Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

Проект сопровождения замещающих семей “Социальный навигатор”

методическая разработка

Автор: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог, ГКУ “СРЦН Шарангского района”, Нижегородская область, Шарангский район, д.Туманка

Государственное казенное учреждение «Социально0реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района» Утверждаю: Директор ГКУ «СРЦН Шарангского района» _________Т.А.Фокина 2015 г.
Карта социального проекта Название социального проекта «Социальный навигатор» Срок реализации социального проекта 02.11.2015г.-11.12.2015 г. Цель деятельности Создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум, содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье. Задачи проекта -Сопровождать замещающую семью путем проведения лого- коррекционных и психолого- педагогических занятий; -Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ; -Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям; География проекта Шарангский район Наименование учреждения ГКУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородская обл., Шарангский р- н., д.Туманка , ул.Новая, д. 2 Основные разработчики и исполнители социального проекта Автор проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог Исполнители проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог; Осокина Ольга Викторовна, учитель- логопед;
Самоделкина Ольга Валерьевна, педагог-психолог; Целевая группа, на которую направлена деятельность по социальному проекту Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет Перечень основных мероприятий социального проекта Мастер-классы. 1.Открытка из бумаги своими руками «Волшебные цветы» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; 2.Открытка своими руками к дню Матери на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»; 3.«Яркие подсолнухи» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; 4. «Тюльпан из ниток» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; 5. «Веселые поделки» на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» ; 5. «Цветочные композиции.Квиллинг» на базе МБУК « Шарангская централизованная библиотечная система» ; 6. «Шкатулка идей (Подарки Своими руками Поделки) Презентация. Мастер-класс по изготовлению снежинок» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; Экскурсии: 1.Экскурсия на выставку поделок «Волшебный мир» в МБУК «Шарангский ДДТ» ; 2.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей» «Гордость нашего края»;
3.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей»просмотр медиа-фильма «История поселка Шаранга»; 4. Экскурсия в ФОК «Жемчужина», просмотр мультфильма «Головоломка»; Мероприятия : 1.«Осень-рыжая подружка»Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»; 2. «С детства дружбой дорожи».Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»; 3. « Мама- это солнечный свет».Мероприятие для приемных мам . Организация чаепития. Обсуждение возникших проблем в воспитании приемных детей; Занятия: -Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у замещающих детей 5-7 лет; -Цикл занятий по звуковому произношению у замещающих детей; -Оказание психолого- педагогической помощи замещающим семьям,
консультативной помощи; Ожидаемые результаты реализации социального проекта В результате реализации проекта, замещающие семьи: – будут эффективно сотрудничать со специалистами службы по вопросам воспитания приемных детей; – будет сформирован благоприятный социально-психологический климат замещающей семьи; – окажется содействие в развитии и социальной зрелости приёмных детей; – повысится педагогическая компетентность замещающих семей

Анализ ситуации . Проблема, которую должен решить проект
Дети из замещающих семей обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда, отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире , узкий круг общения . Поэтому особенности приемных детей требуют коррекции со стороны специалистов Служб Сопровождения приемных семей, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в условиях замещающей семьи. По данным обследования детей из замещающих семей специалистами Службы Сопровождения ГКУ «СРЦН Шарангского района» были выявлены следующие особенности : – замедление психического и физического развития; – отставание в развитии речи; – пониженный уровень адаптации к окружению -Проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность) -Отсутствие ориентация на сотрудничество: -Эмоциональная несдержанность: -Неуверенность в себе: -Неорганизованность: Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. К сожалению, не все семьи могут самостоятельно справится с возникшими в адаптации у ребенка проблемами. Таким образом, был составлен проект, который будет решать следующие задачи:
-формирование у детей положительного опыта общения с социальным окружением; – стремление к сотрудничеству; -снятие состояния отчуждения и формирование чувства доверия в замещающих семьях;
Цель


создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум, содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.
Задачи:
-Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных и психолого-педагогических занятий; -Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ; -Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям;
Идея проекта
Основной идеей проекта является сопровождение приемных семей Шарангского района как индивидуального, так и группового характера для формирования у детей чувства принадлежности и нужности приемной семье и обществу в целом через организационную деятельность Службы сопровождения приемной семьи и ребенка. Реализация проекта начнется с 02.11.2015г.-11.12.2015 г.Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет.Занятия будут проводится еженедельно.

Кадры и управление
1. Руководитель проекта –Фокина Т.А. директор ГКУ «СРЦН Шарангского района».Осуществляет общее руководство проекта, обеспечивает необходимые условия для проведения проектной деятельности. 2. Координатор- Береснева Юлия Анатольевна-социальный педагог. Организует реализацию проекта. 3. Педагог-психолог-Самоделкина Ольга Валерьевна .проводит работу по психолого-педагогическому сопровождению детей. 4. Учитель-логопед- Осокина Ольга Викторовна. Проводит работу по лого-коррекционному сопровождению детей. 5. Руководитель кружка «Квиллинг» Репина Ирина Юрьевна.
Этапы реализации проекта.
1 этап.Организационный.Происходит формирование группы. 2 этап.-Реализация интересов участников проекта и получение ими опыта в организации собственного досуга, приобретение новых стереотипов поведения в общении и совместной деятельности посредством участия в мероприятиях , занятиях ,реализации собственных возможностей детей. 3 этап- Заключительный- подведение итогов реализации проекта, Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с целью дальнейшего сопровыождения приемных семей .
Направления деятельности
– Социо-культурное; -Творческое; -Лого-коррекционное и психолого-педагогическое направление.

Формы и методы
Формы: -индивидуальные занятия; -групповые занятия ; -изготовление поделок своими руками; Методы: – беседа; -пример; -объяснение; -упражнение; -поощрение; -создание воспитательных ситуаций; -создание ситуации успеха; -Создание понимания, доверия;

Работа учителя-логопеда по сопровождению детей в замещающих семьях

15 августа, 2011

Работа учителя-логопеда по сопровождению развития ребенка в замещающей семье

ФЕДОРОВА А.Н., учитель-логопед МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 3», г. Мурманск

Осознавая важность проблемы семейного устройства воспитанников, педагогический коллектив нашего детского дома видит свою миссию не только в создании определенного жизненного пространства для социально-трудовой адаптации ребят, способствующей их бесконфликтной интеграции в общество, но и в реализации права жить и воспитываться в семье. Помочь ребенку адаптироваться в системе социальных отношений, обрести новую семью или вернуться в кровную — задача для всего коллектива детского дома, в том числе и для сотрудников дефектологической службы.
Специфика речевого развития ребенка — воспитанника детского дома требует особенно благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, что достигается путем выбора адекватных программ и способов обучения, а при переходе ребенка к обучению в школе — помощи в освоении образовательной программы. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии, учителями и специалистами школы, в которой обучается ребенок. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия. Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
— проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;
— познакомить приемную семью с особенностями развития и обучения ребенка;
— оказать помощь приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка.
В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное и исследовательское.
В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
Консультативное направление подразумевает получение приемными родителями конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы.
Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей.
Очень важно исследовательское направление, включающее в себя изучение и анализ особенностей развития, успешности обучения ребенка при переходе в замещающую семью.
Условно работу учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно разделить на два этапа: первый — предварительная работа с семьями, планирующими взять на воспитание ребенка из детского дома, второй — работа с замещающими семьями после перехода в них ребенка. Здесь важным представляется продолжение взаимодействия с замещающей семьей, что позволяет облегчить адаптационный период обеим сторонам и обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Приход в семью приемного ребенка — серьезное испытание для всех ее членов. Не всегда принимающие родители осознают, что воспитанники детских домов — дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Для решения данной проблемы на первом этапе работы с замещающими семьями учитель-логопед консультирует будущих родителей по вопросам обучения и развития ребенка.
На этом этапе также возможно проведение групповых консультаций для будущих родителей, в ходе которых раскрываются особенности развития и обучения ребенка-сироты, возможные трудности в его воспитании и взаимодействии приемных родителей с ним.
В ходе индивидуальных консультаций специалист подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе будущих родителей необходимо нацеливать на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
На этапе знакомства с замещающей семьей очень важно наладить с родителями доброжелательные отношения. Это происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая конкретную семейную ситуацию и особенности каждого ребенка, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Необходимо учитывать условия жизни каждой конкретной принимающей семьи, ее состав и культурный уровень.
Будущие родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества. С этой целью на занятиях может использоваться помощь родителей в выполнении заданий специалиста.
Полезно объединить занятие с консультированием принимающих родителей, тогда они становятся более активными, начинают внимательнее относиться к содержанию занятия, поведению на нем ребенка, обращают внимание на пробелы в его знаниях, учатся методам и приемам работы по их устранению.
Важной и эффективной формой работы представляется и такая форма приобщения родителей к коррекционному процессу, как выполнение заданий логопеда в тетради для индивидуальной работы. Например, когда кандидаты в замещающие родители на выходные дни приглашают детей к себе в гости, можно дать им с собой тетрадь, в которой родители вместе с детьми выполнят предложенные специалистами задания.
На данном этапе разрабатываются индивидуальные рекомендации для приемных родителей, на которые они в дальнейшем могут опираться при обучении и развитии речи приемного ребенка.
Второй этап работы учителя-логопеда с замещающими семьями начинается после перехода в них ребенка. На данном этапе возможно продолжение коррекционной логопедической работы до того момента, пока ребенок не станет получать помощь в другом учреждении.
После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. Для таких детей меняются окружающая среда, режим дня, появляется необходимость устанавливать новые социальные связи.
В этот период необходимость помощи учителя-логопеда связана с особенностями адаптации к новым социальным условиям ребенка с речевыми нарушениями. Проведенные Е.Ю. Фирсановой [6] исследования выявили зависимость между уровнем речевого развития и степенью дезадаптации детей в новых условиях. Так, у детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. У детей с неотягощенной речевой патологией и нормальным речевым развитием отмечаются тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, нерешительность.
У школьников с нарушениями речи адаптация к новым социальным условиям протекает тяжелее, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Бывшие воспитанники детского дома при переходе к школьному обучению часто демонстрируют превалирование отрицательных эмоций, негативное отношение к педагогам, сверстникам. У детей выявляется низкая или несформированная потребность в общении, недостаточность развития учебной мотивации. Данные проявления усугубляются у детей с речевыми нарушениями.
В том случае, когда ребенок переходит в другое образовательное учреждение, специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать школьных педагогов и родителей. Цель логопеда на данном этапе — помочь ребенку интегрироваться в образовательном учреждении, предупредить и нивелировать негативные проявления, которые могут возникнуть в этот период.
Возможны выездное консультирование педагогов образовательного учреждения по проблемам обучения и развития детей-воспитанников детских домов и организация своего рода посредничества между замещающей семьей и специалистами учреждения при возникновении конфликтных ситуаций. При необходимости возможна организация «модуля помощи» приемному ребенку — для решения возникших проблем социальный педагог школы, классный руководитель, учителя-предметники, специалисты детского дома объединяются.
Замещающие родители получают необходимую информацию при посещении детского дома, также возможно консультирование по телефону, на дому. Последнее представляется оптимальной формой консультативной работы учителя-логопеда. При этом семью можно посещать с диагностическими целями — знакомиться с бытовыми условиями, изучать возможные факторы риска для речевого развития ребенка (медицинские, социальные, бытовые), исследовать сложившиеся проблемные ситуации. Цели могут быть контрольными — оценка состояния семьи и динамики речевого развития ребенка, анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалиста и пр.; а также адаптационно-реабилитационными — оказание конкретной образовательной, коррекционной помощи.
Не менее эффективной формой работы является мониторинг речевого развития ребенка в приемной семье — сбор, обобщение и анализ информации о процессе его речевого развития и принятие на этой основе решений о необходимой профилактике или коррекции.
Важно помнить, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку, государству, обществу наконец. И она вправе в свою очередь сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.
Список использованной
и рекомендуемой литературы
1. Волкова Г.А. Речевые особенности детей, страдающих психической депривацией // Инновации в российском образовании. М., 2001.
2. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. СПб., 2008.
3. Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей (об одной из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях) // Детский дом. 2004. № 12.
4. Ослон В.Н. Модель службы сопровождения замещающей семьи // Детский дом. 2009. № 30.
5. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3.
6. Фирсанова Е.Ю. Изучение особенностей адаптации к школе у детей с нарушениями речи // Психологическая наука и образование. 2009. № 3.

Читайте также:  Коррекционное логопедическое занятие по теме Дифференциация грамматических понятий

Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей.
консультация на тему

В статье описан опыт работы логопедической службы Центра помощи детям с ОВЗ сзамещающими семьями, которые готовятся принять детей с речевыми расстройствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_logopedicheskoy_sluzhby_po_soprovozhdeniyu_zameshchayushchih_semey.docx29.73 КБ
rabota_log._sluzhby_po_sopr.pptx1.33 МБ
pamyatka.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4» у уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Дети, попавшие в сложную жизненную ситуацию и оказавшиеся в детском доме, а затем в замещающей или кровной семье, требуют особого внимания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией (Стребелева Е.А.).

В связи с этим, у большинства наших воспитанников имеются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития.
Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей.
Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи
Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, инактивность
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций.

У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.

При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия.

Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.
Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники – дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия.
Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании и обучении детей, на грамотный подход в преодолении этих трудностей.
Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы с детьми .
Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.

При оформлении ребенка в семью выдается логопедическое заключение. Большинство будущих родителей интересуется проблемами речевого развития ребенка. Проводятся консультации с логопедом. По мере необходимости даются рекомендации по адаптации наших воспитанников, по предупреждению и (или) преодолению трудностей, возникающих при обучении в образовательных учреждениях. (см.Приложение).

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу.
И семьи сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности.
На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей.
Задача логопеда – помочь предупредить и нейтрализовать негативные проявления дезадаптации.
Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так и педагогов образовательных учреждений.

Таким образом, систему взаимодействия логопедической службы детского дома и принимающих семей можно условно разделить на три этапа, что показано в виде модели:

Модель взаимодействия логопедической службы специального (корр.) детского дома №4 и принимающих семей.

1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения.

2.Консультации для родителей:
«Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)»
«ММД и нарушения речи»

3. «Проблемы адаптации»

  1. Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
  2. В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
  3. Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
  4. При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
  5. Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
  6. Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
  7. Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
  8. Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
  9. Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
  10. Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
  11. Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Работа логопедической службы по сопровождению замещающих семей. Выполнила: учитель-логопед Иткина Н.Н.

В условиях реализации ФГОС ДО специалисты ГКУСО РО «Ростовский центр помощи детям № 4 » уделяют особое внимание работе с будущими родителями наших воспитанников, что соответствует одной из задач Стандарта – «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей». Подавляющее большинство детей, поступивших в приемные семьи составляют дети из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей, в связи с отбыванием срока наказания в местах лишения свободы; либо в связи с уклонением родителей от воспитания. Самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. До 60% контингента домов ребенка составляют дети с тяжелой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III — V (наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые. Помимо задержек интеллектуального развития формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития в рамках парааутизма : обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов. С возрастом обнаруживается тенденция к углублению отставания в развитии эмоций. Такие нарушения неизбежны и для здоровых детей и тем более усугубляются у детей с врожденной патологией( Стребелева Е.А.). В связи с этим, у большинства детей отмечаются речевые нарушения различной этиологии. У детей отмечается замедленный темп речевого развития. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей. Импрессивная речь характеризуется недостаточностью дифференциации речеслухового восприятия, речевых звуков и неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи Экспрессивной речи воспитанников свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов , инактивность Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается системное нарушение речи. Категория этих детей достаточно полиморфна, но общей их особенностью является стойкое системное недоразвитие речи, которое определяет часто невыгодность этих детей к обучению в условиях массовой школы. Речевые нарушения проявляются в недостаточности развития всех сторон речи, фонетико- фонематической, лексико-грамматической и особенно связной речи. Недостаточная сформированность устной речи сочетается с недоразвитием фонематического анализа и синтеза, в связи с этим дети испытывают выраженные трудности в усвоении навыков чтения и письма.

Данные особенности речевого развития воспитанника детского дома требуют индивидуального подхода к каждому ребенку, создания благоприятных условий для компенсации имеющихся нарушений, подбора соответствующих программ и способов обучения. При воспитании ребенка в детском доме эти цели достигаются благодаря согласованным действиям работников учреждения, их тесной взаимосвязи со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии. При переходе ребенка в замещающую семью или возвращении его в кровную крайне важно сохранить или создать эти благоприятные условия. Исходя из этого положения, цель учителя-логопеда детского дома при взаимодействии с замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества принимающих родителей и специалиста, способствующей продолжению необходимого ребенку образовательного маршрута, а также предупреждение и коррекция речевых расстройств.

На начальном этапе важно установить дружеские, доброжелательные отношения с родителями, чтоб была возможность наиболее полно познакомить их с особенностями развития их ребенка, нацелить на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля. Необходимо донести до родителей, что наши воспитанники – дети с особыми образовательными потребностями, для успешного развития и обучения которых необходимо приложить определенные усилия. Групповые и индивидуальные консультации нацелены на подготовку приемных и кровных семей к возможным трудностям в воспитании и обучении детей, на грамотный подход в преодолении этих трудностей. Присутствие будущих родителей на логопедических занятиях позволит им понять специфику коррекционной работы, а также легче освоить содержание и формы с детьми . Возможно использовать помощь родителей в выполнении домашних заданий во время гостевого режима воспитанника в семье. Это позволит воочию увидеть пробелы в знаниях ребенка и способы их преодоления.

После перехода в замещающую семью бывшие воспитанники детского дома дошкольного возраста чаще всего начинают посещать дошкольные образовательные учреждения, а дети школьного возраста — другую школу. И семьи сталкиваются с проблемой адаптации ребенка к новым условиям. У детей с осложненными речевыми нарушениями дезадаптация проявляется наиболее сильно и выражается в преобладании отрицательных эмоций, частой смене настроения, аффективных вспышках, агрессии к окружающим, конфликтности, раздражительности. На данном этапе специалисты детского дома, в том числе и учитель-логопед, могут выступать в качестве посредника между учреждением и семьей, консультировать педагогов ДОУ, школьных педагогов и родителей. Задача логопеда – помочь предупредить и нейтрализовать негативные проявления дезадаптации . Возможно дистанционное или выездное консультирование специалистами детского дома как родителей, так и педагогов образовательных учреждений.

Принимающая семья Логопедическая служба III этап . Участие в патронаже . в постинтернатном сопровождении воспитанников ( мониторинг , взаимодействие с семьей , со специалистами ОУ) . II этап . Логопедическое заключение . Рекомендации и консультации : 1) по речевому развитию ; 2) по адаптации ; 3) по предупреждению и( или ) преодолению трудностей в обучении в ОУ. I этап . Установление контакта . Консультирование . Присутствие родителей на логопедических занятиях . Привлечение родителей к выполнению заданий

Приложение: 1.Памятка для родителей, чьи дети имеют речевые нарушения. 2.Консультации для родителей: «Если ваш ребенок не говорит (ранний возраст)» «ММД и нарушения речи» 3. «Проблемы адаптации» Спасибо за внимание !

Предварительный просмотр:

  1. Дорога к правильной речи – длинная, долгая. Запаситесь терпением.
  2. В пути будут трудности, усталость. Не поддавайтесь сами и не идите на поводу мимолетных капризов ребенка. Очень важно не упустить драгоценное время, когда можно всё поправить.
  3. Многие проблемы решаются на уровне медицины. Правильная диагностика и правильно подобранное лечение решает большинство речевых проблем.
  4. При оформлении ребенка в образовательное учреждение поинтересуйтесь, есть ли там логопед.
  5. Ни один логопед не сможет самостоятельно устранить речевые нарушения. Только вместе: вы, ребенок и логопед. Логопед – проводник, дорога к правильной речи – ваша.
  6. Наши дети – особенные дети. Имея сочетанные нарушения развития, им гораздо труднее заниматься и учиться. Им требуется больше усилий, времени, помощи извне.
  7. Не требуйте от них слишком многого. Подбирайте задания по силам, с постепенным усложнением материала.
  8. Успешность занятий напрямую зависит от их систематичности.
  9. Особое внимание нужно уделить подготовке к школе, даже если речь ребенка уже соответствует возрасту.
  10. Подружитесь с первым учителем (очень пригодится!). Чаще интересуйтесь у него успехами и трудностями вашего ребенка, ищите вместе пути их преодоления.
  11. Обращаться к специалистам нашего Центра, в том числе к логопедам, по интересующим вас темам можно и нужно. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен опыт работы службы сопровождения замещающих семей, описаны основные направления и формы работы с опекунами, попечителями и подопечными детьми.

Представление модели работы Службы сопровождения замещающих семей в рамках Ресурсного центра семейного устройства и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей МОУ “Детский до.

Разработка и внедрение системы психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей на базе Центра.

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» .

В программе определены основные цели и принципы сопровождения замещающих семей, план работы Службы, перечень диагностического инструментария, примеры памяток для родителей, график проведения Родительс.

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож.

Жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – один из основных вызовов нашего времени и является как никогда актуальным для нашего учреждения. Предметом деятельн.

www.Logopedy.ru

Присоединяйтесь к нам:

  • Разместить материалы на сайте
  • Литература
    • Газетные публикации
    • Статьи по логопедии
    • Журналы
    • Нормативные документы
  • Наглядные материалы
    • Серии картинок
    • Видео
    • Презентации
    • Схемы / таблицы
    • Артикуляционная гимнастика
  • Студентам
    • Дипломы / курсовые / рефераты
    • Лекции
    • Разное
  • Рабочие материалы
    • Программы / планирования
    • Конспекты / игры / сценарии
    • Речевые карты
    • Штриховки
    • Методики диагностики и коррекции
    • Из опыта работы

Зонды постановочные

Оказание логопедической помощи в процессе комплексного сопровождения замещающих семей

Автор: Синицына К.А. учитель – логопед

Оригинал: скачать.

Одна из главных задач Служб ы по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей – обеспечение условий для продолжительного и комфортного пребывания детей в приемных семьях, их развития, воспитания и социальной адаптации. Создание комплексной поддержки приемных семей помогает реализовать эту задачу в полной мере.

Прежде всего, обеспечить условия для существования регулярного доступного психолого-педагогического и социального сопровождения семей, начиная с периода, когда родители стоят на пороге принятия судьбоносного решения об устройстве ребенка в семью, и заканчивая периодом подготовки и вхождения ребенка во взрослую самостоятельную жизнь.

Одним из направлений работы Службы по сопровождению приемных родителей является логопедическая помощь детям, воспитывающихся в замещающей семье.

Цель работы учителя-логопеда при взаимодействии с кровной и замещающей семьей — создание ситуации сотрудничества родителей и специалиста, в результате чего будут достигнуты результаты предупреждения или коррекции речевых нарушений.

Для достижения данной цели учителем – логопедом выполняются следующие задачи:

– проделать работу по коррекции и компенсации негативных последствий проблемного развития воспитанника;

– познакомить кровную и приемную семью с особенностями речевого развития и обучения ребенка;

– оказать помощь кровной и приемной семье в обеспечении образовательных потребностей ребенка в данном направлении.

В связи с реструктуризацией работы логопеда, внесены изменения в логопедическую документацию:

1. Положение о логопедическом пункте;

2. Протокол первичного обследования;

3. Карта – отзыв об оказанной логопедической услуге;

4. Журнал сопровождения.

Виды оказания логопедической помощи

1. Логопедическое обследование ребёнка.

2. Консультация по результатам обследования.

3. Логопедические занятия (индивидуальные, подгрупповые).

4. Консультация по раннему речевому стимулированию (дети до 3-х лет).

5. Лекции на тему речевого развития ребёнка.

В работе учителя-логопеда с кровной и замещающей семьями можно

выделить следующие направления: образовательное, консультативное, коррекционное.
Консультативно – просветительское направление. В рамках образовательного направления родители знакомятся с методами и приемами педагогического воздействия, получение ими конструктивной помощи, конкретных рекомендаций по работе с детьми, полных и всесторонних ответов на волнующие их вопросы. Так как большинство взрослых не имеют большого опыта взаимодействия с детьми, а если подобный опыт и имеется, то неизбежно возникают вопросы по организации коррекционного процесса.
С приемными родителями проведены следующие консультации:

– «Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей».

– «Особенности развития речи ребенка 3-4 лет»

– «Как стимулировать развитие речи ребенка?»

В ходе индивидуальных консультаций логопед подробно рассказывает об особенностях речевого развития ребенка, причинах речевого нарушения и дает прогноз на дальнейшее обучение. На данном этапе родителей нацеливают на систематическую коррекционную работу, сотрудничество со специалистами разного профиля.

Коррекционное направление включает в себя оказание необходимой помощи ребенку на протяжении всего времени работы с замещающей семьей:
– Развитие просодической стороны речи;

– Совершенствование лексико-грамматических категорий речи;

– Развитие связной речи;

– Коррекция нарушений письменной речи.

Используются разнообразные логопедические технологии:

• Артикуляционная, дыхательная, мимическая гимнастики;

• Пальчиковая и ручная гимнастики;

• Зондовый и логопедический массаж;

• Песочная терапия в логопедии;

• Кинезиология в логопедии;

• Элементы Су-Джок терапии.

Приемные родители присутствуют на логопедических занятиях, знакомятся с задачами, содержанием и формами работы с детьми, наблюдают за деятельностью своего ребенка индивидуально и в группе, что способствует формированию их активной позиции к обучению приемного ребенка, помогает установить между ними более тесные отношения сотрудничества и сотворчества.

Необходимо понимать, что семья, взявшая на воспитание ребенка из детского дома, оказывает помощь этому ребенку. И она вправе сама рассчитывать на помощь и поддержку. И чтобы процесс адаптации прошел успешно и семья благополучно справилась с неизбежно возникающими проблемами, необходима профессиональная помощь специалистов разного профиля, в том числе и квалифицированного учителя-логопеда.

Организация сопровождения замещающих семей

Введение

Семья – одна из величайших ценностей, которой обладает человечество на протяжении истории своего существования, это первый и наиболее значимый институт в жизни человека. Семью важно рассматривать как объект социальной действительности, носитель многовекового опыта, традиций, обычаев.

На фоне глубоких социальных, экономических, демографических изменений в годы перестройки и в начале двухтысячных годов в России чрезвычайно обострилась проблема сиротства. Сиротство для любого общества – трудно решаемая задача. Ее социальные корни глубоки и ранимы.

Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Служба сопровождения замещающих семьей, созданная как организационная структура государственного казенного общеобразовательного учреждения Московской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Непоседы”, является частью региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.

Профессиональное сопровождение замещающих семей – один из важнейших этапов во взаимодействии специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи. Сопровождение определяется совместностью действий специалистов службы и семьи, оказанием помощи в условиях изменяющихся потребностей, как процесс, ограниченный во времени (имеющий завершенность).

Цель сопровождения – создание комплекса условий, способствующих удовлетворению изменяющихся потребностей семьи в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы, предупреждение неэффективной заботы, препятствующей обеспечению приемного ребенка семейными эмоционально насыщенными безопасными отношениями привязанности, содействие в разрешении кризисов и восстановлении нормального функционирования.

Предмет сопровождения замещающей семьи – изменяющиеся потребности семьи и субъектов ее экологической системы в осуществлении эффективной замещающей семейной заботы на сложных этапах становления и развития. Они определяют уровень, содержание, форму, интенсивность сопровождения.

Важнейшая задача – мобилизация, аккумуляция и оптимальная поддержка ресурсов замещающей семьи для полноценного развития приемного ребенка, укрепление ее жизнеспособности.

I. Организация работы по сопровождению замещающих семей

Сопровождение замещающих семей ведется:

  • по плану сопровождения;
  • по запросу (управления опеки и попечительства или приемного родителя, опекуна, усыновителя);
  • по ситуации.

Услуга осуществляется на основании договора/соглашения о сопровождении. Договор о сопровождении заключается между замещающей семьей и Службой психолого-медико-социального сопровождения в лице руководителя. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист – куратор семьи, непосредственно организующий предоставление услуги по сопровождению и отвечающий за конечный результат. При постановке семьи на сопровождение составляется индивидуальная программа сопровождения куратором семьи и специалистами Службы. Куратор семьи мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора о сопровождении, первичную семейную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.

В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:

  • сбор информации о семье;
  • выходы специалистов по месту жительства замещающей семьи;
  • профилактические беседы;
  • социально-психологическое диагностирование;
  • консультации;
  • информирование по проблеме;
  • обеспечение информационными, научно-методическими материалами;
  • подготовка заключений и рекомендаций;
  • организация занятий для повышения уровня родительской компетенции;
  • проведение тематических встреч замещающих родителей;
  • организация группы психологической поддержки замещающих родителей;
  • мониторинг развития ребенка в семье;
  • психолого-медико-педагогический консилиум.

При сопровождении семей учитываются следующие принципы:

  • Рекомендательный характер консультаций специалистов.
  • Непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с семьей.
  • Комплексность, которая предполагает работу различных специалистов.
  • Конфиденциальность.

Технология сопровождения подразумевает несколько этапов.

  1. Подготовительный этап. На данном этапе происходит формирование целевой группы семей, нуждающихся в сопровождении;
  2. Диагностический этап. Предполагает исследование специалистами семейной ситуации, оценку случая.
  3. Коррекционный. Сопровождение семьи в различные периоды развития (адаптации, интеграции и сепарации приемного ребенка).
  4. Мониторинг.

На подготовительном этапе специалисты службы:

  1. Принимают информацию о семье из органов опеки и попечительства, либо непосредственно от семьи, в результате ее обращения за оказанием помощи, производят запись в журнал учета семей;
  2. Изучают информацию о семье и ребенке, имеющуюся в органах опеки и попечительства, ШПР и организации для детей-сирот, в которой воспитывался приемный ребенок, вносят информацию в журнал учета семей;
  3. Согласуют дату первичного собеседования с семьей;
  4. Проводят первичное собеседование с семьей о правилах, принципах и задачах сопровождения.
  5. Назначают время и дату диагностической консультации, визита в семью.

В результате проведенных мероприятий:

  • Зафиксирована информация о семье
  • Специалист владеет первичной информацией о семье и ребенке
  • Согласован порядок взаимодействия с семьей
  • Получено согласие семьи на сопровождение
  • Назначено время для диагностической консультации

На диагностическом этапе специалисты службы:

  1. Проводят первичную оценку ситуации в семье, потребностей ребенка, членов семьи, особенностей детско-родительских отношений.
  2. Проводят оценку наличия и степени выраженности факторов риска дезадаптации приемных детей/ребенка.
  3. Проводят оценку ресурсов семьи.
  4. Определяют уровень сопровождения.

Для оценки параметров семейной системы замещающей семьи и индивидуальных особенностей ребенка используется пакет основных диагностических методик (Приложение 1).

При необходимости:

  • назначают повторную встречу для продолжения диагностики;
  • визит в семью: для установления более конструктивного контакта и сбора дополнительной информации.

В результате проведенных мероприятий:

  • Установлен контакт с родителями и детьми/ребенком;
  • Получена информация об особенностях семейной системы и рисках адаптации;
  • Специалистом сформирована оценка уровня риска дезадаптации, ресурсов семьи и определен актуальный уровень сопровождения;
  • Родителям даны рекомендации о характере дальнейших действий по сопровождению;
  • Родители (в случае необходимости, ребенок) знают результаты диагностики, согласны с ними и мотивированы на сотрудничество.

Коррекционный этап. Коррекционные мероприятия направлены на преодоление травмирующих ситуаций, организацию психологической поддержки, просветительской деятельности в области актуальных вопросов для замещающей семьи. Могут проводиться индивидуальные и групповые занятия для детей и замещающих родителей. Системная помощь, организованная специалистами службы, позволяет укрепить уверенность родителей в своих воспитательных воздействиях, содействовать мобилизации их личностных, духовных, интеллектуальных, физических ресурсов для выхода из кризисного состояния, расширению у них диапазона приемлемых и результативных средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления трудностей.

Мониторинг эффективности проводимой специалистами службы работы с замещающей семьей является необходимой частью сопровождения. Мониторинг проводится комплексно, всеми специалистами, участвующими в процессе сопровождения конкретной семьи: социальный педагог, психолог, врач и т.д. Он отражает результативность сопровождения, динамику семейной ситуации. Данные мониторинга обсуждаются на консилиуме службы сопровождения, где определяется необходимость в продолжении (прекращении) сопровождения, переводе семьи на другой уровень сопровождения.

На консилиуме службы сопровождения рассматриваются следующие вопросы:

  1. Уровень здоровья ребенка, воспитывающегося в замещающей семье (часто ли болеет)
  2. Развитие интеллектуальных и познавательных способностей (посещает ли образовательную организацию по своему уровню, какие есть способности), как родители относятся к способностям ребенка
  3. Эмоционально-волевое развитие (имеет ли место беспокойство, агрессия, непослушание, неумение сдерживать эмоции, понимание эмоций).
  4. Отношения в замещающей семье (характер взаимоотношений, привязанности, дружелюбие, теплота в отношениях, настороженность и т.п.)
  5. Социальное развитие (общение с чужими людьми, контакты со сверстниками, родственниками, знание правил поведения, их соблюдение, ухоженность и навыки самообслуживания, наличие желания помочь другому).

II. Оказание помощи замещающим семьям

Сопровождение замещающей семьи состоит из трех уровней:

  1. Базовый (общий)
  2. Кризисный (терапевтический)
  3. Экстренный.

БАЗОВЫЙ уровень сопровождения определяется низким уровнем риска дезадаптации. На данном уровне осуществляется общая поддержка семьи, проводится обсуждение и составление с семьей рекомендаций по совершенствованию знаний, умений и навыков родителей по уходу, воспитанию и развитию детей (на основании результатов диагностики). Составляется план сопровождения замещающей семьи. Семья вовлекается в работу реабилитационных групп, групп досуга, работу родительского клуба и т.п. мероприятия.

КРИЗИСНЫЙ уровень сопровождения предполагает работу с реабилитационным случаем и определяется средним и высоким уровнем дезадаптации.

Организация работы строится на принципах:

  • Командной работы (объединение в одну команду различных специалистов психологов, социальных педагогов, логопедов и др. – осуществляющих комплексное мультимодальное сопровождение семьи);
  • Работа с семьей в целом, ориентация на динамику системных процессов при интеграции ребенка в семью;
  • Соблюдение права семьи на автономию;
  • Сочетание выездного и стационарного типа деятельности.

Методы работы:

  • Индивидуальное и семейное консультирование;
  • Индивидуальная (игровые и арттерапевтические методы) и групповая работа с детьми и подростками (тренинг).

Специалисты разрабатывают план сопровождения совместно с семьей, а также:

1. проводят углубленную диагностику причин возникновения риска дезадаптации;

2. разрабатывают, согласовывают формулировки и оформляют итоговую оценку риска дезадаптации семьи;

3. обсуждают и согласовывают с родителями цели работы для плана сопровождения семьи;

4. обсуждают с родителями пути достижения намеченных целей в плане сопровождения семьи;

5. готовят комплект документов для рассмотрения на консилиуме;

6. предоставляют план сопровождения семьи консилиуму специалистов;

7. корректируют план сопровождения семьи (при необходимости).

Критериями эффективности работы являются:

  1. Установление доверительного контакта с семьей на протяжении длительного времени.
  2. Положительная динамика развития ситуации (удовлетворительные для всех членов семьи внутрисемейные отношения, улучшение учебной ситуации) и состояния ребенка.
  3. Умение замещающих родителей самостоятельно (или при минимальной поддержке специалистов) справляться с возникающими трудностями и решать возникающие в процессе воспитания проблемы.

ЭКСТРЕННЫЙ уровень сопровождения предполагает:

  • Экстренное консультирование семьи специалистами (психолог, юрист, социальный педагог и т.д.) очно или по телефону;
  • Проведение экспертизы ресурсности семьи;
  • Составление и реализацию плана экстренного сопровождения;
  • Семейную терапию;
  • Реабилитацию ребенка, в случае отказа семьи от приема ребенка;
  • Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.

В случае экстренного сопровождения в работу включаются все специалисты службы сопровождения, характер оказания помощи отличается интенсивностью.

Сопровождение замещающей семьи осуществляется в разные периоды ее развития и обязывает сотрудников службы хорошо знать историю судьбы ребенка и его эмоционально-психологическое состояние.

Для успешной работы с каждым конкретным случаем необходима команда специалистов, включающая педагога-психолога, социального педагога, дефектолога, врача-педиатра или детского психиатра, логопеда, в зависимости от существующей проблемы. Свои особенности имеют направления сопровождения замещающих семей на этапе адаптации, формировании привязанностей, формировании личной идентичности ребенка, сопровождение семей с подростками, или в случае родственной опеки (Приложение 2).

В любом случае, эта работа предполагает комплексный подход, в рамках которого, опираясь на организмические, личностные ресурсы, ресурсы социальной сети, замещающая семья получает услуги социально-психологического, социально-педагогического, профессионально-трудового, медико-социального и организационно-управленческого характера для сохранения, восстановления или расширения сферы жизнедеятельности, преодоления (профилактики) ситуации социальной дезадаптации, максимально возможной интеграции детей в общество.

III. Контроль качества оказания услуги сопровождения

Организация и проведение сопровождения замещающей семьи предполагает, что семья имеет полную информацию о содержании программы сопровождения, сроках ее реализации, возможных результатах и о взаимных обязательствах. Осуществляется и контроль качества сопровождения со стороны руководителя службы сопровождения, который включает:

  • оценку индивидуальной программы сопровождения, в которой учтены потребности замещающей семьи;
  • промежуточный контроль результативности реализации индивидуальной программы сопровождения;
  • внесение изменений и дополнений в программу, в зависимости от результативности проводимой работы.

Промежуточные и итоговые результаты проверки реализации индивидуальной программы сопровождения рассматриваются коллегиально на консилиуме и оформляются заключением о форме дальнейшего сопровождения или прекращения предоставления услуги.

Литература

1. Бобылева И. А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: учебное пособие / И.А. Бобылева. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007.

2. Гринберг С.Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева, М.Ю. Лобанова.– СПб.

3. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли / Ж. Захарова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 35-38.

4. Иванова Н. Замещающая семья как социокультурное явление / Н. Иванова // Социальная педагогика. – 2008. – № 1. – С. 13-18.

5. Иванова Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающей семье / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина. – М., 2002.

6. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.В. Костяк. – М., 2008.

7. Матвиенко И.В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации

детей-сирот в приемной семье: дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2006.

8. Оудсхоорн Д.Н. Детская и подростковая психиатрия: пер. с гол. / Д.Н. Оудсхоорн. – М.,1993.

9. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. – М.: Генезис, 2006.

10. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон // Дефектология. – 2006. – № 1. – С. 30-35.

11. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение замещающей профессиональной семьи / В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 39-53.

12. Ребенок пришел в семью. – Рыбинск, 2007.– Выпуск 1. – (Библиотечка “Ребенок в замещающей семье. Советы воспитателям и родителям”).

13. Хрусталькова Н.А. Организационно-педагогическая работа социальных педагогов с профессионально-замещающей семьей: теория и технология / Н.А. Хрусталькова // Инновации в образовании. – 2006. – № 6. – С. 81-100.

14. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – (Психологический практикум).

15. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: учебное пособие Л.М. Шипицына. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.

16. Шипицына Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова и др.; под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2005.

Сопровождение замещающих семей

Работу по сопровождению замещающих семей в МКУ “Центр помощи детям” р.п. Чистоозерное проводит педагог-психолог – Василенко Ольга Александровна (т ел. 8 (383) 68-91-452, эл. почта olga.vasilenko2014@yandex.ru

Цель работы психологического сопровождения замещающих семей – обеспечение психолого-педагогического социального и юридического сопровождения замещающих семей, создание условий для продолжительного и комфортного пребывания детей, оставшихся без попечения родителей в замещающих семьях, их воспитания, развития и социальной адаптации.

– оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, юридической помощи приемным семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации воспитанников: трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, учебные трудности, проблемы с выбором образовательного профессионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, помощь в решении конфликтных ситуаций, в том числе юридического характера;

– своевременное оказание профессиональной психолого-педагогической помощи для предотвращения кризисных ситуаций в замещающей семье;

– мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социальной ситуации развития воспитанника, его положения в коллективе, в семье, реализации индивидуальной программы сопровождения, уровня социальной адаптации и подготовки к взрослой жизни, разработка рекомендаций для родителей;

– развитие психолого-педагогической компетентности (педагогической культуры), родителей, педагогов;

– предупреждение возникновения проблем развития ребенка, повышения эффективности замещающей заботы, разработки и реализации индивидуальных программ воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

– формирование позитивного общественного отношения к передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы детского воспитания;

– развитие форм взаимодействия и общения замещающих семей, содействие формированию сообщества приемных родителей;

– содействие проведению комплексного психолого-педагогического, обследования каждого воспитанника замещающих семей, уточнению информации о здоровье ребенка;

– анализ результатов деятельности службы, обобщение опыта и определение приоритетов дальнейшей работы по психологическому сопровождению замещающей семьи.

Основные направления деятельности

· Мониторинг – владение информацией о положении дел в замещающих семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке. Систематическое посещение приемных семей по месту жительства;

· Профилактика – раннее диагностирование проблем взаимоотношений в приемной семье. Трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей, разработка конкретных рекомендаций приемным родителям;

· Диагностика (индивидуальная и групповая) – углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном определении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

· Консультирование – оказание помощи приемным семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психологического консультирования, оказание юридической помощи;

· Координация – создание условий для координации и совместной деятельности приемных родителей, педагогов образовательных учреждений, педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов, врачей и других специалистов.

Цель – оказание помощи в создании благоприятных условий для проживания и воспитания ребёнка в замещающей семье с целью его успешной социализации.

· рассматривать вопросы и проблемы, возникающие в приёмных семьях, и совместно со специалистами определять путь решения этих проблем;

· оптимизировать детско-родительские отношения на примере формирования семейных традиций;

· содействовать профилактике повторного сиротства через снятие угрозы распада приёмной семьи;

· способствовать повышению родительской компетенции в результате изучения уже имеющегося опыта приёмных родителей по воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Профилактическая работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки родителей, находящихся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания, возникших в результате воспитания и обучения приемных детей.

Диагностическая работа направлена на выявление причин возникновения проблем в воспитании приемных детей; изучение внутрисемейного статуса и социальной роли замещающих родителей в семье.

Консультативная работа направлена на освещение вопросов, связанных с проблемами обучения, развития, жизненного самоопределения приемных детей.

Коррекционная работа направлена на оказание психологической помощи и поддержки замещающим родителям в решении личностных проблем приемных детей (по результатам диагностического обследования).

Просветительская работа направлена на повышение психологической компетентности замещающих родителей, на популяризацию психолого-педагогических знаний среди замещающих семей.

Формы работы:
– индивидуальные (консультации специалистов службы – педагога-психолога, социального педагога).
– групповые (проведение обучающих семинаров и тренингов для всех участников замещающих семей (приемных и кровных детей, родителей); содействие развитию общения и взаимопомощи между замещающими семьями).

Ссылка на основную публикацию