Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
консультация по теме

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
profilaktika_rechevyh_narusheniy_u_detey_rannego_vozrasta.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста»

Умела дитя родить – умей и научить.

В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде!

При нормальных условиях воспитания, когда ребенок получает от взрослых правильные образцы речи, когда проводиться систематическая работа по формированию правильного произношения, способствующая усвоению ребенком фонетической системы языка, развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, физиологически обусловленное нарушение звукопроизношения устраняется предположительно к концу пятого года жизни.

Существуют методики, способствуют более быстрому и правильному освоению речи детьми раннего возраста. Например: развитие мелкой и общей моторики, артикуляции и дыхания.

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно- в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой и общей моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мышц рук. Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, в очереди, где нечем занять ребенка).

Пальчиковые игры можно сочетать с Су-Джок терапией. Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

Еще одним методом профилактики речевых нарушений является выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции – артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика направлена на развитие мышц речевого аппарата. Наиболее активно участвует в образовании слов язык – от его положения зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 2-3лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, или в возрасте 5-6 лет подготовит артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Поскольку занятия с маленькими детьми часто носит подражательный характер, поиграйте с малышом в такую игру: вы будите показывать движение, а он будет повторять за вами. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить перед зеркалом, повторять каждое упражнение 5-6 раз.

Немаловажным является и развитие речевого дыхания. Ведь для того, чтобы произносить развернутую фразу выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. Упражнения по обучению дыхательному выдоху являются подготовительным этапом для формирования шипящих и свистящих звуков.

Если при обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, то речевое дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха.

В заключение хотелось бы дать несколько простых рекомендаций по проведению игр:

  • Перед началом игры создайте положительный эмоциональный настрой.
  • Запаситесь терпением и не ждите мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем, и вам придется манипулировать его ручками.
  • Не ставьте перед малышом одновременно несколько задач (к примеру, показывать движения и произносить стихотворение)- сложная задача может сразу отбить интерес к игре.
  • Длительность игры с двухлетними малышами не должна превышать – 5-10 минут, игры с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут.
  • Не допускайте переутомления. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить игру до более подходящего времени.
  • Обязательно хвалите ребенка, не занижайте его самооценку, внушайте малышу уверенность в том, что у него все получится.

Желаем вам успехов и приятных минут общения с ребенком!

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2020

Здравствуйте! Тимьян улучшает органолептические показатели.

Здравствуйте! При помощи установки активации микроорганизмов УАМ-1.

Здравствуйте! Наиболее подходящими являются сорта с большим содержанием сахаров, например, мускатная. Под “резиновой” консистенции подразумевается немного тянущаяся.

Здравствуйте! На данный момент не могу точно назвать срок хранения, так как исследование еще проводится.

Добрый день! Для всех желающих.

Здравствуйте, установка активации микроорганизмов УАМ-1.

Хорошая статья, читается на одном дыхание!

Хорошая статья, читается на одном дыхание!

Здравствуйте, Татьяна! Возможно использование других видов щепы, но вишневая и ольховая наиболее совместимы с данным продуктом.

ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В настоящее время наблюдается стремительный рост числа неговорящих детей и детей с теми или иными речевыми нарушениями. Распространенность речевых нарушений, многообразие их причин, необходимость организации адекватной помощи детям делают этот вопрос особенно актуальным.

Современные научные исследования доказывают, что определяющими для развития ребенка являются первые два-три года жизни. Ранний детский возраст относится к критическим периодам онтогенеза в становлении всех органов и систем. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% – имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, перинатальная энцефалопатия, синдромы двигательных нарушений, гипервозбудимость и др.), у которых в дальнейшем наблюдается отставание в психофизическом и речевом развитии. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на развитие речи и в возрасте 4-5 лет у него наблюдаются различные речевые нарушения: ОНР, ФФН, стертые дизартрии –минимальные дизартрические расстройства и другие. [1] Симптомы этих нарушений были с рождения, однако отсутствие правильного научно обоснованного подхода к оценке психического развития ребенка на доречевом уровне приводит к поздней диагностике патологий у детей раннего возраста и несвоевременности оказания не только медицинской, но и психолого-педагогической и логопедической помощи.

По мнению педагогов-психологов период раннего детства имеет некоторые психофизиологические особенности, отличающие его от последующих возрастных периодов: наиболее быстрый темп развития; неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков; большая физическая и психическая ранимость детей, лабильность их состояния; взаимозависимость и единство физического и психического развития; высокая пластичность и легкая обучаемость; высокий потенциал развития; скачкообразность и неравномерность процесса развития; зависимость реакций детей от характера их эмоционального состояния; потребность в получении сенсорных раздражений и активного движения; потребность в общении со взрослыми (родителями, педагогами), а также со сверстниками. [2]

Существуют возрастные нормы развития речи. Они неоднократно и подробно описаны в соответствующей литературе. Именно нормы речевого развития являются основополагающими в диагностике. Но поскольку каждый ребенок имеет индивидуальные особенности речевого развития, желательно получить консультацию невролога, сурдолога, логопеда, который работает с детьми раннего возраста, детского психолога.

Дети отличаются друг от друга по срокам развития как фонематического восприятия, так и формирования моторики речевого аппарата. Для своевременной и точной диагностики речевых нарушений у детей необходимо учитывать закономерности нормального речевого развития. Специфичность речевой диагностики заключается в том, что расстройства речи чаще всего не носят характера самостоятельного заболевания, а являются лишь одним из симптомов основного заболевания.

Раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в речевом развитии с первых лет или даже месяцев жизни ребенка, позволяют предупредить появление дальнейших отклонений в его развитии. В связи с этим создаются и внедряются в практику новые диагностические технологии раннего выявления и коррекции отклонений в речевом развитии детей. Необходимо сочетание количественного и качественного подходов к анализу данных, причем качественные различия между аномальным и нормальным ребенком могут быть установлены только при сопоставлении количественных показателей.

Начало диагностики возможных нарушений предречевого этапа развития необходимо начинать на этапе родильного дома и отделений патологии новорожденных, т.е. в неонатальном периоде. Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд разного рода патологических изменений: в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипулятивной деятельности); в строении и функционировании артикуляционного аппарата (неправильная форма твёрдого нёба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ); голоса (голос монотонный, истощаемый, лишённый интонационной выразительности);дыхания (неглубокое, аритмичное); в эмоциональная сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении с взрослыми людьми). [3]

Основное звенодиагностической деятельности – определение речевого статуса обследуемого ребёнка, определение наличия речевой патологии, её структуры и степени выраженности. Исходной теоретической основой разработки принципов диагностики и организации коррекционной работы стало учение о закономерностях, компенсаторных и резервных возможностях, а также о движущих силах развития ребенка.

При обследовании необходимо обратить особое внимание на закономерности развития ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза. В ходе проведения индивидуального обследования важно выяснить особенности поведения и те основные отклонения или нарушения речи, которые позволят обосновать логопедическое заключение. [4, с. 3]

В настоящее время существует много вариантов логопедического обследования детей раннего возраста (начиная с рождения) с различными нарушениями речевого развития, в том числе безречевых детей. Каждый специалист обычно вырабатывает свою методику на основании классических. В зависимости от цели и направленности обследования, а также квалификации педагога, в диагностику включается разное количество показателей речевого и общего развития ребенка. Ждать, пока ребенок сам заговорит, перестанет лениться, заговорит в результате посещения садика и т. д. не имеет смысла, потому что можно пропустить благоприятный период для развития речи. Часто за консультацией обращаются родители с «молчащими» детьми, которым уже четыре, пять и более лет. В таких случаях коррекционная работа длительная, трудная и, к сожалению, не всегда приводит к желаемому результату. Ранний возраст дает большие возможности коррекции речевых нарушений за счет пластичности детской психики, чувствительности к различного рода психолого-педагогическим воздействиям.

Важно выявить не только задержку формирования речевых функций, но и дифференциацию – является ли эта задержка доброкачественной (темповой) или патологической, требующей неотложной логопедической и медикаментозной коррекции. Существуют различные варианты классификаций данной патологии, получившие широкое распространение, но ни один из них не отвечает требованиям экспертной практики по нескольким причинам: либо не учитывается такой важный параметр, как степень тяжести нарушений, либо не соблюдается принцип нозологической однородности классифицируемых групп. [5]

В процессе проведения обследования детей с патологией речи необходимо уметь дифференцировать алалии и другие нарушения речевого развития (недоразвитие речи при олигофрении; нарушения речи при раннем детском аутизме, глухоте или тугоухости; афазии; дизартрии; временные темповые задержки речевого развития функционального характера) для того, чтобы правильно оценить значимость (стойкость и выраженность) нарушений языковых и речевых функций и определить комплекс необходимых реабилитационных мероприятий.

Благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую локализацию, учеными определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Интегративная работа всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, но в обеспечении отдельных ее видов приоритетны разные отделы мозга. [6] При недостаточном активирующем влиянии лобных долей формируются задержки психоречевого развития: при незначительных нарушениях – темповые (которые в последующем, как правило, преодолеваются), при выраженных – вплоть до интеллектуального дефекта. Темповая задержка речевого развития (ЗРР) по своим проявлениям бывает сходной с замедленным психическим развитием. У детей только с темповой ЗРР, как правило, в отличие от детей с замедленным психическим развитием, все неречевые функции развиты в соответствии с возрастными нормами и недостаточность непосредственно проявляется только в экспрессивной речи. Понимание при темповой задержке речевого развития, как правило, сохранно.

Главным моментом является понимание того, что похожие состояния речи у разных детей-ровесников вызвано разными причинами. В итоге один из детей заговорит сам, потому что у него была темповая задержка речевого развития; другому помогут занятия со специальным психологом и учителем-логопедом; третий не заговорит никогда, потому что его вовремя не покажут специалисту и не проведут необходимое лечение; четвертый перестал говорить в результате острого стрессового расстройства. Один ребенок не говорит, потому что имеет сильное органическое поражение головного мозга и нуждается в специально организованных комплексных занятиях для стимуляции речевого развития, у другого не было необходимости говорить, вследствие педагогической запущенности ребенка, тогда необходима работа с родителями прежде всего.

Таким образом, причинами речевых нарушений могут быть общее отставание в психическом развитии ребенка, патология течения беременности и родов, последствия перинатальной энцефалопатии, дисфункции сенсорной интеграции, наличие повреждений артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение неправильные условия воспитания), различные соматические и психоневрологические заболевания ребенка, различного рода психологические травмы, перестимуляция зрительной информацией из-за обилия телепередач, мультфильмов и развивающих программ для детей [7] Трудности в освоении речи встречаются у детей с отставанием в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, получающих неполноценное питание. Также задержка развития речи может быть связана с наличием у ребенка аутизма .

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста группы риска следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства: раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс. Речевое развитие детей раннего возраста очень пластично, поэтому необходимо правильно разработать и подобрать программу коррекционно-развивающего обучения для повышения уровня общего речевого развития детей и предотвращения возможных нарушений речевого развития в дальнейшем.

Чиркина Г. В. Актуальные проблемы развития логопедической науки // Дефектология. — 2012. — № 1. — С. 3–9.

Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего возраста / М. Г. Борисенко, О. Е. Камышникова, Т. Ф. Кирьянова, Н. Н. Рачковская. – СПб.: Паритет, 2008. – 64 с.

Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста: Метод. рекомендации / сост.Л. В. Венедиктова и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010

Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.

Владимирова И.А., Колядо В.Б., Лобанов Ю.Ф., Гончаренко А.Г., Самарин Б.А., Акимов Е.И. и др. Медико-социальная экспертиза при патологии речи у детей. Методическое пособие. Барнаул – 2007

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М. – 2005.

Ефимов О. И., Ефимова В.Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.

Профилактика нарушений речи у детей раннего возраста

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность.

В настоящее время особенно актуальными становятся вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста. И это не случайно, так как в последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы (ЦНС) (до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми). По данным разных авторов, в настоящее время перинатальная энцефалопатия (ПЭП) встречается в 83,3% случаев и является фактором риска возникновения у ребенка психической (в том числе речевой) и двигательной патологии.

В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной. Однако система логопедической помощи зачастую не охватывает детей раннего возраста. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи после 5 лет, когда речевой дефект уже закрепился. С возрастом теряется возможность пластичного изменения состояния ребенка, ухудшаются условия для компенсации и коррекции. В тяжелых случаях речевая патология приводит к ограничению коммуникативных, когнитивных, деятельностных возможностей, к социальной недостаточности, трудностям школьного обучения, ухудшению качества жизни ребенка (В.П. Гудонис, 2004).

Таким образом, сегодня особое значение имеет определение основных направлений и содержания профилактической работы по предупреждению нарушений речи у детей раннего возраста. Гораздо легче предотвратить формирование отклонений в развитии речевых функций, чем их впоследствии устранить.

Анализ литературы по теме исследования свидетельствуют о необходимости комплексного профилактического развивающего воздействия на соматическую, психомоторную сферы и речь детей раннего возраста. Формирование внимания, восприятия, памяти, мышления, общей, мелкой, артикуляционной моторики параллельно с развитием речи будет способствовать моторному, познавательному и речевому развитию ребенка раннего возраста.

В структуре отечественной системы здравоохранения, воспитания и обучения существуют специализированные учреждения для детей с речевой патологией, но не все дети раннего возраста охвачены своевременной не только профилактической, но даже и коррекционно-развивающей работой. Большинство из них посещают общеобразовательные дошкольные учреждения, где отсутствует ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям. Традиционные технологии ДОУ не учитывают особенностей детей с задержками речевого развития, что снижает эффективность развивающих мероприятий. В связи с этим возникает необходимость искать новые формы логопедической работы с детьми раннего возраста.

Логопедическую работу по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста следует строить с учетом основных положений специальной педагогики в области раннего вмешательства (раннее целенаправленное и дифференцированное «пошаговое» обучение; использование специфических методик, приемов, средств обучения; более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения; обязательное включение родителей в развивающий процесс (А.А. Семенович, 2002).

Кроме того в основу работы должны быть положены следующие принципы:

– принцип комплексности, заключающийся в медицинском и психолого-педагогическом воздействии на весь комплекс речевых и неречевых отклонений ребенка, основанном на согласованной деятельности всех специалистов (невропатолога, психолога, логопеда) и родителей;

– принцип опоры на различные анализаторы, предполагающий участие в формировании высших психических функций зрительной, слуховой, кинестетической и двигательной функциональных систем;

– принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов профилактической работы;

– принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), предполагающий предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка;

– принцип усложнения материала, предполагающий постепенное включение трудностей в развивающую работу;

– принцип наглядности, предполагающий использование наглядных средств на занятиях с детьми, что обеспечивает усвоение содержания задания и достижение конкретного результата;

– принцип онтогенетический, требующий учета последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе;

– принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий в раннем возрасте опору на ведущий вид деятельности – предметную деятельность, способствующую психическому развитию ребенка в целом: развитию моторики, восприятия, мышления, речи и т.д. (А.А. Венгер, Ю.С. Шевченко, 2004).

В специальной литературе вопросы диагностики и коррекции отклонений в развитии речи у детей раннего возраста освящены многими авторами: Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухт, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, В.П. Балобановой, Е.В. Кирилловой, О.Е. Громовой, Н.Н. Матвеевой, Е.А. Стребелевой, и др. Все они выделяют следующие направления профилактической и развивающей работы с детьми раннего возраста: развитие зрительного и слухового восприятия, эмоциональных реакций, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений и действий с предметами, нормализация дыхания, развитие понимания речи и предпосылок активной речи, развитие взаимодействия взрослого и ребенка.

Отсюда, в результате теоретического анализа литературы можно определить основные направления работы по профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста.

1. Формирование моторной сферы: нормализация мышечного тонуса (общий массаж, физкультурные занятия, дифференцированный массаж лицевой и оральной мускулатуры; дифференцированный массаж кистей и пальцев рук, самомассаж биологически активных точек); формирование кинестетического и кинетического ощущения ручных и артикуляторных движений (восприятие схемы тела, формирование пространственного чувства, пальчиковые игры, упражнения на определение положения губ, языка, челюсти); упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики (комплекс игр); развитие зрительно-моторной координации; развитие навыков самообслуживания.

2. Развитие высших психических функций: сенсорно-перцептивной деятельности и эталонных представлений, памяти (речеслуховой, зрительной, двигательной), внимания (зрительного, слухового, двигательного), восприятия (зрительного, слухового), мыслительной деятельности во взаимосвязи с развитием речи (познавательной активности, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, мыслительных операций, умения действовать целенаправленно), творческих способностей, межанализаторного взаимодействия; формирование ведущих видов деятельности (предметной, игровой); обеспечение устойчивой положительной мотивации в различных видах деятельности.

3. Развитие импрессивной речи: понимания слов, обозначающих предметы, действия, признаки; грамматических категорий и предложных конструкций; инструкций, вопросов, несложных текстов);

4. Развитие экспрессивной речи: лексического запаса (называние слов, обозначающих предметы, признаки, действия и т.д.); фразовой речи, звукопроизношения, фонематических процессов, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слов, перевода слова из пассивного в активный словарь, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими, развитие знаний и представлений об окружающем;

5. Работа с родителями (совместное обсуждение программ профилактического обучения и воспитания; знакомство с результатами обследования, особенностями и возможностями ребенка, с планом развивающей работы с ребенком; анкетирование родителей; согласование тем, содержания, методов обучения ближайших занятий; посещение занятий; консультации для родителей о причинах, особенностях речевых нарушений у детей и способах их преодоления; занятия-консультации для родителей по развитию моторной, познавательной сфер, импрессивной и экспрессивной речи; просветительская работа (подготовка памяток, подбор и распространение логопедической и психолого-педагогической литературы) (Т.Н. Гирилюк, 2007).

В работе необходимо применять практические и наглядные методы и приемы: массаж, гимнастика, подражание, вслушивание, рассматривание, манипуляции с предметами, картинками, предметно-игровые действия с игрушками, рисование, конструирование и др.

Логопедические занятия должны включать индивидуальные и групповые занятия продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей. Группы следует комплектовать с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек).

Структура индивидуального логопедического занятия по профилактике речевого недоразвития у детей раннего возраста может быть следующей: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук. 3) Упражнения на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики. 4) Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса. 5) Подведение итогов занятия.

Структура группового логопедического занятия: 1) Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2) Самомассаж биологически активных точек. 3) Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия. 4) Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи. 5) Подведение итогов занятия.

Всю работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром следует проводить поэтапно по определенным темам:
1) Моя семья. Человек (имена, части тела, глаголы – готовит, стирает, чинит, играет, читает, вяжет, прилагательные – большой, маленький, старый, молодой и др.).
2) Предметы обихода и их назначение. Развивать у ребенка представления о предметах обихода и их назначении, формировать начальные обобщающие понятия: Игрушки. Посуда. Одежда. Обувь. Продукты питания. Транспорт и т.п.
3) Знакомство со свойствами предметов. Цвет (подбор предметов и картинок заданного цвета, основные цвета – красный, синий, белый, черный, желтый, зеленый, гpyппировка предметов по цвету).
4) Форма и величина предметов (подбор по образцу предметов, основные фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, овал и др., сопоставление предметов с геометрическими фигурами, гpyппировка предметов по форме, величине).
5) Овощи и фрукты (названия овощей и фруктов, сад, огород, грядка, глаголы – сажаем, поливаем, растет, зреет, собираем, прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину).
6) Домашние животные (собака, кошка, корова, коза, лошадь). Общие и отличительные свойства домашних животных. Общие и конкретные сведения о каждом из животных. Домашние животные и их детеныши.
7) Дикие животные. Общие представления: хищные и нехищные. Общие сведения – части тела, детеныши, способы передвижения.
8) Сравнение животных по групповой принадлежности: домашние – дикие (Волк и собака, Лошадь и олень и т.п.).
9) Птицы (домашние и дикие, перелетные и неперелетные, части тела, детеныши, глаголы – крякает, кудахчет, гогочет и др., прилагательные – рябая, пестрая, грозный и др.).
10) Насекомые (жук, муха, комар, пчела). Части тела, способы передвижения. Польза или вред насекомых для людей и растений.
11) Рыбы (названия, общие представления).
12) Времена года, их отличительные признаки.
13) Части суток (утро, день, вечер, ночь, завтрак, обед, ужин).
14) Растения (цветы, деревья, кустарники, части дерева, сад, лес, букет).
15) Люди и их профессии (повар, врач, воспитатель, шофер, пилот).
16) Дом. Мебель (крыша, стены, крыльцо, труба, спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф и др. Назначение).

Список литературы:
1. Венгер А.А., Шевченко Ю.С. Онтогенетический подход к коррекции психического развития ребенка. // Дефектология. 2004. № 1. – С.8-16.
2. Гирилюк Т.Н. Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: Автореф. дисс…канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 26 с.
3. Гудонис В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. // Дефектология. 2004. № 4. – С.8-17.
4. Семенович А.В. Начальная диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 232 с.

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной теме.

Программа консультативного пункта «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста»

вс., 26.02.2012

Нуриева А.Р.

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад «Росинка»
г.Надыма

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова. но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка — и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог — родное слово!

В целях реализации закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», на основании Постановления Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.09.2006г. №553 п.3, приказа департамента образования ЯНАО от 13.11.2006г. №376 о повышении доступности дошкольного образования в автономном округе, районной целевой программы «Комплексные меры по улучшению демографии на территории муниципального образования Надымский район на 2008-2010 годы» в МБДОУ комбинированного вида «Детский сад «Росинка» с 2007 года реализуются альтернативные формы оказания бесплатных услуг семьям неорганизованных детей. Одной из форм является консультативный пункт «Неваляшка» (далее КП), цель которого оказание консультативной помощи семьям неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста в вопросах воспитания, развития и обучения детей в семье и МБДОУ.

Раннее предупреждение, диагностика, и коррекция психических и речевых нарушений является на сегодняшний день одной из актуальных проблем педагогики. Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.

По данным Института коррекционной педагогики РАО, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5 – 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, около 70% имеют патологию периода беременности и родов. В этих случаях, в первую очередь, страдает нервная система ребенка, и в частности – речь.

Анализ медицинских карт детей раннего возраста поступающих в МБДОУ «Детский сад «Росинка» выявил следующие тенденции: в 2008-2009 учебном году из 45 детей раннего возраста, поступивших в ДОУ, с задержкой речевого развития выявлено 13% детей, в 2009-2010году из 43 поступивших детей – 18%, а в 2010-2011 году из 54 детей – 23%.

Таким образом, можно констатировать факт неуклонного роста количества детей раннего возраста, имеющих те или иные отклонения в сфере речевого здоровья, осложняющие процесс их социализации.

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 4,5 – 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: слабого здоровья, дефицита общения с взрослыми, нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой недостатки речевого развития не исправляются. Но при раннем выявлении и своевременной помощи, недостатки речевого развития корректируются.

К счастью, при грамотном подходе со стороны родителей и врачей, основные проблемы компенсируются в возрасте до одного года. Нормальное развитие отмечается у 15 – 20% детей. Но длительные наблюдения показывают, что и эти дети в возрасте 3 – 5 лет характеризуются различными речевыми нарушениями. Обследования детей раннего возраста показали, что наиболее частыми являются именно речевые расстройства – 50, 5%, так как речь является наиболее сложной психической функцией. Специалисты утверждают: только ранняя диагностика и комплексная коррекция позволяет скомпенсировать уже имеющиеся отклонения в развитии и предупредить появление дальнейших «вторичных» проблем.

Раннее речевое развитие и становление когнитивной сферы ребенка – теоретически и практически значимая проблема логопедии. Пластичность активно формирующегося мозга маленького ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности.

Для обеспечения благоприятной среды адаптации детей в ДОУ создана система традиционных и нетрадиционных стратегий взаимодействия всех участников процесса: учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процесс сопровождения речевого развития детей. Эта работа приносит более эффективный результат в развитии, так как родители имеют возможность ежедневно закреплять знания и умения своего малыша, а специалист грамотно и последовательно руководит процессом передачи этих знаний и умений.

С учетом вышесказанного и анализируя методическое обеспечение и существующий опыт работ консультативных пунктов в системе дошкольного образования, можно сделать вывод об отсутствии системного подхода к ранней диагностике речевых нарушений у детей раннего возраста.

Вариантом решения обозначенных проблем является разработка и внедрение программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП», которая обеспечит:

  • Систематизацию методик, направленных на раннее выявление речевых нарушений, в том числе методик, которые могут быть использованы родителями в условиях семьи.
  • Использование нетрадиционных форм работы с семьей в рамках КП (организация групповых встреч родителей с социальными партнерами, каковыми являются: филиал детской поликлиники МУЗ ЦРБ, центр социальной помощи семье и детям «Домашний очаг», Центр здоровья Надымского района; обучающие практикумы; постоянно действующая мини-библиотека «Книжки-малышки»; авторские информационные буклеты).

Реализация программы повысит эффективность профилактической работы, направленной на успешную социализацию ребенка раннего возраста, значительно повысит психолого-педагогическую грамотность родителей в вопросах речевого развития.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель: систематизация мероприятий, обеспечивающих своевременное выявление и профилактику возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в рамках работы КП ДОУ и для использования родителями в условиях семьи

Задачи:

– систематизировать мероприятия, направленные на раннее выявление и профилактику речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста, с выпуском практического пособия и методических рекомендаций для родителей неорганизованных детей;

– внедрить новые эффективные формы работы с родителями неорганизованных детей с использованием нетрадиционных методов;

– выработать у родителей практические умения, необходимые для развития у детей общеречевых навыков.

3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

  • Увеличение процента охвата родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста консультативной помощью учителя-логопеда ДОУ.
  • Формирование информационной готовности родителей неорганизованных детей к эффективной работе по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
  • Повышение качества и эффективности просвещения родителей по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
  • Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания.

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

Срок реализации программы май 2011г. – сентябрь 2012г.

Реализация программы предполагается в три этапа:

1 этап. Вводный. 2011г. (май – август).

– Изучение и подбор специальной литературы по проблеме раннего речевого развития детей.

– Формирование пакета диагностических методик по выявлению у детей раннего возраста речевых нарушений, которые также могут быть использованы родителями в условиях семьи.

– Подбор и разработка критериев оценки результативности деятельности.

2 этап. Практический. 2011-2012гг. (сентябрь – май). Разворачивание основных механизмов программы:

– Апробация пакета диагностических методик в условиях работы КП для родителей неорганизованных детей раннего и младшего дошкольного возраста «Неваляшка».

– Внедрение инновационных форм профилактической работы.

3 этап. 2012г. (май – сентябрь). Оценка результатов реализации программы. Презентация практического пособия «Речевичок».

5. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

– Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

– Родители неорганизованных детей.

– Дети от 1,5 до 3 лет, не посещающие ДОУ.

6. ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ СТОРОНЫ

– Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Росинка» (МБДОУ «Детский сад «Росинка»).

– Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Росинка».

– Родители детей от 1,5 до 3 лет.

7. ФИНАНСИРОВАНИЕ

Программа не предполагает дополнительного финансирования. Выпуск рекламной продукции осуществляется за счёт спонсорской помощи МБДОУ.

8. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Основанием для разработки программы «Ранняя диагностика и профилактика возникновения речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях работы КП» послужили следующие факторы:

– Увеличение процента неорганизованных детей раннего возраста неохваченных ДОУ.

– Увеличение детей раннего возраста с речевыми нарушениями.

– Подготовка ребенка к поступлению в ДОУ.

Большинство родителей убеждены в том, что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся, что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Именно поэтому логопеду необходимо донести до каждого из родителей понимание того, насколько важен этот особенный возраст, как многого можно достичь, начав заниматься с собственным ребенком уже сейчас, и каких трудностей в дальнейшем это поможет избежать. Поэтому очень важно именно на раннем этапе провести профилактическую работу по предупреждению нарушений речи у детей.

Важным средством профилактики нарушений речи служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, планирование игр – драматизаций и развлечений.

Взаимодействие с семьей ребенка раннего возраста в КП опирается на принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми. Необходимо подчеркнуть, что родители ищут поддержку и помощь специалиста, будут прислушиваться к нему и следовать его советам только тогда, когда профессионал будет видеть в родителях не объект своего воздействия, а равноправного партнера.

Таким образом, возникла необходимость создания консультативного пункта «Неваляшка», который функционирует на базе кабинета педагога-психолога, где созданы условия, которые в полной мере удовлетворяют потребности в спонтанной деятельности и соответствуют возрастным возможностям и потребностям ребенка. Ежегодно в рамках КП МБДОУ разрабатывается план проведения тематических встреч с родителями неорганизованных детей раннего возраста. Ведется журнал обращений, где фиксируются вопросы родителей. Специалисты, в частности учитель-логопед беседует, отвечает на индивидуальные вопросы, консультирует родителей по запросу и по телефону два раза в неделю с 18.00 до 19.00 часов.

Поскольку консультативный пункт работает по запросам родителей, подбор средств для проведения основных мероприятий не определяется четкими границами проведения мероприятий и учитываются возможность их содействия со специалистами ДОУ.

Ранняя профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Сорокина Ольга Юрьевна

аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова, учитель-логопед ГОУ № 1746, г. Москва

В последние годы все большее значение уделяется новой области знаний — педагогической инноватике. Педагогическая инновация — изменения, направленные на улучшение воспитания и обучения детей не только с нормальным развитием, но и имеющих различные нарушения. Одним из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по профилактике и пропедевтике возникновения общего недоразвития речи.

Ранний возраст — период интенсивного развития всех психических функций. Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития ребенка. Поэтому важно вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Неблагоприятные демографические процессы в нашем обществе сопровождаются резким ухудшением состояния здоровья детей. По данным статистики до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми; перинатальные нарушения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы, непосредственно способствуя возникновению общего недоразвития речи у детей.

Из-за возрастающей распространенности речевых расстройств (по данным американского министерства труда) в США в 2010 году специалисты по патологиям речи вошли в топ 30 самых востребованных профессий (из 700). Постоянный рост числа детей, имеющих нарушения речи, их влияние на ход всего психологического развития, позволяет поставить вопросы диагностики и профилактики возникновения речевых нарушений в ряд наиболее значительных и приоритетных для специальной педагогики и указывает на необходимость оказания логопедической помощи детям в более ранние сроки.

Однако существует ряд сложностей, препятствующих возможности ее получения, несмотря на то, что патологию речевого развития можно выявить в первые годы жизни ребенка:

· современные коррекционные программы ориентированы прежде всего на работу с детьми с 4,5-5 лет с общим недоразвитием речи (8,36);

· коррекционная работа направлена на исправление уже имеющегося речевого нарушения, а не на их предупреждение, выявление и своевременное логопедическое воздействие в возрасте 2-3-х лет;

· отсутствие программы для детей раннего возраста не дает возможности реализовать потенциал «сензитивного периода» в развитии речи детей и избежать появления общего недоразвития речи в дальнейшем;

· не разработаны программы помощи семьям детей раннего возраста «группы риска»;

· существует проблема профессиональной подготовки логопедов для работы с контингентом детей раннего возраста.

Между тем в современных зарубежных и отечественных исследованиях «обращается внимание на важность для развития полноценной речевой функции именно возраста от рождения до трех лет жизни». В этот период «пластичность» и «компенсаторные возможности» [3, с. 78; 4, с. 12] детского мозга весьма высоки и вовремя начатое коррекционное воздействие будет способствовать не только ускорению хода речевого развития и предотвращению появления общего недоразвития речи, но и возникновению вторичных отклонений в психическом развитии. Это свидетельствует о необходимости обращения более пристального внимания на детей «группы риска» данного возраста для разработки и внедрения:

· «Комплекса профилактических мер по предотвращению появления нарушений в речевом онтогенезе.

· Приемов и методов диагностики — для определения уровня довербального и вербального развития ребенка раннего возраста и структуры имеющегося нарушения.

· Программы комплексного дифференцированного логопедического воздействия, отвечающей возрастным и речевым возможностям детей; «Новых инновационных педагогических технологий, направленных на развитие речевых и моторных возможностей детей» для достижения максимального результата в работе [1].

· Рекомендаций родителям, вовлечения их в коррекционную работу триады «специалисты-родители-ребенок» для эффективности проводимого воздействия.

Говоря о категории детей «группы риска» мы имеем в виду детей, имеющих нарушения, полученные в период пренатального, натального и постнатального развития, приводящие к возникновению различных нарушений хода развития, в том числе и речевого. Это дети:

· с генетической предрасположенностью

· с неблагоприятным акушерским анамнезом

· перенесшие асфиксию, родовую травму

· с недоношенностью, незрелостью при рождении, малым весом

· имеющие инфекции и постнатальные повреждения мозга

· с неблагоприятными условиями воспитания (депривацией), наличием психотравмирующих ситуаций

· рожденные от матерей, употреблявших алкоголь и никотин.

Так как наличие перинатальных энцефалопатий и психической депривации в период интенсивного развития речи приводит к отставанию в ее развитии, являясь причиной возникновения общего недоразвития речи, вопросы пропедевтики и профилактики их появления являются наиболее значимыми.

В настоящее время в нашей стране наиболее полно разработаны вопросы диагностики и коррекции импрессивной речи у детей 1-го года жизни с ДЦП [2], родовыми травмами [6], с перинатальными нарушениями ЦНС [6; 7], создана система коррекционно-логопедической работы с детьми первых трех лет жизни, имеющих дизартрию, и определены основные направления работы с ними. Создана система работы с детьми младенческого возраста с нарушениями психомоторного развития в условиях депривации. Авторами предложен материал по комплексной коррекции нарушенных функций.

Учеными научно-исследовательского института РАО разрабатывается концепция ранней диагностики и коррекции различных отклонений в развитии детей первых лет жизни.

Согласно концепции в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии предлагается осуществлять комплексный медико-психологический подход к диагностике и коррекции аномалий развития, а также ранее, желательно с младенческого возраста, начало коррекционных мероприятий.

Таким образом, важнейшей задачей настоящего времени является построение гибкой государственной системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Для реализации такого проекта сотрудниками Института Раннего вмешательства Санкт-Петербурга [6, с. 146] адаптирована программа «Абилитация младенцев».

Абилитация — современный термин, используемый в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. HABILIS — быть способным к чему-либо, приспособленность) — комплекс услуг и мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психофизического развития.

Институт раннего вмешательства является разработчиком и исполнителем Санкт-Петербургской городской приоритетной социальной программы «Абилитация младенцев». Программа «Абилитация младенцев», являющаяся первой программой раннего вмешательства в России и странах СНГ, направлена на выявление детей с отставанием или отклонением в психическом или речевом развитии, со зрительными, слуховыми, двигательными, эмоциональными нарушениями в первые годы жизни и на коррекционное и развивающее обучение выявленных детей.

Из двух тысяч детей первого года жизни, обследованных в Институте раннего вмешательства, более 40% имели отклонени хотя бы в одной из областей развития (в познавательной, социально-эмоциональной, речевой, двигательной), более 20% из 2,5 тыс. детей второго-третьего года жизни имели отставание в речевом развитии. Для оценки развития ребенка используются американские KID и GDI — шкалы (авторы проф. Ройтер и др., Айртон, соответственно). В начале использовались американские нормативные данные, сейчас завершена работа по получению отечественных нормативов.

Обязательным элементом раннего вмешательства является количественная оценка психического развития ребенка. Для этого используются шкалы развития. Шкалы включают перечень умений (знаний), которые должны быть проверены у обследуемого ребенка, и процедуру вычисления по полученными результатам уровня (возраста) развития ребенка. Эта процедура основана на сравнении результатов с нормативными данными, собранными при исследовании очень большой группы здоровых детей. В США, например, наиболее распространена «Шкала развития младенцев и детей раннего возраста» (Н. Бейли, 1993). Этот тест удобен для проведения лонгитюдных исследований. Он позволяет сравнивать полученные ребенком баллы, как с его собственными в различном возрасте, так и с результатами сверстников.

Получила известность «Мюнхенская функциональная диагностика развития детей первых 3-х лет жизни», созданная в Мюнхенском Университете и Институте социальной педиатрии, и «Денверская шкала развития», разработанная группой специалистов в США.

К настоящему времени в мире накоплен большой опыт комплексной помощи детям первых лет жизни с нарушениями развития и их семьями в рамках служб ранней помощи (раннего вмешательства). Имеются программы ранней педагогической помощи: «маленькие ступеньки» (Австралия), «Портедж» (США), «Каролина — руководство для дошкольников с особыми нуждами» (США).

Изучение данного опыта, адаптация зарубежных диагностических методик и внедрение отечественных разработок по пропедевтике и коррекционной работе с детьми раннего возраста, с детьми, имеющими предпосылки формирования общего недоразвития речи в условиях дошкольных учреждений с обязательным включением родителей в коррекционный процесс является актуальным по нашему мнению.

Основы ранней помощи — совместная работа с семьей. Именно работая в триаде» специалист — ребенок — родители» можно добиться высоких результатов.

Необходимо установить доверительный контакт с родителями ребенка для определения их отношения к ребенку, проблемам в его развитии и вовлечения родителей в коррекционную работу, так как ни один из детских возрастов не требует такого огромного количества форм сотрудничества… [4].

Для решения этой задачи нами был установлен тесный контакт со специалистами, работающими в Центре планирования и репродукции семьи № 2 и детской поликлиникой № 55 СВАО г. Москвы, где будущие родители и те, кто имеет детей раннего возраста, получают рекомендации по развитию речи и причинах, которые могут привести к нарушению ее хода.

Они получают различный материал, помогающий им разобраться в ходе онтогенетического развития речи:

· «Поговорим о нарушениях речи».

· «Малыш развивается и растет, но не говорит. Все ли в порядке?»

· «Советы мамам маленьких детей от логопеда».

· «После 3-х уже поздно».

· «Скорая логопедическая помощь» (адреса и телефоны учреждений работающих с детьми раннего возраста).

· «Азбука по речевому развитию для родителей».

· «Развиваемся, играем вместе, говорим».

На базе ГОУ № 1746 г. Москвы организуются «Родительские пятницы», во время которых для родителей можно получить консультации от психолога, дефектолога, логопеда для родителей детей, раннего возраста, имеющих задержку темпа речевого и психического развития. Проводятся индивидуальные занятия с детьми в сопровождении родителей.

Предлагаются для заполнения опросники по раннему развитию детей, помогающие составить наиболее полную картину о нарушениях довербального развития, и выявить детей, имеющих предпосылки возникновения общего недоразвития речи уже в раннем возрасте.

Подытоживая вышеизложенное хочется отметить, что современная диагностика и логопедическая работа с такими детьми в возрасте до 3-х лет позволяет компенсировать задержку речевого развития, что в свою очередь является профилактикой возникновения общего недоразвития речи в более старшем возрасте.

Чем раньше нормализовать речь ребенка, тем более положительным будет прогноз всего его психического развития.

Работа с семьей, по нашему мнению, играет решающее значение в коррекционной работе, поскольку становление речи процесс постоянный и требует длительного, кропотливого труда не только со стороны специалистов, но и родителей. Только участие родителей, их заинтересованность и контроль способны помочь скорректировать отставание в речевом развитии, нормализовать весь ход психического развития и предотвратить проявление вторичных нарушений у детей раннего возраста.

Список литературы:

1.Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одного из приоритетных направлений современной специальной педагогики // Дефектология. 2002. №3.

2.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми трех лет жизни. Монография. М.: МГОПУ им. Шолохова РИЦ, 2004.

3.Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностиями и их семьям: Материалы конференции. М., 2003, С. 12-16.

4.Выготский Л.С. Основы дефектологии. Спб.: Из-во «Лань», 2003.

5.Дунайкин М.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развитя детей первого года жизни / М.Л. Дунайкин, И.Л. Брин // Дефектология. 2002. №3. С. 78-83.

6.Довбня С.В., Кожевникова Е.В. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьями: Материалы конференции. 2003 С. 146-149.

7.Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2003.

8.Приходько О.Г, Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. М., 2003.

9.Стребелева Е.А. Ранняя коррекционная педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. 2003. №3. С. 39-42.

10.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. М., 2003.

Ранняя профилактика речевых нарушений

В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Нарушения речи встречаются у детей разного возраста и проявляются по-разному: от трудностей произношения отдельных звуков в связной речи до отсутствия фразовой речи как таковой или наличия единичных лепетных слов и звукоподражаний в активном словарном запасе.

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше – в дошкольном возрасте. Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка и чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития и последующего школьного обучения.

Динамика речевого развития ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекционном процессе. Родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать инициативность детских высказываний и мотивацию речевого общения, тесно сотрудничать со специалистами (логопедом, психологом, неврологом) для достижения более быстрого и устойчивого результата и т.д.

Для того, чтобы уже в раннем возрасте определить, есть ли проблемы в речевом развитии вашего малыша и требуется ли ему помощь, обратите внимание на признаки, описанные ниже.

Признаки благополучного развития речи у ребенка

— Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

— У малыша нет никаких неврологических заболеваний.

— Доречевой период (до 8 мес) характеризовался активным гулением и лепетом.

— Первые лепетные слова и звукоподражания появились к году.

— Ребенок активнее общается с хорошо знакомыми ему взрослыми.

— Малыш к 1г.9мес. -2 годам пользуется двухсловными предложениями (тут баба, дай пи(ть)) и интересуется названиями новых предметов (1г.9. мес-2г.6мес).

— Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

— Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

— Малыш проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

— Ребенок развивается с задержкой общего или моторного развития, состоит на учете у невролога и других узких специалистов.

— Малыш перенес тяжелые заболевания, в том числе неврологические заболевания.

— В доречевой период не отмечалось активное использование гуления и лепета и их разнообразие.

— Первые слова появились позже 1г.2мес.

— Ребенок неохотно и редко повторяет за взрослым то, что он слышит.

— На просьбу «Повтори» или «Скажи это еще раз» проявляет речевой негативизм (молчит или уходит, как будто просьбы не слышал).

— Малыш предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью и не выражает просьбу словесно («самостоятельный» ребенок).

— Ребенок одинаково активно/малоактивно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

— Малышу не важно, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания «Скажи еще раз лучше» не реагирует.

— Играет преимущественно молча, не комментируя происходящее.

— Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития речи ребенка, значит вашему малышу необходима помощь.

Работа с детьми раннего возраста по формированию речи условно может быть разделена на этапы:

  • развитие мотивации (потребности, стремления, побуждения к говорению и речевому общению) и формирование подражательных способностей воспроизводить речь;
  • расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

В ходе предметной и игровой деятельности малышей с помощью специально организованных упражнений логопедом решаются задачи:

— развития понимания обращенной речи;

— уточнения значений слов, имеющихся у детей в активном запасе;

— знакомства с новыми словами и ситуациями их употребления;

— уточнения значений имеющихся в речи детей грамматических форм;

— овладения новыми грамматическими формами и конструкциями и использования их в самостоятельной речи;

— формирования и совершенствования слоговой структуры слов;

— формирования навыка связной диалогической и монологической речи;

— совершенствования звуковой стороны речи.

Влияние речевых проблем на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сензитивный для речи период в возрасте от 2 до 5 лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции. В этом случае появляется возможность «совпасть» с природными сроками формирования начатков речи и избежать вторичных наслоений. В результате можно добиться полной компенсации речевых нарушений еще до поступления ребенка в школу.

Учитель-логопед первой категории Гайдук Татьяна Николаевна

Читайте также:  Как сделать интересной автоматизацию звуков
Ссылка на основную публикацию