Развитие связной речи детей с ОНР дошкольного возраста с использованием картинно-графических планов и схем

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Я, работаю учителем-логопедом в дошкольном учреждении с детьми с общим недоразвитием речи. Основываясь на результатах логопедической диагностики, мной было выявлено, что дети мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, возникло противоречие, приведшее к возникновению проблемы.

Проблема: не сформированность связной речи у детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что связная речь является способом формирования мысли, средством общения и воздействие на окружающих.

Мной был создан проект, который довольно ярко отражает модель общения с воспитанниками и родителями.

Проект “Картиннография в развитии связной речи детей”

Цели работы:

    Знакомство детей с приёмом картиннография.
  • Развитие связной речи, через составление описательных, повествовательных и творческих рассказов.
  • Развитие памяти, через рассказывание стихов с элементами драматизации.
  • Развитие и поддержки интереса к проекту у родителей и других членов семьи.

Средства для реализации поставленных целей: – это занятия по развитию связной речи с использованием картинно-графических схем, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Этапы работы:

I этап: Ознакомительный.

Разработка картинно-графических схем для составления описательных, повествовательных рассказов, а так же для разучивания стихов.

Представляю картинно-графические схемы:

Описание признаков зимы.

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Рисунок 1

Описание посуды.

Название и вид посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из стекла – стеклянная; из железа – железная)

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Рисунок 2

Описание птиц.

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части, размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая – качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).

Рисунок 3

Описание животных.

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное, пушистое, серое – употребление качественных прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).

Рисунок 4

Описание овощей, фруктов, грибов, ягод.

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).

Рисунок 5

Представлен ряд рассказов цепной организации предложений.

“Машина герань”.

Маше на день рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Рисунок 6“Новые сапоги”.

Мите, мама купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Рисунок 7

Картинно-графические схемы стихов.

Представлен ряд стихов для заучивания.

“Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

Рисунок 8“Заяц – портной. С. Михалков.

Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
– Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Рисунок 9

Знакомство детей с приёмом картиннография с постепенным усложнением материала.

Описательный рассказ.

  • Знакомство детей со значением символов.
  • Составление детьми отдельных предложений по каждому символу.
  • Составление целого связного рассказа.

Повествовательный рассказ.

  • Беседа по прочитанному произведению.
  • Выбор предметных картинок и составление на графическом панно из них рассказа цепной организации предложений.
  • Итоговое рассказывание по картинно-графической схеме.

Для усложнения рассказа распространенными предложениями, вводятся модели “красивые слова” – употребление детьми качественных прилагательных; “слова действия” – глаголов.

Незаменимое место отводиться моделям “настроения”, с помощью которых дети во время пересказа вносят в рассказ эмоциональные нотки грусти, радости и т.д.

Заучивание стихов.

  • Чтение стихотворения взрослым, акцентируя внимания детей на картинно-графическую схему.
  • Повторное чтение по схеме совместно с детьми.
  • Чтение стихотворения по схеме с добавлением двигательных образов.
  • Самостоятельное рассказывание стихотворения детьми, взрослый оказывает подсказку только двигательными образами.

II этап: Детское проектно-творческое моделирование.

Создание игрового центра “Страна фантазий”, который будет дарить детям ощущение первооткрывателя, автора, сотворившего неповторимый проект, радость, удовольствие и уверенность в себе.

В него войдут игровые модули:

“Сцена” – дети, выбирая любую картинно-графическую схему знакомого стихотворения, драматизируют его.

“Чудо-избушка” – данную конструкцию ребёнок может трансформировать в любой из объектов. Если это овощной магазин – дети по картинно-графическим схемам составляют описательные рассказы об овощах; если школа – придумывают рассказы о школьных принадлежностях; и вот ребята захотели просто поиграть в дом – усаживаются на мягкий ковёр в своём “чудо домике” и начинают фантазировать, составляя повествовательные рассказы, где на помощь приходит великолепный приём картиннография.

“Сказочная полянка” – все повествовательные рассказы, которые дети составляли в рамках занятий, они могут обыгрывать самостоятельно, используя, знакомые картинно-графические схемы.

– “Стена фантазий” – это проявление творческих способностей. Дети, из многочисленного набора картинных схем составляют собственные рассказы, которые представляются ими на взрослую и детскую аудиторию.

III этап: Детско-взрослая деятельность.

Создание компьютерной игры “Страна Фантазий”.

Мы живем в стремительно меняющемся мире и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета.

Мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, в мире будущего!

В компьютерную игру, вошли компоненты знакомых для детей игр, со II этапа проекта.

Описание игры: Малыш вместе со своей мамой и папой, оказываются на загадочной планете “Страна фантазий”. Чего там только нет! Они шагают вместе по фантастической дороге под мелодии из мультфильмов.

На сказочной полянке растут необычные цветы, внутри которых спрятаны рассказы-загадки, которые необходимо собрать и связно рассказать.

Попав в “Чудо-избушку”, которая может превратиться в сказочную школу, в магазин сладостей, в больницу “Доктора Айболита”, малышу придется составить интересные рассказы.

В театральной студии на “Сцене”, ребенок с помощью картинно-графических схем легко вспомнит и расскажет маме и папе знакомое стихотворение.

А на стене фантазий, малыш вместе с папой и мамой нарисует свои впечатления, и составит по ним повествовательный рассказ “Моё путешествие по стране Фантазий”.

Данная игра, позволит осуществить совместную работу “ребенок и родитель”, а в дальнейшем вызовет интерес и побудит к созданию собственных творческих семейных проектных работ.

Создание семейной газеты для родителей и детей “Страна фантазий”.

В страничку “Детская развивалочка”, войдут, как знакомые детям картинно-графические схемы рассказов и стихов, так и новшество. И как же интересно будет ребёнку вместе с папой и мамой открыть завесу нового рассказа-схемы. Да, надо попробовать! Ведь быть первооткрывателем, да ещё вместе со своей семьёй – это удивительно интересно.

Родителям будет посвящена информационная страничка. Здесь можно познакомиться с инновационными методиками в развитии связной речи детей. А так же – эта газета будет долгожданной, потому, что родители могут увидеть своего ребёнка на фото презентации “Вот как мы, играя, развиваемся”.

IV этап: Азы грамоты.

В старшем дошкольном возрасте, у детей формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза. Будущих школьников необходимо знакомить с такими понятиями, как звуки гласные, согласные, звонки, глухие, твёрдые и мягкие. А как же можно составить полную характеристику о звуке и букве. Да в этом поможет уже знакомый приём картиннография.

Разработка и создание картинно-графических схем “Волшебные домики”, по изучению звуков

и букв родного языка. Данные схемы облегчат детям усвоить материал по грамоте, помогут в игровой форме охарактеризовать изучаемый звук, как по артикуляционным признакам, так и по акустическим.

Проведение занятий по обучению грамоте с “Волшебным домиком”.

Домик состоит из четырёх этажей и крыши. На протяжении занятия дети постепенно открывают этаж за этажом, и при этом составляют короткие мини рассказы об изучаемом звуке.

1 этаж: где и от кого можно, услышать данный звук.

2 этаж: дети, на основе символа артикуляционного аппарата дают характеристику звука по артикуляторным признакам.

3 этаж: дети дают характеристику звуку по акустическим признакам: графическое изображение буквы “С” – помогает детям вспомнит, что звук согласный, а “Г” – гласный; колокольчик – значит звук звонкий, а если колокольчик зачёркнутый – звук глухой; синий кружок с карандашом – звук твёрдый, как карандаш; зелёный кружок и травка – звук мягкий, как травка.

4 этаж: изображение самой буквы печатной и прописной, а так же на, что буква походит.

Крыша домика: итог – это конечно изучаемая буква – хозяйка домика.

Привожу фрагмент занятия по обучению грамоте с использованием картинно-графического домика.

Волшебный домик для звука и буквы “К”

1 этаж домика: Символ звука “К и К`”

– Идет сильный дождик: ККК.

– Идет мелкий дождик К` К` К`/

2 этаж домика: Характеристика звука “К” по артикуляционным признакам (работа детей по зеркалам).

– кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

– горлышко “ не работает”.

3 этаж домика: Характеристика звука “К” по акустическим признакам

– звук “К” согласный, потому его нельзя петь (язык создаёт преграду свободному прохождению воздуха).

– звук “К” глухой, потому что в горлышке не работают голосовые связки.

– звук “К” бывает твёрдый, как карандаш – живёт под синей крышей и мягкий, как травка – живёт под зелёной крышей.

4 этаж домика: Буква “К”: знакомство с буквой “К”.

– припоминание правила о буквах и звуках:

Звуки мы произносим и слышим,
А буквы мы видим и пишем.

– на что похожа буква “К”?

Клюв раскрыла буква “К” –
Хочет скушать паука.
Про букву “К” скажу вам смело –
На стену бабочка присела.
В.КовшиковИ. Бломкина

– школьная письменная буква “К” (мельком познакомить).

Вывод: Результатом реализации поставленных целей стало:

– проявление у детей глубокого интереса к занятиям по формированию связной речи и обучению грамоте;

– значительное расширение активного словаря;

– усвоение ряда языковых средств необходимых для составления речевых высказываний;

– улучшение монологической и диалогической речи.

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Актуальность формирования связной речи в дошкольном возрасте: среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольн425.68 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи через картинно-графические схемы у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками

Описание признаков зимы.

Зимой день короткий, а ночь длинная. По небу кружатся пушистые снежинки.

Дует сильный ветер, и метёт снежная метель, появляются глубокие сугробы. Зимой небо хмурое с серыми облаками. Все деревья стоят без листиков, укрытые снегом. Реки замерзают и затягиваются льдом. Люди на реках делают проруби и ловят рыбу. Прилетают зимующие птицы на кормушки. Зимой медведь спит в берлоге, волк и лиса рыщут в поиски еды, белка сидит в дупле и грызёт орешки, лось бродит по лесу и поедает кору от деревьев. Люди надевают зимнюю одежду. Дети катаются на коньках, санках, лыжах, делают снеговика. Зимой приходит весёлый праздник новый год.

Название и вид посуды (чайная, столовая, кухонная).

Из чего сделана (из дерева – деревянная; из глины – глиняная; из фарфора – фарфоровая; из стекла – стеклянная; из железа – железная)

Части посуды (носик, стенки, дно, крышка, ручка).

Вид птицы? (перелётная, зимующая, домашняя).

Чем питается? (насекомыми – насекомоядная; зерном – зерноядная; рыбой – водоплавающая).

Что можно увидеть глазами у птицы? (цвет, части, размер).

Какая птица на ощупь? (мягкая, пушистая, тёплая – качественные прилагательные)

Что умеет делать? (клевать, взлетать, летать, плавать, высиживать яйца – слова действия).

Где живёт (в жарких странах, на севере..).

Чем питается? (травой, ягодами – травоядное; грибами, шишками – грызун; мясом животных – хищник).

Какое животное? (хитрое, злое, быстрое, голодное, пушистое, серое – употребление качественных прилагательных).

Что умеет делать? (бегать, охотиться, спать зимой, нюхать, скакать, перепрыгивать – употребление слов действий).

Внешний вид, части тела животного, всё то, что можно увидеть глазами (шерсть, голова, морда, туловище, ноги, хвост).

Описание овощей, фруктов, грибов, ягод.

Название. (яблоко, вишня и т.д.)

Обобщение (это овощ; это фрукт и т.д.)

Где растёт? (в лесу на кустарниках, в лесу на деревьях, в саду на деревьях, в огороде на грядках, в лесу на полянках).

Цвет. 5.Форм. 6.Размер.

Вкус (сладкий, кислый, горький и т.д.)

Что можно приготовить (яблочное варенье, жареные грибы, клубничный сок).

Маше на день рождение подарили геранью

Цветок она поставила на окно.

Неожиданно в окошко заглянуло солнышко.

Оно улыбнулось, и герань распустилась.

Мите, мама купила новые зимние сапоги.

В сапогах он пошёл в детский сад.

В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.

Гвоздь порвал сапоги.

Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.

Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

“Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам пришла зима сама.
Принесла во двор зима
Снег пушистый, лёд, снежинки,
Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты
Шапочки надела,
В толстяка-снеговика
Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –
Звёзды, листья, завитушки.
Все девчонки взяли санки.
Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!
Мы играем во дворе.
Нам не холодно, а жарко,
Будто лето в декабре.

“Заяц – портной . С. Михалков.

Серый зайка под сосной
Объяви, что он портной.
И к портному через час
Медвежонок сдал заказ.
– Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьёт,
А медведь в берлоге ждёт.
Срок прошёл. Пришёл медведь.
А штаны нельзя надеть.

Клюв раскрыла буква “К” –
Хочет скушать паука.

Про букву “К” скажу вам смело –
На стену бабочка присела.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки .

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко.

Презентация на тему “Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы как система формирования связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи”.

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР.

В статье представлены игры и упражнения развивающие пространственное восприятия, и лексико – грамматическую сторону речи.

Тема самообразования посвящена решению одной из проблем в развитии речи детей – формированию связной монологической речи в процессе обучения их пересказу.

Презентация “Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР”
презентация к занятию по логопедии (старшая группа) на тему

Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Презентация “Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР”2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1» Использование картинно-графических схем и планов рассказов в развитии связной речи детей с ОНР. Автор Шумова С ветлана Викторовна у читель-логопед г . Александров

К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Проблемы речи детей с ОНР * Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить предложение. * Недостаточный словарный запас. * Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. * Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. * Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. * Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. * Плохая дикция.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи: Наглядность Создание плана высказывания

Описательный рассказ Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: * принадлежность к родовидовому понятию; *среда обитания или роста (для представителей животного и растительного мира); *размер; *цвет *форма *строение или составные части; *качество поверхности; *материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); *способ использования (или какую пользу приносит); *субъектная оценка (добрый/плохой, полезный/вредный)

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы . Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.

Этапы работы I этап – демонстрация схемы по определенной лексической теме и объяснение содержания условных обозначений. II этап – образец описательного рассказа взрослого по определенной лексической теме. III этап – самостоятельное составление ребенком описательного рассказа по опорной схеме.

Приемы работы На занятиях при обучении детей составлению описательных рассказов используются следующие приёмы: *Даётся образец рассказа по картинкам, дети повторяют; *Взрослый описывает предмет, ребёнок раскладывает опорные картинки, затем повторяет рассказ; *Взрослый начинает, ребёнок продолжает; *Дети самостоятельно составляют рассказ по данному плану.

пересказ Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры).

Картинно-графический план рассказа

Этапы работы Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы. Пересказ рассказа по картинке с использованием картинно-графических схем, планов. Составление рассказа без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план.

Картинно-графические схемы, планы рассказа могут использоваться: В групповой образовательной деятельности (фронтальные занятия); В индивидуальной образовательной деятельности; В самостоятельной образовательной деятельности детей.

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры – важный инструмент формирования способности ребенка строить свое языковой общение с другими людьми.

план по самообразованию для средней группы на тему “Развитие связной речи у детей дошкольного возраста&quot.

Содержание работы на 2014г – 2018г.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности&raquo.

План по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» 2019-2020 учебный год.

План по самообразованию«Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности&raquo.

Выступление «Картинно-графические планы в развитии связной речи дошкольников»

МАДОУ ЦРР – детский сад

городской округ Красноуфимск

Картинно-графические планы в развитии связной речи дошкольников

«Прежде всего, следует упражнять память у детей,

потому что упражнения памяти посредством мнемоники оказывают

большое влияние не только на ученость,

но и на все дела практической жизни,

потому что память о прошедшем делает

нас умнее для будущего»

Проблема развития связной речи остается актуальной в современной дидактике. Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. От неё зависит и полнота познания окружающего мира, и успешность обучения в школе, и развитие личности в целом.

Связная речь играет важную роль в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми, в их обучении и воспитании.

Однако у некоторых детей 6-7 лет отмечается специфическое своеобразие связной речи: затруднения передачи логической последовательности, «застревания» на второстепенных деталях сюжета наряду с пропуском его главных событий, повтор отдельных эпизодов по несколько раз. Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ с элементами творчества, дети используют короткие, малоинформативные предложения. Затруднено участие в коллективном разговоре, недостаточно сформированы умения задавать вопросы и отвечать на них, аргументируя ответы.

Дети часто не могут: последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении; употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, серии картин с фабульным развитием действия.

В работах многих авторов (Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А. Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа.

С 2014 года, в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ ЦРР – детский сад использую наглядно-дидактическое пособие «Обучение связной речи детей 4-7 лет. Картинно-графические планы рассказов», авторы Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова. Данный материал применяю и для проведения отдельного занятия по развитию речи детей, как дополнительный материал к занятию, и как закрепление материала. С помощью данного пособия дошкольники учатся анализировать предложение из двух, трех и более слов; осознают предлог как отдельное слово; формируется умение составлять алгоритм рассказа, значительно расширяется словарный запас. Логопедическое занятие с применением картинно-графических планов дополняется предметными и сюжетными картинками, артикуляционными и пальчиковыми тренингами, мнемотаблицами, графическими схемами предложений.

Темы занятий данного методического пособия мною систематизированы в соответствии с изучаемым лексическим материалом, и внесены в рабочую программу учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

Для обучения детей связной речи, планированию собственного высказывания задания, картинно-графические планы, тексты и речевые упражнения расположены в порядке возрастающей сложности, и проводятся в несколько этапов:

1. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические планы.

2. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических планов без опоры на сюжетную картинку.

3. Составление рассказа по серии картинок с фабульным (последовательным) развитием действия.

4. Пересказ прочитанного рассказа.

Данная технология имеет:

Теоретическую основу. Она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворного текста, прозы, пересказа прослушанного рассказа.

Мнемоника – совокупность правил и приемов, помогающих запоминать нужные сведения (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию.

Развивает образное мышление, творческие способности детей, зрительную память.

Практическое использование картинно-графических планов в работе с дошкольниками является важным способом развития связной речи. В результате ежегодной итоговой диагностики речевых навыков мы наблюдаем, что у дошкольников совершенствуется умение пересказывать сказку, составлять рассказ по серии картин, рассказ-описание, творческий рассказ. А также, формируется одна из ключевых компетенций – владение устной коммуникацией (контактность, умение вести диалог, отвечать на вопросы и задавать их), которая так необходима для адаптации в современном информационном обществе.

1.Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Картинно-графические планы рассказов. Москва. «Скрипторий 2003» 3013г.

2.Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 14-15 сентября 2017г. Статья Пастуховой С.А. «Моделирование связной речи у детей с ЗПР приемами мнемотехники».

3. Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи».

4. С.И Ожегов «Толковый словарь русского языка».

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

    li” data-url=”/api/sort/PersonaCategory/list_order” >
  • 2019-2020 учебный год (4)
  • 2018-2019 учебный год (11)
  • Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в логопедической работе. (1)
  • Использование информационных компьютерных технологий в работе с детьми с общем недоразвитием речи. (1)
  • Логопедическая ритмика в рамках КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДОУ (1)
  • Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи. (1)
  • Развитие речевых навыков детей раннего возраста. (1)
  • « Сказочное знакомство с весёлым язычком». (1)
  • РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ПРАЗДНИКОВ (1)
  • РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (1)
  • Развитие мелкой моторики (1)
  • Роль учителя – логопеда в адаптации детей к детскому саду. (1)
  • Конкурс для старших дошкольников (1)
  • Дни открытых дверей (2)
  • Логопедический проект (1)
  • Формирование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с наглядными средствами (1)
  • Автоматизация поставленных звуков (1)
  • Поздравление от главы города (1)
  • Развитие связной речи. (1)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ЧЕРЕЗ КАРТИННО-ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Дети с общим недоразвитием речи мало используют фразовую речь в процессе учебной и игровой деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций, отсутствует самостоятельность в составлении рассказов, нарушена логическая последовательность изложения, наблюдаются смысловые пропуски. В связи с этим, необходимо сформировать у дошкольников, умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.

Для развития связной речи с использованием картинно-графические схемы, которые способствуют развитию внимания, мышления, наблюдательности, образования наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях, активизации чувственного опыта детей.

Научные исследования подтверждают, что именно картинно-графические схемы являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Основной задачей логопедического воздействия при общем недоразвитии речи является – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Организация обучения детей с ОНР – очень сложное дело. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик, на мой взгляд, является наглядное моделирование, представленное в виде картинно-графического плана. Необходимо отметить, что связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями. В современных исследованиях отмечается, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Справедливости ради надо отметить, что формирование связной речи – наиболее сложный раздел коррекционного обучения. По этой проблеме существуют авторские методики Т.Б. Филичева, Л.Н. Ефименкова, В.П. Глухов и др. особенно интересная и очень эффективная авторская методика развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих системное недоразвитие речевой деятельности В.К. Воробьевой. Она отмечала, что формирование смысловых связей и отношений, составляющих содержательную структуру речевого общения, протекает во внутренней речи и обеспечивается не словами и фразами, а единицами универсального предметно-схемного или предметно-изобразительного кода. Систему предметно-смысловых отношений можно смоделировать, т.е. представить в виде наглядного графического плана, который будет отражать правила построения как высказывания, так и целого рассказа.

Актуальность использования картинно-графических схем в работе с дошкольниками состоит в том, что: – Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, поэтому использование картинно-графических схем вызывает интерес и помогает решить эту проблему. – Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики». В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников проводим по многим направлениям, комплексно: – коррекция звукопроизношения; – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст); – формирование лексико-грамматических категорий; – формирование связной речи; – профилактика дисграфии и дислексии. И везде применяются, картинно-графические схемы особенно при коррекции общего недоразвития речи. Используя в работе картинно-графические схемы, можно сделать вывод, что они помогают при обучении связной речи дошкольников с ОНР, облегчают детям процесс овладения содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью. У детей совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

Проект на тему : « Использование моделирования в работе с дошкольниками по развитию связной речи».

Данная презентация раскрывает этапы работы по развитию связной речи у дошкольников с помощью знаков, символов, моделей, мнемотаблиц.

Содержимое разработки

Завалеева Елена Васильевна воспитатель дошкольного мини-центра ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ г.Капшагай». Алматинская область.

« Использование моделирования в работе с дошкольниками по развитию связной речи».

Учите ребёнка каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно

мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

Проблема использования символико- знаковой технологии как фактора комплексного личностного развития и условия повышения качества образовательного процесса находит отражение в работах таких ученых, как Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, Н.Г.Салмина, О.С.Ушаковой и др. Своими исследованиями ученые доказывают, что именно символико- знаковая деятельность оптимально обеспечивает ребенку процесс осознания сущности, помогает четко и ясно формулировать и выражать свои мысли, описывать объекты и явления, составлять рассказы. По мнению Леонида Абрамовича Венгера, моделирование — метод, при котором создаются модели и используются в дальнейшем при формировании представления о структуре объектов, о связи отдельных элементов данных объектов между собой. Эффективность их использования зависит от следующих условий:

модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной реальному объекту;

быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;

должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком.

Состав участников – дети старшей группы .

Вид проекта – долгосрочный групповой проект для детей 5-6 лет ( с сентября по май).

Суть проекта –повысить уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста путем использования на занятиях метода наглядного моделирования.

Формы работы – игровая, учебно-познавательная, продуктивная.

Цель проекта : Целью моей работы является обучение детей способам наглядного моделирования, которые позволяют ребенку усваивать социокультурный опыт, представленный в виде знаков, символов и моделей.

1.Развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, моделей, заместителей .

2.Учить создавать воображаемые образы и узнавать некоторые ситуации по схеме.

3.Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки, загадки, сюжета рассказа,

4.Развивать понимание текста на основе построения наглядной модели.

5.Учить составлять по схеме, мнемотаблице связные, последовательные рассказы.

  • ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей в настоящее время характерна зачастую не четкая речь , неумение выстроить четкий, последовательный, логически связанный расссказ, задержка речевого развития, утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Пути реализации проекта :

  • I этап- подготовительный.
  • II этап- активного обучения
  • III итоговый этап -общение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.

I этап проекта ( сентябрь месяц) :

  • Подобрать и изучить методическую литературу по обучению детей с помощью моделей, схем, знаков и символов.
  • Составить тематический план работы с детьми (определить виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Изготовить схемы, модели, мнемотаблицы, знаки, символы и др.
  • Подобрать дидактические игры
  • Выявить и проанализировать уровень развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста ;
  • Разработать серию занятий с использованием методики обучения составлению описательных рассказов и пересказа при помощи моделей и схем;

В качестве моделей изготовлены и используются:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • мнемотаблицы, сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки — символы;

ЭТАП АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ: Первый период обучения — сентябрь, октябрь, ноябрь. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц. В этом периоде решаются следующие задачи по формированию связной речи.

  • Составление простых распространенных предложений по схемам.
  • Обучение детей умению задавать вопросы , опираясь на модель и отвечать на вопросы полным ответом.
  • Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по мнемотаблицам по темам: «Фрукты», «Овощи» и т.
  • Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов по схемам и моделям.
  • Заучивать стихотворения по схеме, модели.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).

  • Дидактическая игра «Волшебные карточки»
  • Цель: назвать на «волшебных карточках» игрушки, развивать воображение, мышление.

Дидактическая игра «Что это такое?»

Цель: определять и называть предмет при помощи цветовой модели, развивать воображение, мышление.

Заучивание стихотворения по схеме:

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несет.

Птичка домик сделать хочет.

Солнышко взойдет, зайдет,

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта: • принадлежность к родовидовому понятию •величина; • цвет • форма • составляющие детали; • качество поверхности; • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); • как он используется (какую пользу приносит)? • за что нравится (не нравится

Второй период обучения — декабрь, январь, февраль. Занятия проводятся индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием картинных планов, карточек — символов, сенсорно-графических схем, опорных схем.

Задачи данного этапа.

1.Учить составлять простые предложения, распространенные однородными членами, сложные предложения с союзными словами «сначала и потом» по

схемам и мнемотаблица .

2.Учить составлять описательные рассказы по непосредственному восприятию .

3.Обучать пересказу сказки, рассказа и составлению рассказа по картине и

4. Придумывать загадки по моделям, схемам .

Отгадывание и придумывание загадок по схемам, моделям:

1. Подробное объяснение педагогом каждого пункта. 2. Отгадывание загадки детьми.

Загадка. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Наступила зима. Солнце светит редко, на улице кружатся и падают на землю легкие снежинки. Снег лежит на земле, на крышах домов. На улице холодно, мороз нарисовал на окнах кружевные узоры. Но дети не боятся мороза и холодного ветра. Они катаются на санках, на коньках, лепят снеговиков .

Пересказ сказки «Теремок»

Третий период обучения — март, апрель, май. Занятия будут проводиться индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием мнемотаблиц, картинных планов, карточек — символов.

  • Задачи этапа.
  • 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные и сравнительные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).
  • 2.Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
  • 3.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов

Символы описания выкладываются в свой обруч. Затем в пересечении обручей (круги Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка

умения выделить основные действующие лица или объекты картины,

проследить их взаимосвязь и взаимодействие,

отметить особенности композиционного фона картины,

додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. На практике “рассказы”, самостоятельно составленные детьми – это, в основном, простое перечисление действующих лиц или объектов картины.

Работа по преодолению этих недостатков и формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

  • выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
  • определение взаимосвязи между ними;
  • объединение фрагментов в единый сюжет .

Составление сюжетного рассказа с помощью приема фрагментарного рассказывания- контрастной рамки

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Последовательность работы

1.РЕБЁНКУ ПРЕДЛАГАЮТ ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ

(персонаж, место, модель рассказа)

2.ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПЕРСОНАЖ, А ОФОРМЛЕНИЕ МОДЕЛИ РЕБЕНОК ПРИДУМЫВАЕТ САМ

3.КОНКРЕТНЫЕ ПЕРСОНАЖИ ЗАМЕНЯЮТСЯ СИЛУЭТНЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ

4.СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО МОДЕЛИ С НЕОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЗАМЕСТИТЕЛЯМИ (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ

ВЫБОР ТЕМЫ И ГЕРОЕВ РАССКАЗА

III – Итоговый этап ( май месяц ) -обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности .

  • В I периоде дети должны овладеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрируемым действиям и по картинам, с последующим составлением коротких рассказов.
  • Во II периоде должны усовершенствоваться навыки ведения диалога, дети овладеют навыками составления простого описания предмета, коротких рассказов по картинам и их сериям, рассказов-описаний, простых пересказов.
  • В III периоде, наряду с совершенствованием диалога и навыков в указанных видах рассказывания, дети научатся составлять рассказ по теме (в том числе с придумыванием его конца и начала, дополнением эпизодов и др.). Главная задача этого периода — развитие самостоятельной связной речи детей.
  • Дети освоят монологическую и диалогическую речь, охотно будут вступать в речевое общение с окружающими. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы товарищей, участвовать в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу. Научатся говорить по очереди , не перебивая собеседника.
  • Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети научатся планировать свою речь.

  • Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»
  • Т.В.Большева. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники »
  • Белоусова Л.Е . «Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники»

Читайте также:  НОД по теме: Автоматизация звука (Л) в слогах, словах
Ссылка на основную публикацию