Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – рекомендации логопеда

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи

Тектова Галина Анатольевна
Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи

Занятия по пересказу

Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру учебных занятий и методические приемы. Рассмотрим основные особенности работы по формированию связной монологической речи старших дошкольников с ОНР (третий и четвертый уровни речевого развития) в процессе разных видов занятий по обучению рассказыванию. Приведенные рекомендации к использованию методических приемов основываются на опыте работы с детьми в коррекционных дошкольных образовательных учреждениях.

Особая роль обучения пересказу в формировании связной монологической речи детей подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и коррекционной педагогике. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи, произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов детской литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию «чувства языка» — внимания к лексической, грамматической и синтаксической сторонам речи, способности оценивать правильность высказываний с точки зрения соответствия их языковой норме. Это особенно важно в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Большое внимание следует уделять выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы (второй период первого года обучения) используются небольшие тексты; в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Рекомендуется отбирать тексты с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов, тексты с четким делением на фрагменты-эпизоды и ясной логической последовательностью событий. Это облегчает составление пересказа и способствует усвоению определенных языковых средств.

Особое внимание обращается на познавательность содержания, доступность языкового — лексического и грамматического — материала текста для обучаемой группы детей.

Как показывает практика, обучение пересказу на материале каждого произведения целесообразно проводить на двух занятиях, при усложнении выполняемых заданий — на трех.

При обучении детей с ОНР пересказу применяются вспомогательные методические приемы, облегчающие составление связного последовательного сообщения, что особенно важно на начальных этапах работы.

Использование диафильма при обучении пересказу способствует повышению интереса к занятиям, развитию восприятия и вербальной памяти, речемыслительной деятельности детей.

В процессе занятий по пересказу специальное внимание уделяется коррекционной работе по формированию у детей грамматически правильной речи, усвоению различных языковых средств построения связных высказываний. Работа по развитию фразовой речи на занятиях по пересказу предусматривает: — усвоение нормативных основ построения фраз различных синтаксических структур; упражнения на правильное употребление фраз на языковом материале литературных произведений с последующим применением полученных навыков при самостоятельном составлении пересказа; — развитие внимания к синтаксису языка, умения замечать ошибки в построении фраз в рассказах других детей и ошибки в собственных высказываниях.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР «Путешествие по парку» Занятие «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПАРКУ» Цели: расширять представления о зимующих птицах. Задачи: * образовательные – учить различать зимующих птиц.

Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с ОНР» Консультация для педагогов «Содержание коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи».

НОД по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Путешествие в зимний лес» Тема. Путешествие в зимний лес. Цели: – закрепить знания детей о временах года, а именно о зиме; – активизировать и обогащать словарный.

Перспективный план по развитию связной речи детей с ОНР Лексическая тема “Фрукты” Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка». Обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок.

Применение сказки как эффективного средства логопедической коррекции связной речи у детей с ОНР Учитывая ограниченные речевые возможности детей с ОНР и их психические особенности, в логопедической работе используют такие формы и методы.

Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами наглядного моделирования В последнее время в практике детского сада широко используется моделирование как один из уникальных приемов работы по обучению детей связному.

Развитие связной речи у детей с ОНР Развитие связной речи у детей с ОНР Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Работа над предложением в группе детей с ОНР должна предусматривать два направления: • Развёртывание, распространение, наполнение и интонационное.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Развитие связной речи ребенка до школы: советы логопеда

Некоторые родители считают, что если ребенок умеет читать, произносит все звуки, немного пишет и считает, то он готов к школе. К сожалению, немногие понимают, что важной составляющей готовности к школе является хорошо развитая связная речь дошкольника. В чем же причины отставания развития связной речи у детей? Как нужно заниматься с ребенком, чтобы к школе малыш справлялся с пересказами и мог составить связный рассказ. Об этом написано в нашей статье.

Критерии нормального развития связной речи дошкольника

Родители с нетерпением ждут от своих детей первых слов. Мамы и папы мечтают услышать от своего малыша стихотворение и показать выступление перед друзьями и родственниками. Родители начинают переживать из−за того, что их ребенок в возрасте 5−7 лет не может составить связный рассказ или пересказать простую историю. Для успешного обучения в школе у дошкольника должна быть хорошо развита связная речь.

Перечислим критерии, которые входят в это понятие.

  • Умение отвечать на вопросы взрослых точными и последовательными предложениями.
  • Способность составлять рассказы по одной и нескольким сюжетным картинкам.
  • Умение сочинить истории или рассказать о своих впечатлениях от поездки.
  • Способность передать содержание картинки по памяти.
  • Умение придумать продолжение сказки или увлекательной истории автора.

Для того чтобы выявить нарушение развития связной речи, необходимо провести диагностику.

Простой тест для проверки уровня развития связной речи дошкольника

Каждый родитель сможет в домашних условиях проверить развитие связной речи ребенка. Самое главное правило: не заставляйте ребенка заниматься и ни в коем случае не говорите, что вы собираетесь его проверять.

Выберите самое удобное время для общения с дошкольником, например, утром после завтрака. Скажите, что сейчас вы с ним поиграете. В процессе тестирования не делайте ему замечаний, заметив ошибку, и не помогайте справляться с предложенным заданием. В настоящее время вы лишь определяете уровень развития связной речи своего ребенка.

  • Поставьте перед ребенком его любимую игрушку. Скажите, что вы отправляетесь в увлекательное путешествие. Покажите картинку с изображением места, куда вы поедете. Предложите малышу придумать рассказ по картинке.
  • Для второго теста вам понадобится серия из 3−4 сюжетных картинок. Скажите, что Буратино или герой современного мультфильма Дружок запутал историю. Необходимо разложить картинки в правильном порядке и придумать по ним интересную историю.

Речь соответствует возрастной норме, если ребенок самостоятельно, без наводящих вопросов составил рассказ из 5 и более предложений по картинке. Фразы точные, без грамматических ошибок. Предложения состоят из 5 и более слов, в речи использованы союзы и предлоги. История рассказана плавно и выразительно.

  • Третье задание состоит в том, чтобы малыш описал свою любимую игрушку. Если малыш сомневается и не знает, как это сделать, можно задать ему несколько вопросов.
  1. У тебя есть любимая игрушка?
  2. Как ее зовут, как она выглядит?
  3. Как ты любишь с ней играть?

Речь развивается нормально, если ребенок составил описательный рассказ из 4-5 распространенных предложений.

Высоким показателем речевого развития будет, если ребенок рассказывает о своих игрушках, событиях или праздниках без помощи взрослого.

Заключительным заданием является проверка умения ребенка пересказывать небольшие тексты. Прочитайте малышу рассказ из 5−6 предложений 2 раза и попросите пересказать текст. Ребенок 6 лет должен уметь пересказывать текст без помощи взрослых.

Не стоит переусердствовать и давать все задания сразу. Можно давать по одному заданию в день. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш даже не понял, что его проверяют.

Причины, которые тормозят развитие связной речи

У родителей часто возникает вопрос: почему у нашего ребенка речь плохо развивается, ведь мы ему даем все, что нужно. Ответ не может быть однозначным. Каждый ребенок развивается по−своему. Одной причины быть не может. Чаще всего существует несколько предрасполагающих факторов, которые приводят к неблагополучному развитию связной речи. Перечислим их.

В период беременности мама перенесла одно или несколько инфекционных заболеваний, которые отрицательно повлияли на развитие речевых зон в головном мозге малыша. Редко, кто обращает внимание на ранние токсикозы беременности. Именно они могут стать причиной речевых нарушений.

Родовые травмы, асфиксии и гипоксии новорожденного и другие осложнения родов в будущем могут привести к речевым нарушениям у ребенка.

Нередко малыши в раннем возрасте получают различные травмы головы. Если у ребенка затронуты зоны, где расположены речевые зоны, нарушений речи будет не избежать. На развитие речи влияют все психические процессы, поэтому любая травма головы может негативно сказаться на речевом развитии ребенка.

  • У ребенка общее недоразвитие речи.

Одной из характеристик ОНР является нарушение развития связной речи. Это тяжелое нарушение речи. Данный диагноз ставят примерно к пяти годам. Но если до этого возраста ваш ребенок плохо общается с взрослыми и сверстниками, не может пересказать рассказ или сочинить небольшую историю, значит уже можно заподозрить речевое нарушение.

  • Погрешности в воспитании ребенка.

Если родители не дают возможности общаться ребенку с другими детьми и взрослыми, то ждать быстрого и правильного развития связной речи не стоит. Речь развивается, как условный рефлекс, нужен сильный стимул, чтобы ребенок хорошо говорил. Также наиболее частая ошибка родителей состоит в том, что они «задаривают» ребенка игрушками, а вот почитать или поиграть с малышом времени не хватает. Если малыш предоставлен самому себе, развиваться связная речь не будет.

10 правил, которые помогут развить связную речь ребенку

Не стоит думать, что помочь развитию связной речи малышу может только специалист. Есть простые правила, которые помогут вам поверить в свои силы, и вы начнете сами заниматься с ребенком.

Разговаривайте с ребенком на прогулке, в машине, в автобусе, в магазине, по дороге из детского сада или школы. Отключите мобильный телефон и подарите полчаса времени общению с вашим ребенком. Обращайте внимание ребенка на все, что вас окружает. Радуйтесь вместе с ребенком его маленьким достижениям и планируйте вместе следующий день.

  • Станьте примером правильной и красивой речи.

У ребенка в раннем возрасте речь развивается в основном по подражанию. Ваш малыш будет употреблять те фразы, которые услышит от вас. Следите за своей речью. Старайтесь говорить с ребенком не спеша, развернутыми предложениями. Избегайте сложных научных терминов, говорите просто и понятно.

  • Отвечайте на вопросы ребенка.

Дети задают очень много вопросов. К возрасту пяти лет малышей можно назвать «почемучками». На все «почему?», «как?», «когда?» нужно найти время ответить. Не игнорируйте вопросы ребенка и постарайтесь найти достойные ответы.

Каждый день читайте книги ребенку и не только перед сном. Лучше выбрать книгу вместе с малышом. Помните, что во время чтения вас не должны отвлекать, ребенок должен видеть, что чтение вам очень интересно.

Учить ребенка читать «с пеленок» не стоит. Вы сами заметите, когда малыш заинтересуется буквами и словами. Если малыш сам научится прочитывать слова, тогда вскоре он сможет сам читать любимые стихи и рассказы.

Важно не просто прочитать книгу, необходимо понять ее содержание. После того, как вы прочитали сказку или рассказ, попросите ребенка рассказать, что он запомнил. Если малыш затрудняется, помогите ему или перескажите сами. Вскоре малыш попробует сам пересказать любимую сказку.

  • Рассматривайте иллюстрации в книгах.

Дети младшего возраста любят книги с яркими картинками. Школьники также предпочтут читать произведение с иллюстрациями. Не теряйте возможности развивать связную речь с готовым материалом. Внимательно рассмотрите иллюстрации, назовите главных героев, обратите внимание на одежду героев, чем занимаются, что находится вокруг них.

  • Фантазируйте вместе с малышом.

Придумывайте свои маленькие истории, можно из жизни ребенка. Дети обожают, когда они сами становятся героями сказки. Если вы сможете увлечь малыша, он сам начнет пытаться сочинять.

  • Путешествуйте с ребенком.

Разнообразие впечатлений стимулирует развитие связной речи. Не упускайте возможности поговорить с ребенком во время путешествия. Рассказывайте ребенку о том, куда вы едите, чем вы будете заниматься. Не забывайте фотографироваться с ребенком и обязательно проявляйте снимки. Вместе с ребенком рассматривайте фотографии и составляйте рассказ о вашем путешествии. А когда к вам придут гости, попросите малыша самостоятельно по фотографиям рассказать эту историю.

Если ребенок избегает общения, не пытается пересказывать, у него не получается ответить даже на простые вопросы, значит вам необходимо проконсультироваться со специалистами. В первую очередь обратитесь к учителю-логопеду, психологу и неврологу. Следуйте указаниям педагогов и врачей.

Обращайте внимание на развитие связной речи ребенка, уделяйте время на свободное общение с малышом, полюбите разговаривать с ребенком. Если у вас получится следовать предложенным правилам, тогда и связная речь ребенка будет развиваться правильно.

Читайте также:  Анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида

Как развивать связность речевых высказываний у детей

Главным в логопедической работе, проводимой с дошкольниками, имеющими общее речевое недоразвитие, является формирование связной речи у детей.

Существует несколько направлений работы в коррекционных детских садах, направленных на развитие связной речи.

Это организация игровой практической деятельности, это режимные моменты, наблюдения за другими людьми.

Особое значение имеет организация коррекционных занятий.

Методика формирования связной речи

Множество литературы в сфере логопедии и детской психологии описывают методику формирования связных высказываний у дошкольников, страдающих речевыми расстройствами.

Существует специальная коррекционная программа, которая приспосабливает курс обучения и воспитания дошкольников, имеющих ОНР к их особенностям развития. Эта программа основана на рекомендациях по речевому развитию в зависимости от периода жизни малыша.

Периоды обучения связной речи

Первый год обучения состоит из трех периодов.

  1. Первый период происходит на третьем году жизни. Малыш должен уметь составлять простые предложения, отвечая на вопросы. Также он должен составлять высказывания на основе картинок. А сюжетные картинки помогают ему составлять небольшие рассказы.
  2. Второй период характерен тем, что нужно усовершенствовать способность вести диалог. Также в этот период обучают описывать предметы. Продолжается развитие навыков составления рассказа по серии картинок. Дошкольники практикуются в описательных рассказах и пересказах.
  3. Третий период характерен тем, что наряду со всеми предыдущими упражнениями, дети учатся составлять рассказ по теме. На первых порах можно просто попросить их придумывать конец для знакомого рассказа, дополнять его эпизодами.

Главная цель – это помочь сформировать навыки связных высказываний.

Второй год обучения характеризуется тем, что педагоги и дальше развивают связную речь. Много времени уделяется закреплению способности связно пересказывать известные произведения. Также много внимание уделяется составлению сложных сказок и рассказов. Также обучают придумывать устные сочинения, основанные на собственном жизненном опыте.

Формирование диалогических высказываний

Диалогическая речь формируется во время занятий по логопедии, на которых уделяется внимание развитию грамматических и лексических языковых средств. Также для этого проводят различные виды воспитательной работы.

Организовывают игры, проводятся беседы, водят на экскурсии или просто прогулки.

Монологическая же речь формируется на занятиях, которые посвящены связной речи. Также проводятся специальные занятия, на которых изучается родной язык. Также проводятся практические занятия.

Если работа ведется с дошкольниками, имеющими третью степень ОНР, то делается упор на развитие монологических высказываний в процессе описания и повествования. Одними из главных методов работы для формирования монологических высказываний являются рассказ, пересказ и устное сочинение.

Исходя из имеющихся методических рекомендаций, касающихся развития связной детской речи, проводимую работу нужно адаптировать, учитывая имеющиеся речевые нарушения и отклонения в психическом развитии.

Цели и задачи логопедических занятий

Проводя занятия, которые обучают рассказыванию, нужно преследовать следующие цели:

  • закрепить навык общения, важно развивать коммуникационные функции;
  • учить строить монологи;
  • побуждать осуществлять самоконтроль во время построения высказываний;
  • активизировать их психические процессы для речевой активности.

Для того, чтобы научить связно и развернуто излагать свои мысли, нужно добиться следующих задач:

  • помочь усвоить правила построения речевых высказываний. Дети должны соблюдать тему, последовательность, передавать логическую связь, каждый отдельных эпизод должен иметь завершенность и соответствовать общей теме сообщения;
  • научить планировать свою дальнейшую речевую деятельность, выделять главный мысли;
  • научить грамматически оформлять свою речь в соответствии с правила русского языка.

Принципы развития связной речи

Формирование связной речи у детей должно согласовываться с принципами, которыми пользуются логопеды для оказания воздействия на речь и мышление. Вот главные из них:

  • нужно опираться на формирование речи в онтогенезе, учитывая при этом законы развития разных элементов речевой активности в данном возрасте;
  • обучать законам грамматического строя нужно основываясь на обобщения;
  • работая над разными аспектами речевой активности, нужно добиться взаимосвязанности между этими направлениями.

Помимо прочего осуществлять работа над развитием речевой активности нужно, основываясь на общедидактические принципы. Обучение должно быть систематическим. Занятия нужно проводить последовательно. Важно учитывать особенности детей, связанные с их возрастом и психологическим развитием.

Обучение нужно строить так, чтобы помогать проявлять активность и быть самостоятельными.

Обучение в группах

Занятия по логопедии нужно проводить в небольших группах, численность которых не превышает шести человек. Достаточно будет до трех занятий в неделю, каждое из которых будет длиться не больше 30 минут. Наиболее подходящее время для занятий – утро. При этом важно старательно соблюдать рекомендации, касающиеся методики образования дошкольников с общими нарушениями речи.

Цель подготовительной работы – достичь такого уровня развития речи, которого будет достаточно для формирования различного вида развернутой речи.

В подготовительную работу включаются следующие направления: развитие лексического запаса и знаний в области грамматического строя речи, формирование способности составления разных по своей структуре предложений, развитие коммуникативных навыков, которые бы позволили детям полноценно обмениваться информацией с педагогом на занятиях.

Подготовительный этап носит следующие задачи:

  • формирование способности воспринимать и понимать речь других людей;
  • развитие установки как можно активнее использовать фразовую речь, отвечая на вопросы педагогов, развитие способности составлять развернутые ответы на вопросы;
  • развитие способности с помощью речи передавать основное содержание картинок-рассказов;
  • обучение лексическим языковым средствам, которые нужны для продуцирования грамматически верных высказываний;
  • усвоение простых моделей составления фраз, которые передают собственные представления и восприятие; развитие психических процессов, связанных с формированием фразовых высказываний; обучение приведению в соответствие высказывания с темой разговора.

Все эти задачи должны осуществляться во время проведения занятий по логопедии с помощью специальных упражнений, во время которых дети составляют речевые фразы на основе продемонстрируемых действий, сюжетных картинок. Для этого специально выбираются подходящие игры и упражнения, которые также учат детей описывать вещи.

Формирование связной речи у детей по картинкам

Ряд исследований подробно описали методику, с помощью которой можно обучать составлять речевые высказывания на основании показанных действий.

Далее эти отдельные предложения объединяются к небольшой рассказ. Причем упражнения для составления фраз на основе картинок также проводятся в соответствии с разными методическими рекомендациями.

Проводя занятия с детьми, страдающими расстройствами речи, можно придерживаться следующей методики.

Для выполнения упражнений подбирается два типа картинок:

  • изображения, на которых легко определить субъект и совершаемое им действие;
  • изображение, на котором находится один или несколько героев, а также понятно, где именно происходит событие.

По таким картинкам дошкольники могут поупражняться последовательно придумывать упражнения, имеющие разную семантическую и синтаксическую структуру. Нужно задавать определенные вопросы к картинкам и предоставлять образцы ответов.

Когда дети научились строить предложения на основании одной ситуационной картинки, их можно обучать составлять рассказы на основании нескольких картинок. Подготовительная работа должна помогать детям развивать способность отвечать на заданные вопросы развернуто и полно.

Для этого детей обучают определенному типу структуры ответа, который включает в себя опорные элементы, взятые из вопроса.

Обучение во взаимодействии

Для того чтобы развить речевые навыки, нужно учить детей проявлять инициативу в том, чтобы вступать в контакт, вести разговор на определенную тему, принимать во время диалога активное участие.

Также детей обучают тому, чтобы принимать активное участие в коллективных разговорах, учиться воспринимать эти разговоры, правильно включаться в них.

Помимо всего этого подготовительное обучение включает в себя несколько упражнений и развивающих игр, которые позволяют активизировать мыслительную и речевую деятельность ребенка, помочь ему закрепить способность составлять речевые высказывания, развивать его способность к словесному творчеству, и чувствовать язык.

Выполняя эти задания, дети стараются находить выражения и слова, которые бы лучше всего отражали сущность рассматриваемых предметов в составе предложения.

Если дети будут регулярно выполнять эти упражнения, подбирать эпитеты, учиться сравнивать, находить рифмы, работать с синонимами, то это позволит им лучше усвоить средства, с помощью которых речь можно сделать выразительной. Также это тренирует имеющиеся речевые навыки, которые затем можно использовать в собственных рассказах.

Сочетание слов в словосочетания

Для того, чтобы развивать правильную с точки зрения грамматики речь, нужно помогать детям усвоить методы сочетания слов в словосочетании. Дети должны уметь согласовывать разные части речи между собой по падежам, родам и числам с помощью окончаний и суффиксов.

Для того, чтобы развить такие способности, нужно подобрать специальные упражнения, которые помимо прочего будут подготавливать детей к формированию описаний вещей.

Первый этап обучения характеризуется тем, что дети составляют фразы, опираясь на наглядный материал, собственные представления. Это позволяет им потренироваться в работе с языковыми высказываниями. Эти дети учатся как можно активнее работать с фразовой речью.

Также они начинают лучше справляться с задачей внимательно слушать и понимать речь воспитателя. Также дети начинают контролировать свои собственные высказывания для приведения их в соответствие с существующими языковыми нормами. Это подготавливает почву, чтобы перейти к следующему этапу – к освоению монологической речи.

Когда ребенок учится связной речи в пределах логопедической группы, то педагог должен направлять его на репродуктивные формы. Но если работа ведется с дошкольниками, страдающими речевыми расстройствами, то этого недостаточно.

Способность к рассуждениям

Практический опыт показывает, что дети с ОНР очень медленно усваивают способность к рассуждениям. Ведь этот речевой тип требует способности обдумывать мысль, предоставлять аргументы в ее пользу, показывать собственное отношение к ней, отстаивать свою позицию.

Для того, чтобы рассуждать правильно, дети должны уметь видеть причинно-следственные связи и объяснять их.

Формирование связной речи у детей медленный процесс, который развивается постепенно и имеют свою последовательность. Сначала лучше всего просить детей повторять то, что говорит логопед, формулируя задания и делая выводы.

Далее нужно побуждать детей продуцировать свои собственные высказывания. Нужно создавать такие ситуации, которые будут вынуждать детей проявлять речевую активность.

Логопед должен заниматься стимулированием и регулировкой продуцированных речевых высказываний. Они должны быть последовательными, логичными, связными и развернутыми. Для этого нужно задавать привальные вопросы детям.

Составление плана высказывания

Особое внимание логопед должен уделить составлению плана речевого высказывания. Работая над планом, много времени уделяется речевому развитию.

Однако если в группе занимаются дети, страдающие речевыми нарушениями, то это требует гораздо больше времени и внимания, особенно когда идет работа по формированию связной речи.

Коррекционные занятия по составлению плана должны быть использованы в качестве метода развития речи в целом, также их можно организовывать так, чтобы дошкольники занимались совместной деятельностью, что побуждало бы их обмениваться друг с другом речевыми высказываниями.

Эта работа учит вычленять тему высказывания, находить более важное и отделять его от менее важного, продуцировать собственную речь в определенной логической последовательности.

Работа с текстом

Нужно работать над последовательным освоением следующих навыков по работе с текстом:

  • определять, какова тема и главная мысль текста;
  • находить последовательность и как связаны предложения между собой;
  • определять, какая смысловая зависимость у предложений в тексте;
  • создавать план высказываний.

Рассмотренные нами навыки помогут дошкольникам самостоятельно строить связные высказывания.

Как развить навыки связной речи у детей с ОНР

Количество детей, страдающих ОНР (общим недоразвитием речи) увеличивается с каждым годом. Подобный дефект выявляют у 70% малышей. Важно понимать, что дефекты произношения негативно отражаются на развитии письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Развитие связной речи у детей с ОНР базируется на умении составлять предложения, соответствующие уровню его развития. Связывание слов в предложении позволяет выражать и понимать смысл сказанного. Именно навык составления лексически и синтаксически правильных предложений – основа коррекционной работы.

Что такое ОНР

Диагноз ОНР включает комплекс речевых нарушений, при которых у ребенка наблюдается не только неправильная артикуляция, но и проблемы с осмыслением услышанного. Для коррекции дефекта с дошкольниками занимается логопед. Терапия будет тем эффективнее, чем раньше она начата.

Характерная особенность детей, которым поставлен диагноз общего недоразвития речи – низкие навыки связного повествования. Применение методик логопедии позволяет развивать недостающие умения во время воспитательного и обучающего процесса у малышей в возрасте 4–5 лет.

Правила и порядок логопедической работы

Под связной речью понимают умение составлять распространенное предложение или несколько взаимосвязанных словосочетаний для обеспечения коммуникации и понимания между людьми. Формирование связной речи у детей с ОНР – базовая задача логопедической коррекции. Оно неразрывно связано с развитием мышления. По мнению Е. И. Тихеевой без точного мышления невозможно обучение навыкам комбинирования высказываний.

Именно в старшем дошкольном периоде изменяется мышление ребенка – расширяется кругозор, усовершенствуется мыслительный процесс, появляются новые умения, формируется речь.

Но умение говорить приобретается только во время общения. Увеличение коммуникативных навыков способствует усложнению грамматических форм, используемых дошкольником. Если у малыша развиты способности примитивной разговорной речи, то пассивный запас слов приближен к возрастным требованиям. Он сумеет рассказать о своих друзьях, родственниках или ярких событиях в жизни.

Коррекционные занятия с дошкольниками, у которых диагностировано недоразвитие речи, направлены на:

  • усовершенствование фонематических навыков;
  • исправление неправильной артикуляции (при наличии);
  • увеличение запаса слов, понимание их лексического значения;
  • формирование умения построения связных предложений, их интонационного украшения;
  • развитие навыков самостоятельного повествования и изложения прочитанного или услышанного.

Логопед обучает дошкольников, с чего начинать повествование, как сделать его интересным и эмоциональным, а также, как логично и последовательно излагать свои мысли.

Именно с последовательностью изложения возникают трудности у детей с общими речевыми нарушениями. Они не умеют сосредотачиваться на основной мысли, разбивать рассказ на смысловые части и правильно располагать их. И задача логопеда – добиться логичного повествования со взаимообусловленными частями, понятного посторонним слушателям.

Еще одна проблема дошкольников с ОНР – отсутствие грамматических навыков. Они составляют короткие бессоюзные словосочетания, часто повторяют одни и те же фразы, а их рассказ не имеет логичного завершения. Специалист дефектолог разъясняет малышам причинно-следственную связь, характеристики предметов и явлений, их привязку к времени и месту, учит обобщать слова по видовым и родовым признакам.

Овладение дошкольником с ОНР приемами связного повествования – показатель эффективности логопедической коррекции.

Для этого дефектолог применяет различные методики:

  • разъяснения;
  • вопросы;
  • демонстрацию картинок;
  • анализ имеющихся речевых навыков.
Читайте также:  Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

На каждом логопедическом занятии специалист сочетает несколько методик для повышения активности самостоятельных высказываний детей. Комплексный подход позволяет варьировать занятия в зависимости от уровня речевого развития и способностей к самостоятельному рассказу, поставленных целей и активности малышей.

Формирование навыков развернутого высказывания

Чтобы научить малыша составлять связный рассказ, логопед использует репродуктивные методики – описание картинок, составление рассказа по серии изображений. Это вызывает наибольшие сложности у дошкольников с ОНР. Таким детям трудно даются навыки рассуждений, поскольку такие высказывания требуют логичности и аргументированности, обоснования своего мнения. Чтобы научиться составлять рассказ-рассуждение, дошкольник должен понимать причинно-следственные связи.

Формирование умений связного изложения у малышей с речевым недоразвитием – длительный процесс. На начальном этапе малыш повторяет вслед за педагогом задание, правила его выполнения и получившийся вывод. Затем логопед искусственно создает ситуации, стимулируя дошкольника к самостоятельным высказываниям. Одновременно педагог регулирует последовательность, аргументированность и связность повествования, задавая наводящие вопросы.

Для формирования у детей с ОНР навыков связного повествования их учат составлять план рассказа.

Таким дошкольникам потребуется больше времени для освоения навыков логичного повествования. Совместное составление плана рассказа используется не только как методика развития связной речи, но и как организация совместной работы. Такая деятельность способствует формированию умений выделять главную мысль, строить самостоятельный последовательный рассказ. В дальнейшем дошкольники овладевают навыками составлять самостоятельный связный рассказ с последовательным изложением событий.

Развитие навыков рассказывания

Еще одна задача логопеда при работе с детьми с ОНР в возрасте 4–5 лет – развитие функций рассказывания. После обучения навыкам связных самостоятельных высказываний с логично соединенными элементами переходят к развитию двух базовых форм устного монолога – пересказа и рассказа.

Пересказ – достаточно легкий вид речи. Дети воспроизводят услышанное или прочитанное, используя авторские грамматические конструкции и интонации педагога. Но важно добиться от дошкольника осмысления услышанного, свободного воспроизведения (а не механического заучивания) с сохранением авторской лексики и эмоциональной окраски. Для усовершенствования умений логопеды практикуют дидактические игры с фрагментарным пересказом или аналогии – смена героя или времени года.

Рассказ – самостоятельное повествование о произошедшем событии. Рассказ сложнее пересказа. Дошкольнику придется самому формировать содержание и форму изложения. Детям с ОНР сложно систематизировать факты и излагать их в соответствии с планом. Дошкольники должны научиться составлять повествования:

  • Описательные – рассказ о характеристиках заданного предмета или явления.
  • Сюжетные или повествовательные – изложение произошедших событий в правильной последовательности. В таком рассказе обязательно присутствует герой, экспозиция, завязка, развитие действия и развязка.
  • Аналитические рассказы – рассуждение, обоснование своего мнения.

Важна не только форма, но и содержание рассказа. Выделяют три разновидности повествований, которым должны обучиться дошкольники с ОНР.

По восприятиюНапример, об игрушечном зайце, которого педагог держит в руках.
По памятиОб игрушечном зайце, которого малышу подарили на День Рождения.
По воображениюО вымышленном зайце, который живет в сказочном лесу.

Обучение навыкам рассказа направлено на формирование у детей с ОНР умений самостоятельного связного повествования (монолога) в противовес ответам односложными фразами или жестами.

Главное условие формирования связного повествования у детей с ОНР – мотивация общения, стимулирование желания рассказать о своей семье, себе, друзьях, интересных событиях. Дефектолог на занятиях организовывает ситуации, активизирующих речь.

Комплексная коррекционная работа направлена на выработку правильной артикуляции, обучение умению построения связных словосочетаний и распространенных предложений.

ОНР негативно влияет на формирование мышления, снижает коммуникационные потребности и желание познавать мир. Поэтому логопедические методики развития связной речи необходимы для последующего успешного процесса обучения в школе.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – рекомендации логопеда

Кустова Ирина Николаевна, Бажина Светлана Анатольевна, Коготкова Лариса Михайловна, учителя-логопеды, МАДОУ «Детский сад №175» г. Перми.
Проект предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В проекте описана коррекционная работа с дошкольниками с тяжелым нарушением речи по развитию связной речи.

Дата публикации: 11.08.2018

Проект: «Эффективные способы обучения связной речи детей с ТНР в работе учителя-логопеда в рамках ФГОС».

Паспорт проекта.

По типу: педагогический, творческий, групповой.

По характеру участия: учитель-логопед, дети с ОНР подготовительной группы, педагоги, родители.

По срокам реализации: долгосрочный, 2017-2018 учебный год.

По форме представления: информационный, практико-ориентированный.

Актуальность проекта.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной и красивой речи, что является важным условием для дальнейшего успешного развития ребёнка, как личности.

Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада.

Кольцова М.М. отмечает: «Связная речь у детей не может быть воспитана сама по себе, так как она требует четко спланированной систематической работы педагога, предполагающей проведение специальных развивающих занятий по осознанному формированию у детей связной речи».

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму рече­вой деятельности. Она носит характер последовательного системати­ческого развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реак­ций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой — сообщение о каких-либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации. К основным свойствам монологической речи относятся: односторон­ний характер высказывания, произвольность, обусловленность со­держания ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных средств передачи информации, произвольность, раз­вернутость, логическая последовательность изложения. Особенность этой формы речи состоит в том, что содержание ее, как правило, за­ранее задано и предварительно планируется.

В дошкольном детстве ребёнок,прежде всего, овладевает диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, которые используются в разговорной речи. Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной монологической речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей дошкольного возраста, отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна и обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развития связной речи.

Исходя из результатов диагностики, проведённой в сентябре 2016г. Перед нами, как учителями-логопедами встала важная задача: полноценное овладение связной речью у детей с ОНР. Таким образом, необходимость проекта определяется ролью родного языка к подготовке к школьному обучению в становлении личности ребёнка. Каждый ребёнок в саду должен овладеть умением выразительно и последовательно излагать свои мысли. Из этого следует, что актуальность обусловлена в необходимости повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Сочетать средства и способы развития психических, речевых и творческих способностей у детей в процессе общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в повседневной жизни.

Цель проекта: использование инновационных технологий, способствующих формированию и развитию связной речи у детей с ОНР через разные виды деятельности.

Гипотеза: наличие систематизированных представлений о современных методах и приемах развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста и их целесообразное использование на практике способствует повышению качества работы по развитию речи детей детского сада и более успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Задачи:

1.Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.

Изучить программные требования и рекомендации по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста («Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.)

2.Методически грамотно проводить занятия по развитию связной монологической речи.

3.Вызывать у детей чувство удовлетворения от процесса обучения.

4.Привлечь родителей к участию в образовательном процессе.

5.Расширять и обогащать словарный запас детей, способствовать формированию грамматического строя речи и звуковой культуры в контексте развития связной речи.

Основные принципы:

  • принцип гуманизма (умение педагога встать на позицию ребенка);
  • принцип дифференциации (заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка);
  • принцип интеграции (реализуется в совокупности со всей воспитательно-образовательной работой ДОУ)

Все принципы ориентированы на личность ребенка, создание условий для развития его индивидуальности, его внутреннего духовного мира, сотрудничество родителей, детей и педагогов.

Содержание проекта.

1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)

Цель : Выявление основных проблем в речевом развитии детей. Определение основных направлений дальнейшей работы. Составление методических разработок по коррекции и развитию речи детей. Привлечение родителей и педагогов к помощи логопедам в реализации проекта.

Мероприятия:

2.Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3.Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.

4.Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).

5.Перспективное планирование по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

6.Создание развивающей среды в детском саду и дома.

7.Круглый стол учителей-логопедов «Научим детей говорить красиво».

2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).

Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.

Мероприятия :

1.Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.

2.Реализация перспективного планирования по связной речи через дидактические игры в старшей и подготовительной группе в соответствии с лексическими темами.

3.Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).

4.Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».

5.Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».

6.Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.

7.Консультации для родителей:

  • «Что дает ребенку чтение на ночь»
  • «Сказка в развитии речи детей»
  • «Развитие связной речи детей подготовительной группы»

8.Консультации для педагогов:

  • «Роль диалогического общения в воспитании толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
  • «Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин детей с ОНР»
  • «Особенности развития связной речи у детей в онтогенезе и при ОНР»
  • «Методика обследования состояния связной речи у детей с ОНР»
  • «Общие основы формирования монологической речи у детей с ОНР»
  • «Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения»
  • «Как пальчиковые игры помогают развивать связную речь ребенка»
  • «Учите детей говорить правильно»
  • «Развитие связной речи ребёнка».
  • «Учим детей пересказывать».
  • «Словесно-дидактические игры и упражнения, как средства развития речи у дошкольников»

11.День открытых дверей для родителей «Ярмарка краткосрочных образовательных практик для речевого развития детей»

12.Конкурс совместных работ родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках).

13.Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».

  • «Речевое общение детей»
  • «Природа развивает речь».

15.Семинар-практикум «Роль дидактических игр и упражнений по расширению словаря у детей»

16.Информационные листы для родителей:

  • «Словесные игры и упражнения в формировании правильной речи у детей»
  • «Семейные игры – импровизации или как с пользой провести вечер»
  • «Учимся рассказывать»
  • «Памятка для грамотных родителей»
  • «Нас сказка учит говорить»
  • «Общаясь, развиваем речь»

17.Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Семья»

18. Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.

19. Внедрение «Программы по робототехнике в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста» и КОП.

  • По формированию и развитию связной речи.

21.Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников и развлечений: «День знаний», «Веселый светофорик», «Путешествие в осенний лес», «Мамин день», «Новый год», праздники, посвященные 23 Февраля и 8 Марта, «Масленица», «День защиты детей».

22. Презентация проекта «Развитие связной речи у детей с ОНР» на педагогическом совете.

3 этап. Заключительный, аналитический. (май)

Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы учителей-логопедов в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.

Мероприятия :

1.Диагностика и анализ результатов работы.

2.Показ итоговых логопедических занятий.

3.Отчёт о результативности проекта:

  • на родительских собраниях
  • на итоговом педагогическом совете.

4.Подготовка и проведение выпускного бала.

5.Индивидуальные консультации для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».

В коррекционной работе мы используем опорные схемы для составления описательных и повествовательных рассказов. Изготовлен картотечный материал с опорными схемами по разным лексическим темам.

На занятиях мы используем опорные схемы для пересказов. Как правило, если ребенку сложно запомнить рассказ, то благодаря вот таким зарисованным картинкам – схемам, эффективность запоминания увеличивается в несколько раз, так как дети самостоятельно зарисовывают схему для пересказа.

Читайте также:  Взаимосвязи в работе учителя-логопеда, воспитателей и медработника по реализации здоровьесберегающих технологий с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Для занятий мы подбираем картинный материал для составления рассказов по сюжетным картинкам.

Существует несколько видов занятий с картинным материалом:

  • Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
  • Составление небольших рассказов- описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия предметов, события, определяющих тематику картин;
  • Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия;
  • Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих или последующих событий (по опорным вопросам)

Большой интерес у детей вызываетсоставление рассказов и сказок по сюжетным картинкам. Применяя данный материал, у детей развиваются навыки построения предложений, составления связного текста. Дети могут давать более выразительное описание событий, явлений.

Использование опорных картинок помогает ребёнку удержать в памяти основную мысль рассказа. Опорные картинки и схемы помогают в развитии навыка пересказа. На занятии по пересказу уточняется словарь детей, развивается внимание, память, мышление.

Составление рассказов по цепному принципу (по цепочке из схем). На занятиях мы обучаем детей цепному рассказыванию. Каждое предложение рассказа схематично изображается. Используя данные изображения, дети, воспроизводят рассказ. Все предложения строятся по единой схеме. На первом месте-изображение предмета, на втором другой предмет. С этими предметами необходимо составить предложение. Следующее предложение начинается с предмета, которым заканчивалось предыдущее предложение. И таким методом составляется весь рассказ. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за выстраиванием сюжетной линии.

Нами используется разнообразный материал для составления предложений и рассказов. Этот материал дает возможность детям зрительно запомнить схему и составить по ней предложение. Схемы по составлению предложений помогают детям правильно выдерживать структуру предложения. Дети учатся подбирать признаки и действия к предметам. Широко используем мнемосхемы по лексическим темам, которые позволяют детям составлять описательные рассказы.

Описание – особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности. При обучении описанию предметов ставятся следующие задачи:

  • Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • Развитие обобщенных представлений о построении рассказа – описания предмета;
  • Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательных рассказов.

Мнемосхемы облегчают процесс запоминания информации. Они служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их используем для обогащения словарного запаса, при наблюдении за окружающим миром, составлению небольших рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

В работе используем дидактические игры, которые помогают развивать связную речь детей.

Для развития диалога большую роль играет театральная деятельность. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития: для совершенствования диалогов и монологов , для освоения выразительности речи . Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Именно в диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать, высказывать предложения и пожелания.

В процессе работы используем картотеки по развитию связной речи.

Литературный материал для развития речи помогает нам использовать на логопедических занятиях инновационные методы и приемы. Использование современной литературы позволяет эффективно проводить работу по развитию связной речи у детей.

Ожидаемые результаты работы по проекту.

— Создание системы работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

— Положительная динамика по результатам диагностики в разделе развитие связной речи.

— Сохранение здоровья детей.

— Осуществление тесного взаимодействия с семьями воспитанников по вопросу развития связной речи детей в ходе совместной подготовки к школьному обучению.

— Создание в ДОУ и дома условий, способствующих развитию грамматически правильно оформленной связной речи у дошкольников.

Связная речь – главное достижение в речевом развитии дошкольников

Связная речь – главное достижение в речевом развитии дошкольников

Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Если ребенок в разговоре хорошо раскрывает смысл, логически и последовательно рассказывая о чем-либо, то взрослые отмечают, что он говорит складно и связно. При этом не забывают отметить умственное развитие малыша.

Отрадно, что умение говорить осмысленно и понятно формируется с помощью обучения. А значит, родители и воспитатели могут помочь дошкольнику освоиться в использовании родного языка.

Какую речь дошкольника называют связной

Связность высказываний – не случайно возникающая характеристика. Это результат развития познавательных процессов, обогащения словарного запаса и освоения грамматических основ.

Речь дошкольника приобретает связность, если она наполнена смысловым содержанием. А смысл появляется только в том случае, когда предложения построены с использованием соответствующих слов и с учетом правил грамматики.

За первым предложением следует второе, третье… Все вместе они раскрывают содержание мыслей или намерений говорящего. Простая цепочка для взрослого человека. Но дошкольнику еще только предстоит научиться облекать потребность говорить в понятные словесные формы.

Связная речь – это форма устной речи, состоящая из последовательных логических высказываний, в которых раскрывается содержание и смысл определенной мысли.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста – качественно новый этап. Научаясь логично и последовательно выражать свои мысли, дошкольник приобретает главное новообразование в речевом развитии.

Стадии формирования связной речи в дошкольном возрасте

Формирование речи – не только связной, но и ситуативной — у ребенка продвигается поэтапно. Особенности речевого развития дошкольников обусловлены доминирующим типом мышления.

В 3-4 года у ребенка развивается наглядно действенное мышление, и его речевая практика прочно привязана к конкретным предметам и ситуациям. Младший дошкольник уже говорит, но простыми словосочетаниями с использованием неопределенных форм местоимений и наречий (тот, там).

Связная речь впервые появляется в общении с взрослыми и сверстниками. Важным условием ее формирования является ориентирование на слушателя и стремление говорить так, чтобы слушатель понимал.

Каким бы малым ни был дошкольник, перед ним стоит задача приобретения навыков понятно излагать суть того, что его волнует, интересует, беспокоит. Только так сможет реализоваться коммуникативная функция речи.

Признаки связности появляются благодаря наполнению активного словаря, начальному освоению грамматического строя устной речи. Формируются навыки произвольного использования слов. На смену отрывочным высказываниям приходят более развернутые предложения.

Наступает период, когда можно выделить две формы связной речи у дошкольников:

К 5-ти годам ребенок начинает составлять сложные предложения, которые звучат, как набор простых. Например, пятилетняя Катя восторженно описывает только что увиденное: «Утенок прыгнул в воду, потом он поплыл, и мама-утка повела всех утят к берегу».

В этом возрасте дошкольник хорошо описывает наглядные ситуации. Он использует правильное построение предложений и старается представить полную картину того, что он видел или о чем слышал. При этом дошкольник может «потерять» подлежащее или сказуемое, но его речь понятна в данном контексте. Поэтому такая речь называется связной контекстной.

Шестилетний ребенок в соответствии с нормами речевого развития должен активно использовать развернутые высказывания, применять языковые средства, как то сравнение, эпитеты. С чем большинство детей успешно справляется. Их разговоры пестрят придуманными историями.

Леня говорит: «Смотри, я прыгаю, как зайчик. Это у меня день рождения, ко мне пришли в гости лесные жители и принесли мне много вкусной сладкой морковочки. А я буду угощать своих гостей тем, что они любят».

Связная речь детей старшего дошкольного возраста опирается на образное мышление. Они представляют образы и описывают их характеристики, или вспоминают события и рассказывают подробности. Старшие дошкольники используют самую сложную форму связной речи – объяснительную. Характерными особенностями выступают логическое объединение всех частей сообщения и отражение причинно-следственных связей.

Диалог и монолог в связной речи дошкольников

Овладение языком реализуется через две основные речевые формы: диалогическую и монологическую.

Диалогическая речь в развитии ребенка первична. Детский словарь состоит из небольшого количества слов, а предложения имеют простейшую структуру. Дошкольник учится выражать просьбу тому, с кем у него протекает совместная деятельность, учится отвечать на вопросы, задавать их и воспринимать ответы.

На первых порах для многих детей и простое обращение кажется непосильным. Взрослый демонстрирует ребенку образец, как обратиться с просьбой к сверстнику, а потом побуждает его повторить. Чтобы вовлечь дошкольника в диалог, взрослый задает ему вопросы, просит рассказать о повседневных событиях (где был, что видел и пр.). Благодаря репликам собеседника у маленького рассказчика складывается связное описание.

С взрослением ребенка диалоги становятся более длительными и логически связанными. Разговаривая с дошкольником, взрослый расспрашивает у него о впечатлениях, о качествах предметов или явлений, тренирует умение давать развернутые ответы, соблюдать последовательность реплик. Подобную практику старшие дошкольники применяют в общении со сверстниками.

Монологическая речь представляет собой более объемное и длительное высказывание, нежели реплика диалога. Монолог подчинен логике, развернуто выражает мысль или мнение одного человека. Он может приобретать вид рассказа о каких-то событиях. Может описывать явления или предметы. Часто звучит как рассуждение или убеждение.

Значимость монологической речи для дошкольника заключается в том, что ребенок учится придерживаться выбранной темы и логично выстраивать свое высказывание. В монологе присутствует «связность мыслей», которая обеспечивает связность речи.

Дошкольники начинают использовать монолог, как только увлекаются игрой. Девочкам нравится назидательно выговаривать своим куклам, воображая воспитательные моменты. Мальчики могут длительно играться с машинкой и при этом озвучивать свои действия, беседовать с воображаемыми попутчиками, инспекторами дорожного движения и пр. Такие простейшие монологи способствуют формированию связной речи.

Приемы для развития связной речи дошкольников

У взрослеющего ребенка появляются внутренние мотивы лучше и глубже освоить родной язык. Дошкольника многое интересует, появляется желание больше спрашивать и рассказывать. Возникает потребность воздействовать на собеседника, высказывать свое мнение, спорить.

Это значит, что актуальность развития связной речи дошкольников подкрепляется благодатными условиями — взрослый предлагает помощь ребенку научиться говорить логично и понятно, на что встречает живой отклик.

Существуют проверенные методы и приемы, стимулирующие развитие речи в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  • пересказ
  • рассказы с опорой на картинки
  • сочинение сказок и историй

Обучение дошкольников пересказу

Казалось бы, пересказ – это самая простая речевая тренировка. Не нужно ничего придумывать, а только вспоминать, о чем говорится в тексте, и передавать своими словами. Но слов-то в запасе у дошкольника не так и много!

Детская литература написана доступным языком, но обязательно перекрывает словарный запас ребенка. Следовательно, чтобы передать содержание, детям, наряду с известными словами, нужно использовать новые понятия.

Еще сложнее придерживаться того хода событий, который представлен в сюжете. От дошкольника требуется умение осмыслить, что и как происходит с главными героями, чтобы связно все рассказать.

Решать задачу, как научить ребенка пересказывать текст, удобно в такой последовательности:

  • Прочитать интересную историю или сказку.
  • Уточнить впечатления ребенка (понравилась или нет, какие герои или события заинтересовали).
  • Обратить внимание на новые понятия, проговорить их вместе.
  • Предложить дошкольнику рассказать эту сказку, историю (подавать в игровой форме, а не как задание пересказать);
  • «Помнишь, как все начиналось?» — прочитать первые строки. Как правило, маленький слушатель скоро перебивает и начинает передавать содержание.
  • Взрослый постоянно поддерживает рассказчика, побуждает продолжить подсказками: «Что было дальше?», «Куда они направились?», «А как в это время. » и пр.
  • Завершив пересказ, похвалить ребенка и обратить внимание на мораль, которая обязательно содержится в детских рассказах: хорошо ли поступил тот или иной герой.

Предложенный порядок в обучении пересказу стоит применять, когда формирование связной речи у детей дошкольного возраста только начинается. Старшие дошкольники осиливают самостоятельные пересказы, если предварительно составить план, о чем будет повествоваться. Для рассказа по плану необходимо выделить несколько ключевых событий в общей сюжетной линии.

Развитие связной речи с опорой на картинки

Успешно тренируется навык связных высказываний с применением наглядного материала. Это могут быть единичные картинки, а также серия изображений, которые отражают развитие сюжета.

Дошкольника просят рассказать:

  • Что изображено на картинке
  • Какие события произошли раньше
  • Как дальше будет развиваться ситуация

Применяя картинки, следует учитывать, что старшие дошкольники увлеченно фантазируют, используют развернутые объяснения, опираясь на образы. Но наличие картинок повышает ситуативность речи у младших дошкольников — вместо описания они могут указывать на изображенные детали.

Формирование связной речи с помощью сочинения историй

Сочинения развивают образность, логичность, выразительность высказываний. Под сочинением историй подразумеваются любые рассказы дошкольника.

Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче ему выражать свои впечатления и фантазии. Готовый рассказ содержит ряд опорных моментов, на которые в пересказе ориентируются дошкольники, а в сочиняемых историях они свободно выстраивают все сюжетные повороты.

Навыки сочинения рассказов начинают формироваться, когда малыша просят описать, что он видел на прогулке, в парке, на детской площадке. Дошкольники среднего и старшего возраста охотно рассказывают эпизоды из своей жизни – где они побывали, с кем и как проводили время.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит не только в специально организованных условиях, когда ребенка просят пересказать, описать, придумать. Ежедневно дети в общении, игре используют контекстную и объяснительную речь, пополняют запас слов, что повышает их речевой уровень.

Ссылка на основную публикацию