Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ – БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    • Выделение звука на фоне слова.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    – Где ты живёшь? (в городе)
    – Где твоя машина? (в гараже)
    – На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    – Где остановились гости? (в гостинице)
    – Где напечатана статья? ( в газете)
    – В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Д/у «Весёлые звуки».

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      К
      К-К
      К-К-К
      К-К-К-К
      К-К-К-К-К

    Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

    1 – этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

    Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

    По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

    Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

    2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
    Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

    3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

    Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

    1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
    2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
    3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
    4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
    5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
    6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
    7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
    8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
    9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
    10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

    В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

    Рекомендуем использовать следующие задания:

    1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
    2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
    3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
    4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

    ПА— ПАР
    ПА— ПАРЫ
    ПА— ПАРАД
    ПА— ПАРУСА
    КО–КОТ
    КО–КОЗЫ
    КО–КОШКА
    КО—КОРОВА

  • Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  • Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  • Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  • «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  • Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  • Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  • Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    Дидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтеза

    Ольга Шарафеева
    Дидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтеза

    Дидактическое пособие «Угадай слово» для развития навыков фонематического анализа и синтеза

    Цель: развитие навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

    Данная игра может быть использована как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях на разные лексические темы. Количество карточек постоянно пополняется, а степень сложности заданий зависит от уровня сформированности фонематических процессов у детей группы. Главный принцип – постепенный переход от простого к сложному.

    Ход игры: логопед кладет перед ребенком карточку и маленькие картинки.

    Инструкция: “Рассмотри картинки, назови их и подбери к каждому слову подходящую звуковую схему”.

    1. Картинки: рама, торт, утка, огонь.

    “По первым звукам в названии картинок угадай слово, обведенное в рамочку” (слово “утро”).

    2. Картинки:обруч, носок, маска, груша

    3.Картинки:арка, рельса, кони, сова, очки.

    4. Картинки:диван, ручки, кубик, коньки.

    “По последним звукам в названии картинок угадай слово, обведенное в рамочку” (слово “кино”).

    5. Картинки: письмо, коньки, лампа, свеча, радио.

    “По первым и последним звукам в названии картинок угадай слово, заключенное в рамочку” (слово “сокол”).

    Логопедическая игра для развития и совершенствования фонематического анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза Автор: Алексюк Лидия Владимировна, учитель-логопед Организация: МБДОУ д/с № 50 Населенный пункт: г. Новороссийск Материал игры может быть.

    Дидактический материал для навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков Для развития речи необходим определенный уровень развития слуха, как физического, так и фонематического. Фонематический слух – способность.

    Дидактическое игровое пособие для формирования навыков звукового анализа и синтеза «Белоснежка и семь гномов» «Белоснежка и семь гномов» Возраст детей: 4+ Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза Задачи: – дать представления о гласных.

    Формирование у дошкольников навыков звукового анализа и синтеза слов на материале рабочих тетрадей «Где звук живет?» Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной, так как развитие фонематических.

    Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза «Звук [п]» Тема: Звук < п >. Цели: – коррекционно-образовательные: Продолжать знакомить детей со звуком < п >; учить определять позицию звука < п.

    Консультация для родителей «Развитие навыков звукового анализа и Синтеза» Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА» Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление.

    Консультация для воспитателей ДОУ «Этапы работы по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза» Этапы работы по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. [/b].

    Опыт работы по теме «Развитие фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза у детей 6–7 лет» Важным условием воспитания личности дошкольника и его социальной адаптации является развитие правильной речи. Чем правильнее и богаче речь.

    Консультация для родителей «Формирование у дошкольников фонематических представлений навыков звукового анализа и синтеза» КАРТОТЕКА методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза,.

    Значение игровых приёмов для развития звуко-буквенного анализа и синтеза у детей с ОНР В настоящее время одной из актуальных проблем подготовки дошкольников к школе является овладение звуко-буквенным анализом и синтезем. Освоение.

    Примерные задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и языкового анализа

    I. Развитие языкового анализа и синтеза

    Коррекционная работа сводится к формированию умения определять количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь, выполняя следующие задания:

    1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.

    2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.

    Работа с числовым рядом.

    3. Так же детей учат составлять графические схемы предложений, отыскивать в схеме определённое слово, читать предложения по схеме. Например:

    Птицы улетают на юг.

    4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…

    5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений. Работа с деформированными предложениями.

    Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.

    Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт дымок.

    «орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло. «поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.

    6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово). Работа с числовым рядом.

    7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение — это законченная смысловая единица.

    Например: распредели на два столбика словосочетания и предложения.

    Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень, головки цветов, ранней осенью.

    8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста (сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без опоры. Работа с деформированным текстом).

    Например (с опорой): «В конце лета ещё тепло на лугу пасутся лошади люди скосили траву её собрали в большие стога до осени будет сохнуть сено.»

    Без опоры на сюжетную картинку: «Стало тепло на лугу появилась зелёная травка на поляне распустились цветы Маруся ловит бабочек Дима и Толя играют в мяч.»

    9. Составление предложений, используя словосочетания.

    Например: высокие ели, широкие улицы, полная корзина, белый пароход и.т.д.

    10. Упражнения в чтении текста с интонационными обозначением границ предложения (понижение голоса, паузы).

    11. Списывание текста с подчёркиванием заглавных букв и точек.

    II. Развитие слогового анализа и синтеза

    При формировании навыков слогового анализа и синтеза работа начинается со вспомогательных приёмов (отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество). Затем опираясь на умение выделять гласные звуки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в слове столько слогов, сколько гласных.

    Логопед может рекомендовать учителю для групповой и индивидуальной работы в классе следующие игры и упражнения:

    1. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.

    2. Уметь выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

    3. Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).

    4. Назвать гласные в слове.

    5. Записать только гласные данного слова.

    6. Выделить гласные звуки, найти соответствующие буквы.

    7. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

    8. Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.

    9. Записать слова в два столбика (разложить картинки на 2 группы) в зависимости от количества слогов.

    10. Выделить первый слог из названий картинок, записать его.

    11. Объединить слоги в слове, предложение, прочитать полученное слово или предложение, (например: «улей», «домик», «машина», «луна», «жаба»). После выделения первых слогов получается предложение: У дома лужа.

    12. Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
    __буз, ут__, лод__, ка__, ка__даш.

    13. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цын, лас, точ, лес, ка).

    14. Найти в предложении слова с определённым количеством слогов.

    Игра «Отгадайте, кого я называю?»

    Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

    Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.

    Например: учитель хлопает 3 раза, учащиеся считают, затем встают (Се-рё-жа, А-ри-на).

    Цели: развитие умения составлять слова; накопление в памяти слоговых образов.

    Оборудование: карточки со слогами (4 – 6) каждому играющему.

    Учитель называет два слога, дети находят карточки с данными слогами и составляют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сос, на; чай. КА; вес, на; кА, мыш; бан, кА; ла, ска» ни, тка; ра. Но; кА, кой.

    Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

    Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова (ок-но, но-ра, ра-ма).

    Игра «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

    Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, быстроты мышления.

    Учитель бросает мяч детям, называет одно-, двух- и трёхсложные слова. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и передает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слово мячом.

    III. Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза

    Термином «фонематический анализ» определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относится выделение звука на фоне слова. По данным В. К. Орфинской, эта форма появляется спонтанно у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

    Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

    Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа в онтогенезе.

    В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также от произносительных особенностей звукового ряда.

    Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей, аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.

    Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд, включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого произносительного потока, т. е. слог, а также произносится более длительно.

    В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных (ау, г/а), затем ряда-слога (ум, на), потом на материале слова из двух и более слогов.

    При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину).

    I этап — формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

    Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

    II этап — формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

    III этап — формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений.

    При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза логопед может порекомендовать учителю:

    Включать в материал урока игры и задания на развитие фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.

    IV. Игра «У кого хороший слух?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.

    Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
    проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

    Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

    Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

    Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.

    Щёткой чищу я щенка,
    Щекочу ему бока.

    Гусь Гога и гусь Гага
    Друг без друга ни шага.

    Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй».

    Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

    Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.

    Свяжем мы из слов цепочку,
    Мяч не даст поставить точку.

    Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).

    Кроме игр, на уроке да и дома можно использовать индивидуальные карточки с заданиями, способствующими развитию фонематического анализа и синтеза:

    1. Назвать слово, определить первый, второй, третий и т.д. звуки, уточнить их количество.

    2. Придумать слово с 4,5 звуками.

    3. Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

    4. Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).

    5. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

    6. Вставить пропущенные буквы в слова: ви..ка, ут..а, лу..а, б..нокль.

    7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

    8. Составить слова различной звукослоговой структуры из букв разрезной азбуки.

    9. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

    10. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово: па-(пар), па-(парк), па-(паром), па-(паруса).

    11. Подобрать слово с определенным количеством звуков.

    12. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на доске. К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, затем из 4, 5, 6 букв.
    РУЧКА рот Уля час кот Аня роза угол чаша каша аист рукав улика чехол корка астра

    13. Преобразовать слова:

    а) добавляя звук: рот-крот, мех-смех, осы-косы, луг-плуг;
    б) изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук -суп-сух — сох — сор — сыр — сын — сон;
    в) переставляя звуки: пила-липа, палка-лапка, кукла — кулак, волос-слово.

    14. Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).

    15. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.

    16. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

    17. Слово — загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т.д. например: п . . . . . . . . . . (простокваша).

    18. Составить графическую схему предложения

    19. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, кот-ток, сор-рос, топ-пот.

    20. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).

    21. Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки, например: «курица», «осы», «шуба», «карандаш», «арбуз». Они выделяют первый звук в названиях картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают полученное слово (кошка).

    22. Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.

    23. Расставить картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки: сом, косы, мак, топор, забор.

    24. Какой звук убежал? Крот-рот, лампа-лапа, рамка-рама.

    25. Найди общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна -дом.
    Конечная цель работы логопеда и учителя – формирование действий фонематического анализа в умственном плане: ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ, БЕЗ ПРОГОВАРИВАНИЯ.

    V. Письменные задания на развитие слогового анализа и синтеза

    1) Спишите слова, деля их на слоги, подчеркните гласные.

    Работа, галоши, кенгуру, павлин, ромашка, машина, лягушка, овощи, клетка, корридо, фрукты.

    2) К данному слогу подберите из скобок слова так, чтобы получилось новое слово. Напишите получившиеся слова. Выделите количество слогов, подчеркните гласные.

    за…(бор, вод, ры, кон, мок)

    ку…(сок, лак, лик, вод)

    ры…(ба, си, лик, бак, нок)

    3) Прослушайте внимательно слова. Определите в них количество слогов. В первый столбик начертите схемы двухсложных слов, во второй – односложных.

    Раки, мак, суп, травы, утки, кран, стул, листик, дуб, брат, грачи, крыса, слон.

    4) Возьмите карточки со стола. На них записаны слова. В каждом из слов пропущены слоги. Вставьте их и запишите слова в тетрадь.

    8. На карточках даны слова. Если вы уберете из слова последнюю букву, то получите новое слово. Полученные слова запишите

    9. Внимательно прочитайте слова, написанные на карточках. Найдите среди них другие слова, которые в них «спрятались» Напишите слова парами.

    Слова: столб, щель, укол, коса, полк, волк, восемь, гроза, рыбак, шутки, вокруг, победа, листочки.

    10. Образуйте от данных слов, новые слова, с уменьшительно ласкательным значением, используя суффиксы ЕК, ОК, ИК.

    Использование игр на развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста для успешной работы логопедов

    В настоящее время в силу целого ряда органических, функциональных причин у детей дошкольного возраста отмечаются самыми распространёнными фонетические нарушения речи, причем недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с фонематическими нарушениями, имеющими стойкий характер. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетико-фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие её компонентов: звукопроизношения, просодики, фонематических процессов. Вследствие этого, нарушения фонетической стороны речевой функциональной системы приводят к расстройству других, более высоких уровней языковой системы.

    Нарушения в формировании фонетико-фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняют овладение программой по русскому языку, могут приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи, к нарушениям процесса чтения.

    Таким образом, коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной, так как своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

    Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста должно проводится в форме игровых упражнений, так как основной вид деятельности детей дошкольного возраста – это игра.

    Этапы работы:

    – Узнавание неречевых звуков.

    – Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

    – Различение слов, близких по звуковому составу.

    – Дифференциация фонем. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, фонематических представлений.

    На первом этапе

    учим детей вслушиваться в окружающий мир,

    вырабатываем умение узнавать различные неречевые звуки, определять направление звука, воспроизводить различные ритмы.

    Пример: игровое упражнение «Что это? »

    Цель: развитие слухового внимания.

    Оборудование: магнитофонная кассета (диск) с записью на ней различных звуков.

    Описание игры: Ребёнку предлагается прослушать запись и угадать: что это?

    На втором этапе

    учим детей различать высоту, силу и тембр голоса,

    ориентируясь на одни и те же звуки и звукосочетания (близко или далеко, радостно или грустно) .

    Пример: игра «Кто позвал? »

    Цель: развитие слухового внимания.

    Описание игры: Логопед предлагает ребёнку отвернуться и догадаться, кто из детей его позвал. Ребёнка зовут, произнося: «Ау! » или имя вызываемого.

    На третьем этапе

    учим детей различать слова, близкие по звуковому

    составу, развиваем умения, на базе которых будут формироваться более сложные формы фонематического анализа и синтеза.

    Пример: дидактическая игра «Часы».

    Цель: обучение различению слов, близких по звуковому составу.

    Оборудование: Часы с изображениями на них предметов, названия которых звучат похоже (слова – квазиамонимы) .

    Описание игры: Логопед предлагает ребёнку назвать предметы, изображенные на картинках, названия которых звучат похоже и соединить их стрелками.

    На четвертом этапе

    обращаем внимание ребенка на часть слова – слог.

    Пример: игровое упражнение «Добавь слог».

    Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

    сы-сы-са – длинная ко…

    ши-ши-ши – наши дети хоро…

    Данный этап является основным в работе по формированию

    Фонематических процессов у детей.

    Он включает в себя несколько разделов:

    – Развитие фонематического восприятия

    – Развитие фонематического анализа

    – Развитие фонематического синтеза

    – Развитие фонематических представлений

    Дидактическая игра «Рыбаки».

    Цель: Развитие фонематического восприятия.

    Оборудование: удочки, рыбки с картинками предметов, в названии которых слышим звук .

    Описание игры: Логопед предлагает детям «поймать» удочкой «рыбку» с картинкой, в названии которой слышим звук .

    Учим детей различать (дифференцировать) на слух звуки, близкие по своим акустическим признакам: по твёрдости-мягкости, по звонкости-глухости, свистящие-шипящие и др.

    Дидактическая игра: Королевства «Твёрдыша» и «Мякиша».

    Цель: Обучение дифференциации на слух звуков по твёрдости-мягкости.

    Оборудование: Изображения представителей королевств «Твёрдыш», «Мякиш», картинки с предметами – .

    Описание: Логопед предлагает детям «навести порядок» в королевствах «Твёрдыша» и «Мякиша». Распределить картинки с предметами по королевствам, в названии которых слышим звуки – .

    Дидактическая игра «Чебурашка».

    Цель: Обучении дифференциации на слух звуков по звонкости – глухости.

    Оборудование: пособие «Чебурашка», предметные картинки.

    Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить в названии картинки «звенит» или «не звенит» первый звук.

    Дидактическая игра «Собери картинки».

    Цель: Развитие фонематического восприятия.

    Оборудование: пособие «Жаба и Зайка».

    Описание игры: Логопед предлагает ребятам назвать первый звук в слове «жаба», «зайка». Логопед просит собрать картинки со звуком к Жабе, со звуком к Зайке.

    Развитие фонематического анализа.

    Учим детей выделять определённый звук из ряда других звуков на фоне слова, слога. Определять количество и последовательность звуков в слове. Деление слов на слоги.

    Дидактическая игра «Гусеница».

    Цель: Развитие фонематического анализа (позиционного, последовательного, количественного) .

    Оборудование: пособие «Гусеница», символы звуков, картинки с предметами.

    Описание игры: Логопед предлагает ребятам определить место звука в слове и поставить соответствующий символ в начало, середину или конец гусеницы. Выполнить фонематический анализ слова, изображенного на картинке.

    Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

    Цель: Развитие фонематического анализа (количественного) .

    Оборудование: пособие с картинками «Цветик-семицветик», картинки с предметами.

    Описание игры: Логопед помещает на Цветик-семицветик карточку с цифрой (4). Ребятам предлагается поместить в кармашки лепестков цветика-семицветика предметные картинки с определённым количеством звуков в слове.

    Развитие фонематического синтеза.

    Учим детей объединять отдельные звуки в слова.

    Дидактическая игра «Корабль».

    Цель: Развитие фонематического синтеза.

    Оборудование: пособие «Корабль», картинки.

    Описание игры: Логопед предлагает детям внимательно посмотреть на «корабль» с картинками. Если ребята правильно назовут первый звук каждой картинки, то они смогут отгадать, какое слово «спрятано» в корабле.

    Дидактическая игра «Поезд».

    Цель: Обучение делению слов на слоги.

    Оборудование: пособие «Поезд», картинки.

    Описание игры: Логопед предлагает детям распределить картинки по вагонам: с двумя окнами – два слога, с тремя окнами вагон – три слога.

    Развитие фонематических представлений.

    Игровое упражнение «Вспомни слово».

    Цель: развитие фонематических представлений.

    Описание: Логопед, бросив мяч ребёнку, предлагает назвать слово с заданным звуком ( в середине слова, затем назвать, какой по счёту в слове звук , какой звук предшествует ему, а какой следует за ним, назвать только гласные звуки в названном слове. Сколько всего звуков в данном слове.

    Развитие фонематического анализа и синтеза

    Основная цель методических игр – повышение эффективности и качества процесса коррекции фонематических процессов и лексического запаса младших школьников. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

    • развитие слогового анализа и синтеза
    • обучение простым и сложным формам фонематического анализа
    • формирование фонематических представлений
    • обучение дифференциации звуков
    • повышение мотивации и заинтересованности детей
    • развитие познавательной активности учащихся
    • совершенствование форм и методов организации учебного процесса

    Методические игры предназначены для работы учителя-логопеда на 1 этапе коррекции с детьми младшего школьного возраста. Достоинство пособия в том, что его могут использовать все участники образовательного процесса.

    Просмотр содержимого документа
    «Развитие фонематического анализа и синтеза»

    Приложение 2

    II раздел

    Игры на развитие фонематического анализа и синтеза

    Модуль 1.Веселый рыболов.

    Цель: развитие фонематических представлений.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Рано утром кот пошел на рыбалку. Рассмотрите картинку и назовите предметы, в названии которых имеется звук[А] ».

    Модуль 2.Впиши букву.

    Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Кружки потеряли свои буквы.

    Назовите звуки в названии картинок, которые стоят на местах, отмеченных цифрами, впишите буквы в кружки и прочитайте слово».

    Модуль 3. Где живут картинки

    Цель: развитие звукового анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки вышли на прогулку и заблудились, помогите им найти свои домики».

    Модуль 4. Где моя пара

    Цель: развитие звукового анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки, которые расположены слева от черты, хотят найти свою пару среди картинок, которые справа от черты. Определите первые звуки в названии картинок и помогите им найти свою пару».

    Модуль 5. Где спрятались лягушата.

    Цель: развитие звукового анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Лягушата решили поиграть с нами в прятки. Первый спрятался за рисунком, название которого начинается со звука [А], а заканчивается звуком [С].

    Второй лягушонок спрятался за рисунком, название которого, начинается и заканчивается на один и тот же звук.

    Третий лягушонок спрятался за рисунком, название которого состоит из трех звуков»

    Модуль 6. Дежурная буква

    Цель: развитие звукового анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Сегодня дежурит буква К. Рассмотрите картинки и скажите, какие из них будут помогать букве К в дежурстве».

    Модуль 7. Добавь звук в конце слова

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: преобразуйте слова, добавляя звук в конце данных слов.

    Модуль 8. Добавь звук в начале слова

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: преобразуйте слова, добавляя звук в начале данных слов

    Модуль 9. Задумала предмет.

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Я задумала предмет. Отгадать его сможете, если из букв, обозначающих отмеченные цифрами звуки, составите слово».

    Модуль 10. Закрась квадратик.

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: закрась красным цветом квадратик, соответствующий месту звука [А] в названиях картинок.

    Модуль 11. Звуковые кружки.

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: назовите звук, символически обозначенный кружком.

    Синий кружок – твердый согласный звук; зеленый– мягкий согласный звук; красный – гласный звук; с вопросительным знаком – назвать, сколько всего звуков в данном слове; с цифрой 1 – первый звук; с цифрой 2 – второй звук и т. д.

    Модуль 12. Зонтики

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Светило солнышко. Картинки играли на полянке. Вдруг надвинулась туча, и пошел дождь. Помогите спрятаться картинкам под зонтиками. Под красный зонтик спрячутся картинки, названия которых начинаются с гласного звука, под синий – с согласного».

    Модуль 13. Капельки

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Капли ищут свои буквы. Определите первые звуки в названии картинок и помогите капелькам отыскать нужную букву».

    Модуль 14. Кто в домике живет

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинкам построили домики, поселите картинки в соответствии с данными графическими схемами и узнаете, каким картинкам ещё не построили дома».

    Модуль 15. Кто на болоте живет

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «На краю деревни было болото. Там жили животные и никак не могли подружиться. Давайте их подружим: посчитаем сколько звуков в названии каждого жителя болота».

    Модуль 16. Куклы – подружки

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «В магазине на полке жили куклы-подружки. Полине, Маше и Кате подарили картинки, а куклы их перепутали. Определите первые звуки в названии картинок помогите куклам разобраться, где чья картинка».

    Модуль 17. Магазин

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация:

    С мамой в магазин идём,

    Покупки в сумку мы кладем.

    Берём товар со звуком нужным,

    Выбираем вместе дружно.

    На витрине магазина товары – предметные картинки. Купить можно те предметы, в названии которых есть звук [А]. Ученик «покупает» товар – четко произносит название предмета, «нажимая» на звук [А].

    Модуль 18. Мамина сумка

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «мама пришла из магазина с полной сумкой покупок. Догадайся, что она купила, если в названиях покупок есть звуки [М] и[М’]

    Модуль 19. Место звука

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: определите на каком месте в названиях данных картинок стоит звук [К]

    Модуль 20. Найди картинки

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: дана графическая схема слова, найдите картинки, названия которых будет соответствовать данной схеме.

    Модуль 21. Найти недостающий предмет

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: необходимо из первых звуков в названии картинок, которые находятся сверху, составить слово. Подумайте, какая картинка потерялась.

    Модуль 22. Общий звук

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: найдите общий звук в названиях двух картинок в каждом ряду и составьте новое слово.

    Модуль 23. Определить последующий и предыдущий звуки

    Цель: развитие фонематического анализа

    Описание: назовите звук в названии картинки, который стоит на месте, отмеченном цифрой. Назовите его последующий и предыдущий звуки.

    Модуль 24. Первый звук

    Цель: развитие фонематического анализа, фонематических представлений.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки хотят найти друзей, но для этого необходимо определить первые звуки в их названиях и назвать слова, которые начинаются с таких же звуков».

    Модуль 25. Подарки

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «В гости пришли Рома и Катя. У них сегодня день рождения. Мы их поздравим и подарим подарки, помня о том, что Роме нравятся предметы, в названии которых есть звук [Р] , а Кате – звук [К]».

    Модуль 26. Помоги гномикам

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Гномики нарисовали рисунки и решили подарить их друзьям, а номера на конвертах не поставили. Помогите гномикам, определите сколько звуков в названиях картинок».

    Модуль 27. Помоги Незнайке

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Незнайка не может определить, на какой звук начинаются имена его сказочных друзей. Поможем ему».

    Модуль 28. Последний звук

    Цель: развитие фонематического анализа, фонематических представлений.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки хотят найти друзей, но для этого необходимо определить последние звуки в их названиях и назвать слова, в которых имеются такие же звуки».

    Модуль 29. Раз картинка, два картинка

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: детям сообщается игровая ситуация: «Картинки пошли в театр и потеряли билеты, определите количество звуков в названии картинок и подскажи картинкам, на каком ряду их место».

    Модуль 30. Слово наоборот

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: назовите слово, в котором буквы расположены в обратном порядке.

    Модуль 31. Собери слово

    Цель: развитие фонематического анализа и синтеза.

    Описание: из названий изображенных предметов выделить первый звук и назови полученное слово. Объясни значение слов лучок, луковица, луковый.

    Модуль 32. У Карлсона на чердаке

    Цель: развитие фонематического анализа.

    Описание: Карлсон решил сделать уборку на своей крыше. Ему необходимо разложить все предметы на две полки: на верхнюю – предметы, в названии которых четыре звука, на нижнюю – пять. Поможем Карлсону.

    Формирование фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста

    Дорогие друзья, мы рады представить вам Чаусову Светлану Александровну, учителя-логопеда ГБДОУ детский сад № 53 г. Санкт-Петербурга. Сегодня Светлана Александровна любезно поделится своим профессиональным опытом в сфере формирования фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам ДОУ.

    Краткий комментарий к статье от Светланы Александровны:

    «Фонематическое восприятие влияет на становление всей речевой системы в целом. Развитие фонематических функций у детей, начиная с раннего возраста, является необходимым компонентом для закрепления правильного звукопроизношения и формирования лексико-грамматических сторон речи»

    Полезного чтения…

    Мы живём в мире звуков: природы, речи, всевозможных шумов. Ребёнок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребёнка (слуховой аппарат формируется со второго месяца внутриутробной жизни). Поэтому врачи рекомендуют беременным женщинам, для установления эмоционального контакта, беседовать с будущим ребёнком, начиная с 20-22 недели беременности. По новейшим исследованиям, у новорождённых можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру. В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи.

    Способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы) принято называть фонематическим восприятием или фонематическим слухом. Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Всего ребёнок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием (согласно периодизации Р. Е. Левиной).

    На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребёнка. Это дофонематическая стадия развития речи.

    На втором этапе возникает различение наиболее далёких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребёнок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребёнка неправильное, искажённое. Ребёнок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

    На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнаёт неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

    На четвёртом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

    На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребёнок перестаёт узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

    Первые три этапа ребёнок проходит в раннем детстве до трёх лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

    Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление звукопроизношения. По данным Р. Е. Левиной, Р. М. Боскис, Н. Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других. В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков ( например, гласных-согласных ), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков ( звонких-глухих или мягких-твёрдых согласных ). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и руководствоваться слухом. Ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и , наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением ( Д. Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин ).

    В работе по развитию фонематического восприятия необходимо учитывать тезис о необходимости раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, а также опасности запаздывающего по отношению к возрастной сензитивности обучения ( Т.Б. Филичева, Н.Г. Морозова, Е.А. Стребелева, Ю.Р. Гаркуша, В.И. Селивёрстов), так как фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет.

    Исходя из опыта работы по развитию фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего дошкольного возраста я сделала вывод, что нечёткая артикуляция звуков затрудняет развитие фонематического восприятия у детей. В свою очередь, отсутствие чёткого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Несформированность фонематического слуха приводит к непониманию грамматических форм. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Таким образом, можно сделать вывод, что фонематическое восприятие влияет на становление всей речевой системы в целом.

    Свою работу по формированию фонематического восприятия у детей я строю по тематическому принципу. Использованные в работе игры составлены с учётом педагогических требований и учитывают особенности детей данной возрастной группы:

    • необходимость опоры на наглядный материал;
    • необходимость последовательного перехода от простого к сложному;
    • систематичность проведения игр;
    • доступность материала;
    • повторность с частичной новизной;
    • необходимость действенного участия ребёнка;
    • обязательное соотнесение слова с обозначаемым предметом, изображением: слова с действием, слова с признаком; речевого звука с картинкой-символом, жестом-символом;
    • речевой материал фонематических игр должен включать только правильно произносимые детьми звуки. Данное положение справедливо для активного словаря детей, для пассивной же его части (слушания) можно использовать слова без фонематических ограничений;
    • каждый новый звук (согласный или гласный) в начале занятия произносится мной изолированно. Я обращаю внимание на его звучание, выясняю с детьми аналогии, образные сравнения, в игровой форме уточняю артикуляцию звука. Затем закрепляю аналогии, отражённые в картинках-символах, жестах-символах, знаках-символах;
    • картинка-символ звука даётся в начале занятия-игры, и во время его проведения находится у детей перед глазами. Когда я произносительно акцентирую изучаемый звук, внимание детей одновременно фиксируется на зрительном и жестовом символе. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется зрительным и двигательным.

    Согласно педагогическим принципам необходимо подключение как можно большего количества анализаторов, потому что ребёнок очень сложно воспринимает произносимый звук на слух.

    Для осуществления данных принципов необходимо подобрать символику (зрительный образ) для лучшего восприятия и усвоения звуков, которая быстро запоминается и ассоциируется детьми с соответствующими звуками. Жестовые символы подкрепляют, обогащают слуховой и зрительный образы гласных и согласных звуков, создавая дополнительную опору восприятию. Жестовые символы в сочетании со зрительными создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука.

    • Перед прослушиванием звучания предмета или звука речи необходимо давать установку: «Сейчас будем слушать» или «Ушками слушай»;
    • Все упражнения по формированию фонематического восприятия проводятся в игровой форме. Также важна эмоциональность педагога, умение заинтересовать, активизировать детей, в раннем возрасте дети в незначительной степени способны к произвольным волевым усилиям.

    Для развития слухового восприятия, внимания, памяти и фонематического компонента я рекомендую накопить банк звуковых данных:

    • набор аудиокассет с записью звуков природы, бытовых шумов, звучащих игрушек, голосов животных ;
    • звучащие и музыкальные игрушки;
    • набор игрушек для определения высоты и громкости звучания, голосов-звукоподражаний (мамы и детёныши, большие и маленькие игрушки);
    • подбор игрушек различного качества звучания (трещит, звенит, шуршит, стучит);
    • записи музыкальных произведений, доступных ребёнку по возрасту (инструментальные, вокальные, музыкально-ритмические упражнения).

    Рекомендуется подобрать и изготовить:

    • наборы картинок с изображением звучащих игрушек, предметов;
    • картотеки игровых упражнений для развития неречевого и речевого слуха, фонематических функций;
    • картинки-символы для обозначения звуков речи, знаки-символы, знаки-сигналы;
    • картотеки картинок с начальными ударными гласными звуками в названии;
    • «звуковые» пеналы для обозначения гласных и согласных звуков;
    • занимательные карточки для составления звуковых схем.

    Выделяются следующие этапы работы по развитию фонематических процессов у детей раннего, младшего и среднего возраста:

    Развитие слухового восприятия, внимания, памяти на материале неречевых звуков:

    1. Узнавание и нахождение источника неречевых звуков.

    • Игры: «Где позвонили?», «Где гудит машина?», «Жмурки с колокольчиком» /23;64/.

    2. Различение звучащих игрушек:

    • контрастных по звучанию. Игра: «Барабан-дудочка» /23;28/
    • близких по звучанию. Игра: «Угадай игрушку» (бубен-погремушка)

    3. Дифференциация звучащих предметов:

    • по силе звучания (громко-тихо). Игры: «Барабан» /23;33/, «Семейный оркестр» /23;51/, «Звонко хлопают ладошки», «Туфли топают, тапки шлёпают», «Прогулка в лес» /25; 43/.
    • по высоте звучания (высоко-низко). Игры: «Мышки и мишки», «Егорка на горке» /23;55/.
    • по длительности звучания. Игры: «Длинные – короткие дорожки» / 23;54/, «Долго – коротко» /23;48/.
    • по темпу (быстро-медленно). Игры: «Дождик» /23;53/, «Наши ножки», «Кто идёт по лесной дорожке» (медведь-медленно, заяц-быстро), «Прискакал или пришёл?» /25;53/.

    Развитие речевого слуха, различение качеств человеческого голоса:

    1. По силе (тихо-громко). Игры: «Машины» /23;34/, «Великан и гномик».
    2. По тембру (высоко-низко). Игры: «Кто на лесной тропинке?» /23;79/, «Теремок» /23;75/, «Кто позвал?», «Машины гудят» /23;81/.
    3. По темпу звучания (быстро-медленно). Игры: «Ноги и ножки», «Дождь льёт и капает» /25;20/.

    Различение слов, близких по звуковому составу:

    Игры: «Одеваем кукол на прогулку» /23;93/, «Украсим ёлочку» /23;91/, «Играем в снежки» /23;94/, «Мишка-мышка» /23;95/, «Кошка-ложка» /23;89/, «Мама и Маня» /23;95/.

    Игры: «Бам-бум-бом» /23;87/, «Весёлая семейка» /25;47/, «Поезд, пароход, машина, мышка» /23;97/, «Едем к маме» /25;24/, «Топаем и стучим» /23;39/, «Кап-кап и куп-куп» /23;88/.

    1. Знакомство с речевым звуком: «Кукла песенку поёт»-звук «А», «Дудочка играет»-звук «У», «Паровозик пыхтит»-звук «П», «Молоточек стучит»-звук «Т» и т.п.
    2. Узнавание звука по зрительной опоре: «Узнай песенку».
    3. Узнавание звука по двигательному образу: «Мы поём».
    4. Узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции: «Узнай песенку».
    5. Различение звуков по принципу контраста: «Угадай, чья песенка».
    6. Выделение звука из ряда звуков контрастных по артикуляции и звучанию. Игры: «Поющие горки», «Поймай звук».
    7. Выделение звука из ряда звуков сходных по артикуляции и звучанию: «Поймай звук».
    8. Выделение звука из ряда слогов, слов: «Поймай звук».

    Развитие простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза:

    (начиная со среднего дошкольного возраста)

    1. Развитие простых форм фонематического анализа:

    • выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове: «Внимательные ушки», «Подними сигнал».

    2. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза:

    • вычленение первого ударного гласного из слова: «Назови картинку», «Звуковые корзинки», «Помоги Ане и Уле»;
    • определение конечного звука в слове: «Назови звук»;
    • вычленение первого согласного из слова: «Назови звук»;
    • определение места звука в слове (начало, конец): «Где звук?»;
    • определение последовательности звуков в слове (слова из 2-3 звуков): «Волшебные звуки» /4;151/, «Живые звуки» /4;170/.
    • определение количества звуков в слове (слова из 2-3 звуков).
    • развитие фонематического синтеза (синтез сначала обратных, а потом прямых слогов и слов из трёх звуков /ам, он, пу, то, ком, кот, уха, сок/): «Что получится?» /4;485/.

    При развитии фонематических процессов у детей формируются акустико-артикуляционные дифференциации фонем, создаются устойчивые фонематические представления о звуках родного языка, доступных к восприятию и воспроизведению в данном возрасте, что способствует, в свою очередь, развитию звуко-слогового анализа и синтеза. При сформированных фонематических функциях дети лучше различают грамматические формы слов, снижается риск возникновения дисграфии.

    Литература

    1. Хрестоматия по логопедии. Том 1,2. / Под редакцией Волковой Л. С. – М., «Владос», 1997.
    2. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – С-Пб., «Детство Пресс», 2006.
    3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – С-Пб., «Детство Пресс», 2003.
    4. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – С-Пб., «Детство Пресс», 2006.
    5. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Избр. психол. исслед. – М.,1956.
    6. Гвоздев А. Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка. – М., 1948.
    7. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. Селивёрстова В. И. – М., 2004.
    8. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. – М., 2004.
    9. Логопедия / под ред. Волковой Л.С. – М., 1989.
    10. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М., 1976.
    11. Мисаренко Г. Г., Ефименкова Л. Н. Организация и методы работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопедов. – М., 1991.
    12. Поваляева Н. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: Качество образования. «Феникс», 2006.
    13. Психология детей дошкольного возраста / под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. В. – М., 1964.
    14. Швачкин Н. Х. Экспериментальное изучение ранних обобщений ребёнка, «Известия АПН РСФСР», вып. 54, 1954.
    15. Эльконин Д. Б. Как учить детей читать. – М., 1976.
    16. Логопедия / под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М., 1998.
    17. Филичева Т.Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. – М.,1989.
    18. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. Серия «Практическая логопедия» – М., 2000.
    19. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные. – М., 2001.
    20. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Легко произносимые согласные. – М., 2001.
    21. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Трудно произносимые согласные. – М., 2001.
    22. Дурова Н. В. Фонематика. – М., 2002.
    23. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать . С-Пб. «Паритет» (от 0 до 3 лет).
    24. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Чтобы чисто говорить, надо… – С-Пб. «Паритет», 2003.
    25. Лукина Н.А., Никкенен И. И. Научи меня слышать. – С-Пб. «Паритет», 2003.
    26. Козырева Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет. – Ярославль, 2001.
    27. Сауко Т., Буренина А. Топ-хлоп, малыши. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. – С-Пб.,2001 + аудио кассета: Приложение к программе. Т. Сауко, А. Бурениной Топ-хлоп, малыши. 2001.
    28. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002.
    29. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.,1997.
    30. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,

    Конспект НОД по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Аннотация: Конспект НОД по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

    НОД по логоритмике

    Тема: «Карлики и великаны»

    Цель: преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    – упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и существительных с увеличительным оттенком;

    – развитие пространственной ориентации, ориентации в собственном теле;

    – развитие точности, плавности, координации движений; координации движений и речи;

    – развитие регуляции мышечного тонуса;

    – развитие слухового внимания,

    – развитие согласованности движений с музыкальным темпом и ритмом;

    – развитие мелкой,артикуляционной моторики;

    – упражнение в диафрагмально-релаксационном типе дыхания;

    – развитие эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений;

    – развитие логического мышления, памяти;

    – воспитание интереса к совместным действиям со сверстниками, формирование дружеских взаимоотношений, развитие коммуникативных навыков.

    Оборудование: картинки Карлика и Великана, коробка с сюрпризом, язычки-варежки.

    Ход деятельности:

    1. Орг. момент

    – Посмотрите, здесь кто-то был и что-то оставил. Кто был? (Логопед выставляет картинки Карлика и Великана).

    – Чем они отличаются? (Ростом, у Карлика все маленькое, а у Великана – огромное).

    Речевые игры с мячом по лексической теме «Части тела»:

    «Назови маленькое» нос — носик (старшая подгруппа)

    « Назови огромное» нос — носище ( подготовительная подгруппа)

    – Карлик и Великан оставили нам послание, вот что тут написано:

    Загадки отгадайте и с отгадками поиграйте, а потом коробку открывайте.

    2. Ритмическая разминка

    Первая загадка: Стоят два кола, на колах – бочка, на бочке – кочка, на кочке – лес дремучий. ( Человек)

    – Поиграем с нашим телом.

    а)Разминка на месте ( Координация речи с движением. Е.Ю. Шаламова «Музыкальный руководитель» 2008г., № 6, с. 35)

    Давайте разомнемся физкульт-ура! Ура!

    Потянемся, прогнемся
    Попрыгать нам пора!
    Не будет в мышцах лени,
    Нам с ней не по пути.
    Прижми к груди колени,
    Руками обхвати.
    Наклоны влево-вправо
    И два шага вперед.
    Стоим на месте прямо,
    И быстрый поворот.
    Назад два шага снова,
    Вернулись на места.
    Так будем все здоровы,
    Хотя бы лет до ста.

    б) Разминка по залу.

    Ходьба с ускорением и замедлением темпа, ходьба на носках, боковой галоп.

    Игра на внимание «Карлики и Великаны».

    Дети идут по залу, на один хлопок дети должны присесть, на два хлопка – встать и поднять руки вверх, на три хлопка – продолжить движение.

    – Отгадайте вторую загадку: Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза)

    Игра «Запомни свое место в колонне».

    Дети запоминают свое место в колонне. На маршевую музыку двигаются по залу в колонне. При смене музыки разбегаются врассыпную. (Звучит легкая музыка для бега или подскоков.) На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в том же порядке и продолжить движение шагом

    3. Пальчиковая гимнастика.

    – Отгадайте третью загадку: Пять братьев вместе родятся, а роста разного. (Пальцы).

    В гости к пальчику большому (выставляются вверх большие пальцы)
    Приходили прямо с дому (пальцы рук домиком)
    Указательный и средний, (выставляются называемые пальцы)
    Безымянный и последний.
    Сам мизинчик-малышок
    Постучался на порог. (кулачки стучат друг об друга)
    Вместе пальчики – друзья, (ритмичное сжимание пальцев в кулаки)
    Друг без друга им нельзя.
    (Т.А. Ткаченко)

    4. Развитие восприятия музыкального предложения.

    Логопед: Отгадайте следующую загадку:

    У всех ребят на макушке внимательные ….

    – Сейчас проверим, какие внимательные ушки у вас.

    Игра «Шаг и бег»: Дети делятся на две группы. Одна группа детей становится в шеренгу и выполняет движения в соответствии с двумя музыкальными фразами. ( Движения: ходьба на месте с хлопками; легкий бег к противоположной стене зала). Выигрывает та команда, которая выполнит движения ритмичнее.

    5. Упражнение на регуляцию мышечного тонуса.

    Логопед: Отгадайте пятую загадку: Две сестрицы помогают нам умыться.

    Упражнение «Сильные руки – слабые руки». Под музыку дети чередуют напряжение и расслабление мышц.

    6. Восприятие метрического акцента.

    Логопед: Отгадайте следующую загадку:

    Всю жизнь ходят в обгонку,
    А обогнать друг друга не могут. (Ноги)

    Дети топают ногой на сильную долю в музыкальной фразе.

    7. Упражнение на отработку диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

    Логопед: Отгадайте следующую загадку:

    Съел суп, попил компот, и погладил свой … (живот)

    Дети выполняют дыхательные упражнения 5-7 раз, контролируя выполнение упражнения рукой, лежащей на животе. ( На вдохе живот надуваем, на выдохе сдуваем)

    Произносят на выдохе звук «а» низким голосом, как Великан, и высоким, как карлик.

    8. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Следующая загадка:

    Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

    Дети одевают рукавички-язычки на одну руку, выполняют упражнения артикуляционной гимнастики одновременно с соответствующим движением руки под музыку.

    – Размяли язычки, а теперь поиграем и споем.

    Музыкальная игра с пением.

    Дети сидят на стульчиках у одной стены, а у другой – стоят стульчики на один меньше. Дети поют:

    Скучно, скучно так сидеть,
    Друг на друга все глядеть.
    Не пора ли пробежаться
    И местами поменяться.
    Бегут к другим стульчикам.

    9. Итог:

    – Мы с вами отгадали все загадки, поиграли со всеми отгадками, теперь можем открывать коробку. ( Открываем и достаем воздушные шарики с рисунками. Когда шар надуваем, размер рисунка увеличивается, его можно назвать, используя слова: ручка — рука – ручища).

    Иваненко О.В.,
    учитель-логопед,
    г. Богородицк,
    Тульская область

    Читайте также:  Культура речи - конспект занятия
    Ссылка на основную публикацию