Развитие лексической стороны речи детей в игре

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Автор: Ларина Екатерина Васильевна, Алешкина Светлана Владимировна

Организация: Ларина Екатерина Васильевна, Алешкина Светлана Владимировна

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово

Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры ( П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К. Гросс, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Б. Эльконин, К.Г. Юсупов и др.) описывают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Как отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке, среди которых Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др, игра является сложным социокультурным феноменом.

В словаре русского языка «игра» определена как «деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения» [2].

В Российской педагогической энциклопедии понятие «игра» подразумевает под собой «…один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания» [12].

Исследования таких психологов как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др. и педагогов среди которых М.Я. Басова, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского и др., показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

Современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Данные игры создают сами дети под руководством взрослого. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности [8].

С.Я. Рубинштейн подчеркивал, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество [18]. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях [18].

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: мотив, тема, игровой замысел, сюжет, роль [8].

В качестве мотива изначально выступает ролевое действие, возникающее по мере овладения ребенком предметным миром. В процессе развития сюжетно-ролевой игры он меняется. Постепенно мотивом сюжетно-ролевой игры становиться возможность взаимодействия – игрового, невербального, вербального – с другими участниками игры.

Тема сюжетно-ролевой игры представляет собой ту область социальной действительности, которая содержится в игре, меняется в соответствии с возрастом играющих детей, а так же с содержанием программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Игровой замысел выражен общим определением темы игры (во что и как будут играть дети).

Сюжет игры является главным компонентом. Он представляет собой ту сферу действительности, которая воспроизводится дошкольниками (отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих). Основным средством реализации сюжета являются игровые действия (стирать белье, жарить картошку, качать куклу и т.д.).

Условно сюжеты игр делят на:

– бытовые (например, игры в семью);

– производственные, отражающие профессиональный труд людей (например, игры в магазин);

– общественные (например, игры в школу).

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Она является средством реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Роль содержит свои правила поведения, которые дети берут из окружающей жизни, заимствуют из отношений в мире взрослых. Например, продавец в магазине расставляет товар, продает его, врач внимательно осматривает «больного» и т.п.

Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Действия, которые ребенок выполняет в соответствии с взятой ролью и по ходу (логике) сюжета называются игровыми. Игровые действия бывают: отобразительными (ребенок копирует действия реальной жизни) и изобразительными (действия более свернутые, используются слова как будто). Предметно-игровая среда, которая помогает ребенку реализовать игровой замысел, называется игровым материалом.

Одним из компонентов сюжетно-ролевой игры, доказывающих ее связь с развитием речи дошкольников является ролевая речь. Ролевая речь – это те слова словосочетания, предложения, монологи и диалоги, которые ребенок использует для обозначения своей роли и при ролевом взаимодействии с партнерами по игре.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: врач-пациент; продавец – покупатели. Активно развивается ролевой диалог. Дети умеют использовать различные предметы-заместители, осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже вернулись с прогулки», «как будто мы были на море и вернулись домой»).

Благодаря предметам-заместителям ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями, а значит накапливает и обогащает пассивны и активный словарь словами, обозначающими предметы, словами – признаками, словами – действиями [4]. При этом взрослый по-прежнему активно включается в игру: рассказывает о назначении предметов, их отличиях, функции предметов, а ребенок учится использовать новые слова в разговоре с взрослым, другими детьми в процессе реализации сюжета игр.

Наряду с такими принципами развития лексической стороны детей дошкольного возраста как взаимодействие со взрослым, опора на познавательную деятельность детей в среднем дошкольном возрасте применяется принцип опоры на процесс коммуникации, т.к. в игровой деятельности детей происходит формирование коммуникативной компетенции, умения использовать языковые средства в различных ситуациях общения [2].

Таким образом, имея представления о развивающих возможностях сюжетно-ролевой игры, ее структурных компонентов, особенности развития сюжетно-ролевых игр в среднем дошкольном возрасте, возможностях использования сюжетно-ролевых для развития лексической стороны речи детей среднего дошкольного возраста можно решать задачи, стоящие перед педагогом:

– обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее не известных детям слов;

– уточнение значения слова, словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений);

– активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Список используемых источников

1. Алексеева М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – Москва: Академия, 2000. – 400 с.

2. Вайзер, В.В. Развитие речи дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Электронный ресурс] / В.В. Вайзер – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/ (10.01.2019)

3. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст]: собрание сочинений в 6 томах. Том 4 / Л.С. Выготский. – Москва: Говорящая книга, 2012. – 202 c.

4. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В. Гербова. – Москва: Мозайка-Синтез, 2014. – 80 с.

5. Дурицкая, В.С., Зотова, И.В. Сюжетно-ролевая игра как эффективный метод развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» [Текст] /И.В. Зотова,В.С. Дурицкая // Достижения науки и образования. – 2018. – № 4 (26). – С. 49–52.

6. Дергунская, В.А., Ошкина, А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Дергунская, А.А., Ошкина. – Москва: Центр педагогического образования, 2013. – 361 с.

7. Казанкова, Ю.Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю.Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – № 27. – С. 669-673.

8. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: Академия, 2017. – 414 c.

9. Краснощекова, Н.В. Сюжетно ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – изд. 3-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 251 с.

10. Кольцова М.М. , Рузина М.С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг [Текст]: М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Москва: У-Фактория, 2006. – 224 с.

11. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие / А.Р. Лурия. – СПб: Питер, 2012. – 320 с.

12. Макаренко. А.С. Педагогическая поэма. Полная версия [Текст] / А.С. Макаренко; под ред.С.С.Невской. – М.: АСТ, 2018. – 567 с.

13.Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст] : учебник / В.С. Мухина. – Москва: Академия, 2011. – 655 с.

14. Панова, О.В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников [Текст] / О.В. Панова // Молодой ученый. – 2017. – №38. – С. 116-118.

15. Преснякова, Н.А. Сюжетно-ролевая игра как метод развития речи дошкольников [Текст] / Н.А. Преснякова // Альманах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/

Читайте также:  Коррекция нарушения фонематического восприятия у старших дошкольников с ФФНР

16. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва: Просвещение, 2010. – 223 с, ил., 4 л. ил.

17. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/ (12.02.2018)

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – СПб: Питер, 2019. – 712 с.

19. Селезнева, И.С., Шипова, М.В. Развитие речи у детей дошкольного возраста через формирование сюжетно-ролевой игры [Текст] / И.С. Селезнева, М.В. Шипова // Инновационная наука. – № 5. – 2015. – С. 237-239

20. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 366 с.

21. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод, пособие: под ред. Е. А. Стребелевой. – 2-еизд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2004. — 164 с.

22. Урунтаева, Г.А. Детская практическая психология. [Текст]: учебное пособие / Г.А. Урунтаева. – Москва:

Протокол логопедического обследования

Светлана Яроцкая
Протокол логопедического обследования

Протокол обследования речевого развития

Устная речь: Общее звучание речи

Выразительность: невыразительная, маловыразительная, норма ___

Голос: тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, сипловатый, с назальным оттенком, затухающий

Дыхание: верхнегрудное, диафрагмальное, смешанное

Темп,ритм: замедленный, с замедлениями, быстрый,

Запинки: клонические, тонические, клоно-тонические

Дикция: чёткая, смазанная, ___

Понимание речи: полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.

Обследование связной речи:

1.Исследование состояния словаря:

1.Исследование состояния номинативного словаря:

• Предмет и его части

носик крышка ручка донышко

стеночки кабина кузов фары колёса

капот дверцы руль

яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель

олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга

• назвать предметы, относящиеся к

2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)

• кто как голос подаёт

собака лошадь утка

петух кошка корова

• кто как передвигается

собака червяк лошадь

ворона рыба человек

3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)

осень (какая)

друзья (какие)

вечер (какой)

ведро (какое)

день длинный ходить темно

зима низкий говорить далеко

холод широкий ссориться быстро

врач Печаль(-ный)

4. Исследование грамматического строя речи

1.исследование навыков словообразования:

• образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

книга гриб хлеб

стул воробей топор

ведро ковёр кот

• Образование названий детёнышей

у лисы у козы у лошади

у коровы у собаки у медведя

у свиньи у курицы у волка

образование глаголов префиксальным способом:

вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл

налил перелил вылил долил разлил полил

• образование относительных прилагательных

шкаф из дерева – кукла из резины –

тетрадь из бумаги – шуба из меха –

сапоги из кожи – сок из яблок –

• образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова):

у зайца – у козы –

у свиньи – у лошади –

у коровы – у медведя –

2.Исследование навыков словоизменения:

образование существительных множественного числа:

• употребление предлогов:

С ПОД ИЗ-ЗА рядом

В ИЗ-ПОД НАД слева/справа

В. п. – вижу Р. п. – нет Д. п. – дам Т. п. – любуюсь П. п. – думаю о

согласование существительных с числительными:

• согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё»

солнце очки окно

мишка дом ложка

пирамидка брюки яблоко

ба – па – ба та – да – та

ка – кя – ка Уточка – удочка

• Исследование фонематических представлений

Подбор слов на заданный звук:

исследование возможности фонематического анализа

6. Слоговая структура

• Исследование возможности воспроизведения слов

• Исследование навыка слогового анализа.

кит вишня виноград

• Придумывание слов из слогов в количестве:

Один слог Два слога Три слога

Исследование возможности воспроизведения предложений:

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.
материал (логопедия, старшая группа) по теме

Протокол обследования речи, речевая карта для 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
rechevaya_karta_dlya_5_let.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол обследования речи

Как тебя зовут?____________________________________

С кем ты живешь?__________________________________________________

Кто из вас старше (младше) брат (сестра)?_____________________________

Кто старше бабушка или мама?_______________________________________

Какие у тебя есть игрушки ?__________________________________________

Обследование состояния звукопроизношения

Отметить характер нарушения звукопроизношения: в норме, мономорфное нарушение, полиморфное нарушение: антропофонический эффект (вид искажения), фонологический (отсутствие звука, замена звука, смешение звуков).

Обследование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

ба-па -ба_________________________ па-ба-па_____________________

Состояние навыков фонематического анализа и синтеза:

Выделение начального ударного гласного из слов:

астра____арка____осень____озеро____ улей___ уши___иглы____искры_____

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.19

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать по картинкам): с.20

Обследование фонетической стороны речи

Исследование звукослоговой структуры слов ( повторить за логопедом с опорой на наглядность ): с.32

Сестренка развешивает простыни.___________________________________

В универмаге продают продукты._____________________________________

Мотоциклист мчится на мотоцикле.____________________________________

Обследование состояния импрессивной речи

1. Пассивный словарь

понимание существительных ( показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов): по картине «Наш детский сад» (Мы строим дом)

мальчик____ девочка_____голова мальчика_____голова девочки______

руки мальчика____ руки девочки______ ноги мальчика_____

ноги девочки_____дом_____ крыша дома______машина_____

колеса машины_____собака_____ уши собаки______глаза собаки_______

живот_____ шея мальчика______ живот____ и шея девочки______

окна дома____ дверь дома______ балкон______ труба на крыше дома______

стул____ ножки стула_____ кабина____ кузов грузовика_____

туловище собаки_______ голова собаки_______

мишка___ машинка___ чашка___ тарелка___ ложка____шапка_____куртка__

платье___ сапоги____ ботинки____ туфли____ кресло___ диван____

шкаф___ капуста_____ помидор_____ репка_____ яблоко_____ груша____

апельсин____ петух____ гусь____утка____

Подобрать обобщающие слова:

показать по просьбе логопеда несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию): с.9,22

понимание действий (показать по предложенным картинкам): покажи, с.10

кто летит________ плывет________ идет___________ прыгает_______

понимание признаков (показать по предложенным картинкам): с.12

круглое печенье_____________ квадратное печенье__________________

треугольное печенье_________ овальное печенье____________________

Понимание различных форм словоизменения

Дифференциация единственного и множественного числа существительных ( показать по картинкам): с.13

глаз__________ глаза__________ стул__________ стулья___________

лист__________лист__________ листья________ окно_____ окна_______

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами (В, НА, У, ЗА, ПО, ПОД): с.14

цыпленок гонится за бабочкой_______ цыпленок спрятался под крыльцом_____ цыпленок ходит по крыльцу____ цыпленок стоит в корытце ______ цыпленок прыгает со ступеньки______ цыпленок стоит на корытце_______ цыпленок стоит у корытца_____________

Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: ( показывает ребенок) Покажи, где: с.15

носок-носочек_________ чашка- чашечка_______окно- окошечко________

Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов ( показать по предложенным картинкам): с. 16

птица летит_____птицы летят______ слон идет_____слоны идут______

кошка сидит____ кошки сидят_______

Дифференциация глаголов с различными приставками (показать по предложенным картинкам): покажи с.16

птица, которая вылетает из клетки_____

птица, которая влетает в клетку_______

Понимание отдельных предложений и связной речи

Понимание предложений: покажи, где с.17

собака бежит за мальчиком_____ мальчик бежит за собакой________

Понимание текста: сказка «Колобок» (если сказка не знакома, то логопед сначала рассказывает ее с опорой на картинки) с.18

Кто попросил бабку испечь колобок?_______Покажи.

куда бабка положила колобок? Покажи_________

Кого встретил колобок сначала ? Покажи__________________

Кого встретил колобок потом? Покажи___________

Кто съел колобка? Покажи___________________

Обследование состояния экспрессивной речи

Характер экспрессивной речи: (однословная, фразовая, связная)

1. Активный словарь

Вспомнить и назвать несколько существительных по предложенным темам:

Назвать части тела и части предметов (по картинкам): с.21

шея ______________________ пуговица_________________

живот ____________________ кабина машины____________

грудь____________________ руль машины(23)______________

Назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображенные на картинке: с.9

Глаголы (скажи, что делают те, кто изображен на картинках):

Перечисли, что делают животные на картинках: с.10

птицы летают_____ змея ползает______рыбка плавает________

лягушка прыгает_____ слон ходит_______

Назвать форму (ответить на вопросы с опорой на картинки): с.23

солнце какое ? (Круглое)_____________Косынка какая?(треугольная)____

Печенье какое? (Квадратное)_________ Огурец какой? (овальный)_________

Состояние грамматического строя речи

Употребление существительных в именительном падеже единственного числа и множественного числа (образовать по аналогии): с.24

Употребление имен существительных в косвенных падежах: ответь на вопрос: много чего? с.25

много шаров_________много ключей_________много берез___________

много ложек_________ много окон___________

Согласование прилагательных с существительными единственного числа (назвать по картинкам): с. 26

оранжевый апельсин_________ _____ голубая бабочка ________ _________

Употребление предложно-падежных конструкций (ответить на вопросы по картинкам): с.26

Где сидит снегирь? (На дереве)___________

Где стоит машина? (В гараже)_____________

У кого кукла? (У девочки)________________

Где стоит коза? (за забором)______________

Где едет машина? (по дороге)_____________

Употребление числительных 2 и 5 с существительными: (ответить на вопрос «сколько») с.27

Два мяча___________ пять мячей_______

две розы_________ пять роз__________

два окна_______ _ пять окон_________

Образование существительных- с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( по картинкам): (назвать большой и маленький предмет) с.28

Большая кукла, а маленькая куколка

забор-заборчик ___________носок-носочек ________________

лента-ленточка__________ окно-окошечко _______________

Образование названий детенышей животных:с.30

У лосихи –лосенок. А у медведицы кто?________________

У бобрихи________ ___ У барсучихи______________ У собаки____________

Состояние связной речи

Пересказ текста из нескольких предложений:

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.

(Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?)

Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама).

Результаты логопедической работы:__________________________________

Обследование поведения и эмоциональной сферы

1. особенности коммуникативной сферы ( сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм)_________________________________

Обследование неречевых психических функций

1. иссследование слухового восприятия

Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, колокольчика, бубна, маракасов)_____________________________________

Определение направления звука______________________________________

Восприятие и воспроизведение ритма__________________________________

_____ ______ •• ______ ________ ____________________

______ •• _______ _______ _____________________

_____ ______•• • ______________________

2. исследование зрительного восприятия

Различение цвета, умение соотносить цвета ( показать по просьбе логопеда предметы заданного цвета, подобрать к чашкам соответствующего по цвету блюдца, к шапочкам – соответствующие по цвету шарики)

красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, оранжевый, розовый__________________________________________________________

восприятие формы ( показать по просьбе заданные геометрические фигуры и формы)

круг____ квадрат____ овал____ треугольник____ прямоугольник_____

3. исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

Ориентировка в пространстве:

покажи предметы, которые находятся вверху_____________, внизу_______,

впереди__________, сзади_________ слева_______ справа_________

Ориентировка в схеме собственного тела:

покажи правый глаз_______________ левый глаз____________

правое ухо_________________ левое ухо_________________

Складывание картинок из частей: (4-6 частей, вертикальный , горизонталь-

ный и диагональный разрезы)_______________________________________

Складывание фигур из палочек по образцу: из 6 палочек

из 7 палочек «Лесенка»_______________________

Исследование состояния моторной сферы

1. Состояние общей моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений –заполняется после проведения тестовых упр.)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

попрыгать на 2 ногах________________________________________________
__________________________________________________________________

на левой ноге______________________________________________________

на правой ноге_____________________________________________________

прыгнуть в длину с места____________________________________________

потопать ногами и похлопать руками одновременно______________________

бросить мяч от груди________________________________________________

перепрыгнуть через небольшую мягкую игрушку________________________

2. Состояние ручной моторики (объем движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии –заполняется после тестовых упр.)

Кинестетическая основа движений:

одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки _______________________________________________, на левой руке_________________________________обеих рук_____________________

Кинетическая основа движений:

упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой____________________________

«кулак-ребро-ладонь» ведущей рукой________________________________

Навыки работы с карандашом

умение рисовать прямые____________________________________

рисование ломаных линий______________ замкнутые линии____________

Манипуляции с предметами:

застегнуть пуговицы______________ расстегнуть пуговицы______________

завязывать шнурки________________развязывать шнурки_______________

3. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок –заполняется после проведения тестовых упражнений)

закрыть правый глаз______________левый глаз__________________

поднять брови___________________ нахмурить брови____________________

наморщить нос__________________ надуть щеки________________________

Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок:

4. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка – заполняется после проведения тестовых упр.)

Движения нижней челюсти:

открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаков______________

растянуть губы в «улыбку», вытянуть губы вперед «трубочкой» (чередовать)

«лопата» -«жало» (чередовать)_______________________________________

положить язык на верхнюю губу, потом на нижнюю губу «качели» ______

Движения мягкого неба (широко открыть рот и четко произнести звук «А»- в этот момент в норме мягкое небо поднимается)_________________________

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

0тметить наличие и характер аномалий в строении :

(толстые, тонкие, расщелина, послеоперационные шрамы, загубные уздечки ( укорочены, короткая уздечка верхней губы) );

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, кариозные, наличие диастем);

(прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус, физиологический, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний );

(высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, расщелина твердого неба, расщепление альвеолярного отростка, естественной высоты, куполообразное,);

(укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, отсутствие);

(массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой, короткий, длинный).

З) Маленький язычок

(отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма)

Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)_______________________________________________

Объем дыхания (достаточный, недостаточный)_______________________

Продолжительность речевого выдоха _________________________________

Особенности динамической стороны речи

темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_________________________

ритм (нормальный, дисритмия)_______________________________________

паузация (правильность растановки пауз в речевом потоке)_______________

употребление основных видов интонации_______________________________

обследование устной речи

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК. АВТОР, НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ, ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ:

Т.А.Фотекова. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Методическое пособие. Айрис Пресс. М., 2007

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:

Методика обследования устной речи является стандартизированной, направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка. Методика включает 156 речевых проб нарастающей трудности, проверка звукопроизношения делается как на основе специальных проб, так и по ходу обследования в целом. Для оценки успешности выполнения заданий применена балльная система. Для каждой группы проб разработаны свои критерии оценки.

Методика применяется для решения задач:

  • диагностики;
  • уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных компонентов речи (получения индивидуального речевого профиля);
  • построения системы индивидуальной коррекционной работы;
  • комплектования групп на основе общности структуры нарушения речи;
  • отслеживания динамики речевого развития и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Для получения индивидуального речевого профиля оценивается успешность выполнения каждой серии проб в процентном выражении. Оцениваемые компоненты речевой системы:

  • фонематическое восприятие;
  • артикуляционная моторика;
  • звукопроизношение;
  • слоговая структура слова;
  • навыки языкового анализа;
  • грамматический строй речи;
  • словарь и словообразовательные процессы;
  • понимание логико-грамматических отношений;
  • связная речь.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  • Применение методики НЕ требует использования стимульного материала.
  • Большинство заданий НЕ предусматривает оказание помощи, т.к. методика направлена на определение актуального уровня речевого развития ребенка (кроме заданий при обследовании словообразовательных навыков, когда стимулирующая помощь нередко приводит к актуализации правильно образованного слова).
  • Начните с обследования устной речи отличников (1-2 учащихся из 2, 3, 4 классов) с целью получения эталонного варианта в параллели. Опыт использования методики показывает, что и высокая норма (отличники) не всегда демонстрируют результаты 100% успешности выполнения заданий. Учет данного факта позволит исключить ошибочность выводов (т.н. эффект «гипердиагностики»).

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ:

Общая продолжительность – 40-45 минут, из них время проведения обследования – 30 минут, время заполнения протокола в электронном виде – 10 минут. В дальнейшем время может сократиться за счет выработки навыка проведения обследования. Увеличение продолжительности обследования может определяться замедленным темпом выполнения заданий ребенком, его индивидуальными возможностями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • д иктофон (используется для записи и последующей оценки результатов обследования связной речи: составление рассказа по серии картинок, пересказ прослушанного текста) ;
  • п ротокол обследования (выполнен в программе EXCEL, при заполнении протокола программа автоматически выводит индивидуальный речевой профиль в виде диаграммы, в протоколе представлены образец заполнения и чистый бланк).

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВОДЯЩЕМУ ОБСЛЕДОВАНИЕ:

  • т очное соблюдение требований, заложенных в критериях оценки каждой группы проб;
  • в ладение компьютером, умение работать в программе EXCEL;
  • н аличие пособия, т.к. в протоколе отсутствуют критерии и градации оценивания заданий всех серий.

Логопедическое обследование дошкольника

Разделы: Логопедия

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностическое исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.

Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:

  • “Общая диагностика” (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • “Речевая диагностика” (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?

  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
  • Проводится обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:

    • произносительная сторона
    • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез)
    • словарь
    • грамматический строй речи
    • связная речь
    • артикуляционная моторика (подвижность органов речи)
    • мелкая моторика рук

    Перед проведением диагностики предлагается заполнить анамнез – анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Все полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
    После проведения диагностики, ребёнку рекомендуется необходимая программа развития. Которая учитывает его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

    Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:

  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:

    • на каком уровне находятся знания основных цветов, геометрических форм, величины предметов (Например, показать от самого высокого до самого низкого и т.п.)
    • умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена года, части суток)
    • состояние конструктивной деятельности (сложить разрезную картинку из двух-четырех частей);
    • знание элементарных математических понятий (один, много, ни одного);
    • умение классифицировать предметы (обобщающие понятия, выделение четвертого лишнего)

    При обследовании речевого развития ребенка проверяется активная и пассивная речь. Здесь необходимо выяснить:

    • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
    • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
    • подражает ли речи взрослого;
    • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
    • использует ли мимику, жесты.

    ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ

  • Предметный словарь:
    • покажи и назови предметы (куклу, машину, часы, книгу, зеркало);
    • покажи и назови части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею);
    • покажи и назови части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов);
    • покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу).
  • Предикативный словарь:
    • покажи и назови, что делает конкретный человек (едет, идет, ест, сидит, плывет);
    • покажи и назови, что делает человек на картинке (шьет, вяжет, гладит, готовит)
  • Классификация предметов:
    • назови предметы одним словом (овощи, фрукты, игрушки, животные, птицы, посуда, мебель, транспорт, инструменты);
    • узнай предметы по характерным признакам (что состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля, сиденья – машина).
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ

  • Единственное и множественное число существительных (покажи карандаш/карандаши; возьми себе шары, а мне дай шар);
  • единственное и множественное число глаголов (покажи, где плывет, а где плывут);
  • настоящее и прошедшее время глаголов (покажи, где мальчик складывает кубики, а где сложил; где ловит рыбу, а где поймал);
  • формы мужского и женского рода глагола (угадай, про какую картинку я сказал – нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу);
  • нахождение предмета по названному признаку (мужскому, женскому, среднему роду прилагательного): дай мне картинку, на которой синий (шар), синее (море), синяя (шапка);
  • предлоги и предложно-падежные конструкции (где находится предмет?)
  • ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твою маму?
  • Как зовут твоего папу?
  • Есть ли у тебя брат, сестра?
  • Кто старше (младше)?
  • Кто еще с тобой живет?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
  • Составление предложений по картинкам.

    Составление предложений по опорным словам.

    СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ СЕРИИ КАРТИНОК.

    СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.

    По результатам диагностики делается заключение о состоянии речи ребёнка. В ходе консультации знакомлю родителей с результатами обследования, отвечаю на вопросы и информирую о необходимости логопедической помощи. По показаниям предлагаю сопровождение ребёнка по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

    Литература:

    • Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический материал по обследованию речи детей ” изд-во “АРКТИ” 2009 г.

    Протокол обследования устной и письменной речи (по тестовой методике Т.А. Фотековой)

    • Правила оказания первой помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (16 ч.)
    • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • Адаптивная физическая культура (36 ч.)
    • Коррекционно-педагогическая профессиональная деятельность логопеда, дефектолога, психолога в условиях реализации ФГОС (72 ч.)
    • ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса

    Протокол обследования устной и письменной речи.

    По «Тестовой методике развития

    устной и письменной речи

    Протокол обследования устной и письменной речи

    Фамилия, имя ___________________________________________________________________________________

    Дата рождения __________________________________________________________________________________

    Класс __________________________________________________________________________________________

    Содержание обследования

    Динамическое

    Раздел 1. Устная речь

    Блок 1. Экспрессивная речь.

    а) Исследование звукопроизношения.

    б) Исследование звукослоговой структуры.

    в) Исследование орального праксиса и артикуляционной

    г) Повторение цепочек слогов.

    Всего:

    а) Называние детёнышей животных.

    б) Образование относительных прилагательных.

    в) Образование качественных прилагательных.

    г) Образование притяжательных прилагательных.

    Всего:

    а) Составление предложений по картинкам (1).

    б) Составление предложений по картинкам (2).

    в) Составление предложений по картинкам (3).

    г) Повторение предложений.

    д) Составление предложений из слов начальной формы.

    е) Верификация предложений.

    ж) Дополнение предложений предлогами.

    з) Завершение предложений.

    и) Образование мн. числа существ. В И.п., Р.п..

    Всего:

    а) Составление рассказа из четырех сюжетных картинок.

    б) Пересказ текста.

    Всего:

    а) Называние предметов по картинкам.

    б) называние действий по картинкам.

    Всего:

    Всего за блок:

    Блок 2. Импрессивная речь

    а) Понимание далеких по звучанию и значению предметов.

    б) Понимание близких по звучанию и значению предметов.

    в) Понимание далеких по звучанию и значению названий

    г) Понимание названий действий, близких по значению.

    Всего:

    а) Понимание обратных конструкций.

    б) Понимание предложенных конструкций с обозначением

    Всего:

    Исследование фонематического восприятия.

    Всего:

    Всего за блок:

    Раздел 1. Письменная речь.

    Исследование навыков языкового анализа.

    Исследование навыков письма.

    Исследование навыка чтения.

    Всего за раздел:

    Всего за весь тест:

    Речевой профиль

    (успешность выполнения в %)

    100

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Названия проб

    2. Слоговая структура.

    3. Звуковая структура.

    4. Артикуляционная моторика.

    6. Грамматический строй речи.

    8. номинативная функция речи.

    9. Импрессивная речь.

    10. навыки языкового анализа.

    Условные обозначения:

    – первичное обследование

    – динамическое обследование

    – итоговое обследование

    Заключение:_____________________________________________________________________

    Дата____________________________________________________________________________

    Логопед:________________________________________________________________________

    Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

    Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 11400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

    Протокол обследования речи

    • ЖАНРЫ 360
    • АВТОРЫ 268 936
    • КНИГИ 626 055
    • СЕРИИ 23 565
    • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 589 024

    Общая стратегия обследования

    5.Этап информирования родителей

    Блоки внутри стратегии

    Ориентировочный этап:

    – сбор анамнестических данных

    – выяснение запроса родителей

    – выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка

    – сформировать пакет диагностических материалов

    Диагностический этап:

    Аналитический этап:

    Прогностический этап:

    – Направления коррекционной работы

    – Форму организации этой коррекционной работы

    Этап информирования родителей:

    – беседа с родителями в отсутствии ребенка.

    Сбор анамнестических данных

    Выяснение запроса родителей

    Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка

    Сформировать пакет диагностических материалов (протокол)

    Содержание обследования речи

    Сбор анамнестических данных

    Изучение медицинской и педагогической документации

    а) медицинская документация:

    – Медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. специалистов;

    – Родители могут предоставить заключение специалистов, консультацию которых они получили самостоятельно (т.е. по собственной инициативе в различных медицинских учреждениях).

    По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о причинах речевой патологии, о ее патогенезе:

    – раннее развитие ребенка;

    – наличие тяжелых или каких-то хронических заболеваний.

    По заключениям врачей вносим в речевую карту данные:

    – состояние слуха (это заключение сурдолога или отоларинголога);

    – зрение (заключение офтальмолога);

    – интеллект (заключение психиатра или дефектолога);

    – опорно-двигательный аппарат, если ДЦП (заключение невролога).

    б) педагогическая документация:

    – характеристики на ребенка педагогов, которые с ним работают (воспитатель ДС, школьный учитель, психолог, социальный педагог, логопед, который до обращения к вам работал с ребенком)

    В ходе изучения педагогической документации логопед составляет представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, об особенностях его обучения и о индивидуально-типологических особенностях ребенка.

    Выяснение запроса родителей

    Предварительная беседа с родителями.

    Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка

    Читайте раздел Сбор анамнестических данных.

    Сформировать пакет диагностических материалов (протокол)

    Смотрите раздел Протоколы.

    4.Общее звучание речи

    5.Общее развитие ребенка (Общее представление ребенка об окружающем мире)

    6.Общая характеристика речи (т.е. характеристика всех компонентов речи)

    а) Лексическая сторона речи (словарный запас)

    – активный грамматический строй

    Если во время обследования выявляем какие-то трудности в их использовании, тогда обследуем:

    – пассивный грамматический строй

    Не надо обследовать категории понимания всех речевых языковых категорий. Мы обследуем только то, что ребенок не употребляет в активной речи.

    б) Произносительная сторона речи

    в) фонематические процессы

    г) грамматический строй речи

    д) связная речь

    Логопедическое заключение (это не диагноз, а заключение, оно может быть более развернутым или менее развернутым, кратким. Но при этом заключение должно состоять из двух классификаций: психолого-педагогической и клинико-педагогической.

    Психолого-педагогическая (какие компоненты нарушены и в какой степени):

    1.Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика в комплексе или отдельные компоненты фонетического строя.

    2.Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). Наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематическое восприятие (слуховая дифференциация звуков), фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

    3.Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР):

    – фонематические процессы относительно сохранны (в результате логопедического воздействия)

    – ограниченный словарный запас

    – нарушение грамматического строя

    4.Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). Нарушены все компоненты речевой системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

    Клинико-педагогическая классификация (механизмы, формы и виды речевых расстройств)

    Формы речевых расстройств:

    – дизартрия или стертая форма дизартрии

    – моторная, сенсорная алалия

    – задержка речевого развития (ЗРР)

    – общее недоразвитие речи при задержке психического развития (ЗПР)

    – ОНР невыясненного патогенеза

    Обследование речи ребенка (возраст от 3 до 4 лет)

    Ф.И. ребенка _________________________________________________________________

    Дата рождения _______________________________________________________________

    Дата обследования ____________________________________________________________

    I БЛОГ: Общее развитие ребенка

    (Общее представление ребенка об окружающем мире)

    1. Беседа по вопросам:

    – Как тебя зовут?______________________________________________________________

    – Сколько тебе лет?____________________________________________________________

    – С кем ты сюда пришел?_______________________________________________________

    – Как зовут твою маму?________________________________________________________

    – Как зовут твоего папу?________________________________________________________

    – Ходишь ли ты в детский сад?__________________________________________________

    – Какие игрушки у тебя есть?____________________________________________________

    – Твоя любимая игрушка?______________________________________________________

    II БЛОГ: Лексическая сторона речи (словарный состав)

    1.Активный словарь

    1.1.Предметный словарь (конкретные существительные)

    – Назвать картинки по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, животные, семья, мебель и др.

    колокольчик ___________ машинка ______________ дудочка _______________

    санки _________________ матрешка _____________ барабан _______________

    лягушка _______________ рыба __________________

    мышка ________________ ежик __________________

    Ссылка на основную публикацию