Развитие диалогической речи

Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с ОНР

Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называют диалог естественной первичной формой языкового общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно отметить, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть не полной, сокращенной, иногда фрагментарной.

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с ОНР. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения.

Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.

В дошкольном возрасте ребёнок усваивает речь в процессе общения. При этом в основном развивается диалог как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребёнка обуславливается двумя особенностями: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как основной её формы. На этом этапе требования к формам речи вообще к диалогу всё повышается. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений:

  • слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;
  • формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
  • поддерживать определенный эмоциональный тон;
  • следить за правильностью языковой формы, в которую облекают мысли;
  • слушать свою речь, вносить соответствующие изменения и поправки. Приложение 1.

Диалогическая речь отличается лаконичность и простотой конструкций. Конкретные условия реальной действительности, в которых протекает разговор, непосредственное общение собеседником позволяют им понимать друг друга, не прибегая к развёрнутым высказываниям. Отсюда для диалога характерны неполные предложения, однозначные ответы, короткие вопросы. Реплики в виде полных предложений для диалога не свойственны. В силу этого обучение диалогической речи необходимо вести с учетом её особенностей, т.е. учить строить диалог так, как он звучит в живом общении.

Строевой единицей диалогической речи является диалогическое единство – сочетание двух или более взаимосвязанных реплик. Чтобы овладеет этой формой речи, нужно усваивать различные типы диалогических единств.

В сначала дети овладевают лишь элементами диалогических единств (вопросами и ответами); учатся задавать вопросы, строить вопросительные предложения, дополнять недоконченные диалоги. Затем начинают знакомиться со строением диалога.

Диалогические единства строятся по определенным схемам:

  • вопрос-ответ
  • вопрос-ответ-вопрос
  • сообщение-вопрос
  • сообщение-сообщение
  • побуждение-сообщение и т. д.

Овладение диалогическим единством того или иного типа будет идти через группу упражнений. Вначале ученики знакомятся с образцом диалогического единства. Затем они учатся строить отдельные реплики. Наконец, упражняются в составлении целого диалога. Для упражнений в диалоге предлагаются ситуативные задания. Приложение 2.

Обучение происходит поэтапно.

Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.

Вопросно-ответная форма диалогического общения наиболее типична и она используется как для решения познавательных, так и социально-коммуникативных задач. С одной стороны, коммуникативная задача вопроса заключается в получении новой информации или уточнении уже имеющихся сведений. С другой, именно вопрос чаще всего становится инициативной диалогической репликой. Он служит не только носителем информации, но и побуждает к ответному высказыванию.

Умение и желание ребенка задавать вопросы свидетельствуют о его активном восприятии и сознательном усвоении знаний. Чтобы спросить о чем-то, дети должны уметь выделить главное, осознать проблему и верно сформулировать ее. Таким образом, обучение умению отвечать на вопросы помогает развитию умению лексико – синтаксически оформлять результаты мыслительной деятельности.

Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.

Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого различные игры.

Нужно заметить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.

Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: – Рита, что ты делаешь? – Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.

По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.

Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.

1. Дети по очереди запускают руку в мешочек, выбирают один из предметов, ощупывают его и называют. Потом вытаскивают предмет, чтобы проверит себя.

2. Один ребенок выбирает предмет и старается догадаться, что это. Остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана.

Второй этап. Обобщение.

Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом. Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.

ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ

Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.

С помощью наводящих вопросов детям дают неверную динамическую характеристику изображаемых предметов (самолет пашет?, магнитофон прыгает?, утюг поет? и т д.). Это направляет мышление детей на выделение главного функционального признака понятия-образа, помогает сформировать динамическую психолингвистическую модель “подлежащее-сказуемое”. В результате ребята приходят к выводу о том, что показать предмет можно только через его функцию – действие. Затем вводится модель “подлежащее-сказуемое-дополнение”, (я чищу картошку, Лена готовит салат, я прикручиваю колеса) одновременно расширяется и уточняется словарный запас, развивается грамматический строй и произносительная сторона речи.

Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.

На этом этапе используются диалоги, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Сюжетно-ролевая игра отвечает потребности детей воплотить в жизнь собственные замыслы, выразить свои переживания. В процессе игры они переходят от реализации хорошо усвоенных сюжетов к самостоятельному построению новых.

Кроме того в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.

Итак, в школьном логопункте возможно организовать достаточно эффективную работу по развитию навыков диалогического общения для преодоления общего недоразвития речи.

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе “Звук “з”.Буква З”

  • “Дети дома” (2)
  • КОНСУЛЬТАЦИИ (4)
  • СООБЩЕНИЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (2)
  • ТЕХНОЛОГИИ (5)
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ (6)
  • ГОДОВЫЕ ПЛАНЫ (3)
  • ПРОГРАММЫ (3)
  • ОТЧЕТЫ (3)
  • СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ (1)
  • МАСТЕР-КЛАССЫ (1)
  • ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА (3)

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе “Звук “з”.Буква З”

Цель: – познакомить детей со звуком и буквой З.

Задачи:

– научить характеризовать звук [з] по акустическим и артикуляционным признакам;

– закреплять у детей умение делать анализ предложения;

– упражнять детей в делении слов на слоги;

– упражнять в звуковом анализе слов, состоящих из трех звуков;

– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

– воспитывать у детей умение следить за правильным произношением звуков в спонтанной речи.

Оборудование: зеркала, картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук [з]; буква З , дидакт. пособие «Согласный звук», наборы для составления схем, дидакт. пособие «Домик»; фасоль.

Ход занятия

1. Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

За – за – за – убежала в лес … (коза).

Зы – зы – зы – нету на лугу … (козы).

Зу – зу – зу – будем мы искать … (козу).

Л.: Какой общий звук у этих слов? (Звук [з]).

2. Развитие артикуляционной моторики

– «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик»

3. Развитие мелкой моторики

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для чижа,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас, беда,

Разбегайся кто куда!

4. Развитие общей моторики.

«Чтоб здоровыми мы были»

Чтоб здоровыми мы были,

Звуки все произносили.

Будем книжки мы читать,

Прыгать, бегать, развлекаться,

Песни петь и отдыхать.

5. Объявление темы занятия.

Л.: Ребята, рассмотрите картинку. К нам прилетел большой комар. Какой звук он издает, когда летит? (З-з-з…). С этим звуком мы сегодня познакомимся.

6. Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука хором, а затем отдельными детьми, с наблюдением за

артикуляцией в зеркале.

Губы растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы. Посередине языка идет сильная, холодная воздушная струя.

Звук [з] – согласный, звонкий, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

7. Связь звука и буквы.

«З» – завиток – на завиток

«З» – закрывается замок.

Дети на столе выкладывают из фасоли букву З.

8. Развитие фонематического слуха.

Из четырех названных слогов выделить лишний (отличающийся звучанием):

За – зо – за – за Зы – зо – зы – зы

Зу – зу – зу – зо Зо – зо – зо – зу

Зы – зы – зу – зы За – зо – зо — зо

Игра «Подай сигнал»

Л.: Я буду вам называть слова, а вы услышав звук [ з ] , поднимите сигнальную карточку: сова, зубы, коза, машина, цапля, замок, сом, заяц, носки, жук, зубы.

Выполнение движений по тексту.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки разведем

И побежим кругом.

9. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов ЗУ, АЗ . Характеристика слогов, с выкладыванием графической схемы и показом звуков на схеме. Придумать слова с данными слогами (Зубы, Азбука).

10. Закрепление звука в словах.

У каждого из детей предметные картинки (зуб, зонт, коза, замок, язык, тазы, ваза). Логопед просит назвать слово, а затем анализируют его звуковой состав. Делят на слоги. Определяют место звука [з] в слове (дид. игра «Домик»).

11. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений с данными словами. Деление их на слова. Выкладывание графической схемы составленных предложений.

12. Закрепление звука в тексте.

Выделение из текста слов со звуком [з].

Есть у Зои резвый змей.

Змей не ползает за ней.

Он взлетает ввысь отважно –

Змей воздушный, змей бумажный.

13. Итог занятия.

– С каким звуком мы сегодня познакомились?

– Назовите слова со звуком [з] в начале слова (в середине).

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте. Тема: Звук [3], буква З

Конспект (подгрупповой) непосредственно образовательной деятельности по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте.

Лексическая тема: Мебель.

Тема. Звук [3]. Буква З

Цели:

  • Познакомить с буквой З.
  • Автоматизировать звук [З].
  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звука [З]. Закрепить его правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи: Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ). «Короткое слово» В. Составление предложений из деформированных слов (В , лес, живет, зайка). Составление предложений со сложными предлогами.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Мебель».
  • Развивать связную речь. Заучивание скороговорки «Зоиного зайку зовут Зазнайка»
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.
  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.
Читайте также:  Конспект логопедического занятия по звукопроизношению: Автоматизация звука (Р) в словах, словосочетаниях, предложениях

Оборудование: Таблица «Характеристика звуков»; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов; буквы; кассы букв; предметные картинки (слова со звуком [З]);

Ход занятия

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

Психогимнастика.

  1. 1.Артикуляционная гимнастика.

«Часики», «Чистим зубки».

2.Упражнение на дыхание. Выпад правой ногой в сторону – вдох, приставить обратно – выдох. То же левой ногой.

3.Повторение. «Слово, слог, звук».

Ребята, поиграем в веселую игру, прыгните, если услышите слово, стойте на месте, если услышите часть слова – слог. Топните если услышите звук.

4. Сообщение темы занятия.

Зайчик решил погулять, он взял ключик и открыл на двери Замок. Какой первый звук в слове замок?

Сегодня мы с вами будем играть со звуком З.

Артикуляция, характеристика звука З. Символ, цвет.

5.Буква З. Знаете как называется эта книга? (Азбука). Зоя азбуку взяла, букву З в ней назвала. Посмотрите на что похожа буква З.

«На эту букву посмотри, она совсем как цифра З.

6.Чтение слогов, слов, рифма.

Аза идет коза, стрекоза, ваза, дереза.

Азы – колокольчик у козы, стрекозы.

Озу – поймал козу, стрекозу.

7. Скороговорка

«Это Зоя. – Зоиного зайку зову зазнайкой.

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук (с элементами кинезиологии).

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И — открыли!

(Руки в замке)
(Пальцы тянем, не разжимая)
(Вращаем руки, пальцы не разжимая)
(Стучим основанием ладоней)
(Руки разжимаются)

9. Ребята, зайка учиться в школе, и ему задали задание. Поможем зайке договорим словечко.

Для чего нужна эта часть мебели?

крышка нужна для … (стола)
спинка нужна для …
ножки нужны для …
дверцы нужны для …
ящики нужны для …
матрац нужен для …
подлокотники нужны для …

В какой комнате стоит эта мебель?

Кровать, платяной шкаф, тумбочка, трюмо – в …

Диван, кресла, журнальный столик – в …

Детская кровать, комод, письменный стол – в …

Обеденный стол, стулья, навесные шкафы – в …

10.Упражнение на развитие общей моторики.

Домик для звуков.

Дети в воздухе рисуют букву З

11. Звуковой анализ и синтез слова «Замок»

Зайка принес картинку, вы ее отгадаете, когда поймаете звуки этого слова. Бросаю звуки слова З-а-м-о-к. Киньте мне звуки слова ЗАМОК. Назовите первый звук? Положите символ звука [М] на первый квадрат. И т. д.

– Назовите первый звук. Последний. Твердые согласные звуки. Есть ли мягкие согласные звуки? Гласные звуки. Сколько гласных звуков? Значит, сколько слогов?

Разделим слово замок на слоги.

ПРАВИЛО: Сколько в слове гласных, столько и частей в слове.

Выкладываем слоговую схему.

– какой первый слог

-какой второй слог

Выкладывание слова ЗАМОК из букв.

Зайка: Как правильно, замок или замок?

– В слове есть главный слог

Этот слог мы ударяем гогосом

Этот слог называется ударным.

12. Употребление сложных предлогов ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД (С ЗАЙКОЙ).

«Короткое слово» в. Зайка спрятался. Посмотрите он выглядывает ИЗ-ПОД стола. Зайка опять спрятался и выглядывает ИЗ-ЗА дерева. Зайка сел В лодку.

13. Зайка хочет определить где в слове живет звук З. (Замок, коза). Давайте поможем зайке составить с этими словами предложение.

14. Послушайте, правильно ли я говорю. В, лес, зайка, живет. Давайте в воздухе нарисуем схему предложения.

ПРАВИЛО: Предложение – это цепочка слов.

Слова в предложении дружат друг с другом.

Первое слово пишется с большой буквы.

Слова пишутся отдельно.

Миша выйдет к доске и выложит схему предложения а остальные ребята у себя на столах. Что вы ребята знаете о предложении?

Логопедическое занятие.Тема: Звуки [з], [з,]. Буква З.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Логопедическое занятие “Звуки [з], [з]. Буква З” составлено для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Класс: 1. Форма организации занятия: групповая. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
logopedich._zanyatie_1_klass.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие. Тема: Звуки [з], [з,]. Буква З.

Форма организации занятия: групповая

Цель: Формирование осознанного отношения к языковой действительности .

Развить фонематическое восприятие (дифференцирование звуков[з], [з , ] по артикуляторным и акустическим признакам, обозначение их соответствующей буквой).

Развить звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух. Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка, зеркала, схемы для звукового анализа, карточки

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Отдых наш кончается,

Усердно будем мы трудиться,

Чтобы чему-то научиться.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на занятие. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Начнем мы наше занятие с разминки.Выполним артикуляционные упражнения. Приготовили зеркало.

Рот до ушей, показываем зубы.

Чистим нижние зубки с внутренней стороны.

Улыбаемся, широким языком упираемся в нижние зубы. Ставим язычок горкой.

Отложили зеркала, приготовили полоски.

Широким кончиком языка упираемся в нижние зубы. Дуем на полоску бумаги так, чтобы холодный воздух шел посередине языка.

Послушайте внимательно это звук: « С-с-с!». Этот звук нам пригодится на занятии!

Ш. Актуализация имеющихся знаний.

Работа со словами

Прочитайте написанные слова: слон, слива, сок, сено, семья, сом

Что вы заметили? Что общего имеют написанные на доске слова?

  1. Начинаются на С;
  2. Слива, сено, семья – оканчивается на гласный звук; слон, сок, сом – оканчивается на согласный.
  3. Сок, сом – состоит из 3 букв; слон, сено – состоит из 4 букв; слива, семья – из 4 букв.

Назовите еще раз первые звуки в словах. Сравните [с], [с , ] по произношению.

  • Какие они: гласные или согласные? Согласные. Почему? (Встречается преграда: зубы, язык)
  • Звонкие или глухие? Глухие. Почему? (Горлышко не дрожит. Состоят из шума)
  • Чем отличаются? (Звук [с] – твердый, [с , ]-мягкий).

Закрепим наши знания. Я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»

  1. Как на тоненький ледок

Выпал беленький … (снежок). На какой звук начинается слово снежок? [с]

  1. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это … (снегири). На какой звук начинается слово снегири? [с]

  1. Лесники её котят

Взять домой не захотят

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»

Потому, что это … (рысь). На какой звук оканчивается слово рысь? [с , ]

  1. Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку). На какой звук начинается слово зарядка? [з]

Обратите внимание еще раз на последнее слово и повторите первый звук. Отличается ли он от [с], [с,]?

  • 3. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

На этом занятии мы познакомимся с этим новым звуком и его парой. Выделим новые звуки. В этом нам поможет чистоговорка.

Работа с чистоговорками.

За-за-за – уходи домой, коза.

Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи – обезьянку привези!
Зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи – раз нельзя-не привози.

  • Какие звуки часто повторяются в первых двух строчках? [з]
  • Назовите его мягкую пару. [з , ]
  • Так с какими звуками будем работать на занятии? [з], [з , ]

Тема нашего занятия: Звуки [з], [з , ]. Буква З.

Учитывая тему занятия, сформулируйте задачу занятия.

Познакомиться … (со звуками [з], [з , ] и буквой, которая их обозначает).

Учиться отличать … (звуки [з], [з , ]; букву З от других букв).

IV. Открытие нового знания.

  1. Фонетическая зарядка.
  • Как звенит большой комар?- З-з-з.
  • Какой звук произнесли? [з]
  1. Артикуляционная характеристика.
  • Что делают губы , когда произносим этот звук? (Улыбаются)
  • Где находится кончик языка ? (Внизу) Упирается в нижние зубы.

Боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам.

Попробуйте ощутить струю выдыхаемого воздуха (З-з-з).

  • Какая воздушная струя ? Она прохладная, идёт посередине языка.
  1. Характеристика по звучанию.
  • Встречается ли во рту преграда, когда произносим этот звук? Что мешает произносить свободно? (зубы, язык). Так какой этот звук гласный или согласный? (Согласный).
  • Проверим работу голосовых связок.
  • Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Произнесите звук (З-з-з).
  • Горлышко дрожит или нет? (Дрожит). А теперь плотно закройте уши руками. Протяните (З-з-з). Как произнесли звук? (Звонко). С голосом и с шумом. Так какой же он? (Звонкий). Аналогичная работа со звуком [з , ]

4. Фонетическая зарядка.

– Как звенит маленький комарик?

– Какой звук произнесли?[з , ]

5. Артикуляционная характеристика.

Губы в улыбке, язык напряжен, кончик языка сильнее упирается в нижние зубы , спинка языка выгнута.

6. Характеристика по звучанию. Какой этот звук гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

7. Сравнение звуков [з], [з , ], определение сходства и различия.

Чем похожи звуки [з], [з , ], какие они? (согласные, звонкие)

Чем отличаются? ([з]-твердый, [з , ]- мягкий).

8. Игра «Хлопай, топай».

На слова со звуком [З] – хлопаем, со звуком [З,] – топаем.

(Зубы, Зина, Зоя, корзина, зебра, забор, загадка, задача, магазин)

Домик
Дом стоит с трубой и
крышей,
На балкон гулять я
вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
10.Работа по развитию речи . Посмотрите на сюжетную картинку. О какой букве мы построим рассказ? Что умеет делать буква? Как развлекается эта буква. Составьте одно предложение по картинке. А теперь послушайте мое стихотворение к этой картинке.

Буква З с зарей встает,

В зимний лес гулять зовет,

Зайца в зарослях укроет,

Горки для друзей построит.

– Что вы узнали про букву З?

– Что делает буква З на картинке? (Катается на лыжах)

– Что делают котята? (Катаются на санках)

– В какое время года катаются на лыжах и на санках? (Зимой)

11.Звуковой анализ слова (работа со схемами)

Составляем звуковую схему слова.

– сколько всего звуков?

В каком из данных слов есть З?

Какой буквой обозначаются звуки [з], [з , ] на письме? (З)

1.Работа по карточке

Подчеркните букву З в ряду букв

П О А З У В З Ф П З Т Д

А З У В З Ф Я З Г К Б С П

Т Д Я З Г А З У В З П О А

2. Дифференциация написания схожих букв. Буквы Е, З

Рассмотрите буквы. Назовите их.

Чем они похожи? Чем отличаются?

В какую сторону смотрит Е? Изобразите букву Е.

В какую сторону смотрит З? Изобразите букву З.

В какой домик поселим букву Е? (В красный) Почему?

В какой домик поселим букву З? (В синий) Почему?

3.Составление букв из подручных материалов по выбору (бобы, горох, конструктор, пластилин).

4. Рассказ о своей букве по плану:

  1. Назови букву.
  2. Дай ей характеристику.
  3. Приведи примеры слов, в которых встречаются звуки, обозначающие буквой.

Тише, тише, Зоя спит.

А вот злой комар летит. (Дети изображают спящего ребёнка).

Зою будет он кусать,

И не даст он Зое спать. (Произносят: [з , ], [з , ], [з , ]).

Мы прогоним комара, (Энергично машут руками).

Потому что спать пора (Снова «засыпают»).

Работа по карточке

Прочитать слоги. Найти лишние слоги (для слабочитающих учеников)

Найти слова (для хорошо читающих)

збязназрё зонтик зны

зёзгу гвоздь збёзрю

зизипзде гром здид

Что узнали нового на уроке? С какими звуками работали на занятии? ([з], [з , ])

Чем они похожи? (Согласные, звонкие)

Чем отличаются? ([з]-твердый, [з , ]- мягкий)

Какое задание было трудным?

Какое задание вам понравилось?

О чем вы сегодня расскажите своим родителям о нашем занятии?

VII. Итог занятия. Рефлексия деятельности.

Поднимите цветную карточку с вашим настроением. Спасибо за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле.

Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.

Цель:- уточнение артикуляции звука [Ш];- постановка звука;- уточнение изолированного положения;- развитие речевой моторики;- развитие фонематического слуха;- развитие точных движений кисть руки.

Подгрупповое логопедическое занятиеТема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях&raquo.

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Б-П в словах и предложениях в устной и письменной речиЗадачи: Коррекционно-образовательные: – уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков б-п;- закре.

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.

Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3»

Виктория Уски
Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [3], [З’]. Буква 3»

— учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;

— формировать навыки ориентировки в пространстве;

—учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях;

— уточнять и расширять словарь; учить составлению предложений по демонстрируемым действиям;

— развивать навыки словоизменения;

—учить синхронизировать речь с движениями;

—воспитывать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

Оборудование: куклы, картинки со звуками 3, Зь в начале, середине и конце слова, разрезные азбуки, зеркала, карандаши, тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.

Лоб – гладим легкими движениями от середины лба к вискам.

Глаза — нарисуем пальцами очки.

Щеки – гладим от носа к ушкам.

Подбородок — от середины подбородка вверх по щекам к вискам.

Шея — согреем шейку (поглаживание, точечный массаж).

2. Развитие артикуляционной моторики.

для челюсти: открывание и закрывание рта;

для губ: покусать верхнюю губу нижними зуба-ми; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до пяти;

для языка: «почистим» зубки (нижние).

3. Работа по развитию дыхания и голоса.

-Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).

-Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).

-Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

К нам в гости пришли куклы. Назовите их так, чтобы имя одной куклы начиналось со звука 3, а другой со звука Зь.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков.

— Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.

Сравнительная характеристика артикуляции звуков.

Звук 3 – губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; воздушная струя

— холодная, идет по середине языка. Звук 3 – соглас ный, твердый, звонкий, свистящий. Звук Зь – губы улыбке; спинка языка выгнута. Звук Зь — мягкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Игра «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет местоположение звуков 3, Зь в слове.

4. Связь звуков и букв.

Демонстрация буквы 3.

«3» — завиток –

«3» — закрывается замок.

5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот».

Зи — зы зе — зэ зя — за зю — зу

– Игра «Подарим картинки Зое и Зине». Логопед напоминает о том,что к нам в гости пришли две куклы: Зоя и Зина.И гостям мы подарим картинки: Зое — картинки со звуком 3, а Зине — со звуком Зь. Звуковой анализ слов Зина и коза.

Составление графической схемы.

– Составление предложений о Зое и Зине.

Деление на слова. Запись графической схемы.

– Звонко, громко говори.

Зеленая ветка под елью не спит,

Зеленая музыка где-то звенит.

Вот так, вот так попляши (2раза).

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой.

Вот так, вот так топни ножкой (2раза).

V. Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи.

Какое время года изображено на картине? (Зима.)

Какие зимние месяцы вы знаете?

Назовите их по порядку. А теперь назовите первый месяц. А последний? Какой месяц мы не назвали?

Детям необходимо придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос кто?или что?’по теме «Зима».

наступает (что) лежит валит

кружатся свищет катаются

бушует лепят замерзает

– Выделение родственных слов.Логопед: «У зайчихи все зайчата разбежались и смогут вернуться к ней только тогда, когда вы вспомните

все слова-родственники к слову «заяц». По мере называния родственных слов в прорези вставляются «зайчата».

– Игра: «Закончи строчки» (опора – предметная картинка «заяц»).

Под березой задремал.

Загляните под березу к.

Вы заметите у березы.

Ушки торчком. (Зайка)

Развернешь — блин. (Зонт)

Что видно только ночью? (Звезды)

По земле ползет,

А к себе не подпускает. (Змея)

Работа в тетрадях

VI. Итог занятия и оценка деятельности детей.

Дайте характеристику звукам 3, Зь. Чем они отличаются друг от друга?

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «Звуки [Х] — [Х`]. Буква Х» КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР Тема: «Звуки Х – Х`. Буква Х».Лексическая.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы «Звуки [K] и [К’]. Буква К» Цель:закрепить четкое произношение звуков [К] и [К’], познакомить с буквой К. Задачи:1. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Звуки [П] и [П’]. Буква П» Программные задачи: Коррекционно-образовательные: -уточнять правильное произношение звуков [П] и[П’]; -закреплять понятие «согласный звук».

Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л]-[Л’] и буква Лл. Приключения Лунтика» Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [Л- Ль] и буква Лл» Цели: Коррекционно-образовательные: Знакомство.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С». НОД в подготовительной к школе логопедической группе «Звуки С, Сь. Буква С» Составила: учитель-логопед Тарасова И. Г. Цель: — учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [c], [c’]. Буква С» «Звуки [с], [с’]. Буква «С» Программное содержание: Познакомить с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С». Продолжать учить детей звуковому.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звуки [В], [В’]. Буква В» Цели: 1. Уточнить артикуляцию звуков В, В’. 2. Дать характеристику звуков В, В’. 3. Учить дифференцировать звуки В, В’ на слух и находить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [н], [н’]. Буква Н. Предложение. Большая буква в начале предложения и в именах» Цели занятия: познакомить детей с буквой Н; научить чи- тать слова с данной буквой, уметь отличать ее от других согласных; познакомить де.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п], [п’]. Буква П. Прописная буква в кличках животных» Цели занятия: познакомить детей с буквой П, учить читать слова с данной буквой; дать представление о правиле правописания кличек животных;.

Конспкт занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Звуки [П], [П’]. Буква П» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звуки П, Пь. Буква ПЦель:Знакомство со звуками п, пь, буквой.

Звук [З]

Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук З»

  1. Познакомить детей со звуком «З»;
  2. Добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
  3. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука «З» изолированного, в слогах, словах, словосочетаниях;
  4. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому и от тихого к громкому;
  5. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  6. Учить детей звуковому анализу слова «сок» с составлением графической схемы;
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление;
  8. Развивать мелкую моторику.

Предшествующая работа:

  1. Дети научились выполнять упражнения для постановки звука « З».

а) Наказать непослушный язычок

е) «Почистим зубки»

ж) «Загнать мяч в ворота»

  1. Автоматизировалось произношение звуков И, Э, В, Ф, С.
  2. Дети овладели навыками звукового анализа

а) гласный + гласный

б) гласный + согласный

в) согласный + гласный

Оборудование:

  1. Предметные картинки: завод, ваза, коза, зайка, звезда, змея, зонт, замок.
  2. Набор картинок « Найди пару»;
  3. Звуковые кассы;
  4. Зеркала для каждого ребенка.
  5. Костюм для козы и зайца.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Игра «Летает – не летает»;

собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист, ласточка, самокат.

А теперь назовите перечисленные мною летающие предметы, одним словом.

Дети – Птицы.

Воспитатель – А из перечисленных птиц назовите только зимующих?

Дети – Сорока, синица.

Воспитатель – Садитесь, дети, на свои места, и я расскажу вам одну интересную сказку.

II. Артикуляционная гимнастика.

Воспитатель – Сегодня я расскажу вам историю про Маленького зайчика.

( звучит музыка, вбегает зайчик, садиться).

В холодный зимний день маленький зайчик сел на пенек и стал вспоминать теплое лето.

А вы, дети, внимательно смотрите на Зайчика и делайте вместе с ним.

Он улыбнулся, (упражнение «Улыбка»), открыл ротик и высунул широкий язычек, вспоминая, как его грело солнышко (упражнение «Лопаточка»).

Маленький зайчик не знал, что зимой идет снег; вдруг ему на язычек упала, холодная снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение « Прятки»).

Понравилось Зайчику играть с язычком; то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет. (Держим улыбку. Зубки не сжимаем). (4 раза)

А еще Зайчики вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, а потом чистил зубки. (Упражнение «Почистить зубки» — влево – вправо; влево – вправо(2раза)

Снизу – вверх; снизу – вверх(2 раза).

Вдруг подул ветер (Упражнение «Ветер» С – С – С). Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах (С – С – С).

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

III. Знакомство со звуком «З».

Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

—Как звенел Комар – Комарович?

Дети — «З – З – З».

Воспитатель — Дети! Поймайте камора, поднесите к уху.

Слышите, как звенит Комар – Комарович?

Игра «Далеко – близко».

А теперь отпустите Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Воспитатель — И Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

-Зайчик! Дети знают, что в лесу сейчас снег, холодно, мало корма. Ребята приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью. (Зайчик убегает).

IV. Артикуляция звука «З». Работа с зеркалами.

Воспитатель — Дети! Вам хочется научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

Воспитатель — Посмотрите на схему.

1). При произнесении звука «З»

а). Губы в улыбке, зубы видны;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты.

в). Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г). Передняя часть стенки языка поднимается к верхним бугоркам и образует

д). Боковые края языка плотно прижимаются к боковым зубам.

е). По середине языка идет сильная струя воздуха.

ё). Голосовые связки напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

2). Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и произнесите звук «З». (индивидуальные ответы детей).

V. Характеристики звука.

Воспитатель – дети! Звук «З» можно петь?

Воспитатель – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?

—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?

Воспитатель – значит звук «З» согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

VI. Развитие фонематического слуха.

1). Дидактическая игра «Услышь слог в слоге»

за, ба, ва, га, зы, ку, зо.

2). Дидактическая игра «Будь внимательным».

зал, стол, знамя, лыжи, глаза, зуб, жаба, коза.

VII. Динамическая пауза.

Под высокой сосной – ладонь правой руки вертикально вверх.

Скачет зайка косой – указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные собраны.

Под другой сосной – как в 1 раз.

Скажет зайка другой – как во 2 раз.

Зайчики белые сидят – присели

И ушами шевелят – шевелят ушами

Вот так, вот так

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть – встать, пожимается

Надо лапки им погреть – кисти рук.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, — прыжки

Надо зайкам поскакать

Вот так, вот так,

Надо зайкам поскакать.

VIII. Автоматизация звука «З», в слогах, словах и связной речью.

Звучит музыка. Входит коза с корзиной.

Коза – Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Кто я? Да! Я Коза. Хотите дети, я вам расскажу, какая однажды история произошла со мной в лесу летом?

Гуляла я весь день по лугу, а к вечеру пошла домой. «Идет козочка — коза».

Вдруг слышу вдалеке мне кто-то подпевает » за- за- за; за- за- за.»

Удивилась Я! Кто вы думаете, кто мне подпевал?

Коза – Хотите со мной поиграть в игру «Эхо»? Я буду петь, а вы мне подпевайте, как эхо.

Идет козочка – коза. — (За- за- за) 2 раза.

Очень любят все козу. — (Зу- зу- зу) 2 раза.

Растут цветы у козы — (зы – зы – зы ) 2раза

Есть друзья у козы — (зы – зы – зы ) 2 раза

Коза – Молодцы дети, петь вы умеете.

Мне дети из детского сада » Сказка » подарили картинки. Но я не знаю, что на них изображено. Научите меня называть те предметы, которые нарисованы на картинках.

Дидактическая игра » Назови кто?, что это?» зонт, коза, змея, ваза, замок, зайка, завод, звезда.

Коза – Молодцы, дети! Посмотрела я на вас, вы такие умные, красивые, здоровые, оставайтесь такими всегда.

Воспитатель – с Зайчиком вы играли, с Козой играли. Я тоже хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра » Найди свою пару».

Цель: Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Например: У меня зонт. А у тебя?

I X. Звуковой анализ и синтез слова » сок» с составлением графической схемы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель – Вам понравилось играть?

Хотите еще поиграть?

1). Дидактическая игра » Собери словечко».

2). Сколько всего звуков в слове «сок»?

Назовите первый звук?

Звук «С» гласный или согласный?

Как произносится; звонко или глухо? (проверяем).

В слове «сок» звук «С» произноситься мягко или твердо?

(Так анализируем каждый звук).

3). Выкладывание графической схемы.

X. Итог занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось на этом занятии?

воспитатель

Азаматова Дильшат Мирхатовна

МАДОУ Детский сад №12

МР Учалинский район РБ

Портал педагога

Автор: Елышева Оксана Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: НОЧУ СОШ “ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ “САМСОН”
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект логопедического занятия на тему: Звуки [З]-[ЗЬ]. Буква З.
Дата публикации: 22.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект группового логопедического занятия для детей

подготовительной группы дошкольного отделения

Подготовила:

Елышева Оксана Борисовна.

Тема занятия: звуки [з]-[зь]. Буква З.

Форма занятия: групповое логопедическое занятие.

Цель занятия: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на

письме буквой З.

-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь],

давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.

-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков,

чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев

рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас.

самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.

-коррекционные: научить дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук

[зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.

Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две

куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, мячики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

здороваться друг с другом.

Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

2.Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички.

произнесем! (дети произносят первый звук) .

3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика.

Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и

произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук?

нижними зубами, воздух прохладный.

твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем?

Дети: [з]- согласный ,твердый, обозначается синим цветом.

Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего

цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее

младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А

вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее

Дети: Да, это звук [зь],обозначается зеленым цветом.

положение губ, зубов и языка.

звукам: [зь]- согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом.

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два

звука. Скажите ,а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь] ?

Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый

звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым

4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:

Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что

решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас

мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж.

А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым

чистоговорки и одновременно надевают на пальцы кольца-массажеры.

За-за –за- во дворе стоит коза

Зу-зу-зу- накормлю травой козу

Зы-зы-зы- отойдите от козы.

Зи-зи-зи- сено козе отвези

Зе-зе-зе- сено я даю козе

Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!

фонематического

1)«Светофорчик»,

2)«Подари подарки куклам».

«Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый

звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх

кружок. Слова: зелень, зубр, зигзаг, зебра, зануда, зубы, зевок, зефир,

зерно, зеркало, зайчонок. (Уточнение значений слов зигзаг,

Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с

игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не

могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им!

Зое в корзинку нужно положить игрушки ,в названии которых

звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут

по две игрушки, называют слово и говорят, кому в корзинку надо

положить игрушку.( Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок,

заяц, зеркальце, зефир).

4. Физминутка. 1)Игра « Комарики», 2) Игра «Зоопарк»

твердым звуком-[з],а маленькие комарики пищат с мягким звуком-[ зь]

по моей команде. Дети сидят в кругу, чью команду называет логопед, те

дети пищат и летают вокруг.

2)Логопед: А теперь другая игра. Называется она «Зоопарк». Когда я

скажу обезьяна- вы кривляетесь, как обезьянки, когда скажу зайка-

попрыгайте, как зайки, когда скажу коза- покажите рожки, когда скажу

змея- пошипите как змейки, когда скажу медуза- изобразите руками

медузу, по моей команде. Будьте внимательными!

5. Обозначение звуков з-зь буквой з.

Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с

одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются

буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на

какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква

влево или вправо?

Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.

Логопед: Правильно, давайте эту букву напечатаем в своих тетрадях,

чтобы запомнить эту букву. ( Дети работают в тетрадях).

Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У

каждого из вас в тетрадях есть упражнение , в котором мы видим много

букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а

неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!

6. Итог занятия.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на

– С какими звуками познакомили нас куклы?

– Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга?

– Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?

-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, очень

понравились ваши ответы, поэтому они приготовили вам маленькие

подарочки (детям вручаются наклейки). Сегодня занятие закончилось,

Ссылка на основную публикацию