Развитие фонематического анализа: картинки для раскрашивания

Фонетические рассказы с картинками. Звук Р, Рь

Рассказы — это вид связной речи, наиболее близкий к разговорному (в отличие от стихов). Воспроизводя рассказы, ребенок окончательно закрепляет вызванный логопедом звук, а затем переносит его в самостоятельные высказывания.

Очень важно, чтобы ребенок повторял и заучивал рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы.

Воробей на крыше

На крыше огромного кирпичного дома сидел маленький Воробышек и внимательно смотрел во двор. Там, внизу, добрая старушка стояла около гаражей и кормила птиц. Из прозрачного пакета она сыпала на землю крупу, зёрна и хлебные крошки.

Сначала прилетела стая серых воробьев. Но скоро три крупные чёрные вороны налетели на воробьев и прогнали их от корма.

Наблюдавший за происходящим маленький Воробышек рассердился. Он распушил перышки и громко прочирикал: «Когда я вырасту, то обязательно стану Вороной!»

Вот так игра!

Пришел Рома первый раз в старшую группу детского сада. Подбежал к игрушкам. Постройку из кубиков развалил. У грузовичка дверку оторвал. Робота бросил в аквариум с рыбками.

Потом Рома направился к самой нарядной девочке Рае. Дёрнув её за рукав, Рома громко сказал: «Давай в войну поиграем!»

Рая посмотрела на Рому, потом на беспорядок, который он устроил в группе, и тихо ответила: «В войну ты уже поиграл!»

Добрый леопард

На дороге к цирку стоял Кролик и громко плакал. Проходил мимо старый Леопард и спросил: «Кто тебя расстроил, короткохвостый?». Маленький Кролик, рыдая, ответил: «Я билет потерял. А сердитая Ворона меня не пропускает».

Старый Леопард задумался. Затем предложил Кролику: «Прекрати реветь! Мы перехитрим Ворону. Сунь под мышки по батону и иди со мной рядом».

Гордый Леопард и дрожащий от страха Кролик приблизились к цирку. Строгая Ворона пропустила Леопарда, а Кролику с батонами загородила дорогу. «Без билета в цирк не пущу!» — прокаркала Ворона. Леопард принял грозный вид и возразил Вороне: «Разве ты не понимаешь, Ворона, что я в цирке могу проголодаться?». И, указывая на Кролика, прорычал: «А это мой гам-бур-гер!»

Игрушки

У сестёр Веры и Иры было много разных игрушек. Как-то мама убиралась в детской комнате. Она решила все старые игрушки выбросить на помойку. Картонную коробку со старьём мама отнесла к мусорному контейнеру.

Вечером Вера и Ира играли во дворе. Увидев коробку с игрушками, сестры очень обрадовались. Их игра продолжалась до темноты.

Когда радостные сестры вернулись с прогулки, в руках они держали картонную коробку со старыми игрушками.

Сорные куры

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

Смешной фрак

Пётр Петрович купил красивый дорогой материал. Он пришёл в ателье, чтобы сшить себе праздничный фрак.

Мастер предложил мужчине раздеться. Он взял в руки сантиметр и стал снимать мерку. Когда мастер измерял грудь Петра Петровича, тот от щекотки стал громко смеяться. При этом Пётр Петрович размахивал руками и крутился во все стороны. Мастер с трудом завершил работу.

Затем закройщик отправился готовить фрак к примерке. Через три дня Петр Петрович пришёл на примерку. Он надел фрак, и его лицо стало грустным. При этом мастер не мог удержаться от громкого смеха!

Битва с комаром

Аркадий лежал в кровати и перелистывал интересный журнал. Вдруг над его ухом раздался противный комариный писк. Аркадий свернул журнал в трубочку и попытался прихлопнуть комара.

Сначала удары с грохотом сыпались на кровать. Затем Аркадий стал барабанить журналом по портьерам и картинам. Скоро пришла очередь телевизора.

Однако маленький комар упорно продолжал летать по комнате. Бегая за комаром, разъярённый Аркадий разбил хрустальную вазу, а затем опрокинул торшер… Обессилев, Аркадий сел в кресло и закрыл глаза. Рядом раздался противный комариный писк…

Карнавальный костюм

Приближался Новогодний праздник. Все ребята детского сада вместе с родителями готовили карнавальные костюмы.

Фёдор решил сам смастерить костюм Буратино. Намазал он щёки красными румянами. Потом нарезал картон и попробовал свернуть его в трубочку. А картон-то разворачивается, трубочка не получается…

«Перевяжу картон резинкой, прикреплю к переносице, буду носорогом», — решил Фёдор. Взял резинку. Привязывал, привязывал — ничего не выходит.

Рассердился Фёдор, кричит: «Надоел мне этот носорог! Приду в садик после праздника и скажу, что нарядился в невидимку. Вот ребята в группе меня и не заметили!»

Отец и сыновья

Два брата, Артём и Захар, всё время ссорились. То игрушки другу друга отнимут, то нагрубят один другому и по разным комнатам разойдутся. А как-то в воскресенье братья подрались.

Подозвал их отец. Протянул им несколько прутьев, связанных верёвкой. Попросил разломать прутья. Ребята, как ни старались, выполнить просьбу не смогли.

Тогда отец развязал прутья и велел братьям переломить их поодиночке. Артём и Захар быстро разломали все прутики.

Говорит отец сыновьям: «Так-то и вы: если дружно, вместе жить будете — никто вас не пересилит. А если будете ссориться, да всё врозь делать — с вами каждый легко справится».

Рваная рубаха

Сергей играл во дворе. Он залез на забор и порвал рукав у новой рубахи. Испугался Сергей, что мама его отругает. Вернулся домой и спрятал рубаху в грязное бельё.

Скоро мама возвратилась с работы и обнаружила порванную рубашку. Расстроилась мама. Позвала Сергея и говорит: «Я тебя, Серёжа, накажу. Но не за то, что рубашку порвал. А за то, что правду скрыл!»

Случай на стройке

Фёдор работал на стройке штукатуром. Он отделывал квартиру на втором этаже строящегося дома.

Один раз утром поднялся сильный ветер. Он свистел в рамах, разбрасывал кирпичи, срывал с рабочих штормовки. Но самое страшное — ветер раскачивал подъёмный кран. В любое время он мог рухнуть на построенный дом.

Фёдор и другие рабочие закрепили подъёмный кран тросами. Скоро ветер стих. Строители вновь принялись за обычную работу.

Открытые ворота

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли: морковь, картошка, огурцы, помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу! Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок Борька, бородатый козёл и беспризорный пёс Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен…

Ох и отругает Егора мама, когда вернётся с работы!

Первый концерт

Макар впервые оказался в консерватории. Вместе с ним на концерт пришли мама и сестра. Макар сел в красивое, красное кресло и посмотрел на сцену. Там стояли крупные музыкальные инструменты: барабан, арфа, фортепиано.

Скоро к зрителям вышли оркестранты и принесли с собой инструменты поменьше. Это были скрипки, тромбоны, английские рожки.

Последним на сцену вышел мужчина в чёрном фраке и повернулся спиной к зрителям. Он смотрел на оркестрантов и вдруг начал размахивать руками. Макар повернулся к сестре и прошептал: «Дяденька сердится. Ему инструмента не досталось».

Умная рыбка

Рыбка быстро плыла среди водорослей. Вдруг впереди она заметила жирного червяка. Сперва Рыбка собралась им позавтракать. Но потом пригляделась и увидела, что червяк прикреплён к рыболовному крючку. Поняла Рыбка, что это приманка рыбака.

«Посмотрим, кто кого перехитрит!» — решила Рыбка. Нашла она пустую ракушку. Раскрыла её створки и сняла червяка с крючка. Со своей добычей умная Рыбка быстро скрылась в водорослях.

Красавец мухомор

Вырос под вербой Мухомор. Посмотрел он в росинку на своё отраженье. Увидел в ней красную верхушку с белыми горошинами и загордился. Решил, что он самый яркий, самый красивый гриб.

Стал Мухомор над другими грибами насмехаться.

Сыроежка-малоешка! Что же ты такая серая да невзрачная?

А вы, Боровики-толстяки! Вам бы постройнее стать!

Эй, Груздь! На тебе грязи огромный груз!

Расстроились грибы, притихли. Вдруг видят —грибнике корзинкой приближается. Увидел он сыроежку — сорвал. Заметил груздя — в корзинку отправил. А Боровикам-толстякам грибник особенно обрадовался.

Приготовился Мухомор поверх других грибов в корзинке устроиться. Только грибник его брать не стал. Он от ядовитого Мухомора пошёл прочь. От самого красивого, самого стройного, самого яркого.

Игры на развитие звуко-буквенного анализа
картотека (подготовительная группа)

Цель : научить детей слышать звуки в словах , развить их слуховое внимание, закрепить правильное, четкое произношение и различение звуков .

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_na_zvuk_bukv.docx369.14 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие звуко-буквенного синтеза

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительного восприятия, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие мелкой моторики рук.

Инструкция. Логопед предлагает детям найти слова, написанные вверху таблицы, отметить их цветным карандашом. Логопед обращает внимание, что слова расположены как по вертикали, так и по горизонтали. Каждое слово выделяется своим цветом.

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие оптико-пространственного восприятия.

Инструкция. Логопед предлагает детям, используя схему-подсказку, расшифровать слова. Логопед обращает внимание детей, что каждому символу соответствует своя буква. Задание может выполняться поэтапно, записывается каждая буква, затем читается слово полностью. Второй вариант – ученики самостоятельно соотносят буквы символами, устно составляют слово. Затем записывают его под схемой.

«Расставь по порядку»

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки.

Инструкция. Логопед предлагает детям расставить числа по порядку, затем соотнести с каждым числом букву, составить из букв слова. Задание может выполняться поэтапно (учащиеся записывают по букве, затем читают слово), детям более старшего возраста можно предложить самостоятельно составить слово и записать конечный результат.

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации.

Инструкция. Логопед обращает внимание детей на образец задания и предлагает составить из букв одинакового цвета слова, соединяя стрелками последовательно все буквы.

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации.

Инструкция. Логопед предлагает детям назвать, что изображено на картинке. Затем логопед просит детей соединить последовательно все буквы, составляя слово, найти лишнюю букву, зачеркнуть ее.

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие зрительно-пространственной ориентировки, развитие зрительно-моторной координации, развитие зрительного внимания.

Инструкция. Логопед просит детей внимательно посмотреть на строчку, найти только буквы, соединить буквы, прочитать слово. Если у детей вызывает затруднение вычленить из ряда символов буквы, то логопед предлагает взять карандаш, зачеркнуть все цифры, обвести буквы, а затем прочитать слово.

«Вставь нужную букву»

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие фонематического восприятия.

Инструкция. Логопед предлагает детям вставить букву в слова, при этом предлагая варианты букв. Представленный материал направлен на отработку темы: «Обозначение мягкости согласных на письме гласными второго ряда». С помощью подобны задания так же можно отрабатывать дифференциацию согласных по звонкости-глухости (б-д, с-з, ш-ж и др.)

«Вставь нужную букву»

Цели и задачи: развитие звуко-буквенного анализ и синтеза, развитие фонематического восприятия.

Инструкция. Логопед предлагает детям составить слово по первым звукам слов-названий картинок. Пример рассуждения: на первой картинке слон – первый звук [с], на второй картинке лось, первый звук[л], на следующей картинке ослик, первый звук [о], на последней картинке носки, первый звук [н]. Получилось слово СЛОН.

Логопед обращает внимание детей, что квадратики раскрашены разным цветом, просит назвать гласные звуки в слове, затем согласные.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников с целью профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Этапы коррекционной работы работы с учётом возраста детей. Дидактические.

Предлагается подбор дидактических предметов и материалов для обучения звуко-буквенному анализу детей старшего дошкольного возраста.

Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку. В возрасте шести лет речь для детей из средства общ.

Данный речевой материал может быть использован для закрепления умения последовательно выделять звуки в словах. Вычленяя звуки из слова, дети знакомятся с особенностями акустики и артикуляции и на этой.

Целью данных игр является: научить детей слышать звуки в словах, развивать слуховое внимание,закрепить правильное и четкое звукопроизношение.

1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) .

1. Игра “Звук спрятался”: вычленение звука из слова (в конце слова, в середине, в начале) .

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.


Логопедические задания

На букву Р

Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:

Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).

2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)

Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.

3. «Как ты умеешь рычать?»

Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.

4. «Звонкие дорожки»

Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:

Ра-ра-ра — убежали со двора.

Ро-ро-ро — а они нашли ведро.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

5. «Подставь слог»

Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.

6. «Посмотри и назови»

Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.

7. «Стихи, скороговорки, загадки»

Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.

Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.

Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:

На букву Л

Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:

На букву Ш

Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:

Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.

Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).

3. «Слоги путешествуют»

Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).

4. «Как зовут ребят»

Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.

4. «Сочиняем логопедические стишки»

Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.

Ша-ша-ша — убежала каша,

Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,

Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.

5. «Говори красиво и правильно»

Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.

Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:

Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.

Для закрепления материала используйте также видео-занятия:

Упражнения на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик”

Упражнения на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик” – это увлекательное занятие для ребенка, в котором ему нужно раскрасить коврик только теми цветами, которые соответствуют первым буквам произнесенных слов.

Как проводить упражнения на развитие фонематического слуха:

Чтобы начать упражнения на развитие фонематического слуха с детьми, скачайте сначала бланки с клетками во вложениях внизу страницы. Распечатайте их на черно-белом принтере и можете приступать к занятию. Чтобы проходить упражнение с группой детей – распечатайте для каждого ребенка по одному экземпляру черно-белого коврика.

Цель: развитие фонематического слуха у ребенка (формирование умения выделять в словах первый звук, соотносить первые звуки в разных словах с первыми звуками слов, обозначающих тот или иной цвет); развитие внимания; развитие тонкой моторики.

Необходимый материал: распечатанный бланк методики, цветные карандаши ( красный , синий , зеленый , желтый , черный ).

Инструкция к упражнению на развитие фонематического слуха “Волшебный коврик”: перед ребенком лежит бланк методики – лист с нарисованными на нем четырьмя пустыми табличками, каждая из которых состоит из 81 (9*9) квадратика.

Также ребенку даются цветные карандаши. У взрослого к каждому коврику заготовлен определенный список разнообразных слов, первые буквы которых должны совпадать с первыми буквами, обозначающими тот или иной цвет. Также в списки включены слова, начинающиеся на букву “Б”, которая обозначает белый цвет.

Взрослый зачитывает ребенку по очереди слова из списка к каждому коврику, а ребенок должен закрашивать каждый квадратик соответствующим цветом. То есть, например, если взрослый называет слово “капуста” – ребенок должен закрасить квадратик красным цветом, “жираф” – желтым цветом и т.д. Если слово начинается на букву “Б”, то квадратик закрашивать НЕ надо, он должен остаться белым. Раскрашивать надо начинать с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, потом третий. Ребенку предварительно нужно сказать, что если он будет внимательно слушать слова и правильно подбирать цвета, то в результате у него получится красивый “волшебный коврик”.

Упражнения на развитие фонематического слуха можно видоизменить: не раскрашивать полностью квадратики, а только ставить в них крестики соответствующего цвета. Конечно, узор в этом случае будет не так хорошо виден и “коврик” получится не таким красивым, но зато это существенно увеличит скорость выполнения задания, а значит и его сложность.

Ниже мы приводим списки слов для каждого коврика к упражнению “Волшебный коврик”:

Коврик №1: забор, завод, желток, капуста, занавес, коньки, жарить, замок, забияка, задумал, жевать, космос, свитер, жмуриться, свинина, куклу, железо, закрывать, жизнь, курица, солнце, жалюзи, батон, жадина, слива, корень, желать, крыжовник, скатерть, женщина, беседа, сладости, бегать, ждать, светофор, карты, застежка, жаворонок, болельщик, серьги, компас, сапоги, бабушка, жук, зайчишка, клад, свистеть, жидкий, бочка, складывать, бодрость, жаба, санки, карандаш, жираф, камень, сирень, жара, бледный, жевать, сабля, курорт, жилье, золото, жмурки, кофточка, стул, жир, сердце, корабль, журнал, злость, занавеска, зевать, жизнерадостный, кольцо, зебра, ключ, живот, заря, зарастать.

Коврик №2: черешня, бутон, черепаха, белочка, зонт, баня, чернослив, береза, чемодан, брат, кукушка, желе, защитник, звонок, земля, животное, клей, ботинок, человек, жжение, живопись, жеребенок, задача, жених, желудок, жвачка, чистый, батарейка, кипяток, жасмин, салат, копейка, слон, жестокий, конверт, башня, чистить, банка, снег, кашлять, кипятить, кисель, слух, балкон, чертеж, бумажный, кран, жалить, солдат, корзина, стол, жаловаться, карман, бык, чешуя, жаркое, жемчуг, желудь, зубы, жарить, жалеть, жажда, черника, бусы, кровь, жабры, звезда, зерно, земляника, жуткий, колбаса, баран, чудо, бежать, чародей, блестеть, зефир, баклажаны, чемпион, балерина, четверка.

Коврик №3: чеснок, заботы, барышня, калькулятор, черт, курорт, бананы, закат, читать, заколка, слава, кошка, желание, салют, жонглер, краб, сушка, заклинание, бой, капля, чихать, свеча, чистить, сок, чиж, кабан, букварь, камыш, желток, соловей, журавль, сова, жульничество, селезень, жало, краски, чучело, стекло, чистить, сумка, котенок, стакан, чудовище, сурок, чирикать, книга, жетон, суп, жест, садиться, жениться, саранча, женский, комар, большой, курица, Чипполино, сучок, чаща, собака, чубчик, крохотный, барабан, значок, смелость, косточка, живой, серый, жалюзи, кирпич, смотреть, зима, чудак, заставить, берег, кожа, чужой, каша, брать, зевать, чумазый .

Коврик № 4:кислый, квартира, Женя, болото, скелет, бритва, жареный, клюква, картина, конструктор, жизнь, балкон, богатырь, стрелка, белье, берлога, жадный, конфета, жар-птица, бандит, зараза, зарыть, слово, заплатка, запутанный, беспорядок, жалоба, бабушка, булка, запомнить, браслет, букет, бегемот, заварка, бубнить, баловаться, сила, стенка, старый, блины, чукча, будка, стихотворение, стоять, столб, брюшко, брусок, Золушка, багажник, бактерия, баран, звонок, бутылка, будка, желание, билет, закаливание, заноза, сверчок, запасы, занавес, брови, жидкость, краб, жаба, бадминтон, бабочка, сарафан, бал, бантик, жалить, камыш, кисточка, колесо, жаба, беготня, средний, библиотека, животное, круг, картофель.

Вот такие волшебные коврики должны у вас получиться:

Примечания к упражнению на развитие фонематического слуха у детей:

  1. За одно занятие лучше давать ребенку раскрасить только один коврик. Для облегчения задания целесообразно вначале игры специально выделять в называемых словах первую букву, например: “к-к-к-омпот”.
  1. Вы можете сами придумывать новые узоры для ковриков, подбирая необходимые слова. Также можно поменяться с ребенком ролями: он составляет узоры и подбирает к ним слова, а вы их под его диктовку рисуете.

Скачать бланк упражнения на развитие фонематического слуха вы можете во вложениях ниже

Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста

Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

Капают капли дождя,
В ладошку поймаю их я.
Какие из них попросить
Помочь слова оживить?

Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов
Кто помочь словам готов?

/БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ – БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.

Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

машина, лисица, народ – МАЛИНА.
ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
колос, рота, ваза – КОРОВА

  • Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.
  • Рекомендуются следующие задания:

    1. Придумай слово с двумя, тремя слогами.
    2. Придумай слово с определённым слогом в начале слова, например со слогом,
      МА – МАЛИНА, МАЛЫШ, МАМА.
    3. Придумай слова с определённым слогом в конце слова, например,
      КА – КОШКА. МОШКА, МУЗЫКА, МОРКОВКА.
    4. Графический диктант. Вместо слов записывается цифра, соответствующая количеству слогов в слове:

    Шуршат сухие листья 2,3,2
    Пастушок потушил костёр 3,3,2
    Шумят вершины сосен 2,3,2

  • Дидактические игра «Угадай, что мы задумали». Водящий выходит за дверь, остальные играющие задумывают один слог и составляют с ним разные слова, водящий входит в класс, дети говорят ему свои слова (или пишут на доске), а он должен определить какой слог есть в каждом слове, и назвать его. Игру можно проводить таким образом, чтобы анализ слов проводился на основе слухопроизносительных представлений. В этом случае каждый участник игры выбирает из имеющихся у него картинок ту, в названии которой есть заданный логопедом слог. Картинки выставляются детьми на наборном полотне. Водящий входит в класс и отгадывает, какой слог есть в названии каждой картинки картинок, названия в слух не произносятся.
  • Дидактическая игра «Внимание и счёт». Игра проводится письменно, от учеников требуется внимательность и умение быстро читать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и записывают все слова, состоящие из трёх слогов.
    Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной берёза оживает.
    Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение:
    ОКОЛО НАШЕГО ДОМИКА СТОЯЛА БЕЛАЯ БЕРЁЗА.
  • Дидактическое упражнение «Переставь слоги». В слове поменять слоги местами так, чтобы получилось новое слово: КАРЕ, НОК БЕРЁ, БИРЯНА, РЁЗАБЕ, РЕТЕМОК, РЕВОДЕ, РЯКИМО, КАДИСРЕ.
  • Дидактическая игра «Поле чудес». Найти слово, состоящее из 1,2,3,4 слогов
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

    Предлагаются следующие задания:

    1. Покажи букву, если в слове есть соответствующий звук.
    2. Разделить страницу на две части: с одной стороны записать букву, с другой сделать прочерк. Логопед читает слова. если в слове имеется заданный звук, ребёнок ставит крестик под буквой, если нет звука – крестик под прочерком. Это задание можно проводить с помощью выкладывания фишек. Показывается картинка, если в слове есть заданный звук, выкладывается фишка.
    3. Д/и «Поле чудес». Необходимо подобрать слова на определённый звук.
    4. Д/и «Паровоз». Рассадить зверей по вагонам: 1 – в названии которых есть звук Л, во 2 – со звуком Ш, в 3 – со звуком С,
    5. Д/у «Сочиним сказку». Дети сочиняют сказку с подбором слов на определённый звук. Например, со звуком А.

    На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (А). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц). У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук (А) Как вы думаете, что это были за овощи? (капуста, репка, картофель, кабачки). Осень он собрал урожай и позвал на обед своих друзей. Каждый принёс зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамида). Зайчата были рады.

    Д/у «Звук заблудился».

    Мы собрали васильки
    На головах у нас щенки (венки).
    Тает снег, течет речей.
    На ветвях полно врачей (грачей).

  • При разборе предложения составляется схема предложения и выделяется слово с заданным звуком. Например, предложение: ГОСТЬ ПРОЖИВАЕТ В ГОСТИНИЦЕ. Схема будет выглядеть так:
    Г_________ _________ __ Г_______ .
    • Выделение первого и последнего звука в слове.

    Сначала задания даются на определение первого гласного звука, а затем переходят на вычленение первого согласного звука:

    1. Логопед показывает картинки, а дети выделяют первый звук.
    2. Д/И «Любопытный». Логопед задаёт вопрос, а дети придумывают ответы, так чтобы они начинались с определённого звука, например, со звука – Г.

    – Где ты живёшь? (в городе)
    – Где твоя машина? (в гараже)
    – На чём ты любишь играть? (на гитаре)
    – Где остановились гости? (в гостинице)
    – Где напечатана статья? ( в газете)
    – В какую страну ты хотел бы поехать? (в Грецию)

    Д/у «Весёлые звуки».

    Зазвенела птичья трель
    Закружилась карусель
    Михаил залез на дуб,
    Чтобы врач не вырвал.. (зуб).
    Бил Андрей ногою в дверь,
    А Сергей ревел, как…. (зверь).
    Наказанья срок всё длился
    Клим в углу стоял и….( злился).

  • По сюжетной картине назвать слова, которые начинаются с данного звука.
  • Д/у «Измени звук». Логопед читает слово, дети определяют первый звук. Предлагается заменить первых звук слова на другой звук. Например, в слове КОСТЬ заменить звук К на звук Г, в слове ПАРТА – звук П на звук К, в слове МОЛЬ – звук М на звук Б.
  • Д/и «Какой первый звук».детям предлагаются карточки на слова, начинающиеся, например, со звуков М, Ш, Р и соответствующие буквы. Логопед называет слово. Дети находят картинку, называют её, определяют первый звук и закрывают картинку буквой, соответствующей первому звуку слова.
  • Отгадай загадку, назови первый звук в отгадке: В воде купался, а сух остался (гусь).
  • Д/и «Цепочка слов». Детям раздаются предметные картинки, предлагается выложить цепочку из предметов, каждое последующее слово должно начинаться на последний звук предыдущего слова. например, СОБАКА – АВТОБУС – САНКИ – ИГЛА – АПЕЛЬСИН – НОЖНИЦЫ.
    • Работа по определению места звука в слове (начала, середина, конец) проводится с помощью следующих упражнений:
    1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук Л: первый ряд картинки, в названии которых звук слышится в начале слова; второй ряд – картинки, в названии которых звук произносится в середине слова; третий ряд – картинки на слова, в которых звук находится в конце слова. Примерные картинки: ЛАМПА, ЛЫЖИ, ПОЛ, СТУЛ, ЛУКОВИЦА, ПОЛКА, ПАЛКА, ГОЛУБЬ.
    2. Подбор слов, в котором звук Л в начале слова, в середине слова, в конце слова.
    3. По сюжетной картине подобрать слова, которые начинаются и оканчиваются на звук Л.
    4. Д/и «Светофор». Используется бумажная полоска, разделённая на три части: красная левая часть – начало слова, средняя жёлтая – середина слова, зелёная правая – конец слова. логопед называет слово. В зависимости от того, где слышится заданный звук в слове, ученики ставят фишку на красную, жёлтую, зелёную часть полоски.
    5. Д/и «Составь слово». Предлагается набор предметных картинок, например, МАТРЁШКА, АИСТ, КОТ, дети должны назвать звуки в каждом из этих слов (М,А,К) и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (МАК). Для усложнения выделенный звук обозначают соответствующей буквой и читают получившееся слово. Аналогичная работа проводится и по составлению слов при вычленении последнего звука КОМ (замок, ведро, сом), КОТ (молоток, кресло, самолёт).
    6. Д/и «Превращение слов». Необходимо превратить КОШКУ в МЫШКУ. Задание – заменить одну букву: КОШКА – МОШКА –МЫШКА.
    7. Д/и «Пирамида». Подбери слова к схеме: (как, клок, кулик, кролик, кошелёк).

      К
      К-К
      К-К-К
      К-К-К-К
      К-К-К-К-К

    Логопедическая работа по формированию сложный форм фонематического анализа проводится в тесной связи с обучением письма на основе современного понимания процесса овладения этим навыком. В связи с этим можно выделить следующие этапы формирования функции фонематического анализ как умственного действия.

    1 – этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, на внешние действия.

    Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка –слово название которой необходимо проанализировать, и графическая схема, состоящая из определённого количества клеток, по числу звуков в слове.

    По мере выделения звуков в слове ученик заполняет схему фишками. Заполненная графическая схема представляет собой модель звукового строения слова. Действие, которое ученик осуществляет, является практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Первоначально для анализа даются односложные слова типа МАК, КОТ, ДОМ, ЛУК, СОМ. Предлагается картинка, на которой нарисован ЛУК, под ней схема из трёх клеток. Логопед спрашивает: «Какой первый звук в слове?» дети отвечаю и закрывают первую клеточку. Затем определяют второй и третий звук. Затем по схеме повторяют последовательно все звуки.

    Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, т.к. она напоминает ребёнку, какое слово анализируется. Графическая схема служит контролем правильности выполнения задания.

    2- этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Функция анализа переводится в речевой план – сначала с использованием картинки, затем без неё.
    Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

    3 – этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слово. Например, предлагается отобрать картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

    Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

    1. Слова из двух гласных: АУ, УА.
    2. Односложные слова. состоящие из обратного (УМ,ОХ,УС), прямого открытого (НА,МУ, ДА0, закрытого слога (ДОМ, МАК, НОС, ЛУК
    3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: МАМА, РАМА, ЛАПА, ЛУНА, КОЗЫ.
    4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: ДИВАН, САХАР, ГАМАК, ЛУЖОК, ДУБОК.
    5. Двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: ЛАМПА.
    6. Односложные слова со стечением согласных в начале слова: ГРАЧ.
    7. Односложные слова со стечением согласных в конце слова: ВОЛК.
    8. Двусложные слова со стечение согласных в начале слова: ТРАВА.
    9. Двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: КЛУМБА, КРЫШКА, КРОШКА.
    10. Трёхсложные слова: ПАРОВОЗ, КАНАВА, БАБУШКА.

    В процессе коррекции нарушения письма используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбука, письменные упражнения.

    Рекомендуем использовать следующие задания:

    1. Вставить пропущенные буквы: ВИЛ_А, КРЫ_А, КОШ_А, НО_НИ_Ы.
    2. Составить слова различной звуко – слоговой структуры из букв разрезной азбуки, например: ДОМ, МАК, ЛАПЫ, БАНКА, КАПУСТА.
    3. Выбрать из предложения слова с определённым звуком, устно. Назвать слова и записать их.
    4. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу так, чтобы получились слова. Например:

    ПА— ПАР
    ПА— ПАРЫ
    ПА— ПАРАД
    ПА— ПАРУСА
    КО–КОТ
    КО–КОЗЫ
    КО–КОШКА
    КО—КОРОВА

  • Подобрать слова /выбрать картинки/ с определённым количеством звуков.
  • Какие слова можно составить из букв следующих слов: СТВОЛ (СТОЛ, ВОЛ), КРАПИВА (ИВА, ПАРК, РАК, ИРА).
  • Слово – загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки по количеству букв: М….. (молоко).
  • «Игра в кубик». Дети бросают кубик. Их задача – придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
  • Подобрать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке. Например: НОС – СОН, КОТ – ТОК, ЛЕС – СЕЛ, ДАР – РАД.
  • Определить количество звуков в названии каждой картинки и положить под ними соответствующие цифры.
  • Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок. Например, детям предлагаются картинки: полка, лодка, вилка. Дети называют картинки. Затем логопед даёт задание: назвать слово. В котором после звука Л слышится К и т.д.
    • Развитие фонематического восприятия

    Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый этап – предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй – этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.

    На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

    Работа проводится по плану:

    • Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
    • Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ, СЫ, ЛУ, СО). Дети должны поднять букву, если в слоге есть звук С.
    • Формирование умения определять наличие звука в слое.
    • Определение звука в слове.
    • Выделение слова с данным звуком из предложения.

    По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.

    На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, сто и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа – различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками (см. приложение 1.)

    Список литературы:

    1. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. – М.,2000.
    2. Волина В.В. игры с буквами и словами на уроках и дома: ребусы от А до Я. – М., 1996.
    3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001.
    4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием.- М., 2004.
    5. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.
    6. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 2004

    Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения

    «Фильм, фильм, фильм»

    Оборудование: имитация фотопленки с кадрами-картинками.

    Педагог предлагает ребенку посмотреть фильм. Через дидактическое пособие «Телевизор» протягивается лента, смонтированная из сюжетных картинок на определенную тему, например, «На лесной полянке»: поют птицы, кричат вороны, дует ветер. Ребенок замечает, что в фильме от­сутствуют звуки, и озвучивает его (рис. 68).

    ФЬЮТЬ-ФЬЮТЬ — поют птицы.

    КАР-КАР — кричат вороны.

    ЦОК-ЦОК-ЦОК — цокает белка.

    «Первый и последний»

    С-С-С — дует ветер и качает деревья. КАП-КАП — капает дождик.

    «Волшебные ключики»

    Оборудование: предметные картинки с фигурной конфигурацией сре­за, макеты ключей.

    Ребенок внимательно рассматривает картинки и находит слова, начинаю­щиеся со зв^тсов [а] и [у]. Для самопроверки используются специальные волшебные ктючики. Все картинки имеют особую конфигурацию среза. Если срезы ключа и картинки совпадают, картинка подобрана правильно (рис. 69).

    Чтобы усложнить игру, изображение ключа можно перенести на тыль­ную сторону картинки и самопроверку осуществлять методом наложения ключа на его изображение. Это позволит исключить случайный вариант подбора картинок.

    «Мой письменный стол»

    Оборудование: макет письменного стола с выдвинутыми ящиками-кармашками, в которые можно класть картинки размером 10×10 см.

    Педагог сообщает, что собирается навести порядок в ящиках пись­менного стола, поместив туда только те предметы, в названиях которых есть звук [р]. Например, тетрадь, календарь, карандаши, фломастеры, краски, циркуль и др.

    Можно усложнить задание, предложив ребенку положить в верхний ящик стола предметы, в названиях которых есть звук [р] ([р’]), а в ниж­ний ящик — предметы, названия которых содержат звуки [л] ([л’]).

    Оборудование: картинки-символы согласных звуков, схемы слов, соСТавленные с помощью картинок-символов.

    Ребенок определяет первый и последний звук в слове и с помощью символов-звуков выкладывает на полоске схему слова: БАНАН, ВАГОН, ЗАБОР, САЛАТ, КАНАТ и т. д. (рис. 70). (Условие: слова начинаются с твер­дого согласного и заканчиваются твердым согласным, наиболее подходящая структура: СГ + СГС.)

    «Первый и последний звук»

    Оборудование: картонный круг с расположенными по краю буквами, двойная стрелка.

    Раскрученная стрелка показывает своими концами на две буквы. Ребенок подбирает слово, которое бы начина­лось и заканчивалось на эти звуки. Он сам решает, какой звук будет первым, а какой — последним (рис. 71).

    «Где спрятались овощи и фрукты?»

    Оборудование: двойные картинки, наложенные одна на другую.

    Ослик-огородник решил пошутить и спрятать овощи и фрукты за кар­тинки, которые стоят на наборном полотне. Ребенок должен догадаться, что спрятано за каждой картинкой. Подсказка: название овоща или фрук­та и название картинки начинаются с одного звука (рис. 72).

    КУБИКИ — КАРТОФЕЛЬ ПИСЬМО — ПЕРЕЦ Рис. 72

    «Звуковые паззлы» («Звуковая мозаика»)

    Оборудование: наборы предметных картинок, размещенные в элемен­тах паззлов.

    Я – г >

    Подбирается несколько вариантов сочетаний первого и последнего зву­ка в словах. Например: 1) [м] — [а]; 2) [р] — [а]; 3) [к] — [с]. К каждо­му варианту относятся 4 картинки-паззда с изображением предметов на данное сочетание начального и конечного звуков: [м] — [а] — МАШИНА, МАЛИНА, МИШКА, МУХА; [р] — [а] — РАДУГА, РАМА, РОМАШКА, РАКЕТА; [к] — [с] — КОКОС, КОЛОС и т. д. Каждая из картинок нари­сована на отдельном паззле. Если правильно подобрать все картинки на один вариант сочетания, то паззлы образуют на обратной стороне изобра­жение геометрической фигуры (по ней ребенок осуществляет самоконт­роль, рис. 73).

    Лицевая сторона Обратная сторона

    «Не разорви бусы»

    Оборудование: разноцветные бусины из картона (круги) с предмет­ными картинками.

    Ребенок нанизывает на нитку слова-бусинки. Последний слог преды­дущего слова совпадает с первым слогом последующего. Например: АСТ-РА — РА-КЕ-ТА — ТА-РЕЛ-КА. Каждое слово — это бусина. Ребенок говорит слово и укрепляет на доске круг. Если он не смог подобрать слово, значит — разорвал бусы.

    «Выставка цветов»

    Оборудование: пронумерованные модели ваз, различающиеся по внешнему виду (форма, размер, цвет), сделанные из бумаги цветы (или картинки с изображением цветов,рис. 74).

    Экспонаты выставки цветов нужно разместить в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, следует поставить его в первую вазу, если из двух слогов — во вторую вазу, а если из трех слогов —

    в третью.

    Слова: ПОДСНЕЖНИК, МАК, РОМАШКА, ИРИС, ФЛОКС, ЛИЛИЯ,

    РОЗА, ВАСИЛЕК, ПИОН, ЖАСМИН и т. д.

    «Вкусные слова»

    Оборудование: изображение девочки, предметные картинки с изобра­жением лакомств.

    Педагог просит помочь подобран, угощение для гостей куклы Алисы. Выбирая лакомства, нужно отобрать только те слова, которые состоят из трех слогов (рис. 75).

    «Картинки убежали»

    Оборудование, схема, предметные картинки.

    Игра похожа на предыдущую. Ребенок должен догадаться, как по­строена цепочка слов, и вернуть на место пропущенные картинки.

    Слова: КАРАНДАШ, ШКАФ, ФОНАРИК, КНИГА, АБРИКОС, СУМ­КА, АВТОБУС, СЛОН, НОЖНИЦЫ.

    Оборудование: «деньги» — карточки «1 рубль», «2 рубля», «3 руб­ля», «4 рубля», предметные картинки с изображением продуктов, фрук­тов и овощей.

    Педагог предлагает ребенку купить в магазине продукты. Они сто­ят столько рублей, сколько слогов в слове-названии продукта. Напри­мер: ХЛЕБ, ЛУК, СЫР стоят 1 рубль, ЛИМОН, БАНАН, ВИШНЯ — 2 рубля и т. д.

    Рис. 77 «Звенит будильник»

    Оборудование: стилизованная картинка «Будильник» с условным обо­значением издаваемого звука.

    ребенок проводит пальцем по линиям и произносит сочетание звуков «торрр-. .трррр», имитируя звон будильника (рис. 78).

    «Цокают копыта»

    Оборудование: схематическое изображение лошади, которая скачет и оставляет следы.

    Дотрагиваясь до каждого следа копыта, ребенок выполняет артикуляционное упражне­ние «Лошадка». Сколько следов — столько раз выполняется упражнение (рис. 79).

    «Грузовик везет арбузы»

    Оборудование: сюжетная картинка с изображением грузовика, в ку­зове которого находятся арбузы (рис. 80).

    На каждом арбузе в кузове грузовика написан слог с автоматизируемым звуком (например, звук [с] и слоги СА, СО, СУ, СЫ, АС, УС, ОС, ЫС). Ребенок дотрагива­ется до каждого арбуза («пересчитывает») и произносит отрабатываемый слог.

    «Лестница-чудесница»

    Используется для коррекции звукопроизношения.

    Оборудование: картинки, в названиях которых есть автоматизи­руемые звуки.

    Предметные картинки раскладываются на поверхности стола лесен­кой (рис. 81). Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-либо персона­жем сказки или мультфильма, ребенок произносит слова. Если слово про­изнесено неверно, персонаж предлагает ребенку спуститься на ступеньку

    вниз и повторить предыдущее слово, а потом перейти к следующему. На верхней ступени лестницы ребенка ждет приз (картинка для рас­крашивания).

    Рис.81 «Чудесный букет»

    Оборудование: картинки, схематически изображающие цветы с написан­ным в сердцевине слогом и различным количеством лепестков (рис. 82).

    Задание: сказать столько раз слог с автоматизируемым звуком, сколько лепестков у цветка.

    Рис. 82 «Кукла Саша яадет гостей»

    Оборудование: силуэтные картонные чашки, блюдца, сахарницы, чай­ники и другая чайная посуда с прикрепленными к ней картинками с диф­ференцируемыми звуками (например, [р| — [л] или [с] — [ш],рис. 83).

    Педагог знакомит ребенка с куклой Сашей и сообщает, что Саша ждет тоС тея. Куклы будут пить чай. Но Саша хочет поставить на стол только ту посуду, которая украшена картинками с ее любимым звуком — [р]. Дети выбирают и называют те чашки, картинки на которых имеют в своем названии нужный звук.

    Пособие используется в процессе дифференциации смешиваемых звуков при коррекции звукопроизношения (например, звуков [с] — [з],

    Оборудование: сюжетная картинка «Клоун с шарами». В правой руке у клоуна Бома желтью шары, в левой — голубые (рис. 84).

    Если указка педагога дотрагивается до желтого ша­
    рика, ребенок подбирает слово со звуком [с], если до
    голубого — со звуком [з]. Рис 84

    Оборудование: картонные облака с перфорацией по контуру, подве­шенные к потолку на тонком шнуре и помеченные условными знаками (1, 2, 3 или 4 прямоугольника, обозначающих количество слогов), фи­гуры из картона в виде капель дождя с тесемками., на которые помеще­ны предметные картинки (рис. 85).

    Педагог сообщает, что скоро начнется дождь, но не простой, а сло­весный. Вместо обычных капель будут капать капли-картинки. А вот из какого облака упала каждая капля, нужно догадаться и вернуть каплю назад в облако (пришнуровать).

    АКУЛА (3 слога):

    Оборудование: карточки с буквами, цифрами и предметными картин­ками для составления слов.

    Ребенку предлагается расположить буквы в определенном порядке, как подсказывают цифры под буквами, щючитать слово и найти соответ­ствующую картинку (можно соединить слово и картинку линией).

    «Измени звук в слове»

    Оборудование: схемы замены звуков в слове (на основе символов звуков, предложенных Т. А. Ткаченко, рис. 87).

    Ребенку поясняется, что если он заменит звук, изображенный сим­волом, на другой, то получится новое слово. Нужно вспомнить обо­значения гласных звуков и выполнить замену, а потом произнести сло­во вслух.

    Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия

    «Молчанка»

    Оборудование: пиктограммы с изображением парных частей тела и цве-

    Участники игры договариваются о том, что все левые части тела бу­дут обозначаться красным кружком, а правые — синим. Педагог предъяв­ляет пиктограммы. Ребенок показывает соответствующую часть тела. Победит тот, кто все карточки «расшифрует» правильно.

    Примечание: перед игрой необходимо уточнить, что левая нога, ле­вая рука, левый глаз, левое ухо, левая щека находятся с левой стороны тела (дети не всегда это понимают). Такую пропедевтическую работу можно провести по следующей схеме: соотнести части тела с левой рукой, затем — с правой, после этого — в перекрестном варианте (на­пример, показать правое ухо и левый глаз).

    «Следы на песке» Оборудование: желтый лист бумаги с изображением следов правой и левой ноги, отпечатков правой и левой руки.

    Поясняется, что желтый лист — это песок на пляже. Дети загорали и оставили на песке следы и отпечатки рук. Предлагается найти и закрыть фишками следы правой ноги, левой ноги, отпечаток левой руки, правой руки. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.

    Оборудование: игрушки, карточки-схемы.

    В комнате на полу расставлены игрушки. Каждый ребенок получает карточку-схему, на которой изображен его путь к игрушке. Если ребенок правильно определяет направления движения, он находит «свою» игрушку.

    Карточки-схемы имеют двустороннее изображение: на лицевой сто­роне графически изображен путь ребенка, на обратной — изображение игрушки, к которой шел ребенок (для самоконтроля) (рис. 88).

    Вариант игры:

    В комнате раскладываются различные игрушки в разных положениях по отношению к предметам интерьера (на столе, под столом, на подокон­нике, в ящике, за стулом, около двери и т. д.). Педагог называет игрушку, просит детей найти ее в комнате и сказать, где она находится. Ребенок приносит игрушку и говорит, где она пряталась: «Кукла сидела на стуле», «Машина стояла около шкафа», «Заяц лежал в коробке». Можно услож­нить задания, предлагая ребенку найти карточку-схему расположения игрушки (рис. 89).

    Кукла сидела Машина стояла Заяц лежал

    па стуле около шкафа п коробке

    Рис. 89

    «Найди по схеме»

    Ребенку предлагается, пользуясь схемой, найти домики, в которых живут белка и заяц. Начинать путь следует от стрелки (рис. 90).

    «Зажги свет»

    Оборудование: изображение двухэтажного домика с черными квад­ратами окон.

    Педагог сообщает, что наступил вечер и в доме нужно зажечь свет. Он называет расположение окна, в котором загорится свет: правое ниж­нее окно, правое верхнее окно, левое нижнее и т. д. Дети находят на­ званное окошко и накладывают сверху желтый квадрат — загорелся свет. Домов может быть несколько.

    «Мы едем, едем, едем в далекие края. »

    Оборудование: планшет, расчерченный квадратами 7×7 см с пред­метными картинками, игрушечный автомобиль (рис. 91).

    Ребенку дается инструкция: «Мы отправляемся путешествовать. До­рога будет очень трудная, но интересная. Ты будешь водителем, а я — штурманом. Я буду подсказывать тебе, куда нужно ехать. Смотри внима­тельно по сторонам и называй все, что увидишь».

    Ребенок продвигает автомобиль по квадратам, подчиняясь командам: «прямо», «налево», «направо», «назад». По команде «Стоп» ребенок останавливается и называет ту картинку, которая оказалась в квадрате.

    «Зоркий глаз»

    Через фигурные прорези белого листа видны фрагменты картинки, расположенной под листом. Ребенку предлагается догадаться, какой пред­мет спрятан или что нарисовано на сюжетной картивзсе.

    Дата добавления: 2019-02-12 ; просмотров: 134 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

    Читайте также:  Формирование грамматического строя речи у детей средствами театрализованной деятельности по сюжету русской народной сказки ‘Маша и медведь’
    Ссылка на основную публикацию