллах):

Ссылка на основную публикацию