Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Татьяна Синица
Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР

Воспитатель: Синица Т. П.

Учитель-логопед: Исаченко Л. И.

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии сферы двигательной активности, особенно явно это проявляется у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Графомоторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей наблюдается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров; построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для овладения в дальнейшем письмом, как графомоторным навыком, этим детям кроме сформированности временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы.

Графомоторные навыки – совокупность графических умений и моторной готовности.

Причины недоразвития графомоторных навыков:

несформированность зрительного или зрительно-пространственного восприятия;

несформированность зрительно-моторной координации;

-недоразвитие мелкой моторики руки (не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев);

-недоразвитие функций зрительного или двигательного контроля;

-недоразвитие механизмов программирования сложнокоординированных действий;

-низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.

овладение графомоторными навыками представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:

Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние в дальнейшем на усвоение ребенком в школе орфографических навыков и самостоятельной письменно – речевой деятельности в целом. Поэтому в нашей группе проводится систематическая и целенаправленная работа по формированию графомоторных навыков у детей.

Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых» игр, пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемых речитативом; Предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование, игры с прищепками, мозаикой и т. д.)

Чтоб ребенок правильно держал карандаш, необходимо научить правильному захвату.

Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук; умение складывать большой и указательный палец в щепотку и захватывать различные предметы (перекладывать палочки в коробки, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать бусы, сортировать крупу, а так же игры с юлой.)

Сначала ребенок учится проводить различные линии в разных направлениях. Затем учимся ставить точки. Тренировать точечные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставиться на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательные движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно.

В нашей группе используем пособие “Волшебные обводилки”,которое помогает улучшить координацию движений, развивать внимание, воображение, пространственные представления, аккуратность ребенка.

А так же используем линейки – трафареты. Начинаем работать с начало с геометрическими фигурами: обводим и раскрашиваем (заштриховываем,а потом из геометрических фигур составляем картину и заштриховываем в разных направлениях.

Процесс овладения графомоторными навыками является довольно трудоемким для ребенка, а для детей с ОНР он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведет к снижению успеваемости. Коррекционно-развивающая работа в области формирования и развития графомоторных навыков может вестись различными способами. Главное, чтобы она стала важнейшей задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.

«Подготовка руки к письму; развитие графомоторных навыков у детей с ДЦП». Проблема социализации и социальной адаптации детей с нарушениями психофизического развития является одной из актуальных и значимых в теории.

Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения Выступление по теме «Реализация игровой технологии развития графомоторных навыков в формировании правильного звукопроизношения» 1 слайд.

Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом Письмо – сложный вид деятельности, для овладения которым у ребенка должны быть сформированы операции: – фонематического анализа слов;.

Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста. К важному параметру школьной зрелости относится.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Работая с дошкольниками, я наблюдаю с какими трудностями сталкиваются.

План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.

Формирование первичных произносительных навыков у дошкольников Этапы формирования первичных произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением интеллекта Основная его цель – развитие речевого.

Формирование певческих навыков дошкольников «Формирование певческих навыков дошкольников» Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения.

Особенности обучения грамоте, развитие графомоторных навыков у детей с детским церебральным параличом Иванищева Светлана Владимировна учитель-дефектолог МДОУ детский сад комбинированного вида № 79 г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край.

Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 09.11.2016

Статья просмотрена: 1057 раз

Библиографическое описание:

Купина Н. В., Конорева Л. В., Золотухина Л. И. Формирование предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством комплексного взаимодействия специалистов // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1624/ (дата обращения: 28.02.2020).

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.

Источники специальной педагогической литературы, освещающие тему профилактики нарушений письменной речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), утверждают, что развитие речи у них, как правило, не может происходить успешно без овладения самой техникой письма — овладения графомоторными навыками.

Теоретические аспекты формирования предпосылок графомоторных навыков были рассмотрены в трудах Р. Е. Левиной, Н. А. Агарковой, М. М. Безруких, Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко, А. В. Петрова, Я. И. Гостунской, Н. Я. Семаго, С. Е. Гавриной, Н. В. Квач, и др.

Нарушение речевой деятельности накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдаетпродуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Т. Б. Филичева, Г. Ф. Чиркина в своих работах указывают на данные, свидетельствующие о некоторой двигательной недостаточности у детей с ОНР. Наряду с общей соматической ослабленностью, им свойственно инекоторое отставание в развитии двигательной сферы, котораяхарактеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [6].

При общем недоразвитии речи формирование пространственныхпредставлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. В своих трудах Н. Я. Семаго подчеркивает то, что недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, о частях лица и тела. Возникают трудности при пропуске определенного количества строчек или клеточек, выделении красной строки, соблюдении полей, продолжении узора на строке, по клеткам, через клетку [5].

Затруднения ребенка, связанные с нарушениями тонкой моторики, накладывают негативный отпечаток и на поведение ребенка, и на частные вопросы его обучения, что справедливо замечает А. В. Петров [4].

Дети, осознающие свои недостатки, испытывают различной степени страх и тревожность перед занятиями, связанными с мелкой моторикой.

Как показывают практические исследования С. Е. Гавриной, [2] в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму (формирование предпосылок графомоторного навыка), а не обучение ему, так как несвоевременное обучение письму приводит к формированию неправильной техники письма. Это связано с психолого-физиологическими особенностями 5-6 летнего ребенка.

Исходя из определения, данного Н. Г. Агарковой, графомоторный навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения [1].

Для того чтобы графомоторный навык был сформирован, необходимо подготовить обучающегося к овладению определёнными знаниями. При этом в состоянии готовности должны быть конкретные специфические сферы головного мозга и психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация, пространственное мышление [3].

В практике логопедической работы больше времени отводится занятиям по формированию и развитию словаря, фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, связной речи, но недостаточно используется заданий и упражнений, направленных на развитие предпосылок графомоторных навыков у детей с ОНР.

Работа по формированию предпосылок графомоторных навыков устарших дошкольников с ОНР при подготовке руки к письму не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на логопедических занятиях всеми участниками коррекционного процесса: воспитателями логопедической группы, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, педагогом дополнительного образования и родителями.

Опыт работы МАДОУ д/с № 66 г. Белгорода по формированию предпосылок графомоторных навыков у детей с ОНР показывает, что включение в работу родителей и педагогов ДОУ, (учителя-логопеда, воспитателей компенсирующей группы, педагога-психолога, педагога дополнительного образования, инструктора по физической культуре), организация различных видов деятельности, систематическое применение тренировочных упражнений, позволяют достичь положительных результатов.

Формирование предпосылок графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется в следующих направлениях:

  1. формирование мелкой мускулатуры пальцев (упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений);
  2. развитие зрительного анализа и синтеза (упражнения на определение правых и левых частей тела, задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору нужных направлений);
  3. обучение рисованию (задания по штриховке по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку деталей, предметов с натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, упражнения в дорисовывании, задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Для эффективной реализации данных направлений считаем необходимым:

создать в группе компенсирующей направленности развивающую предметную среду, способствующую формированию предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

осуществлять коррекционно-педагогическую работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

обеспечить взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей, узких специалистов в организации коррекционно-педагогической работы;

осуществлять формирование предпосылок графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи на основе межсубъектного взаимодействия детского сада и семьи, как ближайшего социального окружения ребенка.

Формирование предпосылок графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется в целостном педагогическом процессе в разных организационных формах.

Воспитатели группы компенсирующей направленности и учитель-логопед ежедневно взаимодействуют по вопросам коррекционной работы с дошкольниками. В «Тетради для занятий воспитателей по заданию логопеда» отдельная графа отводится пальчиковым играм и графическим упражнениям, которые предлагаются в соответствии с изучаемой лексической темой.

Кроме этого учителем-логопедом и воспитателями группы может быть подобран нетрадиционный материал, используемый в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков.

На занятиях по изобразительной деятельности учитель-логопед совместно с педагогом дополнительного образования планирует занятия в соответствии лексических тем, направленных на комплексную подготовку ребенка к школе, на гармоничное развитие его психомоторных, художественных возможностей. Главным выразительным средством на занятиях является линия, наносимая на бумагу различными инструментами (простые и цветные карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель, шариковые и гелевые ручки, беличьи и колонковые кисти при работе с гуашью). Работа с различными материалами позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статистические нагрузки и четкие движения.

Инструктор по физической культуре включает в занятия упражнения на умение ориентироваться в пространстве, а также разнообразные игры и упражнения с предметами и спортивным инвентарем. Целью заданий является обучение перекладыванию, перекатыванию, других действий с предметами, закрепление имеющихся навыков мелкой моторики.

При выполнении упражнений с предметами ведущим является развитие координации зрительного анализатора с другими сенсорными системами.Данные упражнения развивают зрительно-моторную координацию на уровне глаз-рука, общую координацию движений, ориентировку впространстве, стимулируют работу обоих полушарий головного мозга

Огромная роль в выполнении задачи по формированию предпосылок графомоторных навыков у дошкольников с ОНР принадлежит семье.

Для родителей использовались различные формы организации работы:

− домашние совместные творческие задания;

− коллективные тематические беседы на интересующие темы;

− индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;

− проведение праздников с оформлением стендов, совместных работ, с конкурсами.

Кроме того, успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии педагогов и родителей.

В ходе взаимодействия с родителями педагоги постарались раскрыть особенности игр и упражнений, способствующих подготовке руки ребенка к письму. Организованные семинары-практикумы позволили родителям познакомиться с игровыми упражнениями, играми, направленными на формирование предпосылок графомоторных навыков. Представления родителей о возможностях развития будущего школьника дополнили информационные бюллетени, буклеты, папки-передвижки, родительский уголок с темами: «Как подготовить руку дошкольника к письму»,«Тренируем пальчики — развиваем речь»

«Точка, точка, запятая» и др.

Только благодаря чёткому планированию работы на весь учебный год каждого узкого специалиста, воспитателей и родителей трудности в работе по формированию предпосылок графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в подготовке к овладению письму были преодолены.

1. Агаркова Н. Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 4. — С. 15.

2. Гаврина С. Е. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать — Ярославль, 2001. – 168 с.

3. Гостунская Я. И. Формирование зрительно-моторной координации при подготовке к обучению письму детей с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня. — 2008. — № 4. — С. 73-75.

4. Петров А. В. Игротека «Ловкие ручки» обучает и воспитывает: Методическое пособие. — Великий Новгород, 2002. — 44 с.

5. Семаго Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 66-72.

6. Филичева Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — Москва, 2008. — 171 с.

Похожие статьи

Педагогика оздоровления в системе коррекции общего.

ребенок, упражнение, развитие, мелкая моторика, палец рук, общая моторика, левая рука, коррекционная работа, логопедическая работа, дыхательная гимнастика.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

1. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием

игра, пальчиковая гимнастика, рука, упражнение, ребенок, палец, мелкая моторика, развитие речи

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук.

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием.

ребенок, игра, палец, мелкая моторика, рука, ручная умелость, предметная деятельность, общее недоразвитие речи, легкая вибрация, хватательный рефлекс.

Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с общим.

Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3 до 7 лет», «Детство-Пресс», 2015.

Читайте также:  Систематизированная документация школьного логопеда

Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по.

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны на одну неделю и связаны с лексической темой.

Физическая культура в дошкольном учреждении как основа. Недоразвитость моторной сферы ребенка может затруднить его.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при.

– инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Песочная терапия в коррекционно-развивающей работе.

Задачи песочной терапии для детей с общим недоразвитием речи: Развитие тактильно-кинестической чувствительности и мелкой моторики рук. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук.

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагогов ДОУ при.

 инструктор по физической культуре исследует физическое развитие детей

У детей с общим недоразвитием речи внимание нарушено примерно в 90 % случаев.

Использование технологии логоритмических игр и упражнений.

упражнение, игра, мелкая моторика, Развитие, ребенок, дошкольный возраст, балл, левая рука, логопедическая ритмика, общая моторика. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство. моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка.

Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Галина Мануйлова
Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Формирование графо-моторных навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Графомоторный навык–это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графомоторный навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.

Актуальность проблемы обучения дошкольников с общим недоразвитием речи графо-моторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, «что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.

Проблема проекта – выявление состояния графомоторных навыков у детей с ОНР и разработка практического пособия по преодолению выявленных нарушений.

Цель – разработка и апробация практического пособия для занятий по развитию графомоторных навыков у старших дошкольников с ОНР.

Задачи – обосновать взаимосвязь ОНР с формированием графо-моторных навыков, проанализировать и обобщить коррекционно-развивающие методики по формированию графо-моторных навыков у детей с ОНР, усовершенствовать и внедрить продуктивную модель по формированию и развитию графо-моторных навыков, обеспечивающую повышение эффективности работы по предупреждению дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ожидаемые результаты проекта – научить остроте зрения, научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями, находить ошибки в рисунках, следить взглядом за запутанными изображениями; учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия; воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, научить детей проводить различные линии по подражанию, по образцу; дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции; правильно держать карандаш при письме, правильной осанке. Возраст 6-7 лет является позитивным для развития кисти руки, проект рассчитан от 2 до 6 месяцев, при индивидуальном подходе. Занятия проводятся логопедом не менее трех раз в неделю.

1. Коррекционные мероприятия.

Для всех коррекционных занятий применяем правильные эргономичные пишущие инструменты – специально для левшей и правшей, с нескользящей треугольной областью обхвата, что обеспечивает комфорт и максимально снимает напряжение кисти.

Коррекционные упражнения по развитию графо-моторных навыков у детей с ОНР соединяются в 3 блока:

1. Упражнения для рук (самомассаж, игры пальцами, чтобы снять напряжение кистей и пальцев рук, а также развить их подвижность и гибкость).

Пальчиковая игра “Две сороконожки”

Две сороконожки бежали по дорожке

Бежали, бежали и друг дружку повстречали

Так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, так друг дружку обнимали, что едва мы их разняли. Широко расставив руки, шевеля палицами приближаем ладони друг к другу.

Делаем движения рукопожатия. Меняя руки.

Крепко обнимаем ладони и пытаемся их разорвать.

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки,

И учили их считать

Раз, два, три, четыре, пять. Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание.

Движения ладонями с двух сторон.

Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших.

Пальчиковая гимнастика «Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,

У нее была корзинка.

Вдруг корзинка на пол – бух,

Полетело десять мух! Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.

Ребенок соединяет ладошки «ковшиком».

Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.

Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Мышонок»

Сел мышонок на масленок,

А масленок – липкий гриб,

Посидел на нем мышонок

И прилип, прилип, прилип. Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.

Ребенок вращает кулачком правой руки.

Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой.

Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится».

Кулак-ладонь. Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Ухо-нос. Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Капитанское. Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий — это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, по­том другой).

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

2. Ознакомление с приемами выполнения различных видов предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику.

Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами:

-катание мяча в определенном направлении;

-бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком;

-складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой;

-открывание и закрывание коробок, деревянных матрешек;

-выкладывание букв предметов из счетных палочек;

-перебирание бобовых (отделение гороха от чечевицы);

-завязывание и развязывание шнурков;

-нанизывание бус на шнур;

-собирание мелких пазлов и мозаики.

3. Упражнения на развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления при обучении элементам письма.

Найди в каждом ряду рисунок, который похож на образец.

Найди тень и обведи ее.

Назови наложенные друг на друга рисунки.

Графические диктанты.

Раскраски по номерам.

Обведение контуров линейки и их штриховка.

Рисование спирографом.

2. Календарный план.

Основным инструментом, с помощью которого осуществляется управление временем проекта, является календарный план проекта. Каждый месяц идет постепенное усложнение заданий.

Ноябрь. Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук, как средство развития речи детей, создание картотеки пальчиковых игр, упражнений, заучивание пальчиковых игр. Совершенствовать знания детей о точке, линии, штрихе. Учить правильно держать карандаш при письме, знакомить с правилами посадки при письме. Катание мяча в определенном направлении; бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; складывание геометрических объемных предметов в коробку аккуратно так, чтобы ее можно было закрыть крышкой. Раскраски по номерам, знакомство со спирографом.

Декабрь. Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень.

Январь. Консультация для родителей (законных представителей). Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика». Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки.

Февраль. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

Март. Катание мяча и подбрасывание в определенном направлении, пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, бросание мелких предметов в емкость с узким горлышком; нанизывание бус на шнур; ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, игра чья тень, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

Апрель. Массаж СУ-Джок, выкладывание букв и предметов из счетных палочек, перебирание круп, Назови наложенные друг на друга рисунки, графические диктанты, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, рисование узоров спирографом, графический диктант.

Май. Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы. Пальчиковая гимнастика, массаж СУ-Джок, завязывание и развязывание шнурков; нанизывание бус на шнур; собирание мелких пазлов и мозаики, ассиметричная гимнастика, раскраски по номерам, собирание мелких пазлов, обведение контуров на линейке, штриховка, графический диктант, назови наложенные друг на друга рисунки, рисование узоров спирографом.

3. Предполагаемый результат.

Механизмом оценки получаемых результатов прежде всего является эмоционально-положительное состояние ребенка на занятиях. Педагог должен чувствовать и видеть, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи». К концу проекта можно сказать, что пальчики у воспитанников должны стать более ловкими, гибкими, дети должны быстрее овладевать сложными упражнениями, речь детей значительно улучшиться.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и улучшается техника рисования, а в дальнейшем письмо. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста, при этом расширяя ее диапазон собственными наработками.

Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, и своевременное овладение правильной речью является одним из основных условий.

Физиологическое и речевое дыхание детей с общим недоразвитием речи Важнейшим условием правильной речи является спокойным глубокий вдох, плавный длительный выдох и чёткая артикуляция. Дыхание ребёнка в своём.

Формирование графо-моторных навыков у детей с ОНР Процесс формирования графомоторных навыков Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие.

Формирование лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Речь – это важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека.

Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики. Именно к 6.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Подготовила Солодовник А.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад компенсирующего вида N 156».

Проблема обучения дошкольников с ОНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу.
Дети с ОНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Поскольку неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Предложенная ниже диагностика представляет собой совокупность различных методик, собранных авторами по этой проблеме. При проведении мониторинга детям предлагается выполнить ряд упражнений, которые для получения максимального “коэффициента полезного действия”, подбираются таким образом, чтобы показать состояние графомоторных функций у ребенка.
Изучение уровня развития графомоторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:
Определение ведущей руки (Применялась методика М. Озьяс).
Детям предлагается ряд упражнений:
– «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
– «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
Определение уровня развития мелкой моторики рук (Использовались методики Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).
Детям предлагаются следующие упражнения:
1. «Обводим кисти рук»
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.
В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того, чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.
При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно.
Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
2. «Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой). Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация.
Зрительно-пространственный гнозис
1. Узнавание предметови букв:
• по контуру; • с наложением изображений; • разного шрифта.
2. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела:
• верх — низ • право — лево
3. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела:
• сверху — снизу • справа — слева • над — под
4. Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:
• выше — ниже • правее — левее • правый верхний — левый нижний
Моторный праксис (мелкая моторика рук)
1. Пересчет пальцев правой руки. 2. Пересчет пальцев левой руки.
3. Пересчет пальцев обеих рук. 4. Ладонь — кулак.
Слухомоторная координация
1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.
2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.
3.Подсчет быстрых и медленных ударов.
Выявление трудностей зрительного восприятия. (Переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:
1)Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаютя такие задания как:
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении. Если он проводил линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.
2) Фигуро-фоновое различение включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующие задания:
Задание 1. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.
3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.
Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.
Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.
Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.
4) Положение в пространстве: включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задания 2. А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.
5) Пространственные отношения включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии.
Определение развития графического навыка.(По критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).
Для обследования графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
Определение уровня владения графомоторными навыками:
При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Данные, полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.

Читайте также:  Конспект занятия для детей с ФФН (2 класс)

Определение ведущей руки

Определение уровня развития мелкой моторики рук

Определение уровня развития пространственных представлений.

Выявление трудностей зрительного восприятия

Определение развития графического навыка

В заключении хочется отметить, что задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с общим недоразвитием речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку, если не проводить коррекционную работу в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с ОНР, и тогда это обязательно даст хорошие результаты.

Портал педагога

Автор: Челобитченко Анастасия Николаевна
Должность: воспитатель компенсирующей группы
Учебное заведение: МАДОУ “ДС № 3 г. Благовещенска “Надежда”
Населённый пункт: г. Благоввещенск
Наименование материала: Статья
Тема: Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Дата публикации: 30.10.2018
Раздел: дошкольное образование

Методы и приёмы формирования графомоторных навыков у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи

Совершенствование графомоторных навыков средствам и комплексного

физического воспитания и самомассажа о влиянии физических упражнений

недоразвитием речи (Шишлянникова Н.В.)

Данная система работы направлена на формирование графомоторных

навыков через физические упражнения.

развивающая программа отличается тем, что формирование графомоторных

навыков у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основе

логопедические задания, но и специальные физические упражнения. Работа

по формированию графомоторных навыков включалась в индивидуальные и

компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

В соответствии с направлениями коррекционной работы в данной программе

выделяются следующие этапы реализации программы:

1. Подготовительный этап.

Цель: развитие координации движений, зрительно-пространственных

способствует применение различных физических упражнений.

пальцев. Считается, что необходимо проводить самомассаж рук и каждого

пальца, начиная с четырёхлетнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет

навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.

кистей и пальцев обеих рук улучшает координацию произвольных движений,

восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять излишнее напряжение.

внимания, произвольному переключению движений – торможению ненужных

и активизации необходимых. Это, в свою очередь, поможет детям с общим

недоразвитием речи направить внимание не столько на техническую сторону

графомоторной деятельности, сколько на самоконтроль.

Развитие общей и мелкой моторики на различных занятиях как основа

формирования графомоторных навыков освящалась Т.П. Буцыкиной, Г.М.

преодоление излишнего мышечного напряжения; развитие быстроты, силы и

Формированию графомоторных навыков способствуют упражнения на

развитие силы пальцев и быстроты их движений, упражнения на определение

контуру, обводка, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание

контурных изображений предметов; перечёркнутых контурных изображений,

наложенных друг на друга, упражнения на нахождение на картинках похожих

или одинаковых предметов, упражнения на восстановление первоначального

расположения предметов, фигур на картине.

Художественный труд, задания на пропорциональные соотношения при

изготовлении аппликации, задания на выбор определённой формы, цвета и

дорисовывание и дописывание недостающих элементов в букве, задания на

элементов букв, написание букв и слов по шаблонам, задания на узнавание

букв и на соотнесение их формы, величины, цвета, упражнения на выявление

последовательности в расположении предметов, физкультминутки.

рукой, затем с левой и назвать их, по инструкции показать, например, правую

бровь или левый локоть, вытянуть в сторону правую руку и перечислить все

предметы, находящиеся справа и слева, повернуть голову влево, вправо,

наклонить к правому/левому плечу, находясь в колонне, назвать стоящего

впереди, затем сзади, находясь в шеренге, назвать стоящего слева и справа,

знакомство со схемой тела ребёнка, стоящего напротив.

одновременно, круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах,

свободное постукивание пальцами по столу, одновременно и поочерёдно

пальцев руки на пальцы другой, перекатывание в пальцах карандаша. [12; 8;

Данные методы и приёмы отражают взаимосвязь моторного уровня

развития и уровня развития графомоторных навыков.

недоразвитием речи он вдвойне сложен. А поскольку количество детей с

общим недоразвитием речипостоянно увеличивается, проблема развития и

коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Поскольку,

если не проводить работу в области графомоторной деятельности ещё в

дошкольном возрасте, то в школе это может перерасти в ошибки на письме,

что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.

работа по формированию графомоторных навыков просто необходима для

детей с общим недоразвитием речи. Тем более что различных программ и

методов работы на данный момент довольно много, и можно выбрать именно

навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она

стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей с

способствует лучшей ориентировке на листе бумаги. Дети обучаются по

тетрадям «Для подготовки руки к письму» Т.А. Воробъева, Т.В. Гузенко. Для

выполнения графических заданий необходим простой мягкий карандаш. Если

Раскрашивают дети цветными карандашами, так как работа фломастером не

ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие,

которое со временем осознается как волевое. Тем самым мы формируем

Необходимо отслеживать, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не

выходил за контур рисунка. Линии должны идти параллельно.

Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломаные линии в

различных направлениях. Затем учится ставить точки. Тренировать точеные

указательный палец взрослого

ставится на ладошку ребенка и совершает

отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение

самостоятельно. Далее тренируем упражнение ставить точку карандашом.

усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не

отрываясь от листа бумаги.

Прежде всего, ребенок должен определить, где у него правая и левая

стороны туловища. Это основа ориентировки в пространстве. Он должен

познакомиться с понятиями верх-низ, сзади-спереди. Такие понятия можно

хорошо отработать во время физминуток.

Самым сложным является понятие зеркального изображения. Проводим

следующее упражнение: детям даем в правую руку предмет и спрашиваем «В

какой руке?». После этого расставляем в две шеренги лицом друг к другу,

шеренги напротив. Затем обе шеренги становятся рядом и воспитатель снова

недоразвитием речи не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают

ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами

за движением своей руки.

Упражняемся в пространственной ориентации детей на листе бумаги,

разделенном пополам, фиксации ритма (ребенок хлопает, зарисовывает его).

ориентировки на листе является штриховка. Она имеет последовательность:

1. Редкая штриховка карандашом одного цвета.

2. Штриховка двумя карандашами разного цвета.

3. Частая штриховка одним цветом.

4. Частая штриховка разными карандашами. Здесь ребенок видит, что

штриховка плавно переходит в раскрашивание.

Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала

складывать большой палец в щепотку и захватывать различные предметы

(перекладывать палочки в коробку, расстегивать и застегивать пуговицы,

2. Перекладывание карандаша с одного листа на другой, при этом

карандаш захватывается большим и указательным пальцами.

3. Прокатывание карандаша между ладонями.

4. Прокатывание карандаша между большим и указательным пальцами.

середины в сторону или сверху вниз (можно использовать ткань, мех).

6. Круговые вращения кистей рук с последующим расслаблением.

7. Попеременное поглаживание одно кисти руки другой.

Выполнение графических заданий в пособии сочетается с развитием

речи, наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания

и подобраны по лексическим темам («Одежда», «Космос» и другие).

буквами, при условии постановки их в речи. Дети «печатают» букву, «чинят»

букву, обводят по пунктирным линиям. Частота занятий – 2 раза в неделю.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики

и координации движений руки должна стать важной частью подготовки детей

к школе. С.Е. Гаврина, Н.А. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина

способствовать следующие упражнения и задания:

запускание пальцами мелких волчков;

разминание пальцами пластилина, глины;

катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок,

Читайте также:  Подгрупповое логопедическое занятие по теме Звук (Л), буква Л - этап автоматизации

сжимание и разжимание кулачков, при этом можно играть, как будто

кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул

делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые

взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

двумя пальцами руки (указательным и средним) «Ходить» по столу,

сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро как будто бежит.

Упражнение проводятся сначала правой, а потом левой рукой:

(указательный и средний), далее три, четыре, пять;

барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

махать в воздухе только пальцами;

кистями рук делать «фонарики»;

хлопать в ладоши тихо и громко, разном темпе;

нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинки на нитку (леску);

завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;

застегивание пуговицы, крючков, молний, замочков, закручивание

крышки, завод механических игрушек ключиками;

игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

рисование в воздухе;

игры с песком, водой;

мять руками поролоновые шарики, губку;

шить, вязать на спицах;

рисовать, раскрашивать, штриховать;

рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелком,

разноцветными мелками, акварелью, гуашью, углем и так далее). [5].

движений пальцев рук, могут быть успешно использованы игры с пальчиками

сопровождаемые чтением народных стихов и потешек. Эти игры создают

пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание

внимание, являются прекрасным материалом для обучения детей разговорной

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение

управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде

Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щербининой, А. Бейлиной,

Т.А. Ткаченко, И.Е. Светловой и других авторов.

Светлова Е.И. считает, что теневой театр поможет детям в умении

владеть своими пальчиками. При помощи рук дети могут изображать птиц,

животных, насекомых и вести между ними диалоги. Для проведения теневых

игр необходим экран и источник света (торшер, настольная лампа). Между

экран. Большой эффект в теневой игре достигается благодаря изменению

расстояния руки от источника света. Это дает возможность увеличивать или

уменьшать размеры теневых фигур.Большой популярностью среди педагогов

развивает точность движений пальцев.

При помощи пальцев обеих рук дети изображают различные предметы

окружающего мира животных, насекомых, растения, людей, выполняющих

различные действия и движения. Например, кончики пальцев рук соединены

указательных пальцах) – беседующие между собой покупатель и продавец.

позволяет считать упражнение одним из основных методических приемов,

обеспечивающим приобретение графического навыка. [9].

графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное

создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам

фигуру); различные «дорожки» (нарисуй дорогу, по которой поедет машина;

обведи пальцем дорогу, по которой двигалась птица, пчела, заяц; раскрась

беговую дорожку; обведи путь, по которому летел самолётик); «Дорисуй

недостающую фигуру»; «Найди, кто спрятался»; «Нарисуй такой же контур,

отношения, формируются функции распределения внимания (способность

контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Дети

получают представление о рабочей строке, клеточке, линейке.

Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать

обучению в школе.

графических упражнений вариативно. На первых этапах работы уместно

использовать фломастеры: они оставляют четкий, яркий след и не вызывают

Цветные карандаши позволяют выполнять изображения в цвете. Сочетание в

изображении цветных карандашей и фломастеров формирует у детей опыт

особенностей, закрепляет навыки регуляции силы нажима. Буцыкина Т.П.,

графомоторных навыков в следующих направлениях:

развитие силы пальцев и быстроты их движений).

пространстве по отношению к предметам, игры с условиями по выбору

нужных направлений). [10].

натуры, дорисовывание незаконченных рисунков, дорисовывание рисунков с

собственной картины при условии реальности сюжета и деталей; задания на

воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).

Триггер Р.Г. отмечает, что развитие графических навыков зависит не

только от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности

мышц, точности и координации движений, но и от уровня сформированности

представлений. Помогает в развитии графических навыков способность к

наблюдению, сравнению, творческому воображению. Во втором полугодии в

старшей и подготовительной к школе группах детям полезно рисовать под

диктовку: это вызывает интерес, радость, снимает психическое напряжение,

позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал. Например, детям

предлагают подобные задания: «Рисуем большой треугольник, над ним – чуть

поменьше, сверху – еще меньше. Что получилось? (Елочка.) Раскрасим ее».

Таким образом, тренировку пальцев рук необходимо начинать с самого

Развитие графо-моторных навыков у детей с ОНР

Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление.

Л.С.Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно “… только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи”.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Формирование графо-моторных навыков.

Данное направление можно разделить на несколько этапов.

1-й этап. Ребенок работает на нелинованном листе. Задача – добиться свободного движения кисти.

На этом этапе предлагается знакомить детей с видами и направлениями штриховки, шаблонами и трафаретами. Закрепить понятие о том, что шаблон – это внешний контур предмета, а трафарет– это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки. Необходимо научить дошкольников рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.

Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).

2-й этап. Работа дошкольников в тетради в крупную клетку.

На этом этапе детей знакомят со структурой тетради (обложка, лист, страница, строка), учат копировать по точкам нарисованный педагогом образец.

3-й этап. Работа в тетради в мелкую клетку.

4-й этап. Работа в тетради в узкую линейку, где ребята учатся писать палочки, кружочки, крючочки и т.д.

Нормализация оптикопространственных ориентировок.

Последовательность работы на этом этапе должна быть следующей:

1. Ориентировка в схеме собственного тела (правая и левая рука, нога и др.)
2. Ориентировка в помещении.

На этом этапе следует сформировать у детей понятие об ограниченности пространства (правая стена – это то, что ближе к правой руке; впереди – передо мной; позади – за моей спиной; верх – потолок над головой; низ – пол под ногами)

3. Ориентировка с поворотом на 180° (в схеме тела человека, сидящего напротив).
4. Ориентировка на плоскости.

Для ребенка плоскостью на начальном этапе обучения является чистый белый лист нелинованной бумаги. Сначала формируется понятие угла (правый верхний, правый нижний, левый верхний, левый нижний). Далее формируется понятие о центре листа.

5. Ориентировка в клетке, т.к. клетка является маленькой копией листа.

Работа ведется в аналогичной последовательности. На этом этапе полезно предлагать детям упражнения по рисованию графических узоров.

6. От ориентировки на клетке переходим к ориентировке на листе бумаги в линию.

Полезно предлагать задания в жесткой определенной последовательности их выполнения, т.е. различать графические элементы, вписываем над строкой, в строке, под строкой.

7. Уточнение значений предлогов.

Работа над формированием буквенного гнозиза и зрительного образа букв.

Последовательность работы по этому направлению должна строиться следующим образом:

  1. Развитие зрительного гнозиса (узнавание).
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза.
  3. Диференциация смешиваемых букв.

На этом этапе дети должны научиться находить контурное изображение предметов, недорисованные контуры изображаемых объектов, выделять контурные изображения, наложенные друг на друга, распределение предметов по величине, нахождение аналогичных предметов, дорисовывать незаконченные фигуры и симметричные изображения, находить различия в двух схожих картинках и т.д.

При изучении букв полезны следующие упражнения: выкладывание букв из палочек, их нахождение среди графически сходных, переконструирование букв, узнавание букв путем тактильного восприятия и др.

Для воплощения всех этих направлений требовалась конкретная программа, которая бы учитывала все перечисленные этапы развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, а так же строилась на следующих принципах:

системность; процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одно направление, необходима системная работа.

взаимодополняемость; комплексный процесс, в котором развитие одних функций определяет и дополняет развитие других функций.

соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;

– адекватность требований и нагрузок;

– постепенность; следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

повторяемость материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Изучение уровня развития графо– моторных навыков и других вспомогательных процессов проводился по следующим критериям:

  1. Определение ведущей руки. (Проводилась по параметрам, предложенным М.М.Безруких, дополнительно применялась методика
    М.Озьяс).
  2. Определение уровня развития мелкой моторики рук. (Использовались методики Н.В.Нижегородцевой и В.Д.Шадрикова, Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич, а также мотометрический тест “Вырезывание круга” под редакцией Г.И.Сердюкова).
  3. Определение уровня развития пространственных представлений. (Применялись материалы Т.А.Павловой).
  4. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Использовалась переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
  5. Определение развития графического навыка. (Проводилось по критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).

Исходя из данных диагностики, чтобы добиться высокого уровня развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
  2. Развивать мелкую моторику и зрительно– двигательную координацию.
  3. Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений.
  4. Формировать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, аналогия).
  5. Увеличить объем внимания, памяти.
  6. Развивать речь.
  7. Создать одинаковые условия для успешной подготовки руки к письму, как для праворуких, так и для леворуких детей.
  8. Сохранение здоровья.

Для решения данных задач в нашем детском саду на основе различных методических источников была разработана серия занятий по подготовке детей к письму в школе. Мы постарались учесть не только все этапы развития мелкой моторики и подготовки к письму, но и осуществить взаимосвязь между темой нашего занятия и лексической темой заданной логопедом.

Обучение детей пятилетнего возраста графическим навыкам проводится в два этапа:

1-й этап – подготовительный. Кроме предварительного обследования детей, главное внимание здесь уделяется коррекции общей и тонкой моторики. Работу необходимо проводить систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей по 3–5 минут на музыкально-ритмических и физкультурных занятиях, на занятиях логопеда, воспитателя, во время прогулок, игр. С детьми затрудняющимися выполнять движения, следует заниматься индивидуально.

Здесь ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху – вниз), горизонтальными (слева – направо), наклонными (сверху – вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие как “Попади в цель”, “Дорожки”. Детям предлагаются: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, копирование рисунков с помощью копировальной бумаги.

2-й этап – непосредственное обучение графическим навыкам. На этом этапе, который следует начинать в январе, дети должны научиться:

  1. Ориентироваться в тетради в крупную клетку.
  2. Рисовать прямые линии, квадраты по точкам и без них.
  3. Рисовать косые линии по точкам и без них, штриховать.
  4. Рисовать дуги, овалы по точкам и без них.

На этом же этапе, начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая и длинная палочки, короткая и длинная палочки с закруглением внизу, палочка с закруглением вверху и внизу, удлиненная вниз петля, удлиненная вверх петля, левые и правые полуовалы, овалы. Шестилеткам трудно рисовать петельки, полуовалы и овалы. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста – освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе.

Занятия с детьми шестилетнего возраста рекомендуется начинать в сентябре. При этом тренировку пальцев и обучение графическим навыкам следует проводить параллельно.

Графические упражнения приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом мы не предлагаем обучать письму прописных букв. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку.

Также данные занятия преследуют и другие цели – это тренировка внимания и памяти, формирование различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение и т.д.), пространственное ориентирование.

Технология развития графических навыков заключается в системности и целостности всех форм деятельности – специальных занятий, игр, режимных моментов, повседневного поведения.

Предлагаем перспективный план занятий по развитию графо– моторных навыков для детей старшей (Приложение 1) и подготовительной (Приложение 2) групп.

  1. Антонова А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи: Методическое пособие. – М., 1997.
  2. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5–7 лет. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2003. – 120 с.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 256 с.: ил.
  4. Галкина Г.Г., Дубынина Т.И. Пальцы помогают говорить: коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство “Гном и Д”, 2005. – 40 с.
  5. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6–8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 80 с.
  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.: ил. – (Подготовка детей к школе).
  7. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с. (“Воспитание и обучение детей с нарушением развития. Библиотека журнала”. Вып. 10).

Ссылка на основную публикацию