Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта

Формы работы с родителями на базе логопункта в ДОУ общеразвивающего вида

На базе нашего детского сада «Солнышко» г. Заозерска Мурманской области логопункт функционирует всего лишь третий год. Срок,по моему мнению, не большой, но достаточный для того, чтобы на логопункте появилась своя, достаточно, устойчивая и планомерная система работы.

В своей деятельности выделяю основное направление – работа с родителями. Ведь задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

На сегодняшний момент существует множество нетрадиционных форм работы с родителями КВН, комплексные занятия с родителями, устные педагогические журналы, рукописные журналы, круглый стол, день открытых дверей, открытое занятие, создание развивающей среды в семье…)

В нашем учреждении работа учителя-логопеда с родителями включает в себя:

  1. Родительские собрания
  2. Консультации:
    • по итогам диагностики;
    • по итогам коррекционного обучения;
    • по организации работы логопункта;
    • методы и приемы постановки звуков у детей.
  3. Информационные выставки.
  4. Рукописная газета.
  5. Открытые занятия.
  6. День открытых дверей.

Так, например, газета «Пусть ваш ребенок говорит правильно», созданная самими родителями совместно с педагогом и детьми, помогает проводить пропаганду логопедических знаний среди родителей, дети которых не посещают логопункт в силу возрастных, либо каких-то других причин (см. Рисунок 1).

Родительские собрания – это действенная форма общения логопеда с родителями. Именно на собраниях у логопеда есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами коррекции речи у детей дошкольного возраста; помочь родителям разобраться с трудностями, возникшими в процессе выполнения домашних заданий. Как показывает опыт, именно составление конспекта родительского собрания связано с различными трудностями. Иногда логопед не умеет грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Советую вам самим хорошо разобраться в проблеме, которую преподносите слушателям, подготовиться заранее к мероприятию. При подготовке целесообразно составить развернутый план, тезисы, подобрать яркие, показательные речевые примеры, составить собственные вопросы и т. д.

Рекомендую начинать учебный год со встречи, на которой необходимо осветить закономерности речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста. А уже в середине учебного года провести родительское, задействовав в этом ваших детей на тему: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

Тема: «Как выполнять домашнее задание логопеда?».

  1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».
  2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».
  3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми.
  4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений для каждого звука (каждому родителю выдается лист с комплексами арт. упр.).
  5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком».
  6. Беседа о просмотренном материале.
  7. Решения.

Ход собрания:

1. Вступительное слово учителя-логопеда на тему: «Развитие мелкой моторики руки».

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня на нашей встрече. И сегодня я хотела бы поделиться с вами маленькими секретами проведения наших логопедических занятий. Я не открою тайну, если скажу, что каждое свое занятие я начинаю с пальчиковой гимнастики. Ведь исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором:

    • стимулирующим речевое развитие ребенка,
    • способствующим улучшению артикуляционной моторики,
    • подготовке кисти руки к письму
    • и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Но одной пальчиковой гимнастики мало, поэтому я рекомендую виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
  2. Игры и действия с игрушками и предметами:
    • раскладывание пуговиц, палочек, зёрен, желудей и т.д.,
    • нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку,
    • пришивание, застёгивание и расстёгивание пуговиц,
    • игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
  3. Изобразительная деятельность:
    • лепка из пластилина и глины,
    • раскрашивание картинок,
    • обведение контуров,
    • штриховка,
    • рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой),
    • работа с ножницами,
    • поделки из природного материала и т.д.

Работа по развитию кистей рук проводите систематически по 3 – 5 минут ежедневно.

В начале дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, в начале выполняются пассивно, с вашей помощью, а по мере усвоения, дети переходят к самостоятельному выполнению.

2. Ознакомление родителей с прописями-раскрасками «Линии и фигуры».

Мы рекомендуем вам приобрести данное пособие. Оно поможет вам подготовить руку ребенка к школе. Ребенок научится видеть клетку.

3. Практический показ артикуляционных упражнений детьми, посещающими логопункт

Часто родители затрудняются в объяснении ребенку какого-либо артикуляционного упражнения. Сегодня наши ребята помогут вам в этом и продемонстрируют наиболее трудные упражнения. Дети показывают следующие упражнения:

  • «Чашечка»
  • «Грибок»
  • «Гармошка»
  • «Грибок+ветерок»
  • «Накажем непослушный язычок».

4. Ознакомление родителей с комплексами артикуляционных упражнений.

Родителям были розданы распечатки с комплексами артикуляционных упражнений на нужный для них звук (Приложение 1). Обращаю ваше внимание на правила выполнения артикуляционных упражнений:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает его выполнение. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

5. Просмотр видеоматериала на тему: «Проведение индивидуального занятия с ребенком» (Рисунок 2).

Вашему вниманию представлен отрывок индивидуального занятия с участием Ромы Степанова на тему: «Дифференциация р-л, с-ш».

6. Беседа о просмотренном материале.

  1. Что вы для себя извлекли полезного из этого отрывка?
  2. А вы так проводите свое занятие дома? Поделитесь опытом.
  1. Организовывать занятие с ребенком дома в соответствии с рекомендациями логопеда.
  2. Развивать мелкую моторику рук в различных видах деятельности.

Каждая форма работы по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный и приятный «плод» – это, конечно же, достижения и успехи наших детей; это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними.

Желаем вам успехов при работе с родителями!

Работа логопеда с родителями в условиях дошкольного логопункта

Самойлова И.М., учитель-логопед ДОУ № 33 «Дюймовочка», г. Каменск-Уральский, Свердловская обл.
В последние годы одним из приоритетных направлений логопедической работы стало оказание помощи детям раннего возраста.
В нашем ДОУ была создана модель коррекционно-речевой работы с маленькими детьми, которая позволяет:
– максимально рано выявить детей с задержками речевого развития;
– сократить разрыв между моментом выявления первичного нарушения и началом логопедического воздействия;
– целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей.
Эта модель состоит из двух блоков.
1 блок. Общее и индивидуальное коррекционно-развивающее логопедическое воздействие
Работа с детьми от 1 года до 3 лет идет в двух основных направлениях: диагностическом и коррекционно-развивающем.
Диагностика
Диагностика имеет первостепенное значение для определения состояния речи и своевременного выявления детей, нуждающихся в коррекционном воздействии.
Диагностические мероприятия в группе
раннего возраста (2-й год жизни)
1. Наблюдение. Ведется логопедом во время режимных моментов, игр, занятий, проводимых воспитателем.
При наблюдении оцениваются:
– речевая активность ребенка;
– коммуникативные навыки (что преобладает – «взрослые» слова, слова-трафареты, звукоподражания; жестово-мимические средства – жесты и их направленность, коммуникативная или агрессивная, сопровождаются ли возгласами или «немые»);
– начальный детский лексикон.
Учитывая большое количество воспитанников ясельных групп и малую продолжительность своего рабочего времени, низкий уровень контактности маленьких детей с малознакомыми людьми, функциональные особенности раннего детства (неустойчивое внимание, сниженная работоспособность, расторможенность), логопед не может выяснить словарный запас ребенка, но это могут сделать родители.
2. Опросник для родителей1.
В опроснике представлен список типичных слов из детского лексикона. Родители заполняют его два раза в год (октябрь и март).
Это позволяет не только проследить динамику развития пассивного и активного словаря, но и наглядно показать родителям, к чему здесь нужно стремиться при воспитании детей.
3. Углубленное логопедиче-
ское обследование детей, имеющих предположительно темповые задержки развития речи (ЗРР) или проявления системного нарушения речи (ОНР).
Диагностические мероприятия
в первой младшей группе
(3-й год жизни)
1. Наблюдение логопеда за речевым развитием детей во время игры, в режимные моменты, в совместной деятельности с взрослым.
При наблюдении отмечаются:
– понимание обращенной речи;
– коммуникативные навыки;
– состояние словаря;
– навыки связного высказывания;
– особенности произносительной стороны речи.
2. Углубленное логопедиче-
ское обследование всех детей перед переводом их в группу дет-
ского сада.
Система диагностики детей
2-х и 3-х лет должна отвечать следующим требованиям:
– лаконичность и доступность заданий (возможность использования как для экспресс-обследования, так и более углубленного изучения);
– наличие нормативных показателей для выявления отклонений и определения степени их выраженности;
– учет индивидуальных особенностей развития ребенка.
Все динамические наблюдения за развитием детской речи заносятся в дневник наблюдений. Он заводится на каждого вновь поступившего ребенка (группа раннего возраста). Заполнение начинается со сведений родителей о раннем развитии, об особенностях речи и общения ребенка. Записи по результатам наблюдений производятся не реже двух раз в месяц, а при необходимости и чаще. Каждая запись содержит следующие сведения:
– время наблюдения;
– цель наблюдения;
– условия проведения наблюдения;
– результат (какие факты выявлены).
Длительные отсутствия ребенка в детском саду также фиксируются в дневнике.
В конце первого полугодия и в конце года на основе наблюдений и в соответствии с нормативными показателями делаются выводы о состоянии речевого развития малыша.
На втором году пребывания ребенка в яслях (первая младшая группа), при благополучном положении дел, дневниковые записи могут ограничиться только констатацией состояния речевого развития на начало года, первое полугодие и конец года. При этом отмечаются:
– состояние словаря;
– связность и четкость высказывания;
– особенности произносительной стороны речи (наличие дефектно формирующихся звуков, состояние послоговых перестроек).
В дневниках детей с ЗРР фиксируются:
– план индивидуальной работы по развитию речи (составляется на три месяца для уточнения и корректирования общего плана);
– взаимодействие со специалистами (психологом, музыкальным руководителем, воспитателями) по формированию психологической базы речи;
– динамические наблюдения за развитием речи;
– консультации для родителей.
Всем вышеизложенным требованиям отвечает программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет1.
Программа представлена в виде оригинальных таблиц и очень удобна в применении. Эта диагностика используется не только логопедом, но и воспитателями ясельных групп, что обеспечивает единую трактовку результатов обследования ребенка (табл. 1).
В результате диагностических мероприятий создается четкая картина развития речи каждого ребенка.
Благодаря этому, на выходе из ясельной группы детского сада, дети дифференцируются следующим образом:
– направляемые на ГПМПК для определения в специальные (коррекционные) группы;
– зачисляемые для дальнейшей работы на логопункт;
– имеющие фонетические недостатки, которые можно исправить с помощью воспитателей и родителей (при разовых консультациях логопеда).
Коррекционно-развивающая работа
При составлении плана логопедической работы в группах раннего возраста были учтены:
– этапы и закономерности системного развития детской речи1;
– задачи общеразвивающей программы.
В работе с детьми раннего возраста массовой группы необходимо учитывать программу, которая определяет объем речевых навыков и умений детей, требования к ним. Это позволяет установить преемственность в содержании речевого воспитания в группах (раннего возраста – первая младшая – вторая младшая и т.д.) и обеспечить перспективность развития речи детей, т.е. заложить основы для последующих этапов;
– принцип комплексного подхода. Как в планировании, так и на каждом игровом занятии решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетику, просодику, лексику, развитие артикуляции);
– развивающая, стимулирующая направленность занятия для детей раннего возраста.
Их основная цель не коррекция, а побуждение к общению, стимулирование речевого развития, повышение речевой активности ребенка.
Развивающая работа
в группе раннего возраста
План коррекционно-развивающей работы составляется понедельно и содержит следующие разделы:
– лексическая тема и примерный словарь (существительные, глаголы, прилагательные, наречия);
– мимические и артикуляционные упражнения;
– упражнения для развития просодической организации речи;
– развитие общей и мелкой моторики.
В сентябре и октябре проводятся два фронтальных занятия, поскольку идет адаптационный период.
Начиная с ноября одно фронтальное занятие заменяется двумя подгрупповыми (с детьми младше и старше 2-х лет).
Такое разделение связано с тем, что разница в 3-5 месяцев в этом возрасте имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка.
Развивающая работа
в первой младшей группе
В первой младшей группе как установочное проводится одно фронтальное игровое занятие: даются определенный словарный материал по лексической теме, модели словосочетаний, предложений, делаются артикуляционные упражнения и упражнения на развитие фонематического восприятия.
Воспитатель отрабатывает лексический материал во время игр и режимных моментов, использует упражнения установочного логопедического занятия.
План фронтальных занятий составляется помесячно и содержит разделы:
– лексическая тема (одна на месяц);
– грамматический строй речи;
– формирование фонематического восприятия;
– развитие артикуляционного праксиса;
– развитие просодики;
– развитие общей и мелкой моторики.
Таким образом, приоритетными направлениями работы логопеда в группах раннего возраста (в условиях логопункта) можно назвать: стимулирование речевого развития и своевременное выявление детей с речевыми проблемами. Однако по результатам наблюдений в течение года в этих группах определяются дети, которым необходимы специальные коррекционные занятия. Они зачисляются на логопункт в следующем учебном году. Также индивидуальные занятия приходится проводить и с детьми старше 2-х лет, из числа вновь принятых в ДОУ, поскольку их речевое развитие значительно отстает от речи уже обучающихся детей. В связи с ограниченностью времени логопеда формируются две-три подгруппы по два ребенка со сходными проблемами. Занятия проводятся два раза в неделю с каждой подгруппой (по 10-15 мин).
Родители таких детей получают еженедельные рекомендации логопеда.
Взаимодействие логопеда
с педагогами ясельных групп
Логопед предоставляет план своей работы воспитателям (второй экземпляр).
Их взаимодействие обеспечивает:
– совместную более углубленную, планомерную работу по формированию и развитию словаря;
– воспитатель парциально использует планы логопеда при подготовке к своим занятиям, играм, помогающим закреплению речевых навыков (фонетика, просодика, артикуляция);
– замену еженедельной записи рекомендаций логопеда воспитателю (существовавшей ранее тетради «Рекомендации логопеда»).
От еженедельных записей логопедических рекомендаций отказались еще и по следующим причинам:
– воспитатель всегда присутствует на фронтальных занятиях логопеда, отмечая детей, с которыми нужно поработать индивидуально;
– воспитатель имеет в своем арсенале большое количество произведений фольклора, малого жанра и может самостоятельно подобрать материал для пальчиковой гимнастики и речевого сопровождения режимных моментов.
Возможно, что начинающим воспитателям имеет смысл давать подробные письменные рекомендации.
Для наиболее тесного взаимодействия в работе по развитию детей раннего возраста и создания единого образовательного пространства планирование лексических тем также предлагается педагогу-психологу и музыкальному руководителю.
2 блок. Взаимодействие
с родителями
Родители давно признаны главными воспитателями, но большие надежды они возлагают и на детский сад. Сделать родителей ак тивными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка очень важно.
Для этого используются определенные формы взаимодействия с родителями.
1. Родительские собрания.
Организационное – проводится в июне, июле (для родителей будущих воспитанников ДОУ). Участие принимают: администрация ДОУ, медицинский работник, логопед, психолог.
Информационно-тематические собрания проводятся в сентябре, январе, итоговое – в мае (родителей знакомят с нормативными документами, программами, программными требованиями, с организацией деятельности специалистов в группе, с результатами работы).
2. Информационный уголок «Речевое развитие малыша».
Содержит материалы для практического использования в играх и занятиях с детьми дома. Информация меняется два-три раза в месяц.
3. Индивидуальные консультации логопеда.
На первом этапе их инициатором выступают педагоги. Повышение уровня педагогических знаний помогает родителям осо-
знать и сформулировать вопросы, связанные с развитием ребенка. Выделяется один день (постоянный) в месяц.
Логопед работает в вечерние часы.
4. Лекторий «Школа молодой семьи».
Первоначально на этих встречах давались практические советы о том, как воздействовать на речевое развитие ребенка. Однако опыт показал, что родителям необходимо еще и пояснить механизм воздействия этих упражнений.
Теоретический аспект всегда вызывает у родителей интерес, и методические рецепты выполняются осознанно и более качественно.
Лекторий проводится в послед-
ний четверг каждого месяца.
5. Демонстрация занятий (в записи).
Дает возможность познакомить родителей с некоторыми направлениями и приемами работы с детьми, продемонстрировать успехи детей, вызвать интерес родителей к деятельности педагогов.
6. «Ящик “горячих” вопросов и предложений».
Родители имеют возможность задать вопрос анонимно (не только логопеду, но и заведующему ДОУ, врачу, воспитателям, психологу).
Они получают ответ через информационный уголок, на родительском собрании.
7. Анкетирование.
Позволяет уточнить степень заинтересованности родителей в развитии своего ребенка, определить их запросы, выяснить степень удовлетворенности образовательным процессом.

Читайте также:  Использование летнего оформления логопедического кабинета в коррекционной работе с детьми

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта

Просмотр содержимого документа
«Работа учителя-логопеда в условиях логопункта»

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта

Важным в образовательном процессе является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников.

С целью осуществления коррекционной работы на базе ДОО функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Основными задачами логопедического пункта являются:

своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

определение их уровня и характера;

устранение несложных нарушений речи;

направление детей с тяжелыми нарушения речи и отклонениями в развитии на ГПМПЦ, для определения адекватной формы и программы обучения;

профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов ДОО, родителей (законных представителей) воспитанников ДОО.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по различным направлениям:

взаимосвязь с другими участниками коррекционного процесса.

В результате организационной работы проводится подготовка логопедического кабинета к новому учебному году (до 15 сентября): систематизируется и пополняется методический материал (по постановке и автоматизации нарушенных звуков); иллюстрированный и раздаточный материал для детей, зачисленных на логопункт (подготовлены настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков).

Изучаются медицинские карты детей, зачисленных на логопункт, для уточнения анамнестических данных в речевых картах (в сентябре и в течение года).

В начале года составляется график и циклограмма рабочего времени учителя-логопеда.

Диагностическая работа включает логопедическое обследование всех возрастных групп ДОО (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

На основании проведенного логопедического обследования заполняются “протоколы обследования устной речи” на все возрастные группы ДОО. Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения.

На логопедический пункт зачисляются дети из подготовительных и старших групп имеющие нарушения устной речи, показатели их речевого развития в процентном соотношении записываются в “протоколы мониторинга дошкольного логопункта”, а также строятся индивидуальные “графики речевого развития детей, зачисленных на логопункт”. Все протоколы оформляются в соответствии со структурой речевого нарушения дошкольников. С помощью данных протоколов можно четко проследить динамику речевого развития детей, зачисленных на логопедический пункт.

К протоколам и индивидуальным графикам мониторинга динамики речевого развития дошкольников прилагается аналитическая справка, в которой проводится сравнительный анализ обследований в начале и в конце года и выделяются несколько групп детей: норма, значительные улучшения, улучшения, без улучшений, прервали занятия. Указывается причина незначительной динамики после проведенной коррекционно-логопедической работы у группы детей, которая осталась без улучшений (например, дети редко посещали ДОО в связи с болезнью).

Наличие таких документов позволяет быстро производить подсчеты и наглядно проследить результаты логопедической работы.

Отобранных для обучения на логопедическом пункте детей учитель-логопед направляет на психолого-медико-педагогический консилиум ДОО, по итогам обследования которого принимает решение о зачислении ребенка на логопедический пункт. На каждого зачисленного ребенка дошкольного возраста учитель-логопед заполняет речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения:

речевая карта для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, где подробно отмечаются особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения;

речевая карта для детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи, где более полно раскрывается состояние словаря, грамматического строя, связной речи, особенности фонематического восприятия, слоговой структуры, звукопроизношения.

Использование таких речевых карт, позволяет проследить речевое развитие ребенка и составить индивидуальную программу развития согласно структуре речевого нарушения. В речевых картах учитель-логопед отмечает не только нарушения в речи, но и исследует сохранные речевые возможности детей. Поэтому индивидуальная программа развития составляется с учетом данных возможностей для исправления выявленных нарушений.

В индивидуальных программах развития выделяются направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные речевые и неречевые нарушения и пробелы в умениях и навыках ребенка с опорой на его сохранные речевые возможности.

Такой план позволит систематизировать занятия, повысить их эффективность и усилить коррекционную направленность, а также осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Индивидуальная программа развития составляется на полугодие и реализуется на индивидуальных занятиях. На каждом этапе коррекции в данную программу включаются блоки, работа по которым может продолжаться в последующем, либо заканчиваться в рамках одного периода и т.д.

Так как отсутствует программа работы с детьми в условиях логопункта, учитель-логопед опирается на методические рекомендации, и единственной формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Логопедические занятия с каждым ребенком проводятся не реже двух раз в неделю. Продолжительность занятий 15-20 минут. В “журнале учета посещаемости логопедических занятий” отмечается количество проведенных занятий в течение каждого месяца. Данный журнал отражает реальную работу учителя-логопеда с детьми, количество индивидуальных занятий соответствует циклограмме рабочего времени специалиста.

Коррекционно-развивающая работа в соответствии с логопедическими заключениями проводится непосредственно с детьми, зачисленными на логопункт, в течение всего учебного года.

На логопедический пункт зачисляются дети дошкольного возраста, посещающие ДОО и имеющие:

нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Выявленные в ходе обследования дети с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия, ринолалия, заикание), с другими отклонениями в развитии (задержка психического развития, нарушения зрения, слуха, интеллекта и т. д) направляются на ПМПЦ с целью уточнения речевого заключения и решения вопроса о дальнейшем обучении в ДОО компенсирующего вида или в группах компенсирующей направленности.

Прием на логопедический пункт производится в течение учебного года по мере освобождения мест.

Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие несложные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.

Нарушения устной речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое недоразвитие речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

– Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

-Совершенствование грамматического строя

-Совершенствование связной речи

-Развитие фонематического восприятия

-Совершенствование слоговой структуры слов

При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи нерезко выраженном общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Работа на подготовительном этапе направлена на:

– выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

– развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи.

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

1) изолированных звуков;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и нерезко выраженном общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

Коррекционная работа включает следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания;

II. Развитие фонематического слуха;

III. Формирование звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности;

2) воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

Этап формирования звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов;

4) составление условно-графических схем.

При нерезко выраженном общем недоразвитии речи по мимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:

1. номинативный словарь;

2. предикативный словарь;

3. словарь признаков;

4. числительные и местоимения;

5. навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя:

Совершенствование связной речи:

2. рассказ по серии сюжетных картин;

3. рассказ по сюжетной картине.

Планирование содержания логопедических занятий осуществляется еженедельно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений, с какой целью они выполняются.

Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.

Для работы логопедического пункта в ДОУ выделено специальное помещение, которое отвечает педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособлено для проведения индивидуальных занятий.

Читайте также:  Экспертный лист по оценке профессиональной деятельности учителя-логопеда

В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:

– для формирования фонематического восприятия и навыков звукового

анализа: звуковые линейки, фишки, “Логопедическое лото”, “Звуковые часы”, “Услышь-ка”, “Волшебные узоры”.

– для формирования правильного звукопроизношения: “Лото-мозаика”, “Пирамида”, “Магазин”, “Паровозики”, “Пианино”, “Гусеница”, “Собираем чемоданы”.

– для развития мелкой моторики: “Волшебные верёвочки”, “Собери бусы”, “Шнурочки”, “Дождик”, “Дорожка”, “Украсим Ёлку”, “Сапожок”.

3.В оборудовании третьей зоны – рабочего места логопеда – входит письменный стол, стулья для взрослых, шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования, песочные часы, секундомер. Наглядно-дидактические пособия красочно оформлены, полифункциональны.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использует вспомогательные наглядные средства: в каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в раздевалках каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье.

Использование наглядных средств и ТСО помогают учителю-логопеду решать

самые разнообразные задачи:

-сообщение новых знаний и закрепление уже имеющихся,

– активизация словаря детей,

– формирование познавательных процессов,

-умение творчески перерабатывать информацию.

Занятия с применением ТСО планируются таким образом, что применение

технических средств обучения не нарушает общую длительность занятия и не приводит к переутомлению детей.

При построении занятий педагог учитывает психофизические и индивидуальные

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагается информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулируя их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий на неделю с каждым ребёнком.

Воспитателям, чьи дети не зачислены на логопункт, предоставляется информация с целью профилактики речевых нарушений.

Ежегодно для воспитателей и родителей воспитанников учителем-логопедом проводится тематическое консультирование.

Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом – очень актуальны.

Учитель-логопед на занятиях уделяет особое внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель включает в свой план работы.

Таким образом, работа воспитателя и логопеда скоординирована: учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении занятий, индивидуальной работы с детьми учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонематической стороны речи ребёнка, грамматического, лексического запаса и навыки связной речи.

Учитель – логопед также рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем.

Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.

Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что учитель – логопед участвует в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных перспективных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.

С узкими специалистами обсуждаются достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном) согласно этапам работы логопеда с этими детьми. Педагоги делятся с логопедом своими наблюдениями за речью детей, зачисленных на логопедический пункт, на соответствующих занятиях. Вносятся изменения в индивидуальную программу развития детей на следующий этап коррекционной работы. Благодаря такой тесной работе логопеда и всех педагогов ДОО достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

План консультативной работы учителя-логопеда с родителями и педагогами

ПЛАН КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года. Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии детей».

Семинар-практикум: «Показ артикуляционной гимнастики».

Консультация: «Игры на развитие речевого дыхания».

Консультация: «Артикуляционная гимнастика – как основа правильного произношения».

Консультация: «Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одного из условий подготовки детей к школе».

Семинар-практикум: «Показ пальчиковой гимнастики».

Консультация: «Специфические особенности детей с ФФН речи».

Консультация для музыкальных руководителей: «Логоритмика в ДОУ»

Беседа: «Роль воспитателя в становлении речи ребенка».

Консультация: «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях».

Индивидуальные беседы-консультации: «Как выполнять домашние задания?»

Беседа: «Закрепление правильного произношения поставленных звуков».

Консультация: «Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация: «Недостатки речи сегодня-трудности в обучении завтра».

Индивидуальные беседы: «Дети с трудностями в обучении».

Консультация: «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения».

Родительское собрание: «Особенности развития детей с ФФН речи»

Консультация: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация: «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе».

Консультация-практикум: «Играем на ходу. Развитие речи детей в общении со взрослыми».

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка».

Индивидуальные беседы: «Систематичность-залог положительного результата».

Консультация: «Приемы формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Рекомендации: «Создание речевой среды в группе, ДОУ, семье».

Консультация: «Развитие связной речи ребенка в семье».

Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

Консультация: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

Консультация-практикум: «Логопедическая работа на основном этапе коррекционно-образовательного процесса».

Консультация: «Логопедические игры с чистоговорками».

Индивидуальные беседы: «Уровень речевого развития детей».

Консультация: «Причины возникновения заикания, предупреждение его возникновения».

Консультация: «Формирование связных высказываний у дошкольников».

Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре».

Консультация: «Если ваш ребенок левша».

Консультация: «Некоторые источники волнения у детей».

Беседа: «Польза чтения».

Консультация: «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка».

Беседа: «Использование физкультминуток в работе логопеда, воспитателя, музыкального руководителя».

Беседа: «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста».

Консультация: «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников».

Консультация: «Заучивание стихов».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения. Рекомендации родителям на летний период».

Беседа: «Логопедическая работа на заключительном этапе»

“Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС ДО”

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ.

«Работа учителя-логопеда с детьми ОВЗ

в условиях логопедического пункта ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Мальцева Татьяна Владимировна,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад № 73»

В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива дошкольной организации является разработка системы детоцентрированного инклюзивного образования детей с особыми возможностями здоровья, создание всех необходимых условий социализации и развития с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального, социального развития детей данной категории.

С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. Разностороннее развитие воспитанником осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей и социальной адаптации.

Основными задачами логопедического пункта являются:

-своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;

-определение их уровня и характера;

-устранение разнообразных нарушений речи;

-профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников, в том числе и нарушений письменной речи;

-консультативно-методическая для педагогов и специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

В течение учебного года на логопедическом пункте проводится работа по следующим направлениям:

-взаимосвязь с другими участниками педагогического и коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-логопеда в связи с переходом к процессу обучения воспитанников в условиях инклюзивного образования по своей структуре и функциональным обязанностям имеет отличительные особенности. Это связано в первую очередь с тем, что учитель-логопед на логопункте встраивается в образовательный процесс, а не идет с ним параллельно.
Работа специалиста строится с учетом внутреннего расписания непосредственной образовательной деятельности дошкольной образовательной организации. График работы и расписание НОД, в соответствии с СанПин 2.4.1-3049-13 утверждается заведующим МАДОУ “Детский сад № 73”.
На логопункт дети зачисляются и выбывают в течение учебного года, при этом одновременно у логопеда занимаются не менее 20 человек. Причем одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР при дизартрии, ОНР, логоневроз, сенсорная и моторная алалии и др.). У некоторых детей имеются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, зрительная патология, проблемы в поведении и т.д.)
Все дети с ОВЗ, охваченные коррекционной логопедической помощью, имеют направления городской психолого-медико-педагогической комиссией, подтверждающей наличие у ребенка определенного речевого диагноза.

В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционно-развивающей работе, учитель-логопед, как и в случае с обычными воспитанниками, путем тщательного специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка при помощи специальных методик и заполняется речевая карта. На основе диагностики логопеда, совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляется программа индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший компонент речи. Так, например, при алалии – словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при дизартрии – звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые методические установки.

В связи с этим может использоваться модульное планирование.
Например, планирование коррекционно – развивающего обучения детей 6 -7 лет с ОНР–III уровня состоит из трех модулей:

1.Формирование фонетической стороны речи.

2.Совершенствование лексико-грамматических представлений.

3. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, обучение грамоте.

4. Развитие когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления.

5.Формирование коммуникативных навыков и умений.

Удобство данного подхода в том, что если ребенок с какой-то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс логопедического обучения.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и микро-групповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны 1-2 года обучения в зависимости от сложности речевого нарушения.

Добиться высоких результатов в логопедической работе позволяет:

•тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
•оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
•компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
• использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
• использование компьютерных технологий и технических средств обучения и т.д.

Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.

Педагогические технологии:

Образовательная технология

Способы реализации

Способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.

Информационно – компьютерного обучения

Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях логопункта возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру.

Читайте также:  Развитие зрительного анализатора у детей, страдающих нарушениями письменной речи

Для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий: методику В.Ф. Базарного; кинезиологию; фонетическую ритмикуи т.д.

Логопед, работающий на логопункте в условиях инклюзивного образования, учитывая специфику дефекта ребенка, работает в тесном взаимодействии с другими специалистами учреждения (музыкальным и физкультурным руководителями, врачами), родителями и воспитателями групп, регулярно информирует их о тех или иных проблемах, возникающих в процессе коррекционной работы.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов.
Совместная работа логопеда и инструктора по физической культуре осуществляется путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт .

Одновременно получая информацию о состоянии ребенка в данный момент от других специалистов, логопед корректирует работу соответствующим образом. Специалистами нашего дошкольного образования разработана и реализуется “Программа психомоторного развития ребенка”.

В тесном контакте должна вестись работа с воспитателями: разработаны единые перспективно-тематические планы, ведется “Тетрадь взаимодействия с воспитателями по коррекции речевых нарушений”, в которой на 2 недели планируется следующая коррекционно-развивающая работа: пальчиковая гимнастика, упражнения из образовательной кинесиологии, артикуляционная гимнастика, расширение лексической темы через выполнение игровых упражнений по ЛГ строю речи и индивидуальная работа на автоматизацию или дифференциацию поставленных звуков (заучивание стихотворений, проговаривание чистоговорок, скороговорок).

С целью привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а так же создания условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс, мною разработан план работы с родителями с включением в него системы логопедических тренингов с участием детей и родителей, реализация совместных проектов; “Дни открытых дверей”, ведется выпуск ежеквартального журнала “Логорадуга”, создание видео – дневников, фильмов, репортажей; индивидуальных тетрадей “Играем – речь ребенка развиваем”.

Благодаря использованию специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведения микро-групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития, а также тесной взаимосвязи в работе логопеда, родителей и всех педагогов, достигаются высокие результаты в коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ.

Список используемой литературы:

1. Гаркуши Ю.Ф. Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. – М., Сфера,2007.

2. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику: Сборник статей. – М., Линка – Пресс,2008.

3. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2001.

4. Куликова Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учеб пособие. – М.: Академия, 1999.

5. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. – М.,1993.

6. Сборник документов для учителей-логопедов логопедических пунктов ДОУ: Методические рекомендации/ Н.Н. Болясова, Е.В. Барановская, И.Л. Ваенская, Е.В. Мазанова, О.Ф. Фролова.- Самара: Изд-во МИР, 2009г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО, Москва 2014

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Ирина Орешина
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями в условиях логопункта

Современная технология взаимодействия семьи, детского сада и школы предусматривает создание единого пространства развития ребёнка, как в образовательном учреждении, так и в семье. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит – сотрудничество, совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники. Я работаю учителем- логопедом на логопедическом пункте ДОУ, поэтому я хочу описать технологию взаимодействия учителя- логопеда и родителей. В настоящее время вопрос организации взаимодействия учителя – логопеда с родителями является одним из актуальных в профилактической и коррекционной работе. Учителя- логопеды логопедических пунктов часто не имеют возможности одновременно принять всех детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. С каждым годом увеличивается число детей 2-5 лет, нуждающихся в ранней логопедической помощи. Дети с тяжёлыми нарушениями речи (заикание, дизартрия и т. д., составляющие 15-25% из числа принятых на логопункт требуют разносторонней и продолжительной логопедической работы. Всё это побуждает учителя- логопеда к поиску эффективных форм взаимодействия с родителями с целью оказания качественной и своевременной помощи детям. Для меня интересен вопрос, как и по каким направлениям можно организовать эту работу так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса. В самом начале работы я поставила перед собой следующие задачи:

1. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов.

2. Повысить грамотность родителей в области, развивающей и коррекционной педагогики.

3. Разработать и внедрить в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.

4. Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми и воспитателями.

5. Организовать взаимодействие с родителями детей младших групп.

Основными направлениями работы были выбраны:

• изучение семьи и установление контактов с ее членами;

• повышение педагогической культуры родителей;

• совершенствование мастерства по вопросам взаимодействия с семьёй;

• создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Сотрудничество с родителями я стараюсь осуществлять в следующих формах:

родительские собрания;

• конкурсы и выставки пособий;

родительские пятиминутки;

• консультации, семинары, тренинги;

• библиотека для родителей;

• просмотр индивидуальных занятий;

• тетрадь для домашних заданий;

По результатам работы к наиболее перспективным формам относятся именно те, в которых мы используем новые технологии. Поэтому более подробно мы рассмотрим именно их. Одной из эффективных форм взаимодействия является совместная деятельность учителя- логопеда с родителями, начиная с 2-летнего возраста. В настоящее время почти у половины детей в той или иной степени наблюдается задержка речевого развития, когда дети 2-х и даже 3-х лет практически ничего не говорят. А многие родители не обращают на это должного внимания, считают “само пройдёт”. Есть родители, которые обеспокоены данной ситуацией, но не знают, как помочь ребёнку. Цель совместной работы учителя- логопеда с семьями воспитанников – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми с задержкой речевого развития, сделав воспитание ребёнка в семье и детском саду более последовательным и эффективным. На первом этапе работы необходимо познакомить родителей с тем, что должен уметь ребёнок данного возраста. Эта работа проводится на родительском собрании в форме презентации “Речевое развитие ребёнка 3-х летнего возраста”. Цель логопеда – организовать совместные занятия: ребёнок-логопед- родители. Для совместных занятий по результатам обследования психомоторных, социальных и речевых функций ребёнка были приглашены пять семей, нуждающихся в коррекционной работе с детьми 2-3 лет. Занятия построены по системе коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития Т. А. Датешидзе [1], где корректировка речевого дефекта происходит параллельно с работой, стимулирующей развитие ребёнка во всех функциональных областях:

а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);

б) развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

в) пропедевтика математических представлений: формирование сенсорных эталонов, навыков ориентировочного и конструктивного праксиса;

г) развитие графических навыков.

Занятия в форме совместных игр можно проводить во 2 половине дня. Для эффективности обучения родителей элементарным методам работы с детьми занятия проводятся в три этапа:

I. На первом этапе учитель- логопед работает с детьми самостоятельно. От родителей требуется повторять задания, копировать логопедические действия и их последовательность.

II. На втором этапе родители участвуют в отдельных эпизодах занятий с детьми (совместная пальчиковая игра, артикуляционная гимнастика).

III. На третьем этапе родителям предлагается закончить начатое логопедом упражнение или самостоятельно выполнить с детьми задание.

Следует отметить, что после проведённого занятия мы вместе с родителями обговариваем его ход, задания и упражнения, которые были использованы, уточняем, какие задачи были поставлены и с помощью чего они решались. Кроме того, родителям выдаются памятки для закрепления полученных знаний дома. Всё это также позволяет родителям повысить их грамотность в области, развивающей и коррекционной педагогики, побуждает в них интерес и желание учувствовать в воспитании и развитии своего ребёнка.

Для более эффективного сотрудничества с семьями воспитанников проводятся тематические консультации под общей рубрикой «Советы логопеда». В помощь родителям мы осветили такие темы как:

1. Зачем язычку делать зарядку?

2. Почему сначала звуки, а потом буквы?

3. Как руки язычку помогают?

4. Почему с ребенком нужно долго разговаривать?

5. Как сделать речь грамотной?

6. Поговорим о связной речи.

1. Речевая среда – что это?

2. С чего начинать обучение грамоте?

3. Зачем столько знать о звуках?

4. Что такое предшкольный возраст?

5. Скоро в школу… (формирование в семье предпосылок учебной деятельности).

6. Игровые приёмы развития речевого дыхания.

1. Могу, но не хочу (как воспитать у ребенка желание читать).

2. Литературное развитие дошкольников.

В рубрике «Домашняя игротека» помещается следующий материал:

1. Игры на кухне.

2. В свободную минутку.

3. По дороге из детского сада и др.

Наряду с тематическими консультациями я готовлю памятки для родителей, в которых в сжатой форме отражается содержание основных консультаций учителя- логопеда. Среди них можно отметить такие, как «Для чего нужна артикуляционная гимнастика», «Фонематический слух основа правильной речи», «Рассказываем стихи руками» и др. Памятки распространяются на родительских собраниях.

Для обучения родителей совместным формам деятельности с детьми, носящих коррекционную направленность (различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, развитие связной речи, формирование правильного звукопроизношения, проводятся родительские тренинги, выставки речевых игр и пособий. На одной из родительских встреч мы провели выставку пособий на развитие фонематического слуха. Родители, представляя своё творение, рассказывали присутствующим, как изготовить интересные игры из подручного материала в домашних условиях. Данные формы взаимодействия способствуют повышению заинтересованности родителей и обеспечивают более высокий уровень педагогической культуры родителей в области развития речи детей.

Следует отметить эффективность использования такой формы работы как информация на стенде. Её можно увидеть в групповой раздевалке, в холле детского сада. В этой информации присутствует логопедическая направленность, где отражаются вопросы профилактики речевых нарушений детей.

Кроме того, сейчас мы создаём в детском саду «Библиотеку для родителей», которая помогает повысить уровень знаний по вопросам детской педагогики, психологии и логопедии. Мы накапливаем материал, который родители могут взять домой. Это прежде всего литература, как художественная, так и методическая, а также дидактические игры, ориентированные на развитие речи.

Полноценная реализация большого количества потенциальных возможностей семьи в вопросах воспитания и развития речи детей, профилактики речевых нарушений зависит от взаимодействия её членов с учителем- логопедом дошкольного образовательного учреждения. При налаживании доверительных отношений, активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.

1. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004 г.

2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2010 г.

3. Поваляева М. А. Справочник логопеда.: «Феникс», Ростов-на-Дону, 2002 г.

Мини-музей «Буквы», как форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях логопедической группы детского сада. “Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье”. В. А. Сухомлинский На определенном.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: “Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ОНР «Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами дошкольного образовательного учреждения в работе с дошкольниками с общим недоразвитием.

Работа с родителями учителя-логопеда Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями, как одно из.

Сообщение «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Сообщение на тему: «Взаимодействие учителя- логопеда с воспитателем в коррекционно-образовательном процессе» Елена Караганова От слаженности.

Взаимодействие инструктора по физической культуре, учителя-логопеда и музыкального руководителя в ДОУ Давно известно, что у детей с нарушением речи наблюдается отставание психомоторного развития по различным параметрам: 1. По развитию физических.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов Количество детей нуждающихся в логопедической помощи,велико. Для эффективного устранения какого- либо нарушения в развитии ребенка требуется.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в формировании правильной речи дошкольников Развитие речи дошкольников – необходимое условие для личностного развития ребенка. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности.

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС до Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в условиях ФГОС ДО. Закон РФ «Об образовании» вводит федеральный государственный стандарт дошкольного.

Ссылка на основную публикацию