Рациональная организация деятельности учителя-логопеда – залог эффективности коррекционного воздействия

Условия эффективности логопедического воздействия

Успешное преодоление нарушений речевого развития возможно при обеспечении выполнения следующих условий:

1. установление взаимосвязи и преемственности в работе всего медико-психолого-педагогического коллектива (логопеда, дефектолога, психоневролога, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, преподавателя физкультуры, медицинской сестры, массажиста);

2. установление тесной связи логопеда с родителями, обеспечивающей единство требований к развитию речи ребенка и закрепление изучаемого материала в домашних занятиях;

3. адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, тактичность, доброжелательность, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада;

4. сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения;

5. постоянное закрепление содержания программного материала, его соответствие программным требованиям;

6. разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Система лечебно-педагогической комплексной работы строится с учетом общедидактических и специфических принципов. Можно выделить следующие принципы построения индивидуальных программ: учет возрастных особенностей ребенка; учет особенностей высшей нервной деятельности; учет особенностей познавательной деятельности; учет индивидуально-личностных особенностей; учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития; прогнозирование динамики развития ребенка.

Логопед, составляющий индивидуальные программы коррекционной работы, руководствуется следующим алгоритмом их построения:

§ формирование психологической базы речи (развитие восприятия, внимания, памяти);

§ работа над пониманием обращенной речи;

§ развитие мелкой ручной и артикуляционной моторики;

§ развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

§ развитие чувства ритма;

§ развитие дыхания и голоса;

§ совершенствование произносительной стороны речи;

§ формирование активной речи (звукоподражания, лепетные слова, отдельные слова, элементарные фразы, совершенствование фразовой речи).

Рекомендации по организации, планированию и содержанию индивидуальных логопедических занятий определены основными направлениями и задачами, которые целесообразно реализовывать поэтапно.

ЭтапЗадачи коррекционно-логопедической работы
IРасширение понимания речи Стимуляция у детей звукоподражания и общения с помощью аморфных слов-корней (машина — «би-би»; мишка — «ми») Стимуляция подражания «Сделай, как я»; звукового подражания «Как мычит корова? Как собачка лает? Как лягушка квакает?» Научить ребенка сортировать предметы по цвету, форме, величине, показывать части тела, приносить игрушки по словесной инструкции Соотносить предметы с их словесными обозначениями Стимулировать формирование первых форм слов Научить ребенка сначала проговаривать ударный слог, а затем воспроизводить два и более слогов слитно Постепенно учить ребенка объединять усвоенные слова в двусловные предложения Выражать свои потребности словами «дай пить», «хочу спать», «спасибо»
IIРасширять понимание обращенной речи Формировать двусловные предложения Осуществить постановку звуков
IIIСовершенствовать фразовую речь Развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов Продолжать работу по словоизменению и словообразованию Продолжать работу по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков) Подготовка к обучению грамоте. Овладение элементами грамоты

Логопедическая работа начинается с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики (от простых упражнений к более сложным).

Артикуляционная гимнастика проводится по подражанию, перед зеркалом. Используется и механическая помощь (шпатель, зонд и т. п.).

У детей с нарушением интеллекта постановка звуков по подражанию редко бывает эффективна, поэтому чаще пользуются такими способами постановки звуков, как:

§ постановка от других звуков, правильно произносимых;

§ постановка звука от артикуляционного уклада;

§ смешанный (когда используются различные способы).

Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении.

Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

В специальной дошкольной педагогике практические методы обучения сочетаются с наглядными и словесными.

Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.В. Кудрявцева

Текст научной работы на тему «Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ»

учитель-логопед, Павловский центр психолого-педагогической

реабилитации и коррекции «Логос»

Новые формы взаимодействия учителя-логопеда в процессе реабилитации детей с ОВЗ

Развитие ребёнка, имеющего речевые нарушения, и перспективы его успешного обучения в школе во многом зависят от эффективности логопедической работы, проводимой в дошкольном образовательном учреждении.

В настоящее время, по данным статистики, наблюдается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая патология с каждым годом носит все более выраженный характер. Всё чаще встречается сочетанная патология и сложная структура дефекта. В результате у детей страдают одновременно несколько функций, наблюдаются нарушения в работе различных систем детского организма: речевой функции, сенсорной и моторной сферы, психических процессов, психологического и социально-педагогического статуса.

Прогрессирующая с каждым годом степень выраженности нарушений в развитии детей обращает нас к поиску новых подходов, приёмов и методик работы в логопедической и психолого-педагогической практике по коррекции речи.

В век информатизации один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации. Важным становится умение работать сплочённо. XXI век – век команд. Таким образом, многочисленные проявления сложной речевой и неречевой симптоматики у детей-логопатов обусловливают использование в коррекционной работе комплексного подхода в процессе реабилитации детей с ОВЗ.

В Павловском центре «Логос» реализует комплексный подход команда специалистов, которая сопровождает коррекционнообразовательный процесс детей. Мы развиваем, обучаем, корригируем, воспитываем, социализируем и лечим! В команду психолого-медикопедагогического сопровождения входят учителя-логопеды, психологи, коррекционные педагоги, невролог, воспитатели, социальный педагог. Медицинский аспект сопровождения реализуется на основе внутриведомственных связей с ЛОДКП. Работая как одна команда, каждый специалист достигает чётко определённые цели и выполняет задачи в области своей дисциплины.

Но учитель-логопед – центральное звено в службе сопровождения, так как отвечает за развитие личности и коррекцию речи ребёнка. Он проводит диагностическое обследование его речи и связывает ребенка с необходимыми для коррекции специалистами, определяет индивидуальную программу развития ребёнка и отслеживает динамику проведённой реабилитации.

В связи с этим появляются новые формы взаимодействия учителя-логопеда со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса.

Это дополнительное обследование совместно с неврологом, психологом с целью уточнения неврологического или психологического статуса детей, когда остро встаёт вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, в случае необходимости проведения дополнительных занятий или корректировки медикаментозной поддержки детей в процессе коррекционного обучения.

Разработка и использование современных ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя также является новой формой взаимодействия педагогов. Создание единой медиатеки с тематическими презентациями, разноуровневыми интерактивными играми и мультитекой позволяет реализовать специалистам единство требований в коррекционной работе.

Учитель-логопед ведёт портфолио дошкольника, которое служит «портфелем достижений» ребёнка и способствует формированию его ведущих компетенций:

• изучает личность ребёнка, его способности;

• формирует мотивацию учебной деятельности;

• обучает видеть и оценивать собственные результаты.

Кроме того, используя этот инструмент, учитель-логопед взаимодействует с воспитателями, родителями и логопедами ДОУ.

Для родителей детей с ОВЗ наряду с традиционными формами взаимодействия: очной (индивидуальные собеседования, открытые занятия, родительские собрания, тренинги) и заочной (анкетирование, тетради для домашних заданий, публикации) учитель-логопед предлагает дистанционную форму (сайт, электронная почта).

Участвуя в работе службы сопровождения, консилиума, учитель-логопед сотрудничает и с внешними психолого-педагогическими, социальными и медицинскими организациями, определяя дальнейший образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ.

Вследствие тенденции модернизации образования новые формы взаимодействия учителя-логопеда прослеживаются не только между взрослыми субъектами коррекционно-образовательного процесса. Следует отметить новые акценты и в системе детско-взрослых отношений.

Ранняя коррекция недостатков развития ребёнка становится всё более актуальной проблемой специальной психологии и педагогики. Важнейшей причиной роста её актуальности является высокий процент новорожденных с неблагополучным состоянием здоровья. В конце XX столетия появился термин «децелерация», обозначающий замедленный темп роста и развития детей.

Опираясь на результаты отечественных и зарубежных научных исследований о том, что раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии детей позволяют предупредить появление отклонений вторичной и третичной природы, и поддерживая тенденцию ранней диагностики и коррекции детей с ОВЗ, мы стали принимать в дошкольное отделение центра и включать в систему коррекционнологопедической работы детей младшего дошкольного возраста. Это

практически неговорящие дети 3-4 лет, имеющие, по логопедическим заключениям, моторную и сенсомоторную алалию.

Практика коррекционно-логопедической работы показывает, что некоторые специалисты пытаются избежать взаимодействия с такими детьми. Частично это обосновано тем, что не все коррекционные учреждения могут осуществлять комплексный подход при коррекции тяжёлых нарушений речи. Иногда специалисты «вуализируют» проявление выраженной вторичной симптоматики у детей. Но в основном главной причиной отказа от коррекционно-развивающей деятельности позиционируется невозможность налаживания позитивного и продуктивного взаимодействия с «особым» ребёнком.

Встречая малышей, которые интегрируются в дошкольные группы на два месяца «интернатного» пребывания, мы часто видим в их глазах настороженность, испуг, недопонимание. Это закономерно: их «вырвали» из семьи, из привычного уклада домашней жизни.

Кроме того, у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Как реакция на речевую недостаточность у детей отмечаются замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряжённое состояние, повышенная раздражительность, обидчивость, склонность к слёзам и др. Зачастую дети пользуются речью только в эмоционально окрашенных ситуациях. Боязнь ошибиться и вызвать насмешку приводит к тому, что они стараются обойти речевую трудность, отказываются от общения речью, охотнее используют жесты.

И вот здесь, предваряя и дополняя систематическую комплексную

коррекционную работу по устранению основного дефекта: тяжёлого нарушения речи, нашей задачей становится наполнить детские души спокойствием, радостью, пониманием, доверием – расположить детей к себе. Ведь мотивация и осознанное отношение к выполнению коррекционно-развивающих заданий – это залог успеха в коррекции!

Таким образом, коррекционная работа с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста требует определённо иных форм взаимодействия. Превалирует, прежде всего, психологическая составляющая общения: снятие фобий, формирование положительного психоэмоционального климата, что дает детям посыл на коммуникацию.

Что же мы делаем? Используем преимущественно игровую форму работы. Мы «погружаем» детей в игру! Она может быть развивающей, коррекционной, познавательной, организационной, направленной на установление психологического комфорта или релаксацию. Игра меняется в зависимости от целей, задач, направления деятельности, этапа работы, но игровая деятельность всегда полна удивительных превращений, неожиданных сюрпризов, увлекательных путешествий.

Особенность в том, что мы «превращаем» в игру не только коррекционно-развивающие виды деятельности, мы насыщаем ими весь день: режимные моменты, досуг, любые организационные процессы (построение, перемещение, переключение и др.). Игра возбуждает интерес, вызывает потребность в общении, способствует развитию речевого подражания, моторики, обеспечивает эмоциональность воздействия.

Всегда выявляется проблемная группа: в неё входят дети, которые не желают заниматься и не принимают «нашу игру». Но вопрос формирования мотивации обучения чрезвычайно важен! Мотивация детей к коррекционно-развивающей деятельности обусловливает эффективность проводимой нами коррекции. Научными исследованиями определено, что в дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит именно эмоционально-практическим путём. И.П. Павлов доказал, что если в мозг подавать не подкреплённую чувствами (эмоциями) информацию, то в коре его формируются центры нейтрализации этой информации. А это значит, что знания, не подкреплённые телесным опытом или чувственными впечатлениями, не усваиваются.

Изучая состояние мотивационной сферы, мы устанавливаем наблюдение за «проблемным ребёнком» в разных видах деятельности: на занятиях, в режимные моменты, в процессе свободного общения и досуговой деятельности. Динамическое наблюдение позволяет увидеть сохранную мотивированную сферу деятельности, на основе которой выстраивается дальнейшее личностно ориентированное воздействие на ребёнка.

Сформировать мотивацию детей-логопатов к занятиям, поддержать активное внимание и работоспособность малышей возможно, максимально оптимизировав коррекционное воздействие. В методику работы включаются нетрадиционные приемы работы: средства мультипликации, различного рода наглядно-игровое оборудование, программноаппаратные комплексы (ИКТ).

Уменьшение возрастного критерия позволяет более продуктивно воздействовать на ребёнка, но ориентирует нас на введение в систему коррекционно-развивающей деятельности форм работы, которые воздействуют на непроизвольное внимание ребёнка: музыкальное сопровождение, логопедические распевки, включение звуковых и световых эффектов, введение элементов сказкотерапии и пескотерапии, игровых сюжетов, рифмованных заданий, частая смена видов деятельности.

Таким образом, на первом этапе работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (моторную и сенсомоторную алалию), в целях воспитания речевой активности, формирования пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению, формирования психофизиологических предпосылок речевой деятельности и первоначальных навыков общения в коррекционной работе необходима организация личностно-ориентированного воздействия.

В основе взаимодействия с дошкольниками лежит предметно-манипулятивная деятельность. «Интеллект детей, – указывала известный психолог Н.Ф. Толызина, – лежит на кончике пальцев._Запоминаются действия с предметами». Поэтому в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, мы максимально реализуем деятельностный подход – учение в деятельности, исследовательскую деятельность, в процессе которой закладываются сенсорные эталоны,

развиваются психологические предпосылки детей с алалией к полноценной речевой деятельности, формируются речевые навыки. Именно действия с предметами формируют мысль малыша!

Программа личностно ориентированного воздействия выстраивается не только с учётом уровня актуального развития ребёнка, но также исходит из интересов малыша, его сохранной мотивированной сферы деятельности. Если ребёнку нравится играть в песочнице – мы начинаем налаживать взаимодействие с введения в структуру коррекционноразвивающего занятия элементов песочной терапии. Его «притягивают» водные процедуры – работаем над развитием физиологического выдоха в играх на задувание, бурление. Нравятся сказки – появляются сказочные персонажи. Любит рисовать – прорисовываем вместе по трафарету необходимые для восприятия и проговаривания образы. Умеет конструировать – начинаем взаимодействие с невербальных заданий по совершенствованию конструктивного праксиса. Проявляется двигательная расторможенность – в основе логопедических занятий логоритмические упражнения. Нравится слушать музыку – подключаем музыкальное сопровождение к выполнению развивающих заданий. Приятно испытывать тактильные ощущения, массаж – вводим элементы Су-джок терапии, применяем универсальную корректирующую парту «Тесса» и т. д.

Интеграция образовательных областей в структуре коррекционнологопедического занятия успешно влияет на эффективность коррекционной работы, так как на занятиях, которые носят интегративный характер, решается несколько задач с опорой на максимальное количество анализаторов.

В дальнейшем уменьшается продолжительность включений интегрированной деятельности. То есть, следуя от естественных желаний ребёнка, мы постепенно подводим его к заданиям, направленным на развитие и коррекцию нарушенных функций, наблюдая у него постепенное становление и развитие произвольности, причём не только в психомоторной сфере, но и в интеллектуальной. Иными словами, привлекая ребёнка к «сохранной» деятельности, мы первоначально обучаем его управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом на этой базе начинаем работать над коррекцией и развитием речи и познавательных интересов.

Читайте также:  Осень - конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком 3 лет

Методически правильно выстроенное взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса позволяет специалистам эффективнее проводить реабилитацию детей с ОВЗ. Опыт работы показал, что используемые новые формы взаимодействия увеличивают количественные и качественные показатели в динамике коррекции нарушенных функций.

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений

Автор: Тураева Оксана Александровна

Комплексный подход к коррекции речевых нарушений в условиях

МБОУ «Центр диагностики и консультирования»

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих речевую патологию. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. У детей отмечается нарушение звукопроизношения, страдает слоговая структура слова, словарь ниже возрастного уровня, аграмматичная речь. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Формирование правильного звукопроизношения – это сложный процесс. Поэтому комплексное , целенаправленное воздействие всех специалистов Центра способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов.

Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми с речевыми нарушениями, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно- педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов, воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Поэтому в нашем Центре для детей с речевой патологией работаютневролог, логопед, психолог, психиатр. Эта работа носит согласованный комплексный характер. Активно воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами, педагоги и врачи строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных медицинских и педагогических областей, каждый педагог и врач осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка.

Комплексный подход по коррекции нарушения звукопроизношения обозначен двумя аспектами:

1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы , которая направлена на нормализацию всех сторон речи, артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.

2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога- психолога, врача – психиатра и родителей.

В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И практически каждая система использует дидактический принцип от простого к сложному.

Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:

1. Медицинское воздействие (работа невролога и психиатра) (медикаментозное укрепление нервной системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной логопедической работы.

2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи, обязательно в присутствии детей, воспитателей.

3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап, постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых звуков).

4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.

Таким образом , взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей с речевыми патологиями.

МЕТОДКАБИНЕТ.РФ

Всероссийский педагогический портал

Чуваева Наталья Николаевна, учитель-логопед МБОУ г.Мурманска основная общеобразовательная школа №37

Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда

Нарушения речи – распространенное явление среди школьников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от вовремя проведенной логопедической коррекции.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы.

Необходимо обратить внимание на принципиальные моменты организации и реализации логопедического воздействия.

Вся коррекционная работа по устранению нарушений письменной и устной речи имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются предпосылки к обучению детей родному языку.

Специфика логопедических приемов и методов заключается в особой подаче и форме коррекционных заданий, цель которых – активизация речемыслительной деятельности ребенка. Это составляет суть логопедической работы.

В настоящее время логопед должен владеть большим арсеналом диагностических, развивающих, обучающих и коррегирующих методик.

Существует много методик обучения детей с нарушениями устной и письменной речи. Но все они сходятся в том, что для обеспечения достаточно эффективного коррекционного воздействия на учащихся в условиях логопункта, необходимо:

– как можно раньше выявить таких детей и организовать их коррекционное обучение с целью предупредить прямые и отсроченные последствия дефекта и нарастания педагогической запущенности;

– предусмотреть такое содержание и такую направленность коррекционного обучения, которые предусматривают ликвидацию первичного дефекта на уровне устной формы речи;

– комплексные методики являются наиболее результативными.

Суть комплексного метода состоит в создании такой методики, которая была бы фиксирована на решении задач развития речи и психофизических функций детей с речевыми нарушениями.

Для того, чтобы не превратить логопедические занятия в бесконечный процесс написания или переписывания, а обеспечить разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности и наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации, можно использовать элементы методики Садовниковой И.Н..

Данная методика предлагает оригинальную систему работы по преодолению нарушений письменной речи «без ручки и тетради», предлагая достаточный объем разнообразных упражнений, большая часть которых выполняется в устной форме с четко организованной системой сигналов обратной связи (карточки, символы, цифровой ряд, действия с мячом, с хлопками).

Занимательный речевой материал также способствует снятию напряжения и страха письма у детей, чувствующих собственную несостоятельность в графо-лексической деятельности, и создает положительный эмоциональный настрой у детей в ходе групповых занятий.

При планировании занятий возможно применять методику Ефименковой Л.Н. по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся 1 класса.

В этой методике определенную нагрузку несет организационный момент, который является связующим звеном между занятиями. Перед началом занятия логопед дает ученикам коротенькое задание, цель которого — повторить, закрепить или вспомнить материал предыдущего занятия.

При выборе оптимальных форм и методов логопедического воздействия необходимо учитывать уровень развития и состояние здоровья категорий обучающихся, в том числе путем изменения, дополнения, адаптации названных методик.

Основной формой организации логопедической работы является индивидуальное, подгрупповое и групповое занятие.

Коррекционные логопедические занятия на основе подгруппового и группового метода обучения способствуют формированию коммуникативных компетенций у учащихся, а дифференцирование – это способ, который позволяет мне работать с учащимся, учитывая их индивидуальные особенности.

В своей работе использую элементы современных коррекционных и образовательных технологий, которые обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности ребенка, реализацию его природного потенциала.

Использование на занятиях коррекционно- развивающих технологий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию психических функций (памяти, произвольного внимания, мышления восприятия), моторики, устной и письменной речи обучающихся, усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности.

На своих занятиях применяю следующие технологии :

1. Технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка. При личностно-ориентированном подходе школьный логопед корректирует недостатки устной и письменной речи учеников путем восполнения дефицита функций анализаторных систем (слуховой, рече- и рукодвигательной, зрительной). .

Особое значение уделяю составлению дифференцированных заданий с учетом индивидуальных возможностей ученика.

В своей деятельности придерживаюсь мотивационно- ценностного отношения к детям с проблемами в развитии, принимаю и понимаю их психофизиологические, психические, речевые и поведенческие особенности.

В качестве основного критерия эффективности коррекционно-развивающей деятельности считаю личностное развитие ребенка, его адаптированность (в первую очередь коммуникативную) в среде сверстников, а затем уже академическое продвижение в процессе овладения чтением, письмом, связной речью. При проведении промежуточных и итоговых мониторингов сравниваю результаты предыдущих проб с данными пробами, отслеживая положительную динамику каждого ребенка.

2. Здоровьесберегающие технологии, предполагающие охрану и укрепление физического и психического здоровья детей через:

– сохранение и поддержку индивидуальности ребенка;

– формирование у младших школьников желания и умения учиться быть здоровым;

– развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром, самим собой.

При составлении программ для меня основным требованием было максимальное использование здоровьесберегающих технологий. Реализуя авторский подход при обработке и самостоятельном составлении программ, вношу дополнительные элементы оздоровительных мероприятий в виде пальчиковой гимнастики, психогимнастики, элементов самомассажа, физминуток, голосовых и дыхательных упражнений, упражнений по сохранению зрения (по методике Базарного В.Ф.)

В процессе коррекционно-развивающей работы обучаю детей простейшим и общедоступным методам профилактики болезней, способам сохранения здоровья.

Использование здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить эффективность учебного процесса.

Особое внимание хочу обратить на использование арт-технологий (музыкотерапии, сказкотерапии, изотерапии).

Занятия с использованием элементов арт – терапевтических техник способны повысить самооценку, помочь детям контролировать свое поведение. А это очень важно, так как контроль над поведением и эмоциями помогает ребенку принимать решения, делать выводы.

Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, возникших у детей по разным причинам. Многие дети жалуются, что не могут работать в классе, потому что там шумно. Логопедические занятия можно сопровождать музыкой (релаксирующей, где звуки музыкальных инструментов дополняются звуками природы). Она является прекрасным фоном, когда дети работают самостоятельно. Такие занятия помогают адаптироваться к работе в условиях группы:

– дети слушают хорошую музыку и она их успокаивает;

– создается дополнительная слуховая помеха, дети должны прислушиваться, то есть развивать слуховое внимание.

Сказкотерапия. Моделирование и проигрывание сказок на логопедических занятиях, позволяет развивать мотивацию вербального общения, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас, совершенствовать связные высказывания.

Часто на логопедических занятиях использую элементы изотерапии (штриховки, раскрашивание контурных картинок, рисование мелом, красками, карандашами). Рисование улучшает качество зрительно-моторной координации, которая является базовой для успешного обучения в школе и улучшения качества письма в любом возрасте; стимулирует развитие речи; способствует формированию психических процессов (внимания, воображения, памяти, мышления). В процессе рисования происходит коррекция и компенсация недостатков познавательной сферы, развитие мелкой моторики, самоконтроля. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

3. Игровые технологии, способствующие созданию на логопедических занятиях непринужденной, доверительной атмосферы, в которой учащимися даются свободные высказывания, фиксирующие объективный результат логопедической коррекции.

Применение игровых технологий обеспечивает свободу действий обучающихся на занятиях, развивает творческие способности, вызывает положительные эмоции в отношении учебного процесса, воспитывает чувство товарищества и партнерства в игровой и учебной ситуации.

Игровые технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации коррекционного процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

При проведении занятий применяю предметные групповые и индивидуальные игры, сюжетные игры, игры-путешествия. Специально подобранные игры способствуют развитию у детей артикуляционной моторики, слухового внимания и фонематического слуха, подражательности речи и движениям логопеда, пополнению и активизации словаря, преодолению нарушений письма и чтения, развитию эмоционально- волевой сферы.

Для закрепления знаний и умений по темам активно использую на занятиях игровую методику Козыревой Л.М..

Игровые логопедические занятия привлекают детей, повышают мотивацию к посещению занятий и активной работе на них.

4. Информационно- коммуникационные технологии. Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повысить мотивацию, заинтересованность детей в занятиях, дает реальную возможность для качественной индивидуализации обучения детей.

Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания учащихся, расширению возможностей работы с наглядным материалом, интенсификации работы с результатами логопедических мониторинговых исследований.

Целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Своевременное переключение видов деятельности, включение в работу всех анализаторов, подача речевого материала с оптимальной дозировкой по времени и объему, соблюдение охранного режима – залог положительной результативности коррекционно- развивающего процесса.

Использую информационные технологии на коррекционных логопедических занятиях в виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидактического материала, а так же как средство визуализации и опосредованного контроля произношения.

Дифференцированно подбираю интересные задания для занятий с логопедических сайтов «Логозаврия», «Болтунишка», использую логопедические компьютерные программы («Игры для Тигры», «Развивайка для первоклашек»), которые позволяют вести логопедическую коррекцию с применением оригинальных инновационных подходов.

Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для коррекции нарушений речи при стертой форме дизартрии, но позволяет эффективно работать и с детьми, имеющими другие речевые нарушения.

Задания из компьютерной программы «Развивайка для первоклашек» пополняют словарный запас учащихся, эффективно дополняя знания, полученные на уроках, способствуют развитию логического мышления, памяти.

Применение этих программ:

– делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в них представлены в игровой, интерактивной форме;

– позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов, так как слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль;

– дает возможность индивидуальной настройки , так как содержат различные по сложности или объему варианты заданий;

– повышает мотивационную готовность ребенка к занятию, что положительно сказывается на результатах логопедической работы.

Продумывая ход занятия с использованием ИКТ, нельзя забывать о здоровьесбережении учеников. Эффективность занятия во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами.

Применение вариативности в использовании перечисленных технологий зависит от уровня и степени речевого дефекта учащихся. На практике удалось выявить, что эффективно проходят коррекционно- развивающий процесс с использованием игровых, дидактических технологий учащиеся, имеющие логопедическое заключение – ОНР (НвОНР) и несформированность письма и чтения, обусловленная ОНР (НвОНР). Младшие школьники, имеющие нарушения произносительной стороны речи, ФН, ФФН, несформированность письма и чтения, обусловленную ФФН, предпочитают логопедические занятия с использованием информационных, коммуникационных, дидактических технологий. Дети, имеющие нарушения высших психических функций, более всего нуждаются в разнообразии коммуникационных, здоровьесберегающих, технологий, так как у них затронуто не только устное оформление речи, но и эмоционально- волевая сфера, личностные характеристики.

Все, без исключения, младшие школьники с удовольствием приемлют элементы изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии.

4.Содержание коррекционной работы

В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы учителей-логопедов. Педагогам все чаще приходится сталкиваться с проблемой нарушения речевого развития у дошкольников, а ,значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок – подросток – взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Основными задачами коррекционно-развивающей деятельности ДОУ являются:

– создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, медицинский персонал;

– повышение профессионального уровня всех специалистов;

-организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

ЦЕЛЬ : повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ комбинированного вида.

1. Выстраивать механизм взаимодействия между специалистами.

2.Осуществлять тесное взаимодействие с родителями;

3. Своевременно выявлять детей с речевыми нарушениями;

4.Создать пространственно-речевую среду в ДОУ;

5.Корректировать и предупреждать речевые нарушения во всех видах деятельности.

В нашем дошкольном учреждении функционирует логопедический кабинет (логопункт), целью работы которого является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 4 лет 6 месяцев до 7 лет с фонетическими, фонематическими, фонетико-фонематическими и общими нарушениями речи.

В логопедическом пункте осуществляется квалифицированная профилактическая, коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи, а также страдающими различными формами патологии речи, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда проводятся по расписанию, но не входят в учебный план, так как количество детей в логопункте формируется на основе диагностики и решения медико-педагогической комиссии ДОУ. Занятия учителя – логопеда направлены на выявление и устранение дефектов речи у детей, формирование правильного произношения, развитие навыков связной речи. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи», авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина компенсирующей направленности осуществляется логопедом с использованием литературы:

– «Уроки логопедии» В.И. Бутейко, З.А. Репиной

– «Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи» И.Лопухиной

– «Дошкольная логопедическая служба» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

– «Логопедическая энциклопедия» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

– «Технология организации логопедического обследования» О.Е.Грибова

– «Логопедия в детском саду» Л.М.Смирнова

Основной формой работы с дошкольниками на логопункте детского сада являются индивидуальные коррекционные занятия. Выбор именно этой формы объясняется следующими моментами: необходимо подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты; у детей одной и той же возрастной группы могут быть различные дефекты речи; у детей со схожими по структуре дефектами отмечается различный уровень сформированности когнитивных процессов; у каждого ребёнка существует свой темп усвоения материала; соматически ослабленные дети достаточно часто пропускают занятия в саду по болезни.

Занятия по автоматизации звуков в словах, предложениях, стихах и текстах целесообразнее проводить в подгруппах. Объединяются дети одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 5 детей или микрогруппы 2-3 ребёнка.

Продолжительность подгрупповых коррекционно-речевых занятий составляет 20-35 минут, индивидуальных- 15-20 минут.

Ещё одна применяемая форма – индивидуальные занятия в присутствии других детей. Пока один ребёнок занимается с логопедом, другие выполняют специально подобранные упражнения-игры для развития мелкой моторики, цветовосприятия и т.п. Такая форма занятий экономит время и имеет другие положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация к формированию собственной чистой речи.

Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Параллельно логопед комплектует группы для групповых занятий, учитывая возраст и уровень речевого развития. В течении учебного года подгруппы детей меняются..

Занятия проводятся в дневное время, а один раз в неделю в вечернее, чтобы родители могли на них присутствовать и получить консультацию, совет, рекомендации логопеда.

Продолжительность логопедической работы ( от двух трех месяцев до полутора-двух лет) находится в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье.

Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи, грамматического строя речи и фонематического недоразвития, воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов.

Задачи коррекционного обучения:

– воспитание активного произвольного понимания речи;

– практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

– подготовка к обучению грамоты, овладение элементами грамоты;

– развитие навыков связной речи

– воспитание воображения, внимания, памяти, мышления.

Работа учителя-логопеда (логопедический пункт). Основные задачи:

– социальная адаптация детей в коллективе;

– развитие речи и речевого общения (решение в единстве задач языкового и коммуникативного развития), формирование коммуникативных способностей и умения сотрудничать;

– осуществление необходимой коррекции нарушений речи детей;

– обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в массовые школы;

– создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной деятельности детей;

– взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной позиции по отношению к собственному ребёнку.

Разделы программы по РР

обучающие и дидактические игры и упражнения

массаж органов артикуляционного аппарата

массаж речевых зон

Звуковая культура речи

Развитие и обогащение словаря

Развитие связной речи

Формирование грамматического строя речи

Звуковая культура речи:

– Развитие фонематического слуха

– Развитие умения воспроизводить слова сложной слоговой структуры

– Обучение звукобуквенному анализу слов, чтению

– Воспитание чёткого произношения

– Развитие голоса и речевого дыхания

– Развитие фонематического восприятия

Развитие и обогащение словаря:

– Образование относительных и притяжательных прилагательных

– Развитие навыка подбора синонимов и антонимов

– Развитие словаря признаков

– Развитие глагольного словаря

– Обобщение группы слов

– Уточнение названий понятий, предметов и их частей

– Уточнение лексического значения слов

– Развитие общей координации и мелкой моторики руки

– Коррекция эмоционально-волевой сферы

– Развитие высших психических функций

Развитие связной речи:

– Развитие невербальных средств общения

– Развитие речевого общения

– Обучение передавать свои мысли и чувства

– Обучение рассказыванию по серии картин

– Обучение составлению рассказа по картине

Формирование грамматического строя речи:

– Учить образовывать множественное число существительных, родительный падеж множественного числа

– Согласование: прилагательные с существительными; существительные с числительными; предлоги с существительными

– Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных

Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

1.формирование движений органов артикуляционного аппарата, посредством артикуляционной гимнастики.

2.формирование воздушной струи.

3. развитие слухового внимания.

4. развитие звукового анализа.

5. добиваться правильного произношения звука в связной речи.

Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

2.этап постановки звука

4.этап дифференциации звуков

5.этап формирования коммуникативных умений и навыков.

1.Подготовительный этап. Основная цель — включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс.

В задачи подготовительного этапа входит:

– формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков;

– умение опознавать (узнавать) и различать фонемы.

Ребенок должен усвоить правила поведения на занятиях, научится выполнять инструкции логопеда, активно включаться в общение.

2. Постановка звук. Достигается путем применения технических приемов. Выделяются три способа постановки звука: по подражанию (имитативный), с механической помощью и смешанный. Выбор способа постановки звука зависит от возможностей ребенка.

3. Автоматизация звука. Этап автоматизации звука делится на:

автоматизацию изолированного звука;

автоматизацию звука в слогах;

автоматизацию звука во фразе;

автоматизацию звука в связной речи.

Процесс автоматизации звука заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, простыми по фонетическому составу и не содержащими нарушенных звуков. Для тренировок подбираются слова, в которых звук находится в начале, в конце или середине. В первую очередь отрабатывается звук в начале (перед гласным), затем в конце (если звук глухой) и в последнюю очередь — в середине, так как эта позиция оказывается наиболее трудной. От отработки звука в словах простой слоговой структуры переходят к произнесению звука в словах, содержащих сочетание отрабатываемого звука с согласными. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке. В логопедической практике встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком, в частности по его разграничению: с другими звуками, т. е. дифференциации.

4. Дифференциация смешиваемых звуков. Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза. Работа над дифференциацией звуков способствует нормализации операции их отбора.

5.Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель его — сформировать у ребенка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
На занятиях широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Коррекция звукопроизношения проводится по индивидуальному плану и продолжительность каждого из этапов зависит от степени нарушений и индивидуальных особенностей детей.

Коррекция ОНР проводится на занятиях по коррекции звукопроизношения.

Цель коррекционной работы – создать условия по восполнению пробелов:

в развитии звуковой стороны речи;

в развитии лексического и грамматического строя речи;

в формировании навыков связной речи.

1. Активизация и обогащение словаря всех частей речи. Подбор антонимов, однокоренных слов. Образование относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

2. Развитие грамматического строя речи:

2.1 Образование падежных форм существительных единственного и множественного числа.

2.2 Образование сложных слов.

2.3 Образование глаголов при помощи приставок.

2.4 Согласование существительных с прилагательными и притяжательными местоимениями в роде, падеже и числе.

2.5 Употребление простых и сложных предлогов.

2.6 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами.

2.7 Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе.

2.8 Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

2.9 Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Развитие связной речи:

3.1 Составление описательного рассказа по опорной схеме (по предмету, по картинке).

3.2 Составление рассказа-сравнения по схеме.

3.3 Составление рассказа (загадки-описания) по плану.

3.4 Составление рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.

3.5 Придумывание окончания рассказа.

3.6 Составление рассказа по предложенным словам.

3.7 Составление рассказа из личного опыта.

3.8 Пересказ рассказа, доступного по содержанию.

4. Развитие психических процессов, мелкой моторики.

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя по изобразительной деятельности, воспитателя, реализующего НРК, медицинских работников. Каждый из них, решая свои задачи, определённые образовательными программами и положениями ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно ориентированные формы общения с детьми.

Важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели групп осуществляли бы контроль за соблюдением единого речевого режима на занятиях.

индивидуальные и тематические консультации;

подбор и распространение специальной педагогической литературы;

проведение лекций и бесед на педагогических советах;

разработка индивидуальных программ для развития ребёнка;

рекомендации по развитию фонематического слуха, навыки звукового анализа и синтеза;

занятия по заданию логопеда на закрепление речевого материала;

упражнения по развитию внимания, понятий, логического мышления.

Музыкальный руководитель на своих занятиях формирует темпо-ритмическую сторону речи и способствует автоматизации звуков посредством специально подобранных распевок и песен.

упражнения: воспитывающие темп и ритм речи; на развитие дыхания и голоса; артикуляционного аппарата;

согласование сценариев праздников, развлечений;

логоритмические разминки «Веселая полянка».

Инструктор по физическому воспитанию по просьбе логопеда проводит комплекс упражнений на мышечную релаксацию, что оптимизирует процесс постановки звука.

Формы работы с узкими специалистами разнообразны – это консультации, семинары, открытые занятия, логоритмика, оказание помощи в подборе соответствующей методической литературы, организация речевой работы с детьми и т.д.

Работа с родителями.

Несмотря на то, что большую часть дня современный ребёнок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих формах:

– участие в родительских собраниях;

-проведение групповых консультаций для родителей по вопросам организации коррекционного процесса, ознакомлению со специфическими приёмами постановки звуков;

Повышение эффективности и качества логопедической работы

Виктория Савельева
Повышение эффективности и качества логопедической работы

Речь не является врожденной способностью человека, речевая деятельность формируется постепенно и зависит от целого ряда причин. К сожалению, из года в год количество детей с теми или иными речевыми нарушениями увеличивается. Возникнув, нарушения речи самостоятельно не исчезают, а закрепляются, требуют логопедического вмешательства.

Логопед строит свои занятия с учетом известных общих дидактических принципов, использует игру, как ведущий принцип деятельности детей дошкольного возраста, предлагает детям разнообразный наглядный материал. Но почему-то результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции речи идет достаточно легко, последовательно, эффективно, а у другого ребенка по той же методике коррекционного воздействия происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. В чем же причина?

Процесс коррекции речи – очень трудоемкий процесс для самого ребенка. Несмотря на то, что материал предлагается в игровой форме, ребенку приходится много трудиться. На практике время коррекционной работы, т. е. время общения педагога с ребенком устанавливает педагог. Это может быть и ранее утро, и время перед прогулкой, и время после сна. И. П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые. Логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя.

Все это приводит к тому, что логопед находится в постоянном поиске новых методов, приемов и форм работы с детьми- логопатами, позволяющими эффективно и качественно осуществлять коррекционную деятельность.

В настоящее время на рынке выпускается достаточное количество литературы с практическим материалом по коррекции речевых нарушений. Но зачастую недостаточно учитываются возрастные особенности ребенка, когда психо-речевое, физиологическое развитие протекает достаточно быстро и критерии развития изменяются кардинально месяц за месяцем. Но мы можем увидеть в продаже литературу с таким возрастным диапазоном: «Для детей 5-7 лет», «Для детей 3-7 лет».

Ни одна методика коррекционного воздействия не нацелена на половую принадлежность ребенка, не учитывает ведущий тип восприятия (ребенок-визуал, ребенок-аудиал, ребенок-кинестетик, не учитывает тип высшей нервной деятельности и темперамент ребенка.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, значит, им необходимы разные программы обучения. Во многих методических пособиях мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола. Хочу обратить внимание на важные психофизиологические и эмоционально-личностные особенности девочек и мальчиков, которые привожу в таблице.

Сравнительная характеристика мальчиков и девочек

Высокий уровень работоспособности набирают медленно. Нужен высокий темп. При повторении материала внимание рассеивается. Высокий уровень работоспособности набирают быстро. Внимательны. Быстрый темп мешает. Лучше работают поэтапно.

Информацию лучше воспринимают зрительно. Информацию лучше воспринимают на слух.

Лучше воспринимают синий край цветового спектра. Лучше воспринимают красный край цветового спектра.

Чаще опираются на дальнее зрение. Максимально используют все пространство. Ориентируются на ближнее зрение. Достаточно ограниченного пространства.

Хорошо воспринимают материал, расположенный вертикально. Хорошо воспринимают материал, расположенный горизонтально.

Любят соревноваться. В соревнования вовлекать аккуратно.

Острота слуха выше. Острота слуха ниже.

Менее чувствительны к шуму. Более чувствительны к звукам, шуму.

Кожная чувствительность ниже. Кожная чувствительность выше.

Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) медленное Созревание левого полушария (логическое речевое мышление) быстрое.

Созревание правого полушария

(пространственно-временная ориентация) быстрое. Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация) медленное.

Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. Лучше развита речь, но мышление более однотипно.

В поисковой деятельности предлагают новые идеи, лучше находят словесные ассоциации. В поисковой деятельности лучше выполняют типовые задачи, хуже находят словесные ассоциации.

Развитие памяти длится достаточно долго. Преобладает слуховая память. Развитие памяти завершается рано.

Преобладает визуальная память.

Качество выполнения задания низкое. Качество выполнения задания высокое.

Скорость чтения ниже. Скорость чтения выше.

Любят большие механические игрушки. Предпочитают ярких мягких игрушек, кукол.

Чаще выражают свои эмоции через действия. Чаще выражают свои эмоции словами.

Эмоционально значимо слово «Молодец!» Эмоционально значимо слово «Умница!»

Учителю-логопеду важно знать и учитывать в своей работе темперамент детей. Это поможет сформировать у каждого из дошкольников индивидуальный стиль деятельности, найти к ним правильный подход. Кроме того, благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны.

Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Предлагаю краткую характеристику каждого типа темперамента с целью определения основных положительных и отрицательных сторон ребенка, знание которых поможет грамотно и эффективно выстроить весь коррекционно-воспитательный процесс.

Ребенок-сангвиник. Постоянно крутится и вертится. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Он веселый, жизнерадостный, ловкий и общительный. Целеустремленный. На что необходимо обратить внимание учителю-логопеду:

обеспечить ребенку доступ к разным видам деятельности;

помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии, удержать внимание и довести работу до конца;

не загружать его неинтересной монотонной работой;

избегать частой смены деятельности;

на столе ребенка не должно быть ничего лишнего;

быть с ребенком требовательным.

Ребенок-меланхолик. Эмоционально очень чувствителен и легко раним. Если расстроится, то плачет долго и горько. Эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться. С трудом включается в игры других детей. Слишком рассудителен, любит уединяться. Быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ошибкам и в то же время высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает довольно высокую продуктивность и качество работы, высокую обучаемость. Работая с ребенком-меланхоликом, учитель-логопед придерживается следующих правил:

самое важное – создать спокойную, доброжелательную атмосферу;

часто хвалить ребенка, демонстрируя веру в его способности;

на занятиях можно использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры;

давать ребенку возможность чаще отдыхать.

Ребенок-холерик. Быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. Импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Коррекционную работу учитель- логопед строит, учитывая следующие положения:

самое главное – запастись терпением и спокойствием;

учить ребенка ждать, сдерживать свой импульс;

занять ребенка делом, соответствующим его интересам;

полезны подвижные игры и игры соревновательного характера;

для выработки усидчивости предлагать настольные игры, рисование, конструирование и т. п. ;

контролировать ребенка необходимо постоянно.

Ребенок-флегматик. Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. Мало фантазирует, предпочитает спокойные игры и занятия. Разговаривает медленно, с паузами. Не любит игры, где надо проявить быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Самостоятельно принимать задание затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Знает много стихов и песен. Не любит что-либо, а с удовольствием выполняет уже известное. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. Немаловажные особенности ведения педагогического процесса с ребенком-меланхоликом:

никогда не торопить ребенка;

подвижность, активность развивать постепенно;

поощрять даже незначительные проявления расторопности;

можно использовать в качестве помощника будильник, песочные часы для визуального контроля и дозирования времени;

предлагать больше творческих заданий с несколькими вариантами решений;

доверять какие-либо важные дела – такой ребенок очень ответственен и добросовестен.

Оценивая психологические характеристики темперамента, следует отметить, что в каждом из них есть как позитивные, так и негативные проявления. Поэтому важно знать тип темперамента ребенка, чтобы, опираясь на его сильные стороны можно было бы вести коррекционную работу.

Каждый ребенок по-особенному воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Аудиалами называют детей, к которым большая часть сведений поступает через слух. У визуалов ведущий канал восприятия – зрительный. Кинестетики же воспринимают мир посредством различных движений и ощущений (прикосновений, запахов и т. д.).

Почему же необходимо знать, к какой категории относится каждый конкретный ребенок? Это позволит грамотно развивать у него новые умения и навыки, сделает процесс получения знаний как более продуктивным, так и более увлекательным. Ребенок прочнее усвоит полученную информацию, а логопеду станет проще выстраивать с ним отношения. Остановимся на каждом типе восприятия информации отдельно.

Ребенок-аудиал усидчив, внимателен, обожает говорить и слушать. Полученная информация достаточно долго удерживается. У такого ребенка наиболее эффективным является индивидуальная и подгрупповая форма работы, так как учитель-логопед может уделить достаточно времени конкретному ребенку. Часто можно слышать, как ребенок-аудиал проговаривает вслух свои действия. Как сделать процесс обучения с аудиалом наиболее эффективным:

прежде всего ребенку необходимо создать спокойную атмосферу для занятий, избегать громких звуков, мешающих сосредоточиться;

в работе чаще использовать рассказ, беседу, голосовые модуляции (изменение по громкости, высоте, голоса различных сказочных персонажей);

использовать аудиозаписи (чистоговорки, скороговорки, песенки, сказки и другой разнообразный речевой материал).

Ребенок-визуал лучше запоминает информацию, которая состоит из рисунков, графиков, схем, выделенных фрагментов текста, плакатов и т. д. У них хорошо развита моторика пальцев, замечательная зрительная память, однако словесные инструкции они воспринимают с трудом и поэтому часто переспрашивают задания. Воспоминания из прошлого и представления о будущем предстают в виде картинок, ребенок постоянно проигрывает воображаемые ситуации, благодаря бурной и живой фантазии. То есть думает маленький визуал образами. Учителю-логопеду в работе с таким ребенком будут полезны следующие рекомендации:

для ребенка очень важно создать комфортные условия для обучения – удобный стол, набор канцелярских принадлежностей (ручки, карандаши, маркеры, листочки и т. д.);

при обучении чтению чаще использовать картинки с названиями предметов;

использовать карточки с разными схемами, символами, рисунками;

при объяснение нового материала дублировать его на доске;

чаще использовать магнитную маркерную доску и цветные маркеры, использовать задания, где требуется подчеркнуть, обвести, соединить предметы друг с другом линиями и т. д.

Ребенок-кинестетик является практиком: он стремится изучить окружающий мир со всех сторон, принюхиваясь, ощупывая и даже пробуя на вкус. Любит трогать учебные материалы, конструировать, собирать или, наоборот, разбирать пособия. Очень привязан к родителям, любит, когда его гладят и обнимают. Предпочитает подвижные игры. Начинает писать раньше, чем читать. Читают не охотно. Поэтому учителю-логопеду важно учитывать следующее:

для занятий ребенку необходимы практические материалы – объемные игрушки, фигурки животных, муляжи овощей и фруктов и т. д. ;

нельзя заставлять кинестетика долго сидеть над заданием, так как усталость быстро накапливается, а внимание рассеивается;

необходимо чередовать физические и умственные нагрузки;

чаще использовать нервно-мышечную память (чтобы запомнить написание слова, ребенок записывает его несколько раз);

наиболее эффективно обучать чтению через письмо;

при обучении использовать жесты, прикосновения, слова, характеризующие ощущения (гладкий, пушистый, теплый, холодный и т. д.).

Учет ведущих типов восприятия при коррекции звукопроизношения является важным условием для полноценного усвоения и переработки информации. Обычные методики построены в основном для визуалов: «Посмотри», «Найди», «Прочитай».

На фронтальных и подгрупповых и индивидуальных занятиях необходимо сочетать самые разнобразные формы работы с детьми:

чередовать работу на горизонтальной и вертикальной поверхности (магнитные маркерные доски, планшеты и мониторы с сенсорными экранами);

располагать учебный материал вблизи и вдали от детей;

на протяжении работы менять темпы деятельности;

использовать аудиозаписи речевого материала, музыкальных произведений с использованием сказочных персонажей;

использовать тихую, громкую, шепотную речь;

чередовать работу с отдыхом;

избегать 30-минутной неподвижной посадки на стульях, проводить обучение, чередуя положения: стоя, сидя на стульях, на диване, на коврике, на специальных подставках, на подушках и т. д. ;

использовать технику самомассажа без предметов и с различными предметами, релаксацию, пальчиковую, дыхательную, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, физминутки, кинезиологические упражнения;

использовать различную цветовую гамму в оформлении пособий;

применять звуковые сигналы (например, колокольчик, свидетельствуюшие о начале и окончании занятия); механические и песочные часы;

ритмизировать изучаемый материал – отстукивать, прохлопывать, пропевать слова и предложения;

создавать наиболее комфортную и благоприятную обстановку для каждого ребенка.

Таким образом, учитывая гендерные особенности мальчиков и девочек, темперамент и ведущий канал восприятия информации, учитель-логопед в дошкольном образовательном учреждении выстраивает свою работу по коррекции речевого развития наиболее эффективно, точно и грамотно. Предложенные методы и приемы работы позволяют педагогу внимательно и бережно относиться к детям, предотвращать нервное перевозбуждение и истощение нервной системы, строить работу на высоком профессиональном уровне.

Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности Повышение эффективности взаимодействия с семьями посредством клубной деятельности. Семейные клубы, как средство эффективности взаимодействия.

Анкета для родителей логопедической группы (оценка качества образования) Анкета для родителей «Изучения удовлетворенности родителей работой педагогов логопедической группы» Уважаемые родители, ваши дети посещают.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Опыт работы с использованием ИКТ с целью улучшения качества воспитательно-образовательного процесса Подготовила воспитатель I категории: Денисова Ольга Николаевна Использование ИКТ (информационно – коммуникативных технологий) является одним.

Опыт работы «Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса» Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса в ДОУ. «Я не боюсь ещё и.

Диагностика оценки работы качества педагогов по Рппс Педагоги: Гузеева Л. И, Пензина. И. В, Галямова Н. А разработали диагностику для оценки работы качества педагогов по Рппс. Критерии оценивания.

Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Доклад Повышение качества дошкольного образования в структуре основной образовательной программы Дошкольный возраст — яркая, неповторимая.

Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии Повышение качества коррекционных логопедических занятий посредством метода сказкотерапии. Дети с различными речевыми нарушениями отличаются.

Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий посредством применения учителем-логопедом развивающих игр Особое место в жизни ребёнка занимает игра. Наиболее эффективным средством развития, отвечающим возрастным особенностям дошкольников, является.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Читайте также:  Организация и содержание работы по развитию лексической сочетаемости слов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Ссылка на основную публикацию
Формы занятий