Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Средства развития мелкой моторики рук
у детей с нарушением речи

У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.

Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.

Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.

Кроме того, действия с предметами, в отличие от обычных гимнастических упражнений, осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.

Для развития тонкой моторики рук можно использовать различный спортивный инвентарь и некоторые мелкие предметы: скакалки, мячи, гимнастические палки, кольца, палочки, флажки, утяжелённые мешочки.

Знакомство детей с новыми упражнениями осуществляется на физкультурных занятиях. Дальнейшее формирование тонких движений рук, совершенствование двигательных навыков осуществляется во время гимнастики, физминуток, прогулки.

Значительное место в работе с детьми по развитию тонкой моторики рук отводится упражнениям с малыми мячами : разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению. Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка; во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок научается сравнивать предметы; в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.

На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.

Можно выполнять такие упражнения.

Упражнения в перекладывании предмета

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – руки в стороны – вдох; 3-4 – руки вниз перед собой (или за спину), мешочек переложить в левую руку – выдох. То же, мешочек в левой руке.

Основная стойка, мешочек в правой руке. На счёт 1 – руки в стороны; 2 -правую согнутую ногу поднять, спина прямая; переложить мешочек под коленом в левую руку; 3 – руки в стороны, ногу опустить; 4 – исходное положение. То же, но согнуть и поднять левую ногу.

Положение сидя, ноги врозь, мешочек в правой руке у бедра. На счёт 1 – руки в стороны – вдох; 2-3 – наклон к левой ноге, переложить мешочек в левую руку – выдох; 4 – исходное положение. То же, наклон к правой ноге.

Упражнения в подбрасывании предмета, перебрасывании и ловли (жонглирование одним предметом)

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-2 – подбросить мешочек перед собой, поймать его двумя руками; 3-4 – то же. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбросить перед собой мешочек, сделать хлопок, поймать мешочек двумя руками. То же, мешочек в левой руке.

Стойка ноги врозь, мешочек в правой руке. На счёт 1-4 – подбрасывать мешочек и ловить правой рукой; то же левой рукой.

Упражнения в бросках и ловле предметов в парах

Броски и ловля мешочков двумя руками, дети стоят на расстоянии 2-4 м друг от друга.

Перебрасывание мешочка друг другу одной рукой. То же другой рукой.

Одновременный бросок мешочков друг другу двумя руками с последующей их ловлей.

Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета

Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается, с возобновлением музыки игра продолжается.

Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.

Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т.д. Матерчатый мяч (размером с теннисный)изготавливается из любой ветоши, плотно скатанной в шар, который затем обшивается тканью. Кольца изготавливаются диаметром 20-25 см, толщиной 0,5-1 см. Они могут быть деревянные или пластмассовые. Можно изготовить даже из фанеры или толстого картона, обмотав их каким-нибудь ленточным материалом.

Использование упражнений с различными мелкими предметами
позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов
в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.

Ламинированные картинки

Статья посвящена интенсификации обучающего процесса в группах дошкольных образовательных учреждениях.

Ламинированные картинки в работе учителя-логопеда

Я — практикующий учитель-логопед. Работаю в обычном московском дошкольном образовательном учреждении.

Довольно часто приходится сталкиваться с тем, что учебные пособия либо дорогие, не соответствуют той или иной теме занятий, либо очень быстро изнашиваются в детских ручках.

При желании, неформальном отношении к делу и располагая минимумом времени, подходящие пособия можно «соорудить» своими руками.

Картинки подходящего сюжета и размера можно просто нарисовать, а можно напечатать на компьютерном принтере. Далее картинки ламинируем или самостоятельно оклеиваем их с обеих сторон прозрачной клейкой плёнкой, которая продаётся в любом хозяйственном магазине. Теперь на картинках можно рисовать фломастером и стирать дорисовки тряпочкой. Таким образом, мы получили картинки многоразового и многофункционального использования.

Вот несколько примеров из моей практики, которые показали себя весьма эффективными. Предлагаемые задания рассчитаны на детей разных возрастов (от 2 до 7 лет) и уровней речевого развития.

Например, картинку «Улитка» использую на этапе закрепления звука. Ребенок ставит фломастер на середину «Улитки» и протягивает звук, правильно его произнося, как можно дольше, стараясь добраться до хвоста (наподобие игр типа «лабиринт»).

Так же можно называть и слоги или слова. Фломастером ведём по линии, четко попадая по ней, или между линий, стараясь не задевать их, а вести точно по «дорожке». Задания можно разнообразить и усложнить при помощи стихов, чистоговорок, скороговорок.

На иллюстрации «Дети» помимо основного задания: «Дорисуй детей», «Чего у них не хватает?», «Как можно украсить платье девочки? Костюм мальчика?» Использую задания на развитие пространственных представлений: «Нарисуй домик слева от девочки», «Нарисуй дерево справа от мальчика», «Что может находиться над детьми?», а «Что под ними?»

Картинку «Бабочки» чаще всего я использую для закрепления или уточнения представлений о геометрических фигурах: «Укрась крылья бабочек кругами, овалами и т.д.» (Кстати, это можно сделать с помощью цветного пластилина). «На двух правых крыльях нарисуй синие квадраты, а на двух левых — желтые прямоугольники».
Ребенок во время выполнения задания развивает речевое внимание, цветовосприятие и пространственные термины.

Во время рисования можно сделать паузу, использовать пальчиковую гимнастику: «Покажи, как летает бабочка, как ползает улитка». Рассказали стишок, спели чистоговорку – пальчики отдохнули.

Такие картинки не надоедают детям, можно легко стереть ошибку, начать заново. Каждый раз получается новый «шедевр», каждый раз ребенок придумывает все более интересные и сложные узоры для крыльев бабочки или панциря черепахи. Может и сам придумать рисунок-заготовку.

В конце работы надо обсудить с детьми: что удалось хорошо, что можно доработать. Можно составить небольшой рассказ по картинке, придумать историю, сказку или, в зависимости от возраста детей, просто закончить, начатое педагогом, предложение.

На таких иллюстрациях можно не только много раз рисовать и стирать, но и, как я отмечала выше, использовать пластилин, который так же легко снимается стекой. Использую и работу со шнурком, изгибая его по контуру. Или дополняя узор, выкладываем его пуговицами, счетными палочками, геометрическими фигурами из набора «Учусь считать».

Замечено, что работа с такими ламинированными картинками удобна и интересна. Их легко изготовить и просто использовать.

Подводя итоги можно сказать, что ламинированные картинки дают следующий эффект:

коррекционно-образовательный:

  • обучение правильному укладу пальцев рук при рисовании;
  • закрепление представлений о геометрических фигурах;

коррекционно-развивающий:

1) развивитие воображения, зрительной памяти, внимания к деталям, ориентировки в
пространстве;
2) обогащение словарного запаса, развиватие речи, развиватие творческих способностей;

коррекционно-воспитательный:

1) воспитание любви к природе;
2) аккуратность при работе.

Использование наглядного дидактического материала в логопедической работе с детьми с ОНР

Автор: Покоевец Ксения Николаевна, учитель-логопед МБДОУ “ЦРР-д/с “Чайка”.
Описание материала: материал будет полезен учителям – логопедам образовательных учреждений
Современное общество существенно повысило свой интерес к качественному и доступному образованию для детей со специфическими потребностями, включая детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Все участники образовательного процесса объединены целью достижения условий, которые будут не только оптимальны для полноценного развития детей, но и будут удовлетворять потребности их самореализации. Основной целью всех дошкольных образовательных учреждений в соответствии с законом Российской Федерации является формирование и развитие личности, укрепление здоровья, обеспечение адаптации ребенка и социально-психологической реабилитации путем специально организованного образовательно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой [1].

В современной логопедии актуален принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями, так как дошкольный период наиболее благоприятен для развития речи, интеллектуальных способностей, психических процессов [5].

В настоящее время нарушение речевого развития дошкольников становится все более актуальным вопросом. Наблюдается рост численности старших дошкольников, которые имеют ОНР, распознаваемое как системное недоразвитие речи, при котором оказывается несформированными все ее стороны, и это в дальнейшем оказывает отрицательное воздействие на изучение дошкольниками школьной программы.
В логопедии существует множество принципов, которые помогают в процессе коррекционно-развивающего обучения. Каждый из принципов важен по-своему, и отсутствие любого из них приводит к неполноценности логопедической работы. Одним из ведущих принципов обучения дошкольника является принцип наглядности, который в результате применения доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материала. Я.А. Коменский считал его «золотым правилом» дидактики [4]. Его осуществление в организованной образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях получает все большее распространение, и в логопедической практике его реализация связывается с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в воспитании дошкольников.

Традиционно наглядно-дидактический материал делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (для работы одного ребенка, индивидуально).

Наглядно-дидактический материал помогает реализовать принципы обучения детей, указанные в ФГОС: «насыщенность (наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей); вариативность (наличие разнообразных материалов, игр, их периодическая сменяемость и появление новых предметов); трансформируемость (возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи); доступность (свободный доступ всех детей к играм, материалам)».

Наглядно-дидактический материал представляет собой, с одной стороны, наглядное пособие, со второй – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С помощью данного материала создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Основная деятельность учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения состоит в формировании у дошкольников всех сторон речи. Учителя-логопеды ДОУ остро нуждаются в дидактических и наглядно-игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Следовательно, приходится придумывать, как и чем разнообразить организованную образовательную деятельность, чтобы отрабатываемый материал не наскучил дошкольнику, был для него занимателен. Поскольку только положительная мотивация будет содействовать эффективной работе, что приведет в результате к желаемому результату. Собственно, этот факт ведет к поиску новейших приемов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи дошкольника.

Поэтому в логопедической работе мной используются многофункциональные пособия своей разработки, основная цель которых коррекция речевых нарушений и познавательной сферы у дошкольников.

На базе логопедической группы МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Чайка» г. Абакана нами были изготовлены следующие пособия:
1. Логопедическое пособие «Волшебная книжка», которое соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. «Волшебная книжка» в виде альбома на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и завершая работой по формированию связной речи, а также способствует формированию внимания, памяти, повышает работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит дошкольников к школе. Наглядный материал демонстрируется в виде ярких и интересных ламинированных картинок с силуэтами и контурными рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих положительно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к организованной образовательной деятельности, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом. Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с дошкольником, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхности. Возможно и командное выполнение упражнений.

Читайте также:  Применение компьютерных презентаций в работе логопеда ДОУ

2. Логопедическое пособие «Ромашка-солнышко» представляет сшитый из ткани круг в виде солнышка, внутри – синтепон. Лучики прикрепляются на липучки, на которых нашит прозрачный карман. Используется данное пособие как на итоговых ООД, так и в повседневной деятельности с детьми. Алгоритм применения: каждый дошкольник берет лучик с картинкой, в названии которой есть звук, который он научился правильно произносить, и прикрепляет его к общему солнышку.

3. Наглядно-игровое пособие «Логопедический чемоданчик» -трансформируемый комплекс пособий, позволяющий проводить организованную образовательную деятельность по различным направлениям. Пособие сделано из ковролина в форме чемоданчика-альбома на разъемных кольцах с наполнением в виде пластикового зеркала, карточек с изображением артикуляционных упражнений, картинок, соответствующих названию артикуляционных упражнений, букв, цифр, условных моделей звуков, слов, предлогов, персонажей сказок и других элементов, изготовленных из фетра на контактной ленте. Варианты игр, заданий и упражнений с использованием пособия «Логопедический чемоданчик» достаточно разнообразны: «Пианино», «Ладошки», «Составь предложение», «Слоговой паровозик», «Собери слово», «Чудо-дерево», «Чей хвост?», «Придумай несуществующее животное», «Расскажи сказку» и т.д.

4. Наглядно-игровое пособие «Логопедический дартс» представлен в виде круга, разделенного на сектора, выполненного из ковролина и теннисных шариков с контактной лентой. Данное пособие оценили мальчики нашей группы, так как оно развивает меткость, глазомер, поднимает настроение, развивает командный дух. НА основе данного пособия проводятся игры: «Подбери слово на выпавшую букву», «Угадай сказку по персонажам», «Когда это бывает?» «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?», «Подбери слова – признаки к животным» и т.д.

Также мною используются игровые пособия с движением в нестандартном положении, так как у моих воспитанников отмечается неустойчивое внимание, они неусидчивы и с трудом запоминают материал. Работа по ярким пособиям значительно совершенствует усвоение материала, делает процесс обучения занимательным, эффективным и здоровьесберегающим. Плюсом предложенного пособия является то, что дошкольников не «привязывают» к классическим упражнениям за столом, а выполнение заданий предполагаю в сочетании сдвижением

5. Логопедическое пособие «Волшебные дорожки». Это одно из напольных пособий, полюбившееся дошкольникам. На пособии изображены разнообразные дорожки: ступни ребенка, следы невиданных зверей, дорожка из цветов с цифрами и полянки с необычными заданиями (полянка, где задания предлагает «Умная сова», полянка пальчиковой гимнастики, двигательной гимнастики и т.д.).

Итак, применение в логопедической работе наглядно-дидактического материала создает максимально благоприятные условия для развития детей дошкольного возраста. При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия, дошкольники с увлечением занимаются на занятиях.

Литература:
1.Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: принят Гос. Думой Рос. Федерации 21 декабря 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 декабря 2012 г. // Рос.газ. – 2012. – 31 декабря.
2. Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»-Феникс.-2009.
3. Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О. Е. Громова. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 С.
4. Коменский Я.А. Великая дидактика. – / Я.Л. Коменский. // Избранные педагогические сочинения в 2-х т. — М.: Педагогика,1982, т. 1., с. 384
5. Сиротюк А.Л. В инструментальную копилку логопеда //Логопед. №2.2006. С.4-14.

Логопедическое пособие «Речевичок»

Терёхина Елена Александровна,

МАДОУ детский сад № 133 города Тюмени

Логопедическое пособие «Речевичок»

Цель данного пособия: При помощи наглядных средств повысить эффективность логопедического воздействия, сформировать интерес к занятиям, создать положительную мотивацию у детей с речевыми нарушениями.

Задачи:

расширение и обогащение словарного запаса по лексическим темам;

– развитие и совершенствование грамматического строя речи;

– автоматизация звуков в речи;

– развитие зрительного гнозиса;

– учить устанавливать логические связи между предметами;

– развитие фонематического слуха, анализа, синтеза;

– развитие навыков связной речи;

– развитие пространственных представлений, математических понятий, восприятие цвета, формы, размера;

– развитие психических процессов (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

– развитие мелкой моторики.

Основная работа учителя – логопеда заключается в формировании у детей всех сторон речи. Часто логопеды остро нуждаются в дидактических и игровых пособиях, так как многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. И тогда логопеду приходиться придумывать, как и чем разнообразить занятия, чтобы отрабатываемый материал не наскучил ребёнку, был для него интересен. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет в последствии к желаемому результату.

Именно этот факт ведёт к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

Пособие «Речевичок», соответствует системно-деятельному подходу, доступное и безопасное. Альбом на липучках помогает работать над развитием всех сторон речи, начиная от закрепления правильного звукопроизношения и заканчивая работой по формированию связной речи. Упражнения, предлагаемые детям, помогают не только устранять речевые нарушения, но и способствуют формированию внимания, памяти, повышают работоспособность, активизируют мыслительные операции, готовит детей к школе.

В работе используется наглядность в виде ярких и интересных ламинированных картинок – основ с силуэтами и контурами рисунками, и картинок на липучках, наклеек и игрушек, позволяющих благотворно влиять на эмоциональное состояние детей, поддерживать интерес к занятиям, формировать произвольное внимание при работе с предлагаемым материалом.

Данное пособие предназначено для разных возрастных категорий (от 3 лет и до 7 лет). Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе с ребёнком, так и в работе с двумя детьми одновременно, поскольку имеет две и три рабочих поверхностей. Возможно и командное выполнение упражнений.

«Речевичок» может быть использован воспитателями на занятиях по развитию речи и обучению грамоте. Этот факт очень важен, потому что учитель – логопед имеет возможность рекомендовать закрепление определённых речевых умений и помочь в подборе наглядного материала (взаимодействие с воспитателями и специалистами детского сада).

Актуальность этого пособия заключается в том, что работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и процессу обучения в целом. Использование данного игрового пособия облегчает усвоение учебного материала детьми и повышает эффективность логопедической работы. Многофункциональность пособия выражается в разнообразии дидактического материала, которое можно использовать в соответствии с поставленной целью. Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач логопеда на конкретном занятии. Картинки из одной игры можно отлеплять и использовать их в других играх.

Благодаря использования игр с липучками, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной среде для детей дошкольного возраста. Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в карманы, находящиеся в папке. Работа с данным пособием позволяет систематизировать весь наглядный материал, имеющийся у учителя – логопеда и продуктивно использовать его на занятиях.

Ниже приводятся примеры использования пособия «Речевичок».

Игра «Приклей сам цветы и бабочки»

Цель: обучение и закрепление цвета, развитие мышления, развитие концентрации зрительного внимания.

Ребенку нужно найти по цвету картинку и приклеить к домику или цветку.

Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Какая картинка лишняя?», «Кто-что?», «Составь предложение».

Игра «Какие фрукты и ягоды ты знаешь?»


«Какие овощи ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по темам «Овощи, Фрукты и ягоды», соотнесение картинки с тенью. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Один – много», «Назови ласково». «Какой-какая?», «Какая картинка лишняя?», «Разложи по корзинкам».

Игра «Каких диких и домашних животных ты знаешь?»

Цель: обогащение словаря по лексическим темам «Дикие и домашние животные», «Животные тёплых стран». Закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия. Сразу ребёнку можно предложить игры – задания: «Назови ласково», «Посчитай животных», «Накорми животных», «Большой – маленький», «Четвёртый лишний», «Составь предложение».

Игра «Сосчитай сам!»

Цель: обучение и закрепление счёта до 10. Закрепить порядковый счет в пределах 10. Упражнять в прямом и обратном счете. Развитие логического мышления.

Игра «Налево – направо»

Цель: развитие ориентировки в пространстве.

Разложить картинки. Составление предложения. Например: Танк едет направо. Самолёт летит налево. Ребёнок считает предметы (один самолёт – два самолёта). Можно поиграть «Кто лишний?»

Игра «Домики»

Цель: развитие фонематического слуха, автоматизация звука в словах, дифференциация звуков.

На дым выкладываются буквы. Ребёнок подбирает картинки с заданным (автоматизируемым) звуком из ряда картинок, в названии которых есть смешиваемые в произношении звуки (например: [С] и [З], Л-Р, С-Ш, ) называет картинки или подбирают игрушки. В задании можно оговорить определённое положение звука в слове. Можно подбирать мягкие и твёрдые согласные, звонкие и глухие.

Игра «Он, она, оно»

Цель: совершенствование грамматического строя речи. Определять существительные мужского, женского, среднего рода единственного и множественного числа.

Игра «Подбери орешки»

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах, цвете. Развитие зрительного восприятия, наблюдательности. Логического мышления.

«Алфавит»

Цель: обучение алфавиту, определение положения звука в слове; закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный твёрдый звук», «согласный мягкий звук».

В задании можно оговорить определённое положение звука в слове (начало, середина, конец).

Игра «Где звук С?», «Где звук Р?»

Цель: развитие фонематического слуха, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза определение места звука в слове;

Игра: «Волшебное дерево»

Цель: обогащение словарного запаса детей по теме «Времена года».

Ребёнок выкладывает на изображение дерева разных цветов листья, сов, жёлуди, яблоки и т.д. Автоматизация звуков в словах, в словосочетаниях, в предложениях. Закрепление согласования числительных с существительными. Например: одна сова, две совы, ..5 сов. Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблок и т.д.

Игра «Помоги фее», «Какой? Какая? Какое?»

Цель: Развивать навык согласования прилагательного и существительного. Развивать фонематическое восприятие, обогащение словаря. Обучение звуко-буквенному анализу и синтезу.

Игра «Найди картинку со звуком Л и Р»

Цель: Дифференциация звуков в словах, в словосочетаниях, обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи.

Игра «Ромашка»

Цель: Расширение и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи. Соотнесение числа с предметами, закрепление навыков употребления числительных с существительными. Так же можно играть в игры на автоматизацию звуков (1 мяч-2 мяча-5 мячей), игра «Один-много» (мяч-мячи).

Игра: «Помоги белкам собрать грибы»

Цель: соотнесение цифры и числа, развитие мышления и восприятия. Развитие связной речи.

Игра: «Насекомые»

Цель: обогащение словаря по лексической теме «Насекомые», формирование грамматического строя речи (формирование фразы, словоизменения). Согласование числительного с существительными в разных падежах. Закрепление предлогов.

Игра «Дни недели -поровозик»

Цель: закрепление знаний о днях недели и их порядку. Закрепляем цвета.

Игра: «Помоги ослику»

Цель: автоматизация звука Г в словах, обогащение словаря. Развитие мелкой моторики.

Игра: «Самолёт»

Цель: автоматизация звука С в словах, обогащение словаря. Развитие связной речи.

Авторским является само пособие (и некоторые задания к пособию), позволяющее учителю – логопеду систематизировать весь наглядный материал и продуктивно использовать его на занятиях с детьми.

Вывод: При помощи данных пособий повысилась эффективность логопедического воздействия. Дети с интересом занимаются на занятиях.

Работа не прекращается, и я продолжаю совершенствовать свой «Речевичок»

Уважаемые коллеги! Желаю Вам удачи и творческих успехов в работе!

l«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004982

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf

Метод наглядного моделирования в логопедической работе
статья по логопедии (подготовительная группа)

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Скачать:

ВложениеРазмер
Метод наглядного моделирования в логопедической работе66.33 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Учитель – логопед МБДОУ № 249 Комарова В.Н.

Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование состоит из следующих этапов:

  • усвоение и анализ сенсорного материала;
  • перевод его на знаково-символический язык;

— работа с моделью.
Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

  • знакомство с графическим способом представления информации;
  • развитие умения дешифровки модели;
  • формирование навыка самостоятельного моделирования.

В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой — как программа для анализа новых явлений.

Игры и упражнения

При нарушениях слоговой структуры слова

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой. Дети подготавливаются к формированию навыка послогового чтения.

«Рисуем» снова

Дети учатся с помощью фишек выкладывать слоговую схему слов.

Дошкольникам предлагается прослушать слова и выложить столько фишек, сколько раз они с логопедом хлопнут в ладоши.

МАК, МАМА, МАШИНА и т.д.

Пирамида

Дети учатся делить слова на слоги.

Дошкольникам предлагается расставить картинки на соответствующие кольца пирамиды: на нижнее — с одним слогом, на среднее — с двумя, на верхнее — с тремя.

Хлопки

Дети учатся делить слова на слоги с помощью хлопков, соотносить слова со слоговой схемой.

Дошкольникам предлагаются названия предметов мебели. Они должны хлопать в ладоши соответственно количеству слогов в этих словах и расставлять названия по местам.

1 слог 2 слога 3 слога

Найди свое место

Дети учатся выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи

Метод моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

Подбери действия

Дети учатся подбирать слова, обозначающие действия, к предмету.

По три шага прошагать —

По три действия назвать:

Как с игрушками играть?

Веселый мяч

Дети учатся употреблять в речи предлоги «на», «под», правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой.

Дошкольникам предлагается разложить маленькие слова (предлоги), встречающиеся в стихотворении, по картинкам.

Вот играет Буратино В мячик

весело с Мальвиной. Ты, дружок,

реши задачу: Кто куда закинул мячик?

Распредели по секторам

Дети учатся обобщать предметы и соотносить их с символами.

Дошкольникам предлагается распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.

Поезд

Дети учатся располагать слова в предложении по порядку, согласовывать их.

Дошкольникам предлагается прочитать предложения и расставить вагоны по порядку.

При подготовке к обучению грамоте

Здесь метод наглядного моделирования позволит решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;
  • отработать навык послогового чтения.

Рассели картинки в дом

Дети учатся выделять первый, последний звуки в слове и соотносить их со схемой.

Дошкольникам предлагается назвать, что изображено на картинках и определить, где «живет» заданный звук в слове, а также в какой дом «поселить» картинку.

Спичка – ватка

Дети учатся различать твердые и мягкие согласные звуки и соотносить картинки с символами (спичкой — ваткой) на перфокарте.

Дошкольникам предлагается назвать картинки и сказать, какие из них начинаются со «старшего братца» (твердого звука). Их соединяют со спичкой. Те, которые начинаются с «младшего братца» (мягкого звука), соединяют с ваткой.

Куда перелетела бабочка?

Дети учатся определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки.

Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Воспитатель называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.

Чьи следы?

Дети учатся составлять звуковые модели слова, соотносить слово с моделью, подбирать слова к заданной модели.

Дошкольникам предлагаются карточки-схемы со следами различных животных. Нужно догадаться, кому они принадлежат.

При обучении связной речи

В данном случае моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

На этом этапе метод наглядного моделирования способствует:

— усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного
произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

  • овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;
  • формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

— обучению составлять рассказы-описания по пейзажной картине.

Загадки-описания

Дети учатся по признакам, описанным с помощью знаков, определять объект.

Дошкольникам предлагается рассмотреть зашифрованные письма и догадаться, какое животное там спрятано.

Рассказы по модели

Дошкольникам предлагается с помощью картинок составить рассказ «О дарах осени».

Сначала определяется схема роста овощей, фруктов от семечка до плода.

Доскажи сказку

Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка» и «Теремок»;

что происходило до и после события, нарисованного художником.

В левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в правой — последующего.

Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту сказки;

попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево.

Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.

Волшебные картинки

Дети учатся осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тексты.

Дошкольникам предлагается при прочтении сказки или рассказа разложить картинки-символы и, пользуясь записью, пересказать услышанное.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени.

Как учителю-логопеду образовательного учреждения, мне приходится искать эффективные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материа.

Метод наглядного моделирования в логопедической работе.

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват.

У дошкольников часто вызывает затруднение правильный подбор предлогов в повседневной речи. Предлог безличное слово, которое не заменишь предметом, не изобразишь действием, не обследуешь тактильно.

Подготовка к обучению грамоте в логопедической группе. Методы наглядного моделирования в коррекционной работе.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.

Применение наглядного моделирования в логопедической работе с детьми с ОНР

Разделы: Логопедия

Пройдёт совсем немного времени, и наши дети пойдут в школу. От того, как развита речь ребёнка, зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу он научился произносить все звуки родного языка, приобрёл достаточный словарный запас, мог правильно объединить слова в предложения, а предложения в связные высказывания.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с О.Н.Р. является использование наглядного моделирования.

Научные исследования и практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • коррекция звукопроизношения;
  • – формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук-слово-предложение-текст);
  • формирование лексико-грамматических категорий;
  • формирование связной речи;
  • профилактика дисграфии и дислексии.

У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, символов; схематических рисунков; предметно-графических схем; мнемотаблиц; опорных таблиц и т.д.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Наглядное моделирование используется для решения познавательных задач, формирования представлений о логических отношениях у детей, как и с нормой речи, так и с нарушением речи.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символов для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений), схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Наглядные модели широко можно использовать в формирование у детей умений конструировать предложения.

На 1-х этапах это составление простых предложений. Например: это можно использовать в игре «Кто, какую пользу приносит?» (тема: Домашние животные или птицы»)

Логопед показывает предметные картинки:

Слева: Кто это?
Справа: изображения тех предметов, которые, связаны с пользой, приносимой животными или птицами.
Символ «стрелка», обозначает глагол-действия.

Затем можно включать другой символ «волнистая линия», обозначает слово-признак. Отвечает на вопрос (КАКОЙ?)

Т.о. получается наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей.

Для практического усвоения падежных конструкций с предлогами можно использовать простые модели.

Берётся карточка, где схематически обозначена любая игрушка, т.о. составляем предложение («Заяц стоит НА столе». «Мяч лежит ПОД столом»).

Знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки-схемы.

Рассмотрев сюжетную картину на тему: «На улице», предлагаю детям предметно-графические схемы для составления предложений, подбирая нужный предлог. Дети учатся составлять предложения или рассказ.

Применяя наглядные модели, логопед добивается успеха в процессе формирования связной речи. Это могут схемы для описания «времён года», «овощей и фруктов», «животных и птиц», «одежда, посуды» и т.д.

С целью формирования навыков запоминания, развития памяти, связной речи можно наглядно использовала «мнемотаблицу» для описания «птиц». (материал из книги «Год до школы, развиваем память» Н.Гурьева )

Например: мнемотаблица «Дятел». Рассматривается схема, где всё отмечается (внешний вид, жильё, польза, какие буквы, звуки в этом слове и т. д.) – такой разбор помогает составить описательный рассказ о птице.

Дополнительно можно использовать для развития внимания, памяти, разлино-ванную на клетки пустую схему. Дети самостоятельно по памяти заполняют. Затем исправляют, сверяют и рассказывают о птице по своей схеме.

А также в дополнение можно использовать наглядные модели для заучивания скороговорок, пословиц, поговорок, которые помогают понять смысл и затем легче запомнить их. Например: «Красна птица пером, а человек умом».

Использование мнемотаблицы помогает легко заучить стихотворение на любую лексическую тему (например: «Хлеб»). Мнемотаблица используется и при пересказывание рассказа на тему «Откуда берётся хлеб?». Это наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания, т.е. алгоритмизированная форма организации самостоятельного речевого высказывания. Она составляет опору и выступает системообразующим каркасом при составлении, пересказывание рассказов. Ребёнок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием унифицированных символов, обозначающих различные признаки (например: «рука» – какие действия совершают с этим предметом, «знак вопроса» – название предмета или объекта и т.д.)

А также для формирования связной речи у дошкольников с О.Н.Р. используется моделирование для заучивания потешек. Например: «Гуси шеи длинные вытянули,

Лапы красные растопырили,
Крыльями машут,
Носы раскрывают «га-га-га»
Не хотят идти домой
«Нам и здесь хорошо»

Для расширения словаря и кругозора детей нужно знакомить их с «крылатыми» выражениями.

Понимание смысла «крылатых выражений», нужно обязательно воспитывать у ребёнка уже с дошкольного возраста. Для этого можно использовать модель с графическим изображением этих выражений.

Дети наблюдают разнообразные действия и слышат разное обозначение их словом. При этом у них развивается «чувство языка».

Применение наглядного моделирования можно использовать в процессе обучения грамоте. Символы используются для запоминания хактеристик к звукам. Использование наглядной модели (схемы) помогает ребёнку увидеть, сколько и какие звуки в слове, последовательность их расположения. Цветовое изображение помогает упражняться в дифференциации понятий «гласный-согласный», «согласный твёрдый-мягкий». Для определения места заданного звука в слове используется модель схемы «птичка».

Я использую «Зашифрованную линейку», решая задачи звукового анализа и синтеза. Отгадка по начальным звукам.

Ребёнок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале. В подготовительной группе с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы ( слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь), полубуковки.

Особое внимание хочу обратить на наглядно-предметную схему для развития навыков словообразования, т.е. образование новых слов путём слияния двух других слов. Можно использовать игровые наглядные схемы («ПАР» + «ВОЗИТ» = «ПАРОВОЗ»). Самым положительным моментом этой схемы является, что речь педагога сводиться к минимуму – он показывает, а ребёнок образовывает нужное слово.

В работе с предложением, с помощью графической схемы учу детей самостоятельно составлять схему к предложению, анализировать, сколько слов в предложении, задавать вопросы к каждому слову. Можно использовать другой вариант составления предложения ввиде схематических рисунков. Он состоит из отдельных фрагментов, которые помогают, подсказывают ребёнку направление мысли. Это помогает установить связь между отдельными фрагментами, даёт возможность проявить творчество, выбирая самостоятельно нужные фрагменты.

На закрепление звуков в рассказах целесообразно использовать подобные тексты со схемами. Они помогают детям лучше и быстрее запоминать услышанный рассказ и пересказывать его. Дети с интересом рассматривают картинки к рассказу, называют, что на них нарисовано, закрепляя, т.о., звук, поставленный в словах. Затем слушают текст и по изображениям в одном ряду внутри рамочки повторяют отдельные предложения, соединяя их в связное повествование (рассказ). Одновременно ребёнок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связном тексте и учится пересказывать. Можно использовать тексты цепной организации. Цепной текст представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке.

Игры и упражнения с лексическим содержанием – необходимое условие развития смысловой стороны речи. В них важное значение имеет сравнение разных предметов и объектов, выделение в них различных общих свойств и функций.

Поэтому можно использовать опорную таблицу, (например: «Сравнить две птицы). Ребята сравнивают птиц, составляя предложения с союзом «а».

  • «Аист большая птица, а соловей маленькая»
  • «Хвост у аиста длинный, а у соловья он короткий»
  • «Оперенье аиста чёрно-белое, а у соловья серое».
  • «Ноги у аиста длинные, а у соловья короткие».

Используя опорные таблицы можно рассказать о каком- то объекте (например: «О человеке»). Каждый символ обозначает какое-либо качество предмета (цвет, форму, вкус и т.д. и даёт возможность детям лучше запомнить описание. Опорные таблицы используются для загадывания загадки. Ребёнок загадывает загадку, описывает любой предмет, с опорой на таблицу, не называя его.

Применение наглядных моделей, схем в работе над монологической речью у детей с О.Н.Р. , позволяет логопеду более успешно обучить их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, сочинению рассказа по замыслу, а также решать задачи по обучению грамоте.

Использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, внимания, воображения, логического мышления, обогащения словарного запаса и служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения.

Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.

Наталья Шилина
Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.

Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (слайд 1). Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.

1. Развитие артикуляционного аппарата.

Первое, где я начинаю использовать наглядные модели – это артикуляционная гимнастика (слайд 1). При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.

Также использую в своей работе «Веселый артстадион» (слайд 2)– это фронтальное поле для системного моделирования артикуляционных упражнений, действующее как сигнал к произвольному и непроизвольному воспроизведению определенных поз. Данный артикуляционный тренажер состоит из шести разноцветных полос, расположенных друг над другом. Нижняя голубая полоса символизирует мир стихий, серая – мир минералов, зеленая – растений, желтая – животных, оранжевая – «дом» человеческого языка, верхняя красная – изделии человеческих рук. Каждый цвет обозначается символом-картинкой. Каждое упражнение обыгрывается картинкой «Язычком» и картинкой-символом, размещенных на разноцветных дорожках стадиона. Такое расположение позволило обеспечить развитие новых свойств на основе предыдущих. Так, ощущения от движений-подражаний языку стихий (ток воздуха, регуляция слюноотделения, тепло и прохлада, напряжение и расслабление и т. д.) сохраняются во всей последующей гимнастике, а элементарные артикулярные позы (поднятие, опускание, высовывание и втягивание языка и т. д.) усложняются и совершенствуются в упражнениях новых уровней.

2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики.

Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха (Слайд 4)

3. Работа со звуком.

Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.

Давайте вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при работе со звуком.

Вспомним, что такое звук речи (членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.

Какие органы участвуют в образовании звуков? (рассматривание анатомических моделей, артикуляционного профиля).

Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. (слайд 5.6). При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр. Значение этих моделей в том, что они наглядно отражают положение органов речевого аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука.

Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:

По типу резонаторов (ротовой или носовой звук) (слайд 7):

По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух (слайд 8):

По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки) (слайд 9):

По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки) (слайд 10):

На данном этапе работы я подвожу ребенка к мысли, что о звуке можно составить целый рассказ, можно даже сочинить сказку или загадку, а помогут в этом символы, живущие в конвертике (слайд 11). Такой подход повышает эффективность усвоения навыков звукового анализа и облегчает процесс подготовки к обучению грамоте.

На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова (слайд 12).

Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте (слайд 13). Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.

4. При использовании различных схем,меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.

Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия,например:

1. Пособие “Где звук?” (слайд 14). Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.

Игры “Феи Звуков”, «Озорные язычки» (слайд 15,16).Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.

Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.

Например,характеристика первого звука в слове: ребенок

называет предложенную картинку

называет первый звук в названии изображенного предмета

определяет первый звук гласный или согласный

“отдает” картинку Фее или Язычку (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т. д.)

5. Пособия «Поезд», «Новоселье» (слайд 17) используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.

6. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (слайд 18) (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубуковку, изображение предметов с помощью букв.

7. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде

предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными (слайд 19).

Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.

“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова (слайд 20). Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.

Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.

Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой (слайд 21).

8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.

Построение наглядных моделейдля всех видов связных высказываний:

пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного

рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять

логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.

Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для

составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок. Например, Ткаченко Т. А.

При работенад всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных

значков кодируется содержание текста. Дети декодируя информацию по

мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или

Разновидность схематической модели – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.

Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить

скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.

ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование,мы учим детей:

добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделированияоказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Ссылка на основную публикацию