Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Быкова Ольга Владимировна

МАДОУ “Детский сад № 273”

г.Пермь Пермский край

Тема публикации: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Педсовет № 3

Тема: Формирование звуковой культуры речи дошкольников в процессе совместной деятельности детей и взрослых

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития звуковой культуры речи у детей;

2) создать в коллективе обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми;

Предварительная работа:

1.Отбор и изучение литературы по вопросу звуковой культуры речи

2.Сбор информации и оформление материалов по теме педсовета

3.Консультации для педагогов «Развитие артикуляционного аппарата – залог правильной речи дошкольников», «Логоритмические упражнения в практике работы воспитателей», «Использование артикуляционных сказок в формировании звуковой культуры речи дошкольников».

4.Изготовление игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

5.Конкурс по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи дошкольников.

6.Конкурс конспектов непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»

7.Разработка сценария проведения педагогического совета.

Ход педсовета:

1.Теоретическая часть

Все вы знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить – правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли. Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого еще недостаточно. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т.е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить также, как и взрослые.

В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка ( и прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мыщц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее.

В развитии речи ребенка наблюдаются определенные закономерности, которые выражаются прежде всего в постепенности процесса.

Сегодня тема нашего педсовета посвящена звуковой культуре речи. Давайте немного вспомним теорию.

Понятие звуковой культуры речи

Звуковая культура речи— понятие достаточно широкое, это составная часть общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. Т.Е.оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию.(Максаков А.И. «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд.—— М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Средства звуковой культуры речи(предметные и сюжетные картинки, произведения художественного слова, жанры малого фольклора) способствуют решению задач по воспитанию правильного произношения, выразительности речи.

Воспитание звуковой культуры одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

– формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

– воспитание орфоэпически правильной речи — умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.

– формирование выразительности речи — владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

– выработка дикции — отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

– воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребёнка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, и как следствие – неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной

речи. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время, а также и в нашем детском саду.

2. Выступление педагогов

«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя»

«Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста»

II.Практическая часть

3. Деловая игра «Вспомнить все!»

Педагоги делятся на 2 группы.

Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики рук»

1-е задание — «Зарядка для языка»

1-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (для произношения свистящих звуков).

2-й команде — показать комплекс артикуляционных упражнений (звук [p]).

2-е задание — Знание органов артикуляции и основных понятий.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

*Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык.)

*Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, спинка, корень, боковые края.)

*Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (Язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость.)

*Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются.)

*Способность выражать мысль словами, умение говорить. Один из признаков, отличающих человека от животных. (речь.)

*Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки. (слух.)

3-е задание – Подобрать соответствующие карточки, что относится к звуку, что относится к букве ( звук – ухо, губы и язык; буква – глаз, книга, ручка)

Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия»

1-е задание —«Придумайте рифму к слову».

На мольберте выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены его команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка -окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок — паучок и т.п.)

2-е задание «Подберите слово к схеме».

На мольберте выставлены варианты схем слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным. Команды должны подобрать к этим схемам как можно больше слов — названий растений и животных. (Сад, дуб, мак, тис, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж, ёж, як; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля.)

3-е задание «Подберите слово с наибольшим количеством букв».

Командам раздают чистые листы бумаги и маркеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, написать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)

Конкурс «Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

1 команда называет формы работы по формированию звуковой культуры речи:

занятия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные);

праздники и развлечения;

2 команда называет методы работы с детьми по формированию звуковой культуры речи:

игры (дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом);

упражнения («Подуем на пушистики»);

образное называние звука или звукосочетания (з-з-з— песенка комара);

хоровые и индивидуальные повторения;

совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя;

образная физкультурная пауза.

III.Итоги конкурса по изготовлению игр и пособий по формированию звуковой культуры речи

Журнал Педагог

Автор: Калинина Юлия Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ “Центр развития ребенка – детский сад №128”
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: “Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста”.
Дата публикации: 02.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Развитие звуковой культуры речи

у детей дошкольного

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.

Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом:

правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания,

ритм, паузы, тембр, логическое ударение и прочее.

Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач

речевого развития детей в ДОО.

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими

их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог

формирования у детей правильного звукопроизношения

четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами

произнесения слов и фраз)

выработки умеренного темпа речи

формирования правильного речевого дыхания

высоты и силы голоса, темпа речи и т. д.)

развитие слухового внимания и речевого слуха

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию

правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения

является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям

овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков

родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает

детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием

других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Процесс овладения звуковой стороной слова, звуковой культурой не

Работа осуществляется постепенно и последовательно с учетом

возрастных и индивидуальных возможностей детей и принципов организации

Работа должна проводиться систематически, чтобы вырабатываемые у

детей навыки закреплялись и становились более прочными;

деятельности. Это, дает возможность определить, что именно затрудняет

При организации развивающей работы, должны учитываться индивидуальные

особенности ребенка (темперамент, способности).

Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

– дидактические игры («Чей домик?»)

– подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

– дидактические рассказы с включением учебных задании детям

(повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

– метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок,

игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы,

непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

– образец правильного произношения, выполнения задания, который дает

– краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или

движений речи двигательного аппарата;

– утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или

интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

– образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара,

туп-туп-туп – топает козленок);

– хоровые и индивидуальные повторения;

– обоснование необходимости выполнить задание педагога;

– индивидуальная мотивировка задания;

– совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь

(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

– оценка ответа или действия и исправления;

– образная физкультурная пауза;

– показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

В работе по звуковой культуре речи для каждой возрастной группы ставятся

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для

своевременного развития произносительной стороны речи.

Игра: “Слушай звуки”, “Двигайся на звук”.

2. Воспитывать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, основные

Игра: “Определи одинаковые звуки”, “Покажи, что звучит”, “Узнай по звуку”, “Спой

как большой медведь, как маленький мишка”, “Сдуй пушинку”.

Развитие пространственного слуха.

Игра: “Покажи, где звук?”, “Где котенок, где щенок?”.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и

размеренный ритм речи.

1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков

родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной

гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, с’, з, з’, ц.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

Игра: “Что лишнее” па-па-па-ба-па”. ” Игра в звуки” ветер дует – сссс, жук

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и

размеренный ритм речи.

1. Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе

артикуляционной гимнастики и в работе над звуками j, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять

произношение йотированных гласных я, е, ё, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и

сонорных л, л’, р, р’.

3. Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого

дыхания, силы и высоты голоса.

Игра “Сколько звуков”. Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух

определяет и называет их количество.

Игра “Отгадай слово”. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно

отгадать слово. Например, из слов убежал звук “л”

( . ампа, мы . о, . ук, ку . ак).

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом

отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных

2. Развивать навыки звукового анализа слов.

Игра ” Зоопарк “. Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай

мышь, ослик, лев (моль);

собака, обруч, козлик (сок);

кот, обруч, собака, тигр (кость).

Игра ” Цепочка “. Что общего в словах “мак” и “кот”?

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Игра ” Выбери лишнее слово”. Ежонок, медвежонок, лягушонок, жеребенок.

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически

на специальных речевых занятиях, но она может входить и в содержание других

используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи.

– Так, вовремя утренней речевой гимнастики можно потренировать

артикуляционный аппарат детей, уточнить и закрепить в игровой форме произношение

того или иного звука;

– На прогулке – отдельных детей потренировать в отчетливом произношении

слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности.

– В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные,

хороводные, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления

правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребенку

предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к

нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Для чистого звукопроизношения

нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все

речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать. Для этого существует

специальная артикуляционная гимнастика.

Очень часто у детей наблюдается недостаточная координация мелкой моторики

пальцев рук. Для развития двигательных умений важно проводить пальчиковые игры,

желательно в сопровождении стихов.

Кстати, в Японии малыши начинают делать гимнастику для пальчиков с 2 – 3

дидактических игр, незамысловатых упражнений по

развитию речи детей, которые легко использовать в любое свободное время. И сейчас

мы с вами поиграем в эти игры.

Развитие артикуляции и мелкой моторики рук

«У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости.

С ними – худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы.

Читайте также:  Дифференциация звуков (С)-(З) - фронтальное логопедическое занятие в 1 классе

Блюдца поставим – положат блины нам.

Блинчик жуем с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик – не в щеки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем «спасибо»губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадки шажочки, и на опушке мы видим грибочки.

Дыхательные игры и упражнения

Развитие фонематического слуха и восприятия

1. Назовите слова на заданный звук.

2. Придумайте рифму к слову

1 команда – зайка, подушка.

2 команда – мишка, тропинка.

1. И.п. – встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в

слове есть звук [б], хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к

2. И.п. – основная стойка. На слово со звуком [з] наклон вперед, со звуком [с] наклон

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком [м] в середине или конце слова.

4. Подберите слово с наибольшим количеством букв.

Рекомендации по работе со скороговорками

Формированию правильного произношения способствует хорошо развитый

фонематический (речевой) слух.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат

Как работать над ними:

прочитать скороговорку и показать иллюстрации к ней;

объяснить значение сложных слов;

проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями;

повторить скороговорку три раза подряд в быстром темпе;

взять мяч и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить

Работу с пословицами рекомендуют начинать как можно раньше. Следует

объяснить детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

1 группа (повторят за мной)

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку

-Осип охрип, Архип осип.

– Ткёт ткач ткани на платки Тане.

Развитие связной устной речи. Работа с пословицами

С волками жить – по волчьи выть.

С миру по нитке -нищему рубаха.

Всяк сверчок -знай свой шесток.

Сын леопарда – тоже леопард.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Каков отец, таков и сын.

От осинки не родятся апельсинки.

Верблюда под мостом не спрячешь. (

Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной.(

В тихом омуте черти водятся.

Бойся молчащей собаки

пословицы про дружбу.

Без беды друга не узнаешь.

Без друга в жизни туго.

Берись дружно – не будет грузно.

Брат брата не выдаст.

Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.

Был бы друг, найдётся и досуг.

В мире нет милей дружка, чем родная матушка.

В тесноте да не в обиде.

Верный друг лучше сотни слуг.

Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.

Все за одного и один за всех.

Для друга и семь вёрст не околица.

Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернёшь.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друга иметь – себя не жалеть.

Друга на деньги не купишь.

Дружба дороже денег.

Дружба дружбой, а денежкам счёт.

Дружба дружбой, а денежки сами по себе.

Дружба – как стекло: разобьешь – не сложишь.

Дружный табун волков не боится.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором и не разрубишь.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Одежда лучше новая, а друг – старый.

Один в поле не воин.

С кем поведёшься от того и наберёшься.

Старый друг лучше новых двух.

Двое пашут – а семеро руками машут

Кончил дело – гуляй смело

мужик не перекрестится

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия).

Слово – серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева доведет

Ошпаренный петух от дождя убегает.

Пуганая ворона и куста боится. Обжегшись на молоке, дуют на воду

Назовите пословицы про труд.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Делу — время, а потехе — час.

Кто не работает, тот не ест.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

В труде рождаются герои.

Суди о человеке по его труду.

Труд всё побеждает.

Труд кормит, а лень портит.

Где труд, там и счастье.

Воля и труд дивные всходы дают.

Без труда жить — только небо коптить.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Работай до поту, поешь в охоту.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Люби дело — мастером будешь.

Слезами делу не поможешь.

Доброе начало — половина дела.

Недаром говорится, что дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Кончил дело — гуляй смело.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Труд кормит, а лень портит.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Безделье — мать всех пороков.

Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Не бойся работы — пусть она тебя боится.

Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища.

Слаще всех плодов — плод человеческого труда.

Больше науки — умнее руки.

Всякий человек на деле познаётся.

наличие предметной развивающей среды:

Наборы предметных картинок-карточек на каждый звук (в начале, в середине и в

конце слова) или логопедические альбомы

Картотека потешек, чистоговорок, скороговорок, составленная по алфавитному

Комплексы артикуляционной гимнастики

Комплексы пальчиковой гимнастики

Консультативный материал для родителей и воспитателей

Развитие речи дошкольников в игре — это дополнительная эмоциональная связь

и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и

Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно

овладеть всеми сторонами звучащей речи.

и речевые игры – все это залог успешного формирования правильной устной речи у

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Хомяк Лариса Александровна,
учитель – логопед МДОУ д/с №13
г.Алексеевки Белгородской области

Культура речи – это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими фактами).

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культура речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.»

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи.

Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое зву-копроизношения т. к. правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

    Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты:

– восприятие темпа и ритма речи.

Формировать произносительную сторону речи:

– учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;

– развивать артикуляционный аппарат;

– работать над речевым дыханием;

– вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;

– вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию;

– формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова;

– фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.

  • Развивать произношение СЛОВ согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  • Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умениеточно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.
  • Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

    1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку;
    2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку;
    3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
    4. дополнительная работа по звуковой культуре речи вне занятий (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

    Для воспитания звуковой культуры речи типичны следующие методы:

    – дидактические игры («Чей домик?»)

    – подвижные или хороводные игры с текстом («Лошадки», «Каравай»)

    – дидактические рассказы с включением учебных задании детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.)

    – метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.)

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей:

    – образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

    – краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речи двигательного аппарата;

    – утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова);

    – образное называние звука или звукосочетания (з-з-з – песенка комара, туп-туп-туп – топает козленок);

    – хоровые и индивидуальные повторения;

    – обоснование необходимости выполнить задание педагога;

    – индивидуальная мотивировка задания;

    – совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца);

    – оценка ответа или действия и исправления;

    – образная физкультурная пауза;

    – показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами.

    1. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
    2. Фимичева Т. Б. , Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием М. : 2000 г.

    Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    звуковая культура речи включает в себя правильность речи,выразительность

    Просмотр содержимого документа
    «Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи»

    Тема: Формы, методы и приёмы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Понятие звуковой культуры речи

    Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость родного языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

    Звуковая культура речи – включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

    Воспитание звуковой культуры предполагает:

    1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

    2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи.

    3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

    4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

    5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

    В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

    1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

    2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический слух).

    Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи

    Раздел «Звуковая культура» речи включает в себя следующее: развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти, совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу речи, правильному речевому дыханию, соблюдение необходимого ритма при высказываниях, работа над голосом, уметь понижать и повышать голос. Также необходимо совершенствовать произношение слов сложных по своей структуре, в соответствии с правилами орфоэпии, с соблюдением правильного ударения, стремиться чисто произносить звуки родного языка.

    Работа над звуковой культурой речи включает и различение на слух сходных звуков, часто смешиваемых детьми: С – Ш; Л – Р; Ш – Ж; З – Ж; С-З; П – Б; Т – Д и т.д., стараться правильно произносить эти звуки в словах, словосочетаниях, во фразах, в скороговорках и стихах. Если такие нарушения носят постоянный характер, необходимо обратиться к логопеду.

    Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и вне занятий.

    Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий.

    Ведущей формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

    Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

    Еженедельная работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Такие занятия особенно нужны во второй младшей группе, где очень велик объем работы по звукопроизношению. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

    Читайте также:  Формирование навыка произношения шипящих звуков

    Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения.

    Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

    На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

    Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

    Методы и приёмы работы по формированию правильного звукопроизношения

    Какие же методы типичны для воспитания звуковой культуры речи?

    Работа проводится с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

    Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» – песенка комара, «Р» – работа мотора самолёта, «Ш» – из лопнувшего шара выходит воздух).

    Такие вспомогательные средства помогают эффективно готовить детей с проблемами речевого развития к усвоению письма и чтения.

    Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

    Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

    Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

    Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

    Ведущим приемом является образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог. Если педагог применяет образец на первоначальной ступени обучения, то зачастую он подкрепляет этот прием кратким или развернутым объяснением демонстрируемых качеств речи или движений рече-двигательного аппарата («Вы, дети, слышите, что я не просто говорю слово со звуком р, но специально выделяю этот звук, произношу его долго, протяжно: а-р-р-р-буз. »). При формировании фонематического слуха, звуко- и словопроизношения рекомендуется специфичный прием — утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука (ударного слога, искажаемой детьми части слова).

    Повышает качество ответов такой прием, как обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»).

    Примыкает к этому и другой прием — индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи — он умеет быть ласковым, заботливым»).

    В случае ошибочных ответов возможны такие активные приемы, основанные на имитации, как совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).

    В процессе отработки и закрепления произносительных умений ребенка ценен пример правильной речи его сверстников. Этот фактор надо использовать не только на занятиях, но и в свободно организуемых играх и упражнениях, к которым привлекаются как дети, не овладевшие каким-то умением, так и те, кто говорит правильно, четко.

    Традиционны такие приемы, как оценка ответа или действия и исправление. Следует предостеречь педагогов от назойливого, слишком частого, использования исправлений и подсказов (звукопроизношения, темпа и т. д.), так как это нервирует ребенка. На занятиях может употребляться и такой специфичный прием — образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываетшх звуков или звукосочетаний (игровая ситуация ) служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала (выйти из-за столов, походить, присесть и показать, как квохчут курочки).

    В процессе работы над звуковой культурой речи уместны и наглядные приемы — показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки. В играх и упражнениях часто фигурирует дополнительное оборудование — «волшебная» палочка для подачи сигнала к началу или окончанию ответа, фишки и другой раздаточный материал, служащий для обозначения звуковой структуры слова.

    Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

    Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

    Лашевская Ольга Владимировна , учитель-логопед
    Ленинградская область

    Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников

    Программой детского сада предусматривается овладение детьми правильным звукопроизношением к пяти годам. Но это оказывается возможным лишь при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения. Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью ребёнка ( развитием словаря, грамматического строя).

    Звуковая культура речи включает звукопроизношение (правильное произношение всех звуков родного языка) и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и от интонации. Дикция – это отчётливое произношение звуков, слов, фраз; интонация – ритмико – мелодическая сторона речи, которая обуславливается повышением и понижением голоса при произнесении фразы (повествование, восклицание, вопрос), паузами (перерывами в речи), ударением – выделение слогов, слов изменением темпа речи – быстроты произношения.

    Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

    Развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребёнка оно протекает с индивидуальными отличиями. При отработке звуков используются три формы занятий: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные. Занятия, целиком посвящённые воспитанию звуковой культуры речи детей, проводятся в средней и старшей группах примерно 1 раз в месяц, а в младшей группе – чаще. Помимо этого, отдельные упражнения во всех группах, в том числе и в подготовительной, включаются в другие занятия ( не реже 1 раза в неделю). Например, минут 5 -7 можно уделить воспитанию звуковой культуры речи на таких занятиях как заучивание стихотворения, занятиях по составлению рассказов по картине и т.п.

    Занятия подгруппами проводятся с теми детьми, которые не усвоили программный материал фронтального занятия. Они проводятся 2-3 раза в неделю в утренние часы или вечером. Эти подгруппы ( не более 4-6 детей) могут меняться , так как на фронтальных занятиях могут возникать затруднения у разных детей. Одним детям могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произношение его в словах. Благодаря проведению занятий по подгруппам воспитатель имеет возможность ликвидировать разницу в умениях детей и проходить программный материал на фронтальных занятиях со всей группой. Индивидуальные занятия проводятся в удобное время с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Недостаточны для них и занятия в подгруппах. Дети, с которыми проводятся индивидуальные занятия, не исключаются из общей фронтальной работы по звукопроизношению. Проведение всех форм занятий по отработке звуков помогает формированию у детей правильного звукопроизношения и развитию ориентировки в звуковом составе языка. Навыки правильного, чёткого произнесения и употребления звука в речи и умение выделить его в слове вырабатываются не сразу. Чем младше возраст, тем меньше навыков у ребёнка, тем проще должен быть материал и длительнее его отработка. Вот почему во второй младшей группе мы берём для фронтальных занятий наиболее простые по артикуляции звуки (а, у, о, э, п, б, м, ф, в). На этом материале мы развиваем у детей умение произнести изолированный звук длительно (кроме взрывных, которые всегда произносятся кратко), с изменением силы голоса, чётко произнести и выделить голосом звук в слове в нормальном темпе сказать фразу с этим звуком. Совершенствование этих умений идёт постепенно, усложняется и материал занятий . Для отработки звуков проводятся следующие виды занятий:

    1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата

    2. Занятие по уточнению произнесения или вызывание по подражанию изолированного звука.

    3. Воспитание правильного, чёткого произношения звука в словах.

    4. Воспитание правильного произношения звука во фразовой речи

    1. Занятия по знакомству детей с органами артикуляции и уточнению движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука

    В первые три недели сентября на занятиях по звукопроизношению мы знакомим детей с органами артикуляционного аппарата и их основными движениями. Эти занятия проводятся в форме игры. В каждой возрастной группе дети овладевают различным запасом сведений. Во второй младшей группе мы говорим, что в речи принимают участие рот, зубы, язык, кончик языка. Знакомим детей со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы улыбаются, показывая зубы, вытягиваются вперёд трубочкой; зубы открывают и открывают рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперёд и назад. В средней группе уточняем предыдущие знания и вводим понятия: верхняя губа – нижняя губа, верхние зубы – нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняем движения губ, языка и учим делать язык одновременно широким и тонким. В старшей группе закрепляем всё, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Даём понятие о спинке языка и учим делать язык то широким, то узким. В подготовительной группе мы уточняем основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться трубочкой, когда мы произносим [у] и т. д.

    Воспитатель подбирает упражнения для этого вида занятий, исходя из правильной артикуляции звука. Например, для правильного произнесения звука [ф] необходимо умение подтягивать нижнюю губу к верхним зубам и направлять воздушную струю в щель, образуемую средней частью нижней губы с верхними зубами. Для выработки умения подтягивать нижнюю губу к верхним зубам мы можем использовать умение закусывать нижнюю губу верхними зубами, а потом приближать нижнюю губу к верхним зубам (губы при этом в улыбке). Для выработки целенаправленной струи мы можем предложить ребёнку вытянуть губы вперёд и подуть на вертушку, ватку, но так, чтобы не надувались щёки и весь воздух тоненькой струйкой выходил в окошечко, образованное губами. Все упражнения даются в игровой форме. При проведении этого вида занятий необходимо видеть всех детей, чтобы убедиться , что они правильно выполняют данное упражнение.

    Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребёнка владеть ими. Поэтому, начиная со второй младшей группы, мы тренируем основные движения губ, языка, нижней челюсти.

    Движения нижней челюсти

    Чтобы речь была чёткой и ясной, дети должны уметь хорошо открывать рот, т.е. нижняя челюсть должна быть подвижна. Её движения можно отработать, проводя уточнение и закрепление произношения звука[а].

    Для правильного произношения некоторых гласных и свистящих звуков [с, з, ц] необходимо, чтобы положение губ было таким, как при улыбке, и были видны зубы. Это движение губ можно отработать , проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и], [э]. Правильное произношение шипящих звуков [ ш, ж, ч, щ] требует небольшого выдвижения губ вперёд. Этому помогают занятия на уточнение и закрепление звуков [ о, у]. Для чёткой речи необходимо умение плотно, но без напряжения смыкать губы. Этому способствуют занятия на уточнение и закрепление звуков [м, п, б]. Для правильного произношения звуков [с, з, ц, л] ребёнку необходимо хорошо владеть движениями нижней губы, уметь опускать её вниз, обнажая нижние зубы. Иначе эти звуки будут искажены. Выработке подвижности нижней губы помогают занятия на уточнение и закрепление произношения звуков [ф,в].

    Главным органом, производящим звук, является язык. Благодаря точным дифференцированным движениям различных частей языка ребёнок правильно произносит звуки. Так, для произношения звуков [с, з, ц ] необходимо, чтобы кончик языка опускался вниз и находился за нижними зубами, а боковые края языка касались верхних коренных зубов. Эти движения можно выработать, проводя занятия на уточнение и закрепление звуков [и , э].

    2. Занятия для уточнения произнесения или вызывания изолированного звука по подражанию

    Воспитатель подбирает игры на звукопроизношение и картинку – символ, с которыми в дальнейшем будет соотносить с изображением комара: он звенит, напоминася этот звук. Например, на звук [з] – картинка с изображением комара: он звенит, напоминая звук [з]; на звук [с] – картинка «насос»: воздух выходящий из насоса, свистит, напоминая звук [с] .

    Уточняемый звук нуждается в многократном повторении. При проведении этого вида занятий надо добиваться чёткого, правильного произнесения изолированного звука всеми детьми, используя различные приёмы: длительное произнесение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение звука (если он взрывной) с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребёнка и т.п.

    Чтобы суметь это выполнить, надо хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук (в каком положении у ребёнка находятся органы артикуляционного аппарата). Чтобы увидеть в каком положении находится язык, надо произнести отрабатываемый звук между двумя звуками [а] – [аса], [аша], [ара]. При произнесении звука [а] рот широко открывается и при многократном медленном повторении этих звукосочетаний можно увидеть, в каком положении находится язык, и дать необходимые указания ребёнку. Зная правильную артикуляцию того или иного звука, одному ребёнку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого ребёнка посередине языка отсутствует тонкая, холодная воздушная струя, т.е. нет ветерка. «Посмотри, какой у меня холодный ветерок», – говорит воспитатель и подносит тыльную сторону руки ребёнка к своему рту. Он произносит звук [с], давая возможность почувствовать струю воздуха, потом то же предлагает проделать ребёнку. У третьего ребёнка не видны нижние зубы, воспитатель просит его лучше улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т.д.

    Надо помнить, что во второй младшей и в первой половине года в средней группе воспитатель при проведении занятия должен фиксировать внимание детей на звучании звука, не фиксируя внимание детей на артикуляции (в тоже время используя знание правильной артикуляции звуков для оказания помощи детям). Начиная со второй половины средней группы воспитатель обращает внимание детей не только на звучание отрабатываемого звука, но и на его основные, легко видимые или ощущаемые артикуляционные признаки. Он может сказать, где находится язык, что делают губы, какая идёт воздушная струя, и это же спросить у детей.

    Читайте также:  Сценарий логопедического досуга - Веселое путешествие

    3. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звука в словах (в самостоятельном проговаривании и отражённом повторении за воспитателем)

    Для проведения занятий воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых употребляется отрабатываемый звук в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При сочетании в словах одного звука с другими требуется быстрая смена разных положений органов артикуляционного аппарата. Это может затруднить ребёнка. Подбирая слова, где изучаемый звук находится в сочетании с различными звуками, мы тренируем органы артикуляционного аппаратов умении быстро и чётко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить о правилах и о правилах орфоэпии, которые указывают, как произносить звуки в определённых фонетических условиях. Например:

    – Звонкие согласные (в,з,ж,б,д,г) перед глухими согласными и в конце слов оглушаются и произносятся как парные глухие согласные (в- ф, з -с, ж- ш, б-п, д -т, г – к)

    – Сочетание [тся],[ ться] на конце слов произносится как [ца] – улыбается, умывается и т.п.

    – Вместо сочетания [сш] произносится длительный звук [ш] ( сшила, бесшумный и т.п.)

    – Сочетание [сч] произносится как [щ] – расчёска, считать и т.п.

    При подборе материала нельзя брать те слова, произношение которых расходится с написанием. При назывании предметных картинок отрабатываемый звук мы выделяем голосом, произнося его длительнее других звуков, а взрывные звуки (п, б, т, д, к, г) произносим более чётко. Этот приём позволяет привлечь внимание ребёнка к тому или иному звуку. Однако необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге, так как в русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий. Это способствует выделению отрабатываемого звука. Если же наоборот, при произнесении удлинить безударный слог, то возникает иллюзия второго ударения, поэтому на первых порах не рекомендуется брать отрабатываемый звук в безударном слоге. Удлиняя его произношение, мы будем мешать ребёнку усваивать правильное ударение. Так в слове муха, автомат, мак звук [м] можно легко выделить , произнести его длительно и чётко, а в слове молоко не нарушив правила произношения, выделить звук [м] нельзя.

    4. Занятия по воспитанию правильного, чёткого произношения звуков во фразовой речи.

    Этот вид занятий может сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворений, составлением рассказов, дидактическими играми на описание предметов и т.д., однако при уточнении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребёнка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Воспитатель лишь следит за правильным употреблением звука в речи. При введении звука во фразовую речь одним из приёмов работы является повторение детьми предложений, составленных по предметным или сюжетным картинкам. Эти предложения постепенно (от группы к группе) надо удлинять и усложнять. Этот приём, приучая детей правильно воспринимать и передавать предложение, развивает их внимание, память и в дальнейшем облегчит проведение анализа и синтеза предложений. При проведении этого вида занятий важно следить и за темпом речи детей. Если ребёнок говорит быстро, нечётко произносит звуки, то у него вырабатывается небрежность к своей речи, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребёнок искажает и пропускает в речи даже звуки, правильно произносимые изолированно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

    Развивая правильную речь ребёнка, необходимо готовить не только его артикуляционный, но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и чёткое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Усвоение длительного, экономного выдоха, характерного для нормальной речи, представляет для маленького ребёнка определённые трудности. Бывают случаи, когда голосообразование происходит на вдохе.

    Этому способствуют игры для развития речевого дыхания и занятия на звуки [ф, в] вырабатывающие достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Нужно помнить, что при проведении подобных игр каждый ребёнок может в них участвовать не более 10 секунд, причём с перерывом, так как длительное дутьё и длительный фиксированный выдох могут вызвать головокружение. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата ребёнка. Для формирования длительного, определённой силы выдоха используются специальные игровые дыхательные упражнения, не связанные с речью: сдувание со стола комочков ваты, бумаги: задувание свечи струёй выдыхаемого воздуха, продувание шариков через трубочку, выдувание мыльных пузырей и т. п. Для развития речевого дыхания полезно проводить упражнения, связанные с протяжным произнесением гласных и многократным повторением слогов на одном выдохе, например: [папапапапа], [татататата]. Следует приучать детей произносить слитно, на одном выдохе слова и небольшие фразы. Требования к длительности выдоха постепенно меняются. Если в начале дети 3-4 лет учатся произносить на одном выдохе дву -, трёхсложные слова и фразы типа: лиса, дом там, собака, вот рыба, то к четырём годам – слова и фразы из 3 – 5 слогов, а к концу дошкольного периода обучения – из 7 – 8 слогов. Хорошо сочетать работу над дыханием с работой над ритмической структурой речи. С этой целью проводятся разнообразные упражнения, в ходе которых дети отхлопывают, отстукивают ритмы, изображают их дирижированием. Важно, чтобы движение на ударный слог отличалось от движения на безударный. Кроме того, предлагаются специальные игры, помогающие выработать силу и высоту голоса.

    Надо помнить, что устная речь взрослых является для ребёнка образцом для подражания. Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с выделением ударного слога, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых при этом должна быть интонирована и эмоционально окрашена.

    Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

    Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64)

    1. Паспорт родителя

    2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

    3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

    – направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

    – выписка с общими сведениями

    – выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

    – заявление о рассмотрении док -тов

    – информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

    – информирование о месте проведения ТПМПК

    Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

    С информацией ознакомлены:

    Ознакомление с информацией о прохождении ТПМПК

    Комиссия будет проводиться 13.11.2019г в 12.30 по адресу: ул. Руднева д.28 к.3 (здание д/с № 64 – зелёно – белое )

    тел. 921-444-54-58 Ольга Владимировна

    1. Паспорт родителя

    2. Копию свидетельства о рождении ребёнка

    3. Файл с документами (карта ребёнка, прошедшего обследование):

    – направление на ТПМПК (с печатью д/сада)

    – выписка с общими сведениями

    – выписка из истории развития ребёнка с пройденным врачом – педиатром, 1 -ю страницу заполнить самим

    – заявление о рассмотрении док -тов

    – информированное согласие на обработку персональных данных (заполнить оборотную сторону)

    Быть с ребёнком, с собой иметь сменную обувь или бахилы. Не опаздывать.

    Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников.

    Консультация для воспитателей детского сада

    ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    ПО ВОСПИТАНИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием.

    Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств ребенка – слух, зрение, обоняние, осязание, вкус – были также достаточно развиты. Особенно важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, то задерживается его физическое и психическое развитие. С самого раннего возраста, приучая ребенка следить взглядом за предметами, слушать голос окружающих мы способствуем развитию его речи.

    В работе по развитию речи детей можно выделить частные задачи, соответствующие основным компонентам языка и речи.

    1. Развитие словаря.

    В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.

    2. Формирование грамматической стороны речи.

    Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

    3. Воспитание звуковой культуры речи.

    Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии.

    4. Формирование разговорной (диалогической) речи.

    У детей нужно формировать умение слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

    5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

    Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание.

    6. Ознакомление с художественной литературой.

    В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях.

    7. Подготовка детей к обучению грамоте.

    Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища.

    Итак, одной из задач развития речи детей является воспитание звуковой культуры речи. Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

    Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован (он лишь незначительно отличается от речевых органов взрослых), функционирует и фонематический слух.

    У детей дошкольного возраста отмечается неправильное произношение отдельных звуков. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз.

    Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть даже умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук – основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

    Звуковая культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и целей высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

    Задачи воспитания ЗКР выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.

    Можно выделить следующие задачи:

    1. Формирование правильного произношения звуков.

    Звук речи – минимальная, нечленимая речевая единица. Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, то есть различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В содержании указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика; последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, вызывающими затруднения у детей; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

    Базой для формирования правильного произношения звуков являются общие речевые навыки.

    Дикция – внятное четкое произношение слов и их сочетаний. В работе над дикцией используются:

    – игры со звукоподражанием;

    – сопряженная и отраженная речь;

    – пение на музыкальных занятиях;

    – подвижные и хороводные игры;

    – речь явственным шепотом (вынуждает четко артикулировать);

    – чистоговорки и скороговорки.

    3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.

    Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов. Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы ребенок четко произносил все гласные звуки (для нормальной слоговой структуры слов).

    В работе воспитатель может использовать:

    – сопряженную и отраженную речь;

    – игры с пением и стихами;

    – различные виды речи с движением.

    4. Работа над орфоэпической правильностью речи.

    Орфоэпия – совокупность правил образцового литературного произношения. В детском саду необходимо создавать благоприятные условия для формирования литературного произношения, активно устранять отступления от орфоэпических норм в речи детей. Воспитатель должен представить детям образцы устной речи.

    5. Формирование темпа и речи и качеств голоса.

    Темп – степень скорости речи.

    Ритм – равномерное чередование слогов в словах.

    При формировании темпа и речи важно:

    – неторопливая речь окружающих;

    – хоровые игры с пением.

    Нужно учить детей говорить голосом средней силы, сливать гласные звуки для плавной речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, то есть нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно , и быстро…

    6. Воспитание выразительности речи.

    Есть две стороны этого понятия:

    1) естественная выразительность повседневной детской речи;

    2) произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста (рассказа, стихотворения).

    Выразительность речи дошкольника является необходимой характеристикой речи как средства общения, в ней проявляется субъективность отношения ребенка к окружающему.

    7. Воспитание культуры речевого общения.

    В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Воспитатель должен формировать у детей ласковый, приветливый тон в разговоре со сверстниками и взрослыми. Необходимо вести борьбу с отрицательными интонациями – капризными, грубыми, плаксивыми.

    8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.

    Ведущим анализаторам в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитие ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи, более высокая ступень речевого слуха – фонематическое восприятие (умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество)

    Речевое дыхание – одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя – преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи, бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы. Для работы над речевым дыханием используются игровые упражнения (поддувание бумажных снежинок, птичек, шариков и т. д.).

    Таким образом, работа по воспитанию ЗКР представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.

    Ссылка на основную публикацию