Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи детей

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Содержимое разработки

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Работа по формированию звуковой культуры речи проводится последовательно и систематично. От одного возрастного периода к последующему постепенно усложняясь. Ребёнок овладевает навыками в доступной для него форме. Используются разнообразные игровые приёмы, которые также изменяются от одной возрастной группы к другой.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.

На третьем году жизни у ребенка становятся более подвижными нижняя челюсть, мышцы языка, губ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м,п,б,в,ф). Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков.

Следует обращать внимание не только на правильное произношение ребенком звука, но и на четкое, внятное проговаривание слов в целом. Педагогу нужно подбирать такие слова, которые не представляют трудности для произношения: с открытым слогом (вода, вата) или односложные (дом, дым, кот).

Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель должен помогать согласовывать слова.

На четвертом году жизни продолжают учить детей внятно произносить в словах гласные и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: губно-губные – м-п-б, губно-зубные – ф-в, переднеязычные – н-т-д, заднеязычные – к-г-х, с-з-ц.

Чтобы речь была отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот, это достигается, частности, правильной артикуляцией звука [а] и плотно смыкать губы (этому способствует четкое произношение звуков м, п, б).

В основе обучения детей четвертого года жизни лежит подражание образцу – четкому, ясному произношению воспитателя. Важным условием является также речевая активность самих детей. Учат отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учат слушать, воспринимать и понимать речь взрослого.

На пятом году воспитанию ЗКР уделяется самое серьезное внимание. Специальные занятия начинаются с показа и объяснения артикуляции звука: воспитатель фиксирует внимание детей на положении губ, зубов, языка и др. Дети уже способны выполнять упражнения по показу, сопровождаемому пояснениями. («Вытяните губы, слегка сомкните зубы, прижмите кончик языка к верхним зубам»). Приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков (в идеале) становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.

Чтобы артикуляционная гимнастика не была скучной и однообразной я предлагаю вам взять в работу артикуляционные сказки.

На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, закрепляют правильное, отчетливое произношение звуков. Учат различать (дифференцировать) на слух и произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ж-з, с-ш, з-ж. Работа со звуками ведется более углубленно.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, т.к. добирая воздух, заканчивают длинное предложение на вдохе. Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Вначале воспитатель напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого – индивидуально.

На седьмом году происходит развитие фонематического восприятия и звукового анализа речи. Совершенствуется умение различать на слух и произносить все звуки родного языка.

Развитие функций звукового анализа и синтеза проводится по следующему плану:

Формирование действий выделения звука на фоне слова (есть или отсутствует);

Формирование действий вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: «Какой первый звук в слове «дом»? Какой последний – в слове «мак»?);

Выделение ударной гласной из слова;

Определение места звука в слове (после какого звука слышится звук [Ы] в слове «крыша»? Перед каким?);

Определение последовательности и количества звуков в слове (Сколько звуков в слове «дом»? Какой первый, второй, последний – их характеристика.

Услышать, запомнить, соединить и сказать слово из отдельных звуков: Ш.А.Р.Ф., П.А.У.К.

Работа по указанным направлениям имеет большое значение для формирования у детей речевой культуры.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Слуховое внимание это способность дифференцировать на слух звучание различных предметов, определять место и направление звука.

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак; угол – уголь.

Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, направляя волевые усилия на отдельные ее стороны: громкость, скорость, правильность и др. Дошкольники не всегда обладают достаточно устойчивым вниманием, например, не умеют определять на слух наличие какого-либо звука в слове.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы:

– воспитать умение внимательно слушать и узнавать звучание различных предметов, его направление;

– различать звуки речи в словах;

– отличать одни звуки от других, близких по акустическим и артикуляционным признакам;

– улавливать на слух тонкости звукового оформления языка (громкость, скорость произношения и т.д.);

– правильно пользоваться интонационными средствами выразительности;

– сравнивать свою речь с речью окружающих;

– контролировать с помощью слуха собственное речевое высказывание.

Для решения этих задач целесообразным является использование специальных игр и упражнений:

«Слуховые» игры.

1. «Кто больше услышит?» Цель – воспитывать умение дифференцировать звуки окружающего мира.

Ход игры – воспитатель дает детям задание: в отведенное время внимательно слушать звуки окружающего, а затем назвать их: за окном чирикали птицы, проехала машина, кто-то прошел по коридору, хлопнула дверь и т.п.

2. «Поручения». Цель – развитие слухового внимания.

Ход игры – воспитатель встает на расстояние 5-6 метров от детей и шепотом произносит задание, обращаясь при этом к конкретному ребенку: «Таня, положи куклу в коляску» или «Вова, поставь пирамидку на полку» и т.п. (игрушки, с которыми дети должны производить указанные действия, располагаются на столе рядом с воспитателем).

Действия детей оцениваются с точки зрения умения внимательно слушать.

Игры на развитие фонематического слуха.

«Цепочка слов». Цель – учить выделять в слове первый и последний звуки.

Ход игры – воспитатель называет, например, слово куст. Затем один из детей называет следующее слово, чтобы оно начиналось на последний звук предыдущего слова, и так по очереди дети строят цепочку слов: куст – танк – крокодил – луна – автобус – санки – индюк и т.д.

«Имена». Придумывание имен, на заданный звук. А – Аня, Андрей, Антон;

М – Маша, Миша, Максим; Л – Лена, Лёва, Лариса.

«Повторялочки». Повторить точно цепочку слогов: ТА-ТА-ТУ-ТЫ, ЛА-ЛЯ-ЛА. Повторить цепочку слов: МАК-РАК-ТАК, КОТ-РОТ-ВОТ….

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»
план-конспект урока по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_na_temu_delenie_slov_na_slogi_.docx28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему «Деление слов на слоги»

Учитель: Горшкова Н.П.

Тип урока: закрепление пройденного материала

  • Закрепить умения делить слова на слоги
  • Закрепить знания детей о слоге
  • Закреплять умения детей дифференцировать слова из одного, двух слогов
  • Расширять словарный запас
  • Работать над коррекцией памяти, внимания, зрительного и слухового анализатора на основе упражнений в запоминании слов
  • Воспитывать интерес к предмету, мотивацию к учению

I. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. СЛАЙД 1

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности.

– Я думаю, у нас сегодня будет интересный урок, и настроение будет замечательным .

-Давайте, проверим , всё ли у вас готово к уроку.

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

  1. Введение в тему

– Кто скажет, из чего состоит наша речь? (из предложений)

– Из чего состоят предложения? (из слов)

– На что делятся слова? (на слоги)

– Тема сегодняшнего урока « Деление слов на ……..» на доске геометрические фигуры. (У детей на парте геометрические фигуры из картона с буквами (с, л, о, г, и.)

– Вам надо соотнести свои фигуры с нарисованными. И вы сможете узнать тему нашего урока. (Дети складывают из фигур слово и на доске появляется надпись «СЛОГИ»).

– Кто назовет тему урока? ( Деление слов на слоги.)

– К нам пришла на урок собачка. Какую кличку можно дать собачке? (Жучка)

– Сколько гласных в этом слове?

– Сколько частей в этом слове?

Запомни: Части, на которые делятся слова при произнесении, называются Слогами.

– Сколько гласных в каждом слоге?

Запомни: В слове столько слогов, сколько гласных звуков.

– В слове Жучка 2 гласные, значит 2 слога. 1 гласный, значит ……

  1. Игра «Самый внимательный»

– А теперь проверим, кто из вас самый внимательный. Я буду называть вам слова и слоги, а вы хлопните в ладоши только тогда, когда услышите слог.

Словарь: Груша, си, тыква, виноград, стру, перец, огурец, ор, ец, помидор, жи, капуста, яблоко, боч, апельсин, уст, кабачок, ик, очк, горох, ла, ста, капуста.

– Скажите, а чем отличаются слоги от слов? ( У слова есть значение, смысл, а у слога его нет.)

3. Пальчиковая гимнастика

– У нас урок русского языка, давайте вспомним, как нужно правильно сидеть и держать ручку.

-Для того, чтобы мы с вами красиво писали, подготовим наши пальчики к письму.

– Засолим капусту на зиму!
Мы капусту рубим – рубим,
Мы капусту трём – трём.
Мы капусту солим – солим,
Мы капусту жмём – жмём!

( Выполняют движения руками в соответствии со словами)

– Открываем тетради, записываем число и классная работа.

4. Минутка чистописания.

  • Как воет волк? УУУУУУУ
  • Как плачет малыш? УА-УА-УА
  • Как перекрикиваются дети в лесу? АУ_АУ_АУ_
  • Как кукует кукушка ? КУ_КУ_КУ

-Какой мы звук слышим во всех этих словах? Произнесите этот звук четко. Спойте его хором.

-Когда мы произносим звук (У), воздух свободно выходит изо рта. Ему не мешают ни губы, ни зубы, ни язык.

– Звук (У)-какой? (гласный). Звук( у) на письме обозначается какой буквой (У).

-Ребята, а кто догадался какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Давайте вспомним, как она пишется:

Ставим ручку чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем руку вверх, касаемся линии, делаем закругление, ведем руку вниз до середины рабочей строки, делаем закругление, ведем руку к верхней линии и пишем длинную наклонную прямую с закруглением внизу.

5. Письмо по памяти.

-Ребята, а дальше у нас письмо по памяти. Вы должны запомнить и записать предложение, которое начинается с буквы У : У нас урок.

– Давайте проверим написанное предложение. (Дети самостоятельно сверяют написанное с образцом)

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1. Работа на доске и в тетради.

– Продолжаем работу в тетрадях.

– Откройте учебники на странице 62.

-Кого видим на рисунке к упражнению 6?

– Это насекомые. (Перечисляют всех насекомых)
Беседа о бережном отношении к насекомым.
– Кто из вас отдыхал на природе?
– Каких насекомых вы там видели?
– Можно ли убивать их? (- Насекомых убивать нельзя)
– Почему? (- Приносят пользу, ими питаются птицы. Многие из них очень красивые. Ими нужно любоваться)
(Выполняют задание: списывают слоги, дополняя их до слова, подчёркивают гласные, проговаривают правило. )

Во время выполнения упражнения выполняется физминутка для глаз

Я называю слова- имена, а вы отхлопываете количество его слогов и делаете наклоны. Влево и вправо.

– Слово, состоящее из одного слога отхлопываем и стоим ровно.

Имена: Максим, Саша, Сережа, Эля, Андрей, Серёжа.

– На физминутке мы закрепили знания, о том, как определять слоги в словах .)

– Зарядились. Продолжаем дальше .

  1. Игра «Подбери слоги». СЛАЙД 16

– Вам нужно соединить слоги из первого столбика со слогами второго столбика так, чтобы получились слова.

– Какие слова получились?

– Сколько слогов в каждом слове? Почему?

IV. Домашнее задание

Стр. 62 упр. 7( Объяснение домашнего задания.)
-Угадать названия животных по первому слогу. Записать по слогам. Выделить гласные. Угадывают названия животных по первому слогу.
V. ИТОГ УРОКА.

– Чему учились на уроке?
– Что нового узнали на уроке?
Собачка Жучка хвалит вас за хорошую работу. Вы молодцы! Всем спасибо!
(Оценивание учащихся)
СЛАЙД 17

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят.

Цель: учить переносить слова, учитывая правила переносаЗадачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения – развитие образного и вербально-логического мышления (деление на груп.

проверочная работа по теме:”деление слов на слоги. Перенос слов”.

проверочная работа по теме:”Деление слов на слоги. Перенос слов”.

Цель: познакомить с делением слов на слоги.Знать: что такое слог, ударение. Уметь: выделять голосом ударный слог.Понимать: отличие звуков от букв, слогов.

Конспект урока русского языка “Деление слов на слоги” 1 класс, УМК “Школа России&quot.

Презентация урока (закрепление) русского языка в 3 классе с детьми с ОВЗ( с интеллектуальными нарушениями) .Тема: Деление слов на слоги. Перенос слов.

Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Слог. Деление слов на слоги» (подготовительная группа)

ЗАНЯТИЕ №7.

Тема. Слог. Деление слов на слоги.

Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги,

различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.

Ход занятия:

Ну-ка, все – встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО НА ПЕДЫДУЩЕМ ЗАНЯТИИ

1. БЕСЕДА. (В беседе активное участие принимает игрушка – Мишутка)

-Что обозначают эти схемы?

(Воспитатель показывает разные схемы.)

–Как мы обозначаем слова – названия предметов? (одной прямой линией)

–Как мы обозначаем слова – названия действий? (двумя прямыми линиями)

–Как мы обозначаем слова – признаки предметов? (волнистой линией)

-На какие вопросы отвечают слова – названия предметов, слова – названия действий, слова – признаки предметов?

Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка спит. (2-слова)

Выкладывание предложений, воспринятых на слух.

Воспитатель произносит предложение полностью. Вместе с ребёнком определяет на слух количество слов в предложении. Второй раз проговаривает предложение не полностью, а диктует по словам, как диктант. Ребёнок записывает схематически предложение на доске.

М е д в е ж о н о к выполняет это задание. (ДЕТИ ПОМОГАЮТ И ИСПРАВЛЯЮТ ЕГО.)

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Создание проблемной ситуации.

Мишутка и Буратино решили провести соревнование по бегу. Они приглашают вас «поболеть» за спортсменов. А что значит болеть за спортсменов?

-Кто из вас был на соревнованиях?

-Где они проходят?

-Как называют тех кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

Вы будете болельщиками. Девочки будут болеть за Буратино, а мальчики – за Мишутку. Помните, что болельщики громко, по частям, скандируют имя бегуна.

Итак, на старт вышел Буратино. Девочки как вы скажите имя этого бегуна? (Бу-ра-ти-но.)

На старт вышел Мишутка. Мальчики, как вы скажите имя этого бегуна? (Ми-шут –ка.)

На старт, внимание, марш! (два ребёнка с игрушечными героями исполняют роли бегунов)

Мы поздравляем Мишутку и Буратино с отличным результатом.

– Когда вы кричали имена спортсменов, как звучало слово? (по частям)

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

На этом занятии мы узнаем, как называются эти части слова и для чего нужно уметь делить слова на части. 4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что В СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога: дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Игра «Раздели слова на слоги».

– Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

2. Физкультминутка «Слоговички- попрыгунчики»

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

3. Моделирование слогового состава слов.

– Когда мы графически записывали предложение, то каждое слово обозначали чёрточкой. Чтобы показать, сколько в словах слогов, можно изобразить прямоугольники, разделённые на столько частей, сколько слогов в слове.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

(Воспитатель отмечает самых внимательных детей.)

4. Игра «Считалка»

-Вы, дети, всегда говорите предложениями, слова в предложениях произносите слитно. Но иногда, в игре, вы произносите слова по слогам. Например, когда проговариваете считалки. Сейчас станьте в круг и послушайте, как я буду по слогам произносить считалку.

Че – ре – па – ха хвост под –жа –ла

И за зай – цем по –бе – жа – ла.

О –ка – за – лась впе – ре – ди

Кто не ве-рит вы- хо -ди!

Воспитатель предлагает детям припомнить другие известные им считалки и произнести их по слогам. Воспитатель предлагает выбрать нужный слоговой ритм для считалки, чтобы каждое слово делилось на слоги.

6 .ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

М е д в е ж о н о к помогает.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

-Каким способом вы делили слова на слоги?

-Сколько слогов может быть в слове?

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

Дидактическая игра «Геометрические слоговые фигуры» Дидактическая игра предназначена как для индивидуальной так и для подгрупповой работы с детьми 5 – 7 лет. Цель: 1. Закреплять названия геометрических.

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов Тема: Деление слов на слоги. Звуковой анализ и синтез слов. Программные задачи: Продолжать знакомить детей с понятием “слог”, “слово”.Закреплять.

Урок русского языка в 1-м классе по теме “Деление слов на слоги”

Цели:

  • Обучающая: научить умению делить слова на слоги;
  • Развивающая: развивать познавательный интерес, культуру устной речи учащихся, каллиграфические навыки письма, логическое мышление, память;
  • Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, сознательную дисциплину и культуру учебного труда, бережное отношение к здоровью

Задачи:

  • Научить детей делить правильно слова по слогам;
  • Упражнять в определении количества слогов в словах;
  • Развивать интеллектуальные качества: мышление, внимание, речь;
  • Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, умение работать в паре, индивидуально и коллективно.

Оборудование: учебник Андрианова Т.М., В.А.Илюхина; тетерадь №1 на печатной основе Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина; компьютер, портрет А.Толстого.

Литература:

  • Учебник “Русский язык” Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина АСТ “Астрель”, Москва, 2009;
  • “Русский язык”, поурочные планы по учебнику Т.М.Андриановой, В.А.Илюхиной, Москва, АСТ “Астрель”, 2007;
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект “Планета знаний”, Москва АСТ “Астрель”, 2006;
  • “Стихи”, С.Я.маршак, Москва, Изд. “Просвещение”, 1995.

Формы работы: индивидуальная; фронтально-индивидуальная, групповая, самостоятельная

Методы: словесный, наглядный, исследовательский, частично-поисковый

Форма обучения: урок-игра

Виды речевой деятельности: слушание, говорение, письмо, чтение

Ход урока

I. Организационный момент

Солнце красное проснулось
В гости к нам пришло с утра.
Всем ребятам улыбнулось
– Начинать урок пора!

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в страну Знаний, сделаем новые открытия, а помогать нам будет мальчик, а как его зовут вы сейчас отгадаете:

С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?

Как зовётся тот мальчишка?

(На доске появляется плакат с изображением Буратино.)

II. Чистописание

1. Письменный графический диктант букв (учитель диктует алгоритм 3–4 букв). Учащиеся выполняют запись строчных букв (а, в, и, ц).

2. – Установите сходство и различие в написании следующих букв: ц, щ, у.

После сравнения и анализа ученики выполняют запись этих букв, сначала по пунктиру, а затем самостоятельно.

III. Работа со словарными словами. Лексико-орфографическая работа

– Сегодня на урок Буратино приготовил вам загадку:

От дома начинается у дома кончается. (Дорога.)

– Слово “дорога” – общеславянское. Первоначальное значение – “расчищенное место”. Дорога означает полосу земли, предназначенную для передвижения; путь следования; путешествие, пребывание в пути.

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круге,
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.
(В.Остен)

Запись слов: дорога, дорожка, подорожник

– Поставьте в словах ударение. Выделить безударные гласные.

Физкультминутка

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно нам на носочки встать.

IV. Постановка учебной темы (инвариантная часть)

Ти/ки-ти/ки, ти/ки-та/ки,
Хо/дят в на/шей реч/ке ра/ки.
Ста/ли ра/ки во/ду пить.
Вы/хо/ди, те/бе во/дить.

– Как можно назвать эту запись? (Считалка.)

– Произнеси считалку целыми словами, а твой друг пусть посчитает по слогам.

– Как определить, сколько в слове слогов?

Устанавливается, как определить количество слогов в словах.

2. Чтение правила по учебнику (стр. 12)

Проводится наблюдение за словами в столбиках (упр. 32, стр.12)

да
года
погода
род
город
огород
за
коза
стрекоза
то
лото
болото

– Чем различаются слова в столбиках?

Устанавливается, что в каждом столбике есть слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов. (Дети обосновывают свои ответы).

– Спишите двусложные слова.

– Подчеркните буквы, буквы которых могут образовывать слоги (буквы гласных звуков).

3. На экране слайд № 3

– Какая сказка так начинается?

– Кто продолжит эту замечательную сказку А.Толстого дальше?

Портрет А.Толстого
Название сказки “Золотой ключик, Или Приключения Буратино”.

– Перечитайте отрывок. Выпишите первое предложение.

– Над каждым словом запишите число, указывающее количество слогов.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

(Работа в вариативной части учебника). Задания по выбору.

1. Упр. № 4.

К О Р К А,Ж А Б А,Р Е К А

– В какие слова надо добавить слог – ЛО, а в какие – ЗИН, чтобы получились новые слова? Запишите их.

– В полученных словах подчеркни второй слог.

2. Упр № 6.

СОЛОВЕЙ, КЛОУН, ЛОШАДЬ, ЛОСЬ, СЛОВО, ЧУЧЕЛО, КОЛОС

– Выпишите слова со слогом – ЛО. (СОЛОВЕЙ, ЛОШАДЬ, ЧУЧЕЛО)

3. Упр. № 7.

– Прочитай пословицы, записанные без пробелов между словами. Восстанови пробелы и спиши пословицы.

Как понимаете смысл пословиц.

– Обратите внимание на иллюстрации к этим пословицам.

VII. Интеллектуальный марафон

На экране слайд № 5.

Рафжи, касоба, сицали, хапарече, нисегуца

– Восстановите названия животных. Запишите полученные слова. Разделите на слоги.

Дети записывают полученные слова (жираф, собака, лисица, черепаха, гусеница) и делят их на слоги.

VIII. Итог урока

– Чему учились сегодня на уроке? Как узнать, сколько в слове слогов? Давайте ещё раз прочитаем правило и запомним его.

конспект урока обучения грамоте по теме:” Деление слов на слоги”

Содержимое публикации

Тема: «Деление слов на слоги» 1 класс.

Цели деятельности учителя:

Научить учащихся делить слова на слоги.

Развивать связную речь учащихся, память, творческие способности.

Воспитывать интерес к предмету.

Предметные: дать первоначальное представление о слоге, научить детей правильно делить слова на слоги, развивать речь, внимание, мышление.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебному предмету, осознают его значение; сопоставляют собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.

регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные :делят слова на слоги по аналогии; развивают связную речь; ориентируются в рисунках, схемах;

коммуникативные: отвечают на вопросы, задают вопросы, уточняют непонятное; при выполнении заданий в паре слушают друг друга.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

1. Мобилизующая часть урока.

Улыбнёмся друг другу, дети.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться, не мешай учиться.

2. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

-Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нам нужно разгадать кроссворд.

2.Летом в болоте вы её найдёте,

3. Словно царскую корону,

Носит он свои рога

Ест лишайник, мох зёлёный,

Любит снежные луга.

4.Бел, да не сахар,

5.Он почти как апельсин,

С толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один –

Кислый очень, очень.

-Какое ключевое слово у нас получилось? (слоги)

Мы будем делить слова на части.

Эти части называются «слоги».

Вот идёт колючий ёж (топаем, идём по кругу),

Он на ёлочку похож (руки вверх, пальчики растопырены),

Все грибочки ёж собрал (наклоняемся, «собираем грибочки»)

И домой он зашуршал (идём, шурша по полу).

3.Формирование новых знаний, умений, навыков.

3 слайд. Изображение лисы.

-Кто изображён на рисунке? (лиса)

-Скажем хором слово «лиса».

-Послушайте как я произношу это слово: «ли-са».Произнесите также.

-Сколько частей в этом слове вы услышали? (две)

4 слайд. Изображение дятла.

-Кто здесь изображён? (дятел)

-Скажите это слово хором.

-Как мы это сказали – сразу или нет?

-Правильно, мы сделали небольшую остановку и произнесли это слово за 2 раза: дя-тел. Значит, в этом слове 2 части.

-Какая первая? (дя-)

-Какая вторая? (-тел)

Части, на которые делятся слова при их произношении, называются слогами.

4. Первичное закрепление.

-Сколько слогов в словах (индивид. работа):

-Посчитайте, сколько слогов в вашем имени?(сосед по парте посчитает сколько слогов в вашем имени, а вы посчитайте, сколько в его)

Строим дом (кулачком стучим по кулачку),

Дом высокий (вытянуть руки вверх),

Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),

С острой крышей и трубой (руки в виде крыши).

В доме я живу с тобой (обнимаемся).

5.Развитие связной речи учащихся.

Дети вспоминают содержание сказки «Теремок»

Инсценировка эпизодов сказки.

7.Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали?

-Что особенно понравилось? Почему?

-Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Анализ урока обучение грамоте в 1 классе.

Ребята моего класса достаточно разные по психологическим особенностям, по формированности навыков, мотивации к учебной деятельности. В классе есть лидеры – активные, любознательные учащиеся, умеющие проявить творчество, самостоятельность, инициативу в работе. Другая половина класса – учащиеся со средним уровнем сформированности учебных навыков. Благодаря учету этих психолого – педагогических особенностей класса, урок, я считаю прошёл продуктивно, позволил всем детям активно включиться в работу, не было перегрузки, переутомлений детей .

Тема урока – «Деление слов на слоги». Это тема для детей новая. Главная задача – дать учащимся первоначальное представление о слоге и научить учащихся делить слова на слоги.

Этот урок является звеном в системе уроков раздела «Наша речь», поэтому он логически связан с предыдущими уроками по теме, опирается на знания, полученные детьми ранее.

Содержание урока соответствует программе УМК «Планета знаний», которая предполагает не только ориентацию образования на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, познавательных и созидательных возможностей.

Главные задачи, которые я ставила перед собой, были следующие:

Образовательная: познакомить детей со способами деления слов на слоги, формировать умение правильно делить слова на слоги;

Развивающая: развивать речь, творческое мышление, внимание, память учащихся;

Воспитательная: формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям, воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность, дисциплинированность, самостоятельность;

Для решения поставленных задач я использовала такую структуру урока, этапы которой работают на реализацию целей урока.

В начале урока я настроила детей на позитивные эмоции, мобилизующая часть. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

Так как это урок изучения нового материала, то для активизации познавательного интереса, привития любви к предмету, учитывая возрастные особенности детей, я ввела в урок отгадку загадок, кроссворд. Создала проблемную ситуацию, которая помогла подвести детей к теме и цели урока. Главный этап урока – формирование новых знаний. Перед детьми поставлена проблема, и путём размышлений и исследований они «открывают» новое, находят решение. На разных этапах урока подача материала шла от более простого к сложному. Ответы на начальном этапе были ошибочные и разноплановые, от задания к заданию дети работали лучше, проводили самооценку своих знаний.

Материал содержания урока был подобран в соответствии с поставленными целями. Я применила такие формы работы с заданиями, которые подчёркивали непрерывное движение ребёнка от практического использования языка к «открытию» его устройства и осознанному, а поэтому более совершенному владению им:

– фронтальная работа (повторение алгоритма);

– работа у доски, отработка умения работать с интерактивной доской, чувство комфортности на уроке;

– индивидуальная работа – позволяет вырабатывать внимание учащихся, сосредоточенность, умение использовать новые знания.

– работа в паре – служит для психологической разгрузки, снятия страха перед ошибкой;

– творческая работа – служит для развития связной речи учащихся и создания на уроке атмосферы добра, доверия, уважения друг к другу.

Рефлексия урока показала, что большинство детей поняли новый материал, эмоционально удовлетворены. Я, следовательно, могу сделать вывод, что многообразие форм работы, смена мыслительных действий позволили мне решить поставленные задачи урока.

Я считаю, что мне удалось объяснить новый материал, и использование проблемного метода обучения оказалось наиболее эффективным. Все этапы урока позволили детям закрепить полученные знания, повторить применение алгоритма в своей работе.

Смена видов деятельности и интересные задания помогли сохранить самочувствие и настроение детей, продуктивную мотивацию учения. Таким образом, я считаю, что формы, методы и приёмы, игровые технологии, которые использовала на уроке, помогли в полной мере достичь основной цели урока: познакомить детей со способами деления слов на слоги. На уроке были использованы потенциальные возможности для обучения: нацеленность учебной работы на совершенствование видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения. Шло развитие лингвистического мышления детей, их языковой интуиции, природного чувства слова, интереса к изучению языка. Результат был очевиден.

Гигиенические нормы выполнены: класс заранее подготовлен, проведена влажная уборка, класс проветрен. Все наглядные пособия эстетично оформлены. Использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка с использованием музыкальной записи, что вызвало положительные эмоции детей).

На данном уроке, как впрочем, на многих других моих уроках присутствовали элементы импровизации. Я уделяю большое внимание цепочке мотивации на усвоение нового материала. Продолжительность объяснения нового материала не должна превышать длительности времени активного внимания, поэтому на 15 минуте после начала активной части урока я провела физкультминутку, несколько изменив структуру урока (снова вернулась к проблеме).

Что, на мой взгляд, я изменила бы в уроке: обязательно включила бы в урок самостоятельную работу (моделировать слоговой состав слова).

Организация групповых логопедических занятий для пациентов с дизартрией в условиях стационара

Краткая аннотация: статья адресована логопедам, которые работают в реабилитационных центрах для взрослых больных с очаговыми поражениями мозга. В статье описана примерная структура группового занятия для пациентов с дизартрией. Выделены все этапы восстановительного обучения. К каждому этапу предлагаются задания, которые специалисты могут использовать в своей работе, дополнять и адаптировать под специфику группы.

Дизартрия – это нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.
Сама речь при дизартрии характеризуется отсутствием плавности, нарушенным ритмом и дыханием, изменением темпа речи в как сторону замедления, так и ускорения.
Причинами возникновения дизартрии у взрослых являются перенесенные инсульт, черепно-мозговые травмы, инфекции и опухоли головного мозга и др.
Коррекционные занятия по преодолению дизартрии, проводимые логопедом, включают в себя массаж, задания, направленные на нормализацию дыхания, темпа и ритма речи, обогащение интонационной стороны высказывания.
Коррекционная работа по преодолению дизартрии осуществляется логопедом на индивидуальных занятиях. Но, для закрепления полученных навыков и достижения максимальных результатов, пациентам назначаются групповые логопедические занятия, на которых можно использовать элементы музыкотерапии.
Так как, музыка – это явление физическое, она очень благоприятно действует на интенсивность обменных процессов, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, тонус головного мозга и кровообращение.
Музык воздействует одновременно на оба полушария: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие звука на организм оказывает ритм.
В результате прослушивания известных классических музыкальных произведений на групповых занятиях, у пациентов поднимается настроение, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.
На разных этапах группового занятия используются известные классические музыкальные произведения.
Для восстановления динамической координации движений, реципрокной координации пациентам предлагается ритмичная классическая музыка. В результате прослушивания музыки и одновременного выполнения движений, пациенты встраиваются в музыкальный ритм. А групповое выполнение заданий поднимает настроение, что повышает успешность коррекционной работы.
Дыхательные упражнения хорошо проводить в сопровождении звуков природы: шума леса, дождя, пение птиц. Пациенты расслабляются, дыхание становится глубоким и естественным.
Для выполнения голосовых упражнений используется классическая музыка со спокойным ритмом и знакомой мелодией. Пациенты с большим удовольствием занимаются вокальными упражнениями. А хоровое их исполнение снимает чувство стеснения и скованности.

Примерное содержание группового занятия для пациентов с дизартрией.
Цели:
1. Восстановление двигательной сферы.
2. Восстановление навыков правильного дыхания.
3. Мимические и артикуляционные упражнения.
4. Восстановление просодической стороны речи.
Все упражнения выполняются при музыкальном сопровождении. Музыку подбирает логопед, соблюдая определенные условия: она не должна быть тревожной, нагнетающей или слишком печальной. Мелодия должна поднимать настроение, быть приятной на слух и исполняться в среднем темпе.
Восстановление двигательной сферы. Эта работа включает в себя следующие задачи: динамическая координация движений, восстановление реципрокной координации движений рук. Примерные виды упражнений:
• Локти опираются на стол. Левая ладонь поднята вертикально вверх, пальцы плотно прижаты. Правая рука согнута в кулак и приставлена к нижней части ладони левой руки, затем положение рук меняется.
• Одновременное рисование одной рукой квадрата, а другой треугольника. Можно делать на бумаге, для усложнения – в воздухе.
Восстановление навыков правильного дыхания. Так как основная работа по восстановлению дыхания проводится на индивидуальных занятиях и только после консультации с врачом, на групповых занятиях выполняются очень простые и короткие по времени упражнения, и которые желательно совмещать с движениями. Например:
• На вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой, голова опускается к коленям, спина сгибается.
• На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе пациент обхватывает себя руками, голова опускается, спина сгибается.
Мимические и артикуляционные упражнения. Основной комплекс упражнений для развития артикуляционных и мимических мышц с учетом формы и степени выраженности дизартрии рекомендует пациенту логопед на индивидуальном занятии. На групповых занятиях, специалист предлагает общие упражнения, которые будут доступны всем пациентам. Эти упражнения не должны вызывать затруднения при выполнении. Напряжение мышц обязательно чередуется с расслаблением.
• «Неожиданное известие». Приподнимите брови, напрягая мышцы лба, широко раскройте глаза (3-4 сек), затем расслабьте мышцы, опустите веки.
• «Неприятное зрелище». Крепко сожмите челюсти и нижнюю губу оттяните вниз. Брови нахмурьте. Удерживайте 3-4 сек. Расслабьте мышцы лица.
• Несколько стандартных простых артикуляционных упражнений: «уколы» в щеки языком поочередно, губы сомкнуты; надувание щек, вытягивание губ в трубочку, растягивание в улыбку и т.д. Все упражнения выполняются при сомкнутых губах.
Восстановление просодической стороны речи. На этом этапе решаются следующие задачи: развитие силы голоса, высотного диапазона и интонации. Предлагаются следующие упражнения:
• Напевать известную песню:
Вечерний звон-н-н-н,
Вечерний звон-н-н-н,
Как много дум-м-м-м
Наводит он-н-н-н.
Бомм-бом-м-м!
• Пропевание гласных с увеличением силы голоса: а – а– а– а-а
• Пропевание гласных с уменьшением силы голоса: а – а– а – а
• «Ухабы»: ууууууууууууууууууу
• Декламировать фразы с соответствующей интонацией:
Эй! Подождите меня!
Ох! Ну и натворил ты дел!
Ай! Меня укусила пчела!
Ох, опять дождь…
На завершающем этапе занятия, пациенты слушают мелодию и описывают образы, которые у них возникают при ее прослушивании. Это является условным окончанием группового занятия и способствует расслаблению мышц артикуляционного и голосового аппарата.

6.4. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами

Дневной стационар для больных с дизартрией и афазией

1. Дневной стационар на 25—30 мест является структурным подразделением учреждения здравоохранения и предназначен для специализированной помощи лицам с нарушениями речи и других высших психических функций.

2. Предназначен для лечения больных, которым по их состоянию не противопоказано самостоятельное передвижение по городу, но требуются меры нейрореабилитации, по объему и интенсивности приближенные к условиям стационара.

3. Режим посещений и продолжительность курса лечения назначаются врачом соответственно соматическому состоянию пациента (от 2 до 6 раз в неделю). Курс лечения до 90 дней.

4. Организуется в составе Центра патологии речи и нейрореабилитации, в территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.

5. Основные задачи:

— комплексное восстановительное лечение больных с нарушениями речи и других высших психических функций (афазией, дизартрией, нарушением письма, чтения, счета, праксиса и гнозиса) вследствие сосудистых, травматических, нейроинфекционных заболеваний центральной нервной системы, а также оперативных вмешательств на головном мозге;

— уточнение диагноза и решение экспертных вопросов в случаях, требующих длительного наблюдения пациентов врачами, дефектологами и психологами;

— трудовая и бытовая реабилитация пациентов, оказание им социально-правовой помощи.

6.Комплексное лечение и нейрореабилитация пациентов осуществляется с использованием: медикаментозного лечения, ежедневной логотерапии (индивидуальные и групповые занятия), нейропсихологической диагностики, лечебной физкультуры, массажа и других методов реабилитации.

Дневной стационар для больных с логоневрозами

1. Предназначен для комплексного лечения и реабилитации больных с логоневрозом (заикание и др.).

2. Рассчитан на одновременное пребывание в течение дня 20—30 пациентов. Курс лечения составляет 90 дней, из них: 45 дней в дневном стационаре, где занятость больных в лечебном процессе 6—7 часов ежедневно, и 45 дней в амбулаторных группах, которые функционируют в свободное от работы и учебы вечернее время 3 раза в неделю. Организуется в Центре патологии речи и нейрореабилитации, территориальных поликлиниках и других лечебно-профилактических учреждениях.

3. При дневном стационаре создаются также группы поддерживающей терапии для больных, прошедших полный курс лечения, где осуществляется закрепление навыков, полученных в дневном стационаре и амбулаторной группе. Группы работают в вечернее время с посещением занятий 3 раза в неделю.

4. Пациенты формируются в группы, состав которых в течение курса лечения не меняется (закрытые группы).

5. Основные задачи:

— проведение комплексных медико-психоло-педагогических, психотерапевтических мероприятий;

— восстановление речевой и коммуникативной функции и психологической адаптации пациентов.

6. Лечебные мероприятия включают медикаментозную терапию, индивидуальные и групповые занятия с логопедами, психологами; психотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию и др. Основой взаимодействия специалистов является комплексная диагностика, согласование лечебных и восстановительно-коррекционных программ, основанных на общей методологии оказания больному помощи в рамках каждого из направлений лечения, коррекции и реабилитации. Это происходит в виде регулярных рабочих обсуждений больных, обходов, клинических конференций, консилиумов и др.

В системе образования согласование форм коррекции детей, нуждающихся в специализированной помощи, осуществляется на совместных разборах и конференциях, организуемых детскими дошкольными, школьными учреждениями и поликлиниками, а также другими медицинскими учреждениями Особая роль в этой работе принадлежит главным логопедам органов управления здравоохранением и Центрам патологии речи и нейрореабилитации.

Читайте также:  Музыкотерапия в логопедическом детском саду
Ссылка на основную публикацию