Разработка Индивидуальной коррекционно-развивающей программы на воспитанника с ОВЗ

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога с детьми с ОВЗ (дошкольный возраст)

Благоприятные условия для развития познавательной деятельности и положительных личностных качеств у детей с ОВЗ создаются за счет реализации индивидуальных коррекционно-развивающих программ, предполагающих разные уровни усвоения материала.

При этом совместное воспитание детей с разными уровнями психического развития оказывает стимулирующее воздействие на детей с тяжелыми нарушениями, способствует их социальной адаптации, а у детей, не имеющих отклонений в пси­хическом развитии, формируются гуманные личностные качества и коммуникативные умения, полезные в дальнейшей жизни.

Психолого-педагогическая работа начинается с углубленной диагностики.

Индивидуальная диагностика психического развития.

На протяжении всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении осуществляется психолого-педагогическая диагностика его развития. В процессе диагностики выявляется актуальный уровень развития психических функций, способности к усвоению нового, оптимальный вариант дальнейшего обучения в школе.

Уровень развития психических функций выявляется для того, чтобы определить, какие функции развиваются наиболее успешно и какие — отстают в развитии. Это необходимо, чтобы максимально опираться на сохранные функции в процессе учебно-воспитательной работы и стимулировать развитие отстающих функций с помощью специальных приемов. В связи с этим важно обнаружить у каждого ребенка именно сохранные звенья, с помощью которого можно сформировать начальную коммуникацию, или, например, механическая память, с помощью которой ребенок может усвоить элементарные знания.

Целью этих занятий является максимальное развитие позна­вательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер детей, т.е. всестороннее развитие личности ребенка.

Педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

  • развитие сохранных сторон познавательной деятельности;
  • коррекция отклонений в психическом развитии;
  • формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Основные направления в развитии познавательной деятельности на занятиях:

  • развитие сенсомоторной сферы,
  • развитие речи, развитие мышления,
  • развитие внимания и памяти.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

На занятиях задания объединяются игровым или занимательным сюжетом, обеспечивающим целостность воспринимаемого материала.
Планирование работы осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности, развития эмоционально-волевой и личностной сферы детей.

Программа развития сенсомоторной сферы включает:

  • развитие зрительного восприятия цветов: различение, на­зывание цветов, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия величин: различение, называние, классификация, трансформация, сравнение по величине, рядообразование по величине;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов: различение, называние, классификация;
  • развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений: понимание, называние, ориентирование, трансформация;

Развитие памяти и внимания:

  • развитие слухового внимания и памяти;
  • развитие зрительного внимания и памяти;
  • следовое конструирование по образцу.

Развитие мышления:

  • Сравнение и установление тождества объектов;
  • развитие способности соотносить часть и целое;
  • классификация объектов по 2-м признакам.

Развитие речи.

  • развитие речевого общения с окружающими;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • формирование связной речи.

Развитие эмоционально-личностной сферы:

  • умения выражать и понимать чувства окружающих людей;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование эмоциональной устойчивости, произвольной регуляции деятельности;
  • формирование самооценки;
  • обучение навыкам саморасслабления.

Подготовка к овладению учебной деятельностью:

  • развитие мотивации к овладению чтением и письмом;
  • индивидуальный подбор оптимальной позы для работы с книгой и с тетрадью;
  • использование букв при проведении работ на развитие зрительного восприятия;
  • обучение правильному удержанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
  • формирование навыков пространственной ориентировки в книге и тетради;
  • формирование направления письма (сверху вниз и слева направо) на примере написания в строчках палочек, кружков, т.п.;
  • формирование зрительно-моторной координации при письме (размер изображаемого, соблюдение интервалов между изображениями и т.п.). Вспомогательные приемы:
  • использование карандашей и ручек с отягощением;
  • «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
  • письмо в рамках, ограниченных трафаретом; обводка написанного;
  • письмо в жирно очерченной рамке; обводка пунктирного изображения;
  • письмо по опорным точкам.

В приложениях представлено распределение материала по возрастным группам. Разумеется, индивидуальная программа должна быть составлена, в первую очередь, с учетом актуального уровня развития ребенка. Мониторинг и анализ усвоения данной программы является основанием для корректировки программы.

Контингент воспитанников ДОУ для детей с ОВЗ разнообразен. Благоприятные условия для максимально возможного развития разных в психологическом отношении детей создаются за счет сочетания в образовательном процессе индивидуальных коррекционно-развивающих программ узконаправленных специалистов.

Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Валентина Святкина
Разработка индивидуальной программы коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

на заседании Совета педагогов Заведующая МБДОУ ….

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

коррекционно- развивающего обучения и воспитания

Актуальные проблемы ребёнка

Разработчики программы:

Программа была разработана в соответствии с проведенной диагностикой специалистов, на основе соблюдения принципа единства диагностики и коррекции.

Цель программы: – организация наиболее эффективной коррекционно– педагогической работы с ребенком с ОВЗ. А также – разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности.

Задачи программы:

• всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями и максимальная адаптация к окружающей действительности;

• развитие речи и коммуникативных способностей;

• развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики;

обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

• снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом и с детьми;

• развитие музыкальных способностей;

• развитие продуктивной деятельности.

• повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и привлечение их к овладению элементарными приемами работы с ребенком

Намеченные пути коррекции и поддержки выявленной проблемы:

1. Коррекционно-развивающая деятельность специалистов.

2. Медикаментозное воздействие.

3. Помощь родителям в создании коррекционно-развивающей среды дома для реализации возможностей развития ребенка.

Индивидуальная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями:

• развитие эмоционально- волевой сферы

• развитие двигательной активности;

• формирование игровой и продуктивных видов деятельности;

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Раздел Тема Количество часов

Формирование целостной картины мира

• Развивать понимание речи

• Знания о себе и своей семье.

• Знакомство с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, посуда.

Формирование математических представлений

• Количество (один, много)

• Форма (круг, квадрат).

• Форма (круг, овал, квадрат).

• Цвет (красный, синий, зеленый, желтый).

• Величина (большой, маленький).

• Ориентировка в пространстве.

• Общие навыки общения (мимика и жесты)

Раздел Коррекционно – развивающие задачи

1. Сенсорное развитие.

2. Формирование мышления.

3. Формирование математических представлений.

4. Формирование целостной картины мира.

5. Развитие речи и коммуникативных способностей.

Формирование игровой деятельности

Формирование продуктивных видов деятельности

1. Повышение педагогической компетентности родителей

Положение проектного совета Положение о проектном совете КГКП «Центр развития я/с № 1 «Ромашка». Проектный совет — общественный, профессиональный орган дошкольного.

Презентация в помощь старшим воспитателям: педагогический совет №2 Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом. Представляю для вас презентацию, которую составила для проведения педагогического.

Читайте также:  Музыкотерапия в коррекции речевых нарушений дошкольников

“Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

  • Разработка индивидуальной комплексной программы, повышение компетентности, творческого потенциала учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО.

Скачать:

ВложениеРазмер
сосоставление индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ43.19 КБ

Предварительный просмотр:

“Составление индивидуальной коррекционно-развивающей

программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”

  • Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.
  • Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ
  • Разработать индивидуальную комплексную программу, базирующуюся на личном практическом опыте участников.
  • Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО

Остановимся на содержании программы, «Ч то включает в себя содержание индивидуальной программы?»

Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

  1. При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.
  2. Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.
  3. Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Условия реализации программы:

  1. Ключевые позиции в реализации программы принадлежат психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.
  2. Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.
  3. Обязательным является участие родителей.
  4. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
  5. Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.

  1. Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк
  2. Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики
  3. Интегрированная совместная деятельность с детьми
  4. Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний
  5. Взаимопосещение, консультативный диалог
  6. Совместная стендовая информация

Способы изучения результативности программы.

  1. Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности
  2. Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)
  3. Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов
  4. Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка
  5. Открытые занятия, практические показы
  6. Видеосъемка, аудиозапись
  7. Самоанализ
  8. Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.
  9. Адаптация детей в социуме

Вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

  1. Оптимизирует коррекционный процесс
  2. Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ
  3. Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний
  4. Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы
  5. Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) ВОСПИТАННИКА

Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ ОНР-III уровень., стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 2013 г. ___

Дата обследования сентябрь 2013 г Срок реализации ИПР: 1- период обучения (сентябрь-декабрь)

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

Адаптированная программа для детей с ОВЗ

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.

Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».

Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.

Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.

Индивидуальная коррекционная рабочая программа с ребенком ОВЗ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Уровень общего образования:

Основного общее образование: 4 класс

Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Грешкова Светлана Николаевна

Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО для учащихся с задержкой психического развития и разработана на основе :

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 .12.2012г. N 273-ФЗ.

2. Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015.

4. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Локальные акты образовательного учреждения.

6. Учебного плана МБОУ СОШ №7 Гиагинского района на 2018-2019 учебный год;

Данная индивидуальная рабочая программа является коррекционно – развивающей, составлена для обучающегося 4 класса с задержкой психического развития Узунали оглы Алика Аслановича , рабочая программа разработана с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Рабочая программа составлена на 1 год по 1 часу в неделю (всего 34ч.).

Цель программы : оказание содействия по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.

– научить начинать и заканчивать действие в нужный момент;

– способствовать формированию произвольной регуляции;

– научить планированию и контролю своих действий;

– сформировать познавательный интерес, познавательную активность;

– формирование универсальных учебных действий;

– повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;

– оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.

Узунали оглы Алик Асланович ученик 4 класса, заключение ПМПК № 65/6 от 29.03.2017 года. Подтвержден статус ОВЗ. Задержанное психологическое развитие. Нарушение письма и чтения. Родился 4 ноября 2007 г. Проживает по адресу ул.Набережная д.87

Обучается в МБОУ СОШ№7 с 1 класса. По заявлению родителей был оставлен на повторный курс 1 класса. С начала обучения мальчик испытывал трудности. Неустойчивое внимание, имеются трудности концентрации, отвлекаем. Средняя работоспособность в урочной деятельности.

Мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация плохо развита, что существенно влияет на формирование письма, Алик пишет правой рукой, наблюдается ярко выраженная дисграфия, часто не придерживается письма в клеточках, не соблюдает строку. В четвертом классе наблюдается дезориентация в понятиях – начало строки.

Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.

Учебная деятельность ребёнка сформирована слабо, маленький объём памяти, словарный запас ниже нормы. Мышление тяготеет к конкретному, память низкая (с помощью приема эйдетики устно запоминает стихи и пересказы текста четвертого класса). Не может написать текст из трёх-четырёх предложений.

У Алика слабая способностью к звуковому анализу речи. Низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи, одной из причин является преобладание в общении, в речи родного языка. При обучении чтению в первом классе и сейчас, на этапе четвертого класса, заменяет звуки и-е, а-о, ы –а, буквы ь на е , что привело к замене этих букв на письме, не может правильно установить последовательность звуков в слове. Чтение слоговое, скорость чтения 48 слов в минуту при норме для четвероклассников 65 слов в минуту в первом полугодии.

На 12 ноября четвертого класса все базовые числовые вычисления проводит только пошагово по шаблону. Не понимает разрядный состав шестизначного числа. Не может решить в задачу без вспомогательных схем. Ребёнок нуждается в постоянной направляющей и организующей помощи со стороны взрослого, которую успешно принимает. Домашние задания выполняются в меньшем объеме, совместно с классным руководителем.

Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы: обучающийся научится действовать по инструкции; строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации; выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила или образцы); научится планировать и контролировать свои действия; научится проявлять познавательный интерес, познавательную активность. Оценка результатов освоения программы коррекционной работы Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учащегося программы коррекционной работы будет являться наличие положительной динамики произвольного поведения.

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом

Составление индивидуальной коррекционно-развивающей программы ИПР ребенка с ОВЗ

“Составление индивидуальной коррекционно-развивающей

программы (ИПР) ребенка с ОВЗ”

Цель программы:

Осознать необходимость координации деятельности между специалистами и педагогами ДОУ по основным направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми логопедической группы, определить зоны ответственности.

Разработать модель индивидуальной комплексной программы в рамках сопровождения детей с ОВЗ

Задачи:

Разработать индивидуальную комплексную программу, базирующуюся на личном практическом опыте участников.

Повысить компетентность, творческий потенциал учителей-логопедов, дефектологов, психологов, воспитателей, муз.руководителей, инструкторов по ФИЗО

Остановимся на содержании программы, «Что включает в себя содержание индивидуальной программы?»

Содержание программы базируется на основе взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников и может состоять из 4 основных блоков: медицинский, логопедический, психологический и педагогический. В каждом блоке выделяются направления деятельности: диагностико-аналитическое, организационно-методическое, коррекционно-развивающее.

При выполнении диагностико-аналитической деятельности определяется уровень интеллектуального и речевого развития, особенности личностной сферы, оценивается объем знаний в соответствии с возрастом, проводится динамическая диагностика, корректировка индивидуальной программы, определяется эффективность коррекционной помощи.

Организационно-методическое направление включает оформление документации, разработку программы коррекционных занятий.

Коррекционно-развивающее направление реализует индивидуальную программу через систему практических мероприятий

Условия реализации программы:

Ключевые позиции в реализации программы принадлежат психологу, логопеду. От других специалистов и педагогов требуется четкое взаимодействие на всех этапах реализации программы.

Важным фактором является сочетание образовательной, коррекционной, лечебно-оздоровительной деятельности.

Обязательным является участие родителей.

Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Наличие учебно-методического материала (конспекты коррекционных занятий, наглядно-демонстрационный материал, рабочие тетради, диагностические пособия и т.д.)

Способы взаимодействия специалистов и педагогов при реализации индивидуальной программы.

Мини-педсоветы (по результатам диагностики, выбор эффективных средств и технологий обучения и т.д.), заседания ПМПк

Разработка интегрированного календарного блочно-тематического плана на основе комплексной диагностики

Интегрированная совместная деятельность с детьми

Совместное проведение родительских пятиминуток, родительских собраний

Взаимопосещение, консультативный диалог

Совместная стендовая информация

Способы изучения результативности программы.

Наблюдение за ребенком во всех видах деятельности

Динамическая диагностика (мониторинг, скрининг, контрольный срез, диагностическое занятие и т.д.)

Спец. опрос родителей, педагогов, специалистов

Тестовые задания, помогающие понять родителям, как идет развитие ребенка

Открытые занятия, практические показы

Участие детей в различных фестивалях, конкурсах.

Адаптация детей в социуме

Вывод: итак, индивидуальная коррекционно-развивающая программа:

Оптимизирует коррекционный процесс

Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов ДОУ

Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний

Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы

Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ИПР) ВОСПИТАННИКА

Ф.И. ребенка: И. Саша Заключение ПМПК_______ ОНР- III уровень . , стертая форма дизартрии.

Возраст (на момент обследования): 5 лет Дата составления ИПР_ сентябрь 201 3 г . ___

Дата обследования сентябрь 201 3 г Срок реализации ИПР: 1 – период обучения (сентябрь- дека брь)

Специа-листы

Выявленные нарушения

Задачи коррекционной работы

Игры и упражнения по коррекции выявленных нарушений

Рекомендации для родителей

Ссылка на основную публикацию