Развитие речи и мелкой моторики рук на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Портал педагога

Автор: Гусельникова Ирина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ “Детский сад №88”
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Методы и приемы изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушениями речи»
Дата публикации: 23.12.2018
Раздел: дошкольное образование

Тема: «Методы и приемы изобразительной

деятельности в работе с детьми с нарушениями

Значение рисования, лепки, аппликации и конструирования для

всестороннего развития и воспитания дошкольников с нарушениями речи

велико и многогранно. Изобразительная деятельность выступает как

специфическое образное средство познания действительности, поэтому

имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь

умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием

Деятельность с бумагой, красками, карандашами – отражает и углубляет

представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению

умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с

коррекционным обучением. Занятия рисованием и другими видами

изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка,

его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на

формирование речи, игровых умений, а в целом помогают ребенку

подготовиться к школьному обучению.

Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией.

Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние

на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с

различными речевыми нарушениями во многом отличается от

изобразительной деятельности детей в норме. У детей с наблюдаются

нарушения тонких, дифференцированных движений пальцев, что

отрицательно сказывается на овладении техникой рисования. Отмечается

ослабление и обеднение зрительных представлений о предмете, трудности в

соотнесении воспринятого на слух слова с его зрительным предоставлением.

При рисовании тех или иных предметов опускаются, недорисовываются

значимые для их опознания детали. Дети не могут правильно держать

карандаш, кисть, регулировать силу нажима. Все это затрудняет

полноценную изобразительную деятельность. В целом, у детей с различными

речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается

несформированность техники рисования. На качество изображения

оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной

деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость

нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его

Итак, изобразительная деятельность детей с речевыми нарушениями

нуждается в целенаправленном развитии. Однако поступательное движение в

данном направлении будет невозможным, если не стимулировать развитие

познавательных процессов мелкой моторики, а конечном счете, интереса к

самой деятельности. Необходимо работать с причиной, а не со следствием.

Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи

Тяжелые нарушения речи характеризуются

контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные

речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования

всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР

неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем,

неустойчиво, объём снижен, слуховая и зрительная память не развиты, дети

усидчивость. Мелкая моторика очень слабая, карандаш держат неправильно,

отсутствует нажим. Только треть детей владеет мыслительными операциями

выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую

поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания

Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение

слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к

собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны

меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического

строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования

интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже,

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения

их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении

размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе

необходимых изобразительных средств.

Методы и приемы изобразительной деятельности

Для развития речи детей на занятиях применяются различные методы и

приемы изобразительной деятельности: показ предмета, рисование предмета

с натуры, показ приемов изображения, словесное объяснение, обследование

предмета, анализ работы, сличение работы с образцом, комментирование

действий, использование речи взрослого в качестве образца.

Следует отметить большую эффективность одновременного использования

на занятиях нескольких приемов, например, сочетание словесного

объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их

изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски на

Речь взрослого – образец для подражания.

Для решения коррекционных задач речь взрослого должна отвечать тем же

требованиям, что и на занятиях по развитию речи. Прежде всего, речь

следует рассматривать как образец для подражания. Она должна быть

доступна детям, выразительна, состоять из четко построенных предложений.

В ней должны быть паузы для осмысления детьми прослушанного.

Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных

словосочетаниях. Использование речи взрослого в качестве образца

позволяет одновременно решать и задачи развития речи, и задачи обучения

детей рисованию, и коррекционно – воспитательные задачи. Очерчивающие

движения и указательные жесты совместно с речью помогают уточнить

форму предмета, расположение его частей относительно друг друга и их

соотношение по величине. От этого зависит правильное изображение

предмета в рисунке. Обозначение всех частей и признаков, словом обогащает

Большое значение в обучении детей дошкольного возраста придается

обследованию предметов, которое предполагает участие различных

анализаторов. Это незаменимый приемов в познании детьми формы и

величины предмета, расположения его частей. Он способствует

формированию навыков правильного восприятия и отображения реально

существующих предметов. В предметном рисовании в качестве основных

направлений обследования предметов выделяются следующие:

1. Восприятие детьми целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их внешних

признаков (форма, величина, соотношение частей)

3. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно

друг друга (выше, ниже; слева, справа и т.д.)

4. Выделение более мелких частей предмета и установление их

пространственного расположения по отношению к основным частям

5. Повторное целостное восприятие предмета

В процессе рисования предусматривается комментирование их действий с

целью развития внимания к речи, увеличения словарного запаса, уточнения

значений слов, регуляции темпа деятельности.

Специфика построения обследования предмета состоит в том, что зрительное

и тактильное восприятие предмета должно целенаправленно и максимально

комментироваться речью взрослых. Целенаправленность предусматривает

две равнозначные задачи: развитие речи и развитие изобразительных

навыков. Максимально значит любое движение, указательный жест, само

предъявление предмета следует сопроводить речью, прокомментировать, что-

то уточнить и т.д. От содержания комментирующей речи при обследовании

предмета зависит точность передачи детьми количества частей предмета, их

расположения, формы, величины, пропорции и т.д.

Воспроизведение движений в воздухе.

В обучении детей с нарушениями речи является специфичным использование

таких приемов, которые в массовых группах применяются на более ранних

возрастных ступенях. Например, прежде чем рисовать, предварительно

следует выработать необходимое движение в воздухе, а затем уже

воспроизводить его на бумаге. Обучая детей, взрослый показывает, как надо

выполнять движение в воздухе, затем предлагает делать детям и сам

продолжает его вместе с детьми, комментируя: «Сейчас все возьмем кисточки

(карандаши) и будем рисовать вот так! Поднимите кисточки и покажите, как

будем рисовать ленточки. Вот так: сверху вниз. Все показываем, как надо

рисовать. А теперь будем рисовать на бумаге. Сверху вниз. Сверху вниз».

Сначала дети выполняют это движение сухой кистью, тренируются без

краски. Воспитатель привлекает внимание детей к выполнению предстоящего

действия: то к направлению, то к силе нажима кистью (карандашом), то к

выбору цвета и т.д.

Сравнение как прием обучения.

ООД по художественной деятельности развивают у детей способность

сравнивать предметы, признаки, действия. Речь взрослого помогает детям

осознать, что они действуют в данный момент с разными предметами. Речь

можно строить путем противопоставления: «Саша рисует яблоко, а Света уже

рисует сливу». Сравнением можно обратить внимание на разные признаки

предмета: «Лена рисует синий кружок, а Ваня-красный». Взрослый также

отмечает, что дети выполняют разные действия.

В процессе занятий рисованием с целью развития речевой коммуникации

взрослый задает детям вопросы. В зависимости от состояния речи дети могут

отвечать на них по-разному. В начале обучения большинство детей

пользуются неречевыми средствами. На вопросы взрослого они отвечают

мимикой, жестами. Некоторые дети могут отвечать и отдельными словами, но

речь их понятна собеседнику лишь в данной конкретной ситуации. По мере

овладения речевыми средствами дети начинают все активнее отвечать на

вопросы словосочетаниями, а затем – и предложениями.

Воспитателю важно помнить, что содержание его вопросов должно иметь

наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую выполняют

дети: иначе ответы детей будут не мотивированы и превратятся в

механические языковые тренировки.

Вопросы по существу данной деятельности способствуют также решению

изобразительных задач. Ребенок усваивает, что яблоки бывают зеленые,

поэтому их надо рисовать зеленым карандашом.

Большое значение в обучении приемам изображения имеет дозировка

заданий. Для детей с нарушениями речи характерны нарушения внимания и

понимания речи; поэтому занятие следует делить на части: ознакомление

детей с предметом, который предстоит изображать; показ приемов

изображения; выполнение работы с детьми; анализ работы.

Ознакомление детей с предметом можно проводить путем обследования

самого предмета либо рассматривания готового образца (рисунка).

Показ приемов изображения осуществляется на готовом образце (сухой

кистью обводятся линии в нужном направлении) или создавая образец на

глазах у детей. Можно сочетать оба варианта показа.

В коррекционных целях следует предусмотреть выполнение работы

небольшими частями. Задание делится на две-три части. Такое деление

обеспечивает чередование объяснения с выполнением работы детьми.

Переключение видов деятельности повышает работоспособность детей,

отсрочивает утомление, помогает вовремя включиться в деятельность,

нормализировать ее темп. А от этого зависит и правильность выполнения

Специфика построения занятия определяется психологическими

особенностями детей с нарушениями речи – их быстрой утомляемостью,

Если задание требуется выполнить за один прием, дети могут пропустить

какие-то звенья в работе. Поэтому задание объяснятся не целиком, а частями,

за несколько приемов. Это особенно полезно для развития внимания к речи и

регуляции действий. Дети должны понимать из объяснения, что можно

выполнить, а чего делать пока нельзя. И не только понимать, но и выполнять

эти требования: сдерживать желания, терпеливо ждать, одновременно

начинать и заканчивать и т.д.

Объяснение задания на несколько приемов обеспечивает правильное

выполнение работы и способствует одновременному решению

коррекционных, коррекционно-воспитательных задач (воспитание выдержки,

регуляция включения в деятельность и ее темпа).

В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивает результаты

деятельности детей, анализирует их работы. Затем дает оценку. На первый

план должна выступать положительная оценка. Даже если дети что-то не

смогли выполнить, каждого нужно похвалить: кого за старание, кого за

правильный подбор цвета, за яркость линий, за правильно отображенную

величину предмета и т.д. В оценку обязательно учитывается правильность

выполнения работы в соответствии с заданием.

Таким образом, рассмотренные методы и приемы можно успешно

использовать в коррекционных или в коррекционно – воспитательных целях в

ООД по художественному с детьми с нарушениями речи. Следует

подчеркнуть, что обеспечить всестороннее развитие личности ребенка –

дошкольника можно лишь в том случае, если будет выполняться программа

обучения изобразительной деятельности, использоваться правильная и

Рисование позволяет решать и коррекционно – воспитательные задачи:

воспитывать такие положительные качества, как самостоятельность и

целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость,

умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все качества, которые

слабо выражены у детей с ОНР. Поэтому, как бы ни выполнил ребенок работу,

надо оказать должное внимание результатам его усилий.

Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют

сенсорному развитию детей, формируют мотивационно – потребностную

сторону их продуктивной деятельности, способствуют дифференциации

восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на

умственное развитие и развитие речи.

Список использованной литературы:

1. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений/под ред. Н.М.Назаровой.-М: Издательский центр «Академия»,

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию:

Учеб. пособие для учащихся пед. училищ/ под ред. Н.П.Сакулиной,

Т.С.Комаровой. М: Просвещение, 1979.-272с.

3. С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях:

Книга для логопеда. М: Просвещение, 1991.-208с

Развитие мелкой моторики детей с нарушением речи

Разделы: Логопедия

“Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”
В.А.Сухомлинский

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали огонь, строили жилище, защищали, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили и учились…

Одним их показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

Современные научные данные подтверждают, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. У детей при ряде речевых нарушений отмечаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

При ежегодном обследовании детей на логопункте мною, как учителем-логопедом, отслежена прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики пальцев рук каждого ребенка: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом была в норме. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Многочисленные нервные окончания в коже и мягких тканях кисти – особенно на кончиках пальцев – воспринимают огромный поток осязательной информации и направляют её для обработки в головной мозг. В процессе деятельности мышцы выполняют три основные функции:

  • органов движения
  • органов познания
  • аккумуляторов энергии
Читайте также:  Познавательно-речевой досуг: Клуб знатоков русского языка

Если ребёнок трогает какой-нибудь предмет, то мышцы и кожа рук в это время “учат” глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное, при современном образе жизни, явление. Родители и педагоги не должны паниковать: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Меня, как учителя – логопеда, конечно же, всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений я в своей работе с детьми использую различные мелкие предметы (хозяйственные мелочи: прищепки, бусы, пуговицы, крупы …). Они привлекают детей, повышают их интерес к деятельности, развивают фантазию, ориентировку в пространстве, мелкую моторику руки. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности. Например, при использовании пуговиц, бусинок педагогу необходимо следить за тем, чтобы дети не брали их в рот; прищепки должны быть не слишком тугими при открывании.

Чтобы работа по ручному праксису была результативной, я создала благоприятную развивающую среду – Мастерская “Умелые руки”.

Предлагаю вниманию коллег игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики. Задания детям следует давать по принципу от простого к сложному.

Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Игры и упражнения с прищепками

Цель: развивать мелкую моторику и силу пальцев, ориентировку в пространстве.

Я своим сюрпризом маму
Непременно удивлю.
И поймет, родная, сразу,
То, что я ее люблю.

(к кругу из цветного картона прикрепить прищепки, чтобы получилось солнышко, цветок, подсолнух для любимой мамы).

Давайте, ребята, пальцы развивать:
Прищепки прикреплять, снимать, считать.
Не зевайте, не болтайте,
А за мной повторяйте.

(по сигналу взрослого один ребёнок прикрепляет прищепки на одежду, второй их снимает и считает).

Рыбку золотую “оживить” хочу,
Я ей плавники и хвост прикреплю.

(к силуэту рыбки прикрепить прищепки, чтобы у рыбки выросли плавники и хвост).

Эй, ребята, не зевайте!
Зайцу уши прикрепляйте.
Пусть ушами шевелит,
Наших деток рассмешит.

(к силуэту зайца прикрепить прищепки, чтобы у зайчика выросли ушки).

Ёж без иголок – какая беда!
Давайте поможем ему, детвора.

( к силуэту ёжика прикрепить прищепки, чтобы у ёжика выросли иголочки).

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга так глядеть.
Я горошинку возьму,
Пальцем к столику прижму,
Покатаю, покручу
И сестричку научу.

(горошину катать двумя пальцами с детьми средней группы в течение 30 секунд, со старшими дошкольниками – в течение 1 минуты).

Мы крупу перебирали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
Перебирать опять начнём.

(перебирать и сортировать различные крупы: рис, пшено, горох и т.д.).

Села птичка на дорожку,
Поклевала чуть горошку.
Посиди, не улетай,
Улетела птичка…Ай!

(выложить дорожку из горошинок).

Наша Маша рано встала,
Рис от гречки отделяла,
Чтобы кашку сварить,
Своих кукол накормить.

(сортировать смешанные крупы).

Игры и упражнения с бусами

Цель: развитие мелкой моторики, координации слова и движения; автоматизация понятий “справа – слева”.

Маму милую свою
Очень крепко я люблю!
Ей на день рождения
Бусы подарю.
(нанизывать бусы на леску)

Покатаю я в руках
Бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки!

(Детям средней группы катать бусинку диаметром 10 мм между ладонями (пальчиками) в течение 30 секунд; детям старшей группы – бусинку диаметром 15 мм в течение 1 минуты).

Задания с использованием бусинок:

  • по инструкции взрослого выложить из бусинок изучаемую букву,
  • достать из коробочки столько бусинок, сколько звуков в слове,
  • переложить из правой коробочки в левую ( и наоборот) столько бусинок, сколько слогов в слове, – достать из коробочки слева (справа) столько бусинок, сколько слов в предложении, – нанизать на леску справа (слева) от узелка столько бусинок, сколько слов на указанную тему придумает ребенок. По просьбе педагога он их называет, снимая бусинки с лески.

Игры с карандашом

(эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие, развивают мелкую моторику)

“Мои ловкие пальчики”

Карандаш ребристый в руки я возьму,
На ладони покатаю,
Между пальчиками поверчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.

Малыши, малыши,
Где же ваши карандаши?
На ладони их катаем,
Свои руки развиваем.

Упражнения с пуговицами

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление знаний о величине и форме предметов.

  • выложить из пуговиц буквы, слоги, слова (по памяти или по образцу),
  • классифицировать пуговицы по различным признакам: величине, цвету, форме,
  • нанизывать пуговицы на леску,
  • застёгивать пуговицы на собственной одежде и одежде своих друзей.

Игры с шариками

(шарики сделаны из различных материалов – деревянные, каучуковые, металлические)

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений и слова.

Дети прокатывают по гладкой поверхности шарик снизу вверх пальцами правой и левой руки.

Шар воздушный,
Шаловливый,
Непослушный,
Вместе с ветром убежал.
А куда? И не сказал. ( сл. Ф. Бобылёв )

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочерёдно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап…
Только кто её поймёт –
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,

И зелёная трава… ( сл. Б. Заходер )

1. Т.А. Воробьева “Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи”.

2. Савельева Е. “ Пальчиковые игры от 2 до 6 лет”.

3. Т.А. Ткаченко “ Если ребенок плохо говорит”.

4. А.И. Павлова, В.И. Рождественская “ Игры, упражнения для исправления заикания”.

«Развитие мелкой моторики у детей с ТНР»
статья по логопедии (старшая группа)

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya1234.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с ТНР

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Сотрудники института физиологии детей и подростков установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Развитие мелкой моторики рук имеет непреходящее значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка и имеет большое значение. Современные ученые доказали, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. У значительного большинства детей с речевыми нарушениями пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. Такие дети не могут длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомляемости его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Неречевая симптоматика при алалии включает моторные, сенсорные и психопатологические симптомы. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук .

Врачи нередко говорят, что «речь ребёнка – на кончиках его пальцев». Эту фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.

Есть масса игр и упражнений для развития мелкой моторики , посредством их можно решить сразу несколько задач. Это и развитие мелкой моторики, и пространственной ориентировки, внимания и мышления .

Игры с ребристыми счётными палочками:

«шумелки» (или «добывание огня» с карандашами) с одной или несколькими палочками

«гонки» (или «утюжок» с карандашами)- катать палочку ладошкой одной руки, двумя ладошками две палочки одновременно, чередование рук. «Покатаю вверх и вниз, крепче палочка держись».

«тихо-громко» -тихонько стучим по столу, громко стучим

«вертолёт» – вращение палочки между большим, указательным и средним пальцами. «Отправляется в полёт наш красавец вертолёт»

«волчок» или «юла »- вращение палочки на столе указательным и большим пальцами. «По столу круги катаю, палочку не выпускаю»

«ладошка» – ладошка лежит на столе, вертикально палочкой обрисовываем ладошку. «Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко»

«заборчик»- зажимаем одну или несколько палочек между большим и другими пальцами по очереди

Собираем палочки одного цвета, связываем резиночкой

Конструирование дорожек, геометрических фигур, предметов заданного цвета

«конфетки»- собрать палочки одного цвета и завернуть в фольгу. Также с фольгой: смять-разгладить, порвать-подуть, завернуть- развернуть предмет, чеканка

«ёжик для карандашей»- массаж рук: побегать пальчиками всеми сразу, по одному, погладить ладошками; вкладываем палочки вертикально или горизонтально (вдоль, поперёк, крест накрест)

С бусами: нанизывание на шнурок бусинок определённого цвета, формы, цвета и формы; «Чудесный мешочек» (найти одинаковые фигурки), покрутить бусинку на палочке, перекатывать на палочке; разложить фигурки по парам, выбрать две уточки (зайчика, улитки), одеть на палочку бусинки так, чтобы уточки плыли друг к дружке, друг от дружки, друг за другом, в одну сторону, в разные стороны

С шашками- разложить палочки на столе вертикально или горизонтально, кладём шашку в начало, указательным пальцем проходим препятствия, двумя пальцами: указательным и средним с двумя шашками проходим препятствие

Необходимо обязательно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка в двух первых классах. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствуют также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи. Практика показывает необходимость развития тонких движений пальцев с самого раннего возраста. Как можно больше с детьми необходимо проводить активные игры:складывание кубиков, игры с песком и водой, простейшими сборными игрушками, учить лепить из пластилина, работать цветными мелками, карандашом, конструировать, вырезать, клеить, определять на ощупь материал: песок, бумага, мех и т.д.

Необходимо учить застегивать пуговицы и простые крючки, пользоваться ложкой и вилкой. К 5 годам надо обучать раскрашиванию, рисованию, копированию основных форм: круг, крест, квадрат, вырезанию, склеиванию, зашнуровыванию ботинок. Полезно использовать специальные упражнения: раскладывание предметов на кучки с учетом величины формы, игры: «Почтовый ящик», доски Сегена, «Волшебный мешочек». Полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается ручная умелость, зрительно-моторная координация, готовность руки к письму. И многолетние наблюдения показывают насколько эффективна эта работа для развития речи детей. Использование этих упражнений, пальчиковых игр позволяет:

– регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей

– совершенствовать внимание, память

-облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей

-подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями массовых и логопедических групп.

При работе с детьми с нарушениями речи по развитию тонкой моторики рук следует:

1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

2. Сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время, систематической.

3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.

4. Вовлекать в движение больше пальцев, движения должны быть энергичными.

5. Начинать с простых упражнений, переходя к более сложным (сначала одна рука работает, затем другая, потом обе).

6. Упражнения выполняются непродолжительно.

Задача педагогов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз.

Практическая значимость опыта заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз.

Развитие мелкой моторики у детей 1.5 – 2 лет Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений, мелкой м.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д.

Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т.

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности»

Самохина Алеся
Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи посредством изобразительной деятельности»

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду. Занятие изобразительной деятельностью имеет большое значение для

коррекции речевых недостатков в развитие речи детей.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с

новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в

активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов,

действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять

слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях

изобразительной деятельностью является условие номинативной

(назывательной) функции слова; все, что находится вокруг ребенка, все”, что

он делает и как делает, получает название.

Для того чтобы слово название стало словом – понятием, на него надо

вырабатывать большое число различных условных связей, в том числе и

двигательных. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому.

Разнообразный наглядный материал, который периодически меняется

помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

Ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимает

смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их

лексические фонематические, грамматические оттенки. Слово помогает

ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении

процессов изображения. На протяжении дошкольного периода

продолжает расти словарный запас ребенка. При этом рост словарного запаса

непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные

особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области

психического развития

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное,

воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. В то же время коммуникативные навыки опираются на свойство языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников, способствует развитию у ребёнка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительного восприятия и глазомера. Важность темы заключается в том, что именно развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребёнка к школе. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки.

Изобразительная деятельность способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости: кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование – это чудо-занятие! Чтобы интерес к этому виду детской деятельности у ребенка «не остыл», можно использовать нетрадиционное рисование: кляксография; монотипия; пальчиковая живопись; рисование поролоном; рисование по мокрому; рисование мятой бумагой и т. д.

Большое значение в формировании правильных способов действий карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении. В связи необходимо проводить обследование предметов перед их изображением и включать в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета, что дает возможность связать последующее действие (при рисовании) с обследуемой и изображаемой формой предмета (в процессе рисования)Введение в изобразительную деятельность в детском саду новых способов, материалов, инструментов помогает обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, знаниями, учит детей быть наблюдательными, вызывает живой интерес к созданным поделкам. Развивать творчество можно различными путями, в том числе и с использованием нетрадиционных техник. Работа с нетрадиционными техниками лепки и рисования позволяет развивать трудовые умения и навыки, формирует воображение и эмоционально-положительное отношение к деятельности, является необычайно эффективной деятельностью, развивающей мелкую моторику у дошкольников.

Все это предоставит ребенку свободу самовыражения, поможет развитию координации движений, фантазии, речи, сенсорики, мелкой моторики, логики, творчества, внимания, усидчивости. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная. В детском саду с детьми проводятся занятия по изобразительному искусству. Дети рисуют красками, карандашами, лепкой из пластилина, аппликацией. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения; самостоятельности; настойчивости; аккуратности; трудолюбия.

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире.

Рисунки детей-логопатов отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесённости частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей-логопатов происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей-логопатов. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере. Таким образом, развитие творчества у старших дошкольников с общим недоразвитием речи приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности. Таким образом, использование изобразительной деятельности всесторонне развивает дошкольника, формирует основные нравственные категории, художественный вкус, а также влияет на формирование отдельных мыслительных операций. Применяя в обучении различные формы и приемы изобразительной деятельности, педагог может расширить круг представлений детей об окружающем

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

Своеобразие структуры нарушения и клиническая симптоматика тяжелых нарушений речи. Использование изобразительной деятельности для коррекции детей с нарушением речи. Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи.

РубрикаПедагогика
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления15.02.2015
Размер файла25,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Изобразительная деятельность детей с тяжелыми нарушениями речи

1. Особенности изобразительной деятельности детей с нарушением речи

Тяжелые нарушения речи характеризуются своеобразием структуры нарушения и особенностями клинической симптоматики. Основной контингент дошкольных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи составляют дети с общим недоразвитием речи, т.е. имеют место сложные речевые расстройства, при которых отмечается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам.

При изучении формирования изобразительной деятельности у детей с ОНР наряду с тем, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения.

Рисунки таких ребят отличаются бедностью содержания, они не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ОНР в процессе создания новых образов, дети с ОНР отдают предпочтения бытовой тематике. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены.

Детям оказываются недоступными творческие задания: рисунок по воображению и рассказ о нем. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость.

Их ответы беднее, чем у нормально развивающихся сверстников из-за меньшего словарного запаса, упрощения фраз, нарушений грамматического строя, они обнаруживают низкий уровень пространственного оперирования образами. Показатель оригинальности, который характеризует уровень интеллекта и общего психического развития, у детей с ОНР гораздо ниже, чем у здоровых.

У значительного большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Дети с трудом берут правильно кисточку и карандаш. Это затрудняет развитие продуктивных видов деятельности.

Сенсорная система имеет пробелы в освоении цветов, форм, соотнесении размеров. Сложности возникают в построении перспективы рисунка, подборе необходимых изобразительных средств.

2. Использование изобразительной деятельности для коррекции детей с нарушением речи

1. Развитие навыков и умений в изобразительной декоративной, конструктивной деятельности, развитие у детей моторного «алфавита» изобразительных действий, техники изображения, представлений об основных средствах «изобразительного языка». Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними.

2. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным восприятием. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей. Поэтому, для умственного развития детей с нарушением речи имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

3.Обучение изобразительной деятельности способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

4. На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по активизации словарного запаса детей, уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова. Закрепляется умение комментировать выполняемые действия.

5. Формирование оценочного отношения к результатам изобразительного творчества, своего и сверстников. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

6. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

7. Воспитание у детей с речевыми проблемами эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства, развитие способности понимать их содержание, единства со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно содействуют формированию эстетического отношения к действительности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Занятия ИЗО подведят ребенка к пониманию того, что искусство окружает всюду (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям удовольствие, украшает быт и что к нему следует бережно относится.

8. Моторная умелость. В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью. Большое внимание уделяется подготовке руки к выполнению движений, необходимых для рисования, лепки, а в дальнейшем – письма.

9. Формирование творческих проявлений ребенка в разных видах изобразительного искусства.

3. Нетрадиционные формы работы по изобразительному искусству с детьми с нарушениями речи

нарушение речь искусство дети

Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.

Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон), так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т.д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, «веселой», металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.

С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности (картон, дощечка) пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.

У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, предлагается использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.

Очень интересно детям выполнение работ на больших листах ватмана, обоях. Большой формат предполагает использование широких кистей, дети рисуют размашистыми движениями, что помогает преодолевать замкнутость, эмоциональную зажатость.

В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта проблема особенно касается детей с ОНР. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера, которая направлена на получение всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом.

Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры материала. Использование техники штампов поможет справиться с ней более быстро и на более высоком изобразительном уровне. В качестве таких штампов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани. Попробуйте так же предложить детям в качестве штампов ватные палочки, веревочку, спичечный коробок, катушки, пуговицы, ключи, листья растений.

Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Можно предложить детям несколько вариантов. Первый вариант – это акварель по сырой бумаге плюс соль. Получается очень необычный фон. Еще один вариант – это акварель плюс целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов. Использование акварели и упаковочного материала с «пузырьками» – еще один нетрадиционный способ тонировки бумаги. Из такой текстурной бумаги можно сделать очень красивые открытки. [5]

Техника «Рисование по мятой бумаге» интересна тем, что краска затекает в места сгиба бумаги и образует эффект потрескавшейся штукатурки.

Рисунок с резервом или батик получается, когда часть рисунка покрывается специальными материалами, на которые не ложится краска (акварель) и контурный рисунок сохраняется. Основой для резерва могут быть разные материалы: канцелярский клей, свеча восковая или парафиновая, восковые мелки.

Полезной для детей с ОНР является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, моторно-двигательную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в крылья птицы, то в гребешок петушка, а то в забавного человечка.

Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с общим недоразвитием речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательные способности детей, развивает их творческий потенциал.

Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.

Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи. Принципы коррекционной работы по устранению нарушений чтения и письма. Выявление состояния письменной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на третьем году обучения.

курсовая работа [73,6 K], добавлен 27.12.2010

Функциональный базис письменной речи. Определение и главные причины дисграфии, симптоматика нарушений. Методы обследования детей с данным диагнозом. Выявление состояния письма учащихся младших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.

дипломная работа [62,9 K], добавлен 20.07.2014

Зрительное восприятие, внимание и мышление у детей с нарушениями речи. Причины общего недоразвития речи (ОНР). Методы обучения, коррекции и воспитания детей с ОНР. Программа реабилитации и коррекции. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями.

реферат [43,7 K], добавлен 20.05.2013

Характеристика категорий детей с тяжёлыми нарушениями речи. Исследование особенностей развития речи на уроках трудового обучения. Организация предметно-практической деятельности в республиканском реабилитационном центре для детей-инвалидов г. Минска.

курсовая работа [56,3 K], добавлен 22.02.2016

Эффективные формы и методы педагогической работы по формированию коммуникативной функции у детей с тяжелыми нарушениями речи. Проблемы развития коммуникативных навыков и способы коммуникации у детей с ТНР. Рекомендации для родителей для работы с ребенком.

дипломная работа [370,6 K], добавлен 27.11.2017

Речь – фактор развития человека. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Клиническая характеристика нарушений речи детей с умственной недостаточностью. Методики коррекционной помощи дошкольникам с такими нарушениями.

реферат [26,0 K], добавлен 08.01.2012

Биологические и социально-психологические причины речевых нарушений. Виды расстройств речи: дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, дисграфия, дислексия. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи.

презентация [62,8 K], добавлен 20.11.2011

Особенности деятельности школы для детей с тяжелыми нарушениями речи, ее специфические задачи наряду с задачами общеобразовательного типа. Психологические особенности контингента детей в школе V вида. Изучение литературы в школе, использование схем-опор.

контрольная работа [134,5 K], добавлен 24.08.2009

Анализ исторически сложившихся подходов к формированию устной речи детей с нарушениями слуховой функции. Система работы по формированию устной речи у детей. Опыт сурдопедагогов А.В. Иванова, Е.В. Петровой по формированию речи детей с нарушением слуха.

дипломная работа [112,6 K], добавлен 08.04.2011

Содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушением письменной речи. Теоретический подход к процессу развития речи у детей с дисграфией. Анализ процесса нарушения письменной речи в современной отечественной и зарубежной литературе.

курсовая работа [269,8 K], добавлен 29.04.2014

Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей

«Источник способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», – утверждал В.А.Сухомлинский.

Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию мелкой моторики рук. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Правильная и богатая речь ребенка, дает ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми.

У детей, имеющих различные речевые нарушения, как правило, наблюдается нарушение развития ручной моторики, несформированность способности к длительным волевым усилиям, недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Одним из способов развития моторики рук, а значит и речи, является изобразительная деятельность в детском саду. Деятельность с красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе рисования, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.

Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация и конструирование.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. В рисовании можно использовать нетрадиционные техники такие как: рисование пальчиками, рисование ладошками, тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном – нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок, печать пробками, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, отпечатки листьев, оттиск печатками из картофеля, рисование ватными палочками, волшебные веревочки, рисование скомканной бумагой.

Каждая из этих техник – это маленькая игра, а все дети любят играть. Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры с рисованием, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к письму в школе.

Лепка ещё один из видов изобразительной деятельности. Своеобразие лепки заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. В лепке, как и в рисовании, также можно использовать нетрадиционные техники. Одним из видов такой техники является – пластилинография. Я на занятии с детьми очень часто использую этот метод. Сначала детям очень трудно справиться с работой, но с каждым разом им становиться всё легче и легче. И в подготовительной группе дети оформляют уже большие работы в этой технике.

Аппликация – ещё один видов изобразительной деятельности. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Таким образом, на занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей: усваиваются названия форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений, обогащается словарь. Педагог привлекает детей к объяснению заданий, последовательности их выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.

Список используемой литературы:

  • С.В. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» игры и упражнения».
  • В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  • В.П. Дудьев «Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи».
  • Косминская В.Б., Васильева Е.И., Халезова Н.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., “Просвещение”, 1977.
  • Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.

Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Ссылка на основную публикацию