Работа над словарными словами с детьми-дисграфиками

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия — не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист — логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они “нормальные”, а другие — дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту — они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом — решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом — логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать “отлынивать” от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость — такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Работа над словарными словами с детьми-дисграфиками

Учитель-дефектолог: Орешенко И.В.

Как и многих учителей начальных классов, нас волнует проблема грамотного письма учащихся. Ведь наряду с такими сложными орфограммами, как написание слов с проверяемыми гласными и согласными, остаётся актуальной проблема написания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами, то есть словарных слов. Анализ диктантов, проводимых по разным темам, заставил нас задуматься над развитием орфографической зоркости детей при работе со словарными словами на уроках русского языка.

Цель этой статьи показать, как можно эффективно тренировать орфографическую зоркость при работе на уроках русского языка со словарными словами.

Словарная работа является основным средством обогащения словарного запаса школьников как в начальной, так и средней школы. По словам Л.В. Щербы, «правильно составленный словарь и грамматика должны исчерпывать знание данного языка».

Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе

Говоря о системе, мы имеем в виду методическую интерпретацию данного понятия Т.Г.Рамзаевой, которая пишет: «Под системой изучения языкового материала понимается целенаправленный процесс, обеспечивающий усвоение комплекса знаний в определённой последовательности и взаимосвязи, а также формирование на этой основе практических умений».

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить слова с непроверяемыми безударными гласными (ворона, малина), двойными согласными (класс, суббота), звонкими и глухими согласными (вокзал), непроизносимыми согласными (лестница).Во вторую группу включены слова, написание которых подчиняется правилам, которые изучаются только в средней школе. Это слова с чередованием гласных в корне (растение, гореть), сложные слова с соединительными гласными о или е (самолёт, путешествие), наречия (сверху, снизу, слева , справа), слова с гласными после шипящих в корне (жёлтый, чёрный, шофёр). К третьей группе следует отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников (праздник).

При разработке системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написаний в большей мере учитывались не орфографические различия слов из разных групп, а общность способа их усвоения, принятого в начальной школе. Таким способом усвоения является запоминание орфографического облика каждого подобного слова. Максимальный эффект может быть достигнут в том случае, если процесс запоминания организуется с учётом особенностей памяти учащихся.

Методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ. Все приёмы работы можно условно разделить на три группы:

– приёмы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания – написание слова;

– приёмы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания – значение слова;

– приёмы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.

Выделяем следующие этапы системы:

  1. Первичное восприятие группы слов.
  2. Закрепление правописания группы слов.
  3. проверка усвоения правописания данных слов.

Как мы работаем над словарными словами, как тренируем орфографическую зоркость при изучении этих слов?

Начиная работу с первого класса, поставили следующие цели:

  1. раскрыть смысл, значение каждого изучаемого слова;
  2. добиваться от детей правильного произношения и написания таких слов;
  3. развивать навыки работы со словом и умение употреблять их в устной и письменной речи.

Слова с непроверяемыми написаниями нами используются при объяснении нового и закреплении старого материала, при проведении минуток чистописания, в творческих и контрольных работах.

Наши ученики имеют индивидуальные словарики. В основном работа со словарём проходит коллективная, а со второго полугодия 2 класса и далее коллективная форма сочетается с индивидуальной.

Все слова, рекомендуемые для изучения, разделили на тематические группы.

А теперь более подробно остановимся на каждом этапе работы со словарным словом.

Этап первичного восприятия является, безусловно, наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной. Работа по предъявлению новых слов проводится следующим образом:

  1. рассматривание карточки изучаемого предмета или через загадку, установление значения этого предмета;
  2. проговаривание слова с детьми хором или индивидуально с целью определения места ударения, количества слогов, произнесение по порядку всех звуков;
  3. чтение напечатанного слова с карточки орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании.
  4. решение орфографических задач, например: какую букву надо проверить при письме и почему? Как эту букву проверить? можно ли проверить эту букву? Запись слов в словарях с постановкой ударения с выделением букв, которые надо при письме заполнить;
  5. подбор ознакомительных слов указывается на единообразное написание в корнях, составление словосочетаний и предложений;
  6. подбор синонимов, антонимов, многозначность слова, где это возможно.

Коллективный разбор – доказательство сильной и слабой позиции Предъявление слов провожу через карточки- картинки, иллюстрации; пословицы. поговорки; загадки; тексты, описательные тексты; предложения.

На этом этапе привлекается слуховая память, потом зрительная и моторная. Работа на этом этапе даёт детям возможность понять слова, правильно произносить и писать их, умело употреблять их в устной речи. В одной из своих статей Н.С.Рождественский писал: «Чем богаче словарь ребёнка, тем точнее употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности».

Таким образом, работа учителя и учащихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных и последовательных действий:

  1. орфоэпическое чтение вслух слов;
  2. краткий орфографический разбор;
  3. запоминание с опорой на главный тип памяти;
  4. запись под диктовку;
  5. орфографический самоконтроль.

Тренировочно – закрепительный этап это многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Значит и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, то есть обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

Уроки русского языка начинаем с чтения слов словарику или орфографической разминки. Для этого даём слово, которое изучили, но в более загадочной форме, через любой дополнительный и разнообразный материал. На этом этапе существует много способов по запоминанию слов с трудными написаниями.

В качестве эффективных приёмов формирования орфографической зоркости можно выделить следующие упражнения: подчёркивание «опасных» мест в слове, письмо с «дырками», нахождение чужих ошибок, списывание с различными заданиями, диктанты (зрительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, предупредительные, картинные, по памяти, творческие), ребусы и т. д.

При обобщении полученных знаний о слове можно использовать различные средства обучения. Одним из известных видов развития орфографической зоркости является кроссворд, содержащий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Использование на уроках тематических кроссвордов помогает повысить грамотность учащихся, активизировать их внимание, разнообразить урок.

Учётно – контрольный этап посвящается проверке усвоения правописания слов из изучаемой группы. С этой целью изученные слова диктуются либо всему классу, либо одному (лучше слабому ученику, который пишет их на доске, а остальные потом сравнивают написания слов на доске и у себя в тетради.

Проверка усвоения может осуществляться с помощью перфокарт, упражнений с элементами программирования или в любой другой форме. В результате учёта и анализа ошибок видно насколько эффективно прошла работа по отработке орфографической зоркости. Если в результате такого анализа мы выясняем, что написание некоторых слов ещё не усвоено, то корректируется состав последующих групп (эти слова включаются в новые группы для повторного изучения) или продлевается этап закрепления группы в целом.

Подобный подход к развитию орфографической зоркости при изучении словарных слов делает процесс усвоения слов из программных списков абсолютно управляемым. Эффективность системы подтверждается результатами словарных диктантов: количество ошибок сокращается в 8 и более раз.

Проверочная работа № 1. 1-2 классы.

Вставьте пропущенные буквы и назовите одним словом каждый столбик.

М..лина б..рёза за..ц

З..мл..ника ..сина л..сица

См..родина ябл..ня м..дведь

Проверочная работа №1. 3-4 классы.

Прочитайте вопросы и письменно дайте полные ответы на них, используя слова для справок: огурец, товарищ, работа, овощи.

Кому дал книгу Вася? Чем наполнена корзина? С чем Марина отлично справилась? Что засолила мама?

Проверочная работа № 2. 1 – 2 классы.

Прочитайте. Составьте пословицы из двух столбиков.

У курицы серёжки, …(..потехе час .)

Не гони коня кнутом. (а у петуха сапожки)

Работе время,…. ( …а корми овсом.)

Проверочная работа №2. 3-4 классы.

Подберите словарные слова с безударными гласными в корне:

Проверочная работа № 3. 1-2 классы.

Ответьте на вопросы:

Проверочная работа №3. 3-4 классы.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Л..сной ..рех, пш..ничное з..рно, в..ренье из ябл..к, ур..жай хл..бов, под..рить к..ртину, з..лёный ..гурец, заб..вает м..лотком, пол..вают ..город.

Проверочная работа № 4. 1-2 классы.

Дополните предложения подходящими по смыслу словарными словами.

1. М..дведь, … , … – это животные.

2. П..тух, … , … – это птицы.

3. Юг, …, …, … – это стороны горизонта.

4. П..льто – это ..дежда, а ….. – это обувь.

Проверочная работа №4. 3-4 классы.

Составьте из слов словосочетания, меняя окончания. Подчеркните «опасные» буквы.

Кроссворд

Отгадайте загадки, а из букв выделенной графы составьте слово, выражающее приятное чувство.

Что ни день – полнее,

Что ни день – сочнее,

Что ни день – белее.

А когда наступит срок,-

Прыгнет с грядки он в мешок.

Большое предприятие, на котором делают машины, станки, корабли.

С подружками и сёстрами

Она приходит к нам,

Рассказы, вести новые

Приносит по утрам.

Тетрадь для рисования.

Большой населённый пункт.

Ров, по которому протекает вода.

1 класс карточка № 1.

Первый слог «потерялся».

2 класс карточка № 1.

Кто какой голос подаёт?

1 класс карточка № 2.

2 класс карточка № 2.

Угадай начало слова.

1 класс карточка № 3.

2 класс карточка № 3.

Допиши пропущенные слова.

Береги нос в большой …..

Январь год начинает, а …..заканчивает.

1 класс карточка № 4.

Из каких слов выпали гласные?

2 класс карточка № 4.

Подбери однокоренные слова к данным словам.

1 класс карточка № 5.

Первый день недели…….

2 класс карточка № 5.

Запиши дни недели в нужном порядке.

Запиши названия месяцев в нужном порядке.

1 класс карточка № 6.

Выпиши из словаря слова на тему: «Школа», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы».

2 класс карточка № 6.

Выпиши из словаря слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

Назовите два слова.

о з б а в т е р а д к

Замени цифры буквами алфавита и прочитайте слово

33 2 13 16 12 16

Вставьте пропущенные буквы.

Составьте словосочетания.

Восстановите предложения, связав слова между собой.

Мой папа дал объявление в ( газета ).

На ( горизонт ) вспыхивали голубые зарницы.

Чтобы стать ( герой ), нужно быть отважным, честным, скромным.

Замените предложения одним словарным словом.

Комната для занятий в школе.

Дорога с высаженными по обеим сторонам деревьями.

Край земли у водной поверхности.

Найди в каждой строке лишнее слово.

автомобиль, урожай, трамвай, самолёт

капуста, помидор, солома, морковь

пенал, тетрадь, телефон, карандаш

Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке.

Г..рой, адр..с, ур..жай, р..кета, ябл..к. п..нал, т..пор, п..суда, б..лот.. .

Выборочный диктант: выписать только словарные слова.

По шоссе едет автомобиль.

Ребята развели у реки костёр.

Дежурный следит за порядком в классе.

Составьте словосочетания, вставляя в имена прилагательные нужные окончания.

Ребята радостн…., улица многолюдн…., берёза кудряв…., календарь перекидн… .

Найди лишнее слово.

Берёза, берёзовый, березняк, подберёзовик, берёзка, берёзонька, берёзки.

Праздник, праздничный, праздники, праздновать.

Игра «Ступеньки».Запиши слова так, чтобы в каждом следующем слове было на одну букву больше.

Берег, гореть, агроном, …………..

Составьте предложения с данными словосочетаниями.

Карточка.

Заяц – зверёк отряда грызунов, с длинными ушами и сильными задними ногами.

Объясните фразеологизмы: ехать зайцем, заячья натура.

Объясни значение пословицы: за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Не вскрикнет птица.

В тр…ве, у края борозды,

Таится рыжая л…сица.

Прочитайте считалочку. Разучите её наизусть.

Заяц белый, куда бегал?

Читайте также:  Рекомендации учителя-логопеда по работе с детьми, обучающимися на дому, и детьми с ОВЗ

Это кто бежит такой

По лесной опушке,

Белый весь, как снег зимой,

Ушки на макушке? з а я ц

© CopyRight ЦДиК №9 Cоздание сайта: ООО «Меридиан»

Наши координаты:

юр.адрес: г. Красноярск, пр. Мира, 46-48, т. 8(391) 273-73-37

факт.адрес: г. Красноярск, ул. Д. Мартынова, 26 т. 8(391) 200-14-24

«Работа со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе»

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно – образный характер, т.е. оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства школьников соответственно преобладает и образный тип памяти. Специфика содержания учебного материала при обучении русскому языку (обилие слов предлагаемых для запоминания, трудно заучиваемые, легко забываемые слов, преобладания не яркого материала) тоже не способствует овладению детьми твёрдых навыков орфографии.
На основании этого я предлагаю системы упражнений на формирование орфографической зоркости младших школьников при работе со словарными словами.

Противоречия, решаемые в работе

Изучаемый программный материал требует запоминания большого количества слов, а у младших школьников не достаточно развита память, что способствует допуску ошибок в словах, правописание которых нужно запомнить.

Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.

Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.

Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.

Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.

Возможно применение следующих способов определений:

а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный ярко-зелёный);

б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют данным словом (насекомые – это бабочки, жуки, муравьи);

в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);

г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения

Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.

Задания, направленные на запоминание слов с непроверяемыми орфограммами.

Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяю следующие:

а) устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении в них “опасного” при письме места;

б) выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.;

наречия: быстро, вдруг;

имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д.;

в) списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание

учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова;

г) упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.

Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. Словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.

Материал для работы со словарными словами.

Подбор однокоренных слов:

  • Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
  • Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
  • Болото, болотце,болотный,болотистый.
  • Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
  • Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
  • Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
  • Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (“кличка воробья), пожелтеть, янтарно- жёлтый.
  • Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
  • Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
  • Солдат, солдатский, солдатка, солдатуШки.
  • Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
  • Солома, соломка, соломинка, соломина, соломенный.

Разбор слова по составу:

для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.

Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.

  • алмаз – бриллиант,
  • алфавит – азбука,
  • рассвет – восход,
  • ребёнок – малыш – дитя – крошка – детёныш – малютка, спасибо – благодарю.

Антонимы:

  • богатство – бедность,
  • быстро – медленно,
  • весело – грустно,
  • город – деревня,
  • дорога – аллея, шоссе,
  • дорогой – дешёвый (товар),
  • женщина – мужчина,
  • здоровый – больной,
  • здравствуй – до свидания, прощай,
  • красиво – уродливо,
  • мороз – жара,
  • пришел – ушел, рассвет – закат, родина – чужбина, спасибо – пожалуйста, устный – письменный, хорошо – плохо, чёрный – белый.

Этимологические сведения:

  • аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
  • аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
  • балкон (займете, из итальянского яз. balcone “балкон”)
  • бутерброд (из немец, яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
  • велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + ре “нога”)
  • вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
  • герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
  • гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
  • зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк ) изумруд (займете, из тюркск. яз. zumrud) капуста (от лат. слова caputium “головка”)
  • карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
  • килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
  • колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
  • компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
  • конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
  • корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
  • спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
  • телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”‘
  • телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
  • тетрадь (займете, из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
  • трамваи (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”) тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить” футбол (займете, из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”) цирк (заимств. из лат. яз. circus “круг”)
  • шахматы (персидское выражение “шах умер”)

Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов.

Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.

  • Без году неделя (совсем недавно).
  • Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
  • Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо). Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно). Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
  • Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
  • Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
  • Обвести вокруг пальца (обмануть).
  • Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
  • От зари до зари (весь день).
  • Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво). Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
  • Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).

С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.

  • Аппетит приходит во время еды.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Тот герой, кто за Родину горой.
  • Декабрь – хвостик года.
  • Золото добывают из земли, а знания из книг.
  • Большому кораблю большое плавание.
  • Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
  • Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
  • Растение – земли украшение.
  • Трава соломы зеленее.
  • Дружные сороки и гуся утащат.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Крепкую дружбу топором не разрубить.
  • Упустишь время, потеряешь урожай.
  • Хорошее начало – половина дела.
  • О человеке судят по его труду.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
  • Музыканты прибежали, В барабаны застучапи. Вдруг забили барабаны. Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
  • Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. (С. Есенин)
  • Ехали медведи на велосипеде,
  • А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
  • Бежит тропинка через луг, Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)

Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)

Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой . (А. Блок)

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)

В рощах птичье пение, А в классе – тишина. (Я. Аким)

Одеяло убежало, Улетела простыня. И noдyШKa, как лягушка, Ускакала от меня. (К. Чуковский)

Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

Наш язык и скромен и богат. В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми словарные слова.

  • Сам алый, сахарный.
  • Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
  • Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  • Это кто бежит такой По лесной onyШKe, Белый весь, как снег зимой, Ушки на макушке? (Заяц)
  • Не снег, не лёд,
  • А серебром деревья уберёт. (Иней)
  • На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
  • За стеной костяной, Соловейко, спой! (Язык)

Занимательные Формы работы с учащимися.

Одним из эффективных источников мотивации работы учащихся являются игры, которые обязательно надо использовать на уроках, т.к. они несут заряд положительных эмоций. Использование игр снимает у детей излишнюю напряженность, тревожность, которые могут возникать на уроках русского языка.

Игра «В букву».

Необходимо произнести слово по буквам. Например, запоминается написание слова «ученик». Первый ученик произносит- У, второй – Ч, третий -Ей т.д. Слово « обходит» класс несколько раз, пока учитель не отменит задание. Называя согласные буквы, нужно произнести соответствующие звуки.

Игра «Угадай – ка».

Детям предлагается угадать слово по согласным буквам:
КРНДШ,КРВ,ВРБЙ,МСКВ,РБТ

Игра «Собери слово».

Р П А Т А Д
Е Т Ь Л
Н (Тетрадь, пенал).

Детям предлагается игра со словарём: найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные (сахар, карандаш, вечер, берег. ).

Игра «Угадай слово».

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова го (горох, город, горизонт).
И, наоборот, можно дать конец слова:
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг погрызли мышки.
От слов начала откусили,
Из книжки в норку утащили.
(. суда, . тух, . рёза, . сква).

Игра «Ступеньки».

В столбик записываются слова так, чтобы в каждом следующем на одну букву больше. ЗАЯЦ ПЕТУХ СОБАКА МЕДВЕДЬ

Игра «Догадайся, что за слово».

ВОРОНА СОРОКА СОЛОМА КОРОВА МОЛОКО

Игра «Расшифруй слово».

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте слово: 2 10 13 6 20 33 2 13 16 12 16
(билет) (яблоко)
О О
О О
о О
О О
О О

Способы организации ассоциативных связей.

Перед запоминанием трудных слов рекомендуется провести работу над их смысловым значением. Сначала свои предложения высказывают дети, затем учитель даёт толкование слова с помощью словаря или (и) показывает картинку, иллюстрацию его значения.

1 .Графический приём.
Опора на зрительные образы, двигательные анализаторы. Букву, которую надо запомнить, выделяем и превращаем в предмет, связанный со смысловым запоминанием слова.

ассоциация по смыслу:

л. пата . гурец яг. да
м. рковь ябл. ко

ассоциация по смежности и сходству:

м. л. ко Молоко везут круглые колеса. м. л. т. к Он забивает круглые гвозди, п. суда Это круглая сковорода.

букву Ё можно превратить в ёжика: шёл Шёл ёжик, чёрный Шёл чёрный ёжик, жёлтый Шёл жёлтый ёжик.

У детей развивается при разгадывании ребусов мышление, художественные способности, зрительная память. 2.Фонематический приём.

Опоры на слуховые анализаторы. «Слова-помощники», но не родственные.
Пенал. Открыли пенал, а там – пена.
Ужинали ужи. В космос построили мост.
Данные виды заданий способствуют развитию орфографической зоркости, активизируют процессы изучения и запоминания слов с непроверяемыми орфограммами.
Ужин. Космос (т).

Прогнозирование результатов.

Появление ошибок, как известно, легче предупредить, чем потом над ними работать. Поэтому один из путей повышения грамотности – запоминание написания наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами .Учителю, взявшему установку на предупреждение ошибок в словарных словах, следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти.

Предполагаемый уровень обучения.

уровень – знания. Рассчитанный на простое запоминание и воспроизведение изученного материала.

уровень – понимание. Предполагает от учащихся ответа на вопросы: «почему? зачем? что будет?», умение объяснить свой выбор, обнаруживать различные связи.

уровень – применение. Умение применять изученный материал на практике, находить и исправлять свои и чужие ошибки.
Предполагаемые результаты обучения – дети должны узнавать словарные слова в тексте, уметь правильно их писать и находить ошибочные написания.

Систематическое использование описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями, поможет учащимся лучше усваивать орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других.

А каждый учитель знает: чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

В своей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа на уроках русского языка, работа по развитию речи в целом должна занимать ведущее место. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя. Применение новых форм повышает заинтересованность детей в уроке. Необходимо формировать у учащихся умение пользоваться орфографическими словарями, что, безусловно, повысит уровень их речи.

Я бы хотела предложить некоторые практические советы и дать рекомендации начинающим учителям:

  • включить работу со словарными словами в каждый урок;
  • предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову);
  • объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте;
  • выписать из словаря слова по теме “Школа” и др.;
  • найти слова в словаре и объяснить, почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна;
  • составить этимологический кроссворд.

Каждый учитель начальной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

Список литературы
1. Агаркова Н.Г. Обучение письму, как основа для речевого развития младшего школьника. – М., 1990.
1. Аномович Е.А. Русский язык в начальных классах. – М., 1989.
2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1989.
3. Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1993.
4. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. -М., 1989.
5. Карпюк Г.В. Обучение и воспитание младших школьников. – М., 1989.
6. Карупе А Я. Обучение детей в школе. – М., 1994.
7. Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 1-2 классы. М., 2008.
8. Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся. – М., 1993.
9. Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1983.
10. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. – М., 1983.
11. Панов Б.Г. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1990.
12. Политова Н.И. Развитие речи учащихся на уроках русского языка. – М., 1994.
13. Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. – М., 1991.
14. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1975.

20 игр для профилактики дисграфии у дошкольников

Письмо и чтение – база, необходимая для обучения в школе. Чтобы предупредить различные нарушения письменной речи, следует уделить внимание профилактике дисграфии у дошкольников. Специальные упражнения, игры и задания помогут избежать стойких ошибок в письме.

Дисграфия – что это?

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.
Читайте также:  Конструкт НОД 'Путешествие в город Мастеров'

Слово «предложение» ребенок, незнакомый с правилами грамматики, напишет «предлажение», а дисграфик – «бретлашение».

Механизмы возникновения

С точки зрения нейропсихологии, причиной дисграфии является несформированность высших психических функций, в число которых входят:

  • зрительный анализ и синтез;
  • пространственное представление;
  • дифференциация звуков речи;
  • фонематический и слоговый анализ и синтез;
  • деление предложений на слова;
  • внимание;
  • память;
  • эмоционально-волевая сфера.

Овладение письменной речью требует слаженной работы всего мозга. Он должен успевать обрабатывать информацию, поступающую от органов слуха, зрения, тактильных ощущений. Это колоссальная нагрузка, с которой сталкивается каждый первоклассник. Но в течение года его навыки совершенствуются.

Если под конец первого учебного года улучшений не наступает, ребенок допускает одни и те же ошибки, неусидчив, отвлекается и сильно отстает от своих сверстников, то следует проверить его на дисграфию. Нарушение не проходит само собой, но успешно корректируется специалистами.

Как узнать, есть ли нарушения у ребенка?

Диагностика дисграфии проводится на основании заключений логопеда, невролога, окулиста, отоларинголога. Ребенка просят написать небольшой диктант, переписать текст из книги, описать картинку, почитать. Специалист оценивает характер ошибок и исходя из возраста определяет или не определяет расстройство.

Раньше 8–9 лет диагноз не ставится. С 6 до 8 лет школьник только овладевает навыками письма и изучает правила. Однако предпосылки к дисграфии могут быть видны значительно раньше, еще в дошкольном возрасте. Своевременная профилактика помогает предупредить нарушения в будущем.

Когда нужна профилактика?

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Профилактика разных видов дисграфии

Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.

В зависимости от преобладающей причины определяют вид дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая;
  • акустическая;
  • аграмматическая;
  • на почве нарушений языкового анализа и синтеза;
  • оптическая.

Первые 4 формы дисграфии так или иначе связаны с нарушением понимания и воспроизведения фонем, звуков, слов и их окончаний (дислексией). Ребенок неправильно говорит и так же неправильно пишет: «пелочка» вместо белочка, «кошун» вместо коршун. Он может писать слитно предлоги и неправильно менять окончания: «теплая одеяло», «отдвери». В этом случае важно уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата, словесно-логической памяти. Профилактика дисграфии с дислексией включает упражнения на узнавание букв, разделение слов на слоги, понимание построения предложений и слов.

Оптическая дисграфия несколько отличается от других видов: это симптом недоразвития зрительно-пространственного анализа. Ребенку сложно находить начало строки, соотносить размеры строки и буквы. Он может писать в зеркальном отражении. Буквы часто имеют лишний элемент или не дописываются до конца: ш-и, л-м, ц-щ. Профилактика оптической дисграфии основана на формировании пространственных представлений. Дошкольник учится соотносить размеры предметов, ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ, сзади-спереди), находить и узнавать заданные предметы, запоминать и воспроизводить рисунки.

Профилактика дисграфии и дислексии

Для предупреждения дисграфии с дислексией с самого юного возраста полезно:

  • чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
  • чтение книг;
  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихов и песен;
  • ритмичные танцы.

Игры и задания

Игра – единственный эффективный метод обучения в дошкольном возрасте. Для профилактики дисграфии с дислексией рекомендуется 2 раза в неделю выполнять следующие игровые задания:

  • Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…
  • Повтори. АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ (развивает речевой аппарат).
  • Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет3: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
  • Выучи скороговорку. Шел Егор через двор с топором чинить забор. Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
  • Сдуй снежинку. На нос ребенка нужно положить кусочек ватки и попросить сдуть его.
  • Упражнения со свечкой. Нужно рассказать стишок так, чтобы пламя свечи не колыхалось, а затем задуть ее с первого раза.
  • Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.
  • Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).
  • Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.
  • Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.
  • Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.
  • Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.
  • Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный, веселье-весело-веселый.

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников

Предупредить нарушения помогут следующие виды деятельности:

  • рисование;
  • лепка объемных фигур из пластилина и теста;
  • аппликации;
  • складывание пазлов;
  • игры с конструктором;
  • игры с мозаикой;
  • подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Игры и задания

Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант.

Игровые задания для профилактики оптической дисграфии:

    • Найди и обведи. Дошкольнику выдается карточка с коротким текстом. Ему нужно найти и обвести в кружок определенную букву. Например, А. В раннем возрасте вместо текста можно использовать картинки.



    • Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.
    • Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.
    • Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.

    • Выложи из спичек. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.

    • Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.


  • Запомни и нарисуй. Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.

Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.

«Комплексный подход при работе над словарными словами на уроках русского языка, как один из путей формирования орфографической грамотности младших школьников».

В этой работе показан комплексный подход при работе со словарными словами в начальных классах, что поможет учителю начальных классов добиться хороших результатов при изучении словарных слов.Существуют различные методики обучения непроверяемым написаниям, разработан дидактический материал, который используют педагоги в своей практике, но качество усвоения и написания слов с непроверяемыми орфограммами недостаточно высокое.

Просмотр содержимого документа
«выступление-реферат»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

“Солнечная СОШ №1”

«Комплексный подход при работе над словарными словами на уроках русского языка, как один из путей формирования орфографической грамотности младших школьников».

2. История развития ведущего вопроса темы

3. Комплексный подход к изучению словарных слов

4. Виды упражнений при работе со словарными словами.

5. Методические рекомендации для учителей начальной школы при изучении

7. Список литературы

“Соприкосновение крупиц педагогического

опыта с искорками критической мысли

может родить интересную идею, соприкос-

новение же педагогической практики с

интересной идеей может родить творческую

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия – богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный, а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка в начальных классах.

Актуальность.(3сл)

Изучение методической и психологической литературы показало, что

неупорядоченность и традиционность дидактического материала, его скупость, отсутствие разработанной системы работы над словами с непроверяемыми орфограммами, привели к ряду причин трудностей при усвоении обучающихся словарных слов.

Одной из причин, затрудняющих усвоение “словарных слов”, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными ведется на уроке изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы.

К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со “словарными” словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем.

Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова в письменных работах, допускают ошибки.

Качество знаний при написании словарных слов недостаточно высокое.

Противоречия. (5сл)

Существуют различные методики обучения непроверяемым написаниям, разработан дидактический материал, который используют педагоги в своей практике, но качество усвоения и написания слов с непроверяемыми орфограммами недостаточно высокое.

Гипотеза исследования: (6сл)

Если учитель в своей практике будет использовать систему работы над словами с непроверяемыми орфограммами, то это будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками слов с непроверяемыми орфограммами и повысит качество усвоения и написания таких слов.

Цель: доказать эффективность применения комплексного подхода при работе со словарными словами в повышении орфографической грамотности младших школьников.

Для этого решались следующие задачи:(8сл)

-проанализировать научно-методическую литературу по данному вопросу;

– пересмотреть традиционные методы и приемы, применяемые для обучения непроверяемым написаниям, используемые в настоящее время в практике работы;

– систематизировать дидактический материал над словами с непроверяемыми орфограммами;

-экспериментально доказать эффективность комплексного подхода при работе со словарными словами в повышении орфографической грамотности;

– подготовить методические рекомендации по формированию навыков написания слов с непроверяемыми написаниями.

2. История развития ведущего вопроса темы.(9сл)

В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка.. Важность словарной работы на начальной ступени обучения русскому языку, ее развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, “представляя для них нечто вроде игры в слова”. Такие упражнения подготавливают учащихся к орфографии, а также дают детям “власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти”.

Сторонник и последователь К.Д. Ушинского Д.И. Тихомиров указывал на необходимость организации уже в начальных классах наблюдений над составом слова с целью более глубокого проникновения в его смысл. Такая работа, как отмечал Д.И. Тихомиров, укажет, “где и как грубая материя слова хранит зародыш значения, зерно понятия”, будет способствовать тому, что “ученик увидит отчасти и происхождение слова, родство между словами, познакомится с семейством слов от одного общего корня”.

Алексей Васильнвич Текучев говорил:

“Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка”, – писал известный ученый-методист А.В. Текучев.

Таким образом, учёные-методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.

Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников .

Принимая во внимание мнения современных учёных – методистов, исследовавших проблемы обучения непроверяемых написаний мы установили, что у каждого из них представлены отдельные направления работы, а не единая система. Так, например, Валентина Павловна Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся; Валентина Васильевна. Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам; Ольга Николаевна Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ.

На данный момент я ориентируюсь на труды Рустама Николаевича Бунеева и Екатерины Валерьевны Бунеевой, которые создали комплексную систему работы над словами с непроверяемыми написаниями.

3.Комплексный подход по изучению словарных слов.(10сл)

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты. В учебниках русского языка Р.Н.Бунеева «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно. При изучении таким образом написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить, какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащиеся должны усвоить. По системе Р.Н. Бунеева таких слов около 400. Мы все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.

Упражнения, направленные на запоминание слов.

Проверка усвоения написания группы слов.

Рассмотрим на примере изучение одной из групп -животные. (11сл)

Изучаем слова: СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ (1 класс)

1-й день (знакомство с группой слов)

На доске записаны изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: – Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте попробуем отгадать, что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса: 40 А. (сорока)

Читайте также:  Деятельность учителя-логопеда по реализации инновационных направлений в современной системе образования

Учитель: – Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая характерный крик – стрекотание. (вывешивается картинка с изображением сороки) Своё имя сорока получила от исходного слова сорка, передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? (человека, который много говорит).

Учитель: – Как же пишется это слово? (открывается написанное слово) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? (первую О)

Учитель: – Прочитайте хором это слово орфографически, то есть по слогам , как пишется (СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Учитель: – Теперь отгадайте загадку:

Окраской – сероватая.
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (ворона)

Учитель: – Эта птица с черно-серым оперением, родственная ворону. (вывешивается картинка вороны)

Учитель: – Ворона и ворон родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение. Вороной еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово? (открывается слово).

Учитель: – Какую букву надо запомнить? (первую гласную О)

Учитель: – Прочитайте слово орфографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

Учитель: – Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова)

Учитель: – Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. (вывешивается картинка коровы) Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить? (первую гласную О)

Учитель: – Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Учитель: – И последнее слово – снова отгадайте загадку:

Маленький мальчишка в сером армячке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (воробей)

Учитель: – Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. (вывешивается картинка) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного вор – «воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? (открывается слово) Какую букву надо запомнить в этом слове? (безударную гласную О)

Учитель: – Прочитайте слово хором орфографически, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать возможность учащимся самим высказать свои предположения о написании того или иного слова и затем открыть готовое слово. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания:

«Что объединяет эти слова в одну группу? (в данном примере сочетание ОРО)

Какое слово здесь «лишнее» и почему?

На какие две группы можно классифицировать эти слова? (одушевленные-неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные, с ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.).

Дома учащиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день (упражнения на запоминание слов). (12 сл)

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова, которые пишутся одинаково:

Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Главная
  • Семинары и вебинары (архив)
  • Электронный журнал Экстернат.РФ
  • Начальная школа. Русский язык
  • Работа со словами с непроверяемым написанием

Работа со словами с непроверяемым написанием

  • ” onclick=”window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;” rel=”nofollow”> Печать
  • E-mail

Работа со словами с непроверяемым написанием.

Шевцова Ирина Александровна

Учитель начальных классов школы №285 Санкт-Петербурга

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются с так называемыми словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает.

Словарные слова изучаются в индивидуальном порядке, так как в отношении их не может быть никаких обобщений (правил). Поэтому методика обучения их написанию опирается на очень простое положение: написание каждого словарного слова надо запомнить.

Наблюдения показывают, что учащиеся, окончившие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках изолированно, в отрыве от другой орфографической работы. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку.

Работу по усвоению таких слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

В настоящее время используются следующие способы:

· чтение загадки, отгадывание её учащимися;

· прослушивание литературного текста и определение предмета, о котором идет речь;

· рассматривание предметной картинки;

· описание признаков предмета или предъявление слова-синонима.

Дети определяют, какое слово они будут изучать. Затем учащиеся начинают работать над так называемым «слуховым» образом слов.

2. Работа над «слуховым» образом слов.

В школьной практике распространен следующий способ подачи «словарного» слова: сначала учащиеся отгадывают загадку (или рассматривают картинку и т.д.), затем учитель поясняет: «Сегодня мы познакомимся с новым словом. Посмотрите, как оно пишется, запомните его написание. Теперь давайте разберем это слово». Проводится звуковой анализ сова, выделяется безударный гласный и т.д. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

3. Запись слов с «окошком».

После того как дети определяют ударный и безударный слоги, они записывают «словарное» слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окошком».

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно проговорив его орфографически, т.е. так, как нон записано.

После того, как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Согласно традиционной методике, учитель сам показывает написание нового слова: записывает его на доске, предъявляет его с выделенной орфограммой на карточке, либо просит посмотреть в учебнике на соответствующей странице.

3. Работа над «зрительным» образом слова.

Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос (о нужной букве), обратившись к орфографическому словарю (или словарю учебника). Это будет способствовать накоплению опыта работы со словарем.

Таким образом, на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, которая фиксируется пропуском соответствующей буквы, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг- запись слова, организованная так, чтобы обеспечить запоминание его орфографического облика.

В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

· активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

· обучающий характер учебной деятельности;

· регулярность в работе над словарными словами.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова.

Более высокая эффективность, в процессе обучения написанию слов с непроверяемыми орфограммами, достигается с помощью специальных приемов обучения.

Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже в конце первого года обучения. Знание детьми порядка расположения букв в алфавите учитель может использовать и в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их по алфавиту.

Учитель читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение , записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.

В дальнейшем этот вид работы можно усложнить: в один столбик, из данного текста, учащиеся записывают слова с проверяемыми безударными гласными, в другой- с непроверяемыми.

В ходе такой работы дети не только учатся различать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но и закрепляют правописание тех и других.

Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Этот прием состоит в том, что учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными и предлагает записать их столбиками: в один столбик с безударной гласной А, в другой – с безударной гласной О и т. д.

Подбор однокоренных слов других частей речи.

При изучении (и повторении) частей речи предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других.

Чтобы закрепить написание слов учитель предлагает записать эти слова под диктовку, подобрав к ним родственные слова – другие части речи (собака- собачий; суббота- субботний).

Подбор и запись синонимов и антонимов.

Одним из эффективных приемов словарно-орфографической работы является подбор учащимися слов, близких и противоположных по значению. Среди подбираемых и записываемых учащимися синонимов и антонимов, как правило, встречается немало слов с непроверяемыми орфограммами (метель- вьюга, буря, метелица; работать- отдыхать, праздновать).

Составление предложений с данными словами.

Этот вид работы способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся.

Сочинение по опорным словам.

Близко к предыдущему виду стоит сочинение по опорным словам. Учитель предлагает детям написать сочинение на определенную тему, использую конкретные слова.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован прием дописывания таблиц. Учащимся можно предложить, пользуясь орфографическим словарем, дописать в таблицу по графам, слова в соответствии с их орфографическими особенностями (с непроверяемой безударной О, Е, И..)

Планомерное применение названных приемов дает возможность повысить эффективность обучения непроверяемым написаниям.

Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений:

Упражнение1. Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.

Собака, заяц, лисица, корова, воробей, медведь, петух.

Составьте предложения со словами: тетрадь, пенал, класс. Запишите их.

Пользуясь «Орфографическим словариком», допишите таблицу.

Индивидуальное занятие по автоматизации звука [ш]

Разделы: Логопедия

Цели:

Коррекционно-образовательные

  • закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  • закрепление понятия “согласный звук”;
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа “ка-ша”;

Коррекционно-развивающие

  • упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
  • развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  • развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
  • развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные

  • воспитание желания говорить красиво, правильно.
  • активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.

Предварительная работа:

  • работа по развитию просодической стороны речи;
  • артикуляционные упражнения;
  • постановка звука [ш];
  • игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
  • обучение анализу прямых слогов типа – ша.

Оборудование: мягкая игрушка – “заяц”, символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра “Логопедическое лото”, дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.

Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.

II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).

Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:

ш-ш-ш – (зайчишка насторожился),

ш-ш-ш – (трусишка испугался),

но тут ветки тихо “зашептали” ш-ш-ш – и зайчишка-трусишка успокоился.

Какие звуки в шуме леса ты слышал?

Ребенок. Звук – ш-ш-ш.

Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.

Ш. Артикуляционная гимнастика.

Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.

Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.

IV. Звукокоподражание.

Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.

Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.

V. Артикуляция и характеристика звука [ш].

В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).

Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).

Воздух встречает преграду? (Да)

Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)

Проверяем: “колокольчик” в горлышке звенит или нет? (нет)

Значит, звук [ш] какой? (глухой)

Он еще всегда твердый.

Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).

VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.

Поиграем в игру “Слушай внимательно, выполняй старательно”

“Услышишь звук [ш] – подними символ”

та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.

VII. Автоматизация звука в слогах.

а) повтори слог – аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;

б) повтори слог – аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;

в) повтори слог – ашма столько раз, сколько я выложу фишек;

VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.

Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.

Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]

(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)

Физкультминутка.

Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.

X. Звуковой анализ и синтез слова “каша”.

Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.

– дидактическая игра “Угостим зайку обедом”

В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово “каша”.

– назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

– какое слово получилось? (каша)

– сколько звуков в этом слове? (4)

– выложи схему этого слова с помощью символов.

XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.

Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:

  • Ша-ша-ша – ах, как каша хороша!
  • Шу-шу-шу – морковь я в кашу покрошу.
  • Ши-ши-ши – ешьте кашу, малыши.

XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.

Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.

Ребенок по фотографиям составляет предложения.

– У нас в группе много игрушек.

– Мы строим гараж для машин.

– На занятиях мы пишем буквы.

XIII. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

Артикуляция, характеристика звука.

Кто был у нас сегодня в гостях? (“Зайчишка-трусишка”)

XIV. Оценка работы ребенка.

Ссылка на основную публикацию