Что такое сопровождение замещающих семей и кто может его получить?
Многие семьи задумываются, стоит ли «становиться на сопровождение». Давайте по порядку. Во-первых, сопровождение создано для помощи семьям. Главный принцип нашей команды – сотрудничество и партнерство с замещающей семьей. Во-вторых, это целый комплекс услуг, которые может получить семья. В-третьих, это возможность быть в сообществе людей, которых волнуют те же вопросы, что и вас.
Кто может обратиться к нам за получением услуги: граждане (законные представители), принявшие на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновители/удочерители, опекуны/попечители, в том числе приемные родители, патронатные воспитатели.
Сопровождение семей, принявших ребенка (детей) на воспитание оказывается в рамках исполнения Государственного задания по социальной услуге: «Оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка».
Помощь и поддержку замещающим семья оказывают психологи, социальные педагоги, специалисты по работе с семьей, логопеды, педагоги-дефектологи, нейропсихолог, юрист, а также специалисты организаций и учреждений других ведомств, привлекаемых для решения проблем семьи на межведомственной и внутриведомственной основе.
Для организации помощи заключается трехсторонний договор между Уполномоченным органом опеки, попечительства, Законным представителем (законными представителями) ребенка (детей) и ГБУ Ресурсный центр «Спутник», участвующего в организации и осуществлении сопровождения семьи и ребенка, переданного на воспитание.
Основные задачи сопровождения замещающих семей
- Содействие в создании оптимальных условий для развития и социализации ребенка;
- Работа, направленная на предотвращение отказа от ребенка (детей), переданного(ых) на воспитание в семью;
- Содействие в организации и осуществлении эффективной замещающей семейной заботы (содействие в организации семейного досуга, содействие в повышении родительских, и воспитательских компетенций и др.);
- Профилактика кризисных ситуаций в семье.
Как получить помощь:
7 важных шагов
На какой срок заключается договор?
- Социальная услуга предоставляется в сроки, предусмотренные договором оказания услуг по сопровождению семьи:
— временно – сроком до шести месяцев;
— постоянно – на период пребывания ребенка (детей) в семье в соответствии с потребностями семьи и учетом социальных, семейных и личностных факторов. - От услуги можно отказаться, написав заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства семьи. По итогам договора семья получает рекомендации психолога.
Что входит в индивидуальную программу сопровождения семьи?
- Углубленная диагностика с целью определения актуального уровня развития ребенка (детей) и необходимости мер по защите прав и интересов подопечного(ых).
- Психолого-педагогическая диагностика ребенка – психолог.
- Педагогическая диагностика ребенка – учитель-логопед, учитель-дефектолог.
- Подготовка психолого-педагогического заключения по результатам диагностики – психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог;
- Социально-правовой анализ документов ребенка (детей). Подготовка заключения о необходимых мерах по защите прав и законных интересов подопечных – юрист.
- Консилиум специалистов по сопровождению семьи. На нем обсуждаются результаты диагностики, разрабатывается план коррекционно-реабилитационной работы с ребенком (детьми).
Мы оказываем следующие виды помощи семье
1. Психолого-педагогическая помощь:
- коррекционно-реабилитационная работа (индивидуальные занятия) с ребенком психолог;
- психологическая, коррекционная поддержка образовательного процесса (индивидуальные занятия с ребенком) психолог, учитель логопед, учитель-дефектолог;
- профориентация подростка – психолог;
- индивидуальное консультирование взрослого – психолог;
- семейное консультирование и семейная психотерапия – психолог;
- консультирование взрослых членов семьи по вопросам развития, поведения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья – психолог;
- семинары и тренинги, направленные на развитие и повышение воспитательских и родительских компетенций законных представителей – психолог;
- консультирование педагогов образовательных учреждений (классный руководитель, преподаватели -предметники) по месту обучения ребенка с целью выстраивания образовательного процесса ребенка – психолог;
- проведение встреч с кровными родственниками ребенка – психолог;
- проведение встреч групп психологической поддержки – психолог.
- Мы также приглашаем на все виды ресурсных форм поддержки для приемных родителей: Клуб замещающих родителей “Сообщество равных”,Клуб “PRO ОВЗ” для приемных родителей и опекунов детей с ОВЗ,Ресурсные субботы на Колпачном.
2. Социально-педагогическая помощь:
- организация и координация деятельности по сопровождению семьи, исполнения индивидуальной программы сопровождения семьи – куратор семьи – от 3 до 4 часов в неделю;
- взаимодействие с образовательными учреждениями для организации поддержки образовательного процесса – куратор семьи;
- содействие в определении образовательного маршрута ребенка, оказание помощи семье в поиске выборе образовательного учреждения согласно определенному ЦПМПК образовательному маршруту – куратор;
- работа с кровными родственниками ребенка (детей) соответственно потребностям ребенка и запросу семьи: поддержание контактов, организация встреч на территории учреждения – куратор;
- содействие семье в осуществлении лечебного процесса и профилактических осмотров ребенка. Запись ребенка на электронных порталах к врачам-специалистам при прохождении ежегодной диспансеризации. Предоставление рекомендаций законному представителю по организации лечения и наблюдения профильными врачами специалистами в соответствии с потребностями охраны здоровья ребенка;
- содействие в получении социальных услуг: консультирование по использованию возможностей портала госуслуг города Москвы www.mos.ru и иных электронных сервисов; оказание содействия в организации в организации летнего отдыха;
- организация поддерживающей среды для замещающих родителей: Клуб замещающих родителей;
- содействие в организации культурно-досуговой жизни семьи: театры, концерты, выставки, экскурсии;
- поиск материальных и иных сторонних ресурсов для решения актуальных семейных трудностей.
3. Юридическая помощь:
- юридическое консультирование по вопросам, касающимся прав законных представителей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- оказание содействия в реализации прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семью, и их законных представителей;
- оказание содействия в оформлении документов для получения соответствующих государственных и муниципальных услуг, в подготовке и подаче жалоб на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, нарушающих права законного представителя и ребенка.
Что еще?
Один раз в месяц куратор по договоренности посещает семью. Раз в год семью посещают и куратор, и психолог. После каждого посещения готовится отчетная документация.
В отношении ребенка проводится мониторинг потребностей развития ребенка (1 раз в 6 месяцев), психолого-педагогическая диагностика (психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), социально-педагогическая диагностика, а также куратор семьи проводит мониторинг социального развития ребенка. По результатам мониторинга и диагностики готовятся заключения.
Плановый консилиум специалистов по сопровождению создан для проведения оценки результатов работы с семьей и корректировки структуры помощи семье соответственно изменившимся потребностям семьи и ребенка (детей).
Межведомственное взаимодействие ГБУ Ресурсный центр «Спутник» со специалистами в сфере опеки, попечительства и патронажа заключается в участии специалистов органов опеки в заседаниях Консилиума, участии специалистов ГБУ Ресурсный центр «Спутник» в работе Комиссий по защите прав и законных интересов подопечных, Комиссий по делам несовершеннолетних, а также в совместных выходах в семьи специалистов ГБУ Ресурсный центр «Спутник» и специалистов органа опеки и попечительства на плановые проверки условий жизни и воспитания детей с предоставлением социально-психологического заключения.
В процессе сопровождения у замещающей семьи есть возможность принять участие:
- в социальных проектах и программах, направленных на развитие познавательной активности, профориентацию детей и подростков;
- в семинарах и тренингах для замещающих родителей;
- в культурно-досуговой жизни;
- во встречах Клуба замещающих родителей «Сообщество равных»,Клуб PRO ОВЗ для приемных родителей и опекунов детей с ОВЗ,Ресурсные субботы.
- Здесь можно получить поддержку со стороны единомышленников, позаботиться о себе, нарастить родительские ресурсы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ
- Никита Белосельский 3 лет назад Просмотров:
1 Пенклиди Дарья Владимировна магистрант Горбунова Олеся Федоровна канд. пед. наук, доцент Институт непрерывного педагогического образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Республика Хакасия ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ Аннотация: в данной статье отражены результаты эмпирического исследования, раскрывающего особенности логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня, представлен краткий анализ программы формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня. Ключевые слова: семья, коррекционно-логопедической компетентности родителей, логопедическое сопровождение семьи, коррекционно-педагогическая работа, дети с ОНЗ, третий уровень, формы работы, работа с родителями. Логопедическое сопровождение семьи необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты коррекционно-педагогической работы отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Коррекционная работа должна рассматриваться как постоянно действующая система, как социум, в котором живёт ребёнок. Первым по своей значимости неповторимым социумом является семья, в которой ребёнок родился и живёт, а самыми значимыми людьми для него являются не педагоги, а родители. Поэтому
2 необходимость логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня, важна не только для педагогов, но, прежде всего, для самих родителей. Многие семьи, в которых воспитывается ребенок с ОНР 3 уровня, часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь своему ребенку в данной ситуации. Не все родители способны грамотно, осознанно и основательно выполнять возложенные на них функции помощника логопеда и нести ответственность за свои действия в процессе логопедической коррекции. Поэтому проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей дошкольников с ОНР 3 уровня на современном этапе очень актуальна. Опираясь на научные данные и учитывая специфику логопедической работы по преодолению ОНР, под коррекционно-логопедической компетентностью родителей мы будем понимать определённую мотивационно-ценностностную направленность родителей на коррекцию речевого дефекта ребёнка, подкреплённую совокупностью основных общепедагогических и логопедических знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для эффективного взаимодействия со специалистом [1]. Теоретическое изучение проблемы логопедического сопровождения семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня поставило нас перед необходимостью проведения эмпирического исследования, целью которого являлось выявление особенностей речевого развития детей с ОНР 3 уровня. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста логопедической группы дошкольного образовательного учреждения 19 «Хрусталик» г. Минусинска, а также их родители. Для проведения диагностики детей мы использовали комплексную методику Н.М Трубниковой; анкетирование родителей с целью выявления проблем в воспитании и развитии ребенка с нарушениями речи и готовности к сотрудничеству с логопедом и другими специалистами в педагогическом процессе ДОУ. Основой для логопедического обследования детей явилась адаптированная для дошкольного возраста методика Н.М. Трубниковой. При обследовании речи было изучено строение и подвижность органов артикуляционного аппарата,
3 состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, уровень сформированности словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а также слоговой структуры слова [2]. Результаты обследования представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста Нарушения % 1 отягощённый анамнез 100% 2 раннее психоречевое развитие идёт с отставанием от нормы 100% 3 Скованность и напряжённость движений при анализе мелкой моторики 70% 4 анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями 70% 5 артикуляционная моторика нарушены 100% 6 фонематические процессы нарушены 100% 7 грамматический строй и связная речь 90% 8 мономорфные нарушения звукопроизношения 20% 9 полиморфные нарушения звукопроизношения 80% Таким образом, комплексное логопедическое обследование детей позволило сформировать представление о структуре речевого дефекта и на этой основе разработать механизмы оказания коррекционно-педагогической помощи, а также спланировать работу по логопедическому сопровождению семьи, имеющей ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Анализ анкетирования позволил определить и оценить тактику воспитательного воздействия родителей на детей. Оценка социально-психологического статуса семей и уровня готовности родителей к участию в логопедической коррекции и взаимодействии с логопедом показала, что потребность в мотивацию к сотрудничеству проявили 60% родителей. 70% родителей показали, что трудности, с которыми они ежедневно сталкиваются в образовании и воспитании своего ребенка, вызваны у них недостатком педагогических знаний.
4 Большинство родителей (70%), продемонстрировали готовность к сотрудничеству, были настроены позитивно к повышению педагогической компетентности. Многим родителям хотелось бы принять участие в детских праздниках, открытых занятиях, помогать ребёнку в выполнении домашних заданий, рекомендуемых логопедом. Некоторым родителям требуется индивидуальная помощь в создании предпосылок для участия в образовательном процессе ДОУ. Анализ полученных результатов поставил нас перед необходимостью разработки программы логопедического сопровождения, адресованной родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. Цель программы: логопедическое сопровождение семьи, имеющей ребенка старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня. В програме были поставлены следующие задачи: повышение родительской компетентности в плане особенностей развития и воспитания детей с ОНР 3 уровня; оказание коррекционно-педагогической помощи родителям в воспитании детей с нарушениями речи; создание атмосферы общности интересов у логопеда, педагогов и родителей; активизация родителей в плане взаимодействия ДОУ и семьи; оптимизация детско-родительских отношений в семье; осознание (переосмысление) ценности семьи и родительства. Программа была построена на основе следующих принципов: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения (непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы); комплексный подход сопровождения [3]. Для целенаправленной и систематической работы с родителями было составлено тематическое планирование с указанием формы, темы и цели работы на весь учебный год по месяцам (с сентября по май). Каждый месяц подчинен определенной тематике. Прежде чем планировать работу с семьями, мы изучли
5 круг проблемных вопросов, волнующих родителей, которые позволили спланировать работу с учётом их интересов и желаний. Достоинством данной программы является разнообразие форм работы с родителями, которые позволяют сделать данную работу привлекательной и интересной. Например, кроме традиционных родительских собраний, индивидуальных консультаций и открытых занятий мы использовали такие формы: бюллетень «Полезная книга для родителей»; выпускали ежемесячную фотогазета «В мире детей»; информационную корзину «Шкатулка вопросов»; оформили и постоянно обновляли стенд «Ступеньки к школе». В ежемесячной газете «Шпаргалки для семьи» мы постоянно предлагали родителям разнообразные артикуляционные упражнения. Большое место в логопедическом сопровождении семьи занимают практикумы на тему: «Наш веселый язычок», в которых мы познакомили родителей с разнообразными артикуляционными упражнениями и методикой их использования в работе с детьми, просили придумать вместе с ребенком свою веселую историю про язычок. Таким образом, разнообразие нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников позволили установить партнерские отношения с родителями, а также создать атмосферу общности интересов, повышая, таким образом, педагогическую компетентность родителей и обучая родителей конкретным приемам логопедической работы. Список литературы 1. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. М.: Сфера с. 2. Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. Екатеринбург: УрГПУ, с. 3. Филичева Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Издательство ГНОМ и Д, с.
Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях
Дошкольник.ру – сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф – журнал воспитателя.
Сервисы
- Реклама у нас
- Новости портала
- Форум
- Авторы детских сказок, стихов
- Дошкольник рекомендует
- Стартовая
- Пользовательское соглашение
- Авторские права
- Файлы cookie
- Пожертвования
- Сезонные скидки
Размещаем статьи
Фейсбук
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР. |
Логопедия | |||||||
Автор: Овчинникова Т.В. Рафикова Т.Р. | |||||||
24.03.2020 19:12 | |||||||
Взаимодействие семьи и учителя-логопеда в коррекционной работе с ребенком с ТНР.
Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №407» г.о. Самара Коррекция речых нарушений дошкольников не может ограничиваться работой в рамах логопедического кабинета. Она продолжается всеми педагогами ДОУво время образовательной деятельности в течение всего рабочего дня. И, конечно, эффективность формирования правильной речи у детей зависит от участия родителей в коррекции речевых недостатков своего ребенка. Для организации взаимодействия с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
Мы прониклись мыслью о том, что семья закладывает основы личностных качеств ребенка, в семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Накопленный опыт работы с родителями, в семьях которых воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи, свидетельствует о том, что в общении с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, необходима вариативность, которая зависит от культурного и образовательного уровня родителей, от типа взаимоотношений в семье, заинтересованности и понимания пробем своего ребенка. Надо искать новые пути приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами и повышать родительскую мотивацию по отношению к детскому саду и непосредственно к коррекционной работе с ребенком. При планировании работы с семьями воспитанников необходимо решить вопрос о доли индивидуальной и коллективной работы. У нас сложилось убеждение, что индивидуальные формы работы более эффективны и имеют адресное назначение, соблюдается конфедициальность и доверительные отношения между педагогом и родителями. Индивидуальная форма более трудоемка, затратна по времени, но для достижения цели ее использование оправдано. При этом нельзя отрицать и коллективные формы общения с родителями. Традиционная форма — родительские собрания- относятся к коллективной форме работы. На них педагоги говорят о том, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям, о проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада, принятии дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений (наблюдение и лечение у врачей-специалистов). На последующих собраниях обсуждаются вопросы подготовки детей к школьному обучению: развитие фонетико-фонематической системы языка, графомоторных навыков, обучению связной речи и расширению познавательных возможностей детей. Наряду с этим используем такие формы работы, как консультации и семинары. Логопеду важно построить общение с родителями так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества. Современный родитель не хочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Преподносимый материал должен быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и иметь практическую направленность. Открытые занятия очень показательны для родителей, овладев на консультациях и семинарах первоначальными знаниями по основам теории и практики логопедии, мамы и папы оцеивают возможности своего ребенка в ходе образовательной деятельности, учатся помогать ребенку дома при закреплении заданий, данных учителем-логопедом. Традиционно индивидуальная работа с родителями начинается с анкетирования. Здесь очень важно подобрать точные и емкие вопросы, которые в действительности помогут нам в организации работы с детьми. Родители же, отвечая на вопросы анкеты, начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания своего ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. В индивидуальной работе используем видеотеку. С согласия родителей проводится видеозапись индивидуальных занятий. Родители обучаются правильно проводить артикуляционную гимнастику, знакомятся с терминологией, которую использует учитель-логопед в ходе образовательной деятельности, оценивают успешность своего ребенка. В даьнейшем видеозапись помогает отследить динамику развития речи ребенка. Просмотр видеозаписи дома, в спокойной обстановке, позволяет родителям более эффективно участвовать в коррекционной работе. В совместной работе родителей и педагогов используем копилку игр и упражнений, которая создается конкретно для каждого ребенка в соответсвии с его дефицитами развития. Логопед определяет для игр и упражнений цели и задачи, лингвистический материал, а родители помогают подбирать картинки. Так рождаются новые дидактические пособия, которые могут быть использованы на логозанятиях в ДОУ и в домашней обстановке. Кроме этого, логопед оказывает помощь родителям в создании личной домашней игротеки, включающей в себя игры и упражнения, не требующей специальной подготовки, учитывающей большую загруженность современных родителей, но, позволяющие эффективно закреплять новые речевые навыки и поддерживать их использование в повседневной жизни. Уделяется внимание созданию домашней библиотеки. Даются рекомендации по подбору художественной литературы в соответсвии с возрастными и речевыми возможностями ребенка, объясняется, как работать с прочитанным текстом (какие вопросы задавать, значение каких слов необходимо разъяснять, пересказывать по иллюстрациям к прочитанному тексту). Кроме этого, предлагаем популярную литературу по коррекции и развитию речи ребенка, используются интернет ресурсы. Проводим мастер-класс по обучению родителей совместным формам образовательной деятельности с детьми по артикуляционной гимнастике, развитию связной речи, формированию звукопроизношения и другое. Тетрадь для закрепления умений, полученных на логозанятиях, служит для нас «телефоном доверия». Взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Предлагаем план взаимодействия учителя-логопеда с семьями овоспитанников с ОНР, рассчитаной на учебный год. Взаимодействие учителя-логопеда с семьями воспитанников Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьяхБиблиографическая ссылка на статью: В современном образовании одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем является инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзия сейчас – включение и принятие ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников в общеобразовательную организацию, и обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Данное включение будет эффективным только при наличии комплексного специализированного психолого-педагогического сопровождения, представляющего деятельность команды специалистов, коллектива, включенного в единую организационную модель [1]. МБОУ СОШ № 77 на протяжении 9 лет является инновационной площадкой Министерства образования и науки Удмуртской Республики по социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Основные направления работы заключаются в поддержке обучающихся в освоении образовательной программы, а также в сопровождении педагогов и оказание им помощи при организации работы в инклюзивном классе. Многие учащиеся с ОВЗ имеют нарушения в развитии речи, что негативно отражается на всех сферах жизнедеятельности ребенка. При инклюзии в обучении у данной категории детей появляется возможность получения квалифицированной логопедической помощи в стенах учреждения. Логопедическая работа является неотъемлемой частью сопровождения и проводится по следующим направлениям: – диагностика, выявляющая характер нарушения речевой деятельности; – консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка; – профилактика – предупреждение вторичных отклонений у ребенка с ОВЗ, а также создание благоприятных условий для речевого развития; – коррекционно-развивающая работа – заключается в выборе методов и приемов коррекции; проведении и организации логопедических занятий по развитию устной и письменной речи, с опорой на ресурсы ребенка; – организационно-методическая работа, которая предусматривает разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, оказание помощи в составлении АОП, подбор дидактических и методических материалов, ведение документации; – развивающая и просветительская работа – развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, педагогов, родителей в вопросах поддержки речевого развития ребенка [6]. Основная задача занятий логопеда — опираясь на возможности ребенка, максимально развить речевую функцию в тесной связи с формированием всех психических процессов, участвующих в интеллектуальном развитии личности. Учитель-логопед, в первую очередь, выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка. На основе диагностики, совместно с другими участниками коррекционно-развивающего процесса, с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут [5]. Специфика работы учителя-логопеда предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ. В приоритете остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при тугоухости – фонематическое восприятие. Для лучшего взаимопонимания при выполнении заданий применяются графические приемы — таблички со словами, обозначаемые предметы, таблички-инструкции. При нарушении зрительного анализатора – уточнение значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности. При ДЦП и вышеперечисленных нарушениях, внимание уделяется словесному ударению, интонации т.д. Используемые формы работы должны соответствовать возрасту, например, с детьми младших классов включаются игровые формы, так как они помогают поднять интерес у ребенка, а со школьниками постарше используется программный материал [2]. В работе логопеда целесообразно использование компьютерных программ, позволяющих заинтересовать ребенка в получении новых знаний. Логопедическое занятие строится на основе здоровьесберегающих технологий: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Кулак – ребро – ладонь»), шариковые массажеры и т.д. Основным условием успешности коррекционных мероприятий служат первоначальная индивидуализация процесса обучения. В этом заключается особенность работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования. Ребенок имеет возможность максимально индивидуализировано посещать занятия, получать полноценную помощь. Таким образом, специалист должен быть готов к работе с разными категориями детей, понимать их особенности, находить отрицательные и положительные стороны, которые используются в процессе компенсации, т.е. уметь привлекать здоровые анализаторы. Для успешного сопровождения детей, имеющих трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, необходимым условием являются совместные усилия команды специалистов сопровождения в выборе учебно – воспитательных и учебно-коррекционных воздействий на них. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение ребенка и семьи в решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Эту функцию как раз выполняет школьный консилиум, который включает в себя комплекс диагностических, коррекционных, методических и организационных мер, для оказания дифференцированной помощи ребенку, его родителям, а также учителям, работающим с данным учеником [3]. Логопед так же входит в состав консилиума и принимает активное участие в его деятельности. Его основными задачами является: углубленная диагностика речевого развития и познавательной деятельности ребенка, составление рекомендаций для педагогов и родителей, объясняющих особенности восприятия и понимания учебного материала ребёнком, имеющим ту или иную специфику речевого развития, особенности учебной деятельности. Цель, задачи, структура, организация деятельности и проведения школьного ПМП консилиума определяются письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000 № 27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и другими нормативными документами организации [4]. Основными задачами сопровождения консилиума являются: – определение тактики, технологий коррекционно – развивающей работы специалистов; – реализация и динамическая оценка эффективности работы; -выявление детей, не проходивших ПМПК но, так или иначе, нуждающихся в специализированных образовательных условиях и помощи специалистов для успешной адаптации ребенка и его обучения; – координация взаимодействия специалистов и участников образовательного процесса. Традиционно школьный консилиум проводится в начале и конце года. Сначала идет этап подготовки, на котором специалисты, участвующие в коррекционно-образовательном процессе, проводят обследование детей. Проводится диагностика, готовится аналитический материал, помогающий более четко и объективно сформулировать проблему, вытекающие из нее задачи работы. В начале учебного года у консилиума присутствуют следующие цели: формулирование общих задач по адаптации учащихся; обеспечение диагностико – коррекционно – психолого – медико – педагогического сопровождения обучающихся; выявление возможностей учеников; подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности; составление рекомендаций. В конце учебного года консилиум подводит итоги работы по выполнению рекомендаций, обсуждает рост или спад в развитии ребенка. По результатам принимаются решения и определяются задачи на будущее. Следует понимать, что деятельность консилиума заключается не только в режиме обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ, но и в разработке членами консилиума совместно с педагогами адаптированной образовательной программы (АОП), а также ее компонента — психолого-педагогического сопровождения «включаемого» в инклюзивную практику ребенка с ОВЗ. Программа направлена на адаптацию ребенка с ОВЗ к образовательной организации, на социализацию в коллективе нормально-развивающихся сверстников, на преодоление или сглаживание нарушений развития, формирование универсальных учебных действий, необходимых для обучения детей. Неотъемлемой частью работы консилиума выступает помощь в преодолении стереотипов в отношении возможностей детей с теми или иными нарушениями. Ведется активная консультативно-просветительская и профилактическая работа с учителями и родителями, направленная на формирование позитивного мнения о личности ребенка, имеющихся у него ресурсов. В нашей школе работа с родителями начинается на этапе подготовки к школе. Специалисты имеют возможность заранее сформировать представление о ребенке и его возможностях. Педагоги, в свою очередь, получают рекомендации для проведения работы в направлении “ученик – ученик”, “ученик – учитель”; выявлении слабых и сильных сторон личности ученика, помощь в выборе методических приемов для обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Появляется возможность обсуждения того, какие пути организации учебной деятельности оказываются для конкретного ученика более успешными. Работа службы психолого-педагогического сопровождения помогает ребенку справиться с затруднениями в обучении, ведет к социализации, оказывает помощь и поддержку учителям и родителям. Однако специалистам необходимо направлять усилия на решение следующих проблем: – Преодоление стереотипов педагогических работников в отношении возможностей детей с ОВЗ. Необходимы тренинги, мастер-классы, помогающие использовать в работе технологии инклюзивного обучения. – Освоение новых знаний, методического обеспечения деятельности с детьми, имеющими особые образовательные потребности. – Работа с родителями, направленная на психологическое принятие и поддержку детей с особенностями в развитии. В целом, инклюзивное образование – это сложный процесс перестройки всей педагогической системы, ориентированный на повышение качества образования, обеспечение успешной социализации и процесса личностного развития всех детей. Деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение потому, что направлена не только на преодоление речевых нарушений, но и на успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии – одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека. Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait Конспект логопедического занятия ‘Фрукты’ для старшего возрастаВы вошли как Гость | –>Группа “Гости” –>Приветствую Вас Гость | RSS Четверг, 07.01.2021, 12:45
|