Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Система коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
- ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
Учебно – методическое пособие
Система коррекционной работы по развитию связной речи
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дмитриева Екатерина Сергеевна, учитель – логопед
ГБДОУ № 105 Невского района Санкт – Петербурга
Опираясь на ранее разработанные методики развития связной речи Гомзяка О.С., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Нищевой Н.В., Ткаченко Т.А. и др., а также свой опыт, я разработала систему коррекционных занятий, которая позволяет развивать у детей с общим недоразвитием речи навыки речевого общения и построения связных монологических высказываний.
Система развития связной речи у детей старшей группы с общим недоразвитием речи построена с учетом возрастного развития и особенностей речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.
В старшей группе я ставила задачу подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и, следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи я разделила поквартально и выделила три основные направления:
1. Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2. Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.
3. Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.
Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут по степени их усложнения:
– рассказы детей по готовому образцу;
– рассказы по восприятию;
– рассказы по памяти;
– рассказы по воображению.
Требования, которые я предъявляю к детям в речевой деятельности:
– осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
– полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
– последовательность;
– широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
– правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
– культура изложения в широком смысле слова;
– правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
– интонационная выразительность речи,
– достаточная громкость,
– отчетливость произношения.
На занятиях я использовала такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий постоянно создавала такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевали изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.
Для эффективного развития речи, на мой взгляд, необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.
Разработанная мною система предусматривает использование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживали положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.
Данная работа с детьми осуществлялась мною как на специальных коррекционных занятиях, так и в процессе разнообразной практической деятельности, при проведении игр, в ходе режимных моментов.
Воспитатели нашей группы в свою очередь решали задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по развитию речи, элементарных математических представлений, конструированию, на прогулке, в ходе режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения. Для них был подготовлен и проведен семинар «Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Мною был также подготовлен материал в папку для родителей «Развитие связной речи у детей».
Рекомендуемая мною система обучения включает ряд разделов, предусматривающих овладение навыками монологической речи в следующих формах: составление высказывания по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа – описания, рассказывание с элементами творчества.
Предусматривается постепенный переход от формирования у детей репродуктивных форм речи (с опорой на речевой образец) к самостоятельным формам речи.
На начальном этапе обучения (в сентябре) я формировала у детей установки на активное употребление фразовой речи, внимание к речи педагога, к собственным высказываниям. Закрепляла навык составления ответа на вопросы в виде развернутых предложений. На занятиях дети усваивали ряд языковых средств, прежде всего лексических (слова – определения, глагольная лексика), необходимых для формулирования высказываний. Мною использовались упражнения по составлению предложений по картинкам, ряду последовательных предложений методом распространения его грамматической основы, фразы по нескольким предметным картинкам. Я использовала постановку соответствующих вопросов к картинкам или давала образец ответа. Проводила упражнения по формированию и закреплению навыков составления вопросов, упражнения и речевые игры, направленные на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков формулирования высказываний, формирование чувства языка. Я использовала такие игры, как: «Подбери слово», «На что похоже?», «Узнай, о чем это?». К словам дети подбирали синонимы и антонимы, составляли словосочетания и предложения с данными словами, составляли предложения – ответы на вопросы.
После подготовительного этапа каждый месяц я проводила занятия по пересказу текста, по составлению рассказа – описания предметов, рассказыванию по сюжетной картинке, по серии сюжетных картин.
При обучении пересказу мое занятие включало подготовительные упражнения (отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение значения отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок); чтение произведения; разбор текста («языковой» и «содержательный»); пересказ текста (на первых этапах с опорой на иллюстрированный материал или на мою помощь, далее – по опорному плану, самостоятельный пересказ). Занятие заканчивалось анализом детских рассказов.
При обучении составлению рассказа – описания предметов дети учились выделять существенные признаки и основные детали предметов, овладевали основными языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа. У них формировались речемыслительная деятельность, активизировались зрительное, слуховое и тактильное восприятие, развивались память, внимание, наблюдательность.
На первых этапах обучения я использовала подготовительные упражнения, такие как: узнавание предмета по его описанию, сравнение предмета по основным признакам, упражнения на составление словосочетаний и предложений с учетом зрительного и тактильного восприятия. Далее происходило формирование самостоятельного описания (описание предмета по предваряющему плану – описанию) и описание предмета по основным признакам. В конце года дети учились составлять описательный рассказ.
Обучение рассказыванию по картинкам включало в себя несколько видов занятий. Это составление рассказа по сюжетным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц или несколько сценок в пределах хорошо знакомого детям сюжета («Семья», «Зимние забавы» и др.) Дальше шло обучение рассказыванию по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитию сюжетного действия. Сначала разбиралась каждая картинка серии (у детей формировались навыки целенаправленного анализа наглядно воспринимаемого предметного содержания, с моей помощью они учились выделять «действенную», событийную основу и существенные детали изображения). Дальше картинки в нужном порядке размещались на наборном полотне, по моим вопросам определяли общее содержание изображенных событий. Дети «по цепочке» составляли высказывания по каждой из последовательных картинок, а далее составляли рассказ по всей серии сюжетных картинок в целом.
При обучении рассказыванию с элементами творчества, дети составляли рассказ по отдельной сюжетной картинке с придумыванием предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам). Описание пейзажной картины сначала проводилось по плану, а затем самостоятельно.
Система занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
I период
1. Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.
2. Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
3. Формирование предложений:
– из трех слов по схеме:
именительный падеж существительного + глагол + дополнение
(Мальчик взял машину);
– из четырех слов по схеме:
именительный падеж существительного + глагол + два дополнительных слова.
(Девочка моет руки мылом).
4. Формирование предложений с однородными:
– прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.);
– глаголами (Листья кружатся, падают, летят.);
– существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).
5. Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а»
(Груша сладкая, а лимон кислый).
6. Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
7. Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.
8. Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
9. Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.
10. Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.
11. Пересказ текста «по цепочке».
12. Пересказ текста без помощи вопросов.
13. Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.
14. Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
15. Заучивание наизусть небольших диалогов.
Особенности формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Пример готовой дипломной работы по предмету: Педагогика
Содержание
1. Проблема развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1.Диалогическая речь как форма общения и ее развитие в онтогенезе……………………………………………………………………………….7
1.2.Особенности формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………………….15
1.3.Средства формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………………………..20
2. Экспериментальное изучение формирования диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
2.1. Цель, задачи, методика и организация исследования…………………..29
2.2. Анализ развития диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и у старших дошкольников с нормальным речевым развитием………………………………………………………………………………………………….32
Глава 3. Система работы по формированию диалогической речи у старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1.Разработка и проведение комплекса логопедических занятий, направленных на формирование диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи …………………………………………….40
3.2.Результаты контрольного эксперимента………………………………………50
Заключение………………………………………………………………..58
Выдержка из текста
Введение
Актуальность исследования. Cогласно взглядам отечеcтвенных пcихологов (Л.C. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лиcина, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Е.О. Cмирнова, Д.Б. Эльконин и другие) человек, являясь cоциальным cуществом, c первых меcяцев жизни иcпытывает потребноcть в общении c другими людьми, которая постоянно развивается — от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личноcтному общению и cотрудничеству. Данное обcтоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого уcловия жизнедеятельности.
Общение, являясь cложной и многогранной деятельноcтью, требует cпецифических знаний и умений, которыми человек овладевает в процеccе уcвоения cоциального опыта, накопленного предыдущими поколениями.
Целью общения может быть как поддержание cоциальных контактов, так и обмен информацией. Все эти аcпекты коммуникации представлены в речи дошкольника и активно им уcваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лекcикой, грамматичеcким cтроем, к оcвоению диалогической речи.
Список использованной литературы
Список литературы
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова, А.Г. Истоки диалога [Текст]
/ А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 82-90.
3. Арушанова, А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками [Текст]
/ А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание. – 2001. — № 5. – С. 51-61.
4. Бизикова, О. Игра как фактор развития диалога [Текст]
/ О. Бизикова // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 5. – С. 9-18.
5. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст]
/ Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. – М.: Просвещение, 2006. – 213 с.
6. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
7. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст]
/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: В 6-ти т. Т.
2. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с. – (Акад. пед. наук СССР).
9. Дошкольная педагогика [Текст]: Методика и организация ком воспитания в дет. саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология» (дошкольная)» / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 288 с.
10. Иванова, С.А. Об особенностях диалога дошкольников с ОНР [Текст]
/ С.А. Иванова // Логопед в детском саду. – 2007. – № 1 (16).
11. Июдина, Л.В. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]
/ Л. В. Июдина // Логопедия. – 2007. – № 3. – С. 44-50.
12. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
13. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
14. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста [Текст]
/ Э.П. Короткова. – М., 1977.
15. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст]
/ Н.В. Краснощекова. – Изд. 5-е. – Ростов н / Д: Феникс, 2010. – 251 с. (Школа развития).
16. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей [Текст].
17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]
/ М.И. Лисина – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
18. Логопедия. Методическое наследие [Текст]: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 479 с. – (Библиотека учителя-дефектолога).
19. Логопедия [Текст]: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Литур, 2006. – 320 с : ил. – (Учимся играя).
20. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2006. – 703 с. : ил.
21. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст]
/ Под ред. Е. Д. Хомской. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 336 с.
22. Львов, М.Р. Основы теории речи [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 248 с.
23. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]
/ С.А. Миронова. – М.: Гном, 2009 – 168 с.
24. Нищева, Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь – январь [Текст].
– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
25. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст]: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Б. Баряевой, А.П. Зарин, Н.Д. Соколовой. – СПб: ЛОИУУ, 1996. – 95 с.
26. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.
27. Основы теории и практики логопедии [Текст]
/ Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.
28. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]
/ Поваляева, М.А. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 – 445 с.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст]
/ Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
30. Розенталь, Д.Э. и др. Современный русский язык [Текст]: Учебное пособие / Д.Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М.А. Теленкова. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения, 1994. – 560 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст].
– СПб: Питер, 2004. – 713 с; ил. (Серия «Мастера психологии»)
32. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]
/ В.И. Селиверстов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
33. Слама-Казаку, Т. Некоторые особенности диалога маленьких детей [Текст]
// Вопросы психологии. – 1961. – № 2.
34. Смирнова, Л.Н., Овчинников, С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст]: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 88 с.
35. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]
/ О. Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 33-37.
36. Соловьева, Л.Г. Формирование диалога у детей с общим недоразвитием речи в процессе совместной игровой деятельности [Текст]
/ Л.Г. Соловьева // Дефектология. – 1996. – № 6. – С. 67-71.
37. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256.
38. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст]
/ Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко. Рад. Школа – Киев, 1982. – 112 с.
39. Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]
: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
40. Ушинский, К.Д. Педагогический сочинения [Текст]: В 6-ти т. Т. 3. – М.: Педагогика, 1989. – 512 с.
41. Чаладзе, Е.А. Особенности диалогической формы речи у дошкольников с ОНР [Текст]
/ Е.А. Чаладзе // Логопед в детском саду. – 2009. – № 8. – С. 8-15.
42. Чулкова, А.В. Формирование диалога у дошкольников [Текст]: учеб. пособие / А.В. Чулкова. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 220, [1]
с. – (Сердце отдаю детям).
43. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст]: учебное пособие для пед. вузов дефект. фак / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.: табл. – (Высшее образование).
44. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]
/ Г. С. Швайко; под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
45. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст].
– 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
46. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст]
/ Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958. – 115 с.
47. Якубинский, Л.П. О диалогической речи [Текст]
// Русская речь / Под ред. Л.В.Щербы. Спб., 1987. – 259с.
Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов
МКОУ “Лиманская средняя
о бщеобразовательная школа №1″
Пропаганда здорового образа жизни
Пропаганда здорового образа жизни – одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:
- воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
- окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
- отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
- питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
- движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
- формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
- гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
- закаливание.
Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают маленькому человеку достойного примера.
В процессе социализации малыша, ребенок сталкивается с общегосударственными нормами, которые нацелены на формирование у учащихся здорового образа жизни. В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.
Первый и главный пример для ребенка — родители
Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.
Любой родитель знает, насколько легко малыш может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее, а еще периодически предлагайте своему чаду присоединится.
Почему необходимо донести до учащихся важность ЗОЖ
Стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.
С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.
Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.
Пропаганда ЗОЖ: методы и средства
Формирование здорового образа жизни включает в себя разнообразные методы и средства, например отдельные дисциплины, также это могут быть кружковые занятия, дискуссии, лекции, викторины. Кроме этого используется печатная пропаганда: брошюры, статьи, лозунги, листовки, книги и прочее.
Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит:
1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда;
2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинги, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье;
3) адекватные межличностные отношения;
4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;
5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.
Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигареты. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.
Начинается пропаганда здорового образа жизни в детском саду, однако родители должны понимать, что их поведение является примером для малышей. Уже позже в школе фокус постепенно будет смещаться на мнения и отношения коллектива. Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.
Популяризация здорового образа жизни среди семей детей-логопатов: КВН «Родители и дети за здоровый образ жизни»
В настоящее время большое внимание уделяется проблемам здоровья общества.
В рамках популяризации здорового образа жизни среди семей воспитанников дошкольных учреждений предлагаем мероприятие в форме КВН при участии детей вместе с родителями.
В этой форме работы с родителями тесно представлено сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы. На воспитателя возлагаются организационные моменты по подготовке мероприятия, учитель-логопед подготавливает детей-чтецов и проводит тренинг дыхательной гимнастики, направленный на выработку длительного выдоха, необходимого для процесса звукопостановки. Вместе они подготавливают и проводят мероприятие.
КВН «Родители и дети за здоровый образ жизни»
(Старшая логопедическая группа)
Ведущая (воспитатель). В современном обществе и созданных в нем условиях здоровье нации находится под угрозой. Большое значение в решении этой проблемы уделяется ЗОЖ. Что же такое ЗОЖ?
ЗОЖ – это здоровый образ жизни.
Медики утверждают, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, 10% — от работы медиков, 20% — от окружающей среды и 50% в руках самого человека. Значит, здоровье зависит от нашего образа жизни.
И сегодня мы собрались, чтобы поговорить о здоровом образе жизни. Мы предлагаем провести нашу встречу в форме КВН.
Настроиться на соревновательный лад нам поможет игра «Дракон кусает свой хвост». Взрослые вместе с детьми встают друг за другом, держась за плечи. Первому игроку на голову надевают маску дракона. Первый игрок должен поймать последнего. Игра проходит под веселую музыку.
Ведущая. А теперь разделимся на 2 команды. Придумайте названия своим командам согласно нашей теме «Родители и дети за здоровый образ жизни».
Сегодня к нам в гости прилетела птица Вещун, она будет озвучивать мудрые высказывания, которые станут эпиграфами и выводами к нашим конкурсам.
Представление жюри конкурса.
Птица Вещун (учитель-логопед):
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Шопенгауэр А.
Конкурс 1. Как Вы понимаете ЗОЖ – здоровый образ жизни?
(представить в виде тезисов. Время: 3 минуты)
Птица Вещун. Вывод: ЗОЖ – это движение, воздух, питание.
Конкурс 2. Блиц-опрос.
Команды по очереди отвечают на вопросы:
1. Какую траву и слепой видит? (Крапива)
1. Можно ли собирать лекарственные растения в дождь? (Нет)
2. Какие лекарственные растения можно использовать против кашля? (мать-и-мачеху, ромашка)
2. Какие лекарственные растения запрещается собирать? (Занесенные в Красную книгу)
3. Быстрее бьется сердце у детей или у взрослых? (У детей)
3. Сколько ударов в минуту делает сердце у детей? (90)
4. Сколько литров крови у взрослого? (5)
4. Сколько литров крови у детей? (3)
5. Как называются первые дети у детей? (молочные)
5. К кому возрасту происходит смена зубов у детей? (К 7 годам)
6. Первая помощь при растяжении. (Холод, тугая повязка)
6. Какие лекарственные растения можно использовать при порезах? (подорожник, крапива)
7. Какое произведение К.Чуковского посвящено чистоте и гигиене тела? (Мойдодыр)
7. В каком произведении К.Чуковского происходит спасение жизни зверей целого континента? (Доктор Айболит)
Конкурс 3. Детские стихи о здоровье.
Дети от каждой команды по очереди читают заранее подготовленные стихи.
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов!
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!
О врачах тогда забудешь,
B здоровеньким ты будешь.
Ведущая. Следующий конкурс пройдет под девизом…
«Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами». Гиппократ
«Вкусно кушать надо редко». Генрих Белль
Конкурс 4. Здоровая еда.
1) Составить рациональное обеденное меню.
2) Назвать полезные продукты для зубов.
3) Назвать полезные продукты для глаз.
Птица Вещун. Вывод:
Не для того, чтобы есть я живу, а для того, чтобы жить, я ем.
Конкурс 5. «Утренняя гимнастика».
«Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос». Плутарх
«Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь». Гораций
«Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так гимнастика очищает организм». Свифт Д.
Ведущая. Команды должны в течении 5 минут разработать и продемонстрировать комплекс утренней гимнастики.
Птица Вещун. Вывод:
Конкурс 6. Наше дыхание.
Птица Вещун. Сколько может прожить человек без пищи? 40 дней. Без воды? 3 дня. А без воздуха? 3 минуты.
Правильное дыхание очень важно. Для того чтобы и дети научились дышать правильно, родители сами должны поупражняться. Тренинг дыхательной гимнастики проводит учитель-логопед.
Задание 1. «Бабочки»
Вызываются по два человека от команды (взрослый и ребенок). К физкультурной палке привязаны две бабочки. Надо подуть так, чтобы бабочка полетела. Побеждает тот, чья бабочка полетела быстрее и дальше, при этом щеки не надуваются.
Задание 2. «Бульки»
Задание выполняют дети со стаканами воды и трубочками для коктейля. Побеждает тот, у кого получится громче.
Задание 3. «Корабли»
Вызываются по два человека от команды. В таз с водой опускают два кораблика, два человека дуют напротив друг друга. Побеждает тот, чей кораблик доплывет первым.
Задание 4. «Футбол»
Вызываются по одному человеку от команды, садятся друг напротив друга. Кто быстрее забьет гол ватой. 3 попытки.
Птица Вещун. Вывод:
Правильное дыхание помогает сохранить здоровье.
Конкурс 7. «Крылатые выражения о здоровье».
Ведущая. Каждая команда называет крылатую фразу о здоровье по очереди, побеждает команда, назвавшая фразу последней.
Подведение итогов: жюри подводят итоги и объявляют команду-победителя. Вручает призы.
Эпилог
Ведущая. Анализируя ваши ответы и выполненные задания в рамках сегодняшнего КВН, мы полностью согласны с мудрыми высказываниями.
«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ
«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире». Джон Локк
Долженко Ольга Владимировна
учитель-логопед МАДОУ ЦРР д/с № 134,
г. Калининград
«Пропаганда здорового образа жизни в семье»
Воспитание детей-большая радость и большая ответственность и большой труд. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. . Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте». К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы воспитатели должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности впищи, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека , узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. Принцип « не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Закаливание-одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Закаливать свой организм необходимо каждому. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями- увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьемся более высоких результатов в физическом развитии наших детей. В своей работе уделяю особое внимание взаимодействию с родителями, так как считаю, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов. Внедряю активные методы и формы с семьей. Стало традицией проведение физкультурных развлечений для родителей и детей. Каждый раз после таких мероприятий, дети и родители лучше понимают друг друга, получают большой эмоциональный заряд.
Пропаганда здорового образа жизни в семье и ДОУ
По нашему убеждению «тройственный союз» педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей может быть плодотворным и эффективным на пути формирования гармоничной, всесторонне развитой личности ребёнка. Решить вопросы всестороннего физического развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями родителей и работников детского учреждения. Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива. Для этого необходимо:
- совершенствовать воспитательно-образовательную работу на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;
- внедрять новые формы и методы работы с семьёй;
- устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и детском саду;
- усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различным поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями.
Использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников. Изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей. Строить свою работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.
Так в каких же формах лучше всего осуществлять физическое воспитание ребёнка дома? Формы эти в основном игровые, давно известны и достаточно популярны. Народные игры потому и называют народными, что в них отразилась фантазия, изобретательность, наконец – мудрость народа, а сюжетные игры – по мотивам русских народных сказок, дети любят в них играть больше всего, особенно в младшем возрасте.
А.С.Макаренко писал: «Как ребёнок играет, так и будет работать. Сама детская жизнь должна быть игрой».
Выдающийся русский учёный П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как одно из важнейших средств физического воспитания, подчёркивал, что во время игры ребёнок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни.
В педагогической литературе игры делятся на подвижные и спортивные. В выборе игр родители должны учитывать возраст и особенности физического развития ребёнка, выбирать те игры, которые наиболее эффективны, способствуют физическому и нравственному развитию детей, укрепляют их здоровье.
Совместные занятия с детьми физкультурой – это проявление общих взглядов, доверия и взаимопонимания, создание благоприятного климата в семье. Семья и детский сад – естественные союзники, и объединить их усилия, значит, во многом решить проблемы воспитания подрастающего поколения.
Организация периода адаптации детей в детском саду
Укороченное время пребывания в детском саду.
Сохранение привычного способа питания на период адаптации. Не кормить ребёнка насильно.
Гимнастика, массаж – занятия по возрасту. Щадящее закаливание, тёплые гидропроцедуры.
Воспитательные воздействия – занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребёнка.
Профилактические прививки – не раньше окончания срока адаптации.
Анализы – по календарю. Желательно никаких травматических процедур до конца адаптации.
Дома – обеспечить ребёнку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время на свежем воздухе) с учётом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение с ребёнком особенно ласковым. Когда адаптация к детскому саду произойдёт, родители узнают это по изменившемуся поведению ребёнка. Его легко можно рассмешить, ребёнок редко выходит из себя, капризничает не чаще 1 – 2 раз в неделю, и то, когда на это бывают какие – либо причины. Малыш ложится спать, у него нет ночных кошмаров или других страхов. Ребёнка можно оставить на некоторое время одного, не опасаясь, что он расплачется, как будто родители оставили его одного навсегда. У него появляются друзья, с которыми он охотно играет, значит, всё в порядке, малыш привык к детскому саду, и у него началась новая и интересная жизнь.
Пропаганда здорового образа жизни
В семье:
1. Организация физкультурного досуга детей с родителями:
- дни здоровья;
- физкультурно-спортивные праздники (изготовление стандартного оборудования родителями для занятий и самостоятельной активности ребёнка);
- физкультурные развлечения;
- кроссы.
2. Семинары, лекции, беседы для родителей:
- «Режим для часто болеющих детей».
- «Закаливание ребёнка дома».
- «Питание ребёнка дома и в детском саду».
- «Профилактика глистных заболеваний».
- «Вредные привычки у родителей и их влияние на детей».
3. Анкетный тест-опрос родителей:
- «Путь к здоровью, силе и бодрости».
- «О здоровье всерьёз».
- «В хорошей ли вы форме?».
В детском саду:
- режим дня по возрастным группам;
- утренняя гимнастика;
- гимнастика после сна;
- физминутки;
- закаливание (солевая дорожка, воздушные ванны, ионизация воздуха пихтовым маслом, употребление в пищу лука и чеснока, медальоны с эфирными маслами);
- физкультурно-спортивные праздники и развлечения;
- дни здоровья;
- профилактика ОРЗ (точечный массаж, чесночные медальоны);
- физиопроцедуры (тубус – кварц);
- дыхательная гимнастика, йога;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- профилактика кариеса «Здоровая улыбка» ( со средней группы);
- общие и групповые родительские собрания;
- витаминотерапия;
- индивидуальный подход к ребёнку;
- соблюдение адаптационного периода у вновь поступивших детей;
- осмотр детей медицинской сестрой;
- прививки.
Анкета для родителей
«Путь к здоровью, силе, бодрости»
- Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи?
- Кто занимается физическим развитием ребёнка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм)?
- Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье?
- Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками?
- Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка в группе, на участке детского сада?
«О здоровье всерьёз»
- Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребёнка?
- Какие виды закаливания вы проводите с ребёнком в семье, и считаете наиболее важными?
- Сколько времени проводит ребёнок на свежем воздухе в будни, в выходные дни?
- Какие профилактические мероприятия проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией гриппа?
- Какие формы закаливания вы можете предложить для проведения их в детском саду?
Тест «В хорошей ли вы форме?» (для педагогов, родителей).
Чтобы постоянно поддерживать себя в хорошей форме, нужно ежедневно давать организму хотя бы небольшую физическую нагрузку. Тест поможет вам определить, насколько ваш распорядок дня помогает поддерживать хорошую физическую форму.
- Часто ли вы садитесь в транспорт (машину, автобус), чтобы доехать туда, куда можно дойти пешком?
- Часто ли вы принимаете участие в спортивных или иных соревнованиях (теннис, футбол, плавание, спортивные танцы)?
- Если нужно подняться на несколько этажей, часто ли вы идёте пешком? (Никогда, иногда, всегда).
- Даёте ли вы себе хотя бы 20-минутную нагрузку, вызывающую небольшую одышку? (Да, нет).
- Если вы пробежите 100 метров, чтобы успеть сесть в автобус, сколько проходит времени, прежде чем ваше дыхание придёт в норму?
- Часто ли вы за один раз проходите пешком 3 км? (Да, нет).
- Вы активно проводите свой день? (Да, нет).
- Сколько часов в неделю смотрите телевизор? (24 и больше, от 10 до 24 часов, менее 10).
- Часто ли вы занимаетесь тяжёлой работой (перекапыванием огорода, генеральной уборкой? (Да, нет).
- Вы активно проводите воскресный день? (Да, нет).
Подведите итог. За каждый ответ «да» вам начисляется 1 очко, за ответ «нет» – 2 очка.
Сложите полученные очки:
- 14 – 20 – Ваш образ жизни почти наверняка достаточно активен для того, чтобы вы были в хорошей форме.
- 7 – 13 – Вероятно, вы находитесь в довольно приличной форме физической, но вам ещё далеко до совершенства. Постарайтесь найти время для ежедневных физических нагрузок.
- 6 и менее – Похоже, у вас не очень активный образ жизни, а ведь любая физическая нагрузка идёт только на пользу. Постарайтесь больше гулять и быть в движении, а не сидеть на месте.
Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения
Рубрика: Медицина
Дата публикации: 16.02.2017 2017-02-16
Статья просмотрена: 17413 раз
Библиографическое описание:
Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш. А. Абдурашитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39497/ (дата обращения: 07.01.2021).
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Для построения профилактических программ важно понимать на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, пропаганда, профилактика
Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно.
Высшее благо медицины — здоровье, говорили древние греки. Однако традиционно, современные медики, занимаясь лечением многих болезней, мало уделяют внимание учению о здоровье, при этом отсутствуют научно обоснованные формы и принципы изучения здорового человека, индивидуальных его особенностей и резервов. Вряд ли можно достичь оптимального, стабильного здоровья чрезмерным увеличением числа медицинского персонала, расширением сети специализированных больниц, безграничным ростом лекарственных препаратов [1].
Здоровье человека — это не только отсутствие болезней и благополучие. Это в большой степени наличие гигиенического мировоззрения и гигиенической культуры. Санитарное просвещение — это важное направление в профилактической медицине. Гигиеническая культура рассматривается как один из важных ресурсов здоровья [3].
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:
‒ воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
‒ окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
‒ отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
‒ питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
‒ движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
‒ формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
‒ гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены;
Поскольку основные факторы, определяющие состояние здоровья населения, связанные с образом жизни и окружающей среды, для того чтобы снизить распространенность негативных факторов риска и уменьшить их влияние на человека, необходимо формировать и поддерживать стремление людей к позитивным изменениям в образе жизни через обеспечение их достоверными медико-гигиеническими знаниями, создавать соответствующие мотивации и отношение к здоровью, вырабатывать умения и навыки здорового образа жизни и предупреждения заболеваний. При пропаганде здорового образа жизни используются методы устной, печатной, наглядной (изобразительной) и комбинированной пропаганды. Метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Он включает лекции, беседы, дискуссии, конференции, викторины. Метод печатной пропаганды охватывает широкие слои населения. Он включает статьи, листовки, памятки, стенные газеты, буклеты, брошюры и т. п. Комбинированной метод — метод массовой пропаганды, при которой происходит одновременное воздействие на слуховые и зрительные анализаторы.
Здоровье ценилось с древних времён. Человеку нужно было выживать: добывать себе пищу, обеспечивать себя жильём и одеждой, отбиваться от врагов.
Большое значение закаливанию и физической культуре уделялось в Древней Греции, а спартанское воспитание стало символом аскетического воспитания, отличной физической и духовной подготовки. Именно в Греции зародились Олимпийские игры, названные так в честь горы Олимп, где, по древнегреческим преданиям, жили боги.
В Древнем Риме воины славились силой, выносливостью, отвагой, что достигалось тренировками. Однако, завоевав полмира, древние римляне забыли о воздержании, перестали разбавлять вино водой, и стали устраивать многодневные пирушки. Началось нравственное разложение с последующим разрушением империи.
Под пропагандой здорового образа жизни понимают широкий спектр деятельности — от просветительских и выездных программ работы с населением до использования средств массовой информации — деятельности, направленной на то, чтобы люди ответственнее относились к своему здоровью и располагали необходимой информацией для его сохранения и укрепления.
Важный метод укрепления здоровья населения — это обучение населения здоровому образу жизни, пропаганда и информирование их о той важной роли, которую каждый человек играет в сохранении собственного здоровья и благополучия общества [2]. Поэтому пропаганда формирования здорового образа жизни населения требует создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств, с широким использованием средств массовой информации — печати, радио, телевидения и др.
Основы по привитию навыков здорового образа жизни закладываются в детском и подростковом возрасте. Поэтому пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков необходимо уделять особое внимание и осуществлять целенаправленное просвещение как детей, так и их родителей. Учебные заведения, являясь интеллектуальными, культурными, образовательными центрами, играют важную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении и воспитании навыков здорового образа жизни, в увеличении трудового потенциала общества в целом.
Особое место в пропаганде здорового образа жизни среди подрастающего поколения и пожилых людей принадлежит работникам социальной сферы, а их основной задачей является правильный выбор форм и направлений данной работы. Пропаганда осуществляется по следующим направлениям:
‒ индивидуальная работа с подопечными;
‒ организация групповых встреч в коллективах;
‒ пропаганда здорового образа жизни при переписке и компьютерном общении;
‒ публикация информации о здоровом образе жизни в печати и другие формы.
Пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков должна носить профилактический характер: предлагать альтернативу, возможность выбора своего места в жизни; заинтересовать разнообразными увлечениями. Важно, чтобы подростки поняли, что в реальной жизни есть очень много увлекательного и интересного. Это — занятие спортом, увлечение музыкой и т. д. Работа должна вестись в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями. Наиболее приемлемые формы работы — беседы, книжные выставки, просмотры, обзоры, уроки здоровья и др.
Средства массовой информации в пропаганде здорового образа жизни должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:
‒ повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;
‒ популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;
‒ формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости здорового образа жизни.
Здоровье молодого поколения сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В связи с этим определены основные задачи и цели проводимых мероприятий: многоуровневый подход к организации профилактических мероприятий, изменение образа жизни, разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья подростков и молодежи, формирование у каждого из них активной мотивации к укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих.
Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни включает:
‒ создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;
‒ привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Как видим, пропаганда здорового образа жизни — очень важная и ответственная социально-педагогическая задача.
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.
Здоровый образ жизни — это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды; позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
Как показывают большинство рекомендаций, для построения профилактических программ важно понимать, на какую категорию населения направлено воздействие, каковы его временные рамки, осуществляется ли это воздействие на саму личность или на окружающую ее среду и в какой форме это происходит. Учитывая все эти факторы можно определить основные направления профилактических работ [1].
- Иргашев Ш. Б.. “Медицинская валеология”. Ташкент, 2012. — 335 с.
- Ибадуллаева Х. Т. “Основы валеологии”. Учебное пособие, Ташкент, 2010. — 124 с.
- Филиппов П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни / П. И. Филиппов, В. П. Филиппова. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 288 с.