Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

План самообразования “Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста”
материал (младшая группа) на тему

План самообразования “Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
2016-2017.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста»

Цель : формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.

Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.

Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».

Мелкую моторику рук развивают:

  • пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
  • массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
  • народные игры с ладошками;
  • игры с природным материалом;
  • игры с предметами домашнего обихода;
  • пальчиковый театр.

1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.

Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения – активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи – важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам – свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.

Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.

В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.

Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).

Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования “делового” общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.

Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.

В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр “рядом” к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители – первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.

Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.

Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.

В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.

В этом возрасте ребенок в состоянии овладеть умениями, которые оказывают огромную роль на его дальнейшее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие. Имеется в виду способность малыша понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми – разговаривать.

С помощью постоянного речевого взаимодействия со взрослыми и со сверстниками ребенок двух-трех лет из биологического существа по всем поведенческим и психологическим качествам постепенно превращается в человека, а позже – в личность. И опять-таки важную роль в этом процессе играет собственный подход педагога, его умение общаться с ребенком. Развитие познавательных процессов и речи поможет малышу ускоренно приобретать знания, усваивать нормы и формы общечеловеческого поведения. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры г. м. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.

Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

План работы на 2016 – 2017 учебный год.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки»

Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка» . Лепка из соленого теста.

Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок.

Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи

«Этот пальчик – я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень».

Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях

Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.

Игры с карандашами, счётными палочками.

Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Лепка из солёного теста.

Узоры из ниток . Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.

Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей» .

Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей .

Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.

Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.

Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: ( прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки ) .

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие ( цвет, форма, размер).

Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.

Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

Научить детей пользоваться пальчиковым театром

Цель : развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость.

Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик»)

Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.

Сделать игры с природным материалом ( ракушки, шишки, крупа ) .

Цель: развивать мелкую моторику и речь.

– Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику , развивать конструктивные способности детей .

Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки.

Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки»

Изготовление буклета: « Пальчиковые игры для малышей » .

Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома .

Фотовыставка: « Пальчиками играем, стихи повторяем».

Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют.

Нетрадиционное рисование : «Солнышко лучистое» .

Цель : Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук .

-Игра : «Солнечные зайчики» .

Цель : научить детей играть в соответствии с текстом.

– Поставить с детьми инсценировку сказки : «Колобок» .

Цель : учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь , память.

Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг.

Формированию речи детей раннего возраста посвящено много работ. В некоторых основное внимание уделено характеру голосовых и речевых реакций детей в онтогенезе; в других – рассматриваются физиоло.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хроршего развития моторики рук,которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение .

Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлени.

План самообразования “Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

мадина костромыкина
Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

«Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы,

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж».

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период в жизни ребёнка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожными и деликатными в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной мотивации с легкостью и азартом.

Развивать малыша с пелёнок – модно. Но педагоги – психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребёнком. Согласитесь, это самое благодарное времяпрепровождение. Один из доступных любому взрослому способов-это «пальчиковые» игры. Весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант. Жан-Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Это происходит потому, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, – с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач:

– стимуляция развития речи у детей раннего возраста;

– помощь детям с задержкой в развитии речи;

– подготовка руки к письму у старших дошкольников;

– тренировка внимания, пространственного мышления;

– воспитание эмоциональной выразительности.

Персонажи и образы пальчиковых игр – паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик – нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, «Два толстых поросёнка», «Два рыжих таракана», «Краб») и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Сначала, объясняя, как выполняется то или иное упражнение, надо показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остаются только словесные указания. Если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все упражнения выполняются медленно, Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Можно научить в случае необходимости ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Если ребенок по своей инициативе подражает вашим действиям, иногда все же приходится на первом этапе занятий пальчиковыми играми брать его ручки в свои и манипулировать ими, чтобы понял, чего от него хотят. Но есть игры, в которых это технически невозможно сделать – ведь чтобы одновременно обе ручки и десять пальчиков двигались по-разному, Направляясь мамой, у этой мамы должно быть своих пальцев двадцать с лишним!

Еще важный вопрос: как расположиться взрослому относительно ребенка, чтобы помочь освоить пальчиковые игры? Когда для игры нужна только одна ручка («Этот пальчик – дедушка», «Сорока», это не очень важно – хоть сбоку, хоть просунув ручку ребенка через прутья кроватки. Вопрос встает, когда начинают работать обе руки. Лучше начинать с того, что взрослые сидят на стульях, дети – у них на коленях, спиной к животу. Освоившись и захотев самостоятельности, дети уже сами могут садиться рядом с мамами или друг с другом. Персонажи и образы пальчиковых игр паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Пальчиковые игры готовят малыша к счету, помогают: лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит у взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди, или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки, например: “два толстых поросенка”, и выполнить их сами могут только дети 4-5 лет, маленьким их должны показывать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе с взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Вы можете пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

Соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления – это и есть пальчиковые игры. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Возраст Содержание Технология

До 2-х лет дети знакомятся с ладонью, выполняют простые движения (похлопывание, постукивание, прятанье рук за спину, с помощью взрослого показывают фигурку животного одной рукой Потешку или стихотворение читают до игры 3–4 раза, рассматривают иллюстрацию, сопровождая ее вопросами: “Как зайка шевелит ушами? “Как курочка открывает рот?”. При необходимости ребенку помогают выполнить движение

С 2-х до 3-х лет Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомство с пальчиками: составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза); согласованные действия двумя руками (домик, ворота) С ребенком рассматривается фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности. Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает малыша к звукоподражанию

Рекомендации по проведению пальчиковых игр

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-З раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разовраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте (например, изменив задание) или поменяйте игру.

1. Александрова, Т. В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т. В. Александрова / Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.

2. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько [и др. ]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько, 2001.

3. Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999.

4. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь /. – СПб.: Лань, 2004.

Адаптация детей раннего дошкольного возраста к детскому саду посредством музыкальных подвижных игр Темочки Тема:Адаптация детей раннего возраста к ДОУ по средствам музыкальных игр. Цель: Создание благоприятного воспитательно-образоватьльного.

«Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр» Цель: – развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего возраста с помощью пальчиковых игр. Задачи: 1. Сочетать игры и упражнения.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области» О проведении.

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр в свете ФГОС» Цель: познакомить.

Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей.

План по самообразованию «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста посредством русского народного фольклора» Цель:повышение своего профессионального мастерства.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр… Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников.

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр АктуальностьРечь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) – это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 956 раз

Библиографическое описание:

Ершова В. Н., Брехова Н. П. Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/127/35333/ (дата обращения: 28.02.2020).

Развитие речи детей раннего возраста через пальчиковые игры

Ершова Валентина Николаевна

В статье представлен опыт работы с детьми раннего возраста, рассказывается о значении пальчиковых игр в речевом развитии детей. Данная статья будет интересной воспитателям, работающим в группах раннего возраста.

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Развитие мелкой моторики у детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются.

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных показывают, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы, активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева). Авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками. Особое место в этом плане занимают пальчиковые игры. Пальчиковые игры – это показ, инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев рук. Главная цель пальчиковых игр – улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка.

Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами.

Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:

1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит.

2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка.

3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Существует несколько правил обучения детей пальчиковым играм, которым необходимо следовать:

1. Перед проведением пальчиковых игр, убедитесь в том, что у всех детей ручки теплые (предложите похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них или погреть тёплой водой под краном).

2. Подбирайте игры, которые малышу окажутся по силам. Сначала покажите все действия с пальчиками, а потом предложите повторить. Терпеливо помогайте ребёнку ставить пальчики как положено. Если снова не выходит – упростите игру, проработайте каждый этап отдельно.

3. Сопровождайте игры стихами и потешками. Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

4. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочередно). Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).

5. Подбирайте игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти!

6. Играйте часто, но понемногу. В пальчиковых играх, как и везде, стоит придерживаться системы и последовательности.

Нами был подобран и систематизирован речевой материал. Особое внимание мы уделяли ознакомлению детей с потешками, так как дети с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, с удовольствием выполняют действия пальчиками или кистью руки, согласно содержанию потешки. Всё это создаёт благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они сосредоточенно выполняют движения, улыбаются, просят повторить упражнение или игру ещё. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребёнка интереса к пальчиковым играм. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей и интонация, с которой они произносятся, понятна детям. Потешки старались подобрать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами или кистью руки. Тексты потешек заучивали наизусть и следили за произношением, интонацией, эмоциональностью. Пальчиковые игры начинали с уже знакомых потешек, которые они знают от мам и бабушек, такие как «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – белобока» и другие.

«Сорока – белобока – дети на ладошке «варят» кашу

Этому дала, – поочередно загибают пальцы с мизинца

А этому не дала! – показывают большой палец

Ты воды не носил, –грозят указательным пальцем большому пальцу

Тебе нет ничего! – разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, – сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» – указательным пальцем показывают на угол

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

Дождик, дождик, веселей

Исходная позиция: сидя или стоя.

Дождик, дождик, веселей! указательным пальцем правой руки стучать

по ладошке левой руки

Капли, капли не жалей. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу левой руки, начиная с мизинца и обратно

Только нас не замочи, указательным пальцем левой руки

стучать по ладошке правой руки.)

Зря в окошко не стучи. стучать указательным пальцем по каждому

пальцу правой руки, начиная с мизинца и обратно

Эти игры являются синтезом поэтического слова и движения. Здесь движение конкретизирует образ, а слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. При этом ребёнок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения и восприятия их на эмоциональном уровне. Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие («Улитка», «Паучок», «Кукла-неваляшка»). Другие достаточно велики («Замок», «Бабушка», «Дом»). Для правильного восприятия потешек требуется показ соответствующих действий, предметов, разъяснения, предварительная работа. Залогом успешной работы с детьми раннего возраста является неоднократное повторение одной и той же игры.

Хочется сказать и о пальчиковом театре, который мы сами смастерили для детей. Такие фигурки с легкостью размещаются на ладошке у ребёнка, которыми он сможет манипулировать.

Сказки увлекают детей и содержанием, и художественной формой. Прежде чем познакомить детей со сказкой мы знакомили их с отдельными персонажами и, только потом объединяли в сказку. Для этого в группе был оформлен пальчиковый театр, в котором разместились герои известных сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ознакомление с русскими народными сказками способствует обогащению речи детей, воспитанию интонационной выразительности.

Работа по развитию речи детей раннего возраста должна осуществляться совместно с родителями, тогда она будет наиболее успешной и плодотворной. Поэтому, мы проводим беседы и консультации для родителей об особенностях воспитания, обучения и развития детей раннего возраста. Подобрали консультационный материл для родителей –

«Играем пальчиками и развиваем речь», «Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков» и т.д. Оформили памятки для родителей: «Потешки для малышей», «Пальчикам не дам скучать – буду весело играть», «Играем вместе с мамой». Организовали мастер-класс по пальчиковым играм «Дружные пальчики», рассказали и показали, как можно сделать пальчиковый театр в домашних условиях.

Очень важно не упустить момент и помочь малышу развить основные речевые навыки, среди которых исключительно важную роль играет совершенствование моторики пальцев и кистей рук. Пальчиковые игры нравятся детям, дарят радость общения и несут ощутимую пользу.

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функции мозга ребенка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999.

2. Мастюкова Е. М. Детская рука (о развитии навыков письма) // Дошкольное воспитание. – 1976. – № 11.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. (Развитие мелкой моторики рук). М., 2001.

5. «Первые шаги» – приложение к журналу «Обруч» Из опыта работы Московских педагогов.

6. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: 2013.

7. Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. М., 1997.

8. Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков. Дошкольное воспитание. № 6, 2005.

Развитие речи детей раннего возраста посредством пальчиковых игр

В последние годы ученые отмечают снижение уровня развития речи у детей дошкольного возраста, это связано с повышением занятости родителей на работе, которые меньше уделяют внимания своим детям, меньше общаются с ними и друг с другом. Чаще всего коммуникативную функцию родителей выполняют различные развлекательные передачи в СМИ, это способствует тому, что дети меньше говорят, а больше слушают и смотрят.

Между тем ежегодно растущий объем знаний в образовательных учреждениях требует не механического запоминания материала, а осознанного восприятия. Качественное усвоение материала, успешность обучения зависит от уровня развития речи.

Именно в дошкольном возрасте происходит интенсивное усвоение всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, тем легче будет проходить образовательный процесс.

Отечественными учеными А.Н. Гвоздевым, И.Е. Исениной, Д.Б. Элькониным и другими доказана связь между речевой функций и общей двигательной активностью человека, а именно между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки. Доказано, что от нервных импульсов пальцев идет совершенствование речи.

Обычно дети, которые имеют высокий уровень развития мелкой моторики, обладают логическим мышлением, хорошей памятью, вниманием, связной речью. Развитие мелкой моторики руки оказывает положительное воздействие на формирование правильного произношения, темп речи, интонационное разнообразие, снимает психическое напряжение. Важность специального развития мелкой моторики заключается еще и в том, что современные игрушки, предметы быта сделаны максимально удобными, что не содействует развитию мелкой мускулатуры.

Цель исследования – теоретически обосновать значимость проведения занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр для развития речи.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, Л.В. Щербы, А.А. Пешковского, А.Н. Гвоздева, В.В. Виноградова, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Ф.А. Сохина. Нами использован комплекс методов, включающих анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, системный подход, формализацию, аксиоматический метод, сравнительный анализ, тестирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Первым важным этапом в образовании каждого человека является дошкольное образование. Дошкольное образование дает первоначальные навыки и умения, которые являются основой для дальнейшего развития человека, определяют успешность обучения в школе. В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, ребенок осознает свое место в мире, учится жить в обществе, взаимодействовать с людьми. В дошкольном образовании особое место отводится развитию речи, так как речь оказывает непосредственное влияние на успешную адаптацию в обществе ребенка, активизирует познавательные процессы, мышление.

Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей с целью влияния на развитие речи. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций.

В научной литературе существует несколько подходов, которые изучают развитие движений руки ребенка и взаимосвязь с другими компонентами развития. Этапы развития руки ученые изучают с рождения ребенка. Нас интересует период развития в младшем дошкольном возрасте, поэтому на этой проблеме мы остановимся подробнее.

Исследователи Л.Т. Журба, А.В. Запорожец считают, что на втором этапе развития (с трех лет) движения рук становятся более сложными, обнаруживается координация движений, что позволяет совершенствовать осознанное движение руки и пальцев. На этом этапе взрослые должны активизировать подвижность и тактильные ощущения рук ребенка. Взрослые могут делать массаж пальцам, использовать игры, потешки для массажа рук, показывать движения.

М.Ю. Кистяковская и А.И. Корват считают, что второй этап развития руки является одним из самых важных, на этом этапе определяется ведущая рука, ребенок способен длительно удерживать вложенный в руку предмет, непроизвольные движения переходят в произвольные [1]. На данном этапе, по мнению ученых, тоже необходима педагогическая организация движений рук ребенка, потому что роль движений руки выходит за границы физиологии, участвует в формировании характера. Важно наполнять занятия с детьми положительными эмоциями, что будет помогать заинтересовывать детей, а также позволит развить такие черты характера, как сосредоточенность, настойчивость в достижении результата, развить пространственные представления, совершенствовать координацию движений рук и прочее [1].

После трех лет происходит дальнейшее развитие произвольных движений руки, ощутимые изменения происходят в деятельности кисти и пальцев. Ребенок способен на выражение эмоций с помощью жестов, использует опосредованное звено при манипулировании предметами, может выполнять команды взрослых, игры в ладушки и подобные, способен осуществлять инструментальную деятельность.

В этом возрасте следует усиленно развивать мелкую мускулатуру пальцев: катать бусинки, собирать и перекладывать карандаши, пуговки, спички, зерна. Педагоги проводят разминки для мелкой мускулатуры рук, соответствующие упражнения, но эффективнее всего непродолжительные игры для пальцев, в которых следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [2].

Следует отметить, что в исследованиях ученых указано, что устная речь детей развивается в момент, когда движения рук достигают хорошей координации и точности. Например, электрофизиологические исследования показали: когда ребенок выполняет ритмические движения пальцами, происходит улучшение деятельности лобных и височных отделов головного мозга, в которых находятся области, отвечающие за речь человека. Скорость движения руки и скорость мышления и движения глаз находятся также во взаимосвязи.

Основываясь на этих исследованиях, педагоги проводят коррекцию речевого развития, когда это необходимо. Так, систематические упражнения и тренировки являются средством повышения работоспособности головного мозга, развивают мыслительные способности, память и внимание, а развитие речи зависит напрямую от степени развития мелкой мускулатуры пальцев.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма [3].

Пальчиковые упражнения условно делят на 3 группы: для кистей рук, для пальцев статические и динамические. Упражнения для кистей рук делятся в свою очередь на подражательные, упражнения для напряжения и расслабления мышц рук, закрепляющие положение пальцев в определенном положении на непродолжительное время [4].

Статические упражнения для пальцев совершенствуют полученные навыки, закрепляют, улучшают точность. Динамические упражнения улучшают координацию движений, развивают точность, быстроту, подвижность пальцев.

Рассмотрим формы развития мелкой мускулатуры рук. Они делятся на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относятся самомассаж рук и пальцев, пальчиковые игры с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, графические упражнения различного характера, графические диктанты, игры с различными предметами (бусами, бисером, песком, пластилином, тестом и прочее), игры с развивающими предметами (матрешки, мозаики, пазлы, вкладыши, кукольный театр).

К нетрадиционным мы относим самомассаж грецкими орехами, карандашами, пальчиковые игры с использованием природного материала, бытовых предметов.

Мы считаем наиболее эффективной и интересной формой развития мелкой мускулатуры пальцев пальчиковые игры, которые непосредственно служат для развития речевой функции и высшей мозговой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

В ходе исследования мы выделили несколько видов пальчиковых игр:

– непосредственно игры с пальчиками,

– пальчиковые игры с палочками, спичками,

– пальчиковые игры со скороговорками,

– пальчиковые игры со стихами,

– физминутки с пальчиковыми играми,

Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.

Часть пальчиковых игр разработана на материале устного народного творчества, которое во многих направлениях положительно сказывается на развитии детей. Такие игры содержательны, интересны, грамотны по дидактическому наполнению.

Использование пальчиковых игр началось с глубокой древности, пальчиковые игры в основном опираются на устное народное творчество, например с детства мы играем с детьми в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Гуси-гуси».

Примеры пальчиковых игр представлены в русской культуре и других культурах народов. В Китае популярность получили упражнения с мелкими и крупными металлическими и каменными шарами. Систематические занятия улучшают помимо речевых навыков работу сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, снимают эмоциональное напряжение, улучшают жизненный тонус. В Японии с той же целью используют упражнения с орехами.

Уместно и интересно на занятиях использовать пальчиковый театр. Дети тренируют память и получают много положительных эмоций, участвуя и смотря различные постановки. Существует несколько видов пальчикового театра: театр «топотушек», перчаточный театр, театр пальчиков, теневой театр и театр марионеток. Виды пальчикового театра представлены по мере усложнения постановок.

Самый простой вид – театр «топотушек», когда на детские пальчики надевается одежда для кукол и в результате постановки эти куклы совершают топающие движения на твердой основе: столе, парте, бумаге и подобном. Театр «топотушек» обычно используют в работе с младшими дошкольниками, начиная с работы с двумя пальцами на одной руке [5].

Интересен и доступен в младшем дошкольном возрасте перчаточный театр, он основан на использовании перчаточных кукол. С помощью перчаточных кукол дети могут разыгрывать простые сценки. С помощью этого вида развивается координация движений пальцев, кисти руки, ребенок тренируется в совершении различных действий, движений.

Театр пальчиков также можно использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, правда, не всем детям в этом возрасте доступна такая работа. В театре пальчиков постановки немного сложнее, чем в предыдущих видах, и разыгрываются они с помощью пальчиковых кукол. Чтобы получилась постановка, необходимо хорошо владеть рукой, динамикой движений, согласовывать движения с речью, иметь развитую зрительно-моторную координацию.

Яркий и зрелищный вид пальчикового театра – театр теней. С помощью тени дети учатся создавать различные фигуры и изображения, в этом помогает ширма и источник света. Так как для участия в данном театре необходимы развитые умения координации своих движений, соотнесение движений с тенью, использование обеих рук, мелкие движения кисти и пальцев, то обычно этот театр используют в среднем дошкольном возрасте.

Одну из сложных разновидностей пальчикового театра представляет театр марионеток. Куклами управляет кукловод, который с помощью специальных нитей управляет движениями кукол. Этот вид театра доступен в старшем дошкольном возрасте. В младшем дошкольном возрасте целесообразно приводить детей на показ небольших спектаклей, например в старшей группе. Дети с удовольствием посмотрят на спектакль театра теней или марионеток, они обязательно захотят повторить такое самостоятельно, будут практиковаться самостоятельно, попросят показать отдельные элементы театра. Это желание детей обязательно стоит поддерживать, развивать и укреплять.

При теоретическом исследовании педагогической литературы мы обнаружили интересный материал для пальчиковых игр, который представлен в пособии А.Е. Белой «Пальчиковые игры». Исследователь раскрыла дидактическую ценность пальчиковых игр, привела примеры использования различных пальчиковых игр на занятиях в дошкольных образовательных учреждениях. В книге более подробно рассмотрены занятия с пластилином, крупой, природным материалом, нитками, разнообразными конструкторами, цветной бумагой и картоном.

Мы считаем, что уместно на занятиях с младшими дошкольниками использовать для развития мелкой мускулатуры игры с математическими палочками, из них можно на плоскости выкладывать различные изображения. Для развития моторики рук и пальцев большое значение имеют пальчиковые игры со стихами, которые оказывают дополнительно и развивающее действие, например развивают память, речь, внимание, общение.

Пальчиковые игры необходимо включать в режимные моменты и использовать систематически, например при каждом умывании, одевании, подготовке к обеду, в различной деятельности.

Таким образом, пальчиковые игры в развитии младшего дошкольника играют важную роль, так как соответствуют возрастному развитию ребенка, интересны, не противоречат принципам педагогики. С помощью пальчиковых игр развивается мелкая мускулатура пальцев ребенка, что положительно сказывается на развитии речевых навыков, психических функций. Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями. Игры и упражнения способствуют приобретению силы, подвижности и гибкости мелкой мускулатуры рук, что впоследствии облегчит приобретение навыков письма.

В педагогической деятельности мы рекомендуем использовать различные виды пальчиковых игр, использовать теневой, пальчиковый театр, игры со шнуровкой, разные виды рисования, штриховки и раскрашивания, игры с предметами домашнего обихода, игры с нитками и узелками, собирание разрезных картинок и т.д. Занятия лучше начинать с ежедневного самомассажа кистей рук, пальцев, ладошек, предплечья, после этого целесообразно проводить комплекс движений, затем можно приступать к упражнениям в игровой форме, которые содействуют развитию тактильных ощущений и кинестетического восприятия. В группе рекомендуется организовать творческий уголок, в котором любой ребенок может взять необходимые материалы для рисования, изготовления поделок и заняться продуктивной деятельностью.

Заключение

В результате проведенного исследования анализа мы можем сделать выводы, что младший дошкольный возраст ребенка является новым жизненным этапом. Ребенок становится более самостоятельным, старается все делать без помощи взрослого, хотя еще многое в этом возрасте недоступно, проявляет личностные качества, личностную позицию, меняется его отношение к окружающему миру.

В младшем дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. В ней дети воплощают в жизнь результаты своих наблюдений за жизнью людей, постигают связи, взаимодействия, отношения людей друг с другом, виды общения. Помимо этого, развивается социальное восприятие, формируется образное мышление и воображение. Игра с самим собой меняется на игру вместе.

В младшем дошкольном возрасте речевому развитию характерна высокая активность, дети стремятся к общению, взаимодействию, взрослым кажется, что ребенок постоянно разговаривает. Одним из эффективных способов развития речи младших дошкольников являются пальчиковые игры. Учеными доказано, что развитие речи и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Руки являются специфическим органом с множеством разнообразных функций. Сопровождение пальчиковых упражнений и игр чтением стихотворений, потешек, приговорок делает речь ребенка более четкой, выразительной, совершенствует контроль ребенка за движениями [6].

Пальчиковые игры являются универсальными средствами, обычно они не требуют особых условий и особой подготовки, занимают немного времени, 2-3 минуты, предполагают активный безопасный контакт в группе, возможно использование языка жестов, существует постепенное усложнение двигательных и мыслительных задач.

Нам кажется необходимым продолжение исследований по данной проблеме, создание системы пальчиковых игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей, постепенного усложнения содержания игр.

Влияние пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего возраста

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как эти процессы связаны между собой?

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В.М. Бехтерова подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л.П.Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е.А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С.О.Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав тему “Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста”.

Создала информационный банк пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук. На начало года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Консультации для родителей, на которых объясняю, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков – машинки, конструкторы, у девочек – куклы.

Рекомендации родителям определяю в виде памяток, в которых убеждаю их давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.

Консультации “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста” “Пальчиковая гимнастика”.

“Практикум для родителей по теме: “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”.

Изготовила книжку – раздвижку “Пальчиковые игры”, которые обновляю по мере разучивания.

Выпустила памятку для родителей “Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников” (Приложение № 1)

С педагогами, специалистами МДОУ работаю в тесном взаимодействии, строю работу на основе педагогического сотрудничества, используя современные педагогические технологии:

Семинар-практикум “Коррекционно-развивающее влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста”

Практикум “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников” Памятка “Развитие мелкой моторики рук”. (Приложение № 2)

Основная работа проводится с детьми.

В начале года был разработан перспективный план пальчиковых игр (Приложение № 3), с интеграцией в другие виды деятельности.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения.

Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Малышам интересно раскручивать и закручивать крышки, разбирать предметы на части и собирать их снова. Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционных органов губ, языка, нижней челюсти.

К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась

Диагностика по развитию речи за период 2007-2009 гг. показала положительную динамику. Речевая активность детей повысилась на 25 % и составила 2,4 балла.

Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Опыт работы был представлен на семинаре-практикуме для родителей, на педагогическом совете в ДОУ, в рамках “Дня открытых дверей”.

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Быховец Любовь Александровна

Воспитатель, МДОУ д/с № 179 о.в, г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Быховец Л.А. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.02.2020).

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др.;
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом веселые стихи, которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. На основе исследований современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование создала картотеки пальчиковых игр, провожу кружок «Игралочка».

Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Перспективный план работы кружка «Игралочка»

Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Читайте также:  Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм
Ссылка на основную публикацию