Развитие пассивного и активного словаря у детей с ФФНР с применением инновационных технологий в логопедии

ФФНР в современной логопедии: что это за диагноз?

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д.

Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Слово. Слоговой анализ и синтез слов.
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
temaslovo._slogovoy_analiz_i_sintez_slov.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово. Слоговой анализ и синтез слов.

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

  • закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;
  • отработать навык выделения гласных звуков из слов;
  • развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;
  • учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;
  • активизировать словарный запас учащихся.
  • развивать слуховое восприятие и навыки запоминания слов;
  • развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать стремление к результату деятельности;
  • воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.
  • использовать элементы двигательной активности;

I. Организационный момент.

Логопед: картинка Гнома

Здравствуйте, ребята!
Что придумал гномик нам,
Догадайтесь по слогам?
Сядет тот, кто назовет и запишет слоги на доске.
В каждом слове первый слог.
призы – при;
ключик – клю;
черепаха – че;
ниточка – ни;
ящерица –я.. Отработка навыка деления слова на слоги.

II. Постановка цели занятия.

1. Закрепление понятий слог, слово. Отработка навыка деления слова на слоги.

Логопед: Перед нами части слов. Отработка навыка деления слова на слоги.

Кто сложить их все готов?
Без них прожить никак нельзя,
Они как добрые друзья!
Всегда утешат, подбодрят,
Без исключенья всех ребят!

Сколько слогов в слове при-клю-че-ни-я? – 5;

А сколько гласных букв в этом слове? – 5.

Совместно формулируем правило, записываем на доске и в тетради.

Примеры определения количества слогов.

III. Основная часть.

1. Работа в тетради. Уточнение гласных. Определение количества слогов в слове. Активизация словаря. (Карточки) поезда

Мы на поезде поедем,
Всех друзей с собой возьмем.
По вагонам всех рассадим,
Место каждому найдем! Отработка навыков определения количества слогов в словах.

Если в названии картинки один слог, посади героя в первый вагон (одно окно), два слога – во второй (два окна).

Лиса, кукушка, жук, слон, цыпленок, щенок, белка.

2. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

На пути у нас слова,
Сразу их понять нельзя.
Слоги мы перевернем
И у слова смысл найдем.
У меня в руках ки-ру,
Я порядок изменю (меняем карточки со слогами) – руки.
Ка-ут, тух-пе, га-кни, жа-лу, ник-чай, тел-дя

Определение последовательности слогов в словах. Записываем в тетрадь

Делаем вывод о необходимости соблюдать порядок слогов в слове.

3. Развитие фонематического слуха. Обогащение словарного запаса. Работа над обобщением.

Подскажи словечко.
Каша, катер, ежевика –
Слог ты общий назови-ка.
Повтори слова пока.
Ну, конечно- это “КА”.
Собираем урожай,
С “КА” слова ты начинай!
– Здесь весною было пусто,
Летом выросла . КАПУСТА;
– Собираем мы в лукошко
Очень крупную . КАРТОШКУ;
– Тише, деточка, не плачь,
Я куплю тебе . КАЛАЧ;
– Вот пищит малютка-мышь,
“Растрепался мой”. КАМЫШ.
– Вот зеленый толстячок,
Крупный гладкий . КАБАЧОК;
– Юркнула лягушка в грязь,
А над ней проплыл . КАРАСЬ.

Слайд 9. Картинки: капуста, картошка, калач, камыш, кабачок, карась.

Какие слова не относятся к сбору урожая (не овощи).

Руки выше поднимите

И тихонько опустите

Разверните их как крылья

И вперёд чтоб ровно было

Громко хлопните ребятки

И садитесь всё в порядке.

А теперь мы поиграем,
Слог от слова отличаем.
Слово смысл в себе несет,
Слог в составе лишь идет.

Что длиннее, больше слог или слово? – слово – руки в стороны, слог короткий – руки вперед. Слушайте то, что я скажу. Покажите, слог это или слово.

НО, БЫ, НОС, СА, ИТ, КОТ, СЫР, КРА, ЛИ, ДОМ

5. Чтение слов со сложной слоговой структурой.

Отработка навыка слияния слогов. Развитие зрительной координации.

Тренировка слухоречевой памяти

Логопед: слоги связаны ниточкой дружбы. Прочтите слова, назовите количество слогов.

6. Упражнение в словообразовании и словоизменении. Грамматическая работа.

Преобразование слов путем наращивания слоговой структуры. Работа в тетради.

Cлоги – маленькие феи,
Превратить слова сумели.

Слон один и слог один, назовите ласково – слоник – 2 слога, если их стало много- слоники – 3 слога. Запишите цепочку в тетрадь, подчеркните гласные буквы, поделите на слоги. Слон-слоник-слоники, Дом-домик-домики. Стол-столик-столики;

7. Работа над связной речью.

Совершенствование навыка определения позиции слога в слове.

Развитие слухоречевой памяти.

Pечь моя текла, как речка,
Но рассыпалось словечко,
По порядку разложи слоги в слове
Раз,два,три.
Если черточка одна,
В слове первой стать должна.

  • Мы совершили увлекательную гул про ку.
  • Я приготовила для вас дар по ки.
  • Молчун принес волшебный даш ран ка.
  • Весельчак нарисовал для всех ны кар ти.

IV. Подведение итога занятия.

За правильный ответ дети получают наклейку с изображением гномов.

-какое правило помогает определить количество слогов в слове?

– если в слове 1 гласный звук, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– если в слове 2 гласных звука, сколько в слове слогов?

– в слове 2 слога, сколько в слове гласных звуков?

– в слове 1 слог, сколько в нем гласных звуков?

Логопед: мы отлично потрудились, надеюсь, вам понравилось наше занятие? Спасибо, до свидания.

Конспект логопедического занятия на развитие слогового анализа и синтеза

Цель логопедического занятия «Спасение Белоснежки» — формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода.

Герои сказки Гримм – гномы, спасая Белоснежку, попадают в различные ситуации. Дети помогают гномам, выполняя по ходу занятия различные игровые задания, направленные на развитие навыков слогового анализа и синтеза.

В игровой форме дети повторяют понятие «слог», учатся подбирать картинку к заданной схеме, делить слова на слоги, преобразовывать односложные слова в двухсложные и трехсложные.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы. Тема: «Спасение Белоснежки» (развитие слогового анализа и синтеза)

Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода.

I. Образовательные задачи:

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах.
  2. Уточнить понятие «слог».
  3. Продолжать учить детей подбирать картинку к заданной слоговой схеме, делить слова на слоги.
  4. Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

II. Развивающие задачи:

  1. Развивать словесно-логическое мышление, внимание, воображение.
  2. Развивать координацию движений, мелкую моторику.
  3. Развивать у детей смекалку, сообразительность.

III. Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
  2. Воспитывать чувство взаимопомощи, сотрадания.
  • на занятиях воспитателя (чтение сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», игры для развития мелкой моторики «Завяжи узелок»).
  • наглядные (картинки с изображением Белоснежки и гномов, таблица слогов, схемы слогов);
  • словесные (беседа, вопросы, загадки);
  • практические (игры-пантомимы, игра (Завяжи узелок).

Оборудование: столы стулья по количеству детей, картинка с изображением Белоснежки, семи гномов, злой волшебницы, слоговая таблица, схемы слов из одного, двух, трех слогов (по количеству детей), предметные картинки с наличием в названии 1, 2, 3 сложных слов (по количеству детей), нитки для вязания толстые (шерсть, мохер) длинной 25 см. на каждого ребенка, загадки, музыка.

Ход занятия

I.​ Организационный момент.

– Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»?

– Попробуйте, изобразите гнома Весельчака? Какое у него было лицо? Покажите выражение лица гнома Ворчуна. Изобразите гнома Соню?

– Вы, наверное, уже догадались, кто у нас в гостях?

II. Сообщение темы занятия.

– Сегодня гномы очень грустные. Злая волшебница Мази околдовала Белоснежку, и теперь она (Белоснежка) навечно застыла во дворце злой волшебницы.

– На помощь к ней спешат ее верные гномы, но, чтобы помочь Белоснежке гномы должны выполнить различные задания.

– Ребята, злая волшебница Мази живет в далекой стране и там все слоги перепутаны, нам предстоит делить слова на слоги, составлять слова из слогов. Готовы? Тогда вперед.

I. Основная часть.

– Ребята, самый маленький гном Глупыш забыл, что такое слог, давайте ему поможем.

(Дети вспоминают, что слог – это часть слова, состоит из одного, двух и более звуков).

– Посмотрите внимательно на слоговую таблицу и назовите слоги, состоящие из двух букв.

СНО А ТА У ШУ ЛА

КИ РЫ ЮР ПА И ПА

– Гном Ворчун весь изворчался, что не знает, как обозначать слоги. Давайте ему покажем, как мы это делаем.

– Чем мы обозначаем слоги? (полосочками).

– У вас на столах лежат схемы слогов и картинки, подберите к каждой схеме картинку.

– Следующий гном был Чихун. Он так чихнул, что некоторые слоги из слов разлетелись в разные стороны. Давайте их соберем. Игра «Договори словечко» (с использованием предметных картинок). Ребенок добавляет слог и называет свою картинку.

Раке…(та) мимо…(за) сапо….(ги)
Моне…(та) клю….(чи) кома…(ры)
Ли…(са) меду…(за) ча…(сы)

– Покажите, как гномы отправились спасать Белоснежку.

– Как ходит, сгорбившись, злая колдунья?

– Как может ходить Белоснежка?

– На пути у наших гномов стоят высокие горы. Чтобы забраться на них гном Драчун придумал сделать веревочную лестницу.

– У вас на столах лежат веревочки, и мы поможем гномам сделать лестницу.

– А гном Умница взялся за решение еще более сложной задачи, чтобы сделать лестницу длинной, он придумал превратить односложное слово в двусложное, а двусложное в трехсложное.

Дети завязывают столько узелков на веревочке, сколько слогов в слове.

Ключ – ключи – ключики
Час – часы — часики
Кот – коты – котики
Зуб – зубы — зубики

– Лестница готова можно подниматься вверх!

– Молодцы! Вот мы и поднялись на веревочных лестницах на гору и достигли страны, где живет злая Волшебница. Только здесь так темно и холодно, все птицы заколдованы.

– Гном Соня заснул и совсем позабыл, что нужно расколдовать птиц.

– Давайте поможем Соне.

В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик, не робей!
Я бывалый…(воробей).

Любо-дорого взглянуть,
Птичка — красненькая грудь!
Дом родной ее Сибирь,
Как зовут ее? (Снегирь)

Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит …(сова).

– Назовите птиц, которых мы расколдовали?

– Какие это птицы?

– Теперь птицы расколдованы, но чтобы разрушить чары злой волшебницы Мази, нужно переставить слоги местами и прочитать новые слова.

КА – ЧАЙ (ЧАЙКА)
НА – СОС (СОСНА)
НА – ВЕС (ВЕСНА)
КА – БАН (БАНКА)

– Злая волшебница еще не потеряла своей власти, злодейские чары разрушаться, если вы угадаете её имя, переставив слоги местами.

– Молодцы! Белоснежка спасена, а гном Весельчак дарит вам свою улыбку!

Наталья Валерьевна Шишлянникова,
учитель-логопед I кв. категории,
МБДОУ Детский сад «Санаторный»,
г. Абакан, республики Хакасия

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Шмакова Елена
Конспект логопедического занятия в 3 классе «Слоговой анализ и синтез слов»

Конспект логопедического занятия в 3 классе

Тема: “Слоговой анализ и синтез слов

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.

• закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;

• развивать умения определять количество и последовательность слогов в словах;

• учить дифференцировать слова различной слоговой структуры;

• активизировать словарный запас учащихся.

• развивать звуковое восприятие и навыки запоминания слов;

• развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

• развивать зрительно-моторную координацию.

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать стремление к результату деятельности;

• воспитывать интерес к получению знаний путем повышения мотивации.

Оборудование: доска, карточки с заданиями, предметные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Звуки чётко произносим.

Буквы правильно читаем.

Пишем их старательно.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Как вы думаете, чтобы правильно писать, что нужно уметь?

• Правильно писать буквы.

• Четко произносить звуки.

• Проговаривать слова по слогам.

Логопед: Сегодня будем учиться делить слова на слоги, определять количество и последовательность слогов в словах, а так же записыватьсловасостоящие из нескольких слогов, четко их проговаривая.

III. Основная часть

1. Позиционный анализ и синтез слов.

Логопед:Внимательно послушайте и определите:

– первый звук в словах «кот», «уха», «сок».

-последний звук в словах «пар», «дом», «лак».

Логопед: Отгадайте, какую картину нарисовал художник?

Узнаем её название,если правильно назовем и запишем:

• первый звук в названии предмета, изображенного на картинке (предъявляется картинка с изображением очков, запишем на доске соответствующую букву;О

• первый звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением весов)

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением дома)

• последний звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением плаща); Щ

• второй звук и букву по картинке (предъявляется картинка с изображением кита). И

Логопед: Прочитаем составленное слово. (ОВОЩИ.)

Предъявляется картинка с изображением овощей.

Задание: В слове «овощи» определите количество гласных и соответственно слогов.Повторяем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников».

2. Определение количества слогов в слове.

Игра «Кто быстрее соберёт?»

На доске предметные картинки: репа, морковь, помидор, тыква, капуста, огурец, свёкла. Один ученик выбирает картинки, в названии которых два слога, а другой – картинки с трехсложными словами. Кто быстрее и правильнее выберет картинки, тот победил. Проводится коллективная проверка.

3. Выделение первого слога в слове.

Задание «Найди первый слог»

Логопед:Прочитайте названия овощей. Выделите в каждом слове первый слог и запишите в тетрадь.

На доске предъявляется запись слов:

ПОМИДОР, РЕДИСКА, БАКЛАЖАН, МОРКОВЬ, КАПУСТА, ЦУКИНИ, КАРТОФЕЛЬ.

Отдохнем немножко – разотрем ладошки.

Чтобы лучше слушать, растираем уши.

Разотрем теперь и лоб, чтобы лучше думать мог.

4. Выделение лишнего слога в слове.

Задание «Найди лишний слог»

Логопед: Слоги решили пошалить и забрались не в свои слова. Давайте найдём лишний слог в каждом слове и запишем слова правильно.

На доске предъявляется запись слов:

(чеснок, репа, тыква, перец, огурец, свекла)

Что общего во всех этих словах? (Это овощи).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением (упражнение с мячом-ёжиком) Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук. Движения соответствуют тексту

5. Работа с деформированными словами. Определение порядка слогов в слове.

Задание «Расшифруй слова»

Логопед: Расшифруйте названия овощей, переставив слоги местами. Соедините расшифровки с правильно написанными словами.

На доске предъявляется запись слов:

IV. Подведение итога занятия.

Логопед: Чему мы учились на занятии?

-Какое правило помогает определить количество слогов в слове?

– Работа над каким заданием вам особенно понравилась?

Конец занятия.

1. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008. -32 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).

Фотоотчет «Индивидуальное занятие «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить.

Конспект логопедического занятия во 2 классе по теме «Дифференциация согласных [Г]-[К]» Конспект логопедического занятия по теме “Дифференциация согласных “Г-К”. 2-й класс Учитель-логопед Никанорова С. Н. Цели занятия:.

Конспект логопедического занятия в 3 классе «Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры» Конспект группового логопедического занятия Звуко-буквенный анализ слов сложной слоговой структуры Цель: развивать навык звуко-буквенного.

Конспект логопедического занятия во 2 классе «Словосочетание. Управление» Тема: «Словосочетание» Цель: составление словосочетаний в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлогов Задачи:.

Конспект логопедического занятия «Буква Е. Чтение и печатание слов с данной буквой» Конспект по логопедическому занятию по теме : Буква Е. Цель: Буква Е. Чтение и печатание слов с данной буквой. Закрепить слияние букв в.

Конспект внеклассного логопедического занятия во 2 классе квест-игра «Словесный лабиринт» МАОУ СОШ № 62 г. Краснодар Конспект внеклассного логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза.

Конспект занятия для детей старшей группы с ТНР Тема: Звуко-буквенный анализ слов Тема:Звуко-буквенный анализ слов. Транспонирование. Цель: Развитие фонематического восприятия. Задачи: 1. Учить детей транспонировать слова,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги. Воспитатель Хдошоянц Л. Т. ГБДОУ.

Опыт работы «Фонетический анализ и синтез слов» Развитие фонетического анализа и синтеза Учитывая сложность форм фонетического анализа и синтеза слов логопедическая работа начинается в.

Звуко-буквенный анализ и синтез как основа формирования навыка чтения. Использование нетрадиционных пособий МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ- ДЕТСКИЙ САД №11 г. МЕЛЕНКИ, ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МАСТЕР – КЛАСС Тема: Звуко-буквенный.

Конспект логопедического занятия на развитие слогового анализа и синтеза

Дефектология Проф

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: Конспект этого логопедического занятия можно использовать для детей подготовительной группы, так и детям первого класса.

Статья:

Тема: Слоговой анализ и синтез слов.

Цели:

– Закреплять практическое умение детей дифференцировать слог и слово, развивать слоговой анализ и синтез, фонематический слух через умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок.

– Активизировать словарь, внимание, мыслительную деятельность, эмоционально- волевую сферу.

– Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки, интерес к сказке и осознанное отношение к материалу.

Оборудование: Картина – маршрут с изображением героев сказки А.А. Милна « Винни Пух и все-все-все»; картинки с изображением Унылой поляны и школы; плакат с ошибками; песня из мультфильма; раздаточный материал у детей; конверты с заданиями; тетради, ручки, карандаши.

Ход занятия

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать. 2.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.

Сегодня у нас урок – сказка и помогать будем героям этой сказки. А какая это сказка- догадайтесь! ( Звучит песенка Винни Пуха « Хорошо живёт на свете Винни Пух»). Догадались, как называется эта сказка? Назовите главных героев этой сказки. Вспомните, как звали других героев сказки?

Наши герои очень любили ходить в гости, но везде их ждали необычные испытания и трудности. Будем помогать героям предолевать их.

Открыли тетради и записали число.

4. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

Все друзьям помочь вы рады?

Но постойте – вот преграды:

« Пятачок» пропишем слово, разделив его на слоги,

И поставим ударение для правильного чтения.

Вспомни правило: Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.

Слушаем слово, определяем, сколько гласных. Записываем слово, называем гласные. Определяем, сколько в слове слогов, почему?

Определяем ударный слог. Делим слово на слоги вертикальными черточками и ставим ударение.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ.

Игра « Живые слова».

Наши друзья уже заскучали. Дело в том, что они находятся посреди Унылой Поляны, где нет ни цветочка, ни живой души. Давайте оживим Унылую Поляну и поиграем в игру. ( Вызываю по 3 ребенка, каждый ребенок – слог. Называю, кто первый, второй, третий слог. Слоги называю в беспорядке. Остальные отгадывают слова).

Слова: БЕРЕЗА, СОЛОВЕЙ, РОМАШКА, КУЗНЕЧИК.

Стала наша полянка вовсе не унылой! ( Вывешиваю на полянку картинки березы, соловья, ромашки и кузнечика).

Игра « Хлопни».

Поднялось настроение у Винни Пуха и Пяточка. Так они обрадовались, что захлопали в ладоши. А мы прохлопаем слова, которыми заселили полянку, выделив громко ударный слог.

БЕ- РЕ- ЗА СО- ЛО- ВЕЙ РО-МАШ-КА КУЗ- НЕ- ЧИК Молодцы, ребята! Друзьям пора в путь.

Составление слов из слогов, данных в беспорядке.

Весело шагали они по лесной тропинке и встретили Тигрулю. Он сидел и думал как составить слова из этих слогов. Поможем ему составить слова?

У КА ЛИТ ТА КОН ФЕ ГА КНИ

Дети составляют слова, называют и записывают их. Узнаю, сколько слогов в каждом слове?

Мы помогли справиться Тигруле с нелегким заданием. А наши веселые друзья отправились в гости к Кролику.

Игра « Цепочка слогов».

Составление слов из слогов по правилу: последний слог в слове будет первым в следующем:

Вот уже виден дом Кролика. Да что-то неважное у него настроение. Вот беда – ключ от дома потерял. Помогите ему найти ключ – распутайте цепочку слов.

( Слова составляем устно).

ША БА КА КА КА РЫ РАН МЫШ

Сколько слогов в каждом слове?

Ключик нашелся, спасибо вам, ребята! Погостив у Кролика, Винни Пух и Пятачок отправились дальше.

Составление слов по первому заданному слогу.

Видят друзья высокое дерево, а на ветке – старая знакомая, Сова. Днем Сова ничего не видит, поэтому не может найти свое дупло. Дупло высоко.

Поможем Сове? Закончите слова, в которых первый слог ЛО, каждое слово станет подставкой на ветке для Совы.

Дети придумывают слова, Сова постепенно поднимается вверх к дуплу. Слова:

Ло шадь, Ло пата, Ло си, Ло жка, Ло коны и т.д.

Вот и дом Совы! Друзья идут дальше.

Работа по карточке.

Выбрать слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов и записать их в три столбика.

Вспомните, ребята, сказку. Однажды Винни Пух залез на дерево, чтобы добыть мёд, и на него налетели пчелы – еле спасся. Сейчас он тоже услышал тревожное пчелиное жужжание. Что же это? Пчелы не пропустят друзей дальше, пока они не выполнят задание.

Прочитайте задание, вспомните правило, выполните самостоятельно.

Слова: ЛЕС, ШКОЛА, МОСТ, РЫБАЛКА, ГРИБЫ, ДОМ, ШКОЛА, РЕКА, ИЗБУШКА, КОЛОДЕЦ.

Проверка: на доске открываю карточки, спрашиваю, у кого есть ошибки?

Индивидуально подхожу к каждому во время выполнения задания.

Физкультминутка

Назову слог- наклон вправо, назову слово – наклон влево.

ТА, СОР, КОТ, РЫ, РЫБА, ТАНЕЦ, ЛУ, ЛУК, ЗА, ЗАЯЦ, ЭН, ЖА, ЛУЖА.

Задание « Исправь ошибки» .

Шагали друзья по лесной тропинке и оказались у дома кенгуру по имени Кенга.

Мама Кенга проверяла домашнее задание Крошки РУ и нашла ошибки. Давайте посмотрим эту работу ( вывешиваю на доску плакат).

Найдите слова, которые неправильно разделены на слоги.

Слова: ЗВЕ – РИ Я-КОРЬ ШУТК-А ОС- СЕНН- ЕЕ ВЕ- СЁ – ЛЫЙ

Молодцы, ребята! Винни Пух и Пятачок идут дальше.

Составление комплексной схемы предложения.

И вот перед ними озеро. Кого же видят они на берегу?

Ослик Иа-Иа стоит грустный – грустный, ему необходимо перебраться на другой берег. Давайте построим для него мостик.

Читаем на доске предложение и записываем:

ЗА ОЗЕРОМ СТОИТ ШКОЛА.

Каждый этап схемы – бревнышко моста. Дети составляют схему в тетрадях, а логопед на доске. Объясняют границы предложения, сколько слов, сколько слогов в каждом слове, какие гласные в словах. Обязательно обращаем внимание на маленькое слово – предлог. В каком слове слог состоит из одной буквы.

__ _______ _______ ________.

____ ____ ____ ____ ___ ____ ____ ____ .

Мост построен. Друзья увидели дорогу к школе и решили пойти учиться. Но в школу без экзаменов нельзя.

Тест – контрольное задание.

Дети, отвечают на вопросы, поднимают карточки + или –

В слове столько слогов, сколько в нем согласных букв.

В слове столько слогов, сколько в нем гласных букв.

Слог обязательно содержит гласную букву.

Слог не бывает без согласных букв.

Слог может состоять из одной буквы.

В слове ДОМ 3 слога.

В слове ПАРК 1 слог.

Экзамен сдан!

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы умеете делать слова на слоги, составлять из слогов слова, а это значит, вы не будете делать ошибок на пропуск, перестановку букв и слогов в словах. Наша сказка закончилась!

Оцениваю работу детей. Ребята сдают тетради и дослушивают до конца песенку Винни Пуха.

Открытое логопедическое занятие во 2 специальном (коррекционном) классе V вида

Тема: развитие навыков слогового анализа и синтеза

Цель: учить делить слова на слоги и конструировать слова из слогов

  • развитие слогового анализа и синтеза
  • развитие зрительного и слухового восприятия
  • развитие неречевых психических процессов: памяти, внимания, мышления
  • развитие дыхания, артикуляционной и пальчиковой моторики
  • развитие коммуникативных, познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий
  • профилактика специфических ошибок на письме

– развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём усвоения слоговых конструкций
– закрепление написания орфограммы: жи – ши
– работа со словарными словами

– развитие познавательной активности и коммуникативных умений

Оборудование: индивидуальные зеркала, мяч, резиновые массажные шарики, цветные карандаши, карточки самооценки, слоговое домино, демонстрационные картинки со слогами, карточки слогов, индивидуальные листы для работы на занятии, картинки к составленным словам.

Артикуляционная гимнастика:Заборчик – трубочка
Лопатка
Чашечка
Вкусное варенье
Лошадка
Парашютик
Качели

Пальчиковая гимнастика: разминка с массажными шариками

  • круговые движения ладонями,
  • поперечные движения всеми пальчиками,
  • круговые движения каждым пальчиком, не отрывая ладони от стола,
  • передача шарика пальчиками,
  • вращение шариков в одной руке.

Массаж ушей: разминание, пощипывание, поглаживание.

Карточки для работы и самооценки: Сегодня на занятии мы будем оценивать свою работу с помощью карточек самооценки. Вы будете оценивать выполнение каждого задания. Если вы легко справились с заданием, то в кружке поставьте «V», если задание вызвало затруднение, и вы сделали небольшую ошибку – «?», если задание было для вас сложным и вы не справились с заданием – «-«.

Введение в тему.

1. Давайте прочитаем рассказ.

Наступил вечер. На небе появилась ____. На улицах зажглись ____. Шелестят шинами по асфальту ____. ____ спешат домой. ____ сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт ____. Рядом сидит ____ Дружок. ____ на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной ____. Это папа пришёл!

– Мы поняли рассказ, который прочитали?
– Не до конца понятны предложения, так как не все слова написаны.
– Вы можете догадаться, какие слова здесь пропущены?
– Давайте не будем гадать, а в течении занятия постараемся восстановить текст.
– Что надо сделать, чтобы восстановить текст?
– Надо вставить пропущенные слова.
– Из чего состоят слова?
– Из слогов.
– Я вам предлагаю создать копилку слогов, а затем из них составить слова и восстановить текст.
– Какие задачи мы должны решить для того, что бы добиться нашей цели? Что для этого нужно сделать?

– Составлять слоги
– Делить слова на слоги
– Внимательно слушать
– Составлять слова из слогов
– Выделять слоги в словах
– Выделять гласные
– Правильно читать
– Определять количество слогов

– Давайте приступим к решению наших задач.
– Сколько заданий мы должны выполнить?
– 7
– Я вам даю подсказку: всего в нашей копилке должно появиться 21 слог.

2. Работа с карточками.

Догадайся, какой слог пропущен, запиши этот слог.
(ша)рик, (ди) ван, ру(ба)шка, пана(ма) ДИ, ША, БА, МА
– Какие знания необходимы нам были для выполнения этого задания?
– Вспомнить написание этого слова и выделить пропущенный слог.
(оцените первое задание)

3. Ещё раз вспомните, какие звуки образуют слоги.

– Перед вами задание под цифрой 2. Попробуйте догадаться, какое задание мы сейчас будем выполнять?
Подбери слова к схемам, ориентируясь на гласную букву. Раздели слова на слоги.

Проверка (по цепочке).
В первом слове выпиши 1 слог, во втором слове – 2 слог, в третьем – 3 слог, в четвёртом – 3 слог.

– Сколько слогов в этих словах? Какое правило знаем?
– Что мы с вами делали в этом задании?
– Выделяли гласные, делили слова на слоги, сравнивали слово со схемой, считали количество слогов, выбирали слог по заданию.

4. Работа на слуховое восприятие. Что мы сейчас будем делать?

Найди одинаковые слоги в словах. (Значение каких слов вам не понятны?)
Совы, сотня, соки, соболь (в начале слов)
Комарик, помада, бумага, туманы (в середине слов)
Щенок, звонок, станок, клинок (заканчивается этим слогом)
Надежда, народ, напев, налево (в начале слов)
Калоши, мыши, ландыши, карандаши (заканчивается этим слогом)
(обратить внимание на орфограмму жи – ши)

– Что мы делали в этом задании?
– Внимательно слушали. Выбирали общий слог и пополняли копилку.
(оцените третье задание)

5. Дидактическая игра «Слоговое домино» (на ковре)

Вы знаете, что такое «Домино»? Как в него играть?
Сейчас мы будем играть в домино не с картинками, а со словами. Объясните правило нашей игры.

– Какие задачи мы с вами решали, играя в «Домино»?
– Читали слова, делили слова на слоги, выделяли первый и последний слог.
– Вспомните и запишите первый слог в первом слове и последний слог – в последнем слове.

Запишите их в копилку.ФО, НЫ
(оцените четвёртое задание)

6. Одно слово будет лишним, объясните почему. Как определяем количество слогов в слове? Выделите первый слог лишнего слова. Карточки для быстрого чтения и индивидуальные карточки-помощники.

Кот, лужа, дом, рак
Кошка, листок, медведь, пароход
Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, домЛУ, ПА, НА, МА
(оцените пятое задание)

– Что мы делали в этом задании?
– Читали слова, определяли количество слогов в словах, выделяли первый слог в лишних словах.
– Зачем мы выполняем все эти задания?
– Мы собираем копилку слогов, чтобы прочитать текст.
– А, может, мы уже достаточно пополнили нашу копилку и остальные задания выполнять не будем?

7. Посмотрите на 6 задание. Прочитайте слоги в столбиках, подумайте сами, какое задание можно выполнить.
(К слогам из первого столбика добавить слог из второго столбика, чтобы получились слова) Запиши в копилку оставшиеся слоги.

СТОКА
ГОРДУХ
ШКАТОН
БУЛЫ
ВОЗЛЮ
ЗВОФЫЗВО, ЛЮ
Проверка в паре.(оцените шестое задание)

8. Мы наполнили копилку, зачитайте слоги. Давайте попробуем собрать слова из рассказа. (выдать детям карточки слогов)
Дети составляют слова и записывают их, логопед выставляет картинки получившихся слов. Обратить внимание на написание слов.
Карточки-помощники 2 видов: с опорой на согласные буквы и с переставленными слогами. Предложить детям это сделать на доске.

Луна, фонари, машины, люди, Маша, папу, собака, мама, звонок.

Логопед выставляет картинки получившихся слов.
Прочитать текст с восстановленными словами.

– Напомните, как определяем количество слогов в слове?
– Где можем применить знание деления слов на слоги?
– При переносе слов с одной строки на другую.

На следующем занятии мы постараемся вспомнить текст по опорным картинкам.

Чему вы сегодня научились на занятии?
Что удалось?
Где было трудно?
Тебе помогло занятие понять, как делить слова на слоги?

Обсуждение занятия, выполнение поставленных задач и цели занятия, анализ карточек самооценки.

Вы научились видеть слоги, составлять из них слова. Я желаю вам удачи на дальнейших занятиях!

Кот, лужа, дом, рак
Кошка, листок, медведь, пароход
Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, дом

Наступил вечер. На небе появилась ___. На улицах зажглись ___. Шелестят шинами по асфальту ___. ___спешат домой. ___ сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт ___. Рядом сидит ___ Дружок. ___на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной ___. Это папа пришёл!

Наступил вечер. На небе появилась лн. На улицах зажглись фнр. Шелестят шинами по асфальту мшн. Лд спешат домой. Мш сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт пп. Рядом сидит сбк Дружок. Мм на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной звнк. Это папа пришёл!

Наступил вечер. На небе появилась (на, лу). На улицах зажглись (на, фо, ри). Шелестят шинами по асфальту (ны, ши, ма). (Ди, лю) спешат домой. (Ша, ма) сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт (пу, па). Рядом сидит (ка, ба, со) Дружок. (Ма, ма) на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной (нок, зво). Это папа пришёл!

Наступил вечер. На небе появилась ___. На улицах зажглись ___. Шелестят шинами по асфальту ___. ___спешат домой. ___ сидит на подоконнике и смотрит на дорогу. Она ждёт ___. Рядом сидит ___ Дружок. ___на кухне готовит ужин. Вдруг зазвенел дверной ___. Это папа пришёл!

Пузыри, курица, музыка, солома

У И А, У Ы А, О О А, У Ы И

(Ди)ванСтока
(ша)рикгордух
ру(ба)шкашкатон
пана(ма)булы
возлю
звофы

Кот, лужа, дом, рак
Кошка, листок, медведь, пароход
Начало, село, парик, окно
Лес, мак, мама, дом

Конспект логопедического занятия по развитию слогового анализа и синтеза слов

Разработка логопедического занятия направлена на развитие навыка слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения, текста.

Содержимое разработки

Конспект логопедического занятия по развитию

слогового анализа и синтеза слов

Логопедическая тема: упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

Грамматическая тема: текст, предложение, слово, слог.

Лексическая тема: дикие животные жарких стран и наших лесов.

Цель: совершенствовать навык слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения, текста.

• актуализировать знания детей о тексте, предложении, слове, слоге;

• учить выделять предложения из текста, слова из предложения;

• закреплять умение определять в слове количество слогов, ориентируясь на количество гласных букв и звуков.

• совершенствование навыка слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, фразы, текста;

• формирование навыка послоговой записи слов с сопровождением послогового шепотного проговаривания;

• актуализация и обогащение активного словаря детей по теме «Животные»;

• развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания и памяти;

• развитие зрительного внимания, памяти, мелкой ручной моторики.

• воспитание навыка самоконтроля;

• воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: доска, мел.

Развитие мелкой ручной моторики, зрительного и слухоречевого внимания, зрительной и слухоречевой памяти

1. Упражнение «Лесенка».

2. Игра «Делай так».

3. Игра «Послушай и повтори».

1. Развитие фонематического восприятия, слухоречевого внимания: логопед называет пары слогов с одинаковыми гласными звуками и сменой позиции согласных звуков при их стечении: пта-тпа, пка-кпа, фпа- пфа, кта-тка и т. д. Дети повторяют в том же порядке.

2. Слоговой анализ слов. На доске текст: В дупле белка. У белки детки. Белка тащит в дупло грибы, орехи и мох.

— Посмотрите внимательно на доску. Что записано на доске? (текст)

— Из каких частей составляется текст? (из предложений)

— Посчитайте, сколько предложений в этом тексте? (три)

— А из чего составляются предложения? (из слов)

— Давайте прочитаем текст по одному предложению, разделяя все слова на слоги. Почему вы решили, что из этих предложений получился текст? (Они связаны между собой по смыслу.)

— Хорошо. А теперь выпишите из этого текста слова в три столбика по количеству слогов:_ _ _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _

Слова записывайте по слогам и проговаривайте во время записи шепотом каждый слог. Найдите в каждом слоге гласную букву и подчеркните ее красным карандашом. А какое слово вы не записали ни в какой столбик? (слово в) Почему? (Оно не содержит ни одного слога, так как в нем нет гласных букв.) Молодцы. Сегодня мы будем продолжать учиться делить слова на слоги и составлять слова из слогов.

3. Слоговой синтез слов.

На доске ряды слогов: ан-ло-ти-ди-па-ко-дил-зе-кро-шим-ко-зе-пан-рил-на-мот-ге-бе- раф-е-ги-мур-го-ла-ле-бра-браз-жи

— Послушайте, какая история произошла однажды на празднике. Логопед читает потешку:

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помоги гостей собрать.

— Давайте подумаем, на какие же части «разлетелись» гости слона? (на слоги)

— Верно. Теперь прочитаем эти слоги и постараемся составить из них названия животных, которые были в гостях у слона. Как можно назвать всех этих животных? (животные жарких стран)

— Молодцы. Запишите в тетради все слова, которые вы составили из этих слогов. Слова записывайте по слогам и вовремя записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом. Посчитайте, сколько у вас получилось слов.

4. Слоговой анализ слов на фоне предложения.

— На доске записано предложение: Юра и Аня увидели под елкой ежика.

— Что записано на доске? (предложение)

— Из чего составляется предложение? (из слов)

— Сколько слов в этом предложении? (семь)

— Молодцы. Давайте прочитаем это предложение, разделяя все слова на слоги. Теперь запишите предложение в тетрадь. Все слова записывайте по слогам и во время записи проговаривайте шепотом каждый слог. Подчеркните в каждом слоге гласную букву красным карандашом.

— В чем мы сегодня упражнялись? (Делили слова на слоги и составляли слова из слогов.)

Читайте также:  Тренинговые упражнения для развития воображения у детей с ОНР
Ссылка на основную публикацию