Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы

Текст “Рабочая программа учителя – логопеда ОВЗ 7 класс”

2. Коррекционный компонент

Раздел учителя-логопеда

Пояснительная записка

Основная задача логопеда общеобразовательной школы – предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной речи. Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение, тем выше будет его результат.

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению общеобразовательном учреждении. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что для группы детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи, так и для группы детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо:

  • сформировать полноценные фонематические процессы;
  • сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
  • сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

Эти задачи составляют основное содержание коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Что касается детей с общим недоразвитием речи, то данное содержание составляет лишь первый этап коррекционно-развивающего обучения: Таким образом, общее содержание и последовательность коррекционно-развивающего обучения детей с ФФН и первого этапа коррекционной работы детей с НВ ОНР, ОНР могут быть примерно одинаковыми. Вместе с тем, количество занятий по каждой теме определяется составом конкретной группы. Принципиальное различие при планировании логопедических занятий будет заключаться в подборе речевого материала, соответствующего общему развитию ребенка и структуре дефекта.

Коррекционное обучение делится на 3 этапа (таблица 1). Вся работа учителя-логопеда имеет целью не повторение изученного в классе, а восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а это значит, что в процессе логопедических занятий формируются полноценные предпосылки к обучению родному языку; именно это и составляет суть логопедической работы.

Специфика логопедических приемов и методов создается за счет особой подачи и формы коррекционных заданий, цель которых не дублирование классных заданий, а активизация речевой и умственной деятельности обучающихся.

Специфика организации и проведения логопедических занятий заключается в том, что формирование полноценной речевой деятельности (в качестве основной предпосылки продуктивного обучения) тесно увязывается с развитием у детей с ОНР ряда психологических особенностей – внимания к языковым явлениям, слуховой и зрительной памяти, контрольных действий, способности к переключению.

Учитывая психологические особенности детей, основным методом обучения является метод игровых ситуаций, предусматривающий активное использование познавательных дидактических игр.

Тематическое планирование работы по преодолению нарушений письма, обусловленных НВ ОНР у учащихся 7 класса

64 часов

Аграмматическая дисграфия проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Является составной частью единого симптомокомплекса лексико-грамматического недоразвития речи. Чаще всего отмечается у детей с ОНР разной степени выраженности. Программа рассчитана на 64 часов из расчета 2 раза в неделю и охватывает следующие уровни: слово, предложение, текст.

Задачи коррекционного обучения:

1. Установление логических и языковых связей между предложениями;

2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);

3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);

4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;

5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);

6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;

7. Обучение конструированию сложного предложения.

Данный раздел программы рекомендован для работы с детьми с ОНР. Программа может быть использована для коррекции нарушений письма на фоне несформированности речевых и языковых средств.

К концу обучения дети должны знать:

— признаки родственных слов (близость значения, наличие общей части — корня);

— состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

— правописание суффиксов и приставок;

— как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

— главные и второстепенные члены предложения;

— сложное предложение и его состав; виды связи в сложном предложении;

— виды связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения дети должны уметь;

— распознавать части речи и их основные признаки;

— изменять слова по числам, родам и падежам;

— определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

— производить разбор слова по составу;

— различать понятия словоизменение и словообразование;

— выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

— устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

— устанавливать связи между частями сложного предложения;

— составлять и анализировать сложное предложение.

Тематическое планирование

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [98]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочая программа по логопедии на 2017-2018 учебный год для учащихся 1-7 классов

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат VIII вида №71»

Зам. директора по УВР Директор

«___»_________________2017 г. «___»_________________2017 г.

НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

для учащихся 1-7 классов

1. Пояснительная записка 3

2. Организация и проведение логопедических занятий 12

3. Контакт логопеда с учителями и другими специалистами 13

5. Учебный план 14

6. Календарно-тематическое планирование 18

7. Литература 37

Пояснительная записка к программе

для специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа логопедической коррекции составлена с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 1-2 классах-3часа в неделю, в 3 классе отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 часа в неделю.

Развитие речи обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.

Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Целью данной программы является разработка последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью. Они устраняются с большим трудом, сохраняются вплоть до старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Логопедическая работа ведется в течение 7 лет обучения.

В связи с этим коррекционная логопедическая работа распределяется на 3 этапа:

1. Работа над звуковой стороной речи.

2. Работа над грамматическим и лексическим строем речи на уровне слова и предложения.

3. Формирование устной и письменной связной речи (пересказы разных видов, составление рассказов, написание изложений).

Программа состоит из следующих разделов:

коррекция звукопроизношения; коррекция фонематических процессов; коррекционная работа на лексическом уровне; коррекционная работа на синтаксическом уровне; совершенствование связной речи;

Коррекция звукопроизношения проводится в 1 классе и состоит

из предварительного этапа, задачей которого является подготовить учащихся к овладению звуковой стороной речи, и этапа постановки звуков, на котором отрабатываются произносительные навыки и слухопроизносительные дифференцировки гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Коррекционная работа на фонематическом уровне продолжается во 2-3 классах. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных, а также устранение оптической дисграфии.

Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 3-5 классах и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Ударение», «Слова-предметы»,

На преодоление аграмматической дислексии и дисграфии направлена работа, проводимая в 3 классе: «Согласование слов в числе», «Согласование слов в роде»; «Словосочетания, образованные по способу управления» (4 класс), «Безударные гласные в корне слова» (5 класс), «Словосочетания и предложения, образованные по способу управления» (6 класс).

Раздел «Совершенствование связной речи» предполагает работу над текстом (5 класс), все виды пересказа (6 класс), составление рассказов и сочинений (7 класс).

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 99 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в первом классе является помощь в овладении навыками чтения и письма, так как они составляют необходимую предпосылку и важнейшее условие усвоения школьной программы умственно отсталым ребенком, его социальной адаптации.

Вторая задача – развитие устной речи учащихся путем пополнения и активизации словарного запаса.

Третья задача – коррекция нарушений познавательной деятельности.

Начинается работа с формирования первоначальных представлений о слове и предложении. Детям с системным нарушением речи легче всего выделить из речи «слово» как самостоятельную единицу путем сопоставления настоящего предмета и его названия (слова). Затем слова объединяются в предложения. К тому же при анализе слова легче можно выделить звук.

При развитии фонематического слуха большое значение отводится обучению звуковому анализу (выделению из слова отдельных звуков и установлению их последовательности), так как этот навык является определяющим при овладении письмом и чтением. Подобная работа проводится и при слоговом анализе и синтезе.

Первоклассники осваивают понятия гласных и согласных звуков, учатся правильно их произносить и различать их в слове; выделять мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные звуки. Учащиеся получают основы фонематического принципа написания слов: соотнесения звука и буквы, обозначение мягкости/твердости согласных на письме буквами.

Зачем людям речь. Знакомство с органами речи.

Предварительный этап. Развитие ручной моторики, развитие ритма, развитие дыхания, развитие артикуляционной моторики, развитие слухового восприятия и внимания.

Формирование первичных представлений о слове и предложении. Понятие о слове. Слово и предмет. Предложение.

Развитие фонематического анализа и синтеза. Формирование представлений о звуках. Дифференциация звуков по высоте, тембру, громкости. Определение количества и последовательности звуков. Различение слов, сходных по звуковому составу. Гласные и согласные звуки. Выделение первого звука в слове, последнего звука в слове. Определение местоположения звука в слове.

Развитие слогового анализа и синтеза. Деление слов на слоги и составление слов из слогов. Подсчет количества звуков в слогах и количества слогов в слове. Порядок слогов в слове. Слогообразующая роль гласного.

Итог работы – программа дальнейшей логопедической коррекции.

Определить звуки по беззвучной артикуляции. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах.

Программа рассчитана на групповые и индивидуальные занятия.

Использование наглядных пособий:

Буквы и их символы. Слоги. Схемы слов для звукового анализа. Слоговые схемы слов. Конструктор «Развитие». Кассы букв и слогов.

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий во втором классе является дальнейшая помощь в овладении навыками чтения и письма. Повторение изученного в 1 классе:

    развитие анализа структуры предложения; развитие слогового анализа и синтеза; развитие фонематического анализа и синтеза;

Дифференциация звонких и глухих согласных.

Дифференциация звуков В-Ф в слогах, словах, предложениях и тексте. Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков П-Б в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков К-Г в слогах, словах, предложениях и тексте.

Дифференциация звуков Т-Д в слогах, словах, предложениях и тексте.

Оглушение звонких согласных.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака. Обозначение мягкости согласных посредством гласных второго ряда.

Проводится работа по предупреждению оптической дисграфии.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, логопедический утренник.

Определить звуки по беззвучной артикуляции. Повторение, записывание слогов, с одинаковыми гласными, с разными согласными. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия. Игра в лото. Сравнение образца буквы с наложенным и зашумленным изображением. Отличать правильное изображение буквы на карточке от зеркального. Диктанты. Вставка пропущенных букв в словах. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

1. Образцы букв с наложенным и зашумленным изображением.

Правильное изображение буквы на карточке и зеркальное. Схемы слов для звукового анализа. Слоговые схемы слов. Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.

(рабочая программа рассчитана на 4 ч. в неделю, 136 ч. в учебный год)

Формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.

Читайте также:  Логопедическое занятие по закреплению артикуляции звука (ц) для детей с ОНР 3 ур.

В разделе лексики и морфологии дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называния частей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т. д.).

Повторение изученного во 2 классе:

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Непарные твердые (ж, ш, ц, ) и мягкие (ч, щ, й) согласные.

Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Дифференциация звуков Л-ЛЬ, Н-НЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Р-РЬ в конце и в середине слова.

Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях, в тексте.

Разделительный мягкий знак.

Слова-предметы, слова-признаки, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, слова-действия, согласование существительных с глаголами в роде и числе.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:

Повторение слоговых рядов, записывание слогов на двух строчках. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим. Определить место звука в словах. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова. Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия, подобрать соответствующую картинку. Игра в лото. Диктанты. Вставка пропущенных букв в тексте. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы. Предметные картинки по темам. Разделительный мягкий знак – слоговые таблицы.

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в четвертом классе является продолжение работы по развитию грамматического строя речи.

Во-вторых, продолжается работа по расширению и активизации словаря.

Третьей задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.

При развитии фонематического слуха упражняются в умении различать твердые/мягкие согласные.

В разделе лексики и морфологии продолжается работа со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Учащиеся получают представления о связи слов в предложении, об изменении слов по числам, падежам.

В четвертом классе начинается этап формирования грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. Вводится понятие приставки, обращается внимание на написание наиболее часто употребляемых из них. Вводится понятие «предлог» и проводится дифференциация приставок и предлогов на практическом материале.

Повторение изученного во 2- 3 классах:

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

Разделительный мягкий знак.

Предлоги простые и сложные: НА, ПОД, В, ЗА, К, ОТ, ПО, ИЗ, С, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ.

Предметы, действия, признаки. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа, в различных косвенных падежах, согласование и управление.

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов. Приемы работы:

Диктанты. Вставка пропущенных предлогов в тексте. Дополнение предложений пропущенным словом в нужном роде, числе, падеже. Распространение предложений.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Схемы предлогов. Сюжетные картинки к теме «Предлоги». Карточки для индивидуальной работы по теме «Суффиксы», «Приставки».

(рабочая программа рассчитана на 3 ч. в неделю, 102 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в пятом классе является формирование грамотного письма на основе морфологического принципа русской орфографии. В этом разделе дается понятие однокоренных и родственных слов, а также морфологический состав слова. Особое внимание уделяется правописанию безударных гласных в корне слова.

Во-вторых, продолжается работа по активизации словаря. В плане лексической работы проводится знакомство с антонимами, синонимами, упражнение в их дифференциации. Со словами каждой лексической группы составляются предложения, уточняется их смысловое значение.

Третья задача – развитие грамматического строя речи. Учащиеся закрепляют знания о связи слов в предложении, учатся изменять слова по числам, падежам и родам, усваивают различные способы словообразования.

Четвертой задачей остается коррекция нарушений познавательной деятельности.

Повторение изученного в 4 классе:

Образование слов с помощью суффиксов и приставок.

Однокоренные и родственные слова. Выделение в группе родственных слов главного слова. Исключение «лишнего» слова из группы родственных слов. Группировка родственных слов. Образование родственных слов по данному образцу.

Безударные гласные в корне слова. Правописание слов с корнями:

– ВОД-, – ЛЕС-, – ЛИС-, – МЕР-, – МИР-, – СЕД-, – СИД-, – ПЕ-, – ПИ-, – ВЕ-,

-ВИ-, – ЛЕЗ-, – ЛИЗ-, – ПЕШ-, – ПИШ-, и т. д.

Однозначные и многозначные слова.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов, грамматических заданий.

Диктанты. Вставка пропущенных букв в корне слов. Замена слова синонимом.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

Карточки с родственными словами. Сюжетные картинки к теме «Предлоги». Карточки для индивидуальной работы по теме «Безударные гласные в корне слова» Предметные картинки по темам: «Антонимы», «Синонимы», «Многозначные слова».

(рабочая программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.

Повторение раздела грамматики и синтаксиса. Предложения и словосочетания (согласование и управление).

Пересказы. Пересказ по вопросам, по опорным словам и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.

Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение грамматических заданий.

Распространение предложений. Составление сложных предложений из простых. Разделение сложных предложений на простые. Диктанты.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

2. Предметные картинки.

3. Репродукции картин.

(рабочая программа рассчитана на 2 ч. в неделю, 68 ч. в учебный год)

Основной задачей логопедических занятий в седьмом классе является продолжение работы по формированию устной и письменной монологической речи. После освоения различных видов пересказа переходят к составлению собственных рассказов. В планировании даны примерные названия и темы рассказов, так как этот материал может подбираться логопедом исходя из конкретных особенностей, уровня развития и интересов детей данного класса.

Составление рассказа по данным вопросам, по серии картинок.

Составление рассказа по сюжетным картинкам и готовому плану. Самостоятельное составление плана к рассказу по сюжетной картинке и составление рассказа по нему.

Составление рассказа на заданную тему по опорным словам.

Составление рассказа-описания на заданную тему.

Рабочая программа по логопедии в коррекционной школе VIII вида 5 класс.

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 16 г. Шахты
346504 г.Шахты, Тел.8(8636) 22-59-39; 22-61-47 Ростовской области,Факс:8 (8636) 22-59-39 пер.Тюменский,72 E-mail: [email protected]
ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ VIII ВИДА
Составила: учитель-логопед Коршенко С.Б.
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 5 классе отводится 3 часа в неделю. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь.Целью данной программы является разработка последовательной, поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности. Программа состоит из следующих разделов: 1) коррекция звукопроизношения;2) коррекция фонематических процессов; 3) коррекционная работа на лексическом уровне;4) коррекционная работа на синтаксическом уровне; 5) развитие связной речи.
Коррекционная работа на лексическом уровне проводится в 5 классе и направлена на коррекцию аграмматической дислексии и дисграфии и включает такие темы как «Предложение», «Формирование навыков морфемного анализа и синтеза слов», «Употребление имён существительных в разных падежах», «Предлоги», «Работа с текстом».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
5 класс
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования, -выполнять морфемный анализ и синтез слов, -выделять родственные слова из текста.
ЛИТЕРАТУРА
1.Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах. Москва, ВЛАДОС,1998г
2.Садовникова.И.Н. «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников». Москва, ВЛАДОС, 1997г.
3.Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений». Москва, АРКТИ, 1999г.
4.Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей». Москва, Просвещение, 1987г.
5.Филичева Т. Б., Чевелева Н.А. «Логопедическая работа в специальном детском саду». Москва, Просвещение, 1987г.
6.Е.В. Мазанова. «Коррекция аграмматической дисграфии». Москва, Издательство ГНОМ, 2012г.
7.С.Ю. Ильина. «Формирование текстовой деятельности учащихся 5-9 классов с интеллектуальным недоразвитием». Санкт-Петербург,Издательство «КАРО»,2006г.

ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 5 КЛАСС

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА ЛЕКСИЧЕСКОМ УРОВНЕ, ВОСПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.
1.Обследование учащихся.
2.Повторение изученного во 2-4 классах:
-развитие языкового анализа и синтеза,
-формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем),
-устранение оптической дислексии и дисграфии,
-устранение семантической дислексии.
3.Практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления, образование имен существительных и прилагательных, дифференциация глаголов, противоположных по значению.
4.Практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления. Приставки В, ВЫ, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПРИ, ПЕРЕ, У, ПО, ДО, ОТ.
5.Предлоги. Согласование предлогов с именами существительными в косвенных падежах.
6.Понятие о родственных словах. Корень слов. Образование родственных слов. Образование сложных слов. Морфемный анализ и синтез слов различной структуры.
7.Подведение итога – написание диктанта, тестовые задания, выполнение грамматического задания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5 КЛАССА
Работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств языка ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты…) в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных синтаксических конструкций. На каждом занятии проводится работа по формированию навыка чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ДЛЯ 5 КЛАССА
( 3часа занятий в неделю, 105 занятий в год)
№п/п Тема Кол-часовДата
1 четверть (27зан.)
Обследование учащихся.
1. Обследование звукопроизношения и фонематических процессов. 1 2. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. 1 3. Обследование связной речи. 1 4. Обследование чтения. 1 5. Обследование письма. 1
Повторение. Развитие анализа структуры предложения.
1. Предложение. 1 2. Главные члены предложения. 1 3. Второстепенные члены предложения. 1 4. Виды предложений по интонации. 1 Звуки и буквы. Развитие слогового анализа и синтеза.
1. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков. 1 2. Алфавит. Порядок букв в русской азбуке. 1 3. Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. 2 4. Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных по звонкости-глухости. 2 5. Ударение. Ударные и безударные гласные. 2 Состав слова. Развитие навыков словообразования.
1. Родственные слова. 2 2. Корень слова. 2 3. Приставка. 3 4. Суффикс. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов. 3 2 четверть ( 21зан.)
1. Повторение. Закрепление навыков словообразования. 2 2. Морфологический состав слова. 2 3. Однокоренные слова. Безударные гласные «о», «а» в корне слова. 1 4. Однокоренные слова. Безударные гласные «и», «е» в корне слова. 1 5. Приставка и предлог. Дифференциация предлогов и приставок. 2 Развитие навыков словоизменения.
1. Заглавная буква в именах собственных. 1 2. Практическое употребление существительных в форме единственного и множественного числа. 2 3. Практическое употребление существительных разного рода. 2 4. Употребление существительных в косвенных падежах. 6 5. Тестовые задания по закреплению навыков словообразования. 2 3 четверть (30зан.)
1. Повторение. Закрепление навыков словообразования. 2 Развитие навыков согласования слов.
1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. 2 2. Согласование существительных с прилагательными в падеже. 6 3. Согласование существительного с глаголом в числе. 2 4. Согласование существительного с глаголом в роде. 2 5. Употребление глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени. Дифференциация глаголов, противоположных по значению. 2 6. Согласование глагола с существительным во времени. 4 7. Предлоги. Согласование предлога с существительным. 4 8. Окончания имён существительных 1,2 и 3-го склонения в родительном падеже. 1 9. Окончания имён существительных 1,2 и 3-го склонения в дательном падеже. 1 10. Окончания имён существительных 1,2 и 3-го склонения в предложном падеже. 1 11. Работа с деформированным текстом по изученному материалу. 1 12. Диктант. Работа над ошибками. 2 4 четверть (27зан.) 1. Повторение. Закрепление навыков согласования слов. 1
Предложение. Текст. Развитие связной речи. 1. Речь. Функции речи. Устная и письменная речь. 1 2. Диалогическая, монологическая речь. 2 3. Предложение. Виды связи в предложениях. 1 4. Состав предложения. 2 5. Распространенные и нераспространённые предложения. 2 6. Однородные члены предложения. 2 7. Знакомство с понятием: текст. Дифференциация понятий: предложение – текст. 2 8. Тема текста. 2 9. Основная мысль текста. 2 10. Связь предложений в тексте. 2 11. Тренировочные упражнения по формированию текстовой деятельности. 2 12. Диктант. Работа над ошибками. 2 13. Повторение изученного материала. 1 14. Итоговое обследование речи обучающихся. 3

  • Rabochaya_programma_po_logopedii_korrekcionnoy_shkoly_VIII_vida_5_klass_1421047805_69849
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 10

Федеральный
институт
развития
образования

  • Главная /
  • Образование /
  • ФГОС и проф. стандарты /
  • Комплексные образовательные программы дошкольного образования /
  • Программа Н.В. Нищевой

Программа Н.В. Нищевой

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной и компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую Закону Российской Федерации «Об образовании» и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программе представлены рекомендации по организации режима дня, построению предметно-пространственной развивающей среды; выстроены система коррекционной и образовательной работы в каждой из пяти образовательных областей для каждой из возрастных групп, предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей. Методический комплект к программе включает в себя необходимые для работы пособия, наглядный дидактический материал, рабочие тетради.

Рекомендована педагогам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2018. – 240 с
Рецензия ФГБОУ ВО «УдГУ», протокол № 6 от 27.06.2019 г. заседания Учебно-методической Комиссии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ»
  • Содержание
  • Пояснительная записка
  • Отзывы

Содержание

  1. Целевойраздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи программы. Педагогические принципы построения программы

  • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия
  • Взаимодействие с семьями воспитанников
  • Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
  • Двуязычные дети в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

1.3. Целевые ориентиры, планируемые результаты освоения программы

1.4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР)

  1. Содержательныйраздел
Читайте также:  Использование ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда

2.1. Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

2.2. Содержание образовательных областей программы. Коррекционная, образовательная, игровая, досуговая деятельность

  • Образовательная область «Речевое развитие»
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
  • Образовательная область «Физическое развитие»

2.3. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности

2.4. Рекомендуемые дидактические материалы. Примерный перечень игр, игровых упражнений, иллюстративного материала, литературных и музыкальных произведений

2.5. Культурно-досуговая деятельность

  1. Организационныйраздел.

3.1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

3.2. Система коррекционной и образовательной деятельности

3.3. Распорядок дня, организация режимных моментов

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды. Игровое оборудование

3.5. Рекомендации по написанию части основной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений

3.6. Методический комплект к программе

3.7. Специальная и методическая литература

Пояснительная записка

«Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» является инновационным программным документом для дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Первое издание Программы, вышедшее в свет в 2007 году, было первой попыткой в истории отечественной коррекционной дошкольной педагогики создания комплексной программы, объединяющей действия педагогов, детей с тяжелыми нарушениями речи с трех до семи лет и их родителей.

Программа содержит описание задач и содержания работы во всех пяти образовательных областях для всех педагогов, работающих в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО, и учитывает возрастные и психологические особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи), из возможности и потребности. В программу включены тематическое планирование работы специалистов, примерный перечень игр, игровых и развивающих упражнений, содержание культурно-досуговой деятельности для каждой из возрастных групп в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.

В Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом. В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в методический комплект Программы включены альбомы для проведения диагностики педагогического процесса во всех возрастных группах, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

В приложении к Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционно-развивающей работы во всех возрастных группах, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.

Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.

Впервые в практике отечественной коррекционной педагогики к Программе разработан полный методический комплект, включающий в себя все необходимые педагогам методические пособия, наглядно-дидактический материал, дидактические настольно-печатные игры; картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой, мимической, дыхательной, артикуляционной гимнастики; методические материалы для родителей, рабочие тетради.

В работе над образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальное развитие) принимала участие музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, отличник общего образования Гавришева Л. Б.; в работе над образовательной областью «Физическое развитие» принимала участие руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории, аспирант СПб НИИ ФК Кириллова Ю. А., пособия которой включены в методический комплект к Программе.

Также в методический комплект включена программа Н. В. Дубровской «Цвет творчества» (СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011).

В 2006 году Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи в первой редакции была рассмотрена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербург) и рекомендована к использованию в образовательных учреждениях.

В 2012 году Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи во второй редакции была рассмотрена Экспертным научно-методическим советом Академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург) и допущена к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

С 2014 года по настоящее время Программа в третьей редакции, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлена на официальном сайте Федерального института развития образования в разделе «Навигатор программ».

На протяжении последних десяти лет Программа использовалась учителями-логопедами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы и Московской области, Ярославля, Брянска, Кирова, Тулы, Рязани, Нижнего Новгорода и Нижегородской области, Казани и Республики Татарстан, Ижевска, Глазова и республики Удмуртия; Мурманска, Сыктывкара и Республики Коми; Челябинска, Озёрска и Челябинской области; Екатеринбурга, Свердловской и Тюменской областей; Новосибирска и Новосибирской области, Надыма, Сургута, Нового Уренгоя, Великого Новгорода и Новгородской области, Пскова и Псковской области, Волгограда и Волгоградской области, Красноярска и Красноярского края, Кургана, Краснодара и Краснодарского края. В настоящее время Программу осваивают учителя-логопеды Крыма. В этих регионах автором неоднократно проводились семинары для учителей-логопедов и других специалистов, работающих по Программе.

Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах комбинированной и компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.

Программа рассчитана на пребывание ребенка в логопедической группе с трехлетнего, четырехлетнего, пятилетнего или шестилетнего возраста. Она создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Программа для каждой возрастной группы является самостоятельным документом, то есть обучение ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР) может осуществляться, начиная с трех, четырех, пяти или шести лет.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Конспекты игровых коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда и воспитателя приведены в сборниках, входящих в методический комплект Программы

Отзывы

Целостность программы обеспечивается включением основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других). Разделы программы тематически и методически насыщены, включают в себя все виды деятельности дошкольников в соответствии с возрастом, особое внимание уделено организации предметно-развивающей среды.

Интерес представляет и идея автора в проведении интегрированных коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи, которые проводятся большим количеством взрослых (учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом, музыкальным руководителем и др.), что позволяет всем участникам образовательного процесса объединить свои усилия в создании условий для развития ребёнка, имеющего нарушения речи.

Кандидат педагогических наук доцент, заведующий кафедрой дошкольного, дополнительного, специального и инклюзивного образования Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования» Хабарова Татьяна Валерьяновна

Структура и содержание программы согласуются с требованиями, предъявляемыми к задачам и содержанию общеобразовательных программ. Программа построена логично, с учетом особенностей детей дошкольного возраста, специфики психического развития детей с общим недоразвитием речи, а также требований, предъявляемых к уровню знаний и умений детей, поступающих в школу.

Особую ценность представляет подробно описанный автором системный подход при коррекции общего недоразвития речи и пути его реализации объединенными усилиями всех субъектов коррекционно-развивающего процесса — учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Представленная в программе система работы позволяет не только осуществлять коррекционное воздействие на речевую функцию воспитанников, способствовать совершенствованию коммуникативных умений и навыков детей, но также дает возможность воздействовать на их физическое развитие, формировать базовые основы культуры личности, развивать интеллектуально-волевые качества и психические процессы.

Так как программа гармонично и построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития, она естественным образом включается в жизнь ребенка-дошкольника, охватывает все сферы его деятельности.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории, педагог-психолог высшей квалификационной категории, кандидат психологических наук, Коноваленко С. В., г. Москва

Основным достоинством программы мы считаем взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей.
Данная программа помогает нам, практическим работникам дошкольных образовательных учреждений осуществлять комплексный подход и тесную взаимосвязь всех специалистов педагогического и медицинского персонала ДОУ в коррекционно-развивающей работе.

В основе программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации в каждой возрастной группе. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знаний и умения и обеспечивает поступательное развитие, что приводит к высоким результатам коррекционно-развивающей работы в группах для детей с общим недоразвитием речи.

Программа и методический комплект к ней широко используются в практике работы дошкольных образовательных учреждений г. Сыктывкара и Республики Коми, востребованы практиками, помогают достигать высоких результатов в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в современных условиях ДОУ.

Аннотация: Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при наличии единства требований, предъявляемых воспитателем и учителем-логопедом. С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ.

Отличительной особенностью воспитательного процесса с детьми, имеющими речевые нарушения, является то, что кроме обучающих, развивающих, воспитательных, перед педагогом стоят и коррекционные задачи. Воспитатель активно участвует в устранении речевого дефекта у дошкольников. Поэтому выбор методов и средств взаимодействия с воспитанниками этой категории имеет важное значение в их обучении и воспитании.

Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Последовательное освоение дошкольником всех компонентов речи без ускорения этого процесса станет в дальнейшем залогом его успешного обучения в школе. При этом эффективность работы по развитию речи детей напрямую зависит от умения учителя-логопеда и воспитателя грамотно ее планировать.

С учетом этого особого внимания заслуживает создание системы взаимодействия специалистов ДОУ. Процесс взаимодействия в условиях современного ДОУ должен быть отлажен как по форме (наличие партнерского отношения, понимания интересов и профессиональных задач сторон), так и по содержанию (создание совместных программ для оптимизации развития детей).

При разработке содержания деятельности в данном направлении учитывалось, что процесс взаимодействия должен быть основан на принципах партнерства, диалогичности, а также взаимодополняемости и преемственности. Поэтому в течении учебного года проводились встречи, в ходе которых воспитатели и учитель-логопед обменивались мнениями о формах и содержании совместной работы, процессе подготовки детей к школе.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования детей, а так — же программой коррекционной работы на учебный год, разъясняет цели, задачи и методы реализации программы, определяет сроки и продолжительность ее осуществления, проводит совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания коррекционно-развивающей работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.

Цель:

  • выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ

Задачи:

  • Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ.
  • Подобрать новые действенные и обменяться имеющимися формами взаимодействия в условиях специализированного ДОУ.
  • Разграничить зоны ответственности учителя-логопеда и воспитателей ДОУ в коррекционно-развивающей работе.
  • Отобрать программное обеспечение по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя c использованием ИКТ.

План работы:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при диагностике, определение объемов и сфер влияния, формы сотрудничества.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей при проведении коррекционно-развивающих мероприятий, формы сотрудничества.

Функционал учителя-логопеда и воспитателей.

Выстраивание взаимодействия с использованием информационно-компьютерных технологий.

Планируемый результат: подбор и разработка единых (вариативных) подходов по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателей ДОУ.

В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
  2. Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
  3. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
  4. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
  5. Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи.

Для удобства работы нами были разработаны:

  1. Перспективный план взаимодействия со специалистами.
  2. Тетради взаимосвязи с воспитателями групп компенсирующей направленности для организации коррекционно-развивающей работы во второй половине дня.
  3. Звуковой экран, в котором отображают этапы работы над звуками речи у каждого ребенка.

Совместная коррекционная работа в речевой группе предусматривает решение следующих задач:

  • логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов
  • воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки

Основные виды организации совместной деятельности логопеда и воспитателя

1. Совместное изучение содержания программы обучения и воспитания в специальном дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.

2. Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающее необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.

3. Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни.

4. Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его).

Читайте также:  Годовой план фронтальных занятий логопеда в подготовительной группе с ОНР

5. Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учителю-логопеду необходимо не только научить воспитателей, как работать с каждым ребенком, но и контролировать выполнение своих рекомендаций. Тетрадь взаимосвязи, куда учитель-логопед заносит свои задания, заполняется один раз в неделю.

Содержание работы раскрывается по трем разделам:

1. Логопедические пятиминутки.

2. Игры и упражнения.

3. Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме.

Логопедические пятиминутки могут быть использованы воспитателями в разных ситуациях и других видах деятельности. Пятиминутки должны быть достаточно короткими, не следует их превращать их в долгий процесс. Проводить их следует в игровой и занимательной форме на хорошем эмоциональном фоне. Пятиминутки должны соответствовать изучаемой на неделе лексической теме и способствовать развитию всех компонентов речи у детей. Учитель-логопед в свою очередь должен указать цели, задачи, которые преследуются при выполнении каждого задания, и дать подробное их описание.

Игры и упражнения, рекомендуемые учителем-логопедом, могут проводиться воспитателями во второй половине дня или использоваться во время динамических пауз.

Коррекционно-развивающая деятельность в индивидуальной форме проводится воспитателем, как в первой, так и во второй половине дня. Ежедневно воспитатель занимается с 2–3 детьми и проводит артикуляционную гимнастику, задания на автоматизацию и дифференциацию звуков, а также задания по тем разделам программы, которые дети усваивают с наибольшим трудом. Учитывая, что у педагогов есть картотеки игр, упражнений на развитие зрительного и слухового внимания (памяти), мелкой моторики, упражнений на развитие координации речи с движением и каждая карточка в картотеке имеет свой номер, логопеду достаточно указать номер карточки. Это облегчает учителю-логопеду написание ежедневных заданий для воспитателей.

Учитель-логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая непосредственно-образовательную деятельность, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Такие посещения показывают учителю-логопеду полную картину коррекционно-развивающей работы, расширяет их представление о коррекционной работе, они овладевают приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист.

Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Взаимодействие логопеда с воспитателем с использованием ИКТ

  • проведение воспитателем логопедической группы в режимные моменты и на логопедическом часе во второй половине дня по рекомендации логопеда пальчиковых игр с детьми, дыхательных упражнений с использованием компьютера
  • использование определенного видеоряда (например, картинный материал по лексическим темам) для демонстрации на комплексных занятиях, проводимых совместно воспитателем и логопедом логопедической группы, а также для закрепления воспитателем учебного материала на его занятиях и в режимные моменты во второй половине дня
  • использование различных логопедических игр, упражнений на индивидуальных занятиях воспитателя по заданию логопеда.

Логопедические занятия с применением компьютерных программ и технологий проводятся с соблюдением норм СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 минут) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, его нервной системы)
  • проведение гигиенической гимнастики для глаз, во время работы периодически переводим взгляд ребенка с монитора каждые 1,5 — 2 минуты на несколько секунд
  • включение в логопедические занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

В конце учебного года проводятся заключительные встречи воспитателей и учителя –логопеда, в оде которых обсуждается трудности в организации совместной коррекционно-воспитательной работы, определяются результативность и перспективы деятельности, оценивается динамика развития детей.

Следует отметить, что организованное таким образом взаимодействие воспитателей учителя-логопеда позволило обеспечить положительную динамику речевого развития детей, что является одним из ключевых показателей готовности детей к обучению в школе.

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя

Штыба Олеся Анатольевна
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя

Федеральные государственные образовательные стандарты указывают на необходимость интегрирования образовательных областей, образовательного процесса в целом. Естественно, это необходимо и в коррекционно-развивающей работе. Применительно к коррекции речевых нарушений процесс интеграции предполагает создание предметно-развивающей среды, стимулирующей личностное и речевое развитие ребенка, профессиональный рост педагогов, их тесное взаимодействие с родителями, и непосредственно сам процесс коррекционно-развивающей деятельности. (Слайд 2)

В настоящее время почти в каждом ДОУ существуют логопункты или логопедические кабинеты. Прежде всего, это связано со снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Современное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребёнка и успешного обучения в школе. Большинство авторов (Р. Е. Левина, А. В. Ястребова и другие) связывают неуспеваемость по русскому языку школьников, прежде всего, с уровнем недоразвития речи.

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, отсутствием в нашем селе логопедических детских садов и логопедических групп, в наше дошкольное учреждение стали попадать дети с более тяжёлыми речевыми нарушениями.

Работа логопеда в образовательном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада.

Можно назвать несколько основных отличий: (Слайд 3)

1. Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре значительно отличается от работы логопеда речевой группы. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых группах.

2. В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 12 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются 20 человек, в течение года до 25;

3. В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми

заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия, с диагнозами ЗПР, УО, РДА и др.)

4. Логопед на логопункте работает по режиму, отличающемуся от режима речевой группы.

Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия на логопункте кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

5. Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия.

Логопед имеет право брать детей со всех видов деятельности. Брать детей с занятий логопеда нельзя.

Но необходимо помнить, что ребёнок должен посетить все занятия дошкольного учреждения. Из опыта работы я сделала вывод, что необходимо забирать ребёнка либо до занятия, либо ближе к концу, чтобы он успел усвоить и групповой материал.

(Слайд 4)Деятельность логопункта направлена на решение основных задач:

Выявление детей, имеющих речевые нарушения;

Коррекция речевых нарушений;

Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

профилактика возникновения речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

Привитие детям коммуникативных навыков;

Решение задач социального и речевого развития.

В условиях логопункта полностью реализовать данные задачи невозможно и совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, работа которого имеет большое значение в эффективности коррекционного процесса.

Таким образом, возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между логопедом и воспитателями той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия. В этом союзе логопед выступает как организатор и координатор коррекционной работы, именно он оказывает максимальную логопедическую помощь. А воспитатель, в свою очередь, ежедневно и достаточно продолжительно общаясь с детьми, знает их интересы и возможности, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Какие формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей существуют в наших дошкольных группах? (Слайд 5)

1. В первую очередь, это обмен диагностическими сведениями о воспитанниках дошкольной группы. Учитель-логопед проводит комплексное логопедическое обследование воспитанников старших возрастных групп и ознакамливает с его результатами воспитателя. А воспитатель проводит диагностику общего развития, сообщает учителю – логопеду результаты своих наблюдений за ребенком в различных видах деятельности; историю его раннего речевого развития и условия семейного воспитания.

Если эти нарушения выраженного характера, то этого ребенка выводим на ПМПк, где воспитатель представляет психолого-педагогическую характеристику на каждого ребенка с тяжелым нарушением речи (родители подписывают согласие на то, что они не против заполнения речевой карты и психолого-педагогической характеристики).

Затем проводится консилиум на базе ДОУ, который принимает решение прохождения районного ПМПК. Районное ПМПК, если считает необходимым, ставит клинический диагноз ребенку и статус ОВЗ.

На основе решения ПМПК логопед совместно с другими специалистами, с учетом особенностей ребенка, составляет программу индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.

В силу специфики работы ДОУ общеразвивающего вида воспитатели лишены специализированного коррекционного часа для работы с «трудными» детьми, и должны выкраивать в своей работе время или включать компоненты коррекционной помощи в общеобразовательный процесс своей группы, а также и для общения с логопедом. Поэтому по утрам встречаемся с воспитателями, и начинается обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.

Согласно Индивидуальной программе воспитатель берет задания из нее для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, оказывая, таким образом, коррекционную помощь логопеду по формированию разных сторон речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.

2. Считаю, одной из удачных форм является, тетрадь взаимодействия, из которой воспитатели могут брать задания для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексика – грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.

В своей практике я даю материал на повтор пройденного материала у логопеда, который подходит для всех детей группы по совершенствованию фонематического слуха, на отработку лексико – грамматических категорий, упражнения на развитие связной речи. Это даёт возможность воспитателю лишний раз выявить проблемы ребёнка и помочь в их преодолении.

3.Так же хотелось бы внести еще одну форму работы с детьми, у которых недостаточно развита мелкая моторика. Составлять с воспитателем индивидуальный план по развитию мелкой моторики, который воспитатель мог прорабатывать с ребенком во второй половине дня: занимался штриховкой, обведением фигур по контуру, вырезыванием, нейро упражнениями и. т. д… Также упражнения на развитие дыхательного и артикуляционного аппарата.

4. Воспитатель является активным помощником учителя-логопеда при налаживании эмоционального контакта с детьми. В начале года организовываются экскурсии в логопедический кабинет, с целью преодоления негативизма и популяризации работы учителя-логопеда.

5. Учитель-логопед подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями, а также учитывает требования программы обучения реализуемой в детском саду.

6.Воспитателям, чьи дети зачислены на занятия логопедического кабинета, предоставляется информация о результатах коррекционной работы на определённом этапе с целью профилактики речевых нарушений. В свою очередь воспитатели делятся с учителем-логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе.

7. Организации совместной деятельности и совершенствованию профессионального мастерства педагогов помогает использование разнообразных форм связи: личные контакты, практические семинары, открытые просмотры занятий.

8. Учитель-логопед принимает участие в общих досугах и развлечениях.

9. Я очень рада, что у нас в ДОУ важное внимание уделяется профилактической работе. Создаются уголки по речевому развитию. Основная цель этой работы – создание воспитателями такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.

Организация предметно-развивающей среды, а также повышенное внимание к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков составляют основное содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического направления.

Также с этой целью во всех группах у нас созданы коррекционные, сенсорно-речевые уголки с разнообразным материалом.

Имеются дидактические игры, предметные и сюжетные картинки. Представлен широкий выбор пособий по развитию мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в мешочках, трафареты, мозаики, различных размеров шары, суджоки, верёвочки, сухие бассейны и т. п.

Логопед должен отслеживать соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, давать рекомендации воспитателям по ее обогащению.

В ДОУ накоплен опыт применения воспитателями пальчиковой гимнастики, многие используют её как физминутку в занятиях.

Предметно – развивающая среда логопедического кабинета и групповых помещений достаточна мобильна, и позволяет воспитателю использовать в своей работе арсенал учителя-логопеда, а учитель-логопед, в свою очередь, использует дидактические материалы воспитателя в коррекционных целях.

Проводимая совместная работа воспитателей и логопеда показывает, что тесное сотрудничество в условиях ограниченного коррекционного воздействия на речь детей на логопункте общеразвивающего ДОУ, помогает в скорейшем решении задач коррекции речевых нарушений.

Необходимо, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, четко представляли цель своей деятельности, которая заключается, с одной стороны, в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, а с другой – в слаженном взаимодействии между собой.

(Слайд 6)Воспитателю группы, которую посещает ребёнок-логопат необходимо: постоянно следить за речью детей. Если звуки поставлены, требовать только правильных ответов, правильной артикуляции.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей: организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний, создавать ситуацию общения, формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи, привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове, проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти, привлекать внимание к интонационной стороне речи.

(Слайд 7)Воспитатель, не должен:

Торопить ребёнка с ответом.

Перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи.

Заставлять ребёнка произносить фразу, насыщенную ещё не поставленными у него звуками.

Давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить.

Выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью.

При исправлении и формировании звукопроизношения работа воспитателя и работа логопеда различается по организации, методическим приёмам, по продолжительности. Основное отличие: логопед исправляет нарушения речи, а воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта.

Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон – именно эти качества необходимы воспитателю при работе с детьми с речевыми нарушениями.

Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему и стремится наш коллектив. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению. (Слайд

Ссылка на основную публикацию