Разработка Индивидуальной коррекционно-развивающей программы на воспитанника с ОВЗ

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст)

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интервалов между изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Скачать:

ВложениеРазмер
«Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ».49.5 КБ

Предварительный просмотр:

« Разработка индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ ».

Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия

каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими

детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и

учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с

особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать

психологическую поддержку семье при реализации образовательной

деятельности при освоении программы.

Индивидуальная образовательная программа – документ, описывающий специальныe образовательные услoвия для максимaльной реализации особых образоватeльных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определeнной ступени образования .

Цель программы – формирование системного подхода к обеспечению

условий для развития детей-инвалидов, детей с ограниченными

возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в

освоении дошкольной образовательной программы и социализации в

— выявлять особые воспитательные и образовательные потребности

детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и с

нарушениями речи, обусловленные особенностями их физического и (или)

— осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-медико –

педагогическую помощь детям-инвалидам, детям с ограниченными

возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития

и индивидуальных возможностей (в соответствии с психолого-медико –

— обеспечить возможность освоения детьми-инвалидами, детьми с

ограниченными возможностями здоровья дошкольной образовательной

программы на доступном им уровне, их интеграцию в ДОУ и социализацию в обществе.

— создать условия, способствующие освоению детьми с особыми

образовательными потребностями основной общеобразовательной

программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном

– оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребенка;

• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного

отношения ко всем воспитанникам;

• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно -образовательного процесса;

• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

• уважительное отношение к результатам детского творчества;

• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

• соблюдение в работе детского сада преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста.

Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих

1. Принцип единства развития и коррекции , который означает, что

коррекционная работа осуществляется только на основе анализа внутренних и

внешних условий развития ребенка, с учетом возрастных закономерностей

развития и характера нарушений;

2. Принцип единства диагностики и коррекции развития , который

предполагает, что цели и содержание коррекционной работы могут

определяться на основе комплексного, системного, целостного, динамического

3. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации показывает, что

система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в

развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с

4. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных

5 . Принцип комплексности методов психолого-педагогического

воздействия позволяет оказать помощь ребенку и его родителям;

6 . Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подходов

в осуществлении коррекционной работы предполагает выбор и построение

материала исходя из индивидуальных особенностей с учетом потребностей и

потенциальных возможностей, с опорой на значимый вид деятельности для

7. Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе

предполагает организацию атмосферы успеха для ребенка, веру в ее

положительный результат, поощрение его малейших достижений;

8. Принцип активного привлечения ближайшего окружения , т.к.

ребенок является субъектом целостной системы социальных отношений и

успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с родителями.

Целесообразность разработки ИОП в дошкольном учреждении имеет место по отношению к таким категориям детей , как:

1. Ребенок со сложным дефектом. Необходимость подготовки индивидуальной образовательной программы связана с тем, что примерные основные общеобразовательные программы для данной категории детей отсутствуют. В связи с этим, перед педагогами стоит задача разработки подобного рода программ на основе анализа структуры нарушения у ребенка в каждом конкретном случае.

2. Ребенок с ОВЗ, посещающий общеобразовательную группу ДОУ, или получающий образование в общеобразовательном учреждении наряду со сверстниками возрастной нормы.

3. Ребенок с ОВЗ дошкольного возраста, посещающий группу кратковременного пребывания для детей с ограниченными возможностями здоровья.

4. Ребенок с ОВЗ, показывающий высокие достижения в освоении основной общеобразовательной программы и нуждающийся в углубленном изучении отдельных учебных дисциплин (предметов).

Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы. Оптимальным вариантом является совместное проектирование индивидуальной образовательной программы педагогами и родителями воспитанников. Последнее зависит от желания и компетентности родителей.

Для детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, структура индивидуальной образовательной программы традиционно проектируется в зависимости от основных разделов программы дошкольного воспитания. Как правило, она направлена на развитие общей и тонкой моторики, понимания и развития речи, сенсорное воспитание, формирование игры, навыков самообслуживания, подготовку к школьному обучению.

Разделы структуры ИОП:

• титульный лист прoграммы, где указываются название учреждения, назначение программы, срок реализации, ее адресность: для кого предназначена (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, сoгласование с родителями и председателем ПМПк общеобразовательного учреждения, указанием специалиста, ответственного за реализацию индивидуальной образовательной программы;

• пoяснительная записка . Данная часть программы содержит краткую психолого-педагогическую характеристику ребенка с перечнем сформированных и несформированных умений и навыков, структура индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи;

• индивидуaльный учебный план;

• содержание программы , состоящее из трех основных компонентов:

— образоватeльный компонент : раскрывается содержание образования на определенном году обучения (промежуточные планируемые результаты) с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям и др. Образовательный компонент является обязательным, если в индивидуальную программу включен индивидуальный учебный план .

— коррекционный компонент : указываются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, а также методы и формы, приемы и рекомендации вышеуказанных специалистов для педагогов и родителей.

— воспитательный компонент , который содержит раздел воспитателя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений воспитанника , в котором формулируются результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического развития, сформированности базовых компетенций;

• заключение и рекомендации . Здесь формулируются обоснования внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и дается заключение по результатам реализации индивидуальной программы в целом.

Важным моментом реализации программы коррекционной работы

является кадровое обеспечение . Коррекционная работа осуществляется

специалистами соответствующей квалификации, имеющими, специальное образование, и педагогами, прошедшими курсовую, профессиональной

подготовки в рамках обозначенной темы.

Для написания индивидуальной образовательной программы используют основные программы, реализуемые в конкретном дошкольном образовательном учреждении. Наиболее оптимальным вариантом разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для воспитанника с ОВЗ является один год. Корректировка содержания при необходимости осуществляется по результатам промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего учебного года.

Индивидуальная образовательная программа ДОУ является документом, подлежащим постоянному обновлению, и предполагает внесение дополнений и изменений с учетом обновляющегося контингента воспитанников, появляющихся новых разработок и технологий, изменений в нормативно­правовой базе.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 1701 раз

Библиографическое описание:

Барсукова, О. В. Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3047/ (дата обращения: 07.01.2021).

I. Краткая психологическая характеристика ребенка:

Описывается характер общения ребенка со взрослыми и сверстниками (легко ли идет на контакт, носит ли контакт стабильный или поверхностный характер, проявляет ли инициативу в общении и играх). Нуждается ли в контроле и пояснениях при выполнении заданий или может работать самостоятельно. Способен ли работать содержательно продолжительное /непродолжительное время, частота отвлекаемости, утрата или следование инструкции. Проявляет ли интерес или безразличие к результату своей деятельности (носит ли интерес стабильный или неравномерный характер).

Развитие психических функций (соответствует или ниже) возрастной нормы. Отмечены ли трудности произвольной организации познавательной деятельности, внимания, памяти. Особенности развития мышления, пространственно-временных представлений; развития вербального, невербального воображения.

Проявляет ли признаки психоэмоционального напряжения, насколько быстро истощается и т. д.

III. Характеристика семьи: психологический климат в семье благоприятный. Ребенок воспитывается в (полной/неполной/многодетной) семье, есть сиблинги (брат/сестра).

IV. Ресурсы ребенка: уребенка отмечена познавательная активность, деятельность целенаправленная. При индивидуальной работе задания выполняет лучше.

V. Цели программы: формирование, коррекция и развитие коммуникативных компетенций, компетенций эмоциональной сферы, произвольной регуляции деятельности, познавательного потенциала, самостоятельности и инициативы в игровой и других видах деятельности. Формирование пространственно-временных представлений.

VI. Формы, режим работы: индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность с ребенком 1–2 раза в неделю, подгрупповая коррекционно-развивающая деятельность 1–2 раза в неделю.

VII. Этапы исроки реализации программы:

1). Диагностический блок.

Цели изадачи: Исследование уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер, личностных особенностей.

Методики: «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.), психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности, психолого-педагогическая диагностика развития детей (Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова), опрос родителей и педагогов.

Промежуточная диагностика.

Цели изадачи: Исследование динамики развития.

Методики: Психологическое наблюдение, проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности.

Цели изадачи: Исследование динамики развития.

Методики: «Экспресс-диагностика в детском саду» (Павлова Н. Н., Руденко Л. Т.), психологическое наблюдение; проективные рисуночные методики и анализ продуктов деятельности.

2). Коррекционно-развивающий блок.

Развитие познавательной сферы.

Цели изадачи: Развитие психических функций (объема, концентрации, устойчивости, переключения). Формирование навыков произвольности.

Методики:

  1. Развитие восприятия (в том числе оттенки эмоционального состояния).
  2. Развитие памяти (зрительная образная, слуховая образная, слуховая вербальная, тактильная), запоминание с опорой на схемы, ассоциации. Упражнения на запоминание 5–8 предметов с учетом местоположения.
  3. Развитие внимания (объем от 5–8 единиц, концентрация, устойчивость, распределение, переключение), упражнения «лабиринты», задания с опорой на план, составление узоров из карточек по образцу, поиск заданного изображения, имеющего несколько мелких деталей при слабой или средней плотности штриховки, поиск контуров предметов, наложенных друг на друга частично или полностью.
  4. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

Развитие интеллектуальной сферы.

Цели изадачи: Развитие аналитико-синтетической сферы, способности анализировать простые закономерности, устанавливать взаимосвязи; развитие обобщения и конкретизации, сериации и классификации, умения выделять разные особенности, вычленять в предмете разные признаки, свойства и качества

Методики:

  1. Анализ: объекта из 3 элементов по 1–2 признакам, обучение анализу эмоционального состояния, развитие операции рассуждения, анализ черт характеров героев сказок, поиск ошибок в логической цепочке, исключение на основе имеющихся обобщений.
  2. Синтез: работа с «пиктограммами», разрезными картинками и объемными предметами (5–8 частей), работа с образцами и без образцов, поиск «своих» частей в общем наборе материала.
  3. Сравнение: по эмоциональному состоянию, по чертам характера, поиск различий на 2 сюжетных картинках, поиск различий и сходств, выделение существенных признаков, задачи «по аналогии»
  4. Задачи на группировку, сериации и классификации: исключи лишнее, сходство и различие, продолжи закономерность, подбор «по аналогии», подбор по противопоставлению. Обучение выбору признака для классификации (цвет, форма, величина и др. свойства), умению обобщать. Работа с серией последовательных картинок. Выкладывание последовательности. Составление рассказа по картинкам

Развитие пространственного восприятия и воображения.

Цели изадачи: Развитие пространственной ориентировки. Формирование элементарных конструктивных навыков и воображения.

Методики:

  1. Упражнения: дорисовывание фигур, «зашумлённые» рисунки.
  2. Развитие элементов творческого воображения: придумывания различных способов выражения эмоционального состояния, работа с опорой на сказку (изменение сказки через введение в нее дополнительных персонажей, придуманных самими детьми), театрализованная игра — постановка измененной сказки. 3. Развитие воображения (элементов творческого воображения, работа с эпизодами сказок, моделирование сказок, техники арт-терапии и песочной терапии).

3). Эмоционально-волевая сфера, коммуникативная сфера.

Цели изадачи: Выявление условий психического развития, изучение представлений ребенка о себе, коммуникабельности, тревожности, агрессивности, межличностных отношений, образа тела, полоролевой идентичности, особенностей семейных и детско-родительских отношений.

Методики: Графическая методика «Кактус» (Панфилова); Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» А. И. Захаров. Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное». Тест на определение уровня самооценки детей 4–10 лет (В. Щур «Лесенка»). Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Тест «Я в детском саду». 6. Проективный тест тревожности (тест М. Дорки, В. Амен, Р. Тэммл). 7. Методика «Кинетический рисунок семьи». (Р. Бернс, С. Кауфман). «Картина мира», «Волшебник». «Домики» Ореховой идр. методики.Знакомство со способами выражения и изменения эмоциональных состояний (радость, восторг, грусть, удивление, спокойствие, гнев, ярость, страх, тревога).Формирование позитивного эмоционального отношения к членам своей семьи, к самому себе, к своим друзьям.Формировании позитивной мотивации общения. Формирование навыков уверенного поведения, моральных представлений, регулирование поведения и характера. Отработка навыков невербального общения. Знакомство со способами разрешения конфликтных ситуаций.

4). Развитие личностно-мотивационной сферы.

Цели изадачи: Снятие тревожности и других невротических комплексов. Формирование представлений о личном пространстве. Формирование произвольного поведения и умения действовать по правилам.

Методики: 1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. Снятие страхов и неосознанной тревоги, саморегуляции. 3. Знакомство с чертами характера (добрый, злой, жадный, щедрый, капризный, уравновешенный, ленивый, трудолюбивый, хитрый, грубый, обидчивый). 4. Упражнения-этюды на перевоплощение, работа с «ролью». 5. Формирование адекватной самооценки, помощь в осознании своей роли в семье и своих личностных переживаний в трудных ситуациях. 6. Проективные методики.

5). Психофизиологическая сфера.

Цели изадачи: Развитие тактильной чувствительности, сенсорных ощущений, общей и мелкой моторики. Диагностика готовности руки к письму.

Методики:

1. Нейропсихологические игры и упражнения (напряжение и расслабление), активизация и релаксация. 2. Развитие мимической выразительности. 3. Снятие психомоторного напряжения, развитие умения управлять своим дыханием. 4. Тест «Диктант», «Обведи по пунктирным точкам», «Рисунок по точкам», «Рисование простых узоров» и «Езда по дорожке» (Л. А. Венгер).

VIII. Планируемые результаты психолого-педагогической работы (в виде, допускающем их экспертную проверку): Развитие процессов мышления, умений классифицировать, обобщать, проводить аналогии. Развитие свойств внимания. Увеличение объёма кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, повышение эффективности процессов запоминания. Развитие речи, графомоторных навыков, навыков конструирования. Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля.

Похожие статьи

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

Кошелева А. Л Эмоциональное развитие дошкольников. М, 2007. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».

Песочная терапия как средство психолого-педагогической.

Ключевые слова: песочная терапия, эмоциональные нарушения, виды эмоциональных нарушений, психолого-педагогическая коррекция, младший школьный возраст.

Основными причинами можно считать особенности эмоциональноволевой сферы детей.

Роль песочной терапии в эмоциональном благополучии детей.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): песочная терапия, игра, песок, ребенок, развитие, внешний мир, образовательный процесс.

Использование песочной терапии в коррекционном образовании.

Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Кинетический песок как средство развития эмоционально-личностной сферы и мелкой моторики рук у

Песочная терапия как средство психолого-педагогической.

Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики.

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17]. У детей с ЗПР незрелость эмоциональноволевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности.

Изучение эмоциональных нарушений через изобразительную.

Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного.

– контрольная диагностика. Для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста способами изобразительной деятельности, отобраны следующие методики

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного.

«От улыбки станет всем светлей». Цель:развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности и песочной терапии.

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Краткая справка о дошкольном образовательном учреждении

Дошкольная образовательная организация ясли- детский сад«Солнышко» общего развития располагается в 5км от районного центра г.Красноперекопска. Юридический адрес: 296025, Республика Крым, Красноперекопский район, с. Ишунь, ул. Ленина, дом 66. Детский сад обеспечивает реализацию конституционных прав детей на получение детьми равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения в школе.

2. Актуальность проблемы

Мир, в котором живёт современный ребёнок, по сравнению с недавним прошлым, значительно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие негативное влияние на большинство семей.

Построение образовательного процесса осуществляется на основе максимальной активизации зоны ближайшего развития ребенка. По концепции Л. С. Выготского, в зону ближайшего развития входят те психическиесвойства, которые еще только формируются и которые могут быть реализованы ребенком под руководством взрослого, в сотрудничестве с педагогом. Формирование у детей необходимых умений и навыков возможно благодаря показу образцов действий, который и осуществляет педагог в работе. Ребенок обучается таким же действиям в непосредственном сотрудничестве с педагогом и при его помощи. «То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве,он сумеет сделать завтра самостоятельно», – говорил Л. С. Выготский.

Принцип гуманизации предполагает обращенность к личности ребёнка, обеспечении условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его способностями и возможностями;

Принцип научности научность учебного материала обязывает включать в содержание строго проверенные и установленные наукой факты;

Принцип системности и доступности предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание. Доступность – соответствие возрасту, уровню подготовленности и познавательным возможностям;

Принцип деятельной направленности предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям с содержанием деятельности;

Принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклоне­ния в речевом развитии, неуклонно растет.Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р. Е. Левина, Г. А. Ка­ше, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская и др.), обучение детей позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сфор­мировать речевую базу еще в дошкольный период.

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

Психика детей с болезнью Дауна имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Это дети эретического типа. Они повышенно возбудимы, плохо тормозятся, непоседливы но развиваются несколько быстрее и достигают в своём развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны вялость, заторможенность.

В контакт эти дети вступают легко, часто проявляют навязчивость. Большей частью они приветливы, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И всё же эти эмоции малодифференцированны. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.

Мышление детей с болезнью Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Не могут сразу переключиться на другой вид работы. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий. Внимание неустойчивое, дети легко отвлекаются.

Дети, страдающие болезнью Дауна, всё же способны при соответствующем воспитании овладеть навыками опрятности, самообслуживания и некоторыми трудовыми навыками. Обучение даже в специальных школах для большинства из них малодоступно. Только небольшая часть этих детей, при условии оказания им повседневной помощи со стороны родителей способны освоить программу нескольких классов вспомогательной школы. Как показывает опыт работы с детьми с данной патологией, успех достигается только при тесном сотрудничестве семьи со всеми специалистами, осуществляющими наблюдение и коррекционную работу с ребёнком. Развитие ребёнка, прежде всего происходит в семье, семья играет ведущую роль в формировании личности ребёнка.

Динамика развития детей зависит от тяжести поражения. Как отмечают многие авторы, дети до 3-4 лет развиваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4-5 лет активность несколько повышается, особенно у детей с чертами эротического темперамента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своём развитии.

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми данной категории является работа по формированию и развитию базовых психических процессов, которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Цель обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.

Задачи, ориентируемые на детей:

1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ

2. Осуществить индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей.

3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Задачи, ориентируемые на педагогов:

1. Сориентировать коллектив МБДУ на организацию и поддержку проектной деятельности семей дошкольников.

2. Повыситьпрофессиональную компетентность педагогов.

3. Формировать условия для эффективного развития дошкольников.

Задачи, ориентируемые на родителей:

1. Привлечь родителей кпроблемам детей с ОВЗ.

2. Повысить уровень знаний родителей в вопросах нарушения речи.

3. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых; активизировать совместную семейную детско-взрослуюдеятельность.

Ожидаемый результатвзаимодействия с детьми:

1. Выявление особых образовательных потребностей детей с проблемами в развитии

2. Осуществление индивидуальной психолого-медико-педагогической помощи детям с проблемами в развитии.

3. Освоение детьми с ОВЗ Программы и их интеграция в образовательном учреждении.

Ожидаемый результатвзаимодействия с педагогами:

1. Участие педагоговв деятельности по данной проблеме.

2. Повышениеуровня профессиональной компетентности педагогов.

3. Создание условий для эффективного развития дошкольников.

Ожидаемый результатвзаимодействия с родителями:

1. Участие родителей в вопросах по проблемам в развитии.

2. Использование своих знаний в разнообразной деятельности.

3. Сотрудничество детей и взрослых.

4. Совместная семейная детско-взрослая деятельность.

В плане работы отражены задачи на месяц по развитию внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения, сенсорных способностей, мелкой моторики, ознакомлению с окружающим миром. Содержание работы распределено понедельно. С ребёнком проводится 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 15-20 мин.

ПРОГРАММА

по коррекционно-развивающей работес ребёнком с ОВЗ

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

1) развивать способность к переключению внимания;

2) развивать концентрацию внимания;

3) развивать произвольное внимание;

4) развивать объём внимания;

5) развивать произвольное внимание.

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

– «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

– «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

– «Что задумал художник?»,

– «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

– «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,

– «Найди пару», «Найди такой же».

– «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),

– «Найди такой же предмет»,

1) развивать восприятие геометрических фигур

2) развивать точность восприятия

3) развивать цветоразличение

4) развивать восприятие длительности временного интервала

5) развивать представление о частях суток

6) развивать представления о временах года

7) развивать пространственные представления

8) развивать наблюдательность

– «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

– «Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

– «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,

– «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,

– «Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

– «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

– «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

– «Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

– «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,

– «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см ; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

– Беседа по картинкам (части суток),

– «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

– «Угадай время года по описанию (вариативность)»,

– Отгадывание загадок о временах года

– Беседа о временах года,

– «Назови время года»

– «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

– «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

– «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

-«Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

– «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

– «Кто больше назовёт?»,

– «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков

2) развивать гибкость ума и словарный запас

3) развивать сообразительность

– «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,

– «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

– «Как это можно использовать?»,

– «Бывает – не бывает»,

1) увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях

2) развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности

– «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

– «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и др

– «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

– «Перескажисказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,

– «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Развитие воображения и творческих способностей

1) развивать воображение и творческие способности

– «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),

– «Рисование по точкам»,

– «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур),

Развитие тонкой моторики рук

1) развивать тонкую моторику рукУпражнения для кистей рук:

– развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют дифференцированных движений;
– учат напрягать и расслаблять мышцы;
– развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
– учат переключаться с одного движения на другое.
2) Упражнения условно статические

3) Упражнения для пальцев динамичес.

– Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д.

– Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

– Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т. д.

«Фонарики», «Моем руки», «Заготавливаем капусту», «Печем блины» и другие.

Зайчик,Ножницы, Вилка, Колечко, Человечек и др.

Семья,Домик, Пальчики ложатся спать, Дружные ребята и др.

– на выделение предметов из фона

– на идентификацию предметов и движений

– на развитие представлений о форме предметов

– на развитие восприятия отношений по величине

«Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

«У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

«Розовая башня», «Цветные цилиндры» «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

Упражнения по ознакомлению с окружающим миром

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чего не хватает?» и т.д.

Индивидуальный план работы

Конспект индивидуального коррекционного занятия на тему «Автоматизация звука [с] в прямых слогах, в начале и середине слов»

1. Образовательные:

а) закрепление знаний о механизме организации звука и его акустических особенностях;

б) закрепление звука в отражённом повторении за логопедом и самостоятельно;

в) закрепление знаний о животных.

2. Коррекционные:

а) закрепление условно-рефлекторных связей на данный звук;

б) развитие фонетического слуха;

в) формирование навыков звуко-слогового анализа;

г) развитие моторики артикуляционного аппарата, пальцевой моторики;

д) закрепление звука в изолированном виде, в прямых слогах, в начале и середине слов, развитие связной речи.

3. Воспитательные.

– воспитание трудолюбия, аккуратности;

– поддержание интереса к занятиям;

– воспитание доброжелательности, чувства товарищества;

– воспитание контроля над правильным произношением звука в собственной речи и речи товарищей.

1.Организационный момент. Постановка цели занятия (объявление темы)

2.Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика

3. Ориентация в пространстве

4.Анализ артикуляции по плану

5. Характеристика звука

6. Закрепление изолированного звука и произношение в слогах.

7. Связь звука и буквы

8. Определение места звука в слове

9. Развитие фонематического слуха

10. Закрепление звука в словах

11. Звуко-слоговой анализ слов

12. Закрепление звука в предложениях, стихах, тексте.

13. Итог занятия. Оценка работы детей.

14. Домашнее задание

Приветствие. К нам на занятие пришла собачка Солли, она будет наблюдать за вами и учиться произносить звук [С] так же чётко, как вы. На этом занятии мы будем учиться произносить звук [С] твёрдый в начале и середине слов.

Давайте приготовим к работе наше лицо, язычок и губы (зеркала, картинки).

1)Массаж: Давай начнем с массажа лица, повторяйте за мной мои действия. Погреем ладоши, подушечки пальцев и погладим по лбу (2-3 раза), от переносицы к крыльям носа и дальше к мочкам уха (2-3 раза), над губой (2-3раза), по подбородку (2-3 раза).

2) Артикуляционная разминка: упражнение “Лягушка”-“Хоботок”, “Массаж язычка от кончика языка к серединке зубами”, “Лопаточка”, “Чистим нижние зубки изнутри”, “Блинчик”,“Язык-силач”, “Горочка”, “Лодочка (с выдохом)”,“Выгибает кошка спинку”, “Покатаем зубки с горочки”

3) Разминка для кистей и пальцев рук. Упражнение “Колечки”, “Флажок”, “Лодочка”, “Пароход”.

4) Голосовые и дыхательные упражнения:

– надувание щек одновременно и поочередно;

-выдыхание воздуха посередине широкого языка на ватку на ладони;

– поём гласные долго (а, о, ы, у, э) песенка гласных (слитно), затем ИЭ———

Покажите свою правую руку. Теперь левую (ногу, щёку, глаз, ухо). Теперь назовите по 2 предмета в классе, которые находятся с правой стороны (с левой).

Давайте вспомним, когда произносишь звук [С], что делают губы? зубы? язычок? воздушная струя? голосовые складки? (дети объясняют)

С – согласный, глухой, бывает твёрдым и мягким (это зависит от последующего гласного).

Сейчас мы повторяем произношение твёрдого звук [С].

Произнесение изолированного звука.

Чтение прямых слогов, чтение слоговых дорожек

Что вы произносили? Что ещё можно делать со звуком?

А чем обозначается звук на письме? Давайте вспомним, на что похожа буква С? Сейчас мы вылепим контур буквы С из пластилина и приклеим на картон. В какую сторону разорвано колечко? (вправо)

Звук, который мы изучаем, в слове может быть в начале, в конце слова и в середине.

а) Я называю слова, а вы определите, где находится звук в словах: САМА МОСТЫ ПАСТА ВЫНЕС РУССКИЙ КВАС САЛО КОЛБАСА БАРБОС КАПУСТА СУДНО ВОПРОС ВЫСТАВКА СЫРОЙ МАТРОС ОСТРОВ ВКУС

б) раздать картинки, где ребёнок определяет место звука.

Сейчас я буду называть тебе слова, когда услышишь слово со звуком [С] хлопни в ладошки.

Сом, ком, дом, Сук, лук, тюк, мука, Сыр, рука, Сова, ложка, дыра, Сахар, нитки, совок, лото, каток, коты.

Определи наличие звука С в конце слова: подними букву С, когда услышишь звук С в конце слова: нос, кот, лом, дал, плюс, мина, насос, лапша, поднос, пол, кактус, лапа, платок, игла, нёс, щука, робот, откос.

Игра “Маленькая хозяйка”. На наборном полотне картинки. Дети покупают только те предметы, в названии которых звук С стоит в начале слова: сумка, помидор, сухари, чай, сок, коньки, сыр, дом, катер, сосиски, шапка, шар, сушки, сапоги)

Дополнить предложения логопеда этими картинками: У Сони в руках … (сумка). В сумке лежат … С сырую погоду на ноги я обую … Надо сварить …

Ответьте на вопрос, где растут фруктовые деревья? ( в саду). Как скажем про один? (Сад). Назовите первый звук. (С) Какой он? (согласный, твёрдый) Как ещё можно сказать про его место? (звук С в начале слова). Назовите звук, который стоит в конце слова? (Т, а пишем букву Д). А какая буква стоит в середине слова? (А) Какой это звук? (гласный). А может быть слово без гласного? (нет). Сколько в слове звуков, произнесём их? (3). А Букв? (Тоже 3). А слогов? (1). Почему? (потому что в слове 1 гласный). Аналогично разбираются слова СОМ, СУП.

Самостоятельное составление предложений по предметным картинкам.

Отражённое повторение предложений и словосочетаний.

Соня смотрит сладкий сон. Саня сыплет соль в суп. Соня собирает сор в совок. Слава смотрит в свой сотовый телефон. Сом с усами. У Сони бусы. У Алисы русые косы.

Спит спокойно старый слон. Стоя спать умеет он.

Слоны умны. Слоны сильны. Слоны спокойны и смирны.

(сначала отхлопывается детьми наличие звука С в стихотворении. Подсчитывается количество звуков С в тексте)

Текст “В саду”. У дома сад. В саду под сосной стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони собака Солли. Соня даёт собаке вкусный сухарик.

Чему учились на занятии? Как надо следить за языком?

Делать а.г. перед зеркалом, знать правильную артикуляцию звука. Тренировать правильное произношение звука С в начале и середине слов. Выучить стихи про слонов, нарисовать к ним картинки. Пересказывать текст “В саду”.

Автоматизация звука С

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.
Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука [С:

– губы растянуты в улыбке;

– зубы сомкнуты и обнажены («заборчиком»);

– кончик языка за нижними зубами;

– воздушная струя холодная (следим за тем, чтобы воздух выходил посередине)

После того, как правильный звук будет поставлен и закреплен в речи изолированно, переходим к повторению слогов и слоговых рядов.

Автоматизация звука С в слогах

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

СА – СА – СЫ СО – СУ – СО СУ – СА – СЫ

СЫ – СО – СА СУ – СЭ – СО СА – СЫ – СУ

АС – АС – АС ОС – ОС – ОС ЯС – ЯС – ЯС ЮС – ЮС – ЮС

УС – УС – УС ЁС – ЁС – ЁС ИС – ИС – ИС ЕС – ЕС – ЕС

Упражнение “Послушай, запомни, повтори”

СА – СА – СО АС – УС – АС ИС – ЯС – АС

СО – СО – СУ ОС – ОС – УС ЕС – ЮС – ЮС

СА – СУ – СУ ОС – УС – УС ИС – ЁС – ЁС

СО – СЫ – СЫ ЯС – ИС – ИС ЁС – ЕС – ЕС

Проговаривай слоги, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

АСА – АСА УСА – УСА ОСА – ОСА ИСА – ИСА
АСО – АСО УСО – УСО ОСО – ОСО ИСО – ИСО
АСУ – АСУ УСУ – УСУ ОСУ – ОСУ ИСУ – ИСУ
АСЫ – АСЫ УСЫ – УСЫ ОСЫ – ОСЫ ИСЫ – ИСЫ

СТА – СТА – СТА – СТА – СТА
СТО – СТО – СТО – СТО – СТО
СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ – СТЫ
СТУ – СТУ – СТУ – СТУ – СТУ и т.д.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова

Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас.
ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос.
УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус.
ЫС: мыс, ку-мыс.
ИС: Де-нис.
ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс.
ЕС: вес, лес, на-вес.
ЯС: по-яс.

Звук С в конце слова в ряду слов

Перечень слов: фикус, квас, поднос, насос,
кактус, фокус, утконос.

Перечень слов: уксус, ананас, матрос,
кипарис, класс, альбатрос.

Повтори словосочетания:

пустой автобус спелый абрикос

высокий утёс пустой автобус

серый пёс мясной соус

Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва;
СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный;
СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой;
СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.

Звук С в начале слова в ряду слов

Перечень слов: сок, собака, сумка, сода,
суп, судак, сырок, суббота.

Перечень слов: санки, самолет, салат,
сапоги, совенок, сад.

Повтори словосочетания:

сани у Сани сосновая смола

суп с салом сытный суп

ствол сосны сытая собака

сломанный сук пустой стакан

сафьяновые сапоги сладкие соты

сытный студень сухая солома

старый судья соленое сало

соленое масло смолистая сосна

Автоматизация звука [с] в словах со стечением согласных

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

Сва-и, сво-бо-да, свой, свод, ска-мей-ка, ска-кать, скат, ско-ба, ску-ла, смо-тать, сно-ва, сноп, сны, спать, спо-кой-но, спут-ник, спу-тать, спуг-нуть, ста-я, ста-кан, ста-нок, ста-до, став-ни, ста-вить, стать, ста-ди-он, стог, сто, стук, сту-пень-ки, сту-па, сту-дить, сту-дент, сты-нуть.

Звук С в сочетаниях СТА, СКА в ряду слов

Перечень слов: стая, стол, станок, скамейка,
скатерть, старичок, ступенька.

Перечень слов: сковородка, стадо, слон,
скалка, слоги, ступа, склон.

Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова

Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.

СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са;
АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но;
СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок;
ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост;
СУ: не-су, па-су, по-су-да;
УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник;

СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка;
ЫС: выс-туп, вы-став-ка;
ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист;
ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на;
ЮС: бюст;
ЯС: яс-ный.

Звук С в середине слова в ряду слов

Перечень слов: паста, каска, колбаса,
носорог, носок, лиса.

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Вкусный суп опасный выступ

искусный фокусник пустая миска

сосновый сук усатый сом

су хая косынка синие бусы

сатиновый поясок усатый сом

густой сок тенистый сад

ананасовый сок толстое сукно

лесная сова быстрые самолеты

Сдобное тесто высокий мост

постная колбаса ананасное суфле

высокая сосна соленая треска

наваристый суп густой лес

сонная киска автобусная остановка

густой кустарник красные сандалии

солист ансамбля сырой песок

парусный спорт солёная капуста

миска с рисом вкусный салат

масса советов пёстрая собака

Четко произносить предложения со звуком С.

Саня идет в сад. В саду оса.

У самого носа оса. Оса полосатая.

Высоко в небе самолет. Саня и Соня летят на самолете.

Самолет идет на посадку. Саня и Соня выходят из самолета.

Сане купят новый самокат. У Сани сани едут сами.

У Саньки новенькие санки. Саня едет на санях.

Саня видел салют. Саня сам надевает сапоги.

Садовник посадил сад. Бориса покусала собака.

Собаке дали кусок мяса. Собака своих не кусает.

На соломе спит собака. У Сони коса до самого пояса.

Четко произносить предложения.

Дайте Сане сок и ананаса кусок. Соня кусает сахар.

В сотах мёд. Песок в совке.

Соль в солонке. Сонный сом на дне.

Соня, купи маме соды. Самолет летит высоко над лесом.

Соня спала на соломе. Суп несут в судке.

Саня и Соня несут сумку. В сумке сок, сахар и сыр.

Соне налили супу. Соня видит осу.

Суп солите сами по вкусу. На обед салат, суп и мясо.

В саду сухой песок. Несут ёлку из лесу.

Сосулька упала в снег. Высоко на суку сова.

Четко произносить предложения.

В субботу Соне купят посуду. Алиса моет посуду.

Соня рисует самолет. На ёлке сухой сук.

В сумке судак. В лесу лиса.

В лесу высокие сосны. У сома усы.

У осы усы. В саду осы.

Сане купили весы. У тёти Вассы новые бусы.

У Сони косынка. У Сони посылка, в ней бусы и косынка.

В посылке сыр, колбаса, сахар. Я несу в сумке кусок сыра.

У Сони две косы. У Сони русые косы.

У Сони густые волосы. У Сани полосатые носки.

Тексты для пересказа

Рассказы для прослушивания и пересказа.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели биг-маки из Макдональдса.

Тут Соня заметила бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно глядела на Соню и Славу. Собака скулила от голода. Слава отломил кусок своего биг-мака и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

На поляне спали дикие гуси. С ними были маленькие гусята.

Когда стало темно, около стада появилась лиса. Она схватила одного гусёнка и хотела унести его в лес. Тут две гусыни накинулись на лису. Они стали бить лису своими клювами.

Лиса оставила гусёнка и со всех ног понеслась к лесу.

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. У Светы много кукол. Есть и кукольная коляска.

Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовёт к себе соседку Люсю. Вместе детям намного веселее!

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами — беседка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовёт свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!». Соня показывает собаке колбасу и командует: «Сильва, дай лапу!».

Сильва, сидя, подаёт Соне лапку. За это Соня даёт со¬баке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять даёт Соне лапу — так, без команды!

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме.

Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.

Как-то Соня со своим псом Султаном была в саду. Соня ходила по саду без сандалий и босой ногой наступила на осу.

От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан лизнул Сонину ногу. Соня успокоилась и засмеялась.

Люся всегда боялась гусей. Как-то соседский гусак Васька схватил Люсю за юбку и стал тянуть. Люся замахнулась на гусака веткой, и тот отстал. А Люсин папа сидел у дома на скамейке и всё видел.

«Люся, да ты смелая стала — гусака не испугалась!» — весело сказал папа.

Были у Люси кот Васька и любимая кукла Синди. Люся занималась с куклой весь день. Кот Васька постоянно наблюдал за хозяйкой.

Как-то мама позвала Люсю на кухню. Кукла Синди осталась в коляске. Кот схватил куклу и унёс её под диван.

Люся не увидела куклы в коляске и сильно заплакала. Тогда кот Васька достал куклу из-под дивана и отдал Люсе. Люся засмеялась и угостила кота Ваську — дала ему Вискас.

У нас в подъезде есть сосед. Он всегда везде опаздывает. Встанет утром, никак не найдёт свой костюм. Потом бегает по комнате, собирает в сумку документы, деньги, разные записки. Сосед всегда опаздывает на свой автобус, а потом стоит на остановке и грустит.

Вот какой рассеянный сосед!

ВОТ И ПОВЕСЕЛИЛСЯ!

Сеня был в классе и вертелся, сидя на стуле. Спинка стула треснула и сломалась. В классе этого никто не заметил.

Приставил Сеня спинку к сиденью и оставил стул на месте. О сломанной спинке Сеня никому не сказал. «Вот потеха будет, когда кто-нибудь сядет на мой стул! Вот повеселюсь!» — думал Сеня.

Весь день он косился на опасный стул. «Интересно: кто на него сядет?». Смотрел-смотрел Сеня — никто на его стул не садится. Странно ему стало.

На другой день Сеня забыл о сломанном стуле и плюхнулся на него со всей силы! Спинка стула развалилась, а Сеня оказался на полу.

Хотел Сеня повеселиться — вот и повеселился!

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений.

Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, консервы, варенье, напитки.

Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Читайте также:  Использование проектной деятельности в коррекционной логопедической работе
Ссылка на основную публикацию