Развитие речевой активности детей в процессе разных видов деятельности

Альманах педагога

Автор: Ляпунова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ “Теремок”
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
Тема: “Развитие речевой активности детей дошкольного возраста”
Дата публикации: 24.06.2017
Раздел: дошкольное образование

«Развитие речевой активности детей

Цель: формировать представления воспитателей о возможностях развития

речевой активности детей дошкольного возраста,

развивать умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы по

познавательно-речевому развитию дошкольников;

создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных

форм и методов работы с детьми.

Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка,

поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не

только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога,

работающего с детьми дошкольного возраста.

Воспитатели задают детям образцы правильной литературной речи:

– наша речь должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически

– в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

формула речевого этикета:

какие из этого будут последствия.

– Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому

контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка

убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым

«материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он

слышал не только правильную, но и вежливую речь.

Сегодня проблема развития речевой активности детей стоит перед

педагогами особо остро. Достаточно широко обсуждаются методы и приёмы,

средства и условия для развития речевой активности детей.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как

непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти

методы направлены на накопление содержания речи.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной

наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание

картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются

для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова,

обучения связной речи

Словесные методы : это чтение и рассказывание художественных

произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа,

рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах

используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин,

рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких

детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и

их совершенствование. К практическим методам относятся различные

дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры. Они

используются для решения всех речевых задач.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания

ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую

среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой

носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог –

образец речевой культуры. При этом для педагога развитие речи детей – одна из

важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не

цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании.

Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия,

сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и

протекает в различных формах. Перечислим основные.

Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с

правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону.

Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или

ребенка, где ребенок может проявить речевую активность

Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры.

Речевое поведение ребенка в сюжетно- ролевых и театрализованных

играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

Труд: трудовые и речевые действия.

Досуг. Пение.Праздники и развлечения как эффективная форма обучения

Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития

дошкольников является игра.

Игра – ведущая деятельность, в процессе которой возникают психические

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности

Игра – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и

В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит,

Игры и игровые упражнения активизируют речь детей

Игра – одно из самых действенных средств познавательно-речевого развития

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок

получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания

об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти

единомышленников по интересам.

Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Назовите виды игр. (ответы )

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла

обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире,

способствуют развитию речевого диалога.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе,

поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание

и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает

знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок

научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления

по общим признакам.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности,

расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в

решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для

старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть

проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше,

использование моделей, мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи,

позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную

информацию. Применение моделей, мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение

Типичные ошибки в работе педагога:

– педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую

практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребенку подумать, торопятся

ответить сами или наоборот “вытягивают” ответ. Важно обеспечивать речевую

активность всех детей;

– у детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая

активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно

приучать детей слушать и понимать речь, обращенную ко всем, слышать педагога с

первого раза. Не следует повторять один и тот же вопрос несколько раз;

-очень часто педагоги требуют от ребенка только “полных” ответов. Ответы детей

могут быть и краткими, и развернутыми. Характер ответа зависит от вопроса:

репродуктивный вопрос, поисковый вопрос или проблемный.

-педагоги запрещают разговаривать во время лепки, рисования, выполнения

А для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи

утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет

важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы

становится слепком его деятельности, берет на себя ее самые существенные

моменты. На основании такой речи-сопровождения потом окажется возможным

«составление рассказа» о прошедших событиях, в которых ребенок не

участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая

составляет важную часть умственных операций. Значит, не стоит останавливать

речь малышей, сопровождающую их действия.

Надо прислушаться: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и

начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия.

Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутреннее,

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность,

Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в

деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на

свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства.

Таким образом, речевая активность – это дидактический принцип, требующий

от педагога таких методов и форм организации занятий по развитию речи,

и н и ц и а т и в н о с т и ,

самостоятельности, привлечению детей к самостоятельному поиску решения

обосновывать свои суждения.

Практикум «Проверьте свою грамотность».

Разделение педагогов на две команды.

Упражнение для педагогов “Подарок”

– Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый

по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет или

действие и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю,

цветок , духи, конфета,

показать человека, получившего радостное известие;

когда навстречу несётся громадная собака; как вы надуваете воздушный шар;

как вы вдеваете в иголку нить; как идёт человек, у которого ботинки не его

Задание 2. «Игровой тест на определение знаний, умений и навыков

1. Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать

вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи?

(пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта,

4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией.

5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

6.С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

диалогической речи? (2 младшая группа)

7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей

монологической речи? (старшая группа)

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда – тоже леопард (Африка).

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот – золотой рот (Германия)

/Слова – серебро, а молчание – золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

/Язык до Киева доведет/

Задание 4. “На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!”

1.Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат).

2.В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш).

3.Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? Ответ: петух

4.Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? Белка

5.Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? Бабочка

6.Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что. кит? корова

11.Кружевную паутину сплел искусно. Буратино? паук

7.Меж коряг устроил домик шар колючий – добрый… гномик? ёж

8. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить

цапля, если встанет на две ноги? 3 кг

9. Группа живущих вместе близких родственников. (Семья).

10.Как далеко в лес может забежать заяц? Ответ: до середины. Дальше он уже

выбегает из леса.

11.Куда идет цыпленок, переходя дорогу? Ответ: на другую сторону дороги.

12.Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Когда дверь открыта.

Задание 5. Говорун

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях

скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты.

– Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в

– Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не

-Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто при товарищах товарищу товарищ,

А тот, товарищи, товарищу товарищ,

Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание 6. “Родственные (однокоренные) слова”.

Задние: Игрокам предлагается назвать однокоренные слова

Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок,

Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки,

7. «Проверьте свою грамотность».

Необходимо проставить в словах ударение.

8.Исправьте ошибки в предложениях:

1.Ложи тетрадь на стол. (клади)

2.Ихняя картина была прекрасна. (их)

3.Я хочу правильно одеть брюки. (надеть)

4.Я сегодня побежду. (сумею победить или одержу победу)

5. Я должна сегодня придти на встречу. (прийти)

Развитие речи через разные виды деятельности в свете ФГОС дошкольного образования
статья по развитию речи на тему

Развитие речи через разные виды деятельности

в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Трудовая деятельность

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Познавательно-исследовательская

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Музыкальная деятельность

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

Читайте также:  Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-музыки

– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Игровая

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

Скачать:

ВложениеРазмер
razvitie_rechi_fgos.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи через разные виды деятельности

в свете ФГОС дошкольного образования.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.

ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Художественно-эстетическое развитие
  4. Физическое развитие
  5. Речевое развитие

Образовательная область «Речевое развитие» включает;

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является:

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности:

  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная
  • Музыкально-художественная
  • Чтение
  • Игровая

Развитие речи и коммуникативная деятельность.

Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.

В этом нам помогут игры, направленные на развитие навыков общения

« Кто к нам пришел?», « Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Да-да и нет-нет», «Найди себе пару», « Поздоровайся !», «Нужно делать так!», « Подари улыбку другу», «Узнай по голосу»

Можно посмотреть картотеку «Развитие навыков общения», где представлены эти и другие игры.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей, формируется доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности

Продуктивная (художественная) деятельность

Развивает понимание речи, учит выполнять инструкции, помогает оречевлять свою деятельность. После занятия например по рисованию, можно обговорить работу, описать её, придумать рассказ об объекте.

Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

– культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

– формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

– развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Восприятие художественной литературы

Дети, увлекаясь мультиками и сериалами, усваивая их далеко не литературный, поверхностный язык и стиль изложения, дети формируют, таким образом, свою речь. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т.д.

Таким образом у детей будет формируется умение слышать, понимать речь, обогащаться словарный запас, развиваться монологическая речь и интонационная её сторона , выразительность.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) . Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх , дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

В процессе строительно-конструктивных игр , дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.

В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Показать значимость развития кистевой моторики у детей.Познакомить с метода.

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Перед современным педагогом дошкольного образовательного учреждения стоят задачи, связанные с повышением уровня развития ребенка; формированием нравственных качеств личности, взглядов и убеждени.

Выступление на методическом объединении.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.В федеральном государственн.

Развитие речи в разных видах детской деятельности

Дата публикации: 22.02.2019 2019-02-22

Статья просмотрена: 757 раз

Библиографическое описание:

Сулимова Т. С. Развитие речи в разных видах детской деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 189-192. — URL https://moluch.ru/archive/246/56658/ (дата обращения: 28.02.2020).

В исследовании проанализирована проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности. Приведены критерии и уровни, по которым диагностировался уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста. Предложены рекомендации по развитию речи.

Ключевые слова: дошкольники, старший возраст, уровень развития речи.

Актуальность. Анализ литературных источников по проблеме развития речи дошкольников, как самостоятельной проблемы педагогики, предоставляет возможность констатировать, что на сегодняшний день эта проблема является наиболее актуальной. Речевое развитие ребенка — это составляющая и показатель общего психического развития человека [2, с.36]. Развитие речи детей имеет большую социальную значимость. На основании изложенного, видится актуальным изучение аспектов развития речи дошкольников в различных видах деятельности.

Понимание речи окружающих и личная активная речь сопровождает все виды деятельности ребенка. От уровня развития речи ребенка зависит успешность обеспечения целей его коммуникации с другими участниками взаимодействия [4, с.16].

Развитие речи происходит постепенно путем подражания социальному опыту общества при включении ребенка во взаимодействие с окружающим его миром. Процесс присвоения общественного опыта в детстве происходит путем присвоения «культурных форм психики» в общении со взрослыми и сверстниками при включении в доступный самостоятельный вид деятельности — игру.

Изобразительная деятельность является одной из ведущей деятельности дошкольников [1, с.69]. В процессе изобразительной деятельности активно работает воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления, ребенок учится преодолевать трудности, познает окружающий мир, ищет выход из проблемной ситуации, совершенствуется речь, формируются моральные качества личности.

Технология работы со сказками в своей сущности является, с одной стороны, технологически простой по схемам и моделям, а с другой — оставляет достаточное пространство для воплощения новых идей, замыслов, конструкций при организации совместной деятельности воспитателя и детей, базируется на принципах активности, партнерства, в формате субъект-субъектных отношений между участниками.

Ученые отмечают структурирование таких компонентов развития речи в театрализованной деятельности:

− речевая компетенция как одна из ключевых базисных характеристик личности, которая проявляет готовность и способность личности адекватно и уместно применять язык в конкретных ситуациях (выражать свои мысли, используя для этого как речевые, так и интонационные средства выразительности);

− развитие речи — целенаправленное формирование у детей определенных речевых навыков и умений (правильного звукопроизношения, отбора я слов, использование слов в соответствующих грамматических формах и т. п.), которые обеспечивают функционирование речи в соответствии с языковыми нормами.

− обучение языку — процесс формирования на основе элементарных знаний и представлений о языке и речи языковой компетенции и развитие чутья языка [3, с.74].

Итак, речевое развитие ребенка должно быть комплексным и должно происходить в контексте общего развития культурной личности.

Практическое исследование проводилось на базе ДОУ «Ландыш» с. Новошешминск. В эксперименте участвовали 20 детей подготовительной группы, разделенные нами на 2 группы по 10 человек — экспериментальную и контрольную.

Были выделены следующие критерии: когнитивно-обогатительный критерий с показателями:

− знакомство детей с различными видами искусства;

− знакомство детей с материалом для изобразительной деятельности.

Коммуникативно-воспроизводственный критерий с показателями:

− умение объяснить процесс выполнения будущей изобразительной деятельности;

− умение составлять связный рассказ по содержанию своего рисунка или изделия (описание, рассказ);

− умение использовать в связном рассказе образные выражения, пословицы.

Креативно-продуктивный критерий с показателями:

− умение планировать и объяснять будущую изобразительную деятельность по собственному замыслу;

− умение составлять творческие рассказы в связи со своим рисунком;

− умение использовать знакомые художественные тексты в творческих рассказах по своим рисункам.

Оценочно-рефлексивный критерий с показателями:

− умение анализировать, оценивать результаты своей работы с использованием соответствующей лексики;

− умение анализировать и оценивать работы своих сверстников с использованием соответствующей лексики;

− умение обосновывать свои оценочные суждения [5, с.93].

На основании определенных критериев и показателей были определены уровни развития связной речи детей в изобразительной деятельности: высокий, достаточный, удовлетворительный и низкий.

К каждому показателю по каждому критерию были подобраны диагностические задачи. Задача выполнялись каждым ребенком группы старшей возрастной группы индивидуально. Полученные результаты представлены в таблице № 1.

Уровни развития связной речи детей старшего дошкольного возраста визобразительной деятельности

«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельность»

Вероника Тупик
«Речевое развитие дошкольников через различные виды деятельность»

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве происходит зарождение личности. Осознавая свое «я» (мой пол, мой возраст, мои интересы, способности, мои отношения со сверстниками и взрослыми, мои стремления, ребенок начинает самоутверждаться «Я сам!», воздействовать на ситуацию, активно вступать в отношения «я и другие». Устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром.

Также именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

Важно, чтобы каждый ребенок с детства научился содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Великие педагоги и психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Г. А. Фомичева, К. Д. Ушинский отмечали, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познания окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее его отношения со взрослыми и сверстниками.

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия успешного его последующего обучения.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, родителей и педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Познавательно-исследовательская деятельность детей поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Целью познавательно – речевого развития ребёнка является:

• всестороннее развитие личности ребенка;

• приобщение к человеческим ценностям;

• формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности;

– способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

– обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

– поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

– взаимодействие родителей с детьми в исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Направления в организации познавательно-речевого развития ребёнка:

Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в семье, детском саду воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.

Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.

Для того, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями необходимо:

• создание проблемной ситуации;

• дети высказывают предположение о том, что они будут изучать;

• в беседе со взрослыми, дети открывают для себя новые знания;

• дети определяют правильность своих предположений;

• дети объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя познавательно – исследовательскую деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл – познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

1. Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

2. Строительно-конструктивные игры.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

3. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т. к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, активизируется его речь.

4. Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для дошкольников.

Главное достоинство экспериментов и игр-экспериментирований заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.

В заключении, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности.

Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.

Консультация по теме «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» «Развитие коммуникативных навыков дошкольников через музыкальную деятельность» Ни для кого не секрет, что умение общаться с людьми является.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Опыт работы «Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность» 2.0 Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность 2.1 Опыт работы Работу по развитию у детей элементарных.

Педагогический совет. Самореализация и развитие речи детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности Доклад «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» Аналитические отчеты педагогов по работе.

План по самообразованию «Развитие речевой активности у детей 3–4 лет через различные виды деятельности» «Я чувствую себя в праве сказать: Да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, Которые вы добывали.

Планирование и фотоотчет «Речевое развитие младших дошкольников через знакомство с фольклорными формами» В наши дни произведения устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают.

Развитие речи младших дошкольников через театрализованную деятельность Сопроводительный текст к презентации. Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги, гости! Слайд №1 Мой педагогический стаж не так велик.

Проект «Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников» Тема педагогического проекта Развитие логического мышления через игровую деятельность у дошкольников Воспитатель МАДОУ Детский сад №21 “Золотая.

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность .

Развитие связной речи старших дошкольников через изобразительную деятельность с применением ИКТ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Речь.

Речевая активность детей

Речевая активность детей зависит от того, как устроена окружающая среда его жизни. Из какого иллюстративного материала, из каких игрушек, из какого оборудования и из каких пособий она состоит. Она зависит и от того, каков развивающий потенциал в играх, как они располагаются, доступны ли они для того, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную деятельность.

Оборудование в группах нужно размещать таким образом, чтобы воспитатель мог легко подходить ко всем детям во время занятий и игр.

Формирующая речевая среда

Формирующая речевая среда дает большие возможности для речевого развития.

Детям можно предлагать самостоятельно рассматривать картинки, игрушки, книги, рассказывать им об этих предметах, а также о разных событиях. С помощью поручений можно давать детям возможность общаться с ровесниками и со взрослыми. Для того, чтобы развивать инициативную речь, нужно предоставить детям возможность самостоятельно рассказать о предметах из ближнего окружения. Также нужно подсказывать детям образцы обращения к взрослым.

Также обсудим игры и игровые упражнения.

Игра как средство речевой активности

Игра – это первая ступенька воспитательного процесса. Игра формирует язык. Язык при этом организует игру. Характером игры определяются речевые функции, средства общения и содержания. Слово для детей – это часть действительности. Из слов вытекает, насколько важно стимулировать деятельность детей и формировать их язык.

Для этого необходимо грамотно организовать игровое пространство, предоставить детям подходящие игрушки и предметы, которые позволят питать деятельность детей, обогащать запас определенных представлений и формировать их язык. Упражнения и игры дают положительный результат только в тех случаях, когда воспитатель представляет, какие именно задачи решаются в процессе их проведении и каковы особенности организации игр в раннем детстве.

Специфика дидактических игр

Дидактические игры содержат в себе все структурные компоненты, которые характерны для игровой деятельности дошкольников. Но проявляются они в другой форме, так как их роль носит воспитательный и обучающий характер.

Дидактическая задача делает игру нацеленной на обучение, направляет ее содержание на формирование познавательной деятельности ребят. В отличие от прямой задачи во время занятий дидактическая игра побуждает ребенку самому ставить перед собой игровую задачу.

Чтобы формировать у детей способность внимательно слушать, а также усваивать последовательность событий в сюжете, свободно ориентироваться в услышанном чтении, представлять литературных персонажей, нужно внедрять в занятия специальные упражнения и проблемные ситуации.

К примеру, воспитатель должен читать отрывок из сказки и спрашивать: «Вы согласны с тем, что эта песня должна принадлежать волку, а не козе? Почему вы так считаете?». Или же можно спросить детей: «Как вы думаете, это лиса из сказки про лису, петуха и зайца? Почему?»

Когда дети отвечают на подобные вопросы и объясняют, почему у них такая точка зрения, им приходится воспринимать текст и представлять определенные образы.

Во время обучения детей средствам выразительности, нужно использовать любимые и знакомые для них сказки, которые бы вмещали в себя весь комплекс выразительных языковых средств, представляли бы детям возможность естественным образом познакомиться с богатой культурой родного языка.

Более того, использование сказок дает возможность обучить детей использовать разнообразные выразительные средства в их комплексе.

Сначала фрагменты из сказок используются в качестве упражнений. К примеру, дети должны проситься в теремок подобно медведю и лягушке, после чего педагог должен спрашивать, кто из них имеет более похожую манеру или голос на этих персонажей.

Более подробно остановится на том, как применяются в процессе обучения дидактические игры по формированию речи младших дошкольников.

Предметные игры в развитии речи

Игры с игрушками или предметами используются для того, чтобы формировать тактильные ощущения, манипулировать разными игрушками и предметами, формировать творческое мышление и воображение. Когда дети знакомятся с разными частями тела, я стараюсь провести игру «Олины помощники». В этой игре ребята не только знакомятся с разными частями тела, но и учатся образовывать множественное число у глаголов.

Играя в «Что это за предмет?», дошкольники учатся правильно называть предметы. Дети достают из мешочка предметы и называют их. Подобным образом проводится игра «Разноцветный сундучок».

Дети должны достать картинку из сундучка и назвать то, что на ней нарисовано.

Чтобы закрепить приобретенные знания и четкое звукопроизношение, я применяю игру «Волшебный кубик». Дети бросают кубики так, чтобы те крутились. Затем дети изображают то, что выпадает на верхней грани и стараются произнести подходящий звук.

Чтобы сравнить предметы по размеру, мы предлагаем детям находить для трех медведей каждому свою тарелочку.

Чтобы дети запоминали специфические особенности разных животных и птиц, проводится игра «Чья это шубка?».

Словесные игры и развитие речевой активности

Словесные игры строятся на словах и практических действиях с игрушками. Эти игры позволяют развивать память, учат ребенка использовать диалогическую речь, формируют их внимание и желание ясно выражать свои мысли.

Педагог старается активизировать, закрепить и расширить лексический словарь детей. Для этого используются игры, которые помогают детям четко и правильно произносить разные звуки.

Настолько-печатные игры

Эти игры позволяют расширить детский кругозор, формируют их внимание и сообразительность, помогают им ориентироваться в меняющихся игровых условиях, учат их предвидеть результаты своих действий.

Принимая участие в игре, дети проявляют выдержку, стараются строго придерживаться правил и доставляют детям много радости. Для этого проводятся игры с подбором картинок, с собиранием разрезных кубиков и картинок, с нахождением похожих предметов и с забавными человечками.

Эти игры помогают детям сравнивать предметы, находить среди них одинаковые, закреплять знания о фигурах, о цветах, сравнивать предметы на иллюстрациях с определенными предметами.

Чтобы активизировать бытовой словарь детей, нужно организовывать игры с дидактической куклой.

Занятие как стимулирование речевой активности

Важной формой педагогического процесса в детском саду становятся занятия. Они позволяют конкретизировать и уточнить детские знания, которые они получают на практике и которые они получали, когда действовали с предметами из своего окружения.

В младших группах дошкольники еще не могли заниматься в коллективе, не относили к себе речь, которая была бы обращена ко всей группе, не могли слушать товарищей. Большим раздражителем, которые был способен привлекать детское внимание, становится речь педагога.

В этих группах нужно широко использовать наглядность, эмоциональные приемы обучения, сюрпризные и игровые моменты. Перед дошкольниками нельзя ставить учебную задачу. Занятия должны быть оформлены в индивидуальные и групповые формы.

Структура занятий должна быть простой и не требовать от дошкольников индивидуальных ответов. На вопросы воспитателей должны отвечать те, кто захотят или же вся группа одновременно. Общение детей в этом возрасте носит ситуативный характер, часто инициируется взрослыми. Оно обычно кратковременное и неустойчивое.

При этом появляется новый вид общения со взрослыми – это познавательное общение, которое обычно включается в совместную деятельность, а затем и в самостоятельную.

Речевая активность на интегрированных занятиях

Интегрированные занятия – это объединение разных типов деятельности, что вызывает у детей интерес и помогает им снять перенапряжение, разгрузить детей, переключив их на разные типы деятельности. Обычные занятия могут способствовать формированию речи, расширять детский кругозор, помогают развивать гармонически и интеллектуально развитую личность.

Интегрированные занятия позволяют ребенку получить возможность использовать свои творческие способности. Дети сочиняют и фантазируют, размышляют, познают особенности своего родного языка.

Ряд обстоятельств определяют значение занятий для обучения родному языку и формирования речи:

  1. обучение во время занятий дает возможность выполнять все программные задачи планомерно, систематически и последовательно;
  2. во время занятий детское внимание можно целенаправленно фиксировать на конкретных языковых явлениях, которые могут постепенно стать предметом осознания;
  3. целый ряд речевых навыков и умений, которые составляют основу языковой способности, развиваются лишь в специальных условиях обучения;
  4. во время занятий кроме воздействия преподавателя на детскую речь осуществляется взаимное воздействие на речь детей друг у друга.

Также в игровой форме можно активно обогащать лексический словарь детей, формировать у них грамматическую речевую структуру и коммуникативные умения. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, рассказывать о чем-то.

Также у дошкольников формируется познавательная активность, ведь задания и вопросы требуют от них активизации существующего речевого опыта и использования его в реальной жизни.

Обогащение словаря и лексического запаса

Развитие словаря осуществляется при помощи разных предметов.

Формировать способность находить предметы по размеру, цвету и по названию. Также нужно обогащать названия предметов быта и игрушек, детенышей и домашних животных. Формировать способность понимать обобщенные слова, обращать внимание детей на похожие по значению слова. Также нужно называть существенные детали предметов, детенышей и домашних животных.

Для формирования лексического запаса у младших дошкольников используются разнообразные приемы и методы обучения.

Для того, чтобы обогатить словарь, используются наблюдения, рассматриваются игрушки и картины, проводятся игры-беседы, чередуются игровые и речевые действия.

Чтобы уточнить и активизировать словарь, необходимо использовать игры, рассматривать картинки, рассказывать по картинкам, организовывать практическое и чувственное восприятие, проводить речевые упражнения и ситуации для употребления разучиваемых словосочетаний и слов. Также нужно использовать приемы эмоционального воздействие: сюрпризность, динамику действий, элементы драматизации.

Чтобы развивать понимание значения слов, нужно применять лексические упражнения, активизировать прилагательные, существительные и глаголы, внедрять широкий спектр наглядных материалов – игрушек и картин. Большое значение в этом играет речь самого воспитателя, являющаяся важнейшим источником обогащения речи ребенка.

Чтобы дети осваивали обобщающие понятия, необходимо играть, подбирать предметы из одной родовой принадлежности.

Речевая культура дошкольника

Звуковая речевая культура очень важна для речевого развития младшего дошкольника.

Нужно упражнять детей в том, чтобы произносить изолированные гласные и согласные. Нужно формировать артикуляционный аппарат. Нужно развивать способность использовать высоту и силу голоса. Нужно развивать способность отчетливо произносить фразы и слова. Нужно развивать артикуляцию звуков. Нужно учить детей говорить спокойно и использовать естественную интонацию.

Грамматический речевой строй способствует построению более правильных высказываний дошкольников.

Нужно учить детей согласовывать существительные и местоимения, применять в речи разные предлоги. Нужно учить детей получать распространенные предложения из простого нераспространенного. Нужно вводить дополнения, определения, обстоятельства. Нужно учить детей составлять предложения из однородных членов. Нужно активно пользоваться в речи предлогами.

Формирование связной речи посредством фольклора

Связная речь способствует эффективному общению дошкольников с окружающими.

Нужно помогать детям отвечать как на простые, так и на сложные вопросы. Нужно учить их задавать вопросы, формировать у них инициативную речь. Нужно развивать способность вести диалог с детьми, со взрослыми, с педагогами.

Один из главных источников развития выразительности речи детей – это фольклорные произведения и другие устные произведения народного творчества.

Фольклор обладает огромным эстетическим, познавательным и воспитательным значением, ведь он позволяет расширить детские знания об окружающей действительности, формирует способности тонко чувствовать художественность, ритм и мелодику родного языка.

Фольклор – это одно из ярких речевых средств, который таит в себе большие дидактические возможности.

Использование устного народного творчества возможно лишь в том случае, если широко включать в жизнь младших дошкольников словесное фольклорное творчество.

Детям нужно каждый день читать новые или уже знакомые художественные произведения. Также для чтения подходят разные хрестоматии и книги, специально опубликованные для младших дошкольников.

Во многих литературных сборниках находятся произведения, позволяющие делать обобщения с детьми за тот или иной временной отрезок режимного момента: во время приема пищи или умывания, во время отхода ко сну или в игре, на прогулках и других мероприятиях. Также используются разного рода шуточные стихи. К примеру, произведения Маршака.

Во время прогулки дети показывают, как могут шагать большие ноги и бегать маленькие ножки. Потешки позволяют малышам рассказать о том, как у них прошли выходные и праздничные дни, кто побывал в гостях у бабушек, чем их угощала бабушка и как встречала.

Исходя из всего этого, знакомство дошкольников с произведениями фольклора позволяет формировать их речь, обогащать и пополнять их словарный запас.

Обращение к знакомым фольклорным жанрам позволяет обеспечить результативность развития самостоятельной речи у дошкольников.

Применение всех доступных для детей русских фольклорных жанров в процессе развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста дает возможность детям приобретать необходимые навыки и умения, чтобы использовать их в процессе речевого общения, в сюжетных и театрализованных играх.

Для младших дошкольников это прежде всего заклички, загадки, потешки и сказки.

В устном народном творчестве, хранятся специфические особенности русского народа, которые вмещают в себя нравственные ценности, представления людей о храбрости, красоте, верности и правде, а также о добре.

Все это можно встретить в русских народных произведениях. Именно сказки становятся хорошим материалом для обучения младших дошкольников формированию речи.

Персонажи сказок знакомы для детей, их черты характера выражаются ярко, их мотивы поступков очень понятны. Сказочный язык невероятно богат и выразителен, он наполнен образными сравнениями, содержит в себе простые формы прямой речи. Это дает возможность вовлекать детей в активную речевую деятельность.

Таким образом, если создать формирующую среду, если чередовать обучение и игры, внедрить игровые упражнения – все это позволяет поддерживать детское внимание, повышает их речевую активность, вызывает стремление у детей обобщать. Учитывая это, можно сделать вывод, что создание педагогических условий обладает важным значением для развития речи младших дошкольников.

Развитие речи – процесс сложный, творческий.

Шаблон в развитии речи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку только вред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных методических методов и собственных речевых упражнений ребенка.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной .

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Организация познавательно-речевого развития

Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления :

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитие любознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая игра претерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игре дети по ходу развертывания сюжета, передающего какое — либо событие, управляют действиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов. Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры со сверстниками либо по какой — то причине ограничен в контактах с ними. В этой игре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем что будет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг с другом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет. В ней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица, сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит. В этой игре, как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая по данному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Учитывая, актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждого ребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскую технологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”, построенная на использовании групповых и индивидуальных детских исследовательских проектов: исследовательско-игровых, творческо-исследовательских, информационно-исследовательских, практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решение исследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Принципы работы

принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.

принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;

активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.

В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.

Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные–наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические–упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты–особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления–доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Ссылка на основную публикацию