Развитие фонематических процессов посредством игровых образов

Альманах педагога

Автор: Пистер Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ №44
Населённый пункт: г.Копейск, Челябинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: “Развитие фонематических процессов у старших дошкольников посредством игровых упражнений”
Дата публикации: 14.11.2019
Раздел: дошкольное образование

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Цель: развитие фонематических процессов

Развить фонематический слух;

развить навык фонематического восприятия;

развить навык фонематических представлений;

развить навык фонематического анализа;

развить навык фонематического синтеза.

Фонематический слух (тонкий слух) – способность различать

и узнавать фонемы

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по

дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова

Фонематические представления – звуковые образы фонем,

воспринятых человеком ранее. Физиологическая основа –

результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения

целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки)

или мысленное выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое.

Процесс противоположный анализу,

но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

«Развивать фонематический слух у школьников только на учебной

деятельности нельзя, иначе это приведёт к снижению качества

обучения». Д. Б. Эльконин

Занятия, проводимые в игровой форме, значительно повышают учебную

мотивацию детей, обучение становится интересным, доступным для ребёнка,

а, следовательно, более эффективным.

Система упражнений для развития фонематического слуха

Система построена по принципу «от простого к сложному». Выявив, на

каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинаем развивать

навык фонематического восприятия с этого уровня.

Первый уровень – узнавание неречевых звуков

Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой

развития фонематического слуха.

Игра “угадай, что звучит”.

Игра “Шумящие баночки”. Вместе с ребенком насыпьте в баночки

крупы, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку

потряхиваемой баночки, что у неё внутри.

Игра “Волшебная палочка”.

Игра “Жмурки”. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону

Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и

Игра “Узнай свой голос”. Запишите на диктофон голоса близких

людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать – кто говорит.

Игра “Громко – тихо”. Договоритесь, что ребенок будет выполнять

определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда

тихо. Есть похожий вариант игры – “далеко-близко”. Вы говорите слово

громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок

Игра «Нарисуй звук»

Дети под звучание дудочки рисуют на карточках полоски: долгому

Игра “Три медведя”. Ребенок отгадывает за кого из персонажей

сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам

говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень – различение сходных по звучанию слов

Игра “Слушай и выбирай”. Перед ребенком картинки со сходными

по звучанию словами (ком, сом, дом). Взрослый называет предмет, а

ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра “Верно-неверно”. Взрослый показывает ребенку картинку и

называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота,

ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он

услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень – различение слогов

Игра “Похлопаем”. Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и

длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги.

Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на),

отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку

самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра “Что лишнее?” Взрослый произносит ряды слогов “па-па-па-ба-

па”, “фа-фа-ва-фа-фа”. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит

лишний (другой) слог.

Пятый уровень – различение звуков

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки.

Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок

хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Игры и упражнения для развития фонематического

Упражнение «Различаем твердые и мягкие согласные»

Цель: учить различать звуки.

Оборудование: предметные картинки.

Ход: У Саши большой шарик. Воздух из шарика выходит так: с-с-с-с (твердо)

У Сережи маленький шарик. Он сдувается и воздух из него выходит так: сь-

А теперь послушай и скажи, чей это шарик сдувается.

Можно самим придумать такие ситуации, а можно воспользоваться уже

готовыми идеями о больших и маленьких комариках, машинах и т.д.

Упражнение «Найди звук»

Цель: научить сравнивать слова по звуковому составу (нахождение общих и

Оборудование: не требуется.

Ход: Детям предлагается сравнить слова, найти общие и разные звуки: мак —

лак, суп — сук, дом — дым, дочка — точка; дачка — пачка; плеск — треск;

билет — балет; барон — баран; букет — буфет и др.

Цель: развитии у детей умения дифференцировать слоги.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию

слогов (например: ее, су-су-со, па-па-са и т.д., состоящие из звуков, не

нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов

передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух.

Последовательность цепочки меняется.

Упражнение «Лишнее слово»

Цель: учить сопоставлять слова по звуковому составу.

Оборудование: не требуется.

Ход: Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,

отличающееся от остальных:

1) канава, канава, какао, канава;

2) утенок, котенок, утенок, утенок;

3) ком, ком, кот, ком;

4) минута, монета, минута, минута.

Игра «Утки и окуни»

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Оборудование: не требуется.

Ход: Дети делятся на 2 команды – окуни и утки. Они двигаются произвольно

по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У,

то с ударным О. Дети – «окуни» должны замереть, когда услышат слово со

звуком О, а «утки» – когда услышат слово с У. Кто не останавливается

вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше

всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля,

озеро, овцы, орден, облако, отпуск, угол, удочка, ужин, улей, умный, уголь,

узкий, утки, Умка, утро, уж, ушки.

Игры и упражнения для развития фонематических

Дети «загружают» машины различными предметами-картинками. Одна

машина везёт груз, в названии которого есть звук Ш, другая со звуком Ж.

Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А

(И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч

логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа

начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя

зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? —

Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? —

Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

Цель: развитие фонематического представления

Вопросы: Кто? Какой? Когда? Где? Что делал? Кого встретил? Куда пошли?

Взрослый задает вопросы, на которые должен быть дан ответ на заданный

звук. Слова записываются, затем из них составляется рассказ.

Пример: Задан звук П

Кто? попугай Какой? пестрый Когда? позавчера Где? в парке

Что делал? пел Кого встретил? пингвина Куда пошли? в подъезд

Зачем? просто так

Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по

одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на

заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны

другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно

придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов

цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку.

Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук

предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна —

автобус — слон — нос — сова.

Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные

на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру,

кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например,

начинающуюся со звука “Н”, присоединяет ее к картинке нос, а ребенок,

имеющий картинку, название которой заканчивается звуком “Л”, – к картинке

Игры и упражнения для

формирование фонематического синтеза

Игра “Друг за другом”

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в

заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить

буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: “Назови последовательно все звуки в слове. “/ “Выложи буквы в той

же последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. “

Оборудование: набор букв.

Прочитать слова от большой буквы к маленькой,

спросить ребенка, что за слово получилось

Игра “Звуки поссорились”

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и

предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом, чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Использование кроссвордов или их элементов позволит ребенку проверить:

не пропустил ли он букву (в этом случае останется пустая клетка). Можно

выполнить, подобное задание, отгадав загадку. Слово-отгадка составляется из

букв. Например, Не видна на грядке, играет с нами в прятки. (п, р, е, а, к).

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Ля-ко – Коля и т. д.

Шифровки (Д/и «Разведчики»)

Инструкция: послушайте слово, определите, есть ли в нем звуки С,Ш;

запишите буквы, обозначающие эти звуки по порядку, укажите их место в

слове. При выполнении задания слова приобретают следующий вид: Саша –

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
презентация по логопедии по теме

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик. Но дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям при обучении грамоте. Ребёнку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов коррекционной работы. Одновременно с самых первых занятий проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти – на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в процессе специальных игр и упражнений.

Эта работа начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_formirovaniya_fonematicheskih_processov_u_doshkolnikov_cherez_igrovuyu.ppt1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений Учитель-логопед Высшей категории МКОУ «Форносовская СОШ» Дубинина Татьяна Алексеевна

ЦЕЛЬ: формирование фонетико-фонематического восприятия и навыков элементарного языкового анализа слов ЗАДАЧИ: Развитие у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе русского языка; Введение понятий о различительной роли звука, основных качественных его характеристиках. Формирование навыков элементарного языкового анализа и синтеза слов.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – ЭТО: фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематические представления.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ способность слышать есть данный звук (фонема) в слове или нет; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ умение определять линейную последовательность звуков в слове; умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; осознание или подсчёт количества звуков в слове.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Развитие неречевого слуха ; Развитие речевого слуха ; Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов.

I этап Цель: Развитие неречевого слуха Задачи: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Предлагаемые игры: « Что звучало?» « Где звучало?» (индивидуально) «Колокольчик» «Хлопни, как я!» (индивидуально) «Дятел» (индивидуально)

«ЧТО ЗВУЧАЛО?» Логопед показывает ребёнку музыкальные инструменты, демонстрируя их звучание. Затем ребёнку на глаза надевается специальная повязка. Логопед издаёт звуки, а ребёнок говорит, что звучало.

«ГДЕ ЗВУЧАЛО?» Используется на индивидуальных занятиях. Ребёнок сидит с закрытыми глазами, а логопед звонит колокольчиком справа, слева, сзади, спереди, над головой ребёнка. Ребёнок показывает рукой направление, откуда исходит звук.

«КОЛОКОЛЬЧИК» Дети встают в круг. «Водящий» с закрытыми глазами находится в центре круга. Дети поочерёдно звонят колокольчиком. «Водящий» должен угадать и показать, у кого из детей звонит колокольчик.

«ДЯТЕЛ» Логопед отстукивает карандашом различные ритмы ( I II III , II I II и т.д.), а ребёнок повторяет за ним.

II этап Цель: Развитие речевого слуха Задачи: Развивать способность различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса; Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу; Дифференциация слогов и фонем.

Игры на развитие способности различать одинаковые слова, звукокомплексы и звуки по высоте, силе и тембру голоса «Далеко – близко» «Большой – средний – маленький» «Взрослый или детёныш?» «Телефон»

«БОЛЬШОЙ – СРЕДНИЙ – МАЛЕНЬКИЙ» Логопед выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки); большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».

«Взрослый или детёныш?» Детям раздаются картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детёнышей: коровы и телёнка, лошади и жеребёнка, свиньи и поросёнка и др. Логопед произносит звукоподражания голосам животных то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, показывать соответствующие картинки.

«ТЕЛЕФОН» Логопед тихо «на ушко» говорит слово (по лексической теме) первому ребёнку, а он шепчет это слово на ухо следующему и т.д. Последний ребёнок говорит слово вслух.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу «Красный – зелёный» «Цепочка» «Подбери картинку» «Какое слово лишнее?» «Самое короткое слово» «Самое длинное слово» «Подскажи словечко!»

«КРАСНЫЙ – ЗЕЛЁНЫЙ» Логопед показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.

«ЦЕПОЧКА» Ребёнку предлагается повторить похожие слова в названном порядке (вначале по два, затем – по три) : Примечание : При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность подбора слов в том, что они аналогичны по звуковому составу и не содержат труднопроизносимых звуков. МАК – БАК ТОК – ТУК БЫК – БОК ДОМ – ДЫМ КОМ – СОМ МОТОК – КАТОК – ПОТОК БАТОН – БУТОН – БЕТОН ВАТКА – ВЕТКА – КЕПКА

«ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» Логопед выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: « Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.

«Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых логопедом, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

«САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО» Логопед произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА

«САМОЕ ДЛИННОЕ СЛОВО» Логопед произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА

«ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Логопед произносит четверостишие по лексической теме, не договаривая последнее слово. Дети должны сказать это слово. «Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полёт Винтокрылый … (вертолёт)».

Игры на дифференциацию слогов и фонем «Назови по порядку слоги» «Бабочки» «Девочки – гласные» «Мальчики – согласные» «Флажки» «Наушник – колокольчик»

«Назови по порядку слоги» Логопед произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ – 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

«БАБОЧКИ» Логопед предлагает ребёнку усадить красных бабочек на ромашку. Красные бабочки – это гласные звуки: [а, о, у, и, ы, э]. Логопед произносит разные звуки, а ребёнок усаживает бабочку на ромашку только тогда, когда услышит гласный звук.

«ДЕВОЧКИ – ГЛАСНЫЕ» Перед ребёнком лежат картинки с изображением девочек в красных платьях, губы каждой девочки имеют определённую артикуляцию, над головой – графическое изображение гласного звука. Логопед произносит гласные звуки, а ребёнок показывает соответствующую девочку.

«Мальчики – согласные» Твёрдые звуки носят одежду синего цвета и живут в синем домике, а мягкие – одежду зелёного цвета и живут в зелёном домике. Звонкие звуки «носят» на голове колокольчик, когда мы их произносим – горлышко «звенит». Глухие звуки «носят» наушники, они ничего не слышат.

«ФЛАЖКИ» Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.

«Наушник – колокольчик» Ребёнок, называя картинку, определяет звонкий или глухой первый согласный звук. Если первый звук – глухой, то картинку нужно положить под «наушником», а если – звонкий, то – под «колокольчиком».

III этап Цель: Развитие навыка элементарного языкового анализа и синтеза слов Задачи: Определять количество слогов в словах разной сложности; Выделять первый и последний звук в слове; Определять место, количество, последовательность звуков в слове; Развивать фонематические представления.

Игры на определение количества слогов в словах разной сложности «Отбей слоги мячом» «Паровоз и вагончики» «Гусеница» «Тучка и зонтик»

«Отбей слоги мячом» Логопед говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок , отбивая мячом об пол, делит слово на части.

«Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.

«ГУСЕНИЦА» Логопед показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога – 2 части и т.д.

«ТУЧКА И ЗОНТИК» На тучке – картинка. Ребёнок называет картинку и при помощи капелек, падающих на зонтик, показывает количество слогов в данном слове.

Игры на выделение первого и последнего звука в слове «Рыбалка» «Звуковые человечки» «Тарелочки» «Кепки» «Двухэтажный дом»

«РЫБАЛКА» С помощью удочки ребёнок «ловит» картинки из аквариума. По заданию логопеда нужно выделить из слова последний звук. Картинки: лук, танк, паук, жук, веник, кот, кит, крот, плот, суп.

«ЗВУКОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» Логопед ставит на стол 3 звука – яйца, у каждого на голове – кепка синего, зелёного или красного цвета. Нужно подарить звуковым человечкам картинки.

«ТАРЕЛОЧКИ» На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова.

«КЕПКИ» Ребёнок в зелёной кепке обозначает согласный мягкий звук, в синей кепке – согласный твёрдый, а в красной – гласный звук. Логопед показывает детям картинки, спрашивая: «Чья это картинка?» Ребёнок в зелёной кепке отвечает: «Это моя картинка, потому что слове «велосипед» – первый звук [ в ’] ».

«ДВУХЭТАЖНЫЙ ДОМ» Логопед даёт ребёнку 4 картинки и просит правильно их распределить по окошкам в доме. На каждом этаже по два окна: синее и зелёное. Если в слове первый согласный мягкий звук, то картинку нужно положить на зелёное окошко, а если первый согласный твёрдый звук – на синее окошко.

Игры на определение примерного места звука в слове «В каком вагоне едет Звук?» «Застегни пуговицу на рубашке» «Грибочек» «Клумба

«В КАКОМ ВАГОНЕ ЕДЕТ ЗВУК?» Логопед показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

«Застегни пуговицу на рубашке» На рубашке появляется карман – картинка. Логопед просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки – пуговицы.

«Грибочек» В траве, под грибочком – картинка. Логопед просит положить осенний листочек в начале, середине или конце шляпки, т.е. показать где слышится звук.

«Клумба» Логопед показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове.

Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «Фишки» «Схема слова» «Экран телевизора» «Звёздное небо»

«ФИШКИ» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове.

«СХЕМА СЛОВА» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

«Экран телевизора» На экране телевизора появляется картинка. С помощью цветных фишек ребёнок составляет звуковую схему слова.

Упражнения и игры на развитие фонематических представлений «Стаканчики» «Цветик – семицветик» «Подбери и раскрась картинки на заданный звук»

«СТАКАНЧИКИ» Ребёнок распределяет картинки (бочка, бабочка, берёза, бегемот) между белкой и божей коровкой.

«ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» В центр цветка помещается карточка с изображением мальчика-звука в синей рубашке, с колокольчиком на голове (согласный твёрдый звонкий звук [ З ] ). Дети, обосновывая своё решение, выкладывают на лепестки картинки с изображением предметов, название которых начинается с этого звука.

«Подбери и раскрась картинки на заданный звук» Раскрасить синим цветом картинки , названия которых начинаются со звука [Ш]: шапка, шарф, санки, стакан, жук, кошка.

Таким образом , проведение специальных игр и упражнений будет способствовать успешному развитию фонематических процессов, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА: Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез, 2003. Колесникова Е. В . Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Гном и Д. – 2000. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В плане представлены этапы формирования фонематического восприятия:Узнавание и различение неречевых звуковРазвитие речевого слуха.Различение одинаковых звукокомплексов по высоте,силе,тембру.Развитие ф.

В консультации указаны игры и игровые приемы для равзития фонематических процессов у старших дошкольников.

Игровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРИгровые приемы работы по формированию фонематических процессов у дошкольников с ФФНРОдной из основных задач любого д.

Умение сосредоточиться на звуке – оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по.

Умение сосредоточиться на звуке – оченьважная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и слышать, понимать речь, как основное средство общения. В практикуме для воспитателей старших и по.

В статье описаны возможности организации работы по автоматизации в речи дошкольников поставленных звуков в ходе режимных и игровых моментов.

Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

Вероника Хохлова
Игровые технологии как средство развития фонематических процессов у дошкольников

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Хохлова В. Ю., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №10 «Умка»

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти вопросы касаются образовательной деятельности, технологий и содержания.

С каждым годом увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и педагогам все сложнее становится организовывать эффективную коррекционную работу. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение развития фонематических процессов, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения нарушений письменной речи у школьников.

Понятие фонематические процессы включает в себя:

1. фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

2. фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

3. фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

4. фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

5. фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги: Л. А. Венгер, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Н. Х. Швачкин, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи. Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

• Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

• Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

Всю систему логопедической работы по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

4 этап – дифференциация слогов.

5 этап – дифференциация фонем.

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру.

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, поэтому опора в организации коррекционно-образовательной деятельности логопеда строится с учетом применения игровых технологий. Сюжетно-ролевая организация логопедических занятий соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Игровая мотивация позволяет ребенку быстрее включиться в логопедическое занятие.

Предполагаемая организация занятия сохраняет здоровье детей (психологическое и физическое, позволяет добиться качественных результатов, повышает работоспособность детей (уменьшает сроки коррекции, позволяет сохранить позитивный настрой на дальнейшую работу. Проводя занятия в игровой форме, у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

Исходя их выше сказанного были определены цели и задачи работы.

Цель: формировать и развивать фонематические процессы у детей (старшего) дошкольного возраста по средствам игровых технологий.

1. Обучать детей дошкольного возраста узнаванию звуков (неречевых, речевых) по средствам игровых технологий;

2. Формировать фонематические противопоставления (дифференциация фонем на слух и в собственной речи);

3. Формировать фонематический анализ и синтез слов при помощи игровых технологий;

4. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля произношения звуков речи.

Для решения поставленных цели и задач мною был подобрал комплекс заданий и игровых упражнений для каждого этапа коррекционной работы по формированию и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

1. Игры, нацеленные на развитие слухового внимания.

«Что звучит / шумит»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (бумага, полочка, ложка, бубен, маракас и т. д., ширма, фишки.

Инструкция: Педагог за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Так же эту игру можно проводить без использования ширмы. Взрослый встает за спиной ребенка и производит шумы, а ребенок должен догадаться что звучит.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, постучать в бубен, потрясти погремушкой и т. д. Тот, кто правильно отгадал шум, получает в награду фишку.

Цель: Развитие слухового внимания, темпо-ритмической стороны речи.

Оборудование: Бубен, погремушка, ксилофон и т. п.

Инструкция: Взрослый производит ритмический рисунок на музыкальном инструменте, ребенок должен воспроизвести его при помощи отхлопывания, отстукивания и т. п.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голос»

Цель: Определить товарища по звуку голосу.

Оборудование: Игрушка (медведь, лиса, кошка, мышка и тп).

Инструкция: Дети сидят/стоят полукругом. Перед ними на небольшом расстоянии спиной к детям сидит/стоит ребенок с игрушкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать персонажа (игрушку). Водящий должен угадать, кто его позвал. Он встает напротив позвавшего и рычит (мяукает, пищит, и т. п., в зависимости от персонажа). Тот, кого узнали, получает игрушку и становится водящим.

Цель: Развитие речевого слуха и координации движений рук. Закрепление представлений о понятиях «горячий – холодный».

Инструкция: Дети садятся в круг на полу и перекатывают мяч (горшочек). Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч. Тот, кто ошибется и дотронется до мяча, должен выполнить задание (по усмотрению водящего).

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: Учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: Предметные картинки: банан, альбом, клетка, фишки.

Инструкция: Перед ребенком выкладываются картинки, ему слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленую ишку, неправильно – красную. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка.

«Какое слово отличается?»

Цель: Развивать умение на слух выделять нужное слово.

Оборудование: Счетные палочки, картотека слов (например: Ком-ком-кот-ком; Канава-канава-какао-канава; Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок; Будка-буква-будка-будка; Винт-винт-бинт-винт; Минута-монета-минута-минута; Буфет-букет-буфет-буфет; Билет-балет-балет-балет; Дудка-будка-будка-будка).

Инструкция: Взрослый произносит четыре слова, на каждое слово на столе выкладывается счетная палочка. Ребенок должен выбрать соответствующую палочку и назвать то слово, которое отличается от остальных.

4. Игры на дифференциацию фонем

• Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

• выделение гласных из ряда звуков.

• узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

• узнавание гласных на фоне многосложных слов.

• выделение согласных из ряда других звуков.

узнавание согласных на фоне многосложных слов.

«Место для картинки»

Цель: Активизация словаря, дифференциация различных звуков.

Оборудование: Предметные картинки, в названии которых, есть заданный звук.

Инструкция: Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш-ш-ш-ш. Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит:ж-ж-ж-ж. «Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж]. Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите звук [ж], то ее надо положить справа». Логопед показывает, как нужно выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют показываемые картинки.

Картинки надо подбирать так, чтобы произнесенные звуки соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в конце слова или перед глухим согласным.

Цель: Дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: Картинки «Снежинка» и «Комарик».

Инструкция: Детям предлагается по две картинки. На одной нарисована снежинка, на другой – комарик. Картинку со снежинкой дети берут в левую руку, а с комариком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со снежинкой и говорят: с-с-с., А если звук [з], то – с комариком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

«Найди свою картинку»

Цель: Дифференциация звуков [л] – [р] в словах.

Оборудование: Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок. Картинки с изображение девочки Лены и мальчика Ромы.

Инструкция: Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем предлагает детям помочь Лене и Роме. Найти, те картинки в названиях которых есть звук [л] для Лены, а для Ромы со звуком [р]

5. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети в кругу. Каждый ребенок по очереди ловит мяч и вниматльно слушает цепочку слогов, затем он должен правильно ее воспроизвести и вернуть мяч обратно. Примеры слоговых рядов: са-са-за, ми-ма-му-ме, ша-са, па-пя-па,.

Цель: Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Инструкция: Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или серию слогов, состоящие из звуков не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: Учить определять место расположения звука в слове.

Оборудование: Изображения аквариума (3 штуки, на каждом, изображена схема слова с позицией звука (начало, середина, конец). Изображения рыб, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Логопед демонстрирует предметные картинки с заданным звуком, детям необходимо распределить рыб в аквариумы в соответствии с позицией звука в слове.

Цель: Упражнять в определении последовательности звуков в слове.

Оборудование: Цветные шарики (синий, зеленый, красный) на липучках, предметные картинки на заданный звук.

Инструкция: Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться. Им необходимо составить звуковую схему заданного слова, при помощи «Логопедической гусеницы».

Таким образом, применение игровых технологий, направленных на развитие фонематических процессов, в работе с детьми, имеющими нарушения речи, помогает сделать коррекционную работу более интересной и разнообразной. Способствует дальнейшему успешному освоению норм родного языка, положительно влияет на становление всей речевой системы детей дошкольного возраста формирует основу успешного обучения в школе, так как развитие фонематических процессов имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма

Список использованных источников

1. Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL

2. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2003.-112с.

3. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. М.: Владос, 1999. 216с.

4. Ткаченко Т. А. В первый класс без – дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.:Детство-Пресс, 1999.-112с.

5. Цвынтарный В. В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – М.: Центрполиграф, 2004.-63с.

6. Швецова И. «Формирование фонематического восприятия и звукового синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи» Дошкольное воспитание. – 2007. – №5, С. 71-78.

Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности Долгушева О. В. Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29 «Золотая рыбка».

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Презентация «Игровые технологии развития речи дошкольников» Игра- один из тех видов деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами,.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Логическая игра как эффективное средство развития процессов самостоятельного мышления старших дошкольников Обобщение педагогического опыта. «Многознание уму не научает», хотя и «много знать должны любители мудрости». Эти слова, сказанные две.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях «Развитие фонематических процессов у младших школьников» Тема: «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. Развитие фонематических процессов у младших школьников». Цель: развитие.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 20.01.2014

Статья просмотрена: 14463 раза

Библиографическое описание:

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 28.02.2020).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

– фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

– фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

– фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

– фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

– фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

– Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

– Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

– Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

– Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

– Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

– Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Похожие статьи

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

Формирование фонематического восприятия как залог.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Система работы по дифференциации звуков при.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Формирование фонематического слуха у дошкольников.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Влияние фонематического слуха на успеваемость младших.

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Система работы по профилактике фонематической дислексии.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у дошкольников с нарушениями речи.
консультация по логопедии по теме

Материал может быть использован как для практической работы, так и для консультирования родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
ispolzovanie_igrovykh_tekhnologiy_v_razvitii_fonematicheskikh_protsessov_u_doshkolnikov_s_narusheniyami_rechi.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто в дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

На важность и необходимость своевременного формирования фонематических процессов указывали многие отечественные психологи и педагоги (Л.А.Венгер, Н.И.Жинкин, А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин, Д.Б.Эльконин, Л.В.Запорожец).

Несмотря на то, что существует множество разработок технологий и методических рекомендаций по данному направлению, которыми занимались такие известные педагоги как Ф.А.Сохин, Г.А.Тумакова, М.В.Алексеева, В.И.Яшина, Г.А.Каше, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, и другие, вопрос эффективной организации работы по преодолению нарушений фонематических процессов остается актуальным и на сегодняшний день.

Особая значимость изложенной проблемы подталкивает нас к поиску новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

В настоящее время в дошкольном образовании широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.

Особенность игровой деятельности детей с нарушениями речи, разработка научно-методических аспектов применения игры как коррекционного средства отражены в трудах С.А.Мироновой, В.И.Селиверстова, Т.Б.Филичевой, Т.А.Ткаченко, Е.А.Пожиленко и др.

К числу бесспорных преимуществ использования игровых технологий в образовательном процессе можно отнести следующие ключевые моменты:

  • игра является для ребенка яркой, эмоциональной, образной деятельностью, в которой ребенок чувствует себя свободно и уверенно, что как нельзя лучше подготавливает его к усвоению новых знаний;
  • игра практически сводит на нет пассивность ребенка;
  • занимательный сюжет игры, использование дидактического материала, оборудования является дополнительным стимулом для включения в игру;
  • игровая задача мотивирует дошкольника на достижение положительного результата обучения.

Психолого-педагогические исследования убедительно доказали позитивную роль игры в развитии и обучении детей. Мы уверены, что и в нашей работе по развитию фонематических процессов дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, делает процесс обучения более привлекательным для детей, а, следовательно, и более результативным.

Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Цель нашей работы: развивать фонематические процессы дошкольников старшего возраста с нарушениями речи, используя игровые технологии.

1. Посредством игровых технологий обучать детей умению выделять звук в чужой и собственной речи.

2. Формировать фонематические противопоставления:

а) вырабатывать умения дифференцировать фонемы на слух;

б) вырабатывать умения дифференцировать фонемы в собственной речи.

3. Формировать фонематический анализ и синтез.

4. Формировать фонематические представления на основе фонематического восприятия и на основе фонематического анализа и синтеза.

5. Развивать навыки контроля и самоконтроля произношения звуков.

Содержание нашей коррекционно-логопедической работы основывается на важнейших принципах логопедии :

  • онтогенетический принцип;
  • патогенетический принцип;
  • принцип системности.

Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов :

I. Этап : узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов.

Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма – вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са.

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

Цель: дифференциация звуков [с] – [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой – звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком – в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с. А если звук [з], то – со звонком и говорят: з-з-з. Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок – сон, ключ, обруч, топор – кот).

Опыт показывает, что реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи. Для оптимизации кор.

В дошкольных учреждениях на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из .

В проекте используется дидактический материал, построенный на основе метода программированного обучения*, оформленный в виде перфокарт и соответствующих им сигнальных (контрольных) карточек и игровых .

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Использование игровых технологийв развитии фонематических процессовстарших дошкольников с нарушениями речи&raquo.

Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

Елена Чукаева
Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников

«Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов у старших дошкольников»

Цель: познакомить педагогов с этапами развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста в форме игровых упражнений.

Что такое фонема? Это звук. А фонетика? Фонетика – изучает звуки речи и звуковое строение языка. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы. Фонетика – фонематическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие ее компонентов: звукопроизношения, словарный запас, просодики, грамматический строй речи, связная речь, письменная речь.

Коррекция нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов является крайне актуальной. Ведь своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (и не только) должно проводиться в форме игровых упражнений. Так как основной вид их деятельности – это игра.

Благодаря игре у детей формируется устойчивый интерес к занятию, развитие ВПФ, развитие ориентировки во времени и пространстве, включение полимодального восприятия (это восприятие с подключением пяти модальностей: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание,формирование различных видов самоконтроля (регулярный, объективный, всесторонний,умение работать в команде, развитие личностных качеств (доброта, отзывчивость. Трудолюбие, терпение, усердие, ответственность, миролюбие, дружелюбность, честность, уверенность в себе, рассудительность, оптимизм, смелость, аккуратность и т. д)

Этапы работы над развитием фонематических процессов:

Развитие неречевого слуха

Развитие речевого слуха

Развитие простых форм фонематического анализа

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Развитие фонематических представлений

1. Развитие неречевого слуха (физического)-это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка,звуки нашего дома и др.) (учим детей, вслушиваться в окружающий мир)

«Угадай, кто в гости пришел?»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память. Ход игры: В гости пришли животные. Каждый из них постучится по-разному: заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, лисичка– 3 раза, а мышка- 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришёл в гости.

Цель: формировать умение различать муз. инструменты на слух; воспроизводить заданную последовательность.

«Повтори, не ошибись!»

Цель: Формировать умение узнавать и повторять ритмический рисунок; развивать слуховое внимание и память.

Развитие речевого (фонематического)слуха- это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты).

Цель: развивать слуховое внимание; учить отличать правильное и дефектное произношение. Ход игры: Детям предлагается прослушать слово (ряд слов или фразу). Если они услышат неправильное произношение – изображают мимикой недовольного гномика, если слово произнесено правильно– дети улыбаются.

Цель: Развивать способность различать слова, близкие по звуковому составу.

Цель: Формировать умение различать гласные, согласные мягкие и согласные твёрдые звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, сажает соответствующую бабочку на цветок.

Цель: Формировать умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; закреплять соответствующие понятия. Ход игры: Логопед называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: согласный мягкий или согласный твёрдый, выбирает человечка соответствующего цвета.

(«Чаепитие со Звуковичками», «Колокольчик-барабан», «Подушка-камень»)

Развитие простых форм фонематического анализа – это умение выделять первый и последний звука в слове.

Цель: Учить выделять первый (последний) звук в слове; закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные.

Бродилка «Ежик», «Звуковая ромашка»

Развитие сложных форм фонематического анализа – это умение определять место звука в слове.

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

Цель: Закреплять умение определять место звука в слове.

Цель: развитие навыков характеристики звуков и определение места звука в слове.

Цель: развитие фонематического слуха, формирование навыка звукового анализа и синтеза, определение слоговой структуры слова.

Развитие фонематических представлений –это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших восприятий этих слов.

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи только в момент их непосредственного восприятия на слух. Необходимо, чтобы ребенок сохранял в своей памяти устойчивое представление о каждом звуке, то есть мысленно мог представить звучание любого звука. Во время самостоятельного чтения и письма он может соотнести каждый звук с соответствующей ему буквой только на основе таких мыслительных представлений о звуках –ведь в это время он не имеет возможности воспринимать эти звуки на слух.

-назвать слова с заданным звуком «С» в середине слова;

-назвать какой он по счету в названном слове;

-назвать какой звук следует за ним;

-назвать только гласные звуки в названном слове;

-назвать сколько всего звуков в данном слове.

Таким образом, игровые технологии превращают сложную, кропотливую работу по развитию фонематической системы в творческий, увлекательный процесс. Благодаря чему удается достичь максимальных результатов и сохранить интерес детей к звуковому составу слова.

Читайте также:  ИКТ в работе логопеда для коррекции ОНР
Ссылка на основную публикацию