Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Что такое сопровождение замещающих семей и кто может его получить?

Многие семьи задумываются, стоит ли «становиться на сопровождение». Давайте по порядку. Во-первых, сопровождение создано для помощи семьям. Главный принцип нашей команды – сотрудничество и партнерство с замещающей семьей. Во-вторых, это целый комплекс услуг, которые может получить семья. В-третьих, это возможность быть в сообществе людей, которых волнуют те же вопросы, что и вас.

Кто может обратиться к нам за получением услуги: граждане (законные представители), принявшие на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновители/удочерители, опекуны/попечители, в том числе приемные родители, патронатные воспитатели.

Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание оказывается в рамках исполнения Государственного задания по социальной услуге: «Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка».

Помощь и поддержку замещающим семья оказывают психологи, социальные педагоги, специалисты по работе с семьей, логопеды, педагоги-дефектологи, нейропсихолог, юрист, а также специалисты организаций и учреждений других ведомств, привлекаемых для решения проблем семьи на межведомственной и внутриведомственной основе.

Для организации помощи заключается трехсторонний договор между Уполномоченным органом опеки, попечительства, Законным представителем (законными представителями) ребенка (детей) и ГБУ Ресурсный центр «Спутник», участвующего в организации и осуществлении сопровождения семьи и ребенка, переданного на воспитание.

Основные задачи сопровождения замещающих семей

  1. Содействие в создании оптимальных условий для развития и социализации ребенка;
  2. Работа, направленная на предотвращение отказа от ребенка (детей), переданного(ых) на воспитание в семью;
  3. Содействие в организации и осуществлении эффективной замещающей семейной заботы (содействие в организации семейного досуга, содействие в повышении родительских, и воспитательских компетенций и др.);
  4. Профилактика кризисных ситуаций в семье.

Как получить помощь:
7 важных шагов

На какой срок заключается договор?

  1. Социальная услуга предоставляется в сроки, предусмотренные договором оказания услуг по сопровождению семьи:
    временно – сроком до шести месяцев;
    постоянно – на период пребывания ребенка (детей) в семье в соответствии с потребностями семьи и учетом социальных, семейных и личностных факторов.
  2. От услуги можно отказаться, написав заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства семьи. По итогам договора семья получает рекомендации психолога.

Что входит в индивидуальную программу сопровождения семьи?

  1. Углубленная диагностика с целью определения актуального уровня развития ребенка (детей) и необходимости мер по защите прав и интересов подопечного(ых).
  2. Психолого-педагогическая диагностика ребенка – психолог.
  3. Педагогическая диагностика ребенка – учитель-логопед, учитель-дефектолог.
  4. Подготовка психолого-педагогического заключения по результатам диагностики – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
  5. Социально-правовой анализ документов ребенка (детей). Подготовка заключения о необходимых мерах по защите прав и законных интересов подопечных – юрист.
  6. Консилиум специалистов по сопровождению семьи. На нем обсуждаются результаты диагностики, разрабатывается план коррекционно-реабилитационной работы с ребенком (детьми).

Мы оказываем следующие виды помощи семье

1. Психолого-педагогическая помощь:

  • коррекционно-реабилитационная работа (индивидуальные занятия) с ребенком психолог;
  • психологическая, коррекционная поддержка образовательного процесса (индивидуальные занятия с ребенком) психолог, учитель логопед, учитель-дефектолог;
  • профориентация подростка – психолог;
  • индивидуальное консультирование взрослого – психолог;
  • семейное консультирование и семейная психотерапия – психолог;
  • консультирование взрослых членов семьи по вопросам развития, поведения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья – психолог;
  • семинары и тренинги, направленные на развитие и повышение воспитательских и родительских компетенций законных представителей – психолог;
  • консультирование педагогов образовательных учреждений (классный руководитель, преподаватели -предметники) по месту обучения ребенка с целью выстраивания образовательного процесса ребенка – психолог;
  • проведение встреч с кровными родственниками ребенка – психолог;
  • проведение встреч групп психологической поддержки – психолог.
  • Мы также приглашаем на все виды ресурсных форм поддержки для приемных родителей: Клуб замещающих родителей “Сообщество равных”,Клуб “PRO ОВЗ” для приемных родителей и опекунов детей с ОВЗ,Ресурсные субботы на Колпачном.

2. Социально-педагогическая помощь:

  • организация и координация деятельности по сопровождению семьи, исполнения индивидуальной программы сопровождения семьи – куратор семьи – от 3 до 4 часов в неделю;
  • взаимодействие с образовательными учреждениями для организации поддержки образовательного процесса – куратор семьи;
  • содействие в определении образовательного маршрута ребенка, оказание помощи семье в поиске выборе образовательного учреждения согласно определенному ЦПМПК образовательному маршруту – куратор;
  • работа с кровными родственниками ребенка (детей) соответственно потребностям ребенка и запросу семьи: поддержание контактов, организация встреч на территории учреждения – куратор;
  • содействие семье в осуществлении лечебного процесса и профилактических осмотров ребенка. Запись ребенка на электронных порталах к врачам-специалистам при прохождении ежегодной диспансеризации. Предоставление рекомендаций законному представителю по организации лечения и наблюдения профильными врачами специалистами в соответствии с потребностями охраны здоровья ребенка;
  • содействие в получении социальных услуг: консультирование по использованию возможностей портала госуслуг города Москвы www.mos.ru и иных электронных сервисов; оказание содействия в организации в организации летнего отдыха;
  • организация поддерживающей среды для замещающих родителей: Клуб замещающих родителей;
  • содействие в организации культурно-досуговой жизни семьи: театры, концерты, выставки, экскурсии;
  • поиск материальных и иных сторонних ресурсов для решения актуальных семейных трудностей.

3. Юридическая помощь:

  • юридическое консультирование по вопросам, касающимся прав законных представителей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • оказание содействия в реализации прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семью, и их законных представителей;
  • оказание содействия в оформлении документов для получения соответствующих государственных и муниципальных услуг, в подготовке и подаче жалоб на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, нарушающих права законного представителя и ребенка.

Что еще?

Один раз в месяц куратор по договоренности посещает семью. Раз в год семью посещают и куратор, и психолог. После каждого посещения готовится отчетная документация.

В отношении ребенка проводится мониторинг потребностей развития ребенка (1 раз в 6 месяцев), психолого-педагогическая диагностика (психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), социально-педагогическая диагностика, а также куратор семьи проводит мониторинг социального развития ребенка. По результатам мониторинга и диагностики готовятся заключения.

Плановый консилиум специалистов по сопровождению создан для проведения оценки результатов работы с семьей и корректировки структуры помощи семье соответственно изменившимся потребностям семьи и ребенка (детей).

Межведомственное взаимодействие ГБУ Ресурсный центр «Спутник» со специалистами в сфере опеки, попечительства и патронажа заключается в участии специалистов органов опеки в заседаниях Консилиума, участии специалистов ГБУ Ресурсный центр «Спутник» в работе Комиссий по защите прав и законных интересов подопечных, Комиссий по делам несовершеннолетних, а также в совместных выходах в семьи специалистов ГБУ Ресурсный центр «Спутник» и специалистов органа опеки и попечительства на плановые проверки условий жизни и воспитания детей с предоставлением социально-психологического заключения.

В процессе сопровождения у замещающей семьи есть возможность принять участие:

  • в социальных проектах и программах, направленных на развитие познавательной активности, профориентацию детей и подростков;
  • в семинарах и тренингах для замещающих родителей;
  • в культурно-досуговой жизни;
  • во встречах Клуба замещающих родителей «Сообщество равных»,Клуб PRO ОВЗ для приемных родителей и опекунов детей с ОВЗ,Ресурсные субботы.
  • Здесь можно получить поддержку со стороны единомышленников, позаботиться о себе, нарастить родительские ресурсы.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Никита Белосельский 3 лет назад Просмотров:

1 Пенклиди Дарья Владимировна магистрант Горбунова Олеся Федоровна канд. пед. наук, доцент Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Аннотация: в данной статье отражены результаты эмпирического исследования, раскрывающего особенности логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, представлен краткий анализ программы формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня. Ключевые слова: семья, коррекционно-логопедической компетентности родителей, логопедическое сопровождение семьи, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОНЗ, третий уровень, формы работы, работа с родителями. Логопедическое сопровождение семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты коррекционно-педагогической работы отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Коррекционная работа должна рассматриваться как постоянно действующая система, как социум, в котором живёт ребёнок. Первым по своей значимости неповторимым социумом является семья, в которой ребёнок родился и живёт, а самыми значимыми людьми для него являются не педагоги, а родители. Поэтому

2 необходимость логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, важна не только для педагогов, но, прежде всего, для самих родителей. Многие семьи, в которых воспитывается ребенок с ОНР 3 уровня, часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь своему ребенку в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции помощника логопеда и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня на современном этапе очень актуальна. Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической компетентностью родителей мы будем понимать определённую мотивационно-ценностностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребёнка, подкреплённую совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом [1]. Теоретическое изучение проблемы логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня поставило нас перед необходимостью проведения эмпирического исследования, целью которого являлось выявление особенностей речевого развития детей с ОНР 3 уровня. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста логопедической группы дошкольного образовательного учреждения 19 «Хрусталик» г. Минусинска, а также их родители. Для проведения диагностики детей мы использовали комплексную методику Н.М Трубниковой; анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании и развитии ребенка с нарушениями речи и готовности к сотрудничеству с логопедом и другими специалистами в педагогическом процессе ДОУ. Основой для логопедического обследования детей явилась адаптированная для дошкольного возраста методика Н.М. Трубниковой. При обследовании речи было изучено строение и подвижность органов артикуляционного аппарата,

3 состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, уровень сформированности словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а также слоговой структуры слова [2]. Результаты обследования представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста Нарушения % 1 отягощённый анамнез 100% 2 раннее психоречевое развитие идёт с отставанием от нормы 100% 3 Скованность и напряжённость движений при анализе мелкой моторики 70% 4 анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями 70% 5 артикуляционная моторика нарушены 100% 6 фонематические процессы нарушены 100% 7 грамматический строй и связная речь 90% 8 мономорфные нарушения звукопроизношения 20% 9 полиморфные нарушения звукопроизношения 80% Таким образом, комплексное логопедическое обследование детей позволило сформировать представление о структуре речевого дефекта и на этой основе разработать механизмы оказания коррекционно-педагогической помощи, а также спланировать работу по логопедическому сопровождению семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Анализ анкетирования позволил определить и оценить тактику воспитательного воздействия родителей на детей. Оценка социально-психологического статуса семей и уровня готовности родителей к участию в логопедической коррекции и взаимодействии с логопедом показала, что потребность в мотивацию к сотрудничеству проявили 60% родителей. 70% родителей показали, что трудности, с которыми они ежедневно сталкиваются в образовании и воспитании своего ребенка, вызваны у них недостатком педагогических знаний.

4 Большинство родителей (70%), продемонстрировали готовность к сотрудничеству, были настроены позитивно к повышению педагогической компетентности. Многим родителям хотелось бы принять участие в детских праздниках, открытых занятиях, помогать ребёнку в выполнении домашних заданий, рекомендуемых логопедом. Некоторым родителям требуется индивидуальная помощь в создании предпосылок для участия в образовательном процессе ДОУ. Анализ полученных результатов поставил нас перед необходимостью разработки программы логопедического сопровождения, адресованной родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Цель программы: логопедическое сопровождение семьи, имеющей ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В програме были поставлены следующие задачи: повышение родительской компетентности в плане особенностей развития и воспитания детей с ОНР 3 уровня; оказание коррекционно-педагогической помощи родителям в воспитании детей с нарушениями речи; создание атмосферы общности интересов у логопеда, педагогов и родителей; активизация родителей в плане взаимодействия ДОУ и семьи; оптимизация детско-родительских отношений в семье; осознание (переосмысление) ценности семьи и родительства. Программа была построена на основе следующих принципов: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения (непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы); комплексный подход сопровождения [3]. Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено тематическое планирование с указанием формы, темы и цели работы на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной тематике. Прежде чем планировать работу с семьями, мы изучли

5 круг проблемных вопросов, волнующих родителей, которые позволили спланировать работу с учётом их интересов и желаний. Достоинством данной программы является разнообразие форм работы с родителями, которые позволяют сделать данную работу привлекательной и интересной. Например, кроме традиционных родительских собраний, индивидуальных консультаций и открытых занятий мы использовали такие формы: бюллетень «Полезная книга для родителей»; выпускали ежемесячную фотогазета «В мире детей»; информационную корзину «Шкатулка вопросов»; оформили и постоянно обновляли стенд «Ступеньки к школе». В ежемесячной газете «Шпаргалки для семьи» мы постоянно предлагали родителям разнообразные артикуляционные упражнения. Большое место в логопедическом сопровождении семьи занимают практикумы на тему: «Наш веселый язычок», в которых мы познакомили родителей с разнообразными артикуляционными упражнениями и методикой их использования в работе с детьми, просили придумать вместе с ребенком свою веселую историю про язычок. Таким образом, разнообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволили установить партнерские отношения с родителями, а также создать атмосферу общности интересов, повышая, таким образом, педагогическую компетентность родителей и обучая родителей конкретным приемам логопедической работы. Список литературы 1. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: Сфера с. 2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. Екатеринбург: УрГПУ, с. 3. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Издательство ГНОМ и Д, с.

Читайте также:  Самомассаж в логопедической практике

Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.

Сервисы

  • Реклама у нас
  • Новости портала
  • Форум
  • Авторы детских сказок, стихов
  • Дошкольник рекомендует
  • Стартовая
  • Пользовательское соглашение
  • Авторские права
  • Файлы cookie
  • Пожертвования
  • Сезонные скидки

Размещаем статьи

Фейсбук

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
Логопедия
Автор: Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р.
24.03.2020 19:12

Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.

  • Овчинникова Т.В.
  • Рафикова Т.Р.

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара

Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка.

Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:

  • определить влияние родителей на развитие ребенка и на этой основе скоординировать коррекционно-воспитательную работу логопеда и семьи;
  • познакомить родителей с объемом знаний для успешной под-готовки детей к школе;
  • формировать у родителей мотивацию к коррекционной работе с их детьми;
  • привлечь родителей к активному участию в коррекционно-воспитательной работе по исправлению речевых нарушений;
  • просвещать родителей в области педагогики и основ логопедии.

Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.

Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком.

При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями.

Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом.

Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях.

В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе.

В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы.

Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое.

Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников

Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Библиографическая ссылка на статью:
Наймушина Л.А. Опыт логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной школы // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2020/01/26331 (дата обращения: 15.09.2020).

В современном образовании одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия сейчас – включение и принятие ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников в общеобразовательную организацию, и обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Данное включение будет эффективным только при наличии комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения, представляющего деятельность команды специалистов, коллектива, включенного в единую организационную модель [1].

МБОУ СОШ № 77 на протяжении 9 лет является инновационной площадкой Министерства образования и науки Удмуртской Республики по социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Основные направления работы заключаются в поддержке обучающихся в освоении образовательной программы, а также в сопровождении педагогов и оказание им помощи при организации работы в инклюзивном классе.

Многие учащиеся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи, что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения.

Логопедическая работа является неотъемлемой частью сопровождения и проводится по следующим направлениям:

– диагностика, выявляющая характер нарушения речевой деятельности;

– консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка;

– профилактика – предупреждение вторичных отклонений у ребенка с ОВЗ, а также создание благоприятных условий для речевого развития;

– коррекционно-развивающая работа – заключается в выборе методов и приемов коррекции; проведении и организации логопедических занятий по развитию устной и письменной речи, с опорой на ресурсы ребенка;

– организационно-методическая работа, которая предусматривает разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, оказание помощи в составлении АОП, подбор дидактических и методических материалов, ведение документации;

– развивающая и просветительская работа – развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей в вопросах поддержки речевого развития ребенка [6].

Основная задача занятий логопеда — опираясь на возможности ребенка, максимально развить речевую функцию в тесной связи с формированием всех психических процессов, участвующих в интеллектуальном развитии личности. Учитель-логопед, в первую очередь, выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка. На основе диагностики, совместно с другими участниками коррекционно-развивающего процесса, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут [5]. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. В приоритете остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при тугоухости – фонематическое восприятие. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые предметы, таблички-инструкции. При нарушении зрительного анализатора – уточнение значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности. При ДЦП и вышеперечисленных нарушениях, внимание уделяется словесному ударению, интонации т.д. Используемые формы работы должны соответствовать возрасту, например, с детьми младших классов включаются игровые формы, так как они помогают поднять интерес у ребенка, а со школьниками постарше используется программный материал [2].

В работе логопеда целесообразно использование компьютерных программ, позволяющих заинтересовать ребенка в получении новых знаний. Логопедическое занятие строится на основе здоровьесберегающих технологий: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Кулак – ребро – ладонь»), шариковые массажеры и т.д. Основным условием успешности коррекционных мероприятий служат первоначальная индивидуализация процесса обучения. В этом заключается особенность работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования. Ребенок имеет возможность максимально индивидуализировано посещать занятия, получать полноценную помощь. Таким образом, специалист должен быть готов к работе с разными категориями детей, понимать их особенности, находить отрицательные и положительные стороны, которые используются в процессе компенсации, т.е. уметь привлекать здоровые анализаторы.

Для успешного сопровождения детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, необходимым условием являются совместные усилия команды специалистов сопровождения в выборе учебно – воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи в решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Эту функцию как раз выполняет школьный консилиум, который включает в себя комплекс диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, для оказания дифференцированной помощи ребенку, его родителям, а также учителям, работающим с данным учеником [3]. Логопед так же входит в состав консилиума и принимает активное участие в его деятельности. Его основными задачами является: углубленная диагностика речевого развития и познавательной деятельности ребенка, составление рекомендаций для педагогов и родителей, объясняющих особенности восприятия и понимания учебного материала ребёнком, имеющим ту или иную специфику речевого развития, особенности учебной деятельности. Цель, задачи, структура, организация деятельности и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами организации [4].

Основными задачами сопровождения консилиума являются:

– определение тактики, технологий коррекционно – развивающей работы специалистов;

– реализация и динамическая оценка эффективности работы;

-выявление детей, не проходивших ПМПК но, так или иначе, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения;

– координация взаимодействия специалистов и участников образовательного процесса.

Традиционно школьный консилиум проводится в начале и конце года. Сначала идет этап подготовки, на котором специалисты, участвующие в коррекционно-образовательном процессе, проводят обследование детей. Проводится диагностика, готовится аналитический материал, помогающий более четко и объективно сформулировать проблему, вытекающие из нее задачи работы. В начале учебного года у консилиума присутствуют следующие цели: формулирование общих задач по адаптации учащихся; обеспечение диагностико – коррекционно – психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся; выявление возможностей учеников; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности; составление рекомендаций.

В конце учебного года консилиум подводит итоги работы по выполнению рекомендаций, обсуждает рост или спад в развитии ребенка. По результатам принимаются решения и определяются задачи на будущее. Следует понимать, что деятельность консилиума заключается не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, но и в разработке членами консилиума совместно с педагогами адаптированной образовательной программы (АОП), а также ее компонента — психолого-педагогического сопровождения «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ОВЗ. Программа направлена на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, на социализацию в коллективе нормально-развивающихся сверстников, на преодоление или сглаживание нарушений развития, формирование универсальных учебных действий, необходимых для обучения детей.

Неотъемлемой частью работы консилиума выступает помощь в преодолении стереотипов в отношении возможностей детей с теми или иными нарушениями. Ведется активная консультативно-просветительская и профилактическая работа с учителями и родителями, направленная на формирование позитивного мнения о личности ребенка, имеющихся у него ресурсов. В нашей школе работа с родителями начинается на этапе подготовки к школе. Специалисты имеют возможность заранее сформировать представление о ребенке и его возможностях. Педагоги, в свою очередь, получают рекомендации для проведения работы в направлении “ученик – ученик”, “ученик – учитель”; выявлении слабых и сильных сторон личности ученика, помощь в выборе методических приемов для обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Появляется возможность обсуждения того, какие пути организации учебной деятельности оказываются для конкретного ученика более успешными.

Работа службы психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку справиться с затруднениями в обучении, ведет к социализации, оказывает помощь и поддержку учителям и родителям. Однако специалистам необходимо направлять усилия на решение следующих проблем:

– Преодоление стереотипов педагогических работников в отношении возможностей детей с ОВЗ. Необходимы тренинги, мастер-классы, помогающие использовать в работе технологии инклюзивного обучения.

– Освоение новых знаний, методического обеспечения деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

– Работа с родителями, направленная на психологическое принятие и поддержку детей с особенностями в развитии.

В целом, инклюзивное образование – это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, ориентированный на повышение качества образования, обеспечение успешной социализации и процесса личностного развития всех детей. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение потому, что направлена не только на преодоление речевых нарушений, но и на успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии – одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.

Библиографический список

  1. Алехина С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 5–16.
  2. Белоброва М. М. Специфика работы учителя-логопеда общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 76-80.
  3. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012. — 256 с.
  4. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 №27/901 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 129 с.
  6. Приходько О. Г., Григоренко Н. Ю., Журавлева Ж. И. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения (серия: «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 39 с.
  7. Сунцова А. С. Теория и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. – Ижевск: Изд.-во «Удмуртский университет»,2013. – 110 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Конспект логопедического занятия ‘Фрукты’ для старшего возраста

Вы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 07.01.2021, 12:45

–>

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: к нам ребята в гости приехал паровозик и привез с собой загадки об овощах и фруктах!

И вот первая загадка:

С виду он как рыжий мяч, Только вот не мчится вскачь. В нём полезный витамин — Это спелый …апельсин

А вот вторая загадка:

Круглое, румяное, Я расту на ветке; Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

А вот и третья загадка:

Все о ней боксеры знают С ней удар свой развивают. Хоть она и неуклюжа, Но на фрукт похожа …

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож (груша)

Воспитатель: молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Воспитатель: ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, грушу? Что это?

Воспитатель: ребята, где растут фрукты?

Дети: на деревьях.

Воспитатель: как называются деревья, на которых растут фрукты?

Воспитатель: где растут фруктовые деревья?

Воспитатель: как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев?

Дети: фруктовый сад

Воспитатель: молодцы! Про фрукты вы все знаете.

А вот еще вам другая загадка:

Растут на грядке Зеленые ветки, А на них Красные детки (помидор)

Воспитатель: хорошо, молодцы!

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый, Вкусен и сырой. Кто же я такой? (огурец)

Красная мышка с белым хвостиком,

В норке сидела под зелёным хвостиком (редиска)

И последняя загадка:

Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает (лук).

Молодцы ребята! А про что были эти загадки.

Воспитатель: а где растут овощи?

Воспитатель: а сейчас наш гость паровозик предлагает с ним поиграть и показать как растет помидор. Кто из вас может рассказать, как вырастает помидор?

Дети: Сначала мы сажаем семечку в землю, поливаем, солнышко пригревает, вырастает стебелек, и потом появляются помидорки.

Воспитатель: правильно, выходите, покажем нашему паровозику.

Выполняется физминутка: дети присели на корточки, потом встали на полусогнутых ногах и потом во весь рост (можно повторить 2-3 раза).

Воспитатель: а теперь наш гость паровозик предлагает нам поиграть в интересную игру, нам ребята надо рассказать какой формы, размера, цвета наш овощ или фрукт и какой он на вкус (слайд №17, №18,№19).

Дети: ответы детей, по схеме.

Воспитатель: вы очень хорошо ребята справились с заданием. Нашему паровозику пришла пора, уезжать.

Давайте слепим нашему гостью фрукт в подарок, который растет на фруктовом дереве, в фруктовом саду.

Но сначала подготовим наши пальчики к лепке.

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим,

(движения прямыми кистями вверх-вниз)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим,

(имитировать посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем.

(сжимать и разжимать пальцы)

Воспитатель: лепка апельсина. Образец. Показ воспитателя. Индивидуальная работа с детьми, которые затрудняются при лепке.

Воспитатель: рассматривание апельсинов, итог занятия.

Познавательное занятие с детьми старшей группы «Такие разные овощи и фрукты»

Мой любимый … (Абрикос)
– Молодцы! Слайд 7. А что мы делаем с овощами и фруктами. Когда они созревают?

– Ребята, давайте сядем на ковер и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: груша – вы отвечаете груши; лимон – лимоны; слива – сливы; и т.д.

– Ребята, какой вы слышите последний звук в слове, когда мы говорим о фруктах много? (Мы слышим звук – ы) . Давайте вместе произнесем этот звук.

– Присаживайтесь на места. А где ещё можно встретить овощи и фрукты? Слайд 8. Овощи и фрукты покупают на рынке или в магазине.

– Можно ли употреблять в пищу немытые овощи и фрукты? Почему?

– Можно ли немытыми руками брать овощи и фрукты? Почему?

Слайд 9. Перед употреблением овощи и фрукты моют. Представьте, что к вам пришли гости их надо угостить.

– Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом) .

Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», ребёнок отвечает – апельсиновый», и т.д. должна поиграть с каждым ребенком.

– Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

– Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Слайд 10. Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

– Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные) .

Слайд 11. Какой формы могут быть овощи и фрукты?

Слайд 12. Как фрукты и овощи отличаются размером? (большие, маленькие) (слайд 12) .

– Молодцы, ребята! Теперь игра для самых внимательных. Посмотрите на экран. Скажите, что здесь лишнее?

Слайды 13, 14.

Слайд 15. Скажите, какой формы могут быть овощи?

Слайд 16. Какой формы могут быть фрукты?

– Молодцы! И в заключении я вам приготовила «вкусную» игру. Игра «Угадай, что съел?». Дети закрывают глаза. Воспитатель предлагает им попробовать кусочки овощей и фруктов.

Они должны определить их на вкус и назвать.

Молодцы, ребята, вы были внимательными и доброжелательными друг к другу в играх. Какие игры вам больше всего понравились? Почему?

В какие игры вы научите играть своих друзей и родителей?

Адрес: ул.Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД«Первоесентября», Оргкомитет фестиваля «Открытыйурок»Эл.почта: [email protected] Телефон

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Цели занятия:

  1. Развитие восприятия и памяти.
  2. Развитие умения различать цвета.
  3. Развитие мыслительной операции «обобщение».

Материалы и оборудование:

  1. Банан из картона на палочке (зубочистке), где с боков прикреплены атласные ленточки (кожура банана).
  2. Музыкальное сопровождение.
  3. Мягкая игрушка ежик, яблоко игрушечное.
  4. Картинки с изображением фруктового дерева (формат А3), карточки с изображением фруктов, магнитная доска.
  5. Пластмассовые шарики желтого и красного цвета (груши и яблоки), корзинки.
  6. Конверт яркий, карточки (билеты) с изображением фруктов.
  7. Приветствие.

Психолог: Сегодня мы с вами здороваемся по кругу, например: «Здравствуй, Аня, я очень рада тебя видеть». Передаем по кругу яблочко.

2. Дыхательная гимнастика «Банан».

Психолог раздает каждому ребенку бумажный банан и предлагает детям подуть на банан в течение 1 минуты.

Психолог обращает внимание на конверт.. Достает красивую открытку с изображением фруктов.

Психолог: Ребята, это письмо написал нам Ежик, он приглашает нас в гости в фруктовый сад.

3. Игра «Фруктовый автобус».

Психолог: Мы с вами сегодня отправимся в гости к ежику.

Вы готовы? (Дети соглашаются) Тогда отправляемся в путь на фруктовом автобусе. У меня есть билеты для каждого.

Психолог раздает детям карточки с изображениями фруктов.

Психолог: Назовите у кого какой фрукт, и какого он цвета?

Молодцы! А теперь занимайте места соответственно вашему билету. Каждый ребенок получает билет с определенным фруктом и садится на стульчик с картинкой такого же фрукта. Психолог включает песенку автобуса и показывает движения согласно песенке. Дети слушают песенку автобуса и повторяют движения.

Колеса у автобуса крутятся Крутятся, крутятся Колеса у автобуса крутятся Целый день А дворники в автобусе Вжик, вжик, вжик, Вжик, вжик, вжик, А дворники в автобусе Вжик, вжик, вжик Целый день А двери в автобусе Хлоп хлоп хлоп Хлоп хлоп хлоп Хлоп хлоп хлоп А двери в автобусе Хлоп хлоп хлоп Целый день А монетки в автобусе, дзынь, дзынь, дзынь, дзынь, дзынь, дзынь, А монетки звенят в автобусе, Целый день А сигнал в автобусе би би би би би би А сигнал в автобусе би би би Целый день А бензин в бензобаке плюх, плюх, плюх плюх, плюх, плюх А бензин в бензобаке плюх, плюх, плюх Целый день

Психолог: Автобус остановился. Дети, вот мы и приехали, выходите.

4. Подвижная игра «Собери фрукты».

Ежик: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать во фруктовый сад! Я прихожу в сад собирать разные фрукты. Ой, детки, я случайно уронил корзинку с яблоками и грушами. Помогите, пожалуйста, мне разложить фрукты по корзинкам.

Психолог: Ребятки, поможем ежику навести порядок в саду? Дети соглашаются. Груши (показывает шарики желтого цвета) складываем в корзинку желтого цвета, яблоки (показывает шарики красного цвета) в корзинку красного цвета.

Детям предлагается собрать в корзину фрукты под музыку. После того, как все фрукты собраны, психолог проверяет, в своих ли корзинках фрукты. Ежик хвалит за внимательность детей.

5. Упражнение «Фруктовое дерево».

Дети садятся на стульчики. Ежик обращает внимание детей на магнитную доску, где прикреплено изображение фруктового дерева.

Ежик: Ребята, посмотрите, какое красивое дерево растет в саду! На этом дереве растут самые разные фрукты. Вам нужно запомнить какие фрукты растут на этом дереве.

Показывает детям на доли секунды картинку с деревом, затем закрывает картинку. Обращает внимание детей на вторую доску, где прикреплены карточки с изображением фруктов. Детям нужно вспомнить какие фрукты были изображены на дереве, и назвать их.

6. Пальчиковая гимнастика «Варим, варим мы компот».

Будем мы варить компот

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем правой руки мешать)

Будем яблоки крошить, Груши будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот

Угостим честной народ.

(правую ладошку держать «ковшиком», а указательным пальцем левой руки мешать)

Еж: Вот и пришло время прощаться. Вы такие все дружные, ребята. Хочу вас поблагодарить за то, что помогли навести порядок в саду. Дети благодарят ежа за приглашение в сад, прощаются и каждый занимает свое место в фруктовом автобусе.

7. Игра «Фруктовый автобус».

Игра как в начале занятия.

Психолог: В какие игры вы сегодня играли? Что понравилось больше всего?

Дети прощаются с психологом.

Литература:

1. «Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет / Н.Ю. Куражева и др. — СПб.: Речь, 2014. -160С.

Физическое развитие – учимся ловить мяч.

В этой игре мы будем учиться ловить предметы. Кроме того, ребенок, играя, будет незаметно закреплять в памяти такие понятия как: «фрукты растут на деревьях», «фрукты растут в саду», «люди собирают фрукты с деревьев» и т.п.

Для игры я предлагаю использовать настоящие твердые фрукты (яблоки, бананы, мандарины) — детям обычно это очень нравится (они вообще обожают игрушки из природных материалов).

Но если подходящих фруктов в доме не нашлось, их можно заменить небольшими мячиками, клубочками и т.п.

Суть игры:

Для начала создадим атмосферу – прогуляемся по комнате за руку с ребенком, объясняя, что мы приехали во фруктовый сад, в котором растет много деревьев. Сообщаем, что нам нужно набрать много вкусных фруктов, чтобы отвезти их домой. «Давай подойдем к дереву и начнем собирать фрукты».

Мама становится «деревом» — берет в руки несколько фруктов, поднимает их на небольшую высоту и просит ребенка подставить ладошки, чтобы он «поймал» фрукт. Бросаем фрукты в ладошки малыша, учим его их ловить.

Затем можно поменяться ролями – ребенок может стать «деревом» (поднять ручки вверх, покачаться из стороны в стороны на ветру, покачать «веточками»-руками, пошевелить пальчиками- «листиками» и кидать фрукты маме).

Собранный урожай складываем в мешочек (они нам пригодятся для другой игры).

В процессе игры можно почитать стихи:

Яблоко.

Что за грохот — бум-бум-бум — Яблочко упало! В травке яблочко найдём, Чтобы не пропало.

Грушка

Грушка — грушка — высоко! К ней добраться нелегко! Вся поспела — погляди! Грушка — грушка — упади.

Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР

Проскурина Светлана Ивановна

Учитель-логопед, МБДОУ детский сад №29 “Искорка”, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Проскурина С.И. Сад-огород: конспект логопедического занятия в старшей группе с детьми ОНР // Совушка. 2019. N 4 (18). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/18/ (дата обращения: 07.01.2021).

Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

  • расширение тематического словаря;
  • образование относительных прилагательных;
  • формирование навыка составления предложения;
  • образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи;
  • координация речи с движением;
  • развитие фонематического слуха и мелкой моторики;
  • развитие внимания, памяти и мышления.

3. Коррекционно-воспитательные:

  • формировать интерес к занятию;
  • формирование доброжелательных отношений в коллективе, навыков сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, корзины, муляжи фруктов и овощей, картинки овощей и фруктов, карточки с геометрическими фигурами, разрезные картинки овощей и фруктов.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Чтобы успешно справиться с упражнениями, нам надо сделать артикуляционную гимнастику.

Садится тот, кто заметит ошибку, дети исправляют ошибки логопеда

(квадратное яблоко, зеленый огурец, синий банан, сладкий лимон, желтая репа, овальный апельсин, синий помидор, желтый баклажан и т.д.).

На какие две группы можно разделить эти предметы? (овощи и фрукты)

II. Лексико-грамматические игры и упражнения

1. Упражнение «Сад – огород»

Что делают люди осенью в огородах и садах?

Какие овощи выкапывают лопатой, какие срезают ножом, какие срывают, какие выдергивают из земли?

Какие фрукты срывают с деревьев?

Как хранят овощи и фрукты?

2. Игровое упражнение «Урожай». Развитие пространственного восприятия. Дети по заданию логопеда раскладывают овощи и фрукты в две корзины:

  • в левую корзину – только фрукты;
  • в правую корзину – только овощи.

3. Игровое упражнение «Волшебник». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Логопед:

Это лимон. Я превращаю его в лимончик;

Это перец. Я превращаю его в ___;

Это лук. Я превращаю его в ___;

Это слива. Я превращаю ее в ___ и т.д.

4. Игровое упражнение «Поваренок». Образование относительных прилагательных.

Логопед: Что можно приготовить из фруктов? А что из овощей?

  • Давайте приготовим вкусный обед.
  • Сварим суп из картофеля. Как называется суп?
  • Сделаем запеканку из моркови. Как называется запеканка?
  • Сделаем салат из капусты. Какой получился салат?
  • Приготовим икру из баклажанов. Как называется икра?
  • Испечем пирог из яблок. Какой получится пирог?
  • Выжмем сок из апельсинов. Как называется сок?

5. Физкультминутка «Урожай соберём» – на развитие координации речи с движением.

В огород пойдём,

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем.

(«Таскают»: выполняют наклоны с имитирующими движениями рук)

И картошки накопаем.

(«Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан)

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвём немножко

(«Рвут»: приседают и выполняют, имитирующие хватательные движения обеими руками)

И вернёмся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

А теперь мы в сад пойдём,

Мы там яблоки нарвём.

На носочки вставай,

Прямо с дерева срывай.

6. Игровое упражнение «Узнай по описанию»

Логопед: А сейчас попробуйте догадаться, о чем идет речь.

  • Круглый, красный, сочный, полезный, мягкий. Что это такое? (помидор)
  • Круглое, зеленое или красное, сочное, твердое (яблоко)
  • Овальный, зеленый, вкусный, шершавый, твердый (огурец)
  • Овальный, желтый, кислый, сочный, витаминный (лимон)
  • Треугольная, оранжевая, твердая, вкусная, хрустящая (морковь)
  • Треугольная, спелая, сочная, желтая или зеленая, твердая (груша)
  • Круглая, зеленая, твердая, сочная (капуста)

7. Игровое упражнение «На что похоже?»

Логопед: На столы я положу: четыре картинки с изображением овощей и четыре картинки с изображением фруктов, а также геометрические формы (по три каждой) – треугольник, круг, овал. Вам нужно будет возле каждой картинки положить соответствующую геометрическую форму и объяснить, почему.

Логопед: Даша, почему возле яблока лежит круг?

Даша: Потому что, яблоко круглое.

III. Развитие связной речи

Составить по мнемодорожке предложения об овощах и фруктов.

IV. Сенсорное развитие «Собери картинки»

Логопед: Соберите картинки и назовите овощи и фрукты, которые у вас получились (морковь, яблоко, свёкла, апельсин и т.д.).

V. Итог занятия

Логопед: Вспомнить, о чём говорили на занятии.

Ссылка на основную публикацию
–>

–> –>МЕНЮ САЙТА –>
–>

Войти через uID

Программное содержание:

Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:

1. Образовывать множественное число существительных.
2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксам.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
4. Учить образовывать относительные прилагательные.
5. Развивать фонематическое восприятие.
6. Развивать мышление, координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи.
7. Развивать мелкую моторику.
8. Развивать зрительно-предметный гнозис.
9. Развивать связную речь, учить составлять предложения по картине.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, мяч.

I. Организационный момент

Логопед встречает детей с контейнером в руках и по его просьбе дети выбирают из контейнера по одной предметной картинке, а затем садятся на стульчики.

1. Логопед: – Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно.

Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела – посинела. (Слива)

Колобок висит все лето

Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой

На лозе повисли кисти,

И от них укрылись листья. (Виноград)

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку-встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь – брызнет сок. (Груша)

Логопед: – Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Логопед: – Как можно это назвать одним словом?

– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?

– Какие еще фрукты вы знаете?

– Где растут фрукты?

– Сегодня мы поговорим с вами о фруктах.

II. Игра «Поможем кукле»

(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).

2. Логопед: – Ребята, посмотрите на картинки, внимательно. Помогите кукле Ане разложить картинки с изображением овощей в миску, а картинки, где нарисованы фрукты в тарелку.

Дети выбирают картинки, описывают овощи и фрукты и прикрепляют

на ковролин. (Это круглый оранжевый апельсин. Это длинная оранжевая морковка.)

Логопед: – Молодцы, вы все сделали верно. Кукла Аня благодарит вас.

3. Игра «Чего не стало?»

Логопед: – Я положила на стол 4 картинки с изображением фруктов. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу одну картинку, а вы скажете, чего не стало.

4. Игра «Какой сок, салат» (с мячом)

Логопед: – Сейчас я буду называть фрукт и бросать вам мяч. А вы будете отвечать какой сок из него можно приготовить.
Сок из яблока – яблочный Сок из апельсина – апельсиновый
Сок из сливы – сливовый Сок из арбуза – арбузный
Сок из груши – грушевый Сок из граната – гранатовый
Салат из ананаса – ананасовый Сок из винограда – виноградный

5. Составление предложений по картине «Сбор фруктов»

Логопед: – Ребята, посмотрите на картину.

Какое время года изобразил художник?

Как вы догадались, что это осень?

Что делают дети?

Логопед: – Молодцы, хорошо рассказали о картине. Следующая игра.

6. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин. Разламывают воображаемый апельсин.

Много нас, Показывают 10 пальцев.

А он один. Показывают один палец.

Эта долька – для ежа. Загибают по одному пальчику,

Эта долька – для стрижа. начиная с большого на левой руке.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для бобра.

А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.

Он сердит на нас – беда. Сжимают кулаки и прижимают к груди.

Разбегайтесь – кто куда! «Бегут» пальцами по столу.

7. Игра «Назови ласково»

Логопед: – Я буду называть фрукт, а вы будете называть этот фрукт ласково.
Апельсин – апельсинчик; абрикос – абрикосик;
Мандарин – мандаринчик; виноград – виноградик;
Банан –бананчик; арбуз – арбузик;
Яблоко –яблочко; дыня – дынька;
Лимон –лимончик; груша – грушка.

– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.

8. Игра «Один – много»

Логопед: – Я буду называть один фрукт, а вы много фруктов.

Яблоко – яблоки Арбуз – арбузы
Банан – бананы Дыня – дыни
Апельсин – апельсины Лимон – лимоны
Мандарин – мандарины Груша – груши
Слива – сливы

9. «Четвертый лишний»

Логопед: – Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

Груша, картошка, яблоко, персик.

Огурец, груша, кабачок, тыква.

Апельсин, мандарин, огурец, слива.

Яблоко, груша, баклажан, слива.
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.

Изучаем и играем в овощи и фрукты с детьми. Конспект занятия «Овощи и фрукты Изучаем фрукты с малышами

Упражнения практической жизни.

В возрасте 3–4 лет упражнения в практической жизни занимают ведущее место. Они помогают ребёнку чувствовать себя независимым и являются прекрасной подготовкой руки к письму.

Дома вы можете предлагать любые занятия, которые выполняете сами. Например, следующие:

  • Протирание пыли, подметание.
  • Мытьё (рук, пола, стола, посуды, фруктов).
  • Уход за цветами и домашними животными.
  • Чистка обуви и одежды.
  • Помощь на кухне.
  • Помощь в саду или огороде.
  • Удостоверьтесь, что ребёнку удобно, и все материалы подобраны по его росту.
  • Разложите всё необходимое для того или иного задания на подносе, в корзинке или на полке. Кладите все материалы на отведённое им место после использования.

Задачи: Продолжать учить детей рассматривать овощи, фрукты сравнивать и замечать различия по форме, цвету, вкусу, отгадывать загадки. Формировать представления об овощах как об огородных культурах, фруктах как о фруктовых плодах. Закреплять навыки лепки, уточнять знания цветов, формировать интерес к лепке. Развивать мелкую моторику рук, мышление, речь, память. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.План-конспект развивающего занятия для детей младшей группы «Фруктовый сад»