Развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале текстов

Дифференциация [б] – [п] в словах, предложениях, тексте

Разделы: Логопедия

Цели:

  • Коррекционные:
    • развитие физиологического дыхания;
    • развитие общей моторики и формирование правильной осанки;
    • развитие слуховых и произносительных дифференцировок звуков [б] – [п] в словах, предложениях, тексте;
    • формирование сложных форм фонематического анализа;
    • развитие речеслуховой памяти.
  • Образовательные:
    • закрепление умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
    • закрепление словоизменения и словообразования;
    • различение букв б-п на письме;
    • обогащение словарного запаса существительными, глаголами, прилагательными по теме: «Весна».
  • Воспитательные:
    • развивать интерес к учебной деятельности;
    • прививать любовь к природе.

Материал: картинки: подснежники, птицы, почки, бутон, бабочка, букет; «звуковая линейка»; кружочки-звуки.

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята. Сядет тот, чьё имя начинается со звука: [с], [б], [а]

2. Сообщение лексической темы

– Назовите, какой сейчас месяц? (Март)
– Какое время года? (Весна)
– Какие ещё вы знаете весенние месяца? (Апрель, май). (Приложение 1. Слайд 2)
– Правильно, по календарю уже наступила весна, но природа ещё не проснулась. Чувствуем ли мы приближение весны? (Да)
– Что изменилось в природе? (Длиннее день. Чаще светит солнце. Тает снег. Весело щебечут птицы.) (Приложение 1. Слайд 3)

3. Релаксация

– Ребята, пройдите и присядьте на коврике, спинку согните, голову опустите, глаза закройте. Представьте, что вы ростки цветов, которые спят под снегом.

(Музыкальное сопровождение «Утро» Э. Григ).

Солнышко греет всё сильнее и сильнее. Снег тает и сбегает быстрыми ручьями. Показались ростки цветов. Они стали расти и тянуться к солнышку. Поднимаем голову, спину выпрямляем, тянемся вверх, открываем глаза. Тёплые солнечные лучи касаются лица, рук… Приятное тепло весеннего солнышка разливается по всему телу.

Наши руки превратились в стебелёк, а ладони – в бутон.

4. Упражнение на развитие речевого выдоха

– Чтобы бутоны раскрылись их нужно согреть тёплым воздухом.
Вдох через нос, длительный выдох через рот (2 раза). (Приложение 1. Слайд 4)
Бутоны раскрылись. Какие красивые цветы! Как они замечательно пахнут! Сейчас мы будем вдыхать аромат цветов и на выдохе произносить слова и предложения.
Вдох – цветок.
Вдох – красивый цветок.
Вдох – распустился красивый цветок.
Вдох – распустился красивый красный цветок.
Вдох – весной распустился красивый красный цветок.
Смотрите, цветы превратились в бабочек и улетели!

5. Сообщение логопедической темы

На доске картинки: подснежники, птицы, почки.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук П).

Звуковой анализ слова «птицы» на «звуковой линейке».
На доске выставляются следующие картинки: бабочка, букет, бутон.
Дети называют картинки.

– Какой первый звук в этих словах? (Звук Б).

Звуковой анализ слова «бутон».

– Кто без ошибок выполнил задание, получает весеннее солнышко.
– Сегодня мы продолжим работу по различению звуков [б] – [п].

6. Игра. « Повтори, не ошибись»

Барабан-бутылка-парта Булка-полка-бегемот
Коробок-посуда-карта. Половик-батон-пилот.

7. Определяем место буквы П или Б в словах

– Откройте тетради, запишите число. Сейчас мы будем шифровать слова, указывая цифрой место звуков П или Б в слове.

1) О каком времени года напомнили вам слова, которые мы шифровали? (О весне).
2) Выставляется сюжетная картинка по теме «Весна». (Приложение 1. Слайд 6)

– Рассмотрите картинку, какое время года изображено? (Весна).
– По каким признакам вы догадались, что на картинке – весна?
– Послушайте внимательно рассказ. (Приложение 1. Слайд 7)

Весна в лесу

Пришла весна в лес. Быстро стали таять снежные сугробы. На вербе появились белые, пушистые шарики. У берёз набухли почки, скоро появятся первые листочки. Воробьи стайками перелетают с дерева на дерево и весело щебечут, встречая весну.

Назовите слова, в которых есть звук [б].
Определите его место в слове.
Назовите слова, в которых есть звук [п].
Определите его место в слове.

8. Пальчиковая гимнастика (Приложение 1. Слайд 8)

Наши алые цветы,
Распускают лепестки
(ладони имитируют распускающийся бутон),
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(колебательные движения каждым пальцем отдельно),
Наши алые цветы,
Закрывают лепестки
(пальцы соединяются в бутон),
Тихо засыпают,
Головой качают
(круговые движения сомкнутыми ладонями).

9. Развитие звукобуквенного анализа и дифференциации звуков [б]-[п]

– Ребята, я приготовила для вас рассказ, но вдруг подул холодный, северный ветер и в несколько букв заморозил. Помогите разморозить буквы. (Приложение 1. Слайд 9)

Стоят тё*лые деньки. По*ежали быстрые ручьи. Показались *ервые подснежники. Они *ахнут настоящей весной. Вернулись из тёплых краёв *тицы. Они весело ще*ечут.

Чтение текста по цепочке. Объясняем, какую букву разморозили. (Приложение 1. Слайд 10)

– Выпишите в тетрадь слова с буквой [б], затем с буквой [п].

10. Итог занятия

Учащимся раздаются буквы П или Б разрезанные на четыре части, которые нужно сложить.

– Назовите, какие звуки, и буквы мы сегодня различали.
– О каком времени года мы говорили?
– Что больше всего понравилось на занятии?
– Сегодня все хорошо работали. Молодцы!

РАЗВИТИЕ РЕЧЕСЛУХОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИРОВОК

Звучная речь человека в процессе эволюции формируется для слуха и под непосредственным контролем слуха, поэтому речь и слух — тесно связанные функции. В период коррекции речи в отношении слуха различают два момента; слушание ребенком чужой речи и голоса, т. е. подражание речевым образцам взрослого, и слушание своей собственной речи и голоса.

Побуждение ребенка сравнивать свое искаженное произношение с правильным звучанием речи ведущего ускоряет овладение нормальным произношением. Систематический тренинг слуха, особенно фонематического, приводит к выработке самоконтроля речи.

При этом следует не забывать, что усвоение правильной речи, закладку ее эталонов необходимо осуществлять с самого раннего возраста (3—10 мес. жизни). Общаясь с ребенком и сосредоточив его внимание на лице говорящего, необходимо активизировать первые предречевыс вокализации: гуканье, гуление и лепет. Практически этот процесс реализуется путем слушания безупречно правильной речи взрослых, в окружении которых ему полезно находиться постоянно. Указанный возраст не означает, что раньше с ребенком не следует разговаривать правильно. Слуховое восприятие — это самый первый этап приобретения речевых навыков. В это время взрослым следует придерживаться определенных канонов: как можно чаще говорить не громко, но четко, внятно и не спеша, с многократным повторением сказанного. В этом случае с раннего возраста стимулируется и вырабатывается навык прислушивания, запоминаются звуковые модели слов. В дальнейшем и коррекцию звуков также всегда проводят негромким голосом. Такой путь работы стимулирует развитие полезных артикуляций у детей, не только имеющих дефекты неба. Проверьте на себе, уважаемый читатель! Во время проговаривания слов и ощущения теплого выдоха (прием «согревание рук») ощутимым признаком будет напряжение боковых дужек зева и мягкого неба (а у детей с расщелиной неба — его фрагментов), а также задней стенки глотки и опускание корня языка. Такие условия позволяют лучше усваивать интонационно-мелодические качества речи. Ребенок легче ориентируется в речевой среде и подражает, когда сигналы-раздражители не вызывают утомление и торможение нервной системы и центров речи. В становлении правильных навыков произношения огромное значение имеет умение представить и оценить звучание собственной речи. Сделать это довольно сложно: ребенок не слышит себя, а вернее, слышит иначе, чем окружающие. Ему она кажется вполне правильной. Вот почему для самоконтроля применение «носослушателя» следует чередовать с другим приемом. Это вспомогательное средство называется «слушай себя» (по П.А..Нейману).

Самовыслушивание организуется следующим образом.

1. Кистям рук придают положение, которое обычно получается при набирании воды для умывания — пригоршней, при этом I палец плотно прилегает к ладони.

2. Не изменяя приданного кистям полусогнутого положения, одну из них (например, левую) прикладывают к левой ушной раковине сзади нее, причем верхнюю часть раковины слегка притягивают книзу и значительно пригибают к щеке. Локоть при этом приближают к груди.

3. Другую кисть (правую) также в неизмененном полусогнутом положении кладут ладонной поверхностью запястья на соответствующий этой руке (правой) угол рта и прикрывают рот, не кладя на губы, за исключением I пальца, помещенного на верхней губе.

Указанное положение кистей рук образует рупор, связывающий отверстие рта с ушной раковиной, — звукопровод. При такой позиции рук звук тихого собственного голоса выслуши­вается усиленным, а явные тембральные погрешности или какие-либо особенности голоса — различимыми и ясными. Пользуясь этим вспомогательным средством при прослушивании своей речи, не следует злоупотреблять силой голоса: не говорить громко, а тем более — не кричать. Для тренировки берут весь речевой материал (слоги, слова, предложения) без носовых звуков М и Н. Довольно скоро обучающийся, используя вспомогательный прием «слушай себя», выявляет и преодолевает носовой оттенок речи, научается беглости проговаривания, а также ненапряженному и краткому артикулированию согласных звуков. Важнейшие обратные связи постепенно формируются на основе слуха и мышечного чувства.

Читайте также:  Конспект открытого урока по обучению грамоте в подготовительной группе

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.
план-конспект урока по теме

Фронтальное логопедическое занятие

с группой учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
vesna.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Венгеровская средняя общеобразовательная школа №2

Фронтальное логопедическое занятие

с группой учащихся 2 класса

Тема. Развитие слуховых дифференцировок звуков Ш-Ж на материале текстов.

Грамматическая . Глухие и звонкие согласные в конце слов, правописание ЖИ – ШИ.

– развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте;

– формировать сложные формы фонематического анализа;

– развивать речеслуховую память;

-обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

– закреплять навык словообразования и словоизменения;

– закреплять навык правописания звонких и глухих согласных в конце слов, правописание ЖИ-ШИ.

Оборудование. Предметные картинки, листочки с заданиями, картинки с изображением диких животных и птиц, весенний пейзаж, фонограмма птичьих песен.

Кондякова Татьяна Анатольевна

-Давайте ребята пожелаем друг другу успехов на занятии.

Учащиеся поочерёдно касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших, и говорят:

– желаю (соприкасаются большими пальцами);

– во всем (безымянными);

– и везде (мизинцами);

– удачи тебе на занятии (прикасаются всей ладонью)!

  1. Сообщение логопедической темы.

На доске картинки (ландыш, шмель)

  1. Какой общий звук в этих словах?

Выставляются следующие картинки.( ежи, ужи, лужи, жук)

-Какой общий звук в этих словах?

-Сегодня мы продолжим работу по различению звуков Ж-Ш.

Откройте тетради и запишите число и тему: «Различай Ж-Ш»

  1. Уточнение связи буквы и звука.

– Сравним по звучанию звуки Ж и Ш. (предлагается произнести звук Ш, сказать , на что он похож, что напоминает; то же со звуком Ж).

  1. Сравним звуки по артикуляции ( выделение общего в артикуляции,

– Ребята, что за буквы спрятались? Какие это буквы печатные и письменные? (учитель показывает буквенные ребусы )

Соотнесение звуков Ш и Ж с печатным и рукописным текстом.

( какой буквой обозначается звук Ш , звук Ж)

IV. Закрепление дифференцирование звуков в слогах.

Повторение ряда слогов:

Ша-жа-жа ши-жи-ши-жи жа-ша-жа-ша

Жо-шо-жо жи-жи-ши-ши шу-шу-жу-жу

– Какое сейчас время года? Докажите? (называют признаки весны)

  1. Отгадайте загадки.
  1. Шагает красавица, легко земли касается,

Идёт на поле, реку, и по снежку и по цветку.( весна)

  1. В каких словах вы услышали звуки Ш,Ж?

2. Дует тёплый , южный ветер, солнышко всё ярче светит,

Снег худеет,тает, грач горластый прилетает. (март)

3. Яростно река ревёт и разламывает лёд,

в домик свой скворец вернулся, и в лесу медведь проснулся.(апрель)

4. Зеленеет даль полей, запевает соловей,

в белый цвет оделся сад, пчёлы первые летят,

гром грохочет , угадай, что за месяц это? (май)

-Какие весенние месяцы мы знаем?

-Какие слова вы запомнили со звуками Ж-Ш?

– Давайте поиграем в игру «Шифровальщик»

Шифрование слов: шагает, снежок, южный, солнышко, лужа, журчат, подснежник. ( графическая схема с указанием места буквы в слове)

VI. Составление рассказа о весне.

– Все наши знания давайте объединим в рассказ- картину, а рассказ назовём «Весна». А поможет нам схема описания времён года. Но чтобы её открыть, надо выполнить несколько заданий.

а) Каждый получает по листочку со словами: малы…, бага…, стри…, ков…, эта…, у…, ё…, но…, шала…. (Дети выполняют задание, обмениваются листочками, и проверяют.) 1картинка – весенняя полянка.

(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)

Мы – веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску

И друг другу даже

Шире рот откроем ,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри.

б) Правописание жи – ши.

-На земле снег тает и появились ручейки. (На листочках раздаётся изображение 2-ух ручейков.)Исправить ошибки с словах. Чтобы сделать правильно, послушайте стихотворение:

Лыжи, мыши и ужи, шины, ёжики, чижи,

Жи да ши, жи да ши – с буквой И всегда пиши.

( запись слов: шило, жили, шили, живой, ландыши, шары, шалаши). 2 картинка – светит солнышко.

в) Подбор существительных к глаголам.

3 картинка – на деревьях набухли почки; 4 картинка – бегут ручейки.

г) Сейчас мы с вами будем фотохудожниками (на доске картинки с изображением диких животных и птиц).

Задание: Кто больше животных и птиц успеет сфотографировать ? Дети называют птиц и животных и появляются картинки этих птиц и животных.

VIII. Составление рассказа о весне по картинке.

Наступила весна. Весной небо голубое и чистое. Солнышко светит ярко. Тает снег и журчат весёлые ручейки. На деревьях набухают почки. Возвращаются из дальних стран грачи, скворцы и жаворонки. В лесу просыпаются медведи, ежи и ужи.

( выписать слова в тетрадь на орфограмму ШИ, ЖИ.)

IX. Рефлексия. Итог занятия.

– Нельзя представить весну без птичьих песен, давайте послушаем песни птиц. (дети слушают запись птичьих трелей)

– На этой радостной, весенней ноте вспомним, чем мы занимались на занятии?

Развитие слуховых дифференцировок звуков З-Ж на материале слов, словосочетаний, предложений.

Подымахина Людмила Владимировна

МОУ СОШ Иркутская область Усть-Кутский район п. Верхнемарково

Тема: Развитие слуховых дифференцировок звуков З-Ж на материале слов, словосочетаний, предложений.

1)Закрепить у учащихся умение различать согласные з, ж в устной речи.

2) развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков з, ж в словах, словосочетаниях и предложениях.

3) Развивать фонематический слух.

4) Формировать сложные формы фонематического анализа.

5) Обогащение словарного запаса.

6) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи.

7) Развивать память, внимание, мышление.

8 Развивать пространственные ориентирование у учащихся.

1. Разрезная картинка “Незнайка”

2 Геометрические формы со слогами

3. Корректурная проба

4. Картинки: 2 ракеты со слогами,7 планет со слогами

5 карточки с буквами

6. Карточки с текстом

1. Организационный момент

Сегодня пришёл сказочный герой и принёс вам интересные занятия. Он После каждого выполненного задания мы будем открывать по одному квадрату. И в конце вы его увидите.

2 Повторение пройденного

Длинноногий и нескладный,

Высотою он как, шкаф

С длинной шеей травоядный

африканские лошадки хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы

словно школьные тетрадки

от копыт до головы

На какой звук начинается первая загадка? на какой звук начинается вторая загадка?(первый квадрат открывается). Какие звуки мы сегодня будем изучать с вами?

3. Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами будем различать согласные звуки и буквы З-Ж

4. Закрепление материала

1. Развитие фонематического слуха

Прослушайте слова и выпишите слоги со звуками З и Ж

Зал, жикет,ужинать , живот узнать, злой, вазелин, лужа, зима, лыжи.(открывается 2 квадрат)

2 Развитие звукобуквенного анализа

Зашифровать слова буквами З и Ж и цифрами, указывая их место в слове.

Ёжи(ж2), зубы, дожди, звезда, озёра, дружба, музыка, бензин, железо. магазин, запорожец.

3. Развитие слогового анализа слов

А. Игра ” Найди такую же форму”

Найди одинаковые геометрические фигуры, в которых написаны слоги

Соедините фигуры и у вас получатся слова.

Газета, жаба, книжка, гвоздика, замок, журнал.

(Открываем 4 квадрат)

Дети встают Ответить на вопросы:

Что находится справа от вас

Что вы видите впереди

Повернуться налево, что можно увидеть?

Какое время года? Что происходит с природой в это время года?

Какие первые цветы просыпаются?(подснежники)

Релаксационное упражнение: дети садятся на корточки и представляют, что они подснежники, медленно поднимаются, руки медленно поднимают, голову немного запрокидывают, затем встают на носочки и тянутся, тянутся к солнышку, улыбаются ему и медленно качаются по ветру.

Б) Образовать и записать слова в два столбика: в 1-й со звуком З, во второй со звуком Ж.

Лиза, лужа, гроза, коза, стужа, сажа, роза, рожа, кожа.

4. Работа с текстом

Проверьте диктант нашего гостя. Списать, исправляя ошибки.

Подчеркните ж- двумя линиями, З- одной линией.

В жоопарке зивёт зебра

Зеня и Лижа здут поежд.

У дома здёт гружовик.

Жубры зуют траву.

(открывается последний квадрат)

– Кто сегодня к нам пришёл на занятие? Из какой сказки?

Чему мы сегодня научились на занятии?

Незнайка придумал для вас ещё одну игру: ” Живые буквы”

Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. учитель называет слово. ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв.

Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.

Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые работают над дифференциацией звуков и букв П-Б в словах, предложениях, текстах при работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия

с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения письма и чтения.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки

Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;

формировать сложные формы фонематического анализа;

развивать речеслуховую память;

обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

закрепление навыков словоизменения и словообразования;

автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.

Оборудование: профили артикуляции П-Б, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки, схемы препятствий с текстами для чтения о препятствиях на обороте, изображение горы П и горы Б, аудио записи птичьих голосов, речевой материал на П-Б, буквы для составления слова «апрель».

План и ход занятия

Сообщение логопедической темы. На доске выставлены картинки (подснежники, птицы, половодье). Логопед просит назвать картинки и определить первый звук в этих словах («П»).

На доске выставляются следующие картинки: букет, бабочка, бутон.

Дети называют картинки, определяют первый звук в названиях этих картинок («Б»).

Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему: «Различай П – Б».

Уточнение связи буквы и звука.

Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П-Б.

б) Определение отличий в артикуляции П-Б.

3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

На что похожи буквы П и Б?

Клоун вышел на арену,

Будто музыкант на сцену

И играет на трубе.

Сел как йог, стал буквой Б.

Зарядку делать кот привык

На букве П, ведь П — турник.

Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают (горло не дрожит). Если работают только губы – это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки, горло дрожит? (звук Б)

Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА – БА – ПА БА – БА – ПА – БА – БА …..

Знакомство с лексической темой «Весна».

Игра «Шифровальщик». Шифрование слов буквами П и Б.

Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова буквами П и Б, цифрой указывая их место в слове.

Логопед называет слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ.

Дети «шифруют» в тетрадях: П1 П2 Б2 Б2 Б1 Б3 Б5

Вспомните слова, которые вы шифровали.

О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна».

Наступила весна. Солнце припекает всё сильнее. Снег растаял. Побежали быстрые ручейки. Небо ярко-голубое. Сквозь землю пробивается зелёная молодая травка. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся зелёные листочки.

Дети пускают в ручейках кораблики.

(Работа по вопросам к картине).

Выделение слов со звуками П и Б

из ряда других (показ картинок).

Выделение слов со звуком П.

Из ряда слов запомните и

назовите только те, в которых

слышится звук «П»:

СКВОРЕЧНИК ПТЕНЦЫ ГРОЗА ПОЧКИ ПРОТАЛИНЫ РУЧЬИ КАПАЮТ

Какой по счету звук «П» в этих словах?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук «Б»: НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

Какой по счету звук «Б» в этих словах?

О чём напоминают вам эти слова? (О весне)

Сообщение лексической темы «Весна»

Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель)

Между какими месяцами апрель? (Между мартом и маем.)

Развитие внимания и слуховой памяти.

Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Это перелётные птицы).

Слушание голосов птиц.

Послушаем голоса птиц (аудио запись). Отгадайте, чей голос звучал?

Повторение ритма песен птиц.

Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки).

Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки:

небо стрекоза пчела грибы дупло

Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропела птица. Пропойте ритм по очереди.

Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный.

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

В этом слове П или Б?

На каком по счету месте этот звук?

Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

После звука П (Б) какой слышится звук?

Развитие звуко-буквенного анализа.

Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути:

На одной стороне дидактического пособия – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.

Беседа о первом препятствии.

Прочитаем о первом препятствии. Ученик читает текст:

Из-за густых туманов птицы теряют дорогу,

разбиваются об острые невидимые скалы.

Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука.

На доске изображение скал. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

Запишем слова под первой (П) и под второй скалой (Б).

Логопед читает слова, дети определяют, какой звук П или Б в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

ПОЙ БАЛКА БОРТ ПОЧКА БАЛ ПАШНЯ ПАПОЧКА ЗАБОР

БОЙ ПАЛКА ПОРТ БОЧКА ПАЛ БАШНЯ БАБОЧКА ЗАПОР

Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст:

Внезапные холода сковывают воды,

и птицы умирают от голода и стужи.

Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла»П или Б?

По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику:

Какое слово ты составил? Какая буква замерзла? Докажи, что в этом слове звук П (Б).

Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ – мягкий знак в конце слова; в слове БЛИЗКО – после И пишется З, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после Л пишется А, после Т – Ь. Докажи.

Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пишется мягкий знак?

Беседа о третьем препятствии. Чтение текста учеником:

Морские бури ломают птичьи перья,

сбивают крылья, уносят далеко от берега.

Сильные ветры приводят к наводнению.

Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звуки П (Б) на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П (Б) на втором месте и т.д. (Логопед диктует слова вразброс. Дети записывают)

1. подуть, проплыл бурный

2. опрокинуть сбрасывать

3. запустил выбрался

4. проплыл отобрать

Слово ПРОПЛЫЛ можно записать и в первую строчку и в четвёртую.

Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста учеником:

Перелетные птицы становятся жертвами

хищных птиц: орлов, соколов, ястребов.

Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)

Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П) А какую букву надо писать в конце этого слова? (Б) В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую букву надо писать. Какое правило вы знаете? (надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯСТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

Диктант слов с последними буквами Б и П и с объяснением их написания.

Речевой материал: дуб, столб, карп, сруб, хлебороб, гриб, хлеб, укроп, залп, суп.

VIII. Подведение итогов занятия.

Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 29.03.2017

Статья просмотрена: 3788 раз

Библиографическое описание:

Косткина М. А., Богатырева А. В. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 28.02.2020).

Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща) тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди. пи. све. гу. ку. да. ро. добы..;

чи или — щи: встре. зада. мя. пла. ре. ча..;

чик или — щик: бан. пла. кладов. паль. зай. пон. маль. сигналь…

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

Читайте также:  Логопедическое занятие: Работа по содержанию сказки По щучьему велению
Ссылка на основную публикацию