Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов коррекционной школы

Программа логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.
рабочая программа по теме

Данная программа расчитана для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Представленная программа включает в себя: пояснительную записку, в которой определены актуальность и необходимость разработки и введения данной программы; обозначены принципы, цели и задачи программы; указываются форма, блоки, методы, технологии и ожидаемые результаты; календарно-тематическое планирование. Программа прошла экспертизу в Институте развития образования Сахалинской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_logopedicheskoy_korrektsii_7klass.docx82.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Сахалинской области «Специальная (коррекционная) школа-интернат №1 для детей с ограниченными возможностями здоровья»

от « 2 » ноября 2011 г.

Директор ГКОУ СКШИ №1

логопедической коррекции для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

1.1. Цели и задачи программы ………………………………………………….. 5

1.2. Блоки логопедической коррекции …………………………. …………… . 7

1.3. Критерии эффективности программы ……………………………………10

1.4. Требования к уровню подготовки обучающихся ………………………. 11

4. Календарно-тематическое планирование логопедических занятий ……. 17

5. Литература…………………………………………………………………… 31 Пояснительная записка

Программа определяет содержание логопедической коррекции обучающихся 7 класса специальной (коррекционной) образовательной школы, имеющих системное недоразвитие речи, испытывающих трудности при изучении русского языка (овладении письменной и устной речью).

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством обучения.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии ребенка. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у детей, обучающихся по программам специальной (коррекционной) школы VIII вида, способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

В учебный план коррекционной школы для детей с нарушениями интеллектуального развития вводятся логопедические занятия с 1 по 7 классы. В 1-6 классах нами реализуется Программа логопедической коррекции для 1-6 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида (автор Стрельникова Н.В.). Программа логопедической коррекции для 7 класса не разработана, поэтому возникла необходимость создания программы, обеспечивающей реализацию учебного плана по логопедии в 7 классе.

В процессе разработки программы были проанализированы программы, размещенные в интернете. Так, изучив программу логопедической коррекции для 0-7 класса Бейской специальной (коррекционной) школы–интерната (автор Рузина А.И., учитель-логопед), размещенную на сайте www.school19147.ru , пришла к выводу, что данный автор использует в своей работе программу Стрельниковой Н.В., но при этом содержание материала 6 класса повторяется и в 7 классе. Учитель-логопед Ашапской коррекционной школы-интерната VIII вида (автор Шарлаимова Л.П., ( www.mkuashap.narod.ru ) предлагает свою программу с 1 по 7 класс. Однако, данная программа не соответствует требованиям, предъявляемым к структуре учебных программ, в ней не выделены основные блоки коррекционной работы, не определены критерии оценки результатов и эффективности освоения программы.

Работа по исправлению речевых нарушений у детей, обучающихся по программам для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида должна строиться с учетом степени проявления речевого дефекта обучающихся, возрастных и индивидуальных особенностей, программы по русскому языку. Поэтому особенностью программы логопедической коррекции, представленной здесь, является её построение по цикличному принципу, она предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Нарушения речи у большинства обучающихся 7 класса в данном учреждении носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

– недостаточная сформированность связной речи, связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны (в рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями; связные тексты состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения);

Одним из условий, способствующих эффективности программы, является логопедическое воздействие, направлено не только на один изолированный дефект, а на речевую систему в целом.

Рабочая программа логопедических занятий 7 класса специальной (коррекционной) школы.

Логопедическая работа в школе специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Содержимое разработки

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Специальная коррекционная школа-интернат р.п. Квиток»

Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на педагогическом совете заместитель директора директор школы

протокол №____от_____ по УВР__________С.В. Тынина ______________П.Д. Маслий

________ _________2016 г. _____________________2016 г. ____________________2016 г.

по предмету (курсу и т.д.): Логопедия

класс: 7 класс специальной (коррекционной) школы

кол-во часов: 68 часов в год

учитель-логопед: Ситникова Марина Николаевна

2016-2017 учебный год

Общая характеристика программы

Логопедическая работа в школе специальной коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа, «Программа логопедических занятий для воспитанников 7х классов специальной (коррекционной) школы» имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

– системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного, своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при разработке программы использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С Певзнер.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организация работы по программе

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. Занятия с группой 7 класса проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 7 классе лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия могут входить:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом;

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Содержание изучаемого курса

7 класс (68 часов)

Обследование – 4 часа.

Гласные первого и второго ряда – 8 часов.

Дифференциация звонких и глухих согласных – 17 часов.

Адаптированная рабочая учебная программа по логопедии специальной (коррекционной) школы-интерната, 1 класс

Адаптированная рабочая учебная программа

на 2018-2019 учебный год

Составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Программу составила: учитель – логопед М.А.Гузий

(Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)

I . ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

  • Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

«Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

4. Учебного плана ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1» .

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в школе.

Логопедическая работа в школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:

– недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

– аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

– нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для программы послужила программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

-обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звука- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.

Программа включает в себя разделы:

1) коррекция звуковой стороны речи;

2) формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи обучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой – подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных приёмовисправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1) формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2) совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

3) совершенствование связной речи.

В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи обучающихся воспитанников с ОВЗ требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения предусмотрены часы логопедических занятий. Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов.

Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из воспитанников одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20-30 минут.

Занятия с группой 1 класса проводятся 2 раза в неделю.

Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта воспитанников. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

В структуру занятия входит:

– упражнения для развития артикуляционной моторики;

– упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

– коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

– формирование фонематических процессов;

– работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

– работа над предложением, текстом.

– обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

С одержание рабочей программы

Звуковая сторона речи

-развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;

-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;

– последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);

-развитие фонематических процессов;

-формирование прочных звукобуквенных связей;

-понятия «звук» и «буква». Алфавит;

-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;

– разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я .(Смягчающая роль ь);

– различение шипящих ч, щ, ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);

-дифференциация звонких и глухих согласных.

различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка

правописания путём изменения формы слова;

– родственные слова. Корень слова;

– различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м).

Лексика- грамматическая сторона речи.

-название предметов и явлений;

– расширение круга собственных имён;

– сравнение предметов, их классификация;

– слова, обозначающие действие предметов;

-умение находить в тексте слова, обозначающие действия предметов;

-практическое усвоение согласование прилагательных с существительными;

-обогащение словаря (согласно развитию детей);

-употребление в речи простых предлогов;

-простое распространённое предложение. Установление связи между словами в предложениях по вопросам;

-составление и запись рассказа по серии картинок, по сюжетной картинке и подробному вопроснику, восстановление несложного дифференцированного текста по вопросам.

Вся работа ведётся на лексическом материале:

Времена года, сад, осень, овощи, фрукты, ягоды, село, поле, огород, инвентарь, комната, мебель, посуда, одежда, обувь, комнатные растения, деревья, дикие птицы, птицы перелётные, птицы зимующие, насекомые, домашние птицы, зима, зимние забавы, зимняя обувь, зимний лес, дикие животные, домашние животные, семья, профессии, орудия труда, транспорт, школа, класс, школьные мастерские, инструменты, весна, праздники.

Виды и формы организации учебного процесса:

Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Занятия : традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщения изученного материала), нетрадиционные занятия (экскурсии, викторины, утренники и т.д.)

Формы работы на занятии : групповая работа, подгрупповая работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения : игровые; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.

Виды и формы контроля:

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, подгрупповой, групповой. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль логопеда за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.

Методы контроля : устный опрос, письменные работы.

включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

· развитие мелкой моторики и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция – развитие памяти;
· коррекция – развитие внимания;
· формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности принятия решения;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;

· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Информация о количестве учебных часов.

Рабочие программы для логопеда

Разработки занятий для логопеда [52]Презентации для логопеда [97]
Разное для логопеда [15]Рабочие программы для логопеда [10]

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция артикуляторно-акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных артикуляторно-акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция оптической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой “Коррекция оптической дисграфии и школьный логопункт”. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных оптической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза у младших школьников “большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция аграмматической дисграфии у младших школьников ” большей частью основывается на методических разработках Е.В. Мазановой Коррекция аграмматической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных аграмматической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа “Коррекция акустической дисграфии у младших школьников” большей частью основывается на книгах Е.В. Мазановой Коррекция акустической дисграфии и школьный логопункт. Подходит как для полного прохождения курса так и для коррекции конкретных нарушений письменной речи обусловленных акустической дисграфией.

Целевая аудитория: для логопеда

Рабочая программа составлена на основе авторских программ Е.В. Мазановой «Коррекция акустической дисграфии»,
« Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза», «Коррекция аграмматической дисграфии».
Данная рабочая программа направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся, нуждающихся в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявление, предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков устной и письменной речи.
Цели рабочей программы
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
 предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи;
 преодоление отклонений в речевом развитии и проведение коррекционной работы по профилактике всех видов дисграфии и дислексии учащихся для дальнейшей их социализации;
 создание специальных условий обучения и воспитания, учитывающих особые образовательные потребности учащихся с речевыми нарушениями, посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
 формирование элементарной лингвистической компетенции.

Рабочая программа по логопедии для 1-7 классов Учитель-логопед Божкова Л. В

НазваниеРабочая программа по логопедии для 1-7 классов Учитель-логопед Божкова Л. В
страница1/9
Дата публикации03.04.2013
Размер1.43 Mb.
ТипРабочая программа

odtdocs.ru > Химия > Рабочая программа

Т

Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим объединением учителей начальных классов: протокол от 30.08.2012 г. №1

Руководитель МО _______ (Е.В. Осипова)

Приложение 1

к приказу от 01. 09 .2012 г. № 90

Директор школы-интерната _____(Е.Е. Воеводина)

амбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Знаменская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
^ Рабочая программа

Учитель-логопед Божкова Л.В.

2012/2013 учебный год.

Особенности проявлений речевого недоразвития обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с нарушениями речи испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевых функций и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью:

  1. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
  1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков).
  2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому сходству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

ЦелиЗадачи
1Коррекция нарушений в устной речи.-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

-развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям и аффиксам, различению грамматических форм;

-развивать диалогическую и монологическую речь.

2Предупреждение нарушений в письме, в развитии письменной речи.

Коррекция нарушений в письме, в развитии письменной речи.

Развитие и совершенствование мысле-рече-языковой деятельности.

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения.

3Развитие познавательной деятельности.

Развитие мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое).

Развитие восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое).

Развитие памяти (двигательной, образной, словесно-логической).

Развитие произвольного внимания.

-учить соотносить условия задачи с их требованиями;

-формировать обобщенные и систематизированные представления об окружающей действительности;

-формировать понятия о причинно-следственных связях, временных отношениях, представления о количестве, пространстве;

-учить выделять признаки предметов на основе цвета, формы, величины;

-учить сравнению предметов по определенным признакам;

-учить классифицировать, обобщать предметы;

-развивать динамический и кинестетический праксис;

-развивать зрительный, слуховой контроль.

4Преодоление эмоционально-поведенческих расстройств.-способствовать предупреждению негативизма, эмоционального дискомфорта, тревоги;

-развивать словесную регуляцию поведения.

Базовая коррекционная программа по логопедии для детей с нарушениями письма и чтения и соответствующие учебники в настоящее время отсутствуют.

Рабочая программа по логопедии составлена на основе программ под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида:

— Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 1999.

— Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Сб.1. Под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000

с использованием научно-методической литературы по коррекции нарушений устной и письменной речи.

В представленной универсальной целостной системе логопедической работы в школе ведущее значение принадлежит устранению недостатков и автоматизации произношения, развитию внимания к звуковой стороне речи и формированию речевого слуха и полноценного фонематического анализа и синтеза. В дальнейшем акценты в работе смещаются на развитие лексико-грамматического строя речи, формирование самостоятельной связной устной и письменной речи. В графе «Наименование раздела» отражены традиционные направления работы логопеда: звуковая сторона речи и фонематические процессы, лексико-грамматический строй речи, работа над предложением и связной речью. В связи с тем, что речевое недоразвитие сопровождается, как правило, недостатками внимания, расстройствами двигательной сферы, снижением познавательной активности и т.п., в программу включены и такие важные разделы, как развитие неречевых процессов, общеучебных умений и навыков обучающихся.В графе «Содержание учебного материала» представлены основные направления взаимосвязи работы над устной и письменной речью по каждому классу. Вся коррекционная работа строится циклически, с постоянным возвращением к ранее усвоенному содержанию, что позволит добиться прочного овладения материалом и автоматизации навыков.В графе «Ожидаемый результат» представлен предполагаемый уровень усвоения материала обучающимися и выход на программные знания, умения и навыки по родному языку (на основе государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму образования в коррекционном учреждении).

Рабочая программа рассчитана на общее По календарному графику учебных часов

количество учебных часов в год

1 класс –132 часа ( 4 часа в неделю) 1 класс – 127 часов (16 часов логопедическое обследование)

2 класс – 136 часов (4 часа в неделю) 2 класс – 131 часов (16 часов логопедическое обследование)

3 класс – 136 часа (4 часа в неделю) 3 класс – 130 часов (16 часов логопедическое обследование)

4 класс – 102часа (3 часа в неделю) 4 класс – 97 часа (12 часов логопедическое обследование)

5 класс – 102 часа (3 часа в неделю) 5 класс – 98 часа (12 часов логопедическое обследование)

6 класс – 68 часов (2 часа в неделю) 6 класс – 65 часов (8 часов логопедическое обследование)

7 класс –68 часов (2 часа в неделю) 7 класс – 63 часов (8 часов логопедическое обследование)

Коррекционная работа проводится в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием технологии личностно ориентированного развивающего обучения.

Содержание учебного материала рабочей программы способствует решению следующих основных задач:

  • ликвидировать проявления речевой патологии;
  • содействовать усвоению программы по родному языку;
  • сформировать коммуникативные и лингвистические компетенции обучающихся;
  • сформировать когнитивные и общеучебные навыки.

1 класс (111 часов)

Наименование разделаСодержание учебного материала^ Ожидаемый результат (что должны знать и уметь обучающиеся)
Звуковая сторона речи.

Фонематические процессы

Развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания.

Постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структуры.

Последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте):

– гласные звуки [а], [у], [о], [ы], [и], [э]. Их обозначение буквами;

-гласные буквы е, ё, ю, я в различных позициях (в начале слова, после гласного, после согласных);

– согласные звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие; обозначение звуков буквами.

Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза. Формирование прочных звукобуквенных связей.

Автоматизация слогослияния, развитие навыка осознанного чтения.

Выделять звуки из слова, правильно их произносить, проводить анализ артикуляции.

Различать гласные и согласные звуки и буквы. Правильно обозначать буквы на письме.

Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком.

Обозначать на письме буквами звонкие и глухие согласные в сильных позициях.

Проводить слоговый анализ, выделять ударный слог, переносить слова по слогам.

Проводить звуко-буквенный анализ доступных слов.

Правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Лексико-грамматический строй речиУточнение и расширение словаря по основным лексическим темам: «Органы речи», «Части тела», «Семья», «Дом», «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Школа, класс», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Труд людей»,»Домашние и дикие животные», «Праздники и даты».

Ознакомление со словами, обозначающими предметы, признаки, действия.

Практическое усвоение грамматических категорий (через игровые задания и упражнения, без усвоения языковедческой терминологии).

Знать словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам. Активизировать через речевую практику усвоенную лексику.

Понимать, подбирать и называть слова, обозначающие название предметов, их признаки, действия.

Согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, образовывать новые слова (практические навыки).

Понимать назначение речи: слово, предложение, текст – единицы речи.

Работа над предложением и связной речьюИнтонация в предложении.

Усвоение модели простого двусоставного предложения: существительное + глагол. Главные слова в предложении: Кто? Что делает?

Распространение простого двусоставного предложения по моделям и вопросам (р.п., д.п., т.п., п.п). Их анализ – постановка вопросов. Установление связи между словами. Обучение первоначальному навыку связного высказывания.

Пересказ по вопросам, частям, выборочный.

Рассказ по личным наблюдениям, сюжетным картинкам, серии картинок.

Усвоить понятие предложения из двух или нескольких слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Составлять модель простого двусоставного предложения.

Уметь распространять предложение по моделям и вопросам.

Правильно оформлять предложение на письме (большая буква в начале, точка – в конце).

Пересказывать сказку, рассказ. Составлять простой текст из 3-5 предложений на заданную тему.

Неречевые процессыРазвитие всех форм восприятия, слухового и зрительного внимания. Развитие свойств внимания (переключение, устойчивость, концентрация, распределение).

Закрепление временных и пространственных представлений.

Развитие общей и мелкой моторики, мыслительных операций (анализ, классификация, сравнение, обобщение).

Знать времена года, дни недели, части суток.

Определять пространственные направления и обозначать их вербально.

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Классифицировать предметы по заданному признаку.

Развитие общеучебных умений и навыков.Формирование учебно-организационных умений (подготовка рабочего места, материала, обязанности дежурного).

Развитие умения воспринимать инструкции и действовать четко и последовательно в соответствии с ее указаниями. Учить выделять главное.

Формирование умения вести диалог с учителем.

Готовить свое рабочее место и материал к занятию. Убирать рабочее место по окончании занятия.

Воспринимать инструкции педагога и действовать последовательно по их выполнению.

Уметь выделять главное.

Вести учебный диалог. Отвечать на вопросы полным предложением.

Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов

Марина Медведева
Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов

Рабочая программа по логопедии для обучающихся 6 классов

Составила: Медведева М. А.

учитель логопед

2. Пояснительная записка

Логопедическая работа в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны, связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой, требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнении. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы вкоррекционной общеобразовательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетических близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравниваются звучание, артикуляция двух звуков, устанавливаются их сходства и различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (Л. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин). это необходимо для того, чтобы от наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем В процессе логопедической работы широко используются схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, разрезная азбука, игровые упражнения, технические средства.

Программа разработана мною, учителем логопедом коррекционной школы. Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Цель программы:

коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Задачи программы:

-корригировать артикуляционные нарушения, формировать правильное звукопроизношение;

-развивать фонематическое восприятие, фонемный анализ, синтез;

-развивать понимание речи;

-расширять, уточнять и активизировать словарный запас;

-учить словоизменению и словообразованию различных частей речи по грамматическим категориям;

-развивать диалогическую и монологическую речь

-формировать правильный навык письма, чтения;

-развивать письменную речь как форму общения;

-способствовать усвоению языка как средства общения

3. Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны уметь:

-согласовывать слова в словосочетании и предложении;

-пользоваться различными предлогами в устной и письменной речи,различать предлоги и приставки;

-определять тему рассказа, основную мысль текста;

-составлять план связного высказывания;

-конструировать повествовательное сообщение;

-проверять написание звонких и глухих согласных путем изменения формы слова или подбора родственных слов;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение, предложение с обращениями;

работать с планом текста, озаглавливать текст, выделять его тему и главную мысль.

Обучающиеся должны знать:

-правильную артикуляцию и произношение звуков, соотношение их с соответствующими буквами;

-дифференциацию твердых и мягких, глухих и звонких согласных звуков;

-однокоренные слова, морфемный анализ слов;

-дифференциацию приставок и предлогов;

-лексическое значение слов.

Рабочая программа рассчитана на

количество учебных часов в неделю

6класс – 2 часа

общее количество учебных часов в год

6класс – 69 часов

количество учебных часов для логопедического обследования

в начале года (01.09.-03.10) в конце года (24.04.-30.05)

6 класс – 10 часов 6 класс – 10 часов

4. Содержание программы учебного курса.

Обследование. Звук и буква. Звуки и буквы М-Н. Звуки и буквы Б-П. Звуки л, л,. Буква Л. Дифференциация звуков «в-ф».Дифференциация звуков «д-т».Дифференциация звуков «б-б,».

Дифференциация звуков «щ-с-с,».Дифференциация звуков «з-с,з,-с,».Дифференциация звуков «б-б,».Дифференциация звуков «ж-ш».Дифференциация звуков «ч-т».Дифференциация звуков «ц-с».Буква ь (мягкий знак).Звуки «в-в,». Буква В. Предложение. Связная речь. Работа с повествовательным предложением. Работа с вопросительным предложением. Дифференциация предложений по цели высказывания. Интонация речи. Повторение по теме «Предложение».

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Слова. Однокоренные слова. Родственные слова. Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов. Состав слова. Слог. Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. Предлоги. Предлоги В-НА. Предлоги НА-НАД. Предлоги В-ИЗ. Дифференциация приставок и предлогов. Правописание слов с корнем –вод-.Правописание слов с корнем -лис-.Имя существительное. Образование мн. числа существительных. Практическое употребление сущ. в единственном и мн. числеИ. п. Слова обозначающие признаки предметов. Согласование прилагательных с существительными в числе. Словоизменение прилагательных.

Знакомство со словами, обозначающими действия предмета. Слова-действия. Развитие речи: «Волшебница –вода».Текст. Опорные слова. Составление и запись рассказа по опорным словам. Описание любимого животного по данному плану и опорным словам. Пересказ связного текста. Обследование.

5. Учебно–методические средства обучения.

В. С. Кукушин. Логопедия в школе: Практический опыт. -М.:ИКЦ «МарТ»,2005.-368с.

Е. Ф. Архипова. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. -М.: АСТ: Астрель,2008.-254с.

Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.:ТЦ Сфера, 2009.-128с.

Е. В. Мазанова. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда-2-е издание,испр. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.-128с.

Е. В. Мазанова. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов-М.: Издательство «ГНОМ и Д»,2007.-88с.

Л. И. Гайдина,Л. А. Обухова. Логопедические упражнения:Исправление нарушений письменной речи:1-4 классы. -М.:ВАКО,2008.-112с.

Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/под ред. Л. С. волковой. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-703с.

.6. Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий в 6 классе

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примечание

I четверть 18 ч.

1-10 1. Обследование 1 3.09-3.10 2.09-2.10

Звуки и буквы 16ч.

11 1. Звук и буква 1 8.10 7.10

12 2. Звуки и буквы М-Н 1 10.10 9.10

13 3. Звуки и буквы М-Н 1 15.10 14.10

14 4 .Звуки и буквы Б-П 1 17.10 16.10

15 5. Звуки л, л,. Буква Л. 1 22.10 21.10

16 6. Дифференциация звуков «в-ф» 1 24.10 23.10

17 7. Дифференциация звуков «д-т» 1 29.10 28.10

18 8. Дифференциация звуков «б-б,» 1 31.10 30.10

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

II четверть 14ч.

19 9. Дифференциация звуков «щ-с-с,». 1 12.11 13.11

20 10. Дифференциация звуков «з-с,з,-с,». 1 14.11 18.11

21 11. Дифференциация звуков «б-б,». 1 19.11 20.11

22 12. Дифференциация звуков «ж-ш». 1 21.11 25.11

23 13. Дифференциация звуков «ч-т». 1 26.11 27.11

24 14. Дифференциация звуков «ц-с». 1 28.11 2.12

25 15. Буква ь (мягкий знак) 1 3.12 4.12

26 16. Звуки «в-в,». Буква В. 1 5.12 9.12

27 1. Предложение. Связная речь 1 10.12 11.12

28 2. Работа с повествовательным предложением 1 12.12 16.12

29 3. Работа с вопросительным предложением 1 17.12 18.12

30 4. Дифференциация предложений по цели высказывания 1 19.12 23.12

31 5. Интонация речи 1 24.12 25.12

32 6. Повторение по теме «Предложение». 1 26.12

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

III четверть 20ч.

Состав слова 14ч.

33 1. Звукобуквенный анализ и синтез слов 1 14.01 13.01

34 2. Слова. Однокоренные слова. 1 16.01 15.01

35 3. Родственные слова 1 21.01 20.01

36 4. Словообразование. Образование слов при помощи суффиксов 1 23.01 22.01

37 5. Состав слова. 1 28.01 27.01

38 6. Слог. Слоговой анализ и синтез. 1 30.01 29.01

39 7. Деление слов на слоги 1 4.02 03.02

40 8. Предлоги 1 6.02 05.02

41 9. Предлоги В-НА 1 11.02 10.02

42 10. Предлоги НА-НАД 1 13.02 12.02

43 11. Предлоги В-ИЗ 1 18.02 17.02

44 12. Дифференциация приставок и предлогов 1 20.02 19.02

45 13. Правописание слов с корнем

–вод- 1 25.02 24.02

46 14. Правописание слов с корнем

-лис- 1 27.02 26.02

Имя существительное 2ч.

47 1Имя существительное. Образование мн. числа существительных 1 04.03 03.03

48 2. Практическое употребление сущ. в единственном и мн. числе И. п. 1 06.03 05.03

Имя прилагательное 4ч.

49 1. Слова обозначающие признаки предметов 1 11.03 10.03

50 2. Согласование прилагательных с существительными в числе 1 13.03 12.03

51 3. Словоизменение прилагательных 1 18.03 17.03

52 4. Словоизменение прилагательных 1 20.03 19.03

п/п Темы занятий Часы учебного времени 6А 6Б Примеч.

IV четверть 17ч.

53 1. Знакомство со словами, обозначающими действия предмета 1 01.04 02.04

54 2. Слова-действия 1 03.04 07.04

Развитие речи 5ч.

55 1. Волшебница -вода 1 08.04 09.04

56 2. Текст. Опорные слова. 1 10.04 14.04

57 3. Составление и запись рассказа по опорным словам 1 15.04 16.04

58 4. Описание любимого животного по данному плану и опорным словам 1 17.04 21.04

59 5. Пересказ связного текста 1 22.04 23.04

60 9.1. Обследование 1 24.04-29.05 28.04-28.05

Логопедическая работа с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Проект «На пути к успеху» Логопедический проект «На пути к успеху» Аннотация проекта: Проект разработан для детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Читайте также:  НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме 'Цирк'
Ссылка на основную публикацию