Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

Малые фольклорные формы в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР (III-й уровень). Из опыта работы

Разделы: Логопедия

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Многозначность народного искусства для развития личности раскрыли еще такие видные педагоги как К. Д. Ушинский, В. Н. Сорока – Русинский. В защиту детского фольклора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие писатели. Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги: Усова Е.А., Тихеева Е.И., Водовозова Е.Н.. Аникин В.П. высоко оценивал роль колыбельных в музыкальном и речевом воспитании детей. Социально-бытовой аспект пословиц и поговорок раскрыли Адрианова–Перец В.И., Дмитриева Н.А., Лазутин С.Г., Чичепов В.И.. Илларионова Ю.Г. в своих исследованиях показывает нам богатые развивающие возможности загадки, рожденной в недрах народной смекалки, наблюдательности. Психологи Павлова Л.Н., Палагина Н.Н. столь высоко ценили активизированное воздействие малых фольклорных форм, что предлагали с их помощью решать проблемы социализации детей дошкольного возраста.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Но отсутствие системы, неумение подчинить работу целям развития и коррекции речи не позволяют добиться ожидаемых результатов в этом направлении. Исследование и описание в данной работе развивающих и коррекционных возможностей малых фольклорных форм поможет вовлечь педагогов в поиск новых методов коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими нарушениями речи.

Цель исследования: выявить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм.

Объект исследования – речевое развитие детей с ОНР (III уровень).

Предмет исследования – коррекция развития лексико-грамматических средств языка, развития самостоятельной развернутой фразовой речи, формирования произносительной стороны речи у детей с ОНР (III уровень) средствами малых форм фольклора.

Была выдвинута гипотеза о том, что использование малых фольклорных форм в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР(III уровня) способствует развитию лексико-грамматических средств языка, формированию произносительной стороны речи, развитию самостоятельной развернутой фразовой речи.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач: проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста и особенности развития речи детей с ОНР, определить основные методы и разработать методики использования малых форм фольклора в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, проследить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм в процессе экспериментальной работы.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы на практике использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, наблюдение, эксперимент, анкетирование родителей. Были рассмотрены методики коррекционно-логопедической работы по преодолению нарушений речи у детей с ОНР с помощью малых форм фольклора, приемы и формы работы, предложенные Н.С.Жуковой, В.П.Глуховым, Ю.Г.Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой, , О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Своеобразие психофизиологических особенностей дошкольников с ОНР заключается в недостаточной ориентировке в средствах языковой выразительности, в частом несоответствии выполняемых действий цели, в отсутствии в большинстве случаев самоконтроля, в несовершенстве регулирующей функции речи, в неумении применять имеющийся языковой опыт в аналогичных речевых ситуациях. Все это побуждает педагога использовать специальные упражнения, направленные на формирование когнитивно-речевой деятельности в процессе поэтапного усвоения фольклорного материала.

Малые фольклорные формы, вызванные к жизни, по выражению Г.Е.Виноградова, “педагогическими потребностями народа”, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность по сравнению с другими фольклорными жанрами, безвозвратно ушедшими в прошлое (эпос, обрядовая лирика).

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с OHР. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Для работы над развитием языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты малых фольклорных форм, в синтаксических конструкциях которых заложен потенциал параллельных, кольцевых построений, основанных на тождестве, сравнении или противопоставлении двух частей.

Для проверки эффективности разработанного методического комплекса, был проведен педагогический эксперимент, включающий три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный) на базе коррекционной логопедической группы (ОНР, III уровень) ДОУ №1 г. Липецка (сентябрь 2011 г.– май 2012 г.), результаты которого позволили обобщить опыт работы по данной проблеме.

Для изучения состояния речевого развития детей были использованы следующие методы: диагностика речевого развития с помощью серии заданий с использованием малых форм фольклора; наблюдение за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и бытовой деятельности в условиях ДОУ; изучение медико-педагогической документации; беседа с родителями, воспитателями и детьми.

В своем исследовании я опиралась на “Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей III уровня речевого развития”, разработанную Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, в которой раскрывается основное содержание логопедической работы с детьми: формирование и развитие лексико-грамматических средств языка, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, формирование произносительной стороны речи.

Прежде чем приступить к определению основных методов и форм использования малых фольклорных форм в развитии речевых умений у дошкольников с ОНР, я проанализировала ситуацию в группе. Меня интересовало, какой уровень развития речевых умений у детей и насколько они владеют малыми формами фольклора. Исходя из этого, мною была разработана диагностическая карта обследования речи с использованием фольклорного материала у детей с ОНР третьего уровня развития. Для этой цели были использованы приемы обследования речи детей с ОНР Р.Е.Левиной, Л,И,Ефименковой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, Н.С.Жуковой.
В Таблице представлены основные виды речевой деятельности детей с ОНР третьего уровня речевого развития, подлежащие обследованию.

Схема обследования речи детей с ОНР с помощью малых фольклорных форм

Основное содержание работы

Основные виды речевой деятельности, подлежащие обследованию

Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи

Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредствам малых фольклорных форм

Ольга Рейх
Развитие речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредствам малых фольклорных форм

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в самом положительном смысле для подрастающего поколения.

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь как высшая психическая функция является не только условием развития логической памяти, мышления, но и средством общения, управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Поэтому любое недоразвитие речи влечет за собой большие или меньшие изменения, как в познавательной, так и в потребностно-мотивационной сфере личности.

Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Сложность эта обусловлена, прежде всего тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л. С. Выготский).[1] Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, что подтверждается многочисленными исследованиями психолого-педагогического (Р. Е. Левина, С. С. Ляпидевский, С. А. Миронова, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, психолингвистического (В. К. Воробьева, В. А. Ковшиков, Р. И. Лалаева и др.) и медико-педагогического (О. Н. Исаев, В. В. Ковалев и др.) плана. Исследователи отмечают у дошкольников с ОНР неспособность к построению развернутого высказывания (В. К. Воробьева, Л. Р. Давидович и др., несформированность чувства языка (Р. Е. Левина, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности (Л. И. Белякова, Г. В. Гуровец, В. И. Лубовский, О. В. Усанова и др.).

Поиск новых форм логопедической работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. Языковедение, фольклористика, психолингвистика, в настоящее время активно перерабатывается в материал практического логопедического воздействия, которое направлено на развитие и перевод речи детей из одного качественного состояния в другое. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека.

В связи выше изложенным для преодоления имеющихся проблем целесообразно использовать в коррекционно-логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка. Поэтому мы считаем важным, познакомить детей с народным языком, детским фольклором и включить его во все направления коррекционной работы. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта: исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее.

Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития. Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет с OHP. Отбор коррекционно-развивающего фольклорного материала осуществляется в рамках изучаемых лексических тем с учетом активного и действенного познания детьми окружающего мира, уровня их речевого развития, а также тематического принципа и взаимосвязи разделов программы.

Подготовительная работа с текстами малых фольклорных форм начинается в предметно-практической деятельности детей с опорой на внешние действия, которые по мере развития переходят во внутренний план. На основе развития предметной деятельности расширяются знания о предметном мире, обогащается лексический арсенал, что способствует созданию конкретных коммуникативных и когнитивно-речевых ситуаций и приводит к самостоятельным открытиям языковых закономерностей. Обобщение и усвоение абстрактных речевых понятий в процессе работы с фольклорным материалом происходят естественным для ребенка путем.

Большое значение имеет специальная организация предметно-развивающей среды, создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров.

Для работы над развитием языковых средств у дошкольников с ОНР наиболее продуктивны тексты малых фольклорных форм, в синтаксических конструкциях которых заложен потенциал параллельных, кольцевых построений, основанных на тождестве, сравнении или противопоставлении двух частей.

Итогом коррекцинно-логопедической работы в данном направлении

являются следующие положительные результаты:

– расширились детские представления об окружающем их мире;

сформировались первоначальные знания о национальной культуре нашего народа, обогатился лексический запас новыми словами, оборотами и выражениями;

– речь детей стала более яркой, выразительной, эмоционально окрашенной;

-усилился самоконтроль за правильным звукопроизношением;

– улучшились разные виды связного высказывания, умение выразительно и

oбзорно излагать свoи мысли.

Таким образом, использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Кроме того, эта работа позволяет детям приобрести навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побуждает их к поискам образных речевых средств и к словотворчеству. Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет нам уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Список использованной литературы

1. Выготский Л. С. Собрание соч. Т.3: Проблемы развития психики/ под. ред. А. М. Матюшкина. – М. : Педагогика, 1983.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2000.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. – М. : Академия, 1999.

4. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей /Дошкольное воспитание. -1990.-№7

5. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М. : Просвещение, 1981. 10. Ушакова О. С. Развитие речи детей 4-7 лет /Дошкольное воспитание. -1995.-№1.-С. 59-66.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Читайте также:  Сценарий открытого тематического развлечения 'Как ослик счастье искал'

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья “Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. ” Введение: Общеизвестно,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством малых фольклорных форм

Гладышко Наталья Викторовна
учитель-логопед
Мухортова Марина Николаевна
Зорина Анна Владимировна
воспитатели
МДОУ «Детский сад № 24 с. Крутой Лог»
Белгородская область

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей – хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи детей на сегодняшний момент имеет особую значимость, т.к. современные дети в целом не очень умеют взаимодействовать между собой. Причин этому множество: большинство детей являются единственными в семье и привыкли к лидерству, они редко общаются с другими детьми вне стен дошкольных учреждений. Если раньше большую роль в формировании коммуникативных навыков играли дворы, в которых дети проводили много времени, играя и общаясь, то сейчас значительную часть времени дошкольники проводят у компьютера и телевизора. Высокая занятость родителей также не способствует общению с ребенком. От этого страдает и речь ребенка – она становится беднее, многие дети не могут сформулировать свои мысли. Ознакомление детей с устным народным творчеством и включение малых жанров фольклора (потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, пальчиковых игр) во все направления коррекционной работы по преодолению тяжелых нарушений речи предполагает комплексное воздействие на все стороны речевого дефекта:

  • исправление неправильного звукопроизношения,
  • развитие интонационной выразительности,
  • преодоление нарушений слоговой структуры слов,
  • лексико-грамматического строя,
  • развитие связной речи,
  • мелкой моторики рук.

Использование фольклорного материала может помочь сформировать правильное четкое произношение, разработать мышцы речевого аппарата, сделать речь ярче и образнее. Актуальной задачей речевого развития дошкольников с ТНР является и выработка дикции. Известно, что у детей не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Незаменимый материал для дикционных упражнений – пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Рассмотрим малые фольклорные формы, используемые в коррекционной работе.

Потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ТНР. Слово «потешить» означает позабавить, развлечь, рассмешить. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать, например, потешку про «заиньку», где однокоренными словами будут: зайка – заинька, серенький – серый. (Заинька попляши, серенький попляши, зайка, зайка попляши, серый, серый попляши). С помощью потешек можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Скороговорки (чистоговорки) – короткие стишки, незаметно обучающие детей правильной и частой речи. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает.

У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи.

На дворе – трава,

На траве – дрова,

Бублик, баранку, батон и буханку.

Пекарь из теста испек спозаранку.

Пословицы и поговорки, являются частью устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Часто используются педагогом на занятиях различные загадки. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи дошкольников с ТНР.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Для разнообразия и выбора ведущего в игре педагог использует считалки. Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.

Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Аты-баты – шли солдаты,

Аты-баты – на базар,

Аты-баты – что купили?

Аты-баты – сколько стоит?

Аты-баты – три рубля,

Аты-баты – кто выходит?

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Список литературы:

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, [1997. –240с.]
  2. Галанина Н.А. Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2008.-[ № 5. – С.32-37.]
  3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение,[2006. –127с.]

Использование малых фольклорных форм в коррекции звукопроизношения детей с тяжелыми нарушениями речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

«Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского

возраста и потому самый занимательный, чем тот,

который связан с детским бытом, с повседневной

жизнью, который возник, вырос и развился из

исканий высокой радости детской народной массы.

Это – детский фольклор»

С рождения человека окружает множество самых различных звуков, но речевые звуки служат ему как цель общения с другими людьми, как средство получения и передачи информации, как средство побуждения к действию.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.

Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так же важно заботится о современном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Сила красноречия ценилась людьми с античных времён. Ещё до нашей эры (V – IV века) наблюдался бурный расцвет ораторского искусства – это было время широкого подъёма политической и экономической жизни Древней Греции, расцвет её нации. Большой интерес представляют работы выдающегося мыслителя Аристотеля, который даёт глубокий анализ языка, стиля, построения речи ораторов. Он говорил : « Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели».

Первые реформы русского языка связаны с именем М, В. Ломоносова. Он понимал роль развития речи для культуры людей, « которые красоту языка знают и наблюдают».

Это небольшое историческое вступление мне понадобилось, чтобы подчеркнуть значимость изучаемой проблемы.

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя чувство языка, ребенок должен комбинировать языковые единицы и высказывание.

Во – первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Во – вторых, изменения ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребёнка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза:

Если в средней и старшей группе детского сада комплексно использовать специально подобранные малые фольклорные формы и развивающие упражнения (этого же плана), то можно добиться (достичь) видимых успехов в формировании правильного звукопроизношения у дошкольников.

В ходе исследования мною были использованы следующие методы:

Изучение психолого – педагогической литературы по проблеме развития речи дошкольников. Наблюдение за речевой деятельностью дошкольников. Опытно – экспериментальная проверка эффективности разработанных занятий с использованием малых форм фольклора. Обобщение собственного опыта работы.

Практическая значимость этого вопроса заключается в усовершенствовании методических приемов по коррекции звукопроизношения при помощи малых фольклорных форм.

В 4,5-5 лет ребёнок овладевает более точной координацией речевых движений. Однако артикуляционные движения ребёнка ещё несовершенны. Этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте совершенствуются, закрепляются основные речевые движения. Ребёнок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно.

Этапы формирования правильного звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи. Выделяются следующие этапы в формировании правильного звукопроизношения:

I этап – подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Если невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснения артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнениями детей.

III этап – закрепление и автоматизация звуков. Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

IV этап – дифференциация смешиваемых звуков. При дифференциации звука эффективен приём сравнения двух артикуляционных укладов и установления их различия.

Для решения этих задач я использую фронтальные формы работы – это фронтальные занятия, игры – драматизации, хороводы, дидактические игры, шутки – чистоговорки, загадки, скороговорки.

Активным приёмом являются хоровые и индивидуальные повторения, которые обеспечивают тренировку речедвигательного аппарата детей. Традиционны также приёмы, как оценка ответа или действия и исправления.

В процессе работы используются и наглядные приёмы. Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

Малые фольклорные жанры –

средства народной педагогики.

Славянские учёные, словом ФОЛЬКЛОР обозначают словесное искусство народа.

Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.

Один из видов фольклора меня особо интересующий- это детский фольклор.

І и песни взрослых, сочинённые специально для детей ( колыбельные, потешки, пестушки);

І и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский ( колядки, веснянки, заклички, игровые песни).

В детский фольклор включают также прибаутки, считалки, дразнилки, скороговорки, загадки, сказки.

Изучая особенности звукопроизношения, я провела эксперимент по теме: « Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

Эксперимент включал в себя:

Констатирующий эксперимент. Преобразующий эксперимент. Контрольный эксперимент.

В эксперименте участвовало 20 детей. Все дети здоровы, поведение организованное.

Цель констатируюущего эксперимента – выявить уровни сформированности звукопроизношения у детей средней группы.

Для этого я обследовала звукопроизношение у 20 детей. Для выявления уровня сформированности звукопроизношения я использовала методику, предложенную .

Я предлагала ребёнку следующие задания:

і Произнести звук изолированно.

і Произнести звук в слове.

і Продемонстрировать умение пользоваться поставленными звуками во фразовой речи и в самостоятельной.

Для обследования был подобран наглядный материал:

сюжетные картинки для обследования фразовой речи,

предметные картинки на определённые звуки и картинки, названия которых отличаются одним звуком (мишка – миска, мак – рак и т. п.)

По разделам обследования я заполнила таблицу звукопроизношения (табл. 1).

Речь детей оценивалась по трёх бальной системе.

Высокий уровень развития звуковой стороны речи – 3 балла.

Средний уровень развития звуковой стороны речи – 2 балла.

Низкий уровень развития звуковой стороны речи – 1 балл.

звуковой стороны речи

Уровень развития звуковой стороны речи

Правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и в произношении).

Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания.

Неустойчивость и недостаточная чёткость произношения и дифференциации звуков.

Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи и дыхания.

Результаты обследования показали:

– нарушение свистящих звуков отмечено у 4 детей,

– нарушение шипящих и свистящих звуков отмечено у 7 детей,

– нарушение шипящих и сонорных звуков, отсутствие их

дифференциации отмечено у 9 детей.

За основу взяла уровни сформированности звукопроизношения, разработанные .

1 уровень – низкий – нарушено более 4 звуков.

2 уровень – средний – нарушено от 1до 4 звуков.

3 уровень – высокий – сформированы все звуки.

После анализа полученных данных, мною были выявлены уровни сформированности звукопроизношения.

В начале эксперимента

Высокий уровень развития звуковой стороны речи – 0.

Средний уровень развития звуковой стороны речи – 55%(11 детей)

Низкий уровень развития звуковой стороны речи -45%( 9детей)

В коррекционной работе я использовала все этапы формирования правильного звукопроизношения: подготовительный, постановку звуков, автоматизацию и дифференциацию звуков. Мною были подобраны игры и упражнения для развития артикуляционного аппарат, речевого дыхания, слухового внимания. Для работы по автоматизации звуков подобрала и систематизировала речевой материал, используя малые формы фольклора в виде шуток, порицаний, наставлений. Использовала пословицы и поговорки относящиеся к еде и сну. Для развития речевого дыхания использовала игры и упражнения « Пузырь» , «Насос», « Два Мороза», « Капитаны» и т. д.

Используя в работе с детьми индивидуальные и коллективные занятия, я заметила, что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость уменьшается. Коллектив является для детей сильнейшим фактором взаимного влияния.

Читайте также:  Круглый стол для воспитателей

В своей работе я опиралась на взаимосвязь с родителями – беседы, групповые собрания, консультации. С помощью воспитателей подготовила и провела с детьми открытое занятие – праздник для родителей « В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей я приглашу», театрализованную сказку « Кошкин дом» и т. д.

По окончании обучения мною был проведен контрольный срез для определения эффективности проделанной работы.

Для уровня сформированности звукопроизношения я провела итоговое обследование.

Ребенку предлагались следующие задания:

і Произнести звук изолированно.

і Произнести звук в слове.

і Продемонстрировать умение пользоваться поставленными звуками во фразовой речи и в самостоятельной.

Проведя анализ констатирующего эксперимента и контрольного среза можно сказать, что количество детей на низком уровне сократилось до 1 ребенка ( 5%), на среднем до 8 детей ( 40%), а высокий уровень достигли 11 детей ( 55%).

В конце эксперимента

Педагогический коллектив группы достиг высоких результатов, поэтому мы продолжаем использовать детский фольклор в работе с набранными детьми.

Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражания, которые позволяют ребенку успешно овладевать родным языком, и являются на самом деле незаменимым в коррекционной работе.

Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

В кабинете, где я провожу занятия, есть всё необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как я принимаю их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому нужно найти свой ключик. Через народное творчество я учу детей играть, развивать чувство юмора и воображение, понимать образные выражения, небылицы, перевёртыши, загадки. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать умение слушать и слышать. Тогда дошкольниками откроется великая сила русского языка, народного слова.

«Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством малых фольклорных жанров»

Звуковая культура речи — это составная часть речевой культуры и нельзя недооценивать её значение. Она является необходимым компонентом как для воспитания полноценной личности ребёнка в целом, так и выступает необходимым условием для успешной подготовки к школе.

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Дошкольный возраст сенситивен для воспитания звуковой культуры. Это обусловлено рядом причин:

  • происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь.
  • происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Особую актуальность проблема формирования звуковой культуры речи приобретает в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Их системное недоразвитие речи затрагивает и звуковую культуру. Даже обучаясь в логопедической группе, дети получают коррекционную помощь на занятиях только в виде игр и упражнений по коррекции звукопроизношения, а развитие других компонентов звуковой культуры речи (темп, ритм, дыхание, голос) недостаточно.
Д.Б. Эльконин писал: «Овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса: формирование у ребенка восприятия звуков языка, или, как его называют, фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи».

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагог должен решать следующие задачи:

1. Воспитывать речевой слух детей.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Работать над речевым дыханием.

4. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.

5. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.

6. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука,
а также снова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.

7. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

8. Формировать нормальный темп речи.

9. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Для решения этих задач требуется поиск новых универсальных средств. Таковым, на мой взгляд, является использование малых фольклорных жанров в развитии звуковой культуры речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики, выразительности и эмоциональности. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, в том числе и для развития звуковой культуры речи.
И детям и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, скороговорки, которые в житейском обиходе принято считать пустой забавой. А ведь без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержится, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве. Рассмотрим некоторые из них.
Колыбельные песни. Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать» язык ребенка на русский лад.

Считалка. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.
Загадки. Они обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о переносном значении слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Излюбленной словесной игрой детей остаётся скороговорка. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Игра заключается не только в подборе труднопроизносимых звукосочетаний, но и в путанице, в постоянной перестановке звуков и созвучий, которые как бы бегут по фразе от начала к концу, повторяя друг друга и в чем-то меняясь. Следующая удивительная особенность скороговорок – ее сложная ритмика. Каждый звук, звукосочетание и слово в скороговорке подчиняется ритму, и создают ритм.

Потешки также являются одной из форм малого фольклорного жанра. Это небольшие стишки, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. Повторяющиеся звукосочетания способствуют речевому развитию, в том числе и развитию звуковой стороны речи не только у младенцев, но и у детей старшего дошкольного возраста.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. А. П. Усова утверждает: «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности». На прогулке, во время игр, в ходе занятий эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Например, использование в работе с детьми потешки, как малой формы фольклора, будет способствовать не только общему развитию речи, но и формированию звуковой культуры речи.

Учитывая психологические особенности детей с общим недоразвитием речи, потешки должны способствовать созданию эмоционального, телесного и словесного взаимодействия взрослого и ребенка. А это в свою очередь будет способствовать положительному опыту общения, речевой активности, но в особой мере ¾ формированию речедвигательных навыков, памяти, эмоциональности и интонационной выразительности речи детей ¾ логопатов.

Учитывая низкий уровень просодических компонентов звуковой культуры речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи, потешки будут являться одним из универсальных средств для развития темпа, ритма, выразительности, дикции. Они знакомы детям с детства, легко запоминаются, имеют четкий ритмический рисунок, слова имеют простую слоговую структуру. Потешки эмоционально близки и понятны ребенку, в них сообщается о привычных событиях и явлениях. Дети с радостью демонстрируют их окружающим, используют в своих играх. Многократные выразительные повторы потешек развивают артикуляционный, дыхательный аппарат и способствуют закреплению поставленных звуков, а так же дифференциации звуков схожих по артикуляции. Таким образом, развивается четкая дикция.

Потешки с музыкальным сопровождением будут способствовать упорядочиванию темпа речи. Использование потешек в качестве пальчиковых игр развивает мелкую моторику, сочетанное звуковое произнесение с двигательным сопровождением способствует формированию межполушарных связей, развитию речедвигательного центра. При подготовке к занятиям можно всегда найти подходящий лексический материал из потешек, благодаря тому разнообразию этого фольклорного жанра, накопленному народом за многие века.

Потешки можно сопровождать презентациями, импровизировать с музыкальным сопровождением, что привлечет новый интерес детей к уже знакомому материалу, а значит, лучше закрепится лексический материал в памяти ребенка. Если относиться к педагогическому и коррекционному процессу творчески, можно с успехом использовать потешки и на занятиях по обучениию грамоте. Например, давая задания детям двух команд выбрать из потешки «Сороки» слова со звуками С и Сь. Хорошо усвоив потешку, дети с удовольствием придумают продолжение ей, соблюдая заданный ритм. Потешки можно использовать на фронтальных занятиях в виде пальчиковых игр, физкультминуток, логоритмических упражнений, игр – драматизаций. Они гармонично вписываются в структуру занятия и, несомненно, способствуют развитию звуковой культуры речи.

Для решения коррекционных и педагогических задач можно обыграть любую потешку. Многообразие потешек представляет большие возможности для использования их практически на каждом занятии. Главное, желание педагога разумно оптимизировать педагогический процесс, творчески подходить к решению коррекционных задач. Следует отметить, что на индивидуальных занятиях потешки тоже могут иметь место. Использование их снимает напряженность в отношениях с логопедом, внесет разнообразие в монотонную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков и будет, несомненно, способствовать быстрой и устойчивой коррекции речевых нарушений. А при использовании потешек, прибауток во время логопедического массажа, ребенок лучше расслабляется и эффект от массажа достигается легче и быстрее. Если дозированно и обоснованно использовать формы малого фольклорного жанра в коррекционной работе с детьми общим недоразвитием речи, то процесс развития звуковой культуры речи будет протекать планомерно, успешно и интересно.

Список использованных источников:

1. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. – М .,1988.

2. Усова А.П. Обучение в детском саду. – М., 1981.

3. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т./АПИ СССР.-М.:Педагогика, 1988.К.Д. Ушинский.

4. Эльконин Д. Б., Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста. «Известия АПН РСФСР», вып. 64, 1955.

Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ

Рубрика: Педагогика

Дата публикации: 05.04.2020 2020-04-05

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Федотова, О. А. Малые формы фольклора в системе речевого развития у детей старшего дошкольного возраста на занятиях в ДОУ / О. А. Федотова, А. О. Родионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 14 (304). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/304/68501/ (дата обращения: 07.01.2021).

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора. Это потешки, прибаутки, колыбельные песни, пестушки, заклички, приговорки, дразнилки, молчанки, перевертыши, переклички, считалки, пословицы, поговорки, сказки и др.

Все эти формы погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка — сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Знакомство с фольклорными произведениями разных жанров способствует интеллектуальному развитию дошкольников, активизации словаря детей, формированию у них образности речи, умения правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

Использование устного творчества (детского фольклора) позволяет в легкой непринужденной форме обогащать активный словарь ребенка. Детский фольклор способствует легкому установлению с ребенком эмоционального контакта, эмоционального общения. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые. Они забавляют ребенка и в то же время способствуют развитию активной речи детей.

Главное направление развития речи у детей 4–5 лет — это формирование контекстной речи. На пятом году жизни происходят заметные изменения в основании способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, вызывает положительные эмоции, способствует запоминанию текста, расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя помочь им в этом.

В старшем дошкольном возрасте ко всему перечисленному добавляются частушки, шутки, прибаутки, пословицы, перевертыши, считалки, драматизация сказок, театрализованные игры. Дети могут устраивать своими силами концерты для малышей. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается десять — пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра — драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям — малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т. д.

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т. п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Читайте также:  Конспект Мягкий знак на конце и в середине слова

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезно организовать:

  1. Игры — драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам «Кто сказал мяу?» В. Сутеева и др.
  2. Сюжетно-ролевые игры по мотивам фольклорных и литературных произведений.
  3. Разыгрывание театрализованных представлений.
  4. Включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа (перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы, логические связи, а не редко и начало предложений).
  5. «Ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. При письме также замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания.
  6. Игры-хороводы.

В работе с детьми дошкольного возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умение понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимым помощником являются малые формы фольклора. И чем раньше соприкасается с ними человек, тем лучше.

Чистоговорки и скороговорки готовят ребенка к правильному использованию в дальнейшем интонационных средств выразительности: смена силы голоса, темпа речи, в зависимости содержания высказывания (произносить громко, тихо, шепотом; быстро, умеренно, медленно), т. е. развивают голосовой аппарат.

Упражнения и игры со стихотворными текстами, считалки способствуют развитию фонематического слуха, помогают детям легче преодолевать трудности произношения звука — слоговых сочетаний.

Забавные песенки-потешки создают благоприятный эмоциональный фон, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание, улавливать ритм речи, учат разговорной речи (большинство из них построено на диалогах).

Современные исследователи подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики помогают игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаем, развиваем творческую фантазию образную речь, воспитывает художественный вкус.

Чем разнообразней, красочнее, образнее речь тех, кто общается с ребенком, тем больший интерес она вызывает у него, чем более своевременно помогут ему овладеть правильным произношением звуков, тем совершеннее станет его речь и вместе с тем более, будут развиваться мышление малыша. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения произведений народного творчества позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Значительная роль в решении задач образовательного процесса дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Кроме того, детский фольклор выступает одним из средств активизации речи детей.

Применение фольклора на занятиях в ДОУ должно способствовать развитию и улучшению диалогической речи дошкольников, ее грамматического строя, эмоциональному и интонационному обогащению речи детей, а также совершенствованию звуковой культуры речи.

  1. Алексеева, Н.В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5–2. — С. 263–264.
  2. Архипенко, Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников [Текст]// Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 1–4.
  3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст]/ Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  4. Иванова, А.И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников [Текст]// Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4–5. — С. 630–635.
  5. Щемерова, Н.Н., Агеева, С. В. Интеллектуально-речевое развитие старших дошкольников в процессе ознакомления с фольклором [Текст]// Контентус. — 2015. — № 3. — С. 7–12.

Причины неуспеваемости учащихся. Организация работы с неуспевающими.
статья на тему

Неуспеваемость – извечная «головная боль» преподавателей, одна из основных проблем учебного процессаа.

Нельзя сказать, что проблема неуспеваемости – это проблема, появившаяся на современном этапе.

Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагогики и психологи.

Один из американских психологов дал образное сравнение всей массы детей со стаей птиц, летящих на юг осенью: в середине сплошная туча птиц, впереди и сзади сплошная масса редеет.

Впереди – успевающие, сзади – отстающие, неуспевающие.

Каковы же причины неуспеваемости и как организовать работу с неуспевающими учащимися? Об этом материал данной статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Причины неуспеваемости учащихся. Организация работы с неуспевающими.55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Причины неуспеваемости. Работа с неуспевающими учащимися.

Что такое неуспеваемость? Неуспеваемость – отставание в учении, при котором учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне за отведённое время знаниями, предусмотренными учебной программой.

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Вопреки распространённому мнению неуспеваемость учащихся далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей.

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Что можно отнести к внешним причинам? 1)В первую очередь социальные причины, т.е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. «Целенаправленная работа учебного заведения по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий». (В.С. Цетлин) К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

2)К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и т.д.).

3)Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т.д. Во времена активной воспитательной работы, эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т.к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).

2. Несовершенство учебного процесса.

3. Отрицательное влияние семьи, улицы.

Ну а каковы же внутренние причины неуспеваемости? 1) Одной из самых главных причин на сегодняшний день становятся дефекты здоровья учащизся, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый новорожденный Санкт-Петербурга имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента своего рождения. Безусловно, все это необходимо учитывать при организации учебного процесса. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

2)К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства учащихся.

3) К внутренним причинам следует отнести проблему отсутствия мотивации учения: у учащегося неправильно сформировавшееся отношение к учению, он не понимает его общественную значимости и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

4)И, наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т.к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли”.

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

1. Дефекты здоровья современных учащихся.

2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие.

3. Отсутствие мотивации к учению.

4. Слабое развитие волевой организации учащегося.

Таким образом, в реальной жизни учащегося переплетается целый ряд причин. И дело не только в нежелании учиться, а гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

В глазах преподавателей, как правило, все неуспевающие учащиеся на одно лицо. Это и порождает целый ряд проблем: нет индивидуального подхода, используются совершенно нерациональные методы работы с учащимися.

По мнению психолога Н.И. Мурачковского, можно выделить определенные типы неуспевающих учеников. В основу своего деления на типы, автор положил два показателя : особенности мыслительной деятельности и направленность личности ребенка, его отношение к учению. Различное сочетание этих показателей привело к следующим результатам.

Типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на наш взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учащихся независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко преподаватель оставляет после уроков учащихся из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим учащимся нужна разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к учебным занятиям не готовятся. Но почему сюда же попали учащиеся из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример. После уроков преподаватель оставляет учащихся с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах преподаватель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что преподаватель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи – как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учащимися.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д. Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей данных учащихся в учебное заведение бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Учебное заведение они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям преподавателя относятся отрицательно. Об учащихся этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. Как не грустно, таких учащихся становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология. У каждого учащегося есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Преподавателю необходимо найти эту сферу жизни учащегося, и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

Работа с неуспевающими детьми.

Но жизнь показывает, что не знаем мы таких стопроцентных успешных приёмов работы, чтобы научить всех. Неуспевающие были, есть и будут. Как же работать с неуспевающими?

1. Педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий.

2. Педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.

3. Педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной образовании это дополнительные занятия. На Западе – группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные преподаватели, посещение занятий обязательно.

4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учащимися должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей учащегося.

А если какие-нибудь профилактические меры предупреждения неуспеваемости?

На разных этапах урока преподаватель должен делать следующие акценты в обучении:

В процессе контроля за подготовленностью уч-ся:

  1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у уч-ся наибольшие затруднения
  2. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учащимися в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для учебной группы и концентрировать внимание на их устранении.
  3. Контролировать усвоение материала учащимися, пропустившими предыдущие учебные занятия
  4. По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков уч-ся, выявлять причины отставания

При изложении нового материала:

  1. Обязательно проверять в ходе учебного занятия степень понимания уч-ся основных элементов излагаемого материала
  2. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала
  3. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний
  4. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем уч-ся активно усваивать материал

В ходе самостоятельной работы уч-ся на учебном занятии:

  1. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта.
  2. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к преподавателю при затруднениях в сам. работе.
  3. Умело оказывать помощь учащимся в работе, всемерно развивать их самостоятельность.
  4. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль

При организации самостоятельной работы вне класса:

  1. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.
  2. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.
  3. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения дом.работы, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими уч-ся
  4. Согласовывать объем дом. Заданий с другими преподавателями, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся

Итак, меры предупреждения неуспеваемости учащихся можно свести к следующему:

1. Всесторонее повышать эффективности каждого учебного занятия

2.Формировать познавательный интерес учащихся и положительные мотивовы

3. Реализовывать индивидуальный подход к уч-ся.

4. Разработать специальную систему домашних заданий.

5.Усилить работу с родителями.

6.Привлечь ученический актив к борьбе по повышению ответственности учащихся за учение.

Ссылка на основную публикацию