Работа над словарными словами с детьми-дисграфиками

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах

Аристова Ольга Викторовна
Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах

В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого является бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом ученики тратят много времени и сил на выполнение заданий. В результате у них накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины этого – несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Это может привести к отвращению к учебе уже в начальной школе. Дополнительные занятия по развитию отстающих функций, как правило, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций. Развитие устной и письменной речи как средства общения является первостепенной задачей уроков русского языка. Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую «борьбу» с родной речью. Ученик пропускает буквы, неверно разбивает предложение на слова, не может согласовать слова и т. д. Часто причина кроется не в социальной или педагогической запущенности (как ранее считалось, а в стойком нарушении (недоразвитии) письменной речи. В специальной дефектологической литературе это явление принято называть «дисграфией».

Впервые на дисграфию как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р. А. Ткачева и С. С. Мнухина. В 30-х гг. ХХ века нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями с одной стороны и дефектами устной речи – с другой.

Дисграфия – это нарушение письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом и является симптомом алалии, разных форм афазий или недоразвития речи. В основе нее обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим (звуковым) составом слова. Для исправления дисграфии проводятся занятия по коррекции недостатков устной речи, а также специальные упражнения в чтении и письме. Успешность коррекции определяется тем, что в любом возрасте, даже при наличии органических нарушений есть возможность работать над развитием разного рода компенсаторных механизмов: развивать память, речь, внимание, наблюдательность, образное мышление и пр. Чем сознательнее и активнее ученик участвует в процессе коррекции, тем выше степень успешности обучения.

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко ученики отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции.

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма. Суть ее состоит в том, что ребенок, пишет так, как произносит.

2. Акустическая форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие – глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т. д., свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д., аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т. д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: “писмо”, “лубит”, “больит” и т. д.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

– пропуски букв и слогов;

– перестановка букв и (или) слогов;

– написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго “поет звук”;

– повторение букв и (или) слогов;

– контоминация – в одном слове слоги разных слов;

– слитное написание предлогов, раздельное написание приставок (“настоле”, “на ступила”).

4. Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет вопреки правилам грамматики (“красивый сумка”, “веселые день”). Здесь обнаруживается, что ученик никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

5. Оптическая дисграфия. В ее основе лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ребенок не улавливает тонких различий между буквами, это непременно приводит к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.

Следует выделить основные ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

– недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества);

– добавление лишних элементов;

– пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

– зеркальное написание букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей.

Коррекция дисграфии включает следующие этапы:

1. исправление дефектных звуков (дополнительно у логопеда при наличии такого осложнения);

2. с преподавателем русского языка по специальным методикам:

– формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем;

– формирование звуко-буквенного анализа;

– развитие способностей анализа и синтеза слов;

-развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темп письма;

– расширение словарного запаса.

Для коррекции дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного времени и обязательно с использованием большого количества тщательно подобранного однотипного речевого материала. С целью коррекции дисграфии на уроках русского языка можно использовать ряд упражнений, приводимых нами в данной работе:

1) Упражнение “Корректурная правка”.

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, “а”. Затем “о”, дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть “парными”, “похожими” в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами “п/т”, “п/р”, “м/л” (сходство написания); “г/д”, “у/ю”, “д/б” (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

2) Упражнение “Пишем вслух”.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, “Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём” (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде “ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ”). Пример проще: “НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком” (на стале стаял куфшин с малаком).

Под “слабыми долями” здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа “зу*п”, или перед глухим согласным, типа “ло*шка”. Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка “ставить палочки”, т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.

3) Упражнение “Вглядись и разберись” (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, “фотографируя” текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста, если объяснение будет звучать так: “Запятая между прилагательным “ясным” и союзом “и”, во-первых, закрывает деепричастный оборот “. “, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “, соединенные союзом “и””.

4) Упражнение “Пропущенные буквы”.

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з___од ка__ам__л. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к.

5) Упражнение «Лабиринты».

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья, внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

6. Упражнение «Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):

– посмотрите на слово;

– посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

– посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

– продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.

Словарный материал для звукового анализа (3-4-й классы).

Активный, аромат, автомобиль, агроном, аккуратно, аппетит, борозда, бульдозер, впереди, биография, везде, викторина, виток, волшебник, галерея, гражданин, газета, гореть, горизонт, двадцать, деликатный, двенадцать, диалог, доверие, директор, до свидания, ездить, желать, железо, живопись, засеять, здесь, земледелие, заповедник, издалека, инженер, инициатива, изложение, изображение, календарь, конституция, коньки, кровать, каллиграфия, карикатура, катушка, легко, лисица, локомотив, медленно, металл, мороз, мякоть, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный, неуклюжий, недоверчивый, нечестный, невежливый, назад, налево, направо, очевидец.

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Изд-во «Ось-89», 2005, – 229 с.

2. Барташникова И. А., Барташников А. А. «Учись играя»/ Харьков: Фолио, 1997, – 96 с.

3. Баль Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников/ Мн., 2001, – 173 с.

4. Богомолова А. И. Нарушение произношение детей. – М., – 1979, – 119 с.

5. Большакова С. Е. Логопедическое обследование ребенка. – М. – 1995, – 216 с.

6. Зегебарт Г. М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии, М., Генезис, 2007, – 216 с.

7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций – СПб, – 2001, – 236 с.

8. Иваненко С. Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи.: Кн. для логопеда. – М., Просвещение, – 1987, – 96 с.

9. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – С. Пб, – 1999, – 253 с.

10. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб, – 1997, – 264 с.

Читайте также:  Семинар для учителей начальных классов по коррекции дисграфии

ИКТ на уроках немецкого языка для решения проблемы мотивации учащихся Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка в школе. Одной из самых главных и острых проблем современной.

Использование алгоритмов на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя русского языка ФМБОУ «СОШ № 2» а. Ассоколай Хачак Ю. Н. Использование алгоритмов на уроках русского языка.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Практика в начальных классах Самое прекрасное в практике,это время проведенное вместе с детьми и полученный огромный опыт. Я была уже на двух педагогических практиках.

Конспект урока русского языка по УМК «Перспектива» в 4 классе «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе» Учитель: Берсенева Татьяна Геннадьевна. Тема: «Основные правила русского языка, изученные в начальной школе». Тип урока: урок повторения.

Решение проблемы дисграфии на уроках русского языка в начальных классах В наше время вопрос образования учащихся является очень острым. Каждый год грамотность учеников снижается. Типичными проявлениями этого.

Система работы над ошибками на уроках русского языка в начальной школе Звукобуквенный анализ – фундамент правописания Лингвисты и методисты обосновали, что обучение правописанию опирается на знания по фонетике.

Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальной школе Уважаемые коллеги, я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, которые помогают получать.

Предметная неделя в начальных классах Новосибирская область Искитимский район МКОУ «ООШ д. Горёвка» Предметная неделя в начальных классах Кемпель Антонина Николаевна Чуркина.

Виды словарной работы на уроках русского языка Виды словарной работы на уроках русского языка Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,.

Работа над усвоением правописания словарных слов на логопедических занятиях
методическая разработка по теме

В данной статье описывается система работы по усвоению правописания словарных слов на логопедических занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
rabota_nad_slovarnymi_slovami.doc980.5 КБ

Предварительный просмотр:

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов “абрикос” и “лопата”?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые имеют речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Для школьного логопеда работа над усвоением написания словарных слов учащимися с нарушениями чтения и письма не является дополнительным звеном, предваряющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.

Практика логопедии свидетельствует о том, что работа со словарными словами обычно системно не проводится. Однако, все мы хорошо знаем, что для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный. Фонетический принцип — это письмо без правил, «как слышу, так и пишу». Морфологический принцип отражает письмо по правилам: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, а звонкие и глухие согласные так, как в позиции перед гласными» и т. д. Традиционный принцип базируется на отражении старых норм письма. С ним ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.

Усвоению детьми традиционного принципа письма уделяет большое значение Л.Г. Парамонова, справедливо замечая, что словарные слова «. широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу».

Искусственным образом избежать этих слов нельзя, поэтому работа над словарными словами должна включаться и включается в содержание коррекционных занятий как неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью. Но работать с этими словами на логопедических занятиях нужно иначе чем в классе. Дети не должны «просто» (механически) запоминать слова, поскольку из-за плохой слухоречевой памяти им обычно это не удается. Не помогает и многократное прописывание словарных слов. Школьники с нарушениями речи, как правило, не могут зрительно запомнить написание слов, в результате чего словарное слово каждый следующий раз может воспроизводиться по-новому. Что же делать? Хороших результатов в усвоении правописания словарных слов позволяет добиться методика работы, в основу которой положен метод целостного образного запоминания словарных слов. За ее содержание взяты словарные слова для учащихся 1-2 классов общеобразовательных школ, представленные в учебных программах различных авторов (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшина; Т.Г. Рамзаева; Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

В соответствии с предлагаемой методикой работы на логопедические занятия включаются любые словарные слова, которые содержат звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы «Звуки к, к’ и буква К» среди картинок кот, сумка, башмак, кофта, майка может оказаться и словарно слово корова. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем, как записать слово вместе с другими в тетрадь , его написание предлагается запомнить глядя на картинку. Картинка с изображением коровы будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.

Это легко объяснить на следующем примере. Очень часто слово корзина дети пишут с буквой а (карзина), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудно запоминаемой буквы о нарисовать корзину, верхний ободок которой и будет той самой буквой о, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте буквы о. (Образцы слов-образов смотри в приложении).

Успешному усвоению словарных слов помогают и словарные статьи из “Этимологического словарика”. Например:

ГОРОД – крупный населенный пункт, место большого поселения людей.

В старину, чтобы защитить это место от врагов, захватчиков, люди обносили его высоким забором, частоколом, стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное и укрепленное стеной место, крепость и стали называть городом.

Город – городить =”огороженное, укрепленное место”.

ДЕРЕВНЯ – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой поселок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Деревня-дерево = “место, очищенное от деревьев”.

ДОРОГА – узкая полоска земли, по которой движутся машины, идут люди.

Чтобы положить дорогу, нужно расчистить полоску земли от деревьев, кустарников, дерна. Видимо, поэтому слово “дорога” образовалось от дорг, дерготь-“продранное в лесу пространство, полоска земли, с которой выкорчеван лес”.Интересно, что исторически слово “дорога” оказывается родственным словом деревня, дерево.

Дорога-дорг, дергать = “продранное в лесу пространство”., и др.

Проконтролировать усвоение правописания словарных слов учащимися-логопатами успешно позволяет компьютерная программа “Фраза”. В ней содержатся все словарные слова, изучаемые ребенком в начальной школе. Как же работает данная программа? После запуска программы на компьютере, учитель-логопед вводит имя ребенка, выбирает класс и тему проверки, в данном случае “Непроверяемые написания (словарные слова)”. На экране появляются слова с пропущенными буквами. Ребенок должен выбрать пропущенную букву из ряда предложенных и вставить её в слово. В случае ошибки, “карандашик” над словом не передвигается на следующее слово, и ребёнку приходится исправлять свою ошибку, прежде чем перейти к следующему слову. В ходе выполнения задания все ошибки фиксируются компьютером и, в конце, ребенку выставляется оценка. Дети очень любят выполнять задания в данной программе, не только по теме “Словарные слова”, но и по всем другим темам (а данная программа содержит 4000 заданий по всем темам, которые проходят школьники с 1-го по 9-ый классы). Ведь получив неудовлетворительную оценку, ребенок может выполнить задание на компьютере ещё раз и исправить её, а заодно и закрепить правописание словарных слов.

Таким образом, только систематическая и системная работа, направленная на усвоение правописания слов с непроверяемыми написаниями, проводимая, как учителем в классе, так и логопедом, позволяет добиться положительных результатов и помогает детям успешно усвоить их написание.

Задания на развитие внимания для детей с дисграфией

Дисграфия среди школьников встречалась всегда, но в последнее время такое расстройство внимания как дисграфия стало еще более распространено. Ребенок с дисграфией пропускает буквы или слоги в словах, и даже целые слова, меняет местами слоги, заменяет буквы на похожие по написанию или звучанию, дублирует один и тот же слог. С такими детьми необходимо работать над развитием зрительного внимания. Есть некоторые приемы, которые помогают избавиться от дисграфии. При систематических занятиях с ребенком результат будет скорым.

Коррекцией дисграфии наряду с дислексией занимается логопед. При определенной усидчивости и настойчивости родителей можно обойтись и без помощи логопеда. На этой страничке нашей энциклопедии 7гуру вы можете скачать листы с заданиями, а затем распечатать их. На листе по несколько заданий. Можно разрезать каждый лист на карточки. Начните с более простых – найти слова, затем можно перейти к более сложным. Иногда ученик путает лишь определенные, похожие друг на друга буквы, тогда можно распечатать лишь карточки именно с ними. Но в любом случае задания на внимание всем деткам будут полезны. Занимаясь систематически, ребенок быстро добьется результата.

Скачать и распечатать задания

Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

«Пишем вслух»

Пожалуй, это самое важное упражнение.

Всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

Например: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (ведь на самом деле мы произносим «на стале стаял куфшин с малаком»).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

Упражнение «Корректурная правка»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

«Вглядись и разберись»

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить каждую орфограмму и постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным „ясным“ и союзом „и“, во-первых, закрывает деепричастный оборот ». “, а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая “. “, вторая “. “), соединенные союзом «и»”.

Чтение “Вверх ногами”

Книгу переворачиваем так, чтобы текст оказался перевернутым на 180 градусов и предлагаем ребенку прочитать. Начните с пары предложений и доведите объем упражнения до целой страницы. Аналогичный прием – чтение по отражению текста в зеркале.

“Пропущенные буквы”

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти. М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

Лабиринты

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги. Скачать лабиринты можно тут >>

Диктанты

Диктовать медленно! На написание диктанта на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться порядка часа времени.

Текст сначала прочитывается целиком. Повторяются правила на основные орфограммы.

Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ.

Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова.

После двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Словарная работа на логопедических занятиях в младших классах специальной (коррекционной) школы

Митрофанова Валерия Александровна, учитель-логопед,ГКОУ СО “НСКОШИ № 15”, Нижний Тагил

Л.Г. Парамонова замечала, что словарные слова “… широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу”. В то время как, практика логопедии свидетельствует о том, что работа над такими словами системно не проводится. Часто логопед в своей работе старается избежать словарных слов, готовя лексический материал к занятию и предвидя многочисленные ошибки детей в их написании. Но мы не можем искусственно исключать эти слова из речи, т.к. это не позволит учащимся успешно овладеть функциональной грамотностью.

Для полноценного овладения письменной речью ребенок должен прочно усвоить три основных принципа русской орфографии: фонетический, морфологический и традиционный.

Изучив методический рекомендации и пособия авторов, занимающихся данной проблемой (Л.Г. Парамоновой, В.В. Агафонова, О.Б. Иншаковой, Зегебарт Г.М., Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, А.А. Кузнецовой), я разработала свою систему словарной работы с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, которая основана на использовании занимательного дидактического материала. Эта система включается в традиционные виды работ и заданий, направленных на овладение учащимися умения правильно употреблять словарные слова в письменной речи.

Прежде чем отправиться с детьми в многолетнее путешествие по удивительной и богатой стране слов, необходимо помочь им сделать простое, но важное открытие: все слова, которые есть в русской речи, по сложности их написания можно разделить на три большие группы. Эти группы мы условились назвать “зеркальные”, “опасные” и “очень опасные” слова.

“Зеркальные слова” – слова, где каждому звуку соответствует такая же буква. Писать их легко, в них все понятно (соответствуют фонетическому принципу орфографии).

“Опасные слова”- слова с непонятными звуками. Перед написанием таких букв надо проверить их, подумав. Это слова с проверяемыми орфограммами (морфологический принцип).

“Очень опасные слова” – слова с неясными, хитрыми звуками, которые никакими правилами не проверишь. Но т.к. они все равно уже есть, люди научились запоминать их правильное написание (традиционный принцип русской орфографии). В процессе изучения таких слов мы используем различные стихотворения, которые помогают детям узнавать и запоминать эти “очень опасные слова” и в дальнейшем, по возможности, писать их правильно. Например, В.В.Агафонов “Неправильные правила” для словарных слов — и не только”. А так же пособие О.Б. Иншаковой “Словарные слова в образах и картинках. Пособие для логопеда”. Как показал мой опыт работы, для школьного логопеда эта методика не является дополнительным звеном, предваряющим или завершающим поэтапную логопедическую работу. Изучение словарных слов осуществляется в системе всего коррекционного воздействия, направленного на преодоление нарушений письма у младших школьников.

Традиционно методика работы над словарными словами предполагает использование следующих видов работ и заданий: чтение слова ребенком; объяснение значения слова; орфографическая работа, проговаривание; постановка ударения, выделение цветом трудной буквы; звукобуквенный анализ слова; деление слова на слоги; заучивание правописания данного слова; подбор однокоренных слов; составление словосочетания, предложения с этим словом; подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом; запись слова в орфографический словарик и т.д.

Работая с детьми, имеющими умственную отсталость, (зачастую в совокупности с другими отклонениями в развитии) я учитывала, что трудности усвоения ими словарных слов обусловлены тотальным поражением ЦНС, а значит и нарушением всех ВПФ, в частности, слухоречевой памяти. Поэтому работа над “очень опасными словами” на логопедических занятиях не сводилась лишь к механическому запоминанию слов и их многократному проговариванию и прописыванию, ведь каждый раз ребенок может по-разному их услышать, прочитать и написать.

На своих занятиях я использую методику, основанную на целостном образном запоминании словарных слов, что позволяет мне включить в материал коррекционного занятия любое словарное слово, которое содержит звук, соответствующий теме проводимого занятия. Например, при изучении темы “Звук с и буква С, с” среди картинок сок, сумка, усы, лес может оказаться и словарное слово сорока. Это слово, как и все остальные, отрабатывается логопедом обычным образом: в нем определяется наличие звука, место звука в слове. Но перед тем как записать слово вместе с другими в тетрадь, его написание предлагается запомнить, глядя на картинку. Картинка с изображением сороки будет отличаться от остальных тем, что на ней запечатлено слово-образ, которое легко запоминается. Именно с этим образом ученик будет работать в дальнейшем. Такое слово-образ создается чаще всего путем вписывания в него конкретного изображения предмета по форме похожего на букву, правописание которой нужно знать.

Например, очень часто слово сорока дети пишут с буквой а (сарока), заменяя гласную букву о на а. А если на месте этой трудной для запоминания буквы о нарисовать кольца, в которые пролетает сама сорока, то при написании этого слова ребенок будет воспроизводить по памяти не безликий порядок букв или звуков, а вспомнит красочный рисунок, находящийся на месте букв о.

На занятиях я использую картинки со словарными словами большого формата для фронтальной или групповой работы и набор индивидуальных карточек для закрепления изученных слов. Для наиболее прочного запоминания слова учащимися сначала дается задание внимательно рассмотреть вывешенную на доске картинку со словарным словом и ответить на вопрос – во что превратилась та буква, которую нужно запомнить. Затем мы предлагаем ребенку выбрать изучаемое слово из данных 6 – 8 индивидуальных карточек со словарными словами. Особенностью данной методики является то, что в случае возникновения у школьника с ОВЗ (в том числе и умственной отсталостью), имеющего нарушения письма, сомнений или ошибок в написании словарного слова ему не запрещается, а наоборот, разрешается пользоваться индивидуальным набором карточек. Ученик в любое время может обратиться к карточке, чтобы уточнить написание того или иного слова. Возможно, в дальнейшем предложить самим ученикам придумать рисунок на новое словарное слово.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что простота и легкость стихов-опор и картинок-образов, их многократное системное включение в коррекционно-логопедические занятия делают работу по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями не только более живой, увлекательной, но и позволяет расширить словарный запас учащихся и диапазон их грамотного письма, воспитывая у них любовь к слову, языку, учебе.

EduNeo

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых

В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.

Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.

В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.

Термины

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.

Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточность, фрустрационные нарушения, соответствующие поведенческие реакции, и наконец непосредственно нарушения письменной речи. (Корнев А.Н.)

Так как виды нарушений при дислексии и дисграфии схожи, то и корректировать их можно вместе.

По мнению ученых, без сотрудничества учителя и родителей успех в коррекции недостижим. Основываясь на своем опыте работы, автор считает, что родителей необходимо информировать обо всех результатах исследований и обсуждать их с ними. Родители должны знать цели коррекции, ближайшие и отдаленные, ожидаемый результат и предполагаемые сроки коррекционной работы. Это необходимо не только из этических соображений, но и способствует вовлечению родителей в работу и формированию у них трезвого взгляда на вещи. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Упражнения

Игра-Упражнение №1. Работа над запоминанием слов и терминов (их графического варианта)

Составь словарные слова (или термины, для взрослых слушателей) из слогов, обведи их разными цветами.

Речевой материал для первоклассников: алфавит, ворона, закон, зашёл, звонят, учебник, учитель, клеить, ковер.

Речевой материал для курсантов и слушателей по терминологии (пример): анализ, синтез, верификация, безопасность, авария, багор, автонасос, ликвидация, поджог.

Если это возможно, используйте разбивку слова или вставляйте изображения и прочие визуальные подсказки, чтобы улучшить понимание.

Игра-Упражнение №2. Работаем над порядком слов, чтобы помочь ребенку/взрослому в понимании текста.

Вариант для детей.

Добавляя по одному слову, составьте предложения по картинке. Обязательно следите за тем, чтобы ребенок соблюдал порядок слов.

Картинка к упражнению

____ _____ на ________

____ _____ на____ с____.

_____ _____ на___ с ____ ____.

Вариант для взрослых обучающихся.

Правила игры просты, но потребуется некий инвентарь — специальные карточки. Вообще, существует реальная игра, она называется Dixit (Диксит), но не всем по карману ее приобрести. Поэтому, можно создать некие ее элементы самостоятельно. Суть заключается в следующем: игрокам раздается по шесть карточек. На них изображены различные картинки — практически сюрреализм.

Например — покосившийся якорь, посреди пустыни.

Пример карточек для игры

Суть игры-упражнения

  • Какие ассоциации приходят в голову?
  • Их нужно сформулировать в одной фразе — и озвучить ее остальным.
  • Основное условие: фраза должна быть построена с соблюдением порядка слов. Инверсия и нелогичность недопустимы.
  • Игроки выбирают из своего набора подходящую карточку по описанию и выкладывают ее на стол.

Секрет в том, что описание должно быть многогранным, и выигрывает тот, чью карточку отгадали не сразу.

  • Но, важным элементом является то, что если никто вообще не смог идентифицировать вашу карточку, вы лишаетесь очков.
  • Кстати, сами карточки, а вернее картинки, в домашних условиях можно найти и распечатать из интернета.

Игра-упражнение №3.

Вариант для детей.

Игра морской бой (позаимствована у Бобкиной О.Г. – логопед средней общеобразовательной школы №5 п. Тавричанка Надеждинского района Приморского края). Работаем над ориентацией на плоскости, совершенствуем слоговой анализ и синтез, формируем активный и пассивный словарь учащихся.

Детям предлагается игровое поле, на котором изображены корабли с написанными на них слогами: учитель/родитель называет место на поле, а дети отыскивают его и называют написанный на нем слог.

Если корабли называются в определенной последовательности, то из слогов можно составить слова. Для этого названные слоги выписывают, а потом синтезируются.

Речевой материал:

Учитель/родитель: Учащиеся:

Е-1, Д-7, А-9 ТАН, КА, ПИ = КАПИТАН

Е-8, Ж-4 СКОЙ, МОР = МОРСКОЙ

Б-4, К-7 РЕГ, БЕ = БЕРЕГ

К-5, А-7 ЯК, МА = МАЯК

З-5, А-1 ПРО, ЛИВ = ПРОЛИВ

Ж-7, Г-2, З-3 РАБ, КО, ЛИ- КОРАБЛИ

Ж-10, И-3 РОД, ГО- ГОРОД

И-8, Д-3 СИР, БУК- БУКСИР

Е-5, Б-6, БУХ, ТА- БУХТА

Г-10, Б-2 РОМ, ПА- ПАРОМ

И-6, Д-9 ШТУР, ВАЛ- ШТУРВАЛ

Игровое поле

Вариант для взрослых обучающихся.

Игра “Пожарный Крокодил”. Работаем над развитием наблюдательности, внимательности, навыков строить логические цепочки.

Правила очень просты. Участники делятся на две команды. Первая команда загадывает слово и сообщает его представителю соперников. Это – избранный, который должен изобразить слово с помощью пантомимы своей команде. Изображающий говорить не может, но участники его команды могут задавать ему вопросы, перечислять появляющиеся варианты. Кивать головой «да» или «нет» изображающему слово разрешается – но не больше! В это время команда, загадавшая слово, может просто покатываться со смеху, видя усилия противников, часто долгое время безрезультатные. Если слово отгадано, команды меняются ролями. Конечно, для изображения каждый раз выставляется новый игрок.

Для тех, кто только осваивает игру, можно начать с элементарного. Сложнее будет с абстракциями: например, долго отгадывалось слово «множество». А теперь представьте сами, как можно изобразить «совершенство»? Если со словами более или менее разобрались, можно переходить к изображению словосочетаний, потом – пословиц.

Для разминки: рукав, управление, пожар, действие, документ, партнер, парад

Словосочетания: пожарная каланча, материальный ущерб, пожарная команда, эскиз пожара.

Поговорки и пословицы

  1. За битого двух небитых дают
  2. Слезами горю не поможешь
  3. Сон на одном боку — тридцать шесть часов.
  4. Любишь кататься — люби и саночки возить
  5. Один в поле не воин
  6. Клин клином вышибают
  7. Слово не воробей — вылетит, не поймаешь
  8. Спит, как полковая лошадь.
  9. Как вы лодку назовёте — так она и поплывёт
  10. Что сгорит, то не сгниет.
  11. Пожарный спит — Родина богатеет.
  12. Сколько волка не корми — он всё в лес смотрит
  13. Глаза боятся, а руки делают
  14. Метил в пятку, да в нос попал.
  15. Любишь говорить — люби и слушать.

Практический материал дан по мере сложности заданий: от букв, слогов, до чтения предложений и различных видов текстов. Задания носят игровой, развивающий характер.

Причины трудностей обучения в школе и вузе очень разнообразны, поэтому и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуализированы, то есть соответствовать механизмам проблем обучения и поведения в учреждении, выявляемым при комплексном нейропсихологическом обследовании, а также полу, возрасту и индивидуальным особенностям личности ребенка.

1. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.

Можно купить вебинар автора: “Дислексия и дистрофия: как помочь ребенку”. Перейдите по ссылке

Работа над словарными словами

Статья о том, как помочь ребенку работать над словарными словами

Работа над словарными словами

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль. Что общего в этих словах? Ответ прост, все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов “абрикос” и “лопата”?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова – одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее.

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

  1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
  2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.

  1. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).
  1. Орфографическая работа над словом:

– постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,

– звукобуквенный анализ слова,

– деление слова на слоги и на слоги для переноса.

  1. Заучивание правописания данного слова:

– подбор однокоренных слов,

– составление словосочетания, предложения с этим словом,

– подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

  1. Запись слова в орфографический словарик.

Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

  1. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
  1. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
  1. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
  1. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
  1. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород).
  1. Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать).
  1. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:

– с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;

– с непроверяемой и проверяемой гласной;

– одушевленные или неодушевленные предметы;

– по тематике (например: “Город” и “Деревня”);

  1. Выписать из данных слов:

– слова, состоящие из двух, трех слогов;

– слова с шипящими.

  1. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).
  1. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
  1. Подбор однокоренных слов.
  1. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
  1. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).
  1. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).
  1. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
  1. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
  1. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором – тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога – шоссе, одерживать победу – побеждать).
  1. Самодиктант и взаимопроверка.
  1. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС – кла. ный, керо. ин, шо. е, ро. а, ка. ир, ба. ейн).
  1. Данные слова заменить по смыслу другими (группа – коллектив, магазин – универмаг, перерыв – антракт, врач – хирург, друг – товарищ).
  1. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).
  1. Заменить синонимами (водитель – шофер) или антонимами (юг – север).
  1. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить. ).

Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.

“Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.

Назови его по буквам.

Заставь помигать “опасную” букву. Какая буква “мигает”?

Прочти медленно, как будешь писать.

Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь”.

(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов. Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

  1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
  1. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
  1. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е.

  1. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Ассоциативная связь может быть по:

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

* береза – по цвету _бЕлая

* береза – кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)

  1. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
  1. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!

Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

д_И.рект_О.р – кр_И.к, р_О.т,

к_О.нцерт – н_О.та, д_О., х_О.р,

к_О.рабль – в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,

ин_Е.й – б_Е.лый, сн_Е.г,

к_А.рандаш – гр_А.нь, бум_А.га,

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

  1. Агафонов В. В. “Неправильные правила” для словарных слов – и не только”.
  1. “Словарные слова в образах и картинках”. Пособие для логопеда в двух частях.

В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

  1. Парамонова Л. Г. “Как овладеть правописанием “словарных” слов”.

Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

  1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие “Словарные слова. 1-4 класс”

Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.

Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.

Режим “Учись” позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.

Режим “Проверь себя” предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.

Режим “Контроль” позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.

Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Читайте также:  Создание рукописной книги с детьми с ЗПР
Ссылка на основную публикацию