Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза слов

Логопедическое занятие по теме: “Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры”

ЦЕЛЬ: Развивать сложные формы фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры.

Задачи:

  • развить фонематические обобщения в процессе упражнений по
  • звуковому анализу и синтезу слов;
  • развить слоговой анализ и синтез;
  • сформировать фонематические представления;
  • развить анализ структуры предложения;
  • расширить словарный запас по теме “Части тела”;
  • развить четкую артикуляцию;
  • развить пространственные представления, усвоить понятия: “ Что
  • следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”;
  • развить общую моторику и координацию движений на физкультминутках;
  • уточнить и обогатить словарный запас;
  • развить слуховую память и слуховое восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • рисунок гнома, схемы слов в конвертах на каждого ребенка: (__), (__ __), (__ ___ ___), фишки красного, зеленого, синего цветов;
  • картинки – плащ, жираф, чашка, врач;
  • иллюстрации: ребуса, щуки; иллюстрации с заданием на каждого ребенка: картинки – части тела, разрезная азбука, карандаши цветные.

Ход занятия

I. Организационный момент:

“Азбука хороших слов” – создаем хорошее настроение.

-Улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова на звук

(вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и т.д.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Беседа

– Кто знает, что такое ералаш? Ералаш – это беспорядок. Послушайте внимательно, я вам прочитаю стихотворение “Ералаш”.

Кто на дереве сидит?
КИТ.
В океане кто плывет?
КОТ.
В огороде, что растет?
РАК.
Под водою кто живет?
МАК.
Это, что за ералаш?
Заточите карандаш.
Я приказываю вам
Всех расставить по местам!

(Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове).

– Расставьте по местам перепутанные в стихотворении слова (читаю еще раз, дети расставляют слова правильно).

– Сравните слова по звучанию: КИТ-КОТ, МАК-РАК.

– Подумайте хорошо и скажите, а какое слово больше КОТ или КИТ? Почему?

(одинаковые, в слове КОТ -3 звука, 3 буквы, в слове КИТ тоже – 3 звука, 3 буквы).

2. Артикуляционное упражнение “Произнеси чисто”

Учитель-логопед произносит по одному разу четверостишие, содержащее наиболее часто смешиваемые сложные по артикуляции согласные звуки и фразы со сложной слоговой структурой. Ученики по очереди быстро повторяют.

Добиваться четкого произношения каждого звука.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Стоит воз овса,
Возле воза – овца.

Клала Клава лук на полку.

Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.

Клара у Вали играла на рояле.

Рыбки в аквариуме (повторить два раза).

Милиционер остановил велосипедиста.

Сыворотка из-под простокваши.

3. Развитие фонематических представлений

– Ребята, к нам сегодня на урок пришел гном. Посмотрите, что он держит в руке!

В руках у него схемы слов (лента передвигается, меняются схемы.)

– Гном предлагает вам задание: (рисунок гнома со схемой)

– Вам он тоже принес конверты со схемами.

Подберите к схемам слова-картинки, обозначающие части тела. Покажите свою готовность отвечать.

(дети отвечают: это голова, рука, нога, шея, локоть, туловище, уши и т.д.)

4. Развитие фонематического анализа и синтеза

Дети, гном принес вам еще одно задание. Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается

– Гномик просит, чтобы дети составили из разрезной азбуки слово-отгадку у доски и индивидуально. (КОШКА)

К слову КОШКА подобрали слова на каждый звук, составляющий это слово.

КОШКА
Кораосеньшинакарандашармия
Короваобувьшумклювазбука

– Сколько звуков в слове кошка? (5 звуков).

(Работа у доски с магнитной азбукой)

– Назовите первый звук. (Звук К)

(логопед предлагает одному из детей найти букву К и прикрепить ее магнитом на доске).

– Назовите второй звук. (Звук О),

(аналогично выполняется задание с остальными звуками и буквами).

– А теперь к каждой букве слова КОШКА придумайте и выложите свои слова.

(Из разрезной азбуки дети выкладывают слова).

-Давайте проверим ваши слова. (дети читают свои слова)

– А у кого есть самое длинное слово? Сколько в нем звуков?

(например: к. а.р.а.н.д.а.ш – 8 звуков).

– А какое слово короче КАРАНДАШ или КАРАНДАШИК? Почему?

(Карандаш – потому что в слове карандаш – 8 звуков, 8 букв, а в слове карандашик – 10 звуков, 10 букв). Упражнение мозговой гимнастики 4. 4. 4.

4. Физкультминутка.

Упражнение “Качание головой”

(улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч.

– Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

5. Упражнение “ Характеристика шипящих звуков”.

– У вас у каждого на столе лежат рисунки. (Приложение 2.)

-Какой первый звук в названии картинок? (В.Ч.П.Ж)

-Какой последний звук в названии данных картинок? (Ч.Щ.А.Ф).

-Дайте характеристику каждой выделенной букве. (устно)

Ч-согласный, глухой, всегда мягкий;

Щ – согласный, глухой, всегда мягкий;

Ж – согласный звонкий, всегда твердый;

Ш – согласный, глухой, всегда твердый.

6. Игра “Составь слово из первых звуков”. (по картинкам)

(работа с буквами и звуками)

ЩУКА

– Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук.

– Назвать полученное слово (ЩУКА), выложите это слово буквами.

– Придумайте к любой картинке ребуса предложение. (устно)

7. Ира “Зажгите разноцветные фонарики”

(Разбор слов сложной звука – слоговой структурой)

– Гном принес для вас загадки. Попробуем их отгадать?

Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? … (Буратино)

Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (Велосипед)

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)

– Зажгите фонарики букв: гласные – красного цвета, согласные мягкие – зеленого цвета, твердые согласные – синего цвет.

– Посчитайте сколько слогов в каждом слове и подберите соответствующую цифру к каждому слову.

– Выделите ударный слог в слове.

(велосипед, Буратино, одуванчик)

8. Игровые упражнения на развитие пространственно – временных представлений. (Работа с карандашами рисунок приложения 1)

– Назови на верхнем рисунке животных слева направо (мышка, кошка, собака);

– А теперь справа налево (собака, кошка, мышка);

– На которой по счету доске у забора есть дырка? (На пятой)

– Кто находится слева от кошки? (Мышка)

– Кто находится справа от кошки? (Собака)

– Чья голова пролезет в дырку? (Кошачья, мышиная)

– Чье туловище пролезет в эту дырку? (Кошачье, мышиное)

– Посмотрите на тетрадный лист и на каждой рабочей строки поставьте красную точку.

9. Итог занятия

– Чему учились на занятии?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.
  2. Методы обследования речи у детей / Под. ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М.: Институт коррекционной педагогики, 1996.
  3. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “М ОДЭК”, 2001.-256 с.
  4. А.Н Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
  5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – М.: ТЦ “Учитель”, 2001.
  6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. – М.: Издательство “Аквариум”, 1996.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАОС, 2001.
  8. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997.
  9. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 48 с.

Система упражнений по формированию фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

Проблема подготовки детей к обучению в школе – одна из важнейших в современной педагогике и логопедии.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно только при достаточно высоком уровне развития речи и всех систем, которые формируют этот процесс. Для успешного овладения процессом письма необходим достаточный уровень функционирования всех операций процесса письма, в том числе процесса различения и выбора фонем, т.е. сформированность фонематической системы.

Фонематическая система включает следующие компоненты: фонематическое восприятие, фонематическое представление, фонематический анализ и синтез. Недоразвитие любого из выше перечисленного может привести к трудностям в усвоении звуков речи, а в дальнейшем к затруднениям при обу­чении грамоте. На письме это проявляется в специфических ошибках (пропуски, перестановки, вставки, замены букв, слогов). Большое количество этих ошибок обусловлено несформированностью фонематического анализа и синтеза. Они отличаются стойкостью и с трудом поддаются коррекции. Это затрудняет процесс письма и приводит к школьной неуспеваемости.

Таким образом, необходимой ступенью в овладении грамотой и предупреждении специфических ошибок является формирование фонематического анализа и синтеза в дошкольном возрасте.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учётом сложности его различных форм. К элементар- ной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В.К. Ор-финской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым слож­ным является определение последовательности звуков в слове, их количест-ва, места по отношению к другим звукам (после какого, перед каким звуком). Эта форма, так называемого, полного звукового анализа, появляется лишь в процессе специального обучения.

Работа по формированию звукового анализа и синтеза сопряжена с работой по формированию слогового анализа и синтеза. В процессе развития слогового анализа в речевом плане делается акцент на умении выделять гласные звуки в слове, на усвоении основного правила слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков и выделении гласных из речи. Даётся представление о гласных и согласных звуках, об основных признаках их различения (отличаются по способу артикуляции и звучанию).

Поэтому многие упражнения по формированию звукового и слогового анализа и синтеза идентичны друг другу.

Ниже представлены задания и упражнения, используемые на каждом этапе работы по формированию звукового анализа и синтеза. Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фонематического анализа и речевого материала. В процессе формирования звукового анализа и синтеза обязательно учитывается фонетическая трудность слова, уровень сложности его слоговой структуры.

1) Выделение гласных /согласных из ряда звуков.

– Дети поднимают вверх красный карандаш (кружок из красного картона), если в ряду звуков услышат гласный.

Например, материал: ряды звуков, произносимых логопедом: а, м, у, т, о; т, с, ы, а, р; э, а, м, у, т; о, п, у, с, ы, а, ш; к, э, о, у, п, ы, н.

Аналогичное задание даётся на определение согласных звуков, в результате чего ребёнок поднимает вверх синий карандаш (или синий кружок).

– Выбор детьми гласных из ряда представленных букв. Например, материал: ряд букв, выставленных на большой общей кассе: т, у, ы, с, а, к, о, н. Инструкция: «Из ряда букв выберите гласные. Покажите их. Назовите звуки». Аналогичное задание дается на определение согласных букв, в ре­зультате чего ребенок показывает букву и называет звук, определя-ет место пре­грады.

– Индивидуальная работа на карточках.

Например, материал: карточки с рядами печатных букв типа: А, Т, О, У, К, Ы, С. Карточки раздаются каждому ребёнку. Инструкция: «Что вы видите на карточке? (Буквы). Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Под глас­ными поставьте красные точки, под согласными – синие».

– По большому плакату-алфавиту назвать по порядку все изученные глас­ные звуки, показать соответствующие буквы. Аналогичное задание использует­ся для называния изученных согласных.

– Положить букву под соответствующий кружок.

Например, материал: буквы из кассы букв: две гласные и две согласные, каж­дому ребёнку; красный и синий кружки на доске. Инструкция: «Возьми любую выданную букву. Назови звук. Какой он: гласный или согласный? Положи букву под нужный кружок (синий или красный)».

Кроме того, большой интерес и активность детей вызывает игра «Весёлые зайчики».

Материал: ряды разных звуков, например: а, б, в, и, с, к, з, у, т, ч, в, х, ц, в, ф, л, в и т.д. Инструкция: «Ребята, вы сейчас будете зайчиками. Скажите, кого в лесу бояться зайчики? (волка, лису, сову). С какого звука начинается слово «волк»? Сейчас я буду произносить много разных звуков. Если среди них услышите звук [в], значит, приближается волк, зайчикам грозит опасность. Зайчики прячутся под ёлочку, приседают. На все другие звуки зайчики не обращают внимания, просто гуляют, прыгают по лесу. Смотрите, зайчики, не попадитесь волку в лапы».

Эта игра может проводиться в работе по выделению любого другого звука, в зависимости от темы занятия. В качестве «активных» могут быть использованы 2 или 3 звука, опять же, в зависимости от темы занятия.

2) Выделение гласных/согласных из слогов.

– Выделение гласного из слога, показ соответствующей буквы.

Например, материал: ряды слогов: ам, ум, ым, ус, оп, ыр, ал, ыс, ак, от; ма, му, мы, су, по, ры, ла, сы, ка, то. Логопед называет слоги, дети называют гласный, показывают букву.

– Чтение слогов, выставленных на общей кассе букв, выделение гласного звука по цепочке.

Инструкция: «Хором прочитаем слоги. Теперь читаем по цепочке, каждому достанется свой слог. Читаете слог, выделяете из него гласный». Придумывание слогов с заданным гласным звуком.

– Изменение порядка звуков в слоге.

Например, инструкция: «Прослушайте слог: ум. Выделите гласный. На каком он месте в слоге? Поменяйте звуки местами, назовите получившейся слог (му)».

– Выкладывание схемы слога.

Материал: красные кружки для обозначения гласных, синие – согласных.

Инструкция: «Прослушайте слог. Выложите его звуки с помощью кружков. Назовите гласный. На каком месте в слоге он стоит?». Задания данного типа используются и по выделению согласных звуков из слогов.

Читайте также:  Семинар-практикум логопеда для родителей 'Скоро в школу'

Интересно и эффективно задание типа:

– Печатание слогов карандашами красного и синего цветов.

Красный цвет – показатель гласных звуков. Синий – обозначение согласных.

Логопед называет учащимся прямые и обратные слоги, дети печатают буквы соответствующим цветом, в зависимости от того, на каком месте в слоге стоит гласный и согласный звук. Например, предложен слог «ма», буква «м» должна быть напечатана синим цветом, а буква «а» – красным.

3) Выделение звука на фоне слова.

Как уже было отмечено выше, в процессе формирования звукового анализа и синтеза обязательно учитывается фонетическая трудность слова. Слова используются с учетом сложности слоговой структуры.

– Выделение начального гласного из слова.

Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: Аня, Оля, Утка, Эля, осы, Ася. Логопед произносит слова, дети по цепочке выделяют гласный из начала слова. Аналогичная работа проводится на выделение гласного из середины и конца слова. Используются слова типа: лак, дым, суп, рот, пар и т.п.; окно, лиса, дубы и т.п.

– Выделение гласного из названия картинки.

Например, материал: предметные картинки с изображением сыра, крота, сту-ла, мака, лука, рака и т.п. Инструкция: «Я буду показывать картинки. Все вместе их называем. Выделяете гласный из слова. Записываете соответствующую букву».

Для узнавания согласных на фоне слова наиболее эффективны следующие упражнения и задания:

– Хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в слове.

Например, материал: слова, содержащие и не содержащие звук [р]: рама, рыба, вагон, горох, этаж, стол, парус, забор, лампа, сахар, дом, рак, марка, кубик, катер и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [р], хлопните в ладоши. На слово, в котором нет этого звука хлопать не надо».

– Выкладывание буквы из элементов на услышанный в слове заданный звук.

Например, материал: элементы буквы «б», вырезанные из бумаги, слова с наличием/отсутствием данного звука, например, бочка, арбуз, крыша, часы, забор, небо, капуста, собака и т.п. Инструкция: «Если в названном слове услышите звук [б], выложите букву, которой он обозначается». Таким образом, одновременно происходит процесс со­поставления звука с буквой.

Это задание часто используется и в работе над различением пары звуков, как гласных, так и согласных.

Как вариант, дети могут не выкладывать букву из элементов, а поднимать готовую печатную букву из кассы.

Игра «Магазин»

Материал: предметные картинки, разложенные на столе, в названии которых имеется/отсутствует заданный звук. Инструкция: «Для вас открывается магазин. Каждый может приобрести покупку, в названии которой есть звук С. Заплатить нужно четким произнесением слова с выделением голосом изучаемого звука». Набор предметных картинок может быть разложен у каждого ребёнка на столе. Дети самостоятельно отбирают картинки с заданным звуком.

Игра «Что вокруг?»

Детям предлагается посмотреть вокруг и найти предметы, в названии которых имеется заданный звук. Также, можно вспомнить и назвать другие слова с заданным звуком.

Как вариант, дети называют слова с заданным звуком, передавая друг другу игрушку по кругу. На ком цепочка прервётся, тот выбывает из игры. Игра про­должается до тех пор, пока не останется в кругу один, самый смекалистый. Этот вариант используется и в работе над различением пары звуков, когда детьми произносятся, с чередованием, слова с оппозиционными звуками. Например, первый ученик говорит слово с [т], второй – с [д], третий – опять с [т] и т.д.

4) Выделение первого и последнего звука в слове, определение места звука в слове.

– Определение первого/последнего звука в слове.

Детям предлагается ряд называемых логопедом слов. Дети по цепочке называют начальный звук в слове, записывают соответствующую букву.

Аналогично проводится работа по выделению последнего звука в слове.

В данном упражнении могут быть использованы и предметные картинки, когда логопед показывает картинку, дети произносят название предмета на ней и выделяют первый или последний звук в слове, в зависимости от задания.

– Определение примерного места заданного звука в слове.

Например, материал: слова: мак, комар, дом, сумка, мышь, мальчик и т.п.

Инструкция: «Я буду называть слова. Определите, где слышится звук [м] в названном слове (в начале, середине или конце)?». Данное упражнение выполняется, также, с использованием полосок картонной бумаги, обозначающих схему слова и буквы, обозначающей данный звук. Определяя место звука в слове, ученики кладут букву в начало, середину или конец полоски. Наибольшую заинтересованность это упражнение вызывает у детей с использованием в нем предметных картинок, когда ребёнок сам достаёт картинку из «Волшебной коробочки», называет слово, определяет нали­чие/отсутствие заданного звука в слове и его место в слове.

– Подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

Дети вспоминают слова на заданный звук. Можно задать тему подбора слов на заданный звук, например, назвать посуду, цветы, животных.

– Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце.

Выполняется аналогично предыдущему.

Игра «Нос, пупок, колени»

Например, материал: слова, предлагаемые логопедом: сок, нос, сумка, краска, сова, коса, постель, санки, вопрос, слово и т.п. Инструкция: «Сейчас я буду произносить слова со звуком [с]. Если звук стоит в начале слова, показываете пальчиком на свой нос, если в середине – на пупок, ведь это середина вашего тела, если в конце – хлопаете себя по коленкам». Эта игра вызывает большой позитив у детей. В ней ребёнок проявляют весёлую активность и желание первым определить правильное местонахождение звука в слове.

– Разложить картинки в три ряда в зависимости от места звука в слове.

Материал: предметные картинки, в названии которых присутствует изучае-мый звук. У каждого ребёнка на столе лежит некоторое количество таких картинок. По цепочке дети берут любую картинку со своего стола, называют её, опреде­ляют место заданного звука и кладут на общий стол в один из трех рядов: в 1-ый – если звук в начале слова; во 2-ой – если в середине; в 3-ий – если в конце слова.

5) Определение последовательности и количества звуков в слове.

– Определение последовательности звуков в слове, используя акцентиро­ванное проговаривание.

Например, инструкция: «Послушайте, как звучит слово «кот» (произношу слово три раза, выделяя голосом каждый последующий звук). Назовите звуки по порядку (по цепочке называют каждый звук). Сколько звуков в слове? Произнесите слово, четко выделяя каждый звук». Далее слово печатается детьми в тетрадь, проговаривая каждый звук.

– Выкладывание звуковой схемы слова из кружков одного цвета.

Прежде, слово проговаривается детьми с чётким выделением каждого звука. Далее, произнося каждый звук по порядку, кладут по одному кружку на звук, устанавливают количество звуков в слове.

Аналогичное задание с большим интересом выполняется детьми, используя:

Материал: бумажные тары для яиц, разрезанные по длине на части так, чтобы в каждой было шесть ячеек, твёрдый горох. Каждому ребёнку раздаётся полоска в шесть ячеек, на стол ставиться крышка, в которую насыпан горох.

Инструкция: «Прослушайте слово (кот: произношу, выделяя голосом каждый звук). Произнесите звуки слова по порядку. Сколько звуков в слове? Проверим: произносим каждый звук слова и кладём по одной горошине в ячейку, на каждый звук. Посчитаем, сколько звуков в слове, правы вы были или нет».

Подобные упражнения проводятся с использованием предметных картинок, когда анализируется слово-предмет, изображённое на картинке.

– Назвать недостающий звук в слове.

На доске логопедом подготовлены записи, например: .А Р, .О М, Ш А ., С О., Ш . Р, С . М. Дети читают слова, называют пропущенный звук, говорят, какой он по счету, вписывают в слово букву. Печатают слово в тетрадь, четко проговаривая каждый звук.

– Составление слова из букв разрезной азбуки.

Логопед называет слово, либо дети отгадывают загадку, либо называют предмет на картинке. Далее произносят слово, выделяя чётко звуки, называют зву­ки по порядку, выкладывают слово с помощью букв, сопоставляя произносимый звук с буквой. Прочитывают слово, указывая на соответствующую букву в нем при произнесении того или иного звука. Подсчитывают количество звуков и букв в слове. Как вариант: составление подписей к картинкам.

– Составление слова из отдельно названных звуков.

Например, инструкция: «Догадайтесь, какое слово получится, если соединить звуки: р о т, с ы р, н о с, и т.д.».

2.3.3. Развитие фонематического анализа и синтеза.

В специальной литературе под понятием “фонематический анализ” понимаются элементарные и сложные формы анализа зву­ковой структуры слова. Элементарная (выделение звука на фоне слова) появляется у детей спонтанно уже в дошкольном возрасте. К сложным формам относят вычленение первого и последнего зву­ка и слова, позиционный и количественный анализ структуры слова. Указанные виды операций формируются в процессе систематического обучения. Логопедическая работа по данному направлению строится с уче­том сложности форм фонематического анализа, синтеза, последо­вательности их формирования в онтогенезе, проводится поэтап­но: от осознания мотива задания, формирования интереса к его выполнению, осознания его содержания, освоения действий, пере­носа действия в умственный план к окончательному становлению умственного действия (по П.Я.Гальперину, Д.Б.Эльконину):

1 этап – выработка умения анализировать звуковой состав слов с опорой на вспомогательные средства (кружочки, фишки, схемы, графические изображения).

2 этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане (с исключением опоры на материализацию производимых действий и операций).

3 этап – овладение операциями фонематического анализа в умственном плане.

В ходе коррекционной работы по традиционной методике проводятся следующие задания:

А. Развитие умения выделять звуки на фоне слова. Материал – слова: кошка, пробка, дом, унес; квартира, привет, Ира, прыжок; сырой, саквояж, крыша, машины. Используются также буквы разрезной азбуки. Ребенку читается ряд слов и предлагается поднять соответствующую букву (О, И или Ы).

Б. Развитие умения определять первый и последний звук в слове. Материал – слова: Алла, играть, пол, мачта, черновик, квартира, землекоп, щекотать, елка. После произнесения логопедом слова ученику предлагается назвать его первый и последний звуки.

В. Развитие умения определять количество звуков в словах (с использованием наглядного пособия). Материал – слова: ум, сова, сок, пробежался, крот, дырка, подземный (2 класс); еж, арка, пузырь, прошлогодний, крошится (3 класс); кружочки, обозначающие звуки. Логопед произносит слова и просит ученика поочередно выложить на столе столько кружочков, сколько звуков в словах.

Г. Развитие умения определять количество звуков в словах с опорой на цифры. Материал – слова: арбуз, мед, зеленеть, кувшинка, метро (2 класс); Африка, аэроплан, приключения, фокусник, присоединиться (3 класс); цифры. Ребенку предлагается прослушать слово и показать цифру, соответствующую количеству в нем звуков.

Д. Развитие умения определять количество звуков в словах в умственном плане. Материал – слова: соль, эхо, нежный, мороженое (2 класс), игра, пила, прическа, оркестр, экскурсия (3 класс). Ученик прослушивает слово и называет, из скольких звуков оно состоит.

Е. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам (с опорой на наглядные пособия). Материал – слова: атлас, квадрат, паук, чихает, восхитительный (2 класс), оркестр, витраж, придти, голубизна, прикрывает (3 класс); звуковая “линейка”. Во время произнесения логопедом слова ученик ведет указкой по соответствующим квадратикам наглядного пособия. Логопед предлагает определить, на каком месте в слове стоит заданный звук после (перед) названного и назвать последующий (предыдущий) звук.

Ж. Развитие умения определять место звуков по отношению к другим звукам в умственном плане. Материал – слова: уха, мыло, кот, прыгать, молоко, характер (2 класс), ухо, мечтать, предупреждение, скороговорка (3 класс). Школьник прослушивает слово и называет, какой звук стоит после (перед) заданного звука; определить, каким по счету он стоит в слове произносит и последующий (предыдущий) звук.

З. Развитие умения подбирать слова, состоящие из определенного количества звуков с опорой на схему. Материал – слова: утро, портфель, прием, лампочка, коврижка (2 класс), орган, колонка, циркуль, преодолевать, присоединять (3 класс); схемы слов с обозначением количества звуков. Логопед читает слово и просит ребенка показать соответствующую схему.

И. Развитие умения предъявлять слова, состоящие из определен­ного количества звуков. Ученику предлагается подобрать 7-9 слов с 3-8 звуками.

К. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определенные звуки (по их наличию в словах). Материал – предметные картинки с изображением розы, коровы, ножниц, лампочки, ласточки, школы, кисточки. Логопед демонстрирует ребенку картинки и просит их показать во время произнесения таких звуков как: Б, З, Л, О, В, Ш, Ч, И, Э. Во время выполнения задания ребенок аргументирует свой ответ (называет слово, определяет в нем место данного звука, а также объясняет, во всех ли словах имеются заданные звуки).

Л. Развитие умения отбирать картинки, в названии которых есть определенные звуки (с использованием графических изо­бражений слов). Материал – предметные картинки с изображениями: гуся, овцы, корзинки, дерева, яйца, телевизора, парашюта; схемы слов. Учащемуся предлагается внимательно рассмотреть изображение картинки и показать, какой схеме соответствует название изображения.

М. Развитие умения анализировать слова, соответствующие наз­ваниям картинок. Материал – картинки с изображением: окна, рогов, пчелы, стога, крапивы, кроссовок. Логопед показывает ребенку изображение картинки и просит определить место отдельных звуков в слове, их соседние звуки. Далее по заданию логопеда ученик устно проводит полный звукобуквенный анализ слова (для учеников 2-х классов предлагается “памятка”).

Развитие фонематического анализа и синтеза

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложноформой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Читайте также:  Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по профилактике нарушений игровой деятельности

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные, они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясня­ется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, так же произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формиро­вать функцию фонематического анализа и синтеза первона­чально на материале ряда из гласных (ау, уа), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического ана­лиза необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опо­рой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

Первый этап — формирование фонематического анали­за и синтеза с опорой на вспомогательные средства и дей­ствия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомо­гательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет со­бой практическое действие по моделированию последова­тельности звуков в слове.

Второй этап — формирование действия звукового ана­лиза в речевом плане. Исключается опора на материализа­цию действия, формирование фонематического анализа пе­реводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их коли­чество.

Третий этап — формирование действия фонематичес­кого анализа в умственном плане. Ученики определяют ко­личество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

1. Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в назва­нии картинки (картинки не называются).

4. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Принцип усложнения реализуется через усложнение форм фоне­матического анализа и речевого материала. В процессе формирова­ния звукового анализа необходимо учитывать фонетическую труд­ность слова.

При этом широко используются письменные работы.

Примерные виды работ по закреплению фонематического анали­за слов:

1. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ван, ут.а, лу.а, б.нокль.

2. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом,
втором, третьем месте (шуба, уши, кошка). Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: сом, нос, рама, шуба, кошка, бан­ка, стол, волк и др.

3. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же
слогу, чтобы получилось слово:

6. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

7. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на дос­ке. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной пос­ледовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.

Р у ч к а

рот Уля час кот Аня

роза угол чаша каша аист

рукав улица чехол корка астра

8. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг —плуг;

б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук— суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;

в) Переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла —кулак, волос — слово.

9. Какие слова можно составить из букв одного слова, например:
ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира)?

10.От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего зву­ка предыдущего слова: дом — мак — кот топор — рука.

11. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово,
состоящее из определенного количества звуков в соответствии
с количеством точек на верхней грани кубика.

12. Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо
остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п (простокваша).

13. Составить графическую схему предложения.

____ ____ слова

14. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном по­
рядке: нос — сон, кот — ток, сор — рос, топ — пот.

15. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные круж­ки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

16. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выде­ляют первый звук в названиях картинок, записывают соот­ветствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

17. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

18. Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: «сом», «косы», «мак», «топор», «забор».

19. Какой звук «убежал»? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка —рама).

20. Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна —
дом.

21. Раскладывание картинок по графическим схемам. Например:

Прямоугольники, разделенные на части, обозначают слово и сло­ги. Кружочками обозначаются звуки: темные кружочки — соглас­ные, светлые кружочки — гласные звуки.

22. Придумать слова к графической схеме.

23. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют дан­ной графической схеме.

24. Назвать деревья, цветы, животных, посуду и т. д., слово-название которых соответствует данной графической схеме. На начальных этапах работы по развитию фонематического ана­лиза дается опора на проговаривание. Однако не рекомендуется долго задерживаться на этом способе выполнения. Конечной целью логопе­дической работы является формирование действий фонематического анализа в умственном плане, по представлению.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»

Бзарова Тамара Николаевна
Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов»

Развитие фонетического анализа и синтеза

Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в следующей последовательности:

а). определение звука в слове

б). определение звука в начале и в конце слова, т. е. (определить место звука в слове)

в). определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам

Эта работа начинается с артикуляции гласных звуков (положение губ, зубов, голоса). Потом задание по выполнению первого ударного гласного звука.

Определение первого ударного гласного в начале слова проводится в 3х вариантах:

1. На слух (слова произносит логопед)

2. После произнесение ребенком слова

3. Подобрать картинку к соответствующему звуку.

Ослик, уши. утка, азбука первый ударный в картинках. Показать буквы.

При формирования действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства использовала задания: отхлопать или отстучать слово по слогам. Гласные звуки произносятся с большим раскрытием ротовой полости, с большим опусканием нижней челюсти, чем согласные. Количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове. Дети должны знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений от этих звуках, их дифференциации. Дети должны знать, что гласные и согласные звуки различаются по способу артикуляции. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно, при произнесении согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или узкой щели. Гласные состоят только из голоса, согласные-шума или шума и голосо- Гласные-слогообразующие звуки.

Учитывая сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими онтогенезе, логопедическая работа проводится в следующей последовательности

1. Определение наличия звука в слове

2. Вычленение звука в начале и в конце слова

3. Определить последовательность, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Выделение звука на фоне слова

Примерное задание по выделению звука Р на фоне слова

1. Поднять руку или карточку с буквой Р, если в слове есть звук Р. Слово называет логопед.

2. Отобрать предметные картинки, если в названии есть звук Р.

3. По сложной картинке назвать слова со звуком Р.

4. Добавить слог со звуком Р, чтобы получилось слово.

Назвать все слова, определить в каком слоге указанный звук.

Логопед говорит слово. Если в слове есть звук Р, дети печатают букву, если нет-ставят черточку.

Звук Р в начале слова.

Детям раздала карточки с картинками на слова, включающие звук Р и не имеющие его, а также цветные квадратики с буквой «Р». Называю слово, дети находят на карточке соответствующую картинку, определяют, есть ли в названии звук «Р» и закрывают картинку квадратиком с буквой Р, если в слове есть звук Р, и цветным квадратиком-если нет в слове ….звука.

Вычисление первого согласного из слова

Вычисление первого согласного звука из слова труднее, чем выделение согласного на фоне слова

Например, ребенку предлагаю назвать первый звук в слове шапка, он вместо звука Ш называет «Ша».

Причина-несформированность представлений о слоге и звуке, то нерасчлененное восприятие слога и звука.

Поэтому надо сначала вычленять звук из обратного и прямого слога.

Примерные задания на вычленения первого согласного звука

1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посуды, овощей которые начинаются с заданного звука (С)

2. Показать картинки в названии которых имеется звук, обозначаемый заданной буквой Ш.

3. Изменять первый звук слова в слове ГОСТЬ заменить Г на К, в слове КАРТА заменить звук К на П.

4. Лото «Какой первый звук»

Предлагаю карточки лото на слова, начинающие со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Называю слова, а дети находят картинки, называют их, определяют первый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей первому звуку слова.

Машина шар роза

1.«Найди картинку». На одной предмет цыпленок. Узнай первый звук, найди букву и положи между карточками. Теперь, найди картинку, которая начинается с этого же звука и положи на пустую карточку.

6. Отгадай загадку и назови первый звук слова.

Определение Конечного согласного в слове

Проводится сначала на обратных слогах (ум, ам, ух, ах, ус). Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

При определении конечного согласного звука используются те же виды занятий, что и при определении первого гласного и согласного звука. Уточняем, если звук не первый и не последний, то он находится в середине слова.

Сложная форма фонематического анализа.

1. Составить односложные и двухсложные слова из букв разрезной азбуки:

2. Вставить пропущенную букву

3. Придумать слова в которых звук К на первом месте, втором, третьем

4. Слова с определенным количеством звуков. Например с тремя звуками ДОМ

5. Какое слово получится, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)

6. Добавить в конце слова:

7. Выбрать из предложения слова с определенным звуком

Мама купила дочке шар.

В магазине мама-купила-сладкую морковку.

8. Выбрать предметные картинки в названии которых 1 слог и определи количество звуков

9. По сюжетной картине подбери слова с одним или двумя слогами

10. Выбрать предметные картинки в названии которых определенное количество звуков.

11. Преобразование слов

Какое слово получится, если к данному слову добавить один звук

12. Придумать слово по графической схеме

Что есть у соседей?

11. Речевая Эстафета.

На каждый последний звук слова придумать новое слово.

Например ШАР – РАК

12. По первым звукам нарисованных предметов составь имена веселых человечков.

16. Какой звук выпал

17. Выбрать из предложения слова, которые соответствуют данной графической схеме

Миша взял шар и цветы и пошел на парад

18. По картинкам определить количество звуков и положить пол картинки соответствующие цифры

19. Разложить в два ряда картинки по количеству слогов

Макет поезда (з вагона) с цифрами 1,2,3.

В первом вагоне слова – картинки из одного слога, во втором – 2-х слогов, в третьем из – з-х слогов. Определить согласный последнего слога -, третьего вагона

Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривания.

Опыт работы «Особенности работы с детьми с моторной алалией» Особенности индивидуальной работы с ребенком. Моторная алалия I уровень Систему методической работы при моторной алалии я выработала в.

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы по апробированию новых форм работы с родителями в ДОУ. Маршруты выходного дня Для успешной реализации Программы ФГОС должны быть обеспечены ряд психолого-педагогических условий, одним из которых является «Поддержка.

Опыт работы «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника» Методическая разработка «Формы и приёмы работы с родителями по улучшение досуга дошкольника». – Цель моей разработки обозначить наиболее.

Опыт работы «Методы и формы работы по формированию активного словаря дошкольников» Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание.

Опыт работы «Организация работы с родителями по вопросу оздоровления детей» в подготовительной группе Взаимодействие с родителями воспитанников является одним из актуальных и приоритетных направлений в моей работе. Вырастить здорового ребенка.

Результаты выполнения плана летней оздоровительной работы в средней группе Согласно приказа по МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» № от 2018 года в средней группе «Звездочка» проводилась летне – оздоровительная работа.

Читайте также:  Усвоение навыка чтения в онтогенезе

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа

I. Развитие языкового анализа и синтеза

Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

Работа с числовым рядом.

3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

Птицы улетают на юг.

4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.

Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.

7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.

Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

9. Составление предложений, используя словосочетания.

Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

II. Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

Логопед может рекомендовать учителю для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

4. Назвать гласные в слове.

5. Записать только гласные данного слова.

6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
__буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

Игра «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.

Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

III. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

IV. Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.

Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

2. Придумать слово с 4,5 звуками.

3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

13. Преобразовать слова:

а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

18. Составить графическую схему предложения

19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
Конечная цель работы логопеда и учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

V. Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза

1) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.

Работа, галоши, кенгуру, павлин, ромашка, машина, лягушка, овощи, клетка, корридо, фрукты.

2) К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.

за…(бор, вод, ры, кон, мок)

ку…(сок, лак, лик, вод)

ры…(ба, си, лик, бак, нок)

3) Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – односложных.

Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.

4) Возьмите карточки со стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.

8. На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите

9. Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.

Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

10. Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.

Ссылка на основную публикацию